Хелле Ницца
Хелле Ницца | |
---|---|
![]() Хелле Ницца в 1929 году на автодроме Линас-Монлери. | |
Национальность | Французский |
Рожденный | Мариетт Элен Делангль 15 декабря 1900 г. Оне-су-Оно , Эр и Луар , Франция |
Умер | 1 октября 1984 г. Ницца , Прованс-Альпы-Лазурный Берег | ( 83 года
Дебютный сезон | 1929 |
Бывшие команды | Бугатти Альфа Ромео |
Начинается | Не менее 70 мероприятий всех видов, в том числе около 32 малых Гран-при. |
Завершен прошлый сезон | 1949 |
Мариетт Элен Делангл (1900–1984), более известная под своим сценическим псевдонимом Хелле Ницца , была французской танцовщицей и автогонщиком . Она танцевала в Париже в Hôtel Ritz , Olympia Hall и Casino de Paris , прежде чем ее карьера оборвалась из-за несчастного случая на лыжах. Затем она стала автогонщиком, используя автомобили- родстеры, построенные такими компаниями, как Alfa Romeo , Bugatti , DKW , Ford , Hispano-Suiza , Renault и Rosengart . Она участвовала в различных Гран-при по автогонкам , альпинизму и ралли в то время, когда женщины делали это редко. Она выиграла женский Гран-при и чемпионат актеров в 1929 году. Уже известная в Париже, она стала нарицательным во Франции в начале 1930-х годов и в течение сезона участвовала в показательных гонках по бездорожью в Соединенных Штатах.
Ницца выиграла ралли Париж – Сен-Рафаэль Феминен в 1932 году вместе с Одеттой Сико . Гонки были опасной профессией, в которой погибли некоторые из ее друзей и любовников. В 1949 году известный автогонщик Луи Широн без доказательств обвинил Ниццу в том, что она была агентом гестапо во Второй мировой войне . Обвинение разрушило ее запланированное возвращение, и в конце концов ее бросил партнер. Последние годы она прожила в бедности и вдали от своей семьи, при поддержке благотворительной организации La Roue Tourne . Она умерла в Ницце в 1984 году. Биография Королева Бугатти: в поисках легенды автоспорта» « Миранды Сеймур 2005 года реабилитировала ее репутацию, а в 2010 году на ее могиле была установлена мемориальная доска.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мариетта Элен Делангль родилась 15 декабря 1901 года в семье Александрин Эстель и Леона Аристида Делангля. Ее отец работал почтальоном в Оне-су-Оно , деревне в 40 милях от Парижа. [ 1 ] [ 2 ] В три года она стала свидетельницей гонки Париж-Мадрид 1903 года , проходившей недалеко от Оне в Бурдиньере . [ 3 ] В 1915 году она переехала в Сент-Мем вместе с матерью жила в съемных квартирах недалеко от авеню Терн в 17-м округе . , а три года спустя переехала в Париж, где в течение следующего десятилетия [ 4 ] [ 5 ] Она работала обнаженной моделью у художника Рене Каррера, а также выступала танцовщицей. [ 5 ]
Этап
[ редактировать ]Через Каррера Делангль познакомился с Анри де Курселем и Марселем Монженом которые вместе занимались производством автомобильных аксессуаров и участвовали в гонках на спортивных автомобилях . Она сдала экзамен по вождению в 1920 году и решила покататься на своем Ситроен» « автомобиле по Франции. [ 5 ] Она поехала в Англию с двумя мужчинами в 1921 году; они планировали участвовать в гонках на машинах Грегуара на трассе Бруклендс , но машины не были доставлены. Делангль был разочарован тем, что гонка предназначена только для мужчин. [ 5 ] Делангль переехал на улицу Сен-Сенох, которая все еще находилась в 17-м округе , и стал партнером по танцам Селестин Эжен Вандевельде, взяв сценический псевдоним Хелле Найс. Их танцевальный номер стал известен, когда они вместе выступали в отеле Ritz и Olympia Hall . К 1927 году она была достаточно известна, чтобы принять счет в Казино де Пари , где она танцевала в шоу под руководством Мориса Шевалье под названием «Крылья над Парижем» ( французский : Les Ailes de Paris ). [ 6 ] Два года спустя, катаясь на лыжах вне трассы в Межеве , она повредила хрящ колена. Хотя она снова выступила после года восстановления, она решила переключиться на автоспорт , принимая морфин . от боли [ 6 ] [ 7 ]
