Пьер Гаспар Шометт
Пьер Гаспар Анаксагор Шометт | |
---|---|
![]() Пьер Гаспар Анаксагор Шометт | |
Рожденный | 24 мая 1763 г. |
Умер | 13 апреля 1794 г. | (30 лет)
Национальность | Французский |
Альма-матер | Парижский университет |
Научная карьера | |
Поля | Ботаника Политика |
Пьер Гаспар Анаксагор Шометт (англ. Французское произношение: [pjɛʁ ɡaspaʁ anaksaɡɔʁ ʃomɛt] ; 24 мая 1763 — 13 апреля 1794) — французский политик революционного периода , президент Парижской коммуны и сыгравший ведущую роль в установлении режима террора . Он был одним из ультрарадикальных ярых революции, ярым критиком христианства, одним из лидеров дехристианизации Франции . Его радикальные позиции привели к его отчуждению от Максимилиана Робеспьера , он был арестован и казнен.
Биография
[ редактировать ]Ранняя деятельность
[ редактировать ]Шометт родился в Невере , Франция, 24 мая 1763 года в семье сапожников, которые хотели, чтобы он вступил в Церковь. Однако у него не было призвания , и вместо этого он искал счастья в качестве юнги . Лишь дослужившись до звания рулевого , он вернулся в Невер, чтобы изучать свои главные интересы — ботанику и науку. [1] Он также изучал хирургию и совершил долгое путешествие в компании английского врача, исполняя обязанности его секретаря. Затем он стал хирургом в Братьях Шарите в Мулене . [2] Шометт изучал медицину в Парижском университете в 1790 году, но отказался от медицинской карьеры в начале революции. Шометт начал свою политическую карьеру в качестве члена Якобинского клуба, редактируя прогрессивный журнал Revolutions de Paris с 1790 года. [3] Его ораторские способности доказали, что он ценный представитель Клуба Кордельеров и, что более важно, движения санкюлотов в парижских секциях . В августе 1792 года Шометт стал главным прокурором Парижской коммуны ; как член Парижской коммуны во время восстания 10 августа 1792 года ему было поручено посещать тюрьмы с полным правом арестовывать подозреваемых. 31 октября 1792 года он был избран президентом Коммуны и переизбран в Муниципальную 2 декабря того же года.
Президентство Коммуны
[ редактировать ]Его поведение, ораторский талант и тот факт, что его личная жизнь считалась безупречной, - все это сделало его влиятельным, и он был избран президентом Коммуны , защищая муниципалитет в коллегии Национального собрания 31 октября 1792 года. Переизбран. на муниципальных выборах 2 декабря 1792 года ему вскоре были переданы функции прокурора Коммуны, и он своими обращениями к населению Парижа успешно способствовал набору добровольцев в армию . Шометт придерживался решительных антимонархических взглядов. Он возглавил депутацию Коммуны и заявил перед Национальным собранием, что неспособность наказать Людовика XVI за его преступления привела к росту цен и падению ассигната . [4] Кроме того, Шометт придерживался твердого мнения о судьбе Людовика XVI после его падения. Он очень откровенно требовал королевской крови. Тезис Шометта заключался в том, что до тех пор, пока Людовик XVI останется безнаказанным, цены будут оставаться высокими, а дефицит и порождающая их спекуляция, которую он считал делом рук роялистов, останутся беспрепятственными. [5]
Шометт также был ведущим и ярым противником жирондистов . Он был одним из зачинщиков нападений 31 мая и 2 июня 1793 на жирондистов . Шометт и Жак Эбер выступали в качестве обвинителей от имени Трибунала, который судил жирондистов в октябре 1793 года. [6]
Шометт внесла ведущий вклад в установление правления террора . В начале сентября 1793 года в Париже царили страх и волнения из-за цен, нехватки продовольствия, войны и опасений предательства роялистов. 4 сентября Эберт обратился к секциям с призывом присоединиться к Коммуне и обратиться к Национальному съезду с радикальными требованиями. [7] На следующий день под предводительством Шометта и мэра Парижа Паша толпы граждан заполнили Конвент. [8] Шометт встал на стол, чтобы заявить, что «теперь мы имеем открытую войну между богатыми и бедными», и призвал к немедленной мобилизации революционной армии, чтобы пойти в сельскую местность, отобрать запасы продовольствия у накопителей и наказать их. [9] Робеспьер председательствовал на заседаниях Конвента в тот день, и требования Шометта, а также шок, вызванный недавним предательством Тулона британцами, побудили Конвент постановить, что «террор будет повесткой дня». [10]
