Париж в 16 веке
История Парижа |
---|
См. также |
Портал Франции |
В 16 веке Париж был крупнейшим городом Европы с населением около 350 000 человек в 1550 году. [ нужна ссылка ]
В 16 веке в Париж пришло Возрождение , нашедшее выражение в архитектуре, искусстве и культурной жизни города. Короли Франции вернулись в Париж из долины Луары. Париж. В 1534 году Франциск I стал первым французским королем, сделавшим Лувр своей резиденцией.
При короле Франциске I стиль архитектуры эпохи Возрождения , импортированный из Италии, широко использовался в церквях и общественных зданиях, заменяя готический стиль . Достопримечательности Парижа, построенные в 16 веке, включают дворец Тюильри , Фонтен Невинных , крыло Леско Лувра; церковь Сен-Эсташ (1532 г.); и отель Карнавале, строительство которого началось в 1545 году, сейчас является музеем истории Парижа .
В течение столетия Париж был вторым по значимости центром книгоиздания в Европе после Венеции. посвятил Парижский университет свое внимание главным образом борьбе с протестантской ересью. Король основал Коллеж де Франс как новый учебный центр, независимый от университета.
Напряженность между протестантами и католиками росла, достигнув кульминации в Варфоломеевской резне в 1572 году, когда несколько тысяч протестантов были убиты на улицах католической толпой. В конце века Генрих IV смог вернуться в Париж в качестве короля и разрешил протестантам открывать церкви за пределами города. Городские инновации в Париже в 16 веке включали первое уличное освещение свечами. Первый театр открылся в Париже в 1548 году, а первое представление балета состоялось при французском дворе в 1581 году.
События [ править ]
Столица без короля [ править ]
В начале 16 века Париж официально был столицей Франции, но король Людовик XI мало доверял парижанам и проживал в замках долины Луары, редко посещая город. Население выросло со 100 000 в 1422 году до 150 000 в 1500 году. [1] Традиционные торговые пути на север и по реке к морю, закрытые во время войн 15 века, были вновь открыты.
Несмотря на возобновление торговли, экономика города находилась в тяжелом положении. Тысячи рабочих мест были потеряны из-за упадка текстильной промышленности. Число мастеров-ткачей в Париже упало с 360 в 1300 году до 42 в 1481 году. Рост промышленности по производству шелка и крашения тканей создал несколько новых рабочих мест, но их было недостаточно. Поскольку двор больше не проживал в Париже, пострадала и торговля предметами роскоши, включая изготовление ювелирных изделий, часов, мехов, мебели и других предметов роскоши. Париж стал городом правительственных служащих, юристов, бухгалтеров и других королевских чиновников, работающих в судах, парламенте, казначействе, монетном дворе, городской администрации и других королевских учреждениях. Буржуазные парижане покупали государственные должности как путь к престижу, богатству и знатности. [2]
Париж Франциска и Генриха III [ править ]
Людовик XI умер в 1483 году, и его преемники Карл VIII и Людовик XII также предпочли жить в долине Луары. Людовик XII умер в 1515 году, не оставив наследника мужского пола, и ему наследовал его двоюродный брат Франциск I , который гораздо больше интересовался городом. Франциск постепенно переехал ближе к Парижу, сначала во дворец Фонтенбло , затем в Сен-Жермен-ан-Ле , затем в Мадридский замок , огромный охотничий домик, который он построил в Булонском лесу . Наконец, 15 марта 1528 года он заявил о своем намерении жить в Париже. Поскольку старый королевский дворец на Иль-де-ла-Сите был занят парижским парламентом, он объявил, что будет жить в Лувре.
Ко времени Франсуа I Лувр уже давно ассоциировался с французской монархией. Он служил королевским дворцом с начала четырнадцатого века и пользовался благосклонностью французского короля Карла V , который заплатил архитектору Раймону дю Тамплу за преобразование замка Филиппа Августа в главную резиденцию и зрелищное место его правления. Дю Темпль увеличил здание, добавил новый набор домашних покоев и перенес большую часть обширной книжной коллекции короля в свою двухэтажную библиотеку. Однако полтора века забвения привели к тому, что Лувр Карла V обветшал и стилистически не соответствовал современным вкусам, и Франциск I повелел Пьеру Леско еще раз обновить структуру. Лескот снес массивную центральную башню, чтобы обеспечить больше света в квадратном дворе, и расширил окна. Затем он построил новое крыло, оформленное в стиле нового ренессанса, импортированного из Италии. Новое крыло, спроектированное Леско, стало образцом для зданий французского Возрождения по всей Франции. Франциск I переехал в Лувр в 1534 году. Пока Лувр перестраивался, Франциск I проживал в отеле Турнель, недалеко от Бастилии, в доме, который короли использовали, проезжая через Париж.
Строя свой дворец, Франциск I заказал в 1532 году строительство новой ратуши города Парижа по проекту мастера итальянского Возрождения Доменико да Кортона , также в стиле нового Возрождения. Сам король несколько раз приходил в недостроенное здание ратуши на собрание парижских купцов, выпрашивая средства для своих военных походов. Новое здание было закончено только в 1628 году.
