Юрисдикционный дуализм во Франции
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Март 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Юрисдикционный дуализм во Франции — это разделение французской судебной системы на два отдельных подразделения, или « ordres », как их называют по-французски: обычные суды ( ordre judiciaire ) и административные суды. [ фр ] ( административный приказ ). [1] Обычные суды, также известные как судебные инстанции, рассматривают уголовные и гражданские дела, а административные суды рассматривают споры между отдельными лицами и правительством. Эта двойная система позволяет четко разделить полномочия и специализированно рассматривать дела, связанные с действиями правительства. Административные суды возглавляет Государственный совет , а обычные суды — Кассационный суд по судебным делам. [1]
Введение
[ редактировать ]
Разделение публичного права (административного) [2] а частное право (судебная власть) восходит к римскому праву. Отдельная ветвь публичного права существовала во время Ancien régime . Подобная система существует во многих других странах (в том числе в странах общего права ) не только в наличии отдельного судебного порядка для административных судов (которые существуют и в Германии, например, со статьей 95 Основного закона ФРГ ). Однако Франция является исключением в этом отношении из-за того, что административный судья превосходит администрацию, а также потому, что административное право в значительной степени неписано и устанавливается в основном административной судебной практикой. То есть административное право в основном вытекает из прецедентного права, написанного административными судьями, а не из законов, принятых законодательным органом .
Что касается судебного порядка, кодексы устанавливаются законодательным органом и открыты для всех. [а] но поскольку административное право является результатом юриспруденции и некодифицировано, оно не обсуждается в парламенте, не публикуется в Journal Officiel и скрывается от общественности. [3]
Когда существует потенциальный конфликт юрисдикции между судами административного порядка и судами судебной власти, им занимается Трибунал по конфликтам . [4]
Судебный порядок
[ редактировать ]
Суды судебного порядка ( фр . ordre judiciaire ), известные как «обычные суды», обладают юрисдикцией двух ветвей: рассмотрение гражданских дел между частными лицами, а также дел уголовного права .
Отраслью, которая занимается спорами между частными лицами, являются гражданские суды. Гражданские суды разрешают споры (например, об аренде, разводе, наследстве), но не налагают штрафы. Уголовные суды представляют собой ветвь власти, которая рассматривает уголовные преступления и наказывает за преступления против людей, собственности и общества. [1] [5] [6]
Административный порядок
[ редактировать ]Административные суды ( по-французски : ordre administratif ) во Франции являются одной из двух основных ветвей французской системы двойного суда, другой является судебный порядок. Он рассматривает дела между отдельными лицами и правительством на любом уровне.Суды административного порядка обладают юрисдикцией, когда речь идет о «публичном лице» (не человеке, а personne publique ), например, муниципалитете или правительственном ведомстве. Суды административного порядка организованы на трех уровнях: Государственный совет , административные апелляционные суды второй инстанции и административные суды первой инстанции; эти суды обеспечивают баланс между прерогативами публичной власти и правами граждан. [1] [6]
Специально исключены из административного права гражданские дела между частными лицами, а также дела уголовного права ; оба эти дела рассматриваются § обычными судами .
История и эволюция
[ редактировать ]Двойная система права включает частное право ( droit privé ), также известное как судебное право, и публичное право ( droit public ). [7] [1] Это различие восходит к римскому праву. [8]
римское право
[ редактировать ]
Римское право было кодифицировано, и на юге Франции Jus gentium , хотя в основном только в случае публичного и административного права, а частное право было оставлено на усмотрение местных жителей. продолжали использоваться [9] Различие между частным правом и публичным правом восходит к Ульпиану , римскому юристу третьего века. [8] который писал: «Публичное право — это то, что касается благосостояния римского государства, частное право — то, что касается интересов отдельных лиц, потому что одни вещи имеют общественную, другие — частную пользу». [10] [б]
Старый режим
[ редактировать ]Во времена Ancien Regime французская судебная система была разделена на две ветви: Парламент , который рассматривал уголовные и гражданские дела, и Государственный совет , который рассматривал споры между отдельными лицами и правительством. Это разделение было основано на идее разделения судебной и административной ветвей власти с целью предотвращения конфликта интересов и обеспечения справедливой и беспристрастной системы правосудия.
Во времена Ancien Regime Государственный совет сыграл решающую роль в развитии французского административного права . Государственный совет издавал решения и заключения по юридическим спорам, что помогло создать свод административного права, регулирующий отношения между отдельными людьми и государством. Кроме того, Государственный совет отвечал за консультирование короля по юридическим вопросам, что еще больше укрепило его роль главного административного суда.
