Энцо Феррари
Энцо Феррари | |
---|---|
Рожденный | Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари 18 февраля 1898 г. |
Умер | 14 августа 1988 г. Маранелло , Италия | (90 лет)
Занятия |
|
Известный | Основание Ferrari и Scuderia Ferrari. |
Супруг | Лаура Доминика Гарелло |
Партнер | Лина Ларди |
Дети | Альфредо Феррари Пьеро Феррари |
Энцо Ансельмо Джузеппе Мария Феррари Кавалер Большого креста OMRI [1] ( Итальянский: [ˈɛntso anˈsɛlmoferˈraːri ] ; 18 февраля 1898 г. [2] — 14 августа 1988) — итальянский автогонщик и предприниматель , основатель команды Scuderia Ferrari автогоночной Grand Prix , а впоследствии автомобильной марки Ferrari . Под его руководством Scuderia Ferrari при его жизни выиграла 9 чемпионатов мира среди пилотов и 8 чемпионатов мира среди конструкторов Формулы-1 . Он был широко известен как il Commendatore или il Drake — прозвище, данное британскими оппонентами английскому каперу Фрэнсису Дрейку из-за продемонстрированных Феррари способностей и решимости в достижении значительных спортивных результатов со своей небольшой компанией. В последние годы его жизни его часто называли l'Ingegnere («Инженер»), il Grande Vecchio («Великий старик»), il Cavaliere («Рыцарь»), il Mago («Волшебник»). и il Patriarca («Патриарх»). [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Энцо Феррари родился 18 февраля 1898 года в Модене , Италия, а в свидетельстве о рождении указано 20 февраля. [4] Его родителями были Альфредо Феррари и Адальджиса Бисбини; у него был старший брат Альфредо Младший (Дино). Семья жила на улице Паоло Феррари, номер 85, рядом с механической мастерской, основанной Альфредо, который работал на близлежащих железных дорогах. Сейчас это место является музеем Энцо Феррари. [5] Альфредо-старший был сыном бакалейщика из Карпи и открыл в семейном доме мастерскую по изготовлению металлических деталей. [6] Энцо вырос без формального образования. В отличие от брата, он предпочитал работать в мастерской отца и участвовал в строительстве навеса на станции Джулианова в 1914 году. У него были амбиции стать опереточным тенором, спортивным журналистом или автогонщиком. Когда ему было 10 лет, он стал свидетелем Феличе Наццаро победы на трассе Circuito di Bologna 1908 года , события, которое вдохновило его стать автогонщиком. [7] Во время Первой мировой войны служил в 3-м горно-артиллерийском полку итальянской армии . Его отец Альфредо и старший брат Альфредо-младший умерли в 1916 году в результате широко распространенной вспышки итальянского гриппа . Феррари сам серьезно заболел во время пандемии гриппа 1918 года и в результате был уволен со службы в Италии. [ нужна ссылка ]
Гоночная карьера
[ редактировать ]«Второе место – первый проигравший».
(Оригинал: «Второй — первый из проигравших».) [8]
После краха столярного бизнеса его семьи Феррари начал искать работу в автомобильной промышленности. Он безуспешно предложил свои услуги Fiat в Турине, в конце концов удовлетворившись работой водителя-испытателя в CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali), автопроизводителе в Милане, который переделывал подержанные кузова грузовиков в небольшие легковые автомобили. Позже его повысили до автогонщика, и он дебютировал на гонках Парма-Поджо ди Берчето в 1919 году, где занял четвертое место в категории трехлитровых двигателей за рулем 2,3-литрового 4-цилиндрового двигателя CMN 15/20. 23 ноября того же года он принял участие в Targa Florio , но был вынужден сойти с дистанции после того, как в топливном баке его машины возникла утечка. [9] Из-за большого количества сходов он финишировал 9-м. [10]
В 1920 году Феррари присоединился к гоночному отделу Alfa Romeo в качестве гонщика. Феррари выиграл свой первый Гран-при в 1923 году в Равенне на трассе Савио. 1924 год был для него лучшим сезоном: он одержал три победы, в том числе в Равенне , Полезине и Кубке Ачербо в Пескаре . [11] Глубоко потрясенный смертью Уго Сивоччи в 1923 году и Антонио Аскари в 1925 году, Феррари, по его признанию, продолжал участвовать в гонках вяло. В то же время у него появился вкус к организационным аспектам гонок Гран-при. После рождения сына Альфредо (Дино) в 1932 году Феррари решил уйти в отставку и сформировать команду гонщиков-суперзвезд, включая Джузеппе Кампари и Тацио Нуволари . Эта команда называлась Scuderia Ferrari (основана Энцо в 1929 году) и выступала в качестве гоночного подразделения Alfa Romeo. Команда добилась больших успехов благодаря отличным машинам, таким как Alfa Romeo P3 , и талантливым гонщикам, таким как Нуволари. Феррари ушла из соревновательного вождения, приняв участие в 41 Гран-при с рекордом в 11 побед. [12]
