Жорж-Эжен Осман
Жорж-Эжен Осман | |
---|---|
![]() | |
Член Палаты депутатов для Верхней Корсики | |
В офисе 14 октября 1877 г. - 27 октября 1882 г. | |
Член Сената | |
В офисе 9 июня 1857 г. - 4 сентября 1870 г. | |
Монарх | Наполеон III |
Префект Сены | |
В офисе 23 июня 1853 г. - 5 января 1870 г. | |
Монарх | Наполеон III |
Предшественник | Жан-Жак Бергер |
Преемник | Анри Шевро |
Личные данные | |
Рожденный | Париж , Франция | 27 марта 1809 г.
Умер | 11 января 1891 г. Париж , Франция | (81 год)
Место отдыха | Кладбище Пер-Лашез , Париж |
Политическая партия | бонапартист |
Супруг | Октави де Лагарп |
Дети | Мари-Генриетта Валентина Евгения (незаконнорожденная) |
Образование | Средняя школа Кондорсе |
Альма-матер | Парижская консерватория |
Профессия | Чиновник , префект |
Жорж-Эжен Осман , широко известный как барон Осман ( Французский: [ʒɔʁʒ øʒɛn (baʁɔ̃) осман] ; занимавший пост префекта Сены 27 марта 1809 — 11 января 1891) — французский чиновник , (1853–1870), выбранный императором Наполеоном III для реализации масштабной городской программы обновления новых бульваров, парков и общественных сооружений в Париже, обычно называемых как реконструкция Парижа Османом . [1]
Критики вынудили его уйти в отставку из-за расточительности. Его видение города определяет современный центр Парижа.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и начало карьеры
[ редактировать ]Осман родился 27 марта 1809 года на улице Фобур-дю-Руль , 53, в районе Божон в Париже, в семье Николя-Валентина Османа и Евы-Мари-Генриетты-Каролин Денцель, оба из немецких семей. Его дед по отцовской линии Николя Осман был депутатом Законодательного собрания и Национального собрания, администратором департамента Сена и Уаза и комиссаром армии. Его дед по материнской линии был генералом и депутатом Национального собрания : Жорж Фредерик Денцель , барон Первой Империи Наполеона .
Он начал свое обучение в колледже Генриха IV и лицее Кондорсе в Париже, а затем начал изучать право. Одновременно он изучал музыку, будучи студентом Парижской консерватории , так как был талантливым музыкантом. [2] Осман присоединился к своему отцу в качестве повстанца во время Июльской революции 1830 года, которая свергла короля Бурбонов Карла X в пользу его двоюродного брата Луи-Филиппа, герцога Орлеанского . [3]
Он женился 17 октября 1838 года в Бордо на Октави де Лахарп. У них было две дочери: Генриетта, вышедшая замуж за банкира Камиля Дольфуса в 1860 году, и Валентина, вышедшая замуж за виконта Мориса Пернети, руководителя аппарата его департамента, в 1865 году. Валентина развелась с Пернети в 1891 году. Затем она вышла замуж за Жоржа Ренуара (1843–1843–1843). 1897).
21 мая 1831 года Осман начал свою карьеру в государственном управлении. Он был назначен генеральным секретарем префектуры департамента Вьен в Пуатье . 15 июня 1832 года он стал заместителем префекта Иссенжо . Несмотря на то, что он проявил себя как трудолюбивый и способный представитель правительства, его высокомерие, диктаторские манеры и привычка мешать своему начальству приводили к тому, что его постоянно уступали в повышении до префекта . [4] Он был назначен заместителем префекта департамента Ло и Гаронна в Нераке 9 октября 1832 года, департамента Арьеж в Сен-Жироне 19 февраля 1840 года и Жиронды департамента в Бле 23 ноября 1841 года.
