Делахайе
![]() Делаэ 165 | |
Промышленность | Производство |
---|---|
Основан | 1894 год , Тур , Франция. |
Основатель | Эмиль Делаэ |
Несуществующий | 1954 |
Штаб-квартира | Париж , Франция |
Продукты | Легковые , грузовые автомобили, грузовые автомобили и автобусы |
Delahaye — семейная компания по производству автомобилей , основанная Эмилем Делаэ в 1894 году в Туре , Франция. Производство было перенесено в Париж после регистрации в 1898 году двух зятей, состоящих в браке, Джорджа Морана и Леона Демарэ, в качестве равноправных партнеров Эмиля Делаэ. Компания построила мелкосерийную линейку роскошных автомобилей ограниченного производства с кузовами кузова; грузовики; коммунальные и коммерческие автомобили; автобусы; и пожарные машины. Делахай ввел ряд технических инноваций, особенно в первые годы своего существования. После создания гоночного отдела в 1932 году компания приобрела известность во Франции в середине-конце 1930-х годов, сначала с побившим международный рекорд Type 138; затем Type 135, который, как известно, превратился в специальный спортивно-гоночный Type 135CS с короткой колесной базой; за ними следовали гоночные автомобили V12 типов 145 и 155. Было выиграно множество гонок и установлено множество рекордов. Компания столкнулась с неудачами из-за Второй мировой войны и была поглощена объединением с главным конкурентом Hotchkiss. в 1954 году. Через несколько месяцев обе компании были поглощены крупной производственной организацией Brandt, и автомобильная продукция прекратилась. Delahaye закрылась навсегда в конце 1954 года, забрав с собой Делажа.
История
[ редактировать ]Годы становления
[ редактировать ]Инженер Эмиль Делаэ начал экспериментировать с автомобилями с ременным приводом в 1894 году, когда он был менеджером Бретонского литейного и машиностроительного завода в Туре, Франция. [1] Эти эксперименты побудили его приобрести литейный и машиностроительный заводы, чтобы мсье Бретон мог уйти на пенсию. Вскоре Эмиль участвовал на своих автомобилях в гонках Париж-Марсель-Париж 1896 года и гонках Париж-Дьепп 1897 года, за которыми в 1898 году последовали ралли Марсель-Ницца, Курс де Периж и гонка Париж-Амстердам-Париж . [2]

Автомобильная компания Делаэ была зарегистрирована в 1898 году инвесторами Джорджем Мораном, который водил одну из машин Делаэ на ралли Марсель-Ницца, и зятем Морана Леоном Демарэ. Компания перенесла свое производство из Тура в Париж, на бывший завод гидравлического оборудования, принадлежавший семье Моран. Чарльз Вайффенбах был назначен операционным менеджером. [2] Первоначально компания производила здесь три модели: 1,4-литровый одноцилиндровый Type 0, а также двухцилиндровые Type 1 и Type 2. Все три имели румпельное рулевое управление велосипедного типа, двигатели с водяным охлаждением, расположенные сзади, и с водяным охлаждением двигатели , расположенные сзади. автоматические клапаны, поверхностные карбюраторы и катушка зажигания ; Привод представлял собой комбинацию ремня и цепи с тремя скоростями вперед и одной назад. [3]
Демарэ и Моран взяли под свой контроль компанию, когда Эмиль Делаэ вышел на пенсию в 1901 году; Вайфенбах сменил их в 1906 году. [3] Компания прекратила свое участие в гонках после смерти Делаэ в 1905 году. Вайфенбах не интересовался гонками и сосредоточился на производстве практичных моторизованных автомобильных шасси, тяжелых коммерческих автомобилей и первых пожарных машин для французского правительства.
