Чемпионат мира Формулы-1 1998 года.
Чемпионат мира Формулы-1 1998 года — 52-й сезон Формулы -1 автогонок . Он включал в себя чемпионат мира Формулы-1 среди пилотов 1998 года и чемпионат мира Формулы-1 среди конструкторов 1998 года, которые проводились одновременно в серии из шестнадцати гонок, которая началась 8 марта и завершилась 1 ноября.
В этом сезоне произошла большая перестановка иерархии: McLaren стала самым быстрым конструктором. После вывода завода Renault и ухода дизайнера Адриана Ньюи в McLaren команда Williams и Жак Вильнев не смогли защитить свои чемпионские титулы. Уильямс потерпела свой первый безвыигрышный сезон с 1988 года .
Мика Хаккинен выиграл свой первый чемпионат мира среди водителей [1] и McLaren выиграли чемпионат мира среди конструкторов впервые с 1991 года . [2]
Команды и водители
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в чемпионате мира Формулы-1 FIA 1998 года.
† Все двигатели были объемом 3,0 литра, конфигурация V10 . [3]
Изменения в команде
[ редактировать ]В конце 1997 года Renault вышла из роли прямого поставщика двигателей из Формулы-1 и, таким образом, стала первым сезоном с 1988 года , когда двигатели марки Renault компании отсутствовали из-за плана приватизации . В результате две команды, эксплуатирующие двигатели Renault, были вынуждены искать альтернативных поставщиков. Williams решила использовать двигатели, поставляемые компанией Mecachrome , которая работала с Renault над разработкой последней версии своего двигателя RS9, переименованной в Mecachrome. Benetton приобрела аналогичный двигатель Renault под новым брендом у Playlife . Ни «Уильямс», ни «Бенеттон» не были конкурентоспособны на том же уровне, что и в предыдущие сезоны. Сами Renault инвестировали в Benetton в 2000 году , прежде чем полностью выкупить команду в 2002 году . Они не будут поставлять двигатели другим конкурирующим командам до 2007 года .
Эрроуз выкупила Брайана Харта для подготовительную компанию производства собственных двигателей . [6] Они сделают то же самое и в 2000 году .
Команды Проста и Джордана поменялись поставщиками двигателей с 1997 года: Прост теперь использовал Peugeot , а Джордан использовал Mugen - Honda .
Minardi перешла с двигателей Hart на двигатели Ford .
Изменения драйверов
[ редактировать ]Герхард Бергер ушел в отставку в конце 1997 года после четырнадцати лет в Формуле-1, оставив вакантное место в Benetton . Команда также решила не продлевать контракт с Жаном Алези , поэтому француз подписал двухлетний контракт, чтобы присоединиться к Джонни Герберту в Sauber . В качестве их замены Benetton подписал Джанкарло Физикеллу из Иордании и Александра Вурца , которые уже заменяли Бергера в трех гонках в 1997 году.
Джордан заменил Физикеллу, подписав 1996 года чемпиона мира Дэймона Хилла в качестве партнера Ральфа Шумахера . Чтобы занять место Хилла, Эрроуз заручился услугами «Тиррелла из Мики Сало » вместе с Педро Динисом . Тиррелл также расстался с Йосом Ферстаппеном в межсезонье, несмотря на то, что Кен Тиррелл хотел, чтобы он остался. Однако новые владельцы British American Tobacco предпочли нанять бразильца Рикардо Россе , который некоторое время выступал за ныне несуществующую команду Lola в 1997 году. Они назначили тест-пилота Тораносукэ Такаги на второе место. Ферстаппен вернулся в Формулу-1 в середине 1998 года вместе со Стюартом , в то время как другой гонщик Лолы, Винченцо Соспири , нашел себе дом в серии IndyCar .
