Ситроен
![]() Логотип с 2022 года | |
Тип компании | Дочерняя компания ( SA ) [ 1 ] |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 4 июня 1919 г |
Основатель | Андре Ситроен |
Судьба | произошло слияние с Peugeot и образовалась группа PSA. В 1976 году [ 2 ] |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | По всему миру, кроме:
|
Ключевые люди | Карлос Таварес , генеральный директор Stellantis Тьерри Коскас , генеральный директор Citroën (с 23 февраля 2023 г.) |
Продукты | |
Услуги | Ситроен Страхование |
Количество сотрудников | 13,900 [ 4 ] |
Родитель | Звездный |
Веб-сайт | Ситроен |
Ситроен ( Французское произношение: [sitʁɔɛn] ) [ примечание 1 ] — французский автомобильный бренд . Производственная компания «Автомобили Ситроен» была основана 4 июня 1919 года Андре Ситроеном . Citroën принадлежит Stellantis с 2021 года и ранее входил в состав группы PSA после того, как Peugeot приобрела 89,95% акций в 1976 году. [ 5 ] Головной офис Citroën с 2021 года расположен на заводе Stellantis Poissy в Сен-Уан-сюр-Сен (ранее в Рюэй-Мальмезон), а его офисы для исследований и исследований — в Велизи-Виллакубле, Пуасси (CEMR), Карьер-су-Пуасси и Сошо. -Монбельяр.
В 1934 году фирма завоевала репутацию производителя инновационных технологий, выпустив Traction Avant . [ 6 ] Это был первый в мире автомобиль, выпускавшийся серийно с передним приводом , независимой подвеской всех четырех колес, а также цельной конструкцией, без отдельного шасси и вместо него в качестве основной несущей конструкции использовался сам кузов автомобиля. . [ 7 ]
В 1954 году они произвели первую в мире гидропневматическую самовыравнивающуюся подвеску ; [ 8 ] затем революционный DS , первый серийный автомобиль с современными дисковыми тормозами , в 1955 году; [ 9 ] а в 1967 году они представили в нескольких своих моделях поворотные фары , которые позволяли улучшить видимость на извилистых дорогах. Эти автомобили получили различные национальные и международные награды, в том числе три награды «Европейский автомобиль года» .
История
[ редактировать ]До Ситроена
[ редактировать ]Андре Ситроен родился в Париже 5 февраля 1878 года в семье голландца и польки. Он стал сиротой в возрасте 7 лет, когда скончался его отец. [ 10 ]
В 1901 году, в возрасте 23 лет, Андре Ситроен стал партнером Андре Боаса и Жака Энстена, которых он знал еще со времен их учебы в лицее Кондорсе . Вместе они вложили значительную часть наследства его родителей в основание компании Citroën, Hinstin et Cie, производственного предприятия, специализирующегося на зубчатых передачах, особенно V-образных косозубых шестернях. [ 10 ] Компания начинала с десяти рабочих в предместья Сен-Дени районе 10-го округа Парижа и в 1912 году переехала на набережную Гренель, 31 в 15-м округе Парижа . [ 10 ]
Ранние годы
[ редактировать ]
Андре Ситроен (1878–1935) производил вооружение для Франции во время Первой мировой войны ; однако после войны он понял, что, если не будет планировать заранее, у него будет современная фабрика без продукта. [ 11 ] Ситроен уже имел опыт работы в автомобильном бизнесе благодаря успешной шестилетней работе с Морсом с 1908 года до начала войны . [ 11 ] Решение о переходе на производство автомобилей было принято еще в 1916 году, когда Citroën попросил инженера Луи Дюфрена, ранее работавшего в Panhard , спроектировать технически сложный автомобиль мощностью 18 л.с., который он мог бы производить на своем заводе после восстановления мира. [ 11 ] Однако задолго до того, как это произошло, он изменил свое видение и, подобно Генри Форду , решил, что лучшие послевоенные возможности в автомобилестроении будут связаны с более легкими автомобилями хорошего качества, но произведенными в достаточных количествах, чтобы иметь привлекательную цену. [ 11 ] В феврале 1917 года Ситроен связался с другим инженером, Жюлем Саломоном , который уже имел значительную репутацию во французском автомобильном секторе как создатель в 1909 году небольшого автомобиля под названием Le Zèbre . [ 11 ] Мандат Андре Ситроена был характерно требовательным и характерно простым: создать совершенно новую конструкцию автомобиля мощностью 10 л.с., который был бы лучше оснащен, более надежен и менее затратен в производстве, чем любой конкурирующий продукт того времени. [ 11 ]
Результатом стал Type A , анонсированный прессе в марте 1919 года, всего через четыре месяца после того, как замолчали орудия. [ 11 ] Первая продукция типа А вышла на заводе, расположенном на набережной Жавель , Вожирар , Париж , в конце мая 1919 года, а в июне она была выставлена в выставочном зале под номером 42 на Елисейских полях в Париже , где обычно продавались Автомобили Альда . [ 11 ] Citroën убедил владельца бизнеса Alda Фернана Шаррона предоставить ему выставочный зал, который используется до сих пор. В этом выставочном зале C42 компания организует выставки и демонстрирует свои автомобили и концепт-кары. Несколько лет спустя Чаррона убедили стать крупным инвестором бизнеса Citroën. [ 11 ] 7 июля 1919 года первый покупатель получил новый Citroën 10HP Type A. [ 11 ] В том же году ежедневно производилось 30 автомобилей, всего 2810 машин, из них в 1920 году было выпущено 12 244 автомобиля. [ 12 ]
В том же году Андре Ситроен провел краткие переговоры с General Motors о предполагаемой продаже компании Citroën. [ 13 ] Сделка почти закрылась, но General Motors в конце концов решила, что ее руководство и капитал будут слишком перенапряжены из-за поглощения. [ 13 ] таким образом, Citroën оставался независимым до 1935 года.
Между 1921 и 1937 годами Citroën производил полугусеничные автомобили для бездорожья и военного использования, используя гусеничную систему Kégresse. В 1920-х годах армия США приобрела несколько автомобилей Citroën-Kégresse для оценки с последующей лицензией на их производство. В результате в 1939 году Управление вооружения армии США построило прототип. В декабре 1942 года он был запущен в производство в версиях M2 Half Track Car и M3 Half-track . [ 14 ] В конечном итоге в период с 1940 по 1944 год США произвели более 41 000 автомобилей в более чем 70 модификациях. После оккупации Франции в 1940 году нацисты захватили многие полугусеничные автомобили Citroën и бронировали их для собственного использования. [ 14 ]

Citroën использовал Эйфелеву башню как самую большую в мире рекламную вывеску, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса . [ 15 ] Он также спонсировал экспедиции в Азию ( Croisière Jaune ), Северную Америку (Croisière Blanche) и Африку (Croisière Noire), демонстрируя потенциал автомобилей, оснащенных гусеничной системой Kégress, для пересечения негостеприимных регионов. Об этих экспедициях передавали ученые и журналисты . [ 16 ]
Демонстрируя необыкновенную выносливость, Citroën 1923 года, проехавший уже 48 000 км (30 000 миль), стал первым автомобилем, проехавшим по Австралии. Автомобиль Citroën 5CV Type C Torpedo 1923 года выпуска управлялся Невиллом Вествудом из Перта , Западная Австралия , в путешествии туда и обратно с августа по декабрь 1925 года. Сейчас этот автомобиль полностью отреставрирован и находится в коллекции Национального музея Австралии . [ 17 ]

В 1924 году Citroën начал деловые отношения с американским инженером Эдвардом Дж. Баддом . С 1899 года Бадд работал над разработкой кузовов из нержавеющей стали для железнодорожных вагонов, для компании Pullman в частности . Бадд продолжал производить стальные кузова для многих автопроизводителей, и Dodge стал его первым крупным автомобильным клиентом. На Парижском автосалоне в октябре 1924 года Citroën представил Citroën B10 , первый цельнометаллический кузов в Европе. [ 18 ] Эти автомобили изначально имели успех на рынке, но вскоре конкуренты, которые все еще использовали деревянную конструкцию для своих автомобилей, представили новые конструкции кузовов. Ситроен, который не менял дизайн кузовов своих автомобилей, тем не менее, по-прежнему продавался в больших количествах, причем низкая цена автомобилей была основным аргументом в пользу продажи, что, однако, привело к тому, что Citroën понес большие убытки. [ нужна ссылка ]
В 1927 году банк Lazard помог Citroën, предоставив новые столь необходимые средства, а также пересмотрев условия его долга, например, выкупив Société de Vente des Automobiles Citroën (SOVAC). Он пошел еще дальше, войдя в свою столицу и получив представительство в правлении; тремя режиссерами, посланными Лазаром, были Раймон Филипп, Андре Мейер и Поль Францен. Андре Ситроен осознал необходимость дифференцировать свой продукт, чтобы избежать конкуренции с низкими ценами, связанной с его обычными моделями с задним приводом в конце 1920-х - начале 1930-х годов. В 1933 году он представил Rosalie, первый коммерчески доступный легковой автомобиль с дизельным двигателем , разработанный совместно с Гарри Рикардо .
