Jump to content

Реконструкция Парижа Османом

Наполеон III поручил Осману принести воздух и свет в центр Парижа, объединить различные районы бульварами и сделать Париж красивее. Авеню Оперы , созданная Османом и написанная Камилем Писсарро , 1898 год.
Жорж-Эжен Осман , префект Сены при Наполеоне III с 1853 по 1870 год.
Окна и балконы типичного османского здания на улице Суффло .

Реконструкция Парижа Османом представляла собой обширную программу общественных работ заказанную французским императором Наполеоном III и руководимую его Сены Жоржем , префектом -Эженом Османом в период с 1853 по 1870 год. Она включала снос средневековых кварталов, которые чиновники считали перенаселенными и нездоровыми. в то время строительство широких проспектов, новых парков и скверов, аннексия пригородов, окружающих Париж , и строительство новых канализационных сетей, фонтанов и акведуков. Работа Османа встретила яростное сопротивление, и в 1870 году Наполеон III уволил его. Работа над его проектами продолжалась до 1927 года. План улиц и своеобразный внешний вид современного центра Парижа во многом являются результатом реконструкции Османа.

Перенаселенность, болезни, преступность и беспорядки в центре старого Парижа

[ редактировать ]

В середине XIX века центр Парижа считался перенаселенным, темным, опасным и нездоровым. В 1845 году французский социальный реформатор Виктор Консидант писал: «Париж — это огромная мастерская гниения, где страдания, эпидемии и болезни действуют сообща, куда редко проникают солнечный свет и воздух. Париж — ужасное место, где растения вянут и погибают, и где Из семи маленьких детей четверо умирают в течение года». [ 1 ]

План улиц на острове Сите и в районе, называемом «квартал де Арси», между Лувром и « Отелем де Виль » (ратушей), мало изменился со времен средневековья . Плотность населения в этих кварталах была чрезвычайно высокой по сравнению с остальной частью Парижа; в окрестностях Елисейских полей плотность населения оценивалась в 5380 человек на квадратный километр (22 человека на акр); в кварталах Арси и Сен-Авуа, расположенных в нынешнем Третьем округе , на каждые три квадратных метра (32 квадратных фута) приходился один житель. [ 2 ]

В 1840 году врач описал одно здание на острове Сите, где в единственной комнате площадью 5 квадратных метров (54 квадратных фута) на четвертом этаже жили двадцать три человека, как взрослые, так и дети. [ 3 ] В этих условиях болезнь распространялась очень быстро. Эпидемии холеры опустошили город в 1832 и 1848 годах. В эпидемии 1848 года умерло пять процентов жителей этих двух кварталов. [ 1 ]

Еще одной серьезной проблемой было движение транспорта. Самые широкие улицы в этих двух кварталах имели ширину всего пять метров (16 футов); самые узкие имели ширину один или два метра (3–7 футов). [ 3 ] По улицам едва могли передвигаться фургоны, экипажи и телеги. [ 4 ]

Центр города также был колыбелью недовольства и революции; между 1830 и 1848 годами в центре Парижа вспыхнуло семь вооруженных восстаний и восстаний, особенно вдоль предместья Сен-Антуан , вокруг ратуши де Виль и вокруг горы Сент-Женевьев на левом берегу. Жители этих кварталов взяли брусчатку и перегородили узкие улицы баррикадами, которые пришлось сносить армии. [ 5 ]

Более ранние попытки модернизации города

[ редактировать ]
Рынок подержанной одежды Marché du Temple в 1840 году, до Османа.

Городские проблемы Парижа были признаны в 18 веке; Вольтер жаловался на рынки, «расположенные на узких улицах, демонстрирующие свою грязь, распространяющие инфекцию и вызывающие постоянные беспорядки». Он писал, что фасад Лувра достоин восхищения, «но он был скрыт за зданиями, достойными готов и вандалов ». Он возразил, что правительство «вкладывает средства в бесполезные проекты, а не в общественные работы». В 1739 году он писал молодому Фридриху Великому : «Я видел фейерверки, которые они запускали с таким распорядком; лучше бы они начали строить ратушу, красивые площади, великолепные и удобные рынки, красивые фонтаны, прежде чем фейерверки. " [ 6 ] [ нужна страница ]

Архитектурный теоретик и историк XVIII века Катрмер де Кенси предложил создать или расширить общественные площади в каждом из кварталов, расширить и развить площади перед собором Парижской Богоматери и церковью Сен-Жерве , а также построить широкую улицу, соединяющую Лувр с Отелем де Виль, новой ратушей. Пьер-Луи Моро-Депру , главный архитектор Парижа, предложил проложить и благоустроить набережные Сены , построить монументальные площади, расчистить пространство вокруг достопримечательностей и проложить новые улицы. [ 7 ]

В 1794 году, во время Французской революции , Комиссия художников разработала амбициозный план строительства широких проспектов, включая улицу по прямой линии от площади Нации до Лувра, где сегодня находится авеню Виктория, и площади с расходящимися проспектами. в разных направлениях, в основном используя земли, конфискованные у церкви во время революции, но все эти проекты остались на бумаге. [ 8 ]

У Наполеона Бонапарта также были амбициозные планы по восстановлению города. Он начал работу над каналом для подачи пресной воды в город и начал работу на улице Риволи , начиная с площади Согласия , но до своего падения смог продлить ее только до Лувра. «Если бы только небо дало мне еще двадцать лет правления и немного досуга, — писал он в изгнании на острове Святой Елены , — то было бы тщетно искать сегодня старый Париж; от него не осталось бы ничего, кроме рудиментов». [ 9 ]

Средневековое ядро ​​и план Парижа мало изменились во время восстановления монархии во время правления короля Луи-Филиппа (1830–1848). Это был Париж с узкими, извилистыми улочками и грязными канализациями, описанный в романах Бальзака и Виктора Гюго . В 1833 году новый префект Сены при Луи-Филиппе Клод -Филибер Бартло, граф де Рамбюто , внес скромные улучшения в санитарию и кровообращение города. Он построил новые канализационные коллекторы, хотя они по-прежнему впадали прямо в Сену, и лучшую систему водоснабжения. [ 10 ]

Он построил 180 километров тротуаров, новую улицу Рю Лобау; новый мост через Сену, Пон-Луи-Филипп ; и расчистил открытое пространство вокруг ратуши де Виль. Он построил новую улицу длиной до Иль-де-ла-Сите и три дополнительных улицы через нее: улицу д'Арколь, улицу де ла Сите и улицу Константин. Чтобы получить доступ к центральному рынку в Ле-Аль , он построил широкую новую улицу (сегодняшняя улица Рамбюто ) и начал работы на бульваре Малешерб . На левом берегу он построил новую улицу, улицу Суффло , которая освободила пространство вокруг Пантеона , и начал работы на улице де Эколь, между Политехнической школой и Коллеж де Франс . [ 11 ]

Рамбюто хотел сделать больше, но его бюджет и полномочия были ограничены. У него не было полномочий легко экспроприировать собственность для строительства новых улиц, и первый закон, который требовал минимальных санитарных стандартов для жилых зданий Парижа, не был принят до апреля 1850 года, при Луи-Наполеоне Бонапарте, тогдашнем президенте Второй французской республики . [ 12 ]

Луи-Наполеон Бонапарт приходит к власти, и начинается восстановление Парижа (1848–1852).

[ редактировать ]
Наполеон III в 1865 году.