Франциск I укрепил позиции Парижа как центра образования и науки. В 1500 году в Париже было семьдесят пять типографий, уступая только Венеции. В 16 веке Париж стал первым в Европе книжным издательством. В 1530 году Франциск I создал в Парижском университете новый факультет с миссией преподавания иврита , греческого языка и математики. Он стал Коллеж де Франс . В 1540 году орден иезуитов основал в Париже свои первые школы. В 1549 году был опубликован первый учебник французского языка « Защита и иллюстрация французского языка » Иоахима дю Белле . [3]
Франциск I умер в 1547 году. Его сын Генрих II официально въехал в Париж в 1549 году с пышной процессией и церемонией; первый фонтан эпохи Возрождения в городе, Фонтан Невинных , был построен в честь прибытия короля. Генрих продолжил грандиозные проекты, начатые Франциском I. Он построил Павильон дю Руа , массивное сооружение в юго-западном углу Лувра, где его квартира располагалась на первом этаже. На первом этаже крыла Леско он построил новый роскошный зал для церемоний — Зал Кариатидов . Он также начал строительство новой стены вокруг растущего города, которое не было закончено до правления Людовика XIII. [4]
Генрих II умер 10 июля 1559 года от ран, полученных во время рыцарского турнира в своей резиденции в Отеле де Турнель. Его вдова, Екатерина Медичи , приказала снести старую резиденцию в 1563 году. В 1612 году началось строительство площади Вогезов , одной из старейших запланированных площадей Парижа. Между 1564 и 1572 годами она построила новую королевскую резиденцию, дворец Тюильри, расположенный перпендикулярно Сене, сразу за стеной, построенной Карлом V вокруг города. К западу от дворца она создала большой сад в итальянском стиле — Сад Тюильри . Она внезапно покинула дворец в 1574 году из-за пророчества астролога о том, что она умрет недалеко от церкви Сен-Жермен или Сен-Жермен-л'Оксеруа. Она начала строительство нового дворца на улице Виарм, недалеко от Ле-Аль, но оно так и не было закончено, и от него осталась только одна колонна. [5]
Варфоломеевская ночь и Генрих III
Во второй половине XVI века в Париже в значительной степени доминировали так называемые Французские религиозные войны (1562–1598). В 1520-е годы в городе начали распространяться сочинения Мартина Лютера , а учение, известное как кальвинизм, привлекло множество последователей, особенно среди высших классов Франции. Сорбонна и Парижский университет, главные крепости католической ортодоксальности, яростно атаковали протестантские и гуманистические доктрины. Ученый Этьен Доле был сожжен на костре вместе со своими книгами на площади Мобер в 1532 году по приказу богословского факультета Сорбонны; за ними последовали и многие другие, но популярность новых доктрин продолжала расти.
Генриха II на короткое время сменил Франциск II , правивший с 1559 по 1560 год; затем Карлом IX, с 1560 по 1574 год, который под руководством своей матери Екатерины Медичи время от времени пытался примирить католиков и протестантов. а иногда и полностью уничтожить их в ходе длительной борьбы, известной как Французские религиозные войны (1562–1598). Париж был оплотом Католической лиги . В ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда многие видные протестанты со всей Франции находились в Париже по случаю бракосочетания Генриха Наваррского — будущего Генриха IV — с Маргаритой Валуа , сестрой Карла IX , королевский совет решил убить лидеров протестантов. Целенаправленные убийства быстро переросли в массовую резню протестантов католической толпой, известную как Варфоломеевская резня , и продолжались в течение августа и сентября, распространившись от Парижа до остальной части страны. Около трех тысяч протестантов были убиты толпой на улицах Парижа и от пяти до десяти тысяч в других местах Франции. [6]
Парижа осада и Генрих IV
После смерти Карла IX Генрих III попытался найти мирное решение, что вызвало у католической партии недоверие к нему. Он попытался продемонстрировать силу своей веры скептически настроенным парижанам и был избит на улице во время крестного хода, но это просто возмутило парижан. Король был вынужден бежать из Парижа герцогом Гизом и его ультракатолическими последователями 12 мая 1588 года, в так называемый День баррикад . 1 августа 1589 года Генрих III был убит в замке Сен-Клу монахом - доминиканцем Жаком Клеманом , положив конец линии Валуа.
Париж, как и другие города Католической лиги, отказался признать власть нового короля Генриха IV, протестанта, пришедшего на смену Генриху III. Генрих сначала разбил ультракатолическую армию в битве при Иври 14 марта 1590 года, а затем приступил к осаде Парижа . Осада была долгой и безуспешной; Чтобы положить этому конец, Генрих IV согласился перейти в католицизм, произнеся знаменитое (но, возможно, апокрифическое) выражение: «Париж стоит мессы». был коронован королем Франции в Шартрском соборе 14 марта 1594 года Генрих IV въехал в Париж после того, как 27 февраля 1594 года .
Обосновавшись в Париже, Генрих сделал все возможное, чтобы восстановить мир и порядок в городе и завоевать одобрение парижан. Он разрешил протестантам открывать церкви вдали от центра города, продолжил работы над Новым мостом и начал планировать две жилые площади в стиле ренессанс, площадь Дофина и площадь Вогезов , которые не были построены до 17 века.
- Вооруженное шествие Католической лиги в Париже (1590 г.)
- Генрих IV въезжает в Париж 22 марта 1594 г.
Париж и парижане [ править ]
По оценкам современных историков, население Парижа в начале 16 века составляло около 250 000 человек, выросло до 350 000 к 1550 году, а затем упало до 300 000 к концу века из-за эпидемии чумы 1580 года и длительная осада города во время Религиозных войн . [7] [5] Площадь города в пределах городских стен составляла около 439 гектаров. В течение столетия были заселены несколько новых районов, ранее бывших сельскими, в частности предместья Сен-Оноре, Сен-Мартен и Монмартр. Несмотря на усилия правительства сохранить территорию за пределами стен свободной от зданий, город расширился за пределы стен.
Социальная география города была такой же, как в средние века. Торговым центром стал порт на правом берегу, на Гревской площади, где сегодня находится мэрия. Главный рынок находился неподалеку, в Ле-Аль . На левом берегу находились университет и несколько крупных монастырей; в 16 веке рядом с университетом открылись книготорговцы и типографии. В первой половине века, когда король отсутствовал, центр управления находился в старом дворце на Иль-де-ла-Сите, где работали суды, казначейство и другие правительственные чиновники. Когда король вернулся в Париж, Лувр стал главной королевской резиденцией. Бедняки были сконцентрированы на узких извилистых улицах Иль-де-ла-Сите и возле Ле-Аль. Когда король вернулся в Париж, придворные дворяне начали строить большие резиденции в районе Марэ, на востоке города.
