Экономика Парижа

Экономика Парижа базируется в основном на услугах и торговле: из 390 480 его предприятий 80,6% занимаются торговлей, транспортом и разнообразными услугами, 6,5% - строительством и всего 3,8% - промышленностью. [1] Париж , включая город Париж и регион Иль-де-Франс (Парижский регион), является важнейшим центром экономической деятельности во Франции, на его долю приходится около тридцати процентов французского ВВП . [2]
в 2011 году Париж был пятым по величине мегаполисом в мире По данным Брукингского института, и вторым в Европе . [3] Парижский регион является самым богатым регионом Европы с ВВП (ППС) более чем в 1 триллион долларов, что эквивалентно ВВП Нидерландов или Индонезии и выше, чем в таких странах, как Швейцария , Швеция или Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты вместе взятые, опережая Северный Рейн-Вестфалию в Германии. но немного позади Большого Лондона в Соединенном Королевстве . [4] [5] Он имеет самый высокий ВВП на душу населения среди всех французских регионов и третий по величине среди всех регионов Европейского Союза .
Похожая история наблюдается и в Парижском регионе, или в Иль-де-Франс, в целом. В торговле и сфере услуг заняты 76,7 процента предприятий, в промышленности - 3,4 процента. В торговле, на транспорте и в различных услугах занято 59,5 процента занятых, в государственном управлении, здравоохранении и социальном обслуживании - 26,9 процента, в промышленности - 8,2 процента, в строительстве - 5,2 процента. [6]
Все десять крупнейших французских компаний, включенных в список Fortune Global 500 за 2015 год, имели свои штаб-квартиры в Парижском регионе, девять — в городе Париже и одна, TotalEnergies , в департаменте Верхний де-Сен , в деловом районе Ла-Дефанс . Четвертая по величине компания Société Générale имеет зарегистрированную штаб-квартиру в Париже и операционные офисы в Ла-Дефанс. Другие известные кластеры крупных компаний расположены в Исси-ле-Мулино (медиа-компании); Булонь-Бийанкур и Сен-Дени .
ВВП [ править ]
мегаполис Парижа произвел 984 миллиарда долларов США по рыночному обменному курсу , или около 1/3 экономики Франции. В 2021 году [7] ВВП на душу населения в регионе составил 65 200 евро (73 000 долларов США), что является самым высоким показателем во Франции. ВВП Парижского региона составлял 31 процент ВВП метрополии Франции. [5]
В 2022 году ВВП Парижского региона был вторым по величине в Европе, опережая Северный Рейн-Вестфалию в Германии и уступая Большому Лондону в Соединенном Королевстве. ВВП на душу населения был 4-м по величине в Европе после Люксембурга , Брюсселя и Гамбурга . [5]
В период с 1993 по 2007 год ВВП Парижского региона стабильно рос в среднем на 2,3 процента в год. Однако во время рецессии 2009 года ВВП резко снизился на 4,9 процента, прежде чем восстановиться и снова вырасти. [8]
Экономика Парижского региона в основном представляет собой третичную экономику, или экономику услуг. На третичный сектор, включая бизнес и финансовые услуги, правительство, образование и здравоохранение, приходилось 90 процентов добавленной стоимости, в результате чего Парижский регион уступает Большому Лондону и Брюсселю. Добавленная стоимость промышленности упала с 12 процентов в 2000 году до 8 процентов в 2011 году. [8]
По официальным оценкам, Парижский регион по ВВП занимает 5-е место по величине городской экономики в мире после Токио, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Сеула:
Город | Официальный есть. Номинальный ВВП (млрд долл. США) |
---|---|
1. Токио | 1,900 (2007) [9] |
2. Нью-Йорк | 1,558.518 (2014) [10] |
3. Лондон | 1,211,671 (2014) [11] |
4- Лос-Анджелес | 866.745 (2014) |
5. Сеул | 688.2 (2014) [12] |
6. Париж | 688 (2013) [13] |
7. Чикаго | 610.552 (2014) |
8. Хьюстон | 525.397 (2014) |
9. Даллас-Форт-Уэрт-Арлингтон | 504.358 (2014) |
10. Сан-Паулу | 477.005 (2011) [14] |
( см. в списке городов по ВВП Дополнительные цифры .)
Компании из списка Fortune Global 500 [ править ]
В 2015 году в Парижском регионе располагались штаб-квартиры 29 из 31 французской компании, входящей в список Fortune Global 500 , 500 крупнейших корпораций мира по объему выручки . Все двенадцать крупнейших французских компаний, входящих в список Fortune Global 500 за 2015 год, имеют штаб-квартиры в Парижском регионе, либо в городе, либо в его пригороде.
Местный ранг | ФГ 500 ранг | Название компании | Промышленность | Выручка (млн долларов США, 2014 г.) | Расположение |
---|---|---|---|---|---|
1 | 11 | Общий | Нефтепереработка | 212,108 | Курбевуа ( Ла Дефанс ) |
2 | 20 | АХА | Страхование: Жизнь, здоровье (акционное) | 162,762 | 8-й округ |
3 | 42 | БНП Париба | Банки: коммерческие и сберегательные | 124,333 | 9-й округ |
4 | 49 | Сосьете Женераль | Банки: коммерческие и сберегательные | 118,232 | 9-й округ |
5 | 58 | Кредит Агриколь | Банки: коммерческие и сберегательные | 106,198 | Защита |
6 | 64 | Карфур | Продовольственные и аптечные магазины | 101,238 | Булонь-Бийанкур |
7 | 73 | Энджи | Энергия | 99,073 | Нантер ( Ла Дефанс ) |
8 | 78 | ЭДФ | Коммунальные услуги (электричество) | 96,669 | 8-й округ |
9 | 128 | Пежо | Автомобили и запчасти | 71,111 | 16-й округ |
10 | 134 | Группа БПЦЕ | Банки: коммерция и сбережения | 68,986 | 13-й округ |
11 | 148 | Финатис ( Группа Казино ) | Продовольственные и аптечные магазины | 65,222 | 15-й округ |
12 | 166 | Гарантии CNP | Страхование: Жизнь, здоровье (акционное) | 59,648 | 15-й округ |
Примечание. Франко-германская аэрокосмическая компания EADS имеет штаб-квартиры в Париже и Мюнхене, но она не указана здесь, поскольку Журнал Fortune посчитал, что компания находится в Нидерландах, где она была зарегистрирована на законных основаниях по налоговым причинам. |
регионе по секторам Занятость в Парижском
Экономика Парижа и Парижского региона в первую очередь представляет собой экономику услуг. Доля промышленности в экономике Парижского региона неуклонно сокращалась; Число промышленных служащих сократилось с 532 539 человек, или 9,6 процента работающего населения, в 2007 году до 463 201 человека, или 8,2 процента, в 2012 году. Занятость в региональной экономике Парижа, как и в экономике города Парижа, является подавляющей в торговля, услуги, транспорт, государственное управление, образование, здравоохранение и социальное обеспечение.
Сектор | Сотрудники | % |
Сельское хозяйство | 0.2% | |
Промышленность | 8.2% | |
Строительство | 5.2% | |
Торговля, транспорт, услуги | 59.5% | |
Администрация, образование, здравоохранение, социальные услуги | 26.0% |
Картина очень похожа в самом Париже, где в 2012 году на долю торговли, услуг и государственного управления пришлось более девяноста процентов занятости.
Сектор | Сотрудники | % |
Сельское хозяйство | 0.1% | |
Промышленность | 4.4% | |
Строительство | 3.1% | |
Торговля, транспорт, услуги | 68.0% | |
Администрация, образование, здравоохранение, социальные услуги | 24.4% |
деловым районам по Занятость
В 2010 году в Парижском регионе работало 5,4 миллиона наемных работников, из которых 2,2 миллиона были сосредоточены в 39 полюсах занятости или деловых районах. Самый крупный из них по количеству сотрудников известен на французском языке как QCA, или центральный квартал ; он находится в западной части Парижа, во 2, 8, 9, 16 и 18 округах. В 2010 году здесь работало 500 000 наемных работников, около тридцати процентов наемных работников в Париже и десять процентов наемных работников в Иль-де-Франс. Крупнейшими секторами деятельности в центральном деловом районе были финансы и страхование (16 процентов сотрудников округа) и деловые услуги (15 процентов). Район также включает в себя большое количество универмагов, торговых центров, отелей и ресторанов, а также правительственных учреждений и министерств. [16]
Вторым по величине деловым районом с точки зрения занятости является Ла-Дефанс , расположенный к западу от города, где в 1990-х годах многие компании разместили свои офисы. В 2010 году здесь работало 144,6 тыс. сотрудников, из которых 38 процентов работали в сфере финансов и страхования, 16 процентов - в службах поддержки бизнеса. Два других важных района, Нейи-сюр-Сен и Левалуа-Перре , являются продолжением делового района Парижа и Ла-Дефанс. Другой район, включающий Булонь-Бийанкур , Исси-ле-Мулино и южную часть 15-го округа, является центром деятельности средств массовой информации и информационных технологий. [16]
Парижа секторам по Экономика
Банковское дело и страхование [ править ]

