Сезон Формулы-1 1969 года.

Сезон Формулы-1 1969 года — 23-й сезон FIA проводимый Формулы-1, автогонок . Он включал в себя 20-й чемпионат мира среди пилотов , 12-й Международный кубок производителей Формулы-1 и четыре гонки вне чемпионата, открытые для автомобилей Формулы-1. Чемпионат мира проводился в одиннадцати гонках с 1 марта по 19 октября 1969 года.
Британский гонщик Джеки Стюарт за рулем Matra - Ford Cosworth выиграл более половины гонок и завоевал свой первый чемпионат среди водителей. [1] Заводская «Матра» команда в этом сезоне не участвовала в соревнованиях, но каперская команда Matra International под руководством Кена Тиррелла помогла «Матре» выиграть Кубок производителей. [2] Оба титула были первыми титулами, выигранными французским конструктором, и до сих пор остаются единственными титулами, выигранными автомобилем, построенным во Франции. [3] а также автомобиль, въехавший каперской командой .
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира 1969 года .
- Розовым фоном обозначены участники Формулы 2 на Гран-при Германии.
Изменения в команде и пилотах
[ редактировать ]- В этом году Matra не управляла заводской командой , вместо этого сосредоточившись на сотрудничестве с Кеном Тирреллом . Команда Тиррелла (вошедшая в состав Matra International ) сохранила Джеки Стюарта, но заменила Джонни Сервоз-Гэвина заводским гонщиком Жан-Пьером Бельтуазом .
- Компания Brabham перешла с Repco двигателей на Ford - DFV Cosworth , когда австралийская компания отказалась от поддержки.
- Lotus подписала контракт с австрийским гонщиком Йохеном Риндтом вместо Джеки Оливера . Британец BRM нашел новый дом в . Там Джон Сёртиз завершил новый дуэт гонщиков. Он выступал за Honda , но производитель ушел из спорта.
- То же самое было и с Купером и Иглом . Оба производителя были замечены всего один раз в сезоне 1969 года под управлением каперских команд.
- Джеки Икс перешел в Brabham, чтобы занять место Риндта, а его старая команда Scuderia Ferrari сократила свою деятельность до одной машины для Криса Эймона .
- В этом сезоне состоялся дебют легендарного владельца команды Фрэнка Уильямса . Он купил Brabham BT26 A и продвигал своего Формулы-2 гонщика Пирса Куража .
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]Перед началом второй половины сезона Крис Амон покинул Ferrari . Итальянская гонщиком команда подписала контракт с мексиканским Педро Родригесом из BRM .
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран-при | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | ![]() | Трасса Гран-при Кьялами , Мидранд | 1 марта |
2 | ![]() | Трасса Монжуик , Барселона | 4 мая |
3 | ![]() | Трасса Монако , Монте-Карло | 18 мая |
4 | ![]() | Трасса Зандворт , Зандворт | 21 июня |
5 | ![]() | Трасса Шарада , Клермон-Ферран | 6 июля |
6 | ![]() | Трасса Сильверстоун , Сильверстоун | 19 июля |
7 | ![]() | Нюрбургринг , Нюрбург | 3 августа |
8 | ![]() | Национальный автодром Монцы , Монца | 7 сентября |
9 | ![]() | Парк Моспорт , Боуманвилл | 20 сентября |
10 | ![]() | Уоткинс Глен Интернэшнл , Нью-Йорк | 5 октября |
11 | ![]() | Магдалена Мишука , Мехико | 19 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Южной Африки остался открытием сезона, но был перенесен с января на март.
- Гран -при Испании был перенесен из Харамы в Монжуик в соответствии с соглашением о разделении соревнований между двумя трассами. Аналогично, Гран-при Великобритании был перенесен из Брэндс-Хэтча в Сильверстоун , а Гран-при Канады — из Мон-Тремблана в Моспорт-Парк .
- Гран -при Франции был перенесен из Руан-ле-Эссар на трассу Шарад из-за проблем безопасности, которые стали очевидными после Джо Шлессера смертельной аварии на Гран-при Франции 1968 года .
- После того, как Гран-при Мексики 1968 года был проведен в ноябре, чтобы избежать столкновения с Летними Олимпийскими играми 1968 года в Мехико , Гран-при Мексики вернулось в обычное время в октябре.
