Jump to content

Энцо Феррари

Энцо Феррари
Феррари в 1967 году
Рожденный
Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари

( 1898-02-18 ) 18 февраля 1898 г.
Умер 14 августа 1988 г. (14 августа 1988 г.) (90 лет)
Маранелло , Италия
Занятия
  • Гонщик
  • предприниматель профессиональной гоночной команды
  • руководитель и промышленник автомобильной промышленности
Известный Основание Ferrari и Scuderia Ferrari.
Супруг
Лаура Доминика Гарелло
( м. 1923; умер в 1978 г.)
Партнер Лина Ларди
Дети Альфредо Феррари
Пьеро Феррари

Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари Кавалер Большого креста OMRI [1] ( Итальянский: [ˈɛntso anˈsɛlmoferˈraːri ] ; 18 февраля 1898 г. [2] — 14 августа 1988) — итальянский автогонщик и предприниматель , основатель команды Scuderia Ferrari автогоночной Grand Prix , а впоследствии автомобильной марки Ferrari . Под его руководством Scuderia Ferrari при его жизни выиграла 9 чемпионатов мира среди пилотов и 8 чемпионатов мира среди конструкторов Формулы-1 . Он был широко известен как il Commendatore или il Drake — прозвище, данное британскими оппонентами английскому каперу Фрэнсису Дрейку из-за продемонстрированных Феррари способностей и решимости в достижении значительных спортивных результатов со своей небольшой компанией. В последние годы его жизни его часто называли l'Ingegnere («Инженер»), il Grande Vecchio («Великий старик»), il Cavaliere («Рыцарь»), il Mago («Волшебник»). и il Patriarca («Патриарх»). [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Энцо Феррари родился 18 февраля 1898 года в Модене , Италия, а в свидетельстве о рождении указано 20 февраля. [4] Его родителями были Альфредо Феррари и Адальджиса Бисбини; у него был старший брат Альфредо Младший (Дино). Семья жила на улице Паоло Феррари, номер 85, рядом с механической мастерской, основанной Альфредо, который работал на близлежащих железных дорогах. Сейчас это место является музеем Энцо Феррари. [5] Альфредо-старший был сыном бакалейщика из Карпи и открыл в семейном доме мастерскую по изготовлению металлических деталей. [6] Энцо вырос без формального образования. В отличие от брата, он предпочитал работать в мастерской отца и участвовал в строительстве навеса на станции Джулианова в 1914 году. У него были амбиции стать опереточным тенором, спортивным журналистом или автогонщиком. Когда ему было 10 лет, он стал свидетелем Феличе Наццаро победы ​​на трассе Circuito di Bologna 1908 года , события, которое вдохновило его стать автогонщиком. [7] Во время Первой мировой войны служил в 3-м горно-артиллерийском полку итальянской армии . Его отец Альфредо и старший брат Альфредо-младший умерли в 1916 году в результате широко распространенной вспышки итальянского гриппа . Феррари сам серьезно заболел во время пандемии гриппа 1918 года и в результате был уволен со службы в Италии. [ нужна ссылка ]

Гоночная карьера

[ редактировать ]
Феррари в 1920 году

«Второе место – первый проигравший».
(Оригинал: «Второй — первый из проигравших».) [8]

После краха столярного бизнеса его семьи Феррари начал искать работу в автомобильной промышленности. Он безуспешно предложил свои услуги Fiat в Турине, в конце концов удовлетворившись работой водителя-испытателя в CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali), автопроизводителе в Милане, который переделывал подержанные кузова грузовиков в небольшие легковые автомобили. Позже его повысили до автогонщика, и он дебютировал на гонках Парма-Поджо ди Берчето в 1919 году, где занял четвертое место в категории трехлитровых двигателей за рулем 2,3-литрового 4-цилиндрового двигателя CMN 15/20. 23 ноября того же года он принял участие в Targa Florio , но был вынужден сойти с дистанции после того, как в топливном баке его машины возникла утечка. [9] Из-за большого количества сходов он финишировал 9-м. [10]

Пилоты Энцо Феррари (1-й слева), Тацио Нуволари (4-й) и Ахилле Варци (6-й) из Alfa Romeo с управляющим директором Alfa Romeo Просперо Джанферрари (3-й) на Колле делла Маддалена , ок. 1933 год