После того, как революция 1848 года свергла Июльскую монархию, установив на ее месте Вторую республику , судьба Османа изменилась. В 1848 году Луи-Наполеон Бонапарт , племянник Наполеона Бонапарта , стал первым избранным президентом Франции. В январе 1849 года Осман отправился в Париж, чтобы встретиться с министром внутренних дел и новым президентом. Его считали лояльным пережитком государственной службы Июльской монархии, и вскоре после их встречи Луи Наполеон предоставил Осману повышение до префекта департамента Вар в Драгиньяне . [5] В 1850 году он стал префектом департамента Йонна . В 1851 году был назначен префектом Жиронды из Бордо . [5]
В 1850 году Луи Наполеон начал амбициозный проект по соединению Лувра с Отелем де Виль в Париже, расширив улицу Риволи и создав новый парк Булонский лес на окраине города, но он был раздражен медленный прогресс, достигнутый действующим префектом Сены Жан-Жаком Берже. не позволила ему баллотироваться на переизбрание Луи-Наполеон пользовался большой популярностью, но конституция Второй Французской Республики . Хотя в его распоряжении было большинство голосов в законодательном органе, у него не было большинства в две трети, необходимого для изменения конституции. [6]
В конце декабря 1851 года он устроил государственный переворот , а в 1852 году объявил себя императором французов под титулом Наполеона III. В ноябре 1852 года плебисцит подавляющим большинством голосов одобрил вступление Наполеона на престол, и вскоре он начал поиск нового префекта Сены для реализации своей программы реконструкции Парижа. [7]
Министр внутренних дел императора Виктор де Персиньи взял интервью у префектов Руана, Лилля, Лиона, Марселя и Бордо для парижской почты. В своих мемуарах он так описал свое интервью с Османом:
«Больше всего меня впечатлил месье Осман. Это было странно, но меня привлекли не столько его таланты и выдающийся ум, сколько недостатки его характера. Передо мной был один из самых необыкновенных людей. мужчины нашего времени, большие, сильные, энергичные и в то же время умные и хитрые, с сильным духом, этот дерзкий человек не боялся показать, кем он был... Он рассказал мне все. о своих достижениях в административной карьере, ничего не упуская; он мог бы говорить без перерыва шесть часов, так как это была его любимая тема, я сам ничуть не был недоволен... Мне показалось, что он был именно таким. человек, который мне нужен был для борьбы с идеями и предрассудками целой экономической школы, против коварных людей и скептиков, пришедших с фондового рынка, против тех, кто не очень щепетильно относился к своим методам, он был именно тем человеком, для которого он был джентльменом; самый возвышенный дух, ум, с самым прямым и благородным характером неизбежно потерпел бы неудачу, этот энергичный атлет... полный смелости и умения, способный противопоставить средства лучшим средствам, ловушки более ловким ловушкам, непременно преуспел бы. Я рассказал ему о парижских работах и предложил поставить его во главе». [8]
Персиньи отправил его к Наполеону III с рекомендацией, что он именно тот человек, который нужен для осуществления его планов обновления Парижа. 22 июня 1853 года Наполеон назначил его префектом Сены. 29 июня император поручил ему сделать город более здоровым, менее перегруженным и величественным. Осман занимал этот пост до 1870 года. [9]
Восстановление Парижа
[ редактировать ]

Наполеон III и Осман запустили серию огромных проектов общественных работ в Париже, наняв десятки тысяч рабочих для улучшения канализации, водоснабжения и дорожного движения в городе. Наполеон III установил в своем кабинете огромную карту Парижа, отмеченную цветными линиями там, где он хотел, чтобы были новые бульвары. В некоторой степени система бульваров планировалась как механизм для облегчения развертывания войск и артиллерии, но ее основная цель заключалась в том, чтобы помочь уменьшить заторы на дорогах в густонаселенном городе и соединить его знаковые здания. [10] Он и Осман встречались почти каждый день, чтобы обсудить проекты и преодолеть огромные препятствия и сопротивление, с которыми они столкнулись при строительстве нового Парижа. [11]
Население Парижа удвоилось с 1815 года, без увеличения его площади. Чтобы приспособить растущее население и тех, кто будет вынужден покинуть центр из-за новых бульваров и площадей, которые планировал построить Наполеон III, он издал указ о присоединении одиннадцати окружающих коммун и увеличении количества округов с двенадцати до двадцати, что увеличило город. до его современных границ.
