Jump to content

Париж в 16 веке

Центр Парижа в 1550 году, работы Оливье Труше и Жермена Ойо.
Pont aux Meuniers, или Мост мельника, гравюра Хоффбрауэра 1580 года, XIX век.
Отель де Виль в Париже, 1583 год - гравюра Хоффбрауэра XIX века.

В 16 веке Париж был крупнейшим городом Европы с населением около 350 000 человек в 1550 году. [ нужна ссылка ]

В 16 веке в Париж пришло Возрождение , нашедшее выражение в архитектуре, искусстве и культурной жизни города. Короли Франции вернулись в Париж из долины Луары. Париж. В 1534 году Франциск I стал первым французским королем, сделавшим Лувр своей резиденцией.

При короле Франциске I стиль архитектуры эпохи Возрождения , импортированный из Италии, широко использовался в церквях и общественных зданиях, заменяя готический стиль . Достопримечательности Парижа, построенные в 16 веке, включают дворец Тюильри , Фонтен Невинных , крыло Леско Лувра; церковь Сен-Эсташ (1532 г.); и отель Карнавале, строительство которого началось в 1545 году, сейчас является музеем истории Парижа .

В течение столетия Париж был вторым по значимости центром книгоиздания в Европе после Венеции. посвятил Парижский университет свое внимание главным образом борьбе с протестантской ересью. Король основал Коллеж де Франс как новый учебный центр, независимый от университета.

Напряженность между протестантами и католиками росла, достигнув кульминации в Варфоломеевской резне в 1572 году, когда несколько тысяч протестантов были убиты на улицах католической толпой. В конце века Генрих IV смог вернуться в Париж в качестве короля и разрешил протестантам открывать церкви за пределами города. Городские инновации в Париже в 16 веке включали первое уличное освещение свечами. Первый театр открылся в Париже в 1548 году, а первое представление балета состоялось при французском дворе в 1581 году.

События [ править ]

Столица без короля [ править ]

В начале 16 века Париж официально был столицей Франции, но король Людовик XI мало доверял парижанам и проживал в замках долины Луары, редко посещая город. Население выросло со 100 000 в 1422 году до 150 000 в 1500 году. [1] Традиционные торговые пути на север и по реке к морю, закрытые во время войн 15 века, были вновь открыты.

Несмотря на возобновление торговли, экономика города находилась в тяжелом положении. Тысячи рабочих мест были потеряны из-за упадка текстильной промышленности. Число мастеров-ткачей в Париже упало с 360 в 1300 году до 42 в 1481 году. Рост промышленности по производству шелка и крашения тканей создал несколько новых рабочих мест, но их было недостаточно. Поскольку двор больше не проживал в Париже, пострадала и торговля предметами роскоши, включая изготовление ювелирных изделий, часов, мехов, мебели и других предметов роскоши. Париж стал городом правительственных служащих, юристов, бухгалтеров и других королевских чиновников, работающих в судах, парламенте, казначействе, монетном дворе, городской администрации и других королевских учреждениях. Буржуазные парижане покупали государственные должности как путь к престижу, богатству и знатности. [2]

Париж Франциска и Генриха III [ править ]

Франциск I приветствует императора Карла V в Париже (1540 г.)

Людовик XI умер в 1483 году, и его преемники Карл VIII и Людовик XII также предпочли жить в долине Луары. Людовик XII умер в 1515 году, не оставив наследника мужского пола, и ему наследовал его двоюродный брат Франциск I , который гораздо больше интересовался городом. Франциск постепенно переехал ближе к Парижу, сначала во дворец Фонтенбло , затем в Сен-Жермен-ан-Ле , затем в Мадридский замок , огромный охотничий домик, который он построил в Булонском лесу . Наконец, 15 марта 1528 года он заявил о своем намерении жить в Париже. Поскольку старый королевский дворец на Иль-де-ла-Сите был занят парижским парламентом, он объявил, что будет жить в Лувре.

Ко времени Франсуа I Лувр уже давно ассоциировался с французской монархией. Он служил королевским дворцом с начала четырнадцатого века и пользовался благосклонностью французского короля Карла V , который заплатил архитектору Раймону дю Тамплу за преобразование замка Филиппа Августа в главную резиденцию и зрелищное место его правления. Дю Темпль увеличил здание, добавил новый набор домашних покоев и перенес большую часть обширной книжной коллекции короля в свою двухэтажную библиотеку. Однако полтора века забвения привели к тому, что Лувр Карла V обветшал и стилистически не соответствовал современным вкусам, и Франциск I повелел Пьеру Леско еще раз обновить структуру. Лескот снес массивную центральную башню, чтобы обеспечить больше света в квадратном дворе, и расширил окна. Затем он построил новое крыло, оформленное в стиле нового ренессанса, импортированного из Италии. Новое крыло, спроектированное Леско, стало образцом для зданий французского Возрождения по всей Франции. Франциск I переехал в Лувр в 1534 году. Пока Лувр перестраивался, Франциск I проживал в отеле Турнель, недалеко от Бастилии, в доме, который короли использовали, проезжая через Париж.

Строя свой дворец, Франциск I заказал в 1532 году строительство новой ратуши города Парижа по проекту мастера итальянского Возрождения Доменико да Кортона , также в стиле нового Возрождения. Сам король несколько раз приходил в недостроенное здание ратуши на собрание парижских купцов, выпрашивая средства для своих военных походов. Новое здание было закончено только в 1628 году.

Франциск I укрепил позиции Парижа как центра образования и науки. В 1500 году в Париже было семьдесят пять типографий, уступая только Венеции. В 16 веке Париж стал первым в Европе книжным издательством. В 1530 году Франциск I создал в Парижском университете новый факультет с миссией преподавания иврита , греческого языка и математики. Он стал Коллеж де Франс . В 1540 году орден иезуитов основал в Париже свои первые школы. В 1549 году был опубликован первый учебник французского языка « Защита и иллюстрация французского языка » Иоахима дю Белле . [3]

Турнир в отеле «Турнель» в 1559 году, на котором случайно был убит король Генрих II.

