Jump to content

Следственный судья (Франция)

Во французском уголовном праве этап расследования ( инструктирование ) в уголовном процессе — это процедура, в ходе которой следственный судья ( juge d'instruction ) собирает доказательства совершения преступления и решает, следует ли направлять обвиняемых в суд первой инстанции.

Следственный судья является первой инстанцией расследования. Во второй инстанции (апелляционной) юрисдикцией обладают следственные палаты апелляционных судов Франции. Они выносят решения по апелляциям на решения следственных судей и решений судьи по вопросам свободы и содержания под стражей ( Juge des libertés et de la détention ).

Инквизиционная система

[ редактировать ]

В следственной системе судьи (в основном множественные в случае тяжких преступлений) являются инквизиторами, которые активно участвуют в общественном расследовании по установлению фактов, допрашивая адвокатов защиты, прокуроров и свидетелей. Они могут даже распорядиться о проверке определенных доказательств, если сочтут представленные защитой или обвинением неадекватными. До того, как дело дойдет до суда, следственные судьи участвуют в расследовании дела, часто оценивая материалы полиции и консультируясь с прокурором.

Эрик Халфен , бывший французский следственный судья

Прекурсоры

[ редактировать ]

До появления средневековой инквизиции в XII веке правовые системы, использовавшиеся в средневековой Европе, обычно полагались на состязательную систему для определения того, следует ли кого-то судить и является ли человек виновным или невиновным.

Начиная с 1198 года Папа Иннокентий III издал серию декреталей, которые реформировали систему церковного суда, предоставив церковным судам право вызывать и допрашивать свидетелей по собственной инициативе. Это было подтверждено Четвертым Латеранским собором в 1215 году. В результате в некоторых частях континентальной Европы церковные суды, действующие в соответствии с инквизиционной процедурой, стали доминирующим методом разрешения споров. Во Франции парламенты — народные суды — также применяли инквизиционное производство.

Происхождение

[ редактировать ]

Во Франции следственный судья был особенностью судебной системы с середины 19 века, а процедура предварительного следствия была частью судебной системы, по крайней мере, с 17 века. [1] Широкие полномочия, традиционно возложенные на следственного судью, были настолько широкими, что Оноре де Бальзак назвал следственного судью «самым влиятельным человеком во Франции» XIX века. [2] В знаменитом, хотя и преувеличенном отрывке Бальзак писал: «Никакая человеческая власть, ни король , ни министр юстиции, ни премьер-министр не могут посягнуть на власть следственного судьи, никто не может остановить его, никто не отдает ему приказов. государь, подчиняющийся только своей совести и закону». [3]

Однако позже авторитет следственных судей во Франции был уменьшен в результате ряда реформ. [2] В 1985 году министр юстиции Франции Робер Бадинтер предложил ограничить роль следственного судьи в принятии решений об опеке; Альбин Преемник Бадинтера Шаландон сделал то же предложение два года спустя. В 1990 году министр юстиции Пьер Арпайланж созвал Комиссию по правам человека ( Justice Penale et Droits de l'Homme ), которую возглавила ученый-юрист Мирей Дельма-Марти . [4] Комиссия пришла к выводу, что Уголовно-процессуальный кодекс Франции нарушает стандарты прав человека. [4] отметив, что следственный судья совмещал следственные и судебные полномочия в одном лице. Салас 2002 , с. 498 Комиссия предложила пакет реформ надлежащей правовой процедуры , включая упразднение должности следственного судьи и создание должности «свободного судьи» ( juge des libertés вместо нее ). Согласно предлагаемой системе, прокурор и полиция будут нести единоличную ответственность за проведение расследования, а судье по свободе будет поручено осуществлять надзор за досудебным расследованием. [4]

