Политика Франции
Политика Франции осуществляется в рамках полупрезидентской системы, определенной французской Конституцией Пятой французской республики . Нация объявляет себя «неделимой, светской , демократической и социальной Республикой ». [1] Конституция предусматривает разделение властей и провозглашает «приверженность Франции правам человека и принципам национального суверенитета , определенным Декларацией 1789 года ».
Политическая система Франции состоит из исполнительной , законодательной и судебной власти . Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство . Правительство состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается президентом и несет ответственность перед парламентом. Правительство Национальной , включая премьер-министра, может быть отозвано ассамблеей , нижней палатой парламента, путем выражения вотума недоверия; это гарантирует, что премьер-министра практически всегда поддерживает большинство в нижней палате (которая по большинству вопросов имеет преимущество над верхней палатой).
Парламент состоит из Национальной ассамблеи и Сената . Он принимает законы и голосует по бюджету; он контролирует действия исполнительной власти посредством официальных допросов в палатах парламента и путем создания комиссий по расследованию. Конституционность статутов проверяется Конституционным советом , члены которого назначаются президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената . Членами Совета могут быть и бывшие президенты республики, если захотят (Валери Жискар-д'Эстен и Жак Ширак были единственными бывшими президентами, принимавшими участие в работе совета).
Независимая судебная система основана на системе гражданского права , которая возникла на основе Наполеоновских кодексов . Он разделен на судебную ветвь власти (занимающуюся гражданским и уголовным правом ) и административную ветвь (занимающуюся апелляциями на решения исполнительной власти), каждая из которых имеет свой собственный независимый высший апелляционный суд: Кассационный суд для судебных судов и Совет. d'Etat для административных судов. [2] В состав французского правительства входят различные органы, которые проверяют злоупотребления властью, и независимые агентства.
Хотя Франция является унитарным государством , ее административные подразделения — регионы , департаменты и коммуны — имеют различные юридические функции, а национальному правительству запрещено вмешиваться в их обычную деятельность. Франция была одним из основателей Европейского сообщества угля и стали , позже Европейского Союза . Таким образом, Франция передала часть своего суверенитета европейским институтам, как это предусмотрено ее конституцией. Поэтому французское правительство должно соблюдать европейские договоры , директивы и правила . Согласно индексу демократии V-Democracy, Франция в 2023 году стала 10-й самой электоральной демократической страной в мире. [3]
Конституция [ править ]
Всенародный референдум одобрил конституцию Пятой французской республики в 1958 году, что значительно усилило авторитет президента и исполнительной власти по отношению к парламенту.
Конституция не содержит билля о правах сама по себе, но в ее преамбуле упоминается, что Франция должна следовать принципам Декларации прав человека и гражданина , а также принципам преамбулы конституции Четвертой республики . Было сочтено, что это подразумевает, что принципы, изложенные в этих текстах, имеют конституционную ценность и что законодательство, нарушающее эти принципы, должно быть признано неконституционным, если обращение будет подано в Конституционный совет . [4] Кроме того, недавние изменения Конституции добавили в преамбулу ссылку на Хартию окружающей среды, которая имеет полную конституционную силу, и право граждан оспаривать конституционность закона в Конституционном совете. [5]
Основополагающие принципы конституции включают: равенство всех граждан перед законом и отказ от особых классовых привилегий, подобных тем, которые существовали до Французской революции ; презумпция невиновности ; свобода слова ; свобода мнений, включая свободу религии ; гарантия собственности от произвольного захвата; подотчетность представителей власти перед гражданами.
Исполнительный [ править ]
Во Франции существует полупрезидентская система правления, в которой есть президент и премьер-министр . Премьер-министр несет ответственность перед французским парламентом . Кандидат в президенты должен получить общенациональное большинство непустых голосов либо в первом, либо во втором туре голосования, что означает, что президента в некоторой степени поддерживает как минимум половина голосующего населения.
Президент [ править ]
Как следствие, президент Франции является выдающейся фигурой во французской политике. Он назначает премьер-министра и возглавляет Совет министров (заседание кабинета министров). [6] Хотя президент не может де-юре уволить премьер-министра, тем не менее, если премьер-министр принадлежит к той же политической стороне, на практике они могут заставить его уйти в отставку по требованию (говорят, что Де Голль инициировал эту практику, «требуя недатированных заявления об отставке от его кандидатов на пост премьер-министра», хотя более поздние президенты не обязательно использовали этот метод. [7] ). Президент назначает министров, министров-делегатов и секретарей по предложению премьер-министра. Когда политическая партия или сторонники президента контролируют парламент, президент является доминирующим игроком в исполнительной власти, выбирая в правительство того, кого он пожелает, и заставляя его следовать своей политической программе (однако парламентские разногласия случаются даже внутри одной партии).
Однако, когда политические оппоненты президента контролируют парламент, доминирование президента может быть строго ограничено, поскольку они должны выбрать премьер-министра и правительство, которые отражают большинство в парламенте и которые могут реализовать повестку дня парламентского большинства. Когда партии с противоположных концов политического спектра контролируют парламент и президентство, такое разделение власти называется сосуществованием . До 2002 года сожительство происходило чаще, поскольку срок полномочий президента составлял семь лет, а срок полномочий Национального собрания - пять лет. Поскольку срок полномочий президента сокращен до пяти лет, а президентские и парламентские выборы разделены всего несколькими месяцами, это вряд ли произойдет.
Эммануэль Макрон стал президентом 14 мая 2017 года, сменив Франсуа Олланда . На президентских выборах 2022 года президент Макрон был переизбран после победы над своей крайне правой соперницей Марин Ле Пен . во втором туре [8] Он был первым переизбранным действующим президентом Франции с 2002 года. [9]
Кандидат | Вечеринка | 1-й раунд 10 апреля 2022 г. | 2-й раунд 24 апреля 2022 г. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | ||||||
Эммануэль Макрон | Республика в движении! | ЛРЕМ | 9,783,058 | 27.85 | 18,768,639 | 58.55 | |||
Марин Ле Пен | Национальное ралли | РН | 8,133,828 | 23.15 | 13,288,686 | 41.45 | |||
Жан-Люк Меланшон | Insoumise Франция | ЛФИ | 7,712,520 | 21.95 | |||||
Эрик Земмур | Реконкиста | Р! | 2,485,226 | 7.07 | |||||
Валери Пекресс | Республиканцы | ЛР | 1,679,001 | 4.78 | |||||
Янник Жадо | Экология Европы – Зеленые | ЭЭЛВ | 1,627,853 | 4.63 | |||||
Жан Лассаль | Давайте сопротивляться! | ВИЭ | 1,101,387 | 3.13 | |||||
Фабьен Руссель | Коммунистическая партия Франции | ПКФ | 802,422 | 2.28 | |||||
Николя Дюпон-Эньян | Вставай, Франция | ДЛФ | 725,176 | 2.06 | |||||
Энн Идальго | Социалистическая партия | ПС | 616,478 | 1.75 | |||||
Филипп Путу | Новая антикапиталистическая партия | НПА | 268,904 | 0.77 | |||||
Натали Арто | Борьба рабочих | ЭТО | 197,094 | 0.56 | |||||
Общий | 35,132,947 | 100.00 | 32,057,325 | 100.00 | |||||
Действительные голоса | 35,132,947 | 97.80 | 32,057,325 | 91.34 | |||||
Пустые бюллетени | 543,609 | 1.51 | 2,233,904 | 6.37 | |||||
Недействительные бюллетени | 247,151 | 0.69 | 805,249 | 2.29 | |||||
Оказаться | 35,923,707 | 73.69 | 35,096,478 | 71.99 | |||||
Не проголосовали | 12,824,169 | 26.31 | 13,655,861 | 28.01 | |||||
Зарегистрированные избиратели | 48,747,876 | 48,752,339 | |||||||
Источник: Министр внутренних дел [10] |
Правительство [ править ]
Премьер-министр возглавляет правительство , в которое входят младшие и старшие министры. [11] В его распоряжении находится государственная служба , правительственные учреждения и вооруженные силы . [12] Правительство несет ответственность перед Парламентом, [12] и Национальное собрание может вынести вотум недоверия, [13] принуждение к отставке правительства. На практике это вынуждает правительство отражать ту же политическую партию или коалицию, которая имеет большинство в Ассамблее. Министры должны отвечать на вопросы членов парламента, как письменные, так и устные; это известно как questions au gouvernement («вопросы правительству»). [14] Кроме того, министры присутствуют на заседаниях палат парламента, когда обсуждаются законы, относящиеся к их сфере ответственности.