В этот период на машинах его команды появилась эмблема гарцующего коня. Эмблему создал и носил итальянский пилот-истребитель Франческо Баракка . Во время Первой мировой войны мать Баракки подарила сыну ожерелье с гарцующей лошадью перед взлетом. Баракка был сбит австрийским самолетом в 1918 году. [13] В память о своей смерти Феррари использовал гарцующую лошадь для создания эмблемы, которая впоследствии стала всемирно известным щитом Феррари. компании Ferrari , но впервые его увидели на заводском автомобиле Ferrari в 1947 году. Alfa Romeo Первоначально щит был установлен на гоночном автомобиле [14]
Строительство Феррари
[ редактировать ]Alfa Romeo согласилась сотрудничать с гоночной командой Ferrari до 1933 года, когда финансовые ограничения вынудили их отказаться от поддержки - решение впоследствии было отменено благодаря вмешательству Pirelli . Несмотря на качество пилотов Scuderia, команде было трудно конкурировать с Auto Union и Mercedes . Хотя немецкие производители доминировали в ту эпоху, команда Феррари одержала заметную победу в 1935 году, когда Тацио Нуволари обыграл Рудольфа Караччиолу и Бернда Розмейера на их родном поле на Гран-при Германии. [15]
В 1937 году Scuderia Ferrari была распущена, и Ferrari вернулась в гоночную команду Alfa под названием Alfa Corse . Alfa Romeo решила восстановить полный контроль над своим гоночным подразделением, сохранив Ferrari в качестве спортивного директора. После разногласий с управляющим директором Alfa Уго Гоббато Феррари ушел в 1939 году и основал Auto-Avio Costruzioni, компанию, поставляющую детали другим гоночным командам. Хотя пункт контракта ограничивал его участие в гонках или проектировании автомобилей в течение четырех лет, Феррари сумел изготовить два автомобиля для Mille Miglia 1940 года , которыми управляли Альберто Аскари и Лотарио Рангони. С началом Второй мировой войны завод Феррари был вынужден заняться военным производством для фашистского правительства Муссолини. После бомбардировки завода союзниками Феррари переехал из Модены в Маранелло . В конце войны Феррари решил начать производство автомобилей, носящих его имя, и в 1947 году основал Ferrari SpA. [16]
Энцо решил сразиться с доминирующими Alfa Romeo и участвовать в гонках со своей собственной командой. Дебют команды на открытом воздухе состоялся в Турине в 1948 году, а первая победа была одержана позже в том же году в Лаго-ди-Гарда. Первая крупная победа была одержана на гонке « 24 часа Ле-Мана» 1949 года на Ferrari 166 MM, которой управляли Луиджи Чинетти и (барон Селсдон из Шотландии) Питер Митчелл-Томсон. В 1950 году «Феррари» приняла участие в только что родившемся чемпионате мира среди пилотов и является единственной командой, которая постоянно участвует в нем с момента его создания. Феррари выиграл свой первый Гран-при чемпионата мира с Хосе Фройланом Гонсалесом в Сильверстоуне в 1951 году . Как ни странно, Энцо плакал как ребенок, когда его команда наконец победила могучую Альфетту 159 . Первый чемпионат состоялся в 1952 году с Альберто Аскари , и год спустя эта задача была повторена. В 1953 году Феррари предпринял свою единственную попытку участвовать в гонке « Индианаполис 500» , но машина, которой управлял Аскари, разбилась на 41-м круге гонки. [17]
Чтобы финансировать его гоночные усилия в Формуле-1, а также в других соревнованиях, таких как Милле Милья и Ле-Ман , компания начала продавать спортивные автомобили. [ нужна ссылка ]
