Отель Дю Пети-Бурбон
48 ° 51'34 "N 2 ° 20'23" E / 48,85950 ° N 2,33970 ° E


Отель du Petit-Bourbon бывший парижский таунхаус королевского дома Бурбонов , располагался на правом берегу Сены , на улице д'Отриш. [1] между Лувром на западе и церковью Сен-Жермен-л'Осерруа на востоке. Он был построен в 14 веке, вскоре после того, как Капетинги короли Франции расширили крепость Лувр, чтобы использовать ее в качестве королевской резиденции. На двух картах 1550 года он обозначен просто как Отель де Бурбон , но к 1652 году как Пти-Бурбон на карте Гомбуста. [ фр ] (см. ниже). [2] Бурбоны взяли под свой контроль Францию в 1589 году, тогда же они приобрели и Лувр.
Большой зал, Большой зал Пти-Бурбон , был больше любого помещения Лувра и служил первым театром труппы Мольера по их прибытии в Париж в 1658 году; но к 1660 году Мольер и его актеры были выселены, а Пти-Бурбон снесли, чтобы освободить место для строительства Луврской колоннады .
История
[ редактировать ]
Когда в четырнадцатом веке короли Франции начали использовать Лувр в качестве своей основной парижской резиденции, придворным нужно было находиться в Париже, чтобы засвидетельствовать свое почтение королю и получить его благосклонность. Поэтому они построили великолепные таунхаусы ( hôtels particuliers ) в окрестностях Лувра, очень немногие из которых сохранились до наших дней. [3]
По словам Анри Соваля , с 1303 по 1404 год Бурбоны приобрели дома на более чем 300 человек, чтобы обустроить участок, на котором был построен их новый отель. С годами они дополнили и украсили его так, что он стал одним из самых великолепных в королевстве. [4] Анри Соваль описывает большой зал и часовню (которые еще существовали на момент написания статьи) как самые большие и роскошные в своем роде в Париже. [5]
В 1523 году Карл III, герцог Бурбонский , который в то время был коннетаблем Франции , задумал разделить Францию против воли короля I. Франциска Когда заговор был раскрыт, Шарль был вынужден бежать в Италию, в результате чего Отель де Бурбон был частично снесен. «Земля, которую он занимал, была рассыпана солью, гербовые знамена преступника были стерты, а оставшиеся окна и двери были замазаны палачом желтой охрой». [6]
Большой зал
[ редактировать ]
Большой зал (по-французски: Grande Salle ) использовался для многочисленных придворных мероприятий. Екатерина Медичи поставила «политически заряженный» Paradis d'amour в Пти-Бурбоне 20 августа 1572 года, во время свадьбы католички Маргариты де Валуа и протестанта Анри Наваррского . Это был драматический балет с декорациями и исполняемыми речитативами , положивший начало новому жанру балета де кур . [7]
Комический балет королевы , который Джеймс Р. Энтони считал первым настоящим куральным балетом , был исполнен в Пти-Бурбоне 15 октября 1581 года во время торжеств, посвященных свадьбе герцога Жуайеза и королевы Луизы Лотарингской . сестра Маргариты де Водемон. [8] французского двора Первая большая карусель (разновидность турнира в форме балета) прошла в Большом зале в феврале 1605 года. [9] 1614 Генеральные штаты и 1615 годов и некоторые торжества, сопровождавшие свадьбу Людовика XIII в 1615 году. Здесь также проводились [3]
Людовик XIII выбрал тему для балета « Освобождение Рено» , основанного на истории Ринальдо из популярной эпической поэмы Торквато Тассо 1581 года «Освобожденный Иерусалим» . Впервые оно было исполнено 29 января 1617 года, когда король танцевал огненного демона. Нетрудно было провести параллель между Танкредом и его рыцарями, сражающимися с чудовищами заколдованного леса, и Людовиком XIII и его фаворитом Шарлем д'Альбером, 1-м герцогом Люинским , спасающими Францию от врагов. [10] Согласно ливрету, опубликованному Пьером Балларом в 1617 году, первый большой музыкальный концерт исполнялся «шестьюдесятью четырьмя голосами, двадцатью восемью альтами и четырнадцатью лютнями под управлением сьера Модюи ». [11]
Размеры зала были достаточны по парижским стандартам: 15 метров в ширину и 35 метров в длину с апсидой, добавляющей дополнительные 13,5 метра на одном конце. Во время Генеральных штатов 1614 года король и его придворные сидели в апсиде, украшенной геральдической лилией . [12] Лоуренсон предполагает, что в некоторых случаях, например, в «Комическом балете королевы» , в апсиде располагалось своего рода сцена. [13] Широкая публика размещалась на двух ярусах балконов на стенах. [14]
La finta pazza , итальянская пьеса Джулио Строцци, смешанная с оперой Франческо Сакрати, была поставлена под эгидой кардинала Мазарини в декабре 1645 года. В постановке использовались сложные сценические декорации с изменениями декораций и спецэффектами, достигнутыми с помощью театральных машин, разработанных Джакомо Торелли . [15]
В феврале 1650 года, во время Фронды , когда все итальянское было подозрительным, Пьера Корнеля французской пьесы «Андромеда» состоялась премьера . Это была еще одна эффектная пьеса, задуманная Торелли. Дополнительная музыка, написанная Шарлем Куапо д'Ассуси, была призвана заглушить шум механизмов. [16]
Триумф Мазарини над Фрондерами и возвращение из изгнания было отмечено «Балетом ночи» , поставленным 23 февраля 1653 года с декорациями и оборудованием Торелли. Молодой Людовик XIV предстал в роли «Солнца, сверкающего светом» и станцевал еще пять ролей. [17] Итальянская опера «Свадьба Пелео и Тети» Карло Капроли была исполнена 14 апреля 1654 года, где сценическая техника Торелли снова стала главной достопримечательностью, и Людовик XIV снова станцевал шесть ролей: Аполлона , Ярости , дриады , академика, придворного, и Война . [18]
Пти-Бурбон на старых картах Парижа
[ редактировать ]- ок. 1550 г. (Труше и Ойо)
- что. 1550 (Сен-Виктор)
- 1609 (Кеснель)
- 1615 (Мериан)
- 1652 (Гомбуст)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Улицы больше не существует. Галиньяни 1825, вып. 2, с. 191 , называет ее улицей д'Отриш. Другие источники, например, Félibien 1725, p. 130 , назовите ее улицей Отрюш.