Монтескье выразил различие между ними, охарактеризовав публичное право как «законы, касающиеся отношений между теми, кто управляет, и теми, кем управляют», а частное право как «законы, касающиеся отношений, которые все граждане имеют друг с другом». [8] [с]
Изменения и реформы
[ редактировать ]На протяжении всей истории французская правовая система претерпела несколько изменений и реформ. После Французской революции Государственный совет был упразднен и заменен новой судебной системой, основанной на разделении властей . В 19 веке судебная система была реорганизована, и Государственный совет был восстановлен в качестве главного административного суда. В 20 веке было проведено несколько реформ для повышения эффективности и результативности судебной системы, включая введение новых специализированных судов и оптимизацию судебного процесса.
В последние годы французское правительство сосредоточило усилия на модернизации судебной системы, включая внедрение новых технологий для улучшения доступа к правосудию и упрощение судебной системы, чтобы сделать ее более доступной для широкой общественности. К ним относятся веб-сайт Légifrance , предлагающий открытый доступ к полной базе данных французских законодательных кодексов и юридических текстов, а также усовершенствования сайта Министерства юстиции .
Судебная реформа 2020 года
[ редактировать ]В 2020 году были проведены существенные реформы, которые привели к слиянию двух судов: административного апелляционного суда и Государственного совета, в результате чего был создан новый судья по спорам о защите (судья по спорам о защите), который рассматривает споры о защите отдельных лиц. права. [11] [12]
- Реформа была направлена на упрощение судебной системы и повышение эффективности за счет сокращения количества судов и оптимизации судебного процесса.
- Объединение Апелляционного административного суда и Государственного совета было направлено на сокращение количества судов и рационализацию судебного процесса.
- Создание должности судьи по содержанию защиты призвано улучшить защиту прав личности.
См. также
[ редактировать ]- Состязательная система
- Уголовный кодекс (Франция)
- Кодификация (закон)
- Cour d'appel ( Апелляционный суд )
- Апелляционный суд (Франция)
- Кассационный суд
- Система уголовного правосудия Франции
- Французское уголовное право
- Глоссарий французского уголовного права
- Инквизиционная система
- Закон Франции
- Кодекс Наполеона
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Открыто для всех: в последние годы правовые кодексы находятся в свободном доступе в Интернете на веб-сайте Légifrance, созданном правительством Франции в соответствии с законом. [13]
- ^ Ульпиан писал: « Есть две позиции этого исследования: публичная и частная. Публичное — это право, касающееся состояния Римского государства; частное — это право, направленное на благо отдельных лиц ». в «Дайджесте» , § 1.2.1.1. [10]
- ^ Цитаты Монтескье: публичное право: « законы в отношениях тех, кто управляет, с теми, кем управляют », и частное право: « законы в отношениях, которые все граждане имеют друг с другом ». [8]
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и MDLJ-OrgJustice 2021 .
- ^ Исом 2022 .
- ^ Берманн и Пикард 2008 , стр. xxxii.
- ^ Сохранено в 2016 году .
- ^ MDLJ-OJudiciaire 2021 .
- ^ Jump up to: а б Бодуэн 2021 .
- ^ Берманн и Пикард 2008 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Дадомо и Фарран 1996 , с. 16.
- ^ Дадомо и Фарран 1996 , стр. 1.
- ^ Jump up to: а б Дадомо и Фарран 1996 , с. 16, сн.47.
- ^ Legifrance , Кодекс судебной организации, L213-4-1 .
- ^ Legifrance , Судья в спорах о защите (ст. от L213-4-1 до L213-4-8) .
- ^ Legifrance , Указ от 9 октября 2002 г. о создании интернет-портала Légifrance .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бодуан, Франк (15 октября 2021 г.). «Французское право: краткий обзор» . Проверено 3 марта 2023 г.
- Берманн, Джордж А.; Пикард, Этьен, ред. (1 января 2008 г.). Введение во французское право . Закон Клювера. ISBN 978-90-411-2466-1 . OCLC 219574344 .
- Дадомо, Кристиан; Фарран, Сьюзен (1996) [1-й паб. 1993]. Французская правовая система (2-е изд.). Лондон: Свит и Максвелл. ISBN 0-421-53970-4 .
