Следственный судья (Франция)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Во французском уголовном праве этап расследования ( инструктирование ) в уголовном процессе — это процедура, в ходе которой следственный судья ( juge d'instruction ) собирает доказательства совершения преступления и решает, следует ли направлять обвиняемых в суд первой инстанции.
Следственный судья является первой инстанцией расследования. Во второй инстанции (апелляционной) юрисдикцией обладают следственные палаты апелляционных судов Франции. Они выносят решения по апелляциям на решения следственных судей и решений судьи по вопросам свободы и содержания под стражей ( Juge des libertés et de la détention ).
Фон
[ редактировать ]Инквизиционная система
[ редактировать ]В следственной системе судьи (в основном множественные в случае тяжких преступлений) являются инквизиторами, которые активно участвуют в общественном расследовании по установлению фактов, допрашивая адвокатов защиты, прокуроров и свидетелей. Они могут даже распорядиться о проверке определенных доказательств, если сочтут представленные защитой или обвинением неадекватными. До того, как дело дойдет до суда, следственные судьи участвуют в расследовании дела, часто оценивая материалы полиции и консультируясь с прокурором.
История
[ редактировать ]
Прекурсоры
[ редактировать ]До появления средневековой инквизиции в XII веке правовые системы, использовавшиеся в средневековой Европе, обычно полагались на состязательную систему для определения того, следует ли кого-то судить и является ли человек виновным или невиновным.
Начиная с 1198 года Папа Иннокентий III издал серию декреталей, которые реформировали систему церковного суда, предоставив церковным судам право вызывать и допрашивать свидетелей по собственной инициативе. Это было подтверждено Четвертым Латеранским собором в 1215 году. В результате в некоторых частях континентальной Европы церковные суды, действующие в соответствии с инквизиционной процедурой, стали доминирующим методом разрешения споров. Во Франции парламенты — народные суды — также применяли инквизиционное производство.
Происхождение
[ редактировать ]Во Франции следственный судья был особенностью судебной системы с середины 19 века, а процедура предварительного следствия была частью судебной системы, по крайней мере, с 17 века. [1] Широкие полномочия, традиционно возложенные на следственного судью, были настолько широкими, что Оноре де Бальзак назвал следственного судью «самым влиятельным человеком во Франции» XIX века. [2] В знаменитом, хотя и преувеличенном отрывке Бальзак писал: «Никакая человеческая власть, ни король , ни министр юстиции, ни премьер-министр не могут посягнуть на власть следственного судьи, никто не может остановить его, никто не отдает ему приказов. государь, подчиняющийся только своей совести и закону». [3]
Реформы
[ редактировать ]Однако позже авторитет следственных судей во Франции был уменьшен в результате ряда реформ. [2] В 1985 году министр юстиции Франции Робер Бадинтер предложил ограничить роль следственного судьи в принятии решений об опеке; Альбин Преемник Бадинтера Шаландон сделал то же предложение два года спустя. В 1990 году министр юстиции Пьер Арпайланж созвал Комиссию по правам человека ( Justice Penale et Droits de l'Homme ), которую возглавила ученый-юрист Мирей Дельма-Марти . [4] Комиссия пришла к выводу, что Уголовно-процессуальный кодекс Франции нарушает стандарты прав человека. [4] отметив, что следственный судья совмещал следственные и судебные полномочия в одном лице. Салас 2002 , с. 498 Комиссия предложила пакет реформ надлежащей правовой процедуры , включая упразднение должности следственного судьи и создание должности «свободного судьи» ( juge des libertés вместо нее ). Согласно предлагаемой системе, прокурор и полиция будут нести единоличную ответственность за проведение расследования, а судье по свободе будет поручено осуществлять надзор за досудебным расследованием. [4]
Это предложение вызвало протест со стороны консервативной судебной власти, а также ученых и средств массовой информации; «В контексте неоднократных расследований в отношении чиновников Социалистической партии это предложение выглядело корыстным». [4] Вместо этого были приняты менее обширные реформы; законодательство, вступившее в силу в 1994 году, предоставило право на адвоката лицам, находящимся под стражей в полиции ( garde à vue ), а также передало решение об освобождении под залог и предварительном заключении «команде судей, не участвующих в конкретном деле». Однако почти сразу же мобилизовались противники реформ, недовольные существенными изменениями в исторической французской практике; несколько судей подали в отставку в знак протеста. Новый министр юстиции Пьер Меэньери пообещал отменить закон. Реформы были отменены в августе 1993 года, когда новый закон отменил право на помощь адвоката в начале задержания полицией (но сохранил право на помощь адвоката после 20 часов задержания); восстановлены «полномочия «одиночного» следственного судьи, участвующего в деле, по освобождению под залог или заключению под стражу»; и вновь ограничил доступ обвиняемых к следственному досье. [5]