Король Луи-Филипп был свергнут в ходе Февральской революции 1848 года . 10 декабря 1848 года Луи-Наполеон Бонапарт , племянник Наполеона Бонапарта, выиграл первые прямые президентские выборы, когда-либо проводившиеся во Франции, с подавляющим большинством поданных 74,2 процента голосов. Он был избран во многом из-за своего знаменитого имени, а также из-за его обещания попытаться покончить с бедностью и улучшить жизнь простых людей. [ 13 ] Хотя он родился в Париже, он очень мало жил в городе; с семи лет он жил в изгнании в Швейцарии, Англии и США и шесть лет находился в тюрьме во Франции за попытку свержения короля Луи-Филиппа. Особенно его впечатлил Лондон с его широкими улицами, площадями и большими общественными парками. В 1852 году он выступил с публичной речью, в которой заявил: «Париж — сердце Франции. Приложим наши усилия к украшению этого великого города. Давайте откроем новые улицы, сделаем рабочие кварталы, которым не хватает воздуха и света, более здоровыми и пусть благотворный солнечный свет проникнет повсюду в наших стенах». [ 14 ] Как только он стал президентом, он поддержал строительство первого субсидированного жилищного проекта для рабочих в Париже, Сите-Наполеон, на улице Рошшуар . Он предложил завершить строительство улицы Риволи от Лувра до Отеля де Виль, завершив проект, начатый его дядей Наполеоном Бонапартом, и начал проект, который превратит Булонский лес (Булонский лес) в большой новый общественный парк. , построенный по образцу Гайд-парка в Лондоне, но гораздо большего размера, в западной части города. Он хотел, чтобы оба этих проекта были завершены до окончания его срока в 1852 году, но был разочарован медленным прогрессом, достигнутым его префектом Сены Жан-Жаком Берже . Префект не смог достаточно быстро продвинуть работы на улице Риволи, и первоначальный проект Булонского леса обернулся катастрофой; архитектор Жак Игнас Хитторф , спроектировавший площадь Согласия для Луи-Филиппа, последовал указанию Луи-Наполеона имитировать Гайд-парк и спроектировал для нового парка два озера, соединенных ручьем, но забыл принять во внимание разницу Высота между двумя озерами. Если бы они были построены, одно озеро тут же влилось бы в другое. [ 15 ]

В конце 1851 года, незадолго до истечения срока полномочий Луи-Наполеона Бонапарта, ни улица Риволи, ни парк не продвинулись очень далеко. Он хотел баллотироваться на переизбрание в 1852 году, но был заблокирован новой конституцией, ограничивавшей его одним сроком. За изменение Конституции проголосовало большинство членов парламента, но не необходимое большинство в две трети. Не получив возможности снова баллотироваться, Наполеон с помощью армии устроил государственный переворот 2 декабря 1851 года и захватил власть. Его противники были арестованы или сосланы. В следующем году, 2 декабря 1852 года, он провозгласил себя императором, приняв тронное имя Наполеон III. [ 16 ]

реконструкция Османа

[ редактировать ]

Осман начинает работу – Парижское набережная (1853–59).

[ редактировать ]
Улица Риволи , показанная здесь в 1855 году, была первым бульваром, построенным Османом, и послужила образцом для остальных.
Бульвары и улицы, построенные Наполеоном III и Османом во времена Второй империи, показаны красным. Они также построили парк Булонский лес (зеленая зона слева), парк Венсенский лес с зоопарком (зеленая зона справа), парк Бют-Шомон , парк Монсури и десятки небольших парков и площадей.

Наполеон III уволил Бергера с поста префекта Сены и искал более эффективного менеджера. Его министр внутренних дел Виктор де Персиньи провел собеседование с несколькими кандидатами и выбрал Жоржа-Эжена Османа, уроженца Эльзаса и префекта Жиронды , который поразил Персиньи своей энергией, смелостью и способностью преодолевать или обходить проблемы и препятствия. . Он стал префектом Сены 22 июня 1853 года, а 29 июня император показал ему карту Парижа и поручил Осману возвести, объединить и украсить Париж: дать ему воздух и открытое пространство, соединить и объединить различные части города в одно целое и сделать его красивее. [ 17 ]

Осман немедленно приступил к работе над первым этапом реконструкции, желаемой Наполеоном III: завершением Большого Круазэ де Пари , большого креста в центре Парижа, который облегчил бы сообщение с востока на запад вдоль улицы Риволи и улицы Сен- Антуана и сообщение с севера на юг вдоль двух новых бульваров, Страсбурга и Севастополя . Большой крест был предложен Национальным собранием во время революции и начат Наполеоном I; Наполеон III был полон решимости завершить его. Завершению строительства улицы Риволи был придан еще более высокий приоритет, поскольку император хотел, чтобы оно было завершено до открытия Парижской универсальной выставки 1855 года , всего через два года, и он хотел, чтобы проект включал в себя новый отель Grand Hôtel du Лувр , первый большой роскошный отель в городе, принимавший императорских гостей на выставке. [ 18 ]

При императоре Осман имел большую власть, чем любой из его предшественников. В феврале 1851 года французский сенат упростил законы об экспроприации, предоставив ему право экспроприировать всю землю по обе стороны новой улицы; и ему не нужно было отчитываться перед парламентом, а только перед императором. Французский парламент , контролируемый Наполеоном III, предоставил пятьдесят миллионов франков, но этого было недостаточно. Наполеон III обратился к братьям Перейре , Эмилю и Исааку, двум банкирам, которые создали новый инвестиционный банк Crédit Mobilier . Братья Перейре организовали новую компанию, которая собрала 24 миллиона франков для финансирования строительства улицы в обмен на права на застройку недвижимости вдоль маршрута. Это стало образцом для строительства всех будущих бульваров Османа. [ 19 ]

Чтобы уложиться в срок, три тысячи рабочих трудились на новом бульваре двадцать четыре часа в сутки. Строительство улицы Риволи было завершено, и новый отель открылся в марте 1855 года, как раз вовремя, чтобы приветствовать гостей выставки. Пересечение было сделано между улицей Риволи и улицей Сен-Антуан; В процессе Османн изменил стиль площади Карусель , открыл новую площадь, площадь Сен-Жермен л'Осерруа, обращенную к колоннаде Лувра, и реорганизовал пространство между Отелем де Виль и площадью Шатле . [ 20 ] Между ратушей де Виль и площадью Бастилии он расширил улицу Сен-Антуан; он постарался сохранить исторические Hôtel de Sully и Hôtel de Mayenne, но многие другие здания, как средневековые, так и современные, были снесены, чтобы освободить место для более широкой улицы и нескольких древних, темных и узких улиц, rue de l'Arche. -Марион, улицы дю Шевалье-ле-Ге и улицы Мовез-Пароль исчезли с карты. [ 21 ]

В 1855 году начались работы по оси север-юг, начиная со Страсбургского бульвара и Себастопольского бульвара, которые проходили через центр некоторых из самых густонаселенных районов Парижа, где эпидемия холеры была самой сильной, между улицей Сен- Мартина и улица Сен-Дени . «Это было опустошение старого Парижа, — с удовлетворением писал Осман в своих «Мемуарах », — окрестностей беспорядков и баррикад, от одного конца до другого». [ 22 ] Севастопольский бульвар заканчивался на новой площади Шатле ; новый мост Pont-au-Change был построен через Сену и пересек остров по недавно построенной улице. На левом берегу ось север-юг продолжал бульвар Сен-Мишель , который прорезался по прямой линии от Сены до Обсерватории , а затем, как улица д'Анфер, простирался до самой улицы Орлеанский. Ось север-юг была завершена в 1859 году.

Две оси пересеклись на площади Шатле, сделав ее центром Парижа Османа. Осман расширил площадь, переместил Фонтен дю Пальмье , построенный Наполеоном I, в центр и построил два новых театра, обращенных друг к другу через площадь; Цирк Империал (ныне Театр дю Шатле ) и Театр Лирик (ныне Театр де ла Виль ). [ 23 ]

Второй этап – сеть новых бульваров (1859–1867).

[ редактировать ]
Обсаженный деревьями проспект Императрицы (ныне проспект Фош ) был спроектирован Османом как главный вход в Булонский лес .
Новый проспект Гобеленов на левом берегу открывал вид на Пантеон .
Османа Бульвар Сен-Жермен был спроектирован как главная ось левого берега с востока на запад.
Иль -де-ла-Сите, преобразованный Османом: новые поперечные улицы (красные), общественные места (голубые) и здания (темно-синие).