Франциск I умер в 1547 году. Его сын Генрих II официально въехал в Париж в 1549 году с пышной процессией и церемонией; первый фонтан эпохи Возрождения в городе, Фонтан Невинных , был построен в честь прибытия короля. Генрих продолжил грандиозные проекты, начатые Франциском I. Он построил Павильон дю Руа , массивное сооружение в юго-западном углу Лувра, где его квартира располагалась на первом этаже. На первом этаже крыла Леско он построил новый роскошный зал для церемоний — Зал Кариатидов . Он также начал строительство новой стены вокруг растущего города, которое не было закончено до правления Людовика XIII. [4]

Генрих II умер 10 июля 1559 года от ран, полученных во время рыцарского турнира в своей резиденции в Отеле де Турнель. Его вдова, Екатерина Медичи , приказала снести старую резиденцию в 1563 году. В 1612 году началось строительство площади Вогезов , одной из старейших запланированных площадей Парижа. Между 1564 и 1572 годами она построила новую королевскую резиденцию, дворец Тюильри, расположенный перпендикулярно Сене, сразу за стеной, построенной Карлом V вокруг города. К западу от дворца она создала большой сад в итальянском стиле — Сад Тюильри . Она внезапно покинула дворец в 1574 году из-за пророчества астролога о том, что она умрет недалеко от церкви Сен-Жермен или Сен-Жермен-л'Оксеруа. Она начала строительство нового дворца на улице Виарм, недалеко от Ле-Аль, но оно так и не было закончено, и от него осталась только одна колонна. [5]

Варфоломеевская ночь и Генрих III

Современная картина Варфоломеевскую ночь. изображающая Франсуа Дюбуа,

Во второй половине XVI века в Париже в значительной степени доминировали так называемые Французские религиозные войны (1562–1598). В 1520-е годы в городе начали распространяться сочинения Мартина Лютера , а учение, известное как кальвинизм, привлекло множество последователей, особенно среди высших классов Франции. Сорбонна и Парижский университет, главные крепости католической ортодоксальности, яростно атаковали протестантские и гуманистические доктрины. Ученый Этьен Доле был сожжен на костре вместе со своими книгами на площади Мобер в 1532 году по приказу богословского факультета Сорбонны; за ними последовали и многие другие, но популярность новых доктрин продолжала расти.

Генриха II на короткое время сменил Франциск II , правивший с 1559 по 1560 год; затем Карлом IX, с 1560 по 1574 год, который под руководством своей матери Екатерины Медичи время от времени пытался примирить католиков и протестантов. а иногда и полностью уничтожить их в ходе длительной борьбы, известной как Французские религиозные войны (1562–1598). Париж был оплотом Католической лиги . В ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда многие видные протестанты со всей Франции находились в Париже по случаю бракосочетания Генриха Наваррского — будущего Генриха IV с Маргаритой Валуа , сестрой Карла IX , королевский совет решил убить лидеров протестантов. Целенаправленные убийства быстро переросли в массовую резню протестантов католической толпой, известную как Варфоломеевская резня , и продолжались в течение августа и сентября, распространившись от Парижа до остальной части страны. Около трех тысяч протестантов были убиты толпой на улицах Парижа и от пяти до десяти тысяч в других местах Франции. [6]

Парижа осада и Генрих IV

После смерти Карла IX Генрих III попытался найти мирное решение, что вызвало у католической партии недоверие к нему. Он попытался продемонстрировать силу своей веры скептически настроенным парижанам и был избит на улице во время крестного хода, но это просто возмутило парижан. Король был вынужден бежать из Парижа герцогом Гизом и его ультракатолическими последователями 12 мая 1588 года, в так называемый День баррикад . 1 августа 1589 года Генрих III был убит в замке Сен-Клу монахом - доминиканцем Жаком Клеманом , положив конец линии Валуа.

Париж, как и другие города Католической лиги, отказался признать власть нового короля Генриха IV, протестанта, пришедшего на смену Генриху III. Генрих сначала разбил ультракатолическую армию в битве при Иври 14 марта 1590 года, а затем приступил к осаде Парижа . Осада была долгой и безуспешной; Чтобы положить этому конец, Генрих IV согласился перейти в католицизм, произнеся знаменитое (но, возможно, апокрифическое) выражение: «Париж стоит мессы». был коронован королем Франции в Шартрском соборе 14 марта 1594 года Генрих IV въехал в Париж после того, как 27 февраля 1594 года .

Обосновавшись в Париже, Генрих сделал все возможное, чтобы восстановить мир и порядок в городе и завоевать одобрение парижан. Он разрешил протестантам открывать церкви вдали от центра города, продолжил работы над Новым мостом и начал планировать две жилые площади в стиле ренессанс, площадь Дофина и площадь Вогезов , которые не были построены до 17 века.

Париж и парижане [ править ]

Карта Парижа Мюнсера 1572 года.

По оценкам современных историков, население Парижа в начале 16 века составляло около 250 000 человек, выросло до 350 000 к 1550 году, а затем упало до 300 000 к концу века из-за эпидемии чумы 1580 года и длительная осада города во время Религиозных войн . [7] [5] Площадь города в пределах городских стен составляла около 439 гектаров. В течение столетия были заселены несколько новых районов, ранее бывших сельскими, в частности предместья Сен-Оноре, Сен-Мартен и Монмартр. Несмотря на усилия правительства сохранить территорию за пределами стен свободной от зданий, город расширился за пределы стен.

Социальная география города была такой же, как в средние века. Торговым центром стал порт на правом берегу, на Гревской площади, где сегодня находится мэрия. Главный рынок находился неподалеку, в Ле-Аль . На левом берегу находились университет и несколько крупных монастырей; в 16 веке рядом с университетом открылись книготорговцы и типографии. В первой половине века, когда король отсутствовал, центр управления находился в старом дворце на Иль-де-ла-Сите, где работали суды, казначейство и другие правительственные чиновники. Когда король вернулся в Париж, Лувр стал главной королевской резиденцией. Бедняки были сконцентрированы на узких извилистых улицах Иль-де-ла-Сите и возле Ле-Аль. Когда король вернулся в Париж, придворные дворяне начали строить большие резиденции в районе Марэ, на востоке города.

