Гран-при Франции
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2015 г. ) |
Трасса Поль Рикар (2018–2019, 2021–2022) | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 90 |
Впервые проведен | 1906 |
Последнее проведение | 2022 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | Михаэль Шумахер (8) |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | Феррари (17) |
Длина цепи | 5,842 км (3,630 миль) |
Длина гонки | 309,690 км (192,432 миль) |
Круги | 53 |
Последняя гонка ( 2022 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Франции ( фр . Grand Prix de France ), ранее известный как Гран-при de l'ACF (Автомобильный клуб Франции) — автогонка , проводимая в рамках Международной автомобильной федерации. ежегодной Формулы-1 Чемпионат мира . Это одна из старейших автогонок в мире, а также первый « Гран-при ». Он прекратил свое существование вскоре после своего столетия в 2008 году , когда было проведено 86 гонок из-за неблагоприятных финансовых обстоятельств и мест проведения. Гонка вернулась в календарь Формулы-1 в 2018 году, когда гонку принимала трасса Поль Рикар , но была удалена из календаря после 2022 года .
Необычно даже для такой продолжительной гонки то, что место проведения Гран-при часто менялось: за время проведения Гран-при использовалось 16 различных объектов, и это число затмевается лишь 23 объектами, использовавшимися для Гран-при Австралии с момента его начала в 1928 году. Это также одна из четырех гонок (наряду с Гран-при Бельгии , Италии и Испании ), которые проводились в рамках трех отдельных чемпионатов Гран-при ( Чемпионат мира среди производителей в конце 1920-х годов, Чемпионат Европы в 1930-х годах и Чемпионат мира среди производителей в конце 1920-х годов. Чемпионат мира Формулы-1 с 1950 года).
Гран-при ACF оказал огромное влияние в первые годы гонок Гран-при, возглавив установление правил и положений гонок, а также определяя тенденции в развитии гонок. Власть первоначального организатора, Автомобильного клуба Франции , сделала Францию домом для организаций автоспорта.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Франция была одной из первых стран, проводивших какие-либо соревнования по автоспорту. Первая соревновательная автогонка, соревнования безлошадных экипажей из Парижа в Руан , состоялась 22 июля 1894 года и была организована Автомобильным клубом Франции (ACF). Гонка длилась 126 км (78 миль), и ее выиграл граф Жюль-Альбер де Дион на своем De Dion Bouton паровом автомобиле чуть менее чем за 7 часов. За этой гонкой последовали гонки, стартовавшие в Париже, в различные города по всей Франции, такие как Бордо , Марсель , Лион и Дьепп , а также в различные другие европейские города, такие как Амстердам , Берлин , Инсбрук и Вена . Гонка Париж-Берлин 1901 года примечательна тем, что победитель гонки Анри Фурнье показал потрясающую среднюю скорость 57 миль в час (93 км/ч) на своем Mors , но были и подробности других инцидентов. Участник, управляющий двигателем мощностью 40 л.с. Панар внезапно обнаружил перекрытую трамваем дорогу в деревне Меттерних и намеренно врезался в машину, чтобы избежать толпы зрителей. Трамвай сошел с рельсов; машина практически не пострадала. А в Реймсе, где в будущем будут проводиться многие Гран-при Франции, другой участник гонки «Морс» сбил ребенка, вышедшего на дорогу.
Но эти гонки, проводившиеся на общественных грунтовых дорогах, которые не все были закрыты для публики, прекратились в 1903 году. Гонка Париж-Мадрид , соревнование длиной 1307 км (812 миль) от французской столицы до испанской столицы, проводившееся в мае. того года было более 300 участников. Некоторые вагоны двигались со скоростью 140 км/ч (87 миль в час) – удивительно высокая скорость для того времени – даже железнодорожные локомотивы не были способны развивать такую скорость. В то время еще не было известно, насколько безопасными будут эти гонки и как поведут себя эти автомобили, сделанные в основном из дерева, и за 9 лет разработка автомобиля значительно улучшилась. Гонка обернулась катастрофой: в результате многочисленных аварий погибли 8 человек и более 15 получили ранения – и все это произошло еще до того, как кто-либо из участников достиг испанской границы. Толпы зевак стояли прямо на краю трассы, а дети бродили по дорогам, которые становились очень пыльными и видимость в лучшем случае была ограничена. Самой заметной гибелью в этой гонке стал Марсель Рено , один из трёх братьев, основавших гонку. Рено Автомобильная компания . Когда Рено добрался до деревни Пайре к югу от Гран-Пуатье, он потерял контроль над своим 16-сильным Renault из-за плохой видимости из-за сильного запыления. Автомобиль вылетел в сточную канаву и врезался в дерево, а Рено получил ужасную рану в боку головы и вывихнул плечо. Его коллега-участник Леон Тери остановил свой Decauville , чтобы помочь Renault и его механику Вотье, которые все еще были заперты в своей машине. Врачей под рукой не оказалось, но Тери нашел одного в соседней деревне и отправил к месту происшествия - врач поехал на велосипеде, чтобы добраться до места происшествия. Врач доставил Рено обратно в ближайшую больницу в Гран-Пуатье, где через два дня Рено скончался от полученных травм, а Вотье выжил, получив легкие травмы. Несчастные случаи продолжались в течение дня; автомобили врезались в деревья и разваливались, переворачивались и загорались, ломались оси, а неопытные водители разбивались на неровных дорогах. В конечном итоге гонка была отменена французским правительством, и победитель не был объявлен. Машины были конфискованы французскими властями, отбуксированы на лошадях до ближайших железнодорожных станций и отправлены поездом обратно в Париж. Гонка вызвала политический резонанс во Франции, и французский журнал провел собственное расследование гонки. В этих трагедиях виноваты скорость, пыль, создаваемая автомобилями, плохая организация и отсутствие контроля над толпой, и даже премьер-министр Франции Эмиль Комб был привлечен к частичной ответственности, поскольку именно он имел высшую власть в разрешении продолжения гонки.
