Jump to content

Театр Франции

Обзор Франции театра .

Исторический обзор [ править ]

Светский французский театр [ править ]

Дискуссии о происхождении нерелигиозного театра («théâtre profane») — как драмы, так и фарса — в средние века остаются спорными, но идея непрерывной популярной традиции, берущей свое начало от латинской комедии и трагедии до IX века, кажется маловероятной.

Большинство историков связывают происхождение средневековой драмы с церковными литургическими диалогами и «тропами». Сначала это были просто инсценировки ритуала, особенно в ритуалах, связанных с Рождеством и Пасхой (см . Мистерия ), пьесы со временем были перенесены из монастырской церкви в капитул или трапезный зал и, наконец, на открытый воздух, а народный язык был заменен для латыни. В XII веке можно найти самые ранние дошедшие до нас отрывки на французском языке, выступающие в качестве припевов, вставленных в литургические драмы на латыни, такие как пьеса о Святом Николае (покровителе студентов-священнослужителей) и пьеса о Святом Стефане .

Драматические пьесы на французском языке XII и XIII веков:

  • Le Jeu d'Adam (1150–1160) - написано восьмисложными рифмованными куплетами с латинскими сценическими ремарками (подразумевается, что оно было написано латиноязычными священнослужителями для мирской публики)
  • Игра Святого Николая — Жан Бодель — написана восьмисложными рифмованными куплетами.
  • Чудо Теофиля - Рютбеф (около 1265 г.)

Истоки фарса и комического театра остаются одинаково спорными; одни историки литературы верят в нелитургическое происхождение (среди «жонглеров» или языческих и народных празднеств), другие видят влияние литургической драмы (некоторые из перечисленных выше драм включают фарсовые эпизоды) и монашеских чтений Плавта и латинских комиксов. театр.

Недраматические пьесы XII и XIII веков:

Выберите список пьес 14 и 15 веков:

  • Фарс мастера Трюберта и Антроннара — Эсташ Дешам
  • Сказка о четырех канцеляриях королевского общежития — Эсташ Дешам
  • Чудеса Нотр-Дама
  • Хорошо и дурно посоветовали (мораль) (1439)
  • La Farce de maître Пьер Патлен (1464–1469) - эта пьеса оказала большое влияние на Рабле в 16 веке.
  • Франкский лучник из Баньоле (1468–1473).
  • Мораль (1486) - Анри Бод
  • Грешник (мораль) (1494)
  • Начинка чана
  • Новая начинка паштета и пирога

В 15 веке публичное представление пьес организовывалось и контролировалось рядом профессиональных и полупрофессиональных гильдий:

Жанры театра, практиковавшиеся в средние века во Франции:

  • Фарс — реалистичная, юмористическая и даже грубая сатира на человеческие недостатки.
  • Sottie - вообще разговор идиотов ("sots"), полный каламбуров и кидпрокво.
  • «Пастурель» — пьеса пасторальной обстановки.
  • Шантефабль - смешанная форма стихов и прозы, встречающаяся только в «Окассене и Николетте».
  • Мистерия - изображение христианских тайн или жизни святых.
  • Моральная игра
  • Чудо-игра
  • Страстная игра
  • Радостная проповедь - бурлескная проповедь.

Театр эпохи Возрождения [ править ]

Французский театр XVI века развивался по той же схеме, что и другие литературные жанры того периода. В течение первых десятилетий века публичный театр оставался в значительной степени привязанным к своему давнему средневековому наследию мистерий , моральных пьес , фарсов и вечеринок , хотя пьесы о чудесах уже не были в моде. Публичные выступления жестко контролировались системой гильдий. Гильдия «Соратники страстей» имела исключительные права на театральные постановки мистерий в Париже; в 1548 году страх перед насилием или богохульством, возникший в результате растущего религиозного раскола во Франции, вынудил парижский парламент запретить представления мистерий в столице, хотя они продолжали совершаться в других местах. Другая гильдия, «Дети Сан-Суси», отвечала за фарсы и вечеринки, а также «Клерки де ла Басош», которые также ставили моральные пьесы. Как и «Соратники страстей», «Баош » подверглась политическому контролю (спектакли должны были быть одобрены наблюдательным советом; маски или персонажи, изображающие живых людей, не допускались), и они были окончательно запрещены в 1582 году. К концу века только «Собратья страстей» сохранили исключительный контроль над общественными театральными постановками в Париже, и они сдавали свой театр в аренду в Hôtel de Bourgogne театральным труппам по высокой цене. В 1597 году [1] они отказались от этой привилегии.

Наряду с многочисленными авторами этих традиционных произведений (такими как авторы фарсов Пьер Грингор , Николя де Ла Шене и Андре де ла Винь ), Маргарита де Наварра также написала ряд пьес, близких к традиционным мистериям и моральным пьесам.