Владение Traction Avant и Michelin
[ редактировать ]Передний привод
[ редактировать ]Traction Avant — это автомобиль, который стал пионером массового производства трех революционных особенностей, которые используются до сих пор: цельный кузов без отдельной рамы , независимая подвеска всех четырех колес и передний привод . Тогда как на протяжении многих десятилетий подавляющее большинство легковых автомобилей по своей концепции были схожи с Ford Model T – кузов, прикрепленный болтами к лестничной раме , удерживавшей все механические элементы автомобиля, прочный задний мост , жестко соединявший задние колеса и заднюю часть автомобиля. полный привод . Школа автомобильного машиностроения «Модель Т» оказалась популярной, потому что ее считали дешевой в изготовлении, хотя она и создавала динамические дефекты, поскольку автомобили становились все более функциональными, что приводило к появлению более тяжелых автомобилей, поэтому сегодня автомобили больше похожи на Traction Avant, чем на Model T. Т под кожей. В 1934 году Citroën поручил американской компании Budd создать прототип, который превратился в Traction Avant мощностью 7 лошадиных сил ( CV ) и мощностью 32 л.с. (24 кВт).
Быстрая разработка Traction Avant, снос и перестройка завода (за пять месяцев), а также обширные маркетинговые усилия были инвестициями, которые оказались слишком дорогостоящими для Citroën, чтобы сделать все сразу, что привело к финансовому краху компании. В декабре 1934 года, несмотря на помощь компании Michelin, Citroën объявил о банкротстве. В течение месяца Michelin , уже являвшаяся крупнейшим кредитором автопроизводителя, стала его основным акционером. [ 19 ] Однако технологически продвинутый Traction Avant был принят рынком, и основная философия передовых технологий, используемых в качестве отличительного признака, сохранялась до конца 1990-х годов. Пьер Мишлен стал председателем правления Citroën в начале 1935 года. Пьер-Жюль Буланже , его заместитель, стал вице-президентом и руководителем инженерного и дизайнерского отделов. В 1935 году основатель компании Андре Ситроен умер от рака желудка. [ 20 ]
Прорывы в исследованиях
[ редактировать ]
Пьер-Жюль Буланже был специалистом по фотографии воздушной разведки времен Первой мировой войны во французских ВВС ; он был способным и эффективным и закончил войну в звании капитана. Он также был храбрым, награжденным Военным крестом и Орденом Почетного легиона. Он начал работать в Michelin в 1918 году, подчиняясь непосредственно Эдуару Мишлену , содиректору и основателю бизнеса. Буланже присоединился к совету директоров Michelin в 1922 году и стал президентом Citroën в январе 1938 года после гибели в автокатастрофе своего друга Пьера Мишлена. [ 21 ] оставаясь на этой должности до своей смерти в 1950 году. В 1938 году он также стал совместным управляющим директором Michelin. [ 22 ]
Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Буланже отказался встречаться с доктором Фердинандом Порше или общаться с немецкими властями, кроме как через посредников. Он организовал «замедление» производства грузовиков для Вермахта , многие из которых были саботированы на заводе из-за того, что насечка на масляном щупе была расположена не в том месте, что привело к заклиниванию двигателя. В 1944 году, когда штаб-квартира гестапо в Париже была разграблена французским Сопротивлением , его имя было видно в нацистском черном списке самых важных врагов Рейха, которые должны были быть арестованы в случае вторжения союзников во Францию. [ 23 ]
Исследователи Citroën, в том числе Поль Маже , продолжали свою работу тайно, вопреки прямым указаниям немцев, и разработали концепции, которые позже были выведены на рынок в трех замечательных автомобилях — маленьком автомобиле (2CV) и грузовом фургоне (Type H). и большой, быстрый семейный автомобиль (DS). широко расценили их Современные журналисты как авангардные и даже радикальные решения автомобильного дизайна. Так начался многолетний период необычной лояльности к бренду , который обычно наблюдается в автомобильной промышленности только у нишевых брендов, таких как Porsche и Ferrari .
2CV
[ редактировать ]Citroën представил Citroën 2CV или Deux Chevaux , обозначающий две налоговые лошадиные силы и первоначально всего 9 л.с. (6,7 кВт), на Парижском салоне в 1948 году. Автомобиль стал бестселлером, достигнув цели дизайнера - предоставить сельским французским жителям моторизованную альтернативу лошадь . Его было необычайно недорого купить, а благодаря небольшому двухцилиндровому двигателю он был недорог в эксплуатации. Модель 2CV впервые использовала очень мягкую взаимосвязанную подвеску, но не имела более сложной функции самовыравнивания . Этот автомобиль оставался в производстве с незначительными изменениями до 1990 года и до недавнего времени был обычным явлением на французских дорогах; В период 1948–1990 годов было произведено 9 миллионов вариантов 2CV. [ 24 ]
ДС
[ редактировать ]В 1955 году был представлен DS Citroën , впервые полностью использовавший гидропневматическую самовыравнивающуюся систему подвески , испытанную на задней подвеске Traction в 1954 году. DS также был первым серийным автомобилем с современными дисковыми тормозами . единая гидравлическая использовалась Для приведения в действие гидроусилителя руля , подвески и тормозов система высокого давления; Тормоза были полностью активными, а не с усилителем, поскольку усилие на педали не было компонентом тормозной мощности. Переключение передач (полуавтоматическая трансмиссия ) также приводилось в действие гидравлической системой через регулирующий клапан с приводными поршнями в крышке коробки передач для переключения передач в трансмиссии , а сцепление приводилось в действие системой автоматически, поэтому не было никаких педаль сцепления. С 1957 года модель ID19 предлагала упрощенную гидравлическую систему с ручным рулевым управлением и обычным ручным переключением передач, а также значительное снижение цены. С 1968 года, с измененным дизайном передней части, DS также представил вспомогательные фары дальнего света, которые перемещались по направлению вместе с рулевым управлением, улучшая видимость в ночное время. Производство с 1956 по 1975 год составило почти 1,5 миллиона автомобилей. Обтекаемый автомобиль был примечателен для своей эпохи и имел примечательно звучное название – по-французски DS произносится как [de.ɛs] и звучит так же, как déesse , что означает «Богиня» . [ 25 ] Он занял третье место в конкурсе «Автомобиль века» 1999 года .

