Чемпионат мира Формулы-1 2003 года.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |





Чемпионат мира Формулы-1 2003 года — 57-й сезон FIA Формулы-1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 2003 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 2003 года, которые проводились одновременно в серии из шестнадцати гонок, которая началась 9 марта и завершилась 12 октября.
Действующие чемпионы Михаэль Шумахер и Скудерия Феррари снова были награждены чемпионатом мира среди пилотов и чемпионатом мира среди конструкторов соответственно. [1] Ближайшими конкурентами Шумахера были Кими Райкконен , выступавший за McLaren , и Хуан Пабло Монтойя , выступавший за Williams . Это был шестой титул чемпиона мира среди пилотов Шумахера, побивший Хуана Мануэля Фанхио 46-летний рекорд .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA Формулы-1 чемпионате мира 2003 года .
† Все двигатели должны были иметь десять цилиндров и объем двигателя не более 3000 куб.см. [6] и все они имели конфигурацию V10 . [7]
Пятничные водители
[ редактировать ]В течение сезона три конструктора участвовали в гонках только по пятницам.
Конструктор | Пятничные водители | |||
---|---|---|---|---|
Нет. | Имя водителя | Раунды | ||
Рено | 34 | ![]() | 1–9, 11–16 | |
44 | ![]() | 10 | ||
Джордан – Форд | 36 | ![]() ![]() ![]() | 12–13 15 16 | |
Минарди – Косворт | 39 | ![]() ![]() | 4 12–16 |
Изменения в команде
[ редактировать ]- не смогла завершить сезон 2002 года из-за финансовых трудностей, После того, как команда «Эрроуз» заявка на допуск к участию в чемпионате 2003 года была отклонена FIA до даты начала сезона. FIA публично не назвала никаких причин, и Arrows впоследствии закрылась после 25 лет в Формуле-1 с 1978 года .
- Джордан перешел на двигатели Ford в 2003 году, после того как их предыдущие поставщики, Honda , решили сосредоточиться на партнерстве с BAR . Контракт Джордана с японским производителем двигателей должен был истечь в конце сезона 2003 года, но Honda больше не желала предоставлять Джордану бесплатные двигатели. о сотрудничестве с Asiatech и возможном выкупе ею. Ходили слухи [8] хотя это оказалось не так, и когда у компании было прекращено финансирование, Asiatech закрылась. Minardi , которая использовала двигатели Asiatech в 2002 году, перешла на Cosworth в 2003 году. агрегаты
Изменения драйверов
[ редактировать ]- Фернандо Алонсо , тест-пилот команды в 2002 году, был назначен постоянным пилотом Renault , заменив Дженсона Баттона . Баттон перешел в BAR , где занял место, освобожденное Toyota направлявшимся в Оливье Панисом, . Панис присоединился к дебютанту Формулы-1 и действующему CART чемпиону Криштиану да Матте в японской команде в совершенно новом составе на 2003 год. Аллан Макниш , один из гонщиков, замененных в Toyota, подписал контракт с Renault в качестве тест-пилота, а его товарищ по команде с 2002 года Мика Сало вообще покинул Формулу-1.
- Фелипе Масса оставил свой Sauber , чтобы принять на себя обязанности тест-пилота Ferrari . Его место в Sauber занял Хайнц-Харальд Френтцен , который единожды заменил Массу на Гран-при США (к этому времени Френтцен уже был утвержден в качестве пилота Sauber на 2003 год), после того как выступал за Arrows до этого . распад команды.
- Такума Сато покинул команду Jordan , чтобы занять место нескольких других ( Энтони Дэвидсона , Даррена Мэннинга , Ре Фукуды и Патрика Лемарие ) в качестве единственного тест-пилота BAR, его заменил чемпион Formula Nippon 2002 года Ральф Фирман .