Шесть из двенадцати крупнейших компаний Парижского региона — это банки и страховые компании. Крупнейшими банками по выручке за 2014 год являются BNP Paribas ; Сосьете Женераль ; Credit Agricole и Groupe BPCE . Крупнейшими страховыми компаниями являются AXA (вторая по величине французская компания по выручке в 2014 году) и CNP Assurances . [15]
По результатам опроса 2015 года, в котором банки мира оценивались по активам, BNP Paribas занял 7-е место по величине банка в мире; Credit Agricole на десятом месте, а Societe Generale на 20-м. [17]
Главные офисы французских банков традиционно располагались в центре Парижа, недалеко от Оперы и Банка Франции , центрального банка Франции. Штаб-квартира BNP Paribas находится в 9-м округе на улице Бержер. Société Générale Главный офис находится на бульваре Осман в 9-м округе, а оперативная штаб-квартира находится в Нантерре , в районе Ла-Дефанс . Главный офис Credit Agricole находится в Монруже , в южном пригороде Парижа. Главный офис BPCE находится на авеню Пьера Мендеса в 1-м округе.
Автомобили [ править ]
Париж был родиной французской автомобильной промышленности, а в 2014 году Франция была 13-м крупнейшим производителем автомобилей в мире по объему производства и третьим по величине в Европе после Германии и Испании. В Париже расположены две крупные автомобильные компании; Группа PSA , владеющая брендами Peugeot и Citroën , и Renault, владеющая брендом Renault и Dacia в Румынии, Renault Samsung Motors в Южной Корее и 43 процента акций Nissan . Штаб-квартира Renault находится в Булони-Бийанкуре , в Парижском регионе, где на протяжении десятилетий у компании был огромный сборочный завод, ныне закрытый. Renault Trucks является крупным производителем коммерческих автомобилей и принадлежит Volvo . В 2015 году французское правительство увеличило свою долю владения в Renault до 19,73 процента, чтобы иметь больший контроль над социальной политикой компании. [18] В 2012 году группа PSA была вторым по величине производителем автомобилей в Европе и девятым в мире с объемом производства 2,9 миллиона единиц. В 2009 году он был шестым по величине производителем автомобилей. Штаб-квартира компании находится в 16 округе Парижа. Большая часть автомобилей обеих компаний производится за пределами Франции.
Энергия [ править ]
Парижский регион является домом компании Total , одной из пяти крупнейших нефтяных компаний мира. Это крупнейшее предприятие Франции по размеру выручки и 14-я по величине компания в списке Fortune Global 500 2015 года . Total работает в 130 странах мира, ее штаб-квартира расположена в Курбевуа , в деловом районе Ла-Дефанс . [15]
Engie — вторая по величине энергетическая компания во Франции и Парижском регионе. Ранее известная до апреля 2015 года как GDF-Suez, это многонациональная электроэнергетическая компания, занимающаяся производством и распределением электроэнергии, природным газом и возобновляемыми источниками энергии. Она была основана в 1858 году как компания Universal Suez Canal Company для строительства Суэцкого канала . В 2015 году компания приобрела производителя солнечной электроэнергии Solairedirect , что сделало ее крупнейшим поставщиком электроэнергии во Франции. Ее штаб-квартира расположена в Курбевуа , в деловом районе Ла-Дефанс . По данным Fortune Global 500 в 2015 году, это 7-я по величине компания во Франции по выручке и 73-я в мире. [15]
Électricité de France , или EDF, является 8-й по величине французской компанией по выручке и 78-й в рейтинге Global 500 за 2015 год. Компания, большей частью принадлежащая французскому правительству, управляет 58 ядерными реакторами, расположенными на двадцати объектах по всей Франции. Штаб-квартира находится на авеню Ваграм, 22-30 в 8-м округе Парижа, а также имеет большое офисное здание в Курбевуа в деловом районе Ла-Дефанс . [15]
Продукты питания и аптеки [ править ]
В Париже находится штаб-квартира Carrefour SA , крупнейшей сети продовольственных и аптечных магазинов во Франции и четвертой в мире по версии Fortune Global 500 за 2015 год после Wal-Mart и Costco в США и Tesco в Великобритании. Carrefour — транснациональная компания с 1452 гипермаркетами на конец 2011 года. Она занимала 64-е место в рейтинге Fortune 500. [15] Штаб-квартира расположена в Булонь-Бийанкур, в пригороде Парижа.
Вторая по величине французская сеть, Auchan , находится в Круа, на севере Франции, а третья, Finatis, или Groupe Casino , со штаб-квартирой в Парижском регионе. В 2015 году он занял 148-е место в рейтинге Fortune Global 500. [15]
Предметы роскоши, мода и косметика [ править ]

Париж имеет долгую историю, восходящую к Средневековью, производства предметов роскоши для аристократии и богатых людей. Сегодня самой важной фирмой по производству предметов роскоши в Париже является LVMH , возглавляемая Бернаром Арно , который также возглавляет Christian Dior SA , крупную международную компанию модной одежды, штаб-квартира которой находится на авеню Монтень , 30 в 8-м округе. Dior владеет 42,36 процента акций LVMH и 59,01 процента прав голоса в LVMH. В группу LVMH входят Louis Vuitton и производитель шампанского Moët Hennessy, которые объединились в 1987 году. LVMH имеет шестьдесят дочерних компаний, включая Bulgari , косметический магазин Sephora , а также универмаги Bon Marché и Samaritaine . Продукция группы включает в себя готовую одежду, модные аксессуары, обувь, часы, парфюмерию, косметику и средства по уходу за кожей. В 2018 году выручка группы составила 53,7 млрд евро. [19]
Главным конкурентом LVMH является группа компаний Kering , занимающаяся производством предметов роскоши, основанная в 1963 году Франсуа Пино и ныне управляемая его сыном Франсуа-Анри Пино . Она контролирует многие известные бренды, в том числе Saint-Laurent , Gucci , Brioni , Boucheron , Balenciaga , Bottega Veneta , а выручка в 2020 году составила 13,1 миллиарда евро. [20] Штаб-квартира Kering находится на улице Севр, 40 в 7-м округе Парижа , в бывшей больнице Лаэннек. [21]
L'Oreal — крупнейшая в мире косметическая компания, занимающая 395-е место в рейтинге Fortune Global 500. Основанная в 1909 году, ее штаб-квартира расположена в Клиши , в департаменте Вер-де-Сен . [22]
Интернет и телекоммуникации [ править ]
Крупнейшей телекоммуникационной компанией и интернет-провайдером во Франции является Orange SA , известная до 2000 года как France Télécom . Это 15-я по величине телекоммуникационная компания в мире и 43-е место в списке Fortune Global 500. В 2014 году ее выручка составила 39,445 миллиарда евро, а число клиентов по всему миру составляет 230 миллионов. Она была основана в 1994 году и приобретена France Telecom в 2000 году. Штаб-квартира Orange находится на улице Оливье де Серр, 78 в 15 округе.
Второй гигантский телекоммуникационный оператор в Париже — Numericable-SFR с 22,39 миллионами абонентов и доходом в 12,63 миллиарда долларов в 2014 году. SFR расшифровывается как Societé française du radiotéléphone , или французская радиотелефонная компания, основанная в 1987 году, еще до эпохи Интернета. В настоящее время он принадлежит люксембургскому конгломерату Altice group. Зарегистрированная штаб-квартира компании находится на площади Бела Барток, 1 в 15-м округе, а ее новая административная штаб-квартира находится в пригороде Сен-Дени , к северу от Парижа. [23]
Другие крупные телекоммуникационные компании Парижского региона включают Bouygues Telecom . Компания, входящая в группу Bouygues, в основном строительная компания, имела доход в 4,32 миллиарда евро в 2014 году и 13,549 миллиона абонентов. Главный офис Bouygues Telcom находится на улице Буасьер, 37-39 в 16-м округе. [24] Free Mobile — новейший и четвертый по величине интернет-провайдер во Франции, основанный в 2007 году, с 11 миллионами абонентов и доходом в 1,6 миллиарда евро в 2014 году. Он входит в группу Iliad SA , основанную Ксавье Нилем в 1990 году. Штаб-квартира Free Mobile Мобил — это Свободный центр, расположенный по адресу: улица де ла Виль-Эвек, 8, в 8-м округе.
и СМИ развлечения
Крупнейшей цифровой медиа-компанией, расположенной в Париже, является Vivendi , ведущая компания по производству фильмов и аудиовизуальных материалов в ЕС. Ей принадлежат телеканал и кинопродюсер Canal+ , а также группа Universal Music в США и сайт обмена видео Dailymotion . В 2013 году выручка компании составила 22,135 миллиарда евро. Ее штаб-квартира расположена на авеню де Фридланд в 8-м округе. Штаб-квартира Canal Plus находится в деловом районе Исси-ле-Мулино , где расположены офисы нескольких телеканалов и крупных медиа-компаний, в том числе France 24 , Eurosport , Technicolor SA и Microsoft France.
Крупнейшие французские киностудии также расположены в Парижском регионе. Кинокомпания Gaumont была первой кинокомпанией в мире, основанной в 1896 году. Вместе со своей телевизионной продюсерской компанией Gaumont International Television в 2013 году она заработала доход в размере 169 миллионов евро. Она расположена в Нейи-сюр-Сен , недалеко от к западу от Парижа. В 2008 году была основана Disneynature , дочерняя компания американской The Walt Disney Company , для производства независимых документальных фильмов о природе.
Pathé была второй киностудией, созданной в мире после Gaumont. Вместе с Pathé владеет сетью мультиплексных кинотеатров во Франции и по всей Европе.
Парижский Диснейленд — парк развлечений и курортный комплекс, расположенный в Марн-ла-Валле , в двадцати милях к востоку от Парижа, который открылся в 1992 году. В 2014 году его посетили 15 миллионов человек, что сделало его одним из самых посещаемых туристических объектов Парижского региона. Он заработал 1,309 миллиарда долларов, но потерял 27,5 миллиона евро из-за слабой европейской экономики. [25]
Транспорт [ править ]
SNCF национальная железнодорожная ( Société nationale des chemins defer français , или «Французская национальная железнодорожная компания») — компания Франции , которая управляет железнодорожным движением во Франции и Княжестве Монако . Ежедневно по нему курсирует около 14 000 поездов. Он управляет всеми железнодорожными службами Франции, включая TGV , сеть высокоскоростных железных дорог Франции. Ей принадлежат 70 процентов Thalys высокоскоростного поезда , идущего в Бельгию и Нидерланды, и 55 процентов Eurostar, идущего из Парижа в Лондон.
SNCF принадлежит государству Франции. В 2014 году выручка компании составила 36,138 миллиона долларов, но это на 15 процентов меньше, чем в 2013 году. SNCF упал с 214 места в Global 500 в 2010 году до 253 места в 2013 году, а затем до 322 места в 2014 году.
Штаб-квартира SNCF ранее находилась в 14-м округе Парижа, но в июле 2013 года ее перенесли в пригород Сен-Дени .
Air France — национальная авиакомпания Франции. В 2014 году выручка компании составила 33,12 миллиарда долларов, что представляет собой убыток в 262 миллиона долларов из-за высоких затрат и жесткой конкуренции со стороны бюджетных авиакомпаний и новых авиакомпаний из Персидского залива. Рейтинг Air France в рейтинге Fortune Global 500 упал с 351-го места в 2013 году до 365-го в 2014 году. [26]
Штаб-квартира Air France расположена в аэропорту Шарля Де Голля , в коммуне Руасси-ан-Франс ;
Компания под названием Airports of Paris управляет всеми гражданскими аэропортами Парижского региона, включая аэропорт Шарля де Голля , аэропорт Ле Бурже и аэропорт Орли . Он также управляет рядом зарубежных аэропортов, особенно на Ближнем Востоке, включая аэропорты Триполи , Загреба , Аммана , Алжира и Исламабада . В компании работает 9500 сотрудников в Парижском регионе. Ее штаб-квартира расположена на бульваре Распай, 291 в 14 округе.
Экономическая история
Лютеция [ править ]
Расположение Лютеции, галло-римского города, ставшего Парижем, сделало его процветающим; Он находился на главном речном торговом пути через реки Сена и Рона между Британией и римской колонией Прованс и Средиземным морем ; кроме того, это было самое удобное место для переправы через Сену; жители собирали плату за переход по мосту. Жители Лютеции чеканили собственные золотые монеты, которые использовались для торговли по всей Европе. монеты из городов вдоль Рейна и Дуная и даже из Кадиса в Испании При раскопках древнего города были найдены . Они также были известны по всей Галлии качеством своих драгоценностей и других украшений, изготовленных городскими мастерами. [27]
Средневековый Париж [ править ]