Гидравлика высокого давления
[ редактировать ]Эта гидравлическая система высокого давления станет основой более чем 9 миллионов автомобилей Citroën, включая DS , SM , GS , CX , BX , XM , Xantia , C5 и C6 . Основное преимущество для пользователя — самовыравнивающаяся подвеска : автомобиль сохраняет постоянную высоту над дорогой, независимо от пассажирской и грузовой загрузки и несмотря на очень мягкую подвеску. Гидропневматическая подвеска уникально способна поглощать неровности дороги, не беспокоя пассажиров. [ 26 ] по этой причине его часто сравнивают с поездкой на ковре-самолете . [ 27 ] Эти автомобили имели отличительную особенность: они поднимались на рабочую высоту при включении двигателя, как «механический верблюд» (согласно журналу Car & Driver ). Рычаг (позже замененный электронным переключателем) рядом с сиденьем водителя позволял водителю регулировать высоту автомобиля; такая регулировка высоты позволяет преодолевать препятствия, преодолевать мелкие (медленно движущиеся) ручьи и менять шины.
Поскольку Citroën не получал достаточного финансирования, его автомобили, как правило, были недостаточно развиты на момент запуска, а сети распространения и обслуживания за пределами Франции были ограничены. Следовательно, ранние модели DS испытывали проблемы со сложной гидравлической системой. [ 26 ] гидравлические уплотнения и конструкция компонентов системы были переработаны и стали более надежными. [ 28 ] Лицензирование такого технологического скачка осуществлялось в ограниченной степени: в 1965 году Rolls-Royce Silver Shadow использовал этот тип подвески, а Mercedes-Benz 600 и Mercedes-Benz 300SEL 6.3 1963 года пытались воспроизвести его преимущества с помощью дорогостоящей и сложной подвески. и дорогая в обслуживании пневматическая подвеска , в которой не использовалась запатентованная Citroën технология. [ 29 ] К 1975 году Mercedes-Benz 450SEL 6.9 был наконец выпущен с этой проверенной системой, и Mercedes-Benz продолжает предлагать варианты этой технологии и сегодня. Во время сотрудничества Citroën с Maserati в 1968–1975 годах гидравлическая система высокого давления Citroën использовалась на нескольких моделях Maserati: для привода сцепления (Bora); регулировка педали мощности (Бора); всплывающие фары (Бора, Мерак); тормоза (Бора, Мерак, Хамсин); рулевое управление (Хамсин) и весь прототип Quattroporte II , который представлял собой четырехдверный Citroën SM под обшивкой. [ 30 ]
Пионер аэродинамики
[ редактировать ]Citroën был одним из первых пионеров широко распространенной сейчас тенденции аэродинамического дизайна автомобилей, которая помогает снизить расход топлива и улучшить высокоскоростные характеристики за счет снижения сопротивления ветра . DS мог спокойно двигаться со скоростью 160 км/ч (100 миль в час), не причиняя дискомфорта пассажирам. [ 31 ] Фирма начала использовать аэродинамическую трубу в 1950-х годах, помогая им создавать высокообтекаемые автомобили, такие как DS, которые на годы опережали своих конкурентов, а аэродинамика модели CX была настолько хороша , что она получила свое название – – от математического термина, используемого для измерения коэффициента лобового сопротивления.
Расширение и финансовые проблемы
[ редактировать ]В 1960-х годах Citroën принял ряд финансовых решений и решений в области развития, стремясь закрепить свои преимущества 1950-х годов, выпустив успешные модели 2CV, Type H и DS. Тем не менее, эти маневры оказались недостаточно эффективными, и в 1974 году Citroën снова обанкротился.
Эти меры должны были устранить два ключевых пробела, с которыми столкнулась компания:
- Во-первых, отсутствие автомобилей среднего размера, между собственным ассортиментом очень маленьких, дешевых легковых автомобилей ( 2CV / Ami ) и больших, дорогих моделей ( DS /ID). [ 30 ] С точки зрения сегодняшнего дня это было бы похоже на бренд, состоящий только из Tata Nano и Jaguar XJ . Из-за своего потенциального объема сегмент среднего размера был самой прибыльной частью автомобильного рынка, и в 1965 году Citroënesque Renault 16 . на его место пришел
- Второй серьезной проблемой было отсутствие мощного двигателя, подходящего для экспортных рынков. после Второй мировой войны Система налогообложения лошадиных сил во Франции была резко прогрессивной , и автомобили с рабочим объемом более 2,0 (позже 2,8) литров облагались высоким ежегодным налогом, в результате чего автомобили, произведенные во Франции, считались недостаточно мощными за пределами страны. [ 32 ] 1955 года Как для моделей DS 1974 года , так и для моделей CX разработка исходного двигателя, вокруг которого планировалась конструкция, оказалась слишком дорогой для имеющихся финансов, поэтому в обоих случаях фактически использовался двигатель скромной и устаревшей четырехцилиндровой конструкции . [ 33 ]
Эти шаги включают в себя:
- 1963 г. – начались переговоры с Peugeot о сотрудничестве в закупке сырья и оборудования, но в 1965 г. переговоры прервались.
- 1964 - вступил в партнерство с NSU Motorenwerke для разработки двигателя Ванкеля через дочернюю компанию Comobil (позже Comotor ). Для Citroën это представляло собой шанс обойти французскую налоговую систему мощности и создать более мощную, но все же небольшую силовую установку. Первый серийный автомобиль развивал мощность 106 л.с. от 1-литрового двигателя. [ 34 ] тогда как стандартный GS выдавал 55 л.с. с 1-литровым двигателем. [ 35 ]
- 1965 г. - приобрел французского производителя Panhard в надежде использовать его опыт в производстве автомобилей среднего размера; сотрудничество между двумя компаниями началось двенадцать лет назад, и в 1953 году они договорились о частичном слиянии своих торговых сетей; Panhard прекратил производство в 1967 году. [ 30 ]
- 1965 г. — приобретен производитель грузовых автомобилей Berliet . [ 30 ]
- 1968 г. - снова приобрел итальянского спортивных автомобилей производителя Maserati с целью производства более мощного автомобиля, сохранив небольшой двигатель в соответствии с французской системой налогообложения лошадиных сил . [ 32 ] Первый серийный автомобиль развивал мощность 170 л.с. с двигателем объемом 2,7 л. [ 36 ] это был SM 1970 года , который отличался силовой установкой Maserati V6, гидропневматической подвеской и полноприводной самоцентрирующейся системой рулевого управления под названием DIRAVI ; SM был спроектирован так, как будто он заменял семейный автомобиль DS , и уровень инвестиций, который в одиночку сектор небольших роскошных автомобилей Grand Touring никогда не сможет поддержать, даже в самых лучших обстоятельствах.
- 1968 г. – реструктуризация операций по всему миру в рамках новой холдинговой компании Citroën SA. Michelin , давний контролирующий акционер Citroën, продала Fiat 49% акций в рамках так называемого соглашения PARDEVI (Participation et Développement Industriels). [ 30 ]
Команды Чарльза Маркетти и Citroën начали совместную работу над разработкой вертолета -2 RE .
С точки зрения модельного ряда, 1970-е годы начались хорошо, чему способствовал успешный запуск долгожданного Citroën GS среднего размера , который наконец заполнил огромный пробел между 2CV и DS – с 1-литровым автомобилем с гидропневматической подвеской . GS было продано 2,5 миллиона единиц; Только в 1972 году было произведено 601 918 автомобилей по сравнению с 526 443 в 1971 году, и этого достаточно, чтобы поднять компанию, опередив Peugeot, на второе место среди французских автопроизводителей по объему продаж. [ 37 ] Старые модели продолжали хорошо продаваться: пик производства DS пришелся на 1970 год, а 2CV – на 1974 год.