Однако уже в 1503 году в Европе были доступны оригинальные языковые версии Софокла , Сенеки , Еврипида , Аристофана , Теренция и Плавта , и в следующие сорок лет гуманисты и поэты одновременно переводили и адаптировали эти классические произведения. В 1540-х годах во французском университете (и особенно — с 1553 года — в иезуитских колледжах) появился неолатинский театр (на латыни), написанный такими профессорами, как Джордж Бьюкенен и Марк Антуан Мюре , который оставил глубокий след в истории французского университета. члены «Плеяды» . Начиная с 1550 года, гуманистический театр написан на французском языке. Выдающиеся деятели, такие как Екатерина Медичи, оказали финансовую поддержку многим гуманистическим пьесам; в 1554 году, например, она заказала перевод Джана Джорджо Триссино » « Софонисбы , первой трагедии, появившейся на французском языке. [2]

Влияние Сенеки было особенно сильно в гуманистической трагедии. Его пьесы — которые, по сути, были камерными пьесами, предназначенными для чтения из-за их лирических отрывков и риторического ораторского искусства — привнесли во многие гуманистические трагедии концентрацию риторики и языка над драматическим действием.

Гуманистическая трагедия имела два различных направления:

  • Библейская трагедия : сюжеты взяты из Библии — гуманистическая библейская трагедия, хотя и близка по вдохновению к средневековым мистериям, переосмыслила библейских персонажей в классическом духе, подавляя как комические элементы, так и присутствие Бога на сцене. Сюжеты часто имели явные параллели с современными политическими и религиозными вопросами, и можно встретить как протестантских, так и католических драматургов.
  • Древняя трагедия : сюжеты взяты из мифологии или истории — они часто имели явные параллели с современными политическими и религиозными вопросами.

В разгар гражданских войн (1570–1580) возникла третья категория воинствующего театра, пополнившая существующие жанры античной трагедии и комедии. Эта новая форма театра характеризовалась явными политическими и религиозными темами, отражавшими бурный современный контекст того времени. Целью данной статьи является исследование и расширение развития и значения этого театра военных действий в период гражданских войн.

Воинственный театр того времени находился под сильным влиянием преобладающей политической и религиозной напряженности. Сюжеты часто основывались на мифологии или истории, представляя повествования, которые имели явные параллели с современными политическими событиями и религиозными конфликтами. Это позволило зрителям соединиться с выступлениями на личном и идеологическом уровне.

Пьесы, исполняемые в театрах этой категории, часто служили средством политических комментариев и социальной критики. Они исследовали такие темы, как борьба за власть, злоупотребление властью, коррупция, религиозные преследования и последствия войны. Благодаря яркому и провокационному повествованию эти пьесы стремились вовлечь и побудить зрителей задуматься о неспокойных временах, в которых они жили.

Одним из примечательных аспектов воинствующего театра было использование аллегорий и символизма. Драматурги использовали метафоры и аллегорические персонажи для изображения политических деятелей, религиозных фракций или идеологических движений. Такой завуалированный подход позволил им затронуть деликатные темы, избегая при этом прямой цензуры или возмездия.

Актеры и драматурги, работавшие в воинственном театре, сталкивались со значительными рисками из-за политически окрашенного характера их работы. Цензура, надзор и даже тюремное заключение были постоянной угрозой. Тем не менее, привлекательность и влияние этих выступлений привлекли аудиторию, которая искала катарсиса, подтверждения и более глубокого понимания социально-политического климата.

Хотя воинственный театр во время гражданских войн был продуктом своего времени, его влияние выходило за рамки непосредственного исторического контекста. Он заложил основу для развития последующих форм политического и социально сознательного театра, оказав длительное влияние на театральный ландшафт.

  • Современная трагедия : сюжеты, взятые из недавних событий

Наряду с работой в качестве переводчиков и адаптаций пьес гуманисты также исследовали классические теории драматической структуры, сюжета и характеристик. Гораций был переведен в 1540-х годах, но был доступен на протяжении всего Средневековья. Полная версия « Аристотеля » Поэтики появилась позже (сначала в 1570 году в итальянском варианте), но его идеи получили распространение (в крайне усеченном виде) еще в XIII веке в латинском переводе Германа Немецкого Аверроэса арабского глосса , и другие переводы « Поэтики» появились в первой половине XVI века; важное значение имели также комментарии Юлия Цезаря Скалигера к поэтике Аристотеля , появившиеся в 1560-х годах. Грамматики четвертого века Диомед и Элий Донат также были источником классической теории. Итальянцы шестнадцатого века сыграли центральную роль в публикации и интерпретации классической теории драмы, а их произведения оказали большое влияние на французский театр. Лодовико Кастельветро Основанное на Аристоте « Искусство поэзии» (1570 г.) было одним из первых провозглашений трех единств ; эта работа легла в основу произведения Жана де ла Тайля « Искусство трагедии» (1572 г.). Итальянский театр (например, трагедия Джан Джорджо Триссино ) и дебаты о приличиях (например, спровоцированные Спероне Сперони пьесой « Каначе» и Джованни Баттисты Джиральди « пьесой Орбекке ») также повлияли на французскую традицию.

