Гран-при Испании.
Трасса Барселона-Каталония (2023 – настоящее время) | |
Информация о гонке | |
---|---|
Количество раз проведения | 65 |
Впервые проведен | 1913 |
Наибольшее количество побед (пилоты) | Михаэль Шумахер (6) Льюис Хэмилтон (6) |
Наибольшее количество побед (конструкторы) | Феррари (12) |
Длина цепи | 4,657 км (2,894 мили) |
Длина гонки | 307,236 км (190,908 миль) |
Круги | 66 |
Последняя гонка ( 2024 г. ) | |
Поул-позиция | |
| |
Подиум | |
| |
Самый быстрый круг | |
|
Гран -при Испании ( испанский : Gran Premio de España , каталанский : Gran Premi d'Espanya ) — Формулы-1, соревнование по автогонкам которое в настоящее время проводится на трассе Барселона-Каталония . Эта гонка является одной из старейших в мире, в которой до сих пор проводятся соревнования, и в 2013 году она отметила свое столетие. Гонка начиналась скромно как гонка серийных автомобилей. Прерванная Первой мировой войной , гонка ждала своего второго забега десять лет, прежде чем стала основным продуктом европейского календаря. В 1927 году он принимал участие в чемпионате мира среди производителей ; его повысили до чемпионата Европы в 1935 году, прежде чем гражданская война в Испании положила конец гонкам. Гонка была успешно возрождена в 1967 году и является регулярной частью чемпионата мира Формулы-1 с 1968 года (кроме 1982–1985 годов) на различных площадках.
Мероприятие должно пройти на трассе Барселона-Каталония до 2026 года. [1] С 2026 по 2035 год гонка будет проходить на новой трассе недалеко от Мадрида. [2]
История
[ редактировать ]Истоки и довоенное время
[ редактировать ]Первая гонка, которую обычно принято считать Гран- при Испании , состоялась в 1913 году . Мадрид , по дороге в Вальядолид . [3] [4] Официально он получил название RACE Grand Prix. [5] [6] (после Королевского автомобильного клуба Испании ) и был выигран Карлосом де Саламанкой на автомобиле Rolls-Royce .
по автогонкам До этого в Испании проходили соревнования , наиболее заметным из которых был Кубок Каталонии, который проводился ежегодно с 1908 по 1910 год на дорогах вокруг Ситжеса , недалеко от Барселоны . Первое соревнование выиграл Джозуэ Джуппоне на Lion-Peugeot . [7] оба следующих этапа выиграл Жюль Гу , также управлявший Lion-Peugeot, [8] [9] Эти гонки помогли установить прочную гоночную традицию в Испании , которая продолжается и по сей день. Этот энтузиазм к гонкам привел к плану построить в Ситжесе постоянную трассу — овальную трассу длиной 2 километра (1,2 мили), которая стала известна как Ситжес-Террамар и стала местом проведения первой гонки, официально носящей титул Гран-при Испании в 1923 год, победу одержал Альберт Диво в «Солнечном луче». [10] [11]
Ласарте
[ редактировать ]После этой первой гонки у трассы возникли финансовые трудности, и организаторам пришлось искать другое место проведения. В 1926 году Гран-при Испании переместился на трассу Circuito Lasarte протяженностью 17,749 км (11,029 миль) на северном побережье недалеко от Бильбао , где проходила главная гонка Испании 1920-х годов — Гран-при Сан-Себастьяна . Гран-при Испании 1927 года был частью AIACR чемпионата мира среди производителей , но гонка еще не была учреждена, и в 1928 и 1929 годах она проводилась в соответствии с правилами спортивных автомобилей . Гран-при Испании 1930 года по спортивным автомобилям, запланированный на 27 июля, был отменен из-за плохой экономической ситуации после краха Уолл-стрит в октябре 1929 года. Также были объявлены Гран-при Испании 1931 и 1932 годов, но они были отменены по политическим и экономические трудности. Наконец, в 1933 году Гран-при Испании был возрожден в Ласарте при поддержке правительства. После гонки 1935 года в Испании разразилась гражданская война , и гонки прекратились. В 1946 году гонки вернулись в Испанию в виде Гран-при Пенья-Рин. на улице Педральбес в Барселоне .