В 1920 году Феррари присоединился к гоночному отделу Alfa Romeo в качестве гонщика. Феррари выиграл свой первый Гран-при в 1923 году в Равенне на трассе Савио. 1924 год был для него лучшим сезоном: он одержал три победы, в том числе в Равенне , Полезине и Кубке Ачербо в Пескаре . [11] Глубоко потрясенный смертью Уго Сивоччи в 1923 году и Антонио Аскари в 1925 году, Феррари, по его признанию, продолжал участвовать в гонках вяло. В то же время у него появился вкус к организационным аспектам гонок Гран-при. После рождения сына Альфредо (Дино) в 1932 году Феррари решил уйти в отставку и сформировать команду гонщиков-суперзвезд, включая Джузеппе Кампари и Тацио Нуволари . Эта команда называлась Scuderia Ferrari (основана Энцо в 1929 году) и выступала в качестве гоночного подразделения Alfa Romeo. Команда добилась больших успехов благодаря отличным машинам, таким как Alfa Romeo P3 , и талантливым гонщикам, таким как Нуволари. Феррари ушла из соревновательного вождения, приняв участие в 41 Гран-при с рекордом в 11 побед. [12]

В этот период на машинах его команды появилась эмблема гарцующего коня. Эмблему создал и носил итальянский пилот-истребитель Франческо Баракка . Во время Первой мировой войны мать Баракки подарила сыну ожерелье с гарцующей лошадью перед взлетом. Баракка был сбит австрийским самолетом в 1918 году. [13] В память о своей смерти Феррари использовал гарцующую лошадь для создания эмблемы, которая впоследствии стала всемирно известным щитом Феррари. компании Ferrari , но впервые его увидели на заводском автомобиле Ferrari в 1947 году. Alfa Romeo Первоначально щит был установлен на гоночном автомобиле [14]

Строительство Феррари

[ редактировать ]

Alfa Romeo согласилась сотрудничать с гоночной командой Ferrari до 1933 года, когда финансовые ограничения вынудили их отказаться от поддержки - решение впоследствии было отменено благодаря вмешательству Pirelli . Несмотря на качество пилотов Scuderia, команде было трудно конкурировать с Auto Union и Mercedes . Хотя немецкие производители доминировали в ту эпоху, команда Феррари одержала заметную победу в 1935 году, когда Тацио Нуволари обыграл Рудольфа Караччиолу и Бернда Розмейера на их родном поле на Гран-при Германии. [15]

В 1937 году Scuderia Ferrari была распущена, и Ferrari вернулась в гоночную команду Alfa под названием Alfa Corse . Alfa Romeo решила восстановить полный контроль над своим гоночным подразделением, сохранив Ferrari в качестве спортивного директора. После разногласий с управляющим директором Alfa Уго Гоббато Феррари ушел в 1939 году и основал Auto-Avio Costruzioni, компанию, поставляющую детали другим гоночным командам. Хотя пункт контракта ограничивал его участие в гонках или проектировании автомобилей в течение четырех лет, Феррари сумел изготовить два автомобиля для Mille Miglia 1940 года , которыми управляли Альберто Аскари и Лотарио Рангони. С началом Второй мировой войны завод Феррари был вынужден заняться военным производством для фашистского правительства Муссолини. После бомбардировки завода союзниками Феррари переехал из Модены в Маранелло . В конце войны Феррари решил начать производство автомобилей, носящих его имя, и в 1947 году основал Ferrari SpA. [16]

Альберто Аскари (слева), Энцо Феррари (в центре) и Майк Хоторн (справа) в ложе трассы Монца в 1953 году.

Энцо решил сразиться с доминирующими Alfa Romeo и участвовать в гонках со своей собственной командой. Дебют команды на открытом воздухе состоялся в Турине в 1948 году, а первая победа была одержана позже в том же году в Лаго-ди-Гарда. Первая крупная победа была одержана на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1949 года на Ferrari 166 MM, которой управляли Луиджи Чинетти и (барон Селсдон из Шотландии) Питер Митчелл-Томсон. В 1950 году «Феррари» приняла участие в только что родившемся чемпионате мира среди пилотов и является единственной командой, которая постоянно участвует в нем с момента его создания. Феррари выиграл свой первый Гран-при чемпионата мира с Хосе Фройланом Гонсалесом в Сильверстоуне в 1951 году . Как ни странно, Энцо плакал как ребенок, когда его команда наконец победила могучую Альфетту 159 . Первый чемпионат состоялся в 1952 году с Альберто Аскари , и год спустя эта задача была повторена. В 1953 году Феррари предпринял свою единственную попытку участвовать в гонке « Индианаполис 500» , но машина, которой управлял Аскари, разбилась на 41-м круге гонки. [17]