Париж был крупнейшим городом Европы, с которым мог конкурировать только Лондон, и, безусловно, самым большим городом Франции; во втором по величине французском городе Руане проживало всего пятьдесят тысяч жителей. Посетители того времени описывали его как «огромный» и «чудовищный». [5] Население в основном состояло из коренных парижан и иммигрантов из других регионов Франции, но в него также входили большие общины иностранцев; Среди студентов и печатников было много немцев; фламандцы и голландцы среди ремесленников и ремесленников. Самой многочисленной общиной иностранцев были итальянцы, приехавшие после военной кампании в Италии и особенно после женитьбы короля на Екатерине Медичи. Они выступали в качестве дизайнеров, художников и мастеров новых дворцов и строительных проектов, а также были многочисленными и влиятельными в банковском сообществе. Богатая семья Гонди, например, приехала в Париж по приглашению Екатерины Медичи; благодаря ее влиянию один Гонди вскоре был назван маршалом Франции, а другой стал епископом Парижа. [5]
Администрация [ править ]
На протяжении большей части XVI века короли Франции держали Париж под своим личным контролем и значительно сократили власть купцов и лидеров гильдий, которые ранее играли большую роль в управлении городом. Торговый проректор Парижа избирался купцами, но он не мог вступить в должность до тех пор, пока не был одобрен королем. Декрет 1554 года отнял право голоса у gens mécaniques , или ремесленников Парижа, и потребовал, чтобы из двадцати четырех членов муниципального совета десять должны были быть чиновниками королевского правительства, а семь — членами городского совета. купцы должны были иметь достаточно богатства, чтобы им не нужно было заниматься каким-либо реальным бизнесом. Остальным семерым разрешили заниматься бизнесом, если они не были ремесленниками. [8]
Прово Парижа стал частью королевской свиты и выбирался из высшей знати, а не из купцов. Пять членов дворянской семьи Д'Эстутвиль были ректорами между 1446 и 1542 годами. Среди других были Жак де Колиньи (1509–1512); Габриэль д'Алегр (1513–1526) и Антуан Дю Пра III и IV, управлявшие городом между 1544 и 1588 годами.
По состоянию на 1516 год у провоста было семь лейтенантов; двое отвечали за правосудие и уголовные дела; один для гражданского правосудия; один для полиции и общественных дорог, во главе отряда из десяти лучников. Во многих своих функциях, включая полицейские, прово подчинялся более высокому должностному лицу, губернатору Иль-де-Франс, который был главой дворянства Иль-де-Франс и первым магистратом Парижа. отвечал за подъем солдат, укреплений и вооружения. В 16 веке они часто бывали за пределами Парижа на фронтах различных войн, и городом управлял один из их помощников. Эту должность занимали дворяне более высокого ранга, чем провосты; в него входили несколько членов королевской семьи Бурбонов; семья Монморанси; Колиньи; и Ларошфуко. [9]
Полиция и суды [ править ]
Официальная полиция Парижа была очень маленькой: двадцать лучников под командованием одного из лейтенантов провоста. Их поддерживал отряд из двухсот двадцати сержантов на границе , дислоцированных у городских ворот и основных перекрестков. Ночную стражу держал отдельный отряд численностью около двухсот сорока человек, состоявший из шевалье дюге и его сержантов. Прежняя ночная стража, состоявшая из купцов, была упразднена в 1559 году из-за ее неэффективности. В первой половине XVI века купцы все еще имели значительный контроль над торговыми делами и спорами, но во второй половине столетии большая часть этих прав была отнята. В 1563 году была создана система торговых судей, прародитель современных торговых трибун, которая лишила гильдии права разрешать коммерческие споры. [10]
Религия [ править ]
Римско-католическая церковь в Париже была тесно связана с Короной; Епископы Парижа были выбраны не из-за религиозных добродетелей, а из-за их принадлежности к видным аристократическим семьям, близким королю. В 16 веке в Париже было построено пять важных новых церквей, самой большой из которых была церковь Сен-Эсташ недалеко от центрального рынка Ле-Аль. На протяжении всего столетия Париж был крепостью традиционной римско-католической веры. Однако религиозные конфликты между католиками и новыми протестантскими сектами нарастали на протяжении столетия, достигнув кульминации в Варфоломеевской резне и религиозных войнах.
Колледж Сорбонны Парижского университета, главная богословская школа города, взял на себя инициативу по осуждению ересей и протестантизма. В 1534 году испанский студент университета Игнатий Лойола собрал вместе пять других студентов, испанцев, французов и португальцев, в часовне Сен-Пьер де Монмартр и сформировал новое общество, Общество Иисуса , которое стало называться как иезуиты. Его орден стал одной из ведущих сил против протестантской Реформации .
Ораторы, назначенные церковью, яростно и яростно осуждали протестантов и организовывали эмоциональные шествия последователей церкви, носивших кресты на одежде и часто с оружием. Проведение шествий в знак покаяния было начато в Париже королем Генрихом III в 1583 году. С января по май 1589 года в Париже состоялось не менее трехсот шествий. [11]
Протестанты [ править ]
В 1517 году в Виттенберге монах-августин Мартин Лютер осудил продажу индульгенций, а в 1520 году формально отделился от Римско-католической церкви. Сочинения Лютера начали распространяться в Париже в 1519–20. Учение Лютера было официально осуждено Парижским университетом 15 апреля 1521 года. Тем не менее, движение стало популярным среди швейцарских и немецких студентов университета. Движение было решительно осуждено профессорско-преподавательским составом Сорбонны в 1521 году, после чего церковь приняла более жёсткие меры. В 1523 году лютеранин Жан Вальер был осужден, повешен, а затем сожжен на Свином рынке у ворот Сент-Оноре за отрицание непорочного зачатия Христа. Последовало еще много казней. Король Франциск I, последователь гуманизма, и епископ Парижа Жан Дю Белле защищали некоторых церковных реформаторов, таких как Луи Беркен, переводчик Эразма и Лютера, но в его отсутствие Сорбонна арестовала, задушила, а затем сожжен на Гревской площади 17 апреля 1529 года. Был также сожжен Майль Рено, секретарь епископа Парижа. Лютеране Парижа в ответ искалечили статуи святых на углах улиц и стенах домов города.