В том же духе подражания — и адаптации — классических источников, которые легли в основу поэтических композиций «Плеяды» , французские писатели-гуманисты рекомендовали, чтобы трагедия состояла из пяти актов и имела трех главных героев благородного ранга; спектакль должен начинаться с середины действия ( в medias res ), употреблять благородный язык и не показывать на сцене сцен ужаса. Некоторые писатели (например, Лазар де Баиф и Томас Себилле ) пытались связать средневековую традицию моральных пьес и фарсов с классическим театром, но Жоахим дю Белле отверг это утверждение и возвел классическую трагедию и комедию на более высокий уровень. Большую трудность для теоретиков представляло объединение аристотелевской идеи « катарсиса » или очищения эмоций с театром эпохи Возрождения, который оставался глубоко привязанным как к удовольствию публики, так и к риторической цели показа моральных примеров ( examplum ).

Жоделя Этьена «Пленница Клеопатры» (1553 г.), в которой рассказывается о страстных страхах и сомнениях Клеопатры, размышляющей о самоубийстве, отличается тем, что является первой оригинальной французской пьесой, которая следует классическим принципам Горация о структуре (пьеса состоит из пяти актов и частей). более или менее единство времени, места и действия) и чрезвычайно близок к античному образцу: пролог вводится тенью, есть классический хор, комментирующий действие и обращающийся непосредственно к действующим лицам, и трагический финал. описывается посланником.

Меллина де Сен-Желе « Перевод Джана Джорджио Триссино » Софонисбы — первой современной регулярной трагедии, основанной на древних моделях, в которой рассказывается история самоубийства благородного Софонисбы (а не того, чтобы быть взятым в плен Римом) — был огромный успех при дворе, когда он был исполнен в 1556 году.

Выберите список авторов и произведений гуманистической трагедии:

у драматургов Антуана де Монкрестьена , Александра Арди и Жана де Шеландра (См . трагедию около 1600-1610 годов .)

Наряду с трагедией европейские гуманисты также адаптировали древнюю комедийную традицию, и уже в 15 веке Италия эпохи Возрождения разработала форму гуманистической латинской комедии. Хотя древние были менее теоретическими в отношении комедийной формы, гуманисты использовали наставления Элия Доната (4 век нашей эры), Горация , Аристотеля и работы Теренция, чтобы разработать набор правил: комедия должна стремиться исправить порок, показывая правда; должен быть счастливый конец; комедия использует более низкий стиль языка, чем трагедия; комедия рисует не великие события государств и вождей, а частную жизнь людей, и ее основной сюжет — любовь.

Хотя некоторые французские авторы придерживаются античных образцов ( Пьер де Ронсар в колледже перевел часть «Плута» Аристофана ), в целом французская комедийная традиция демонстрирует значительную долю заимствований из всех источников: средневековый фарс (продолжавшийся пользовавшийся огромной популярностью на протяжении всего столетия), рассказ, итальянские гуманистические комедии и «Селестина» ( Фернандо де Рохас ).

Выберите список авторов и произведений комедии эпохи Возрождения:

В последние десятилетия века четыре других театральных направления из Италии, которые не следовали жестким правилам классического театра, наводнили французскую сцену:

  • Комедиа дель арте — импровизационный театр фиксированных типов («Арлекин», «Коломбо»), созданный в Падуе в 1545 году; Итальянские труппы приглашались во Францию ​​с 1576 года.
  • Трагикомедия . — театральная версия авантюрного романа с любовниками, рыцарями, переодеваниями и магией Самым известным из них является Роберта Гарнье » «Брадаманте (1580), адаптированное из Ариосто » «Яростного Орланда .
  • Пастораль («Верный Шепард»), « — по образцу Джамбаттисты Гуарини «Пастора Фидо» « Аминты» Тассо и Альсео» Антонио Онгаро (сами вдохновлены Якопо Санназаро и Хорхе де Монтемайор ). Первые французские пасторали представляли собой короткие пьесы, исполнявшиеся перед трагедией, но со временем были расширены до пяти действий. Николя де Монтрё написал три пасторали: «Атлетка» (1585 г.), «Диана» (1592 г.), «Аримена или отчаянный мужчина» (1597 г.).
  • Ballets de cour (Придворный балет) — аллегорическая и фантастическая смесь танца и театра. Самым известным из них является «Комический балет королевы» (1581).

К концу века самым влиятельным французским драматургом — по разнообразию его стилей и мастерству новых форм — станет Робер Гарнье .

Все эти эклектичные традиции продолжали развиваться в театре «барокко» начала 17 века, прежде чем французский «классицизм» наконец утвердился.

современные театры и театральные Ранние труппы

В средние века и в эпоху Возрождения публичные театральные представления в Париже находились под контролем гильдий, но в последние десятилетия XVI века продолжала существовать только одна из них: хотя «les Confrèrie de la Passion » уже не имела права для постановки мистерий (1548) им были предоставлены исключительные права на надзор за всеми театральными постановками в столице и сданы в аренду свой театр ( Hotel de Bourgogne театральным труппам ) по высокой цене. В 1597 году эта гильдия отказалась от своей привилегии, которая позволила со временем открыться в столице другим театрам и театральным труппам.