Париж был крупнейшим городом Европы, с которым мог конкурировать только Лондон, и, безусловно, самым большим городом Франции; во втором по величине французском городе Руане проживало всего пятьдесят тысяч жителей. Посетители того времени описывали его как «огромный» и «чудовищный». [5] Население в основном состояло из коренных парижан и иммигрантов из других регионов Франции, но в него также входили большие общины иностранцев; Среди студентов и печатников было много немцев; фламандцы и голландцы среди ремесленников и ремесленников. Самой многочисленной общиной иностранцев были итальянцы, приехавшие после военной кампании в Италии и особенно после женитьбы короля на Екатерине Медичи. Они выступали в качестве дизайнеров, художников и мастеров новых дворцов и строительных проектов, а также были многочисленными и влиятельными в банковском сообществе. Богатая семья Гонди, например, приехала в Париж по приглашению Екатерины Медичи; благодаря ее влиянию один Гонди вскоре был назван маршалом Франции, а другой стал епископом Парижа. [5]

Администрация [ править ]

На протяжении большей части XVI века короли Франции держали Париж под своим личным контролем и значительно сократили власть купцов и лидеров гильдий, которые ранее играли большую роль в управлении городом. Торговый проректор Парижа избирался купцами, но он не мог вступить в должность до тех пор, пока не был одобрен королем. Декрет 1554 года отнял право голоса у gens mécaniques , или ремесленников Парижа, и потребовал, чтобы из двадцати четырех членов муниципального совета десять должны были быть чиновниками королевского правительства, а семь — членами городского совета. купцы должны были иметь достаточно богатства, чтобы им не нужно было заниматься каким-либо реальным бизнесом. Остальным семерым разрешили заниматься бизнесом, если они не были ремесленниками. [8]

Прово Парижа стал частью королевской свиты и выбирался из высшей знати, а не из купцов. Пять членов дворянской семьи Д'Эстутвиль были ректорами между 1446 и 1542 годами. Среди других были Жак де Колиньи (1509–1512); Габриэль д'Алегр (1513–1526) и Антуан Дю Пра III и IV, управлявшие городом между 1544 и 1588 годами.

По состоянию на 1516 год у провоста было семь лейтенантов; двое отвечали за правосудие и уголовные дела; один для гражданского правосудия; один для полиции и общественных дорог, во главе отряда из десяти лучников. Во многих своих функциях, включая полицейские, прово подчинялся более высокому должностному лицу, губернатору Иль-де-Франс, который был главой дворянства Иль-де-Франс и первым магистратом Парижа. отвечал за подъем солдат, укреплений и вооружения. В 16 веке они часто бывали за пределами Парижа на фронтах различных войн, и городом управлял один из их помощников. Эту должность занимали дворяне более высокого ранга, чем провосты; в него входили несколько членов королевской семьи Бурбонов; семья Монморанси; Колиньи; и Ларошфуко. [9]

Полиция и суды [ править ]

Официальная полиция Парижа была очень маленькой: двадцать лучников под командованием одного из лейтенантов провоста. Их поддерживал отряд из двухсот двадцати сержантов на границе , дислоцированных у городских ворот и основных перекрестков. Ночную стражу держал отдельный отряд численностью около двухсот сорока человек, состоявший из шевалье дюге и его сержантов. Прежняя ночная стража, состоявшая из купцов, была упразднена в 1559 году из-за ее неэффективности. В первой половине XVI века купцы все еще имели значительный контроль над торговыми делами и спорами, но во второй половине столетии большая часть этих прав была отнята. В 1563 году была создана система торговых судей, прародитель современных торговых трибун, которая лишила гильдии права разрешать коммерческие споры. [10]

Религия [ править ]

Римско-католическая церковь в Париже была тесно связана с Короной; Епископы Парижа были выбраны не из-за религиозных добродетелей, а из-за их принадлежности к видным аристократическим семьям, близким королю. В 16 веке в Париже было построено пять важных новых церквей, самой большой из которых была церковь Сен-Эсташ недалеко от центрального рынка Ле-Аль. На протяжении всего столетия Париж был крепостью традиционной римско-католической веры. Однако религиозные конфликты между католиками и новыми протестантскими сектами нарастали на протяжении столетия, достигнув кульминации в Варфоломеевской резне и религиозных войнах.

Колледж Сорбонны Парижского университета, главная богословская школа города, взял на себя инициативу по осуждению ересей и протестантизма. В 1534 году испанский студент университета Игнатий Лойола собрал вместе пять других студентов, испанцев, французов и португальцев, в часовне Сен-Пьер де Монмартр и сформировал новое общество, Общество Иисуса , которое стало называться как иезуиты. Его орден стал одной из ведущих сил против протестантской Реформации .

Ораторы, назначенные церковью, яростно и яростно осуждали протестантов и организовывали эмоциональные шествия последователей церкви, носивших кресты на одежде и часто с оружием. Проведение шествий в знак покаяния было начато в Париже королем Генрихом III в 1583 году. С января по май 1589 года в Париже состоялось не менее трехсот шествий. [11]

Протестанты [ править ]

Казнь советника Парижского парламента и протестантки Анны дю Бур за ересь (1559 г.)

В 1517 году в Виттенберге монах-августин Мартин Лютер осудил продажу индульгенций, а в 1520 году формально отделился от Римско-католической церкви. Сочинения Лютера начали распространяться в Париже в 1519–20. Учение Лютера было официально осуждено Парижским университетом 15 апреля 1521 года. Тем не менее, движение стало популярным среди швейцарских и немецких студентов университета. Движение было решительно осуждено профессорско-преподавательским составом Сорбонны в 1521 году, после чего церковь приняла более жёсткие меры. В 1523 году лютеранин Жан Вальер был осужден, повешен, а затем сожжен на Свином рынке у ворот Сент-Оноре за отрицание непорочного зачатия Христа. Последовало еще много казней. Король Франциск I, последователь гуманизма, и епископ Парижа Жан Дю Белле защищали некоторых церковных реформаторов, таких как Луи Беркен, переводчик Эразма и Лютера, но в его отсутствие Сорбонна арестовала, задушила, а затем сожжен на Гревской площади 17 апреля 1529 года. Был также сожжен Майль Рено, секретарь епископа Парижа. Лютеране Парижа в ответ искалечили статуи святых на углах улиц и стенах домов города.