Чтобы финансировать его гоночные усилия в Формуле-1, а также в других соревнованиях, таких как Милле Милья и Ле-Ман , компания начала продавать спортивные автомобили. [ нужна ссылка ]

Решение Ferrari продолжить участие в гонках Mille Miglia принесло компании новые победы и значительно повысило общественное признание. Однако увеличение скорости, плохие дороги и отсутствие защиты от толпы в конечном итоге обернулись катастрофой как для гонки, так и для Ferrari. Во время гонки «Милле Милья» 1957 года недалеко от города Гуидиццоло 4,0-литровый Ferrari 335 S, которым управлял Альфонсо де Портаго , ехал со скоростью 250 км/ч (160 миль в час), когда у него лопнуло колесо и он врезался в толпу на обочине дороги, в результате чего де Портаго погиб. , его штурман и девять зрителей, пятеро из которых были детьми. В ответ Энцо Феррари и Энглеберт , производитель шин, были обвинены в непредумышленном убийстве в ходе длительного уголовного преследования, которое было окончательно прекращено в 1961 году. [18]

Глубоко недовольный тем, как автоспорт освещался в итальянской прессе, в 1961 году Феррари поддержал решение болонского издателя Лучано Конти основать новое издание Autosprint . Сам Феррари регулярно писал статьи для журнала в течение нескольких лет. [19] [ циклическая ссылка ]

Многие из величайших побед Ferrari пришли в Ле-Мане (девять побед, в том числе шесть подряд в 1960–1965 годах) и в Формуле-1 в 1950-х и 1960-х годах, благодаря успехам Хуана Мануэля Фанхио (1956), Майка Хоторна (1958), и Фил Хилл (1961). [ нужна ссылка ]

Великая забастовка

[ редактировать ]

Сильная личность и противоречивый стиль управления Энцо Феррари стали известны в 1962 году. После довольно слабой защиты титула чемпиона мира Фила Хилла 1961 года менеджер по продажам Джироламо Гардини вместе с менеджером Ромоло Тавони , главным инженером Карло Чити , руководителем разработки спортивных автомобилей Джотто Биццаррини и другими ключевые фигуры в компании покинули Ferrari, чтобы основать конкурирующего производителя автомобилей и гоночную команду Automobili Turismo e Sport (ATS). Компания ATS, базирующаяся в Болонье и финансируемая графом Джованни Вольпи , сумела переманить Фила Хилла и Джанкарло Багетти из Ferrari, которые в ответ продвинули таких младших инженеров, как Мауро Форгьери , Серджио Скальетти и Джампаоло Даллара . [20] и нанял Людовико Скарфиотти , Лоренцо Бандини , Вилли Майресса и Джона Сёртиса для управления его автомобилями Формулы-1. [ нужна ссылка ]

«Великая забастовка» произошла в особенно трудное время для Ferrari. По настоянию Чити компания разрабатывала новую модель на базе 250-й модели. Даже если машина будет закончена, было неясно, сможет ли она успешно участвовать в гонках. Встряска Ferrari оказалась успешной. Гоночные со средним расположением двигателя автомобили Dino заложили основу для доминирующего 250 P Форгьери с двигателем 250 . Джон Сёртиз выиграл титул чемпиона мира в 1964 году после напряженной борьбы с Джимом Кларком и Грэмом Хиллом . Дорожные автомобили Dino другие модели, такие как 275 и Daytona хорошо продавались, и на подходе были . И наоборот, ATS, после сложной кампании Формулы-1 1963 года, когда обе машины сошли с дистанции четыре раза в пяти гонках, закрылась в конце года. [21]

В 1998 году Тавони заявил в интервью, что он и остальные руководители Ferrari не ушли по своей инициативе, а были уволены из-за разногласий с Ferrari по поводу роли его жены в компании. Он сказал: «Наша ошибка заключалась в том, что мы пошли к адвокату и написали ему письмо вместо того, чтобы открыто обсудить с ним этот вопрос. Мы знали, что его жена нездорова. Мы должны были решить эту проблему по-другому». . Когда он созвал собрание, чтобы нас уволить, он уже назначил наших преемников». [22]

Слияние с Фиатом

[ редактировать ]
Феррари в Монце в 1966 году.