В течение почти двух десятилетий правления Наполеона III и десяти лет спустя большая часть Парижа представляла собой огромную строительную площадку. Чтобы доставить пресную воду в город, его инженер-гидротехник Эжен Бельгран построил новый акведук для подачи чистой воды из реки Ванн в Шампани, а также новый огромный водохранилище недалеко от будущего парка Монсури. Эти две работы увеличили водоснабжение Парижа с 87 000 до 400 000 кубических метров воды в день. [12]
Он проложил сотни километров труб для распределения воды по всему городу. Он построил вторую сеть, используя менее чистую воду из рек Урк и Сены для мытья улиц и орошения нового парка и садов. Он полностью перестроил парижскую канализацию и проложил мили труб для подачи газа для тысяч новых уличных фонарей на улицах Парижа. [13]
Начиная с 1854 года в центре города рабочие Османа снесли сотни старых зданий и проложили восемьдесят километров новых проспектов, соединяющих центральные точки города. Здания вдоль этих проспектов должны были быть одинаковой высоты и одинакового стиля и быть облицованы камнем кремового цвета, создавая единый вид парижских бульваров. Виктор Гюго отмечал, что едва ли можно было различить, для чего предназначается дом перед тобой: для театра, магазина или библиотеки. Осману удалось восстановить город за 17 лет. «По его собственным оценкам, новые бульвары и открытые пространства вытеснили 350 000 человек; ... к 1870 году одна пятая улиц в центре Парижа была его творением; он потратил ... 2,5 миллиарда франков на город; ... один в строительной сфере было занято пять парижских рабочих». [14]

Чтобы связать город с остальной частью Франции, Наполеон III построил две новые железнодорожные станции: Лионский вокзал (1855 г.) и Гар-дю-Нор (1864 г.). Он завершил Ле-Аль , большой рынок изделий из железа и стекла в центре города, и построил новую муниципальную больницу Hôtel-Dieu на месте разрушающихся средневековых зданий на острове Сите. Знаковой архитектурной достопримечательностью была Парижская опера , крупнейший театр в мире, спроектированный Шарлем Гарнье , венчающий центр нового Парижа Наполеона III. Когда императрица Евгения увидела модель оперного театра и спросила архитектора, в каком стиле, Гарнье ответил просто: «Наполеон Третий». [15]
Наполеон III также хотел построить новые парки и сады для отдыха и расслабления парижан, особенно в новых кварталах расширяющегося города. [16]

Новые парки Наполеона III были вдохновлены его воспоминаниями о парках Лондона, особенно о Гайд-парке , где он гулял и прогуливался в карете во время изгнания, но он хотел построить в гораздо большем масштабе. Работая вместе с Османом и Адольфом Альфаном , инженером, возглавившим новую Службу променадов и плантаций, он разработал план четырех крупных парков по сторонам света вокруг города. Тысячи рабочих и садовников начали рыть озера, строить каскады, сажать газоны, клумбы, деревья, строить шале и гроты. Наполеон III создал Булонский лес (1852–1858 гг.) к западу от Парижа, Венсенский лес (1860–1865 гг.) на востоке, парк Бют-Шомон (1865–1867 гг.) на севере и парк Монсури (1865 г.). –78) на юг. [16]
Помимо строительства четырех больших парков, Осман отремонтировал и засадил старые парки города, в том числе Парк Монсо , ранее принадлежавший семье Орлеана, и Люксембургский сад . Он создал по соседству двадцать небольших парков и садов как миниатюрные версии своих больших парков. Альфанд назвал эти небольшие парки «зелеными и цветущими салонами». Цель плана Наполеона заключалась в том, чтобы иметь по одному парку в каждом из восьмидесяти районов Парижа, чтобы никто не находился дальше, чем в 10 минутах ходьбы от парка. Парки сразу же завоевали успех среди всех слоев парижан. [17]
«Барон Осман»
[ редактировать ]Чтобы поблагодарить Османа за его работу, Наполеон III предложил в 1857 году сделать Османа членом французского Сената и присвоить ему почетный титул, как он сделал это для некоторых из своих генералов. Осман попросил титул барона, который, как он сказал в своих мемуарах, был титулом его деда по материнской линии, Жоржа Фредерика, барона Денцеля, генерала при Наполеоне I, из которых Осман был единственным живым потомком мужского пола. [18] [19] Согласно его мемуарам, он пошутил, что мог бы рассмотреть титул акведук (игра слов на французских словах «герцог» и «акведук»), но такого титула не существовало. такое использование имени барон не было официально санкционировано, и по закону он оставался месье Османом. Однако [20]
Падение
[ редактировать ]В течение первой половины правления Наполеона III французский законодательный орган имел мало реальной власти. Все решения принимал император. Однако начиная с 1860 года Наполеон решил либерализовать Империю и предоставить власть законодателям. Члены парламентской оппозиции все чаще направляли свою критику Наполеона III на Османа, критикуя его расходы и своевольное отношение к парламенту.
