Конституция года VIII
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Январь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2015 г. ) |
Конституция года VIII | |
---|---|
![]() Конституция VIII года (1799 г.) | |
Оригинальное название | Конституция VIII года |
Созданный | 22 фримера VIII года (13 декабря 1799 г.) |
Представлено | 24 фримера VIII года (15 декабря 1799 г.) |
Отменен | 16 термидора X года (4 августа 1802 г.) |
Расположение | Французский национальный архив |
Автор(ы) | Первоначально Эммануэль Жозеф Сийес , позже был делегирован Дауну. |
Заменяет | Конституция 5 фруктидоров, год III (Конституция Директории ) |
Конституция VIII года ( фр . Конституция de l'an VIII или фр . Конституция du 22 frimaire an VIII ) — национальная конституция Франции республиканского , принятая 24 декабря 1799 года (в течение VIII года французского календаря ), которая установила форма правления, известная как Консульство . Переворот 9 ноября 1799 г. ( 18 брюмера ) фактически передал всю власть Наполеону Бонапарту и, по мнению некоторых, положил конец Французской революции .
После переворота Наполеон и его союзники узаконили свое положение, разработав конституцию, которая, по словам Наполеона, была «короткой и неясной». [1] [2] Конституция специально предусмотрела должность Первого консула, чтобы дать Наполеону большую часть полномочий диктатора . Это была первая конституция после революции 1789 года без Декларации прав.
Документ наделял исполнительную власть тремя консулами , но вся фактическая власть принадлежала Первому консулу Бонапарту. Это отличалось от Робеспьера республики ок . с 1792 по 1795 год (который был более радикальным ), и от олигархической либеральной республики Директории ( 1795–1799). Больше всего консульство напоминало автократическую Римскую республику Цезаря Августа , консервативную республику по названию , которая напоминала французам о стабильности, порядке и мире. [3] Его назвали режимом «современного цезаризма». [4] [5] Чтобы подчеркнуть это, авторы конституционного документа использовали классические римские термины, такие как « Консул », «Сенатор» и « Трибун ».
Конституция VIII года установила законодательный орган из трех палат, который состоял из консервативного сената из 80 мужчин старше 40 лет, трибуната из 100 мужчин старше 25 лет и Законодательного органа ( Corps législatif ) из 300 мужчин. старше 30 лет.
В Конституции также используется термин « знатные люди ». Слово «знатные люди» широко использовалось во времена монархии. Речь шла о выдающихся, «выдающихся» людях — землевладельцах, купцах, ученых, профессионалах, священнослужителях и чиновниках. [6] Жители каждого округа всенародным голосованием выбрали список «знатных людей». Первый консул, Трибунат и Законодательный корпус выдвинули по одному кандидату в Сенат остальной части Сената, который выбрал одного кандидата из трех. После того, как все его члены будут выбраны, он назначит Трибунат, Законодательный корпус , судей кассационной инстанции и уполномоченных по счетам из Национального списка знатных людей. [7]
Наполеон провел плебисцит по конституции 7 февраля 1800 года. Голосование не было обязательным, но позволило Наполеону сохранить видимость демократии. Люсьен Бонапарт объявил результаты: 3 011 007 голосов за и 1 562 против нового устроения. Истинный результат, вероятно, составил около 1,55 миллиона за него, при нескольких тысячах против. [8]
В эту Конституцию были внесены поправки, во-первых, Конституцией X года , которая сделала Наполеона первым пожизненным консулом. Более обширное изменение, Конституция XII года , установило династию Бонапартов с Наполеоном как потомственным императором. Первая, краткая Реставрация Бурбонов 1814 года отменила наполеоновскую конституционную систему, но император возродил ее и сразу же фактически заменил ее так называемым «Дополнительным актом» апреля 1815 года, обнародованным по возвращении к власти . Возвращение Людовика XVIII в июле 1815 года (после « Ста дней ») ознаменовало окончательную отмену конституционных порядков Наполеона. Наполеоновские конституции были полностью заменены Хартией Бурбонов 1814 года .
Предыстория и принятие
[ редактировать ]
После отказа Совета пятисот пересмотреть Конституцию III года . Наполеон Бонапарт провел государственный переворот 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.) и взял под свой контроль правительство вместе с аббатом Сийесом и Роджером Дюко основал временное консульство. [9]
Наполеон вместе с Сийесом приступил к составлению новой конституции, направленной на обеспечение сильной исполнительной власти, сосредоточенной в руках Наполеона. [10] Каждая ассамблея назначила комиссию для подготовки новой конституции. Было проведено несколько заседаний, прежде чем Наполеон вмешался, чтобы ускорить процесс. [10]
Конституция VIII года была составлена за 11 дней. [11] главным образом Пьером Клодом Франсуа Дону , который принадлежал к Обществу Идеологов (либеральных республиканцев, враждебных якобинству ) и сыграл значительную роль в написании Конституции Года III . [12] Он был принят 13 декабря 1799 года под предлогом чрезвычайного положения, а затем был ратифицирован плебисцитом, продолжавшимся 15 дней, официальные результаты которого были обнародованы 7 февраля 1800 года.