Кальвинизм, французский вариант лютеранской реформы, появился в Париже в 1533 году; новый ректор университета Николя Коп сам был его последователем. Коллегия Сорбонны быстро осудила новую ересь, и король тоже был вынужден осудить ее. Последовали новые аресты, но число кальвинистов росло, особенно среди студентов и преподавателей университета. Первая кальвинистская церковь в Париже была основана в сентябре 1555 года в гостинице на улице Марэ (ныне улица Висконти). К 1559 году в городе действовало семьдесят две кальвинистские общины, большинство из которых располагались в Латинском квартале, недалеко от университета. Несмотря на усиливающиеся репрессии и казнь 23 декабря 1559 года на Гревской площади выдающегося реформатора Анны Дю Бур, советника парижского парламента, число протестантов продолжало расти. К 1561 году число общин выросло до двух тысяч пятисот пятидесяти. Правительство отказалось разрешить постоянные протестантские церкви в центре города, поэтому их открыли на окраине города, в Попенкуре возле церкви Сен-Медар в южной части города.
Новое протестантское сообщество включало многих художников и ученых, в том числе Бернара Палисси , скульптора Жана Гужона и архитекторов Андруэ Дю Серсо и Пьера Леско . В его состав также входили многие дворяне; из 130 человек, арестованных на незаконной церковной службе на улице Сен-Жак 5 сентября 1557 года, тридцать были выходцами из знатных семей. В 1561–1562 годах число протестантов в Париже оценивалось в десять-пятнадцать тысяч; во Франции в целом — три миллиона, или пятнадцать процентов населения. [12]
В Варфоломеевской ночи 23–24 августа 1572 г. погибло от двух до трех тысяч протестантов; за этим последовала масштабная эмиграция протестантов из города, прежде всего в Седан, Монбельяр и Женеву.
В 1598 году по Нантскому эдикту протестанты снова смогли открыть церковь в Гриньи, на берегу Сены за пределами города. В 1606 году его перенесли ближе, в Шарантон, в шести милях от Бастилии.
Евреи [ править ]
Еврейская община Парижа в XVI веке насчитывала всего около десятка семей. Евреи были официально изгнаны из города Филиппом ле Беллем в 1306 году, а в 1380 и 1382 годах дома евреев и имущество парижских евреев были конфискованы. Несколько оставшихся семей были итальянского или центральноевропейского происхождения и держались очень и очень сдержанно. Первая миграция около пятидесяти евреев-сефардов из Испании и Португалии прибыла только в 1667 году через Байонну, Бордо и Нидерланды. [13]
Образование [ править ]
Университет и Королевский колледж [ править ]
Парижский университет был средневековым учреждением, состоящим из шестидесяти различных колледжей, плохо подготовленных к новым идеям и дебатам эпохи Возрождения. На юридическом факультете преподавалось только религиозное право, а не гражданское право, за исключением одного короткого периода между 1564 и 1573 годами, когда религиозные конфликты не позволили студентам поступить на факультет гражданского права в Орлеане. Колледж Сорбонны, теологический факультет университета, осуждал любые религиозные реформы и подвергал остракизму ученых-гуманистов на своем факультете, включая Эразма , который отбыл в Англию. Жизнь студентов в колледжах была чрезвычайно трудной; еды было мало, вода из колодцев была нездоровой, а студенты жили в сырых, замерзающих зимой палатах. Студентов регулярно били за мелкие проступки. один голландский студент, Арнольд Ван Бюхель, писал о колледже Монтегю в 1585–1586 годах: «Можно было бы поверить, что это тюрьма, созданная для наказания, а не для обучения». [14]
Король Франциск I признал слабости университета и, по настоянию ученого Гийома Буде , в 1530 году создал Королевский колледж, позже известный как Колледж де Франс . На его факультете работали шесть известных ученых, выбранных из университетского факультета: трое преподавали иврит, двое преподавали древнегреческий язык и один преподавал математику. Новый колледж сразу же осудил Сорбонна, раскритиковавшая уровень богословских знаний профессорско-преподавательского состава новой школы. В ответ король сделал новый колледж полностью отдельным и независимым от университета. [14]
Начальное и среднее образование [ править ]
Эпоха Возрождения и растущая доступность книг стимулировали большое стремление к начальному образованию. Дети дворянских семей имели частных репетиторов. Первые школы для менее обеспеченных семей были организованы церковью и предназначались только для мальчиков; они учили чтению, письму и счету. С появлением религиозной реформы многие протестанты основали свои собственные школы, находящиеся вне контроля католической церкви; в классы иногда входили как девочки, так и мальчики. Чтобы предотвратить это, в 1554 году Парижский парламент издал указ, запрещающий школы, независимые от католической церкви, и запрещающий девочкам и мальчикам учиться вместе. Несмотря на этот акт, число подпольных школ продолжало расти.
В средние века в Париже не было среднего образования; Студенты пошли из начальной школы в университет. Однако в 15 веке система образования подростков появилась в Нидерландах, а в 16 веке была импортирована во Францию. Он имел восемь уровней, ведущих к университету, управлялся религиозными орденами и был ориентирован не только на образование, но и на дисциплину и аскетический образ жизни. Он был принят несколькими колледжами университета, в том числе Колледжем Монтегю и Колледжем Бургундии. где студентов учили повторять, эффективно спорить, вести скромный образ жизни и регулировать свое время. Похожая система была создана Обществом Иисуса, или Иезуитов, основанным в Париже Игнасом де Лойолой . Иезуиты основали Колледж Клермона (ныне Лицей Луи-ле-Гран) в 1556 году, который до революции был единственным важным колледжем в Париже. Студенты могли поступить на курс латыни в любом возрасте от четырех до восемнадцати лет, хотя средний возраст поступления составлял восемь лет. Обучение продолжалось шесть лет, после чего студенты поступили в университет. Религиозный орден для женщин, Урсулинки давали молодым женщинам среднее образование, но обучение ограничивалось чтением, письмом, шитьем и вышивкой. [15]
Больницы и кладбища [ править ]
Первой и основной больницей Парижа был Отель-Дьё , расположенный недалеко от собора Нотр-Дам на острове Сите, основанный в раннем средневековье. Он находился в ведении церкви и на протяжении веков расширялся, но он был недостаточно велик для тысяч приходящих туда пациентов; на каждой койке помещалось несколько пациентов. Он мог обеспечить очень мало реальной медицинской помощи, но предлагал еду и регулярные религиозные услуги для больных. В 16 веке было создано еще несколько более специализированных больниц, в том числе больницы для сирот, больных сифилисом и больницы для раненых солдат.
