Жан Шуан
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( январь 2024 г. ) |
Жан Коттеро , более известный под псевдонимом Жан Шуан ( Французское произношение: [ʒɑ̃ ʃwɑ̃] ; Сен-Бертевен , 30 октября 1757 г. [1] — Olivet , 18 июля 1794), французский роялист и контрреволюционер во времена Шуаннери . [2]
Жан был вторым из четырех братьев (Пьера, Жана, Франсуа и Рене). Его прозвище пришло от отца, который с любовью называл его чоан («молчаливый»). Другие говорят, что его прозвище произошло от имитации крика коричневой совы ( chouette hulotte ), который он обычно использовал в качестве сигнала узнавания. [3] Менее лестно то, что молодые товарищи Жана прозвали его «мальчиком-лжецом» ( le Gars mentoux или le garçon menteur ). [4]
1926 года Люитца-Мората В фильме «Жан Шуан» сыграл Морис Лагрене Шуана в главной роли.
Надежность источников
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2015 г. ) |
Большая часть биографического материала о Жане Шуане основана на работе Жака Дюшемена де Сепо , написанной в 1825 году по просьбе короля Карла X , который правил Францией с 1824 по 1830 год. Сепо считался роялистом. является партийным, и утверждения, которые он представляет, могут быть необоснованными или зависеть от его предполагаемой предвзятости. Поэтому история Жана Шуана, скорее всего, могла состоять больше из легенд о революции, чем из фактов. Устойчивость легенды можно объяснить тем, что ее постоянно поддерживала небольшая фракция католиков и роялистов- легитимистов , которые продолжают действовать до сих пор.
Присутствие Шуана в истории по большей части бесплодно, а архивы, даже принадлежащие аристократам, проживающим в этом регионе, указывают на то, что он был совершенно неизвестен до реставрации Бурбонов в 1814 году. Одно можно сказать наверняка: республиканцы, пытаясь подавить восстание, способствовал рождению легенды. Имя Жан Шуан на самом деле могло быть придумано республиканскими властями, которые не смогли назвать истинных лидеров восстания против собственной революции 1789 года , революции, которая свергла королевский дом Бурбонов в первую очередь .
Во многих материалах Жана Шуана есть воспоминания о Робин Гуде и его веселых людях . Шуан был романтическим героем, который с небольшой группой преданных последователей, живущих в лесу, совершал отважные набеги на ненавистный режим. Насколько это романтическая легенда, а что — исторические факты, вероятно, всегда будет предметом споров. Эти сказки, правдивые они или нет, оказались богатым источником литературного вдохновения. В частности, Оноре де Бальзак опирался на эту историю при написании последнего из серии своих романов « Человеческая комедия» — произведения под названием « Шуаны ». Тем не менее следует помнить, что существует история, бесспорно правдивая, связанная с фигурой Жана Шуана; это история кровавой и дорогостоящей гражданской войны на западе Франции.
Происхождение
[ редактировать ]Пьер Коттеро, лесоруб и производитель деревянной обуви ( сабо ), жил со своей женой Жанной Коттеро (урожденной Жанной Муэне) в качестве арендатора на ферме La Closerie des Poiriers (буквально «огрушевый сад»), ферме на полпути между деревни Сен-Уэн-де-Туа и Бургнеф-ла-Форе в Майенне, Франция . («Вольер» на самом деле представляет собой небольшую ферму, обычно площадью менее двадцати акров, а название происходит от необходимости фермеров ограждать свои владения заборами или живой изгородью, чтобы не допустить проникновения крупного рогатого скота, овец и других домашних животных). свободен.) Право аренды на этот участок земли было заключено семьей Мойне около 1750 года.
Коттеро-старший, как и его отец до него, зарабатывал на жизнь своей семье тем, что пересекал лесистые районы западной Франции, от леса между Мондевером и Ле-Пертром до леса Консиз , валя деревья, складывая и приправляя древесину, а также заготавливая ее. деревянные туфли, которые он продавал в деревнях Майенны.
Из местных приходских регистров, особенно прихода Оливе, где располагалась Клозери де Пуарье, ясно, что на протяжении второй половины восемнадцатого века этот регион находился в глубоком экономическом кризисе. Например, в нескольких записях о рождении есть пометка «né sur la Lande» (родившийся на земле), указывающая на то, что родители ребенка, вероятно, были случайными рабочими, спящими без работы. Нищета кузнецов в Пор-Брийе , принадлежавших принцу Тальмон-Сен-Илеру Антуану Филиппу де ла Тремуйлю , была настолько велика, что они приняли участие во Французской революции , вступили в Национальную гвардию и стали ярыми патриотами-республиканцами. Аналогично вели себя рабочие в Ла Брюлатте .