По мере развития 1970-х годов обстоятельства становились все более неблагоприятными. В 1973 году Fiat обратно продал Michelin свои 49% акций холдинговой компании PARDEVI , которая владела Citroën. Совместное заявление Citroën и Fiat показало, что преимущества, предусмотренные для их союза в 1968 году, не были реализованы. [ 38 ] Это не соответствовало долгосрочной стратегии шинной компании по прекращению участия в производстве автомобилей и создало очень нестабильную ситуацию с собственностью. [ 39 ] Компания понесла еще один финансовый удар в результате энергетического кризиса 1973 года . Ставка на «Комотор» и «Мазерати» показала, что в плане есть серьезный недостаток, особенно для компаний, производящих двигатели с высоким расходом топлива.
В 1974 году автопроизводитель ушел из Северной Америки из-за правил США в области проектирования, которые поставили вне закона основные характеристики автомобилей Citroën (см. Citroën SM ).
Огромные убытки Citroën были вызваны провалом в Коморе, предприятия по производству роторных двигателей а также ошибкой стратегического управления, заключавшейся в том, что в течение 15 лет с 1955 по 1970 год не было модели в прибыльном среднем диапазоне европейского рынка, а также огромные затраты на разработку. новых моделей: GS , GS Birotor , CX , SM , Maserati Bora , Maserati Merak , Maserati Quattroporte II и Мазерати Хамсин . Каждая из этих моделей сама по себе является технологическим чудом. Таким образом, через сорок лет после банкротства, связанного с Traction Avant , Citroën снова обанкротился, потеряв свое существование как независимое предприятие; продажа Берлие и Мазерати и закрытие Комотора. [ 30 ]
PSA Peugeot Citroën эпохи
[ редактировать ]Опасаясь больших потерь рабочих мест из-за плохой ситуации с денежными потоками и нестабильной структуры собственности, французское правительство организовало переговоры между Citroën и Michelin, кульминацией которых стало слияние компаний Automobiles Citroën и Automobiles Peugeot в единую компанию. Таким образом, через год после разрыва с Fiat, 24 июня 1974 года, Citroën объявил о новом партнерстве, на этот раз с Peugeot. [ 38 ] которому Michelin согласилась передать контроль над бизнесом. [ 30 ] В декабре 1974 года Peugeot SA приобрела 38,2% акций Citroën, а 9 апреля 1976 года [ 40 ] они увеличили свою долю в тогдашней обанкротившейся компании до 89,95%, создав таким образом группу PSA (где PSA — сокращение от Peugeot Société Anonyme ), став PSA Peugeot Citroën . [ 41 ] В мае 1975 года Maserati была продана компании De Tomaso , и новый итальянский владелец, таким образом, смог реализовать потенциал продаж моделей и технологий, разработанных Citroën, а также использовать имидж бренда Maserati для расширения бренда с целью продажи 40 000 автомобилей. новых моделей Bi-Turbo . Компания по производству грузовиков Berliet была продана Renault . [ 30 ]
Это новое предприятие PSA имело финансовый успех с 1976 по 1979 год. Citroën представил на рынке две успешные новые модели: GS и CX . После нефтяного кризиса у бренда также возобновились продажи 2CV и Dyane , а вскоре Peugeot 104 на базе были Citroën Visa и Citroën LNA . Peugeot обычно бережно относился к своим финансам. Затем PSA приобрела устаревшие активы и существенные обязательства Chrysler Europe за 1 доллар, что привело к убыткам с 1980 по 1985 год. PSA возродила название Talbot для автомобилей Chrysler, но прекратила производство автомобилей со значком в 1987 году, поскольку автомобили считались ненадежными и плохо сделано.
На Женевском международном автосалоне 2019 года производитель представил концепт-кар Ami One, посвященный его 100-летнему юбилею. Затем, в мае 2019 года, компания представила концепт Citroën 19_19 на выставке Viva Technology в Париже. [ 42 ]
Конфликт с профсоюзами
[ редактировать ]В начале 1980-х годов Citroën стал объектом действий профсоюзов. [ 43 ] 25 мая 1982 года события привели к массовой демонстрации на улицах Парижа. [ 43 ] когда около 27 000 рабочих подтвердили свое желание работать на компании, которую пикетировали бастующие рабочие, блокировавшие доступ на фабрики в течение четырех недель. [ 43 ] Демонстрация прошла успешно, и через шесть дней работа на заводах возобновилась. Жак Ломбард, один из топ-менеджеров компании, публично высказал свои опасения, раскритиковав забастовки. [ 43 ]
Изменение языка дизайна
[ редактировать ]подход Citroën PSA постепенно ослабила амбициозный, в высшей степени индивидуалистический и самобытный к проектированию и стилю. На протяжении 1980-х годов модели Citroën становились все более похожими на Peugeot. 1982 года В BX использовалась гидропневматическая подвеска, и он имел типичный для Citroën внешний вид, при этом приводился в движение двигателями Peugeot и использовал панель пола, которая позже появилась на Peugeot 405 . В этом отношении PSA последовала мировой тенденции автомобильной промышленности к совместному использованию платформ , что является логичным способом снижения затрат при продаже явно разных моделей. К концу 1980-х годов многие отличительные черты бренда были удалены или изменены. Традиционное распределительное устройство Peugeot заменило причудливую, но эргономичную конструкцию Lunule от Citroën . [ 44 ] в комплекте с индикаторами самоотключения, которые Citroën отказался использовать по соображениям эргономики. Автомобили были «более банальными и традиционными», [ 39 ] но также способно выйти на новые рынки, например, автопарки в Великобритании. [ 45 ]
Географическое расширение
[ редактировать ]Тем временем Citroën вышел на многие новые мировые рынки. Помимо существующих производственных предприятий в Аргентине , Чили , Вьетнаме и Югославии , компания добавила Иран , Грецию , Румынию и Китай .
В конце 1970-х годов фирма разработала для производства в Румынии небольшой автомобиль, известный как Oltcit , который продавался в Западной Европе как Citroën Axel . Это совместное предприятие сейчас прекратило свое существование, но теперь новое предприятие PSA и Toyota занимается производством таких автомобилей, как Citroën C1, в Чехии .

Совместное китайское предприятие начало продавать автомобили в 1984 году. [ 46 ] и построил их в 1994 году. [ 47 ] Текущий ассортимент семейных автомобилей включает C3 и Xsara , а также автомобили местной разработки, такие как модели Fukang и Elysée . Недавно бренд увеличил продажи в Китае на 30% при общем росте рынка на 11%. [ 48 ] и занимает первое место в опросе удовлетворенности клиентов, проведенном JD Power в Китае в 2014 году. [ 49 ]
Citroën — глобальный бренд, за исключением Северной Америки, куда компания не возвращалась с тех пор, как SM был фактически запрещен в 1974 году за несоответствие правилам высоты бампера Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA).
