Гран-при автогонок
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2016 г. ) |
Автогонки Гран-при , форма соревнований по автоспорту , берут свое начало в организованных автомобильных гонках , которые начались во Франции еще в 1894 году. [1] Оно быстро превратилось из простых гонок из одного города в другой в испытания на выносливость для автомобиля и водителя. Инновации и стремление к соревнованиям вскоре привели к тому, что скорость превысила 100 миль в час (160 км/ч), но поскольку первые гонки проходили на открытых дорогах, несчастные случаи происходили часто, что приводило к гибели как водителей, так и зрителей. [1] Обычное сокращение, используемое для гонок Гран-при, — «GP» или «GP Racing».
Автогонки Гран-при со временем превратились в гонки по формулам , а Формула-1 считается их прямым потомком. Каждое мероприятие чемпионата мира Формулы-1 до сих пор называется Гран-при ; Формулу-1 также называют «гонками Гран-при». Некоторые гонки чемпионата IndyCar также называются «Гран-при».
Истоки организованных гонок
[ редактировать ]Автогонки возникли во Франции как прямой результат энтузиазма, с которым французская публика восприняла автомобили. [2] Производители были в восторге от возможности использовать автоспорт в качестве витрины для своих автомобилей. [2] Первые автомобильные соревнования состоялись 22 июля 1894 года и были организованы парижской газетой Le Petit Journal . Ралли Париж-Руан длилось 126 км (78 миль) от Порт-Майо в Париже через Булонский лес до Руана . Граф Жюль-Альбер де Дион первым прибыл в Руан через 6 часов 48 минут со средней скоростью 19 км/ч (12 миль в час). Он финишировал на 3 минуты 30 секунд впереди Альбера Леметра ( Peugeot ), за ним следовали Огюст Дорио (Peugeot, отставание на 16 минут 30 секунд), Рене Панар ( Panhard , отставание на 33 минуты 30 секунд) и Эмиль Левассор (Panhard, 55 минут 30 секунд). назад). Официальными победителями стали Peugeot и Panhard, поскольку автомобили оценивались по скорости, управляемости и характеристикам безопасности, а паровой машине Де Диона требовался кочегар, который, по мнению судей, не соответствовал их целям. [3] [4]
В 1900 году Джеймс Гордон Беннетт-младший , владелец New York Herald и International Herald Tribune , учредил Кубок Гордона Беннета . Он надеялся, что создание международного мероприятия побудит автопроизводителей улучшить свои автомобили. [5] Каждой стране было разрешено заявить до трех автомобилей, которые должны были быть полностью построены в стране, которую они представляли, и внесены в нее автомобильным руководящим органом этой страны. [5] международные гоночные цвета . На этом мероприятии были установлены [5] Событие 1903 года произошло после гибели людей на автогонке Париж-Мадрид, поэтому гонка в Ати в Ирландии, хотя и проходила по дорогам общего пользования, проводилась по замкнутой трассе: первая в истории автогонка по замкнутому кругу.
В Штатах Соединенных Уильям Киссам Вандербильт II запустил Кубок Вандербильта на Лонг-Айленде , штат Нью-Йорк , в 1904 году.