Официально Конституцию одобрили 3 011 107 граждан против 1 562 противников. [13] из примерно 6 миллионов избирателей, зарегистрированных в избирательных списках. Французский историк Клод Ланглуа продемонстрировал в 1972 году, что результаты этого плебисцита были массово сфальсифицированы братом Наполеона Люсьеном Бонапартом . [14] [15]
Новый конституционный порядок
[ редактировать ]Конституция VIII года знаменует собой разрыв с предыдущими конституциями - она позволяет Наполеону осуществлять личную власть. [16] при этом сохраняя иллюзию демократии. Текст очень технический и в основном определяет полномочия Первого консула.
В отличие от предыдущих республиканских конституций, Конституция VIII года не содержит декларации прав и свобод . [17] Однако некоторые права подтверждены в общих чертах, такие как неприкосновенность жилища, личная безопасность и право на подачу петиций .
Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для мужчин, но избирательная система не позволяет гражданам реально выражать свое мнение; по сути, выборы отменены, и гражданин не может выбирать представителей, но ограничен возможностью создавать «списки доверия (или известности)». [18] Это были списки кандидатов, из которых члены Ассамблей, консулы и должностные лица были названы или избраны правительством или Сенатом.
Это всеобщее избирательное право является непрямым и осуществляется в три этапа:
- Избиратели каждого кантона назначают десятую часть из них для формирования окружного списка. Этот список дает возможность выбирать государственных служащих округа. Эти члены назначают еще одну десятую часть из них для составления ведомственного списка.
- Данный ведомственный список дает возможность выбирать должностных лиц ведомства. Эти члены назначают еще десятую часть своих членов для формирования национального списка.
- Национальный список позволяет выбирать национальных государственных служащих, включая членов Законодательного органа и Трибуната.
Кроме того, увеличивается срок пребывания иностранца, необходимого для получения французского гражданства: он составляет уже не семь, а десять лет, т. е. вдвое больше срока, предусмотренного Законодательным собранием в 1791 году. [19]
Конституция кажется «скроенной» для Наполеона до такой степени, что он прямо и по имени назван Первым консулом, что весьма необычно для конституционного текста. [20] который по определению предназначен для постоянного применения. Обозначение по имени пяти граждан (Наполеон, Камбасерес , Лебрен , Сийес и Дюко ) [21] ограничивает применимость текста сроком жизни консулов.
Консульство состоит из трех консулов, но, в отличие от Директории , Второй и Третий консулы имели только консультативные полномочия.
Полномочия Первого консула значительны. Он назначает основных государственных служащих и имеет право инициативы . Кроме того, ему предоставлены значительные полномочия в дипломатии и военном деле.
Органы исполнительной власти
[ редактировать ]Консульство
[ редактировать ]
Исполнительная власть, ослабленная во время революции, теперь обладает реальной политической властью, чему способствует консультативная роль недавно созданного Conseil d'Etat (Государственного совета). Исполнительная власть принадлежит Консульству. Три консула назначаются на десять лет и могут переизбираться Сенатом на неопределенный срок. [21] Поскольку Второй и Третий консулы могут только высказывать свое мнение, исполнительная власть теперь фактически принадлежит Первому консулу, который также обладает большим объемом законодательной власти. Он предлагает и обнародует законы, назначает и отзывает министров и государственных служащих и не несет политической ответственности. [22]
Первыми тремя консулами, назначенными Конституцией VIII года, являются Наполеон Бонапарт, Жан-Жак-Режи де Камбасерес и Шарль-Франсуа Лебрен . [23]
Законодательная власть теперь ослаблена разделением на три ассамблеи: консервативный сенат, трибунат и законодательный орган. [24]

Государственный совет
[ редактировать ]( Государственный совет французский : Conseil d'Etat) был учрежден статьей 52 Конституции VIII года. [25] Этот совет был задуман как инструмент на службе исполнительной власти. [26] для этой цели предоставлены различные функции: от разработки законов до контроля над управлением , заключающегося в разрешении споров, возникающих в административных вопросах, особенно между гражданами и государством.
В его состав входило от 30 до 50 членов, назначаемых Первым консулом. [27]
Органы законодательной власти
[ редактировать ]Стремясь ослабить законодательную власть, [28] он был разделен на три органа: две ассамблеи, [29] Трибунат Tribunat (фр. ( ), Законодательный орган ( Corps législatif и Консервативный Сенат ) Sénat conservateur) .