Торговля также была основным источником богатства и влияния Парижа в средние века. В 1121 году, во время правления Людовика VI, король назначил Парижской лиге лодочников плату в размере шестидесяти сантимов за каждую лодку вина, прибывшую в город во время сбора урожая. В 1170 году Людовик VII еще больше расширил привилегии речных торговцев; только парижским лодочникам было разрешено вести торговлю на реке между мостом Мант и двумя парижскими мостами. [28]
Крупные монастыри также сыграли важную роль в развитии торговли в средние века, проводя крупные ярмарки, привлекавшие купцов из таких далеких стран, как Саксония и Италия. Аббатство Сен-Дени с седьмого века проводило большую ежегодную ярмарку; ярмарка Сен-Матиас, датируемая 8 веком; Ярмарка Ленит появилась в 10 веке, а ярмарка аббатства Сен-Жермен-де-Пре началась в 12 веке. [28]
К 15 веку вдоль реки были созданы отдельные порты для доставки вина, зерна, гипса, брусчатки, сена, рыбы и древесного угля. Древесина для приготовления костров и отопления выгружалась в одном порту, а древесина для строительства поступала в другой. Вокруг этого порта собрались купцы, занимавшиеся всеми видами торговли; в 1421 году из двадцати одного торговца вином, зарегистрированного в Париже, одиннадцать располагались между мостом Нотр-Дам и отелем Сен-Поль, районом, где располагался их порт. [29]

В раннем средневековье главный рынок Парижа располагался на парвисе, или площади перед собором Парижской Богоматери. Другие рынки располагались вблизи двух мостов, Гранд-Пон и Пти-Пон, а меньший рынок под названием Палу или Палуд располагался в восточном районе города. Самый важный рынок появился в 1137 году, когда Людовик VI купил участок земли под названием Ле-Шампо недалеко от Гревской площади, чтобы создать рынок зерна ; В средние века вокруг зернового рынка были построены залы для мяса, рыбы, фруктов, овощей и других продуктов питания, и он стал основным продовольственным рынком и был известен как Ле-Аль . Он продолжал оставаться основным продуктовым рынком до конца 20 века, когда его перевели в Рюнжи в пригороде Парижа. [30]
После купечества вторым по значимости деловым сообществом в Париже были ремесленники и ремесленники, производившие и продававшие товары всех видов. Они были организованы в гильдии или корпорации, в которых действовали строгие правила и положения, защищавшие своих членов от конкуренции и безработицы. Четыреми старейшими корпорациями были драпировщики , производившие ткани; мерсье эпициеры , шили и продавали одежду, пеллетьеры , продававшие еду и специи, и , шили меховую одежду. Но существовало множество более специализированных профессий, начиная от сапожников и ювелиров и заканчивая изготовлением доспехов и мечей. Гильдии строго ограничивали количество учеников в каждой профессии и продолжительность обучения. Некоторые гильдии имели тенденцию собираться на одних и тех же улицах, хотя это не было строгим правилом. Магазины мануфактуристов располагались к северу располагались на улице Вьель-Драпери на острове Сите, а Пеллетье от них; оружейники . к северу от крепости Шатле и к востоку от улицы Сен-Дени
Менялы действовали в Париже по крайней мере с 1141 года; они знали точную стоимость всех различных серебряных и золотых монет, находящихся в обращении в Европе. Их заведения располагались в основном на Большом мосту, который стал известен как Pont aux Changeurs, а затем просто Post au Changeurs. Налоговые отчеты показывают, что в 1423 году менялы были одними из самых богатых людей в городе; из двадцати человек с самыми высокими доходами десять были менялами. Между 1412 и 1450 годами четыре менялы занимали должность проректора торговцев. Но к концу XV века система богатства изменилась; самыми богатыми парижанами были те, кто купил землю или должности в королевской администрации и был близок к королю. Некоторые менялы освоили новую профессию — выдачу денег в долг под проценты. Поскольку это было официально запрещено Католической церковью, большинство представителей этой профессии были либо евреями, либо лангобардами из Италии. Лангобарды, связанные с хорошо организованной банковской системой Италии, специализировались на кредитах богатым и дворянам. Их деятельность была записана в парижских архивах с 1292 года; они дали важные кредиты королю Филипп IV и Филипп VI . [31]
17 и 18 века [ править ]
В начале 17 века важнейшей промышленностью города была текстильная промышленность; ткачество и крашение ткани, а также изготовление шляп, поясов, лент и множества других предметов одежды. Красильная промышленность располагалась в предместье Сен-Марсель, вдоль реки Бьевр, которая быстро загрязнялась мастерскими и красильными чанами, расположенными на ее берегах. Крупнейшие тамошние мастерские, сколотившие состояния семей Гобелен, Кане и Ле Польтр, красили в середине XVI века шестьсот тысяч кусков ткани в год, но из-за растущей иностранной конкуренции их объемы производства упали до ста тысяч. тысяч штук в начале 17 века, и вся текстильная промышленность переживала тяжелые времена. Генрих IV и Людовик XIII заметили, что богатые парижане тратили огромные суммы на импорт шелка, гобеленов, изделий из стекла, кожи и ковров из Фландрии, Испании, Италии и Турции. Они призвали французских бизнесменов производить такие же предметы роскоши в Париже. [32]

Благодаря королевской поддержке финансист Муассе запустил предприятие по производству тканей, сотканных из золотых, серебряных и шелковых нитей. Оно потерпело неудачу, но было заменено другими успешными предприятиями. Первая гобеленовая мастерская была открыта при королевской помощи в Лувре, затем в Савоннери и в Шайо. Предприятие красильщиков «Гобелины» в 1601 году привлекло двух фламандских мастеров по изготовлению гобеленов и начало изготавливать собственные гобелены во фламандском стиле. Мастера из Испании и Италии открыли небольшие предприятия по изготовлению высококачественных изделий из кожи. Мастерские по изготовлению прекрасной мебели были открыты немецкими мастерами в предместье Сен-Антуан . Королевский стекольный завод был открыт в 1601 году в Сен-Жермен-де-Пре, чтобы составить конкуренцию венецианским производителям стекла. В Рейи была открыта крупная фабрика по производству и полировке зеркал производства Сен-Гобен . [32]

