Jump to content

Экономика Парижа

Штаб-квартира TotalEnergies , крупнейшей компании Франции, в Курбевуа , в Ла-Дефанс . деловом районе

Экономика Парижа базируется в основном на услугах и торговле: из 390 480 его предприятий 80,6% занимаются торговлей, транспортом и разнообразными услугами, 6,5% - строительством и всего 3,8% - промышленностью. [1] Париж , включая город Париж и регион Иль-де-Франс (Парижский регион), является важнейшим центром экономической деятельности во Франции, на его долю приходится около тридцати процентов французского ВВП . [2]

в 2011 году Париж был пятым по величине мегаполисом в мире По данным Брукингского института, и вторым в Европе . [3] Парижский регион является самым богатым регионом Европы с ВВП (ППС) более чем в 1 триллион долларов, что эквивалентно ВВП Нидерландов или Индонезии и выше, чем в таких странах, как Швейцария , Швеция или Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты вместе взятые, опережая Северный Рейн-Вестфалию в Германии. но немного позади Большого Лондона в Соединенном Королевстве . [4] [5] Он имеет самый высокий ВВП на душу населения среди всех французских регионов и третий по величине среди всех регионов Европейского Союза .

Похожая история наблюдается и в Парижском регионе, или в Иль-де-Франс, в целом. В торговле и сфере услуг заняты 76,7 процента предприятий, в промышленности - 3,4 процента. В торговле, на транспорте и в различных услугах занято 59,5 процента занятых, в государственном управлении, здравоохранении и социальном обслуживании - 26,9 процента, в промышленности - 8,2 процента, в строительстве - 5,2 процента. [6]

Все десять крупнейших французских компаний, включенных в список Fortune Global 500 за 2015 год, имели свои штаб-квартиры в Парижском регионе, девять — в городе Париже и одна, TotalEnergies , в департаменте Верхний де-Сен , в деловом районе Ла-Дефанс . Четвертая по величине компания Société Générale имеет зарегистрированную штаб-квартиру в Париже и операционные офисы в Ла-Дефанс. Другие известные кластеры крупных компаний расположены в Исси-ле-Мулино (медиа-компании); Булонь-Бийанкур и Сен-Дени .

ВВП [ править ]

мегаполис Парижа произвел 984 миллиарда долларов США по рыночному обменному курсу , или около 1/3 экономики Франции. В 2021 году [7] ВВП на душу населения в регионе составил 65 200 евро (73 000 долларов США), что является самым высоким показателем во Франции. ВВП Парижского региона составлял 31 процент ВВП метрополии Франции. [5]

В 2022 году ВВП Парижского региона был вторым по величине в Европе, опережая Северный Рейн-Вестфалию в Германии и уступая Большому Лондону в Соединенном Королевстве. ВВП на душу населения был 4-м по величине в Европе после Люксембурга , Брюсселя и Гамбурга . [5]

В период с 1993 по 2007 год ВВП Парижского региона стабильно рос в среднем на 2,3 процента в год. Однако во время рецессии 2009 года ВВП резко снизился на 4,9 процента, прежде чем восстановиться и снова вырасти. [8]

Экономика Парижского региона в основном представляет собой третичную экономику, или экономику услуг. На третичный сектор, включая бизнес и финансовые услуги, правительство, образование и здравоохранение, приходилось 90 процентов добавленной стоимости, в результате чего Парижский регион уступает Большому Лондону и Брюсселю. Добавленная стоимость промышленности упала с 12 процентов в 2000 году до 8 процентов в 2011 году. [8]

По официальным оценкам, Парижский регион по ВВП занимает 5-е место по величине городской экономики в мире после Токио, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сеула:

Город Официальный есть.
Номинальный
ВВП (млрд долл. США)
1. Токио 1,900 (2007) [9]
2. Нью-Йорк 1,558.518 (2014) [10]
3. Лондон 1,211,671 (2014) [11]
4- Лос-Анджелес 866.745 (2014)
5. Сеул 688.2 (2014) [12]
6. Париж 688 (2013) [13]
7. Чикаго 610.552 (2014)
8. Хьюстон 525.397 (2014)
9. Даллас-Форт-Уэрт-Арлингтон 504.358 (2014)
10. Сан-Паулу 477.005 (2011) [14]

( см. в списке городов по ВВП Дополнительные цифры .)

Компании из списка Fortune Global 500 [ править ]

В 2015 году в Парижском регионе располагались штаб-квартиры 29 из 31 французской компании, входящей в список Fortune Global 500 , 500 крупнейших корпораций мира по объему выручки . Все двенадцать крупнейших французских компаний, входящих в список Fortune Global 500 за 2015 год, имеют штаб-квартиры в Парижском регионе, либо в городе, либо в его пригороде.

Двенадцать крупнейших компаний из списка Fortune Global 500 со штаб-квартирой в Парижском регионе (2015 г.) [15]
Местный ранг ФГ 500 ранг Название компании Промышленность Выручка (млн долларов США, 2014 г.) Расположение
1 11 Общий Нефтепереработка 212,108 Курбевуа ( Ла Дефанс )
2 20 АХА Страхование: Жизнь, здоровье (акционное) 162,762 8-й округ
3 42 БНП Париба Банки: коммерческие и сберегательные 124,333 9-й округ
4 49 Сосьете Женераль Банки: коммерческие и сберегательные 118,232 9-й округ
5 58 Кредит Агриколь Банки: коммерческие и сберегательные 106,198 Защита
6 64 Карфур Продовольственные и аптечные магазины 101,238 Булонь-Бийанкур
7 73 Энджи Энергия 99,073 Нантер ( Ла Дефанс )
8 78 ЭДФ Коммунальные услуги (электричество) 96,669 8-й округ
9 128 Пежо Автомобили и запчасти 71,111 16-й округ
10 134 Группа БПЦЕ Банки: коммерция и сбережения 68,986 13-й округ
11 148 Финатис ( Группа Казино ) Продовольственные и аптечные магазины 65,222 15-й округ
12 166 Гарантии CNP Страхование: Жизнь, здоровье (акционное) 59,648 15-й округ
Примечание. Франко-германская аэрокосмическая компания EADS имеет штаб-квартиры в Париже и Мюнхене, но она не указана здесь, поскольку
Журнал Fortune посчитал, что компания находится в Нидерландах, где она была зарегистрирована на законных основаниях по налоговым причинам.

регионе по секторам Занятость в Парижском

Экономика Парижа и Парижского региона в первую очередь представляет собой экономику услуг. Доля промышленности в экономике Парижского региона неуклонно сокращалась; Число промышленных служащих сократилось с 532 539 человек, или 9,6 процента работающего населения, в 2007 году до 463 201 человека, или 8,2 процента, в 2012 году. Занятость в региональной экономике Парижа, как и в экономике города Парижа, является подавляющей в торговля, услуги, транспорт, государственное управление, образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Занятость в Парижском регионе по секторам в 2012 г. (источник: INSEE)
Сектор Сотрудники %
Сельское хозяйство 0.2%
Промышленность 8.2%
Строительство 5.2%
Торговля, транспорт, услуги 59.5%
Администрация, образование, здравоохранение, социальные услуги 26.0%

Картина очень похожа в самом Париже, где в 2012 году на долю торговли, услуг и государственного управления пришлось более девяноста процентов занятости.

Занятость в Париже по секторам в 2012 г. (источник: INSEE)
Сектор Сотрудники %
Сельское хозяйство 0.1%
Промышленность 4.4%
Строительство 3.1%
Торговля, транспорт, услуги 68.0%
Администрация, образование, здравоохранение, социальные услуги 24.4%

деловым районам по Занятость

В 2010 году в Парижском регионе работало 5,4 миллиона наемных работников, из которых 2,2 миллиона были сосредоточены в 39 полюсах занятости или деловых районах. Самый крупный из них по количеству сотрудников известен на французском языке как QCA, или центральный квартал ; он находится в западной части Парижа, во 2, 8, 9, 16 и 18 округах. В 2010 году здесь работало 500 000 наемных работников, около тридцати процентов наемных работников в Париже и десять процентов наемных работников в Иль-де-Франс. Крупнейшими секторами деятельности в центральном деловом районе были финансы и страхование (16 процентов сотрудников округа) и деловые услуги (15 процентов). Район также включает в себя большое количество универмагов, торговых центров, отелей и ресторанов, а также правительственных учреждений и министерств. [16]

Вторым по величине деловым районом с точки зрения занятости является Ла-Дефанс , расположенный к западу от города, где в 1990-х годах многие компании разместили свои офисы. В 2010 году здесь работало 144,6 тыс. сотрудников, из которых 38 процентов работали в сфере финансов и страхования, 16 процентов - в службах поддержки бизнеса. Два других важных района, Нейи-сюр-Сен и Левалуа-Перре , являются продолжением делового района Парижа и Ла-Дефанс. Другой район, включающий Булонь-Бийанкур , Исси-ле-Мулино и южную часть 15-го округа, является центром деятельности средств массовой информации и информационных технологий. [16]

Парижа секторам по Экономика

Банковское дело и страхование [ править ]

Штаб-квартира BNP Paribas, улица Бержер, 14, 9-й округ.