Министры правительства не могут принимать законы без одобрения парламента, хотя премьер-министр может издавать автономные или подчиненные правила ( декреты о применении ) при условии, что они не нарушают компетенцию парламента, как подробно описано в конституции. Однако министры могут предлагать законопроекты парламенту; поскольку Ассамблея обычно политически связана с министрами, такой закон, как правило, с большой вероятностью будет принят (если только не будет подвешенного парламента, как это происходит в настоящее время с 2023 года). Однако это не гарантируется, и иногда мнение большинства парламентариев может существенно отличаться от мнения исполнительной власти, что часто приводит к большому количеству поправок.
Премьер-министр может взять на себя ответственность правительства по законопроекту (фактически рассматривая этот законопроект как вопрос о вотуме доверия) в соответствии с положениями статьи 49.3 Конституции. В этом случае законопроект считается принятым, если Национальное собрание не проголосует за вотум недоверия (по-французски: motion de censure ), и в этом случае законопроект отклоняется, и правительство должно уйти в отставку. По состоянию на 2006 год [update], использование этой статьи стало « Первым трудовым договором », предложенным премьер-министром Домиником де Вильпеном, [15] шаг, который имел неприятные последствия. [16]
Традиционно в состав правительства входят члены трёх рангов. Министры являются наиболее высокопоставленными членами правительства; заместители министров ( ministres délégués ) помогают министрам в определенных областях их компетенции; государственные секретари ( secrétaires d'État ) помогают министрам в менее важных областях и лишь изредка посещают заседания правительства. До основания Пятой республики в 1958 году некоторые министры особого политического значения назывались «государственными министрами» ( ministres d'État ); эта практика продолжалась и во время Пятой республики, но в основном в почетной форме: министры, называемые «государственными министрами», имеют более высокое значение в правительстве и имеют возможность замещать премьер-министра и полномочия проводить межминистерские встречи. [17]
Число министерств и распределение обязанностей и управления между ними варьируются от правительства к правительству. Хотя название и точная ответственность каждого министерства могут меняться, обычно можно найти как минимум:
- Министерство экономики, промышленности и занятости (налоги, бюджет)
- Министерство внутренних дел (правоохранительные органы, отношения с органами местного самоуправления)
- Министерство юстиции и хранитель печатей (тюрьмы, управление судебной системой, надзор за прокуратурой)
- Министерство национального образования
- Министерство обороны
- Министерство иностранных дел
- Министерство транспорта
(Подробнее о французских министерствах см. Министры правительства Франции .)
Правительство играет ведущую роль в формировании повестки дня палат парламента. Он может предлагать законы парламенту, а также поправки во время парламентских заседаний. Он может использовать некоторые процедуры для ускорения парламентских обсуждений.
Правительство проводит еженедельные заседания (обычно по средам утром): это еженедельное заседание, известное как Совет министров , проводится под председательством президента и обычно проходит в Елисейском дворце . Совет министров является формальным органом исполнительной власти, принимающим решения, поскольку правительственные законопроекты должны быть одобрены Советом для внесения в парламент, некоторые указы подписываются во время заседания ( постановления в Совете министров ), а некоторые конституционные полномочия должны быть одобрены. Советом заранее быть призваны.
Нынешним премьер-министром Франции является Габриэль Атталь с 9 января 2024 года.
акты и делегированное законодательство Нормативные
Французская исполнительная власть имеет ограниченные полномочия по установлению регулирования или законодательства. (См . ниже, как такие постановления или законодательные положения взаимодействуют со статутным правом.)
Указы и другие исполнительные решения [ править ]
Только президент и премьер-министр подписывают указы ( декреты ), которые аналогичны исполнительным указам США . Указы могут приниматься только с соблюдением определенных процедур и с должным уважением к конституции и законодательству.
- Президент подписывает указы о назначении и увольнении наиболее высокопоставленных государственных и военных служащих на должности, указанные в Конституции или законах. Он также подписывает указы, устанавливающие некоторые правила ( décrets en conseil des ministres ). Все такие указы должны быть контрассигнованы премьер-министром и заинтересованными министрами.
- Премьер-министр подписывает указы, устанавливающие правила , которые контрассигнуют заинтересованные министры. В некоторых областях они представляют собой основное законодательство , в некоторых других они должны подчиняться существующему законодательству . В некоторых случаях законы предусматривают обязательный консультативный пересмотр Государственным советом ( décrets en Conseil d'État ), в отличие от простых декретов . [18]
Отдельные министры издают министерские приказы ( arrêtés ) в своих областях компетенции в соответствии с законами и указами.
Вопреки иногда используемому полемическому клише , восходящему к Третьей французской республике 1870–1940 годов с ее декретами-законами ( décrets-lois ), ни президент, ни премьер-министр не могут управлять посредством декретов (за исключением узкого случая президентских чрезвычайные полномочия).
Постановления [ править ]
Исполнительная власть не может издавать указы в областях, которые Конституция относит к сфере ответственности законодательства, издаваемого парламентом. Тем не менее, парламент может посредством закона о хабилитации уполномочить исполнительную власть издавать постановления ( постановления ), имеющие законодательную ценность, в точно определенных областях. [19] Законы о хабилитации определяют сферу действия постановления. После издания постановления правительство должно предложить законопроект о ратификации, чтобы постановление стало законом. Если парламент проголосует против ратификации, постановление отменяется. В большинстве случаев ратификация осуществляется косвенно или явно посредством акта парламента, регулирующего соответствующий вопрос, а не посредством самого акта о ратификации. [20]
Использование постановлений обычно предназначено для неотложных вопросов или для технических, непротиворечивых текстов (например, постановлений, которые конвертировали все суммы во французских франках в евро в различных законах, действующих во Франции). [21] Существует также практика использования постановлений для переноса европейских директив во французское законодательство, чтобы избежать позднего переноса директив, что происходит часто и подвергается критике со стороны Комиссии ЕС . Постановления также используются для кодификации законов в кодексы – для их перестановки ради ясности без существенного изменения. Их также иногда используют для продвижения спорных законов, например, когда премьер-министр Доминик де Вильпен создал новые формы трудовых контрактов в 2005 году. [22] Оппозиция тогда критикует использование постановлений в таких контекстах как антидемократические и унижающие парламент. Однако обратите внимание, что, поскольку Национальное собрание может распустить правительство посредством вотума недоверия, правительство обязательно опирается на большинство в парламенте, и это большинство, скорее всего, в любом случае примет спорный закон.