Отмененные раунды
[ редактировать ]Первоначально Гран -при Бельгии должен был состояться 8 июня, но Джеки Стюарт , активный сторонник безопасности в Формуле-1, осмотрел трассу и потребовал внести в нее многочисленные изменения. Владельцы трассы не удовлетворили его желание, и гонщики бойкотировали Гран-при. [4] [5]
Изменения в правилах
[ редактировать ]
Аэродинамика была предметом разговоров в городе с прошлого сезона, и большинство команд решили использовать передние и задние крылья, а также передние спойлеры на носу, которые существовали немного дольше. Компания Lotus впервые разработала подвижные крылья, управляемые четвертой педалью в ногах водителя, а их конкуренты использовали зимнюю остановку для реализации собственной системы. McLaren , например, дал своим водителям рычаг рядом с левой рукой, чтобы сгладить заднее крыло, увеличивая скорость на прямой, и подключил педаль тормоза к крылу, чтобы автоматически вернуть крыло в исходное положение и добавить прижимную силу для угол. Тиррелл Матра придумал заднее антикрыло с электроприводом, автоматически выравнивающее заднее антикрыло при выборе пятой передачи. [6]
В начале сезона крылья располагались как можно выше, чтобы создать наибольшую прижимную силу , и закреплялись на подвеске автомобиля, чтобы прижимать шины к земле. Но когда на Гран-при Испании 1969 года произошло несколько драматических аварий, FIA (тогда известная как Международная спортивная комиссия или CSI ) запретила любое использование крыльев. Разрешены были только аэродинамические профили на носу. Такое решение было принято внезапно после первой тренировки Гран -при Монако . [7]
Со следующей гонки крылья снова будут разрешены, но только в том случае, если не будет подвижных частей, если они будут жестко прикреплены к подрессоренным частям кузова ( а не к подвеске ) и попадут в пределы определенной максимальной высоты и ширины . Эти правила были введены для Гран-при Голландии и строго соблюдаются, начиная с Гран-при Франции . [7] [8] [9]
Отчет о чемпионате
[ редактировать ]Раунды с 1 по 4
[ редактировать ]
Во время тренировки к Гран-при Южной Африки действующий чемпион Грэм Хилл сломал педаль управления крыльями, а сами крылья сломались на машинах его Lotus товарищей по команде Йохена Риндта и Марио Андретти . Американский перевернуло гонщик заметил, что при прохождении быстрого поворота крыло настолько наклонилось в сторону, что задел заднее колесо и стойки . Трехкратный чемпион мира Джек Брэбэм квалифицировался на поул-позиции на автомобиле, носившем его имя , опередив Риндта и 1967 года чемпиона Денни Халма . За Matra ними стартовали гонщик Джеки Стюарт и Ferrari гонщик Крис Амон , первые два ряда заняли пять разных команд. На старте Стюарт поднялся на второе место после Брэбэма, обогнал австралийца еще до конца первого круга, а затем побил рекорд круга, все еще расходуя топливо. Заднее крыло Брэбэма разрушилось на пятом круге, и оба крыла были отрезаны в боксах . Это позволило ему достичь скорости 283,78 км/ч (176,33 миль в час) на прямой, но сделало машину очень нестабильной в поворотах, и он решил сойти с дистанции. Андретти унаследовал второе место, но затем сошел с дистанции вышел из строя коробка передач , а у Риндта вышел из строя топливный насос . Стюарт одержал безоговорочную победу, опередив Хилла и Халма. [6]