Помимо общественных театров, пьесы ставились в частных домах, при дворе и в университете. В первой половине столетия публика, гуманистический театр колледжей и театр придворных демонстрировали крайне разные вкусы. Например, если в первое десятилетие при дворе была модна трагикомедия, то публику больше интересовала трагедия.

Первые театры в Париже часто размещались в существующих сооружениях, таких как теннисные корты ; их сцены были чрезвычайно узкими, а возможности для декораций и смены сцен часто отсутствовали (это способствовало развитию единства места). Со временем театры разработают систему сложных машин и декораций, модных для рыцарских полетов рыцарей, встречающихся в трагикомедиях первой половины века.

В начале века театральные представления проходили дважды в неделю, начиная с двух-трех часов. Театральные представления часто включали несколько произведений, начиная с комического пролога, затем трагедии или трагикомедии, затем фарса и, наконец, песни. Дворяне иногда сидели сбоку от сцены во время представления. Учитывая, что приглушить свет в зале было невозможно, зрители всегда знали друг друга, и во время представлений зрители заметно громко разговаривали. Место прямо перед сценой, без мест — «партер» — было зарезервировано для мужчин, но, поскольку билеты были самыми дешевыми, в партере обычно собирались представители социальных групп. Элегантные люди наблюдали за показом из галерей. Принцам, мушкетерам и королевским пажам вход был свободен. До 1630 года честная женщина не ходила в театр.

В отличие от Англии, Франция не налагала никаких ограничений на выступления женщин на сцене, но карьера актеров любого пола считалась морально неправильной как католической церковью (актеры были отлучены от церкви ), так и аскетическим религиозным янсенистским движением. У актеров обычно были фантастические сценические имена, описывающие типичные роли или стереотипные персонажи.

Помимо сценарных комедий и трагедий, парижане были также большими поклонниками итальянской актерской труппы, ставившей свою Commedia dell'arte — своего рода импровизированный театр, основанный на типажах. Персонажи «Комедии дель арте» оказали глубокое влияние на французский театр, и отголоски их можно найти в хвастунах, дураках, любовниках, стариках и коварных слугах, населяющих французский театр.

Во Францию ​​опера пришла во второй половине века.

Важнейшие театры и труппы Парижа:

За пределами Парижа, в пригородах и в провинции, действовало множество бродячих театральных трупп. Мольер начинал свою карьеру именно в такой труппе.

Королевский двор и другие дворянские дома также были важными организаторами театральных представлений, балетов , потешных боев и других видов «дивертисментов» для своих праздников, а в некоторых случаях роли танцоров и актеров исполнялись самими дворянами. Первые годы в Версале — до массового расширения резиденции — были полностью посвящены подобным удовольствиям, и подобные зрелища продолжались на протяжении всего правления. На гравюрах изображены Людовик XIV и придворные, сидящие снаружи перед Мраморным двором Версаля и наблюдающие за представлением пьесы.

Подавляющее большинство пьес по сценарию XVII века было написано в стихах (заметными исключениями являются некоторые комедии Мольера). За исключением лирических отрывков в этих пьесах, использовался размер двенадцатисложной строки (« александрийский ») с регулярной паузой или « цезурой » после шестого слога; эти строки были сложены в рифмованные куплеты ; куплеты чередовались между «женскими» (т. е. заканчивающимися на немую «е») и «мужскими» (т. е. заканчивающимися на гласную, отличную от немой «е», или на согласную или носовую) рифмы.

Барочный театр [ править ]

Французский театр XVII века часто сводили к трем великим именам — Пьеру Корнелю , Мольеру и Жану Расину — и к триумфу «классицизма»; правда, однако, гораздо сложнее.

В театре начала века господствовали жанристы и драматурги предыдущего поколения. Наиболее влиятельной в этом отношении была Веренис Флорес . Хотя королевский двор устал от трагедии (предпочитая более эскапистскую трагикомедию ), публичный театр предпочел первое. Ситуация изменилась в 1630-х и 1640-х годах, когда под влиянием длинных романов в стиле барокко того периода трагикомедия — героическое и волшебное приключение рыцарей и девушек — стала доминирующим жанром. Потрясающий успех «Сида» Корнеля в 1637 году и «Горация» в 1640 году вернул трагедию в моду, где она и оставалась до конца столетия.

Важнейшим источником для трагического театра были Сенека и заветы Горация и Аристотеля (и современные комментарии Юлия Цезаря Скалигера и Лодовико Кастельветро ), хотя сюжеты были взяты у классических авторов, таких как Плутарх , Светоний и др., и из сборников рассказов ( итальянский, французский и испанский). Греческие трагические авторы ( Софокл , Еврипид ) к середине века станут приобретать все большее значение. Важные модели для комедии, трагедии и трагикомедии века также предоставили испанские драматурги Педро Кальдерон де ла Барка , Тирсо де Молина и Лопе де Вега , многие из произведений которых были переведены и адаптированы для французской сцены. Важные театральные модели также были предложены итальянской сценой (в том числе пасторальной ), а Италия также была важным источником теоретических дискуссий о театре, особенно в отношении приличия (см., Например, дебаты по Спероне Сперони пьесе «Каначе и Джованни Баттиста») Джиральди . Пьеса « Орбекш ». ). [3]

Обычные комедии (т. е. комедии в пяти действиях по образцу Плавта или Теренция и заветов Элия Доната ) на рубеже веков появлялись на сцене реже, чем трагедии и трагикомедии, поскольку в комедийном элементе ранней стадии преобладал фарс. , сатирический монолог и итальянская комедия дель арте . Жан Ротру и Пьер Корнель вернутся к обычной комедии незадолго до 1630 года.