- Jaguar заменил Эдди Ирвина и Педро де ла Росу в 2003 году. Их новыми гонщиками стали Марк Уэббер , перешедший из Minardi , и дебютант Антонио Пиццония , который участвовал в международных сериях Формулы 3000 в 2002 году, одновременно выполняя обязанности тест-пилота в Williams . Освободившееся место Уэббера в Minardi занял Джастин Уилсон , выигравший международный титул Формулы-3000 в 2001 году . Контракт Алекса Юнга с Minardi от 2002 года не был продлен, и он перешел в серию CART, хотя и ненадолго, в 2003 году. В Minardi его заменил Йос Ферстаппен , который провел сезон в стороне после потери своих Arrows. поездка в Хайнц-Харальд Френтцен в 2002 году.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Джастин Уилсон из Minardi присоединился к Jaguar после Гран-при Германии , заменив неэффективного Антонио Пиццонию, которому предложили роль тест-пилота в команде, но он отказался. Позже он снова появится в качестве тест-пилота в Williams. Место Уилсона в Minardi занял датский гонщик Николас Кьеза , перешедший в Формулу-1 из Международной серии Формулы-3000.
- Ральф Фирман получил травмы в результате аварии во время тренировки в Венгрии . Его заменил Жолт Баумгартнер на Гран-при Италии, прежде чем вернуться, чтобы завершить сезон за Иорданию. Баумгартнер, еще один гонщик, участвовавший в международной серии Формулы-3000, был первым венгерским гонщиком, участвовавшим в Формуле-1.
- Ральф Шумахер не смог участвовать в гонках в Италии из-за сотрясения мозга. В Williams его заменил Марк Жене , тест-пилот команды, на этой конкретной гонке, прежде чем вернуться на следующий Гран-при.
- После череды неутешительных результатов в 2003 году Жак Вильнев его заменил в BAR тест-пилот Такума Сато решил досрочно завершить гонку первого сезона, и на Гран-при Японии . Позже Вильнев будет выступать за Renault в 2004 году в качестве запасного пилота и подпишет многолетний контракт с Sauber на 2005 год (хотя в 2006 году его заменили).
Календарь сезона
[ редактировать ]Чемпионат мира Формулы-1 2003 года проводился в следующих шестнадцати гонках:
Гран -при Бельгии, запланированный на 31 августа, был отменен из-за скандала по поводу рекламы табачных изделий, несмотря на то, что несколько гонок прошли без такой рекламы. [11]
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]- 26 июня 2002 года Всемирный совет автоспорта (WMSC) объявил, что устройство HANS («Поддержка головы и шеи») станет обязательным в Формуле 1. Это не обошлось без разногласий, поскольку многие гонщики высказали свои жалобы, в том числе Рубенс Баррикелло. , Жак Вильнев , Джастин Уилсон и Ник Хайдфельд . [12] [13]
- 26 февраля 2003 года FIA нельзя заливать или удалять топливо из автомобилей решила, что в период между квалификацией и гонкой . Такое решение было принято из соображений безопасности, поскольку это позволило избежать опасности того, что в поисках дополнительных результатов в квалификации команды будут управлять своими автомобилями таким образом, который может быть неподходящим или даже опасным на старте гонки. [14]
Сезон 2003 года примечателен тем, что стал третьим и последним сезоном, в котором полностью автоматических коробок передач и системы управления запуском было разрешено использование . Обе электронные системы помощи водителю использовались после Гран-при Испании 2001 года , но изменение технического регламента привело к тому, что FIA запретила обе системы в 2004 году . [15] Запрет на антипробуксовочную систему в конечном итоге был отложен до сезона 2008 года .
Спортивный регламент
[ редактировать ]- После печально известного решения Ferrari во время Гран-при Австрии 2002 года , предписывающего Рубенсу Баррикелло пропустить Михаэля Шумахера , любые командные приказы , которые мешали результату гонки, были запрещены, начиная с сезона 2003 года.
- только один тип шин для влажной погоды В гонках по мокрой погоде разрешалось использовать . Это сразу же вызвало обеспокоенность у поставщиков шин. [16] И после хаотичного Гран-при Бразилии , на котором гонщики пытались отменить первую квалификационную сессию [17] и когда шесть водителей столкнулись в одном повороте, это правило было отменено.