При Людовике XIV и его министре финансов Жане-Батисте Кольбере королевские мануфактуры были расширены. Были наняты и привезены в Париж самые искусные ремесленники Европы. В 1665 году предприятие Хиндрет, расположенное в старом Мадридском замке в Булонском лесу, выпустило первые французские шелковые чулки. Мастерские гобеленов начали производить мебель для королевских резиденций, а также гобелены, а мануфактура Савоннери производила великолепные ковры для королевских дворцов. Качество ковров, гобеленов, мебели, стекла и других изделий было непревзойденным; проблема заключалась в том, что почти все они предназначались одному клиенту, королю, и его новой резиденции в Версале. Королевские мануфактуры поддерживались огромными субсидиями из королевской казны. [33]

Самый важный рынок предметов роскоши располагался на острове Сите, в просторной галерее старого королевского дворца, где он находился, по крайней мере, с четырнадцатого века. Дворец больше не был занят королем и стал административным центром королевства, где располагались суды, казначейство и другие правительственные учреждения. В небольших магазинчиках галереи продавался широкий выбор дорогих платьев, плащей, парфюмерии, головных уборов, чепчиков, детской одежды, перчаток и других предметов одежды. Книги были еще одним предметом роскоши, продаваемым здесь; они были напечатаны вручную, в дорогих переплетах и редки.
Часы были еще одним важным предметом роскоши, производимым в магазинах Парижа. Доступ к профессии строго контролировался; в начале 17 века в гильдии часовщиков насчитывалось двадцать пять членов. Каждому часовщику разрешалось иметь не более одного ученика, срок обучения составлял шесть лет. Почти все часовщики и часовщики были протестантами; когда Людовик XIV отменил Нантский эдикт в 1685 году, большинство часовщиков отказались отречься от своей веры и эмигрировали в Женеву, Англию и Голландию, и Франция больше не доминировала в отрасли. [34]

На протяжении большей части XVIII века парижская экономика основывалась на тысячах небольших мастерских, где квалифицированные ремесленники производили продукцию. Семинары были сгруппированы в определенных районах; мебельщики в предместье Сен-Антуан; столовые приборы и небольшие изделия из металла в районе под названием Quinze Vingts недалеко от Бастилии . Существовало несколько крупных предприятий, в том числе красильная фабрика Гобеленов, расположенная рядом с рекой Бьевр, производившая алую краску для королевской гобеленовой мастерской Гобеленов, старейшей фабрики города, основанной в конце 17 века; королевская мануфактура в Севре, производящая фарфор; королевская зеркальная фабрика в предместье Сен-Антуан, на которой работала тысяча рабочих; и фабрика Ревейон на улице Монтрей , производившая расписные обои.
Во второй половине XVIII века новые научные открытия и новые технологии изменили масштабы парижской промышленности. были установлены большие паровые машины Между 1778 и 1782 годами в Шайо и Грос-Кайю для перекачки питьевой воды из Сены. Основные изменения произошли между 1770 и 1790 годами в химическом производстве благодаря новаторской работе французских химиков. Первые химические заводы были построены между 1770 и 1779 годами на основе работ Лавуазье , химика-новатора, который возглавлял лабораторию Парижского арсенала, а также был главой королевской администрации по изготовлению пороха. Он модернизировал производство селитры , основного ингредиента черного пороха, на крупных заводах вокруг Парижа. Французский химик Бертолле открыл хлор в 1785 году, создав новую промышленность по производству хлорида калия . [35] [36]
Новые открытия кислот, широко используемых при крашении тканей и металлургии, привели к созданию новых производств в Париже; первый французский завод по производству серной кислоты был открыт в 1779 году. Он принадлежал брату короля Людовика XVI , графу Артуа ; Сам король продвигал это, желая, чтобы Франция успешно догнала Англию в промышленном производстве. Химический завод в Жавеле начал производить другие химические продукты, в том числе хлор и газообразный водород ; водород сделал возможными первые пилотируемые полеты на воздушном шаре братьев Монгольфье незадолго до революции. [35]
В области финансов и банковского дела Париж сильно отставал от других европейских столиц и даже других французских городов. Первое предприятие Парижа в области современных финансов было предпринято шотландским экономистом Джоном Лоу , который, поощряемый регентом, в 1716 году основал частный банк и выпустил бумажные деньги. Ло вложил значительные средства в компанию Миссисипи , что вызвало бурные спекуляции: акции выросли в шестьдесят раз по сравнению с первоначальной стоимостью. Пузырь лопнул в 1720 году, Ло закрыл банк и бежал из страны, разорив многих парижских инвесторов. После этого парижане с подозрением относились к банкам и банкирам. Биржа . , или Парижская фондовая биржа, открылась только 24 сентября 1724 года на улице Вивьен , в бывшем отеле Невер , спустя много времени после того, как фондовые рынки существовали в Лионе, Марселе, Бордо, Тулузе и других городах Банк Франции был основан только в 1800 году, намного позже Банка Амстердама (1609 г.) и Банка Англии (1694 г.).
Мода и высокая мода были процветающим бизнесом в середине и конце 18 века, поскольку аристократы копировали стили одежды, которые носили королева и ее двор, а жены парижских банкиров и богатых купцов копировали стили аристократов. Индустрия моды формально зародилась в 1776 году, когда гильдия торговцев модой ( marchands de mode ) вместе с торговцами плюмажами и флористами была официально отделена от мерсеров , тех, кто продавал обычную одежду. К 1779 году в Париже продавались двести различных моделей шляп по цене от десяти до ста фунтов вместе со всеми другими модными предметами. [37]
Парфюмерная промышленность Парижа также возникла в своем современном виде во второй половине XVIII века, после отделения гильдии парфюмеров от гильдии мастеров перчаток. Духи обычно производились в Грассе , в Провансе, но магазины, в которых они продавались, открывались в Париже. В 1798 году парфюмер королевы Пьер-Франсуа Любен открыл парфюмерный магазин на улице Гельвеций, 53 (ныне улица Сент-Анн) под названием au Bouquet de Roses. Другие парфюмеры открыли аналогичные магазины для богатых парижан и гостей города.
19 век [ править ]

Метрическая система была введена в 1803 году, как и франк стоимостью сто сантимов и су стоимостью пять сантимов. Золотая монета Наполеона стоила либо 20, либо 40 франков, а также правительство выпускало серебряные монеты достоинством в пять, два и один франк. У правительства не было ресурсов для сбора и переделки всех монет прежних режимов, поэтому золотой Людовик с изображением короля стоимостью 24 фунта и экю , серебряная монета стоимостью три по шесть фунтов, также были Легальная валюта. В обращении также находились монеты всех государств Империи, в том числе немецких государств, северной и центральной Италии, Нидерландов и Австрийских Нидерландов (ныне Бельгия). [38]
Во время Реставрации Париж стал колыбелью промышленной революции во Франции. Текстильная промышленность уже была основана в предместье Сен-Антуан фирмой Ришара и Ленуара и Альбертом в предместье Сен-Дени. В 1812 году Бенжамен Делессерт построил в Пасси первый завод по переработке сахарной свеклы , который стал одним из крупнейших промышленных предприятий Парижского региона. В 1818 году он объединил усилия с бароном Жаном-Конрадом Оттенгером, чтобы создать Caisse d'Epargne et de Prévoyance de Paris, первый сберегательный банк Франции. Французские ученые добились важных успехов в новых технологиях, в том числе в производстве резины, алюминия и позолоченных изделий, которые были превращены в промышленность. Еще до революции, в 1779 году, граф Артуа, брат короля, построил на равнине Жавель, рядом с Сеной, первый химический завод по производству серной кислоты, поташа и хлора, получивший название «Жавельская вода». " Завод также производил газообразный водород, который использовался при первых пилотируемых полетах на воздушных шарах, и лак, используемый для герметизации ткани воздушных шаров. Во время Реставрации, вдохновленный работами химика Жан-Антуан Шапталь и другие ученые вдоль левого берега Сены построили новые фабрики, производящие широкий спектр новых химических продуктов, но также сильно загрязняющие реку. [39]