К 1904 году было построено около 850 автомобилей. [3] Компания представила свой первый серийный четырехцилиндровый двигатель в 1903 году. [3] и карданные передачи в 1907 году. [4] Главный инженер-конструктор Delahaye Амеде Варле изобрела и впервые применила двигатель V6 в Type 44 1911 года . [4] Варлет также разработал морской двигатель Delahaye Titan, огромный чугунный многоклапанный двухраспредвалный четырехцилиндровый двигатель, который был установлен на специально построенном скоростном катере La Dubonnet , который на короткое время удерживал мировой рекорд скорости на воде . [ нужна ссылка ]
Лицензирование и сотрудничество
[ редактировать ]Немецкий производитель Protos начал лицензионное производство моделей Delahaye в 1907 году, а в 1909 году HM Hobson начал импорт автомобилей Delahaye в Великобританию. [4] Американский производитель White украл дизайн Delahaye; Первая мировая война прервала усилия по возмещению ущерба. [4] К концу войны основной доход Делахе приходилось на производство грузовиков. [ нужна ссылка ]
После войны в 1927 году Делаэ попытался увеличить прибыль, приняв скромную форму конвейерного производства, в трехстороннем соглашении с FAR Tractor Company и автопроизводителями Chenard & Walcker , а также Rosengart, производителем небольших семейных автомобилей начального уровня. . Однако номенклатура машин, которую предполагалось производить, была чрезмерно обширной, слишком разнообразной и совершенно лишенной практической стандартизации. [4] Сотрудничество длилось недолго [4] поскольку сокращение объема продаж поставило под угрозу выживание компании. К 1931 году триумверат распался. Утверждалось, что Вайфенбах встретился со своим другом и конкурентом Этторе Бугатти , чтобы узнать его мнение о том, как изменить Делаэ. [ нужна ссылка ] В 1932 году вдова и мажоритарный акционер Демарэ, мадам Леон Демарэ, поручила Вайффенбаху разработать новую, более качественную и значительно более спортивную линейку автомобильных шасси с привлекательным характерным внешним видом, улучшенной мощностью, лучшей управляемостью и более высокой ценой. Компания Delahaye была изменена, чтобы привлечь более богатую, молодую и спортивную клиентскую базу. Варле было поручено создать как новое чертежное бюро, так и гоночный отдел, чего раньше у Делаэ никогда не было. Вайфенбах нанял Жана Франсуа в качестве помощника Варле, а также дизайнера и главного инженера компании. Делай избежал катастрофы и практически сразу же добился успеха на новом Типе 134, за которым почти сразу же последовал международный рекорд скорости Тип 138, а затем модель, которая принесла Делахе заслуженную известность: Тип 135.
Вернуться в гонки
[ редактировать ]В 1934 году Делаэ установил восемнадцать рекордов своего класса в Монлери на специально подготовленном, доработанном и обтекаемом автомобиле 18 Sport. [4] Компания также представила 134N , 12- сильный автомобиль с 2,15-литровым четырехцилиндровым двигателем, и 18-сильный Type 138 , оснащенный 3,2-литровым шестицилиндровым двигателем — оба созданы на основе успешных двигателей для грузовиков. В 1935 году успех в альпийском триале привел к появлению спортивного Type 135 Coupe des Alpes. К концу 1935 года Делаэ выиграл восемнадцать небольших французских соревнований по спортивным автомобилям и несколько подъемов на холмы и занял пятое место в Ле-Мане . [5] В 1936 году Delahaye управлял четырьмя автомобилями мощностью 160 л.с. (120 кВт; 160 л.с.) (на базе Type 135). [6] в Ulster TT, заняв второе место после Bugatti , и вошел в четверку на бельгийских 24 часах, финишировав 2-3-4-5 позади Alfa Romeo . [5] Delahaye смогла использовать свой успех в гонках для приобретения автопроизводителя Delage в 1935 году. [4]

Американская наследница Люси О'Рейли Шелл оплатила затраты на разработку коротких автомобилей Type 135 с колесной базой 2,70 метра для ралли и гонок. Она купила 12 из них, оставив половину для своей любительской гоночной команды Ecurie Bleue. [7]