Прост оставил Оливье Паниса , но отказался от второго пилота Синдзи Накано и заменил его Ярно Трулли . Трулли начал 1997 год в составе Minardi , но затем заменил Паниса, когда тот сломал ногу на Гран-при Канады . Тем временем Накано присоединился к старой команде Трулли, Minardi , чтобы заменить своего уходящего на пенсию соотечественника Укё Катаяма . Его партнером был новичок Эстебан Туэро , который был повышен с роли тестировщика, поскольку его предпочитали уходящему Тарсо Маркесу . В конце концов Маркес вернулся в Формулу-1 в 2001 году , также в составе Minardi.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]Ян Магнуссен был выброшен Стюартом после Гран-при Канады после серии неутешительных выступлений (включая столкновение и выбывание своего товарища по команде Рубенса Баррикелло на первом круге в Имоле ). Его заменил Йос Ферстаппен , который не участвовал в работе с тех пор, как покинул «Тиррелл» в конце 1997 года.
Календарь
[ редактировать ]Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Португалии изначально планировалось провести ближе к концу сезона и провести на трассе Эшторил 11 октября. Гонку отменили, поскольку правительство отказалось платить за необходимые меры по повышению безопасности. [8] В результате отмены до финальной гонки в Японии осталось пять недель.
Изменения в правилах
[ редактировать ]Технические регламенты
[ редактировать ]Сезон 1998 года внес два существенных технических изменения, направленных на снижение скорости прохождения поворотов и облегчение обгонов: [9] [10] [11] [12]
- Повторное внедрение рифленых шин вместо сликов впервые с 1970 года . Передние шины имели три канавки, задние — четыре. Это было сделано для снижения скорости прохождения поворотов и, таким образом, повышения безопасности. [13] Шины с рифлением останутся в Формуле-1 до возвращения сликов в 2009 году . [14] В 1998 году и McLaren, и Benetton перешли с шин Goodyear на шины Bridgestone , поскольку японский производитель расширился и стал работать с шестью из одиннадцати команд во второй год своего существования, соревнующихся в этом виде спорта. Две лучшие команды 1997 года, Williams и Ferrari , решили сохранить шины Goodyear. В результате две главные команды чемпионата будут работать с разными производителями шин.
- автомобилей Уменьшение колеи с 2000 мм (6 футов 7 дюймов) до 1800 мм (5 футов 11 дюймов). Это дало бы командам меньше возможностей для создания прижимной силы и дало бы гонщикам больше места на трассе.
был составлен целый список правил В отношении тормозов . Целью было ограничить эффективность торможения, тем самым улучшив возможности обгона и снизив затраты. [15]
Камеры , установленные на крышках двигателя, которые можно было видеть на некоторых автомобилях с 1995 по 1997 год, стали обязательными для каждого автомобиля в 1998 году и изменились с I-образной формы на более аэродинамическую Т-образную. С тех пор этот дизайн практически не изменился.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]«X-крылья», пара высоких аэродинамических придатков, установленных в передней части каждого бокового отсека и впервые замеченные на Tyrrell 025 в 1997 году, были запрещены перед Гран-при Испании . [16] До запрета их использовали команды Ferrari , Jordan , Prost , Sauber и Tyrrell .
Спортивный регламент
[ редактировать ]В 1997 году гонщику было разрешено проезжать максимум 30 кругов свободных тренировок в день. Этот лимит был отменен в 1998 году. [17]
Итоги сезона
[ редактировать ]Раунды с 1 по 6
[ редактировать ]Когда сезон начался, сразу стало ясно, что McLaren лучше всего адаптировалась к изменениям правил: их пилоты заблокировали первый ряд стартовой решетки на первой гонке сезона в Австралии более чем на полсекунды. , и оба они опережали Михаэля Шумахер на Феррари . Мика Хаккинен стартовал с поул-позиции и лидировал до 36-го круга, когда случайно услышал призыв выйти в боксы . Товарищ по команде Дэвид Култхард лидировал, но отодвинулся, чтобы пропустить Хаккинена, выполнив предгоночную договоренность о том, что гонщик, лидирующий на первом повороте, может выиграть гонку. отменил его Результат был опротестован, но WMSC .