Кроме того, в сезоне 2003 года были введены новые правила, призванные повысить интерес к Формуле-1, остановить падение мировой телевизионной аудитории, которое произошло в предыдущем сезоне, и помочь облегчить финансовые трудности небольших команд:
- на один круг Квалификация была введена как способ для небольших команд получить больше внимания на телевидении. На квалификационную сессию в пятницу гонщики выйдут в текущем порядке чемпионата, чтобы определить порядок выступлений в субботу. Более быстрое время круга в пятницу означало бы для них более позднее время старта в субботу. В субботу гонщики боролись за стартовую позицию в воскресной гонке, причем самый быстрый гонщик получил поул . В обеих сессиях гонщикам удалось проехать только один круг на время. [18]
- Дополнительное пятничное тестирование на этапах Гран-при было введено в обмен на меньшее количество миль в отдельные тестовые дни. Это было сделано для того, чтобы дать небольшим командам более дешевую альтернативу этим тестовым дням, которые должны были быть запрещены в 2004 году.
- Система очков для титулов конструкторов и пилотов была изменена с 10–6–4–3–2–1 для первых шести финишеров в каждом раунде на 10–8–6–5–4–3–2–1. для первых восьми финишеров [19] в попытке приблизить борьбу за титул.
Итоги сезона
[ редактировать ]Раунды с 1 по 3
[ редактировать ]В начале сезона Ferrari была командой, которую нужно было победить, выиграв предыдущие четыре чемпионата конструкторов . Было много предположений о влиянии новых правил на их доминирование и общую форму.
В квалификации к первой гонке, Гран-при Австралии , на передовой, казалось, ничего не изменилось. Действующий чемпион среди пилотов Михаэль Шумахер стартовал с поул-позиции , рядом с ним находился его товарищ по команде Рубенс Баррикелло . Хуан Пабло Монтойя на Williams стартовал третьим, но другие пилоты Williams и McLaren (главные соперники Ferrari в 2002 году ) стартовали гораздо дальше по стартовой решетке. Так что новый формат квалификации несколько встряхнул порядок. После сильного дождя гонка началась в полумокрую погоду. Феррари стартовали на мокрых шинах , а Монтойя стартовал на сухих, как и Кими Райкконен в последнюю минуту, когда он выехал на пит-стоп в конце группового круга и, таким образом, стартовал с последнего места. В то время как Шумахер лидировал, Баррикелло вырвался на старт и получил штрафной проезд . Трасса быстро высыхала, и изменчивые условия застали некоторых врасплох: Баррикелло разбился на пятом круге, за ним последовали новички Ральф Фирман и Криштиану да Матта . После двух периодов машины безопасности последним стартовавшим Райкконен оказался лидером гонки, за ним следовали Шумахер и его товарищ по команде McLaren. Дэвид Култхард . Во втором раунде пит-стопов Ferrari вернула лидерство, а Райкконен откатился на третье место, разогнавшись по пит-лейну и получив штраф за проезд. Однако вскоре Шумахер получил повреждение от бордюрного камня и получил черно-оранжевый флаг , что вынудило его отправиться на яму для ремонта. Он опустился на четвертое место после Райкконена, пропустив подиум впервые после Гран-при Италии 2001 года . (Это также завершило серию подиумов Ferrari после Гран-при Европы 1999 года .) Именно Монтойя собирал остатки, пока он не развернулся в первом повороте и не увидел, как Култхард обогнал его и одержал победу. (Это будет последняя победа шотландца в гонке.)