Шесть из двенадцати крупнейших компаний Парижского региона — это банки и страховые компании. Крупнейшими банками по выручке за 2014 год являются BNP Paribas ; Сосьете Женераль ; Credit Agricole и Groupe BPCE . Крупнейшими страховыми компаниями являются AXA (вторая по величине французская компания по выручке в 2014 году) и CNP Assurances . [15]

По результатам опроса 2015 года, в котором банки мира оценивались по активам, BNP Paribas занял 7-е место по величине банка в мире; Credit Agricole на десятом месте, а Societe Generale на 20-м. [17]

Главные офисы французских банков традиционно располагались в центре Парижа, недалеко от Оперы и Банка Франции , центрального банка Франции. Штаб-квартира BNP Paribas находится в 9-м округе на улице Бержер. Société Générale Главный офис находится на бульваре Осман в 9-м округе, а оперативная штаб-квартира находится в Нантерре , в районе Ла-Дефанс . Главный офис Credit Agricole находится в Монруже , в южном пригороде Парижа. Главный офис BPCE находится на авеню Пьера Мендеса в 1-м округе.

Автомобили [ править ]

Париж был родиной французской автомобильной промышленности, а в 2014 году Франция была 13-м крупнейшим производителем автомобилей в мире по объему производства и третьим по величине в Европе после Германии и Испании. В Париже расположены две крупные автомобильные компании; Группа PSA , владеющая брендами Peugeot и Citroën , и Renault, владеющая брендом Renault и Dacia в Румынии, Renault Samsung Motors в Южной Корее и 43 процента акций Nissan . Штаб-квартира Renault находится в Булони-Бийанкуре , в Парижском регионе, где на протяжении десятилетий у компании был огромный сборочный завод, ныне закрытый. Renault Trucks является крупным производителем коммерческих автомобилей и принадлежит Volvo . В 2015 году французское правительство увеличило свою долю владения в Renault до 19,73 процента, чтобы иметь больший контроль над социальной политикой компании. [18] В 2012 году группа PSA была вторым по величине производителем автомобилей в Европе и девятым в мире с объемом производства 2,9 миллиона единиц. В 2009 году он был шестым по величине производителем автомобилей. Штаб-квартира компании находится в 16 округе Парижа. Большая часть автомобилей обеих компаний производится за пределами Франции.

Энергия [ править ]

Парижский регион является домом компании Total , одной из пяти крупнейших нефтяных компаний мира. Это крупнейшее предприятие Франции по размеру выручки и 14-я по величине компания в списке Fortune Global 500 2015 года . Total работает в 130 странах мира, ее штаб-квартира расположена в Курбевуа , в деловом районе Ла-Дефанс . [15]

Engie — вторая по величине энергетическая компания во Франции и Парижском регионе. Ранее известная до апреля 2015 года как GDF-Suez, это многонациональная электроэнергетическая компания, занимающаяся производством и распределением электроэнергии, природным газом и возобновляемыми источниками энергии. Она была основана в 1858 году как компания Universal Suez Canal Company для строительства Суэцкого канала . В 2015 году компания приобрела производителя солнечной электроэнергии Solairedirect , что сделало ее крупнейшим поставщиком электроэнергии во Франции. Ее штаб-квартира расположена в Курбевуа , в деловом районе Ла-Дефанс . По данным Fortune Global 500 в 2015 году, это 7-я по величине компания во Франции по выручке и 73-я в мире. [15]

Électricité de France , или EDF, является 8-й по величине французской компанией по выручке и 78-й в рейтинге Global 500 за 2015 год. Компания, большей частью принадлежащая французскому правительству, управляет 58 ядерными реакторами, расположенными на двадцати объектах по всей Франции. Штаб-квартира находится на авеню Ваграм, 22-30 в 8-м округе Парижа, а также имеет большое офисное здание в Курбевуа в деловом районе Ла-Дефанс . [15]

Продукты питания и аптеки [ править ]

В Париже находится штаб-квартира Carrefour SA , крупнейшей сети продовольственных и аптечных магазинов во Франции и четвертой в мире по версии Fortune Global 500 за 2015 год после Wal-Mart и Costco в США и Tesco в Великобритании. Carrefour — транснациональная компания с 1452 гипермаркетами на конец 2011 года. Она занимала 64-е место в рейтинге Fortune 500. [15] Штаб-квартира расположена в Булонь-Бийанкур, в пригороде Парижа.

Вторая по величине французская сеть, Auchan , находится в Круа, на севере Франции, а третья, Finatis, или Groupe Casino , со штаб-квартирой в Парижском регионе. В 2015 году он занял 148-е место в рейтинге Fortune Global 500. [15]

Предметы роскоши, мода и косметика [ править ]

Бутик Louis Vuitton на Елисейских полях

Париж имеет долгую историю, восходящую к Средневековью, производства предметов роскоши для аристократии и богатых людей. Сегодня самой важной фирмой по производству предметов роскоши в Париже является LVMH , возглавляемая Бернаром Арно , который также возглавляет Christian Dior SA , крупную международную компанию модной одежды, штаб-квартира которой находится на авеню Монтень , 30 в 8-м округе. Dior владеет 42,36 процента акций LVMH и 59,01 процента прав голоса в LVMH. В группу LVMH входят Louis Vuitton и производитель шампанского Moët Hennessy, которые объединились в 1987 году. LVMH имеет шестьдесят дочерних компаний, включая Bulgari , косметический магазин Sephora , а также универмаги Bon Marché и Samaritaine . Продукция группы включает в себя готовую одежду, модные аксессуары, обувь, часы, парфюмерию, косметику и средства по уходу за кожей. В 2018 году выручка группы составила 53,7 млрд евро. [19]

Главным конкурентом LVMH является группа компаний Kering , занимающаяся производством предметов роскоши, основанная в 1963 году Франсуа Пино и ныне управляемая его сыном Франсуа-Анри Пино . Она контролирует многие известные бренды, в том числе Saint-Laurent , Gucci , Brioni , Boucheron , Balenciaga , Bottega Veneta , а выручка в 2020 году составила 13,1 миллиарда евро. [20] Штаб-квартира Kering находится на улице Севр, 40 в 7-м округе Парижа , в бывшей больнице Лаэннек. [21]

L'Oreal — крупнейшая в мире косметическая компания, занимающая 395-е место в рейтинге Fortune Global 500. Основанная в 1909 году, ее штаб-квартира расположена в Клиши , в департаменте Вер-де-Сен . [22]

Интернет и телекоммуникации [ править ]

Крупнейшей телекоммуникационной компанией и интернет-провайдером во Франции является Orange SA , известная до 2000 года как France Télécom . Это 15-я по величине телекоммуникационная компания в мире и 43-е место в списке Fortune Global 500. В 2014 году ее выручка составила 39,445 миллиарда евро, а число клиентов по всему миру составляет 230 миллионов. Она была основана в 1994 году и приобретена France Telecom в 2000 году. Штаб-квартира Orange находится на улице Оливье де Серр, 78 в 15 округе.

Второй гигантский телекоммуникационный оператор в Париже — Numericable-SFR с 22,39 миллионами абонентов и доходом в 12,63 миллиарда долларов в 2014 году. SFR расшифровывается как Societé française du radiotéléphone , или французская радиотелефонная компания, основанная в 1987 году, еще до эпохи Интернета. В настоящее время он принадлежит люксембургскому конгломерату Altice group. Зарегистрированная штаб-квартира компании находится на площади Бела Барток, 1 в 15-м округе, а ее новая административная штаб-квартира находится в пригороде Сен-Дени , к северу от Парижа. [23]

Другие крупные телекоммуникационные компании Парижского региона включают Bouygues Telecom . Компания, входящая в группу Bouygues, в основном строительная компания, имела доход в 4,32 миллиарда евро в 2014 году и 13,549 миллиона абонентов. Главный офис Bouygues Telcom находится на улице Буасьер, 37-39 в 16-м округе. [24] Free Mobile — новейший и четвертый по величине интернет-провайдер во Франции, основанный в 2007 году, с 11 миллионами абонентов и доходом в 1,6 миллиарда евро в 2014 году. Он входит в группу Iliad SA , основанную Ксавье Нилем в 1990 году. Штаб-квартира Free Mobile Мобил — это Свободный центр, расположенный по адресу: улица де ла Виль-Эвек, 8, в 8-м округе.

и СМИ развлечения

Крупнейшей цифровой медиа-компанией, расположенной в Париже, является Vivendi , ведущая компания по производству фильмов и аудиовизуальных материалов в ЕС. Ей принадлежат телеканал и кинопродюсер Canal+ , а также группа Universal Music в США и сайт обмена видео Dailymotion . В 2013 году выручка компании составила 22,135 миллиарда евро. Ее штаб-квартира расположена на авеню де Фридланд в 8-м округе. Штаб-квартира Canal Plus находится в деловом районе Исси-ле-Мулино , где расположены офисы нескольких телеканалов и крупных медиа-компаний, в том числе France 24 , Eurosport , Technicolor SA и Microsoft France.

Крупнейшие французские киностудии также расположены в Парижском регионе. Кинокомпания Gaumont была первой кинокомпанией в мире, основанной в 1896 году. Вместе со своей телевизионной продюсерской компанией Gaumont International Television в 2013 году она заработала доход в размере 169 миллионов евро. Она расположена в Нейи-сюр-Сен , недалеко от к западу от Парижа. В 2008 году была основана Disneynature , дочерняя компания американской The Walt Disney Company , для производства независимых документальных фильмов о природе.