Торговля предметами роскоши сильно пострадала во время революции, поскольку главные покупатели, аристократия, были изгнаны. Их возвращение во время Реставрации и особенно быстрый рост числа богатых парижан возродили бизнес по производству ювелирных изделий, мебели, изысканной одежды, часов и других предметов роскоши. Лучшие магазины Парижа выстроились вдоль улицы Сент-Оноре. [40]
Промышленная революция неуклонно изменила экономику и внешний вид Парижа: вдоль Сены и во внешних кварталах города строились новые фабрики. Текстильная промышленность находилась в упадке, но химическая промышленность расширялась по окраинам города, в Жавеле , Гренеле , Пасси , Клиши , Бельвиле и Пантене . К нему присоединились заводы и фабрики, производящие сталь, машины и инструменты, особенно для новой железнодорожной отрасли. Париж занимал третье место во Франции по металлургии после Сент-Этьена и Северного департамента . Между 1830 и 1847 годами двадцать процентов всех паровых машин, произведенных во Франции, производились в Париже. Многие из них были произведены на паровозостроительном заводе, построенном Жаном-Франсуа Кайем в 1844 году сначала в Шайо , затем в Гренеле, который стал одним из крупнейших предприятий Парижа.
Одним из примеров новых фабрик в Париже была фабрика по производству сигарет и сигар в Филиппоне, расположенная между улицей Университета и набережной Орсе. Солдаты Наполеона принесли привычку курить из Испании, и она распространилась среди всех классов парижан. Правительство имело монополию на производство табачных изделий, и государственная фабрика открылась в 1812 году. На ней работало 1200 рабочих, большинство из которых были женщинами, а также существовала школа и лаборатория Политехнической школы для разработки новые методы производства табака. [41]
Несмотря на всплеск индустриализации, большинство парижских рабочих было занято в небольших мастерских и предприятиях. В 1847 году в Париже работало 350 000 рабочих на 65 000 предприятиях. Только семь тысяч предприятий наняли более десяти рабочих. Например, в 1848 году в Париже было 377 небольших мастерских по изготовлению и продаже зонтов, в которых работало в общей сложности 1442 рабочих. [42]
С ростом индустриализации также возросло значение банковского дела и финансов в экономике Парижа. Как Стендаль писал тогда , банкиры были новой парижской аристократией. В 1837 году Жак Лаффит основал первый коммерческий банк в Париже — Caisse générale du commerce et de l’industrie . В 1842 году Ипполит Ганнерон основал конкурирующий коммерческий банк Comptoir général du commerce . Банки обеспечили финансирование самого важного экономического события Июльской монархии — открытия железных дорог. Братья Эмиль и Иссак Перейры, внуки иммигранта из Португалии , основали первую железнодорожную линию в Париж. Джеймс Майер де Ротшильд , главный соперник братьев Перейре, был самым известным банкиром Июльской монархии. Он давал кредиты правительству Луи-Филиппа и сыграл ключевую роль в строительстве французской горнодобывающей промышленности и сети железных дорог.
Правление Луи-Филиппа стало известно как «правление бутика». Во время Июльской монархии Париж продолжал оставаться рынком предметов роскоши для богатейших жителей Европы и лидером моды. Парфюмер Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл свой первый магазин на улице Риволи в 1828 году. В 1840 году он открыл более крупный магазин на улице де ла Пэ , 145 , которая также стала первой улицей в Париже, освещенной газовым освещением. Фарфоровая фабрика в Севре , долгое время производившая сервировку столов для королевских дворов Европы, начала изготавливать ее для банкиров и промышленников Парижа.
Пассаж Панорам и другие крытые торговые галереи были предками современного торгового центра. Еще одним новым типом магазинов стал Magasin de Nouveautés , или магазин новинок. « Гранд Кольбер» в галерее Кольбер на улице Вивьен был оформлен и организован как восточный базар; у него были большие стеклянные окна и витрины, фиксированные цены и ценники, а также продавался широкий выбор товаров для женщин, от кашемира и кружева до чулочно-носочных изделий и шляп. Это был предшественник современного универмага, который впервые открылся в Париже в 1850-х годах. В это время в Париже были внедрены и другие новые маркетинговые методы: световые вывески и реклама товаров в газетах. Появление железной дороги позволило жителям провинции приезжать в Париж просто за покупками. [43]

Вторая империя стала свидетелем революции в розничной торговле, поскольку средний класс Парижа и потребительский спрос быстро росли. Революцию во многом подстегнула парижская мода, особенно кринолин, который требовал огромного количества шелка, атласа, велюра, кашемира, перкаля, мохера, лент, кружев и других тканей и украшений. До Второй империи магазины одежды и предметов роскоши были небольшими и обслуживали очень небольшую клиентуру; их окна были закрыты ставнями или занавесками. Любой входящий должен был объяснять свое присутствие клеркам, а цены никогда не объявлялись; клиенты должны были спросить.
При Наполеоне III новые бульвары Османа освободили место для новых магазинов, и покупателям стало легче пересекать город, чтобы делать покупки. За короткое время торговля новинками, тканями и одеждой стала концентрироваться в нескольких очень крупных универмагах. Bon Marché был открыт в 1852 году Аристидом Бусико , бывшим руководителем универсального магазина Petit Thomas , в скромном здании и быстро расширялся, его доход увеличился с 450 000 франков в год до 20 миллионов. Бусико построил новое здание со стеклянным и железным каркасом, частично спроектированное Гюставом Эйфелем , которое открылось в 1869 году и стало образцом современного универмага. Большой магазин Лувра открылся в 1855 году в огромном роскошном отеле, построенном братьями Перейр рядом с Лувром и Королевской площадью. Это был первый универмаг, который сосредоточился на предметах роскоши и пытался одновременно предлагать выгодные покупки и быть снобистским. Вскоре появились и другие универмаги: Printemps в 1865 году, Grand Bazaar de l'Hôtel de Ville (BHV) в 1869 году и «Самаритенка» в 1870 году. Вскоре им стали подражать во всем мире. [44]
Новые магазины стали пионерами новых методов маркетинга: от проведения ежегодных распродаж до вручения букетов фиалок покупателям или коробок шоколадных конфет тем, кто потратил более 25 франков. Они предлагали широкий выбор продуктов и цен; Бон Марше предлагал пятьдесят четыре вида кринолинов и тридцать разных видов шелка. В Большом магазине Лувра продавались шали по цене от 30 до 600 франков. [45]

Экономика Парижа пережила экономический кризис в начале 1870-х годов, за которым последовало долгое и медленное восстановление; затем период быстрого роста, начавшийся в 1895 году и до Первой мировой войны. В период с 1872 по 1895 год в столице закрылись 139 крупных предприятий, в частности текстильные и мебельные фабрики, фабрики металлургического сектора и типографии - четыре отрасли, которые в течение шестидесяти лет были основными работодателями в городе. На каждом из этих предприятий работало от 100 до 200 человек. Половина крупных предприятий в центре правобережья города переехали, отчасти из-за дороговизны недвижимости, а также для улучшения доступа к речному и железнодорожному транспорту. Некоторые переехали в менее дорогие районы на окраинах города, вокруг Монпарнаса и Сальпетриера, в то время как другие отправились в 18-й округ , Ла-Виллет и канал Сен-Дени , чтобы быть ближе к речным портам и новым железнодорожным грузовым станциям. , Пикпу и Харонне на юго-востоке или около Гренель и Жавель на юго-западе. Общее число предприятий в Париже упало с 76 000 в 1872 г. до 60 000 в 1896 г., а в предместьях их число выросло с 11 000 до 13 000. В центре Парижа многие рабочие все еще были заняты в традиционных отраслях, таких как текстильная промышленность (18 000 рабочих), производство одежды (45 000 рабочих), а также в новых отраслях, которые требовали высококвалифицированных рабочих, таких как машиностроение и электротехника, а также автомобилестроение. . [46]

Почти одновременно в Париже и его окрестностях возникли три крупные новые французские отрасли промышленности, благодаря обилию квалифицированных инженеров и техников, а также деньгам парижских банков. Они произвели первые французские автомобили, самолеты и кинофильмы. В 1898 году Луи Рено и его брат Марсель построили свой первый автомобиль и основали новую компанию по его производству. Они основали свой первый завод в Булони-Бийанкуре , недалеко от города, и выпустили первый французский грузовик в 1906 году. В 1908 году они построили 3595 автомобилей, что сделало их крупнейшим производителем автомобилей во Франции. Они получили важный контракт на изготовление такси для крупнейшей парижской компании такси. Когда в 1914 году началась Первая мировая война, парижские такси Renault были мобилизованы для перевозки французских солдат на фронт в Первой битве на Марне .

Пионер французской авиации Луи Блерио также основал компанию Blériot Aéronautique на бульваре Виктора Гюго в Нейи , где он производил первые французские самолеты. 25 июля 1909 года он стал первым человеком, перелетевшим Ла-Манш . Блерио перенес свою компанию в Бюк , недалеко от Версаля , где основал частный аэропорт и летную школу. В 1910 году он построил Аэробус , один из первых пассажирских самолетов, который мог перевозить семь человек — больше, чем любой самолет того времени.
Братья Люмьер устроили первый запланированный показ фильма « Вылазка Люзина Люмьера » в Индийском салоне Гранд-кафе Scribe на отеля бульваре Капуцинов 28 декабря 1895 года. Молодой французский предприниматель Жорж Мельес присутствовал на первом показе и попросил у братьев Люмьер лицензию на создание фильмов. Братья Люмьер вежливо отказались, заявив, что кино предназначено для научных целей и не имеет коммерческой ценности. Мельес упорствовал и в 1897 году основал свою собственную небольшую студию в Монтрёе , к востоку от Парижа. Он стал продюсером, режиссером, сценаристом, сценографом и актером, снял сотни короткометражных фильмов, в том числе первый научно-фантастический фильм « Путешествие на Луну » ( Le Voyage dans la Lune ) в 1902 году. Еще один пионер французского кинематографа и продюсер Шарль Пате также построил студию в Монтрёе, затем переехал на улицу Виньерон в Венсенне , к востоку от Парижа. Его главный соперник в ранней французской киноиндустрии Леон Гомон открыл свою первую студию примерно в то же время в Рю де Алуэт в 19 округе, недалеко от Бют-Шомон. [47]
20 век [ править ]