На первом этапе своей реконструкции Осман построил 9 467 метров (6 миль) новых бульваров чистой стоимостью 278 миллионов франков. В официальном парламентском отчете 1859 года говорилось, что он «принес воздух, свет и здоровье и облегчил движение в лабиринте, который постоянно был заблокирован и непроницаем, где улицы были извилистыми, узкими и темными». [ 24 ] Здесь были заняты тысячи рабочих, и большинство парижан были довольны результатами. Его второй этап, одобренный императором и парламентом в 1858 году и начавшийся в 1859 году, был гораздо более амбициозным. Он намеревался построить сеть широких бульваров, чтобы соединить внутреннюю часть Парижа с кольцом больших бульваров, построенных Людовиком XVIII во время реставрации, и с новыми железнодорожными станциями, которые Наполеон III считал настоящими воротами города. Он планировал построить 26 294 метра (16 миль) новых проспектов и улиц стоимостью 180 миллионов франков. [ 25 ] План Османа предусматривал следующее:

На правом берегу:

  • Строительство большой новой площади Place du Chateau-d'Eau (современная площадь Республики ). Это включало снос знаменитой театральной улицы, известной как « бульвар дю Крим », прославившейся в фильме «Дети Паради» ; и строительство трех новых главных улиц: бульвара принца Евгения (современный бульвар Вольтера ); бульвар Маджента и улица Турбиго . Бульвар Вольтера стал одной из самых длинных улиц города и стал центральной осью восточных кварталов города. Он закончится на площади Трон (современная площадь Нации ).
  • Расширение бульвара Маджента для соединения его с новым железнодорожным вокзалом Гар-дю-Нор .
  • Строительство бульвара Малешерб , который соединит площадь Мадлен с новым районом Монсо . Строительство этой улицы уничтожило один из самых грязных и опасных кварталов города, называемый Маленькой Полонью , куда парижские полицейские редко заходили по ночам.
  • Новая площадь Place de l'Europe перед железнодорожным вокзалом Сен-Лазар . Станцию ​​обслуживали два новых бульвара: улица Рима и улица Сен-Лазар . Кроме того, улица Мадрид была расширена, и в этом районе были построены две другие улицы, улица Руан (современная улица Обер ) и улица Галеви .
  • Парк Монсо был перепроектирован и засажен заново, а часть старого парка превращена в жилой квартал.
  • Рю де Лондон и улица Константинополь под новым названием авеню де Вилье были продлены до ворот Шамперре .
  • Этуаль вокруг была Триумфальной арки полностью перепроектирована. Звезда новых проспектов исходила от Этуали ; авеню де Безон (ныне авеню де Ваграм ); проспект Клебер ; проспект Жозефины (ныне проспект Марсо ); проспект Принс-Жером (ныне проспекты Мак-Маон и Ниль); авеню Эсслинг (ныне Карно ); и более широкий проспект Сен-Клу (ныне проспект Виктора-Гюго ), образующий с Елисейскими полями и другими существующими проспектами звезду из 12 проспектов. [ 26 ]
  • Авеню Домениль была построена до нового Венсенского леса , огромного нового парка, строящегося на восточной окраине города.
  • Холм Шайо создана новая площадь был выровнен, а у моста Альма . В этом районе были построены три новых бульвара: проспект д'Альма (нынешний проспект Георга V ); проспект де л'Эмперёр (нынешний проспект Президента-Вильсона ), который соединял площади д'Альма , д'Иена и дю Трокадеро . Кроме того, в этом районе были построены четыре новые улицы: улица Франсуа-I. является , улица Пьер Шаррон , улица Марбеф и улица де Мариньян . [ 27 ]

На левом берегу:

  • Два новых бульвара, авеню Боске и авеню Рапп , были построены, начиная с моста Альма .
  • Проспект де ла Тур Мобур был продлен до моста Инвалидов .
  • Была построена новая улица, бульвар Араго , чтобы открыть площадь Денфер-Рошро .
  • была построена новая улица, бульвар д'Энфер (сегодняшний бульвар Распай До пересечения Севр-Вавилон ) .
  • Улицы вокруг Пантеона на горе Сент-Женевьев были сильно изменены. Была создана новая улица, проспект Гобеленов , и часть улицы Муффетар была расширена. Еще одна новая улица, улица Монж , была создана на востоке, а еще одна новая улица, улица Клод Бернар , на юге. Рю Суффло , построенная Рамбюто , была полностью перестроена.

На острове Сите :

Остров превратился в огромную строительную площадку, полностью разрушившую большую часть старых улиц и кварталов. Были построены два новых правительственных здания, Торговый трибунал и Префектура полиции , занимающие большую часть острова. Также были построены две новые улицы: бульвар дю Пале и улица Лютес . Два моста, мост Сен-Мишель и мост-о-Измене, были полностью перестроены, а также набережные возле них. Дворец правосудия и площадь Дофина были значительно изменены. В то же время Осман сохранил и восстановил драгоценности острова; площадь перед собором Парижской Богоматери была расширена, шпиль собора, снесенный во время революции, восстановлен, а Сент-Шапель и древний Консьержери были сохранены и восстановлены. [ 28 ]

Грандиозные проекты второго этапа получили в основном одобрение, но и вызвали критику. Османа особенно критиковали за то, что он отнял большую часть Люксембургского сада, чтобы освободить место для современного бульвара Распай , а также за его связь с бульваром Сен-Мишель . Фонтан Медичи пришлось перенести дальше в парк, и он был реконструирован с добавлением скульптур и длинного бассейна с водой. [ 29 ] Османа также критиковали за растущую стоимость его проектов; сметная стоимость 26 290 метров (86 250 футов) новых проспектов составляла 180 миллионов франков, но выросла до 410 миллионов франков; Владельцы собственности, чьи здания были экспроприированы, выиграли судебный процесс, дающий им право на более крупные выплаты, и многие владельцы собственности нашли изобретательные способы увеличить стоимость своей экспроприированной собственности, изобретая несуществующие магазины и предприятия и взимая с города плату за потерянный доход. [ 30 ]

Осман нашел творческие способы собрать больше денег для грандиозных проектов, обходя при этом Законодательное собрание, одобрение которого в противном случае требовалось бы для увеличения прямых заимствований. Город Париж начал платить своим подрядчикам по новым проектам работ ваучерами вместо денег; затем ваучеры были куплены у подрядчиков кредиторами города, в основном ипотечным банком Crédit Foncier . Таким образом Осман косвенно собрал к 1867 году 463 миллиона франков; 86% этого долга принадлежало Crédit Foncier. Этот долг удобно не нужно было включать в балансы города. [ 31 ] Другим методом было создание фонда Caisse des Travaux de Paris , указом Наполеона III от 14 ноября 1858 года. Якобы он был призван дать городу большую свободу в реализации грандиозных проектов. Доходы от продажи материалов, спасенных от сноса, и продажи участков, оставшихся от экспроприации, пошли в этот фонд и составили около 365 миллионов франков в период с 1859 по 1869 год. Фонд израсходовал гораздо больше, чем получил, около 1,2 миллиарда франков. к грандиозным проектам за десять лет своего существования. Чтобы компенсировать часть дефицита, за который отвечал город Париж, Осман выпустил ценные бумаги на 100 миллионов франков из фонда, гарантированного городом. Ему нужно было только одобрение городского совета, чтобы собрать эту новую сумму, и, как и ваучерная схема, ценные бумаги не были включены в официальные долговые обязательства города. [ 32 ]

Париж увеличился вдвое – аннексия 1860 года

[ редактировать ]
Осман вручает императору Наполеону III документы об аннексии пригородов Парижа.

1 января 1860 года Наполеон III официально присоединил пригороды Парижа к кольцу укреплений вокруг города. Аннексия включала одиннадцать коммун; Отей , Батиньоль -Монсо, Монмартр , Ла Шапель , Пасси , Ла Виллет , Бельвиль , Шарон , Берси , Гренель и Вожирар , [ 33 ] наряду с частями других отдаленных городов. Жители этих пригородов были не совсем рады аннексии; они не хотели платить более высокие налоги и хотели сохранить свою независимость, но у них не было выбора; Наполеон III был императором и мог устанавливать границы по своему усмотрению. Осман также стремился расширить границы, поскольку расширенная налоговая база обеспечила бы жизненно важное финансирование для проводимых в то время общественных работ. [ 34 ] В пригородах были созданы многочисленные фабрики и мастерские, некоторые специально для того, чтобы избежать уплаты октруа — налога на товары и материалы, который взимался при въезде в Париж. После аннексии эти предприятия теперь должны были платить налог на используемое ими сырье и топливо. Это был преднамеренный способ воспрепятствовать развитию тяжелой промышленности в окрестностях Парижа, которую ни Осман, ни городской совет не хотели пустить корни. [ 35 ]

После аннексии Париж увеличился с двенадцати округов до двадцати, как сегодня. Аннексия увеличила площадь города более чем вдвое с 3300 га до 7100 га, а население Парижа мгновенно выросло на 400 000 до 1 600 000 человек. [ 36 ] Аннексия заставила Османа расширить свои планы и построить новые бульвары, чтобы соединить новые округа с центром. Чтобы соединить Отей и Пасси с центром Парижа, он построил улицы Мишель-Анж, Молитор и Мирабо. Чтобы соединить равнину Монсо, он построил проспекты Виллер, Ваграм и бульвар Малешерб. Чтобы добраться до северных округов, он расширил бульвар Маджента с бульваром д'Орнано до Порт-де-ла-Шапель, а на востоке расширил улицу Пиренеи. [ 37 ]

Третий этап и растущая критика (1869–70).