Внутренние границы исполнительной власти; сдержки и противовесы [ править ]
Общее правило заключается в том, что государственные учреждения и государственная служба находятся в распоряжении правительства. Однако различные агентства [23] являются агентствами независимыми [24] которые по закону исключены из полномочий исполнительной власти, хотя они принадлежат к исполнительной власти.
Эти независимые агентства обладают некоторой специализированной регулирующей властью, некоторой исполнительной властью и некоторой квазисудебной властью. С ними также часто консультируются правительство или французский парламент, прежде чем принимать законы. Они могут налагать санкции, которые называются «административными санкциями » . Однако их решения по-прежнему могут быть оспорены в судебном или административном суде.
Некоторые примеры независимых агентств:
- Банк Франции , центральный банк, является независимым (финансово-экономический кодекс L141 и последующие). Это было предпосылкой для интеграции Европейской системы центральных банков .
- Управление по регулированию электронных коммуникаций и почты ( ARCEP ), ранее называвшееся Управлением по регулированию электросвязи (ART ), является независимым административным органом открытых рынков телекоммуникаций и почтовых услуг.
- Комиссия по регулированию энергетики (CRE) является независимым административным органом открытых рынков газа и электроэнергии.
- Управление финансовых рынков ( AMF) регулирует рынки ценных бумаг .
- Высший совет аудиовизуальных средств ( Conseil superieur de l'audiovisuel (CSA) ) контролирует предоставление и отзыв частот излучения для радио и телевидения , а также общественного вещания .
- Национальная комиссия по счетам избирательных кампаний и политическому финансированию ( Commission Nationale des Comptes de Campagne et des Financements Politiques ) регулирует финансирование и расходы политических партий и политических кампаний.
Корпорации государственных средств массовой информации не должны подвергаться влиянию в своих новостных репортажах со стороны должностных лиц, находящихся у власти, поскольку они обязаны предоставлять общественности объективную информацию. [ нужна ссылка ] Например, Agence France-Presse (AFP) является независимой государственной корпорацией. Его ресурсы должны поступать исключительно за счет коммерческих продаж. Большинство мест в его совете занимают представители французской прессы .
Правительство также обеспечивает контроль над собственной деятельностью; эти независимые административные органы возглавляет комиссия, обычно состоящая из старших юристов или членов парламента. Каждая из двух палат парламента часто имеет свою собственную комиссию, но иногда они сотрудничают, чтобы создать единую национальную смешанную паритетную комиссию . Например:
- Национальная комиссия по информатике и свободе ( Национальная комиссия по информатике и свободам (CNIL) ); государственные службы должны запросить у него разрешение, прежде чем создавать файл с личной информацией, и они должны прислушаться к его рекомендациям; частные организации должны декларировать только свои файлы; граждане могут обращаться в комиссию по поводу злоупотреблений.
- Национальная комиссия по контролю за перехватом информации ( CNCIS) ; исполнительная власть в ограниченном числе обстоятельств, касающихся национальной безопасности, может запросить у комиссии разрешение на прослушивание телефонных разговоров (в других обстоятельствах прослушивание телефонных разговоров может быть разрешено только в рамках уголовного расследования, проводимого в судебном порядке).
Кроме того, обязанности государственной службы ограничивают власть исполнительной власти над французской государственной службой . Например, назначения, за исключением самых высоких должностей (директоров национальных агентств и администраций), должны производиться исключительно на основании заслуг (обычно определяемых на конкурсных экзаменах) или своевременного вступления в должность. Некоторые государственные служащие имеют статусы, запрещающие вмешательство исполнительной власти; например, судьи и прокуроры могут назначаться или перемещаться только в соответствии с определенными процедурами. Государственные исследователи и профессора университетов пользуются академической свободой ; по закону они пользуются полной свободой слова в рамках обычных ограничений. [ нужна ссылка ] академических кругов.
Некоторые важные управления и учреждения [ править ]
Правительство также предоставляет специализированные агентства для регулирования важнейших рынков или ограниченных ресурсов, а также рынков, создаваемых нормативными актами. Хотя в составе администрации они подчиняются министрам, зачастую действуют с высокой степенью независимости.
- Главное управление по конкуренции, потреблению и пресечению мошенничества (DGCCRF) регулирует и контролирует законность и безопасность продуктов и услуг, доступных на рынках, открытых для конкуренции. всех экономических субъектов и частных потребителей и может применять административные санкции в случае злоупотреблений.
- Главное управление гражданской авиации (DGAC) регулирует движение в национальном воздушном пространстве и выдает разрешения авиакомпаниям, а также другим частным или государственным организациям и людям.
- Национальное агентство занятости ( Agence nationale pour l’emploi (ANPE) ) поддерживает [ когда? ] публичный реестр по назначению социальных пособий безработным (но сейчас [update] единый реестр передается независимой платящей им ASSEDIC (совместной ассоциации работодателей и профсоюзов рабочих), помогает им, а также работодателям, ищущим людей, и контролирует их. Французское государство назначает своего генерального директора, а парламент обеспечивает его финансы и персонал, но он заполняет только одну треть мест в совете директоров, принимающем решения (остальные места поровну делят между собой профсоюзы работодателей и работников). ANPE и Assédic объединились в 2008 году и образовали Pôle emploi .
- Национальное агентство частот ( Agence nationale des fréquences (ANFR) ), государственное учреждение административного характера, [25] регулирует и поддерживает распределение ресурсов радиочастотного спектра вместе с другими международными регуляторами частот и национальными регуляторами ( ARCOM (бывший CSA) и ARCEP) или государственными министерствами, контролирует операторов на национальной территории и публикует стандарты соответствия для производителей радиоэлектрического оборудования. оборудование.
Организация государственных услуг [ править ]
Каждое министерство имеет центральную администрацию ( administration Centrale ), обычно разделенную на управления. Эти управления обычно подразделяются на отделы или подуправления. Каждое управление возглавляет директор, назначаемый Президентом на Совете . Центральная администрация в основном остается прежней, независимо от политических тенденций исполнительной власти, находящейся у власти.
Кроме того, у каждого министра есть личный кабинет, состоящий из членов, назначение которых политически обусловлено, называемый кабинетом . Кабинеты играют весьма важную роль, и в них работает большое количество высококвалифицированных сотрудников, которые следят за всеми административными и политическими делами. Они сильны, и их иногда рассматривают как параллельную администрацию, особенно (но не только) во всех вопросах, которые являются политически чувствительными. Каждый кабинет возглавляет руководитель аппарата, которого называют директором кабинета .
Государство также имеет распределительные службы, разбросанные по всей территории Франции, что часто отражает разделение на регионы или департаменты . Префект . , представитель национального правительства в каждом регионе или департаменте , контролирует деятельность распределительных служб в своей юрисдикции Как правило, услугами определенной администрации региона или департамента управляет высокопоставленный государственный служащий, которого часто называют директором, но не всегда; например, службы Trésor public (Казначейства) в каждом департаменте возглавляет главный казначей-казначей, назначаемый президентом республики. В последние несколько [ количественно ] департаментов Спустя десятилетия генеральный совет (см. «Местное самоуправление» ниже) взял на себя новые обязанности и играет важную роль в управлении государственными услугами на местном уровне.