Первый Гран-при
[ редактировать ]Юго-Западная трасса
[ редактировать ]Некоторые англоязычные источники ошибочно перечисляют гонку под названием Гран-при По в 1901 году. Это может быть связано с неправильным переводом современных французских источников, таких как журнал La France Auto за март 1901 года. [6] Соревнования 1901 года назывались Circuit du Sud-Ouest , и они проводились в трех классах на улицах По. Grand Prix du Palais d'Hiver — так назывались призы, присуждаемые низшим классам («Легкие автомобили» и «Voiturettes»). Гран -при По – так называлась награда, присуждаемая в «тяжелом» (самом быстром) классе. Таким образом, Морис Фарман был награжден Гран-при По за свою общую победу на трассе Юг-Запад на автомобиле 24 л.с. Panhard мощностью [Примечание 1] [Примечание 2] [Примечание 3]
В «L'Histoire de l'Automobile/Paris» (1907) Пьер Сувестр описал событие 1901 года как: «на трассе Юг-Запад, на встрече в По» из По» . [8]
Первый Гран-при и Гран-Эпрев
[ редактировать ]Единственная гонка того времени, регулярно носившая название Гран-при, была организована Автомобильным клубом Франции (ACF), первая из которых состоялась в 1906 году. Используемая трасса, базировавшаяся в Ле-Мане , имела примерно треугольную форму. , каждый круг по 105 километров (65 миль). Каждый день нужно было проезжать шесть кругов, и каждый круг занимал примерно час на относительно примитивных автомобилях того времени. Движущей силой решения участвовать в гонках по кольцевым дорогам – в отличие от гонок по обычным дорогам из города в город – стала гонка из Парижа в Мадрид в 1903 году. Во время этой гонки участвовало множество людей, как водителей, так и пешеходов, в том числе Марсель Рено. – были убиты, а гонка была остановлена французскими властями в Бордо. Дальнейшие дорожные мероприятия были запрещены.
Из 32 заявок, представляющих 12 различных производителей автомобилей, на мероприятии 1906 года Венгрии уроженец Ференц Сис (1873–1944) выиграл гонку на 1260 км (780 миль) на Renault . Эта гонка считалась первой Grande Épreuve , что означало «великое испытание», и с тех пор этот термин использовался для обозначения до восьми самых важных событий года. [9]
Гонки в этот период носили в значительной степени националистический характер: несколько стран организовывали свои собственные гонки, но не было официального чемпионата, связывающего их вместе. Правила варьировались от страны к стране и от гонки к гонке и обычно были сосредоточены на максимальном (не минимальном) весе, чтобы ограничить мощность путем косвенного ограничения размера двигателя (двигатели объемом 10–15 л были довольно распространены, обычно с числом цилиндров не более четырех). и мощностью менее 50 л.с.). На борту всех машин были механики и водитель, и никому, кроме этих двоих, не разрешалось работать с машинами во время гонки. Ключевым фактором победы Renault в этом первом Гран-при были признаны съемные колесные диски (разработанные Michelin), которые позволяли менять шины без необходимости снимать шину и камеру и снова надевать ее на обод. Учитывая состояние дорог, такие ремонты были частыми. [ нужна ссылка ] Автомобили первых Гран-при могли быть технически инновационными: такие марки, как Peugeot, использовали технологии, которые позже получили более широкое распространение. [10]
Политическая нумерация и переименование
[ редактировать ]Еще одна историческая путаница возникла в начале 1920-х годов, когда Автомобильный клуб Франции попытался провернуть ретроспективный политический трюк, пронумеровав и переименовав основные гонки, проводившиеся во Франции перед Гран-при Франции 1906 года, в Гран-при Автомобильного клуба Франции. , несмотря на то, что они действовали еще до образования Клуба. Следовательно, трасса Париж-Бордо-Париж 1895 года была переименована в I Гран-при Автомобильного клуба Франции ; и настоящая первая гонка Гран-при 1906 года была переименована в IX Гран-при Автомобильного клуба Франции (9-е место). ACF использовала эту нумерацию в 1933 году, хотя некоторые члены Клуба отвергли ее, «обеспокоенные, что название Клуба было использовано в художественной литературе просто из детского желания сделать их Гран-при старейшей гонкой в мире». [11] [12]
Развитие ипподрома
[ редактировать ]По большей части гонки проводились по длинной трассе закрытых дорог общего пользования, а не по специально построенным частным трассам. Это относится к Ле-Мане при 1906 года в трассе Гран- , а также к трассе Тарга Флорио (протяженность 93 мили (150 км) по сицилийским дорогам), немецкой трассе Кайзерпрайс длиной 75 миль (121 км) в горах Таунус и Французская трасса в Дьеппе (всего 48 миль (77 км)), использовавшаяся для Гран-при 1907 года . Исключением были яйцеобразный, почти овальный Бруклендс в Англии , построенный в 1907 году; автодром Индианаполиса , впервые использованный в 1909 году во время первой гонки на 500 миль в Индианаполисе в 1911 году; и Национальный автодром Монцы в Италии , открытый в 1922 году.