Роль в дехристианизации Франции
[ редактировать ]Шометт считается одним из ультрарадикальных ярых людей Французской революции. Он потребовал формирования Революционной армии , которая должна была «заставить алчность и алчность отказаться от богатств земли», чтобы перераспределить богатство и накормить войска и городское население. [11] Однако сегодня он гораздо более известен своей ролью в движении дехристианизации . Шометт был ярым критиком христианства, считая его «нелепыми идеями». [12] это «очень помогло [легитимизировать] деспотизм». [13] На его взгляды сильное влияние оказали атеисты и материалисты писатели- Поль д'Гольбах , Дени Дидро и Жан Мелье . Шометт рассматривал религию как пережиток суеверных эпох, не отражавший интеллектуальных достижений эпохи Просвещения . Действительно, для Шометта «церковь и контрреволюция были одним и тем же». [14] Таким образом, он начал оказывать давление на нескольких священников и епископов, чтобы те отреклись от своих должностей. 10 ноября 1793 года Шометт организовала Фестиваль Разума, на котором была изображена Богиня Разума в исполнении актрисы на возвышении в соборе Парижской Богоматери . [15] Он был настолько страстным противником христианства, что в декабре 1792 года даже публично изменил свое имя с Пьера-Гаспара Шометта на Анаксагора Шометта. [16] поясняя: «Раньше меня звали Пьер-Гаспар Шометт, потому что мой крестный отец верил в святых. После революции я взял имя святого, которого повесили за его республиканские принципы». [17] Было высказано предположение, что на его критику также повлияла позиция Церкви в отношении гомосексуальных отношений. [18]
Падение
[ редактировать ]Ультрарадикальные идеи Шометта в области экономики, общества и религии привели его к разногласиям с Максимилианом Робеспьером и влиятельным кругом вокруг него. Вскоре официальное мнение начало поворачиваться против Шометта и его единомышленников -эбертистов . В сентябре 1793 года Робеспьер произнес речь, в которой назвал дехристианизацию аристократической и аморальной. [19] Фабр д'Эглантин , сам находившийся под подозрением, представил отчет Комитету общественной безопасности , в котором утверждал, что Шометт участвовал в антиправительственном заговоре, раскрытом Шабо , хотя Шабо никогда не называл имя самого Шометта. [20]
Ранней весной 1794 года Шометт все чаще становился объектом обвинений в том, что он контрреволюционер. Эбер и его соратники планировали вооруженное восстание с целью свержения Робеспьера, но Шометт вместе с другим лидером санкюлотов Франсуа Анрио отказался принять участие. [21] Когда 4 марта эбертисты были арестованы, Шометта сначала пощадили, но 13 марта он тоже был арестован. [22] Остальные эбертисты были казнены вместе со своим лидером Жаком Эбером 24 марта 1794 года, но Шометт содержался в тюрьме до тех пор, пока не был признан виновным в участии в тюремном заговоре в Люксембургском дворце . Он был приговорен к смертной казни утром 13 апреля и казнен на гильотине в тот же день. Также была казнена его маловероятная группа сообщников, включая Люсиль Демулен , жену недавно казненного Камилла Демулена , Франсуазу Эбер , жену недавно казненного Эбера, Гобеля , бывшего епископа Парижа, Артура Диллона и ряд других заключенных различных типов. . [23]
Радикальная философия
[ редактировать ]Наследие Пьера-Гаспара Шометта в основном состоит из его ультрарадикальной философии, которую даже его коллеги считали чрезмерной. [24] Особенно его убеждения в бесполезности религии были осуждены деистом Робеспьером и большинством других «умеренных» монтаньяров и в конечном итоге привели к его казни.