Правительство также поддерживает государственные учреждения. Они обладают относительной административной и финансовой автономией для выполнения определенной миссии. Они прикреплены к одному или нескольким надзорным органам. Они подразделяются на несколько категорий:
- государственные учреждения административного характера, в том числе, например:
- государственные учреждения промышленного и коммерческого характера, в том числе, например, CEA и Ifremer
Отметим, что администрации и государственные учреждения административного характера действуют в соответствии с публичным правом, а учреждения промышленного и коммерческого характера действуют преимущественно в соответствии с частным правом. Как следствие, в первом случае постоянным персоналом являются государственные служащие, тогда как во втором случае это, как правило, сотрудники, работающие по контракту.
Кроме того, правительство владеет и контролирует все или большую часть акций некоторых компаний, таких как Electricité de France , SNCF или Areva .
Организации социального обеспечения , хотя и созданы в соответствии с законом и контролируются и контролируются государством, не управляются и не контролируются напрямую национальным правительством. Вместо этого ими управляют «социальные партнеры» ( partenaires sociaux ) – союзы работодателей, такие как MEDEF , и союзы работников. Их бюджет отделен от национального бюджета.
Франции Теневой кабинет
Теневой кабинет иногда формируется оппозиционными партиями в Национальном собрании , хотя это редкость.
Законодательная власть [ править ]
Парламент Франции, составляющий законодательную власть , состоит из двух палат: Национального собрания и Сената; Национальное собрание является высшим органом.
Парламент собирается на одну девятимесячную сессию каждый год: при особых обстоятельствах президент может созвать дополнительную сессию. Хотя парламентские полномочия уменьшились по сравнению с теми, которые существовали при Четвертой республике , Национальное собрание все еще может привести к падению правительства, если абсолютное большинство всех членов Ассамблеи проголосует за его недоверие. Это произошло однажды во времена Пятой республики: в 1962 году, когда тогдашнее парламентское большинство проголосовало за вотум недоверия правительству Жоржа Помпиду. [26]
Правительство имеет сильное влияние на формирование повестки дня парламента (кабинет министров контролирует порядок работы парламента 50% времени, 2 из 4 недель в месяц). Правительство также может «взять на себя ответственность» по предложенному им законопроекту (фактически рассматриваемый законопроект как вопрос о вотуме доверия), и если вотум недоверия не будет внесен (в течение 24 часов после внесения предложения) и принят ( в течение 48 часов с момента внесения – таким образом, полная процедура длится не более 72 часов), законопроект считается принятым без голосования.
Члены Парламента пользуются депутатской неприкосновенностью . [27] В обеих ассамблеях есть комитеты, которые пишут отчеты по самым разным темам. При необходимости они могут создавать парламентские комиссии по расследованию с широкими следственными полномочиями.
Национальное собрание [ править ]
Национальное собрание является основным законодательным органом. Его 577 депутатов избираются прямым голосованием на пятилетний срок местным большинством голосов, и на каждых выборах голосование осуществляется за все места. [28]
Национальное собрание может добиться отставки правительства путем голосования вотума недоверия. По этой причине премьер-министр и его правительство обязательно принадлежат к доминирующей партии или коалиции в ассамблее. В случае президента и собрания из оппозиционных партий это приводит к ситуации, известной как сожительство . Хотя оппозиция периодически выдвигает вотумы порицания после действий правительства, которые она считает крайне неуместными, обычно они носят чисто риторический характер; Партийная дисциплина гарантирует, что в течение всего парламентского срока правительство никогда не будет свергнуто Ассамблеей при условии, что правящая партия/коалиция имеет рабочее большинство в Палате (что больше не относится к нынешней правящей коалиции в результате выборов 2022 года). выборы в законодательные органы ).
Последние выборы [ править ]
На выборах в законодательные органы в июне 2022 года президента Макрона ( центристская коалиция ENS) потеряла рабочее большинство в Национальной ассамблее: имея перед выборами большинство в 115 мест, правящая коалиция превратилась в самый крупный блок в подвисшем парламенте . 38 голосов не хватает абсолютного большинства.
Напротив, крайне левая и левоцентристская коалиция (NUPES) увеличила общее количество мест до 151, а правая популистская партия (RN) получила рекордное количество мест, увеличившись с 8 до 89 депутатов, таким образом становится крупнейшей оппозиционной партией в парламенте.
( правоцентристская партия сохранила Баланс сил в этом подвешенном парламенте ЛП).
Партии и коалиции | Первый раунд | Второй раунд | Общий | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Сиденья | Голоса | % | Сиденья | Сиденья | +/- | |||||
Ансамбль | ЭНС | 5,857,364 | 25.75 | 1 | 8,002,419 | 38.57 | 244 | 245 | 105 | |||
Новый эколого-социальный народный союз | НУПЕС | 5,836,079 | 25.66 | 4 | 6,556,198 | 31.60 | 127 | 131 | 79 | |||
Национальное ралли | РН | 4,248,537 | 18.68 | 0 | 3,589,465 | 17.30 | 89 | 89 | 81 | |||
Союз Правых и Центра | УДК | 2,568,502 | 11.29 | 0 | 1,512,281 | 7.29 | 64 | 64 | 66 | |||
Реконкиста | РЭЦ | 964,775 | 4.24 | 0 | – | – | 0 | 0 | Новый | |||
Разное слева [а] | ДВГ | 713,574 | 3.14 | 0 | 408,706 | 1.97 | 21 | 21 | 9 | |||
Экологи | ЭКО | 608,314 | 2.67 | 0 | – | – | 0 | 0 | 1 | |||
Разное право [б] | DVD | 530,782 | 2.33 | 0 | 231,071 | 1.11 | 10 | 10 | 4 | |||
Регионалисты | РЕГ | 291,384 | 1.28 | 0 | 264,779 | 1.28 | 10 | 10 | 5 | |||
Разное центр | ДВС | 283,612 | 1.25 | 0 | 99,145 | 0.48 | 4 | 4 | 4 | |||
Разное крайне левое [с] | DXG | 266,412 | 1.17 | 0 | 11,229 | 0.05 | 0 | 0 | 0 | |||
Суверенное право [д] | ДСВ | 249,603 | 1.10 | 0 | 19,306 | 0.09 | 1 | 1 | 0 | |||
Разнообразный | ДИВ | 192,624 | 0.85 | 0 | 18,295 | 0.09 | 1 | 1 | 2 | |||
Радикальная партия левых | ЭРГ | 126,689 | 0.56 | 0 | 34,576 [и] | 0.17 | 1 | 1 | 2 | |||
Разное крайне правые | DXD | 6,457 | 0.03 | 0 | – | – | 0 | 0 | 1 | |||
Общий | 22,744,708 | 100.00 | 5 | 20,747,470 | 100.00 | 572 | 577 | |||||
Действительные голоса | 22,744,708 | 97.80 | 20,747,470 | 92.36 | ||||||||
Пустые бюллетени | 362,193 | 1.56 | 1,235,844 | 5.50 | ||||||||
Недействительные бюллетени | 149,306 | 0.64 | 480,962 | 2.14 | ||||||||
Оказаться | 23,256,207 | 47.51 | 22,464,276 | 46.23 | ||||||||
Воздержавшиеся | 25,697,541 | 52.49 | 26,125,084 | 53.77 | ||||||||
Зарегистрированные избиратели | 48,953,748 | 48,589,360 | ||||||||||
Источник: Министерство внутренних дел. |
Сенат [ править ]
Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей примерно из 165 000 местных выборных должностных лиц, на шестилетний срок, при этом половина состава Сената обновляется каждые три года. До принятия закона от 30 июля 2004 г. сенаторы избирались сроком на девять лет и продлевались на трети каждые три года. [29] В настоящее время насчитывается 348 сенаторов: 326 представляют столичные и заморские департаменты , 10 других зависимых территорий и 12 французов, обосновавшихся за границей. [30]
Законодательные полномочия Сената ограничены; По большинству вопросов законодательства последнее слово в случае разногласий между двумя палатами остается за Национальным собранием.
