Бесстрашный Джон Тауэр
Тур Жан-санс-Пёр или Тур де Жан-санс-Пёр (англ. Tower of John the Fearless), расположенный во 2-м округе Парижа , является последним пережитком отеля de Bourgogne , резиденции первых графов Артуа и затем герцоги Бургундские . В башне находились спальни и парадная лестница первоначальной резиденции, стоявшая рядом с ней. Он был завершен между 1409–1411 годами Жаном Сан-Пером . Первоначальный отель занимал около гектара земли, границы которой сейчас обозначены улицами Этьена Марселя, Монторгейля, Сен-Совер и Сен-Дени . Сама башня расположена на улице Этьен Марсель, 20, во дворе начальной школы. Это один из лучших сохранившихся образцов средневековой жилой архитектуры Парижа. Башня открыта для публики и представляет собой меняющуюся экспозицию о жизни Средневековья. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Отель д'Артуа
[ редактировать ]Первый отель или поместье на этом месте было построено графами Артуа, чьи владения включали большую часть северной Франции и Фландрии . В 1270 году Роберт II, граф Артуа , племянник короля Людовика IX , известного как «Святой Людовик», купил несколько домов и около гектара земли в северной части города, примыкающей к стене Филиппа Огюста , первая городская стена Парижа, построенная между 1190 и 1290 годами. Часть земли находилась за пределами стены, другая часть - внутри Парижа. По мере роста города новая стена, построенная Карлом V и завершенная в 1383 году, вывела все имущество в пределы города. Мало что известно об этом первом отеле , который был в значительной степени перестроен его более поздними владельцами.
Резиденция герцогов Бургундских
[ редактировать ]В 1369 году отель перешел к Филиппу Смелому , герцогу Бургундскому, в результате его брака с Маргаритой, графиней Фландрской и Артуа. Записи консьержа дома показывают, что между июлем 1371 года и Пасхой 1375 года он провел важные строительные работы, в том числе возвел башню. [ 5 ] После смерти Филиппа в 1404 году он стал собственностью Жана де Бургундии, более известного как Жан-Санс-Пёр, или Иоанн Бесстрашный . [ 2 ] [ 3 ]
Строительство башни проходило во время Столетней войны (1337–1453 гг.), когда короли Франции и Англии боролись за господство во Франции. Париж также был полем битвы Арманьяко-бургундской гражданской войны (1404–1435). Начиная с 1392 года король Карл VI всё больше страдал от безумия, и две ветви королевской семьи боролись за то, кто будет править страной: арманьяки , сторонники брата короля, Людовика Орлеанского , и бургундцы , возглавляемые его двоюродным братом, новый герцог Бургундский Жан-Санс-Пёр. 23 ноября 1407 года, когда стало ясно, что арманьяки одержали победу, Людовик Орлеанский был убит на улице людьми, наемниками Жана Сан-Пера. В 1408 году Жан быстро вернул себе расположение, возглавив успешную военную кампанию во Фландрии, и был прощен королем, сделавшим его опекуном своего наследника, дофина, Людовика, герцога Гиенского . [ 6 ]
Чтобы отпраздновать свой триумф и продемонстрировать свое богатство и власть, между 1409 и 1411 годами Жан построил новую роскошную резиденцию, пристроенную к башне, которая содержала как большую винтовую лестницу, ведущую в главное здание, так и большой зал и, наверху отдельной узкой винтовой лестницы, ведущей в частные покои. В «Хрониках Ангеррана де Монстреле» (ок. 1400–1444) сообщается: «В это время группа рабочих построила для Иоанна прочную палату из хорошо обработанного камня в форме башни, и там он спал по ночам. башня имела то преимущество, что обеспечивала ему безопасность». [ 7 ] Записи его консьержа показывают, что пристройки к отелю стоимостью 10 000 ливров были сделаны в период с февраля 1409 года по май 1411 года, что потребовало от герцога получения нескольких ссуд от богатых парижан. [ 5 ] Хотя основание башни, возможно, было построено его отцом, верхняя часть, вероятно, была построена Жаном Сан-Пером. [ 2 ]
С 1409 по 1413 год Жан Санс Пер вел борьбу с арманьяками из своей укрепленной резиденции. У него было собственное неофициальное ополчение, называемое « Кабошиены» , состоящее из мясников, живодёров и других работников могущественной мясной корпорации «Гранд Бушери Сен-Жак» . Однако сопротивление его правлению стало настолько сильным, что он был вынужден бежать из Парижа в 1413 году. Он вернулся с триумфом в 1418 году, но в 1419 году был убит своими противниками на мосту Монтеро на глазах у нового дофина. , будущий Карл VII . [ 8 ]
