Жан-Патрик Маншетт
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2015 г. ) |
Жан-Патрик Маншетт (19 декабря 1942, Марсель - 3 июня 1995, Париж) [1] ) — французский -криминалист писатель , которому приписывают новое изобретение и возрождение этого жанра. Он написал десять коротких романов в семидесятых и начале восьмидесятых годов и широко известен как выдающийся французский автор криминальной фантастики того периода. Его рассказы представляют собой жестокие исследования условий жизни человека и французского общества. Манчетт был политически левым, и его произведения отражают это посредством анализа социальных позиций и культуры.
Девять из одиннадцати его романов переведены на английский язык. Два из них были опубликованы из Сан-Франциско издательством City Lights Books — «3 To Kill» (от французского «Le petit bleu de la côte ouest ») и «The Prone Gunman» (от французского « La Position du Tireur Couché» ). Семь других романов: «Роковая сказка» , «Безумные и плохие» (от французского «O dingos», «O chateaux!» ), «Жемчужина слоновой кости» (от французского «La Princesse du Sang» ), «Нада» , « Нет места в морге» , «Дело Н'Густро» и «Скелеты в шкафу» были выпущены издательством New York Review Books Classics в 2011, 2014, 2018, 2019, 2020, 2021 и 2023 годах соответственно. В 2009 году Fantagraphics Books выпустила англоязычную версию французского карикатуриста Жака Тарди адаптации «Le petit bleu de la côte ouest » под новым английским названием West Coast Blues . Fantagraphics выпустила вторую адаптацию Тарди «La Position du Tireur Couché» (под названием «Как снайпер, выстраивающий свой выстрел») в 2011 году и третью, «Ô Dingos! Ô Châteaux!» (под названием «Беги как сумасшедший, беги как ад») в 2015 году. Манчетт был поклонником комиксов, и его перевод получил высокую оценку. Алана Мура на «Хранители» французском языке продолжают издаваться. [ нужна ссылка ]
Молодость и ранние произведения
[ редактировать ]Жан-Патрик Маншетт родился 19 декабря 1942 года в Марселе , куда война временно привела его родителей. Большую часть своих ранних лет он провел в Малакоффе , в . южном пригороде Парижа Выросший в относительно скромной семье (его отец начинал рабочим на заводе, а затем стал менеджером по продажам электроники), он был отличником и с ранних лет проявлял живой интерес к писательству. В детстве и юности он написал сотни страниц стилизации военных мемуаров и научно-фантастических романов, постепенно переходя к попыткам создания «серьезной» фантастики.
Заядлый читатель, страстный любитель американского кино и джаза (он играл на теноре и альт- саксофоне ), он также всю жизнь интересовался шахматами и другими стратегическими играми. В то время как его родители мечтали о карьере преподавателя, к их большому разочарованию, он бросил ENS, не окончив его, и решил попробовать зарабатывать на жизнь писательством. Он уехал в Англию, чтобы преподавать французский язык в течение одного семестра в колледже для слепых в Вустере , затем вернулся во Францию.
Левый активист во время войны в Алжире в начале 1960-х годов, он находился в то время под сильным влиянием работ Ситуационистского Интернационала .
Его первой целью было стать сценаристом. Чтобы добиться этого, в 1965 году он начал серию разнообразных черновых писательских работ: сценарии для короткометражных фильмов, различные обработки и два малобюджетных фильма режиссера Макса Пекаса ( «Ослепленная женщина/Узник желания» и «Страх и любовь» ). В 1968 году он впервые добился успеха в написании сценариев и диалогов для 11 эпизодов популярного сериала «Путешественники» . Одновременно он написал новеллизации нескольких фильмов ( «Мурир д'Эймер» , «Сакко» и «Ванцетти» ), романы, основанные на эпизодах «Путешественников» , художественную литературу для детей, шпионские романы и даже эротический роман — все под псевдонимами. В одиночку или вместе со своей женой Мелиссой он также перевел два десятка англоязычных романов, в основном Роберта Литтелла , криминальную фантастику и книги о кино, включая мемуары Полы Негри и биографии Хамфри Богарта и братьев Маркс .
Эта работа, хотя и едва зарабатывала ему на жизнь, удерживала его от работы сценаристом, к которой он стремился. Обращение к романам тогда казалось следующим шагом, поскольку он полагал, что, как только его романы будут напечатаны, студии могут быть заинтересованы в превращении их в фильм. Таким образом, он рассматривал написание своего первого романа как путь к сценарию для кино.