[ редактировать ]

Третий этап ремонта был предложен в 1867 году и одобрен в 1869 году, но встретил гораздо большее сопротивление, чем предыдущие этапы. Наполеон III решил либерализовать свою империю в 1860 году и дать больший голос парламенту и оппозиции. Император всегда был менее популярен в Париже, чем в остальной части страны, и республиканская оппозиция в парламенте сосредоточила свои атаки на Османе. Осман проигнорировал нападения и приступил к третьему этапу, в рамках которого планировалось строительство двадцати восьми километров (17 миль) новых бульваров ориентировочной стоимостью 280 миллионов франков. [ 25 ]

Третий этап включал в себя следующие проекты на правом берегу:

  • Реконструкция садов Елисейских полей .
  • Завершение площади Шато д'О (ныне площадь Республики ), создание нового проспекта Амандье и расширение проспекта Пармантье.
  • Завершение строительства площади Трон (ныне площадь Нации) и открытие трех новых бульваров: авеню Филиппа-Огюста, авеню Тайлебур и авеню де Бувин.
  • Расширение улицы Коленкур и подготовка будущего моста Коленкур.
  • Строительство новой улицы Шатодон и расчистка пространства вокруг церкви Нотр-Дам де Лоретт , освобождая место для сообщения между вокзалом Сен-Лазар , Северным вокзалом и Восточным вокзалом .
  • Заканчиваем место перед вокзалом Гар-дю-Нор. Рю Мобёж была продлена от Монмартра до бульвара де ла Шапель , а улица Ла Файет — до ворот Пантен.
  • Площадь Оперы была построена на первом и втором этапах; сама опера должна была быть построена на третьем этапе.
  • Расширение бульвара Османа от площади Сен-Огюстен до улицы Тэбу, соединяющее новый квартал Оперы с кварталом Этуаль.
  • Создание площади Трокадеро, отправной точки двух новых проспектов, современного Президента-Вильсона и Анри-Мартена .
  • Создание площади Виктора Гюго, отправной точки проспектов Малакова и Бюжо, а также улиц Буасьер и Коперник.
  • Завершение Ронд-Пойнт на Елисейских полях со строительством авеню д'Антен (ныне Франклин Рузвельт) и улицы Ла Боэти .

На левом берегу:

Осман не успел завершить третий этап, как вскоре подвергся интенсивной атаке со стороны противников Наполеона III.

Падение Османа (1870 г.) и завершение его работы (1927 г.)

[ редактировать ]

В 1867 году один из лидеров парламентской оппозиции Наполеону Жюль Ферри высмеял бухгалтерскую практику Османа, назвав ее Les Comptes fantastiques d'Haussmann («Фантастические (банковские) счета Османа»), игру слов, основанную на на « Сказки Гофмана » . Оффенбаха популярную в то время оперетту [ 39 ] Осенью 1867 года Счетная палата признала программу ваучеров официальным долгом , а не «отсроченными платежами», как утверждал Осман. Это сделало схему ваучеров незаконной, поскольку город Париж не получил разрешения Законодательного собрания перед получением займа. Городские власти были вынуждены провести новые переговоры с Crédit Foncier, чтобы преобразовать ваучеры в обычный долг. С Crédit Foncier было заключено два отдельных соглашения; город согласился выплатить 465 миллионов франков в общей сложности в течение 40 и 39 лет соответственно. [ 40 ] Дебаты в Законодательном собрании по поводу утверждения этих новых соглашений длились 11 сессий, при этом критики критиковали заимствования Османа, его сомнительные механизмы финансирования и структуру управления городом Парижем. [ 41 ] Результатом стал новый закон, принятый 18 апреля 1868 года, который предоставил Законодательному собранию контроль над финансами города. [ 42 ]

На парламентских выборах в мае 1869 года кандидаты от правительства получили 4,43 миллиона голосов, а оппозиционные республиканцы - 3,35 миллиона голосов. В Париже кандидаты от республиканской партии набрали 234 000 голосов против 77 000 за кандидатов от бонапартистской партии и заняли восемь из девяти мест парижских депутатов. [ 43 ] В то же время Наполеон III все больше болел, страдал от камней в желчном пузыре , которые должны были стать причиной его смерти в 1873 году, и был озабочен политическим кризисом, который привел к франко-прусской войне . лидера оппозиции и яростного критика Османа Эмиля Оливье В декабре 1869 года Наполеон III назначил своим новым премьер-министром . Наполеон уступил требованиям оппозиции в январе 1870 года и попросил Османа уйти в отставку. Осман отказался уйти в отставку, и император неохотно уволил его 5 января 1870 года. Восемь месяцев спустя, во время франко-прусской войны , Наполеон III был захвачен немцами, и Империя была свергнута.

В своих мемуарах, написанных много лет спустя, Осман так прокомментировал свое увольнение: «В глазах парижан, которым нравится рутина в вещах, но переменчивы, когда дело касается людей, я совершил две большие ошибки: в течение семнадцати лет лет я нарушил их повседневные привычки, перевернув Париж вверх тормашками, и им пришлось смотреть на одно и то же лицо префекта в ратуше. Это были две непростительные жалобы». [ 44 ]

Преемник Османа на посту префекта Сены назначил Жана-Шарля Адольфа Альфана , главу департамента парков и плантаций Османа, директором работ Парижа. Альфанд уважал основные концепции своего плана. Несмотря на резкую критику Наполеона III и Османа во время Второй империи, лидеры новой Третьей республики продолжили и завершили его проекты реконструкции.

  • 1875: завершение строительства Парижской оперы.
  • 1877: завершение строительства бульвара Сен-Жермен.
  • 1877: завершение строительства авеню Оперы.
  • 1879: завершение строительства бульвара Генриха IV.
  • 1889: завершение строительства проспекта Республики.
  • 1907: завершение строительства бульвара Распай.
  • 1927: завершение строительства бульвара Осман. [ 45 ]

Зеленая зона – парки и сады

[ редактировать ]
( Булонский лес 1852–1858) был вдохновлен Гайд-парком в Лондоне и был спроектирован для обеспечения отдыха и релаксации семьям всех слоев парижан.

До Османа в Париже было всего четыре общественных парка: Сад Тюильри , Люксембургский сад и Пале-Рояль , все в центре города, и парк Монсо , бывшая собственность семьи короля Луи-Филиппа. Помимо Сада растений , ботанического сада и старейшего парка города. Наполеон III уже начал строительство Булонского леса и хотел построить больше новых парков и садов для отдыха и релаксации парижан, особенно в новых кварталах расширяющегося города. [ 46 ] Новые парки Наполеона III были вдохновлены его воспоминаниями о парках Лондона, особенно о Гайд-парке , где он гулял и прогуливался в карете во время изгнания; но он хотел строить в гораздо большем масштабе. Работая вместе с Османом, Жан-Шарль Адольф Альфан , инженер, возглавивший новую Службу променадов и плантаций, которого Осман привез с собой из Бордо , и его новый главный садовник Жан-Пьер Барийе-Дешам , также из Бордо, спланировали план четырех крупных парков по сторонам света по всему городу. Тысячи рабочих и садоводов начали рыть озера, строить каскады, сажать газоны, клумбы и деревья. строить шале и гроты. Осман и Альфанд создали Булонский лес (1852–1858) к западу от Парижа: Венсенский лес (1860–1865) к востоку; Парк Бют-Шомон (1865–1867) на севере и Парк Монсури (1865–1878) на юге. [ 46 ] Помимо строительства четырех больших парков, Осман и Альфанд перепроектировали и заново засадили старые парки города, в том числе Парк Монсо и Люксембургский сад . Всего за семнадцать лет они посадили шестьсот тысяч деревьев и добавили в Париж две тысячи гектаров парков и зеленых насаждений. Никогда еще город не строил столько парков и садов за такое короткое время. [ 47 ]

При Луи-Филиппе на оконечности Иль-де-ла-Сите была создана единственная общественная площадь. Осман писал в своих мемуарах, что Наполеон III наставлял его: «не упускать возможности построить во всех округах Парижа как можно большее число площадей, чтобы предложить парижанам, как они это сделали в Лондоне, места для отдых и отдых для всех семей и всех детей, богатых и бедных». [ 48 ] В ответ Осман создал двадцать четыре новых квадрата; семнадцать в старой части города, одиннадцать в новых округах, плюс 15 гектаров (37 акров) зеленых насаждений. [ 49 ] Альфанд назвал эти небольшие парки «зелеными и цветущими салонами». Целью Османа было создать по одному парку в каждом из восьмидесяти районов Парижа, чтобы никто не находился дальше десяти минут ходьбы от такого парка. Парки и площади сразу же пользовались успехом у всех слоев парижан. [ 50 ]

Архитектура Парижа Османа.