Решение Ferrari продолжить участие в гонках Mille Miglia принесло компании новые победы и значительно повысило общественное признание. Однако увеличение скорости, плохие дороги и отсутствие защиты от толпы в конечном итоге обернулись катастрофой как для гонки, так и для Ferrari. Во время гонки «Милле Милья» 1957 года недалеко от города Гуидиццоло 4,0-литровый Ferrari 335 S, которым управлял Альфонсо де Портаго , ехал со скоростью 250 км/ч (160 миль в час), когда у него лопнуло колесо и он врезался в толпу на обочине дороги, в результате чего де Портаго погиб. , его штурман и девять зрителей, пятеро из которых были детьми. В ответ Энцо Феррари и Энглеберт , производитель шин, были обвинены в непредумышленном убийстве в ходе длительного уголовного преследования, которое было окончательно прекращено в 1961 году. [18]
Глубоко недовольный тем, как автоспорт освещался в итальянской прессе, в 1961 году Феррари поддержал решение болонского издателя Лучано Конти основать новое издание Autosprint . Сам Феррари регулярно писал статьи для журнала в течение нескольких лет. [19] [ циклическая ссылка ]
Многие из величайших побед Ferrari пришли в Ле-Мане (девять побед, в том числе шесть подряд в 1960–1965 годах) и в Формуле-1 в 1950-х и 1960-х годах, благодаря успехам Хуана Мануэля Фанхио (1956), Майка Хоторна (1958), и Фил Хилл (1961). [ нужна ссылка ]
Великая забастовка
[ редактировать ]Сильная личность и противоречивый стиль управления Энцо Феррари стали известны в 1962 году. После довольно слабой защиты титула чемпиона мира Фила Хилла 1961 года менеджер по продажам Джироламо Гардини вместе с менеджером Ромоло Тавони , главным инженером Карло Чити , руководителем разработки спортивных автомобилей Джотто Биццаррини и другими ключевые фигуры в компании покинули Ferrari, чтобы основать конкурирующего производителя автомобилей и гоночную команду Automobili Turismo e Sport (ATS). Компания ATS, базирующаяся в Болонье и финансируемая графом Джованни Вольпи , сумела переманить Фила Хилла и Джанкарло Багетти из Ferrari, которые в ответ продвинули таких младших инженеров, как Мауро Форгьери , Серджио Скальетти и Джампаоло Даллара . [20] и нанял Людовико Скарфиотти , Лоренцо Бандини , Вилли Майресса и Джона Сёртиса для управления его автомобилями Формулы-1. [ нужна ссылка ]
«Великая забастовка» произошла в особенно трудное время для Ferrari. По настоянию Чити компания разрабатывала новую модель на базе 250-й модели. Даже если машина будет закончена, было неясно, сможет ли она успешно участвовать в гонках. Встряска Ferrari оказалась успешной. Гоночные со средним расположением двигателя автомобили Dino заложили основу для доминирующего 250 P Форгьери с двигателем 250 . Джон Сёртиз выиграл титул чемпиона мира в 1964 году после напряженной борьбы с Джимом Кларком и Грэмом Хиллом . Дорожные автомобили Dino другие модели, такие как 275 и Daytona хорошо продавались, и на подходе были . И наоборот, ATS, после сложной кампании Формулы-1 1963 года, когда обе машины сошли с дистанции четыре раза в пяти гонках, закрылась в конце года. [21]
В 1998 году Тавони заявил в интервью, что он и остальные руководители Ferrari не ушли по своей инициативе, а были уволены из-за разногласий с Ferrari по поводу роли его жены в компании. Он сказал: «Наша ошибка заключалась в том, что мы пошли к адвокату и написали ему письмо вместо того, чтобы открыто обсудить с ним этот вопрос. Мы знали, что его жена нездорова. Мы должны были решить эту проблему по-другому». . Когда он созвал собрание, чтобы нас уволить, он уже назначил наших преемников». [22]
Слияние с Фиатом
[ редактировать ]К концу 1960-х годов растущие финансовые трудности и проблемы гонок во многих категориях, а также необходимость соответствовать новым требованиям безопасности и чистоты выбросов в атмосферу при производстве и разработке дорожных автомобилей заставили Ferrari начать поиск делового партнера. В 1969 году Феррари продал 50% своей компании Fiat SpA с оговоркой, что он сохранит 100% контроль над гоночной деятельностью и что Fiat будет выплачивать значительную субсидию до его смерти для использования на его производственных заводах в Маранелло и Модене. Ранее Ferrari предлагала Форду возможность купить фирму в 1963 году за 18 миллионов долларов США (179 139 130 долларов в долларах 2023 года). [23] ), но в конце переговоров Феррари отказался от участия, когда понял, что Форд не согласится предоставить ему независимый контроль над гоночным отделом компании. Ferrari стала акционерной компанией, и Fiat приобрел небольшую долю в 1965 году. В 1969 году Fiat увеличил свою долю до 50% компании. В 1988 году доля Fiat выросла до 90%. [24]