Pathé была второй киностудией, созданной в мире после Gaumont. Вместе с Pathé владеет сетью мультиплексных кинотеатров во Франции и по всей Европе.

Парижский Диснейленд — парк развлечений и курортный комплекс, расположенный в Марн-ла-Валле , в двадцати милях к востоку от Парижа, который открылся в 1992 году. В 2014 году его посетили 15 миллионов человек, что сделало его одним из самых посещаемых туристических объектов Парижского региона. Он заработал 1,309 миллиарда долларов, но потерял 27,5 миллиона евро из-за слабой европейской экономики. [25]

Транспорт [ править ]

SNCF национальная железнодорожная ( Société nationale des chemins defer français , или «Французская национальная железнодорожная компания») — компания Франции , которая управляет железнодорожным движением во Франции и Княжестве Монако . Ежедневно по нему курсирует около 14 000 поездов. Он управляет всеми железнодорожными службами Франции, включая TGV , сеть высокоскоростных железных дорог Франции. Ей принадлежат 70 процентов Thalys высокоскоростного поезда , идущего в Бельгию и Нидерланды, и 55 процентов Eurostar, идущего из Парижа в Лондон.

SNCF принадлежит государству Франции. В 2014 году выручка компании составила 36,138 миллиона долларов, но это на 15 процентов меньше, чем в 2013 году. SNCF упал с 214 места в Global 500 в 2010 году до 253 места в 2013 году, а затем до 322 места в 2014 году.

Штаб-квартира SNCF ранее находилась в 14-м округе Парижа, но в июле 2013 года ее перенесли в пригород Сен-Дени .

Air France — национальная авиакомпания Франции. В 2014 году выручка компании составила 33,12 миллиарда долларов, что представляет собой убыток в 262 миллиона долларов из-за высоких затрат и жесткой конкуренции со стороны бюджетных авиакомпаний и новых авиакомпаний из Персидского залива. Рейтинг Air France в рейтинге Fortune Global 500 упал с 351-го места в 2013 году до 365-го в 2014 году. [26]

Штаб-квартира Air France расположена в аэропорту Шарля Де Голля , в коммуне Руасси-ан-Франс ;

Компания под названием Airports of Paris управляет всеми гражданскими аэропортами Парижского региона, включая аэропорт Шарля де Голля , аэропорт Ле Бурже и аэропорт Орли . Он также управляет рядом зарубежных аэропортов, особенно на Ближнем Востоке, включая аэропорты Триполи , Загреба , Аммана , Алжира и Исламабада . В компании работает 9500 сотрудников в Парижском регионе. Ее штаб-квартира расположена на бульваре Распай, 291 в 14 округе.

Экономическая история

Лютеция [ править ]

Расположение Лютеции, галло-римского города, ставшего Парижем, сделало его процветающим; Он находился на главном речном торговом пути через реки Сена и Рона между Британией и римской колонией Прованс и Средиземным морем ; кроме того, это было самое удобное место для переправы через Сену; жители собирали плату за переход по мосту. Жители Лютеции чеканили собственные золотые монеты, которые использовались для торговли по всей Европе. монеты из городов вдоль Рейна и Дуная и даже из Кадиса в Испании При раскопках древнего города были найдены . Они также были известны по всей Галлии качеством своих драгоценностей и других украшений, изготовленных городскими мастерами. [27]

Средневековый Париж [ править ]

Герб союза парижских речных торговцев в средние века стал эмблемой города Парижа.

Торговля также была основным источником богатства и влияния Парижа в средние века. В 1121 году, во время правления Людовика VI, король назначил Парижской лиге лодочников плату в размере шестидесяти сантимов за каждую лодку вина, прибывшую в город во время сбора урожая. В 1170 году Людовик VII еще больше расширил привилегии речных торговцев; только парижским лодочникам было разрешено вести торговлю на реке между мостом Мант и двумя парижскими мостами. [28]

Крупные монастыри также сыграли важную роль в развитии торговли в средние века, проводя крупные ярмарки, привлекавшие купцов из таких далеких стран, как Саксония и Италия. Аббатство Сен-Дени с седьмого века проводило большую ежегодную ярмарку; ярмарка Сен-Матиас, датируемая 8 веком; Ярмарка Ленит появилась в 10 веке, а ярмарка аббатства Сен-Жермен-де-Пре началась в 12 веке. [28]

К 15 веку вдоль реки были созданы отдельные порты для доставки вина, зерна, гипса, брусчатки, сена, рыбы и древесного угля. Древесина для приготовления костров и отопления выгружалась в одном порту, а древесина для строительства поступала в другой. Вокруг этого порта собрались купцы, занимавшиеся всеми видами торговли; в 1421 году из двадцати одного торговца вином, зарегистрированного в Париже, одиннадцать располагались между мостом Нотр-Дам и отелем Сен-Поль, районом, где располагался их порт. [29]

Парижский рынок из книги Томаса де Салюса «Странствующий шевалье» (около 1403 г.)

В раннем средневековье главный рынок Парижа располагался на парвисе, или площади перед собором Парижской Богоматери. Другие рынки располагались вблизи двух мостов, Гранд-Пон и Пти-Пон, а меньший рынок под названием Палу или Палуд располагался в восточном районе города. Самый важный рынок появился в 1137 году, когда Людовик VI купил участок земли под названием Ле-Шампо недалеко от Гревской площади, чтобы создать рынок зерна ; В средние века вокруг зернового рынка были построены залы для мяса, рыбы, фруктов, овощей и других продуктов питания, и он стал основным продовольственным рынком и был известен как Ле-Аль . Он продолжал оставаться основным продуктовым рынком до конца 20 века, когда его перевели в Рюнжи в пригороде Парижа. [30]

После купечества вторым по значимости деловым сообществом в Париже были ремесленники и ремесленники, производившие и продававшие товары всех видов. Они были организованы в гильдии или корпорации, в которых действовали строгие правила и положения, защищавшие своих членов от конкуренции и безработицы. Четыреми старейшими корпорациями были драпировщики , производившие ткани; мерсье эпициеры , шили и продавали одежду, пеллетьеры , продававшие еду и специи, и , шили меховую одежду. Но существовало множество более специализированных профессий, начиная от сапожников и ювелиров и заканчивая изготовлением доспехов и мечей. Гильдии строго ограничивали количество учеников в каждой профессии и продолжительность обучения. Некоторые гильдии имели тенденцию собираться на одних и тех же улицах, хотя это не было строгим правилом. Магазины мануфактуристов располагались к северу располагались на улице Вьель-Драпери на острове Сите, а Пеллетье от них; оружейники . к северу от крепости Шатле и к востоку от улицы Сен-Дени

Менялы действовали в Париже по крайней мере с 1141 года; они знали точную стоимость всех различных серебряных и золотых монет, находящихся в обращении в Европе. Их заведения располагались в основном на Большом мосту, который стал известен как Pont aux Changeurs, а затем просто Post au Changeurs. Налоговые отчеты показывают, что в 1423 году менялы были одними из самых богатых людей в городе; из двадцати человек с самыми высокими доходами десять были менялами. Между 1412 и 1450 годами четыре менялы занимали должность проректора торговцев. Но к концу XV века система богатства изменилась; самыми богатыми парижанами были те, кто купил землю или должности в королевской администрации и был близок к королю. Некоторые менялы освоили новую профессию — выдачу денег в долг под проценты. Поскольку это было официально запрещено Католической церковью, большинство представителей этой профессии были либо евреями, либо лангобардами из Италии. Лангобарды, связанные с хорошо организованной банковской системой Италии, специализировались на кредитах богатым и дворянам. Их деятельность была записана в парижских архивах с 1292 года; они дали важные кредиты королю Филипп IV и Филипп VI . [31]

17 и 18 века [ править ]

В начале 17 века важнейшей промышленностью города была текстильная промышленность; ткачество и крашение ткани, а также изготовление шляп, поясов, лент и множества других предметов одежды. Красильная промышленность располагалась в предместье Сен-Марсель, вдоль реки Бьевр, которая быстро загрязнялась мастерскими и красильными чанами, расположенными на ее берегах. Крупнейшие тамошние мастерские, сколотившие состояния семей Гобелен, Кане и Ле Польтр, красили в середине XVI века шестьсот тысяч кусков ткани в год, но из-за растущей иностранной конкуренции их объемы производства упали до ста тысяч. тысяч штук в начале 17 века, и вся текстильная промышленность переживала тяжелые времена. Генрих IV и Людовик XIII заметили, что богатые парижане тратили огромные суммы на импорт шелка, гобеленов, изделий из стекла, кожи и ковров из Фландрии, Испании, Италии и Турции. Они призвали французских бизнесменов производить такие же предметы роскоши в Париже. [32]

Кольбер посещает мастерскую гобеленов (1665 г.).

Благодаря королевской поддержке финансист Муассе запустил предприятие по производству тканей, сотканных из золотых, серебряных и шелковых нитей. Оно потерпело неудачу, но было заменено другими успешными предприятиями. Первая гобеленовая мастерская была открыта при королевской помощи в Лувре, затем в Савоннери и в Шайо. Предприятие красильщиков «Гобелины» в 1601 году привлекло двух фламандских мастеров по изготовлению гобеленов и начало изготавливать собственные гобелены во фламандском стиле. Мастера из Испании и Италии открыли небольшие предприятия по изготовлению высококачественных изделий из кожи. Мастерские по изготовлению прекрасной мебели были открыты немецкими мастерами в предместье Сен-Антуан . Королевский стекольный завод был открыт в 1601 году в Сен-Жермен-де-Пре, чтобы составить конкуренцию венецианским производителям стекла. В Рейи была открыта крупная фабрика по производству и полировке зеркал производства Сен-Гобен . [32]

Ковер, изготовленный королевской мастерской Савоннери для Лувра.