Семья Коттеро происходила из рода купцов, нотариусов и священников, и, в отличие от большинства своих соседей, Пьер был грамотным и респектабельным. Однако его дети были жестокими, сварливыми, ленивыми и решительно невежественными.
Без сомнения, длительное отсутствие отца, рубка леса в отдаленных лесах, резьба по обуви, продажа сабо на обширной территории Майенны лишили детей Котто авторитетной фигуры. Кроме того, поскольку их мать была неграмотной, что было обычным явлением в то время, дети Коттеро также в основном не получали образования. Их отец умер в 1778 году, когда Жану Шуану был двадцать один год. Пьер младший, единственный старший брат Жана, называл себя диверсантом, как и его отец, но он не был ни таким умелым, ни таким трудолюбивым, как его отец. Чтобы выжить, все шестеро Коттеро, четыре брата и две сестры, стали заниматься контрабандой соли.
До 1790 года габель была очень непопулярным налогом на соль. Традиционно Франция состояла из совокупности регионов, бывших герцогств , княжеств или независимых королевств , большинство из которых пользовались длительными периодами суверенитета, периодами, когда они были практически полностью отделены политически от остальной Франции. Хорошо известными примерами регионов являются Нормандия , Бургундия , Бретань и Аквитания . В результате исторического развития объединенной Франции в этих регионах были разные ставки налога на такие товары, как соль.
Всякий раз, когда между двумя соседними юрисдикциями возникает разница в ценах или налогах, возникает контрабанда. Например, Ла Круасиль — город в департаменте Майенн, который в восемнадцатом веке был (и остается) частью региона Мэн , региона с высоким налогом на соль. , расположенный за рекой Вилен Соседний город Принсе , в отношении соли находился в безналоговой зоне Бретани . Огромная разница между ценами на соль в двух городах вызвала активную контрабанду: соль, купленную по дешевке в Бретани, переправлялась через реку и продавалась по высокой цене в Майенне. В долине Вилен кипела постоянная партизанская война между таможенниками и контрабандистами соли.
Те, кто участвовал в этой торговле с целью уклонения от уплаты налогов, были известны как «ложники». Термин «ложная соль» относился к преступным попыткам ложно представить соль, облагаемую низким налогом, как соль, которая уже облагалась высоким налогом. Безоружный человек, пойманный «ложным посолом», подлежал осуждению на галеры и высылке; по закону вооруженный лжесолтер мог быть казнен. ) было депортировано 585 контрабандистов соли Между 1730 и 1743 годами в Новую Францию ( Квебек .
Жан Шуан и его братья Франсуа и Рене активно занимались такого рода торговлей, и, хотя они хорошо знали территорию, включая все места в лесах приграничья, где могла быть спрятана незаконная соль, их остановили на несколько поездок с контрабандой и едва избежал ареста.
Помимо контрабандной деятельности, Коттеро вели ряд теневых предприятий в лесах Мизедона , окружающих их дом в Клозери де Пуарье. Незадолго до 1780 года Жан Коттеро в компании своего брата Рене и нескольких других пил самогонный спирт в лесу, в нарушение законов Оливе, когда их застали врасплох два местных констебля, Пьер Берито и Жан Гиттон. Завязалась драка. Когда все закончилось, хирург из Лаваля заявил, что один из двоих был настолько серьезно ранен, что не выдержал транспортировки в больницу. Вместо этого его перевезли в гостиницу в Сен-Уэн-де-Туа, где он оставался несколько недель. Семьям Коттеро, представшим перед коллегией адвокатов , было приказано оплатить лечение раненого, а также его проживание и питание в течение периода его заключения.
Этот эпизод был лишь одним из большого количества проступков, совершенных Джином и его братьями. Бандитским Коттеро за несколько лет удалось ранить или покалечить почти всех своих соседей, обычно по бессмысленным причинам, и, неизбежно, один или несколько из них были привлечены к суду и вынуждены выплатить компенсацию своим жертвам, чтобы избежать тюремное заключение или депортация. Это разорило семью финансово.
До Французской революции
[ редактировать ]В 1780 году, когда ему было двадцать три года, Жан Шуан был объявлен в розыск. Его преследовали за то, что он избил человека по имени Марше, который, как он подозревал, сообщил властям о своей деятельности по контрабанде соли. Его разыскивали и за более серьезное преступление: вместе со своим другом Жаном Круассаном Шуан якобы убил таможенного агента Оливье Жагу неоднократными ударами дубинкой в гостинице Сен-Жермен-ле-Фуйу .