Трагедии Корнеля были на удивление нетрагичны (его первая версия «Сида» даже числилась трагикомедией), поскольку имели счастливый конец. В своих теоретических работах по театру Корнель дал новое определение комедии и трагедии, исходя из следующих предположений:

  • На сцене — и в комедии, и в трагедии — должны быть благородные персонажи (это исключило бы из комедий Корнеля многих низших персонажей, типичных для фарса). Благородные персонажи не должны изображаться подлыми (предосудительные поступки обычно совершаются неблагородными персонажами в пьесах Корнеля).
  • Трагедия касается государственных дел (войны, династические браки); комедия посвящена любви. Чтобы произведение было трагичным, оно не обязательно должно иметь трагический финал.
  • Хотя Аристотель говорит, что целью трагедии должен быть катарсис (очищение эмоций), это лишь идеал. В соответствии с моральными кодексами того времени пьесы не должны показывать вознаграждение зла или принижение благородства.

Историю общественной и критической реакции на «Сида» Корнеля можно найти в других статьях (его критиковали за использование источников, за нарушение хорошего вкуса и за другие нарушения, не соответствующие правилам Аристотеля или Горация). ), но его воздействие было ошеломляющим. Кардинал Ришелье попросил недавно созданную Французскую академию провести расследование и высказать свое мнение по поводу критики (это было первое официальное решение Академии), и противоречие свидетельствует о растущих попытках контролировать и регулировать театр и театральные формы. Это было начало «классицизма» семнадцатого века.

Корнель продолжал писать пьесы до 1674 года (в основном трагедии, но также и то, что он называл «героическими комедиями»), и многие из них продолжали иметь успех, хотя «неровности» его театральных методов все чаще подвергались критике (особенно со стороны Франсуа Хеделина, аббата д'Обиньяка). ) и успех Жана Расина в конце 1660-х годов ознаменовал конец его превосходства.

Выберите список драматургов и пьес с указанием жанра (даты часто являются приблизительными, поскольку дата публикации обычно наступает намного позже даты первого спектакля):