При Людовике XIV и его министре финансов Жане-Батисте Кольбере королевские мануфактуры были расширены. Были наняты и привезены в Париж самые искусные ремесленники Европы. В 1665 году предприятие Хиндрет, расположенное в старом Мадридском замке в Булонском лесу, выпустило первые французские шелковые чулки. Мастерские гобеленов начали производить мебель для королевских резиденций, а также гобелены, а мануфактура Савоннери производила великолепные ковры для королевских дворцов. Качество ковров, гобеленов, мебели, стекла и других изделий было непревзойденным; проблема заключалась в том, что почти все они предназначались одному клиенту, королю, и его новой резиденции в Версале. Королевские мануфактуры поддерживались огромными субсидиями из королевской казны. [33]

Галерея магазинов в Парижском дворце работы Авраама Боссе (1638 г.)

Самый важный рынок предметов роскоши располагался на острове Сите, в просторной галерее старого королевского дворца, где он находился, по крайней мере, с четырнадцатого века. Дворец больше не был занят королем и стал административным центром королевства, где располагались суды, казначейство и другие правительственные учреждения. В небольших магазинчиках галереи продавался широкий выбор дорогих платьев, плащей, парфюмерии, головных уборов, чепчиков, детской одежды, перчаток и других предметов одежды. Книги были еще одним предметом роскоши, продаваемым здесь; они были напечатаны вручную, в дорогих переплетах и ​​редки.

Часы были еще одним важным предметом роскоши, производимым в магазинах Парижа. Доступ к профессии строго контролировался; в начале 17 века в гильдии часовщиков насчитывалось двадцать пять членов. Каждому часовщику разрешалось иметь не более одного ученика, срок обучения составлял шесть лет. Почти все часовщики и часовщики были протестантами; когда Людовик XIV отменил Нантский эдикт в 1685 году, большинство часовщиков отказались отречься от своей веры и эмигрировали в Женеву, Англию и Голландию, и Франция больше не доминировала в отрасли. [34]

Дидро. Иллюстрация производства бумаги из Энциклопедии

На протяжении большей части XVIII века парижская экономика основывалась на тысячах небольших мастерских, где квалифицированные ремесленники производили продукцию. Семинары были сгруппированы в определенных районах; мебельщики в предместье Сен-Антуан; столовые приборы и небольшие изделия из металла в районе под названием Quinze Vingts недалеко от Бастилии . Существовало несколько крупных предприятий, в том числе красильная фабрика Гобеленов, расположенная рядом с рекой Бьевр, производившая алую краску для королевской гобеленовой мастерской Гобеленов, старейшей фабрики города, основанной в конце 17 века; королевская мануфактура в Севре, производящая фарфор; королевская зеркальная фабрика в предместье Сен-Антуан, на которой работала тысяча рабочих; и фабрика Ревейон на улице Монтрей , производившая расписные обои.

Во второй половине XVIII века новые научные открытия и новые технологии изменили масштабы парижской промышленности. были установлены большие паровые машины Между 1778 и 1782 годами в Шайо и Грос-Кайю для перекачки питьевой воды из Сены. Основные изменения произошли между 1770 и 1790 годами в химическом производстве благодаря новаторской работе французских химиков. Первые химические заводы были построены между 1770 и 1779 годами на основе работ Лавуазье , химика-новатора, который возглавлял лабораторию Парижского арсенала, а также был главой королевской администрации по изготовлению пороха. Он модернизировал производство селитры , основного ингредиента черного пороха, на крупных заводах вокруг Парижа. Французский химик Бертолле открыл хлор в 1785 году, создав новую промышленность по производству хлорида калия . [35] [36]

Новые открытия кислот, широко используемых при крашении тканей и металлургии, привели к созданию новых производств в Париже; первый французский завод по производству серной кислоты был открыт в 1779 году. Он принадлежал брату короля Людовика XVI , графу Артуа ; Сам король продвигал это, желая, чтобы Франция успешно догнала Англию в промышленном производстве. Химический завод в Жавеле начал производить другие химические продукты, в том числе хлор и газообразный водород ; водород сделал возможными первые пилотируемые полеты на воздушном шаре братьев Монгольфье незадолго до революции. [35]

В области финансов и банковского дела Париж сильно отставал от других европейских столиц и даже других французских городов. Первое предприятие Парижа в области современных финансов было предпринято шотландским экономистом Джоном Лоу , который, поощряемый регентом, в 1716 году основал частный банк и выпустил бумажные деньги. Ло вложил значительные средства в компанию Миссисипи , что вызвало бурные спекуляции: акции выросли в шестьдесят раз по сравнению с первоначальной стоимостью. Пузырь лопнул в 1720 году, Ло закрыл банк и бежал из страны, разорив многих парижских инвесторов. После этого парижане с подозрением относились к банкам и банкирам. Биржа . , или Парижская фондовая биржа, открылась только 24 сентября 1724 года на улице Вивьен , в бывшем отеле Невер , спустя много времени после того, как фондовые рынки существовали в Лионе, Марселе, Бордо, Тулузе и других городах Банк Франции был основан только в 1800 году, намного позже Банка Амстердама (1609 г.) и Банка Англии (1694 г.).

Мода и высокая мода были процветающим бизнесом в середине и конце 18 века, поскольку аристократы копировали стили одежды, которые носили королева и ее двор, а жены парижских банкиров и богатых купцов копировали стили аристократов. Индустрия моды формально зародилась в 1776 году, когда гильдия торговцев модой ( marchands de mode ) вместе с торговцами плюмажами и флористами была официально отделена от мерсеров , тех, кто продавал обычную одежду. К 1779 году в Париже продавались двести различных моделей шляп по цене от десяти до ста фунтов вместе со всеми другими модными предметами. [37]

Парфюмерная промышленность Парижа также возникла в своем современном виде во второй половине XVIII века, после отделения гильдии парфюмеров от гильдии мастеров перчаток. Духи обычно производились в Грассе , в Провансе, но магазины, в которых они продавались, открывались в Париже. В 1798 году парфюмер королевы Пьер-Франсуа Любен открыл парфюмерный магазин на улице Гельвеций, 53 (ныне улица Сент-Анн) под названием au Bouquet de Roses. Другие парфюмеры открыли аналогичные магазины для богатых парижан и гостей города.

19 век [ править ]

Парижская фондовая биржа, Ла Биржа (1831 г.)

Метрическая система была введена в 1803 году, как и франк стоимостью сто сантимов и су стоимостью пять сантимов. Золотая монета Наполеона стоила либо 20, либо 40 франков, а также правительство выпускало серебряные монеты достоинством в пять, два и один франк. У правительства не было ресурсов для сбора и переделки всех монет прежних режимов, поэтому золотой Людовик с изображением короля стоимостью 24 фунта и экю , серебряная монета стоимостью три по шесть фунтов, также были Легальная валюта. В обращении также находились монеты всех государств Империи, в том числе немецких государств, северной и центральной Италии, Нидерландов и Австрийских Нидерландов (ныне Бельгия). [38]

Во время Реставрации Париж стал колыбелью промышленной революции во Франции. Текстильная промышленность уже была основана в предместье Сен-Антуан фирмой Ришара и Ленуара и Альбертом в предместье Сен-Дени. В 1812 году Бенжамен Делессерт построил в Пасси первый завод по переработке сахарной свеклы , который стал одним из крупнейших промышленных предприятий Парижского региона. В 1818 году он объединил усилия с бароном Жаном-Конрадом Оттенгером, чтобы создать Caisse d'Epargne et de Prévoyance de Paris, первый сберегательный банк Франции. Французские ученые добились важных успехов в новых технологиях, в том числе в производстве резины, алюминия и позолоченных изделий, которые были превращены в промышленность. Еще до революции, в 1779 году, граф Артуа, брат короля, построил на равнине Жавель, рядом с Сеной, первый химический завод по производству серной кислоты, поташа и хлора, получивший название «Жавельская вода». " Завод также производил газообразный водород, который использовался при первых пилотируемых полетах на воздушных шарах, и лак, используемый для герметизации ткани воздушных шаров. Во время Реставрации, вдохновленный работами химика Жан-Антуан Шапталь и другие ученые вдоль левого берега Сены построили новые фабрики, производящие широкий спектр новых химических продуктов, но также сильно загрязняющие реку. [39]

Галерея Орлеана Пале-Рояля в 1840 году.

Торговля предметами роскоши сильно пострадала во время революции, поскольку главные покупатели, аристократия, были изгнаны. Их возвращение во время Реставрации и особенно быстрый рост числа богатых парижан возродили бизнес по производству ювелирных изделий, мебели, изысканной одежды, часов и других предметов роскоши. Лучшие магазины Парижа выстроились вдоль улицы Сент-Оноре. [40]

Промышленная революция неуклонно изменила экономику и внешний вид Парижа: вдоль Сены и во внешних кварталах города строились новые фабрики. Текстильная промышленность находилась в упадке, но химическая промышленность расширялась по окраинам города, в Жавеле , Гренеле , Пасси , Клиши , Бельвиле и Пантене . К нему присоединились заводы и фабрики, производящие сталь, машины и инструменты, особенно для новой железнодорожной отрасли. Париж занимал третье место во Франции по металлургии после Сент-Этьена и Северного департамента . Между 1830 и 1847 годами двадцать процентов всех паровых машин, произведенных во Франции, производились в Париже. Многие из них были произведены на паровозостроительном заводе, построенном Жаном-Франсуа Кайем в 1844 году сначала в Шайо , затем в Гренеле, который стал одним из крупнейших предприятий Парижа.