Резиденцию унаследовал его сын Филипп Добрый , но новый герцог проводил там очень мало времени, деля время между своими дворцами в Дижоне, Брюсселе, Лилле и других городах своего герцогства. Во время его правления Бургундия достигла пика своей славы; он значительно расширил свою территорию, завоевав большую часть Нидерландов и купив герцогство Люксембург . Во время одной кампании его солдаты захватили Жанну д'Арк и передали ее англичанам, которые в то время были его союзниками. Он был известным покровителем искусств, заказывая работы Яну ван Эйку и другим фламандским мастерам, и тратил большую часть доходов герцогства на золотую ткань, шелк и другие ткани для своего гардероба. Он вернулся навсегда только в 1461 году, после двадцатишестилетнего отсутствия, когда король Людовик XI вернулся в Париж. После этого он щедро развлекался, устраивая банкеты под большим шатром из велюра и шелка, установленным в саду. В этих случаях стены башни были украшены гобеленами из Арраса, в его провинции Фландрия. [ 8 ] Старая городская стена Филиппа Огюста все еще находилась в хорошем состоянии и была соединена с башней дверным проемом на первом этаже, который все еще виден. Согласно одной из хроник того времени, Филипп ле Бон смог проехать от башни до отеля Суассон , недалеко от Ле-Аля, не ступая ногой на улицы города. [ 8 ]
После его смерти в 1467 году герцогство и дом перешли в собственность его сына Карла Смелого , хотя новый герцог никогда не жил в доме. Он решил жить в Тур де Несль , укрепленной резиденции на левом берегу Сены от Дворца Сите , подаренной ему королем Людовиком XI . Новый герцог сначала заключил союз с королем Франции, а затем составил против него заговор. Карл Смелый погиб в бою против армии герцога Лотарингского и швейцарцев в январе 1477 года. Сыновей у него не было, и титул герцога Бургундского умер вместе с ним. Король Людовик XI завладел провинцией Бургундия и отелем Бургундия .
Ренессанс и первый парижский театр
[ редактировать ]Короли Франции не имели необходимости в дополнительной резиденции в городе. В 1539 году Франциск I передал отель одному из своих союзников Диего де Мендосе, но четыре года спустя передумал и продал поместье. Он был разделен на двадцать участков, разделенных новой улицей — улицей Франсуаз (названной в честь короля Франсуа I, ныне улица Франсуаза). В 1543 году башня и прилегающие к ней участки были куплены за 5200 турских ливров парижским купцом по имени Жан Рувер, который был пионером в сфере перевозки леса по Сене в Париж.
В 1548 году он продал участок земли размером 16 на 17 туазов на улице Моконсель первой уполномоченной театральной труппе в Париже — Confrérie de la Passion. Было построено здание театра, которое часто называют просто Hôtel de Bourgogne . Это было первое постоянное театральное здание в Париже. [ 9 ] и использовался до 1783 года, [ 10 ] после чего на его месте появился кожаный рынок. [ 11 ] Сохранились только внешние стены. В 1866 году старое здание было снесено, чтобы освободить место для строительства улицы Этьена Марселя. [ 9 ]
Руины и восстановление
[ редактировать ]Сама башня была необитаема на протяжении большей части 17 века. Винсент де Поль открыл там благотворительное заведение по раздаче еды нуждающимся квартала. Во второй половине века им владел Жермен Куртен, секретарь Людовика XIV . Нижнюю часть башни он арендовал под кабаре , имевшее немалый успех. В первой половине XVIII века большая часть отеля стала частным домом, а башня с установкой в комнатах печей была превращена в доходный дом. В 1782 году башню и прилегающие к ней здания купил Шарль-Луи Стерлен, богатый торговец скобяными изделиями, который устроил там свою резиденцию, кладовую, мастерскую и торговый зал. Некоторые из его работников жили в помещениях башни. В 1832 году предприятие перешло к одному из его сотрудников, Эжену Брикару, который превратил его в известную мануфактуру по производству замков. Он оставался в бизнесе до 1871 года. [ 12 ]
Тем временем грандиозная реконструкция центра Парижа, проведенная Наполеоном III и бароном Османом, кардинально изменила район. В 1868 году строительство улицы Этьен Марсель привело к сносу других частей отеля , в результате чего башня осталась стоять одна, а здания, закрывавшие вид на башню с юга, были снесены. Вскоре башня привлекла внимание историков архитектуры и защитников природы. Башня была приобретена городом Парижем в 1874 году и объявлена историческим памятником в 1884 году. [ 13 ] Между тем, между 1875 и 1878 годами, к востоку от башни, на фундаменте средневекового отеля , была построена начальная школа . Каменная западная стена школы — это все, что осталось от старой лоджии отеля . большой
В последующие годы были предложены крупные проекты реставрации, но только в 1893 году под руководством архитектора Гиона были начаты работы, направленные главным образом на стабилизацию и укрепление верхней конструкции. Средневековые люкарны , или чердачные окна, были удалены. В 1991 и 1992 годах была проведена еще одна важная реставрация по проекту архитектора П. Прюне. Башне вернули первоначальный средневековый вид, за исключением крыши, потерявшей средневековый дымоход и баккулу . [ 12 ] Башня открылась для публики в 1999 году благодаря спонсорской поддержке частной ассоциации Les Amis de la Tour de Jean sans Peur . [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]-
Схема интерьера башни после реставрации 1990 года.