На Гран-при Малайзии именно команда Renault заблокировала первый ряд. Фернандо Алонсо , будучи на тот момент самым молодым гонщиком, достигшим поул-позиции, стартовал впереди Ярно Трулли . Михаэль Шумахер стартовал третьим и попытался обогнать Трулли в первом повороте, но заставил его развернуться. Итальянец вернулся на последнее место, но Шумахеру пришлось выйти на пит-стоп для ремонта, и вдобавок он получил штраф за проезд. Его основным соперникам так же не повезло: Монтойя был сбит Jaguar пилотом Антонио Пиццониа и проиграл два круга во время замены заднего антикрыла , а Култхарду пришлось сойти с дистанции на втором круге, когда в его машине вышла из строя электроника . Райкконен лидировал, опередив Алонсо и Баррикелло. Во втором раунде пит-стопов Баррикелло занял второе место, но Райкконен остался вне конкуренции, одержал первую в карьере победу и возглавил чемпионат. Джастину Уилсону , выступавшему за Minardi , пришлось уйти в отставку, когда его устройство HANS вышло из строя и защемило его плечи, что привело к временной травме. паралич обеих рук. [13] (Он выздоровел перед следующей гонкой. [20] )
Практика Гран-при Бразилии проходила в проливных погодных условиях. В квалификации ситуация не изменилась, и большинство гонщиков подписали петицию, обязывающую FIA отменить сессию, если состояние трассы не улучшится. [21] Однако когда дождь утих, сессия продолжилась, как и планировалось. [22] Вторая квалификационная сессия в субботу прошла в теплых и сухих условиях. Рубенс Баррикелло добился поул-позиции в составе Ferrari. За ним стоял Дэвид Култхард из McLaren и неожиданный Марк Уэббер из Jaguar. В воскресенье дождь возобновился, и даже в условиях машины безопасности водителям было трудно удержать машину на трассе. Когда поле освободилось, Култхард сразу же обогнал Баррикелло, а на следующих трех кругах Райкконен обогнал их обоих и вышел вперед. бежала струя воды Трасса начала подсыхать, за исключением третьего поворота, где по асфальту . В ходе гонки шесть гонщиков разбились при прохождении этого поворота, включая Михаэля Шумахера. Это привело к четырем вмешательствам машин безопасности. Когда многим гонщикам пришлось заправляться за дозаправкой, Кими Райкконен и Джанкарло Физикелла стали лидирующей парой, а пилот Jordan обогнал McLaren, когда тот пробежал мимо. Ожидалось, что Култхард выиграет после того, как эти двое остановятся, но затем Уэббер и Алонсо сильно разбились, и гонка была остановлена. Алонсо получил ушибы и был помещен в больницу для наблюдения. В спортивном регламенте говорилось, что окончательным результатом будет считаться результат за два круга до приостановки гонки, и Райкконен был объявлен победителем. Когда FIA обнаружила ошибку хронометража, однако она была исправлена, и Физикелла получил свою первую победу на неофициальной церемонии перед следующей гонкой. [23] [24]
После трех насыщенных гонок Райкконен (McLaren) лидировал в чемпионате с 24 очками, опередив своего товарища по команде Култхарда (15 очков) и Алонсо (Renault, 14 очков). Действующий чемпион Михаэль Шумахер опустился на шестое место.
Раунды с 4 по 8
[ редактировать ]
На Сан-Марино Гран- при Михаэль Шумахер занял поул-позицию . Его брат Ральф и его товарищ по команде Рубенс Баррикелло стартовали позади него. На старте Ральф обогнал Михаэля, но в итоге откатился на четвертую позицию. Пилот Ferrari выиграл гонку, опередив лидеров чемпионата Райкконена и Баррикелло.
В следующей гонке в Испании Ferrari представила свою новую машину, а ее пилоты заняли первый ряд в квалификации. За ними шли «Рено» Фернандо Алонсо и Ярно Трулли . На старте Алонсо обогнал Баррикелло и стал вторым, и тройка лучших финишировала именно в таком порядке. Трулли связался с Дэвидом Култхардом и ушел в отставку. Райкконен врезался в заглохший «Ягуар» Антонио Пиццонии .
В Австрии Михаэль Шумахер стартовал с поула и выиграл гонку. Это был третий уик-энд подряд, когда ему это удавалось. Ему действительно пришлось справиться с медленным пит-стопом и небольшим пожаром , но соперники не смогли ему противостоять, поскольку Райкконен сбавил скорость из-за проблем с работой двигателя, а Монтойя сошел с дистанции из-за перегоревшего двигателя. Финн . удержал второе место, опередив Баррикелло, занявшего третье место
Извилистая трасса Монако пошла на пользу бегунам Michelin : Ральф Шумахер ( Williams ) стартовал с поула, опередив Кими Райкконена ( McLaren ) и Хуана Пабло Монтойю (Williams). на трассе В гонке не было обгонов , поэтому порядок определялся стартом и пит-стопами. Монтойя одержал победу, опередив Райкконена всего на шесть десятых, а Михаэль Шумахер поднялся на подиум. Ральф финишировал четвертым.