Формула-1
[ редактировать ]Педральбес
[ редактировать ]Испания не возвращалась в международный календарь до 1951 года, присоединившись к списку гонок чемпионата Формулы-1 на очень широкой трассе улицы Педральбес в Барселоне. Аргентинец Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой первый чемпионат мира на соревнованиях 1951 года на Alfa Romeo, воспользовавшись преимуществами усовершенствованной работы Ferrari и проблемами с шинами. Гонка была запланирована на сезоны 1952 и 1953 годов, но не состоялась из-за нехватки денег. [12] а в 1954 году британец Майк Хоторн остановил доминирование Mercedes, выиграв гонку на Ferrari. В 1955 году должен был состояться Гран-при Испании в Педральбесе, но ужасная авария на « 24 часах Ле-Мана» , в результате которой погибло более 80 человек, привела к введению правил, регулирующих безопасность зрителей, и запланированному Гран-при Испании (как и многие другие) был отменен в том же году и на последующие два года (также из-за больших проблем с деньгами на проведение гонки), а широкая, но с пешеходными дорожками улица в Педральбесе больше никогда не использовалась для автогонок.
Харама и Монжуик
[ редактировать ]В 1960-х годах Испания сделала попытку вернуться в мир международных автогонок: Королевский автомобильный клуб Испании сдал в эксплуатацию новую постоянную гоночную трассу к северу от Мадрида в Хараме , а испанское правительство отремонтировало уличную трассу Монжуик в Барселоне , обеспечив безопасность. обновления. В 1967 году в Хараме состоялся внечемпионатский Гран-при , который выиграл Джим Кларк, участвовавший в гонках на автомобиле Lotus F1.
В 1968 году Харама принимал Гран-при Испании, незадолго до начала сезона Формулы-1. После этого события было решено, что гонка будет чередоваться между крутым, медленным и извилистым маршрутом Харама и быстрым, широким и стремительным Монжуиком, а в 1969 году на трассе Монжуик состоялась первая гонка Формулы-1, в которой победил британец Джеки Стюарт . Харама получит гонку в четные годы, а Монжуик - в нечетные. В 1970 году на гонке бельгиец Джеки Икс и британец Джеки Оливер попали в аварию; Икс и Оливер отделались ожогами. Гонку выиграл Стюарт, он выиграл снова в следующем году, опередив 3 более мощных автомобиля с 12-цилиндровым двигателем. Австриец Ники Лауда выиграл свою первую из 25 гонок в 1974 году. Событие 1975 года ознаменовалось трагедией. Во время тренировочных гонок были опасения по поводу безопасности трассы, поскольку барьеры Armco, окружающие городские улицы трассы Монжуик, не были закреплены должным образом. Был ряд протестов, и гонщики отказались участвовать в гонках. Организаторы запаниковали и пригрозили запереть машины на стадионе, где они оставались, пока не участвовали в гонках. Пилоты и команды уступили; но двукратный победитель Эмерсон Фиттипальди сошел с дистанции в знак протеста после одного круга. На 26-м круге гонки Рольфа Штоммелена машина разбилась из-за отлома заднего крыла, в результате чего погибли четыре зрителя. Гонка была остановлена на 29-м круге, и ее выиграл Йохен Масс , хотя была начислена только половина очков.
Джарама
[ редактировать ]После трагических событий на опасно быстром и узком пространстве Монжуика Гран-при Испании ограничился Харамой. В гонке 1976 года британец Джеймс Хант воспользовался сломанными ребрами Лауды в результате аварии на тракторе; Затем он был дисквалифицирован после того, как его McLaren оказался на 1,8 дюйма шире. McLaren обжаловала это решение, и она была успешной; Очки Ханта были восстановлены. В 1977 и 1978 годах Марио Андретти доминировал на своем аэродинамическом Lotus 78. Гонка 1980 года была примечательной, потому что в пятницу утром в гоночный уик-энд FISA президент Жан-Мари Балестр объявил, что Гран- при Испании не будет считаться гонкой чемпионата. . В результате ни одна из заводских команд (Ferrari, Renault и Alfa Romeo) не приехала на мероприятие, и соревновались только независимые конструкторы, принадлежащие FOCA . Гонку выиграл Алан Джонс на Williams. В 1981 году Жиль Вильнев на своем плохо управляемом Ferrari удержал 4 машины с лучшей управляемостью и одержал победу на извилистой и ограниченной трассе; это считается одним из величайших достижений во всем автоспорте. [13] Но Гран-при Испании в Хараме затем также был исключен из гоночного календаря после его отмены в 1982 году, поскольку организаторы, казалось, больше интересовались полем для гольфа рядом с трассой, а также из-за узкой трассы, неприятно жарких условий конца июня и небольшого количества людей. на гонке того года; он вернется в 1986 году.