После соглашения с Fiat Ferrari ушел с поста управляющего директора подразделения дорожных автомобилей в 1971 году. В 1974 году Ferrari назначила Луку Кордеро ди Монтедземоло спортивным директором / менеджером команды Формулы-1. В конце концов Монтедземоло занял пост президента Ferrari в 1992 году и занимал этот пост до сентября 2014 года. Клэй Регаццони занял второе место в 1974 году, а Ники Лауда выиграл чемпионат в 1975 и 1977 годах. В 1977 году Ferrari подверглась критике в прессе за то, что заменила World World. Чемпион Лауда с новичком Жилем Вильнёвом . [25] Феррари утверждал, что агрессивный стиль вождения Вильнева напомнил ему Тацио Нуволари . [26] Эти чувства усилились после Гран-при Франции 1979 года , когда Вильнев финишировал вторым после напряженной битвы с Рене Арну . По словам технического директора Мауро Форгьери : «Когда мы вернулись в Маранелло , Феррари был в восторге. Я никогда не видел его таким счастливым из-за второго места». [27]
Автодром Модены
[ редактировать ]В начале 1970-х годов Ferrari при поддержке коллег-конструкторов Модены Maserati и Automobili Stanguellini потребовала, чтобы городской совет Модены и Автомобильный клуб Италии модернизировали автодром Модены , мотивируя это тем, что гоночная трасса устарела и не подходит для испытаний современных гоночных автомобилей. . Первоначально это предложение обсуждалось с интересом, но в конечном итоге застопорилось из-за отсутствия политической воли. Затем Феррари приступил к покупке земли, прилегающей к его заводу, и построил трассу Фиорано , 3-километровую трассу, которая до сих пор используется для испытаний гоночных и дорожных автомобилей Ferrari. [28]
Последние годы
[ редактировать ]После того, как Джоди Шектер выиграл титул в 1979 году, команда пережила катастрофическую кампанию 1980 года. В 1981 году Феррари попытался возродить успех своей команды, перейдя на турбодвигатели. В 1982 году второй Ferrari с турбодвигателем, 126C2, подавал большие надежды. Однако гонщик Жиль Вильнев погиб в результате несчастного случая во время последней сессии свободных тренировок Гран-при Бельгии в Зольдере в мае. В августе в Хоккенхайме карьера его товарища по команде Дидье Пирони оборвалась из-за жестокого переворота на туманной спине сразу после столкновения с Renault F1, управляемым Аленом Простом . Пирони в то время лидировал в чемпионате среди пилотов; он потеряет лидерство и чемпионство на пять очков, поскольку пропустит оставшиеся пять гонок. Скудерия выиграла Кубок конструкторов в конце сезона и в 1983 году, а гонщик Рене Арну боролся за чемпионство до самой последней гонки. Микеле Альборето финишировал вторым в 1985 году, но команда больше не увидит чемпионской славы до смерти Феррари в 1988 году. Последняя победа в гонке, которую Феррари одержал перед своей смертью, произошла, когда Герхард Бергер и Альборето завершили финальный раунд сезона 1987 года в Австралии со счетом 1–2 . [29]
Споры об автогонках и менеджменте
[ редактировать ]Стиль управления Феррари был авторитарным, и он, как известно, настраивал гонщиков друг против друга в надежде улучшить их результаты. Некоторые критики полагают, что Феррари намеренно усиливал психологическое давление на своих гонщиков, поощряя внутрикомандное соперничество и создавая атмосферу острой конкуренции за позицию гонщика номер один. «Он думал, что психологическое давление приведет к лучшим результатам для гонщиков», - сказал пилот команды Ferrari Тони Брукс . «Он ожидал, что водитель выйдет за разумные пределы… Вы можете водить машину на максимуме своих возможностей, но как только вы начинаете настраивать себя на то, что, по вашему мнению, не в ваших силах, это становится глупо. достаточно опасности в то время, не выходя за пределы». По словам Марио Андретти , «[Ferrari] просто требовала результатов. Но он был парнем, который также понимал, когда у машин были недостатки. Он выбрасывал машину и все такое. Он знал и видел это. У него не было другого интереса к жизни, кроме автоспорта и всех его тонкостей. Во многих отношениях его несколько неправильно понимали, потому что он был очень требовательным. , такой жесткий со всеми, но в конце концов он был прав. И именно поэтому ты питал к нему такое уважение». [30]
