Шарль Куапо д'Ассуси
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2016 г. ) |

Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Шарль Куапо (16 октября 1605 г.) [ 1 ] Париж — 29 октября 1677, Париж) — французский музыкант и поэт-бурлеск. В середине 1630-х годов он начал использовать псевдоним Д'Ассуси или Дассуси .
Жизнь
[ редактировать ]С восьми или девяти лет Шарль Койпо начал убегать из дома. Затем его отец поместил его в иезуитский колледж Клермона , где он получил солидное образование в области классики и христианского учения; но мальчик всегда ускользал, чтобы посмотреть на кукловодов и шарманщиков на Новом мосту . Эти контакты с исполнителями и музыкантами стали важным фактором в формировании музыкальных и поэтических талантов Чарльза и поощряли его склонность к « бурлеску ».
К 17 годам Чарльз покинул Париж и начал свою долгую жизнь в странствиях, зарабатывая на жизнь сочинением музыки, пением для местной элиты и обучением игре на лютне . К 20 годам он, по-видимому, уже уехал в Италию; к началу 1630-х годов он освоил итальянскую теорбу — инструмент, до сих пор редкий во Франции.
В 1630 году, находясь в Гренобле , Шарль познакомился с Пьером де Ньертом , одаренным певцом. Вскоре после этого он отправился в Англию и выступал при дворе Карла I , а затем в Нидерландах, где играл и пел для изгнанной Маргариты Лотарингской , герцогини Орлеанской. К 1636 году Шарль, который теперь называл себя «Шарлем Куапо, сьером Ассуси» (или просто «д'Ассуси»), жил в Париже. Будучи представленным Людовику XIII , он вскоре развлекал французский двор и писал стихи для королевской семьи. На протяжении более десяти лет д'Ассуси участвовал в многочисленных придворных концертах, получив звание «музыканта при короле» ( musicien ordinaire du Roi ).
В 1642 году он познакомился с Клодом-Эммануэлем Л'Юйе , известным как «Шапель», естественным сыном богатого финансиста. Благодаря этой связи с Л'Юилье д'Ассуси стал частью группы «свободных умов» ( libertins ) вокруг философа Пьера Гассенди . Другими членами кружка были Сирано де Бержерак , Тристан л'Эрмит , Сен-Аман , Поль Скаррон и молодой драматург, известный под именем « Мольер ». Сен-Аман и Скаррон уже ввели во Франции бурлеск-травестию или пародию, особый поэтический жанр, написанный восьмисложными рифмующимися куплетами, усеянными игрой слов и эротическими намеками, в которых мифологические или исторические сюжеты рассматривались в комической форме, а не в обычной героической манере. или эпической манере. Д'Ассуси вскоре начал писать в этом стиле «бурлеска»: его первой пародией была «Парижское суждение» (1646–1647); его вторым был «Овидий в прекрасном юморе» , пародия на ( Овидия «Метаморфозы» 1649).
Д'Ассуси оставался активным в музыкальном плане. В 1647 году он играл на теорбе в Фонтенбло с группой итальянских музыкантов для » Луиджи Росси «Орфея . В 1648 году Театр дю Марэ попросил его положить на музыку арии для «Великого путешествия или свадьбы Орфеи и Эвридики» , пьесы «машины» («игра с машинами»), то есть пьесы с музыкой, танцами и особым эффекты. Пьер Корнель поручил ему написать музыку к «Андромеде» (1650), «игре с машинами» ( pièce à Machines ), а д'Ассуси был провозглашен «одним из самых известных мастеров [музыкального] искусства». д'Ассуси В том же году была создана и опубликована собственная «Любовь Аполлона и Дафны» , первая музыкальная комедия , новый жанр, который был предшественником французских опер, которые Люлли начал писать в начале 1670-х годов.
К концу 1640-х годов круг «свободных духом» начал распадаться: д'Ассуси и Скаррон поссорились в 1648 году, а в 1650 году д'Ассуси и Сирано набросились друг на друга с помощью перьев. В вражде участвовала серия сатирических текстов. Бержерак написал Contre Soucidas (анаграмма имени своего врага) и Contre un ingrat («Против неблагодарного человека»), а д'Ассуси контратаковал с помощью Le Combat de Cyrano de Bergerac avec le Singe de Brioché au bout du Pont-Neuf (« Битва между Сирано де Бержераком и обезьяной Бриоше на Новом мосту Мост"). Было высказано предположение, что д'Ассуси был любовником Сирано. [ 2 ] Вскоре после этого спора д'Ассуси порвал с Шапелем.
