Драгоценный
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Французский |
Авторы • Освещенные категории |
История французской литературы Средневековый |
Литература по странам Франция • Квебек |
Порталы |
Precieuses preciosité ( французский : la , Французское произношение: [la pʁesjɔzite] , т. е. «драгоценность») — 17-го века французский литературный стиль и движение . Основные черты этого стиля — изысканный салонный язык аристократов, перифразы , гиперболы и каламбуры на тему галантной любви. Движение было похоже на итальянский маринизм , испанский культеранизм и английский эвфуизм . [ 1 ]
Движение зародилось в 17 веке из оживленных бесед и шутливых словесных игр les Précieuses ( Французское произношение: [le pʁesjøz] ), интеллектуальные, остроумные и образованные женщины, часто посещавшие салон Катрин де Вивонн, маркизы де Рамбуйе . Ее Chambre bleue («синяя комната» ее особенного отеля ) предлагала парижанам убежище от опасной политической фракционности и грубых манер королевского двора во время регентства Людовика XIV .
Одной из центральных фигур салона, собравшегося в Отеле де Рамбуйе, была Мадлен де Скюдери . Она написала объемистые любовные романы, воплотившие утонченность preciosité , включая концепции женской элегантности, этикета и изысканной платонической любви , которые пользовались огромной популярностью среди женской аудитории, но презирались большинством мужчин, включая Мольера , который высмеивал precieuses в своей комедии Les Précieuses Ridicules. (1659). «Вопросы любви», обсуждавшиеся в салонах пресьезов, отражали « суды любви » (вымышленные суды, которые судили поведение влюбленных), которые были характерной чертой средневековой куртуазной любви .
Ни одна из женщин никогда не использовала и не определяла термин Précieuse самостоятельно. [ 2 ] Мириам Мэтр нашла в preciosité не столько перечисляемый ряд характеристик, «как взаимодействие сил, место для противостояния и разрешения напряженности, которая распространялась на протяжении столетия, при дворе и в области литературы». [ 3 ] Оценивая карьеру Филиппа Кино , которая началась в Отеле де Бургонь в 1653 году, Патрисия Ховард отмечала: «Если во французском театре второй половины века женские роли преобладали, то именно движение précieux сделало их такими ." [ 4 ]
Одна из комнатных игр préciosité — пересказ сказок как бы спонтанно (хотя на самом деле сказки были тщательно подготовлены) — имела огромный эффект. [ 5 ] Многие из этих сказок в стиле preciosité были написаны, в основном мадам д'Ольнуа . Эта мода на сказки и сами писатели оказали впоследствии заметное влияние на Шарля Перро . [ 6 ] и Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнев , автор « Красавицы и чудовища» . [ 7 ] Истории, как правило, отличались от народных традиций, например, персонажи должны были иметь благородное происхождение. [ 8 ] Хотя герои и героини сказок, написанных пресьезами, часто появлялись в образе пастухов и пастушек, в пастырской обстановке эти персонажи часто были тайно королевскими или благородными. [ 9 ]
О «пресье» вспоминают и через фильтр « одноактной сатиры Мольера Высмеивающие предметы» (1659). После многих лет гастролей по провинциям эта горькая комедия нравов привлекла внимание парижан к Мольеру и его труппе и привлекла покровительство Людовика XIV . Считается, что Les Précieuses Ridicules является источником уничижительного значения слова Précieuse как «затронутого».
Феномен прециозов в становлении французского литературного классицизма был впервые возрожден Луи Рёдерером в 1838 году. Его «Мемуары для службы в истории политического общества во Франции » вызвали атмосферу ностальгии по « душе жизни» Старого режима и аристократический досуг ее авторов, по крайней мере, для высших классов. Позже Роксана, важный персонаж пьесы Эдмона Ростана 1897 года «Сирано де Бержерак» , описывается как драгоценная женщина .
Рене Бари (умер в 1680 г.), французский историограф и ритор, написал «Французскую риторику», где в качестве основного дополнения мы находим секреты нашего языка, опубликованные в Париже в 1653 г. для женской аудитории «Сокровищницы».
Значимые авторы
[ редактировать ]- Мадам д'Ольнуа
- Жан-Луи Гез де Бальзак
- Исаак де Бенсераде
- Чарльз Котин
- Антуан Годо
- Генриетта-Жюли де Мюрат
- Пол Пеллиссон
- Мадлен де Скюдери
- Оноре д'Юрфе
- Винсент Кар
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Болдик 2015 .
- ↑ Первое использование слова Précieuse для обозначения литературного покровителя огромной силы вкуса и суждения датируется 1654 годом, согласно У. Циммеру, Di literarische Kritik am Preciösentum 1978:51, отмеченному в Патриции Ховард, «Влияние Précieuses на содержание». и структура в «Лирических трагедиях» Кино и Люлли» Acta Musicologica 63 .1 (январь 1991 г., стр. 57-72), стр. 58, прим.
- ^ «...Это игра сил, место конфронтации и взаимного урегулирования некоторых напряжений, которые пересекают столетие, двор и литературное поле». Мириам Мэтр, Les Préciuseses: рождение литераторов во Франции в 17 веке (Париж: Чемпион) 1999:19.
- ^ Ховард 1991:58.
- ^ Терри Виндлинг , Les Contes des Fées: Литературные сказки Франции. Архивировано 28 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Джек Зипес , Когда мечты сбывались: классические сказки и их традиции , стр. 38-42 ISBN 0-415-92151-1
- ^ Терри Виндлинг, Красавица и чудовище [узурпировал]
- ^ Поль Деларю, Книга французских народных сказок борзых , стр. xi, Alfred A. Knopf, Inc., Нью-Йорк, 1956 г.
- ^ Льюис Зейферт , «Чудесное в контексте: место графств во Франции конца семнадцатого века», Джек Зипес, изд., Великая сказочная традиция: от Страпаролы и Базиля до братьев Гримм, стр. 920-1 , ISBN 0-393-97636-X
Источники
[ редактировать ]- Болдик, Крис (2015). «Preciosité, la» . Оксфордский словарь литературных терминов (онлайн-версия) (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191783234 .
- Ховард, Патрисия. «Влияние прециозов на содержание и структуру в лирических трагедиях Кино и Люлли» Acta Musicologica 63.1 (январь 1991 г.), стр. 57–72.
- Ховард, Патрисия. «Кино, Люлли и драгоценности: образы женщин во Франции семнадцатого века». в «Возвращенной Сесилии: феминистские взгляды на гендер и музыку» под ред. Сьюзан К. Кук и Джуди С. Цоу, редакторы, стр. 70–89. Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1994.
- Мастер, Мириам. Les Préciuseses: рождение литераторов во Франции в 17 веке , Х. Чемпион, коллекция «Lumière Classique», Париж, 1999 г.