У каждой церкви, монастыря и аббатства было свое небольшое кладбище, площадь которого составляла всего десять квадратных метров. Самым большим кладбищем в городе было кладбище Святых-Невинных недалеко от Ле-Аль, его площадь составляла 7000 квадратных метров. В Святых-Невинных было похоронено две тысячи человек, что вызвало серьезное отравление почвы на глубину двух и более метров и ужасный аромат в окрестностях. Жители начали требовать его закрытия еще в 1554 году, но парламент Парижа не закрывал городские кладбища для новых захоронений до 1765 года. [16]
- Больница Отель-Дьё около 1500 года. На каждой койке обычно помещалось несколько пациентов.
- Кладбище Святых-Невинных, самое большое в городе, 1550 г. (гравюра XIX века Гофбауэра)
Повседневная жизнь [ править ]
и Таверны кабаре
Ресторан в его современном виде появился в Париже только в конце 18 века, но в Париже было множество таверн, в которых напитки и еда подавали отдельно, и кабаре , в которых были скатерти и подавали горшки с вином к еде. Практика кабаре, предлагающих развлечения и музыку, появилась только в 19 веке. Брошюра 1574 года приглашала клиентов посетить Chez Le More, Chez Sanson, Chez Innocent и Chez Havard, «Министерства сладострастия и свободных расходов». Самым известным кабаре того времени было Pomme de Pin на площади Контрескарп в 5-м округе. Его регулярно посещали поэт Пьер де Ронсар и писатель Франсуа Рабле , которые описывали его как место встречи путешественников, студентов и бандитов. Он был одинаково популярен среди проституток. Он располагался через дорогу от современного одноименного кабаре. [17]
Экономика [ править ]
Ремесленники [ править ]
Текстильная промышленность, которая доминировала в экономике Парижа до 15 века, в 15 веке значительно сократилась из-за иностранной конкуренции. На смену им пришли новые отрасли промышленности, в частности крашение тканей. Красильные мастерские в предместье Сен-Марсель, расположенном вдоль реки Бьевр, производили шестьсот тысяч кусков окрашенной ткани в год и сколотили состояния некоторым парижским семьям, в том числе Гобеленам, Канайе и Пельтре. Однако к концу шестнадцатого века производство упало до ста тысяч из-за религиозных войн и конкуренции со стороны других городов. Производство некоторых предметов роскоши, таких как ремни, перчатки, парфюмерия и женские шляпки, было еще одной важной частью экономики, которая процветала после возвращения королевского двора в Париж из долины Луары. Кожевники, в основном из Испании, Италии и Венгрии, разместили свои мастерские в квартале Сен-Марсель, а немецкие резчики по дереву начали изготавливать мебель в предместье Сен-Антуан . Очень немногие мастерские имели большое количество сотрудников; большая часть товаров производилась в небольших мастерских мастерами-ремесленниками и их учениками, где семья жила в том же здании за мастерской. В конце 15 века появилась новая промышленность; печать книг. Книги были предметом роскоши, и их чаще всего печатали в окрестностях университета. [18]
Коммерция [ править ]
, мерсье Важнейшей торговой гильдией были продававшие ткани, пуговицы, ленты и другие предметы, используемые при изготовлении одежды, а также горшки, посуду и другие предметы домашнего обихода. Состав торговых трибуналов между 1564 и 1589 годами показал относительную важность парижских торговых гильдий; там было пятьдесят мерсье по сравнению с двадцатью пятью торговцами тканями, двадцатью тремя торговцами рыбой и вином, двадцатью двумя бакалейщиками и продавцами специй, тремя торговцами мехами, тремя ювелирами, тремя красильщиками тканей и одним торговцем деревом. Однако очень немногие парижские купцы стремились создать торговые империи; Вместо этого они использовали свое состояние для покупки государственных должностей или заключения браков, которые позволяли им продвигаться в низшие ряды дворянства. [19]
Банковское дело и финансы [ править ]
Париж значительно отставал от Лондона, Амстердама и немецких городов в создании банков, фондовой биржи и других важных финансовых учреждений. Состоятельные парижане предпочитали вкладывать свои деньги в покупку земли или королевских должностей, а не в бизнес. Они также очень неохотно давали деньги взаймы французским королям, которые, как известно, никогда не выплачивали свои долги. Начиная с 1522 года богатые парижане ссужали свои деньги Бюро де Виль, городскому правительству, которое, в свою очередь, давало ссуды королю. В обмен король дал городу право собирать определенные налоги в Париже, а парижские инвесторы получили солидную восьмипроцентную прибыль по своим кредитам городу. Однако ко второй половине XVI века короли были настолько глубоко в долгах, что богатые парижане отказывались давать больше денег в долг; Король был вынужден занять деньги у итальянских банкиров, получивших право на получение части французских налогов. Эта система способствовала непопулярности французских монархов и бегству короля Генриха III из города в 1588 году. [20]
Порты [ править ]
Экономика Парижа в 16 веке имела два торговых центра; порты на Сене, куда прибывала большая часть продовольствия, вина, пиломатериалов, строительного камня, дров и других продуктов; и Ле-Аль , центральный продуктовый рынок, расположенный недалеко от порта. Из-за плохого качества дорог за пределами города и сложности передвижения повозок по узким улочкам внутри города большая часть продукции доставлялась по воде. Главным портом был Ла Грев , расположенный перед современной ратушей, построенной в 11 веке. Штаб-квартира гильдии купцов располагалась рядом с портом и стала мэрией. Еще один важный ранний порт находился на северной стороне Иль-де-ла-Сите, где сегодня расположен цветочный рынок.
Ле edit-Аль
Ле-Аль, центральный рынок Парижа, был основан в 1137 году королем Людовиком VI. К 16 веку он был переполнен и неэффективен. Между 1543 и 1572 годами король Франциск I и его преемники постепенно восстановили рынок в том виде, в котором он сохранялся до времен Луи-Наполеона и Второй империи. Он был расположен примерно между церковью Сент-Эстанс и Кладбищем Невинных и был окружен длинной крытой деревянной галереей, состоящей из ряда зданий, известных как « столбы Галля» , где располагались прилавки. внутри галерей было семь больших крытых залов, где покупали и продавали товары; были залы для сукон, кожи, вин, овощей и других продуктов; Самый большой, grande Halle , продавал пшеницу и другие крупы, свежую и соленую свинину, масло и множество других продуктов, включая веревки для колодцев и кастрюли. В зале между улицами Окс-Фер и улицей де ла Коссонри продавались фрукты, овощи, травы и цветы. [21]
Ле-Аль был единственным продовольственным рынком в городе до 1558 года, когда был разрешен второй рынок, Марше-Нёф, вдоль Сены, на южной стороне Иль-де-ла-Сите, на месте нынешней улицы Орбери. . Он открылся в 1568 году и включал в себя прилавки с рыбой, мясом и овощами.