Впервые Гран-при Испании проводился на трассе Монжуик (хотя уличная трасса существовала с 1933 года). Во время тренировки Риндт сбил бездомную собаку и повредил дисквалификацию , но все же сумел квалифицироваться на поул, опередив Амона и Хилла. Стюарт и Брэбэм квалифицировались во втором ряду. Только двенадцати гонщикам удалось стартовать в гонке, и Хилл вылетел из строя всего через шесть кругов, но Риндт без проблем уехал. Однако на 20-м круге у него на скорости 225 км/ч (140 миль в час) разрушилось заднее крыло, и он врезался в барьер Армко . Он врезался в обломки машины Хилла, а затем перевернулся. Его доставили в больницу, и он пропустит следующую гонку. Амон унаследовал лидерство, опередив Стюарта почти на 40 секунд, пока на 56-м круге у него не взорвался двигатель. Пока Джеки Икс был на втором месте, его крыло сломалось, что потребовало пит-стопа, а позже сломался задний поперечный рычаг его Брэбэма , что сделало сход сошедшего с дистанции неизбежным. И снова Стюарту не было равных, он на два полных круга опережал Брюса Макларена и товарища по команде Жан-Пьера Бельтуаза. . [10]
Отправляясь на Гран-при Монако , можно было ожидать единых действий по управлению высокими и хрупкими крыльями, но потребовалось CSI ( FIA ) до тех пор, пока не была проведена первая тренировка. Тем временем Matra добавила еще больше аэродинамических элементов к носам своих автомобилей, а Ferrari внедрила крыло с гидравлическим управлением. Стюарт установил время круга, которое выглядело непобедимым, но когда все аэродинамические поверхности и крылья были запрещены, FIA также отказалась от всех результатов тренировок в четверг. После этого сброса Стюарт снова был самым быстрым и квалифицировался на поул, опередив гонщика Ferrari Амона и товарища по команде Matra Бельтуаза, но все трое сошли с дистанции в пределах шести кругов друг от друга. Поскольку Брэбэм и Икс также не смогли финишировать, Хилл одержал легкую победу, одержав рекордную пятую победу в Монако , опередив Пирса Куража , управлявшего Brabham за команду Frank Williams Racing Cars , и Джо Зифферта , управляющего Lotus за команду Rob Walker Racing Team . [11]

Запрет на подвижные крылья все еще действовал во время Гран-при Голландии , но CSI теперь разрешал использовать аэродинамические устройства, если они были прикреплены к кузову (а не к подвеске) и не могли двигаться. Однако из-за того, что правила были сформулированы довольно свободно, команды спровоцировали голландских инспекторов смелыми замыслами, лишь некоторые из которых были запрещены. Кроме того, Matra и Lotus представили полноприводные автомобили, но лишь опробовали их на практике. Риндт квалифицировался на поуле, Стюарт и Хилл были рядом с ним, и именно действующий чемпион первым дошел до конца прямой. Когда Стюарт вернулся на третье место, Lotus смогла контролировать гонку, но вместо этого начала драться друг с другом, при этом Риндт лидировал на третьем круге, вылетая с трассы на двух колесах. Затем австриец вырвал преимущество на десять секунд, оставив Хилла уязвимым для атаки Стюарта. Шотландец не поднялся на второе место, но проигрывал по темпу, пока на 16-м круге у Риндта сломался карданный вал . Когда Matra освободилась и получила возможность одержать победу, глаза обратились к битве позади него. Зифферт занял второе место, смелым движением за пределами поворота Тарзана, а после того, как Хиллу пришлось сделать непредвиденный пит-стоп, именно Амон занял третье место для Ferrari. [12]
В чемпионате пилотов Джеки Стюарт ( «Матра ») лидировал с 27 очками, опередив Грэма Хилла ( «Лотус» ) с 15 и Джо Зифферта («Лотус») с 13. В Кубке производителей Матра лидировала в турнирной таблице с 27 очками. впереди Lotus (21) и McLaren (15).