В период с 1955 по 1971 год восемь водителей Ferrari погибли за рулем гоночных автомобилей Ferrari: Альберто Аскари , Эухенио Кастеллотти , Альфонсо де Портаго , Луиджи Муссо , Питер Коллинз , Вольфганг фон Трипс , Лоренцо Бандини и Игнацио Джунти . Хотя такое большое число погибших не было чем-то необычным в автоспорте того времени, ватиканская газета L'Osservatore Romano описывала Феррари как нечто подобное богу Сатурну , который поглотил своих собственных сыновей. В защиту Ferrari современный гонщик Формулы-1 Стирлинг Мосс прокомментировал: «Я не могу вспомнить ни одного случая, когда жизнь водителя (Ferrari) была бы лишена жизни из-за механической неисправности». [31]
На публике Феррари старался выразить признательность гонщикам, которые рисковали своей жизнью ради его команды, настаивая на том, что похвала должна быть поровну разделена между автомобилем и гонщиком за любую выигранную гонку. Однако его давний друг и бухгалтер компании Карло Бензи рассказал, что в частном порядке Феррари говорил, что «автомобиль был причиной любого успеха». [32]
После смерти Джузеппе Кампари в 1933 году и Альберто Аскари в 1955 году, с которыми у него были крепкие личные отношения, он решил не приближаться слишком близко к своим водителям из страха причинить себе эмоциональный вред. Позже он уступил свою позицию и очень сблизился с Клэем Регаццони и особенно с Жилем Вильнёвом . [33] [34]
Личная жизнь
[ редактировать ]Энцо Феррари вел замкнутый образ жизни и редко давал интервью. Он редко покидал Модену и Маранелло и никогда не ездил ни на какие Гран-при за пределами Италии после 1950-х годов. Его обычно видели на Гран-при в Монце , недалеко от Милана, и Имоле , недалеко от завода Феррари, где трасса была названа в честь покойного Дино. [35] Его последняя известная поездка за границу состоялась в 1982 году, когда он отправился в Париж, чтобы добиться компромисса между враждующими сторонами FISA и FOCA . Он никогда не летал на самолете и никогда не заходил в лифт . [36]
Феррари познакомился со своей будущей женой Лаурой Доменикой Гарелло ( ок. 1900–1978 ) в Турине. Они прожили вместе два года и поженились 28 апреля 1923 года. [37] [38] Согласно книге Брока Йейтса 1991 года « Энцо Феррари: Человек и машина» , Феррари женился, чтобы поддерживать внешний вид ради своей карьеры, поскольку развод не одобрялся в преимущественно католической Италии, и стремился к сексуальным завоеваниям не столько для удовольствия, сколько для для удовлетворения своего эго. По словам Йейтса, Феррари однажды заметил гоночному менеджеру Ромоло Тавони, что «мужчина всегда должен иметь две жены», и в какой-то момент в 1961 году, когда он встречался с тремя женщинами одновременно, он написал: «Я убежден, что, когда мужчина рассказывает женщину, которую он любит, он имеет в виду лишь то, что желает ее и что единственная совершенная любовь в этом мире — это любовь отца к своему сыну», — комментарий, сделанный через несколько лет после смерти его первого сына. [37]
Единственный сын Феррари и Лауры, Альфредо «Дино» , родившийся в 1932 году и воспитанный как преемник Энцо, страдал от плохого здоровья и умер от мышечной дистрофии в 1956 году. [39] По данным журнала Time , любовь Феррари и Лоры к сыну — это то, что держало их вместе. Хотя Дино никогда не участвовал в гонках, его отец предоставил ему парк автомобилей, на которых он участвовал в гонках для удовольствия. Он также проектировал детали двигателя, будучи прикованным к постели. Феррари и Лаура оставались в браке до ее смерти в 1978 году. Джон Никас, писатель и эксперт по истории автомобилей, основавший Зал славы британских спортивных автомобилей, сказал о Феррари: «Его настоящей любовью в жизни были гонки и Дино». [37]