  • Антуан де Монкрестьен (ок.1575-1621)
    • Sophonisbe a/k/a La Cathaginoise a/k/a Liberty (трагедия) - 1596 г.
    • Королева Шотландии, известная как L'Ecossaise (трагедия) - 1601 г.
    • Аман (трагедия) - 1601 г.
    • Овчарня (пастораль) - 1601 г.
    • Гектор (трагедия) - 1604 г.
  • Жан де Шеландр (ок. 1585-1635)
    • Тир и Сидон, или Роковая любовь Белкара и Мелианы (1608 г.)
  • Александр Арди (1572–1632) – по общему мнению, Харди написал 600 пьес; до нас дошло всего 34.
    • Сцедасе, или Нарушенное гостеприимство (трагедия) — 1624 г.
    • La Force du sang (трагикомедия) - 1625 (сюжет взят из рассказа Сервантеса)
    • Лукреция, или Прелюбодеяние наказанное (трагедия) - 1628 г.
  • Онора де Бюэй, лорд Ракана (1589–1670)
    • Пастухи (пастораль) - 1625 г.
  • Теофиль де Вио (1590–1626)
    • Трагическая любовь Пирама и Фисбы (трагедия) - 1621 г.
  • Франсуа ле Метель де Буаробер (1592–1662)
    • Целомудренная Дидона, или Любовь Хиарбаса (трагедия) - 1642 г.
  • Жан Мэре (1604–1686)
    • Ла Сильве (пасторальная трагикомедия) - ок.1626 г.
    • «Сильванир, или смерть, живи» (пасторальная трагикомедия) - 1630 г.
    • Галантеры герцога Оссона, вице-короля Неаполя (комедия) - 1632 г.
    • Софонисба (трагедия) - 1634 г.
    • Вирджиния (трагикомедия) — 1636 г.
  • Тристан Л'Эрмит (1601–1655)
    • Мариамна (трагедия) - 1636 г.
    • Пенфей (трагедия) — 1637 г.
    • Смерть Сенеке (трагедия) - 1644 г.
    • Смерть Криспа (трагедия) - 1645 г.
    • Паразит - 1653 г.
  • Жан Ротру (1609–1650)
    • Кольцо забвения (комедия) — 1629 г.
    • Прекрасная Альфреда (комедия) - 1639 г.
    • Лаура преследуемая (трагикомедия) - 1637
    • Истинный Сен-Женест (трагедия) - 1645 г.
    • Вацлав (трагикомедия) — 1647 г.
    • Косроэс (трагедия) - 1648 г.
  • Пьер Корнель (1606–1684)
    • Мелита (комедия) - 1629 г. [4]
    • Клитандра (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) — 1631 г.
    • Вдова (комедия) - 1631 г.
    • Королевская площадь (комедия) - 1633 г.
    • Медея (трагедия) — 1635 г.
    • Комическая иллюзия (комедия) — 1636 г.
    • Ле Сид (трагикомедия, позже преобразованная в трагедию) - 1637 г.
    • Гораций (трагедия) — 1640 г.
    • Цинна (трагедия) - 1640 г.
    • Полиевкт («Христианская» трагедия) - ок.1641 г.
    • Смерть Помпея (трагедия) — 1642 г.
    • Лжец (комедия) — 1643 г.
    • Родогуна, принцесса Парфии (трагедия) - 1644 г.
    • Ираклий, Восточный император (трагедия) - 1647 г.
    • Дон Санче д'Арагон («героическая» комедия) — 1649 г.
    • Никомед (трагедия) - 1650 г.
    • Серторий (трагедия) - 1662 г.
    • Софонисбе (трагедия) - 1663 г.
    • Отон (трагедия) - 1664 г.
    • Тите и Беренис («героическая» комедия) - 1670 г.
    • Сурена, парфянский полководец (трагедия) - 1674 г.
  • Пьер дю Рие (1606–1658)
    • Лукреция (трагедия) - 1636 г.
    • Альцион - 1638 г.
    • Сцевола (трагедия) - 1644 г.
  • Жан Демаре (1595–1676)
    • Провидцы (комедия) - 1637 г.
    • Эригона (прозаическая трагедия) - 1638 г.
    • Сципион (стиховая трагедия) - 1639 г.
  • Франсуа Хелен, аббат Обиньяка (1604–1676)
    • Ла Циминда - 1642 г.
    • Орлеанская дева - 1642 г.
    • Зеноби (трагедия) - 1647 г., написанная с намерением предоставить модель, в которой соблюдались строгие правила драмы.
    • Мученичество святой Екатерины (трагедия) - 1650 г.
  • Пол Скаррон (1610–1660)
    • Жоделе - 1645 г.
    • Дон Джафель из Армении - 1653 г.
  • Исаак де Бенсераде (ок.1613-1691)
    • Клеопатра (трагедия) — 1635 г.
  • Сэмюэль Шаппюзо - 1625 - 1701 гг.
    • Круг женщин, или Тайна брачного ложа 1656 (Комедия, проза)
    • Дамон и Пифий, или Торжество любви и дружбы (трагикомедия) 1657
    • Армецар, или друзья враги (трагикомедия) 1658
    • Недовольный богач, или мнимый дворянин (комедия) 1660
    • Женская академия (Фарс в стихах), Париж, 1661 г.
    • Ле Колен-Майяр (Фарс, Comedie Facetieuse), Париж, 1662 г.
    • Одураченный скряга, или Соломенный человек, (комедия) Париж, 1663 г.
    • Воды Пирмонта - 1669 г.

Классицизм 17 века [ править ]

Выражение «классицизм» применительно к литературе подразумевает понятия порядка, ясности, моральной цели и хорошего вкуса. Многие из этих представлений напрямую вдохновлены работами Аристотеля и Горация , а также классическими греческими и римскими шедеврами.

Во французском классическом театре (также называемом французским классицизмом ) [5] пьеса должна следовать Трем Единствам :

  • Единство места : обстановка не должна меняться. На практике это приводило к частому «Замку, интерьеру». Бои происходят за сценой.
  • Единство времени : в идеале вся пьеса должна происходить за 24 часа.
  • Единство действия : должна быть одна центральная история и все второстепенные сюжеты должны быть связаны с ней.

Несмотря на классические примеры, единство места и времени считалось необходимым для полного погружения зрителя в драматическое действие; дико разрозненные сцены в Китае или Африке или на протяжении многих лет, как утверждали критики, разрушили бы театральную иллюзию. Иногда к единству действия присоединяется представление о том, что ни один персонаж не должен неожиданно появляться в драме в конце драмы.

С театральными единствами связаны следующие понятия:

  • « Les bienséances »: литература должна уважать моральные нормы и хороший вкус; не должно быть представлено ничего, что противоречит этим кодексам, даже если это исторические события.
  • « La vraisemblance »: действия должны быть правдоподобными. Когда исторические события противоречат правдоподобию, некоторые критики советуют последнее. Критерий правдоподобия иногда также использовался для критики монолога, и в поздних классических пьесах персонажи почти всегда снабжаются доверенными лицами (камердинерами, друзьями, медсестрами), которым они раскрывают свои эмоции.

Эти правила исключали многие элементы, распространенные в барочной «трагикомедии»: летающие кони, рыцарские сражения, магические путешествия в чужие земли и deus ex machina . Растерзание Ипполита чудовищем в «Федре» могло произойти только за сценой.