Кальвинизм, французский вариант лютеранской реформы, появился в Париже в 1533 году; новый ректор университета Николя Коп сам был его последователем. Коллегия Сорбонны быстро осудила новую ересь, и король тоже был вынужден осудить ее. Последовали новые аресты, но число кальвинистов росло, особенно среди студентов и преподавателей университета. Первая кальвинистская церковь в Париже была основана в сентябре 1555 года в гостинице на улице Марэ (ныне улица Висконти). К 1559 году в городе действовало семьдесят две кальвинистские общины, большинство из которых располагались в Латинском квартале, недалеко от университета. Несмотря на усиливающиеся репрессии и казнь 23 декабря 1559 года на Гревской площади выдающегося реформатора Анны Дю Бур, советника парижского парламента, число протестантов продолжало расти. К 1561 году число общин выросло до двух тысяч пятисот пятидесяти. Правительство отказалось разрешить постоянные протестантские церкви в центре города, поэтому их открыли на окраине города, в Попенкуре возле церкви Сен-Медар в южной части города.

Новое протестантское сообщество включало многих художников и ученых, в том числе Бернара Палисси , скульптора Жана Гужона и архитекторов Андруэ Дю Серсо и Пьера Леско . В его состав также входили многие дворяне; из 130 человек, арестованных на незаконной церковной службе на улице Сен-Жак 5 сентября 1557 года, тридцать были выходцами из знатных семей. В 1561–1562 годах число протестантов в Париже оценивалось в десять-пятнадцать тысяч; во Франции в целом — три миллиона, или пятнадцать процентов населения. [12]

В Варфоломеевской ночи 23–24 августа 1572 г. погибло от двух до трех тысяч протестантов; за этим последовала масштабная эмиграция протестантов из города, прежде всего в Седан, Монбельяр и Женеву.

В 1598 году по Нантскому эдикту протестанты снова смогли открыть церковь в Гриньи, на берегу Сены за пределами города. В 1606 году его перенесли ближе, в Шарантон, в шести милях от Бастилии.

Евреи [ править ]

Еврейская община Парижа в XVI веке насчитывала всего около десятка семей. Евреи были официально изгнаны из города Филиппом ле Беллем в 1306 году, а в 1380 и 1382 годах дома евреев и имущество парижских евреев были конфискованы. Несколько оставшихся семей были итальянского или центральноевропейского происхождения и держались очень и очень сдержанно. Первая миграция около пятидесяти евреев-сефардов из Испании и Португалии прибыла только в 1667 году через Байонну, Бордо и Нидерланды. [13]

Образование [ править ]

Университет и Королевский колледж [ править ]

Встреча преподавателей в Парижском университете в 16 веке.

Парижский университет был средневековым учреждением, состоящим из шестидесяти различных колледжей, плохо подготовленных к новым идеям и дебатам эпохи Возрождения. На юридическом факультете преподавалось только религиозное право, а не гражданское право, за исключением одного короткого периода между 1564 и 1573 годами, когда религиозные конфликты не позволили студентам поступить на факультет гражданского права в Орлеане. Колледж Сорбонны, теологический факультет университета, осуждал любые религиозные реформы и подвергал остракизму ученых-гуманистов на своем факультете, включая Эразма , который отбыл в Англию. Жизнь студентов в колледжах была чрезвычайно трудной; еды было мало, вода из колодцев была нездоровой, а студенты жили в сырых, замерзающих зимой палатах. Студентов регулярно били за мелкие проступки. один голландский студент, Арнольд Ван Бюхель, писал о колледже Монтегю в 1585–1586 годах: «Можно было бы поверить, что это тюрьма, созданная для наказания, а не для обучения». [14]

Король Франциск I признал слабости университета и, по настоянию ученого Гийома Буде , в 1530 году создал Королевский колледж, позже известный как Колледж де Франс . На его факультете работали шесть известных ученых, выбранных из университетского факультета: трое преподавали иврит, двое преподавали древнегреческий язык и один преподавал математику. Новый колледж сразу же осудил Сорбонна, раскритиковавшая уровень богословских знаний профессорско-преподавательского состава новой школы. В ответ король сделал новый колледж полностью отдельным и независимым от университета. [14]

Начальное и среднее образование [ править ]

Эпоха Возрождения и растущая доступность книг стимулировали большое стремление к начальному образованию. Дети дворянских семей имели частных репетиторов. Первые школы для менее обеспеченных семей были организованы церковью и предназначались только для мальчиков; они учили чтению, письму и счету. С появлением религиозной реформы многие протестанты основали свои собственные школы, находящиеся вне контроля католической церкви; в классы иногда входили как девочки, так и мальчики. Чтобы предотвратить это, в 1554 году Парижский парламент издал указ, запрещающий школы, независимые от католической церкви, и запрещающий девочкам и мальчикам учиться вместе. Несмотря на этот акт, число подпольных школ продолжало расти.

