Луи Широн
Луи Широн | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Хирон в 1931 году | |||||||
Рожденный | Луи Александр Широн 3 августа 1899 г. Монте-Карло , Монако | ||||||
Умер | 22 июня 1979 г. Монте-Карло, Монако | (79 лет) ||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||
Национальность | ![]() | ||||||
Активные годы | 1950 – 1951 , 1953 , 1955 – 1956 , 1958 | ||||||
Команды | Maserati (работает и не работает), Talbot-Lago , OSCA , Lancia | ||||||
Записи | 19 (15 стартов) | ||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||
Победы | 0 | ||||||
Подиумы | 1 | ||||||
Карьерные очки | 4 | ||||||
Поул-позиции | 0 | ||||||
Самые быстрые круги | 0 | ||||||
Первая запись | Гран-при Великобритании 1950 года. | ||||||
Последняя запись | Гран-при Монако 1958 года. | ||||||
чемпиона автомобиля Карьера | |||||||
1 забег за 1 год | |||||||
Первая гонка | 1929 Индианаполис 500 ( Индианаполис ) | ||||||
| |||||||
24 часа карьеры в Ле-Мане | |||||||
Годы | 1928 – 1929 , 1931 – 1933 , 1937 – 1938 , 1951 , 1953 | ||||||
Команды | Крайслер , Вейман , Бугатти , Буриа , частный , Чинетти , Голубая конюшня, Лансия | ||||||
Лучшая отделка | ДНФ ( 1929 , 1931 , 1932 , 1933 , 1937 , 1938 , 1953 ) | ||||||
Класс побеждает | 0 |
Луи Александр Широн (англ. Французское произношение: [lwi ʃi.ʁɔ̃] ; 3 августа 1899 — 22 июня 1979) — монегасский автогонщик, участвовавший в ралли , гонках спортивных автомобилей и Гран-при .
Его карьера одного из величайших гонщиков между двумя мировыми войнами длилась более тридцати лет, начиная с 1923 года. [1] и закончившийся в конце 1950-х гг. Он до сих пор является самым старым гонщиком, когда-либо принимавшим участие в гонках чемпионата мира Формулы-1: занял 6-е место на Гран-при Монако 1955 года . в 55 лет он [2] Три года спустя он стал самым старым гонщиком, участвовавшим в гонках Формулы-1, в возрасте 58 лет. [3] Bugatti Chiron получил свое название от него. До 2024 года , когда Шарль Леклер повторил свое достижение, он был единственным гонщиком из Монако, выигравшим Гран-при Монако .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Отец Луи Широна, выходец из семьи виноделов, устроился дворецким в отель де Пари в Монако. Подростком Луи работал посыльным в отеле, и именно тогда у него зародился интерес к автомобилям и гонкам. Во время Первой мировой войны он был прикомандирован из артиллерийского полка в качестве водителя к маршалу Петену и маршалу Фошу благодаря его настойчивости и водительским правам, полученным от русской герцогини, с которой он познакомился в отеле. [3] [4]
После Первой мировой войны Хирон начал работать танцором. Гоночная карьера началась в 1923 году, после того как богатая американка, с которой он дружил, купила ему подержанный Bugatti Brescia. [4] [1] Он начинал с местных восхождений на холмы, [5] и перешел в гонки Гран-при в 1926 году, после того как приобрел Bugatti T35 и подружился с богатым промышленником Альфредом Хоффманом. [1] В том же году он выиграл Гран-при Комменжа в Сен-Годене , недалеко от Тулузы . [6]
Водительская карьера
[ редактировать ]Начиная с 1928 года, Хирон стал водителем завода Bugatti параллельно с работой в частной команде Хоффмана. За этот период он стал одним из доминирующих гонщиков Гран-при. Он одержал крупные победы на Гран-при Италии 1928 года , Гран-при Германии 1929 года и Гран-при Бельгии 1930 года . В Индианаполисе 500 в 1929 году он вывел Delage на 7-е место. [7] Он выиграл Гран-при Монако 1931 года и Гран-при Франции 1931 года на Bugatti T51 . [1]
Партнерство Хирона с Хоффманом закончилось в начале 1930-х годов после того, как у него был обнаружен роман со своей женой Алисой. В конце 1932 года его также уволили из заводской команды Bugatti. Затем он вместе со своим другом Рудольфом Караччиолой основал новую команду под названием Scuderia CC. На первой гонке команды, Гран-при Монако 1933 года , Караччиола попал в аварию в конце сезона, и Хирон переключился на автомобили Alfa Romeo , которыми управляет Scuderia Ferrari . в середине сезона [1] В 1933 году он выиграл 24-часовую гонку в Спа вместе со профессиональным гонщиком на выносливость Луиджи Чинетти на Alfa Romeo 8C 2300 Monza. [8]