Реформы возобновились в 2000 году с принятием Закона Гигу . Это последовало за отчетом Комиссии Труше и предложением Мишель-Лор Расса о пересмотре французского уголовно-процессуального кодекса. [ фр ] . [5] Среди других реформ, закон 2000 года отменил право следственного судьи заключать обвиняемых под стражу и создал нового специализированного судебного чиновника, судью по вопросам свободы и содержания под стражей ( juge des libertés et de la détention ), который будет выносить такие решения. [5]
Возобновленные призывы к дальнейшей реформе с целью отмены или ограничения полномочий французского следственного судьи усилились после серии неудачных расследований. [6] включая то, что стало известно как скандал Outreau . В этом случае более десятка человек недалеко от Булони были неправомерно заключены в тюрьму (и около половины неправомерно осуждены ) по ложным обвинениям в жестоком обращении с детьми после ошибочного расследования, проведенного неопытным судьей. [7] [8] В 2009 и 2010 годах президент Николя Саркози безуспешно пытался упразднить должность следственного судьи в рамках более широкого пакета правовых реформ. [8] [9]
Обязанности и порядок действий
[ редактировать ]Следственные судьи возбуждают расследование по поручению прокурора (прокурора) или по ходатайству частного лица. Следственный судья может выдать судебное поручение , распорядиться об изъятии необходимых доказательств, заставить свидетелей явиться и дать показания, а также запросить показания экспертов ; На следственном слушании судья может попросить свидетелей противостоять друг другу или обвиняемому. [1] Они также могут разрешить прослушивание телефонных разговоров . [9] На более позднем пленарном слушании в открытом суде следственный судья может вынести постановление об отказе от залога («нет дела») или, если доказательств достаточно, передать дело в суд первой инстанции. Обвинения в совершении серьезного правонарушения или мелкого правонарушения передаются непосредственно в уголовный суд. Напротив, тяжкие преступления передаются в Апелляционный суд на досудебное слушание. Апелляционный суд решает, одобрять ли рекомендацию судьи, и если да, то дело передается в суд присяжных . [1] следственные судьи не участвуют в судебных процессах, хотя во Франции уголовные процессы «во многом являются продолжением предварительного расследования», при этом судья первой инстанции выступает в качестве ведущей фигуры в допросе свидетелей. [10]
Типы мировых судей
[ редактировать ]Сегодня следственные судьи являются одним из четырех типов французских магистратов, остальные — это судьи первой инстанции ( magistrats de siège ), прокуроры ( магистранты дебюта ), а также судьи, принимающие решения и административные судьи в Министерстве юстиции . [11] Каждый следственный судья назначается президентом Франции по рекомендации Министерства юстиции и назначается на возобновляемый трехлетний срок. [1] Магистраты «могут перемещаться между этими четырьмя категориями, и их карьерные перспективы могут зависеть от политических интересов правительства (хотя повышение по службе должно быть одобрено высшим советом магистратуры, возглавляемым в прошлом Президентом Республики, а теперь - председатель кассационного суда) ». [12] Эта договоренность вызвала критику на том основании, что судебная власть не является полностью независимой от правительства. [13]
Независимость и критика
[ редактировать ]В 1996 году политолог Герберт Джейкобс описал все еще обширные полномочия и полномочия следственного судьи:
Следственный судья... несет ответственность за обеспечение качества расследования, лежащего в основе обвинения, [и] обладает широкими полномочиями. В серьезных случаях судья лично руководит расследованием, приказывая явиться любым потенциально имеющим отношение к делу свидетелям и разрешая обыск помещений, изъятие финансовых отчетов, экспертизу и просмотр вещественных доказательств по своему усмотрению. Следственный судья может делегировать полиции некоторые решения по расследованию, но ответственность в конечном итоге лежит на магистрате. [14]
Статистика
[ редактировать ]В 2000 году только около 7% уголовных расследований во Франции проводились под руководством следственного судьи. [13] К 2010 году это число еще больше снизилось до 4%, а за остальным следила полиция. [9] Примечательно, что в 2002 году во Франции насчитывалось 562 следователя, и в любой момент времени проводилось около 60 000 расследований, поэтому количество дел было большим, и индивидуальное внимание к каждому из них было затруднительно. [6] Однако следственные судьи «рассматриваются как важные, независимые арбитры, рассматривающие наиболее деликатные и серьезные обвинения». [9] Некоторые следственные судьи, такие как Рено Ван Рюмбеке , Тьерри Жан-Пьер и Эрик Халфен, стали широко известны своими расследованиями коррупции и политических скандалов ; такие фигуры проводили расследования в отношении высокопоставленных правительственных чиновников, включая премьер-министров , и совершали широко разрекламированные визиты в штаб-квартиры основных французских политических партий , что отражает их широкие полномочия. [15]
Несмотря на пристальное внимание средств массовой информации и частое появление в телесериалах, судьи, ведущие судебное разбирательство, проявляют активность в незначительном меньшинстве дел. В 2005 году во Франции было вынесено 1,1 миллиона уголовных решений, а судьями было расследовано только 33 000 новых дел. [16] Таким образом, подавляющее большинство дел расследуются непосредственно правоохранительными органами ( полицией , жандармерией ) под надзором прокуратуры .