[ редактировать ]
Дворец Гарнье или Парижская опера (1875 г.), в то время крупнейший театр в мире, строительство которого было начато Наполеоном III, но завершено только в 1875 году. Архитектор Шарль Гарнье описал этот стиль просто как «Наполеон III».

Наполеон III и Осман заказали самые разнообразные архитектурные сооружения, некоторые из них традиционные, некоторые очень новаторские, такие как стеклянные и железные павильоны Ле-Аль ; а некоторые из них, такие как Опера Гарнье , построенная по заказу Наполеона III, спроектированная Шарлем Гарнье, но не законченная до 1875 года, трудно классифицируется, и они стали известны как стиль Второй Империи . Многие здания были спроектированы городским архитектором Габриэлем Давиудом , который спроектировал все: от ратуш и театров до парковых скамеек и киосков.

Его архитектурные проекты включали:

  • Строительство двух новых железнодорожных станций: Гар-дю-Нор и Гар-де-л'Эст ; и восстановление Лионского вокзала .
  • Шесть новых мэрий или ратуш для 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 7-го и 12-го округов, а также расширение других мэрий.
  • Реконструкция центрального рынка Ле-Аль с заменой старых рыночных зданий большими стеклянными и железными павильонами по проекту Виктора Балтара . Кроме того, Осман построил новый рынок по соседству с Храмом, Марке Сент-Оноре; Рынок Европы в 8-м округе; Марке Сен-Кантен в 10-м округе; Марше де Бельвиль в 20-м веке; Марш Батиньоль в 17-м веке; Марш Сен-Дидье и Марш д'Отей в 16-м веке; Марке де Неккер в 15-м; Марке де Монруж в 14-м веке; Марке-де-Пляс д'Итали в 13-м веке; Марке Сен-Мор-Попенкур в 11-м веке.
  • Парижская опера (ныне Дворец Гарнье), строительство которой началось при Наполеоне III и завершилось в 1875 году; и пять новых театров; Шатле и Театр Лирик на площади Шатле; Гэтэ Водевиль , . и Панорама
  • Пять лицеев были отремонтированы, и в каждом из восьмидесяти районов Осман основал одну муниципальную школу для мальчиков и одну для девочек в дополнение к большой сети школ, находящихся в ведении католической церкви.
  • Реконструкция и расширение старейшей больницы города, Hôtel-Dieu de Paris на Иль-де-ла-Сите.
  • Завершение строительства последнего крыла Лувра и открытие площади Карусель и площади Пале-Рояль путем сноса нескольких старых улиц.
  • Строительство первого железнодорожного моста через Сену; Первоначально он назывался Мост Наполеона III, а теперь называется просто Национальный мост .

С 1801 года, при Наполеоне I, французское правительство отвечало за строительство и содержание церквей. Осман построил, отремонтировал или купил девятнадцать церквей. Новые церкви включали Сен-Огюстен , церковь Сен-Винсент де Поль , церковь Трините . Он купил шесть церквей, купленных частными лицами во время Французской революции. Осман построил или отремонтировал пять храмов и построил две новые синагоги на улице Турнель и улице де ла Виктория . [ 51 ]

Помимо строительства церквей, театров и других общественных зданий, Осман уделял внимание деталям архитектуры улицы; его городской архитектор Габриэль Давиуд спроектировал садовые заборы, киоски, навесы для посетителей парков, общественные туалеты и десятки других небольших, но важных сооружений.

Здание Османа

[ редактировать ]
Площадь Сен-Жорж.
Бульвар Осман, окруженный типичными османскими зданиями.

Самой известной и узнаваемой особенностью реконструкции Парижа Османом являются многоквартирные дома Османа, расположенные вдоль бульваров Парижа. Уличные кварталы были задуманы как однородное архитектурное целое. Он рассматривал здания не как самостоятельные конструкции, а как части единого городского ландшафта.

В Париже XVIII века здания обычно были узкими (часто всего шесть метров в ширину [20 футов]); глубокий (иногда сорок метров; 130 футов) и высокий — целых пять или шесть этажей. На первом этаже обычно располагался магазин, а в комнатах над магазином жил лавочник. Верхние этажи занимали семьи; верхний этаж, под крышей, первоначально был складским помещением, но под давлением растущего населения обычно превращался в недорогое жильё. [ 52 ] В начале 19 века, до Османа, высота зданий была строго ограничена 22,41 метра (73 фута 6 дюймов), или четырьмя этажами выше первого этажа. В городе также начался демографический сдвиг; более богатые семьи начали переезжать в западные кварталы, отчасти потому, что там было больше места, а отчасти потому, что преобладающие ветры несли дым от новых фабрик в Париже на восток.

В Париже Османа улицы стали намного шире, увеличившись в среднем с двенадцати метров (39 футов) в ширину до двадцати четырех метров (79 футов), а в новых округах - часто до восемнадцати метров (59 футов) в ширину.

Интерьеры зданий были оставлены на усмотрение владельцев зданий, но фасады строго регламентировались, чтобы они были одинаковой высоты, цвета, материала и общего дизайна и были гармоничны, если смотреть вместе.

Реконструкция улицы Риволи стала образцом для остальных парижских бульваров. Новые жилые дома имели тот же генеральный план:

  • Первый этаж и подвал с толстыми несущими стенами , фасады обычно параллельны улице. Часто здесь располагались магазины или офисы.
  • мезонин или антресоль среднего уровня, с низкими потолками; часто также используется в магазинах или офисах.
  • второй, фортепианный благородный этаж с балконом. Во времена, когда лифты еще не были обычным явлением, этот этаж был самым желанным этажом и на нем располагались самые большие и лучшие квартиры.
  • третий и четвертый этажи выполнены в том же стиле, но с менее сложной каменной кладкой вокруг окон, иногда без балконов.
  • пятый этаж с единственным сплошным неотделанным балконом.
  • мансардная крыша, наклоненная под углом 45°, с чердачными помещениями и мансардными окнами. Первоначально этот этаж предназначался для арендаторов с низкими доходами, но со временем и благодаря повышению арендной платы его стали занимать почти исключительно консьержи и слуги жителей квартир ниже.

Фасад Османа был организован вокруг горизонтальных линий, которые часто продолжались от одного здания к другому: балконы и карнизы были идеально выровнены, без каких-либо заметных ниш или выступов. Рю де Риволи послужила образцом для всей сети новых парижских бульваров. Хотя Осман ввел строгие правила проектирования и строительства, он также допустил некоторые вариации с учетом районов и бюджетов застройщиков. В результате многоквартирные дома делятся на три большие категории, от самых роскошных до наименее роскошных: [ 53 ]

  • Здания первого класса обычно насчитывают четыре этажа над уровнем земли, а в квартирах высокие потолки. Лестница для прислуги ведет в комнаты для прислуги и служебные помещения пятого этажа, а богато украшенные парадные лестницы ведут в просторные апартаменты богатых жильцов. В то время во дворах были конюшни для лошадей и складские помещения. Внешний вид этих зданий часто тщательно декорирован, особенно в более поздний период после Османа, когда здания все еще строились в стиле Османа.
  • Здания второго класса обычно имеют пять этажей, а также лестницу для прислуги, ведущую на шестой этаж, где расположены комнаты для прислуги. Внешняя отделка этих зданий обычно проста.
  • Здания третьего класса обычно имеют пять этажей и не имеют лестницы для прислуги. Фасады часто не имели балконов и внешней отделки.

Для фасадов зданий технологический прогресс распиловки камня и (паровой) транспортировки позволил использовать массивные каменные блоки вместо простой каменной облицовки. [ 54 ] Результатом на улице стал «монументальный» эффект, освободивший здания от зависимости от отделки; скульптура и другие сложные изделия из камня не получили широкого распространения до конца века. До Османа большинство зданий в Париже были построены из кирпича или дерева и покрыты штукатуркой. Осман требовал, чтобы здания вдоль новых бульваров были либо построены, либо облицованы тесаным камнем, обычно местным лютецианским известняком кремового цвета , что придавало облику бульваров больше гармонии. Он также потребовал, используя указ 1852 года, чтобы фасады всех зданий регулярно обслуживались, перекрашивались или чистились, по крайней мере, каждые десять лет. под угрозой штрафа в сто франков. [ 55 ]

Под улицами Парижа Османа – обновление городской инфраструктуры

[ редактировать ]
Новые водопроводы и канализация проложены под Севастопольским бульваром.