В Канаде Ральф Шумахер снова стартовал с поула, рядом с ним был его товарищ по команде. Михаэль Шумахер стартовал третьим, но по ходу гонки сумел опередить обоих пилотов Williams. Это была гонка на истощение , в которой финишировали всего девять гонщиков, и Шумахеру тоже пришлось отвозить свою больную машину домой. Но немец удержался и одержал победу.
Восстановившись после старта сезона, Шумахер лидировал в чемпионате (54 очка) и теперь на три очка опережал Кими Райкконена (51). Группа из четырех гонщиков во главе с Фернандо Алонсо (34 очка) боролась за третье место.
Раунды с 9 по 13
[ редактировать ]
На Гран-при Европы , проходившем на Нюрбургринге , Кими Райкконен занял поул-позицию и лидировал в гонке, пока на 25-м круге у его McLaren не сломался двигатель . Ральф Шумахер на Williams одержал победу на родной земле. Его товарищ по команде Хуан Пабло Монтойя и его брат Михаэль Шумахер столкнулись на 43-м круге, опустив немца на шестое место. Монтойя удержал второе место на подиуме, опередив Ferrari пилота Рубенса Баррикелло . Уильямс обогнал McLaren и занял второе место в Кубке конструкторов .
На трассе Маньи-Кур Франции Ральф во Шумахер стартовал с поула, за ним следовали Монтойя и Михаэль Шумахер. Таков был и порядок тройки лучших на финише. Это будет последняя победа Ральфа в Формуле-1 и, по состоянию на 2023 год, последний результат Уильямса со счетом 1-2.
На Гран-при Великобритании Рубенс Баррикелло завоевал поул-позицию, а Ярно Трулли на Renault лидировал в первом повороте. На короткое время вмешалась машина безопасности , чтобы разобрать обломки McLaren Дэвида Култхарда , но гонка была по-настоящему сорвана, когда на 11-м круге Нил Хоран на трассу вторгся . Одетый в килт и размахивающий религиозными знаменами, он побежал к машинам, которые свернули, чтобы избежать его. схватил Маршал следа его и оттащил в сторону. Была задействована машина безопасности, и почти все выехали на яму . Среди прочих, Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо за пределы первой десятки выпали и Хуан Пабло Монтойя. Пилоты Toyota решили не выходить Криштиану да Матта и Оливье Панис на пит-стоп и вышли вперед, опередив Култхарда. В конце концов именно Райкконен обогнал Да Матту и вышел вперед. Однако под давлением Рубенса Баррикелло финн допустил ошибку и уступил победу. Еще одна ошибка позволила Монтойе выйти на вторую позицию.

Цирк Формулы-1 вернулся в Германию, на этот раз на Гран-при Германии в Хоккенхайме . Монтойя занял поул-позицию, опередив своего товарища по команде всего на 0,018 секунды. На старте Ральф Шумахер сжал Райкконена и Баррикелло, которые столкнулись друг с другом и вылетели из гонки, а Ральф сошел с дистанции кругом позже. на десять мест на стартовой решетке Ему было предъявлено обвинение в штрафе , но это решение было отменено после успешной апелляции. [25] Монтойя удержал победу, опередив Култхарда и Трулли, пилот Renault завоевал свой единственный подиум в сезоне.
Последняя гонка лета прошла на обновленном Хунгароринге в Венгрии . Алонсо завоевал поул-позицию и сумел выиграть гонку. Это была его первая победа, которая сделала его самым молодым гонщиком-победителем в истории Формулы-1. Райкконен и Монтойя присоединились к нему на подиуме, а Михаэль Шумахер смог занять лишь восьмое место.
В чемпионате пилотов Райкконен (70 очков) и Монтойя (71 очко) приблизились к Шумахеру (72 очка), не оставив права на ошибку за три гонки до конца. В Кубке конструкторов теперь лидировала команда Williams с 129 очками, опережая Ferrari со 121 и McLaren со 115 очками.