Основные романы
[ редактировать ]Манчетт решил писать нуар, поскольку уже очень любил этот жанр и восхищался «бихевиористским» стилем Дэшила Хэммета . В конце 1969 года он разослал свой первый роман L'Affaire N'Gustro ( «Дело Н'Густро ») известному издателю. художественный отпечаток Série Noire в Éditions Gallimard . Там его роман вызвал большой интерес и был принят. Девять из одиннадцати романов Маншетта были опубликованы в Série Noire.
В 1971 году были выпущены его первые два романа: Laissez broncer les Cadavres ( «Трупы на солнце» ), написанные совместно с Жан-Пьером Бастидом , и L'Affaire N'Gustro ( «Дело Н'Густро» ). Эти романы положили начало движению, которое сам Манчетт позже назвал «неополярным», радикальному отходу в криминальной фантастике от шаблонных французских романов о полицейских и грабителях 1950-х и 60-х годов. Здесь Манчетт использовал криминальный триллер как трамплин для социальной критики. Ярким примером этой тенденции стала газета L'Affaire N'Gustro , вдохновленная похищением в 1965 году в Париже Бена Барки , лидера марокканской левой оппозиции, марокканской разведкой при тайной помощи французских секретных служб.
В 1972 году Манчетт опубликовал «О динго, о замках!» ( Беги как сумасшедший, Беги как ад ), в котором хрупкую молодую женщину и мальчика, племянника миллиардера, преследуют убийца-психопат и его приспешники. Эта погоня, перемежающаяся внезапными вспышками насилия, также является для него еще одной возможностью критиковать современные социальные проблемы. Роман выиграл Гран-при Франции в области криминальной фантастики в 1973 году.
В 1972 году Манчетт освободил Наду , расследуя похищение посла США небольшой группой левых активистов и последующее задержание этой группы полицией.
После необычного подхода к вестерна жанру «L'Homme au Boulet Rouge» ( «Банда красного шара» ), основанного на неэкранизированном сценарии американского сценариста Б. Дж. Сассмана , Манчетт затем написал два романа, используя персонажа частного сыщика Юджина Тарпона, «Morgue pleine» (« Переполненный») . день в морге ) и Que d'os! ( Идет дождь из костей! ). Тарпон — французский частный детектив, бывший полицейский, ответственный за смерть съеденного горем протестующего, с кривым и утомленным взглядом на мир, который ввязывается в очень запутанные дела в стиле Рэймонда Чендлера , еще одного любимца Манчетта. писатели.
В 1976 году вышел "Le Petit Bleu de la Côte Ouest" ( 3 to Kill / West Coast Blues ). В этом романе Жорж Герфо, обычный руководитель корпорации, становится свидетелем убийства и невольно становится мишенью для убийц. Он внезапно покидает свою семью и свою идеальную жизнь на некоторое время, прежде чем вернуться в свои ряды, как только его жестокое приключение закончится. Этот роман , наполненный отсылками к джазу Западного побережья и запоминающимися декорациями, является важной вехой в творчестве Манчетта.
Затем последовала Fatale , история Эме Жубер, женщины-убийцы по найму, которая разрушает кажущуюся тишину небольшого приморского городка с разрушительными последствиями. Книга была отвергнута Série Noire как слишком литературная и выпущена как массовый роман. Манчетт охарактеризовал это как «экспериментальный роман», а не триллер.
В 1981 году он написал «La Position du Tireur Couché» ( «Склонный стрелок / Как снайпер, выстраивающий свой выстрел »), радикальный бихевиористский писательский опыт, основанный на классической теме нуара. Мартин Терьер, молодой киллер, стремящийся уйти на пенсию, становится жертвой мира, в котором он живет. Его попытка вернуться в родной город заканчивается хаосом, а его гламурный имидж разрушен, поскольку он теряет женщину, которую любит, и сэкономленные деньги. , единственный друг, который у него остался, и, наконец, его меткость. Роман был переведен с французского на английский поэтом и редактором Джеймсом Бруком и опубликован издательством City Lights Publishers в 2002 году. ISBN 9780872864023 ). «Склонный стрелок» был назван «Лучшей детективной книгой 2002 года» по версии New York Times Book Review. [2] В 2015 году по роману был экранизирован фильм « Стрелок » режиссёра Пьера Мореля в главных ролях с Шоном Пенном , Хавьером Бардемом и Питером Франценом . [3]
В последующие годы, хотя пресса регулярно называла его отцом неополярности, Манчетт больше не публиковал романы, но продолжал писать для кино и телевидения, переводить романы и писать статьи о детективных романах и о кино. Он считал, что прошел полный круг со своим последним романом, который он задумал как «завершение» своей художественной литературы в стиле нуар. Манчетт объяснил в письме журналисту в 1988 году:
«После этого, так как мне не нужно было принадлежать ни к какой литературной школе, я перешел в совсем другую сферу деятельности. За семь лет я не сделал ничего хорошего. Я работаю над этим до сих пор».