-
Главная лестница башни с нижних этажей
-
Скульптура наверху главной лестницы с переплетающимися эмблемами Жана Сан-Пера и Бургундского Дома.
-
узкая винтовая лестница в верхние помещения башни
-
Ангел с гербом Жана Сан-Пера в большом зале.
Башня Жана-Санс-Пера никогда не предназначалась для одинокой стоянки; он был пристроен к более крупному зданию, большому корпусу Hôtel de Bourgogne , и служил главной лестницей, а также охраняемым жилым домом. В этом она была похожа, хотя и меньше, на другую средневековую башню того периода, массивную башню Венсенского замка .
Башня Жана-Санс-Пера имела во многом символическое назначение; чтобы показать силу и авторитет Бургундского дома над семьей его главного соперника Людовика Орлеанского. Если не считать церковных башен и массивной центральной башни Лувра , это было самое высокое сооружение в центре города. Он имел некоторые защитные особенности: высоту, толстые стены, узкую извилистую лестницу и механизмы высоко на башне , с которых на нападавших можно было сбрасывать предметы или горящее масло; но многое из этого, похоже, носило скорее декоративный, чем практический характер: многочисленные большие проемы и квадратная форма башни, а также ее расположение в центре города затруднили бы защиту от военного нападения. В отличие от типичной крепостной башни, интерьер был богато и щедро украшен резным камнем, а спальни в башне были роскошными для того времени, с большими окнами и отапливаемыми уборными. [ 14 ]
Башня высотой двадцать семь метров прикреплена к стене Филиппа Огюста и первоначально стояла во дворе отеля de Bourgogne и служила его входом. Над главным входом в башню находится сильно разрушенная аллегория «триумфа Бургундского дома над Орлеаном и его кланом». [ 1 ] Вход в башню находился с восточной стороны.
Главная лестница и большой зал
[ редактировать ]Башня служила главной лестницей для корпуса отеля большого ; он был прикреплен к южной стене большего здания. Большая круговая лестница занимает девять квадратных метров и, как и другие величественные дворцовые лестницы того времени, имеет широкие пролеты, поэтому можно было видеть поднимающихся и спускающихся людей. Он поднимается на 17 метров. Бывшие входы в большой корпус теперь заблокированы, так как осталась только стена; теперь это стена соседней начальной школы. Люди, пришедшие снаружи, не могли пройти прямо к парадной лестнице; им пришлось подниматься по отдельной лестнице на следующий этаж. Помещение первого этажа соединялось большой аркой с примыкающим к нему двухэтажным зданием, оборудованным уборными.
На первом этаже над первым этажом один дверной проем вел на второй этаж большого корпуса соседнего отеля на севере, а другой дверной проем вел на вершину стены Филиппа Огюста к югу от башни. Над дверным проемом вырезана еще одна эмблема герцога — уровень и плоскость.
На втором этаже находится самая большая камера башни высотой девять метров, открывающаяся на три стороны. Помещение перекрыто четырехсторонним ребристым сводом с пружинящими точками (на внешних стенах), украшенным ангелами, несущими герб Жана-сан-Пера . Его основная функция, судя по всему, заключалась в том, чтобы просто поддерживать верхние помещения, хотя, возможно, в нем также находился колокол.