Другие гонки были организованы издателем американской газеты Джеймсом Гордоном Беннеттом под названием Кубок Гордона Беннета, 4 из которых проходили во Франции. Три гонки между городами в 1900, 1901 и 1902 годах, все начинались в Париже, были организованы Беннеттом и привлекли лучших гонщиков из США и Западной Европы. Но после гонки Париж-Мадрид 1903 года французское правительство запретило автомобильные гонки «точка-точка» на открытых дорогах общего пользования, поэтому Беннетт перенес гонку 1903 года в Ирландию на закрытую трассу через 2 месяца после гонки Париж-Мадрид, первой в своем роде. Эту гонку выиграл бельгиец Камиль Женаци на Mercedes, который был одним из самых смелых и бесстрашных гонщиков своего времени. Гонка 1904 года проводилась в западной Германии, а последняя гонка Кубка Гордона Беннета проводилась на трассе длиной 137 км (85 миль) в Оверни на юге центральной Франции. Гонка началась в Клермон-Ферране, длилась 4 круга и была выиграна Тери на Brasier .
Старейший Гран-при в мире
[ редактировать ]Закрытые дорожные курсы общего пользования
[ редактировать ]при Франции Гран- , открытый для международных соревнований, впервые был проведен 26 июня 1906 года под эгидой Автомобильного клуба Франции в Сарте со стартовым полем из 32 автомобилей. Название Гран-при («Большой приз») относилось к призу в размере 45 000 французских франков победителю гонки. [1] Франк был привязан к золоту по курсу 0,290 грамма за франк, что означало, что приз стоил 13 кг золота, или 210 700 долларов США с учетом инфляции. Первые Гран-при Франции проводились на трассах, состоящих из дорог общего пользования вблизи городов северной и центральной Франции, и обычно они ежегодно проводились в разных городах, таких как Ле-Ман, Дьепп, Амьен, Лион, Страсбург и Тур. В частности, Дьепп был чрезвычайно опасной трассой: всего 9 человек (5 гонщиков, 2 механика и 2 зрителя) погибли на трех Гран-при Франции, проходивших на трассе длиной 79 км (49 миль).
Гонка 1906 года была первой национальной гонкой под названием «Гран-при» (упоминание «Гран-при» появилось во Франции в 1900 году как название подкатегории для заявок на участие в трассе Circuit du Sud-Ouest в По, где слово «Гран-при» «первоначально использовалось для соревнований по скачкам , затем в 1901 году название Гран-при использовалось для описания всей гонки); другие, более поздние международные мероприятия в 1900-х и 1910-х годах в Европе и США имели свои собственные названия с термином «Премия», например, Гран-при в Америке или Кайзерпрейс (английский: Императорская премия) в Германии. Гонка Гран-при Франции проходила на очень быстрой 66-мильной (106-километровой) разовой закрытой трассе общего пользования против часовой стрелки к востоку от небольшого западного французского города Ле-Ман , начиная с деревни Сен-Марс-ля- Бриер. Затем он поехал по трассе D323 и резко повернул налево на трассу D357 возле коммуны Ивр-л-Эвек, по 4-мильной прямой в сторону деревни Ла-Бют, затем по 15-мильной дороге прямо через Булуар, а затем въехал в извилистый участок в Сен-Кале. Затем трасса пошла на север по маршруту D1 через Берфай, затем выехала на специально построенный извилистый участок деревянной лесовозной дороги в лесу перед Вибраем, а затем снова пошла на север, войдя в серию быстрых поворотов в Ламне и его окрестностях, а затем повернула на запад. в Ла Ферте-Бернар. Затем трасса снова пошла по трассе D323 и по нескольким прямым длиной от 3 до 6 миль с несколькими быстрыми поворотами в Со-сюр-Юйсн и Конер, а затем вернулась на боксы в Сен-Марс-ла-Брьер. Трассы в Европе, проходящие через несколько сельских городов, подобные этой, становятся все более распространенными на дорогах общего пользования во Франции и других европейских странах. Длинные прямые также стали основным элементом трасс во Франции, особенно в будущих версиях перенесенной трассы Сарт в Ле-Мане – городе, который будет принимать еще одна гонка , которая станет неотъемлемой частью автоспорта. Венгр Ференц Сис выиграл эту очень длинную 12-часовую гонку на Renault у итальянца Феличе Наззаро на Fiat , где круги на этой трассе занимали чуть меньше часа, а дорожное покрытие конной повозки было грязным; Тем не менее, это не помешало средней скорости самого быстрого круга составить 73,37 миль в час (118,09 км / ч) - удивительно высокую скорость для того времени. В гонке 1908 года Mercedes унизил французских организаторов и финишировал со счетом 1-2-3 на смертельной трассе в Дьеппе, где за выходные погибли не менее 4 человек. Гонку 1913 года выиграл Жорж Бойо на единственной трассе длиной 19 миль (31 км) недалеко от Амьена на севере Франции. Амьенская трасса была еще одной смертельно опасной трассой: ее прямая протяженность составляла 7,1 мили, и 5 человек погибли во время ее использования во время предгоночных тестов и самого гоночного уик-энда.
Гонка 1914 года, проходившая на 23-мильной трассе недалеко от Лиона, является, пожалуй, самым легендарным и драматичным Гран-при гоночной эпохи до Первой мировой войны. Эта трасса, популярная среди водителей и зрителей, имела извилистый и сложный участок до города Ле-Мадлен, а затем прямую длиной 8,3 мили, прерываемую шпилькой, которая возвращалась в боксы. Эта гонка представляла собой упорную битву между французскими Peugeot и немецкими Mercedes. Хотя Peugeot были быстры, а Бойо лидировал на 12 из 20 кругов после того, как Макс Зайлер на Mercedes неожиданно выбыл из строя из-за отказа двигателя на 6-м круге, шины Dunlop, которые они использовали, сильно изнашивались по сравнению с Continentials, которые использовали автомобили Mercedes. . Четырехминутное преимущество Бойо было сведено на нет Кристианом Лаутеншлагером на Mercedes, в то время как Бойо восемь раз останавливался из-за шин. Хотя Бойо очень старался догнать Лаутеншлагера, ему пришлось сойти с дистанции на последнем круге из-за отказа двигателя, и во второй раз за 6 лет Mercedes финишировал со счетом 1–2–3; унизительный результат для организаторов и Peugeot.