С самого начала Пятой республики в Сенате почти всегда было правое большинство. В основном это связано с чрезмерным представительством небольших деревень по сравнению с большими городами. Это, а также непрямой способ выборов побудили социалиста Лионеля Жоспена , который в то время был премьер-министром, объявить Сенат «аномалией». [31]
Процедуры принятия законодательства [ править ]
Статутное законодательство может быть предложено правительством (советом министров) или членами парламента. В первом случае это projet de loi (англ. правительственный законопроект); в последнем случае - proposition de loi (англ.: законопроект частных членов).
Все проекты закона должны пройти обязательную консультативную проверку Государственного совета перед представлением в парламент. [32] С 2009 года законопроект, представленный в парламент, также должен сопровождаться исследованием возможного воздействия закона: другие возможные варианты, взаимодействие с европейским законодательством , экономические, социальные, финансовые и экологические последствия. [33]
«Предложения de loi» не могут увеличить финансовую нагрузку государства без обеспечения финансирования. [34]
Projets de loi начинаются в доме по выбору правительства (за исключением некоторых узких случаев). [32] ). Предложения de loi начинаются в доме, где они возникли. После того как палата внесет поправки и проголосует по тексту, он отправляется в другую палату, которая также может внести в него поправки. Если палаты не решают принять текст в одинаковых условиях, он передается на рассмотрение комиссии, состоящей из равного числа членов обеих палат, которая пытается гармонизировать текст. Если это не удастся сделать, Национальное собрание может проголосовать за текст и сказать по нему последнее слово (за исключением законов, связанных с организацией Сената). [35]
Затем закон отправляется на подпись президенту Франции. [36] На этом этапе президент Франции, спикер любой палаты или делегация из 60 депутатов или 60 сенаторов могут попросить, чтобы текст прошел конституционную проверку, прежде чем он вступит в силу; [37] затем он передается в Конституционный совет. Президент также может, только один раз по каждому закону и при наличии подписи премьер-министра, отправить закон обратно в парламент для повторного рассмотрения. [36] В противном случае президент должен подписать закон. После подписания премьер-министром и заинтересованными министрами, [38] затем он отправляется в Journal Officiel для публикации. [39]
Бюджет [ править ]
Этот раздел необходимо обновить . ( октябрь 2022 г. ) |
Законы о финансировании ( lois definance ) и законы о финансировании социального обеспечения ( lois definance de la sécuritésociale ) являются специальными актами парламента, которые принимаются и утверждаются посредством определенных процедур.
Из-за важности предоставления правительству и организациям социального обеспечения возможности продолжать выплаты своим поставщикам, сотрудникам и получателям без риска быть остановленными парламентскими разногласиями, эти законопроекты специально ограничены. В прошлом парламентарии часто добавляли несвязанные поправки ( cavaliers Budgetaires ) в финансовые законопроекты, чтобы добиться принятия таких поправок – из-за сокращения времени, в течение которого рассматривается бюджет. Сейчас они считаются неконституционными. Если парламент не может согласовать бюджет в определенных разумных пределах, правительство имеет право принять бюджет посредством постановлений : эта угроза не позволяет парламентариям угрожать банкротством исполнительной власти.
То, как организован законопроект о финансах, и то, как правительство должно исполнять бюджет, были глубоко реформированы в 2001 году Органическим законом № 2001-692 от 1 года от 2001 года относительно финансовых законов , широко известным как LOLF. Из-за существенных изменений применение закона было постепенным, и первым бюджетом, который будет полностью принят в рамках LOLF, станет бюджет на 2006 год, принятый в конце 2005 года.
LOLF делит расходы в соответствии с идентифицируемыми «миссиями» (которые можно подразделить на подмиссии и т. д.). Работа администрации и государственных органов будет оцениваться по отношению к этим миссиям.
Бюджет национального правительства прогнозировался в 290 миллиардов евро. в 2011 году Сюда не входят ни социальное обеспечение , ни бюджеты местных органов власти .
Несколько офисов [ править ]
Члены парламента издавна занимали, помимо должности депутата или сенатора, еще одну местную должность, например, мэра города , отсюда и такие титулы, как «депутат и мэр» ( député-maire ) и «сенатор и мэр» ( sénateur). -мэр ). Это известно как совокупность избирательных бюро. Сторонники кумула утверждают , что наличие местных обязанностей гарантирует, что члены парламента будут оставаться в контакте с реальностью своего избирательного округа; Кроме того, говорят, что они смогут лучше защищать интересы своего города и т. д., имея место в парламенте.
В последние годы кумул подвергается все большей критике. Критики утверждают, что законодатели, которые также имеют некоторые местные полномочия, не могут усердно выполнять обе задачи; например, они могут пренебрегать своими обязанностями по посещению парламентских заседаний и комиссий, чтобы выполнять задачи в своем округе. Предпосылка о том, что обладатели двойных должностей могут защищать интересы своего города и т. д. в национальном парламенте, подвергается критике, поскольку национальные законодатели должны иметь в виду национальные интересы, а не продвижение проектов конкретного города, из которого они родом. Наконец, эта критика является частью более широкой критики политического класса как уютного, закрытого мира, в котором одни и те же люди делают долгую карьеру на разных должностях.
Как следствие, были приняты законы, ограничивающие возможности иметь несколько мандатов.
и Экономический Совет Социальный
Экономический и Социальный Совет является консультативным собранием. Он не играет роли в принятии законов и постановлений, но консультирует законотворческие органы по вопросам социальной и экономической политики.
Исполнительная власть может передать любой вопрос или предложение социального или экономического значения Экономическому и Социальному Совету.
Экономический и социальный совет публикует отчеты, которые направляются премьер-министру, Национальному собранию и Сенату. Они опубликованы в журнале Official .
Судебная власть [ править ]
Наиболее отличительной особенностью французской судебной системы является то, что она разделена на судебную и административную потоки. Французское законодательство предусматривает наличие отдельной судебной власти с независимой судебной властью, которая не подчиняется двум другим ветвям власти и не находится под их прямым контролем. [40] Во Франции действует гражданско-правовая правовая система, основой которой является кодифицированное право; однако прецедентное право играет важную роль в принятии решений судами.
Судебные суды [ править ]
Судебный поток судов рассматривает гражданские и уголовные дела. Судебный поток состоит из судов низшей инстанции, апелляционных судов промежуточной инстанции и Кассационного суда Франции , верховного суда.
Судьи являются государственными служащими, но им предоставлена особая законодательная защита со стороны исполнительной власти. Судьи имеют гарантию пребывания в должности и не могут быть повышены в должности (или понижены в должности) без их согласия. Их карьера контролируется Судебным советом Франции.