Большая лестница ведет вверх. Наверху лестницы находится помещение с самым знаменитым декоративным элементом башни — сводом, украшенным резной каменной растительностью. (Смотрите украшение). В средние века из этой комнаты можно было выйти на небольшой балкон с видом на фасад главного здания. Из камеры также открывается доступ к более узкой винтовой лестнице, ведущей вверх, к двум частным комнатам.
Верхние комнаты
[ редактировать ]-
Нижняя из двух камер башни. Дверь слева от камина вела в уборную.
-
Верхняя камера башни, известная как палата Жана Сан Пера.
-
Верхняя комната под крышей с некоторыми оригинальными балками крыши.
Узкая лестница ведет в две комнаты, первая из которых известна как камера Экюйера , а верхняя комната - камера Жана Сан-Пера. В обеих этих комнатах есть сложные туалеты, обогреваемые задними трубами, с каналами для эвакуации и вентиляции, установленными внутри южной стены. В номерах были широкие окна с видом на город. Их можно было использовать как спальни или как частные кабинеты, подобно частному кабинету Карла V в Венсенском замке . [ 15 ]
На верхнем этаже находится комната поменьше и попроще, скорее всего, комната сторожа, расположенная под деревянным каркасом крыши и освещенная пятью окнами. В нем до сих пор сохранились части оригинального деревянного каркаса и проемы машин. Впервые он был восстановлен в 1894 году, а затем в 1991-92 годах с новой крышей. [ 15 ]
Украшение
[ редактировать ]-
Деталь лестничного свода с изображением дубового листа, боярышника и хмеля.
-
Оригинальная напольная плитка из башни с цветком Маргариты
Самым известным украшением башни является резная каменная растительность на вершине винтовой парадной лестницы. Первоначально окрашенный в разные цвета, он представляет собой переплетенные ветки дуба, переплетенные с листьями растений, символизирующих разных представителей семейства Жана Сан-Пера:
- Дуб . , эмблема Филиппа Смелого, отца Жана Сан Пера
- Куст боярышника , эмблема Маргариты де Мале , матери Жана Сан Пера.
- Хмель . , эмблема Жана Сан Пера
Скульптурный свод наверху винтовой лестницы был работой Клауса де Верва (1380-1439), племянника и преемника Клауса Слютера , придворного скульптора герцогов Бургундских. Де Верве, вероятно, был скульптором других декоративных работ в башне: гербов герцога на арках верхней палаты, резьбы еще одной эмблемы герцога, двух инструментов, уровня и рубанка. Скульптурный свод считается одним из шедевров яркого готического искусства . Другая известная работа Верве включала завершение строительства гробницы Филиппа Смелого в герцогском дворце в Дижоне, начатое Слютером, и « Богоматерь с младенцем Полиньи» , которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [ 16 ] [ 17 ]
На выставке представлены некоторые из оригинальных напольных плиток башни, на некоторых из которых изображен цветок Маргариты , эмблема Маргариты де Мале , матери Жана Сан-Пера. Они были найдены при раскопках башни в 1877 году.
В верхних покоях также можно найти два небольших витража с гербами Жана Сан-Пера и герцога Бургундского, но они не являются оригинальными.
Строительство
[ редактировать ]Проектирование и строительство башни было работой Роберта де Хельбютерна, мастера общественных работ Парижа, начиная с 1406 года. Камень был доставлен из карьеров недалеко от Парижа; твердый высококачественный известняк, или лиаз франк , вероятно, из Нотр-Дам-де-Шан близ Валь-де-Грас , для лестниц, вокруг окон и дверей, а также ламбурды или настенные плиты более низкого качества, Шарантон, Жантильи и Иври. Качество резки камня и кладки было чрезвычайно высоким по точности и ровности, в отличие от простой оборонительной башни. [ 18 ]
Строительство проходило в три этапа: первым был большой корпус или резиденция, от которой осталась только одна стена. В этом здании было три уровня; первый этаж разделен на несколько комнат; затем первый этаж высотой шесть метров, затем второй этаж с высокой двускатной крышей. Высота здания составляла двадцать три метра, а лестничную башню планировалось сделать высотой 18 метров, заканчиваясь декоративным скульптурным сводом. Первоначально он выходил на узкую набережную с широким видом на Париж.