Угольные шахты и крупные промышленные города севера находились в тылу Германии, что вынудило правительство реорганизовать промышленность Парижа, чтобы обеспечить армию огромным количеством оружия и боеприпасов. Военные заводы Парижа должны были ежедневно производить сто тысяч 75-миллиметровых артиллерийских снарядов, а также другие боеприпасы, пушки, винтовки, грузовики, машины скорой помощи и самолеты, а также строить станки и заводское оборудование, необходимое для расширения производства. . Усилиями руководил Альберт Томас, политик-социалист, ставший государственным секретарем по артиллерии. В 1915 году в сфере национальной обороны работало более тысячи парижских предприятий. Большинство оборонных заводов располагалось на окраинах города, особенно в 13, 14, 15 и 18 округах. крупный завод «Ситроен» был построен В Жавеле , а завод «Рено» в Булони-Бийанкуре был переоборудован с производства автомобилей на производство нового революционного оружия — танка. Авиационная фирма В 1917 году Blériot Aéronautique построила огромный авиационный завод площадью 28 000 квадратных метров в Сюрене . Традиционные небольшие мастерские французской промышленности были реорганизованы в огромные сборочные линии по образцу завода Генри Форда в Соединенных Штатах и исследованиям производительности, проведенным Фредерик Тейлор о научном менеджменте . [48]
Когда фабричных рабочих призвали и отправили на фронт, их места заняли женщины, а также 183 000 колонистов из Африки и Индокитая, за которыми пристально следило правительство. [49] [50] 27 августа 1915 года 1700 китайских рабочих прибыли на Лионский вокзал, чтобы занять позиции на танковом заводе Рено и других оборонных объектах. [51]
Работа на оборонных заводах была напряженной и опасной, так как неопытные рабочие имели дело с опасными химикатами и взрывчатыми веществами. 20 октября 1915 года взорвалась мастерская по производству ручных гранат на улице Тольбиак, 173, в результате чего погибло около пятидесяти рабочих и было ранено сто. В апреле 1918 года взорвался новый завод в Венсенне, производивший снаряды и иприт, отравив триста десять рабочих. [48]

В результате войны французское правительство оказалось по уши в долгах; долг увеличился в шесть раз по сравнению с тем, что было до войны. Инфляция была безудержной; количество денег в обращении за время войны увеличилось в пять раз. Низкая стоимость франка по отношению к доллару сделала город привлекательным для иностранных гостей, таких как Эрнест Хемингуэй, который находил цены на жилье и еду доступными, но это было трудно для парижан. Энергии было в дефиците; прежде чем покинуть линию фронта, немцы затопили угольные шахты северной Франции; добыча угля не восстанавливалась полностью в течение пяти лет. Большая часть государственного бюджета пошла на погашение военных долгов, а другая большая часть пошла на выплату пенсий вдовам, сиротам и раненым солдатам.
Слабый франк был полезен крупным предприятиям Парижа, которые перешли на производство новой продукции, разработанной во время войны; автомобили, электрогенераторы и двигатели, а также химическая продукция. Из-за низких затрат Франции экспорт подскочил на сорок два процента в период с 1923 по 1927 год.
Хорошим примером успешного нового парижского предприятия стала автомобильная компания, основанная в 1919 году Андре Ситроеном (1878-1935). Он был промышленным инженером, который разработал сборочные линии для производства вооружений во время Первой мировой войны. В 1919 году он применил эти технологии для массового производства автомобилей на участке рядом с Сеной; он создал первую линию сборки автомобилей за пределами США. К 1927 году Citroën стал ведущим производителем автомобилей в Европе и четвертым в мире. Помимо инженерных талантов, он был еще и опытным публицистом. Он организовал серию широко разрекламированных автомобильных экспедиций в отдаленные районы Африки, Азии и Австралии, а с 1925 по 1934 год имел большой светящийся знак Citroën на стене Эйфелевой башни. На месте старого завода Citroën теперь находится парк André Citroën .
В начале 20 века одиннадцать внутренних округов Парижа (за исключением 7-го) стали центрами торговли; их население составляло все меньшую и меньшую долю от общей численности населения города. Около четверти парижских рабочих занимались торговлей, оптовой и розничной торговлей. Двигателями городской экономики были крупные универмаги, основанные в «Прекрасную эпоху»; Bon Marché , Galeries Lafayette , BHV , Printemps , La Samaritaine и ряд других, сгруппированных в центре. Они наняли десятки тысяч рабочих, многие из которых были женщинами, и привлекли клиентов со всего мира.

1920-е годы были славным периодом для парижской высокой моды. На Выставке декоративного искусства 1925 года были представлены работы семидесяти двух парижских модельеров; среди ведущих фигур были Поль Пуаре , Жанна Ланвен , открывшая бутик в 1909 году на улице Фобур Сент-Оноре, а также занявшаяся парфюмерией, представившая в 1927 году аромат под названием Arpège; и House of Worth , который также представил парфюмерию с флаконами, разработанными Рене Лаликом . Господство старых домов было брошено вызовом с приходом новых дизайнеров, в первую очередь Коко Шанель свои собственные духи под названием Chanel No. 5. , которая в 1920 году выпустила на рынок В 1925 году она представила свое знаменитое «маленькое черное платье». Среди парижских дизайнеров того периода были Жан Пату , Эльза Скиапарелли , Мадлен Вионне , Кристобаль Баленсиага , бежавший от гражданской войны в Испании и открывший магазин на авеню Георга V в 1937 году; Жак Хайм и Нина Риччи , открывшая свой магазин в Париже в 1932 году.
К концу 1930-х годов из-за унылой экономики количество клиентов значительно сократилось. Дом моды Поля Пуаре, который доминировал в парижской моде до Первой мировой войны, закрылся в 1929 году. В Павильоне элегантности на выставке 1937 года осталось показать свои коллекции только двадцать девять дизайнеров. В этот период центр парижского мира высокой моды постепенно перемещался на запад от центра, ближе к богатым клиентам; он обосновался вокруг Елисейских полей, особенно на авеню Монтень, улице Франсуа-I, улице Марбеф и улице дю Фобур-Сант-Оноре. [52]

Крах фондового рынка в Нью-Йорке в 1929 году стал началом серии экономических спадов, которые достигли Парижа в 1931 и 1932 годах. Парижские фабрики производили больше товаров, чем могли купить европейские или американские потребители, а экспорт сократился. Поскольку другие европейские страны девальвировали свои валюты, чтобы справиться с кризисом, французский экспорт стал слишком дорогим, а фабрики сократили производство и уволили рабочих. В Париж приезжало меньше богатых туристов, что снизило спрос на предметы роскоши. Премьер-министр-социалист Леон Блюм был избран в 1936 году и сформировал правительство Народного фронта . Он ввел сорокачасовую неделю и две недели оплачиваемого отпуска для французских рабочих и девальвировал франк на 29 процентов, но промышленное производство продолжало падать, а инфляция свела на нет рост заработной платы. Новое правительство под руководством радикального политика Эдуара Даладье пришло к власти в августе 1938 года и изменило экономическую политику, поощряя инвестиции и повышая цены. Инфляция остановилась, франк стабилизировался, а производство увеличилось на 15 процентов в период с ноября 1938 года по июнь 1939 года. Поскольку нависла угроза войны, правительство увеличило военные расходы, дополнительно стимулируя экономику и увеличивая занятость, до начала войны в сентябре 1939 года. .