В средние века в Париже не было среднего образования; Студенты пошли из начальной школы в университет. Однако в 15 веке система образования подростков появилась в Нидерландах, а в 16 веке была импортирована во Францию. Он имел восемь уровней, ведущих к университету, управлялся религиозными орденами и был ориентирован не только на образование, но и на дисциплину и аскетический образ жизни. Он был принят несколькими колледжами университета, в том числе Колледжем Монтегю и Колледжем Бургундии. где студентов учили повторять, эффективно спорить, вести скромный образ жизни и регулировать свое время. Похожая система была создана Обществом Иисуса, или Иезуитов, основанным в Париже Игнасом де Лойолой . Иезуиты основали Колледж Клермона (ныне Лицей Луи-ле-Гран) в 1556 году, который до революции был единственным важным колледжем в Париже. Студенты могли поступить на курс латыни в любом возрасте от четырех до восемнадцати лет, хотя средний возраст поступления составлял восемь лет. Обучение продолжалось шесть лет, после чего студенты поступили в университет. Религиозный орден для женщин, Урсулинки давали молодым женщинам среднее образование, но обучение ограничивалось чтением, письмом, шитьем и вышивкой. [15]

Больницы и кладбища [ править ]

Первой и основной больницей Парижа был Отель-Дьё , расположенный недалеко от собора Нотр-Дам на острове Сите, основанный в раннем средневековье. Он находился в ведении церкви и на протяжении веков расширялся, но он был недостаточно велик для тысяч приходящих туда пациентов; на каждой койке помещалось несколько пациентов. Он мог обеспечить очень мало реальной медицинской помощи, но предлагал еду и регулярные религиозные услуги для больных. В 16 веке было создано еще несколько более специализированных больниц, в том числе больницы для сирот, больных сифилисом и больницы для раненых солдат.

У каждой церкви, монастыря и аббатства было свое небольшое кладбище, площадь которого составляла всего десять квадратных метров. Самым большим кладбищем в городе было кладбище Святых-Невинных недалеко от Ле-Аль, его площадь составляла 7000 квадратных метров. В Святых-Невинных было похоронено две тысячи человек, что вызвало серьезное отравление почвы на глубину двух и более метров и ужасный аромат в окрестностях. Жители начали требовать его закрытия еще в 1554 году, но парламент Парижа не закрывал городские кладбища для новых захоронений до 1765 года. [16]

Повседневная жизнь [ править ]

и Таверны кабаре

Ресторан в его современном виде появился в Париже только в конце 18 века, но в Париже было множество таверн, в которых напитки и еда подавали отдельно, и кабаре , в которых были скатерти и подавали горшки с вином к еде. Практика кабаре, предлагающих развлечения и музыку, появилась только в 19 веке. Брошюра 1574 года приглашала клиентов посетить Chez Le More, Chez Sanson, Chez Innocent и Chez Havard, «Министерства сладострастия и свободных расходов». Самым известным кабаре того времени было Pomme de Pin на площади Контрескарп в 5-м округе. Его регулярно посещали поэт Пьер де Ронсар и писатель Франсуа Рабле , которые описывали его как место встречи путешественников, студентов и бандитов. Он был одинаково популярен среди проституток. Он располагался через дорогу от современного одноименного кабаре. [17]

Экономика [ править ]

Продавец селедки на улице (около 1500 г.)

Ремесленники [ править ]

Текстильная промышленность, которая доминировала в экономике Парижа до 15 века, в 15 веке значительно сократилась из-за иностранной конкуренции. На смену им пришли новые отрасли промышленности, в частности крашение тканей. Красильные мастерские в предместье Сен-Марсель, расположенном вдоль реки Бьевр, производили шестьсот тысяч кусков окрашенной ткани в год и сколотили состояния некоторым парижским семьям, в том числе Гобеленам, Канайе и Пельтре. Однако к концу шестнадцатого века производство упало до ста тысяч из-за религиозных войн и конкуренции со стороны других городов. Производство некоторых предметов роскоши, таких как ремни, перчатки, парфюмерия и женские шляпки, было еще одной важной частью экономики, которая процветала после возвращения королевского двора в Париж из долины Луары. Кожевники, в основном из Испании, Италии и Венгрии, разместили свои мастерские в квартале Сен-Марсель, а немецкие резчики по дереву начали изготавливать мебель в предместье Сен-Антуан . Очень немногие мастерские имели большое количество сотрудников; большая часть товаров производилась в небольших мастерских мастерами-ремесленниками и их учениками, где семья жила в том же здании за мастерской. В конце 15 века появилась новая промышленность; печать книг. Книги были предметом роскоши, и их чаще всего печатали в окрестностях университета. [18]

Коммерция [ править ]

, мерсье Важнейшей торговой гильдией были продававшие ткани, пуговицы, ленты и другие предметы, используемые при изготовлении одежды, а также горшки, посуду и другие предметы домашнего обихода. Состав торговых трибуналов между 1564 и 1589 годами показал относительную важность парижских торговых гильдий; там было пятьдесят мерсье по сравнению с двадцатью пятью торговцами тканями, двадцатью тремя торговцами рыбой и вином, двадцатью двумя бакалейщиками и продавцами специй, тремя торговцами мехами, тремя ювелирами, тремя красильщиками тканей и одним торговцем деревом. Однако очень немногие парижские купцы стремились создать торговые империи; Вместо этого они использовали свое состояние для покупки государственных должностей или заключения браков, которые позволяли им продвигаться в низшие ряды дворянства. [19]

Банковское дело и финансы [ править ]

Париж значительно отставал от Лондона, Амстердама и немецких городов в создании банков, фондовой биржи и других важных финансовых учреждений. Состоятельные парижане предпочитали вкладывать свои деньги в покупку земли или королевских должностей, а не в бизнес. Они также очень неохотно давали деньги взаймы французским королям, которые, как известно, никогда не выплачивали свои долги. Начиная с 1522 года богатые парижане ссужали свои деньги Бюро де Виль, городскому правительству, которое, в свою очередь, давало ссуды королю. В обмен король дал городу право собирать определенные налоги в Париже, а парижские инвесторы получили солидную восьмипроцентную прибыль по своим кредитам городу. Однако ко второй половине XVI века короли были настолько глубоко в долгах, что богатые парижане отказывались давать больше денег в долг; Король был вынужден занять деньги у итальянских банкиров, получивших право на получение части французских налогов. Эта система способствовала непопулярности французских монархов и бегству короля Генриха III из города в 1588 году. [20]

Порты [ править ]

Экономика Парижа в 16 веке имела два торговых центра; порты на Сене, куда прибывала большая часть продовольствия, вина, пиломатериалов, строительного камня, дров и других продуктов; и Ле-Аль , центральный продуктовый рынок, расположенный недалеко от порта. Из-за плохого качества дорог за пределами города и сложности передвижения повозок по узким улочкам внутри города большая часть продукции доставлялась по воде. Главным портом был Ла Грев , расположенный перед современной ратушей, построенной в 11 веке. Штаб-квартира гильдии купцов располагалась рядом с портом и стала мэрией. Еще один важный ранний порт находился на северной стороне Иль-де-ла-Сите, где сегодня расположен цветочный рынок.