Урбанизм [ править ]
В 16 веке королевское правительство предприняло усилия, чтобы сделать Париж более пригодным для жизни и более функциональным, хотя ощущение урбанизма и города как произведения дизайна и искусства не пришло до самого конца века, во время правления Генриха IV.
Мосты [ править ]
В XVI веке через Сену было всего четыре моста, по два на каждом берегу, что было недостаточно для растущего города и объема трафика, который они пропускали. Парижские мосты в начале 16 века были в основном деревянными и часто были смыты наводнениями или снесены льдом на замерзшей реке. Самым важным мостом был Pont au Change , который был построен в 1304 году при Филиппе Ле Беле и был местом, где менялы располагали своими киосками. Новый мост Pont aux Meuniers был построен в начале 16 века. В нем находилось тринадцать мельниц для помола зерна, приводившихся в движение протекающей внизу водой Сены, а также был пешеходный мост. Он принадлежал религиозному капитулу Нотр-Дама и находился в плохом состоянии. Он обрушился во время наводнения 23 декабря 1596 года, и несколько парижан утонули.
Мост Нотр-Дам , соединяющий остров Сите с улицей Сен-Мартен на правом берегу, находился на месте древнего галло-римского моста. Мост был перестроен из дерева в 1413 году, но был смыт в 1499 году. Новый мост Нотр-Дам был построен из камня между 1500 и 1514 годами в стиле нового ренессанса под руководством монаха из Италии брата Джоконды и дизайнер-конструктор Жан де Даяк. Вокруг него стояло шестьдесят восемь одинаковых домов из кирпича и камня. Каждый дом был пронумерован – новинка, которая позже использовалась на улицах Парижа.
Мост Сен-Мишель был завершен в 1378 году и позже назывался Pont Neuf, затем Petit Pont Neuf. Он также был застроен домами и несколько раз был смыт. В домах 17 века в основном жили парфюмеры и книготорговцы.
В 1578 году король Генрих III заложил первый камень для нового моста — Пойнт-Нёф, старейшего моста Парижа, существующего сегодня. Чтобы освободить больше места для движения транспорта, его построили без домов. Из-за религиозных войн строительство было завершено только в 1604 году. [22]
- Мост Нотр-Дам (1512 г.), первый мост эпохи Возрождения в Париже, с шестьюдесятью восемью домами.
- Проект 1577 года для Нового моста , одобренный Генрихом III.
- Мост Сен-Мишель в 1577 году.
Уличные фонари [ править ]
Узкие улочки Парижа ночью были темны и опасны; тем, кто решался выйти, приходилось нести собственные факелы или нанимать факелоносца, чтобы он освещал себе путь. В 1524 году городская администрация постановила, что перед домами на ночь следует вывешивать фонари с зажженными свечами. Указ был продлен 16 ноября 1526 года, но, похоже, он не получил широкого распространения. В октябре 1588 года парижский парламент постановил, что на каждом углу города с десяти часов вечера до четырех утра должен быть зажженный факел. Однако парламент не предоставил никакого финансирования, и нет никаких доказательств того, что указ был выполнен. Наконец, в конце столетия был достигнут некоторый прогресс. В 1594 году новый указ полиции предписывал вывешивать фонари на улицах каждого квартала, а городским чиновникам было поручено следить за их регулярным зажиганием. Новые фонари со стеклянными окнами давали гораздо лучший свет, чем старые свечи и факелы, и парижанам стало несколько легче и безопаснее проходить по улицам ночью. [23]
Культура и искусство [ править ]
Театр и балет [ править ]
В начале XVI века любительский театральный коллектив « Конфрери де ла Страсти» периодически ставил «Страсти» по мотивам «Страстей Христовых» в большом зале на первом этаже больницы Троицы на улице Сен-Дени. . где они оставались до 1539 года. В 1543 году они купили одно из зданий, пристроенных к отелю де Бургонь на улице Этьен-Марсель, 23, которое стало первым постоянным театром в городе. Церковные власти в Париже осудили «Страсти» и религиозные мистерии, и они были запрещены в 1548 году. Confrérie сдавала свой театр в аренду приезжим театральным труппам, в частности английской труппе под руководством Жана Сеэ, итальянской труппе Gelosi Italiens и французской труппе. Компанию возглавляет Вальеран Ле Конте . [24]
Пьесы ставились и при королевском дворе. Первая классическая французская трагедия, Клеопатры» « Пленница Этьена Жоделя , была исполнена перед Генрихом II в феврале 1553 года. [25] Балеты также стали популярны при французском дворе и исполнялись для празднования свадеб и других особых случаев. Первое исполнение «Цирке» Бальтазара де Божуа состоялось в Лувре 24 сентября 1581 года в честь свадьбы Анны де Жуайез, фаворитки короля, с Маргаритой де Водемон. [26]
Живопись и скульптура [ править ]
Ренессанс в живописи был принесён в Париж со двором Франциска I, с приездом его итальянских придворных художников Россо Фиорентино , Франческо Приматиччо (известного по-французски как Приматице); и Николо дель Аббате . работавший как в Париже, так и в отделке дворца Фонтенбло . Ведущими французскими художниками в Париже были Франсуа Клуэ , Жан Кузен Старший , чей успех позволил ему построить грандиозный дом и студию на современной улице Висконти в Марэ; и Антуан Карон , официальный художник последних королей Валуа. Итальянский ювелир, скульптор и архитектор Бенвенуто Челлини также приезжал на пять лет в Париж, создавая произведения для короля и двора.
- Ева Прима Пандора, картина Жана Кузена Старшего (1570 г.)