Гонки
[ редактировать ]Ницца приняла участие в своем первом женском Гран-при по автогонкам в июне 1929 года (Женский Гран-при), участвуя в гонках против Аниэлы д'Элерн , Доминик Ферран , Виолетт Моррис и Люси О'Рейли Шелл . Ее наставником был Монжен, и она усердно тренировалась, проезжая десять кругов в день по автодрому Линас-Монлери ; за рулем автомобиля «Омега-шесть» она пришла первой. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] На следующий день ее пригласили в автосалон Bugatti на авеню Монтень , чтобы обсудить вождение Type 43A родстера в Чемпионате актеров. Она встретилась с гонщиками Ги Буриа и Альбером Диво и выиграла чемпионат. Она также выиграла гонку в Ле-Туке на Розенгарте 1928 года . Она подписала спонсорский договор с сигаретами Lucky Strike , купила себе яхту и черный автомобиль Hispano-Suiza . [ 11 ]
Этторе Бугатти пригласил ее участвовать в скоростных испытаниях Type 35 на трассе Монлери по совету Буриа и Диво. [ 11 ] [ 12 ] В декабре она зафиксировала скорость 196,871 км/ч на дистанции 5 км (с лучшим кругом - 197,7 км/ч (123,56 миль в час)). [ А ] [ 14 ] В то время у нее был роман с Бруно, графом Харкортом, который был женат на принцессе Изабель Орлеанской . Она купила одну из машин, на которых участвовала в гонках на время, за 40 000 франков и поехала на Гран-при Марокко в Касабланке , где надеялась провести время с графом. Он умер после аварии на тренировке, и она отказалась от участия в гонке. Затем она участвовала в Гран-при Bugatti на трассе Bugatti в Ле-Мане , заняв третье место из трех после Макса Фурни и Хуана Занелли . На стадионе «Буффало» в Монруже , Париж, она упала с мотоцикла, затем вскочила и поклонилась. [ 12 ] [ 15 ]

Имя Ниццы стало нарицательным во Франции, и, воспользовавшись своей известностью, она совершила поездку по Соединенным Штатам в 1930 году. Она занималась гонками по бездорожью в Харрингтон-парке, штат Нью-Джерси , и получала 200 долларов за мероприятие в качестве гонщика на выставках. Ее первое появление состоялось в Вудбридже , и ее сразу же прозвали «Королевой Спидбоула», заключив спонсорское соглашение с Esso . Хотя промоутеры сказали ей, что она была первой женщиной, участвовавшей в гонках на автомобилях в США, Джоан ла Коста и Эльфрида Майс делали это раньше, хотя ни одна женщина не участвовала в гонках по грунтовым дорогам. Найс ездила по опасным трассам, таким как гоночная трасса Лангхорн , где часто происходили смертельные случаи: Билл Альбертсон делился с ней советами, а затем умер на автодроме округа Ориндж в 1930 году; ее друг Герман Шёрч умер во время тренировочного забега на автодроме Легион Аскот в следующем году. [ 8 ] [ 16 ] Через восемь недель ей предложили продлить контракт. американского производства Она водила автомобили, позаимствованные у других водителей, например, Miller . В Уинстон-Сейлеме, Северная Каролина, она наехала на выбоину и разбилась; ее последняя поездка была в Спартанбурге, Южная Каролина , и она провела отпуск во Флориде, прежде чем вернуться в Европу. [ 8 ] [ 16 ]
Ницца появилась на карнавале Mi-Carême 1931 года в Нанте и продолжила участвовать в гонках на автомобилях. Она побила рекорды времени в гору восхождении на Мон-Ванту в Провансе и участвовала в женском чемпионате в Монлери. В июле 1931 года она заняла второе место после Анны Итье в Coupe des Dames в Реймсе , а в 2-литровой гонке она заняла четвертое место, соревнуясь с гонщиками-мужчинами, такими как Луи Широн , Станислав Чайковский , Рене Дрейфус , Филипп Этанслен и будущий победитель Марсель. Леу . [ 17 ] В следующем месяце она заняла девятое место на своем синем Bugatti на Гран-при Комменжа , была единственной участницей женского пола на Гран-при Монцы в Милане и участвовала в Гран-при на пляже в Ла-Боль-Эскублак . [ 17 ] Она зарабатывала значительные суммы на скачках, получая вступительные взносы в размере от 5000 до 6000 франков за гонку. [ 8 ] [ 17 ] Биограф Ниццы Миранда Сеймур сообщает, что в начале 1930-х годов у нее было много любовников, в том числе Жорж д'Арну, Роже Бонне, Рене Карьер, Марсель Леу и Филипп де Ротшильд . [ 2 ] [ 11 ]