- Исом, Дэвид (16 ноября 2022 г.), Правовая система - Руководство по французским юридическим исследованиям - Путеводители Джорджтаунской юридической библиотеки , Джорджтаунская юридическая библиотека , получено 1 марта 2023 г., см. «loi»
- Французская Республика; Генеральный секретариат правительства (19 октября 2022 г.). «Légifrance Le service public de la Diffuse du droit» [Государственная служба по распространению закона]. Легифранс . Управление правовой и административной информации. ISSN 2270-8987 . OCLC 867599055 .
- Министерство юстиции Франции (15 ноября 2021 г.). «Вручение судебного приказа» . Министерство юстиции (на французском языке) . Проверено 25 февраля 2023 г.
Судебная система разделена на две категории судов: гражданские суды и уголовные суды. Гражданские суды разрешают споры.
[Судебный порядок делится на две категории судов: гражданские суды и уголовные суды. Гражданские суды разрешают споры.] - Министерство юстиции Франции (15 сентября 2021 г.). «Организация правосудия во Франции» . Министерство юстиции (на французском языке).
Французские суды делятся на два порядка: судебный приказ и административный приказ. Суды судебной инстанции компетентны разрешать споры между частными лицами и налагать санкции на лиц, совершивших преступления против уголовного законодательства. ... Административные суды обладают юрисдикцией, как только речь идет о государственном учреждении (например, муниципалитете или государственной службе).
[Французские суды делятся на два порядка: судебный и административный. Суды судебной инстанции несут ответственность за разрешение споров между частными лицами и за наказание лиц, совершивших уголовные преступления. ...Административные суды обладают юрисдикцией, как только в дело вовлечено государственное учреждение (например, муниципалитет или правительственное учреждение).]
- Сове, Жан-Марк (28 сентября 2016 г.). «Юрисдикционный дуализм: синергия и взаимодополняемость» (на французском языке) . Проверено 22 января 2023 г.
Юрисдикционный дуализм, который также был прямо включен в нашу Конституцию в конституционной редакции от 23 июля 2008 года, устанавливающей статью 61-1, касающуюся приоритетного вопроса конституционности, на самом деле может рассматриваться только как две стороны одного куска: два порядка. юрисдикции, осуществляющей правосудие «от имени французского народа», представленного в одном государстве и в едином правовом порядке.
[Юрисдикционный дуализм, который был более четко закреплен в нашей Конституции конституционной поправкой от 23 июля 2008 года, устанавливающей статью 61-1, касающуюся предварительного вопроса о конституционности, можно рассматривать только как две стороны одной медали: два порядка распределения юрисдикции. правосудие «от имени французского народа», представленного в одном государстве и в едином правовом порядке.]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон Белл; Софи Бойрон; Саймон Уиттакер (27 марта 2008 г.). Принципы французского права (2-е изд.). ОУП Оксфорд. стр. 129–. ISBN 978-0-19-101889-3 . ОСЛК 865331945 .
- Кэрнс, Уолтер; Маккеон, Роберт С.; МакКеон, Роберт (1995). Введение во французское право . Кавендиш. ISBN 978-1-85941-112-4 . OCLC 246842627 .
- Эллиотт, Кэтрин (2001). Французское уголовное право . Портленд ИЛИ: Уиллан. ISBN 978-1-135-99307-8 . OCLC 49494876 .
- Ходжсон, Жаклин (8 ноября 2005 г.). Французское уголовное правосудие: сравнительный отчет о расследовании и судебном преследовании преступлений во Франции . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-84731-069-9 . OCLC 1048749661 .
- Блумберг, Ронни (25 мая 2020 г.). Развитие уголовного права о доказательствах в Нидерландах, Франции и Германии между 1750 и 1870 годами: от системы юридических доказательств к свободной оценке доказательств . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-41502-7 . OCLC 1121421394 .
- Гинчард, Серж; Дебар, Тьерри (22 июня 2016 г.). терминов 2016-2017 гг Словарь юридических . Лексиконы (на французском языке) (24 изд.). Даллоз . ISBN 978-2-247-16502-5 . OCLC 952706958 . Легальная версия
- ван ден Берге, L (23 мая 2018 г.). «Переосмысление разрыва между государственным и частным правом в эпоху государственности и сетевого управления» . Европейский журнал сравнительного права и управления . 5 (2): 119–143. дои : 10.1163/22134514-00502002 . S2CID 158051896 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Суды и трибуналы , Министерство юстиции Франции (на французском языке)