Хирон управлял Alfa Romeo P3, которым управляла Ferrari, в сезоне Гран-при 1934 года . Он выиграл Гран-при Франции 1934 года в Монлери , одолев несколько представителей Mercedes-Benz и Auto Union, гонку, которую часто считают одной из величайших побед в его карьере. [1] [9] Alfa Romeo боролись с немецкими автомобилями в 1935 году , а Хирону удалось лишь подняться на подиум на Гран-при Бельгии 1935 года и небольшую победу на Гран-при Лотарингии в том же году. [1]
Хирон перешел в Mercedes-Benz заводскую команду на сезон Гран-при 1936 года . Он начал кампанию чемпионата Европы с поула на своей домашней гонке в Монако, но его гонка закончилась из-за аварии на первом круге. Более серьезная авария на втором этапе Гран-при Германии 1936 года привела к травмам головы и плеч. После этого он решил уйти из гонок Гран-при. Он выиграл Гран-при Франции 1937 года , гонку, которая проводилась только в этом году для спортивных автомобилей. [1]
Хирон ушел из гонок в 1938 году. [1] а год спустя Вторая мировая война сократила автоспорт. Когда после войны гонки возобновились, он вышел из отставки и на Talbot-Lago одержал победу в двух Гран-при Франции. [10]
Согласно , опубликованному газетой Los Angeles Times обзору биографии коллеги-водителя Хелле Найс , Широн обвинил ее на вечеринке в Монако в 1949 году в честь первого послевоенного ралли Монте-Карло в «сотрудничестве с нацистами ». В обзоре говорится, что биограф Миранда Сеймур «осмотрительно относится к вине Найс». [11] В рецензии на ту же книгу в «Нью-Йорк Таймс» говорится, что Найс был обвинен в том, что он « агент гестапо »; что Сеймур «опровергает» обвинение; и что это сделало Ниццу «безработной». [12] В книге Сеймура говорится, что в письме Энтони Ногесу , главе комитета ралли Монте-Карло, Хелле Найс «заявляла о своей невиновности»; что она сказала ему, что подаст апелляцию в суд Монако, если Хирон не напишет извинения; что никакого письма Хирона не найдено; и что у суда нет записей о таком деле в период с 1949 по 1955 год. [13]
Хирон принял участие в первом в истории сезоне чемпионата мира Формулы-1 в 1950 году в качестве заводского пилота Maserati. [2] На своем домашнем Гран-при Монако он финишировал третьим в возрасте 50 лет. [14] единственный результат в карьере, набравший очки. [15]
В паре со швейцарским гонщиком Чиро Басадонной Хирон выиграл ралли Монте-Карло 1954 года . Его последняя гонка состоялась в 1955 году. [16] когда он вывел Lancia D50 на шестое место в Гран-при Монако , за несколько недель до своего 56-летия [17] стал самым старым гонщиком, участвовавшим в гонках Формулы-1. [16] Он также является самым старым гонщиком, когда-либо участвовавшим в гонках Формулы-1: он принял участие в тренировке Гран-при Монако 1958 года , когда ему было 58 лет. [2]
Дальнейшая жизнь и наследие
[ редактировать ]Хирон ушел в отставку после 35 лет участия в гонках, но сохранил руководящую роль в организаторах Гран-при Монако, которые удостоили его статуи на трассе Гран-при и переименовали в его честь угол бассейна. [18] Поскольку он занял наибольшее количество подиумов на Bugattis, концепт-кар Bugatti 18/3 Chiron 1999 года и Bugatti Chiron 2016 года названы в его честь. [19] [20]
Луи Широн был настолько популярен в Чехословакии , Гран-при которой он выиграл три раза подряд, что даже спустя 75 лет его имя все еще живет в популярной поговорке «Он водит, как Хирон», используемой в основном по отношению к автомобилистам, превышающим скорость, или вообще к людям, которые водят машину. очень быстро. [18]
Широн был единственным гонщиком из Монако, набравшим очки в гонках Формулы-1 до Шарля Леклера на Гран-при Азербайджана 2018 года , и единственным монегаском, поднявшимся на подиум до Леклера на Гран-при Бахрейна 2019 года .
Результаты карьеры в автоспорте
[ редактировать ]Крупные победы в карьере
[ редактировать ]
- Гран-при Бельгии – 1930 г.