Раунды с 14 по 16
[ редактировать ]
На родной земле в Монце при поддержке тифози Scuderia Ferrari сделала то, что должна была сделать: Михаэль Шумахер квалифицировался на поуле и победил. Хуан Пабло Монтойя из Williams и товарищ Михаэля по команде Рубенс Баррикелло присоединились к нему на подиуме. Вплоть до Гран-при Италии 2023 года это была самая короткая (полностью завершенная) гонка в истории Формулы-1, и она до сих пор остается гонкой, завершившейся с самой высокой за всю историю средней скоростью (247,6 км/ч).

Кими Райкконен не оставил надежд на чемпионство и добился поул-позиции на Гран-при США . Баррикелло финишировал вторым, а Оливье Панис показал лучший результат в квалификации Toyota , показав третье лучшее время. Монтойя и Шумахер стартовали четвертым и седьмым соответственно. Райкконен стартовал чисто, но Панис обогнал Баррикелло, когда его система запуска не смогла автоматически переключиться на вторую передачу. [26] Монтойя падал назад и на третьем круге столкнулся с Баррикелло, заработав себе штраф за проезд . Начался дождь, и на 6-м круге Панис первым перешел на промежуточные шины . На следующем круге Монтойя снова оказался позади Шумахера и со второй попытки сумел его обогнать. Когда дождь утих, все гонщики, которые были на пит-стопах, снова перешли на сухие шины, но на 18-м круге дождь возобновился. Шумахер решил выйти на пит-стоп и остаться на сухих шинах, но затем снова вышел на 22-й круг для промежуточных результатов. Марк Уэббер вскоре лидировал в гонке, прежде чем вылетел из строя, то же самое произошло с тогдашним лидером Дэвидом Култхардом . На 38-м круге Шумахер обогнал всех гонщиков перед собой и удержал победу. Соперник чемпионата Райкконен финишировал вторым, за ним следовал Хайнц-Харальд Френтцен на Sauber .
Монтойя финишировал шестым, а это означало, что он теперь вне борьбы за чемпионство . Единственной надеждой Райкконена была победа в последней гонке сезона, а Шумахер не смог финишировать. В Кубке конструкторов « Феррари» лидировала «Уильямс» с 147 очками из 144.
На Гран-при Японии Михаэль Шумахер квалифицировался 14-м, что стало его худшей позицией на стартовой решетке на Ferrari. Кими Райкконен стартовал восьмым, поэтому ему пришлось бороться за победу, которая ему была нужна. Рубенс Баррикелло стартовал с поула, рядом с ним Монтойя. Toyota . начала свою домашнюю гонку третьим и четвертым На первом круге Фернандо Алонсо на Renault вырвался на третье место, а Монтойя вышел вперед. Шумахер старался избежать неприятностей на старте, надеясь набрать хотя бы одно очко, но при попытке обогнать Такуму Сато он задел заднее колесо местного гонщика и потерял переднее крыло. Это вынудило его выйти на пит-стоп, и он вернулся на последнее место. Это практически отдало титул чемпиона конструкторов Williams, пока Монтойя внезапно не сошел с дистанции из-за проблемы с гидравликой . Шумахер едва избежал повторения своего инцидента на шикане, на этот раз с Криштиану да Матта , но это привело к тому, что его брат Ральф врезался ему в спину. Все это не позволило Райкконену подняться на вторую позицию. Но в итоге Баррикелло одержал победу, а Шумахер финишировал восьмым, так что немец завоевал титул.