К концу 1960-х годов растущие финансовые трудности и проблемы гонок во многих категориях, а также необходимость соответствовать новым требованиям безопасности и чистоты выбросов в атмосферу при производстве и разработке дорожных автомобилей заставили Ferrari начать поиск делового партнера. В 1969 году Феррари продал 50% своей компании Fiat SpA с оговоркой, что он сохранит 100% контроль над гоночной деятельностью и что Fiat будет выплачивать значительную субсидию до его смерти для использования на его производственных заводах в Маранелло и Модене. Ранее Ferrari предлагала Форду возможность купить фирму в 1963 году за 18 миллионов долларов США (179 139 130 долларов в долларах 2023 года). [23] ), но в конце переговоров Феррари отказался от участия, когда понял, что Форд не согласится предоставить ему независимый контроль над гоночным отделом компании. Ferrari стала акционерной компанией, и Fiat приобрел небольшую долю в 1965 году. В 1969 году Fiat увеличил свою долю до 50% компании. В 1988 году доля Fiat выросла до 90%. [24]

После соглашения с Fiat Ferrari ушел с поста управляющего директора подразделения дорожных автомобилей в 1971 году. В 1974 году Ferrari назначила Луку Кордеро ди Монтедземоло спортивным директором / менеджером команды Формулы-1. В конце концов Монтедземоло занял пост президента Ferrari в 1992 году и занимал этот пост до сентября 2014 года. Клэй Регаццони занял второе место в 1974 году, а Ники Лауда выиграл чемпионат в 1975 и 1977 годах. В 1977 году Ferrari подверглась критике в прессе за то, что заменила World World. Чемпион Лауда с новичком Жилем Вильнёвом . [25] Феррари утверждал, что агрессивный стиль вождения Вильнева напомнил ему Тацио Нуволари . [26] Эти чувства усилились после Гран-при Франции 1979 года , когда Вильнев финишировал вторым после напряженной битвы с Рене Арну . По словам технического директора Мауро Форгьери : «Когда мы вернулись в Маранелло , Феррари был в восторге. Я никогда не видел его таким счастливым из-за второго места». [27]

Автодром Модены

[ редактировать ]

В начале 1970-х годов Ferrari при поддержке коллег-конструкторов Модены Maserati и Automobili Stanguellini потребовала, чтобы городской совет Модены и Автомобильный клуб Италии модернизировали автодром Модены , мотивируя это тем, что гоночная трасса устарела и не подходит для испытаний современных гоночных автомобилей. . Первоначально это предложение обсуждалось с интересом, но в конечном итоге застопорилось из-за отсутствия политической воли. Затем Феррари приступил к покупке земли, прилегающей к его заводу, и построил трассу Фиорано , 3-километровую трассу, которая до сих пор используется для испытаний гоночных и дорожных автомобилей Ferrari. [28]

Последние годы

[ редактировать ]

После того, как Джоди Шектер выиграл титул в 1979 году, команда пережила катастрофическую кампанию 1980 года. В 1981 году Феррари попытался возродить успех своей команды, перейдя на турбодвигатели. В 1982 году второй Ferrari с турбодвигателем, 126C2, подавал большие надежды. Однако гонщик Жиль Вильнев погиб в результате несчастного случая во время последней сессии свободных тренировок Гран-при Бельгии в Зольдере в мае. В августе в Хоккенхайме карьера его товарища по команде Дидье Пирони оборвалась из-за жестокого переворота на туманной спине сразу после столкновения с Renault F1, управляемым Аленом Простом . Пирони в то время лидировал в чемпионате среди пилотов; он потеряет лидерство и чемпионство на пять очков, поскольку пропустит оставшиеся пять гонок. Скудерия выиграла Кубок конструкторов в конце сезона и в 1983 году, а гонщик Рене Арну боролся за чемпионство до самой последней гонки. Микеле Альборето финишировал вторым в 1985 году, но команда больше не увидит чемпионской славы до смерти Феррари в 1988 году. Последняя победа в гонке, которую Феррари одержал перед своей смертью, произошла, когда Герхард Бергер и Альборето завершили финальный раунд сезона 1987 года в Австралии со счетом 1–2 . [29]