Приговоренный к смертной казни заочно , его казнь состоялась в виде чучела вместе с казнью его сообщника Жана Круассана. [5] Он скрылся, сбежав из района, где был хорошо известен, и записался под вымышленным именем в 37-й пехотный полк в Тюренне в центральной Франции. Другие источники указывают, что его мать, подозревая, что он был похищен короной и заключен в тюрьму (или казнен), отправилась в Версаль просить у короля прощения. Это сомнительно. [6] Фактически возможность того, что Шуан уже находился под стражей, противоречит тому факту, что судебное разбирательство, возбужденное против него в 1780 году, было возобновлено в 1785 году. Из семейных воспоминаний и документов, собранных Жаком Дюшеменом Сепо, он пришел к выводу, что Жан Шуан провел свое отсутствие в отдаленном гарнизоне королевской армии. [7]
Жан Шуан был арестован 18 мая 1785 года в Бурньёф-ла-Форе . На допросе он отрицал свою причастность к убийству таможенника, но его все равно приговорили к году лишения свободы. Ему повезло больше, чем его другу Жану Круассану, которого задержали, судили и осудили ранее. Шуан не был допрошен с ключевыми свидетелями; некоторые были мертвы, другие отреклись от своих показаний, а третьих освободили от дачи показаний. Таким образом, прокурор Анжубо-Ларош не смог собрать веское дело, и когда оно рассматривалось 9 сентября 1785 года, результатом стал неутешительный приговор - один год тюремного заключения.
Освобожденный 9 сентября 1786 года, Шуан был немедленно передан в склад Мендисите в Ренне на основании указа от 2 августа 1786 года, где он пробыл три года. [8] После освобождения он устроился на работу слугой в дом Мари Ле Бурдэ, вдовы Алексиса Оливье, двоюродного брата, который тогда жил в родном приходе Шуана в Оливе. Сыном вдовы был священник Алексис Оливье, поэтому Шуан вел себя полуреспектабельно, что помогало отклонить любые новые подозрения относительно его преступного характера. [9]
Недовольство
[ редактировать ]Французская революция разразилась в 1789 году, и вскоре стало очевидно, что победившие республиканцы намеревались не только свергнуть монархию, но и пересмотреть отношения между государством и Римско-католической церковью. ) приняло законы, призванные Новое Национальное учредительное собрание ( Assemblée constituante реформировать Церковь и постепенно подорвать ее традиционные полномочия и прерогативы. Например, 11 августа 1789 г. была отменена десятина. 2 ноября 1789 года собственность католической церкви, в основном сельскохозяйственные угодья и другая недвижимость, предназначенная для получения церковных доходов, была национализирована. 13 февраля 1790 г. были запрещены монашеские обеты, а все церковные ордена и общины были распущены, за исключением тех, которые занимались обучением детей и уходом за больными. 19 апреля 1790 г. управление всем оставшимся церковным имуществом было передано государству.
Последним штрихом стала Гражданская конституция духовенства ( Constitution Civile du Clergé ), принятая 12 июля 1790 года, которая полностью подчинила Римско-католическую церковь во Франции французскому правительству. В дальнейшем епископы (известные как конституционные епископы) и священники должны были избираться на местах, а те, кто голосовал, «выборщики», должны были подписать присягу, подтверждающую их верность конституции. Не требовалось, чтобы избиратели были католиками, поэтому это создавало ироническую ситуацию, когда протестанты и евреи могли номинально выбирать католических священников и епископов. Согласно Гражданской конституции, новые епископы должны были присягать на верность государству гораздо сильнее, чем когда-либо в соответствии с какой-либо преобладающей религиозной доктриной.
С начала 1791 года священники-помещики были изгнаны из своих приходов, а на их место пришли выборные священники, не имеющие имущества, присягнувшие Гражданской конституции. [10] Что еще более важно, имущество духовенства и другое имущество, находившееся в собственности Церкви на протяжении веков, было выставлено на продажу с целью пополнения казны царской казны, что, как стало болезненно очевидным во время кризиса Генеральные штаты были практически пусты. [11]
Естественно, реакция на эти новые законы была сильной и разнообразной. Значительное число французских граждан искренне одобрили, и даже реформистская фракция внутри Церкви не смогла придраться к некоторым мерам, особенно к тем, которые лишали Церковь права продолжать действовать как бизнес, а не как духовное учреждение. Другие были категорически, даже яростно, против. Как и следовало ожидать, те, кто ненавидел церковные реформы, были также теми, кто наиболее упорно поддерживал монархию. Реакции также различались географически. Интересным индикатором местных настроений стал процент священников, готовых присягнуть на верность новой Конституции. В епархиях под Парижем и на юго-востоке более девяти из десяти священников были готовы принять присягу. С другой стороны, процент присягнувших священников был самым низким в Бретани, в некоторых небольших районах на северо-востоке, а также в Ниме и Тулузе на юге — от одной трети до половины.