- Диана де Пуатье работы Франсуа Клуэ (1571 г.)
- Солонка работы Бенвенуто Челлини (1540–1543 гг.)
- Сибилла Клев-Жюлье-Берг, маркграфина Бургау (1557–1628), автор монограммист AC
Самыми важными французскими скульпторами, работавшими в Париже, были Жан Гужон (1510–1585), чьи работы включают украшение Фонтена Невинных , фасада крыла Леско Лувра, Кариатиды на музыкальной площадке парадного зала Парижа. Лувр (1550–1551 гг.); и «Времена года», украшающие фасад музея Карнавале (1547 г.); Пьер Бонтан (1505–1568), создавший скульптуры для гробницы Франциска I и надгробный памятник Шарлю де Мариньи (1556), ныне находящийся в Лувре; и Жермен Пилон (1525–1590), который сделал чрезвычайно реалистичные погребальные фигуры Генриха II Французского и Екатерины Медичи для их гробниц в базилике Сен-Дени, а также 385 гротескных маскаронов, украшающих Новый мост .
- «Времена года» Жана Гужона , украшающие фасад музея Карнавале (1547 г.)
- Памятник сердцу Франциска I Французского работы Пьера Бонтана в базилике Сен-Дени (1547 г.)
- Похоронная скульптура Генриха II и Екатерины Медичи в базилике Сен-Дени работы Жермена Пилона (1561–1573).
- 385 маскаронов на Новом мосту , каждый из которых отличается, приписывают Жермену Пилону.
Литература [ править ]
Самым выдающимся парижским писателем того периода был Франсуа Рабле (1494–1553), наиболее известный своим романом «Гаргантюа и Пантагрюэль» , который дал английскому языку слово «Гаргантюан». Им восхищался король Франциск I, который защищал его, пока он был жив, но после смерти короля Рабле и его работы были осуждены Парижским университетом и Парижским парламентом, и он выжил только благодаря защите высоких деятелей в Париже. суд. Большую часть своей жизни он провел вдали от города, но умер в Париже.
Самым выдающимся поэтом был Пьер де Ронсар (1524–1585) из аристократической семьи Вандомского региона. Он поселился в Латинском квартале, некоторое время учился в Наваррском колледже, затем стал пажем дофина, старшего сына Франциска I. Его первое стихотворение было опубликовано в 1547 году в одном из многочисленных небольших издательств, появившихся по всему миру. университет. Он сформировал литературный кружок с Жоахимом дю Белле и группой других поэтов и опубликовал серию сборников стихов о любви и романтике, а также сборник эротических стихов. Последний том, «Les Folastries» , вызвал скандал, и парламент Парижа приказал сжечь все экземпляры. Несмотря на это (или благодаря этому), Ронсар был фаворитом двора во времена правления Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Он давал уроки написания стихов Карлу IX. Однако к 1574 году и во время правления Генриха III, когда начались религиозные войны, его поэзия пользовалась меньшей популярностью у королевской семьи. Он продолжал мирно писать в Коллеж де Бонкур , примыкавший к Коллежу де Наварра , до своих последних дней. [27]
Многие из его стихов были написаны в Париже; действие одного стихотворения из «Сонетов для Елены » происходит в новом саду Тюильри, созданном Екатериной Медичи:
- «Когда я думаю о том дне, когда возле фонтана
- В королевском саду восторгаюсь твоей сладостью
- Любовь открыла тебе тайны моего сердца;
- А сколькими бедами была полна моя душа..."
(Когда я думаю о том дне, когда возле фонтана в королевском саду был очарован твоей нежностью.Любовь открыла тебе тайны моего сердца, А сколько боли наполнило мою душу...) [28]
Архитектура [ править ]
Военные кампании в Италии, проведенные Карлом VIII и Людовиком XII , хотя и не очень успешные с военной точки зрения, оказали прямое и благотворное влияние на архитектуру Парижа. Они вернулись во Францию с идеями возведения великолепных общественных зданий в стиле нового итальянского Возрождения и пригласили итальянских архитекторов для их строительства. Наиболее полно этот стиль развился в Париже при Генрихе II после 1539 года.
Первым сооружением в Париже в новом стиле стал старый мост Нотр-Дам (1507–1512), построенный по проекту итальянского архитектора Фра Джокондо. Вокруг него стояло шестьдесят восемь искусно спроектированных домов — первый образец эпохи Возрождения. Следующим крупным проектом было строительство новой городской ратуши Hôtel de Ville. Он был спроектирован другим итальянцем, Доменико да Кортона , и начат в 1882 году (оригинал был сожжен Парижской коммуной , но центральная часть была тщательно реконструирована в 1882 году). Монументальный фонтан в итальянском стиле Fontaine des Innocents был построен в 1549 году как трибуна для встречи нового короля Генриха II в городе 16 июня 1549 года. Он был спроектирован Пьером Леско со скульптурой Жана Гужона. и является старейшим фонтаном Парижа. [29]
Первым дворцом эпохи Возрождения в Париже был Шато Мадрид (1528-1552), королевская резиденция в Нейи в Булонском лесу, спроектированная Филибером Делормом ; он объединил французские крыши и итальянские лоджии и стал первым парижским зданием в стиле нового французского ренессанса. Он был разрушен в 1787 году, но его фрагмент можно увидеть и сегодня в садах Трокадеро.
Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гушон также отвечали за создание Леско-крыла Лувра, шедевра сочетания французского и итальянского искусства и архитектуры эпохи Возрождения, на юго-восточной стороне Кур-Карре Лувра (1546–1553). Внутри Лувра сделали лестницу Генриха II (1546–1553) и Зал Кариатидов (1550).
В 1564 году королева Екатерина Медичи поручила Делорму построить еще более амбициозный проект; новая королевская резиденция, дворец Тюильри , недалеко от Лувра. [29]
- Гравюра 17 века с изображением отеля де Виль.
- Фонтан Невинных в честь официального въезда короля Генриха II в Париж (1549 г.), расположенный рядом с городским рынком, был построен Пьером Леско и Жаном Гужоном .
- Потолок лестницы Генриха II в Лувре работы Пьера Леско (1546–1553).