Споры об автогонках и менеджменте

[ редактировать ]

Стиль управления Феррари был авторитарным, и он, как известно, настраивал гонщиков друг против друга в надежде улучшить их результаты. Некоторые критики полагают, что Феррари намеренно усиливал психологическое давление на своих гонщиков, поощряя внутрикомандное соперничество и создавая атмосферу острой конкуренции за позицию гонщика номер один. «Он думал, что психологическое давление приведет к лучшим результатам для гонщиков», - сказал пилот команды Ferrari Тони Брукс . «Он ожидал, что водитель выйдет за разумные пределы… Вы можете водить машину на максимуме своих возможностей, но как только вы начинаете настраивать себя на то, что, по вашему мнению, не в ваших силах, это становится глупо. достаточно опасности в то время, не выходя за пределы». По словам Марио Андретти , «[Ferrari] просто требовала результатов. Но он был парнем, который также понимал, когда у машин были недостатки. Он выбрасывал машину и все такое. Он знал и видел это. У него не было другого интереса к жизни, кроме автоспорта и всех его тонкостей. Во многих отношениях его несколько неправильно понимали, потому что он был очень требовательным. , такой жесткий со всеми, но в конце концов он был прав. И именно поэтому ты питал к нему такое уважение». [30]

Энцо Феррари (слева) с Иларио Бандини в 1964 году.

В период с 1955 по 1971 год восемь водителей Ferrari погибли за рулем гоночных автомобилей Ferrari: Альберто Аскари , Эухенио Кастеллотти , Альфонсо де Портаго , Луиджи Муссо , Питер Коллинз , Вольфганг фон Трипс , Лоренцо Бандини и Игнацио Джунти . Хотя такое большое число погибших не было чем-то необычным в автоспорте того времени, ватиканская газета L'Osservatore Romano описывала Феррари как нечто подобное богу Сатурну , который поглотил своих собственных сыновей. В защиту Ferrari современный гонщик Формулы-1 Стирлинг Мосс прокомментировал: «Я не могу вспомнить ни одного случая, когда жизнь водителя (Ferrari) была бы лишена жизни из-за механической неисправности». [31]

На публике Феррари старался выразить признательность гонщикам, которые рисковали своей жизнью ради его команды, настаивая на том, что похвала должна быть поровну разделена между автомобилем и гонщиком за любую выигранную гонку. Однако его давний друг и бухгалтер компании Карло Бензи рассказал, что в частном порядке Феррари говорил, что «автомобиль был причиной любого успеха». [32]

После смерти Джузеппе Кампари в 1933 году и Альберто Аскари в 1955 году, с которыми у него были крепкие личные отношения, он решил не приближаться слишком близко к своим водителям из страха причинить себе эмоциональный вред. Позже он уступил свою позицию и очень сблизился с Клэем Регаццони и особенно с Жилем Вильнёвом . [33] [34]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Энцо Феррари вел замкнутый образ жизни и редко давал интервью. Он редко покидал Модену и Маранелло и никогда не ездил ни на какие Гран-при за пределами Италии после 1950-х годов. Его обычно видели на Гран-при в Монце , недалеко от Милана, и Имоле , недалеко от завода Феррари, где трасса была названа в честь покойного Дино. [35] Его последняя известная поездка за границу состоялась в 1982 году, когда он отправился в Париж, чтобы добиться компромисса между враждующими сторонами FISA и FOCA . Он никогда не летал на самолете и никогда не заходил в лифт . [36]

Феррари познакомился со своей будущей женой Лаурой Доменикой Гарелло ( ок. 1900–1978 ) в Турине. Они прожили вместе два года и поженились 28 апреля 1923 года. [37] [38] Согласно книге Брока Йейтса 1991 года « Энцо Феррари: Человек и машина» , Феррари женился, чтобы поддерживать внешний вид ради своей карьеры, поскольку развод не одобрялся в преимущественно католической Италии, и стремился к сексуальным завоеваниям не столько для удовольствия, сколько для для удовлетворения своего эго. По словам Йейтса, Феррари однажды заметил гоночному менеджеру Ромоло Тавони, что «мужчина всегда должен иметь две жены», и в какой-то момент в 1961 году, когда он встречался с тремя женщинами одновременно, он написал: «Я убежден, что, когда мужчина рассказывает женщину, которую он любит, он имеет в виду лишь то, что желает ее и что единственная совершенная любовь в этом мире — это любовь отца к своему сыну», — комментарий, сделанный через несколько лет после смерти его первого сына. [37]

Дино Феррари , 15 лет, и его отец Энцо Феррари, фотография 1947 года.