У Энцо родился второй сын, Пьеро , от его любовницы Лины Ларди в 1945 году. Поскольку развод был незаконным в Италии до 1970 года, Пьеро можно было признать сыном Энцо только после смерти Лауры в 1978 году. Существование Пьеро Ларди держалось в секрете, известном только несколько доверенных лиц его отца. По словам Йейтса, «нет сомнений в том, что в какой-то момент в конце 1950-х Лаура Феррари открыла для себя вторую жизнь своего мужа» и открыто высмеяла его как «ублюдка», когда увидела его на фабрике. После смерти Лауры Феррари усыновил Пьеро, который взял имя Пьеро Ларди Феррари. По состоянию на 2023 год он является вице-председателем компании. [37] [40] и владеет 10% акций. [40] Пьеро рассказал газете Los Angeles Times, что Майкла Манна биографический фильм «Феррари» 2023 года был точен, в частности, в изображении стремления его отца: «Мой отец был человеком, который всегда смотрел вперед, двигался вперед и никогда не возвращался назад». [37]
Феррари был удостоен звания Кавальера дель Лаворо в 1952 году, чтобы добавить к его почестям Кавалера и Коммендатора 1920-х годов. Он также получил несколько почетных степеней, в том числе премию Хаммаршельда в 1962 году, премию Колумба в 1965 году и премию Де Гаспери в 1987 году. Он был посмертно занесен в Международный зал славы автоспорта (1994 г.). [41] и Зал автомобильной славы (2000 г.). [42]
Смерть
[ редактировать ]Феррари умер 14 августа 1988 года в Маранелло в возрасте 90 лет от лейкемии . Поскольку он был частным лицом и опасался народных протестов из-за того, что команда Феррари проигрывала Макларену во всех гонках сезона 1988 года , Энцо выразил пожелание, чтобы о его смерти сообщалось в средствах массовой информации только в 1988 году. 16 августа, на следующий день после его похорон (на свидетелях только его семьи) 15 августа. Незадолго до своей смерти он стал свидетелем запуска Ferrari F40 , который был посвящен как символ его достижений. В 2002 году Ferrari начала производство Ferrari Enzo , названного в честь его основателя. [43]
Гран -при Италии состоялся всего через несколько недель после смерти Феррари, и в результате Феррари финишировала со счетом 1–2: австриец Герхард Бергер опередил домашнего итальянца и уроженца Милана Микеле Альборето ; это была единственная гонка, которую McLaren не выиграла в том сезоне. После смерти Феррари команда Scuderia Ferrari продолжает добиваться успеха. Команда выигрывала Кубок конструкторов каждый год с 1999 по 2004 год , а также в 2007 и 2008 годах . Михаэль Шумахер выигрывал чемпионат мира среди пилотов со Scuderia Ferrari каждый год с 2000 по 2004 год , а Кими Райкконен выигрывал титул с командой в 2007 году . [44] [45] [46]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Победы в Гран-при
[ редактировать ]Год | Гран-при | Расположение | Машина |
---|---|---|---|
1923 | Трасса Савио | Равенна | Альфа Ромео РЛ ТФ |
1924 | Трасса Савио | Равенна | Альфа Ромео РЛ СС |
Трасса Полесине | Полесине | Альфа Ромео РЛ СС | |
Кубок Асербо | Пескара | Альфа Ромео РЛ ТФ |
В популярной культуре
[ редактировать ]- Фильм 2003 года «Феррари» был основан на его жизни. Его изображает Серджио Кастеллитто .
- Аугусто Даллара сыграл Энцо в эпизодической роли в фильме « Гонка» 2013 года .
- В ноябрьском фильме 2019 года «Форд против Феррари » Феррари сыграл итальянский актер Ремо Джироне .
- Гэбриэл Бирн сыграл Энцо Феррари в фильме 2022 года « Ламборгини: Человек, стоящий за легендой» .
- Фильм 2023 года «Феррари» основан на его жизни. Его играет Адам Драйвер , заменивший Кристиана Бэйла и Хью Джекмана , также рассматриваемых на эту роль. [47] [48]
- популярна шутка Среди любителей футбольных ассоциаций о том, что немецкий футболист Месут Озил является реинкарнацией Энцо Феррари. Озил поразительно похож на Феррари и родился через два месяца после смерти Феррари. [49]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ИТ, Генеральный секретариат Президента Республики – Системная служба. «Официальный сайт Президента Республики» . quirinale.it . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ «Сон Энцо» . Феррари.com . Проверено 21 февраля 2024 г.