Перестраивая парижские бульвары, Осман одновременно восстанавливал густой лабиринт труб, канализационных труб и туннелей под улицами, которые обеспечивали парижанам основные услуги. Осман писал в своих мемуарах: «Подземные галереи — это орган большого города, функционирующий как орган человеческого тела, не видящий дневного света; чистая и свежая вода, свет и тепло циркулируют, как различные жидкости, движение которых и уход служит жизни тела; выделения таинственным образом удаляются, не нарушая нормального функционирования города и не портя его красивый внешний вид». [ 56 ]

Осман начал с водоснабжения. До Османа питьевая вода в Париже либо поднималась паровыми машинами из Сены, либо привозилась по каналу, начатому Наполеоном I, из реки Урк , притока Марны . Количество воды было недостаточным для быстрорастущего города, а поскольку канализация также впадала в Сену рядом с водозаборами для питьевой воды, это было также общеизвестно вредно для здоровья. В марте 1855 года Осман назначил Эжена Бельграна , выпускника Политехнической школы , на должность директора водопровода и канализации Парижа. [ 57 ]

Белгранд первым удовлетворил потребности города в пресной воде, построив систему акведуков , которая почти удвоила количество воды, доступной на человека в день, и в четыре раза увеличила количество домов с проточной водой. [ 58 ] [ нужна страница ] Эти акведуки сбрасывали воду в водоемы, расположенные в черте города. В черте города, напротив парка Монсури , Бельгран построил самый большой водохранилище в мире для хранения воды из реки Ванн .

В то же время Белгранд начал восстановление водопроводной и канализационной системы под улицами. В 1852 году в Париже было 142 километра (88 миль) канализационных сетей, по которым можно было переносить только жидкие отходы. Контейнеры с твердыми отходами собирали каждую ночь люди, называемые видангёрами , и относили их на свалки на окраине города. Туннели, которые он спроектировал, должны были быть чистыми, легкодоступными и значительно больше, чем предыдущее парижское метро. [ 59 ] Под его руководством канализационная система Парижа расширилась в четыре раза в период с 1852 по 1869 год. [ 60 ]

Осман и Бельгранд построили новые канализационные туннели под каждым тротуаром новых бульваров. Канализационные трубы были спроектированы так, чтобы быть достаточно большими для немедленного отвода дождевой воды; большое количество воды, используемой для мытья городских улиц; сточные воды как промышленных предприятий, так и индивидуальных домохозяйств; и вода, скапливавшаяся в подвалах, когда уровень Сены был высоким. До Османа канализационные туннели (показанные в «Отверженных» Виктора Гюго ) были тесными и узкими, всего 1,8 м (5 футов 11 дюймов) в высоту и от 75 до 80 сантиметров (2 фута 6 дюймов) в ширину. Новые туннели имели высоту 2,3 метра (7 футов 6 дюймов) и ширину 1,3 метра (4 фута 3 дюйма), что было достаточно большим, чтобы мужчины могли работать стоя. Они стекали в более крупные туннели, по которым сточные воды переносились в еще более крупные коллекторные туннели, которые имели высоту 4,4 м (14 футов) и ширину 5,6 м (18 футов). Канал в центре туннеля отводил сточные воды, а по обеим сторонам были тротуары для эгутьеров или канализационных работников. Специально сконструированные вагоны и лодки перемещались по рельсам вверх и вниз по каналам, очищая их. Белгранд с гордостью приглашал туристов посетить его канализацию и покататься на лодках по улицам города. [ 61 ]

Подземный лабиринт, построенный Османом, также обеспечивал газ для отопления и освещения Парижа. В начале Второй империи газ поставляли шесть различных частных компаний. Осман заставил их объединиться в единую компанию, Compagnie parisienne d'éclairage et de chauffage par le gaz , с правом поставлять газ парижанам в течение пятидесяти лет. С 1855 по 1859 год потребление газа утроилось. В 1850 году в Париже было всего 9000 газовых фонарей; к 1867 году только в Парижской опере и четырех других крупных театрах было пятнадцать тысяч газовых фонарей. Почти все новые жилые дома Парижа имели газовые фонари во дворах и на лестницах; памятники и общественные здания Парижа, аркады улицы Риволи, площади, бульвары и улицы освещались по ночам газовыми фонарями. Впервые Париж стал Городом Света. [ 62 ]

Критики Парижа Османа

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]

Реконструкция Парижа Османом в его время вызвала много критиков. Некоторые просто устали от непрерывного строительства. Французский историк Леон Галеви писал в 1867 году: «Работа господина Османа несравненна. Все согласны с этим. Париж — это чудо, и господин Осман сделал за пятнадцать лет то, чего не могло сделать столетие. Но на данный момент этого достаточно. Будет 20-й век. Давайте оставим им что-нибудь сделать». [ 63 ]

Другие сожалели, что он разрушил историческую часть города. Братья Гонкуры осуждали проспекты, пересекавшие под прямым углом центр старого города, где «уже нельзя было почувствовать себя в мире Бальзака ». [ 64 ] Жюль Ферри , самый ярый критик Османа во французском парламенте, писал: «Мы плачем глазами, полными слез, о старом Париже, Париже Вольтера, Демулена, Париже 1830 и 1848 годов, когда мы видим великий Париж». и невыносимые новые постройки, дорогостоящая неразбериха, торжествующая пошлость, ужасный материализм, который мы собираемся передать нашим потомкам». [ 65 ]

Более поздняя эпоха

[ редактировать ]

Историк Парижа ХХ века Рене Эрон де Вильфосс поделился: «Менее чем за двадцать лет Париж утратил свой исконный облик, свой характер, который передавался из поколения в поколение... живописную и очаровательную атмосферу, которую передали наши отцы. нас снесли, часто без уважительной причины». Эрон де Вильфос осудил центральный рынок Османа, Ле-Аль, как «ужасное извержение» чугуна. Описывая реконструкцию острова Сите, проведенную Османом, он писал: «Старый корабль Парижа был торпедирован бароном Османом и затонул во время его правления. Это было, пожалуй, величайшее преступление префекта, страдающего манией величия, а также его самая большая ошибка... Его работа причинил больше ущерба, чем сотня взрывов. Отчасти это было необходимо, и надо отдать ему должное за его самоуверенность, но ему явно не хватало культуры и хорошего вкуса... В Соединенных Штатах это было бы замечательно, но в нашей столице, которую он двадцать лет покрыл барьерами, эшафотами, гравием и пылью, он совершал преступления, ошибки и проявлял дурной вкус». [ 66 ]

Парижский историк Патрис де Монкан, в целом поклонник творчества Османа, обвинил Османа в том, что он не сохранил большую часть исторических улиц на острове Сите и расчистил большое открытое пространство перед собором Парижской Богоматери, скрыв при этом еще одну главный исторический памятник, Сент-Шапель , скрытый в стенах Дворца правосудия. Он также раскритиковал Османа за сокращение Люксембургского сада. от тридцати до двадцати шести гектаров для застройки улиц Медичи, Гинемера и Огюста-Конта; за то, что отдал половину парка Монсо братьям Перейре под застройку, чтобы сократить расходы; и за разрушение нескольких исторических резиденций вдоль бульвара Сен-Жермен из-за его непоколебимого стремления сделать улицы прямыми. [ 67 ]

Споры о военном назначении бульваров Османа

[ редактировать ]
Во времена Парижской Коммуны коммунары построили впечатляющий форт там, где улица Риволи встречалась с площадью Согласия . Армия использовала переулки, чтобы обойти его, и захватила его сзади.

Некоторые критики Османа говорили, что настоящая цель бульваров Османа заключалась в том, чтобы облегчить армии маневрирование и подавление вооруженных восстаний; В период с 1830 по 1848 год в Париже произошло шесть таких восстаний, все на узких, многолюдных улицах в центре и востоке Парижа, а также на левом берегу вокруг Пантеона. Эти критики утверждали, что небольшое количество больших открытых перекрестков позволяет легко контролировать ситуацию небольшими силами. Кроме того, здания, расположенные вдали от центра улицы, нельзя было с легкостью использовать в качестве укреплений. [ 68 ] Эмиль Золя повторил этот аргумент в своем раннем романе «Кюре »; «Париж, прорезанный ударами сабли: вены открылись, питая сто тысяч землеройщиков и каменщиков; пересеченный восхитительными стратегическими маршрутами, помещающими форты в самом сердце старых кварталов». [ 69 ]

Некоторые владельцы недвижимости требовали больших и прямых проспектов, чтобы облегчить маневрирование войск. [ 70 ] Аргумент о том, что бульвары были предназначены для передвижения войск, был повторен критиками 20-го века, в том числе французским историком Рене Эрроном де Вильфоссом, который писал: «Большая часть прорывов проспектов была вызвана желанием избежать народных восстаний и Баррикады были стратегическими по своей задумке». [ 71 ] Этот аргумент был также популяризирован американским архитектурным критиком Льюисом Мамфордом .