Из-за Первой мировой войны и ущерба, который она нанесла Франции, Гран-при не возобновляли до 1921 года, и эту гонку выиграл американец Джимми Мерфи на «Дюзенберге» на трассе Сарт в Ле-Мане, ставшей теперь легендарной трассой. первый год работы трассы. Bugatti дебютировал в гонке 1922 года на одноразовой трассе общего пользования протяженностью 8,3 мили (13 км) недалеко от Страсбурга, недалеко от французско-немецкой границы, которая находилась очень близко к штаб-квартире Bugatti в Мольсхайме. Шел дождь, и грязная полупрямоугольная трасса, состоящая из длинных прямых, поворотов под 90 градусов, быстрого поворота и шпильки, находилась в ужасном состоянии. Эта гонка стала дуэлью между Bugatti и Fiat – и Феличе Наззаро победил на Fiat, хотя его племянник и коллега-конкурент Бьяджо Наззаро погиб после того, как на его Fiat сломалась ось, бросил колесо и врезался в дерево; 32-летний мужчина и его механик получили смертельные травмы головы. В гонке 1923 года на еще одной разовой трассе недалеко от Тура участвовал еще один новый Bugatti – Type 32. Эту машину оскорбительно прозвали «Танком» из-за ее обтекаемой формы и очень короткой колесной базы. Этот автомобиль был быстр на длинных прямых этой очень быстрой трассе общего пользования, но управлялся плохо, и британец его опередил. Генри Сегрейв на автомобиле Sunbeam с наддувом , причем наддув был обычным явлением для автомобилей Гран-при того периода. Сегрейв выиграл гонку, и Sunbeam стал последней британской машиной, выигравшей официальный Гран-при, до Стирлинга Мосса победы на Vanwall на Гран-при Великобритании 1957 года. Сегрейву, известному трезвеннику, после победы подарили бокал шампанского, потому что, видимо, в зоне боксов не было воды. Гонка 1924 года снова прошла в Лионе, но на этот раз на укороченном 14-мильном варианте трассы, использовавшейся в 1914 году. Два самых успешных автомобиля Гран-при всех времен, Bugatti Type 35 и Alfa Romeo P2, выступили на гонках дебютирует на этой гонке. У Bugattis с их усовершенствованными легкосплавными дисками вышла из строя шина, а итальянец Джузеппе Кампари победил на своей Alfa P2.
Первая постоянная трасса Франции и другие дороги общего пользования.
[ редактировать ]В 1925 году был построен первый постоянный автодром во Франции, он назывался Autodrome de Linas-Montlhéry , расположенный в 20 милях к югу от центра Парижа . Трасса длиной 7,7 мили (12,3 км) включала в себя бетонный уклон под углом 51 градус, асфальтированную дорогу и современные на тот момент сооружения, включая гаражи для ям и трибуны. Специально построенные автодромы, такие как Монлери, часто строились вблизи крупнейших городов страны (за исключением Индианаполиса и Нюрбургринга). После строительства Бруклендса недалеко от Лондона в Англии в 1907 году и Индианаполиса в США в 1908 году и после Первой мировой войны в Италии , Монца недалеко от Милана в 1922 году была открыта а в 1923 году также был открыт Стигес-Террамар недалеко от Барселоны в Испании. Затем французам было предложено построить специально построенную гоночную трассу в Монлери на севере, а затем в Мирамасе на юге. В 1927 году последовала трасса Нюрбургринг в западной Германии, дополнившая уличную трассу AVUS в восточной Германии. Монлери впервые провел Гран-при ACF в 1925 году в рамках первого турнира. Чемпионат мира среди производителей — впервые Гран-при были сгруппированы в чемпионат. Трасса собирала огромные толпы людей, и они стали свидетелями захватывающего зрелища гонок быстрых автомобилей на крутой вираже и асфальтированной дороге Монлери, которая имела множество быстрых поворотов и длинных прямых и располагалась в лесу. Первая гонка в Монлери была омрачена фатальной аварией Антонио Аскари на Alfa P2, когда он разбился на очень быстром левом повороте, возвращаясь в овальную часть. Мирамас , бетонная овальная трасса с высокими наклонами, такая же, как Бруклендс и часть Монлери, была построена в 1926 году и в том же году принимала Гран-при. В этой гонке участвовали только три автомобиля, все Bugatti, и ее выиграл француз Жюль Гу , который также выиграл Индианаполис 500 в 1913 году.
Гонку 1927 года в Монлери выиграл француз Робер Бенуа на Delage . В 1929 году он ненадолго вернулся в Ле-Ман, который выиграл Уильям Гровер-Уильямс на Bugatti; выиграл первый в истории Гран-при Монако это был человек, который ранее в этом году ; Гровер-Уильямс также выиграл гонку 1928 года на Bugatti на 17-мильной (28-километровой) трассе Сен-Годенс на юге, недалеко от Тулузы . Гран-при Франции 1930 года, проходивший в По на юге страны, был одним из самых запоминающихся Гран-при Франции в период перед Второй мировой войной. В этой гонке, проходившей в сентябре на единственной треугольной трассе общего пользования протяженностью 9,8 мили (15,8 км) всего в нескольких километрах от нынешней трассы Гран-при По, была представлена специальная версия знаменитого Bentley с двигателем объемом 4½ литра с наддувом под названием Blower Bentley. соревноваться в гонке с британцем и «Бентли Боем» Тимом Биркиным за рулем. Команда Bentley доминировала в гонках « 24 часа Ле-Мана» , и у этого Blower Bentley были сняты фары и брызговики, поскольку они не были нужны для этой гонки, что придало ему вид автомобиля с открытыми колесами. Bentley, который был намного больше и тяжелее, чем маленький Bugatti вокруг него, показал себя хорошо – на этой очень быстрой трассе, состоящей из очень длинных прямых и узких шпилек, фактически подходил мощный Blower Bentley и позволял Биркину преодолевать ямы на скорости. 130 миль в час (208 км/ч) (очень быстро для того времени), и он обгонял машину за машиной – к изумлению толпы. Но он финишировал вторым после француза Филипп Этанслен в Bugatti.