После начала строительства было принято решение изменить план лестничной башни: ее продлили на юг, так, чтобы она касалась старой городской стены, и сделали выше, с двумя жилыми помещениями и мансардой, где находился сторож. можно было разместить. Дополнительные помещения обслуживались узкой винтовой лестницей, которую было легче защищать. Решение могло быть принято из-за нарастающего конфликта в Париже между бургундцами и арманьяками. Чтобы обеспечить поддержку новых верхних этажей, на втором этаже была создана узкая камера высотой девять метров, которая не имела никакой очевидной цели, кроме как сделать башню выше. Качество камня в новых частях башни было хуже, чем в оригинальной работе. Постепенно лестничная башня поднялась и стала выше здания, которое она первоначально обслуживала.
Перед завершением строительства отеля план претерпел третью модификацию: окна первого этажа жилого здания были замурованы, что сделало его более безопасным, а также были добавлены дополнительные уровни и комнаты. Резиденция стала напоминать крепость. Материалы, использованные на третьем этапе, были более низкого качества, чем в первоначальных частях. Кроме того, отчеты о выплатах рабочим показывают, что летом 1409 и 1410 годов на зданиях велось мало работ из-за обострения войны между арманьяками и бургундами, которая распространилась на Париж. Окончательно здание было завершено в 1411 году, но его строитель Жан Сан Пер покинул Париж в 1413 году и вернулся только в 1418 году; в следующем году он был убит. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Айерс 2004, с. 56 («2.1 Бесстрашный Джон Тауэр»).
- ^ Jump up to: а б с База Мериме : «Бывший отель герцогов Бургундских: Башня Жан-Сан-Пёр» , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Некоторая информация в этой статье была переведена из аналогичной статьи во французской Википедии ( версия 16 марта 2013 г., 15:44 ).
- ^ Официальный сайт Тура Жан-Санс-Пёр (на французском языке).
- ^ Jump up to: а б Планье 1988, с. 11.
- ^ Центр национальных памятников 2002, с. 299.
- ^ Хроника Ангеррана де Монстреле, том 1, глава 38, цитируется по Rivière and Lavoye 2007, p. 7.
- ^ Jump up to: а б с Ривьер и Лавуа 2007, с. 15.
- ^ Jump up to: а б Ривьер и Лавуа 2007, с. 19.
- ^ Хартнолл 1983, стр. 97–98 («Бургундия, Театр де l'Hôtel de»).
- ^ Херви 1847, с. 61 ).
- ^ Jump up to: а б Ривьер и Лайойе, 2007, с. 25.
- ^ «Бывший отель герцогов Бургундских: экскурсия по Жану Санс Перу» . archive.wikiwix.com . Проверено 21 июня 2023 г.
- ^ Ривьер и Лавуа 2007, с. 9.
- ^ Jump up to: а б Ривьер и Лавуа 2007, с. 11.
- ^ Jump up to: а б Вире и Лавуа 2005, с. 192.
- ^ Ривьер и Лавуа 2007, с. 13.
- ^ Вире и Лавуа 2005, стр. 189-192.
Библиография
[ редактировать ]- Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа: путеводитель по архитектуре . Издание Axel Menges, Штутгарт, Лондон. ISBN 9783930698967 .
- Национальный центр памятников (2002 г.). Путеводитель по наследию Франции: открытые для публики исторические памятники: замки и аббатства, парки и сады, промышленные и археологические объекты, здания 20 века . Париж: Monum, Heritage Editions. ISBN 9782858227600 .
- Хартнолл, Филлис (1983). Оксфордский компаньон театра , Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192115461 .
- Херви, Чарльз (1947). Театры Парижа , исправленное издание, Париж: Галиньяни, Лондон: Джон Митчелл. Посмотреть в Google Книгах .
- Планье, Филипп (1988). Башня Жан-Санс-Пёр, руины парижской резиденции герцогов Бургундских . Обзор истории искусств, № 1-2. ISSN 0992-2059 .
- Ривер, Реми; Лавуа, Аньес (2007). Башня Жан-Санс-Пер , Ассоциация друзей башни Жан-Санс-Пер. ISBN 9782951649408 .
- Уволен, Марк; Лавуа, Агнес (2005). Материалы и этапы строительства: исследование части отеля д'Артуа в Париже. В кн.: Камни европейского наследия: каменное хозяйство от античности до конца нового времени , Издания Комитета исторических и научных трудов.
Внешние ссылки
[ редактировать ]48 ° 51'51 ″ с.ш. 2 ° 20'53 ″ в.д. / 48,864284 ° с.ш. 2,34809 ° в.д.