С другой стороны, прокуроры подчиняются приказам министра юстиции. В прошлом это вызывало подозрения в неоправданном политическом давлении с целью отклонения исков или исков против государственных чиновников, обвиненных в коррупции, а статус прокуроров и их связи с правительством часто становятся темами дискуссий.
Суд присяжных возможен только по тяжким уголовным делам, подведомственным судам присяжных . Суд в полном составе состоит из коллегии из 3 судей и малого жюри из 9 присяжных (против 12 присяжных заседателей по апелляции), которые вместе выносят вердикты, а в случае вынесения обвинительного приговора также определяют приговор. Присяжные выбираются случайным образом из числа имеющих право голоса избирателей.
В большинстве других судов судьи являются профессиональными, за исключением уголовного суда по делам несовершеннолетних, состоящего из одного профессионального и двух народных заседателей. Кроме того, в нескольких специализированных судах первой инстанции заседают судьи, избираемые на должность. Например, трудовые трибуналы укомплектованы равным количеством судей от профсоюзов работодателей и профсоюзов работников. То же самое касается и судов по земельным делам.
Досудебное производство носит следственный характер, а открытое судебное разбирательство носит состязательный характер . Бремя доказывания в уголовном процессе лежит на стороне обвинения , и согласно конституции обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Административные суды [ править ]
Суды административного права выносят решения по искам и искам против государственных учреждений и учреждений. Административный поток состоит из административных судов, административных апелляционных судов и Государственного совета как суда последней инстанции.
Государственный совет рассматривает дела против решений исполнительной власти и имеет право отменять или отменять законодательные акты, изданные исполнительной властью, такие как приказы и постановления, если они нарушают конституционное право, принятое законодательство или кодифицированный закон. [28]
Судебные разбирательства в основном включают письменные слушания и носят следственный характер , при этом судьи требуют от сторон представить письменные показания или аргументы.
Любой юрисдикционный спор между судебным и административным потоками разрешается специальным судом, называемым Tribunal des conflits , или «Судом по юрисдикционным спорам», состоящим из равного числа судей Верховного суда и членов Государственного совета.
Конституционный совет [ править ]
Ни судебные, ни административные суды не уполномочены выносить решения о конституционности актов Парламента. формально не является частью судебной власти, Хотя Конституционный совет он изучает законодательство и решает, нарушает ли оно Конституцию. [28] Это применимо до их принятия ко всем формам органических законов, но только по рекомендации президента Франции, председателя Сената , председателя Национальной ассамблеи , премьер-министра или любого из 60 сенаторов или 60 членов ассамблеи Франции. другие типы законов или договоров. После принятия законы могут быть пересмотрены по направлению высшего административного суда — Государственного совета — или высшего судебного суда — Кассационного суда. Конституционный совет может объявить акты неконституционными, даже если они противоречат принципам Декларации прав человека и гражданина 1789 года (цитируется в преамбуле Конституции).
Члены Конституционного совета назначаются на девять лет (три каждые три года); трое назначаются президентом, трое — председателем Национальной ассамблеи и трое — председателем Сената. Бывшие президенты также являются пожизненными членами Конституционного совета.
суды Финансовые
Главная Счетная палата Франции ( Cour des Comptes ) и региональные аудиторские суды проверяют государственные финансы, государственные учреждения (включая другие суды) и государственные организации. Суд публикует ежегодный отчет и может передавать уголовные дела прокурорам. Он также может напрямую штрафовать бухгалтеров за нецелевое использование средств и направлять государственных служащих, злоупотребляющих средствами, в Суд по финансовой и бюджетной дисциплине.
Главный и региональные аудиторские суды не судят бухгалтеров частных организаций. Однако при некоторых обстоятельствах они могут провести аудит своего бухгалтерского учета, особенно если организация получила государственный контракт на предоставление коммунальных услуг или услуг, требующих постоянного использования общественного достояния, или если организация является участником тендера по государственному контракту. В Суд часто обращаются различные государственные учреждения, парламентские комиссии и государственные регулирующие органы, но в него также может обратиться любой французский гражданин или организация, действующая во Франции.
Финансы Суда контролируются финансовыми комиссиями двух палат французского парламента, которые также устанавливают рабочий бюджет Суда в ежегодном Законе о финансах.
Ombudsman[editОмбудсмен
В 1973 году была создана должность mediateur de la République республики ( омбудсмена ). Омбудсмену поручено разрешать без необходимости обращения в суд разногласия между гражданами и администрациями и другими субъектами, на которые возложена миссия государственной службы; [41] предложение реформ правительству и администрациям для достижения этих целей; и активное участие в международном продвижении прав человека .
В 2008 году эта должность была закреплена в Конституции Франции, а три года спустя, в 2011 году, она была переименована в Défenseur des droits (Защитник прав).
Омбудсмен назначается сроком на шесть лет президентом республики в Совете министров. Он не может быть отстранен от должности, и его официальные действия защищены иммунитетом, аналогичным парламентскому иммунитету . Он не получает и не принимает приказов от каких-либо властей. Нынешним омбудсменом является Клэр Эдон .
Французское право [ править ]
Основные принципы [ править ]
Франция использует систему гражданского права ; то есть право возникает прежде всего из письменных законов; судьи не должны создавать законы, а просто интерпретировать их (хотя количество толкований судей в определенных областях делает его эквивалентным прецедентному праву ).
Многие фундаментальные принципы французского права были заложены в Наполеоновских кодексах . Основные принципы верховенства права были заложены в Кодексе Наполеона: законы могут касаться только будущего, а не прошлого ( законы ex post facto запрещены); чтобы быть применимыми, законы должны быть официально опубликованы (см. Journal Officiel ).
В соответствии с принципами Декларации прав человека и гражданина общим правилом является свобода, и закон должен запрещать только действия, наносящие вред обществу. Как сказал Ги Каниве , первый председатель Кассационного суда , о том, какой должна быть норма во французском законодательстве: [42]
- Свобода — это правило, а ее ограничение — исключение; любое ограничение Свободы должно быть предусмотрено законом и соответствовать принципам необходимости и соразмерности.
То есть закон может устанавливать запреты только в том случае, если они необходимы и если неудобства, вызванные этим ограничением, не превышают неудобств, которые запрет должен устранить.
Франция не признает религиозные законы и не признает религиозные убеждения в качестве мотивации для принятия запретов. Как следствие, во Франции долгое время не существовало ни о богохульстве законов , ни законов о содомии (последние были отменены в 1789 году).
право и исполнительные постановления Статутное
Французское законодательство проводит различие между законодательными актами ( loi ), обычно принимаемыми законодательной властью , и постановлениями ( reglement , учрежденными указами ), издаваемыми премьер-министром. Существуют также вторичные постановления, называемые arretés , издаваемые министрами, подчиненными, действующими от их имени, или местными властями; они могут приниматься только в областях компетенции и в пределах, определенных первичным законодательством. Независимые агентства также издают все больше и больше постановлений, особенно касающихся экономических вопросов.
Согласно Конституции Франции (статья 34):
Уставы должны касаться:
- Гражданские права и основные гарантии, предоставляемые гражданам для осуществления их общественных свобод ; обязанности, возлагаемые в целях национальной обороны на граждан в отношении их личности и имущества ;
- Гражданство, статус и правоспособность лиц, брачные режимы, наследование и дарение;
- определение тяжких преступлений и других тяжких правонарушений и применимых к ним наказаний; уголовный процесс ; амнистия ; учреждение новых классов судов и трибуналов и положений, регулирующих деятельность членов судебной власти ;
- База, ставки и методы взимания налогов всех видов; выпуск валюты .