- Гран-при Чехословакии – 1931, 1932 , 1933 гг.
- Гран-при Франции – 1931 , 1934 , 1937 , 1947 , 1949 гг.
- Гран-при Германии – 1929 г.
- Гран-при Италии – 1928 г.
- Гран-при Испании – 1928 , 1929 , 1933 гг.
- Гран-при Монако – 1931 год.
- Гран-при Марокко – 1934 г.
- Гран-при Комменжа - 1947 г.
- Гран-при Марселя – 1933 год.
- Гран-при Ниццы – 1932 г.
- Спа 24 часа – 1933 г.
- Гран-при Рима – 1928 год.
- Гран-при Марны - 1928 г.
- Ралли Монте-Карло - 1954 г.
Полные результаты чемпионата Европы
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ЭДГ | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1931 | Автомобили Этторе Бугатти | Бугатти Т51 | Бугатти 2.3 L8 | ОНА Верно | ОТ 1 | БЕЛ Верно | 6-е место | 13 | ||||
1932 | Автомобили Этторе Бугатти | Бугатти Т54 | Бугатти 5.0 L8 | ОНА Верно | 5-е место | 17 | ||||||
Бугатти Т51 | Бугатти 2.3 L8 | ОТ 4 | ДАВАТЬ Верно | |||||||||
1935 | Скудерия Феррари | Альфа Ромео Тип B/P3 | Альфа Ромео 2.9 L8 | МОЙ 5 | 10-е место | 40 | ||||||
Альфа Ромео 3.2 L8 | ОТ Верно | БЕЛ 3 | ДАВАТЬ Верно | СУИ Верно | ОНА | ESP Верно | ||||||
1936 | Даймлер-Бенц АГ | Мерседес W25K | Мерседес МЕ25 4.7 L8 | МОЙ Верно | ДАВАТЬ Верно | СУИ | ОНА | 18-е | 28 | |||
Источник: [21] |
Результаты Великих испытаний после Второй мировой войны
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг.)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1947 | Авто-Спорт конюшня | Мазерати 4CL | Мазерати 4CL 1.5 L4 с | СУИ 13 | ||||
Стабильная Франция | Талбот-Лаго MC | Талбот 4.5 L6 | БЕЛ Верно | ОТ 1 | ||||
Энрико Плате | Мазерати 4CL | Мазерати 4CL 1.5 L4 с | ОНА Верно | |||||
1948 | Стабильная Франция | Талбот-Лаго MC | Талбот 4.5 L6 | МОЙ 2 | СУИ 6 | ОТ 9 | ОНА Верно | |
1949 | Стабильная Франция | Талбот-Лаго T26C | Талбот 23CV 4,5 L6 | Великобритания Верно | БЕЛ | СУИ | ОТ 1 | ОНА |
Источник: [7] |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | МЦД | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | Officine Alfieri Maserati | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | Великобритания Верно | МОЙ 3 | 500 | СУИ 9 | БЕЛ | ОТ Верно | ОНА Верно | 10-е место | 4 | ||||
1951 | Энрико Плате | Мазерати 4CLT/48 | Мазерати 4CLT 1.5 L4 с | СУИ 7 | 500 | Северная Каролина | 0 | |||||||||
Розье конюшня | Талбот-Лаго T26C | Талбот 23CV 4,5 L6 | БЕЛ Верно | ОТ 6 | Великобритания Верно | ДАВАТЬ Верно | ОНА Верно | ESP Верно | ||||||||
1953 | Луи Широн | ОСКА 20 | ОСКА 2000 2.0 Л6 | АРГ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ 15 | Великобритания DNS | ДАВАТЬ | СУИ DNS | ОНА 10 | Северная Каролина | 0 | ||
1955 | Лансия конюшня | Лэнс Д50 | Лансия DS50 2.5 V8 | АРГ | МОЙ 6 | 500 | БЕЛ | ВНИЗ | Великобритания | ОНА | Северная Каролина | 0 | ||||
1956 | Центрально-Южная конюшня | Мазерати 250Ф | Мазерати 250F1 2.5 L6 | АРГ | МОЙ DNS | 500 | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | Северная Каролина | 0 | |||
1958 | Андре Тестю | Мазерати 250Ф | Мазерати 250F1 2.5 L6 | АРГ | МОЙ DNQ | ВНИЗ | 500 | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | МИСТЕР | Северная Каролина | 0 |
Источник: [22] |
Индианаполис 500 результаты
[ редактировать ]
|
|
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1928 | Нет названия команды | ![]() | Крайслер Шесть Серии 72 | 5.0 | 66 | ДСК | ДСК |
1929 | ![]() | ![]() | Штутц ДВ32 | 8.0 | 65 | ДНФ | ДНФ |
1931 | ![]() | ![]() | Бугатти Тип 50 С | 5.0 | 24 | ДНФ | ДНФ |
1932 | ![]() | ![]() | Бугатти Тип 55 | 3.0 | 23 | ДНФ | ДНФ |
1933 | ![]() | ![]() | Альфа Ромео 8C 2300MM | 3.0 | 177 | ДНФ | ДНФ |
1937 | ![]() | ![]() | Талбот T150C | 5.0 | 7 | ДНФ | ДНФ |
1938 | ![]() | ![]() | Делаэ 145 | 5.0 | 21 | ДНФ | ДНФ |
1951 | ![]() | ![]() | Феррари 340 Америка Барчетта | С 5.0 | 29 | ДСК | ДСК |
1953 | ![]() | ![]() | Лансия Д20 | С 8.0 | 174 | ДНФ | ДНФ |