Одним из примеров новых фабрик в Париже была фабрика по производству сигарет и сигар в Филиппоне, расположенная между улицей Университета и набережной Орсе. Солдаты Наполеона принесли привычку курить из Испании, и она распространилась среди всех классов парижан. Правительство имело монополию на производство табачных изделий, и государственная фабрика открылась в 1812 году. На ней работало 1200 рабочих, большинство из которых были женщинами, а также существовала школа и лаборатория Политехнической школы для разработки новые методы производства табака. [41]

Несмотря на всплеск индустриализации, большинство парижских рабочих было занято в небольших мастерских и предприятиях. В 1847 году в Париже работало 350 000 рабочих на 65 000 предприятиях. Только семь тысяч предприятий наняли более десяти рабочих. Например, в 1848 году в Париже было 377 небольших мастерских по изготовлению и продаже зонтов, в которых работало в общей сложности 1442 рабочих. [42]

С ростом индустриализации также возросло значение банковского дела и финансов в экономике Парижа. Как Стендаль писал тогда , банкиры были новой парижской аристократией. В 1837 году Жак Лаффит основал первый коммерческий банк в Париже — Caisse générale du commerce et de l’industrie . В 1842 году Ипполит Ганнерон основал конкурирующий коммерческий банк Comptoir général du commerce . Банки обеспечили финансирование самого важного экономического события Июльской монархии — открытия железных дорог. Братья Эмиль и Иссак Перейры, внуки иммигранта из Португалии , основали первую железнодорожную линию в Париж. Джеймс Майер де Ротшильд , главный соперник братьев Перейре, был самым известным банкиром Июльской монархии. Он давал кредиты правительству Луи-Филиппа и сыграл ключевую роль в строительстве французской горнодобывающей промышленности и сети железных дорог.

Правление Луи-Филиппа стало известно как «правление бутика». Во время Июльской монархии Париж продолжал оставаться рынком предметов роскоши для богатейших жителей Европы и лидером моды. Парфюмер Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл свой первый магазин на улице Риволи в 1828 году. В 1840 году он открыл более крупный магазин на улице де ла Пэ , 145 , которая также стала первой улицей в Париже, освещенной газовым освещением. Фарфоровая фабрика в Севре , долгое время производившая сервировку столов для королевских дворов Европы, начала изготавливать ее для банкиров и промышленников Парижа.

Пассаж Панорам и другие крытые торговые галереи были предками современного торгового центра. Еще одним новым типом магазинов стал Magasin de Nouveautés , или магазин новинок. « Гранд Кольбер» в галерее Кольбер на улице Вивьен был оформлен и организован как восточный базар; у него были большие стеклянные окна и витрины, фиксированные цены и ценники, а также продавался широкий выбор товаров для женщин, от кашемира и кружева до чулочно-носочных изделий и шляп. Это был предшественник современного универмага, который впервые открылся в Париже в 1850-х годах. В это время в Париже были внедрены и другие новые маркетинговые методы: световые вывески и реклама товаров в газетах. Появление железной дороги позволило жителям провинции приезжать в Париж просто за покупками. [43]

Bon Marché, первый современный универмаг, 1867 год.

Вторая империя стала свидетелем революции в розничной торговле, поскольку средний класс Парижа и потребительский спрос быстро росли. Революцию во многом подстегнула парижская мода, особенно кринолин, который требовал огромного количества шелка, атласа, велюра, кашемира, перкаля, мохера, лент, кружев и других тканей и украшений. До Второй империи магазины одежды и предметов роскоши были небольшими и обслуживали очень небольшую клиентуру; их окна были закрыты ставнями или занавесками. Любой входящий должен был объяснять свое присутствие клеркам, а цены никогда не объявлялись; клиенты должны были спросить.

При Наполеоне III новые бульвары Османа освободили место для новых магазинов, и покупателям стало легче пересекать город, чтобы делать покупки. За короткое время торговля новинками, тканями и одеждой стала концентрироваться в нескольких очень крупных универмагах. Bon Marché был открыт в 1852 году Аристидом Бусико , бывшим руководителем универсального магазина Petit Thomas , в скромном здании и быстро расширялся, его доход увеличился с 450 000 франков в год до 20 миллионов. Бусико построил новое здание со стеклянным и железным каркасом, частично спроектированное Гюставом Эйфелем , которое открылось в 1869 году и стало образцом современного универмага. Большой магазин Лувра открылся в 1855 году в огромном роскошном отеле, построенном братьями Перейр рядом с Лувром и Королевской площадью. Это был первый универмаг, который сосредоточился на предметах роскоши и пытался одновременно предлагать выгодные покупки и быть снобистским. Вскоре появились и другие универмаги: Printemps в 1865 году, Grand Bazaar de l'Hôtel de Ville (BHV) в 1869 году и «Самаритенка» в 1870 году. Вскоре им стали подражать во всем мире. [44]

Новые магазины стали пионерами новых методов маркетинга: от проведения ежегодных распродаж до вручения букетов фиалок покупателям или коробок шоколадных конфет тем, кто потратил более 25 франков. Они предлагали широкий выбор продуктов и цен; Бон Марше предлагал пятьдесят четыре вида кринолинов и тридцать разных видов шелка. В Большом магазине Лувра продавались шали по цене от 30 до 600 франков. [45]

Мастерская Муазана на бульваре Вожирар (1889 г.) изготовила металлическую конструкцию универмага Марше . Бон

Экономика Парижа пережила экономический кризис в начале 1870-х годов, за которым последовало долгое и медленное восстановление; затем период быстрого роста, начавшийся в 1895 году и до Первой мировой войны. В период с 1872 по 1895 год в столице закрылись 139 крупных предприятий, в частности текстильные и мебельные фабрики, фабрики металлургического сектора и типографии - четыре отрасли, которые в течение шестидесяти лет были основными работодателями в городе. На каждом из этих предприятий работало от 100 до 200 человек. Половина крупных предприятий в центре правобережья города переехали, отчасти из-за дороговизны недвижимости, а также для улучшения доступа к речному и железнодорожному транспорту. Некоторые переехали в менее дорогие районы на окраинах города, вокруг Монпарнаса и Сальпетриера, в то время как другие отправились в 18-й округ , Ла-Виллет и канал Сен-Дени , чтобы быть ближе к речным портам и новым железнодорожным грузовым станциям. , Пикпу и Харонне на юго-востоке или около Гренель и Жавель на юго-западе. Общее число предприятий в Париже упало с 76 000 в 1872 г. до 60 000 в 1896 г., а в предместьях их число выросло с 11 000 до 13 000. В центре Парижа многие рабочие все еще были заняты в традиционных отраслях, таких как текстильная промышленность (18 000 рабочих), производство одежды (45 000 рабочих), а также в новых отраслях, которые требовали высококвалифицированных рабочих, таких как машиностроение и электротехника, а также автомобилестроение. . [46]

Луи Рено и его первая машина (1903 г.)

Почти одновременно в Париже и его окрестностях возникли три крупные новые французские отрасли промышленности, благодаря обилию квалифицированных инженеров и техников, а также деньгам парижских банков. Они произвели первые французские автомобили, самолеты и кинофильмы. В 1898 году Луи Рено и его брат Марсель построили свой первый автомобиль и основали новую компанию по его производству. Они основали свой первый завод в Булони-Бийанкуре , недалеко от города, и выпустили первый французский грузовик в 1906 году. В 1908 году они построили 3595 автомобилей, что сделало их крупнейшим производителем автомобилей во Франции. Они получили важный контракт на изготовление такси для крупнейшей парижской компании такси. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, парижские такси Renault были мобилизованы для перевозки французских солдат на фронт в Первой битве на Марне .

Луи Блерио и его самолет (1909 г.)

Пионер французской авиации Луи Блерио также основал компанию Blériot Aéronautique на бульваре Виктора Гюго в Нейи , где он производил первые французские самолеты. 25 июля 1909 года он стал первым человеком, перелетевшим Ла-Манш . Блерио перенес свою компанию в Бюк , недалеко от Версаля , где основал частный аэропорт и летную школу. В 1910 году он построил Аэробус , один из первых пассажирских самолетов, который мог перевозить семь человек — больше, чем любой самолет того времени.