В 2016 году компания Peugeot-Citroën South Africa (PCSA) объявила, что собирается прекратить импорт новых моделей Citroën в Южную Африку. [ 50 ] чтобы сосредоточиться на увеличении продаж Peugeot в стране. В мае 2019 года сообщалось, что PCSA вновь представит бренд Citroën в Южной Африке. [ 51 ] Позже в августе 2019 года PCSA подтвердило, что новые модели Citroën поступят в продажу в середине октября 2019 года. [ 52 ]
Последние десятилетия
[ редактировать ]
С 2003 по 2010 год Citroën производил C3 Pluriel, необычный кабриолет с отсылками к модели 2CV 1948–1990 годов как по форме кузова (например, капоту), так и по своей универсальной практичности. В 2001 году он отпраздновал свою историю инноваций, открыв музей своих многих значительных автомобилей: Консерваторию с 300 автомобилями. [ 53 ] В связи с резким спадом продаж автомобилей в Европе после 2009 года, мировые продажи автомобилей снизились с 1 460 373 в 2010 году до 1 435 688 в 2011 году, при этом 961 156 из них были проданы в Европе. [ 54 ]
В 2011 году группа PSA была близка к заключению партнерства с BMW для разработки электрических и гибридных автомобилей, но переговоры провалились вскоре после того, как Groupe PSA, материнская компания Citroën, объявила о партнерстве с GM, которое позже также провалилось. . Dongfeng Peugeot-Citroën продолжает расти и разработала восемь новых моделей автомобилей исключительно для рынка Китая. [ 47 ] В настоящее время в Китае Citroën (и Peugeot ) сталкивается с той же проблемой, что и Volkswagen : слишком много седанов и хэтчбеков , но недостаточно моделей в популярных категориях внедорожников и минивэнов /MPV. [ 47 ]
В опросе удовлетворенности клиентов, проведенном JD Power в Китае в 2014 году, бренд занял первое место, опередив люксовые бренды, такие как Mercedes-Benz и BMW , и выше брендов массового рынка, таких как Volkswagen, заняв только тринадцатое и семнадцатое места соответственно. [ 49 ] За первые десять месяцев 2014 года в Китае продажи автомобилей Dongfeng Citroën выросли на 30% при общем росте рынка на 11%. [ 48 ] Несмотря на почти смертельный финансовый опыт PSA Peugeot Citroën в 2014 году и финансовое спасение со стороны Dongfeng Motors , [ 55 ] бренды Citroën и DS разрабатывают новые технологии и надеются вырасти на 15% к 2020 году. По словам генерального директора Citroën Линды Джексон и генерального директора DS Ива Боннефонта , [ 56 ]
В январе 2020 года Линду Джексон на посту генерального директора Citroën сменил заместитель генерального директора Винсент Кобе , и вместо этого она «возглавила исследование, чтобы прояснить и поддержать дифференциацию бренда в портфеле брендов». [ 57 ]
Citroën вышел на индийский рынок в начале 2021 года, выпустив внедорожник C5 Aircross, производимый на заводе Hindustan Motors Thiruvallur в Тамил Наду , Индия. [ 58 ] [ 59 ]
бренд ДС
[ редактировать ]В начале 2009 года Citroën объявил о разработке премиального бренда DS для Different Spirit или Distinctive Series (хотя отсылка к историческому Citroën DS очевидна), который будет работать параллельно с его основными автомобилями. Слоган автомобильной марки DS — «Дух авангарда». [ 60 ]
Эта новая серия автомобилей началась в начале 2010 года с DS3 , небольшого автомобиля, созданного на базе нового C3. DS3 серийной модели основан на концепции, которая предшествовала C3 Pluriel и концепт-кару Citroën DS Inside . можно Для DS3 выбрать различные цвета крыши, контрастирующие с панелями кузова; он был назван «Автомобилем года 2010» по версии журнала Top Gear и четыре раза подряд был признан лучшим супермини по версии JD Power Satisfaction Survey UK. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] и второй по эффективности супермини (Citroën DS3 1.6 e-HDi 115 Airdream: реальный расход миль на галлон 63,0 миль на галлон) на какой машине? за С3 . [ 64 ] В 2013 году DS3 снова стал самым продаваемым малолитражным автомобилем премиум-класса, заняв 40% доли европейского рынка, что подтверждает правильность бизнес-модели разработки этого продукта. [ нужна ссылка ]
Серия DS тесно связана с Citroën, так как DS4 [ 65 ] выпущенный в 2010 году, основан на концепт-каре Citroën Hypnos 2008 года и DS5 . [ 66 ] который последовал в 2015 году на основе концепт-кара C-SportLounge 2005 года . Задний значок представляет собой новый логотип DS, а не привычный двойной шеврон Citroën, и все они будут заметно отличаться по стилю от аналогичных родственных автомобилей. [ 67 ] [ 68 ] В последнее время Citroën выпустил несколько концептуальных спортивных автомобилей с эффектным внешним видом, включая полностью рабочий Citroën Survolt. [ 69 ] иметь маркировку DS. Действительно, концепт-кар DS Divine 2014 года является развитием прототипа Citroën Survolt как будущего спортивного купе линейки DS.
В Китае у Citroën есть как отдельные автосалоны DS, так и целые заводы, построенные специально для производства этих автомобилей. [ 47 ] С 2014 года Citroën продает в Китае DS 5LS и DS 6WR китайского производства . [ 70 ] [ 71 ]
Реклама
[ редактировать ]первый, кто написал в небе с помощью самолета. 4 октября 1922 года, во время открытия автосалона, самолет начертил дымовыми буквами слово «Ситроен» по парижскому небу. [ 12 ]
Награды
[ редактировать ]Citroën был признан на конкурсе «Автомобиль века» 1999 года как производитель третьего по влиятельности автомобиля 20-го века, Citroën DS , после Ford Model T и BMC Mini .
Citroën выпустил трех победителей премии «Европейский автомобиль года» , проводимой 50 лет назад , и многие из них заняли второе или третье место.
- 1971 – Ситроен GS
- 1975 – Ситроен СХ
- 1990 – Ситроен ХМ
Компания Citroën выпустила одного лауреата в США » по версии Motor Trend премии «Автомобиль года – первоначальное присвоение звания «Автомобиль года» началось в 1949 году. Это было особенно важно, поскольку раньше эту награду вручали только автомобилям, спроектированным и изготовленным в США. Штаты. [ 72 ]
- 1972 – Ситроен СМ
Citroën выпустил восемь победителей конкурса Auto Europa за 28 лет, начиная с 1987 года. Auto Europa — это премия, присуждаемая жюри Итальянского союза автомобильных журналистов (UIGA), который ежегодно отмечает лучший автомобиль, выпущенный не менее 10 000 единиц в 27 странах. Европейского Союза: Citroën XM (1990), Citroën ZX (1992), Citroën Xantia. (1994), Citroën Xsara Picasso (2001), Citroën C5 (2002), Citroën C3 (2003), Citroën C4 (2005) и Citroën DS4 (2012).
В 2023 году Citroën получил награду «Инициатива в области устойчивого развития» на церемонии вручения наград Auto Trader New Cars Awards 2023. [ 73 ] [ 74 ]
Автоспорт
[ редактировать ]Citroën Racing , ранее известная как Citroën Sport , а до этого как Citroën Competitions , является подразделением, ответственным за спортивную деятельность Citroën. Это успешный участник чемпионата мира по ралли и чемпионата мира по кузовным гонкам . [ 75 ]
В 2019 году Citroën объявил о выходе из чемпионата мира по ралли (WRC). [ 76 ]
Ранние победы в ралли автомобилей Citroën
[ редактировать ]

Автомобили Citroën участвовали в раллийных гонках на выносливость , начиная с 1956 года, с появлением модели DS . [ 77 ] Бренд добился успеха и выиграл множество ключевых мероприятий на протяжении десятилетий, имея, по сути, тот же дизайн серийного автомобиля.