Занятость и профсоюзы
[ редактировать ]Во Франции многие магистраты принадлежат профсоюзам . Около 60% принадлежат Союзу магистратов левоцентристскому (USM), а около 30% принадлежат левому Синдикату магистратуры (SM). Профсоюзы представляют интересы судей, но по французскому законодательству им запрещено бастовать. [17]
См. также
[ редактировать ]- Состязательная система
- Кодификация (закон)
- Апелляционный суд
- Апелляционный суд (Франция)
- Кассационный суд
- Система уголовного правосудия Франции
- Декларация прав человека и гражданина
- Уголовный кодекс Франции
- Глоссарий французского уголовного права
- Закон Франции
- Кодекс Наполеона – гражданский, а не уголовный
- Без закона нет наказания
- Принцип законности во французском уголовном праве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Британская энциклопедия 2002 , следственный судья.
- ^ Jump up to: а б Жильерон 2014 , стр. 50, 319.
- ^ Андерсон 2011 , стр. 167–68.
- ^ Jump up to: а б с д Фоглер 2017 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с Фоглер 2017 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Личфилд 2002 .
- ^ Жильерон 2014 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Самуэль 2009 .
- ^ Jump up to: а б с д Солончак 2010 .
- ^ Джейкоб 1996 , стр. 213–14.
- ^ Андерсон 2011 , с. 167.
- ^ Андерсон 2011 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б Феник 2000 , с. 42.
- ^ Джейкоб 1996 , с. 213.
- ^ Коул 2015 .
- ↑ Ключевые фигуры юстиции , Министерство юстиции Франции, октябрь 2006 г.
- ^ Антуан Гарапон и Гарольд Эпинез, «Независимость судебной власти во Франции» в книге « Независимость судебной власти в переходный период» (ред. Аня Зайберт-Фор: Springer, 2012), стр. 295.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андерсон, Малькольм (2011). В плену политических перемен: полиция и жандармерия во Франции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199693641 . OCLC 906084292 .
- Коул, Алистер (2015). Французская политика и общество (2-е изд.). Рутледж. ISBN 9781317376958 . OCLC 984993770 .
- Редакторы Энциклопедии, изд. (26 апреля 2002 г.). «Инструкторский судья» . Британская энциклопедия .
- Феник, Ярослав (ноябрь 2000 г.). «Размышления о развитии органов прокуратуры и о важности некоторых принципов уголовного процесса» в европейских демократиях, в книге «Какая прокуратура в Европе в 21 веке» . Материалы Общеевропейской конференции, Страсбург, 22–24 мая 2000 г., Совет Европы . ISBN 9287144729 . OCLC 604386710 .
- Жильерон, Гвледис (2014). Прокуроры в США и Европе: сравнительный анализ с особым акцентом на Швейцарии, Франции и Германии . Спрингер Интернэшнл. ISBN 9783319045030 . OCLC 918792441 .
- Джейкоб, Герберт (1996). Суды, право и политика в сравнительной перспективе . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300063790 . OCLC 318372322 .
- Личфилд, Джон (15 марта 2002 г.). «Почему французы все больше завидуют британской системе правосудия» . Независимый . ISSN 0951-9467 . OCLC 185201487 .
- Салас, Денис (2002). Мирей Дельма-Марти; Дж. Р. Спенсер (ред.). «Роль судьи» в европейском уголовном процессе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521678483 . ОСЛК 850972090 .
- Солтмарш, Мэтью (5 июля 2010 г.). «Правовые реформы Саркози наталкиваются на препятствия» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 1553-8095 . OCLC 1645522 . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 27 августа 2017 г.
- Сэмюэл, Генри (7 января 2009 г.). «Николя Саркози упразднит скандального французского магистрата» . Телеграф . ISSN 2059-7487 . ОСЛК 49632006 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2017 года.
- Фоглер, Ричард (2017) [2005: Эшгейт]. Мировой взгляд на уголовное правосудие (изд. Рутледжа). Издательство Эшгейт. ISBN 9780754624677 . OCLC 990796912 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белл, Джон; Бойрон, Софи; Уиттакер, Саймон (27 марта 2008 г.). Принципы французского права (2-е изд.). ОУП Оксфорд. стр. 129–. ISBN 978-0-19-101889-3 . ОСЛК 865331945 .
- Энциклопедия Чемберса: Словарь универсальных знаний, Том 8 . W. & R. Chambers, Limited. 1896. С. 286–. OCLC 235817290 .
- Доннелли, Дэниел (21 января 2013 г.). Муниципальная полиция в Европейском Союзе: сравнительные перспективы . Спрингер. стр. 37–. ISBN 978-1-137-29061-8 . OCLC 1005811336 .
- Райхель, Филип Л. (2002). Сравнительные системы уголовного правосудия: актуальный подход (3-е изд.). Прентис Холл . ISBN 0-13-091287-5 .
- Рейнольдс, Томас Х. (1998). «Введение в зарубежное и сравнительное правоведение» . В Реберге, Жанна; Попа, Раду Д (ред.). Случайный турист на новых рубежах: вводное руководство по глобальным юридическим исследованиям . стр. 47–86. ISBN 978-0-837-71075-4 .
- Террилл, Ричард Дж. (2009). Мировые системы уголовного правосудия: обзор (7-е изд.). Эльзевир . ISBN 978-1-59345-612-2 .