Раунды с 5 по 8
[ редактировать ]
Теперь, когда правила по аэродинамическим устройствам формализованы, Гран-при Франции, скорее всего, покажет, кто будет фаворитом в борьбе за титул. И прежде всего, это был Джеки Стюарт, претендовавший на поул-позицию за Matra , опередивший 1967 года чемпиона Денни Халма за McLaren и Йохена Риндта за Lotus . Действующий чемпион Грэм Хилл стартовал восьмым из тринадцати участников. Lotus 63 был подготовлен для Формулы-3 пилота Джона Майлза , что дало ему честь впервые стартовать на полноприводном автомобиле Формулы-1 . Однако он сошел с дистанции из-за поломки топливного насоса на первом круге. Тем временем Стюарт одержал легкую победу: его товарищ по команде и домашний герой Жан-Пьер Бельтуаз финишировал вторым, а бельгийский гонщик Джеки Икс поднялся на подиум на своем Brabham . [13]
Во время тренировки перед Гран-при Великобритании именно Стюарт с самого начала снова задавал темп, и ему было удобно переключиться на полноприводную Matra MS84 . McLaren представила свой полноприводный автомобиль M9A-1 , а Lotus подготовила два полноприводных автомобиля, убедив Хилла попробовать. Но именно Риндт на полноприводном Lotus 49 B дал Стюарту настоящую возможность заработать деньги: австрийец на две десятых секунды отставал от шотландца , который чувствовал, что необходим еще один защитный круг. Однако на последнем повороте он наткнулся на свободный бордюр и врезался спиной в стену. В тогдашних правилах говорилось, что позиции на стартовой решетке определялись по самому быстрому времени, установленному на автомобиле, который фактически стартовал в гонке. Учитывая, что Matra была непоправима в отведенное время и Стюарту пришлось взять на себя управление машиной своего товарища по команде, стюарды установили лучшее время Стюарта на этой машине и поставили его вторым на стартовой решетке. На старте Риндту удалось просто остаться впереди, и оба соперника уплыли вдаль. Шестой стартовый Джон Сёртиз поднялся на третье место, но его дисквалификация разрушилась еще до завершения первого круга, уступив место Халму. Стюарт лидировал на 6-м круге, но был вынужден вернуть его на 16-м круге, когда пара наткнулась на Бельтуаза, пытавшегося встать на ноги в MS84. Хьюм сошел с дистанции из-за неисправного зажигания , уступив место Брюсу Макларену , которого затем обогнал Джеки Икс. На 62-м круге у Риндта разрушилось заднее крыло , и ему пришлось сделать пит-стоп . Это принесло Стюарту пятую победу в шести гонках, опередив Икса и McLaren. Риндт вернулся домой четвертым. [14]

На Гран-при Германии стартовую двенадцать машин Формулы-2 решетку дополняли , и один из них, Герхард Миттер , к сожалению, погиб во время тренировки. На стартовой решетке Формулы-1 именно Икс установил свою первую поул-позицию в году, опередив Стюарта и Риндта, и бельгиец сделал хороший старт. Марио Андретти , приехавший из США для дальнейшей разработки полноприводного Lotus, на первом круге сбавил скорость и увидел, как Вик Элфорд врезался в него и улетел в деревья. Пилот McLaren сломал руку в трех местах. Тем временем Икс вернулся на четвертое место, но вдохновенно вернулся на второе место. Он приблизился, и лидирующая пара два полных круга шла нос к хвосту. Икс сделал героический пас при торможении, но заблокировался, и Стюарт удержался. На 6-м круге Brabham уверенно лидировал и быстро установил рекорд круга. В итоге он одержал победу с минутным преимуществом над лидером чемпионата. Брюс Макларен и Грэм Хилл финишировали третьим и четвертым соответственно. [15]
Икс поднялся на второе место в турнирной таблице, но смотрел на Стюарта так далеко, что чемпионство будет решено на Гран-при Италии, если шотландцу удастся выиграть гонку. В квалификации он не сумел продвинуться дальше третьего, уступив Риндту и Хьюму, но обогнал новозеландца на старте и австрийца позже на первом круге. Иксу пришлось сделать пит-стоп, когда у него упало давление масла . Трое, идущие впереди, пару раз менялись местами, а группа из пяти водителей позади них присоединялась к битве в слипстриме . Хилл стартовал девятым, но ближе к концу гонки гнал Стюарта вперед, пока его приводной вал не сломался за четыре круга до финиша. После как минимум четырнадцати смен лидерства и даже большего количества на оставшихся позициях, приносящих очки, именно товарищ Стюарта по команде Бельтуаз сделал решающий ход в последнем повороте гонки. Он шел слишком быстро и пробежал мимо, но при этом помешал Риндту, что было столь же хорошим результатом. Четыре лучших финишировали с разницей в 0,19 секунды друг от друга, и Стюарт одержал победу, опередив Риндта, Бельтуаза и Макларена. Икс сошел за три круга до конца, когда у него закончилось топливо. [16]
Его шестая победа в сезоне дала Джеки Стюарту ( Матра ) непреодолимое преимущество в чемпионате пилотов. Он набрал 60 очков, опередив Брюса Макларена ( McLaren ) с 24 и Джеки Икса ( Brabham ) с 22. Матре теперь тоже хватило, чтобы получить Кубок производителей с 60 очками, опередив Lotus с 34 и Brabham с 30.