В сопровождении двух «музыкальных пажей» д'Ассуси летом 1650 года отправился в Турин с рекомендательными письмами к «мадам Рояль» , регенту Савойи . (Недавно он начал выделять талантливых мальчиков-подростков, «пажей», которых он обучал теорбе и пению.) Мадам Рояль, очевидно, была менее чем очарована, и к декабрю 1651 года д'Ассуси вернулся на юг Франции, где поместья Лангедока . Там он возобновил дружбу с Мольером , чья театральная труппа выступала в Сословии. Вернувшись в Париж в конце 1652 года, д'Ассуси напомнил Людовику XIV о положении, которое он когда-то занимал в королевской музыке, получал причитающуюся ему пенсию и время от времени играл для короля. Он также сочинял и публиковал песни, давал уроки игры на лютне и теорбе и писал стихи, в том числе « Восхищение Прозерпины» (апрель 1653 г.).
В 1655 году д'Ассуси начал более чем десятилетние странствия, о которых он рассказал в своих «Редублах Рима» и в своих двухтомных «Приключениях путешествий сьера д'Ассуси» , где факты соседствуют с гиперболами и, возможно, откровенным вымыслом. В начале лета 1655 года он отправился в Турин с еще одним музыкальным «пажем», талантливым мальчиком по имени Пьер Валентино, известным читателям д'Ассуси как «Пьеротен», а итальянским любителям музыки — как «Пьетро Валентино». О причинах их поспешного ухода можно только догадываться: кредиторы? ультра-религиозная компания Compagnie du Saint Sacrement , которая считала пародии аморальными? играть в азартные игры? его давние связи с «вольнодумцами»? его постоянный интерес к мальчикам? Может быть, понемногу? В Лионе он снова встретил Мольера и отправился с ним в Лангедок, где труппа выступала перед сословиями. Находясь в Монпелье , д'Ассуси был заключен в тюрьму, очевидно, по моральным соображениям.
После двухлетних скитаний из города в город д'Ассуси и его паж в июне 1657 года достигли Турина. В очередной раз попытка д'Ассуси присоединиться к музыкантам « Мадам Рояль» провалилась, вероятно, потому, что пожилую и набожную герцогиню оттолкнули его двусмысленные стихи. и его неумелое поведение. К 1658 году он и его паж покинули Турин, надеясь на покровительство при дворе Гонзага в Мантуе . Очарованный талантами тринадцатилетнего Пьеротена, герцог Мантуанский попытался купить его, а когда это не удалось, он похитил мальчика и увез его в Венецию, где тот был кастрирован и учился у знаменитого мастера Джованни Бичилли . д'Ассуси следовал по следам Пьеротена целый год, останавливаясь в Венеции, Модене, Флоренции и к началу 1662 года в Риме.
Большую часть шести лет своего пребывания в Риме д'Ассуси был относительно процветающим. Он получил значительные подарки от различных дворян, для которых писал стихи или исполнял музыку. Например, в начале 1666 года он ненадолго встречался с королевой Швеции Кристиной , а в 1666–1667 годах он получал зарплату от французского посла и участвовал в нескольких роскошных музыкальных развлечениях во дворце Фарнезе , где проживал посол. Возможно, именно в Фарнезе в 1667 году д'Ассуси встретил Марка-Антуана Шарпантье и предложил ему «мой хлеб и мою жалость». В то время сам Д'Ассуси находился в затруднительном финансовом положении. Он получил Пьеротена еще в 1664 году и в течение трех лет тратил большую часть своих доходов на певца, который стал пьяницей и вором. В ноябре 1667 года должник д'Ассуси арестовал юношу; а в декабре он сам был заключен в тюрьму Священной канцелярией. Освобожденный осенью 1668 года, он быстро отправился во Францию.
Вернувшись в Париж осенью 1670 года, он возобновил дружбу с Мольером, который предложил д'Ассуси написать музыку для его предстоящей пьесы «Машины» , « Воображаемого Малада» . Примерно в сентябре 1672 года Мольер отказался от предложения и передал заказ Марку-Антуану Шарпантье .