|
Гонки на 2CV
[ редактировать ]Citroën обнаружил, что, хотя гонки на уникально медленном 2CV против других автомобилей не имеют особого смысла, им может быть интересно наблюдать за гонками друг против друга. Citroën Competitions спонсировала три соревнования на длинные дистанции: Париж-Кабул-Париж в 1970 году, Париж-Персеполис-Париж в 1972 году и Raid Afrique в 1973 году. [ 78 ] [ 79 ]
Энтузиасты продолжили традицию, выпустив 2CV Cross – группу 2CV, мчащихся по грунтовой дороге – спорт, который продолжается и сегодня. [ 80 ] [ 81 ]
Восстановление конкурентной группы
[ редактировать ]На подразделение Citroën Competitions негативно повлияло банкротство фирмы в 1974 году. [ 77 ]
Соревнования по ралли также менялись – от стандартных серийных автомобилей к специально разработанным малосерийным моделям. В ответ на выход с короткой колесной базой группы B конкурентоспособной полноприводной Audi Quattro в ралли группы B. сильно модифицированный Citroën BX 4TC компания Citroën в 1986 году разработала
Команда успешно вернулась на Citroën ZX Rally Raid и пять раз выиграла чемпионат производителей ралли-рейдов (1993, 1994, 1995, 1996 и 1997 годы) вместе с Пьером Лартигом и Ари Ватаненом . Citroën Racing четыре раза выигрывал ралли Дакар , в 1991 году, продолжая серию из четырёх побед Peugeot Sport , а затем ещё раз в 1994, 1995 и 1996 годах.
С 2001 года команда Citroën Racing успешно вернулась на чемпионат мира по ралли , восемь раз завоевав титул производителя , продолжив серию из трёх побед Peugeot sport в чемпионатах WRC , в 2003 , 2004 , 2005 , 2008 , 2009 , 2010 , 2011 и 2012 годах. . Пилот команды Citroën WRC чемпионатов среди Себастьен Лёб также выиграл девять пилотов . В 2004, 2005 и 2006 годах французский пилот выигрывал чемпионат пилотов на Citroën Xsara WRC , в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах на Citroën C4 WRC , а в 2011 и 2012 годах на новом Citroën DS3 WRC .
ралли . На счету команды Citroën World Rally Team 97 побед в чемпионатах мира по
Новый дивизион соревнований для туристических автомобилей
[ редактировать ]В 2012 году Citroën объявил о планах принять участие в чемпионате мира по кузовным гонкам . [ 82 ] Команда превратила DS3 WRC в лабораторный автомобиль, чтобы помочь на ранних стадиях разработки, а двигатель стал развитием их двигателя WRC, который использовался в WRC с 2011 года. [ 83 ] Citroën приступил к разработке автомобиля для новых правил TC1, которые были введены в начале 2014 года, чтобы ускорить вступление Citroën в чемпионат. [ 84 ] Введение новых правил на год раньше запланированного дало Citroën семимесячный старт в развитии по сравнению с другими производителями. [ 85 ] Это большое преимущество в развитии в сочетании с большим бюджетом и сильным составом пилотов сделало Citroën явным фаворитом в первом сезоне новых правил в 2014 году. [ 86 ] [ 87 ] Citroen выиграл большинство гонок в том сезоне, а также титул производителя, а Хосе Мария Лопес выиграл титул пилота. Команда повторила этот подвиг в 2015 и 2016 годах, прежде чем заводская команда покинула серию в конце 2016 года. На некоторых Citroën по-прежнему участвовали в гонках другие команды в 2017 году, но их опередили Honda и Volvo. [ 88 ]
Концепт-кары
[ редактировать ]Citroën выпустил множество концепт-каров На протяжении десятилетий , предвосхищая будущие тенденции дизайна и технологии. Известные концепты включают Citroën Karin (1980), Citroën Activa (1988), Citroën C-Métisse (2006), GT от Citroën (2008) и Citroën Survolt (2010).
Логотип
[ редактировать ]
Происхождение логотипа можно отнести к поездке 22-летнего Андре Ситроена в город Лодзь в Польше , где он обнаружил инновационный дизайн шевронной , шестерни используемой при фрезеровании . Он купил патент на его применение в стали. Механически шестерня с винтовыми зубьями создает осевую силу. Добавляя вторую винтовую шестерню напротив, эта сила устраняется. Два шеврона логотипа представляют собой их переплетение. [ 89 ] шестерня «елочка» . использовалась коническая В ранних автомобилях Citroën на заднем мосту [ 90 ]
Представление логотипа со временем менялось. До войны он был окрашен в желтый цвет на синем фоне. После войны шевроны стали более тонкими елочками , [ 91 ] обычно на белом фоне. Когда в 1980-е годы компания искала новый имидж, логотип стал белым на красном, чтобы создать впечатление динамизма.
5 февраля 2009 года Citroën представил новый фирменный стиль, чтобы отпраздновать свое 90-летие, заменив дизайн 1985 года. Новый логотип представлял собой трехмерную металлическую вариацию логотипа с двойным шевроном, сопровождаемую новым шрифтом названия Citroën и новым слоганом «Créative Technologie». Телевизионная кампания, посвященная более чем 90-летнему юбилею Citroën, была призвана объявить публике о новом имидже. [ 92 ] В октябре 2016 года Citroën выпустил альтернативную версию своего логотипа в 2D, приняв стиль плоского дизайна , который был очень популярен в то время. [ 93 ] В 2022 году бренд представил новый дизайн значка, который представляет собой современное представление своего оригинального логотипа 1919 года, возвращая двум шевронам овальную форму. [ 94 ]
Эволюция логотипа
[ редактировать ]Логотипы Citroen в истории: [ 95 ] [ 96 ]
-
1919 - 1921
-
1921 - 1932
-
1932 - 1936
-
1936 - 1959
-
1959 - 1966
-
1966 - 1985
-
1985 - 2009
-
2005 - 2012 (нагрудный знак)
-
2009 - 2016
-
2016 - 2022
-
2021 - 2022
-
2022 – настоящее время
Заводы
[ редактировать ]- Аргентина ( Эль-Паломар ): Зал C4 (2013–2021), Берлинго
- Бразилия ( Порту-Реал ): C4 Cactus, C3
- Франция ( Мюлуз ): DS 4 (2010–2018), DS 7
- Франция ( Пуасси ): DS 3
- Франция ( Ренн ): C5 Aircross [ 97 ]
- Франция ( Сошо ): DS 5 (2011–2018 гг.)
- Португалия ( Мангуальде ): Берлинго
- Словакия ( Трнава ): C3
- Испания ( Мадрид ): C4 Cactus
- Испания ( Opel Сарагоса ): C3 Aircross
- Испания ( Виго ): Берлинго Ферст, Берлинго, Ксара Пикассо, C4 Пикассо / C4 Гранд Пикассо, C-Elysee
- Турция ( Тофаш Бурса ): Немо (2007–2017)
Некоторые модели совместных предприятий производятся на заводах третьих лиц или совместных предприятий, в том числе следующие:
- Китай ( Шэньчжэнь ), совместное предприятие Chang'an PSA: DS 5LS и DS 6WR.
- Китай ( Ухань ), совместное автомобильное предприятие Dongfeng Peugeot-Citroën : C-Elysee, C3 L, Xsara Picasso, C4 L, C5.