Ле edit-Аль

Ле-Аль, центральный рынок Парижа, был основан в 1137 году королем Людовиком VI. К 16 веку он был переполнен и неэффективен. Между 1543 и 1572 годами король Франциск I и его преемники постепенно восстановили рынок в том виде, в котором он сохранялся до времен Луи-Наполеона и Второй империи. Он был расположен примерно между церковью Сент-Эстанс и Кладбищем Невинных и был окружен длинной крытой деревянной галереей, состоящей из ряда зданий, известных как « столбы Галля» , где располагались прилавки. внутри галерей было семь больших крытых залов, где покупали и продавали товары; были залы для сукон, кожи, вин, овощей и других продуктов; Самый большой, grande Halle , продавал пшеницу и другие крупы, свежую и соленую свинину, масло и множество других продуктов, включая веревки для колодцев и кастрюли. В зале между улицами Окс-Фер и улицей де ла Коссонри продавались фрукты, овощи, травы и цветы. [21]

Ле-Аль был единственным продовольственным рынком в городе до 1558 года, когда был разрешен второй рынок, Марше-Нёф, вдоль Сены, на южной стороне Иль-де-ла-Сите, на месте нынешней улицы Орбери. . Он открылся в 1568 году и включал в себя прилавки с рыбой, мясом и овощами.

Урбанизм [ править ]

В 16 веке королевское правительство предприняло усилия, чтобы сделать Париж более пригодным для жизни и более функциональным, хотя ощущение урбанизма и города как произведения дизайна и искусства не пришло до самого конца века, во время правления Генриха IV.

Мосты [ править ]

В XVI веке через Сену было всего четыре моста, по два на каждом берегу, что было недостаточно для растущего города и объема трафика, который они пропускали. Парижские мосты в начале 16 века были в основном деревянными и часто были смыты наводнениями или снесены льдом на замерзшей реке. Самым важным мостом был Pont au Change , который был построен в 1304 году при Филиппе Ле Беле и был местом, где менялы располагали своими киосками. Новый мост Pont aux Meuniers был построен в начале 16 века. В нем находилось тринадцать мельниц для помола зерна, приводившихся в движение протекающей внизу водой Сены, а также был пешеходный мост. Он принадлежал религиозному капитулу Нотр-Дама и находился в плохом состоянии. Он обрушился во время наводнения 23 декабря 1596 года, и несколько парижан утонули.

Мост Нотр-Дам , соединяющий остров Сите с улицей Сен-Мартен на правом берегу, находился на месте древнего галло-римского моста. Мост был перестроен из дерева в 1413 году, но был смыт в 1499 году. Новый мост Нотр-Дам был построен из камня между 1500 и 1514 годами в стиле нового ренессанса под руководством монаха из Италии брата Джоконды и дизайнер-конструктор Жан де Даяк. Вокруг него стояло шестьдесят восемь одинаковых домов из кирпича и камня. Каждый дом был пронумерован – новинка, которая позже использовалась на улицах Парижа.

Мост Сен-Мишель был завершен в 1378 году и позже назывался Pont Neuf, затем Petit Pont Neuf. Он также был застроен домами и несколько раз был смыт. В домах 17 века в основном жили парфюмеры и книготорговцы.

В 1578 году король Генрих III заложил первый камень для нового моста — Пойнт-Нёф, старейшего моста Парижа, существующего сегодня. Чтобы освободить больше места для движения транспорта, его построили без домов. Из-за религиозных войн строительство было завершено только в 1604 году. [22]

Уличные фонари [ править ]

Узкие улочки Парижа ночью были темны и опасны; тем, кто решался выйти, приходилось нести собственные факелы или нанимать факелоносца, чтобы он освещал себе путь. В 1524 году городская администрация постановила, что перед домами на ночь следует вывешивать фонари с зажженными свечами. Указ был продлен 16 ноября 1526 года, но, похоже, он не получил широкого распространения. В октябре 1588 года парижский парламент постановил, что на каждом углу города с десяти часов вечера до четырех утра должен быть зажженный факел. Однако парламент не предоставил никакого финансирования, и нет никаких доказательств того, что указ был выполнен. Наконец, в конце столетия был достигнут некоторый прогресс. В 1594 году новый указ полиции предписывал вывешивать фонари на улицах каждого квартала, а городским чиновникам было поручено следить за их регулярным зажиганием. Новые фонари со стеклянными окнами давали гораздо лучший свет, чем старые свечи и факелы, и парижанам стало несколько легче и безопаснее проходить по улицам ночью. [23]

Культура и искусство [ править ]

Театр и балет [ править ]

Балетный спектакль в Лувре (1582 г.)

В начале XVI века любительский театральный коллектив « Конфрери де ла Страсти» периодически ставил «Страсти» по мотивам «Страстей Христовых» в большом зале на первом этаже больницы Троицы на улице Сен-Дени. . где они оставались до 1539 года. В 1543 году они купили одно из зданий, пристроенных к отелю де Бургонь на улице Этьен-Марсель, 23, которое стало первым постоянным театром в городе. Церковные власти в Париже осудили «Страсти» и религиозные мистерии, и они были запрещены в 1548 году. Confrérie сдавала свой театр в аренду приезжим театральным труппам, в частности английской труппе под руководством Жана Сеэ, итальянской труппе Gelosi Italiens и французской труппе. Компанию возглавляет Вальеран Ле Конте . [24]

Пьесы ставились и при королевском дворе. Первая классическая французская трагедия, Клеопатры» « Пленница Этьена Жоделя , была исполнена перед Генрихом II в феврале 1553 года. [25] Балеты также стали популярны при французском дворе и исполнялись для празднования свадеб и других особых случаев. Первое исполнение «Цирке» Бальтазара де Божуа состоялось в Лувре 24 сентября 1581 года в честь свадьбы Анны де Жуайез, фаворитки короля, с Маргаритой де Водемон. [26]

Живопись и скульптура [ править ]

Ренессанс в живописи был принесён в Париж со двором Франциска I, с приездом его итальянских придворных художников Россо Фиорентино , Франческо Приматиччо (известного по-французски как Приматице); и Николо дель Аббате . работавший как в Париже, так и в отделке дворца Фонтенбло . Ведущими французскими художниками в Париже были Франсуа Клуэ , Жан Кузен Старший , чей успех позволил ему построить грандиозный дом и студию на современной улице Висконти в Марэ; и Антуан Карон , официальный художник последних королей Валуа. Итальянский ювелир, скульптор и архитектор Бенвенуто Челлини также приезжал на пять лет в Париж, создавая произведения для короля и двора.