В 1937 году Рене Ле Бег и Хулио Куинлин выиграли ралли Монте-Карло за рулем Delahaye. Делаэ также занял первое и второе место в Ле-Мане . [3] , спонсируемых немецким правительством Против мощных сил Mercedes-Benz и Auto Union , Делахай выступил на Type 145 , оснащенном сложной 4 + 1 / 2 -литровый V12 . [3] Названный «Миллион франков Делаэ» после победы в гонке на миллион франков , первый Type 145 управлялся Рене Дрейфусом со средней скоростью 91,07 миль в час (146,56 км/ч) на протяжении 200 км (120 миль) в Монлери в 1937 году, заработав правительственная премия в размере 200 000 французских франков . [5] Дрейфус также одержал победу на Ecurie Bleu Type 145 в По в 1938 году, используя топливную экономичность модели, чтобы обойти более мощный Mercedes-Benz W154 . Другой Тип 145 финишировал третьим в той же гонке. [5]
Эти победы в сочетании с французским патриотизмом обеспечивали спрос на автомобили Delahaye вплоть до немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны . [5] В начале 1940 года Type 134N и Type 168 построила 100 шасси Renault в качестве военных автомобилей по контракту для французской армии. Французское правительство приказало прекратить все частное производство автомобилей в июне 1939 года, но небольшое количество автомобилей продолжало производиться для оккупационных немецких войск по крайней мере до 1942 года. [ нужна ссылка ]
В 1951 году французская военная команда во главе с капитаном Моннье и полковником Анри Дебрюсом входила в состав победоносного экипажа, выигравшего первое ралли Алжир-Кейптаун на пикапе Delahaye.
Послевоенный упадок
[ редактировать ]После Второй мировой войны французские производители автомобилей класса люкс столкнулись с депрессивной экономикой. Пятилетняя программа реконструкции General Pons (План Понса) направила большую часть своих автомобилей на экспорт и установила все более карательный налоговый режим, направленный на роскошные второстепенные товары, включая автомобили с двигателями объемом более двух литров (120 куб. Дюймов). В 1947 году 88% продукции Delahaye было экспортировано, в основном во французские колонии в Азии и Африке. Скудное производство Delahaye в 573 автомобиля в 1948 году (по сравнению с 34 164 у лидера рынка Citroën ) было неприемлемо низким. [8]
Новое лицо послевоенного Delahaye было разработано промышленным дизайнером Филиппом Шарбонно . [ соответствующий? ] Производство устаревших довоенных Type 135 и 148L было возобновлено в 1946 году, чтобы возобновить денежный поток, а также потому, что Type 175 и две его версии с более длинной колесной базой не были готовы к выпуску. [5] Тип 175 был очень современным, когда он был задуман в 1938 году, но его производство было отложено до 1948 года из-за войны, послевоенного дефицита и смерти его конструктора.
Имея лицензионное соглашение и не имея жизнеспособных альтернатив, Delahaye приступила к производству Type 175. Однако компоненты подвески вышли из строя, и Delahaye была вынуждена выкупить ряд своих автомобилей, чтобы избежать судебных разбирательств. Риск негативной огласки был настолько велик, что компания не вела никаких записей об этих событиях. [ нужна ссылка ] Это дело не удалось эффективно сдержать, и оно привело к отсутствию интереса среди потенциальных покупателей. Модели Type 175, 178 и 180 не смогли обеспечить достаточный объем продаж, чтобы окупить затраты на разработку и производство. [5] Их производство было прекращено в середине 1951 года. [ нужна ссылка ]
До начала 1951 года постоянный спрос французской армии на легкие разведывательные машины (VLR) позволял компании работать. Небольшой, но устойчивый спрос на грузовики Тип 163 позволил бизнесу оставаться платежеспособным. [9]
Легкий грузовик грузоподъемностью в одну тонну (позже разделивший 3,5-литровый шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель с роскошными автомобилями компании Type 235) дебютировал на Парижском автосалоне 1949 года как Type 171 . [9] В течение следующих двенадцати месяцев Тип 171 породил несколько версий с тормозным кузовом , включая машины скорой помощи и 9-местные «семейные» варианты. Автомобиль предназначался для использования в африканских колониях Франции, имел большие колеса и большой клиренс, а также экспортировался в Бразилию. К 1952 году выпускалось тридцать Тип 171 в месяц.