В 1908 году Соединенные Штаты Америки стали первой страной за пределами Франции, принявшей автомобильную гонку под названием Гран-при (или Гран-при), проходившую в Саванне. Первым Гран-при Эпрева за пределами Франции стал Гран-при Италии 1921 года, проходивший в Монтикьяри . За этим быстро последовали Бельгия и Испания (в 1924 г.), а затем распространились на другие страны, включая Великобританию (1926 г.). Строго говоря, это все же был не формальный чемпионат, а набор гонок, проводимых по различным правилам. («Формула» правил появилась незадолго до Первой мировой войны , в конечном итоге основанная на размере двигателя и весе, но она не была принята повсеместно.)
В 1904 году многие национальные мотоклубы объединились, чтобы сформировать Международную ассоциацию автомобильных клубов Reconnus ( AIACR ). В 1922 году Международная спортивная комиссия (CSI) получила от имени AIACR полномочия регулировать гонки Гран-при и другие формы международных гонок. С момента появления гонок Гран-при соревнования проводились по строгой формуле, основанной на объеме двигателя и весе автомобиля. Эти правила были практически отменены в 1928 году, когда наступила эпоха, известная как Формула Либре , когда организаторы гонок решили проводить свои соревнования практически без ограничений. С 1927 по 1934 год количество гонок, имеющих статус Гран-при, резко возросло: с пяти в 1927 году до девяти в 1929 году и до восемнадцати в 1934 году (пиковый год перед Второй мировой войной ).
За этот период произошло много изменений правил. Впервые масс-старт состоялся на Гран-при Франции 1922 года в Страсбурге. Сезон 1925 года стал первым сезоном, в течение которого в автомобиле не требовалось механика по вождению , поскольку это правило было отменено в Европе после смерти Тома Барретта во время сезона Гран-при 1924 года . На Solituderennen в 1926 году хорошо продуманная система с флажками и табличками, дающими водителям тактическую информацию, впервые была использована Альфредом Нойбауэром , гоночным менеджером команды Mercedes-Benz . Гран -при Монако 1933 года стал первым случаем в истории спорта, когда сетка определялась на основе квалификации, а не удачной ничьей.
Предвоенные годы
[ редактировать ]Все участвующие автомобили были окрашены в цвета международных автогонок :
- синий ( Bleu de France ) для Франции,
- зеленый ( британский гоночный зеленый ) для Британии,
- красный ( Rosso corsa ) для Италии,
- белый для Германии,
- сняли краску Примечание: начиная с 1934 года немцы перестали красить свои автомобили, предположительно после того, как с Mercedes-Benz W25 в целях снижения веса. Неокрашенный металл вскоре позволил немецким машинам окреститься в средствах массовой информации « Серебряными стрелами ». Однако существуют противоречивые версии того, почему автомобили Гран-при Германии оказались неокрашенными. Существуют фотографии неокрашенных автомобилей Mercedes и Auto Union еще в 1932 году. [13]
- желтый для Бельгии.
Французские автомобили продолжали доминировать (во главе с Bugatti , но также включая Delage и Delahaye ) до конца 1920-х годов, когда итальянцы ( Alfa Romeo и Maserati ) начали регулярно обыгрывать французские автомобили. В то время немцы разработали уникальные гоночные автомобили, как видно на фотографии, с аэродинамическим «каплевидным» кузовом Benz , представленным на Гран-при Европы 1923 года в Монце Карлом Бенцем .
Однако в 1930-е годы национализм вступил в новую фазу, когда нацисты поощряли Mercedes и Auto Union способствовать прославлению Рейха . (Правительство действительно предоставило некоторую сумму денег двум производителям, но объем помощи, оказанной им, был преувеличен в средствах массовой информации; государственные субсидии составляли, возможно, 10% или меньше затрат на содержание двух гоночных команд.) [14] Две немецкие марки полностью доминировали в период с 1935 по 1939 год, выиграв все официальные гонки Гран-при чемпионата, проводившиеся в те годы, кроме трех. Автомобили к тому времени были одноместными (механик исчез в начале 1920-х годов) с 8-16-цилиндровыми двигателями с наддувом мощностью более 600 л.с. (450 кВт) на спиртовом топливе.