Пилоты McLaren снова финишировали в Бразилии со счетом 1-2 , и в том же порядке. Но и снова разногласия были не за горами: был подан протест по поводу тормозной системы McLaren. Предлагалось разрешить водителям самостоятельно тормозить передние и задние колеса, что противоречит правилам. McLaren согласился не использовать систему, но остался доминировать в гонке.
Поскольку Goodyear сделала шаги вперед перед Аргентиной , Шумахер смог одержать там свою первую победу в сезоне. Хаккинен финишировал вторым с большим отрывом, а Култхард финишировал лишь шестым после того, как Шумахер в начале гонки заставил его развернуться.
Култхард отыгрался в Имоле , завоевав поул-позицию и выиграв гонку, опередив Ferrari Шумахера и Эдди Ирвина . Хаккинен впервые в сезоне сошёл с дистанции из-за неисправности коробки передач.
Однако казалось, что нормальное движение возобновилось в Испании , где McLaren снова финишировала со счетом 1-2 под руководством Хаккинена. Дальнейшая победа Хаккинена в Монако дала ему преимущество над Култхардом на семнадцать очков, а Шумахер отставал еще на пять очков.
Раунды с 7 по 12
[ редактировать ]Михаэль Шумахер снова поднялся в турнирной таблице, выиграв следующие три гонки, а ошибки и механические неисправности стоили очков и Хаккинену, и Култхарду. После Гран-при Великобритании Шумахер сократил отставание от Хаккинена всего до двух очков, в то время как Култхард отставал от своего товарища по команде на 26 очков и вряд ли сможет бороться за чемпионство.
Однако последовательные победы в Австрии и Германии Хаккинена доказали, что у McLaren по-прежнему самая сильная машина. Наконец, стратегический мастерский ход в Венгрии позволил Шумахеру одержать победу, а Хаккинен занял только шестое место, и снова сократить отставание в чемпионате до семи очков.
Раунды с 13 по 16
[ редактировать ]На старте обычно дождливого Гран-при Бельгии произошла одна из самых страшных аварий в истории Формулы-1: более половины машин на стартовой решетке врезались друг в друга после первого поворота. Четверо гонщиков не смогли принять участие в рестарте, который состоялся почти через час, из-за нехватки запасных машин. В насыщенной событиями гонке Мика Хаккинен сошёл с дистанции при рестарте, а Михаэль Шумахер врезался в Дэвида Култхарда , пытаясь обойти его. Тогда путь 1996 года был открыт для чемпиона мира Дэймона Хилла к Джордана первой победе стал его товарищ по команде Ральф Шумахер , а вторым .
Шумахер пришел в норму и одержал неожиданную победу в Италии . Хаккинен сначала следовал вторым, но после двух вращений, вызванных проблемами с тормозами, смог финишировать только четвертым. Теперь у соперников было одинаковое количество очков, осталось две гонки, и Ferrari вернулась в борьбу за Кубок конструкторов (отставая от McLaren всего на десять очков ).
следующей гонки на Нюрбургринге Для [а] Хаккинену удалось победить Шумахера в прямом бою. А завершился сезон в Японии , где Хаккинен победил без каких-либо проблем со стороны Шумахера, который застрял на стартовой решетке и позже сошел с дистанции из-за лопнувшей шины.
Это принесло Хаккинену его первый чемпионат пилотов, а McLaren - восьмой чемпионат конструкторов. Уильямс , чемпион 1997 года , в целом пережил неутешительный сезон: действующий чемпион Жак Вильнёв только дважды поднимался на подиум и один Хайнц-Харальд Френтцен . В Японии им удалось занять третье место в Кубке конструкторов, опередив Джордана и Бенеттон .