- ^ «Энцо Феррари» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия, Inc. Проверено 28 июня 2024 г.
- ^ «Свидетельство о рождении Энцо Феррари у предков. Италия, Модена, гражданское состояние (государственный архив), 1806-1942» . Архивировано из оригинала 22 октября 2017 года . Проверено 17 октября 2018 г.
- ^ «Музей Энцо Феррари в Модене» . Феррари.com . Феррари . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Уильямс с. 9–10
- ^ «Энцо Феррари (I)» . IMDB . Проверено 18 ноября 2012 г.
- ^ Фразы Энцо Феррари Frasimania.it
- ^ «История Энцо» . Феррари GT - ru-EN . 8 сентября 2015 г.
- ^ «Энцо Феррари, пилот — Амарспорт» . Icon Wheels (на итальянском языке). 5 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Бакленд, Дэмиен (4 февраля 2015 г.). Коллекционные издания: Ferrari в Формуле-1 . Лулу Пресс, Inc. ISBN 9781326174880 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Отцы автомобилестроения: Энцо Феррари в центре внимания» . АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЛОГ CAMISASCA . Camisasca Automotive Manufacturing, Inc. 9 июля 2020 г. Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Фрэнкс, Н. (2000). Асы Ньюпора Первой мировой войны. Osprey Publishing, 2000. ISBN 1-85532-961-1 , ISBN 978-1-85532-961-4
- ^ «ДЕБЮТ СКАРУЮЩЕЙ ЛОШАДИ» . Журнал Феррари . Феррари СпА . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ «Гран-при Германии 1935 года» . Мотоспорт . Журнал автоспорта.
- ^ Мачадо, Луис (12 мая 2023 г.). «История Феррари» . Автомобильный музей Петерсена . Проверено 12 мая 2023 г.
- ^ «Ferrari впервые и единственное выступление на Indy 500 в 1952 году» . Автонеделя . Херст Цифровые Медиа . Проверено 22 апреля 2016 г.
- ^ Дэвид, Дэвид (10 сентября 2010 г.). «Милле Милья 1957» . Дайджест спортивных автомобилей . Архивировано из оригинала 28 декабря 2023 года . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ это: Автоспринт
- ^ «Серджио Скальетти скончался в возрасте 91 года» . Онкарс Индия. Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Макдонаф, Эд (ноябрь 2008 г.). «Дорога в никуда - бывший Фил Хилл 1963 ATS F1». Винтажный гоночный автомобиль . 11 (11): 38–48.
- ^ «Тавони и увольнение менеджеров в 1961 году» . 23 октября 2016 г.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ «НОВОСТИ КОМПАНИИ; Fiat повышает долю в Ferrari до 90%» . Нью-Йорк Таймс . 8 сентября 1988 года.
- ^ «Фаворитка Энцо — Жиль Вильнёв» . Автомобильный дроссель . 2 января 2017 года . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ Маклаухлан, Билл (август 2003 г.). — Так же хорошо, как Нуволари? . Журнал «Автомобильный спорт» . Проверено 13 августа 2021 г.
- ^ «Великие поединки Формулы 1» . autosprint.corrieredellosport.it . 16 сентября 2019 г.
- ^ Нунциа Маникарди, Этот дьявольский Феррари , Koinè Nuove Edizioni, Модена, 2000 г.
- ^ «Гран-при Австралии Фостера — РЕЗУЛЬТАТ ГОНКИ» . Ф1 . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1.
- ^ Гушу, Тед (1 марта 2016 г.). «Марио Андретти об Энцо Феррари, Колине Чепмене и детстве на гоночной трассе • Petrolicious» . Petrolicious.com . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ «Энцо Феррари – великое вдохновение» . sfcriga.com . Проверено 22 апреля 2024 г.
- ↑ Данн, Джозеф, Легенды: напишите его легенду красным цветом , The Sunday Times, 18 января 2004 г.
- ^ "r/formula1 - Энцо Феррари обнимает Жиля Вильнёва" . реддит . 6 августа 2018 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ «Фоторепортаж: Когда Энцо посмеялся с Жилем» . журнал.ferrari.com . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Ноубл, Джонатон и Хьюз, Марк. Гонки Формулы-1 для чайников (John Wiley & Sons, 2004), стр.81.