Это предложение вызвало протест со стороны консервативной судебной власти, а также ученых и средств массовой информации; «В контексте неоднократных расследований в отношении чиновников Социалистической партии это предложение выглядело корыстным». [4] Вместо этого были приняты менее обширные реформы; законодательство, вступившее в силу в 1994 году, предоставило право на адвоката лицам, находящимся под стражей в полиции ( garde à vue ), а также передало решение об освобождении под залог и предварительном заключении «команде судей, не участвующих в конкретном деле». Однако почти сразу же мобилизовались противники реформ, недовольные существенными изменениями в исторической французской практике; несколько судей подали в отставку в знак протеста. Новый министр юстиции Пьер Меэньери пообещал отменить закон. Реформы были отменены в августе 1993 года, когда новый закон отменил право на помощь адвоката в начале задержания полицией (но сохранил право на помощь адвоката после 20 часов задержания); восстановлены «полномочия «одиночного» следственного судьи, участвующего в деле, по освобождению под залог или заключению под стражу»; и вновь ограничил доступ обвиняемых к следственному досье. [5]

Реформы возобновились в 2000 году с принятием Закона Гигу . Это последовало за отчетом Комиссии Труше и предложением Мишель-Лор Расса о пересмотре французского уголовно-процессуального кодекса. [ фр ] . [5] Среди других реформ, закон 2000 года отменил право следственного судьи заключать обвиняемых под стражу и создал нового специализированного судебного чиновника, судью по вопросам свободы и содержания под стражей ( juge des libertés et de la détention ), который будет выносить такие решения. [5]

Возобновленные призывы к дальнейшей реформе с целью отмены или ограничения полномочий французского следственного судьи усилились после серии неудачных расследований. [6] включая то, что стало известно как скандал Outreau . В этом случае более десятка человек недалеко от Булони были неправомерно заключены в тюрьму (и около половины неправомерно осуждены ) по ложным обвинениям в жестоком обращении с детьми после ошибочного расследования, проведенного неопытным судьей. [7] [8] В 2009 и 2010 годах президент Николя Саркози безуспешно пытался упразднить должность следственного судьи в рамках более широкого пакета правовых реформ. [8] [9]

Обязанности и порядок действий

[ редактировать ]

Следственные судьи возбуждают расследование по поручению прокурора (прокурора) или по ходатайству частного лица. Следственный судья может выдать судебное поручение , распорядиться об изъятии необходимых доказательств, заставить свидетелей явиться и дать показания, а также запросить показания экспертов ; На следственном слушании судья может попросить свидетелей противостоять друг другу или обвиняемому. [1] Они также могут разрешить прослушивание телефонных разговоров . [9] На более позднем пленарном слушании в открытом суде следственный судья может вынести постановление об отказе от залога («нет дела») или, если доказательств достаточно, передать дело в суд первой инстанции. Обвинения в совершении серьезного правонарушения или мелкого правонарушения передаются непосредственно в уголовный суд. Напротив, тяжкие преступления передаются в Апелляционный суд на досудебное слушание. Апелляционный суд решает, одобрять ли рекомендацию судьи, и если да, то дело передается в суд присяжных . [1] следственные судьи не участвуют в судебных процессах, хотя во Франции уголовные процессы «во многом являются продолжением предварительного расследования», при этом судья первой инстанции выступает в качестве ведущей фигуры в допросе свидетелей. [10]

Типы мировых судей

[ редактировать ]

Сегодня следственные судьи являются одним из четырех типов французских магистратов, остальные — это судьи первой инстанции ( magistrats de siège ), прокуроры ( магистранты дебюта ), а также судьи, принимающие решения и административные судьи в Министерстве юстиции . [11] Каждый следственный судья назначается президентом Франции по рекомендации Министерства юстиции и назначается на возобновляемый трехлетний срок. [1] Магистраты «могут перемещаться между этими четырьмя категориями, и их карьерные перспективы могут зависеть от политических интересов правительства (хотя повышение по службе должно быть одобрено высшим советом магистратуры, возглавляемым в прошлом Президентом Республики, а теперь - председатель кассационного суда) ». [12] Эта договоренность вызвала критику на том основании, что судебная власть не является полностью независимой от правительства. [13]