Ницца начала 1932 год с победы на Ралли Париж – Сен-Рафаэль Феминен вместе с Одеттой Сико на Alfa Romeo 6C . В сезоне Гран-при 1932 года она вместе с Леу отправилась на юг на Гран-при Алжира в Оране , заняв второе место в категории 2-литровых двигателей. На Гран-при Марокко в Касабланке ей не удалось пройти квалификацию, и Леу заняла первое место. [ 17 ] В сезоне Гран-при 1933 года она участвовала в меньшем количестве соревнований из-за разрыва аппендикса . Она заняла девятое место на Гран-при Монцы на Национальном автодроме Монцы , который проводился в тот же день, что и Гран-при Италии , на другой трассе. Погибли трое водителей, а именно Джузеппе Кампари , Баконин Борзаккини и Станислас Чайковски . [ 18 ] [ 17 ] [ 19 ] Ги Буриа, который помогал ей в 1929 году, погиб на Гран-при Пикардии. Ницца снова выиграла женский Гран-при в Монлери, а в Кубке Альп заняла третье место вместе с Роже Бонне. В следующем году на Гран-при Дьеппа Ницца увидела, как ее друг Жан Гопилья в квалификации врезался в дерево (позже он погиб). Она участвовала в финале, несмотря на то, что женщинам обычно это не разрешается, заняв седьмое место, соревнуясь с такими гонщиками, как Широн, Леу, Этанселин и Фрэнсис Керзон, 5-й граф Хоу . Она также заняла седьмое место на Гран-при Алжира. [ 17 ]

Ницца отправилась в Бразилию в 1936 году со своим будущим партнером Арнальдо Бинелли, намереваясь принять участие в двух гонках Гран-при. Во время Гран-при Сан-Паулу она была на третьем месте после чемпиона Бразилии Мануэля де Теффе, когда ее Alfa Romeo врезалась в тюк сена и врезалась в трибуну, убив шесть человек и ранив более тридцати человек. Ниццу выбросило из машины, и она приземлилась на погибшего солдата; поскольку она была без сознания, ее также считали мертвой. Она была госпитализирована и находилась в коме три дня, пока не очнулась. [ 8 ] [ 20 ] Пока она находилась в больнице, ее посетил президент Жетулио Варгас , а ее возлюбленный Анри Тувене написал из Франции, чтобы убедиться, что она не несет ответственности за катастрофу, и получила компенсацию. [ 21 ] По возвращении во Францию Ницца оказалась втянутой в скандал по поводу ввоза автомобилей без уплаты пошлины, и вместе с другими автогонщиками, такими как Робер Брюне , Филипп Этанслен , Бенуа Фальчетто и Раймон Соммер, была признана виновной и приговорена к уплате штрафа. [ 21 ]
В 1937 году она участвовала в испытаниях на выносливость масла Yacco вместе с Клер Деколла, Симоной де Форест и Одеттой Сико на трассе Монлери. Поочередно с тремя другими женщинами Найс управляла автомобилем Matford с двигателем V8 в течение десяти дней и десяти ночей, при этом команда побила десять мировых рекордов. [ 22 ] [ 21 ] В следующем году немец Фриц Хушке фон Ханштайн попросил ее сопровождать его на ралли Шамони на автомобиле DKW . [ 21 ] [ 23 ] Свою последнюю гонку она выиграла в 1939 году, незадолго до начала войны, за рулем Renault 4CV в Комменже . [ 23 ] : 29