Самыми важными французскими скульпторами, работавшими в Париже, были Жан Гужон (1510–1585), чьи работы включают украшение Фонтена Невинных , фасада крыла Леско Лувра, Кариатиды на музыкальной площадке парадного зала Парижа. Лувр (1550–1551 гг.); и «Времена года», украшающие фасад музея Карнавале (1547 г.); Пьер Бонтан (1505–1568), создавший скульптуры для гробницы Франциска I и надгробный памятник Шарлю де Мариньи (1556), ныне находящийся в Лувре; и Жермен Пилон (1525–1590), который сделал чрезвычайно реалистичные погребальные фигуры Генриха II Французского и Екатерины Медичи для их гробниц в базилике Сен-Дени, а также 385 гротескных маскаронов, украшающих Новый мост .

Литература [ править ]

Франсуа Рабле

Самым выдающимся парижским писателем того периода был Франсуа Рабле (1494–1553), наиболее известный своим романом «Гаргантюа и Пантагрюэль» , который дал английскому языку слово «Гаргантюан». Им восхищался король Франциск I, который защищал его, пока он был жив, но после смерти короля Рабле и его работы были осуждены Парижским университетом и Парижским парламентом, и он выжил только благодаря защите высоких деятелей в Париже. суд. Большую часть своей жизни он провел вдали от города, но умер в Париже.

Пьер де Ронсар (портрет неизвестного художника 1620 г.)

Самым выдающимся поэтом был Пьер де Ронсар (1524–1585) из аристократической семьи Вандомского региона. Он поселился в Латинском квартале, некоторое время учился в Наваррском колледже, затем стал пажем дофина, старшего сына Франциска I. Его первое стихотворение было опубликовано в 1547 году в одном из многочисленных небольших издательств, появившихся по всему миру. университет. Он сформировал литературный кружок с Жоахимом дю Белле и группой других поэтов и опубликовал серию сборников стихов о любви и романтике, а также сборник эротических стихов. Последний том, «Les Folastries» , вызвал скандал, и парламент Парижа приказал сжечь все экземпляры. Несмотря на это (или благодаря этому), Ронсар был фаворитом двора во времена правления Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Он давал уроки написания стихов Карлу IX. Однако к 1574 году и во время правления Генриха III, когда начались религиозные войны, его поэзия пользовалась меньшей популярностью у королевской семьи. Он продолжал мирно писать в Коллеж де Бонкур , примыкавший к Коллежу де Наварра , до своих последних дней. [27]

Многие из его стихов были написаны в Париже; действие одного стихотворения из «Сонетов для Елены » происходит в новом саду Тюильри, созданном Екатериной Медичи:

«Когда я думаю о том дне, когда возле фонтана
В королевском саду восторгаюсь твоей сладостью
Любовь открыла тебе тайны моего сердца;
А сколькими бедами была полна моя душа..."

(Когда я думаю о том дне, когда возле фонтана в королевском саду был очарован твоей нежностью.Любовь открыла тебе тайны моего сердца, А сколько боли наполнило мою душу...) [28]

Архитектура [ править ]

Военные кампании в Италии, проведенные Карлом VIII и Людовиком XII , хотя и не очень успешные с военной точки зрения, оказали прямое и благотворное влияние на архитектуру Парижа. Они вернулись во Францию ​​с идеями возведения великолепных общественных зданий в стиле нового итальянского Возрождения и пригласили итальянских архитекторов для их строительства. Наиболее полно этот стиль развился в Париже при Генрихе II после 1539 года.

Первым сооружением в Париже в новом стиле стал старый мост Нотр-Дам (1507–1512), построенный по проекту итальянского архитектора Фра Джокондо. Вокруг него стояло шестьдесят восемь искусно спроектированных домов — первый образец эпохи Возрождения. Следующим крупным проектом было строительство новой городской ратуши Hôtel de Ville. Он был спроектирован другим итальянцем, Доменико да Кортона , и начат в 1882 году (оригинал был сожжен Парижской коммуной , но центральная часть была тщательно реконструирована в 1882 году). Монументальный фонтан в итальянском стиле Fontaine des Innocents был построен в 1549 году как трибуна для встречи нового короля Генриха II в городе 16 июня 1549 года. Он был спроектирован Пьером Леско со скульптурой Жана Гужона. и является старейшим фонтаном Парижа. [29]

Первым дворцом эпохи Возрождения в Париже был Шато Мадрид (1528-1552), королевская резиденция в Нейи в Булонском лесу, спроектированная Филибером Делормом ; он объединил французские крыши и итальянские лоджии и стал первым парижским зданием в стиле нового французского ренессанса. Он был разрушен в 1787 году, но его фрагмент можно увидеть и сегодня в садах Трокадеро.

Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гушон также отвечали за создание Леско-крыла Лувра, шедевра сочетания французского и итальянского искусства и архитектуры эпохи Возрождения, на юго-восточной стороне Кур-Карре Лувра (1546–1553). Внутри Лувра сделали лестницу Генриха II (1546–1553) и Зал Кариатидов (1550).