В марте 1673 года д'Ассуси снова был заключен в тюрьму. Через пять месяцев он был освобожден и оправдан благодаря вмешательству Людовика XIV , который не только назначил его музыкантом при королевском дворе, но и назначил ему пенсию. Он продолжал писать обстоятельные стихи, особенно в честь короля. 29 октября 1677 года он умер в своей квартире на острове Сите .
Д'Ассуси, писатель
[ редактировать ]Позицию Д'Ассуси во французской литературе резюмировал Чарльз Э. Скраггс (стр. 55–56):
«Д'Ассуси находился под влиянием некоторых из самых либеральных вольнодумцев своего времени, от эпикурианской философии Гассенди и Ла Мота ле Вайера до безграничного гедонизма его близкого друга Шапеля. Не привлекаемый сухими спекуляциями, Дассуси был гораздо ближе настроен к Шапелю, чем к эпикурианцам. Его художественные чувства отражены в свободно связанном парижском литературном кружке сороковых годов. среди которых были Сирано, Тристан, Скаррон, Шапель, д'Ассуси и Ле Руайе де Прад , изложили литературную теорию, которая противоречила управляемой правилами «классической» эстетике, которая быстро развивалась».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Часто цитируемая дата 1604 неверна. В приходских записях недвусмысленно указано, что он родился 16 октября 1605 года, источник цитируется Скраггсом, стр. 13.
- ^ Аддиман, Ишбель, Сирано: Жизнь и легенда о Сирано де Бержераке (Simon & Schuster Ltd, 2008). ISBN 0-7432-8619-7 . Прежде всего, см. Джоан Э. ДеЖан, Стратегии распутников: свобода и роман во Франции семнадцатого века (Издательство Университета штата Огайо, 1981). ISBN 0-8142-0325-6 , ISBN 978-0-8142-0325-5 , особенно глава 1, в которой обсуждаются д'Ассуси, его друзья и проблема гомосексуализма. См. также Лоуренс Ролин, «Распутный индивидуализм перед нормой: личные истории и подрывное возрождение понятия образцовости», в изд. Лоуренса Джаварини, « Построение образцовости: литературные практики и исторические дискурсы...» (Дижон, 2008), стр. . 198–211
Ссылки
[ редактировать ]- Чарльз Э. Скраггс, Шарль Дассуси: Приключения в эпоху Людовика XIV (Лэнхэм, Мэриленд: Университетское издательство Америки, 1984)
- Анри Пруньер, «Необычные приключения г-на Дассуси, музыканта и поэта-бурлеска», La Revue musice , 1820 (1937–39)
- Анри Пруньер, «Паж де Дассуси, Вклад в историю музыкальных обычаев 17 века». и siècle», Feschrift для Гвидо Адлера, Исследования по истории музыки (Вена, 1930, стр. 153–60).
- Патрисия М. Ранум, Портреты вокруг Марка-Антуана Шарпантье (Балтимор, 2004), «Дассуси, поэт-композитор», стр. 126–31; и «Мольер», 141–49.
- Клод Альберж, Путешествие Мольера в Лангедок (1647–1657) (Presses du Languedoc, 1988)
Работает онлайн
[ редактировать ]- Бурлескные приключения Дассуси.
- Овидий в хорошем настроении
- Суд Париса в бурлескных стихах
- Восхищение Прозерпины: бурлескная поэма по Клавдиану
- Удвоенные рифмы г-на Дассуси
- Стихи и письма г-на Дассуси, содержащие различные героические, сатирические и бурлескные пьесы.
- 1605 рождений
- 1677 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Французские ЛГБТ 17 века
- Французские писатели-мужчины XVII века
- Французские поэты XVII века.
- Французские композиторы эпохи барокко
- Французские композиторы-классики мужского пола
- Французские поэты-мужчины
- Французские писатели-геи
- Французские музыканты-геи
- Поэты-геи
- Композиторы-геи
- Классические композиторы ЛГБТ
- Классические музыканты ЛГБТ
- Французские композиторы ЛГБТ
- Французские поэты ЛГБТ
- Музыканты из Парижа
- Музыканты-мужчины 17 века