Монлери также станет частью эпохи второго чемпионата Гран-при; Чемпионат Европы , когда он начался в 1931 году. Гран-при Франции также принимали другие трассы общего пользования, такие как быстрая, прямая и медленная трасса Реймс-Ге длиной 4,8 мили с преобладанием поворотов в винодельческом регионе Шампань на севере Франции, 144 км ( В 90 милях к востоку от Парижа в 1932 году, где итальянская легенда Тацио Нуволари победил на Alfa Romeo. Но с 1933 по 1937 год Монлери стал единственным хозяином мероприятия. Гран-при Франции 1934 года ознаменовал возвращение Mercedes-Benz в гонки Гран-при спустя 20 лет с совершенно новой машиной, командой, руководством и гонщиками во главе с Альфредом Нойбауэром . В 1934 году дебютировали немецкие «Серебряные стрелы» (эта инициатива в значительной степени финансировалась гитлеровским Третьим рейхом ), а компания Auto Union уже представила свой мощный автомобиль Type-A со средним расположением двигателя для гонок AVUS в Германии. Хотя гонщик из Монако Луи Широн победил на Alfa, команда Silver Arrows доминировала в гонке. Высокотехнологичные немецкие автомобили, казалось, парили над грубым бетонным насыпем в Монлери, где бетонная поверхность, казалось, заметно влияла на все остальные автомобили. Импровизированные шиканы были установлены в определенных точках высокоскоростной трассы, чтобы французы замедлили очень быстрые немецкие автомобили перед гонкой 1935 года, но эти усилия ни к чему не привели, поскольку Mercedes был суперзвездой. Рудольф Караччиола выиграл гонку того года.
Реймс, Руан и Шарада
[ редактировать ]Гран-при Франции вернулся на трассу Реймс-Ге в 1938 и 1939 годах, где «Серебряные стрелы» продолжили доминировать в гонках Гран-при. К гонке 1938 года на трассе Реймс-Ге были расширены прямые и обновлены условия. Примерно в это же время Гран-при Франции частично утратил свой престиж после двух лет гонок на спортивных автомобилях - Гран-при Монако завоевал огромный престиж и стал главным событием Гран-при, связанным с Францией. в крохотном княжестве, окруженном Францией; но Гран-при Франции по-прежнему оставался важной гонкой, которая теперь традиционно проводится в первые выходные июля. Но когда началась Вторая мировая война , Гран-при Франции не возобновлялся до 1947 года, когда он проводился на бывшей трассе Парилли недалеко от Лиона, гонка, которая была омрачена аварией, в которой Пьер Левег врезался в машину и убил трех зрителей. После этого гонки Гран-при вернулись в Реймс-Гё, где в течение 4 лет доминировал другой производитель – Alfa Romeo. 1950 год стал первым годом чемпионата мира Формулы-1, но все гонки, регулируемые Формулой-1, проводились в Европе. Гонку выиграл аргентинец. Хуан Мануэль Фанхио , который также выиграл гонку в следующем году – самую длинную гонку Формулы-1, когда-либо проводившуюся с точки зрения пройденной дистанции, составляющую 373 мили.
Престижное французское мероприятие впервые было проведено на трассе общего пользования Руан-ле-Эссар в 1952 году, где оно будет проводиться еще четыре раза в течение следующих 16 лет. Руан представлял собой очень высокоскоростную трассу, расположенную в северной части страны и состоящую в основном из высокоскоростных поворотов. Но гонка вернулась в Реймс в 1953 году, где треугольная трасса, которая первоначально состояла из трех длинных прямых (с несколькими небольшими изломами), двух крутых правых поворотов под углом 90 градусов и очень медленной правой шпильки, была изменена, чтобы обойти трассу. город Ге, что делает его немного быстрее. Теперь у Реймса было две прямые (включая еще более длинную прямую назад), три очень быстрых поворота и две очень медленные и тугие шпильки. Эта гонка была классической: Фанхио на Maserati и британец Майк Хоторн на Ferrari вели длительную борьбу за лидерство, а Хоторн взял клетчатый флаг. 1954 год стал еще одним особенным событием, ознаменовавшим возвращение Mercedes в высшие шоссейные гонки под руководством Альфреда Нойбауэра. , спустя 20 лет после их первого возвращения в гонки Гран-при – во Франции. После двух побед заводской команды Maserati в том году в Буэнос-Айресе и Спа, Фанхио теперь выступал за Mercedes, и он и его товарищ по команде Карл Клинг эффективно доминировали в гонке от начала до конца на своих усовершенствованных W196 . Это не была популярная победа: немецкий производитель автомобилей Mercedes одержал победу на французской земле всего через 9 лет после окончания немецкой оккупации Франции. Гран-при Франции был отменен в 1955 году из-за катастрофы в Ле-Мане , и в конце того же года Mercedes отказался от участия в гонках. Гонка продолжала проводиться в Реймсе в 1956 году, еще один период на удлиненной трассе Руан-ле-Эссар в 1957 году и снова в Реймсе с 1958 по 1961, 1963 годы и последнее соревнование в 1966 году на этой трассе, расположенной там, где производят шампанское. В гонке 1956 года Bugatti впервые участвовала в гонке - они представили новый автомобиль Гран-при со средним расположением двигателя (который был новинкой в то время и был только вторым автомобилем Гран-при, когда-либо спроектированным таким образом после Auto Unions 1930-х годов). разработан известным итальянским инженером Коломбо и управляется Мориса Трентиньяна , но машина была недостаточно мощной, тяжелой и слишком сложной, и ею оказалось очень трудно управлять; он сошёл с дистанции в начале гонки. Гонка 1958 года была омрачена несчастным случаем со смертельным исходом итальянца Луиджи Муссо , управлявшего заводским Ferrari, и это была также последняя гонка Фанхио в Формуле-1. Хоторн, который, как и многие другие гонщики Формулы-1 того времени, очень уважал Фанхио; и собирался обогнать Фанхио (ездивший на устаревшем Maserati) на последнем круге по прямой на пит-лейне, когда он сбавил скорость и позволил Фанхио пересечь финишную черту перед собой, чтобы уважаемый аргентинский гонщик смог преодолеть всю гоночную дистанцию. Хоторн победил, а Фанхио финишировал четвертым. В 1961 году гонка проводилась при температуре 100 ° F (38 ° C), и трасса развалилась на шпильках. Гонка сводилась к стремительному сражению между американцем Дэном Герни на Porsche и итальянцем Джанкарло Багетти на акулоносом Ferrari. Багетти выиграл гонку, которая, как ни удивительно, была его первым Гран-при чемпионата, отстав от Гурни менее чем на длину автомобиля.