Вторая мировая война разрушила двигатели парижской экономики; заводы, вокзалы и железнодорожные станции вокруг города подвергались бомбардировкам союзников, угля для отопления было мало, электричество в лучшем случае было спорадическим. Тем не менее, реконструкция шла быстро, чему способствовали гранты и займы на сумму 2,6 миллиарда долларов, предоставленные Соединенными Штатами в соответствии с планом Маршалла в период с 1948 по 1953 год и управляемые на местном уровне из отеля Талейран на площади Согласия, что позволило Франции профинансировать два -третей своего внешнего долга и закупить новое оборудование для своих заводов. [53]
Еще до окончания войны правительство начало национализировать большую часть парижской промышленности; между 1944 и 1946 годами оно национализировало завод «Рено», угольные шахты и нефтяные компании «Эйр Франс», а также все крупные банки и страховые компании. Важную часть планирования новой экономики провел Жан Монне в период с 1946 по 1951 год; Монне использовал полученные уроки для создания Европейского общего рынка. К 1948 году промышленное производство Франции вернулось на довоенный уровень. 1950-е годы стали началом Trente Glorieuses , почти тридцати лет быстрого и устойчивого роста. В период с 1951 по 1968 год французская экономика росла в среднем на 5 процентов в год, достигнув 6,5 процента в период с 1966 по 1968 год. Потребность в большем количестве рабочих привела к увеличению числа иммигрантов, приезжающих в основном из Северной Африки по трудовым контрактам. [54]
В 1970-х годах Trente Glorieuses распались. Под давлением профсоюзов заработная плата и себестоимость продукции росли быстро (7,1% в 1969 г., 6,3% в 1970 г., 8,5% в 1973 г.), даже быстрее, чем инфляция (4% с 1960 по 1968 г.); постепенно, даже при росте производительности, товары, произведенные во Франции, стали дороже, чем товары, произведенные в Германии, Великобритании, США и Японии. Французской промышленности было трудно быть конкурентоспособной, даже несмотря на модернизацию. Сборочная линия Citroen в Париже закрылась в 1970-х годах. Сборочная линия Renault в Бийанкуре, одном из крупнейших заводов Парижского региона, окончательно закрылась в 1992 году. Быстрый и неожиданный рост цен на нефть после арабо-израильской войны 1973 года также сильно ударил по французской экономике. В начале 1980-х годов стоимость импорта во Францию росла вдвое быстрее, чем стоимость французского экспорта. Правительство Миттерана ответило новой волной национализации крупных французских банков, промышленных компаний и производителей, включая Thomson, Saint-Gobain и Rhone-Poulenc. Однако начиная с 1986 года правительство Миттерана решило изменить курс и приватизировало большинство компаний, которые оно ранее приобрело. В период с 1983 по 1986 год уровень безработицы превысил 10 процентов, а число безработных выросло с 1,9 миллиона до 2,5 миллиона. [55]
В период с 1988 по 1995 год экономика Парижа частично восстановила прежний рост; инфляция сохранялась на низком уровне, затраты на рабочую силу росли не так быстро, но безработица оставалась устойчиво высокой, особенно в пригородах Парижа.
в Paris Aire Urbaine ( 1999 Работа )
![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . ( июнь 2022 г. ) |
работало 5 089 179 человек . По данным переписи 1999 года, в Paris aire urbaine (или «агломерации») [56] По данным той же переписи 1999 года, 4 949 306 человек, проживающих в Paris aire urbaine, имели работу. [57] Разница между этими двумя цифрами почти в 140 000 человек обусловлена оттоком около 60 000 человек, живущих внутри aire urbaine и работающих за его пределами, и притоком около 200 000 человек, живущих за пределами aire urbaine, которые каждый день приезжают в него на работу. Таким образом, из 5 089 179 человек, занятых в парижском aire urbaine в 1999 году, только около 200 000 человек (3,9% от общего числа) жили за его пределами, что неудивительно, поскольку границы aires urbaine основаны на схемах поездок на работу.
В середине 20-го века большинство рабочих мест в aire urbaine было сосредоточено в самом Париже. Однако после Второй мировой войны экономическая деятельность переместилась в пригород, и город неуклонно терял рабочие места в пользу пригородов, в частности Верхнего де-Сена (92) департамента , где находится новый Ла-Дефанс. бизнес район, расположенный к западу от города. Сегодня город Париж не является, собственно говоря, экономическим центром aire urbaine, поскольку большинство офисов на самом деле расположены в западной половине города и в центральной части Верхняя-де-Сен департамента , образуя треугольник между Оперой , Ла Дефанс и районом Валь де Сена . О-де-Сен стал своего рода продолжением центра Парижа: в конце 2005 года там работало 873 775 человек, что более чем вдвое меньше, чем в самом Париже (в конце концов в Париже работало 1 653 551 человек). 2005 года). [58]
Как следствие, рабочие не только ездят из пригорода на работу в Париж, но также приезжают из Парижа, чтобы работать в пригороде. Из 5 416 643 человек, занятых в Парижском регионе в конце 2005 года, только 1 653 551 (30,5%) работали в самом Париже, а 3 763 092 (69,5%) работали в пригороде. Однако, если добавить Верхний де-Сен, предыдущие цифры показывают, что в Париже и Верхнем Сене вместе все еще проживало 46,7% всех лиц, занятых в Парижском регионе в конце 2005 года, что должно помочь представить ситуацию в перспективе. феномен переезда рабочих мест в пригород: это был такой же переезд в пригород, как и расширение центра Парижа за пределы административных границ города.
В течение 1960-х и 1970-х годов французское правительство создало несколько villes nouvelles («новые города») на внешнем кольце пригородов Парижа, чтобы сделать экономику города многополярной. С экономической точки зрения эти новые города имели относительный успех, поскольку многие компании до сих пор переезжают в эти районы. Однако они не полностью выполнили свою роль мультиполяризации: экономическая деятельность по-прежнему в значительной степени сосредоточена в центральном ядре (город Париж и Верхний де-Сен) aire urbaine , как показывают приведенные выше данные о занятости. .
По секторам [ править ]
Приведенные ниже цифры взяты из переписи 1999 года. [56] покажите распределение 5 089 179 человек, занятых в Paris aire urbaine, по различным секторам экономики в 1999 году. Это даст представление о чрезвычайном разнообразии парижской экономики, отмеченной, тем не менее, заметным доминированием сферы услуг.
- Первичный сектор : Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство: занято 26 741 человек ( 0,5% от общей численности рабочей силы).
- Вторичный сектор : Промышленная и горнодобывающая промышленность, строительство и коммунальное хозяйство: 913 503 р. в жирном шрифте ( 17,9% от т.в.ф.)
- Обрабатывающая промышленность (включает добычу полезных ископаемых и добычу нефти и газа): 627 534 р. в жирном шрифте (12,3% т.в.ф.)
Обрабатывающими отраслями, в которых занято большинство людей, являются:- Электронное и электротехническое оборудование, приборы и комплектующие: 112 281 р. в жирном шрифте (2,2% от т.в.ф.)
Эту отрасль составляют: компьютеры и периферийное оборудование; мобильные телефоны; оборудование радио- и телевещания и беспроводной связи; полупроводники и другие электронные компоненты; навигационные, измерительные, электромедицинские и контрольные приборы; электрические двигатели; электроосветительное оборудование; различное электрооборудование (кабели, трансформаторы, распределительные щиты и т.п.). В данную отрасль НЕ входит бытовая электроника и электроприборы (телевизоры, радиоприемники, DVD-плееры, духовки, холодильники, часы, часы и т.п.). - Издание, печать и воспроизведение записанных носителей: 87 599 стр. в жирном шрифте (1,7% т.в.ф.)
Книги, газеты, журналы и т. д. В эту отрасль НЕ входят кино- и звукозаписывающая промышленность, а также радиовещательная промышленность. - Производство продуктов питания, напитков и табачных изделий: 59 862 р. в жирном шрифте (1,2% от т.в.ф.)
- Производство машин и оборудования: 56 270 р. в жирном шрифте (1,1% от т.в.ф.)
В состав отрасли входят: двигательное, турбинное и силовое оборудование; насосы и компрессоры; погрузочно-разгрузочное оборудование; вентиляционное, отопительное, кондиционирующее и торговое холодильное оборудование; сельскохозяйственная, строительная и горнодобывающая техника; станки; промышленные формы; промышленное оборудование (оборудование для производства пластмасс и резины, текстильное оборудование и т. д.); и другое оборудование общего назначения (сварочное и паяльное оборудование, промышленные технологические печи и печи, весы и весы (кроме лабораторных) и т.п.). В эту отрасль ТАКЖЕ ВХОДЯТ три отрасли, которые в англосаксонской классификации обычно включаются в категорию «Производство готовых металлических изделий»: производство архитектурных и конструкционных металлов; котлы, резервуары и транспортные контейнеры; и оружие и боеприпасы. - Производство автомобилей, прицепов и автозапчастей («автопром»): 52 149 р. в жирном шрифте (1,0% от т. wf)
- Электронное и электротехническое оборудование, приборы и комплектующие: 112 281 р. в жирном шрифте (2,2% от т.в.ф.)
- Строительство: 235 872 р. в жирном шрифте (4,6% от т.в.ф.)
- Коммунальные услуги: Электричество, природный газ и водоснабжение: 50 097 р. в жирном шрифте (1,0% от т. wf)
- Обрабатывающая промышленность (включает добычу полезных ископаемых и добычу нефти и газа): 627 534 р. в жирном шрифте (12,3% т.в.ф.)
- Третичный сектор : Услуги: 4 148 935 р. в жирном шрифте ( 81,6% т.в.ф.)
Услуги, в которых занято большинство людей:- Деловые услуги (включая услуги аренды и лизинга): 841 157 р. в жирном шрифте (16,5% т.в.ф.)
- Профессионально-технические услуги: 509 048 р. в жирном шрифте (10,0% от т.в.ф.)
В эту отрасль входят: проектирование компьютерных систем и сопутствующие услуги; обработка данных, хостинг и сопутствующие услуги; публикация программного обеспечения; юридические услуги; бухгалтерский учет, подготовка налогов, бухгалтерский учет и услуги по расчету заработной платы; управление компаниями и предприятиями; административный менеджмент и общий управленческий консалтинг; консалтинг в области человеческих ресурсов и поиска руководителей; маркетинговый консалтинг; консалтинг по процессам, физическому распределению и логистике; экологический консалтинг; реклама и сопутствующие услуги; а также архитектурные, инженерные и сопутствующие услуги. - Административные, вспомогательные услуги и услуги по обращению с отходами: 272 981 р. в жирном шрифте (5,4% т. wf)