Раунды с 9 по 11
[ редактировать ]После того, как он получил травму в результате несчастного случая на испытаниях в июне, [17] Трехкратный чемпион мира Джек Брэбэм вернулся на старт Гран-при Канады . Он завершит этот сезон, а затем уйдет в отставку, а также продаст свои акции команды Brabham соучредителю Рону Торанаку . На практике как минимум трое гонщиков развернулись или разбились на скользкой песчаной поверхности Моспорта , но Джеки Икс сумел квалифицироваться на поул-позиции , опередив конкурентов на пять десятых. Однако именно Йохен Риндт вышел вперед в первом повороте, прежде чем только что завоевавший титул чемпиона Джеки Стюарт перехватил его на 6-м круге. Позади лидеров Жан-Пьер Бельтуаз столкнулся с местным гонщиком Элом Писом , которого уже обгоняли перед четверть забега пройдена. После этого канадец был дисквалифицирован за «слишком медленную езду», единственный раз, когда это случалось. На 33-м круге Икс обогнал Стюарта, но их колеса столкнулись, и они оба развернулись. Стюарт приземлился в кювет и заглох двигатель, но Икс смог продолжить одерживать неожиданно легкую победу. Джек Брэбэм финишировал вторым, австралийца Первый подиум в году для , опередивший Риндта, занявшего третье место. Джонни Сервоз-Гэвин финишировал шестым, набрав первое и единственное в истории чемпионское очко на полноприводном автомобиле Формулы-1. [18]
Гран -при США был предпоследним этапом чемпионата, и Риндт занял свою пятую поул-позицию в году, опередив Халма и Стюарта. Икс стартовал восьмым после головокружительного поворота за пределами трассы на тренировке. После старта Риндт и Стюарт оставили поле позади, а шотландец вышел вперед на 12-м круге, когда австриец допустил небольшую ошибку. Однако Риндт продолжал прессинговать и снова оказался впереди на 21-м круге, причем эти двое уже опережали соперников на полкруга. На 36-м круге в двигателе Стюарта произошла утечка масла, и ему пришлось сойти с дистанции, в результате чего Риндт после семи подиумов в карьере одержал свою первую победу. 1968 года У чемпиона Грэма Хилла спустило колесо, и он вылетел. Его машина врезалась в берег и перевернулась, в результате чего он резко вылетел из машины. Хилл сломал обе ноги. Икс также завершил карьеру, так что на подиуме осталось место для некоторых других имен: Пирс Кураж был вторым в Brabham, которым руководил Фрэнк Уильямс Racing Cars , а 1964 года чемпион Джон Сёртиз был третьим в гонке. БРМ . [19]
В квалификации Гран-при Мексики Джек Брэбэм завоевал поул, установив новый рекорд круга. Перед своей предположительно последней гонкой австралиец не потерял ни одной скорости, побив старый рекорд более чем на секунду. Икс и Стюарт стартовали рядом с ним в первом ряду, и именно шотландец взял на себя инициативу, прежде чем Икс взял ее на второй круг. Затем Стюарт немного отступил, и Халм, стартовавший четвертым, оказался на высоте. На 10-м круге McLaren обогнала Brabham и улетела. Позже Икс предпринял две попытки, но не смог обогнать новозеландца , финишировав на 2,5 секунды позади него. Джек Брэбэм финишировал третьим, Стюарт четвертым. [20]
Джеки Стюарт ( «Матра» ) финишировал первым в чемпионате пилотов с 63 очками, опередив Джеки Икса ( «Брэбэм» ) с 37 и Брюса Макларена ( «Макларен» ) с 26. В турнирной таблице Кубка производителей Матра набрала 66 очков, опередив Brabham с 49 и Lotus с 47.
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были вручены шести лучшим финишерам в классификации. Автомобили Формулы 2 не имели права на получение очков чемпионата. Международный кубок производителей Формулы-1 засчитывал очки только гонщику с лучшим результатом в каждой гонке. И в Чемпионате, и в Кубке учитывались пять лучших результатов 1-6 туров и четыре лучших результата 7-11 туров.
Числа без скобок — это чемпионские очки; цифры в скобках — общее количество набранных баллов. Баллы начислялись по следующей системе:
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [21] |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
- 1 – Не имеют права на получение очков Формулы-1, поскольку ездили на машинах Формулы-2 .