Руан-ле-Эссар принимал соревнования в 1962 и 1964 годах, и Герни выиграл оба этих соревнования: одно на Porsche, а другое на Brabham. В 1965 году гонка проводилась на трассе Шарад родной город Мишлен, длиной 5,1 мили на холмах, окружающих Клермон-Ферран, в центральной Франции. В отличие от длинных прямых, составляющих Реймс, и быстрых поворотов, составляющих Руан, Шарада была известна как мини-Нюрбургринг и была извилистой, волнистой и очень требовательной. Короткая трасса Bugatti в Ле-Мане проводила гонку в 1967 году, но цирку Формулы-1 эта трасса не понравилась, и она так и не вернулась. Руан-ле-Эссар принимал это мероприятие в 1968 году, и это было катастрофическое событие; Француз Жо Шлессер разбился и погиб на очень быстром повороте Six Frères на своей горящей Honda, и Формула-1 не вернулась на трассу общего пользования. Шарад провел еще два этапа, а затем Формула-1 в 1971 году переехала на недавно построенную современную трассу Поль Рикар на Французской Ривьере. Трасса Поль Рикар, расположенная в Ле Кастелле. , расположенный недалеко от Марселя и недалеко от Монако, представлял собой современный объект нового типа, очень похожий на Монлери в 1920-х годах. Там были площадки для разбега, широкая дорожка и просторные смотровые площадки для зрителей. Шарад в последний раз проводил это мероприятие в 1972 году ; Автомобили Формулы-1 стали слишком быстрыми для дорог общего пользования; Трасса была завалена камнями, а австрийцу Хельмуту Марко попал в глаз камень, брошенный из Lotus бразильца Эмерсона Фиттипальди, что положило конец его гоночной карьере.
Ле Кастелле и Дижон-Пренуа
[ редактировать ]Формула-1 вернулась в Поль Рикар в 1973 году; Гран-при Франции никогда больше не проводился на трассах общего пользования, таких как Реймс, Руан и Шарад. На трассе Поль Рикар также была автошкола École de Pilotage Winfield, которой руководили братья Найт и Саймон Делатур, в которой оттачивались таланты таких людей, как первый (и пока единственный) чемпион мира Формулы-1 во Франции Ален Прост и участник Гран-при. победители Дидье Пирони и Жак Лаффит . Гонка проводилась на новой быстрой, извилистой трассе Пренуа недалеко от Дижона в 1974 году, а затем вернулась в Рикар в 1975 и 1976 годах. Изначально планировалось, что гонка будет проводиться в Клермон-Ферране в 1974 и 1975 годах, но трасса был признан слишком опасным для Формулы-1. Эти два места проведения чередовались до 1984 года: Рикар участвовал в гонке в четные годы, а Дижон - в нечетные (кроме 1983). В 1977 году была построена новая часть трассы Дижона, получившая название «Параболик». Это было сделано для увеличения времени прохождения круга, которое в 1974 году было почти меньше минуты, и в гонке произошла битва между американцем Марио Андретти и британцем Джоном Ватсоном; Андретти вышел победителем. Товарищи по команде Lotus Андретти и швед Ронни Петерсон доминировали в гонке в 1978 году на своих доминирующих 79-х машинах, которые доминировали на поле так, как не видели со времен доминирования Alfa Romeo и властной Ferrari в начале 1950-х годов. Гонка 1979 года стала еще одной классической: в конце гонки состоялась знаменитая дуэль за второе место между французом Рене Арну на 1,5-литровом турбированном V6 Renault и канадец Жиль Вильнев на 3-литровом Flat-12 Ferrari. Это считается одним из величайших поединков в автоспорте за всю историю: Арну и Вильнев стучат колесами и машинами по быстрой трассе Дижона, прежде чем Вильнев вышел на первое место. Гонку выиграл товарищ Арну по французской команде Жан-Пьер Жабуй , и это была первая гонка, когда-либо выигранная автомобилем Формулы-1 с двигателем с турбонаддувом. В 1980 году новичок Прост квалифицировал свой более медленный McLaren седьмым, а австралиец Алан Джонс обыграл французских пилотов Ligier Лаффита и Пирони на их родной земле, а гонка 1981 года стала первой из 51 победы будущего 4-кратного чемпиона мира Проста; за рулем Renault французская марка выиграла следующие три Гран-при Франции. Соревнования 1982 года в Рикаре стали памятными для Франции: это была гонка с двигателем с турбонаддувом/французская прогулка, и 4 французских гонщика заняли первые 4 места, причем каждый из них управлял автомобилем с двигателем с турбонаддувом. Пилот Renault Рене Арну выиграл у своего товарища по команде Проста и пилотов Ferrari Пирони и Патрик Тамбей финишировал третьим и четвертым. Но этот французский триумф был внутренне неприятен: Арну нарушил договоренность о том, что, если он окажется впереди Проста, он пропустит его, потому что Прост занимает лучшее место в чемпионате. К большому огорчению Проста и руководства французской команды Renault, Арну не сделал этого, несмотря на то, что руководство протянуло пит-борды и приказало ему пропустить Проста. В следующем году Прост выиграл на том же месте, победив Нельсона Пике на Brabham с двигателем BMW с турбонаддувом; Пике лидировал в гонке прошлого года, но сошел с дистанции из-за отказа двигателя.