Последняя совершенно новая модель Delahaye, 2-литровый автомобиль, похожий на джип, известный как Delahaye VLR (Véhicule Léger de Reconnaissance Delahaye), был выпущен в 1951 году. [9] Французская армия считала, что этот автомобиль имеет ряд преимуществ перед традиционными джипами американского производства того периода. В 1953 году компания построила 1847 VLR, а также 537 «специальных» военных машин. В том году было зарегистрировано не более 36 легковых автомобилей марок Delahaye или Delage. [ нужна ссылка ]
В 1953 году был представлен Тип 235. Фернан Лекур, работая с небольшой группой заводских сотрудников-энтузиастов, убедил Вайфенбаха представить обновленную версию Type 135, оснащенную гидравлическими тормозами вместо механических, а также тройную карбюраторную версию Solex с 3,6-литровым двигателем Type 135, который производил 152 л.с. (113 кВт; 154 л.с.). [5] Эта мощность была примерно равна мощности предыдущей серии. Всего было построено 84 экземпляра Type 235.
Конкурент Delahaye, Hotchkiss , заключил лицензионное соглашение с Kaiser-Willys Motors и получил разрешение на производство своего Willys MB «Jeep» во Франции. Французская армия начала ценить более простую машину, доступную по гораздо более низкой цене, и расторгла контракт на более совершенную машину Delahaye VLR. В августе 1953 года компания уволила более 200 сотрудников. [10] Слияние обсуждалось с компанией Hotchkiss, которая столкнулась с аналогичными проблемами. 19 марта 1954 года соглашение было подписано президентом Delahaye Пьером Пени и президентом Hotchkiss Полем Ришаром . [10] Менее чем через три месяца, 9 июня, акционеры Delahaye согласились на поглощение Delahaye компанией Hotchkiss. [10] после чего Хочкисс оперативно закрыл производство автомобилей Delahaye. К концу 1954 года, после непродолжительного периода продажи грузовиков с фирменной табличкой Hotchkiss-Delahaye, объединенная фирма перешла во владение Брандта . К 1956 году бренды Delahaye, Delage и Hotchkiss больше не использовались. [5]
Собственность и управление
[ редактировать ]С момента своего создания Delahaye оставалась частной, полностью семейной компанией, пока не закрыла свои двери в последний раз 31 декабря 1954 года.
Эмиль Делаэ, успешный владелец литейного и машиностроительного завода в Туре, построил свой первый автомобиль в 1894 году. К 1898 году спрос потребовал от него расширения мощностей и привлечения инвестиционного капитала. Эмиль Делаэ согласился на равных сотрудничать с владельцами медного бизнеса и зятьями Леоном Демаре и Джорджем Мораном. Соглашение было должным образом оформлено в 1898 году, и сборка автомобилей была перенесена на пустующий парижский завод, принадлежавший новым партнерам. Когда Делаэ вышел на пенсию в 1901 году из-за ухудшения здоровья, он продал свои акции своим партнерам, а Демарэ купил еще больше, получив таким образом контрольный пакет акций. Поскольку семьи Демарэ и Моран были связаны браком, Delahaye был семейным бизнесом с 1901 года до его поглощения Хотчкиссом в 1954 году. Делахай был партнером меньшинства. В состав совета директоров входили акционеры и назначенный ими операционный менеджер Чарльз Вайффенбах в качестве главного исполнительного директора.