суд
[ редактировать ]Состоит из 100 мужчин старше 25 лет, выбранных Сенатом из списков знатных людей. [30] Трибунат должен был обсуждать законы, предложенные правительством. Трибунат мог выражать свое мнение о законах, которые были приняты или будут приняты, о возможных исправлениях или улучшениях, которые необходимо внести во все области государственного управления. [21] Затем Трибунат назначил трех спикеров, которые будут защищать свою позицию перед Законодательным органом.
Законодательный орган
[ редактировать ]Законодательный орган состоял из 300 членов старше 30 лет. [31] также выбран Сенатом из национальных списков знатных людей. Ему было поручено голосовать по законам, обсуждаемым Трибунатом, без возможности изменять или обсуждать их. По этой причине его иногда в шутку называли «немым собранием». [32] Затем Законодательный орган проголосовал за или против предложения Трибуната. В случае принятия законопроект стал «декреталем» ( по-французски : Décret) Законодательного органа и мог быть обнародован в качестве закона.
Консервативный Сенат
[ редактировать ]В состав Сената -консерватора вошли 80 членов старше 40 лет. [33] Эта цифра в 80 членов должна была быть достигнута постепенно; В VIII году было назначено 60 членов, к которым должны были добавляться по два дополнительных члена каждый год в течение десяти лет. [34] В Конституции VIII года Сийес и Роже-Дюко , уходящие в отставку Вторые и Третьи консулы, по должности прямо названы членами Сената . Им было поручено назначить большинство членов Сената после консультаций с Камбасересом и Лебреном , новыми Вторым и Третьим консулами. [35]
В отличие от Трибуната и Законодательного органа, он не играл никакой роли в законодательном процессе. Однако он имел значительную власть над двумя собраниями в выборных и конституционных вопросах. [36]
Сенат под председательством самого Наполеона назначает членов двух собраний. [21] Другая его задача заключалась в обеспечении конституционности законов; как «хранитель Конституции» (отсюда и название), он может блокировать обнародование текста, за который проголосовал Законодательный орган. [37] [38]
Источники
[ редактировать ]Коннелли, Оуэн (2000). Французская революция и наполеоновская эпоха . 3-е издание. Форт-Уэрт, Техас: Харкорт. стр. 201–203.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин, Дж. (2021). «Бонапарт был могильщиком революции. ". В: Мартин Ж. Полученные представления о Французской революции (стр. 61-64). Париж: Синий всадник.
- ^ Крук, Малькольм (1999). «Миф о 18 брюмера» . H-Французский форум Наполеона. Архивировано из оригинала 18 января 2008 года . Проверено 12 декабря 2007 г.
- ^ Базильен-Ганш, Мари-Лора (2013). Верховенство закона и исключительные положения (на французском языке). Прессы Universitaires de France. п. 45. дои : 10.3917/puf.gain.2013.01 . ISBN 978-2-13-058938-9 .
- ^ Грамши, Антонио. «В. Макиавелли, политика, современный государь и подчиненные классы», Война движения и война позиции. Тексты выбраны и представлены Размигом Кеучеяном под руководством Грамши Антонио. La Fabrique Editions, 2012, стр. 159-269.
- ^ Конституционное право . Специальный закон (3-е изд.). Париж: Эллипсы. 2022. с. 127. ИСБН 978-2-340-06880-3 .
- ^ Б., Коллинз, Джеймс (1995). Государство во Франции раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. стр. XIX. ISBN 0-521-38284-Х . OCLC 31045245 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Конституция 22 фримера VIII года» . Конституционный совет . Статьи 19 и 20.
- ^ Александр, РС (2001). Наполеон . Лондон: Арнольд. п. 22. ISBN 0-340-71915-Х . OCLC 46498013 .
- ^ Лефевр, Жорж (1964). Французская революция . Том. II: с 1793 по 1799. С. 252–256.
- ^ Jump up to: а б Дюверже, Морис. «Революции и вальс конституций», изд. Мориса Дюверже, « Конституции Франции». Presses Universitaires de France, 2004, стр. 34-72.
- ^ Брок, Катажина Громек; Биркиншоу, Патрик, ред. (2023). Публичное право в беспокойную эпоху: дань уважения профессору Патрику Биркиншоу . Набор европейских монографий. Альфен ан ден Рейн Лэндисвилл, Пенсильвания: Уолтерс Клувер. ISBN 978-94-035-3576-0 .
- ^ Британская энциклопедия (на французском языке) (11-е изд.). Гораций Эверетт Хупер. 1910–1911. стр. 849–850.