Последний раз Dijon использовался в 1984 году, и к тому времени двигатели с турбонаддувом были почти повсеместными, за исключением команды Tyrrell, которая все еще использовала двигатель Cosworth V8. В то время международный руководящий орган автоспорта, FISA, ввел политику долгосрочных контрактов, предусматривающих только один этап на Гран-при. Выбор был между Дижоном и Рикаром - на небольшой трассе Пренуа машины проезжали за 1 минуту 1 секунду, а Рикар был основным испытательным полигоном Формулы-1 в то время. Поэтому был выбран Рикар, и он принимал гонку с 1985 по 1990 год. С 1986 года Формула-1 использовала укороченную версию трассы после фатальной аварии Элио де Анжелиса на быстрых поворотах Верьера. Де Анджелис не пострадал в результате аварии, однако его машина загорелась, и не было маршалов, которые могли бы ему помочь, поскольку это была тестовая сессия, и на следующий день он умер от отравления дымом в больнице. Эти два быстрых поворота и вся верхняя часть трассы не использовались в последних пяти гонках. Прост выиграл там три последних гонки, причем победа в 1988 году стала особенно драматичной; он обогнал своего товарища по команде Айртон Сенна на Curbe de Signes в конце сверхбыстрой Mistral Straight и удерживал лидерство до самого финиша, а в 1990 году (к тому времени двигатели с турбонаддувом были запрещены) лидировал уже более 60 кругов, проведенных итальянцем Иваном Капелли и бразильцем Маурисио Гугельмином в условиях недостаточного финансирования, Адриан Ньюи разработал автомобили Leyton-House - две машины, которые не смогли пройти квалификацию на предыдущем этапе в Мексике. Прост, который теперь выступает за Ferrari после того, как выступал за McLaren с 1984 по 1989 год, совершил атаку в конце гонки и обогнал Капелли и одержал победу; Гугельмин ушел на пенсию раньше.
Маньи-Кур
[ редактировать ]В 1991 году гонка переместилась на трассу Невер Маньи-Кур , где пробыла еще 17 лет. Маньи-Кур стал седьмым местом проведения Гран-при Франции в рамках чемпионата мира Формулы-1. [2] и шестнадцатый в целом. [3] Переезд в Маньи-Кур был попыткой стимулировать экономику региона, но многие в Формуле-1 жаловались на удаленность трассы. Среди ярких моментов того времени, когда Маньи-Кур принимал Гран-при Франции, - финал из шести побед Проста на родной земле в 1993 году и завоевание Михаэлем Шумахером чемпионства 2002 года после всего лишь 11 гонок. Гонки 2004 и 2005 годов оказались под вопросом из-за финансовых проблем и добавления новых трасс в календарь Формулы-1. Эти гонки прошли, как и планировалось, но будущее у них все еще было неопределенным.
В 2007 году организатор гонки FFSA объявил, что Гран-при Франции 2008 года поставлен на неопределенную «паузу». Эта приостановка была вызвана финансовым положением трассы, которую, как известно, многие в Формуле-1 не любили из-за местоположения трассы. [4] Затем Берни Экклстоун подтвердил (на тот момент), что Гран-при Франции 2007 года будет последним, который пройдет в Маньи-Куре. [5] Это оказалось неправдой, поскольку финансирование на гонку 2008 года было найдено, и эта гонка в Маньи-Куре стала последним Гран-при Франции за 10 лет.
Отсутствие
[ редактировать ]После различных переговоров будущее гонки в Маньи-Куре приняло новый оборот: возросли слухи о том, что Гран-при Франции 2008 года вернется, а сам Экклстоун заявил: «Может быть, мы собираемся возродить его на год или что-то в этом роде». ". [6] 24 июля Экклстоун и премьер-министр Франции встретились и договорились, возможно, сохранить гонку в Маньи-Кур на 2008 и 2009 годы. [7] Изменение судьбы завершилось в июле, когда FIA опубликовала календарь на 2008 год , в котором снова запланирован Гран-при Франции 2008 года в Маньи-Куре. [8] Однако гонка 2009 года была снова отменена 15 октября 2008 года, причем официальный сайт сослался на «экономические причины». [9] Была запланирована масштабная реконструкция Маньи-Кура («2.0»). [10] [11] но в итоге отменили. Затем промоутер гонки FFSA начал искать альтернативного ведущего. Было пять различных предложений по созданию новой трассы: в Руане с тремя возможными планировками (уличная трасса, зона причала или постоянная трасса рядом с аэропортом), [12] [13] уличная трасса, расположенная недалеко от парижского Диснейленда , [14] [15] Версаль , [16] [17] и в Сарселе ( Валь де Франс ), [18] но все были отменены. окончательное место во Флин-Ле-Мюро , недалеко от завода Renault во Флинсе. Рассматривалось [19] однако это также было отменено 1 декабря 2009 года. [20] В 2010 и 2011 годах в календаре Формулы-1 не было Гран-при Франции, хотя трасса Поль Рикар была кандидатом на 2012 год. [21]
10 французских гонщиков выиграли Гран-при Франции; 7 перед Первой и Второй мировыми войнами и 3 во время чемпионата Формулы-1. Французский гонщик Ален Прост выигрывал гонку шесть раз на трех разных трассах; однако немецкий гонщик Михаэль Шумахер выигрывал восемь раз - это лучший результат, когда-либо выигрывавший Гран-при (Льюис Хэмилтон с тех пор восемь раз выигрывал Гран-при Великобритании и Венгрии). Гонщик из Монако Луи Широн выигрывал его пять раз, а аргентинский гонщик Хуан Мануэль Фанхио и британский гонщик Найджел Мэнселл выигрывали по четыре раза.