  • Наконец, литература и искусство должны сознательно следовать завету Горация «угождать и воспитывать» («aut delectare aut prodesse est»).

Эти «правила» или «кодексы» редко соблюдались полностью, и многие шедевры века намеренно нарушали эти правила, чтобы усилить эмоциональный эффект:

  • «Сид» Корнеля подвергся критике за то, что Родриг предстал перед Хименой после убийства ее отца, что является нарушением моральных норм.

Театр при Людовике XIV [ править ]

К 1660-м годам классицизм окончательно утвердился во французском театре. Ключевой теоретической работой по театру этого периода была «Практика театра» Франсуа Хеделина, аббата д'Обиньяка (1657), и диктат этой работы показывает, до какой степени «французский классицизм» был готов изменить правила классического театра. трагедия для поддержания единства и приличия (д'Обиньяк, например, считал трагедии Эдипа и Антигоны неподходящими для современной сцены).

Хотя Пьер Корнель до конца жизни продолжал ставить трагедии, произведения Жана Расина с конца 1660-х годов полностью затмили поздние пьесы старшего драматурга. Трагедии Расина, вдохновленные греческими мифами, Еврипидом , Софоклом и Сенекой, сжимали свой сюжет в узкий набор страстных и связанных с долгом конфликтов между небольшой группой благородных персонажей и концентрировались на двойных связях этих персонажей и геометрии их нереализованные желания и ненависть. Поэтическое мастерство Расина заключалось в изображении пафоса и любовной страсти (например, любви Федры к своему пасынку), и его влияние было таково, что эмоциональный кризис станет доминирующим типом трагедии до конца века. Две поздние пьесы Расина («Эсфирь» и «Аталия») открыли новые двери к библейским темам и использованию театра в образовании молодых женщин.

В трагедии последних двух десятилетий века и первых лет XVIII века преобладали постановки классиков Пьера Корнеля и Расина, но в целом энтузиазм публики по поводу трагедии значительно уменьшился: театральная трагедия бледнела рядом с темной экономической и демографические проблемы конца века и «комедия нравов» (см. ниже) вобрали в себя многие моральные цели трагедии. Среди других трагиков более позднего века: Клод Бойер , Мишель Ле Клерк , Жак Прадон , Жан Гальбер де Кампистрон , Жан де Ла Шапель , Антуан д'Обиньи де ла Фосс , аббат Шарль-Клод Женест , Проспер Жолио де Кребийон . В конце века, в частности в пьесах Кребийона, иногда проявлялся возврат к театральности начала века: многоэпизодность, экстравагантный страх и жалость, изображение ужасных действий на сцене.

Ранняя французская опера была особенно популярна при королевском дворе в этот период, а композитор Жан-Батист Люлли был чрезвычайно плодовитым (более подробную информацию о придворных балетах и ​​опере того периода см. в статье композитора). Эти музыкальные произведения продолжали традиции трагикомедии (особенно «пьесы в машинах») и придворного балета, а также иногда представляли собой трагические сюжеты (или «трагедии в музыке»). Среди драматургов, работавших с Люлли, были Пьер Корнель и Мольер , но самым важным из этих либреттистов был Филипп Кино , автор комедий, трагедий и трагикомедий.

В комедии второй половины века господствовал Мольер . Опытный актер, мастер фарса, фарса, итальянского и испанского театра (см. выше) и «обычного» театра по образцу Плавта и Теренция , Мольер был большим и разнообразным. Ему приписывают придание французской « комедии нравов » («comédie de mœurs») и «комедии характеров» («comédie de caractère») их современной формы. Его веселые сатиры на скупых отцов, « précieuses », светских парвеню, врачи и напыщенные литераторы пользовались огромным успехом, но его комедии о религиозном лицемерии (« Тартюф ») и распутстве (« Дон Жуан ») принесли ему много критики со стороны церкви, а «Тартюф» был поставлен лишь благодаря вмешательству короля. Многие комедии Мольера, такие как «Тартюф», «Дон Жуан» и « Мизантроп », могут колебаться между фарсом и мрачнейшей драмой, а финалы «Дон Жуана» и «Мизантропа» далеки от чисто комических.

Комедия до конца века продолжала идти по пути, проложенному Мольером: доминировали сатира на современные нравы и нравы и «обычная» комедия, а последняя великая «комедия» правления Людовика XIV — «Комедия» Алена-Рене Лесажа . «Туркарет» - чрезвычайно мрачная пьеса, в которой почти ни один персонаж не проявляет искупительных качеств.

Выберите список французских театров после 1659 года:

18 век [ править ]

19 век [ править ]

Основная битва романтизма во Франции велась в театре, но не против театра. Первые годы века были отмечены возрождением классицизма и вдохновленными классикой трагедиями, часто с темами национального самопожертвования или патриотического героизма, что соответствовало духу Революции, но постановка « Гюго » Виктора Эрнани в 1830 году ознаменовала торжество романтического движения на сцене (описание бурной премьеры можно найти у Теофиля Готье). Драматическое единство времени и места было уничтожено, трагические и комические элементы появились вместе, была завоевана метрическая свобода. Отмеченные пьесами Фридриха Шиллера , романтики часто выбирали сюжеты исторических периодов ( Французский Ренессанс , правление Людовика XIII во Франции ) и обреченных знатных персонажей (мятежных принцев и преступников) или непонятых художников (пьеса Виньи, основанная на жизни Томас Чаттертон ).