Жан Шуан, учитывая его положение уволенного сотрудника аббата Алексиса Оливье, не мог оставаться пассивным.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Его свидетельство о рождении записано в приходской книге Сен-Бертевена (доступно онлайн на сайте Департамента архивов Майенны) следующим образом: «Б. ( крещение ) Жана Коттро. Сегодня, 31 октября 1757 года, он был Его крестил викарий этого прихода, он был законным сыном Пьера, мастера деревянной обуви, и Жанны Муане Коттеро, его жены. Крестными родителями были Пьер Эми, двоюродный брат ребенка, и Мари Круйбуа. двоюродный брат ребенка». Оно было подписано отцом, крестной матерью, «Дж. Ле Бурдэ», возможно, викарий, и «М. Галлот, другой священник.
- ^ Джордж Дж. Хилл, История войны в Вандее и Маленькой Шуаннери (Нью-Йорк: D. & J. Sadlier & Co. nd), стр. 179–180, 182–183. [1]
- ^ Альберт Собул (реж.), Исторический словарь Французской революции , Quadrige/PUF, 1989, стр. 218, запись о "Chouans/Chouannerie" Роджера Дюпюи.
- ↑ В ходе своей деятельности контрабандиста Жан Шуан часто демонстрировал свою смелость. Всякий раз, когда он был запуган или напуган, он имел обыкновение говорить своим товарищам: «Не бойтесь, опасности нет». Эти слова «опасности нет» стали его девизом, и он часто повторял их, иногда без причины. Это объясняет его прозвище «лжец».
- ↑ Приговор гласил: «И будет настоящий приговор упомянутому Коттеро дит Шуану contumax, исполненный с помощью чучела на картине, которое будет прикреплено к указанной виселице исполнителем высшего правосудия».
- ↑ Подойдя к князю, она забыла преподанный ей урок и просила жизни для сына на условиях, вдохновленных ее нежностью. Король помиловал...
- ^ То, что мы не находим ни его фамилии, ни его военного псевдонима в списках в Лилле или где-либо еще, слишком естественно, чтобы мы могли удивляться.
- ^ Это заведение принимало людей из Бретани, Мэна, Нормандии и даже Турени. Однако жители содержались там под стражей только по решению проректора или по приказу короля. Таким образом, Жан Шуан приговорен к тюремному заключению, которое не может отбываться в обычной тюрьме, а только в учреждении социальной реинтеграции. Прочитав список заключенных за 1787 год и обратившись к муниципальным архивам Ренна, мы можем даже сказать, что это был приют для умалишенных.
- ↑ Что касается новообретенной респектабельности Жана Шуэ, то Мари Ле Бурдэ, дочь нотариуса, была женой Алексиса Оливье, также сына нотариуса. Женщина со значительным достатком, она скупала в своем приходе на продажу почти все. Ее сын, отец Алексис Оливье, благодетель Жана Шуана, владел несколькими фермами в Оливете и Женесте . Ее брат Жан Ле Бурдэ, крестный отец Пьера Котро, отца Жана, был купцом. Со стороны его матери, Жанны Муане, в семье были Пьер Анжуэр, священник-викарий прихода Сен-Пьер-ла-Кур , и Николя Муане, священник-викарий Круашиля , имевший много земли. в этом приходе и в приходе Бургон , часть которого была сдана в аренду Жюльену Пинсону и Пьеру Юэ, оба из которых стали известными повстанцами во время Шуаннери , см.
- ^ Фактически священники стали оплачиваемыми государственными служащими, которые должны были посвящать все свое время священническим задачам, что полностью нарушило образ жизни священнослужителей, привыкших жить за счет своей земли.
- ^ Отец Алексис Оливье владел несколькими небольшими фермами и усадьбами в Оливете и Женесте . С конфискацией имущества священник-благотворитель остался без средств к существованию. (Земли духовенства обычно сдавались в аренду арендаторам, причем аренда доставалась тому, кто предлагал самую высокую цену.) Жан Шуан тоже оказался безработным.