- ^ Хорн, Дж. (2002). Построение нового режима: основание бонапартистского государства в департаменте Об. Французские исторические исследования, 25 (2), 225–263.
- ↑ Александр, Роберт (6 февраля 2017 г.). Наполеон . Лондон: Арнольд. п. 22. ISBN 0-340-71916-8
- ^ Крук, Малькольм (1998). Наполеон приходит к власти: демократия и диктатура в революционной Франции, 1795-1804 гг . Кардифф: Издательство Уэльского университета. стр. 75–77. ISBN 0-7083-1401-5
- ^ Меникетти, Йохан (2013). «L'écriture de la конституция VIII: quelques reflexions sur l'échec d'un mécanisme revolutionnaire» . Наполеоника (на французском языке). 18 (3): 68–83. дои : 10.3917/napo.133.0068 . ISSN 2100-0123 .
Его особенно критикуют за то, что он выступает за концентрацию власти вокруг фигуры Первого консула, что противоречит основному смыслу разделения властей.
- ^ Меникетти, Йохан (2013). «Написание конституции VIII года: некоторые размышления о провале революционного механизма» . Наполеоника ля Ревю (на французском языке). 18 (3): 68. дои : 10.3917/напо.133.0068 . ISSN 2100-0123 .
Кроме того, это первая писаная конституция, с которой не связана Декларация прав. (Кроме того, это первая конституция, к которой не прикреплена декларация прав)
- ^ Кивигер, Пьер-Ив (13 декабря 2013 г.). «Списки доверия» . Французский обзор истории политических идей . 38 (2): 231–240. дои : 10.3917/rfhip.038.0231 . ISSN 1266-7862 .
- ^ «Конституция 1791 года» . Университет Санта-Фе . Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года.
- ^ Рибнер, Джонатан П. (1993). Сломанные планшеты . Издательство Калифорнийского университета . п. 36.
Наполеоновская практика включения имени Бонапарта в конституцию отражала такую персонализацию закона. В то время как революционные конституции поддержали настойчивое требование Руссо о том, чтобы закон оставался незапятнанным частностями, Конституция VIII года цитировала трех консулов поименно, а имперская Конституция XII года [...] определяла позиции наследников Наполеона в линии преемственности. на трон.
- ^ Jump up to: а б с д «Конституция 22 фримера VIII года» . Конституционный совет .
- ^ Ленц, Тьерри (2013). «Наполеон и его министры» . Наполеоника. Ла Ревю . 1 (16): 88–113. дои : 10.3917/napo.131.0088 .
- ^ «Конституция 22 фримера VIII года» . Конституционный совет .
- ^ Рибнер, Джонатан П. (1993). Сломанные планшеты . Издательство Калифорнийского университета . п. 37.
- ^ «Конституция 22 фримера VIII года» . Конституционный совет .
Статья 52. Под руководством консулов Государственный совет отвечает за разработку законопроектов и постановлений государственного управления, а также за разрешение трудностей, возникающих в административных вопросах.
[Статья 52. - Под руководством консулов Государственный совет отвечает за разработку законопроектов и постановлений о государственном управлении, а также за разрешение трудностей, возникающих в административных вопросах.] - ^ Шевалье, Жак. «Государственный совет в сердце государства», Pouvoirs , vol. 123, нет. 4, 2007, с. 5-17.
- ^ «Конституция 22 фримера VIII года» . Конституционный совет .
- ^ «Краткая информация по истории Национального собрания». Национальное собрание (на французском языке).
- ^ Тьерри Ленц , Новая история Первой Империи, III. Франция и Европа Наполеона 1804-1814 гг., изд. Файярд, 2007, с. 110-111.
- ^ Статья 27 Конституции VIII года.
- ^ Статья 31 Конституции VIII года
- ^ Жан-Антуан Шапталь, Мои воспоминания о Наполеоне , 1898, с. 218.
- ^ Статья 15 Конституции VIII года.
- ^ «1799-1814: Консервативный Сенат» . Сенат .
- ^ Статья 24 Конституции VIII года
- ^ «Sous le Sénat de l'Empire...» [При Сенате Империи]. senat.fr (на французском языке).
- ^ Статья 37, Конституция VIII года
- ^ «Консервативный Сенат Первой Империи» . сенат.фр .
Кроме того, Сенат должен был проверять списки лиц, имеющих на это право, и акты, переданные ему на порицание Трибунатом или правительством: поэтому он мог аннулировать до их обнародования законы и акты исполнительной власти, которые он считал неконституционными.
[Более того, Сенат должен был проверять списки лиц, имеющих на это право, и акты, подлежащие цензуре со стороны Трибуната или правительства: поэтому он мог аннулировать до их обнародования законы и акты исполнительной власти, которые он считал неконституционными. .]
Внешние ссылки
[ редактировать ]