Результаты и турнирная таблица
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Система подсчета очков
[ редактировать ]Очки были начислены шести лучшим финишерам в каждой гонке следующим образом: [19]
Позиция | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-е место | 6-е место |
---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Турнирная таблица чемпионата мира среди водителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Турнирная таблица чемпионата мира среди конструкторов
[ редактировать ]Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | АВТОМОБИЛЬ | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | ЛЮКС | Япония | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Макларен - Мерседес | 7 | 2 | 2 | 6 П | 1 П | 2 | Верно | Верно П | 6 Ф | Верно | 2 Ф | 2 Ф | 2 | 7 | Верно | 3 | 3 | 156 |
8 | 1 П Ф | 1 П Ф | 2 | Верно | 1 П Ф | 1 П Ф | Верно | 3 П | 2 П | 1 | 1 П | 6 П | Верно П | 4 Ф | 1 Ф | 1 | |||
2 | Феррари | 3 | Верно | 3 | 1 | 2 Ф | 3 | 10 | 1 Ф | 1 | 1 Ф | 3 | 5 | 1 Ф | Верно Ф | 1 П | 2 П | Верно П Ф | 133 |
4 | 4 | 8 | 3 | 3 | Верно | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 8 | Верно | Верно | 2 | 4 | 2 | |||
3 | Уильямс - Мекахром | 1 | 5 | 7 | Верно | 4 | 6 | 5 | 10 | 4 | 7 | 6 | 3 | 3 | Верно | Верно | 8 | 6 | 38 |
2 | 3 | 5 | 9 | 5 | 8 | Верно | Верно | 15 † | Верно | Верно | 9 | 5 | 4 | 7 | 5 | 5 | |||
4 | Иордания - Муген-Хонда | 9 | 8 | ДСК | 8 | 10 † | Верно | 8 | Верно | Верно | Верно | 7 | 4 | 4 | 1 | 6 | 9 | 4 | 34 |
10 | Верно | Верно | Верно | 7 | 11 | Верно | Верно | 16 | 6 | 5 | 6 | 9 | 2 | 3 | Верно | Верно | |||
5 | Бенеттон - Игровая жизнь | 5 | Верно | 6 | 7 | Верно | Верно | 2 | 2 | 9 | 5 | Верно П | 7 | 8 | Верно | 8 | 6 | 8 | 33 |
6 | 7 | 4 | 4 Ф | Верно | 4 | Верно | 4 | 5 | 4 | 9 | 11 | 16 † | Верно | Верно | 7 | 9 | |||
6 | Заубер - Петронас | 14 | Верно | 9 | 5 | 6 | 10 | 12 † | Верно | 7 | Верно | Верно | 10 | 7 | 3 | 5 | 10 | 7 | 10 |
15 | 6 | 11 † | Верно | Верно | 7 | 7 | Верно | 8 | Верно | 8 | Верно | 10 | Верно | Верно | Верно | 10 | |||
7 | Стрелки | 16 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 6 | 9 | 14 | Верно | Верно | Верно | 11 | 5 | Верно | Верно | Верно | 6 |
17 | Верно | Верно | Верно | 9 | Верно | 4 | Верно | 13 | Верно | Верно | 14 | Верно | DNS | Верно | 14 | Верно | |||
8 | Стюарт — Форд | 18 | Верно | Верно | 10 | Верно | 5 | Верно | 5 | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | DNS | 10 | 11 | Верно | 5 |
19 | Верно | 10 | Верно | Верно | 12 | Верно | 6 | 12 | Верно | Верно | Верно | 13 | Верно | Верно | 13 | Верно | |||
9 | Прост - Пежо | 11 | 9 | Верно | 15 † | 11 † | 16 † | Верно | Верно | 11 | Верно | Верно | 15 | 12 | DNS | Верно | 12 | 11 | 1 |
12 | Верно | Верно | 11 | Верно | 9 | Верно | Верно | Верно | Верно | 10 | 12 | Верно | 6 | 13 | Верно | 12 † | |||
— | Минарди - Форд | 22 | Верно | Верно | 13 | Верно | 14 | 9 | 7 | 17 † | 8 | 11 | Верно | 15 | 8 | Верно | 15 | Верно | 0 |
23 | Верно | Верно | Верно | 8 | 15 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 16 | Верно | Верно | 11 | Верно | Верно | |||
— | Тиррелл - Форд | 20 | Верно | Верно | 14 | Верно | DNQ | DNQ | 8 | Верно | Верно | 12 | DNQ | DNQ | DNS | 12 | Верно | DNQ | 0 |
21 | Верно | Верно | 12 | Верно | 13 | 11 | Верно | Верно | 9 | Верно | 13 | 14 | Верно | 9 | 16 | Верно | |||
Поз. | Конструктор | Нет. | ИЗ | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | ESP | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | АВТОМОБИЛЬ | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | ЛЮКС | Япония | Очки |
Источник: [20] |
Примечания:
- † – Пилот не финишировал в Гран-при, но был классифицирован, так как преодолел более 90% дистанции гонки.
