Современная французская литература
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2012 г. ) |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Эта статья о французской литературе с 2000 года по настоящее время.
Обзор
[ редактировать ]Экономический, политический и социальный кризисы современной Франции – терроризм, насилие, иммиграция, безработица, расизм и т. д. – и (для некоторых) представление о том, что Франция потеряла чувство идентичности и международный престиж – из-за роста американской гегемонии, рост Европы и глобального капитализма ( фр . mondialization ) — создали то, что некоторые критики (например, Нэнси Хьюстон ) рассматривают как новую форму отстраненного нигилизма , напоминающую 50-е и 60-е годы ( Беккет , Чоран ). Самым известным из этих авторов является Мишель Уэльбек , чья «Атомизация» ( французский : Les particules élémentaires ) стала крупным международным явлением. Эти тенденции также подверглись нападкам. В одном из своих эссе Нэнси Хьюстон критикует Уэльбека за его нигилизм; она также резко осуждает его романы в своей работе «Учителя отчаяния» ( фр . Professeurs de désespoir ). [ нужна ссылка ]
Хотя современный социальный и политический контекст можно почувствовать в произведениях последних десятилетий, в целом французская литература, написанная в последние десятилетия, была оторвана от явных политических дискуссий (в отличие от авторов 1930–1940-х годов или поколения 1968 года) и сосредоточилась на интимных вопросах. и анекдотическое. [ нужна ссылка ] Оно имеет тенденцию больше не рассматривать себя как средство критики или преобразования мира, за некоторыми заметными исключениями (такими как Мишель Уэльбек или Морис Дантек ). [ нужна ссылка ]
Другие современные писатели в течение последнего десятилетия сознательно использовали процесс « автофикции » (аналогичный понятию « фракция ») для обновления романа ( , Кристин Анго например ). «Автофантастика» — термин, придуманный Сержем Дубровским в 1977 году. Это новый вид романтизированной автобиографии, напоминающей сочинения романтиков девятнадцатого века. Несколько других авторов могут быть восприняты как смутно принадлежащие к этой группе: Эммануэль Каррер , Алиса Ферни , Анни Эрно , Оливия Розенталь , Энн Вяземски и Василис Алексакис . В том же духе мемуары Кэтрин Милле 2002 года «Сексуальная жизнь Кэтрин М.» получили широкое освещение в прессе благодаря откровенному исследованию сексуального опыта автора. [1]
Среди современных французских авторов: Джонатан Литтел , Давид Фонкинос , Жан-Мишель Эпитальер , Кристоф Таркос , Оливье Кадио , Хлоя Делом , Патрик Буве , Шарль Пеннекен , Натали Кинтан , Фредерик-Ив Жанне , Нина Бурауи , Юбри ле Дье , Арно Бертина , Эдуард. Леве , Бруно Гибле , Кристоф Фиат и Тристан Гарсия .
Многие из наиболее прославленных произведений на французском языке за последние десятилетия были написаны людьми из бывших французских колоний или заморских владений. Эта франкоязычная литература включает романы Ахмаду Курумы ( Кот-д'Ивуар ), Тахара бен Джеллуна ( Марокко ), Патрика Шамуазо ( Мартиника ), Амина Маалуфа ( Ливан ), Мехди Белхаджа Касема ( Тунис ), Ассии Джебара ( Алжир ) и Мохамеда Мбугара. Сарр ( Сенегал ).
Франция имеет ряд важных литературных премий: Гран-при римской академии Франции , Декабрьская премия , Приз женщины , Приз Флоры , Гонкуровская премия , Приз Межальье , Приз Медичи и Приз Ренодо . [2] В 2011 году была учреждена новая, вызывающая споры награда под названием Prix des prixlittéraires («Премия литературных премий»), которая выбирает победителя из числа лауреатов этих премий. [3]
Экстремальный современный
[ редактировать ]Термин «extrême contemporain» — французское выражение, обозначающее французские литературные произведения, опубликованные во Франции за последние 10 лет. Таким образом, экстремальная современность — это постоянно меняющаяся концепция.
Этот термин впервые был использован французским писателем Мишелем Шайю в 1987 году. [4] За этим простым и удобным определением скрывается сложная и хаотичная литературная ситуация как с хронологической точки зрения (временные границы крайней современности постоянно смещаются), так и с неоднородностью современного французского литературного производства, которую невозможно определить однозначно. и гомогенным способом. Таким образом, термин «экстремальная современность» является всеобъемлющим. Литературная продукция этого периода характеризуется преходящим характером; из-за разнообразной природы такого огромного корпуса текстов выявление конкретных тенденций неизбежно является частичным и ненадежным.
Поэтому определять « extreme contemporain» как литературное направление было бы весьма неправильно: это всего лишь термин для удобства, используемый комментаторами, а не самими авторами.