Стоимость проектов реконструкции также быстро росла. В декабре 1858 года Государственный совет постановил, что владелец собственности, земля которого была экспроприирована, может сохранить за собой землю, которая не была специально необходима для улицы, что значительно увеличило стоимость экспроприации. Владельцы недвижимости также стали гораздо умнее требовать более высоких платежей за свои здания, часто создавая в своих зданиях фиктивные магазины и предприятия. Стоимость экспроприаций подскочила с 70 миллионов франков для первых проектов до примерно 230 миллионов франков для второй волны проектов. [21]
В 1858 году Счетная палата, курировавшая финансы Империи, постановила, что Caisses des Grands Travaux действовала незаконно, предоставляя «замаскированные займы» частным компаниям. Суд постановил, что такие кредиты должны быть одобрены парламентом. Парламенту было предложено утвердить заем в размере 250 миллионов франков в 1865 году и еще 260 миллионов франков в 1869 году. [22]
Члены оппозиции были особенно возмущены, когда в 1866 году он отобрал часть Люксембурга, чтобы освободить место для новой аллеи между Люксембургским садом и обсерваторией, и разрушил старый садовый питомник, который находился между улицами Огюст Конт и улицами д'Ассас. и авеню Обсерватории. Когда Император и Императрица присутствовали на представлении в театре Одеон, недалеко от Люксембургского сада, зрители кричали: «Уволить Османа!» и издевался над императором. [23] Тем не менее, император поддержал Османа.

Один из лидеров парламентской оппозиции Наполеону, Жюль Ферри , в 1867 году высмеял бухгалтерскую практику Османа как Les Comptes fantastiques de Haussmann , или «Фантастические отчеты Османа», игра слов из «Les Contes Fantastiques de Hoffmann». « Фантастические рассказы Гофмана » . [2] Республиканская оппозиция Наполеону III получила много мест в парламенте на выборах 1869 года и усилила критику Османа.
Наполеон III поддался критике и назначил лидера оппозиции и яростного критика Османа Эмиля Оливье своим новым премьер-министром . Осману было предложено уйти в отставку. Осман отказался уйти в отставку, и император освободил его от своих обязанностей. Шесть месяцев спустя, во время франко-германской войны , Наполеон III попал в плен к немцам, и Империя была свергнута.
В своих мемуарах Осман так прокомментировал свое увольнение: «В глазах парижан, которые любят рутинность в вещах, но изменчивы, когда дело касается людей, я совершил два величайших зла; в течение семнадцати лет я нарушал их повседневную жизнь. привычки, перевернув Париж с ног на голову, и им пришлось смотреть на одно и то же лицо префекта в отеле де Виль. Это были две непростительные жалобы». [24]
После падения Наполеона III Осман провел около года за границей, но вновь вошел в общественную жизнь в 1877 году, когда стал бонапартистским депутатом от Аяччо . [2] Его последние годы были заняты подготовкой « Мемуаров» (три тома, 1890–1893). [2]
Смерть
[ редактировать ]Осман умер в Париже 11 января 1891 года в возрасте 81 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез . Его жена Луиза-Октави де ла Арп умерла всего восемнадцатью днями ранее. На момент смерти они проживали в квартире на улице Буасси д'Англас, 12, недалеко от площади Согласия . По завещанию их имущество было передано семье единственной выжившей дочери Валентины Осман. [25]
Наследие
[ редактировать ]
План Османа для Парижа вдохновил городское планирование и создание подобных бульваров, площадей и парков в Каире, Буэнос-Айресе, Брюсселе, Риме, Вене, Стокгольме, Мадриде и Барселоне. После Парижской международной выставки 1867 года Вильгельм I король Пруссии привез обратно в Берлин большую карту, показывающую проекты Османа, которые повлияли на будущее планирование этого города. [26]
Его работа также вдохновила движение «Красивый город» в Соединенных Штатах. Фредерик Лоу Олмстед , дизайнер Центрального парка в Нью-Йорке, восемь раз посетил Булонский лес во время своей учебной поездки в Европу в 1859 году, а также находился под влиянием нововведений парка Бют-Шомон . Американский архитектор Дэниел Бернэм щедро заимствовал план Османа и включил диагональные конструкции улиц в свой План Чикаго 1909 года .