Эмиль Делаэ был президентом компании, ее единственным инженером и администратором до своего выхода на пенсию в 1901 году. В 1898 году Делаэ нанял Чарльза Вайффенбаха своим помощником по управлению; и Амеде Варле в роли инженера-конструктора. [11] Оба мужчины были квалифицированными инженерами-механиками с разными талантами и оба оставались в компании на протяжении всей своей трудовой карьеры. Вайфенбах стал операционным менеджером в 1906 году, а Варле сосредоточился на техническом проектировании и развитии производства. В 1932 году на должность главного инженера-конструктора был принят 42-летний Жан Франсуа. Амаде Варле к тому времени было уже за восемьдесят, и его творческий расцвет уже прошел, но заслуженное уважение позволило ему возглавить новое чертежное бюро, а также создать и управлять новым гоночным отделом, которому помогал гораздо более молодой инженер Жан Франсуа.
Пьер Пеньи, родственник семьи, был президентом, но его роль была скорее формальной, поскольку именно Чарльзу Вайффенбаху партнеры поручили управлять компанией буквально в одиночку.
Он сделал это, в том числе после организации слияния в 1954 году с Hotchkiss, главным конкурентом. Президент Пени расписался за Делаэ, а президент Ричард подписался за Хочкисса. Ни у одной компании не было сил и ресурсов, чтобы избежать поглощения гигантской Брандта группой компаний . Делахай исчез в конце 1954 года.
Известные модели
[ редактировать ]
- Делаэ 1 - 1895–1901 гг.
- Delahaye 44 - 1911–1914 - первый серийный V6. [4]
- Делахайе 134 - 1933–1940 гг.
- Делахайе 135 - 1935–1954 гг.
- Делаэ 138
- Делаэ 148
- Делахайе 168 - 1938–1940
- Делахайе 175 - 1948–1951
- Делаэ 178
- Делахайе 180
- Делахайе 235 - 1951–1954 гг.
- Delahaye VLR – 1951–1954
Галерея
[ редактировать ]- Двигатель Delahaye Type 32L Limousine 1912 г.
- Delahaye 175S Roadster (1949) с кузовом Saoutchik
- Delahaye 135 MS (1936)
- Делахай 235MS купе (1953)
- Делахай 135 (1948)
- Delahaye 165 Figoni et Falaschi (1939)
- Делахай Кабриолет (1937)
- Делахайе 135
- Delahaye 135 Кабриолет Пурту
- Делахай 135 М Пурту (1948)
- Делахай Турер (1925)
- Делахайе 135M
- Родстер Delahaye 135MS 1937 года
- Делахай 235М Саутчик (1953)
- Delahaye 178 Drophead Coupé (1949), когда-то принадлежавший Элтону Джону
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Халл, Питер. «Делахай: знаменитый на дорогах и гоночных трассах», Уорд, Ян, исполнительный редактор. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 5, стр.521.
- ^ Перейти обратно: а б Халл, стр.521.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Халл, стр.522.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Халл, стр.523.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Халл, стр.524.
- ^ Халл, подпись стр.523.
- ^ книга «Делаэ - Красивое французское тело», написанная Жан-Полем Тиссо. ISBN 978-2-7268-8697-7 , стр. 240
- ^ «Автомобиль». Все французские автомобили 1948 г. (Парижский автосалон, октябрь 1947 г.) . 7 . Париж: История и коллекции: 26. 1998.
- ^ Перейти обратно: а б с «Автомобиль». Все французские автомобили 1953 года выпуска (Парижский автосалон, октябрь 1952 года) . 19 . Париж: История и коллекции: 23. 2000.
- ^ Перейти обратно: а б с Беллу, Рене (2002). «Все французские автомобили 1954 года (Салон 1953 года)». Автомобили (на французском языке). 24 . Париж: История и коллекции: 24.
- ^ «Bonhams: c.1906 Delahaye 10/12 CV Type 28 Roi-des-Belges 2062» . www.bonhams.com . Проверено 3 ноября 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адатто, Ричард; Мередит, Диана Э. (2006). Делахай: стиль и дизайн . Дирфилд, Иллинойс, США: Dalton Watson Fine Books. ISBN 1854432214 .