Братья Люмьер устроили первый запланированный показ фильма « Вылазка Люзина Люмьера » в Индийском салоне Гранд-кафе Scribe на отеля бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 года. Молодой французский предприниматель Жорж Мельес присутствовал на первом показе и попросил у братьев Люмьер лицензию на создание фильмов. Братья Люмьер вежливо отказались, заявив, что кино предназначено для научных целей и не имеет коммерческой ценности. Мельес упорствовал и в 1897 году основал свою собственную небольшую студию в Монтрёе , к востоку от Парижа. Он стал продюсером, режиссером, сценаристом, сценографом и актером, снял сотни короткометражных фильмов, в том числе первый научно-фантастический фильм « Путешествие на Луну » ( Le Voyage dans la Lune ) в 1902 году. Еще один пионер французского кинематографа и продюсер Шарль Пате также построил студию в Монтрёе, затем переехал на улицу Виньерон в Венсенне , к востоку от Парижа. Его главный соперник в ранней французской киноиндустрии Леон Гомон открыл свою первую студию примерно в то же время в Рю де Алуэт в 19 округе, недалеко от Бют-Шомон. [47]

20 век [ править ]

Танк Renault FT, изготовленный в Булони-Бийанкуре (1917 г.), сейчас находится в Музее французской армии.
Боеприпасы для изготовления артиллерийских снарядов (1917 г.)

Угольные шахты и крупные промышленные города севера находились в тылу Германии, что вынудило правительство реорганизовать промышленность Парижа, чтобы обеспечить армию огромным количеством оружия и боеприпасов. Военные заводы Парижа должны были ежедневно производить сто тысяч 75-миллиметровых артиллерийских снарядов, а также другие боеприпасы, пушки, винтовки, грузовики, машины скорой помощи и самолеты, а также строить станки и заводское оборудование, необходимое для расширения производства. . Усилиями руководил Альберт Томас, политик-социалист, ставший государственным секретарем по артиллерии. В 1915 году в сфере национальной обороны работало более тысячи парижских предприятий. Большинство оборонных заводов располагалось на окраинах города, особенно в 13, 14, 15 и 18 округах. крупный завод «Ситроен» был построен В Жавеле , а завод «Рено» в Булони-Бийанкуре был переоборудован с производства автомобилей на производство нового революционного оружия — танка. Авиационная фирма В 1917 году Blériot Aéronautique построила огромный авиационный завод площадью 28 000 квадратных метров в Сюрене . Традиционные небольшие мастерские французской промышленности были реорганизованы в огромные сборочные линии по образцу завода Генри Форда в Соединенных Штатах и ​​исследованиям производительности, проведенным Фредерик Тейлор о научном менеджменте . [48]

Когда фабричных рабочих призвали и отправили на фронт, их места заняли женщины, а также 183 000 колонистов из Африки и Индокитая, за которыми пристально следило правительство. [49] [50] 27 августа 1915 года 1700 китайских рабочих прибыли на Лионский вокзал, чтобы занять позиции на танковом заводе Рено и других оборонных объектах. [51]

Работа на оборонных заводах была напряженной и опасной, так как неопытные рабочие имели дело с опасными химикатами и взрывчатыми веществами. 20 октября 1915 года взорвалась мастерская по производству ручных гранат на улице Тольбиак, 173, в результате чего погибло около пятидесяти рабочих и было ранено сто. В апреле 1918 года взорвался новый завод в Венсенне, производивший снаряды и иприт, отравив триста десять рабочих. [48]

Рекламная вывеска автомобилей Citroën на Эйфелевой башне (1925–1934 гг.)

В результате войны французское правительство оказалось по уши в долгах; долг увеличился в шесть раз по сравнению с тем, что было до войны. Инфляция была безудержной; количество денег в обращении за время войны увеличилось в пять раз. Низкая стоимость франка по отношению к доллару сделала город привлекательным для иностранных гостей, таких как Эрнест Хемингуэй, который находил цены на жилье и еду доступными, но это было трудно для парижан. Энергии было в дефиците; прежде чем покинуть линию фронта, немцы затопили угольные шахты северной Франции; добыча угля не восстанавливалась полностью в течение пяти лет. Большая часть государственного бюджета пошла на погашение военных долгов, а другая большая часть пошла на выплату пенсий вдовам, сиротам и раненым солдатам.

Слабый франк был полезен крупным предприятиям Парижа, которые перешли на производство новой продукции, разработанной во время войны; автомобили, электрогенераторы и двигатели, а также химическая продукция. Из-за низких затрат Франции экспорт подскочил на сорок два процента в период с 1923 по 1927 год.

Хорошим примером успешного нового парижского предприятия стала автомобильная компания, основанная в 1919 году Андре Ситроеном (1878-1935). Он был промышленным инженером, который разработал сборочные линии для производства вооружений во время Первой мировой войны. В 1919 году он применил эти технологии для массового производства автомобилей на участке рядом с Сеной; он создал первую линию сборки автомобилей за пределами США. К 1927 году Citroën стал ведущим производителем автомобилей в Европе и четвертым в мире. Помимо инженерных талантов, он был еще и опытным публицистом. Он организовал серию широко разрекламированных автомобильных экспедиций в отдаленные районы Африки, Азии и Австралии, а с 1925 по 1934 год имел большой светящийся знак Citroën на стене Эйфелевой башни. На месте старого завода Citroën теперь находится парк André Citroën .

В начале 20 века одиннадцать внутренних округов Парижа (за исключением 7-го) стали центрами торговли; их население составляло все меньшую и меньшую долю от общей численности населения города. Около четверти парижских рабочих занимались торговлей, оптовой и розничной торговлей. Двигателями городской экономики были крупные универмаги, основанные в «Прекрасную эпоху»; Bon Marché , Galeries Lafayette , BHV , Printemps , La Samaritaine и ряд других, сгруппированных в центре. Они наняли десятки тысяч рабочих, многие из которых были женщинами, и привлекли клиентов со всего мира.

Коко Шанель в 1920 году.

1920-е годы были славным периодом для парижской высокой моды. На Выставке декоративного искусства 1925 года были представлены работы семидесяти двух парижских модельеров; среди ведущих фигур были Поль Пуаре , Жанна Ланвен , открывшая бутик в 1909 году на улице Фобур Сент-Оноре, а также занявшаяся парфюмерией, представившая в 1927 году аромат под названием Arpège; и House of Worth , который также представил парфюмерию с флаконами, разработанными Рене Лаликом . Господство старых домов было брошено вызовом с приходом новых дизайнеров, в первую очередь Коко Шанель свои собственные духи под названием Chanel No. 5. , которая в 1920 году выпустила на рынок В 1925 году она представила свое знаменитое «маленькое черное платье». Среди парижских дизайнеров того периода были Жан Пату , Эльза Скиапарелли , Мадлен Вионне , Кристобаль Баленсиага , бежавший от гражданской войны в Испании и открывший магазин на авеню Георга V в 1937 году; Жак Хайм и Нина Риччи , открывшая свой магазин в Париже в 1932 году.

К концу 1930-х годов из-за унылой экономики количество клиентов значительно сократилось. Дом моды Поля Пуаре, который доминировал в парижской моде до Первой мировой войны, закрылся в 1929 году. В Павильоне элегантности на выставке 1937 года осталось показать свои коллекции только двадцать девять дизайнеров. В этот период центр парижского мира высокой моды постепенно перемещался на запад от центра, ближе к богатым клиентам; он обосновался вокруг Елисейских полей, особенно на авеню Монтень, улице Франсуа-I, улице Марбеф и улице дю Фобур-Сант-Оноре. [52]

Суповая кухня для безработных (1932 г.)

Крах фондового рынка в Нью-Йорке в 1929 году стал началом серии экономических спадов, которые достигли Парижа в 1931 и 1932 годах. Парижские фабрики производили больше товаров, чем могли купить европейские или американские потребители, а экспорт сократился. Поскольку другие европейские страны девальвировали свои валюты, чтобы справиться с кризисом, французский экспорт стал слишком дорогим, а фабрики сократили производство и уволили рабочих. В Париж приезжало меньше богатых туристов, что снизило спрос на предметы роскоши. Премьер-министр-социалист Леон Блюм был избран в 1936 году и сформировал правительство Народного фронта . Он ввел сорокачасовую неделю и две недели оплачиваемого отпуска для французских рабочих и девальвировал франк на 29 процентов, но промышленное производство продолжало падать, а инфляция свела на нет рост заработной платы. Новое правительство под руководством радикального политика Эдуара Даладье пришло к власти в августе 1938 года и изменило экономическую политику, поощряя инвестиции и повышая цены. Инфляция остановилась, франк стабилизировался, а производство увеличилось на 15 процентов в период с ноября 1938 года по июнь 1939 года. Поскольку нависла угроза войны, правительство увеличило военные расходы, дополнительно стимулируя экономику и увеличивая занятость, до начала войны в сентябре 1939 года. .

Ворота завода Renault в Булонь-Бийанкур, когда-то одного из крупнейших заводов Парижского региона, закрылись в 1992 году.