Вернитесь в Ле Кастелле.
[ редактировать ]В декабре 2016 года было подтверждено, что Гран-при Франции вернется в 2018 году на трассу Поль Рикар , и у нее есть контракт на проведение Гран-при Франции до 2022 года. [22] [23] [24] В обращении к нации от 13 апреля 2020 года Эммануэль Макрон президент Франции заявил, что ограничения на публичные мероприятия из-за пандемии COVID-19 сохранятся до середины июля, в результате чего Гран-при Франции 2020 года запланировано на 28 Июнь, существует риск переноса. [25] Позже гонку отменили без намерения переносить на чемпионат 2020 года. [26] Гонка вернулась в сезоне 2021 года .
Организаторы Гран-при Франции подтвердили, что гонка не будет в календаре 2023 года , заявив, что они стремятся к ротационной гонке, разделив свое место с другими Гран-при. [27]
Победители Гран-при Франции.
[ редактировать ]Повторные победители (пилоты)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Зеленый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1 или какого-либо из вышеупомянутых чемпионатов.
Победы | Водитель | Годы |
---|---|---|
8 | Михаэль Шумахер | 1994 , 1995 , 1997 , 1998 , 2001 , 2002 , 2004 , 2006 |
6 | Ален Прост | 1981 , 1983 , 1988 , 1989 , 1990 , 1993 |
5 | Луи Широн | 1931 , [2] 1934 , 1937 , 1947 , 1949 |
4 | Хуан Мануэль Фанхио | 1950 , 1951 [3] , 1954 , 1957 |
Найджел Мэнселл | 1986 , 1987 , 1991 , 1992 | |
3 | Джек Брэбэм | 1960 , 1966 , 1967 |
Джеки Стюарт | 1969 , 1971 , 1972 | |
2 | Жорж Бойо | 1912 , 1913 |
Кристиан Лаутеншлагер | 1908 , 1914 | |
Счастливый Наззаро | 1907 , 1922 | |
Роберт Бенуа | 1925 , 1927 | |
Уильям Гровер-Уильямс | 1928 , 1929 | |
Джузеппе Кампари | 1924 , 1933 | |
Жан-Пьер Вимиль | 1936 , 1948 | |
Майк Хоторн | 1953 , 1958 | |
и Герни | 1962 , 1964 | |
Джим Кларк | 1963 , 1965 | |
Ронни Петерсон | 1973 , 1974 | |
Niki Lauda | 1975 , 1984 | |
Марио Андретти | 1977 , 1978 | |
Льюис Хэмилтон | 2018 , 2019 | |
Макс Ферстаппен | 2021 , 2022 | |
Источники: [28] [29] |
↑ Луи Широн выиграл гонку 1931 года, но разделил победу с Ахиллом Варци .
↑ Хуан Мануэль Фанхио выиграл гонку 1951 года, но разделил победу с Луиджи Фаджиоли .
Неоднократные победители (строители)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Зеленый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1 или какого-либо из вышеупомянутых чемпионатов.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
17 | Феррари | 1952 , 1953 , 1956 , 1958 , 1959 , 1961 , 1968 , 1975 , 1990 , 1997 , 1998 , 2001 , 2002 , 2004 , 2006 , 2007 , 2008 |
8 | Уильямс | 1980 , 1986 , 1987 , 1991 , 1992 , 1993 , 1996 , 2003 |
7 | Лотос | 1963 , 1965 , 1970 , 1973 , 1974 , 1977 , 1978 |
Мерседес | 1908 , 1914 , 1935 , 1938 , 1954 , 2018 , 2019 | |
6 | Бугатти | 1926 , 1928 , 1929 , 1930 , 1931 , 1936 |
Альфа Ромео | 1924 , 1932 , 1934 , 1948 , 1950 , 1951 | |
Рено | 1906 , 1979 , 1981 , 1982 , 1983 , 2005 | |
5 | Макларен | 1976 , 1984 , 1988 , 1989 , 2000 |
4 | Брэбэм | 1964 , 1966 , 1967 , 1985 |
2 | Пежо | 1912 , 1913 |
Фиат | 1907 , 1922 | |
Делаж | 1925 , 1927 | |
Талбот-Лаго | 1947 , 1949 | |
Мазерати | 1933 , 1957 | |
Тиррелл | 1971 , 1972 | |
Бенеттон | 1994 , 1995 | |
Ред Булл | 2021 , 2022 | |
Источники: [28] [29] |
Повторные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Зеленый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1 или какого-либо из вышеупомянутых чемпионатов.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
17 | Феррари | 1952 , 1953 , 1956 , 1958 , 1959 , 1961 , 1968 , 1975 , 1990 , 1997 , 1998 , 2001 , 2002 , 2004 , 2006 , 2007 , 2008 |
11 | Форд * | 1969 , 1970 , 1971 , 1972 , 1973 , 1974 , 1976 , 1977 , 1978 , 1980 , 1994 |
Рено | 1906 , 1979 , 1981 , 1982 , 1983 , 1991 , 1992 , 1993 , 1995 , 1996 , 2005 | |
8 | Мерседес ** | 1908 , 1914 , 1935 , 1938 , 1954 , 2000 , 2018 , 2019 |
6 | Бугатти | 1926 , 1928 , 1929 , 1930 , 1931 , 1936 |
Альфа Ромео | 1924 , 1932 , 1934 , 1948 , 1950 , 1951 | |
5 | Хонда | 1986 , 1987 , 1988 , 1989 , 2021 |
4 | Кульминация | 1960 , 1963 , 1964 , 1965 |
2 | Пежо | 1912 , 1913 |
Фиат | 1907 , 1922 | |
Делаж | 1925 , 1927 | |
Талбот-Лаго | 1947 , 1949 | |
Мазерати | 1933 , 1957 | |
Репко | 1966 , 1967 | |
BMW | 1985 , 2003 | |
Источники: [28] [29] |
* Построен компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
** Построен компанией Ilmor в 2000 году на средства Mercedes.
По году
[ редактировать ]Желтый фон обозначает событие, которое было частью довоенного чемпионата Европы.