- ———————; Фигони, Клод; Хиндс, Шана (2011). Французские кривые: Делаэ, Делаж, Талбот-Лаго – Автомобильный музей Маллина . Филадельфия, Пенсильвания, США: Coachbuilt Press. ISBN 9780977980994 .
- Баскомб, Нил (2020). Быстрее: как водитель-еврей, американская наследница и легендарная машина победили лучшего Гитлера . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 9781328489876 .
- Блайт, Энтони (1996). Французская революция спортивных автомобилей: Bugatti, Delage, Delahaye и Talbot на соревнованиях 1934-1939 гг . Серия книг Фулиса по автомобилестроению. Спаркфорд, Сомерсет, Великобритания: Haynes Publishing. ISBN 0854299440 .
- Боке, Бенуа (2000). Когда Джозеф Фигони одевал… Делаэ [ Когда Джозеф Фигони одевал… Делаэ ] (на французском языке). Париж: Клуб Делаэ. OCLC 469523602 .
- Бакли, младший (1967). 3,5-литровый Delahaye Type 135 . № 53. Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации. OCLC 1006400662 .
- Кларк, РМ, изд. (2010). Делахай . Серия портфолио дорожных испытаний. Кобэм, Суррей, Великобритания: Brooklands Books. ISBN 978-1855208810 .
- Дэвис, Питер Дж. (2000). Всемирная энциклопедия грузовиков: иллюстрированный путеводитель по классическим и современным грузовикам по всему миру . Лондон: Книги Лоренца. ISBN 0754805182 .
- Доризон, Жак; Пеньи, Франсуа; Даулиак, Жан-Пьер (1995). Делаэ: Le grand livre [ Делаэ: Большая книга ] (на французском языке). Париж: издания EPA. ISBN 2851204408 .
- Джолли, Франсуа (2002). Delahaye: Sport et Prestige [ Делаэ: Спорт и престиж ] (на французском языке). Ним, Франция: Éditions du Palmier. ISBN 2851204467 .
- ——————— (2007). Delahaye V 12: Гонки, спорт и туризм [ Delahaye V 12: Гонки, спорт и туризм ] (на французском языке). Ним, Франция: Éditions du Palmier.
- Рену, Мишель Г. (1983). Делахай: История крупного бренда автомобильного . Серия «Автоистория», вып. 22 (на французском языке). Париж: издания EPA. ISBN 2851201786 .
- ———————— (1994). Делахай . Вся серия рассказов (на французском языке). Париж: издания EPA. ISBN 2851204467 .
- Тиссо, Жан-Поль (2006). Делаэ: Красивое французское телосложение [ Делаэ: Красивое французское тело ] (на французском языке). Булонь-Бийанкур (Верхняя Сена), Франция: ETAI. ISBN 2726886973 .
- ———————— (2013). Фигони и Делаэ: 1934–1954 – автомобиль высокой моды [ Фигони и Делаэ: 1934–1954 – автомобиль высокой моды ] (на французском языке). Булонь-Бийанкур (Верхняя Сена), Франция: ETAI. ISBN 978-2726896761 .
- Уорд, Род (2017). Делаж-Делаэ-Гочкисс: Часть 1 Альбом Делаэ . Серия «Авторевю», вып. 132. Лидс, Великобритания: Zeteo Publishing. ОСЛК 994682017 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Автопроизводители Франции
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1894 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1954 году.
- Несуществующие производители автомобилей во Франции
- Французские конструкторы гоночных автомобилей
- Автомобили Делахе
- 1894 заведения во Франции
- Организации, базирующиеся в Туре, Франция
- Производственные компании в Париже
- Производители автомобилей класса люкс
- Закрытие 1954 года во Франции
- Компании, базирующиеся в Центре-Валь-де-Луар
- Производители спортивных автомобилей
- Производители грузовых автомобилей Франции