- Чехия ( Колин ), совместное предприятие Toyota/PSA: C1
- Франция ( Валансьен ), совместное предприятие PSA/Fiat Sevel Nord : Jumpy/Dispatch
- Индия ( Тируваллур ), совместное предприятие PSA/CK Birla Group: C3, C3 Aircross, C5 Aircross, Basalt
- Индонезия ( Пурвакарта ): C3 Aircross, ë-C3
- Италия ( Валь-ди-Сангро ), совместное предприятие PSA/Fiat Sevel Sud : перемычка/реле
- Япония ( Мидзусима ), Mitsubishi Motors : C-Zero завод
- Россия ( Калуга ), СП PSA/Mitsubishi: C4, C-Crosser
- Иран ( Кашан ), СП SAIPA Citroën: C3, C3xr, C4
- Турция ( Карсан ): Берлинго
Международные рынки
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]Присутствуя в Австралии с 1923 года, Citroën является старейшим непрерывно действующим производителем автомобилей в стране. Однако в августе 2024 года бренд объявил, что прекратит принимать заказы в Австралии к 1 ноября 2024 года из-за низких продаж. [ 98 ] [ 99 ] [ 100 ]
Текущая линейка продуктов
[ редактировать ]Ситроен
[ редактировать ]линия ДС
[ редактировать ]Dongfeng Peugeot-Citroën (совместное предприятие)
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Список производителей автомобилей Франции
- Список компаний Франции
- Система предупреждения о выходе из полосы движения
Примечания
[ редактировать ]- ^ Диакритический знак с двумя точками над буквой «е» представляет собой диакритический знак ( французский : tréma ), указывающий, что две гласные звучат отдельно, а не как дифтонг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Юридические уведомления» . Автомобили Ситроен . Проверено 3 июля 2023 г.
- ^ «Регистрационный документ 2015 года» . Группа ПСА. стр. 7, 8 . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ «Сен-Уан находит свою реку Сену» . Человечество (на французском языке). 28 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2008 г.
Медленная смерть малого бизнеса и переезд крупнейших изменили Сент-Уан. Все, что осталось в центре города, — это завод Citroën.
- ^ "Компания" . Citroen.com . Архивировано из оригинала 11 мая 2010 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ Peugeot Motion and Emotion , Корпоративная интерактивная история, без даты . Проверено: 9 апреля 2012 г.
- ^ Классический автомобиль: полная визуальная история . ДК. 2 мая 2011 г. с. 40. ИСБН 978-0756671679 .
- ^ Рейнольдс, Джон (25 августа 2006 г.), Андре Ситроен: инженер, исследователь, предприниматель (переработанная редакция), JH Haynes & Co Ltd., внутренняя обложка, ISBN 978-1844253203
- ^ «Управляемый: Citroën Berlingo Multispace» . «Дейли телеграф» . 26 июля 2012 г. Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ «Ситроен ДС» . vintagecars.about.com . Архивировано из оригинала 4 января 2007 года . Проверено 6 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с «История Ситроена» . малярийный гараж .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Автомобиль». Все французские автомобили 1920 г. (Салон [октябрь] 1919 г.) . 31 . Париж: История и коллекции: 65. 2004.
- ^ Jump up to: а б «Ситроен 100 в авангарде» . Уильям .
- ^ Jump up to: а б Слоан, Альфред П. (1964), Макдональд, Джон (редактор), Мои годы с General Motors , Гарден-Сити, Нью-Йорк, США: Doubleday, LCCN 64011306 , OCLC 802024 . Переиздано в 1990 году с новым предисловием Питера Друкера ( ISBN 978-0385042352 ). , с. 317.
- ^ Jump up to: а б Бишоп, Крис (2002). Энциклопедия вооружения Второй мировой войны: комплексное руководство по более чем 1500 системам вооружения, включая танки, стрелковое оружие, военные самолеты, артиллерию, корабли и подводные лодки . Метробуки. стр. 81–82. ISBN 978-1586637620 . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ «Европейские автомобильные новости» . Архивировано из оригинала 10 июля 2011 года . Проверено 29 мая 2010 г.
- ^ Уильямс, Мейнард Оуэн (октябрь 1931 г.). «Трансазиатская экспедиция Citroën-Haardt достигает Кашмира». Нэшнл Географик . Том. ЛХ, нет. 4. Национальное географическое общество .
- ^ «Citroën 5CV 1923 года, Национальный музей Австралии» . Nma.gov.au. Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ «История автомобилей Citroën | Наш бренд» . Ситроен Великобритания .
- ^ «Ситроен Наследие» . Архивировано из оригинала 23 августа 2010 года.
- ^ Джуччи, Гильермо (1 августа 2012 г.). Культурная жизнь автомобиля: дороги в современность . Издательство Техасского университета. п. 61 . ISBN 9780292737846 .
желудок .
- ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1938 г. (Салон [октябрь] 1937 г.) . 6 . Париж: История и коллекции: 26. 1998.
- ^ Фицджеральд, Роберт (7 января 2016 г.). Подъем глобальной компании: транснациональные корпорации и создание современного мира . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521849746 .
- ^ Рейнольдс, Джон (2005). Ситроен 2CV . Хейнс Паблишинг ПЛС. ISBN 978-1-84425-207-7 .
- ^ Джон Рейнольдс. Ситроен 2CV. ISBN 978-1-84425-207-7
- ^ «Citroen DS-19 1963 года | Hagerty - Справочник цен на классические автомобили» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 18 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Автотрейдер autotraderclassics.com [ мертвая ссылка ]
- ^ «Citroën XM — Обзор классического автомобиля | Честный Джон» . Classics.honestjohn.co.uk . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Журнал CAR , август 1979 г., долгосрочное испытание CX Familiale
- ^ Вермингхаузен, Мартин (11 февраля 2014 г.). «Пневмоподвеска Мерседес» (PDF) . 600airsuspension.com . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Партнерство Citroen» . Автомобильный клуб Ситроен. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года.
- ^ «Citroën DS субъективный взгляд» . Citroenet.org.uk. 10 июня 2000 г. Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Citroën SM», Osprey Autohistory, Джефф Дэниэлс, 1981 г., ISBN 0-85045-381-X
- ^ «Прототипы Citroën DS Рождение богини 1» . Citroenet.org.uk. 10 июня 2000 г. Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ "Citroën GS Birotor 107 л.с. - Технические характеристики" . Zeperfs.com. 15 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Глон, Ронан (22 октября 2013 г.). «Краткий обзор Citroën GS Camargue» . Бежал, когда припарковался . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ "Citroën SM V6 2.7 c 170 л.с. - Технические характеристики" . Zeperfs.com. 6 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1972 г. (Салон [октябрь] 1971 г.) . 76 с . Париж: История и коллекции: 19. 2005.
- ^ Jump up to: а б «Автомобиль». Все французские автомобили 1975 г. (Парижская выставка, октябрь 1974 г.) . 72 . Париж: История и коллекции: 19. 2005.
- ^ Jump up to: а б Марш, Джулиан. «Краткая история Citroën, страница 3» . Citroenet.org.uk . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Глазго Геральд — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com .
- ^ Peugeot Motion and Emotion , Корпоративная интерактивная история, без даты. Архивировано 6 июня 2011 г. в Wayback Machine . Проверено: 9 апреля 2012 г.
- ^ «Citroën 19_19: удивительный и радикальный концепт» . Аргумент .
- ^ Jump up to: а б с д «Автомобиль». All French Cars 1982 (Салон [октябрь] 1981 г.) «Я обвиняю CGT в желании задушить нас, чтобы лучше национализировать нас: это метод, столь же безопасный, как пытка жгутом; ни суды, ни министры не обеспокоены этим. Ничто не может измениться . 80-е годы . Париж: История и коллекции: 9. 2006.
- ^ «Спутники ПРН – лунулы» . www.citroenet.org.uk .
- ^ "Ситроен Ксантия (1993 - 2000)" . Честный Джон. 24 июля 2016 года . Проверено 12 июня 2017 г.