К середине века театр стал все более отражать реалистическую тенденцию, связанную с натурализмом . Эти тенденции можно увидеть в театральных мелодрамах того периода и, в еще более мрачном и ужасном свете, в « Гран Гиньоле» конца века. Помимо мелодрам, народный и буржуазный театр середины века обратился к реализму в «хорошо сделанных» буржуазных фарсах Эжена Марина Лабиша и моральных драмах Эмиля Ожье . Также популярны были оперетты, фарсы и комедии Людовика Галеви , Анри Мейяка и, на рубеже веков, Жоржа Фейдо . До войны самой успешной пьесой была Октава Мирбо великая комедия Бизнес « есть бизнес » (1903).

Поэзия Бодлера и большая часть литературы второй половины века (или « конца века ») часто характеризовались как « декадентские » из-за их мрачного содержания или морального видения, но с публикацией Жана Мореаса «Манифеста символиста» в 1886 году именно термин символизм чаще всего применялся к новой литературной среде. Символизм появился в театре в произведениях писателей Вилье де Л'Иль-Адама , Мориса Метерлинка и других.

20 век [ править ]

Самым значительным драматургом Франции рубежа веков был Альфред Жарри . Влияние его пьес, в первую очередь «Убу Рой» , оказало большое влияние на современную публику и продолжает оказывать большое влияние, в частности, на « Летающий цирк Монти Пайтона» и «Молодёжь» .

Авангардный театр во Франции после Первой мировой войны был глубоко отмечен дадаизмом и сюрреализмом . Сюрреалистическое движение было основной силой в экспериментальной письменной форме и международном мире искусства до Второй мировой войны, а техника сюрреалистов особенно хорошо подходила для поэзии и театра, особенно в театральных произведениях Антонена Арто и Гийома Аполлинера .

Театр в 1920-х и 1930-х годах претерпел дальнейшие изменения в свободном объединении театров (так называемом «Картеле») вокруг режиссеров и продюсеров Луи Жуве , Шарля Дуллена , Гастона Бати , Людмилы и Жоржа Питоевых . Они создали французские произведения Жана Жироду , Жюля Ромена , Жана Ануя и Жана-Поля Сартра , а также греческие и шекспировские пьесы и произведения Луиджи Пиранделло , Антона Чехова и Джорджа Бернарда Шоу .

Вдохновленный театральными экспериментами первой половины века и ужасами войны, авангардный парижский театр «Новый театр», названный « Театром абсурда критиком Мартином Эсслином » в отношении Эжена Ионеско , Сэмюэл Беккет , Жан Жене , Артур Адамов , Фернандо Аррабаль — отказались от простых объяснений и отказались от традиционных персонажей, сюжетов и постановки. Другие эксперименты в театре включали децентрализацию, региональный театр, «народный театр» (предназначенный для привлечения рабочего класса в театр), брехтианский театр (практически неизвестный во Франции до 1954 года) и постановки Артура Адамова и Роже Планшона . Авиньонский фестиваль был основан в 1947 году Жаном Виларом , который также сыграл важную роль в создании « Национального народного театра » или TNP.

События мая 1968 года стали переломным моментом в развитии радикальной идеологии революционных изменений в образовании, классе, семье и литературе. В театре концепция «творческого коллектива», разработанная «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, отказалась от разделения на писателей, актеров и продюсеров: целью было полное сотрудничество, множественность точек зрения, устранение разделения между актерами и публике, и чтобы аудитория искала свою собственную правду.

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Брокетт, Оскар (2003). История театра, 9-е издание . Аллин и Бэкон. п. 188. ИСБН  0-205-35878-0 .
  2. Люси Рэйфилд, Театр эпохи Возрождения во Франции , «Приключения на книжной полке», январь 2016 г.
  3. ^ См., среди других работ: Брей, Рене. Формирование классической доктрины во Франции . Париж: Hachette, 1927. Анализ развития театра в эпоху Возрождения см.: Reiss. Тимоти. «Театр эпохи Возрождения и теория трагедии». Кембриджская история литературной критики. Том III: Возрождение. стр.229-247. ISBN   0-521-30008-8
  4. ^ Фредерик Хокинс (1884 г.). «Хронология французского этапа, 789-1699» . Анналы французской сцены . Лондон: Чепмен и Холл. hdl : 2027/hvd.32044095082038 – через Hathi Trust.
  5. ^ Деннис Дж. Спорре, Творческий импульс: введение в искусство , Prentice Hall, 2000, стр. 414.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37e2a6a30505cfdd993402243a4e056b__1714070160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/6b/37e2a6a30505cfdd993402243a4e056b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theatre of France - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)