Единственный сын Феррари и Лауры, Альфредо «Дино» , родившийся в 1932 году и воспитанный как преемник Энцо, страдал от плохого здоровья и умер от мышечной дистрофии в 1956 году. [39] По данным журнала Time , любовь Феррари и Лоры к сыну — это то, что держало их вместе. Хотя Дино никогда не участвовал в гонках, его отец предоставил ему парк автомобилей, на которых он участвовал в гонках для удовольствия. Он также проектировал детали двигателя, будучи прикованным к постели. Феррари и Лаура оставались в браке до ее смерти в 1978 году. Джон Никас, писатель и эксперт по истории автомобилей, основавший Зал славы британских спортивных автомобилей, сказал о Феррари: «Его настоящей любовью в жизни были гонки и Дино». [37]

У Энцо родился второй сын, Пьеро , от его любовницы Лины Ларди в 1945 году. Поскольку развод был незаконным в Италии до 1970 года, Пьеро можно было признать сыном Энцо только после смерти Лауры в 1978 году. Существование Пьеро Ларди держалось в секрете, известном только несколько доверенных лиц его отца. По словам Йейтса, «нет сомнений в том, что в какой-то момент в конце 1950-х Лаура Феррари открыла для себя вторую жизнь своего мужа» и открыто высмеяла его как «ублюдка», когда увидела его на фабрике. После смерти Лауры Феррари усыновил Пьеро, который взял имя Пьеро Ларди Феррари. По состоянию на 2023 год он является вице-председателем компании. [37] [40] и владеет 10% акций. [40] Пьеро рассказал газете Los Angeles Times, что Майкла Манна биографический фильм «Феррари» 2023 года был точен, в частности, в изображении стремления его отца: «Мой отец был человеком, который всегда смотрел вперед, двигался вперед и никогда не возвращался назад». [37]

Феррари был удостоен звания Кавальера дель Лаворо в 1952 году, чтобы добавить к его почестям Кавалера и Коммендатора 1920-х годов. Он также получил несколько почетных степеней, в том числе премию Хаммаршельда в 1962 году, премию Колумба в 1965 году и премию Де Гаспери в 1987 году. Он был посмертно занесен в Международный зал славы автоспорта (1994 г.). [41] и Зал автомобильной славы (2000 г.). [42]

Феррари умер 14 августа 1988 года в Маранелло в возрасте 90 лет от лейкемии . Поскольку он был частным лицом и опасался народных протестов из-за того, что команда Феррари проигрывала Макларену во всех гонках сезона 1988 года , Энцо выразил пожелание, чтобы о его смерти сообщалось в средствах массовой информации только в 1988 году. 16 августа, на следующий день после его похорон (на свидетелях только его семьи) 15 августа. Незадолго до своей смерти он стал свидетелем запуска Ferrari F40 , который был посвящен как символ его достижений. В 2002 году Ferrari начала производство Ferrari Enzo , названного в честь его основателя. [43]

Гран -при Италии состоялся всего через несколько недель после смерти Феррари, и в результате Феррари финишировала со счетом 1–2: австриец Герхард Бергер опередил домашнего итальянца и уроженца Милана Микеле Альборето ; это была единственная гонка, которую McLaren не выиграла в том сезоне. После смерти Феррари команда Scuderia Ferrari продолжает добиваться успеха. Команда выигрывала Кубок конструкторов каждый год с 1999 по 2004 год , а также в 2007 и 2008 годах . Михаэль Шумахер выигрывал чемпионат мира среди пилотов со Scuderia Ferrari каждый год с 2000 по 2004 год , а Кими Райкконен выигрывал титул с командой в 2007 году . [44] [45] [46]

Гоночный рекорд

[ редактировать ]