Церкви [ править ]
Большинство церквей, построенных в Париже в 16 веке, выполнены в традиционном ярком готическом стиле, хотя некоторые имеют черты, заимствованные из итальянского Возрождения. Самая важная парижская церковь эпохи Возрождения — Сент-Эсташ длиной 105 метров, шириной 44 метра и высотой 35 метров, которая по размерам и величию приближается к собору Парижской Богоматери. Король Франциск I хотел, чтобы памятник стал центральным элементом района Ле-Аль , где располагался главный городской рынок. Церковь была спроектирована любимым архитектором короля Доменико да Кортона . Проект был начат в 1519 году, а строительство началось в 1532 году. Колонны были вдохновлены монастырской церковью Клюни, а высокий интерьер взят из готических соборов Клюни. 13 век, но Кортона добавила детали и орнамент, взятые из итальянского Возрождения. Оно не было завершено до 1640 года. [29]
Другие церкви того периода следуют более традиционным ярким готическим моделям. К ним относятся Сен-Мерри (1520–1552 гг.), План которого аналогичен Нотр-Даму; Сен-Жермен-л'Осерруа с впечатляющими аркбутанами; и церковь Сен-Медар. чей хор был построен в начале 1550 года; Сен-Жерве и Сен-Проте имеет высокий готический свод в апсиде, но также имеет трансепт в более сдержанном классическом стиле, вдохновленный эпохой Возрождения. (Фасад в стиле барокко был добавлен в 17 веке). В Сент-Этьен-дю-Мон (1510–1586), недалеко от современного Пантеона на горе Сент-Женевьев, находится единственная сохранившаяся ширма эпохи Возрождения (1530–35). , великолепный мост через центр церкви. Яркая готическая церковь Сен-Никола-де-Шан (1559 г.) имеет поразительные черты эпохи Возрождения; портал на правой стороне, вдохновленный проектами Филибера Делорма для бывшей королевской резиденции, дворца Турнель в Марэ. [30]
- Интерьер церкви Святой Марии (1520–1552 гг.)
- Сен-Эсташ (1532–1640), готическая церковь, облицованная орнаментом эпохи Возрождения.
- Интерьер Сент-Эсташ
- Ширма Руда в интерьере Сент-Этьен-дю-Мон (1510–1586).
Дома и гостиницы [ править ]
Парижские дома XVI века обычно были высокими и узкими, четырех-пятиэтажными, включая первый этаж и пространство под крышей. Они были построены на каменном фундаменте с каркасом из открытых деревянных балок. Фасады были покрыты белой штукатуркой, чтобы предотвратить пожары. Несколько примеров домов того периода, восстановленных в своем первоначальном виде, до сих пор сохранились в Марэ; дома на улице Франсуа Мирон, 13–15 (15–16 вв.) и на улице Галан, 29–31 (5 округ), первой половины 16 века. [31]
Hôtel parts , или большая частная резиденция, начал появляться в Марэ после того, как французский двор вернулся в Париж. Их насчитывалось около двадцати, и, в отличие от обычных домов, они были каменными. Они были построены вокруг внутреннего двора и отделены от улицы. Резиденция располагалась между двором и садом. Фасад, обращенный во двор, имел самое скульптурное убранство; фасад, выходящий в сад, обычно был сделан из грубого камня. Самые ранние дома того периода часто имели галереи во дворе, шпили и винтовые лестницы, расположенные в богато украшенных башнях, пристроенных к зданию. Примерами такого рода построек являются отель Клюни, бывшая резиденция аббатов монастыря Клюни, ныне Музей средневековья (1490–1500); и отель Carnavalet на улице Севинье, 23 (1547–1549), спроектированный Пьером Леско и украшенный скульптурой Жана Гужона . С течением столетия внешние лестницы исчезли, а фасады стали более классическими и правильными. Хорошим примером позднего стиля является Отель d'Angoulême Lamavoine на улице Паве, 24 в 3-м округе (1585–1589 гг.), Спроектированный Тибо Метезо. [31]
- Дома на улице Франсуа-Мирон, 13–15, 4 округ (16–17 вв.)
- Фасад музея Карнавале со скульптурой Жана Гужона (1547–1548 гг.).
- Отель d'Angoulême Lamoignon , на улице Паве, 24, в квартале Марэ. (1585–1589), ныне библиотека истории Парижа.
Ссылки [ править ]
Примечания и цитаты [ править ]
- ^ Фиеро 1996 , с. 55.
- ^ Фиерро 1996 , с. 56.
- ^ Сарман, Тьерри, История Парижа , стр. 68
- ^ Сармант 2012 , стр. 74.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сармант 2012 , стр. 75.
- ^ Сармант 2012 , стр. 68.
- ^ Комбо 2013 , с. 34.
- ^ Фиерро 1996 , с. 316.
- ^ Фиерро 1996 , с. 316-317.
- ^ Фиерро 1996 , с. 317.
- ^ Фиерро 1996 , с. 351.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 375–376.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 379–380.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 403.
- ^ Фиерро , с. 414.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 774–775.
- ↑ Демёд, Хьюг, Париж по стопам великих людей , стр. 28, L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г.
- ^ Фиерро 1996 , с. 466.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 461–466.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 475–476.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 922–923.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 1086–1088.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 835–836.
- ^ Фиерро 1996 , с. 1172.
- ^ Фиерро 1996 , с. 570.
- ^ Фиерро 1996 , с. 574.
- ↑ Демёд, Хьюг, Париж по стопам великих людей , L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г.
- ^ Демёд, Хьюз, Париж по стопам великих людей , L'Express Thema , октябрь – ноябрь 2015 г. Английский перевод стихов Дэвида Сифкина
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тексье 2012 , с. 24.
- ^ Тексье 2012 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тексье 2012 , с. 22.
Цитируемые книги [ править ]
- Комбо, Иван (2013). История Парижа . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2-13-060852-3 .
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221--07862-4 .
- Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
- Жаррассе, Доминик (2007). Грамматика парижских садов . Париж: Париграмма. ISBN 978-2-84096-476-6 .
- Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели . Культурное наследие Гиссоро.
- Сарман, Тьерри (2012). История Парижа: Политика, городское планирование, цивилизация . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755-803303 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры от античности до наших дней . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3 .