Сам Осман не отрицал военную ценность более широких улиц. В своих воспоминаниях он писал, что его новый севастопольский бульвар обернулся «выпотрошением старого Парижа, квартала беспорядков и баррикад». [ 72 ] Он признал, что иногда использовал этот аргумент в парламенте, чтобы оправдать высокую стоимость своих проектов, утверждая, что они предназначены для национальной обороны и должны быть оплачены, по крайней мере частично, государством. Он писал: «Но что касается меня, который был инициатором этих дополнений, внесенных в первоначальный проект, то заявляю, что я никогда, добавляя их, ни в малейшей степени не думал об их большей или меньшей стратегической ценности». [ 72 ] Парижский городской историк Патрис де Монкан писал: «Видеть произведения, созданные Османом и Наполеоном III, только с точки зрения их стратегической ценности, очень упрощенно. Император был убежденным последователем Сен-Симона . Его желание сделать Париж, экономическую столицу Франции, более открытый, более здоровый город не только для высших классов, но и для рабочих, нельзя отрицать и следует признать в качестве основной мотивации». [ 73 ]

После Османа в Париже произошло только одно вооруженное восстание — Парижская Коммуна, продолжавшееся с марта по май 1871 года, и бульвары не сыграли важной роли. Коммунары легко захватили власть, поскольку французская армия отсутствовала, была разбита и захвачена пруссаками. Коммунары воспользовались бульварами, чтобы построить несколько больших фортов из брусчатки с широкими полями обстрела в стратегических точках, таких как место встречи улицы Риволи и площади Согласия. Но когда вновь организованная армия прибыла в конце мая, она избегала главных бульваров, продвигалась медленно и методично, чтобы избежать потерь, обходила баррикады и захватывала их сзади. Коммунары потерпели поражение за одну неделю не из-за бульваров Османа, а потому, что их численность составляла пять к одному, у них было меньше оружия и меньше людей, обученных им пользоваться, у них не было надежды получить поддержку из-за пределов Парижа, у них не было плана для защиты города; у них было очень мало опытных офицеров; не было единого командира; и каждому району пришлось защищаться. [ 74 ]

Как заметил парижский историк Патрис де Монкан, большинство проектов Османа практически не имели стратегической или военной ценности; Цель строительства новых канализационных сетей, акведуков, парков, больниц, школ, мэрий, театров, церквей, рынков и других общественных зданий заключалась, как заявил Осман, в том, чтобы трудоустроить тысячи рабочих и сделать город более здоровым, менее перегруженным, и красивее. [ 75 ]

Социальные потрясения

[ редактировать ]

Османа также обвиняли в социальных потрясениях, вызванных его гигантскими строительными проектами. Тысячи семей и предприятий были вынуждены переехать, когда их здания были снесены для строительства новых бульваров. Османа также обвиняли в резком увеличении арендной платы, которая выросла на триста процентов во время Второй империи, в то время как заработная плата, за исключением заработной платы строителей, оставалась неизменной, и обвиняли в огромном количестве спекуляций на рынке недвижимости. Его также обвинили в сокращении количества жилья, доступного для семей с низкими доходами, что вынудило парижан с низкими доходами переехать из центра в отдаленные районы города, где арендная плата была ниже. Статистика показала, что население первого и шестого округов, где располагались некоторые из наиболее густонаселенных районов, сократилось, в то время как население новых 17-го и 20-го округов, расположенных на окраинах города, быстро росло.

район 1861 1866 1872
1-й 89,519 81,665 74,286
6-е место 95,931 99,115 90,288
17-е 75,288 93,193 101,804
20-е 70,060 87,844 92,712

Защитники Османа отметили, что он построил гораздо больше зданий, чем снес: он снес 19 730 зданий, в которых было 120 000 квартир или квартир, и построил 34 000 новых зданий с 215 300 новыми квартирами и помещениями. Французский историк Мишель Кремона писал, что даже при увеличении численности населения с 949 000 парижан в 1850 году до 1 130 500 в 1856 году и до двух миллионов в 1870 году, включая жителей недавно присоединенных восьми округов вокруг города, количество единиц жилья росло быстрее, чем население. [ 76 ]

Недавние исследования также показали, что доля парижского жилья, занимаемого парижанами с низкими доходами, не уменьшилась при Османе, и что бедняки не были изгнаны из Парижа в результате реконструкции Османа. В 1865 году опрос префектуры Парижа показал, что 780 000 парижан, или 42 процента населения, не платили налогов из-за своих низких доходов. Еще 330 000 парижан, или 17 процентов, платили арендную плату менее 250 франков в месяц. Тридцать два процента парижского жилья занимали семьи среднего класса, платившие арендную плату от 250 до 1500 франков. Пятьдесят тысяч парижан считались богатыми, с арендной платой более 1500 франков в месяц и занимали лишь три процента резиденций. [ 77 ]

Другие критики обвиняли Османа в разделении Парижа на богатые и бедные кварталы: бедняки сконцентрировались на востоке, средний класс и богатые - на западе. Защитники Османа отмечали, что этот сдвиг в численности населения начался с 1830-х годов, задолго до Османа, поскольку более зажиточные парижане переселялись в западные районы, где было больше открытого пространства и где жители получали выгоду от преобладающих ветров, которые несли дым из Новые отрасли промышленности Парижа на востоке. Его защитники также отметили, что Наполеон III и Осман уделяли особое внимание строительству такого же количества новых бульваров, новых канализационных сетей, водопроводов, больниц, школ, площадей, парков и садов в восточных округах рабочего класса, как и в западных кварталах. .

Из-за реконструкции Османа среди населения Парижа действительно произошла форма вертикального расслоения. До Османа в парижских зданиях на втором этаже обычно жили более состоятельные люди ( «дворянский этаж» ), в то время как арендаторы из среднего класса и с низкими доходами занимали верхние этажи. При Османе, с ростом арендной платы и ростом спроса на жилье, люди с низкими доходами не могли позволить себе арендную плату за верхние этажи; верхние этажи все чаще занимали консьержи и слуги нижних этажей. Арендаторы с низким доходом были вынуждены переехать в отдаленные районы, где арендная плата была ниже. [ 78 ]

Наследие

[ редактировать ]
Парижская улица; Картина «Дождливый день» , написанная в 1877 году Гюставом Кайботтом , изображает широкие бульвары Парижа Османа в стиле импрессионизма .

Преобразования Парижа бароном Османом улучшили качество жизни в столице. Эпидемии болезней, за исключением туберкулеза , прекратились, дорожное движение улучшилось, а новые здания стали лучше построены и более функциональны, чем их предшественники.

Реконструкция времен Второй империи оставила такой след в городской истории Парижа, что все последующие тенденции и влияния были вынуждены ссылаться на некоторые из ее элементов, адаптироваться к ним, отвергать или повторно использовать их. В результате лишь одного вмешательства в древние районы Парижа остались очаги вреда для здоровья, что объясняет возрождение как гигиенических идеалов, так и радикальности некоторых планировщиков 20-го века.

Конец «чистого османизма» можно отнести к городскому законодательству 1882 и 1884 годов, которое положило конец единообразию классической улицы, разрешив расположение фасадов в шахматном порядке и впервые продемонстрировав творческий подход к архитектуре уровня крыш. Закон 1902 года еще больше либерализовал ограничения. Тем не менее, этот период был просто «постосмановским», отвергающим только строгость архитектуры эпохи Наполеона, не ставя под сомнение само городское планирование.

Спустя столетие после правления Наполеона III новые потребности в жилье и возникновение новой волюнтаристской Пятой республики положили начало новой эре парижского урбанизма. Новая эра отвергла идеи Османа в целом и приняла идеи, представленные такими архитекторами, как Ле Корбюзье, отказавшись от непрерывных уличных фасадов, ограничений размеров и размеров зданий и даже закрыв саму улицу для автомобилей с созданием отдельных автомобильных зон. свободные пространства между зданиями для пешеходов. Эта новая модель была поставлена ​​под сомнение в 1970-х годах, в период повторного акцента на наследии Османа: новое продвижение многофункциональной улицы сопровождалось ограничениями модели здания, а в некоторых кругах - попыткой заново открыть архитектурную однородность. квартала Второй Империи.