Законодательство также определяет правила, касающиеся:
- системы Избирательные парламентских ; и местных собраний
- Создание категорий государственных учреждений;
- Основные гарантии, предоставляемые гражданскому и военному персоналу, нанятому государством;
- Национализация . предприятий и переход собственности на предприятиях из государственного в частный сектор
Законодательные акты определяют основополагающие принципы:
- Общая организация национальной обороны;
- Самоуправление территориальных единиц, их полномочия и ресурсы;
- Образование ;
- Режим, регулирующий собственность, вещные права, гражданские и коммерческие обязательства;
- Трудовое право , профсоюзное право и социальное обеспечение .
Финансовые законы определяют ресурсы и обязательства государства в порядке и с оговорками, указанными в институциональном законе.Законы о финансировании социального обеспечения определяют общие условия финансового баланса социального обеспечения и, в свете прогнозов доходов, определяют целевые показатели расходов в порядке и с оговорками, указанными в институциональном законе.Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.
Положения настоящей статьи могут быть расширены и дополнены органическим законом.
Остальные области являются вопросами регулирования . Это разделение между законом и регулированием обеспечивается Конституционным советом : правительство может, с согласия Конституционного совета , изменять декретами законы, нарушающие сферу регулирования. В то же время Государственный совет аннулирует указы, нарушающие сферу действия закона.
Порядок полномочий источников права [ править ]
Когда судам приходится иметь дело с бессвязными текстами, они применяют определенную иерархию: текст, стоящий выше в иерархии, будет иметь преимущественную силу над текстом, стоящим ниже. Общее правило заключается в том, что Конституция имеет приоритет над законами, которые имеют приоритет над постановлениями. Однако с вмешательством европейского права и международных договоров, а также квазипрецедентного права административных судов иерархия может стать несколько неясной. Таким образом, к следующей иерархии норм следует относиться с должной осторожностью:
- Конституция Франции, включая основные основные конституционные ценности, признанные законами Республики, как они определены Конституционным советом;
- договоры и правила Европейского Союза;
- Международные договоры и соглашения;
- органические законы;
- обычные законы;
- исполнительные распоряжения (по рекомендации Государственного совета);
- другие распоряжения;
- правила и положения;
- нескольких министров;
- одного министра;
- местных органов власти;
- постановления и решения независимых агентств.
Местное самоуправление [ править ]
Традиционно принятие решений во Франции является высокоцентрализованным: каждый из департаментов Франции возглавляет префект , назначаемый центральным правительством, в дополнение к генеральному совету , избираемому на местном уровне совету. Однако в 1982 году национальное правительство приняло закон о децентрализации власти, предоставив местным выборным должностным лицам широкий спектр административных и финансовых полномочий. В марте 1986 года региональные советы были впервые избраны прямым голосованием, и процесс децентрализации продолжился, хотя и медленными темпами. В марте 2003 года пересмотр конституции существенно изменил правовую базу в сторону более децентрализованной системы и расширил полномочия местных органов власти. Хотя Франция по-прежнему остается одной из наиболее централизованных крупных стран в Европе и мире.
Административные единицы с местным самоуправлением в метрополии Франции (то есть частях Франции, лежащих в Европе) состоят из:
- около 35 000 коммун , возглавляемых муниципальным советом и мэром, сгруппированных в
- 96 департаментов , возглавляемых генеральным советом (генеральным советом) и его президентом, сгруппированы в
- 18 регионов , возглавляемых региональным советом и его президентом .
— Генеральный совет учреждение, созданное в 1790 году в результате Французской революции в каждом из вновь созданных департаментов (они были подавлены правительством Виши с 1942 по 1944 год). Conseiller général (советник департамента) должен быть не моложе 21 года и либо проживать, либо платить налоги в том населенном пункте, от которого он избран. (Социолог Жан Виар отметил [ Le Monde , 22 февраля 2006 г.], что половина всех conseillers généraux по-прежнему были fils de paysans , то есть сыновьями крестьян, что указывает на глубокие сельские корни Франции). Хотя центральное правительство теоретически может распустить генеральный совет (в случае его неэффективности ), это произошло только один раз в Пятой республике.
обсуждает Генеральный совет и принимает законы по вопросам, касающимся департамента; он несет административную ответственность за сотрудников ведомства и землю, управляет субсидируемым жильем, общественным транспортом и школьными субсидиями, а также вносит вклад в строительство общественных объектов. Запрещено выражать «политические пожелания». Генеральный совет собирается не реже трех раз в год и избирает своего президента сроком на 3 года, который возглавляет его «постоянную комиссию», обычно состоящую из 5-10 других советников департаментов, избираемых из их числа. Генеральный совет приобрел новые полномочия в ходе политической децентрализации, которая произошла во Франции в течение последних тридцати лет. Всего во Франции насчитывается более 4000 генеральных консультантов .
Различные уровни администрации имеют разные обязанности, и общая ответственность является общей; например, в сфере образования коммуны управляют государственными начальными школами, в то время как департаменты управляют государственными неполными средними школами, а регионы управляют государственными средними школами, но только для строительства и содержания зданий; учебные программы и преподавательский состав предоставляются Министерством образования страны.
Три главных города – Париж , Лион и Марсель – имеют особый статус. Париж является одновременно коммуной и департаментом с учреждением — Парижским советом , который избирается одновременно с другими муниципальными советами , но действует также как общий совет . Эти 3 города также разделены на округа, каждый из которых имеет свой совет округа и своего мэра.
Французские заморские владения делятся на две группы:
- Четыре заморских региона , имеющие сильное сходство организации со своими столичными коллегами; в этих заморских регионах автоматически применяются все законы Франции, за исключением случаев, когда конкретный текст предусматривает иное или допускает некоторую адаптацию. Четыре региона полностью входят в состав территории Французской Республики и как таковые принадлежат Европейскому Союзу, что означает, что применяется европейское право;
- Территории , как правило, имеющие большую автономию. В целом французские законы не применяются, за исключением случаев, когда в конкретном тексте предусмотрено иное. В феврале 2007 года была создана новая территория: Сен-Бартелеми . Эта территория раньше была частью заморского департамента Гваделупа. Статут Сен-Бартелеми обеспечивает автоматическое применение французского законодательства, за исключением главным образом налогов и иммиграции, которые оставлены на усмотрение территории. Территории не входят в Европейский Союз. Однако, будучи «заморскими территориями», они заключили соглашения об ассоциации с ЕС и могут согласиться на некоторые положения ЕС. Законодательство ЕС применяется к ним только в той мере, в какой это необходимо для реализации соглашений об ассоциации.
Вся населенная территория Франции представлена в обеих палатах парламента и голосует на президентских выборах.
Ссылки [ править ]
Все тексты на французском языке, если не указано иное.
- ^ Национальное собрание, Ассамблея. «Добро пожаловать на английский сайт Национального собрания Франции – Assemblée nationale» . www2.assemblee-nationale.fr (на французском языке) . Проверено 13 апреля 2017 г.
- ^ «Франция» (PDF) . Доступ к правосудию в Европе: обзор проблем и возможностей . Агентство Европейского Союза по основным правам. п. 1.