Еще в октябре 1923 года идея автомобильного чемпионата обсуждалась на ежегодной осенней конференции AIACR (Международной ассоциации автомобильных клубов Reconnus) в Париже. Однако дискуссия сосредоточилась на возросшем интересе производителей к гонкам и проведении первого Гран-при Европы в Монце в 1923 году. Первый чемпионат мира состоялся в 1925 году , но он был только для производителей и состоял из четырех гонок длиной не менее 800 км ( 497 миль) в длину. Гонками, которые сформировали первый чемпионат конструкторов, были Индианаполис 500 , Гран-при Европы , а также Гран-при Франции и Италии. Чемпионат Европы , состоящий из главных Гран-при ряда стран (названных Grandes Épreuves ), был учрежден для гонщиков в 1931 году и проводился каждый год до начала Второй мировой войны в 1939 году, за исключением 1933 и 1934 годов.
Послевоенные годы и Формула-1
[ редактировать ]В 1946 году, после Второй мировой войны, было проведено всего четыре гонки уровня Гран-при. Правила проведения чемпионата мира по Гран-при были разработаны еще до Второй мировой войны, но прошло несколько лет после этого, пока в 1947 году старая AIACR не реорганизовалась в Международную автомобильную федерацию или для краткости «FIA» со штаб-квартирой в Париже. Было объявлено, что новая международная формула, также известная как Формула-1 или Формула-А, вступит в силу с 1947 года. В конце сезона 1949 года FIA объявила, что в 1950 году они объединят несколько национальных Гран- при Формулы-1 , чтобы создать чемпионат мира. годах для гонщиков, хотя из-за экономических трудностей в 1952 и 1953 фактически проводились соревнования на автомобилях Формулы-2 . Была введена система начисления очков, и в общей сложности семь гонок получили статус чемпионата, включая Индианаполис 500. Первая гонка чемпионата мира состоялась 13 мая 1950 года в Сильверстоуне в Соединенном Королевстве .
Итальянцы снова преуспели в этих первых гонках чемпионата мира, как производители, так и пилоты. Первым чемпионом мира стал Джузеппе Фарина , управлявший Alfa Romeo. Ferrari участвовала во второй гонке чемпионата мира в Монако и отличилась тем, что была единственным производителем, участвовавшим в каждом сезоне чемпионата мира и продолжающим участвовать в 2024 году .
Великие испытания по сезонам
[ редактировать ]Курсивом обозначено, что гонка также была известна как Гран-при Европы .
1906–1914
[ редактировать ]Раса | 1906 | 1907 | 1908 | 1912 | 1913 | 1914 |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Французский | Французский | Французский | Французский | Французский | Французский |
1921–1929
[ редактировать ]1930–1939
[ редактировать ]1940–1945
[ редактировать ]О событиях военного времени см. Гран-при во время Второй мировой войны .