Херес
[ редактировать ]Попытка возродить Гран-при Испании на уличной трассе в юго-западном курортном городе Фуэнхирола в 1984 и 1985 годах не увенчалась успехом; [14] но в 1985 году мэр Хереса заказал в своем городе новую гоночную трассу для развития туризма и хереса . Трасса Circuito Permanente de Jerez , расположенная недалеко от Севильи на юге Испании, была завершена к чемпионату 1986 года , на котором развернулась яростная битва между Айртоном Сенной и Найджелом Мэнселлом , в которой две машины финишировали бок о бок. Сенна выиграл с преимуществом в 0,014 секунды — один из самых близких результатов в Формуле-1. В 1987 году Мэнселл выиграл на своем Williams; а в 1989 году Сенна провел тяжелую гонку, чтобы сохранить свои чемпионские очки; он выиграл гонку у австрийца Герхарда Бергера на Ferrari и у жестокого соперника бразильца и товарища по команде McLaren, француза Алена Проста . Событие 1990 года стало последним Гран-при Испании в Хересе (хотя Херес действительно проводил Гран-при Европы в 1994 и 1997 годах). Во время тренировки Lotus Мартина Доннелли был разрушен в результате аварии на высокой скорости, а британца выбросило из машины. Он был тяжело ранен, но выжил; он больше никогда не участвовал в гонках в Формуле-1. Удаленность Хереса не помогла собрать большое количество людей на гонке, а ужасное столкновение Доннелли с барьерами Armco рядом с трассой не помогло репутации Хереса; хотя трасса пользовалась популярностью в сообществе Формулы-1. Феррари финишировала первой и второй в гонке, а Прост опередил Мэнселла.
Каталония
[ редактировать ]Работы на трассе Барселона-Каталония велись в Монтмело , в нескольких километрах от Барселоны , благодаря поддержке правительства Испании, и в 1991 году мероприятие переместилось на эту новую трассу, где и остается с тех пор. Событие 1992 года рекламировалось как Гран-при Олимпийских игр . После этой гонки гонки проводятся в начале сезона, обычно в конце апреля или начале мая.
Команда Williams доминировала там на первых выездах, одержав все победы до 1994 года. Всего Михаэль Шумахер выигрывал шесть раз, включая победу в 1996 году под проливным дождем, которая стала его первой победой за Ferrari. Мика Хаккинен одержал три победы и в 2001 году был четвертым, прежде чем его машина сломалась на последнем круге.
С 2003 года гонка стала очень посещаемой благодаря успеху Фернандо Алонсо . Алонсо финишировал вторым в 2003 и 2005 годах, а затем одержал победу с поула в 2006 году. Алонсо также финишировал третьим в 2007 году, сделав еще два вторых места в 2010 и 2012 годах, где он финишировал позади Уильямса из испаноязычного Пастора Мальдонадо , который выиграл с поула; Это была первая победа и поул на Гран-при венесуэльского гонщика, первая победа Уильямса после Гран-при Бразилии 2004 года и первая победа и поул команды на Гран-при Испании с 1997 года.Два испанских гонщика выиграли Гран-при Испании; Карлос де Саламанка в 1913 году и Алонсо в 2006 и 2013 годах, испаноязычный Хуан Мануэль Фанхио победил в 1951 году, а также Мальдонадо в 2012 году.