В 1989 году, наконец найдя новую территорию, которую он хотел исследовать, Манчетт приступил к написанию нового романа «Принцесса Санга» ( «Жемчужина слоновой кости »), международного триллера, который должен был стать первой книгой нового цикла, серии романов. охватывающий пять десятилетий от послевоенного периода до наших дней. Он умер от рака, не закончив его.
Начиная с 1996 года, через год после его смерти, было выпущено несколько неопубликованных работ, показывающих, насколько активно он вел себя в годы, предшествовавшие смерти.
Фильм и другие произведения
[ редактировать ]С 1973 года Манчетт постоянно писал для экрана. Среди его киноработ - «Нада» (1974), снятый Клодом Шабролем и адаптированный из его собственного романа «L'Aгрессия » ( Нападение ) ( Жерар Пирес , 1974), «L'Ordinateur des pompes funèbres» (Фактор вероятности) ( Жерар Пирес , 1976), «Полицейская война» ( Робин Дэвис , 1979), «Легитимное насилие» ( Серж Лерой , 1982) и «Преступление» ( Филипп Лабро , 1983). Кроме того, по нескольким его романам были экранизированы фильмы, в трёх из которых главную роль сыграл Ален Делон , но после Нады Маншетт решил не работать над этими адаптациями, чтобы не менять собственные истории. Однако его любовь к написанию фильмов и отличное чувство диалога побудили его участвовать во многих кинопроектах, вызывающих очень неравномерный интерес, часто адаптированных из других авторов криминальных романов ( Уильяма Айриша , Хиллари Во , Уэйда Миллера и т. д.). И он работал над множеством проектов, которые так и не были реализованы. Он также иногда писал для телевидения, например, для телевизионной драмы «Сери Нуар» в 1980-х годах.
Манчетт твердо считал перевод благородным делом и продолжал заниматься им на протяжении всей своей жизни. В период с 1970 по 1995 год он перевел тридцать романов, в том числе книги Дональда Э. Уэстлейка , Роберта Блоха , Росса Томаса и графический роман «Хранители» . [ сломанный якорь ] . Он также написал комикс-альбом Griffu для карикатуриста Жака Тарди , пару детских книг, написал предисловия, заметки к книгам, очерки и драматургии. Помимо своих романов и работы в кино, Манчетт также вел ежедневный дневник с 1965 по 1995 год, который в конечном итоге насчитывает более пяти тысяч рукописных страниц.
Помимо многих других занятий, в разные периоды жизни Манчетт был также редактором серии научно-фантастических романов (1976–1981), вел колонку об интеллектуальных играх (1977–1979) под псевдонимом Генерал-барон Штаб. работал редактором еженедельного журнала комиксов (1979–1980), кинокритиком и обозревателем криминальной фантастики (1977–1981) под псевдонимом Шуто Хэдлайн. Своими эссе о нуаре (1982–1983 и 1992–1995) он зарекомендовал себя как один из крупнейших теоретиков жанровой литературы.
Посмертные релизы
[ редактировать ]После его смерти, с 1996 года, вышел его последний неоконченный роман « Принцесса дю Санг» ( «Кровавая принцесса» ), а также сборники его статей о нуаре, криминальной фантастике и детективном романе «Хроники» ( «Хроники» ), его статьи о кино. , Les Yeux de la Momie ( Глаза мумии ) и его единственная театральная пьеса Cache ta joie! ( Спрячьте свое счастье! ), главы из заброшенных романов, таких как «Ирис» , неопубликованный сценарий, «Неудачи и разложение компании «Танец смерти»» , а также том его дневников, журнал, охватывающий период с 1966 по 1974 год. Эти выпуски подтвердили влияние Маншетта на Французская литературная сцена. Его романы в настоящее время вызывают новый интерес и переведены на многие языки мира.