В данную отрасль входят: службы занятости (трудоустройство, временное); службы расследования и безопасности; обслуживание зданий и жилых помещений; фотографические услуги; административные услуги офиса; услуги письменного и устного перевода; службы поддержки бизнеса (колл-центры, коллекторские агентства и т.п.); услуги по упаковке и маркировке; организаторы конгрессов и выставок; а также услуги по управлению и восстановлению отходов. В эту отрасль ТАКЖЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ аренда и лизинг машин и оборудования без оператора, а также личных и бытовых товаров, которые в англосаксонских классификациях обычно указываются наряду с «Недвижимостью». - Исследования и разработки: 59 128 стр. в жирном шрифте (1,1% от т.в.ф.)
- Профессионально-технические услуги: 509 048 р. в жирном шрифте (10,0% от т.в.ф.)
- Коммерция: 660 843 р. в жирном шрифте (13,0% от т. wf)
- Розничная торговля (кроме автотранспортных средств) и ремонт: 308 323 р. в жирном шрифте (6,1% от т.в.ф.)
- Оптовая и комиссионная торговля (кроме автотранспортных средств): 276 282 р. в жирном шрифте (5,4% от т.в.ф.)
- Продажа, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: 76 238 р. в жирном шрифте (1,5% от т.в.ф.)
- Государственное управление и оборона: 510 972 р. в жирном шрифте (10,0% от т.в.ф.)
- Медицинские услуги и социальная помощь: 451 373 р. в жирном шрифте (8,7% т. wf)
- Транспорт, хранение и связь: 419 779 р. в жирном шрифте (8,2% т. wf)
Эту отрасль составляют: общественные и частные перевозки пассажиров и грузов; складирование и хранение; туристические агентства; почта и курьеры; и телекоммуникации. - Образование: 334 852 р. в жирном шрифте (6,6% от т.в.ф.)
- Финансы и страхование: 256 722 р. в жирном шрифте (5,0% от т. wf)
- Услуги по проживанию и питанию (гостиницы и рестораны): 202 228 р. в жирном шрифте (4,0% от т.в.ф.)
- Деловые услуги (включая услуги аренды и лизинга): 841 157 р. в жирном шрифте (16,5% т.в.ф.)
Торговля и финансы [ править ]
Коммерция: 660 843 сотрудниковРозничная торговля (кроме автомобилей) и ремонт: 308 323 сотрудников.Оптовая торговля и комиссионные (кроме автомобилей): 276 282 сотрудниковПродажа, обслуживание и ремонт автомобилей: 76 238 сотрудников.Государственное управление и оборона: 510 972 сотрудника.
Брексит [ править ]
После Брексита Европейское банковское управление было переведено в Париж.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «Департамент Парижа; Полное досье» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ «Глобальный индекс энергетических городов 2015» . Мемориальный фонд Мори, Япония . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ «Глобальный городской ВВП 2021» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 года . Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ «Иль-де-Франс-Портрет региона- Ключевые фигуры (на французском языке)» . Региональный совет Иль-де-Франс . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «База данных – Регионы – Евростат» .
- ^ «Регион Иль-де-Франс - Полное досье» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 25 ноября 2015 г.
- ^ «Глобальное распределение богатства по ППС: кто являются лидерами глобальной экономики? - Полный размер» . Визуальный капиталист . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Региональная экономика Иль-де-Франс» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Приблизительно, оценка 2007 г. / ВВП столичного региона Токио (префектуры Токио, Канагава, Сайтама и Тиба) составляет 165 триллионов иен (приблизительно 1,9 триллиона долларов США). Архивировано 10 февраля 2010 года в кабинете министров Wayback Machine правительства Японии. Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ Оценка 2014 г. Бюро экономического анализа. Министерство торговли США. 23 сентября 2015 г. Архивировано 15 октября 2015 г. на Wayback Machine . Проверено 16 апреля 2016 г.
- ^ Оценка на 2021 г. / Управление национальной статистики
- ^ Оценка за 2014 г. Статистическое управление Кореи через Joongang Daily, средний обменный курс за 2014 г. составил 1053 вон за доллар США.
- ^ Оценка 2013 г. / INSEE 631 614 миллионов евро по данным INSEE, т.е. 688 миллиардов долларов США по текущему обменному курсу с использованием обменного курса евро/доллар 2015 года.
- ^ «Положение крупнейших муниципалитетов Бразилии по валовому внутреннему продукту, оценка 2011 г.» . БИГС. 2011.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Журнал Fortune (21 июля 2015 г.). «Fortune Global 500 — Франция» . Проверено 30 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «В Иль-де-Франс 39 центров занятости структурируют региональную экономику» . Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 7 декабря 2015 г.
- ^ «100 крупнейших банков мира: ICBC №1 Китая» . Форбс . 12 февраля 2014 г.
- ^ Франция повышает долю Renault, чтобы обеспечить долгосрочный контроль Reuters, 8 апреля 2015 г.
- ^ «Отличные результаты LVMH в 2014 году» (Пресс-релиз). ЛВМХ. 3 февраля 2015 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Ключевые показатели веб-сайта Kering» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ↑ Майлз Соча, Внутри новой роскошной штаб-квартиры Kering & Balenciaga , Footwearnews.com , 15 сентября 2016 г.
- ^ «Пресс-релиз L'Oreal» (PDF) . Лореаль . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Выручка Numericable-sfr в 2014 году снизилась на 5, несмотря на рост числа подписчиков» . Телегеография . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Выручка Bouygues снизилась в 2014 году» . Телегеография . Проверено 3 декабря 2015 г.
- ^ «Годовой отчет Eudisney SCA за 2014 год» (PDF) . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ «Fortune Global 500 2015» . Проверено 2 декабря 2015 г.
- ^ Шмидт 2009 , с. 69-70.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 455.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 456–457.
- ^ Фиерро 1996 , с. 973.
- ^ Фиерро 1996 , стр. 472–474.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фиерро 1996 , с. 466.
- ^ Фиерро 1996 , с. 468.
- ^ Фиерро 1996 , с. 936.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ле Ру 2013 , с. 18.
- ^ Petitfils 2005 , с. 99.
- ^ Фиерро 1996 , с. 999.
- ^ Фиерро 2003 , с. 191.
- ^ Ле Ру 2013 , стр. 18–19.
- ^ Эрон де Вильфосс 1959 , с. 313.
- ^ Фиерро 1996 , с. 1165.
- ^ Фиерро 1996 , с. 470.
- ^ Фиерро 1996 , с. 464.
- ^ Мильза, Пьер, Наполеон III , с. 486
- ^ Манелье, Эрве, Paris Impérial , с. 84-85
- ^ Маршан 1993 , с. 126.
- ^ Фиерро 1996 , с. 777.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ле Ру 2013 , с. 93.
- ^ Такер, Спенсер К.; Робертс, Присцилла Мэри (2005). Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 437. ИСБН 9781851094202 .
- ^ Джон Хорн, «Рабочие-иммигранты во Франции во время Первой мировой войны», French Historical Studies, 14/1 (1985), 57–88.
- ^ Фиерро 1996 , с. 219.
- ^ Фиерро 1996 , с. 809.
- ^ Безбах 2004 , с. 702.
- ^ Безбах 2004 , стр. 750–752.
- ^ Безбах 2004 , стр. 832–833.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Французская перепись 1999 года. Общая занятость на рабочих местах по полу, возрасту и статусу занятости в aire urbaine Парижа» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
- ^ «Французская перепись 1999 года. Экономически активное население по полу, возрасту и статусу активности в городских районах Парижа» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 1 сентября 2007 г.
- ^ «Оценка оплачиваемой и неоплачиваемой занятости по секторам деятельности и по департаментам по состоянию на 31 декабря» (на французском языке). Национальный институт статистики и экономических исследований . Проверено 1 сентября 2007 г.
Цитируемые работы [ править ]
- Безбах, Пьер (2004). Маленький Ларус из французской истории . Ларусс. ISBN 2-03505369-2 .
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221--07862-4 .
- Фиерро, Альфред (2003). Жизнь парижан при Наполеоне . Сотека, издания Наполеона I. ISBN 2-9519539-0-9 .
- Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
- Ле Ру, Томас (2013). Промышленный Париж 1750-1920 гг . Издания CREASPHIS. ISBN 978-2-35428-079-6 .
- Маршан, Бернар (1993). Париж, история города (19-20 века) . Издания дю Сеуиль. ISBN 2-02-012864-0 .
- Петитфилс, Жан-Кристиан (2005). Людовик XVI . Перрин. ISBN 2-7441-9130-2 .
- Шмидт, Джоэл (2009). Лютеция-Париж, происхождение от Хлодвига . Перрин. ISBN 978-2-262-03015-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Комбо, Иван (2013). История Парижа . Париж: Press Universitaires de France. ISBN 978-2-13-060852-3 .
- Менье, Флориан (2014). Париж в средние века . Париж: Editions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6217-0 .
- Сарман, Тьерри (2012). История Парижа: Политика, городское планирование, цивилизация . Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-2-755-803303 .
Внешние ссылки [ править ]
- Агентство экономического развития Парижского региона
- (на французском языке) Региональная торгово-промышленная палата Парижа - Иль-де-Франс
- Парижский регион: Экономический отчет за 2008–2008 гг., опубликованный Региональной торгово-промышленной палатой Парижа — Иль-де-Франс.
- (на французском языке) CROCIS: Региональный центр наблюдения за торговлей, промышленностью и услугами - исследовательский отдел Парижской торгово-промышленной палаты, собирающий данные и статистику по экономике Парижского региона (Большой Париж)
- Paris-Ile de France Capitale Economique - некоммерческая организация, созданная Парижской торгово-промышленной палатой и состоящая из французских компаний и профессиональных организаций, целью которых является продвижение экономического потенциала Большого Парижа.
- Paris Développement – агентство экономического развития города Парижа
- IAURIF: Институт городского планирования и развития региона Париж-Иль-де-Франс.
- (на французском языке) L'industrie en Île-de-France - веб-сайт, посвященный обрабатывающей промышленности Парижского региона.
- (на французском языке) Comité Mécanique Île-de-France - веб-сайт, посвященный машиностроительной промышленности Парижского региона.
- (на французском языке) Региональное агентство технологий и информационного общества
- (на французском языке) DRIRE Иль-де-Франс - веб-сайт регионального отделения Министерства экономики, финансов и занятости Франции по Парижскому региону.
- (на французском языке) Экономический и социальный совет Парижского региона Иль-де-Франс
- (на французском языке) INSEE Иль-де-Франс - веб-сайт регионального отделения INSEE для Парижского региона.