Зеленый фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1 или какого-либо из вышеупомянутых чемпионатов.
- ↑ Две гонки, которые можно считать Гран-при Франции, были проведены в 1949 году. Гонка в Сен-Годене была организована ACF, как и все другие Гран-при Франции до 1967 года, но проводилась для спортивных автомобилей, тогда как гонка в Реймсе был организован как альтернатива и имел гораздо более сильную сетку.
Гонки, которые иногда считаются Гран-при Франции.
[ редактировать ]Начиная с начала 1920-х годов, французские СМИ представляли восемь гонок, проводившихся во Франции до 1906 года, как Гран-при Автомобильного клуба Франции, в результате чего первый Гран-при Франции стал известен как девятый Гран-при де l'ACF. Это было сделано для того, чтобы Гран-при выглядел старейшей автогонкой в мире. [31] Здесь перечислены победители этих гонок вместе с их первоначальными титулами.
Год | Название гонки | Водитель | Конструктор | Расположение | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
1895 | Гонка Париж – Бордо – Париж. | Пол Кехлин | Пежо | Париж – Бордо – Париж | Отчет |
1896 | Гонка Париж – Марсель – Париж. | Эмиль Маяде | Панар | Париж – Марсель – Париж | Отчет |
1898 | Гонка Париж-Амстердам-Париж | Фернан Шаррон | Панар | Париж – Амстердам – Париж | Отчет |
1899 | Тур де Франс | Рене де Книфф | Панар | Париж – Париж | Отчет |
1900 | Гонка Париж – Тулуза – Париж | Левег | Мать | Париж – Тулуза – Париж | Отчет |
1901 | Гонка Париж – Берлин | Анри Фурнье | Мать | Париж – Берлин | Отчет |
1902 | Гонка Париж – Вена | Марсель Рено | Рено | Париж – Вена | Отчет |
1903 | Гонка Париж – Мадрид | Фернан Габриэль | Мать | Париж – Мадрид | Отчет |
Источник: [32] |
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Гран-при века – The Telegraph, 10 июня 2006 г.
- ^ Смит, Дэмиен (25 июня 2018 г.). «7 послевоенных мест проведения Гран-при Франции» . Гудвуд Роуд и гоночный клуб . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ «Гран-при Франции: добавление к истории старейшей гонки Формулы-1» . Пирелли . 15 июня 2021 г. Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ ITV-F1.com. Архивировано 11 января 2008 г., Гран-при Франции Wayback Machine 2008 "Пауза".
- ^ ITV-F1.com. Архивировано 2 июня 2007 г. в Wayback Machine. Экклстоун подтверждает отъезд из Маньи-Кур.
- ↑ ITV-F1.com. Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine в Маньи-Кур, установленном для отсрочки исполнения приговора.
- ^ BBC Sport Formula One надеется на Гран-при Франции
- ^ «FIA опубликовала календарь из 18 гонок на 2008 год» . формула1.com. 27 июля 2007 года . Проверено 27 июля 2007 г.
- ^ «Гран-при Франции – Формула 1: 28 июня 2009 г.» . Gpfrancef1.com. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «19 июня 2008 года» . Гранпри.com. 19 июня 2008 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «automobilsport.comautomobilsport.com, 20 июня 2008 г.» . Automobilsport.com . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «20 июня 2008 года» . Motorlegend.com. 20 июня 2008 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ [1] grandprix.com, 19 июня 2008 г.
- ^ «Евро Дисней — следующее место проведения Гран-при Франции?» . Asiaone.com. Архивировано из оригинала 25 октября 2011 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Ной Джозеф (21 ноября 2008 г.). «Планы Гран-при Диснея отложены» . Автоблог.com . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Версаль возможен для Гран-при Франции [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «11 декабря 2007 г.» . Гранпри.com. 11 декабря 2007 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Сарсель претендует на Гран-при» . Гранпри.com. 17 сентября 2008 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Более подробная информация появилась у Флинс-Мюро» . GrandPrix.com . Внутри F1, Inc., 16 марта 2009 г. Проверено 29 июля 2010 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (1 декабря 2009 г.). «Планам Гран-при Франции нанесен новый удар» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Проверено 1 декабря 2009 г.
- ^ «Поль Рикар подтверждает кандидатуру на 2011 год» . Autonewsinfo.com . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Биллиотт, Жюльен (5 декабря 2016 г.). «Подтверждение Гран-при Франции по Рикару – F1i.com» . F1i.com (на французском языке). Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 года . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Бенсон, Эндрю (5 декабря 2016 г.). «Гран-при Франции возвращается в 2018 году после 10-летнего отсутствия» . Би-би-си Спорт . Проверено 5 декабря 2016 г.
- ^ Бальфур, Эндрю (1 февраля 2019 г.). «Факты о гонке — Гран-при Франции» . F1Destinations.com . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ «Формула-1: Гран-при Франции перенесут из-за кризиса с коронавирусом» . Би-би-си Спорт . 13 апреля 2020 г. Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «Формула-1 планирует начать сезон в Австрии, поскольку Гран-при Франции отменен» . Би-би-си Спорт . 27 апреля 2020 г. Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ «Промоутер Гран-при Франции нацелен на возвращение Формулы-1 после 2023 года по соглашению о ротации» . Фанаты гонок . 25 августа 2022 г. Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Гран-при Франции» . ШиканаF1 . Проверено 9 декабря 2021 г.
«АКФ ГП» . ШиканаF1 . Проверено 9 декабря 2021 г. - ^ Jump up to: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Франции». Путеводитель Книги Гиннеса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. стр. 367–368. ISBN 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
- ^ де Менезеш, Джек (27 апреля 2020 г.). «Гран-при Франции — 10-я отмененная гонка Формулы-1» . Независимый . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Ходжес, Дэвид (1967). Гран-при Франции .
- ^ Дипраам, Маттейс; Муэлас, Феликс. «Обладатели Гран-при 1894–2019» . Форикс . Автоспорт . Проверено 15 декабря 2020 г.