Франция имеет уникальную организацию судов и трибуналов, которые разделены на два порядка: судебное правосудие и административное правосудие.
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ См. решения 71-44 DC от 16 июля 1971 г. и 73-51 DC от 27 декабря 1973 г., в которых цитируются преамбула Конституции и Декларация прав человека и гражданина.
- ^ Конституционный закон 2005-205 от 1 марта 2005 г.
- ^ Конституция, статья 8
- ^ Кнапп, Эндрю; Райт, Винсент (2 сентября 2003 г.). Правительство и политика Франции . Рутледж. ISBN 978-1-134-84129-5 .
- ^ «Что происходит с Эммануэлем Макроном после его переизбрания на пост президента Франции?» . Хранитель . 24 апреля 2022 г.
- ^ «Переизбранный президент Франции готовится к тяжелому второму сроку» . Экономист .
- ^ «Итоги президентских выборов 2022 года» . Архивировано из оригинала 7 мая 2022 года.
- ^ Конституция, статья 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конституция, статья 20
- ^ Конституция, статья 49.
- ^ Конституция, статья 48.
- ↑ Национальное собрание, стенограмма заседания от 9 февраля 2006 г .: появление Доминика де Вильпена с объявлением о применении статьи 49-3; принятый текст
- ↑ «Первый трудовой договор» был расторгнут законом от 21 апреля 2006 г. после массовых уличных протестов; см. Первый трудовой договор .
- ^ «Госминистр или министр: в чем различия?» . LCI (на французском языке). 17 июля 2019 г. Проверено 30 марта 2021 г.
- ↑ Консультативная роль Государственного совета. Архивировано 29 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Конституция, статья 38.
- ^ О правовом режиме постановлений, а также явной и неявной ратификации см. Les ordonnances: bilan au 31 decembre 2006, составленная юридической службой Сената Франции .
- ^ Закон 2000-517 разрешил правительству принимать постановления о конвертации сумм из франков в евро в различных законодательных текстах.
- ↑ Постановление от 2 августа 2005 г. о «новом трудовом договоре».
- ^ Посмотреть этот список
- ^ См. библиографию.
- ^ Кодекс почтовых услуг и электронных коммуникаций, статья L43
- ^ Le Parisien (27 июля 2018 г.). «Свержение Помпиду в 1962 году: единственное выражение порицания, которое попало в цель» . leparisien.fr (на французском языке). Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Этот иммунитет предусмотрен статьей 26 Конституции, как это определено Конституционным законом от 5 августа 1995 года . См.: Национальное собрание, L'immunité parlementaire .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Справочные сведения о странах мира, 2003 г.». Суперинтендант документов . Октябрь 1994 г. - через EBSCOhost.
- ^ «Выборы в Сенат – Сенат» .
- ^ Сенат. «Методика выборов сенаторов» . сенат.фр . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ L'Humanité , 21 апреля 1998 г.; L'Humanité , 23 апреля 1998 г.; L'Humanité , 13 августа 2002 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конституция, статья 39
- ^ Органический закон № 2009-403 от 15 апреля 2009 г. о применении статей 34-1, 39 и 44 Конституции, статья 8 .
- ^ Конституция, статья 40.
- ^ Конституция, статья 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Конституция, статья 10
- ^ Конституция, статья 61.
- ^ Конституция, статья 19.
- ^ Гражданский кодекс, статья 1.
- ^ Министерство юстиции Франции (15 сентября 2021 г.). «Организация правосудия во Франции» . Министерство юстиции (на французском языке) . Проверено 4 марта 2023 г.
Французские суды делятся на два порядка: судебный приказ и административный приказ. Суды судебной инстанции компетентны разрешать споры между частными лицами и налагать санкции на лиц, совершивших преступления против уголовного законодательства. ... Административные суды обладают юрисдикцией, как только речь идет о государственном учреждении (например, муниципалитете или государственной службе).
[Французские суды делятся на два порядка: судебный и административный. Суды судебной инстанции несут ответственность за разрешение споров между частными лицами и наказание лиц, совершивших уголовные преступления. ...Административные суды обладают юрисдикцией, как только в дело вовлечено государственное учреждение (например, муниципалитет или правительственное учреждение).] - ^ РАДУЛЕСКУ, Крина (январь 2015 г.). «Европейский омбудсмен: координатор или наблюдатель?» . Юридический ток . 18 (1): 117–127 – через EBSCOhost.
- ↑ Ги Каниве говорил, что правила, регулирующие тюрьмы, игнорируют основное правило закона, согласно которому свобода является общим случаем, а запрет — исключением. См. Жак Флох, Отчет следственной комиссии Национального собрания Франции о положении во французских тюрьмах .
Примечания [ править ]
- ^ В него входят ФГР и кандидаты- диссиденты от партий-членов NUPES . Некоторые независимые кандидаты, связанные с НУПЕС, также были названы Министерством внутренних дел «Разными». Во втором туре результат ЭПГ был включен в результаты по Разному, оставленному Министерством.
- ↑ Некоторые независимые организации, связанные с УДК, были помечены Министерством внутренних дел как «Разное».
- ^ В него входят Lutte Ouvrière и NPA .
- ^ В него входит Союз Франции во главе с DLF и LP .
- ↑ Во втором туре результат Радикальной левой партии был включен в результаты Разных левых Министерством внутренних дел Франции.
Библиография [ править ]
- Юридические справочные тексты
- Общая ссылка
- Конституция
- Правила процедуры
- Регламент Национальной ассамблеи (оригинальный текст, английская версия)
- Справедливость
- Гражданский кодекс (официальный перевод на английский язык)
- Кодекс финансовой юрисдикции
- Уголовно-процессуальный кодекс (официальный перевод на английский язык)
- Административный кодекс юстиции
- Бюджет
- LOLF (официальный английский перевод)
- Омбудсмен
- Закон 73-6 от 3 января 1973 г. о создании должности омбудсмена (обновленная версия)
- Справедливость
- Гражданский Кодекс, уставная часть
- Гражданский процессуальный кодекс, уставная часть (официальный перевод на английский язык)
- Уголовный кодекс, уставная часть (официальный английский перевод)
- Уголовно-процессуальный кодекс, уставная часть (официальный перевод на английский язык)
- Кодекс административной юстиции, уставная часть
- Официальная документация
- Общий
- Общественная жизнь: открытие институтов
- Государственные органы. Основные тексты 2005 г. , Французская документация , ISBN 2-11-005961-3
- Финансовые юрисдикции
- La Cour des Comptes , Счетная палата (на английском языке)
- Бюджет
- Ален Ламбер , Дидье Миго , Успех в LOLF – ключ к ответственному и эффективному государственному управлению. Отчет Правительству , сентябрь 2005 г., ISBN 2-11-095515-5 (страница, PDF)
- Презентация ЛОЛФ
- Эдвард Аркрайт, Станислас Годфрой, Мануэль Маскес, Жан-Люк Бёф, Сесиль Курреж, Реализация органического закона, касающегося финансового права , La Documentation Française , 2005, ISBN 2-11-005944-3
- Независимые административные органы
- Государственный совет , публичный отчет 2001 г., Независимые административные органы (PDF) ISBN 2-11-004788-7
- Общий
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фредерик Монера, Идея республики и юриспруденция Конституционного совета - Париж: LGDJ, 2004 [1] - [2]
Внешние ссылки [ править ]
- Service Public , Официальный портал государственных услуг (на французском языке)