Вторая мировая война разрушила двигатели парижской экономики; заводы, вокзалы и железнодорожные станции вокруг города подвергались бомбардировкам союзников, угля для отопления было мало, электричество в лучшем случае было спорадическим. Тем не менее, реконструкция шла быстро, чему способствовали гранты и займы на сумму 2,6 миллиарда долларов, предоставленные Соединенными Штатами в соответствии с планом Маршалла в период с 1948 по 1953 год и управляемые на местном уровне из отеля Талейран на площади Согласия, что позволило Франции профинансировать два -третей своего внешнего долга и закупить новое оборудование для своих заводов. [53]

Еще до окончания войны правительство начало национализировать большую часть парижской промышленности; между 1944 и 1946 годами оно национализировало завод «Рено», угольные шахты и нефтяные компании «Эйр Франс», а также все крупные банки и страховые компании. Важную часть планирования новой экономики провел Жан Монне в период с 1946 по 1951 год; Монне использовал полученные уроки для создания Европейского общего рынка. К 1948 году промышленное производство Франции вернулось на довоенный уровень. 1950-е годы стали началом Trente Glorieuses , почти тридцати лет быстрого и устойчивого роста. В период с 1951 по 1968 год французская экономика росла в среднем на 5 процентов в год, достигнув 6,5 процента в период с 1966 по 1968 год. Потребность в большем количестве рабочих привела к увеличению числа иммигрантов, приезжающих в основном из Северной Африки по трудовым контрактам. [54]

В 1970-х годах Trente Glorieuses распались. Под давлением профсоюзов заработная плата и себестоимость продукции росли быстро (7,1% в 1969 г., 6,3% в 1970 г., 8,5% в 1973 г.), даже быстрее, чем инфляция (4% с 1960 по 1968 г.); постепенно, даже при росте производительности, товары, произведенные во Франции, стали дороже, чем товары, произведенные в Германии, Великобритании, США и Японии. Французской промышленности было трудно быть конкурентоспособной, даже несмотря на модернизацию. Сборочная линия Citroen в Париже закрылась в 1970-х годах. Сборочная линия Renault в Бийанкуре, одном из крупнейших заводов Парижского региона, окончательно закрылась в 1992 году. Быстрый и неожиданный рост цен на нефть после арабо-израильской войны 1973 года также сильно ударил по французской экономике. В начале 1980-х годов стоимость импорта во Францию ​​росла вдвое быстрее, чем стоимость французского экспорта. Правительство Миттерана ответило новой волной национализации крупных французских банков, промышленных компаний и производителей, включая Thomson, Saint-Gobain и Rhone-Poulenc. Однако начиная с 1986 года правительство Миттерана решило изменить курс и приватизировало большинство компаний, которые оно ранее приобрело. В период с 1983 по 1986 год уровень безработицы превысил 10 процентов, а число безработных выросло с 1,9 миллиона до 2,5 миллиона. [55]

В период с 1988 по 1995 год экономика Парижа частично восстановила прежний рост; инфляция сохранялась на низком уровне, затраты на рабочую силу росли не так быстро, но безработица оставалась устойчиво высокой, особенно в пригородах Парижа.

в Paris Aire Urbaine ( 1999 Работа )

работало 5 089 179 человек . По данным переписи 1999 года, в Paris aire urbaine (или «агломерации») [56] По данным той же переписи 1999 года, 4 949 306 человек, проживающих в Paris aire urbaine, имели работу. [57] Разница между этими двумя цифрами почти в 140 000 человек обусловлена ​​оттоком около 60 000 человек, живущих внутри aire urbaine и работающих за его пределами, и притоком около 200 000 человек, живущих за пределами aire urbaine, которые каждый день приезжают в него на работу. Таким образом, из 5 089 179 человек, занятых в парижском aire urbaine в 1999 году, только около 200 000 человек (3,9% от общего числа) жили за его пределами, что неудивительно, поскольку границы aires urbaine основаны на схемах поездок на работу.

В середине 20-го века большинство рабочих мест в aire urbaine было сосредоточено в самом Париже. Однако после Второй мировой войны экономическая деятельность переместилась в пригород, и город неуклонно терял рабочие места в пользу пригородов, в частности Верхнего де-Сена (92) департамента , где находится новый Ла-Дефанс. бизнес район, расположенный к западу от города. Сегодня город Париж не является, собственно говоря, экономическим центром aire urbaine, поскольку большинство офисов на самом деле расположены в западной половине города и в центральной части Верхняя-де-Сен департамента , образуя треугольник между Оперой , Ла Дефанс и районом Валь де Сена . О-де-Сен стал своего рода продолжением центра Парижа: в конце 2005 года там работало 873 775 человек, что более чем вдвое меньше, чем в самом Париже (в конце концов в Париже работало 1 653 551 человек). 2005 года). [58]

Как следствие, рабочие не только ездят из пригорода на работу в Париж, но также приезжают из Парижа, чтобы работать в пригороде. Из 5 416 643 человек, занятых в Парижском регионе в конце 2005 года, только 1 653 551 (30,5%) работали в самом Париже, а 3 763 092 (69,5%) работали в пригороде. Однако, если добавить Верхний де-Сен, предыдущие цифры показывают, что в Париже и Верхнем Сене вместе все еще проживало 46,7% всех лиц, занятых в Парижском регионе в конце 2005 года, что должно помочь представить ситуацию в перспективе. феномен переезда рабочих мест в пригород: это был такой же переезд в пригород, как и расширение центра Парижа за пределы административных границ города.

В течение 1960-х и 1970-х годов французское правительство создало несколько villes nouvelles («новые города») на внешнем кольце пригородов Парижа, чтобы сделать экономику города многополярной. С экономической точки зрения эти новые города имели относительный успех, поскольку многие компании до сих пор переезжают в эти районы. Однако они не полностью выполнили свою роль мультиполяризации: экономическая деятельность по-прежнему в значительной степени сосредоточена в центральном ядре (город Париж и Верхний де-Сен) aire urbaine , как показывают приведенные выше данные о занятости. .

По секторам [ править ]

Приведенные ниже цифры взяты из переписи 1999 года. [56] покажите распределение 5 089 179 человек, занятых в Paris aire urbaine, по различным секторам экономики в 1999 году. Это даст представление о чрезвычайном разнообразии парижской экономики, отмеченной, тем не менее, заметным доминированием сферы услуг.

  • Первичный сектор : Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство: занято 26 741 человек ( 0,5% от общей численности рабочей силы).
  • Вторичный сектор : Промышленная и горнодобывающая промышленность, строительство и коммунальное хозяйство: 913 503 р. в жирном шрифте ( 17,9% от т.в.ф.)
    • Обрабатывающая промышленность (включает добычу полезных ископаемых и добычу нефти и газа): 627 534 р. в жирном шрифте (12,3% т.в.ф.)
      Обрабатывающими отраслями, в которых занято большинство людей, являются:
      • Электронное и электротехническое оборудование, приборы и комплектующие: 112 281 р. в жирном шрифте (2,2% от т.в.ф.)
        Эту отрасль составляют: компьютеры и периферийное оборудование; мобильные телефоны; оборудование радио- и телевещания и беспроводной связи; полупроводники и другие электронные компоненты; навигационные, измерительные, электромедицинские и контрольные приборы; электрические двигатели; электроосветительное оборудование; различное электрооборудование (кабели, трансформаторы, распределительные щиты и т.п.). В данную отрасль НЕ входит бытовая электроника и электроприборы (телевизоры, радиоприемники, DVD-плееры, духовки, холодильники, часы, часы и т.п.).
      • Издание, печать и воспроизведение записанных носителей: 87 599 стр. в жирном шрифте (1,7% т.в.ф.)
        Книги, газеты, журналы и т. д. В эту отрасль НЕ входят кино- и звукозаписывающая промышленность, а также радиовещательная промышленность.
      • Производство продуктов питания, напитков и табачных изделий: 59 862 р. в жирном шрифте (1,2% от т.в.ф.)
      • Производство машин и оборудования: 56 270 р. в жирном шрифте (1,1% от т.в.ф.)
        В состав отрасли входят: двигательное, турбинное и силовое оборудование; насосы и компрессоры; погрузочно-разгрузочное оборудование; вентиляционное, отопительное, кондиционирующее и торговое холодильное оборудование; сельскохозяйственная, строительная и горнодобывающая техника; станки; промышленные формы; промышленное оборудование (оборудование для производства пластмасс и резины, текстильное оборудование и т. д.); и другое оборудование общего назначения (сварочное и паяльное оборудование, промышленные технологические печи и печи, весы и весы (кроме лабораторных) и т.п.). В эту отрасль ТАКЖЕ ВХОДЯТ три отрасли, которые в англосаксонской классификации обычно включаются в категорию «Производство готовых металлических изделий»: производство архитектурных и конструкционных металлов; котлы, резервуары и транспортные контейнеры; и оружие и боеприпасы.
      • Производство автомобилей, прицепов и автозапчастей («автопром»): 52 149 р. в жирном шрифте (1,0% от т. wf)
    • Строительство: 235 872 р. в жирном шрифте (4,6% от т.в.ф.)
    • Коммунальные услуги: Электричество, природный газ и водоснабжение: 50 097 р. в жирном шрифте (1,0% от т. wf)
  • Третичный сектор : Услуги: 4 148 935 р. в жирном шрифте ( 81,6% т.в.ф.)
    Услуги, в которых занято большинство людей:
    • Деловые услуги (включая услуги аренды и лизинга): 841 157 р. в жирном шрифте (16,5% т.в.ф.)
      • Профессионально-технические услуги: 509 048 р. в жирном шрифте (10,0% от т.в.ф.)
        В эту отрасль входят: проектирование компьютерных систем и сопутствующие услуги; обработка данных, хостинг и сопутствующие услуги; публикация программного обеспечения; юридические услуги; бухгалтерский учет, подготовка налогов, бухгалтерский учет и услуги по расчету заработной платы; управление компаниями и предприятиями; административный менеджмент и общий управленческий консалтинг; консалтинг в области человеческих ресурсов и поиска руководителей; маркетинговый консалтинг; консалтинг по процессам, физическому распределению и логистике; экологический консалтинг; реклама и сопутствующие услуги; а также архитектурные, инженерные и сопутствующие услуги.
      • Административные, вспомогательные услуги и услуги по обращению с отходами: 272 981 р. в жирном шрифте (5,4% т. wf)
        В данную отрасль входят: службы занятости (трудоустройство, временное); службы расследования и безопасности; обслуживание зданий и жилых помещений; фотографические услуги; административные услуги офиса; услуги письменного и устного перевода; службы поддержки бизнеса (колл-центры, коллекторские агентства и т.п.); услуги по упаковке и маркировке; организаторы конгрессов и выставок; а также услуги по управлению и восстановлению отходов. В эту отрасль ТАКЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ аренда и лизинг машин и оборудования без оператора, а также личных и бытовых товаров, которые в англосаксонских классификациях обычно указываются наряду с «Недвижимостью».
      • Исследования и разработки: 59 128 стр. в жирном шрифте (1,1% от т.в.ф.)
    • Коммерция: 660 843 р. в жирном шрифте (13,0% от т. wf)
      • Розничная торговля (кроме автотранспортных средств) и ремонт: 308 323 р. в жирном шрифте (6,1% от т.в.ф.)
      • Оптовая и комиссионная торговля (кроме автотранспортных средств): 276 282 р. в жирном шрифте (5,4% от т.в.ф.)
      • Продажа, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: 76 238 р. в жирном шрифте (1,5% от т.в.ф.)
    • Государственное управление и оборона: 510 972 р. в жирном шрифте (10,0% от т.в.ф.)
    • Медицинские услуги и социальная помощь: 451 373 р. в жирном шрифте (8,7% т. wf)
    • Транспорт, хранение и связь: 419 779 р. в жирном шрифте (8,2% т. wf)
      Эту отрасль составляют: общественные и частные перевозки пассажиров и грузов; складирование и хранение; туристические агентства; почта и курьеры; и телекоммуникации.
    • Образование: 334 852 р. в жирном шрифте (6,6% от т.в.ф.)
    • Финансы и страхование: 256 722 р. в жирном шрифте (5,0% от т. wf)
    • Услуги по проживанию и питанию (гостиницы и рестораны): 202 228 р. в жирном шрифте (4,0% от т.в.ф.)