Осман был сделан сенатором в 1857 году, членом Академии изящных искусств в 1867 году и большим крестом Почетного легиона в 1862 году. Его имя сохранилось на бульваре Осман .
Споры
[ редактировать ]Финансирование реконструкции Парижа
[ редактировать ]Реконструкция центра Парижа была крупнейшим проектом общественных работ такого рода, когда-либо осуществлявшимся в Европе. Никогда прежде крупный город не отстраивался полностью в целости и сохранности. Лондон, Рим, Копенгаген и Лиссабон были восстановлены после крупных пожаров и землетрясений. Наполеон III начал свои грандиозные проекты, когда был принцем-президентом, когда правительство имело полную казну. В своем плане 1851 года он предлагал расширить улицу Риволи, чтобы соединить Лувр с Отелем де Виль, построить новый широкий проспект Страсбургский бульвар по оси север-юг и завершить строительство центрального продуктового рынка Ле Галлес , давно незаконченный. [27]
Он обратился в парламент и получил разрешение занять пятьдесят миллионов франков. Амбиции императора были гораздо выше. Он хотел завершить строительство Лувра и создать огромный новый парк Булонский лес к западу от Парижа. Его префект Сены Бергер возражал, что у Парижа нет денег. В этот момент Наполеон уволил Бергера и нанял Османа, а Осман искал лучший способ финансирования своих проектов. [28]
Наполеон III особенно стремился завершить расширение улицы Риволи от Лувра до Отеля де Виль до открытия Парижской универсальной выставки 1855 года . Наполеон III потребовал построить новый роскошный отель для размещения своих императорских гостей во время выставки. Наполеон III и Осман обратились за финансированием к двум парижским банкирам, Эмилю Перейру и Исааку Перейру, которые создали банк под названием Crédit Mobilier . [29]
В декабре 1854 года, не теряя времени до открытия экспозиции, братья Перейр создали новую компанию для строительства улицы и гостиницы. Они продали 240 000 акций по сто франков каждая, при этом 106 665 акций купила Credit Mobilier, 42 220 — братья Перейр, а остальные — частным инвесторам. В 1850 и 1851 годах по просьбе Наполеона были приняты новые законы, упрощающие Парижу экспроприацию частных земель для общественных целей. Они позволили городу экспроприировать в общественных интересах землю под новые улицы и все строительные площадки по обеим сторонам новых улиц - актив огромной ценности. [29]
Правительство экспроприировало землю со зданиями, необходимые для строительства новой улицы и гостиницы. Владельцам заплатили цену, установленную арбитражным советом. Затем правительство продало землю и здания компании, основанной братьями Перейр, которая снесла старые здания, построила новую улицу, тротуары и новую площадь — Place du Palais Royale. Они построили новые здания вдоль новой улицы и продали их или сдали в аренду новым владельцам. [29]
Они построили Отель дю Лувр, одно из крупнейших зданий города и один из первых современных роскошных отелей Парижа. Компания также построила ряды роскошных магазинов под крытой галереей вдоль улицы Риволи и вокруг отеля, которые они сдавали в аренду владельцам магазинов. Строительство началось немедленно. Три тысячи рабочих трудились день и ночь в течение двух лет, чтобы завершить строительство улицы и гостиницы, которые были построены к выставке. [29]
Это был основной метод, использованный Османом для финансирования реконструкции Парижа. Правительство экспроприировало старые здания, выплатило владельцам компенсацию, а частные компании построили новые улицы и здания в соответствии со стандартами, установленными Османом. Частным компаниям часто платили за выполненные ими строительные работы городской землей, которую они затем могли развивать и продавать. [29]