Во время Второй мировой войны Ницца жила с Бинелли в Париже, затем в 1943 году они переехали в Виллу де Пен на авеню Жана де ла. Фонтен, на холмах над Ниццей на юге Франции. [ 24 ] В 1949 году известный автогонщик Луи Широн обвинил ее в том, что она была агентом гестапо на войне, на вечеринке в Монако, посвященной первому послевоенному ралли Монте-Карло . В тот момент она была слишком потрясена, чтобы ответить, и позже подверглась остракизму. Ее биограф Миранда Сеймур рассматривает, какими могли быть доказательства: связь с Фрицем Хушке фон Ханштайном не оказалась проблематичной для коллеги-водителя Анны Итье , у которой, как было известно, был роман с ним; в архивах Ниццы Сеймур нашел фотографию немецкого генерала от кавалерии Манфреда фон Рихтгофена , который написал Ницце в 1936 году после ее несчастного случая в Бразилии, но дальнейшей ссылки найти не удалось; запросы в Федеральном архиве Германии в Берлине не выявили никаких данных о том, что Ницца сотрудничала. [ 25 ] [ 24 ] [ 26 ] [ 27 ] Несмотря на то, что обвинения не были подкреплены фактами, их было достаточно, чтобы отпугнуть спонсоров и, таким образом, положить конец ее гоночной карьере. [ 8 ] [ 26 ] Она попыталась принять участие в Гран-при Ниццы 1951 года , но в последнюю минуту ее заменил молодой Жан Бера . [ 26 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]В последние годы Найс жила в бедности. Она переехала из Ниццы в Маганьоск в 1957 году, а три года спустя Бинелли покинул ее. Она обратилась за помощью в благотворительную организацию La Roue Tourne и жила над их офисом в Париже, работая шофёром. Вернувшись в Ниццу, в сентябре 1984 года она попала в больницу для операции на ногах, затем впала в кому, из которой так и не вышла. Ла Ру Турн организовала поминальную службу по ней, и ее прах был отправлен в Сент-Месм, где ее бывшая сестра отказалась выгравировать ее имя на семейном надгробии. [ 28 ] [ 29 ]
После того, как имя Ниццы кануло в безвестность, биография Миранды Сеймур «Королева Бугатти: В поисках легенды автогонок» 2005 года реабилитировала ее репутацию, хотя Сеймур признает, что часть ее произведений представляет собой творческую реконструкцию, а не основана на фактах. [ 10 ] [ 30 ] В 2010 году Фонд Хелле Ницца установил на кладбище мемориальную доску в память о Ницце. [ 8 ] Принадлежавший ей Bugatti Type 35B 1927 года выпуска был продан в 2014 году на аукционе Concours d'Elegance в Пеббл-Бич в США за 2 970 000 долларов. Ранее им владел и участвовал в гонках Брайан Бранкхорст как старинный автомобиль . [ 31 ] [ 32 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Основные моменты карьеры
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Джанин Дженнки развила скорость 199,059 км/ч на 2-литровом Bugatti на скоростных испытаниях в Арпахоне 26 августа 1928 года. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сеймур, Миранда (2005). "Введение". Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур, Миранда (2005). «Глава 1». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Сеймур, Миранда (2005). «Глава 2». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Сеймур, Миранда (2005). «Глава 3». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сеймур, Миранда (2005). «Глава 4». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур, Миранда (2005). «Глава 5». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Сеймур, Миранда (2005). «Глава 7». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Хелле Ницца: невероятная история жизни первой победительницы женского Гран-при» . bbc.co.uk. 10 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Результаты: мадам Леблан на Peugeot выигрывает третий женский чемпионат в Монлери» . Авто . 3 июня 1929 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2020 года . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Линдси (1 июля 2016 г.). «Хелле Найс» . Болье . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сеймур, Миранда (2005). «Глава 6». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сеймур, Миранда (2005). «Глава 8». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ «День рекордов МФХ в Арпахоне; Итоги – Контролируемые выступления» . L'Auto : 2. 27 августа 1928 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 18 ноября 2020 г. - через BnF через Gallica.