Примечания
[ редактировать ]- ^ На всех Гран-при Формулы-1, проводимых на Нюрбургринге с 1984 года, использовалась трасса GP-Strecke длиной 5 км (3,1 мили), а не Нордшляйфе длиной 21 км (13 миль), которая в последний раз использовалась Формулой-1 в 1976 году .
- ↑ Михаэль Шумахер показал лучшее время в квалификации, но начал гонку с конца стартовой решетки после остановки на втором групповом круге. Поул-позиция на стартовой решетке осталась вакантной. Мика Хаккинен , занявший второе место, был первым гонщиком на стартовой решетке, но считается, что Шумахер по-прежнему удерживает поул-позицию.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Зачет водителей 1998 года» . Formula1.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Зачет конструкторов 1998 года» . Formula1.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Модели 1998 года» . СтатистикаF1 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Чемпионат мира Формулы-1 FIA – 1998: участник» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Состав: 1998» . ШиканаF1 . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ «Умер производитель двигателей Формулы-1 Брайан Харт - безумие Формулы-1» .
- ^ «Календарь Формулы-1 на 1998 год» . Статистика автоспорта . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ Дэвид Хэйхо, Формула 1: Знания – 2-е издание, 2021 г., стр. 36
- ^ «Изменения Технического регламента Формулы 1 на 1998 год» . grandprix.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 20 октября 2014 г.
- ^ Танака, Хиромаса. Переход регулирования и технологий в Формуле-1 . Технический обзор исследований и разработок Honda за 2009 г. - Специальный выпуск F1 (Деятельность Третьей эры), 2009 г., стр. 8.
- ^ Стивен де Гроотт (1 января 2009 г.). «Правила и статистика Формулы-1 1990-1999» . F1Технический . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ «Улучшения безопасности в Формуле-1 с 1963 года» . АтласF1 . Проверено 4 февраля 2024 г.
- ^ Мэтью Ридинг. «Правила 1998 года: плюсы и минусы» . atlasf1.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ «Внутри Формулы-1: понимание спорта: шины» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 5 января 2012 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Питер Райт. «Изменения Технического регламента Формулы 1 на 1998 год» . grandprix.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ "X Wings запрещены!" 4 мая 1998 г. Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ «Спортивный регламент чемпионата мира Формулы-1 FIA» . Jomenvisst.de . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Результаты Формулы-1 1998» . Статистика автоспорта . Проверено 13 июня 2023 г.
- ^ «Спортивный регламент чемпионата мира Формулы-1 1998 года» . ФИА. Архивировано из оригинала 27 апреля 1999 года . Проверено 23 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Чемпионат мира FIA Формулы-1 – сезон 1998 года: итоги» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 июня 2023 г.
«Чемпионат мира Формулы-1 FIA – 1998: Рейтинг очков» . Журнал «Спидспорт» . Проверено 13 июня 2023 г.