Независимость и критика

[ редактировать ]

В 1996 году политолог Герберт Джейкобс описал все еще обширные полномочия и полномочия следственного судьи:

Следственный судья... несет ответственность за обеспечение качества расследования, лежащего в основе обвинения, [и] обладает широкими полномочиями. В серьезных случаях судья лично руководит расследованием, приказывая явиться любым потенциально имеющим отношение к делу свидетелям и разрешая обыск помещений, изъятие финансовых отчетов, экспертизу и просмотр вещественных доказательств по своему усмотрению. Следственный судья может делегировать полиции некоторые решения по расследованию, но ответственность в конечном итоге лежит на магистрате. [14]

Статистика

[ редактировать ]

В 2000 году только около 7% уголовных расследований во Франции проводились под руководством следственного судьи. [13] К 2010 году это число еще больше снизилось до 4%, а за остальным следила полиция. [9] Примечательно, что в 2002 году во Франции насчитывалось 562 следователя, и в любой момент времени проводилось около 60 000 расследований, поэтому количество дел было большим, и индивидуальное внимание к каждому из них было затруднительно. [6] Однако следственные судьи «рассматриваются как важные, независимые арбитры, рассматривающие наиболее деликатные и серьезные обвинения». [9] Некоторые следственные судьи, такие как Рено Ван Рюмбеке , Тьерри Жан-Пьер и Эрик Халфен, стали широко известны своими расследованиями коррупции и политических скандалов ; такие фигуры проводили расследования в отношении высокопоставленных правительственных чиновников, включая премьер-министров , и совершали широко разрекламированные визиты в штаб-квартиры основных французских политических партий , что отражает их широкие полномочия. [15]

Несмотря на пристальное внимание средств массовой информации и частое появление в телесериалах, судьи, ведущие судебное разбирательство, проявляют активность в незначительном меньшинстве дел. В 2005 году во Франции было вынесено 1,1 миллиона уголовных решений, а судьями было расследовано только 33 000 новых дел. [16] Таким образом, подавляющее большинство дел расследуются непосредственно правоохранительными органами ( полицией , жандармерией ) под надзором прокуратуры .

Занятость и профсоюзы

[ редактировать ]

Во Франции многие магистраты принадлежат профсоюзам . Около 60% принадлежат Союзу магистратов левоцентристскому (USM), а около 30% принадлежат левому Синдикату магистратуры (SM). Профсоюзы представляют интересы судей, но по французскому законодательству им запрещено бастовать. [17]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Британская энциклопедия 2002 , следственный судья.
  2. ^ Jump up to: а б Жильерон 2014 , стр. 50, 319.
  3. ^ Андерсон 2011 , стр. 167–68.
  4. ^ Jump up to: а б с д Фоглер 2017 , с. 148.
  5. ^ Jump up to: а б с Фоглер 2017 , с. 149.
  6. ^ Jump up to: а б Личфилд 2002 .
  7. ^ Жильерон 2014 , с. 60.
  8. ^ Jump up to: а б Самуэль 2009 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Солончак 2010 .
  10. ^ Джейкоб 1996 , стр. 213–14.
  11. ^ Андерсон 2011 , с. 167.
  12. ^ Андерсон 2011 , с. 168.
  13. ^ Jump up to: а б Феник 2000 , с. 42.
  14. ^ Джейкоб 1996 , с. 213.
  15. ^ Коул 2015 .
  16. Ключевые фигуры юстиции , Министерство юстиции Франции, октябрь 2006 г.
  17. ^ Антуан Гарапон и Гарольд Эпинез, «Независимость судебной власти во Франции» в книге « Независимость судебной власти в переходный период» (ред. Аня Зайберт-Фор: Springer, 2012), стр. 295.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b760697aadc55b1ee2e2b0e99a2466b__1705679640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/6b/2b760697aadc55b1ee2e2b0e99a2466b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Investigating judge (France) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)