В 1854 году парламент утвердил еще один заем в размере шестидесяти миллионов франков, но Осману для своих будущих проектов требовалось гораздо больше. 14 ноября 1858 года Наполеон и Осман создали Caisse des travaux de la Ville специально для финансирования проектов реконструкции. Он занимал деньги под более высокие проценты, чем обычные городские облигации, и использовал эти деньги для оплаты услуг частных компаний, таких как компания братьев Перейре, для восстановления города. «Это было большим облегчением для финансов города, — писал позднее Осман в своих «Мемуарах », — которое позволило городу провести несколько крупных операций одновременно, с быстрым исполнением, короче говоря, с большей экономией». [30] Он функционировал совершенно независимо от парламента, что сильно раздражало парламентариев. [31]
Критика ремонта
[ редактировать ]Осман потратил 2,5 миллиарда франков на восстановление Парижа, и эта сумма ошеломила его критиков. [1] Жюль Ферри и другие политические соперники Наполеона утверждали, что Осман безрассудно растратил деньги и плохо планировал. Они утверждали, что он фальсифицировал отчеты. Хотя Наполеон нанял Османа, политические атаки были настолько интенсивными, что он заставил Османа стать козлом отпущения, надеясь, что его отставка удовлетворит буржуазные партии, которые все больше возмущались во время экономической депрессии конца 1860-х годов. [32]
Планы Османа с их радикальной перепланировкой совпали со временем активной политической активности в Париже. Многие парижане были обеспокоены уничтожением «старых корней». Историк Роберт Герберт говорит, что « движение импрессионистов изобразило эту потерю связи в таких картинах, как » Мане « Бар в Фоли-Бержер ». Сюжет картины разговаривает с мужчиной, которого видно в зеркале позади нее, но он кажется отстраненным. По мнению Герберта, это признак жизни в Париже того времени: горожане отдалились друг от друга. «Непрерывное разрушение физического Парижа привело также к разрушению Парижа социального». Поэт Шарль Бодлер стал свидетелем этих перемен и написал в ответ стихотворение « Лебедь ». Стихотворение представляет собой оплакивание и критику разрушения средневекового города во имя «прогресса»:
Старого Парижа больше нет (нет человеческого сердца
меняется вполовину так быстро, как лицо города)...
Раньше здесь был птичий рынок,
и одним холодным утром... я увидел
лебедь, вырвавшийся из клетки,
перепончатые ноги неуклюже ступали по булыжнику,
белые перья волочатся по неровным колеям,
и упрямо клюет стоки...
Париж меняется... но в печали, как у меня
ничего не шевелится — новые здания, старые
окрестности превращаются в аллегорию,и воспоминания весят больше камня. [33]
Османа также критиковали за высокую стоимость его проекта. Наполеон III сверг Османа 5 января 1870 года, чтобы повысить свою ослабевающую популярность. Осман был излюбленной мишенью критики ситуационистов . Помимо указания на репрессивные цели, которых достигал урбанизм Османа, Ги Дебор и его друзья, которые считали урбанизм «государственной наукой» или по своей сути «капиталистической» наукой, также подчеркивали, что он удачно отделил зоны отдыха от рабочих мест, объявив, таким образом, современный функционализм , как иллюстрируется точным зональным разделением Ле Корбюзье : одна зона для обращения, одна для жилья и одна для труда.