Победы в Гран-при

[ редактировать ]
Год Гран-при Расположение Машина
1923 Италия Трасса Савио Равенна Альфа Ромео РЛ ТФ
1924 Италия Трасса Савио Равенна Альфа Ромео РЛ СС
Италия Трасса Полесине Полесине Альфа Ромео РЛ СС
Италия Кубок Асербо Пескара Альфа Ромео РЛ ТФ
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ ИТ, Генеральный секретариат Президента Республики – Системная служба. «Официальный сайт Президента Республики» . quirinale.it . Проверено 30 декабря 2016 г.
  2. ^ «Сон Энцо» . Феррари.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
  3. ^ «Энцо Феррари» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 28 июня 2024 г.
  4. ^ «Свидетельство о рождении Энцо Феррари у предков. Италия, Модена, гражданское состояние (государственный архив), 1806-1942» . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 17 октября 2018 г.
  5. ^ «Музей Энцо Феррари в Модене» . Феррари.com . Феррари . Проверено 4 июля 2024 г.
  6. ^ Уильямс с. 9–10
  7. ^ «Энцо Феррари (I)» . IMDB . Проверено 18 ноября 2012 г.
  8. ^ Фразы Энцо Феррари Frasimania.it
  9. ^ «История Энцо» . Феррари GT - ru-EN . 8 сентября 2015 г.
  10. ^ «Энцо Феррари, пилот — Амарспорт» . Icon Wheels (на итальянском языке). 5 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  11. ^ Бакленд, Дэмиен (4 февраля 2015 г.). Коллекционные издания: Ferrari в Формуле-1 . Лулу Пресс, Inc. ISBN  9781326174880 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  12. ^ «Отцы автомобилестроения: Энцо Феррари в центре внимания» . АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЛОГ CAMISASCA . Camisasca Automotive Manufacturing, Inc. 9 июля 2020 г. Проверено 9 июля 2020 г.
  13. ^ Фрэнкс, Н. (2000). Асы Ньюпора Первой мировой войны. Osprey Publishing, 2000. ISBN   1-85532-961-1 , ISBN   978-1-85532-961-4
  14. ^ «ДЕБЮТ СКАРУЮЩЕЙ ЛОШАДИ» . Журнал Феррари . Феррари СпА . Проверено 2 апреля 2019 г.
  15. ^ «Гран-при Германии 1935 года» . Мотоспорт . Журнал автоспорта.
  16. ^ Мачадо, Луис (12 мая 2023 г.). «История Феррари» . Автомобильный музей Петерсена . Проверено 12 мая 2023 г.
  17. ^ «Ferrari впервые и единственное выступление на Indy 500 в 1952 году» . Автонеделя . Херст Цифровые Медиа . Проверено 22 апреля 2016 г.
  18. ^ Дэвид, Дэвид (10 сентября 2010 г.). «Милле Милья 1957» . Дайджест спортивных автомобилей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 марта 2024 г.
  19. ^ это: Автоспринт
  20. ^ «Серджио Скальетти скончался в возрасте 91 года» . Онкарс Индия. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
  21. ^ Макдонаф, Эд (ноябрь 2008 г.). «Дорога в никуда - бывший Фил Хилл 1963 ATS F1». Винтажный гоночный автомобиль . 11 (11): 38–48.
  22. ^ «Тавони и увольнение менеджеров в 1961 году» . 23 октября 2016 г.
  23. ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  24. ^ «НОВОСТИ КОМПАНИИ; Fiat повышает долю в Ferrari до 90%» . Нью-Йорк Таймс . 8 сентября 1988 года.
  25. ^ «Фаворитка Энцо — Жиль Вильнёв» . Автомобильный дроссель . 2 января 2017 года . Проверено 13 августа 2021 г.
  26. ^ Маклаухлан, Билл (август 2003 г.). — Так же хорошо, как Нуволари? . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 13 августа 2021 г.
  27. ^ «Великие поединки Формулы 1» . autosprint.corrieredellosport.it . 16 сентября 2019 г.
  28. ^ Нунциа Маникарди, Этот дьявольский Феррари , Koinè Nuove Edizioni, Модена, 2000 г.
  29. ^ «Гран-при Австралии Фостера — РЕЗУЛЬТАТ ГОНКИ» . Ф1 . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1.
  30. ^ Гушу, Тед (1 марта 2016 г.). «Марио Андретти об Энцо Феррари, Колине Чепмене и детстве на гоночной трассе • Petrolicious» . Petrolicious.com . Проверено 2 августа 2022 г.
  31. ^ «Энцо Феррари – великое вдохновение» . sfcriga.com . Проверено 22 апреля 2024 г.