Михаэль Шумахер завершил сезон с 93 очками, опередив Кими Райкконена с 91 и Хуана Пабло Монтойю с 82. Это был рекордный шестой чемпионат пилотов и четвертый подряд для Шумахера. Ferrari становится чемпионом конструкторов пятый год подряд.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были присуждены восьми лучшим гонщикам и конструкторам следующим образом: [28]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место | 7-е место | 8-е место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]


Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ ![]() | ТОЛЬКО ![]() | ХОРОШИЙ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | евро ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | Япония ![]() | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 1 | 4 П | 6 Ф | Верно | 1 П Ф | 1 П | 1 П Ф | 3 | 1 | 5 | 3 | 4 | 7 | 8 | 1 П Ф | 1 Ф | 8 | 158 |
2 | Верно | 2 | Верно П Ф | 3 | 3 Ф | 3 | 8 | 5 | 3 | 7 | 1 П Ф | Верно | Верно | 3 | Верно | 1 П | |||
2 | ![]() | 3 | 2 | 12 | Верно | 7 | 4 | Верно | 1 | 3 | 2 | 2 Ф | 2 | 1 П Ф | 3 Ф | 2 | 6 | Верно | 144 |
4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 5 | 6 | 4 П | 2 П | 1 | 1 П | 9 | Верно | 4 | 5 | Верно | 12 Ф | |||
3 | ![]() | 5 | 1 | Верно | 4 | 5 | Верно | 5 | 7 | Верно | 15 † | 5 | 5 | 2 | 5 | Верно | Верно | 3 | 142 |
6 | 3 Ф | 1 | 2 | 2 | Верно | 2 | 2 Ф | 6 | Верно П Ф | 4 | 3 | Верно | 2 | 4 | 2 П | 2 | |||
4 | ![]() | 7 | 5 | 5 | 8 | 13 | Верно | 8 | 6 | Верно | Верно | Верно | 6 | 3 | 7 | Верно | 4 | 5 | 88 |
8 | 7 | 3 П | 3 | 6 | 2 | Верно | 5 | 4 Ф | 4 | Верно | Верно | 4 | 1 П | 8 | Верно | Верно | |||
5 | ![]() | 16 | 9 | DNS | 6 | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | 9 | 10 | 9 | Верно | 6 | Верно | 6 | 26 |
17 | 10 | 7 | Верно | 8 | 9 | 4 | DNS | Верно | 7 | Верно | 8 | 8 | 10 | Верно | Верно | 4 | |||
6 | ![]() | 9 | Верно | 8 | Верно | 10 | 10 | Верно | 11 | Верно | 8 | 13 | 17 | 10 | 9 | 9 | 5 | 9 | 19 |
10 | 6 | 9 | 5 | 11 | Верно | DNS | Верно | Верно | 9 | 12 | 12 | Верно | Верно | 13 † | 3 | Верно | |||
7 | ![]() | 14 | Верно | Верно | 9 † | Верно | 7 | 7 | Верно | 7 | 6 | 6 | 14 | 11 † | 6 | 7 | Верно | 11 | 18 |
15 | 13 † | Верно | Верно | 14 | Верно | 9 | Верно | 10 † | 10 | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | 13 | |||
8 | ![]() | 20 | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | Верно | 13 | 8 | Верно | 8 | 11 | 5 | Верно | Верно | Верно | 10 | 16 |
21 | Верно | 11 | 10 | 12 | 6 | 10 | 9 | 11 † | Верно | 11 | 7 | 6 | 11 | Верно | 9 | 7 | |||
9 | ![]() | 11 | 12 † | Верно | 1 | 15 † | Верно | Верно | 10 | Верно | 12 | Верно | Верно | 13 † | Верно | 10 | 7 | Верно | 13 |
12 | Верно | 10 | Верно | Верно | 8 | 11 | 12 | Верно | 11 | 15 | 13 | Верно | Верно | 11 | Верно | 14 | |||
10 | ![]() | 18 | Верно | Верно | Верно | Верно | 11 | 13 | Верно | Верно | 13 | 14 | 16 | 12 | 13 | 12 | 11 | 16 | 0 |
19 | 11 | 13 | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | 9 | 14 | 16 | 15 | Верно | 12 | Верно | 10 | 15 | |||
Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ ![]() | ТОЛЬКО ![]() | ХОРОШИЙ ![]() | СМР ![]() | ESP ![]() | АВТОМОБИЛЬ ![]() | МОЙ ![]() | МОЖЕТ ![]() | евро ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | ОНА ![]() | олень ![]() | Япония ![]() | Очки |
Источник: [28] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ральф Шумахер участвовал в Гран-при Италии , но позже отказался от участия из-за болезни.