Автомобили Формулы 2 занимали на Гран-при Германии позиции между пятым и десятым, но пилоты, управлявшие этими машинами, не заработали очков для чемпионата. Пятое и шестое очки достались одиннадцатому и двенадцатому в гонке Зифферту и Бельтуазу.
Международный кубок производителей Формулы-1
[ редактировать ]Поз. | Производитель | ЮАР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | МОЖЕТ ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | 1 | 1 | Верно | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | Северная Каролина | 4 | 66 | |
2 | ![]() | Верно | 6 | 2 | 5 | 3 | 2 | 1 | (5) | 1 | 2 | 2 | 49 (51) | |
3 | ![]() | 2 | Верно | 1 | 2 | 6 | 4 | 4 | 2 | 3 | 1 | 9 | 47 | |
4 | ![]() | 3 | 2 | (5) | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | Верно | 1 | 38 (40) | |
5 | ![]() | 7 | 5 | Верно | 9 | Верно | Верно | Северная Каролина | Северная Каролина | 3 | 6 | 7 | ||
6 | ![]() | Верно | Верно | Верно | 3 | Верно | Верно | 6 | Верно | 5 | 7 | 7 | ||
— | ![]() | 7 | ВД | 0 | ||||||||||
— | ![]() | 8 | 0 | |||||||||||
— | ![]() | Верно | 0 | |||||||||||
— | ![]() | ДСК | 0 | |||||||||||
Поз. | Производитель | ЮАР ![]() | ESP ![]() | МОЙ ![]() | ВНИЗ ![]() | ОТ ![]() | Великобритания ![]() | ДАВАТЬ ![]() | ОНА ![]() | МОЖЕТ ![]() | олень ![]() | МЕКСИКА ![]() | Оч. |
- Смелые результаты засчитываются в общий итог чемпионата.
Гонки вне чемпионата
[ редактировать ]В 1969 году были проведены другие гонки Формулы-1, которые не засчитывались в чемпионат мира. Гран-при Мадрида и Золотой кубок проводились одновременно с автомобилями Формулы 5000 .
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Брэндс-Хэтч | 16 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Сильверстоун | 30 марта | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Джарама | 13 апреля | ![]() | ![]() | Отчет |
![]() | Оултон Парк | 16 августа | ![]() | ![]() | Отчет |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1969 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1969 года» . Formula1.com . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Джеки Стюарта Matra MS80 была построена в Велизи-Виллакубле , Франция. Фернандо Алонсо были Renault R25 и Renault R26 построены в Энстоне , Великобритания.
- ^ «Гран-при — Убийственные годы» . Ютуб. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 года . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Дэвид Хейхо, Формула 1: Записи знаний и мелочи с 1950 г. - 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Ти (1 марта 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Южной Африки: Стюарт рвется вперед» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дженни Моубрей (13 февраля 2024 г.). «История #F1: 1969 — Запрещены высокие крылья» . TheJugde13 . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . АтласF1 . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Стивен де Гроотт (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1960-1969» . F1Technical.net . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Эндрю Марриотт (4 мая 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Испании: Стюарт уходит с дистанции» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (18 мая 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Монако: Хилл нокаутирует их на пять» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (21 июня 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Голландии: Матре нет равных» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (6 июля 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Франции: Галльская слава в полном разгаре» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (19 июля 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Великобритании: Стюарт побеждает, а Риндт сорвал» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (3 августа 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Германии: Икс поддерживает Брэбэма» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 10 июня 2023 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Денис Дженкинсон (7 сентября 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Италии: шестое место Стюарта подтверждает это» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 30 мая 2023 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ Генри, Алан (1985). Brabham, Гран-при Автомобили . Скопа. п. 85. ИСБН 0-905138-36-8 .
- ^ Эндрю Марриотт (20 сентября 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Канады 1969 года: возвращение Икса в парном разряде» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Эндрю Марриотт (5 октября 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при США 1969 года: Риндт правит бал» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 21 января 2022 года . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Эндрю Марриотт (19 октября 1969 г.). «Отчет о гонке Гран-при Мексики 1969 года: Халм снова выходит на первый план» . Журнал автоспорта . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 года . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ «Система очков чемпионата мира» . 8 Вт . Форикс. 18 января 2019 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2019 года . Проверено 21 декабря 2020 г. .