  32. Данн, Джозеф, Легенды: напишите его легенду красным цветом , The Sunday Times, 18 января 2004 г.
  33. ^ "r/formula1 - Энцо Феррари обнимает Жиля Вильнёва" . реддит . 6 августа 2018 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  34. ^ «Фоторепортаж: Когда Энцо посмеялся с Жилем» . журнал.ferrari.com . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  35. ^ Ноубл, Джонатон и Хьюз, Марк. Гонки Формулы-1 для чайников (John Wiley & Sons, 2004), стр.81.
  36. ^ «Подкаст F1 Beyond The Grid с бывшим президентом Ferrari Лукой Ди Монтедземоло» . Формула 1® . Проверено 2 апреля 2019 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д и Ваксман, Оливия Б. (25 декабря 2023 г.). «Правдивая история Феррари Майкла Манна » . Время . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
  38. ^ Уильямс, с. 28
  39. ^ Причард, Энтони (2009). Феррари: Мужчины из Маранелло . Издательство Хейнс. п. 98. ИСБН  978-1-84425-414-9 .
  40. ^ Jump up to: а б Причард, Энтони (2009). Феррари: Мужчины из Маранелло . Издательство Хейнс. п. 100. ИСБН  978-1-84425-414-9 .
  41. ^ «Международный зал славы автоспорта» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. 8 мая 1994 года . Проверено 8 мая 2001 г.
  42. ^ Шахини, Алекс (28 июля 2022 г.). «Ферручио Ламборгини присоединяется к Энцо Феррари в Зале автомобильной славы» . АвтомобильМаг За . АвтомобильМаг . Проверено 28 июля 2022 г.
  43. ^ Ингрэм, Энтони. «Феррари Энцо: история, отзывы и характеристики значка» . Журнал Эво . ООО "Автовиа" . Проверено 4 декабря 2020 г.
  44. ^ Эммерсон, Гэри (29 августа 2004 г.). «Анализ: Шумахер завоевал седьмой титул, с чего все началось» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 16 апреля 2004 г.
  45. ^ Генри, Алан (21 октября 2007 г.). «Гамильтон терпит неудачу в борьбе за титул» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 октября 2014 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
  46. ^ «Гамильтон завоевал титул чемпиона благодаря замечательному финишу» . Хранитель . 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2023 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
  47. ^ Энтони Д'Алессандро; Майк Флеминг-младший (8 марта 2017 г.). «Майкл Манн редактирует Ferrari с Хью Джекманом и Нуми Рапас» . Крайний срок . Проверено 8 марта 2017 г.
  48. ^ Уайзман, Андреас; Кролл, Джастин (9 февраля 2022 г.). «Адам Драйвер, Пенелопа Крус и Шейлин Вудли сыграют главные роли в страстном проекте Майкла Манна «Феррари»; STX подписывает крупную сделку на внутреннем рынке и осуществляет международную сделку - EFM» . Крайний срок . Проверено 10 февраля 2022 г.
  49. ^ «Себулан Энцо Феррари Тиада, Рейнкарнаси-ла Месут Озил?» . Отопласа (на индонезийском языке). 12 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
  • Феррари, Энцо (1964). Мои ужасные радости: Мемуары Энцо Феррари . Издательство Макмиллан.
  • Феррари, Энцо (1985). Пилоты, какие люди ... Продолжайте редактировать.
  • Даль Монте, Лука (2018). Энцо Феррари. Власть, политика и создание автомобильной империи . Издательство Дэвида Булла.
  • Лабан, Брайан (2002). Полная история Феррари . Издательство Паррагон.
  • Шлейфер, Джей (1992). Крутая классика: Феррари . Издательство Макмиллан.
  • Йейтс, Брок (1991). Энцо Феррари: Человек, автомобили, гонки, машина . Даблдэй.
  • Уильямс, Ричард (2011). Энцо Феррари: Жизнь . Случайный дом. ISBN  978-1-4464-5037-6 .
  • Даль Монте, Лука (2024). Энцо Феррари: Полная биография иконы . Касселл. ISBN  978-1-78840-473-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 489cfb30da6320bafbba988ec863c221__1721109480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/21/489cfb30da6320bafbba988ec863c221.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Enzo Ferrari - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)