Некоторые современные критики Османа со временем смягчили свои взгляды. Жюль Симон был ярым республиканцем, который отказался принести присягу Наполеону III и был яростным критиком Османа в парламенте, но в 1882 году он написал об Османе в « Галуа» : [34]
«Он пытался сделать Париж великолепным городом, и ему это полностью удалось. Когда он взял Париж в свои руки и управлял нашими делами, улицы Сент-Оноре и улица Сен-Антуан по-прежнему оставались крупнейшими улицами города. У нас не было других променадов, кроме Большие бульвары и Тюильри большую часть времени представляли собой канализацию; Булонский лес находился на краю света. В те далекие времена нам не хватало воды, рынков и света. Прошло всего тридцать лет. Он разрушал кварталы, можно сказать, целые города. Кричали, что он создаст чуму, он позволил нам плакать, а, напротив, своим умным пронзением улиц дал нам воздух, здоровье и здоровье. Здесь он создал улицу, там он создал проспект или бульвар, здесь он создал площадь, Елисейские поля, Булонский лес, Венсенский лес. в свою прекрасную столицу, деревья и цветы, и населил ее статуями». [35]
Споры о военной функции бульваров Османа
[ редактировать ]Некоторые критики и историки 20-го века, особенно Льюис Мамфорд , утверждали, что настоящая цель бульваров Османа заключалась в том, чтобы облегчить армии подавление народных восстаний. По мнению этих критиков, широкие бульвары давали армии большую мобильность, увеличивали дальность обстрела ее пушек и затрудняли блокирование улиц баррикадами. Они утверждали, что бульвары, построенные Османом, позволили французской армии легко подавить Парижскую Коммуну в 1871 году. [36] [37]
Другие историки оспорили этот аргумент. Они отметили, что хотя Осман иногда упоминал военные преимущества бульваров при поиске финансирования своих проектов, это никогда не было главной целью. Их основная цель, по мнению Наполеона III и Османа, заключалась в улучшении дорожного движения, обеспечении пространства, света и видов на достопримечательности города, а также в украшении Парижа. [38]
Осман не отрицал военную ценность более широких улиц. В своих «Воспоминаниях » он писал, что его новый севастопольский бульвар привел к «выпотрошению старого Парижа, квартала беспорядков и баррикад». [39] Он признал, что иногда использовал этот аргумент в разговорах с парламентом, чтобы оправдать высокую стоимость своих проектов, утверждая, что они предназначены для национальной обороны и должны быть оплачены, по крайней мере частично, государством. Он писал: «Но что касается меня, который был инициатором этих дополнений, внесенных в первоначальный проект, то заявляю, что я никогда, добавляя их, ни в малейшей степени не думал об их большей или меньшей стратегической ценности». [39]
Парижский городской историк Патрис де Монкан писал: «Видеть произведения, созданные Османом и Наполеоном III, только с точки зрения их стратегической ценности, очень упрощенно. Император был убежденным последователем Сен-Симона . Его желание сделать Париж, экономическую столицу Франции, более открытый, более здоровый город не только для высших классов, но и для рабочих, нельзя отрицать и следует признать в качестве основной мотивации». [39]
Во время подавления Парижской Коммуны в 1871 году вновь построенные бульвары не сыграли решающую роль в поражении Коммуны. Коммунары потерпели поражение за одну неделю не из-за бульваров Османа, а потому, что их численное превосходство было пять к одному. У них было меньше оружия и меньше людей, обученных им пользоваться, у них не было плана защиты города. У них было очень мало опытных офицеров, не было единого командира, каждый район был вынужден защищаться, и у них не было никакой надежды на военную поддержку из-за пределов Парижа. [40]
См. также
[ редактировать ]- Дэвид Харви , Париж, столица современности , особенно вступление и пролог.
- Габриэль Давиуд
- Хобрехт-План Берлина, еще один крупномасштабный подход к городскому планированию, разработанный Джеймсом Хобрехтом и созданный в 1853 году.
- Ильдефонс Серда XIX века , спроектировавший пристройку Барселоны под названием Эшампле» . «районы
- Список градостроителей
- Париж во время Второй империи
- Роберт Мозес , планировщик Нью-Йорка, с которым иногда сравнивают Османа.
- Стиль Второй ампира , также известный как стиль Наполеона III.
- Уолтера Бенджамина Проект игровых автоматов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мона Лиза – экскурсии – масштабирование – барон Осман , 5 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Осман, Жорж Эжен, барон ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 71. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Киркланд, 2013; п. 76
- ^ Киркланд, 2013; п. 77
- ^ Jump up to: а б Киркланд, 2013 г.; п. 78
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 20
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 20
- ^ Персиньи, Мемуары (1890). Цитируется у Манелье, Эрве, Paris Impérial , стр. 20
- ^ Патрик Камиллер, Осман: Его жизнь и времена и создание современного Парижа (2002), главы 1–2
- ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 334.
- ^ Де Монкан, Патрис (2009), Сады барона Османа , с. 15.