1946–1949
[ редактировать ]Раса | 1947 | 1948 | 1949 |
---|---|---|---|
1 | швейцарский | Монако | Британский |
2 | бельгийский | швейцарский | бельгийский |
3 | итальянский | Французский | швейцарский |
4 | Французский | итальянский | Французский |
5 | итальянский |
Другие события
[ редактировать ]См. также:
- Список основных автогонок во Франции
- Список основных автогонок в Германии
- Список основных автогонок в Италии
Пилоты Гран-при
[ редактировать ]Среди известных гонщиков эпохи автогонок Гран-при было несколько женщин, которые соревновались наравне с мужчинами:
- Антонио Аскари – Италия
- Робер Бенуа – Франция
- Клементе Биондетти – Италия
- Жорж Буайо – Франция
- Манфред фон Браухич – Германия
- Малкольм Кэмпбелл – Великобритания
- Рудольф Караччиола – Германия
- / Луиджи Чинетти – Италия; США после войны
- Луи Широн – Монако
- Альбер Диво – Франция
- Рене Дрейфус – Франция
- Филипп Этанслен – Франция
- Луиджи Фаджиоли – Италия
- Джузеппе Фарина – Италия; он стал первым чемпионом Формулы-1
- Энцо Феррари – Италия
- Жюль Гу – Франция
- Ласло Хартманн – Венгрия
- Элизабет Джун - Чехословакия
- Герман Ланг – Германия
- Кристиан Лаутеншлагер – Германия
- Эмилио Матэрасси – Италия
- Фердинандо Минойя – Италия
- Феличе Наззаро – Италия
- Гай Молл – Алжир
- Хелле Ницца – Франция
- Тацио Нуволари – Италия
- Кей Петре – Великобритания
- Шарль Поцци – Франция
- Жорж Филипп (барон Филипп де Ротшильд) – Франция
- Бернд Роземайер – Германия
- Ричард Симэн – Великобритания
- Генри Сегрейв – Великобритания
- Раймон Соммер – Франция
- Уитни Уиллард Стрейт – Великобритания
- Ханс Штук – Германия
- Ференц Сис – Венгрия
- Ахилле Варци – Италия
- Эмилио Виллорези – Италия
- Луиджи Виллорези – Италия
- Уильям Гровер-Уильямс – Великобритания
- Жан-Пьер Вимиль – Франция
- Хуан Занелли – Чили
Чемпионаты
[ редактировать ]Начиная с 1925 года, AIACR , а затем и FIA организовали чемпионаты мира и Европы для производителей, гонщиков и конструкторов Гран-при:
- производителей ( 1925–1927 Чемпионат мира среди . )
- водителей ( 1931–1932 Чемпионат , 1935–1939 среди ) Европы
- водителей ( 1950–1980 мира среди Чемпионат )
- кубок конструкторов ( 1958–1980 . Международный )
- Чемпионат мира среди водителей Формулы-1 ( 1981 – настоящее время)
- Чемпионат мира конструкторов Формулы-1 ( 1981 – настоящее время)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гонки в городе По датируются 1900 годом, когда первая трасса Circuit du Sud-Ouest в городе прошла .
- Первую гонку Circuit du Sud-Ouest 25 февраля 1900 года выиграл Рене де Книфф на автомобиле Panhard мощностью 16 л.с. [7]
- ^ La France Automobile , март 1901 года, сообщает результаты «Semaine de Pau» (Недели По). Было два отдельных мероприятия: 140-километровая трасса туристов из По -Пейрорад -По и вторая трасса Circuit du Sud-Ouest 17 февраля 1901 года по трассе на окраине города.Курс туристов включал шесть призов для разных категорий участников. Prix de la Presse выиграл Барберо ( Де Дитрих ); Prix du Commerce Palois был вручен Анри Фарману ( Даррак ); Prix des Cercles был вручен Рюдо (Даррак); Приз автомобильного клуба Беарне выиграл Бержеон ( Де Дитрих ); Приз Автомобильного клуба Франции был вручен Демейстеру ( «Гладиатор» ) и Эдмону («Даррак»); Prix de Palmarium был вручен Кормье ( Де Дион ). [6] Circuit du Sud-Ouest включала четыре приза для разных классов участников.
- Гран -при По получил Морис Фарман ( Panhard 24 л.с. ).
- Гран -при Palais d'Hiver (класс 400–650 кг «Легкий автомобиль») достался Анри Фарману ( Даррак ).
- Второй Гран-при Palais d'Hiver до 400 кг в классе Voiturettes достался Луи Рено ( Renault ).