Некоторые парижские пригородные города, например Исси-ле-Мулино и Пюто , построили новые кварталы, которые под своим названием «Quartier Haussmannien» отсылают к османскому наследию. Столица Бельгии Брюссель последовала этому примеру в конце 1800-х годов и провела масштабный снос и реконструкцию, но в меньших масштабах по сравнению с Парижем. Брюссель вырезал новые центральные бульвары , которые были прямыми и окружены рядами квартир в стиле Османа.

См. также

[ редактировать ]
Атрибуция
Части этой статьи были переведены с ее эквивалента во французской Википедии .

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б цитируется по de Moncan, Patrice, Le Paris d'Aussmann , p. 10.
  2. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 21.
  3. ^ Перейти обратно: а б де Монкан, Патрис, Париж Османа , с. 10.
  4. ^ Архитектурный Париж Османа - Архив истории искусств , проверено 21 октября 2007 г.
  5. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 19
  6. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial .
  7. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , стр. 8–9
  8. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , стр. 8–9
  9. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 9
  10. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , стр. 16–18
  11. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , стр. 16–18
  12. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 18
  13. ^ Мильза, Пьер, Наполеон III , стр. 189–90
  14. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 28.
  15. Жорж-Эжен Осман, Les Mémoires , Париж (1891), цитируется у Патриса де Монкана, Сады барона Османа , стр. 24.
  16. ^ Мильза, Пьер, Наполеон III , стр. 233–84
  17. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 33–34
  18. ^ де Монкан, Le Paris d'Aussmann , стр. 41–42.
  19. ^ де Монкан, Париж Османа , стр. 48–52
  20. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 40
  21. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 28
  22. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 29
  23. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 46.
  24. ^ де Монкан, Париж Османа, с. 64.
  25. ^ Перейти обратно: а б де Монкан, Патрис, Париж Османа, стр. 64–65.
  26. ^ «Факты о Елисейских полях» . Парижский дайджест. 2018 . Проверено 3 января 2019 г.
  27. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа, стр. 56.
  28. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа, стр. 56–57.
  29. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа, с. 58.
  30. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа, с. 65.
  31. ^ Киркланд, 2013; п. 157-158
  32. ^ Киркланд, 2013; п. 156-157
  33. ^ «Аннексия пригородных коммун в 1860 году» (на французском языке).
  34. ^ Киркланд, 2013; п. 179
  35. ^ Киркланд, 2013; п. 178-179
  36. ^ де Монкан, Париж Османа , стр. 58–61
  37. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 62.
  38. ^ де Монкан, Патрис, "Париж Османа", стр. 63–64.
  39. ^  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Осман, Жорж Эжен, барон ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 71.
  40. ^ Киркланд, 2013; п. 263-264
  41. ^ Киркланд, 2013; п. 263-264
  42. ^ Киркланд, 2013; п. 264-265
  43. ^ Мильза, Пьер, Наполеон III , стр. 669–70.
  44. ^ Осман, Мемуары , цитируется в Maneglier, Herve, Paris Impérial , p. 262.
  45. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 64
  46. ^ Перейти обратно: а б Жаррас, Доминик (2007), Грамматика парижских садов , Париграмма.
  47. ^ де Монкан, Париж Османа , стр. 107–09
  48. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 107
  49. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 126.
  50. ^ Жаррас, Доминк (2007), Грамматика парижских садов, Париграмма. п. 134
  51. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 89–105
  52. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 181
  53. ^ «Три класса зданий» . Пассерели (на французском языке) . Проверено 18 августа 2024 г.
  54. ^ «Маконнерия» . Пассерели (на французском языке) . Проверено 18 августа 2024 г.
  55. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 144–45.
  56. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 139.
  57. ^ Гудман, Дэвид К. (1999). Читатель «Европейские города и технологии: от индустриального к постиндустриальному городу» . Рутледж. ISBN  0-415-20079-2 .
  58. ^ Питт, Леонард (2006). Прогулки по затерянному Парижу: путешествие в исторический Париж . Издательство «Сапожник и клад». ISBN  1-59376-103-1 .
  59. ^ Гольдман, Джоан Абель (1997). Строительство канализации Нью-Йорка: развитие механизмов городского управления . Издательство Университета Пердью. ISBN  1-55753-095-5 .
  60. ^ Перро, Мишель (1990). История частной жизни . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-40003-8 .
  61. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 138–39.
  62. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 156–57.
  63. ^ Халеви, Записные книжки , 1862–69. Цитируется у Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 263
  64. ^ цитируется по de Moncan, Patrice, Le Paris d'Aussmann , p. 198.
  65. ^ цитируется по de Moncan, Patrice, Le Paris d'Aussmann , p. 199.
  66. ^ Эрон де Вильфосс, Рене, История Парижа , Бернар Грассе, 1959. стр. 339–55
  67. ^ де Монкан, Патрис, Париж Османа , стр. 201–02
  68. ^ «Ворота Парижа» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 14 мая 1871 года . Проверено 7 мая 2016 г.
  69. ^ Золя, Эмиль, Ла Кюре стр.89
  70. Письмо, написанное владельцами окрестностей Пантеона префекту Бергеру в 1850 году, цитируется в Atlas du Paris Haussmannien.
  71. ^ Эрон де Вильфосс, Рене, История Парижа , с. 340.
  72. ^ Перейти обратно: а б Ле Монкан, Париж Османа , с. 34.
  73. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 34.
  74. ^ Ружери, Жак, Коммуна 1871 года , (2014), стр. 115–17
  75. ^ де Монкан, Париж Османа , стр. 203–05.
  76. ^ де Монкан, Париж Османа , с. 172.
  77. ^ де Монкан, Париж Османа , стр. 172–73.
  78. ^ Манелье, Эрве, «Императорский Париж», с. 42.

Библиография

[ редактировать ]
  • Кармона, Мишель и Патрик Камиллер. Осман: его жизнь и времена и создание современного Парижа (2002)
  • Центр национальных памятников. Путеводитель по наследию Франции (Éditions du patrimoine, 2002 г.), ISBN   978-2-85822-760-0
  • де Монкан, Патрис. Париж Османа (Les Éditions du Mécène, 2012), ISBN   978-2-907970-983
  • де Монкан, Патрис. Сады барона Османа (Les Éditions du Mécène, 2007), ISBN   978-2-907970-914
  • Жаррассе, Доминик. Грамматика парижских садов (Париграмма, 2007), ISBN   978-2-84096-476-6
  • Джонс, Колин. Париж: Биография города (2004)
  • Киркланд, Стефан. Возрождение Парижа: Наполеон III, барон Осман и стремление построить современный город (St. Martin's Press, 2013), ( ISBN   978-0-312-62689-1 )
  • Манелье, Эрве. Императорский Париж. Повседневная жизнь во времена Второй империи (2009), Арман Колен, Париж ( ISBN   2-200-37226-4 )
  • Сплен, Пьер. Наполеон III (Перрен, 2006), ISBN   978-2-262-02607-3
  • Пинкни, Дэвид Х. Наполеон III и восстановление Парижа (Princeton University Press, 1958)
  • Уикс, Уиллет. Человек, который создал Париж: иллюстрированная биография Жоржа-Эжена Османа (2000)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хопкинс, Ричард С. Планирование зеленых насаждений Парижа девятнадцатого века (LSU Press, 2015).
  • Пакку, Антуан. «Планирование закона, власти и практики: Осман в Париже (1853–1870)». Перспективы планирования 31.3 (2016): 341–61.
  • Пинкни, Дэвид Х. «Преобразование Парижа Наполеоном III: истоки и развитие идеи», Журнал современной истории (1955) 27 № 2, стр. 125–34. JSTOR   1874987 .
  • Пинкни, Дэвид Х. «Деньги и политика в восстановлении Парижа, 1860–1870», Журнал экономической истории (1957) 17 № 1, стр. 45–61. JSTOR   2114706 .
  • Ричардсон, Джоанна. «Император Парижа барон Осман 1809–1891», History Today (1975), 25 № 12 стр. 843–49.
  • Заалман, Ховард. Осман: Преобразованный Париж (Г. Бразиллер, 1971).
  • Соппельса, Питер С. Хрупкость современности: инфраструктура и повседневная жизнь в Париже, 1870–1914 гг. (ProQuest, 2009).
  • Уокер, Натаниэль Роберт. «Затерянные в городе света: антиутопия и утопия по следам Парижа Османа». Утопические исследования 25.1 (2014): 23–51. doi : 10.5325/utopianstudies.25.1.0023 . JSTOR   10.5325/utopianstudies.25.1.0023 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf92e5096d763e14c9413ef9cd08bae7__1724757600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/e7/cf92e5096d763e14c9413ef9cd08bae7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haussmann's renovation of Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)