Торговля и финансы [ править ]

Коммерция: 660 843 сотрудниковРозничная торговля (кроме автомобилей) и ремонт: 308 323 сотрудников.Оптовая торговля и комиссионные (кроме автомобилей): 276 282 сотрудниковПродажа, обслуживание и ремонт автомобилей: 76 238 сотрудников.Государственное управление и оборона: 510 972 сотрудника.

Брексит [ править ]

После Брексита Европейское банковское управление было переведено в Париж.

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ «Департамент Парижа; Полное досье» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 25 ноября 2015 г.
  2. ^ «Глобальный индекс энергетических городов 2015» . Мемориальный фонд Мори, Япония . Проверено 16 апреля 2016 г.
  3. ^ «Глобальный городской ВВП 2021» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 13 мая 2013 г.
  4. ^ «Иль-де-Франс-Портрет региона- Ключевые фигуры (на французском языке)» . Региональный совет Иль-де-Франс . Проверено 24 ноября 2018 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «База данных – Регионы – Евростат» .
  6. ^ «Регион Иль-де-Франс - Полное досье» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 25 ноября 2015 г.
  7. ^ «Глобальное распределение богатства по ППС: кто являются лидерами глобальной экономики? - Полный размер» . Визуальный капиталист . Проверено 21 октября 2021 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Региональная экономика Иль-де-Франс» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 27 ноября 2015 г.
  9. ^ Приблизительно, оценка 2007 г. / ВВП столичного региона Токио (префектуры Токио, Канагава, Сайтама и Тиба) составляет 165 триллионов иен (приблизительно 1,9 триллиона долларов США). Архивировано 10 февраля 2010 года в кабинете министров Wayback Machine правительства Японии. Проверено 8 июня 2010 г.
  10. ^ Оценка 2014 г. Бюро экономического анализа. Министерство торговли США. 23 сентября 2015 г. Архивировано 15 октября 2015 г. на Wayback Machine . Проверено 16 апреля 2016 г.
  11. ^ Оценка на 2021 г. / Управление национальной статистики
  12. ^ Оценка за 2014 г. Статистическое управление Кореи через Joongang Daily, средний обменный курс за 2014 г. составил 1053 вон за доллар США.
  13. ^ Оценка 2013 г. / INSEE 631 614 миллионов евро по данным INSEE, т.е. 688 миллиардов долларов США по текущему обменному курсу с использованием обменного курса евро/доллар 2015 года.
  14. ^ «Положение крупнейших муниципалитетов Бразилии по валовому внутреннему продукту, оценка 2011 г.» . БИГС. 2011.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Журнал Fortune (21 июля 2015 г.). «Fortune Global 500 — Франция» . Проверено 30 ноября 2015 г.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «В Иль-де-Франс 39 центров занятости структурируют региональную экономику» . Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 7 декабря 2015 г.
  17. ^ «100 крупнейших банков мира: ICBC №1 Китая» . Форбс . 12 февраля 2014 г.
  18. ^ Франция повышает долю Renault, чтобы обеспечить долгосрочный контроль Reuters, 8 апреля 2015 г.
  19. ^ «Отличные результаты LVMH в 2014 году» (Пресс-релиз). ЛВМХ. 3 февраля 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  20. ^ «Ключевые показатели веб-сайта Kering» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
  21. Майлз Соча, Внутри новой роскошной штаб-квартиры Kering & Balenciaga , Footwearnews.com , 15 сентября 2016 г.
  22. ^ «Пресс-релиз L'Oreal» (PDF) . Лореаль . Проверено 1 декабря 2015 г.
  23. ^ «Выручка Numericable-sfr в ​​2014 году снизилась на 5, несмотря на рост числа подписчиков» . Телегеография . Проверено 3 декабря 2015 г.
  24. ^ «Выручка Bouygues снизилась в 2014 году» . Телегеография . Проверено 3 декабря 2015 г.
  25. ^ «Годовой отчет Eudisney SCA за 2014 год» (PDF) . Проверено 2 декабря 2015 г.
  26. ^ «Fortune Global 500 2015» . Проверено 2 декабря 2015 г.
  27. ^ Шмидт 2009 , с. 69-70.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 455.
  29. ^ Фиерро 1996 , стр. 456–457.
  30. ^ Фиерро 1996 , с. 973.
  31. ^ Фиерро 1996 , стр. 472–474.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 466.
  33. ^ Фиерро 1996 , с. 468.
  34. ^ Фиерро 1996 , с. 936.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ле Ру 2013 , с. 18.
  36. ^ Petitfils 2005 , с. 99.
  37. ^ Фиерро 1996 , с. 999.
  38. ^ Фиерро 2003 , с. 191.
  39. ^ Ле Ру 2013 , стр. 18–19.
  40. ^ Эрон де Вильфосс 1959 , с. 313.
  41. ^ Фиерро 1996 , с. 1165.
  42. ^ Фиерро 1996 , с. 470.
  43. ^ Фиерро 1996 , с. 464.
  44. ^ Мильза, Пьер, Наполеон III , с. 486
  45. ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 84-85
  46. ^ Маршан 1993 , с. 126.
  47. ^ Фиерро 1996 , с. 777.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ле Ру 2013 , с. 93.
  49. ^ Такер, Спенсер К.; Робертс, Присцилла Мэри (2005). Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 437. ИСБН  9781851094202 .
  50. ^ Джон Хорн, «Рабочие-иммигранты во Франции во время Первой мировой войны», French Historical Studies, 14/1 (1985), 57–88.
  51. ^ Фиерро 1996 , с. 219.
  52. ^ Фиерро 1996 , с. 809.
  53. ^ Безбах 2004 , с. 702.
  54. ^ Безбах 2004 , стр. 750–752.
  55. ^ Безбах 2004 , стр. 832–833.
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Французская перепись 1999 года. Общая занятость на рабочих местах по полу, возрасту и статусу занятости в aire urbaine Парижа» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
  57. ^ «Французская перепись 1999 года. Экономически активное население по полу, возрасту и статусу активности в городских районах Парижа» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
  58. ^ «Оценка оплачиваемой и неоплачиваемой занятости по секторам деятельности и по департаментам по состоянию на 31 декабря» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 1 сентября 2007 г.

Цитируемые работы [ править ]

  • Безбах, Пьер (2004). Маленький Ларус из французской истории . Ларусс. ISBN  2-03505369-2 .
  • Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN  2-221--07862-4 .
  • Фиерро, Альфред (2003). Жизнь парижан при Наполеоне . Сотека, издания Наполеона I. ISBN  2-9519539-0-9 .
  • Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
  • Ле Ру, Томас (2013). Промышленный Париж 1750-1920 гг . Издания CREASPHIS. ISBN  978-2-35428-079-6 .
  • Маршан, Бернар (1993). Париж, история города (19-20 века) . Издания дю Сеуиль. ISBN  2-02-012864-0 .
  • Петитфилс, Жан-Кристиан (2005). Людовик XVI . Перрин. ISBN  2-7441-9130-2 .
  • Шмидт, Джоэл (2009). Лютеция-Париж, происхождение от Хлодвига . Перрин. ISBN  978-2-262-03015-5 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1d0059ba08bdaadf179715c3adc37734__1715752440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/34/1d0059ba08bdaadf179715c3adc37734.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of Paris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)