- ^ «Подкаст F1 Beyond The Grid с бывшим президентом Ferrari Лукой Ди Монтедземоло» . Формула 1® . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ваксман, Оливия Б. (25 декабря 2023 г.). «Правдивая история Феррари Майкла Манна » . Время . Архивировано из оригинала 26 декабря 2023 года . Проверено 26 декабря 2023 г.
- ^ Уильямс, с. 28
- ^ Причард, Энтони (2009). Феррари: Мужчины из Маранелло . Издательство Хейнс. п. 98. ИСБН 978-1-84425-414-9 .
- ^ Jump up to: а б Причард, Энтони (2009). Феррари: Мужчины из Маранелло . Издательство Хейнс. п. 100. ИСБН 978-1-84425-414-9 .
- ^ «Международный зал славы автоспорта» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. 8 мая 1994 года . Проверено 8 мая 2001 г.
- ^ Шахини, Алекс (28 июля 2022 г.). «Ферручио Ламборгини присоединяется к Энцо Феррари в Зале автомобильной славы» . АвтомобильМаг За . АвтомобильМаг . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Ингрэм, Энтони. «Феррари Энцо: история, отзывы и характеристики значка» . Журнал Эво . ООО "Автовиа" . Проверено 4 декабря 2020 г.
- ^ Эммерсон, Гэри (29 августа 2004 г.). «Анализ: Шумахер завоевал седьмой титул, с чего все началось» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 16 апреля 2004 г.
- ^ Генри, Алан (21 октября 2007 г.). «Гамильтон терпит неудачу в борьбе за титул» . Хранитель . Архивировано из оригинала 5 октября 2014 года . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ «Гамильтон завоевал титул чемпиона благодаря замечательному финишу» . Хранитель . 2 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 31 октября 2023 г. Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Энтони Д'Алессандро; Майк Флеминг-младший (8 марта 2017 г.). «Майкл Манн редактирует Ferrari с Хью Джекманом и Нуми Рапас» . Крайний срок . Проверено 8 марта 2017 г.
- ^ Уайзман, Андреас; Кролл, Джастин (9 февраля 2022 г.). «Адам Драйвер, Пенелопа Крус и Шейлин Вудли сыграют главные роли в страстном проекте Майкла Манна «Феррари»; STX подписывает крупную сделку на внутреннем рынке и осуществляет международную сделку - EFM» . Крайний срок . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ «Себулан Энцо Феррари Тиада, Рейнкарнаси-ла Месут Озил?» . Отопласа (на индонезийском языке). 12 июля 2020 года. Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 8 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Феррари, Энцо (1964). Мои ужасные радости: Мемуары Энцо Феррари . Издательство Макмиллан.
- Феррари, Энцо (1985). Пилоты, какие люди ... Продолжайте редактировать.
- Даль Монте, Лука (2018). Энцо Феррари. Власть, политика и создание автомобильной империи . Издательство Дэвида Булла.
- Лабан, Брайан (2002). Полная история Феррари . Издательство Паррагон.
- Шлейфер, Джей (1992). Крутая классика: Феррари . Издательство Макмиллан.
- Йейтс, Брок (1991). Энцо Феррари: Человек, автомобили, гонки, машина . Даблдэй.
- Уильямс, Ричард (2011). Энцо Феррари: Жизнь . Случайный дом. ISBN 978-1-4464-5037-6 .
- Даль Монте, Лука (2024). Энцо Феррари: Полная биография иконы . Касселл. ISBN 978-1-78840-473-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Гран-при — Зал славы. Архивировано 5 июня 2011 года в Wayback Machine , Энцо Феррари.
- Биография GrandPrix.com
- Энцо Феррари предприниматель
- Энцо Феррари
- 1898 рождений
- 1988 смертей
- Люди Альфа Ромео
- Автомобильные бизнесмены
- Бизнесмены из Модены
- Люди Феррари
- Владельцы команд Формулы-1
- Пилоты Гран-при
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Персонал итальянской армии
- Итальянские пионеры автомобилестроения
- Итальянские основатели автопроизводителей
- Итальянские военнослужащие Первой мировой войны
- Итальянские автоспортсмены
- Итальянские автогонщики
- Кавалеры Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Спортсмены из Модены