- ^ Название Hôtel de Bourbon см. на парижских картах Труше и Ойо (1550 г.) и Сен-Виктора (1550 г.); название Пти-Бурбон см. на карте Гомбуста (1652 г.). На последнем также изображена улица рядом с Пти-Бурбон, идущая перпендикулярно Лувру как улица дю Пти-Бурбон. Этот отель де Бурбон не следует путать с отелем возле церкви Сен-Сюльпис на левом берегу, который принадлежал вдове Людовика, герцога Монпансье , и также располагался на улице, называемой улице дю Пти-Бурбон (см. Галиньяни 1825, том 2, стр. 190 и Хэйр 1888, стр. 406 ). Бывшая улица дю Пти-Бурбон недалеко от Сен-Сюльпис теперь является частью улицы Сен-Сюльпис, которая проходит между улицами де Турнон и улицей Гарансьер, и ее можно найти на полной карте Гомбуста 1652 года .
- ^ Перейти обратно: а б Галиньяни 1825, т. 2, стр. 190–192 .
- ^ Соваль 1724, т. 2., с. 114 .
- ^ Соваль 1724, том. 2, стр. 208–211 .
- ^ Галиньяни 1825, том. 2, с. 191 .
- ^ Ишервуд 1973, с. 60.
- ^ Энтони 2001. Маргарита де Водемон, также известная как Маргарита Лотарингская, была сводной сестрой королевы, дочерью отца королевы Николя, герцога Меркёрского , и его второй жены, Жанны Савойской.
- ^ Ишервуд 1973, с. 95; Тиммс 2001.
- ^ Энтони 1997, стр. 46–47.
- ^ Выступление в настоящем балете, который танцевал король, воскресенье XXIX января М. VIc. XVII , с. 3; цитируется и цитируется Энтони 1997, с. 49.
- ^ Бьюрстрем 1962, стр. 122.
- ^ Лоуренсон 1986, с. 188.
- ^ Бьюрстрем 1962, стр. 123.
- ^ Бьюрстрем 1962, стр. 122, 134–133; Ховарт 1997, стр. 204.
- ^ Бьюрстрем 1962, стр. 147; Ховарт 1997, стр. 205.
- ^ Ишервуд 1973, стр. 136–138.
- ^ Ишервуд 1973, стр. 129–130; Бьюрстрем 1962, стр. 128, 160–176.
Библиография
[ редактировать ]- Энтони, Джеймс Р. (2001). "Ballet de Cour" в Сэди, 2001 г. Также в Oxford Music Online (требуется подписка).
- Бьюрстрем, Пер (1962). Джакомо Торелли и сценический дизайн в стиле барокко , 2-е исправленное издание, перевод со шведского языка. Стокгольм: Альмквист и Викселл. OCLC 10226792 .
- Фелибьен, Мишель (1725). История города Парижа , т. 4. Париж: Гийом Деспре; Жан Десессарц. Посмотреть в Google Книгах .
- Галиньяни, А.; Галиньяни, В. , издатели (1825 г.). История Парижа с древнейших времен до наших дней , 3 тома. Париж: А. и В. Галиньяни. Том. 1 (2-е изд., 1832 г.), 2 (1825 г.) и 3 (1825 г.) в Google Книгах .
- Заяц, Август Дж. К. (1888). Прогулки по Парижу . Нью-Йорк: Джордж Рутледж и сыновья. Посмотреть в Google Книгах .
- Ховарт, Уильям Д., редактор (1997). Французский театр в эпоху неоклассицизма, 1550–1789 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521100878 .
- Ишервуд, Роберт М. (1973). Музыка на службе короля. Франция в семнадцатом веке . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801407345 .
- Лоуренсон, TE (1986). Французская сцена и театр в XVII веке: исследование эпохи итальянского ордена , второе издание, переработанное и дополненное. Нью-Йорк: AMS Press. ISBN 9780404617219 .
- Сэди, Стэнли , редактор (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 9781561592395 (твердый переплет). OCLC 419285866 (электронная книга).
- Соваль, Анри (1724). История и исследование древностей в городе Париже , 3 тома. Париж: Шарль Моетт; Жак Шардон. Полеты. 1 , 2 и 3 (копии 1 и 2 ) в Google Книгах .
- Тиммс, Колин (2001). "Tourney" в Sadie 2001. Также в Oxford Music Online (требуется подписка).