С 2013 года Гран-при Испании должен был ежегодно чередоваться между Каталонией и Валенсийской уличной трассой . [15] Однако этого не произошло — Валенсия выбыла из участия по финансовым причинам, а Каталония осталась единственной хозяйкой Гран-при Испании. [16]
Только четыре из 19 гонок на этой трассе в период с 2001 по 2019 год не были выиграны с поул-позиции. [17]
Гонка 2020 года была перенесена с мая на август из-за пандемии COVID-19 . Гонка возобновится в 2021 году ; Льюис Хэмилтон выиграл гонку, обогнав Макса Ферстаппена после дополнительного пит-стопа.
Схема трассы Барселона-Каталония изменилась в 2023 году и теперь использует схему, используемую MotoGP с 2021 года. [18]
Мадрид
[ редактировать ]Столица Испании, Мадрид , была номинирована в качестве будущего хозяина Формулы-1 с запланированным дебютом в 2025 году. Однако он был перенесен на 2026 год. Новая уличная трасса будет расположена вокруг Муниципального дворца IFEMA в Мадриде.
Победители
[ редактировать ]Многократные победители (водители)
[ редактировать ]Пилоты , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Победы | Водитель | Выигранные годы |
---|---|---|
6 | Михаэль Шумахер | 1995 , 1996 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 |
Льюис Хэмилтон | 2014 , 2017 , 2018 , 2019 , 2020 , 2021 | |
4 | Макс Ферстаппен | 2016 , 2022 , 2023 , 2024 |
3 | Джеки Стюарт | 1969 , 1970 , 1971 |
Найджел Мэнселл | 1987 , 1991 , 1992 | |
Ален Прост | 1988 , 1990 , 1993 | |
Мика Хаккинен | 1998 , 1999 , 2000 | |
2 | Луи Широн | 1928 , 1933 |
Эмерсон Фиттипальди | 1972 , 1973 | |
Марио Андретти | 1977 , 1978 | |
Айртон Сенна | 1986 , 1989 | |
Кими Райкконен | 2005 , 2008 | |
Фернандо Алонсо | 2006 , 2013 | |
Источники: [19] [20] [21] |
Многократные победители (конструкторы)
[ редактировать ]Команды , выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, входившее в состав довоенного чемпионата Европы.
Победы | Конструктор | Выигранные годы |
---|---|---|
12 | Феррари | 1954 , 1974 , 1981 , 1990 , 1996 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 , 2008 , 2013 |
9 | Мерседес | 1934 , 1935 , 2014 , 2015 , 2017 , 2018 , 2019 , 2020 , 2021 |
8 | Макларен | 1975 , 1976 , 1988 , 1989 , 1998 , 1999 , 2000 , 2005 |
Уильямс | 1980 , 1987 , 1991 , 1992 , 1993 , 1994 , 1997 , 2012 | |
7 | Лотос | 1967 , 1968 , 1972 , 1973 , 1977 , 1978 , 1986 |
6 | Ред Булл | 2010 , 2011 , 2016 , 2022 , 2023 , 2024 |
3 | Альфа Ромео | 1929 , 1933 , 1951 |
2 | Бугатти | 1926 , 1928 |
Источники: [19] [20] [21] |
Многократные победители (производители двигателей)
[ редактировать ]Производители, выделенные жирным шрифтом, соревнуются в чемпионате Формулы-1 в текущем сезоне.
Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, входившее в состав довоенного чемпионата Европы.
Победы | Производитель | Выигранные годы |
---|---|---|
14 | Мерседес ** | 1934 , 1935 , 1998 , 1999 , 2000 , 2005 , 2009 , 2014 , 2015 , 2017 , 2018 , 2019 , 2020 , 2021 |
13 | Форд * | 1967 , 1968 , 1969 , 1970 , 1971 , 1972 , 1973 , 1975 , 1976 , 1977 , 1978 , 1979 , 1980 |
12 | Феррари | 1954 , 1974 , 1981 , 1990 , 1996 , 2001 , 2002 , 2003 , 2004 , 2007 , 2008 , 2013 |
11 | Рено | 1986 , 1991 , 1992 , 1993 , 1994 , 1995 , 1997 , 2006 , 2010 , 2011 , 2012 |
3 | Альфа Ромео | 1929 , 1933 , 1951 |
Хонда | 1987 , 1988 , 1989 | |
2 | Бугатти | 1926 , 1928 |
Хонда РБПТ | 2023 , 2024 | |
Источники: [19] [20] [21] |
* Разработан и изготовлен компанией Cosworth при финансовой поддержке Ford.