В 1564 году королева Екатерина Медичи поручила Делорму построить еще более амбициозный проект; новая королевская резиденция, дворец Тюильри , недалеко от Лувра. [29]

Церкви [ править ]

Большинство церквей, построенных в Париже в 16 веке, выполнены в традиционном ярком готическом стиле, хотя некоторые имеют черты, заимствованные из итальянского Возрождения. Самая важная парижская церковь эпохи Возрождения — Сент-Эсташ длиной 105 метров, шириной 44 метра и высотой 35 метров, которая по размерам и величию приближается к собору Парижской Богоматери. Король Франциск I хотел, чтобы памятник стал центральным элементом района Ле-Аль , где располагался главный городской рынок. Церковь была спроектирована любимым архитектором короля Доменико да Кортона . Проект был начат в 1519 году, а строительство началось в 1532 году. Колонны были вдохновлены монастырской церковью Клюни, а высокий интерьер взят из готических соборов Клюни. 13 век, но Кортона добавила детали и орнамент, взятые из итальянского Возрождения. Оно не было завершено до 1640 года. [29]

Другие церкви того периода следуют более традиционным ярким готическим моделям. К ним относятся Сен-Мерри (1520–1552 гг.), План которого аналогичен Нотр-Даму; Сен-Жермен-л'Осерруа с впечатляющими аркбутанами; и церковь Сен-Медар. чей хор был построен в начале 1550 года; Сен-Жерве и Сен-Проте имеет высокий готический свод в апсиде, но также имеет трансепт в более сдержанном классическом стиле, вдохновленный эпохой Возрождения. (Фасад в стиле барокко был добавлен в 17 веке). В Сент-Этьен-дю-Мон (1510–1586), недалеко от современного Пантеона на горе Сент-Женевьев, находится единственная сохранившаяся ширма эпохи Возрождения (1530–35). , великолепный мост через центр церкви. Яркая готическая церковь Сен-Никола-де-Шан (1559 г.) имеет поразительные черты эпохи Возрождения; портал на правой стороне, вдохновленный проектами Филибера Делорма для бывшей королевской резиденции, дворца Турнель в Марэ. [30]

Дома и гостиницы [ править ]

Парижские дома XVI века обычно были высокими и узкими, четырех-пятиэтажными, включая первый этаж и пространство под крышей. Они были построены на каменном фундаменте с каркасом из открытых деревянных балок. Фасады были покрыты белой штукатуркой, чтобы предотвратить пожары. Несколько примеров домов того периода, восстановленных в своем первоначальном виде, до сих пор сохранились в Марэ; дома на улице Франсуа Мирон, 13–15 (15–16 вв.) и на улице Галан, 29–31 (5 округ), первой половины 16 века. [31]

Hôtel parts , или большая частная резиденция, начал появляться в Марэ после того, как французский двор вернулся в Париж. Их насчитывалось около двадцати, и, в отличие от обычных домов, они были каменными. Они были построены вокруг внутреннего двора и отделены от улицы. Резиденция располагалась между двором и садом. Фасад, обращенный во двор, имел самое скульптурное убранство; фасад, выходящий в сад, обычно был сделан из грубого камня. Самые ранние дома того периода часто имели галереи во дворе, шпили и винтовые лестницы, расположенные в богато украшенных башнях, пристроенных к зданию. Примерами такого рода построек являются отель Клюни, бывшая резиденция аббатов монастыря Клюни, ныне Музей средневековья (1490–1500); и отель Carnavalet на улице Севинье, 23 (1547–1549), спроектированный Пьером Леско и украшенный скульптурой Жана Гужона . С течением столетия внешние лестницы исчезли, а фасады стали более классическими и правильными. Хорошим примером позднего стиля является Отель d'Angoulême Lamavoine на улице Паве, 24 в 3-м округе (1585–1589 гг.), Спроектированный Тибо Метезо. [31]

Ссылки [ править ]

Примечания и цитаты [ править ]

  1. ^ Фиеро 1996 , с. 55.
  2. ^ Фиерро 1996 , с. 56.
  3. ^ Сарман, Тьерри, История Парижа , стр. 68
  4. ^ Сармант 2012 , стр. 74.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сармант 2012 , стр. 75.
  6. ^ Сармант 2012 , стр. 68.
  7. ^ Комбо 2013 , с. 34.
  8. ^ Фиерро 1996 , с. 316.
  9. ^ Фиерро 1996 , с. 316-317.
  10. ^ Фиерро 1996 , с. 317.
  11. ^ Фиерро 1996 , с. 351.
  12. ^ Фиерро 1996 , стр. 375–376.
  13. ^ Фиерро 1996 , стр. 379–380.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 403.
  15. ^ Фиерро , с. 414.
  16. ^ Фиерро 1996 , стр. 774–775.
  17. Демёд, Хьюг, Париж по стопам великих людей , стр. 28, L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г.
  18. ^ Фиерро 1996 , с. 466.
  19. ^ Фиерро 1996 , стр. 461–466.
  20. ^ Фиерро 1996 , стр. 475–476.
  21. ^ Фиерро 1996 , стр. 922–923.
  22. ^ Фиерро 1996 , стр. 1086–1088.
  23. ^ Фиерро 1996 , стр. 835–836.
  24. ^ Фиерро 1996 , с. 1172.
  25. ^ Фиерро 1996 , с. 570.
  26. ^ Фиерро 1996 , с. 574.
  27. Демёд, Хьюг, Париж по стопам великих людей , L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г.
  28. ^ Демёд, Хьюз, Париж по стопам великих людей , L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г. Английский перевод стихов Дэвида Сифкина
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тексье 2012 , с. 24.
  30. ^ Тексье 2012 , стр. 24–25.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье 2012 , с. 22.

Цитируемые книги [ править ]

  • Комбо, Иван (2013). История Парижа . Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-060852-3 .
  • Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN  2-221--07862-4 .
  • Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
  • Жаррассе, Доминик (2007). Грамматика парижских садов . Париж: Париграмма. ISBN  978-2-84096-476-6 .
  • Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели . Культурное наследие Гиссоро.
  • Сарман, Тьерри (2012). История Парижа: Политика, городское планирование, цивилизация . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN  978-2-755-803303 .
  • Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры от античности до наших дней . Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8 .
  • Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN  978-2-253-13140-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3407cc236a218d409e34eff1cb5b2f94__1708572000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/94/3407cc236a218d409e34eff1cb5b2f94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paris in the 16th century - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)