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Пусть трупы загорают - в соавторстве с Жан-Пьером Бастидом (1971)
- L'Affaire N'Gustro / Дело Н'Густро (1971) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
- О динго, о замки! / Безумные и плохие / Беги как сумасшедший, беги как ад (1972) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
- Нада (1973) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
- Человек с красным шаром / Банда красного шара (1972)
- Morgue pleine / No Room at the Morgue (1973) - английский перевод Элисон Уотерс
- Que d’os! / Скелеты в шкафу (1976) — английский перевод Элисон Уотерс
- Le Petit Bleu de la Côte Ouest / 3 to Kill / Блюз Западного побережья (1976) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
- Fatale (1977) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
- La Position du Tireur Couché / The Prone Gunman / Like a Sniper, выравнивающий свой выстрел (1981) - английский перевод Джеймса Брука
- La Princesse du Sang / Ivory Pearl (1996) - английский перевод Дональда Николсона-Смита
Другие произведения
[ редактировать ]- Хроники (1996)
- Глаза мумии: кинохроники (1997)
- Спрячьте свою радость! (1999)
- Журнал: 1966-1974 (2008)
- Письма от непогоды: Переписка 1977-1995 (2020)
Комиксы
[ редактировать ]- Гриффу (1978) - искусство Жака Тарди, сценарий Манчетта - английский перевод Фрэнка Винна
- Fatale (1980, незаконченный) - Жака Тарди по роману Манчетта - английский перевод Дженны Аллен
- Блюз Западного побережья (2005) - Жака Тарди по роману Манчетта - английский перевод Дженны Аллен
- Как снайпер, выстраивающий свой выстрел (2010) - Жака Тарди, по роману Манчетта - английский перевод Ким Томпсон
- Беги как сумасшедший, беги как ад (2011) - Жака Тарди, по роману Манчетта - английский перевод Дуга Хэдлайна
- Жемчужина слоновой кости (2011) - Макс Кабанес и Дуг Хедлайн, по роману Манчетта - английский перевод Дуга Хэдлайна
- Fatale (2015) - Макса Кабанеса и Дуга Хэдлайна, по роману Манчетта - английский перевод Эдварда Говена
- Нада (2018) - Макса Кабанеса и Дуга Хэдлайна по роману Манчетта
- Morgue Pleine (2021) - Макс Кабанес и Дуг Хэдлайн, по роману Манчетта
Фильмография
[ редактировать ]- Нада , режиссёр Клод Шаброль (1974, по мотивам Нады )
- Безумная женщина, готовая убить , режиссер Ив Буассе (1975, по мотивам романа «О динго, о замках! »)
- Трое мужчин, которых нужно убить , режиссер Жак Дере (1980, по мотивам романа «Маленький синий берег Запада »)
- «За шкурой полицейского» , режиссёр Ален Делон (1981, по мотивам «Que d’os! »)
- «Шок» , режиссёр Робин Дэвис (1982, по мотивам «Позиции стрелка лежа» )
- Полярный , режиссёр Жак Браль (1984, по мотивам фильма «Морг Плен» )
- «Стрелок» , режиссёр Пьер Морель (2015, по мотивам романа «Позиция тирана в диване» )
- «Пусть загорают трупы» , режиссёры Элен Катте и Бруно Форзани (2017, по мотивам фильма «Пусть загорают трупы »)
Сценарист
[ редактировать ]- 1975: Агрессия (реж. Жерар Пирес )
- 1976: Похоронный компьютер (режиссер Жерар Пирес )
- 1979: Полицейская война (реж. Робин Дэвис )
- 1982: Legitime Violence (режиссер Серж Лерой )
- 1983: Преступление (режиссер Филипп Лабро )
Источники
[ редактировать ]- Романы Жана-Патрика Маншетта на сайте издательства Gallimard [4]
- Бенуа Мушар , Маншетт, новый черный роман , издания Сегье-Аршимбо, 2006 г. ISBN 2-84049-495-7 (на французском языке)
- Black Time № 11, май 2008 г. ( ISBN 978-2-910686-49-9 ) специальный выпуск, полностью посвященный Жану-Патрику Маншетту (на французском языке).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеймс Киркуп (12 июня 1995 г.). «Некролог: Жан-Патрик Маншетт» . Независимый .
- ^ «Склонный стрелок, Огни большого города в стиле нуар (описание)» . Ситилайтс.com. 01.06.2002 . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ «Стрелок (2015)» . IMDb.com . Проверено 17 октября 2015 г.
- ^ «Ла Плеяда» . Gallimard.fr . Проверено 17 октября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- о сочинении Манчетта Статья Джеймса Саллиса
- Рецензия на произведения Манчетта и, на «Склонного стрелка». в частности,
- Отзыв о Фатале
- Обзор произведений Манчетта и Fatale
- Жан-Луи де Рамбюрес , «Как работают писатели», Париж, 1978 г. (интервью с Ж. П. Маншеттом, на французском языке)
- Интервью 1973 года с Жаном-Патриком Маншеттом на французском телевидении из архива INA.
- Статья о переводе Маншеттом « Хранителей » на французский язык.