- ↑ Ральф Фирман участвовал в Гран-при Венгрии , но позже отказался от участия из-за травмы во время свободной тренировки.
- ↑ Minardi участвовала в первых шести Гран-при как « Европейский Minardi Cosworth». [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA 2003 г. - Итоговые результаты гонщиков и конструкторов , www.fia.com через web.archive.org, дата обращения 5 июля 2015 г.
- ^ «Доверие увеличивает поддержку Minardi» . Краш.нет. 22 мая 2003 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 2003 года» . Международная автомобильная федерация . Архивировано из оригинала 4 октября 2003 года . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Брайон, Дидье (2003). «Спортивный регламент». В Доменжозе, Люк (ред.). Ежегодник Формулы 1, 2003–04 гг . Бат, Сомерсет: Паррагон. стр. 22–41. ISBN 978-1-4054-2089-1 – через Интернет-архив.
- ^ «Модели 2003 года» . СтатистикаF1 . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Технический регламент Формулы-1 2003 г. , www.fia.com через web.archive.org, дата обращения 5 июля 2015 г.
- ^ Чемпионат мира Формулы-1 FIA 2003 г. - Руководство F1 , www.fia.com через web.archive.org Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ «Джордан потеряет сделку с Honda» . Би-би-си Спорт . 3 мая 2002 года . Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ «2003» . Шикана F1 . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Календарь Формулы-1 2003» . Статистика автоспорта . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ «Заявление FIA о Гран-при Бельгии 2003 года» . Сеть автоспорта . 31 октября 2002 г. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 г. Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Коллингс, Тимоти (6 марта 2003 г.). «Формула-1: Вильнев наносит удар» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маккей, Питер (31 марта 2003 г.). «Внутренняя линия: близко… но Феррари не паникует» . Drive.com.au . Фэрфакс Медиа . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 9 июня 2013 г.
- ^ «Новости за февраль 2003 года» . НовостиOnF1 . 26 февраля 2003 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Правила Формулы-1 — Правила и положения Формулы-1 на сезон Формулы-1 2004 года» . newsonf1.com . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ «Новые правила шин Формулы-1 вызывают обеспокоенность по поводу безопасности» . autosport.com . 25 ноября 2002 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Проблемы с шинами в Интерлагосе» . Motorsport.com . 6 апреля 2003 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ «Новости 14 – 30 октября 2002 года» . НовостиOnF1 . 28 октября 2002 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Спортивный регламент Формулы-1 2003 г. , www.jomenvisst.de через web.archive.org Проверено 5 июля 2015 г.
- ^ «Уилсон бросает вызов боли в Бразилии» . Би-би-си Спорт . 2 апреля 2003 года . Проверено 18 января 2024 г.
- ^ «Петиция об отмене первой квалификации» . Автоспорт . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ «Квалификация продолжается, несмотря на петицию пилотов» . Атлас Ф1 . 4 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2019 г. Проверено 12 октября 2019 г.
- ^ Исон, Кевин (10 апреля 2003 г.). «Физикелле может быть предоставлена победа в обратном порядке; Автогонки» . Таймс . п. 61. Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 15 октября 2019 г. - через Gale Academic OneFile.
- ^ Бразилия-2003: результат отменен: Физикелла получает трофей победителя в Имоле , заархивировано из оригинала 20 ноября 2020 г. , получено 10 августа 2019 г.
- ^ «Ральф Шумахер оштрафован за наезд на Гран-при» . Возраст . Агентство Франс-Пресс. 5 августа 2003 г.
- ^ «Избранные цитаты воскресенья – Гран-при США» . Атлас Ф1 . 28 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2023 г. Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Итоги Формулы-1 2003» . Статистика автоспорта . Проверено 3 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Брюс (2004). «Финальные столы 2003». Официальный спортивный путеводитель ITV: Чемпионат мира FIA Формулы-1 2004 года . Книги Карлтона . стр. 100–101. ISBN 1-84442-811-7 – через Интернет-архив.
Внешние ссылки
[ редактировать ]