Источник: [24] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «8W — Кто? — Луи Широн» . 8w.forix.com . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Луи Широн | «Забытые» гонщики Формулы-1» . F1forgottendrivers.com . 26 сентября 2019 г. Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Луи Широн – Монако» . ЭСПН . Архивировано из оригинала 3 марта 2021 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б МОРЕНО, Кэти (16 мая 2022 г.). «Луи Широн, джентльмен-водитель» . Кодекс Спорт Монако (на французском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Делани, Майкл (3 августа 2015 г.). «Курс жизни № 56 Луи Широна, Монако, 1950 год» . f1i.autojournal.fr (на французском языке) . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Почему новый Bugatti называется Chiron?» . www.largus.fr . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Луи Широн – Биография» . Журнал «Автомобильный спорт» . Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «24 часа Спа 1933 — Результаты гонок — Гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «8W — Когда? — Гонки в 40-е годы» . 8w.forix.com . Проверено 2 января 2024 г.
- ^ «Водители – Луи Широн» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Нил, Дэн (8 декабря 2004 г.). «В погоне за королевой скорости» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 19 марта 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Граймс, Уильям (24 декабря 2004 г.). «Гоночная жизнь: много мужчин и быстрых машин» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Сеймур, Миранда (2004), Bugatti Queen , Random House , стр. 258–259 , ISBN 1-4000-6168-7
- ^ «Драйверы статистики - Подиумы - По возрасту • СТАТИСТИКА F1» . www.statsf1.com . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Луи ШИРОН - Очки • СТАТИСТИКА F1» . www.statsf1.com . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сперджен, Брэд (22 августа 2009 г.). «Измерение опыта юношеской Формулы-1» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Гран-при Монако 1955 года» . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Луи Широн – монакский джентльмен-водитель» . montecarlodailyphoto.com. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ Европейский автомобиль, том 37, выпуски 7–12 . Издательство Аргус. 2006. с. 106.
- ^ Тейлор, Майкл. «Bugatti Chiron врывается в Женеву с почти 1500 л.с.» . Автоблог . Архивировано из оригинала 1 марта 2016 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «ЗОЛОТАЯ ЭРА – ГОНОК ГРАН-ПРИ» . kolumbus.fi . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 11 октября 2017 г.
- ^ «Луи Широн – Вовлеченность» . СтатистикаF1 . Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ «Луи Широн» . www.champcarstats.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Луи Широн/Результаты/24 часа Ле-Мана – третий поворот» . thethrethturn.com . Проверено 4 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История Гран-при. Архивировано 16 июля 2012 года в Wayback Machine , Луи Широн.
- Луи Широн в Автомобильной библиотеке Криттендена. Архивировано 22 декабря 2015 года в Wayback Machine.
- Луи Широн на «24 часах Ле-Мана» (на французском языке)
- Луи Широн в фильме «Найди могилу»
- 1899 рождений
- 1979 смертей
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Водители «24 часа Спа»
- Водители автомобилей чемпионата ААА
- Бугатти люди
- Водители Индианаполиса 500
- Монако гонщики
- Монако гонщики Формулы-1
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Пилоты Maserati Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Энрико Плате
- Пилоты Формулы-1 Экюри Розье
- Пилоты Lancia Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Scuderia Centro Sud
- Монако раллийные гонщики
- Пилоты Гран-при
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Пилоты чемпионата Европы
- Водители Каррера Панамерикана
- Люди из Монте-Карло