Крайнюю современность можно рассматривать как «литературное созвездие», вряд ли организованное в схемах. В некоторых случаях авторы « extreme contemporain» следуют «эстетике фрагментов»: их повествование разбито на куски или они, как, например, Паскаль Кеньяр, отдают предпочтение коротким предложениям. «Распределение» знаний может осуществляться также путем использования хаотического речевого потока, внутреннего монолога , тропизмов , повторения и эндофазии. Чувство неопределенности, испытываемое писателями, заставляет его поставить под сомнение само понятие романа и саму его форму, отдавая предпочтение более общему понятию recit . Затем происходит возвращение к реальности: в произведениях Пьера Бергуни читатели становятся свидетелями культурных потрясений, касающихся поколений, следующих друг за другом; Франсуа Бон описывает исключение из социальной и индустриальной реальности; многие авторы криминальных историй, такие как Жан-Патрик Маншетт и Дидье Денинкс , описывают социальную и политическую реальность, и то же самое делает Морис Г. Дантек. в своих произведениях он находится на полпути между шпионскими рассказами и научной фантастикой; с другой стороны, Анни Эрно ( пластинка écriture «плоское письмо») пытается разрушить дистанцию между реальностью и ее повествованием.
Субъекты показаны в стойком кризисном состоянии. Однако имеет место и возврат к быту и тривиальным привычкам: внимание сосредоточено на «изгоях литературы», как, например, старики. Такое использование тривиальности и повседневной жизни выражается в новом виде « минимализма »: от » Пьера Мишона , «Маленьких жизней вымышленных биографий неизвестных людей, до Филиппа Делерма «Маленьких радостей» . Грани этого минимализма проявляются во многом: в тривиальности темы, в коротких формах или в кратких и голых фразах. С одной стороны, героизированные персонажи пытаются выстроить свой индивидуальный путь на фоне бессмысленной реальности, так что в результате выстраивания собственной истории возникают маргинализированные или маргинальные люди; с другой стороны, имеет место «негативный минимализм »: персонажи застаиваются в социальных и реляционных трудностях.
- Французские авторы крайней современности (избранное)
- Элиетт Абекассис
- Жан-Пьер Абрахам
- Оливье Адам
- Эммануэль Адели
- Хафид Аггун
- Ева Алмаши
- Марк Альпоццо
- Жак-Пьер Аметт
- Жан-Пьер Андревон
- Кристин Анго
- Янн Апперри
- Клод Арно
- Пьер Ассулин
- Алексис Обенк
- Бриджит Обер
- Антуан Одуар
- Иван Одуар
- Пьер Отен-Гренье
- Айердал
- Франсуа Бегодо
- Фредерик Бегбедер
- Пьер Бергуниу
- Арно Бертина
- Жак А. Бертран
- Франсуа Бон
- Мишель Шайю
- Кристоф Кларо
- Филипп Клодель
- Филипп Делерм
- Кристин Деруан
- Мэрилин Дебиоль
- Мишель Деборд
- Виржини Депантес
- Жан Эченоз
- Энни Эрно
- Максенс Фермин
- Майкл Ферье
- Ален Фляйшер
- Кристиан Гайи
- Сильви Жермен
- Мишель Уэльбек
- Фредерик-Ив Жанне
- Жан-Мари Лаклаветин
- Камилла Лоуренс
- Габриэль Мексен
- Пьер Мишон
- Ален Надо
- Клод Олье
- Кристиан Остер
- Дэниел Пеннак
- Паскаль Киньяр
- Жан Ролен
- Оливье Ролен
- Тифан Самойо
- Коломба Шнек
- Танги Мач
- Антуан Володин
- Сесиль Вайсброт
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Турман, Джудит (2 июня 2002 г.). «Делаем это на дороге» . Житель Нью-Йорка . Проверено 26 ноября 2021 г.
«Сексуальная жизнь Кэтрин М.» вызвал предсказуемо горячий диалектический отклик в европейских СМИ, продав около трехсот пятидесяти тысяч экземпляров только во Франции.
- ^ Премия литературных премий , prix-litteraires.net
- ^ Лоран Мартине, L'Express , 15, 12, 2011, « В чем смысл литературной премии »
- ^ Шайю, Мишель (1987). «Экстремально-современный журнал идеи» . ПО&СИ (на французском языке). 41 . Проверено 16 ноября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Франкоязычная литература , Жан-Луи Жубер. Париж: Натан, 1992 г.
- «Современная франкоязычная литература» , Питер Томпсон. Чикаго: Национальная компания по производству учебников (McGraw-Hill), 1997 г.
- Негритюд и новый мир — черная поэзия: африканская, вест-индийская, малагасийская , Питера Томпсона. Конкорд, Массачусетс: Wayside Publishing, 1994 г.
- Доминик Виар, Французский роман ХХ века , Париж, Вюрцбург, 1999.
- Маттео Майорано (редактор), «Вкус романа» , Бари , BA Graphis, 2002.
- Маттео Майорано (редактор), «Игра искусств» , Бари, BA Graphis, 2005.
- Доминик Виар, Брюно Версье, Французская литература в современности: наследие, современность, мутации , Париж, Борда, 2005 г.
- Библиография. Исследования экстремальной современной французской прозы в Италии и Франции (1984–2006 гг.) , Бари, BA Graphis, 2007 г.