- Prix du Béarn был вручен Осмонту на трехколесном велосипеде De Dion . [6] [7]
- ↑ На рубеже веков термин «Гран-при» стал обычным языком во Франции, он использовался после скачек Гран-при Парижа в 1886 году (например, Гран-при Парижа для велосипедистов в 1895 году) ( New York Times , 18 июля ). , 1895, «Гран-при Парижа для велосипедистов» ). Таким образом, в англоязычном мире главный приз победителя ( Grand Prix de Pau ) впоследствии стал синонимом этого события. ( Лейф Снеллман (27 мая 2002 г.). «Первый Гран-при» . 8 Вт . ФОРИКС . Проверено 28 января 2011 г. )
- 1-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — 1895 г. Париж – Бордо – Париж ; [15]
- 2-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — 1896 г. Париж – Марсель – Париж ; [16]
- 3-й Гран-при Автомобильного клуба Франции - Париж – Амстердам – Париж ; 1898 г. Маршрут [17]
- 4-й Гран-при Автомобильного клуба Франции - Трейл Тур де Франс 1899 года. 16–24 июля; [18]
- 5-й Гран-при Автомобильного клуба Франции - трасса Париж-Тулуза-Париж 1900 года; [19]
- 6-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — трасса Париж-Берлин 1901 года; [20]
- 7-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — трасса Париж-Вена 1902 года; [21]
- 8-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — Париж-Мадрид 1903 года ; трасса [22]
- 9-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — 1906 г. 1-й Гран-при Автомобильного клуба Франции . (Ле-Ман); [23]
- 10-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — Гран-при Автомобильного клуба Франции, 1907 год . (Дьепп); [24]
- 11-й Гран-при Автомобильного клуба Франции — Гран-при Автомобильного клуба Франции 1908 года . (Дьепп); [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Автомобильные гонки» . britannica.com . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Рендалл, Иван (1995). Клетчатый флаг . Вайденфельд и Николсон. п. 10. ISBN 0-297-83550-5 .
- ^ Паолоцци, Реми (28 мая 2003 г.). «Колыбель автоспорта» . Forix.autosport.com . Проверено 24 сентября 2011 г.
- ^ Рендалл, Иван (1995). Клетчатый флаг . Вайденфельд и Николсон. п. 12. ISBN 0-297-83550-5 .
- ^ Jump up to: а б с Рендалл, Иван (1995). Клетчатый флаг . Вайденфельд и Николсон. п. 26. ISBN 0-297-83550-5 .
- ^ Jump up to: а б с Autosport, The Nostalgia Forum, цитата (перевод) Роберта Дика из La France Automobile , март 1901 г.
- ^ Jump up to: а б « Победители Гран-при 1895–1949 годов , Ганс Эцродт. Часть 1, 1895–1916 годы» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 г. Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Autosport, The Nostalgia Forum, Роберт Дик цитирует (перевод) из L'Histoire de l'Automobile Пьера Сувестра, опубликованной в Париже в 1907 году.
- ^ Эцродт, Ганс. «Победители Гран-при 1895–1949» . Золотой век. Архивировано из оригинала 29 мая 2008 г. Проверено 3 апреля 2007 г.
- ^ Мясник, Лоуренс (26 ноября 2021 г.). «Происхождение современного двигателя внутреннего сгорания: автомобили Peugeot для Гран-при 1912–1914 годов» . Журнал «Автоспорт» . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Ходжес (1967), стр. 2–3.
- ^ "Гран-при 1895 года и гонки в Париже" . Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Проверено 12 сентября 2009 г.
- ^ Строл, Дэниел (4 июня 2018 г.). «Итак, история, которую вы слышали о том, как серебро стало национальным гоночным цветом Германии? Это не совсем правда» . hemmings.com . Проверено 19 августа 2022 г.
- ^ Никсон, Крис (1986). Гонки за Серебряными Стрелами . Скопа. п. 155. ИСБН 0-85184-055-8 .
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1895 г.» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1896 г.» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1898 г.» . Архивировано из оригинала 14 июля 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1899 г.» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1900 год» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1901 год» . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1902 год» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1903 год» . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1906 год» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1907 год» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
- ^ «TeamDan, База данных ранних результатов — 1908 год» . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 г. Проверено 6 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Grandprix-Live.com — освещает все основные чемпионаты Гран-при по автоспорту, включая Формулу-1, MotoGP, NASCAR, IRL, WSBK, WRC Rally и многие другие.
- История Гран-при. Архивировано 30 августа 2009 г. в Wayback Machine - История Гран-при.