** В период с 1998 по 2005 год спроектирован и построен компанией Ilmor при финансовой поддержке Mercedes.
По году
[ редактировать ]Розовый фон обозначает событие, которое не было частью чемпионата мира Формулы-1.
Желтый фон обозначает мероприятие, входившее в состав довоенного чемпионата Европы.
Зелёный фон обозначает мероприятие, которое было частью довоенного чемпионата мира среди производителей .
* Гонка на спортивных автомобилях
† Официально называется RACE Grand Prix.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Формула-1» продлевает соглашение с трассой Барселона-Каталония до 2026 года . f1.com . 26 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2022 года . Проверено 3 сентября 2022 г.
- ^ Бенсон, Эндрю. «Гран-при Испании переедет из Барселоны в Мадрид в 2026 году» . Би-би-си Спорт . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Марриотт, Эндрю. «Гран-при Испании» . Журнал автоспорта . № июнь 1969 г. Архивировано из оригинала 23 мая 2020 г. Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Хайэм, Питер (1995). Путеводитель Книги Гиннесса по международным автогонкам . п. 435. ИСБН 0851126421 .
- ^ «Gran Premio del RACE, официальное название в газетной рекламе» . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Gran Premio del RACE, Пабло Лопес Кастильо» . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Кубок Каталонии – блестящая победа Джуппоне» . L'Auto : 1. 29 мая 1908 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г. - через BnF/Gallica.
- ^ «Кубок Каталонии – красивая победа Гу над «Лионом » L'Auto : 1. 21 мая 1909 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г. - через BnF/Gallica.
- ^ «Кубок Каталонии – победа Гу над «Лионом»» . L'Auto : 1. 30 мая 1910 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 г. Проверено 24 октября 2020 г. - через BnF/Gallica.
- ^ «Анонс I Гран-при Испании» . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 7 июня 2020 г.
- ^ «Divo, sur Sunbeam, remporte brillamment le Grand Prix d'Espagne» . Л'Авто . 29 октября 1923 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2020 года . Проверено 24 октября 2020 г. - через BnF/Gallica.
- ^ «Оглядываясь назад: призрачные гонки Формулы-1» . talkaboutf1.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Величайшие гонщики Формулы-1. Номер 12: Жиль Вильнев» . Би-би-си Спорт . 4 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Хейхо, Дэвид (2021). Формула 1: Знания (2-е изд.). ООО «Велосе Паблишинг» с. 35. ISBN 1787112373 .
- ^ «Валенсия платит взнос за 2012 год, Испания — за череду с 2013 года» . МСН Спорт . МСН Спорт. 9 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2014 года . Проверено 9 марта 2012 г.
- ^ «Никаких штрафов, поскольку Валенсия разрывает контракт с Формулой-1» . grandprix.com . 12 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2017 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Гран-при Испании: все, что вам нужно знать после того, как Льюис Хэмилтон завоевал поул» . Би-би-си Спорт . 12 мая 2018 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2018 г. Проверено 13 мая 2018 г.
- ^ Купер, Адам. «Гран-при Испании отказался от шиканы последнего сектора гонки Формулы-1 2023 года» . www.motorsport.com . Сеть автоспорта . Проверено 3 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «ГП Испании» . ШиканаF1. Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дипраам, Маттейс; Муэлас, Феликс. «Обладатели Гран-при 1894–2019» . Форикс . Автоспорт. Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайэм, Питер (1995). «Гран-при Испании». Путеводитель Книги Гиннеса по международным автогонкам . Лондон, Англия: Motorbooks International. п. 435. ИСБН 978-0-7603-0152-4 – через Интернет-архив.
- ^ «Как развивался Гран-при Испании 1929 года» . Спортивный мир (на испанском языке). 29 июля 1929 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ «Ригал, управлявший Alfa Romeo, стал победителем гонки» . Спортивный мир (на испанском языке). 29 июля 1929 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 10 декабря 2021 г.