- ^ «Мисс Хелле Найс ехала со скоростью почти 200 км в час» . Авто . 19 декабря 1929 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2020 года . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уолш, Мик (июнь 1997 г.). «Одна девчонка Хелле». Классический и спортивный автомобиль . № 16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сеймур, Миранда (2005). «Глава 9». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Сеймур, Миранда (2005). «Глава 10». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ "La Rivista di Monza", 1933, сентябрь, с. 21–25
- ^ Эцродт, Ганс. «Черный день Монцы. Кампари, Борзаккини и Чайковски разбились со смертельным исходом» . Золотая эра гонок Гран-при . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ Сеймур, Миранда (2005). «Глава 11». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Сеймур, Миранда (2005). «Глава 12». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Женский квартет Якко побил десять мировых рекордов в Монлери» . L'Auto : 3. 30 мая 1937 года. Архивировано из оригинала 21 июля 2020 года . Проверено 21 июля 2020 г. - через Gallica/BNF.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бузанке, Жан Франсуа (2009). Быстрые дамы: женщины-гонщики, 1888–1970 гг . Дорчестер: Быстро. ISBN 978-1845842253 .
- ^ Перейти обратно: а б Сеймур, Миранда (2005). «Глава 13». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Нил, Дэн (8 декабря 2004 г.). «В погоне за королевой скорости» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 февраля 2016 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сеймур, Миранда (2005). «Глава 14». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Граймс, Уильям (24 декабря 2004 г.). «Гоночная жизнь: много мужчин и быстрых машин» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ Сеймур, Миранда (2005). «Глава 15». Королева Bugatti: В поисках легенды автоспорта (электронная книга). Лондон, Нью-Йорк, Сидней, Торонто, Нью-Дели: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-47114-970-2 .
- ^ Исааман, Джеральд (5 февраля 2004 г.). «Быстро и свободно» . Камденский новый журнал . Архивировано из оригинала 4 октября 2009 года.
- ^ Уильямс, Джин (март 2011 г.). «Скорость: к коллективной биографии женщин-автогонщиков Бруклендса» (PDF) . Бюллетень членов Британского общества истории спорта : 4.
- ^ делла Кава, Марко Р. (8 июля 2014 г.). «Продажа Bugatti 27-го года выпуска женщины-пионерки автогонок Хелле Найс приносит запоздалую оценку» . Yahoo Новости . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Кэри, Рик (16 сентября 2014 г.). «Gooding and Company Pebble Beach 2014 – Отчет об аукционе» . Дайджест спортивных автомобилей . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Водитель: Мариетт-Элен Делангл | База данных водителей» . База данных драйверов . Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Монтгомери, Боб (23 января 2008 г.). «Ревущий по 1920-м годам на мчащемся Bugatti» . Ирландские Таймс . Проверено 19 июня 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эмануэль Дешелетт – самая быстрая женщина в мире. Исторический автомобиль . Ноябрь/декабрь 2001 г., выпуск 51, стр. 52–56.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Джуччи, Гильермо (1 августа 2012 г.). «3. Транснациональный объект». Культурная жизнь автомобиля . Издательство Техасского университета. стр. 51–106. дои : 10.7560/728721-005 . ISBN 978-0-292-74359-5 . S2CID 244168083 .
- Холл, Рэндал Л. (2007). «Карнавал скорости: автогоночный бизнес на развивающемся Юге, 1930–1950» . Историческое обозрение Северной Каролины . 84 (3): 245–275. ISSN 0029-2494 . JSTOR 23523062 .
- Рэтбоун, Кейт (2019). « Спасите длинную юбку: женщины, спорт и мода в Третьей республике и Виши, Франция». Международный журнал истории спорта . 36 (2–3): 294–319. дои : 10.1080/09523367.2019.1650027 . S2CID 202266580 .
- Миранда Сеймур - Королева Бугатти (Радиопередача). Радио Би-би-си4 . Проверено 20 июня 2023 г.