- ^ «Мысли Тамерлана: Такси Citroën CX» . Karakullake.blogspot.com. 18 апреля 2009 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Де Фейтер, Тихо (12 июля 2016 г.). «Руки прочь! Эти 8 Ситроенов только для Китая» . Форбс . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «DPCA продала 518 000 автомобилей в Китае, что на 30% больше, чем на рынке, выросшем на 11%» . Автомобильные новости . 18 июля 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Dongfeng Citroën получил высший балл в опросе удовлетворенности клиентов в Китае» . Джей Ди Пауэр. 18 июля 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Даунард, Майлз (8 декабря 2016 г.). «Citroën уйдет из Южной Африки» . BizNews.com . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Citroën возвращается в Южную Африку» . ТаймсЖИВОЙ . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Citroën снова начнет продавать новые автомобили в Южной Африке» . businesstech.co.za . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Музей Ситроена – Консерватория» . Автомобильный клуб Ситроен. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года.
- ^ «Презентация годового отчета 2011» . ПСА Пежо Ситроен . Проверено 27 июня 2012 г.
- ^ Хоттен, Рассел (19 февраля 2014 г.). «Peugeot подписывает соглашение о спасении с китайской компанией Dongfeng Motor – BBC News» . BBC.com . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Кропли, Стив (24 ноября 2015 г.). «Революционная система подвески Citroën появится в 2017 году» . Автокар Великобритания . Проверено 12 июля 2016 г.
- ^ Эттвуд, Джеймс (15 января 2020 г.). «Citroën и DS получили новых начальников в результате кадровых перестановок в PSA» . Автокар . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Индийский внедорожник Citroen C5 Aircross представлен 1 февраля — ZigWheels» . ZigWheels.com . Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Внедорожник Citroën C5 Aircross в Индии объявил дату: чего ожидать от Karoq, конкурента Compass» . Финансовый экспресс . 4 января 2021 г. Проверено 9 января 2021 г.
- ^ «Женевский автосалон 2015: DS вступает в новую эру духа авангарда» . Автомобильные новости . 3 марта 2015 года . Проверено 12 марта 2015 г.
- ^ «Первый супермини Citroën DS3 в опросе JD Power Satisfaction Survey 2012» . Джей Ди Пауэр. 24 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 г. . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Первый супермини Citroën DS3 в опросе JD Power Satisfaction Survey 2013» . Новозеландский Вестник . 3 июня 2013 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Первый супермини Citroën DS3 в опросе JD Power Satisfaction Survey 2014» . Джей Ди Пауэр. 28 мая 2014 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Citroën C3 и DS3, самые экономичные маленькие автомобили» . Какая машина?. 28 мая 2014 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Первый Citroën DS4 выпущен» . Auto-Power-Girl.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 7 декабря 2014 г.
- ^ «Первый Citroën DS5 выпущен» . Auto-Power-Girl.com . Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «Citroën DS возвращается | Новости Auto Express | Новости» . Авто Экспресс . 6 февраля 2009 года . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Официальный сайт CITROËN DS3» . Ds3.citroen.com . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ «Первый концепт Citroën Survolt» . Auto-Power-Girl.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ Смай, Дэмион (15 апреля 2014 г.). «Первые официальные фотографии Citroen DS 6WR (2014)» . Машина . Проверено 16 июня 2014 г.
- ^ «Citroën демонстрирует спортивный характер с DS 5LS R на Пекинском автосалоне 2014 года | CarNewsChina.com – China Auto News» . CarNewsChina.com. 7 апреля 2014 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Надь, Крис (14 ноября 2012 г.). «Мощность: Tesla Model S названа автомобилем года по версии Motor Trend» . Automoblog.net. Архивировано из оригинала 2 апреля 2016 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Премия за инициативу в области устойчивого развития 2023 — Citroën» . АвтоТрейдер . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ «CITROËN ПОЛУЧИЛ ПРИЗ «ИНИЦИАТИВА ГОДА В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ» НА ПРЕМИИ AUTO TRADER NEW CAR AWARDS 2023» . Стеллантис . Проверено 21 сентября 2023 г.
- ^ «WTCC планирует реализовать крупную программу сокращения затрат на 2017 год» . us.motorsport.com . 27 апреля 2016 года . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ «Citroën отказывается от чемпионата мира по ралли» . Лес Эхо .
- ^ Jump up to: а б «Citroën DS в спорте» . Citroenet.org.uk. 10 июня 2000 г. Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Париж-Персеполис-Париж — www.passion-citroen.com» . 6 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2013 г.
- ^ http://raid2cv-cinoche.blogspot.com на французском языке.
- ^ «История клуба» . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ «по-французски» . 2cvcross.fr. Архивировано из оригинала 28 декабря 2017 года . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ «Citroën намерен участвовать в WRC, рассматривая возможность участия в WTCC с Себастьяном Лёбом» . Моторное управление . 28 сентября 2012 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Citroën продолжает интенсивную программу испытаний» . ТурингКарТаймс . 24 января 2014 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Как проходит WTCC 2014» . ТурингКарТаймс . 14 октября 2013 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Руководитель WTCC ожидает более тесной борьбы между производителями в этом году» . ТурингКарТаймс . 17 февраля 2015 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Citroën Racing готова к дебюту WTCC в Марракеше» . ТурингКарТаймс . 4 апреля 2014 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ Козенс, Джек (26 декабря 2015 г.). «Роб Хафф уверен, что уход Citroën пойдет на пользу WTCC» . Autosport.com . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «30 лучших водителей 2017 года по версии TouringCarTimes: 10 к 1» . ТурингКарТаймс . 28 декабря 2017 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
- ^ «Логотип Citroën: дизайн и история» . Сайт FamousLogos.net. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 19 августа 2011 г.
- ^ «Автомобильный справочник». Автокар (Девятое изд.). Лондон: Илифф и сыновья. в. 1919.
- ^ «Логотип: Ситроен» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 года . Проверено 18 марта 2014 г.
- ^ «Телевизионная реклама Citroën 90 лет (видео на YouTube)» . Ютуб . 20 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2021 г.
- ^ «Новый логотип Citroën» . карадизиак .
- ^ «Citroen представляет новый логотип, вдохновленный прошлым, и демонстрирует новую концепцию» . 27 сентября 2022 г.
- ^ Смит, Фред (30 сентября 2022 г.). «Citroën получит новый логотип» . Автомобиль и водитель .
- ^ Финни, Алиса (30 сентября 2022 г.). «Citroën возвращается к оригинальному логотипу, чтобы создать «символ прогресса» электрической эры» . дезин .
- ^ АМС (25 июня 2018 г.). «PSA добавляет четвертую смену на завод в Ренне» . Решения для автомобильного производства . Проверено 14 августа 2020 г. .
- ^ «Citroen покидает Австралию после того, как Ferrari превзошла его по продажам | Carscoops» .
- ^ «После более чем ста лет присутствия Citroën уходит с австралийского рынка» . автомобильный журнал .
- ^ «Citroën покидает Австралию после провальных продаж» . автомобильные новости .
Библиография
[ редактировать ]- Брустейл, Джоэл; Греджио, Родольф (2000). Citroën: Essai sur 80 ans d'antistratégie [ Citroën: Эссе о 80 годах занятий своим делом ] (на французском языке). Париж: Вюиберт. ISBN 2711778185 .
- Галлард, Филипп (2004). Штурмуя мир: приключение Peugeot-Citroën на ( французском языке). Париж: Бурен. ISBN 2849410136 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Citroën Origins (исторические модели)
- Ситроен
- 1919 заведений во Франции
- Автопроизводители Франции
- Производители грузовых автомобилей Франции
- Производители автобусов Франции
- Производители автомобилей класса люкс
- Производители электромобилей Франции
- Звездный
- Французские бренды
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1919 году.
- Французские компании, основанные в 1919 году.
- Марки автомобилей