- ^ Де Монкан, Патрис (2009), Сады барона Османа, с. 21
- ^ Мильза, Пьер (2006), Наполеон III , Editions Perrin ( ISBN 978-2-262-02607-3 )
- ^ Кларк, TJ (1984), Картина современной жизни: Париж в искусстве Моне и его последователей . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 37
- ^ Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт; Лондон: Издание Акселя Менгеса. ISBN 978-3-930698-96-7 .
- ^ Jump up to: а б Жаррас, Доминик (2007), Грамматика парижских садов , Париграмма.
- ^ Жаррас, Доминк (2007), Грамматика парижских садов , Париграмма. п. 134
- ^ Монкан, Патрис де, Париж Османа
- ^ (на французском языке) Барон Осман, «Мемуары» , три тома, опубликованные в 1890 и 1893 годах. Новое издание, созданное Франсуазой Шоа , Сеуиль, 2000. См. также копию Gallica .
- ^ «Барон Жорж-Эжен Осман (Биография)» . Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года.
- ^ Де Монкан, Париж Османа , с. 123.
- ^ Де Монкан, Париж Османа , с. 123.
- ^ Де Монкан, Париж Османа , с. 123.
- ^ Осман, Мемуары , цитируется в Maneglier, Herve, Paris Impérial , p. 262.
- ^ Дэвид П. Джордан (1995). Преобразование Парижа: жизнь и труды барона Османа. Чикаго: Издательство Чикагского университета, с. 1–3.
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 263.
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 254.
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д и де Монкан, Патрис, Le Paris d'Aussmann , стр. 48–53
- ^ Мемуары Османа, цитируются в Maneglier, Paris Impérial , стр. 257.
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 256–257
- ^ Пинкни (1957)
- ^ Шарль Бодлер, Les Fleurs du Mal: Полный текст «Цветов зла» , Ричард Ховард, пер., © 1985, DR Godine.
- ^ цитируется по De Moncan, Patrice, Les jardins d'Haussmann , p. 142–143
- ^ цитируется по De Moncan, Patrice, Les jardins d'Haussmann , p. 142–143
- ^ Архитектурный Париж Османа - Архив истории искусств , проверено 21 октября 2007 г.
- ^ Мамфорд, Льюис, Город в истории: его истоки, его трансформации, его перспективы (1961)
- ^ Мильза, Пьер, Наполеон III (2007)
- ^ Jump up to: а б с де Монкан, Le Paris d'Aussmann , с. 34.
- ^ Ружери, Жак, Коммуна 1871 года , (2014), с. 115–117
Библиография
[ редактировать ]- Кармона, Мишель и Патрик Камиллер. Осман: его жизнь и времена и создание современного Парижа (2002) 505 стр.
- Монкан, Патрис, Le Paris d’Aussmann (2012), Les Editions du Mécène, Париж, ( ISBN 978-2-907970-98-3 )
- Киркланд, Стефан, Возрождение Парижа: Наполеон III, барон Осман и стремление построить современный город (St. Martin's Press, 2013)
- Манелье, Эрве, Paris Impérial - Повседневная жизнь во времена Второй империи , (1990), Арманд Колен, ( ISBN 2-200-37226-4 )
- Пинкни, Дэвид Х. Наполеон III и восстановление Парижа (Princeton University Press, 1958)
- Пинкни, Дэвид Х. «Деньги и политика в восстановлении Парижа, 1860–1870», Журнал экономической истории (1957) 17 № 1, стр. 45–61. в JSTOR
- Ричардсон, Джоанна. «Император Парижа барон Осман 1809–1891», History Today (1975), 25 № 12, стр. 843–49.
- Уикс, Уиллет. Человек, который создал Париж: иллюстрированная биография Жоржа-Эжена Османа (2000) 160 стр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Жоржем Эженом Османом, на Викискладе?
- «Жорж Эжен Осман» с франкоязычного сайта Insecula.
- Жорж-Эжен Осман в Find a Grave
- 1809 рождений
- 1891 смертей
- Архитекторы из Парижа
- Бароны Осман
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Выпускники Парижской консерватории
- Французы немецкого происхождения
- Французские протестанты
- Французские градостроители
- Большой крест Почетного легиона
- Выпускники лицея Кондорсе
- Выпускники лицея Генриха IV
- Префекты Сены