Обзор Сен-Мартена
[ редактировать ]В 1790 году Шометт рассмотрел работы Луи Клода де Сен-Мартена , французского католического философа, желавшего создать теократическое общество, в котором самые набожные люди будут поручать и руководить остальным населением. Обзор представляет собой обоснованное изложение философии Chaumette. Он критикует идеал Сен-Мартена из-за его сходства с феодальным порядком Франции до революции, в котором правление монарха было узаконено Божественным правом королей . Однако вскоре этот обзор перерастает в гораздо более широкое оскорбление религии. Шометт называет всех христиан «врагами разума». [25] и называет их идеи «смехотворными». [26] Он задается вопросом, «кого больше смущать: того, кто верит, что может обмануть людей в восемнадцатом веке такими фарсами, или того, у кого есть слабость позволить обмануть себя». [27] Он переходит к критике самого понятия свободы воли как конструкции, которая позволяет христианству запрещать определенные «аморальные» действия.
Его критика напоминает Фридриха Ницше , который восемьдесят лет спустя осудил христианство на тех же самых основаниях. Как и Ницше, Шометт подчеркивает большую зависимость от наших инстинктов и больший охват видимого мира, а не озабоченность христианства загробной жизнью. В своей философии он довольно критично относится к людям, заявляя, что «все знают, что люди — это не что иное, как то, что из них делает образование; [... и, таким образом], если кто-то хочет, чтобы они были справедливыми, он должен снабдить их понятиями справедливости, не идеи с седьмого неба [...] потому что источники всего человеческого горя - невежество и суеверия». [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, стр. 31
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, стр. 31
- ^ Джервис, с. 230,
- ^ Граждане, Саймон Шама, Penguin, 1989, с. 652
- ^ Джордан, с. 69
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, с. 379
- ^ Граждане, Саймон Шама, Penguin, 1989, с. 758
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, с. 365
- ^ Граждане, Саймон Шама, Penguin, 1989, с. 758
- ^ Граждане, Саймон Шама, Penguin, 1989, с. 758
- ^ Литл, с. 19
- ^ Шометт, с. 6
- ^ Шометт, с. 101
- ^ Джордан, с. 70
- ^ Джервис, стр. 238–39.
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, с. 311
- ^ Джонс, с. 471
- ^ Герен, Даниэль (1983). Гомосексуализм и революция (на французском языке). Париж: Ветер дороги.
- ^ Террор, Дэвид Андресс, Литтл, Браун, 2005, с. 253
- ^ Террор, Дэвид Андресс, Литтл, Браун, 2005, с. 254
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, с. 409
- ^ Хроника Французской революции, Лонгман, 1989, с. 410
- ↑ Хроника Французской революции, Longman 1989, стр. 416–17.
- ^ Джордан, с. 70
- ^ Шометт, с. 17
- ^ Шометт, с. 6
- ^ Шометт, с. 12
- ^ Шометт, с. 85
Библиография
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Шометт, Пьер Гаспар ». Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 17. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Андресс, Дэвид. Террор. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 2005.
- Шометт, Пьер Гаспар. Ключ книги: ошибки и правда. Хильдесхайм, Германия: Георг Олмс Верлаг, 2004.
- Герен, Даниэль. гомосексуальность и революция, Le vent du ch'min, 1983.
- Джахер, Фредерик Копл. Евреи и нация: революционное освобождение, формирование государства и либеральная парадигма в Америке и Франции. Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета, 2002.
- Джервис, Уильям Хенли. Галликанская церковь и революция. Франция: К. Поль, Тренч и компания, 1882 г.
- Джонс, Колин. Великая Нация. Чикаго: Издательство Колумбийского университета, 2002 г.
- Джордан, Дэвид П. Суд над королем: Французская революция против Людовика XVI. Калифорния: Калифорнийский университет Press, 2004.
- Литл, Скотт Х. «Второй пол». Журнал современной истории Vol. 27, нет. 1 (1955): 14–26.
- Скотт, Джоан Уоллах. «Французские феминистки и права «человека»: декларации Олимпии де Гуж». Историческая мастерская № 28 (осень 1989 г.): 1–21.
- 1763 рождения
- 1794 смерти
- Люди из Невера
- Французские активисты атеизма
- Французские критики христианства
- Французские ботаники XVIII века.
- Французские юристы XVIII века
- Французские политики XVIII века
- Французы казнены на гильотине во время Французской революции.
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Люди эпохи террора
- Французские мемуаристы XVIII века.
- Эбертисты
- Выпускники Парижского университета