Jump to content

Катастрофа в Ле-Мане 1955 года.

Координаты : 47 ° 56'59,5 "с.ш. 0 ° 12'26" в.д.  /  47,949861 ° с.ш. 0,20722 ° в.д.  / 47,949861; 0,20722

Катастрофа в Ле-Мане 1955 года.
Первоначальное столкновение между Лэнсом Маклином и Пьером Левегом
Дата 11 июня 1955 г .; 69 лет назад ( 11.06.1955 )
Место проведения Схема Сарты
Расположение Ле-Ман , Сарт , Франция
Координаты 47 ° 56'59,5 "с.ш. 0 ° 12'26" в.д.  /  47,949861 ° с.ш. 0,20722 ° в.д.  / 47,949861; 0,20722
Тип Гоночная авария
Причина Расположение трека
Летальные исходы 84
(83 зрителя и гонщик Пьер Левег )
Несмертельные травмы минимум 120
Запросы Официальный правительственный запрос

Катастрофа в Ле-Мане 1955 года — крупная авария, произошедшая 11 июня 1955 года во время 24 часа Ле-Мана» автогонки « на трассе Сарт в Ле-Мане , Сарт , Франция . Большие куски мусора полетели в толпу, в результате чего погибли 83 зрителя и французский гонщик Пьер Левег , а еще около 120 получили ранения. Это была самая катастрофическая авария в истории автоспорта, побудившая многие страны Европы запретить автоспорт по всей стране; Швейцария сняла запрет только в 2022 году.

Авария началась, когда Jaguar пилот Майк Хоторн выехал на правую сторону трассы перед Austin-Healey гонщиком Лэнсом Маклином и начал тормозить перед пит-стопом . Маклин вылетел из-за замедляющегося «Ягуара» на путь Левега, который проезжал слева на своем гораздо более быстром Mercedes-Benz 300 SLR . Левег на высокой скорости наехал на Маклина сзади, обогнав машину Маклина и подняв свою машину в воздух. Автомобиль Левега пересек защитную земляную насыпь на скорости 200 км/ч (125 миль в час) и совершил как минимум два удара в зоне для зрителей, последний из которых привел к тому, что машина распалась, отбросив его на трассу, где он был мгновенно убит. Крупные обломки, в том числе блок двигателя Mercedes , радиатор , передняя подвеска и капот (капот), полетели в переполненную зрительскую зону перед трибуной. Задняя часть машины Левега приземлилась на насыпь и загорелась.

Было много споров по поводу виновности в катастрофе. Официальное расследование не возложило на кого-либо конкретной ответственности и подвергло критике планировку трассы, построенной 30 лет назад, которая не была рассчитана на такие быстрые автомобили, как те, кто попал в аварию.

До крушения

[ редактировать ]

Было большое ожидание « 24 часов Ле-Мана» 1955 года , поскольку Ferrari , Jaguar и Mercedes-Benz ранее выиграли гонку, и все три автопроизводителя прибыли с новыми и улучшенными автомобилями. Феррари, действующие чемпионы того времени, были очень быстрыми, но хрупкими и склонными к механическим поломкам. Jaguar сосредоточил свои гонки почти исключительно на Ле-Мане и имел очень опытный состав пилотов, включая Формулы 1 гонщика Ferrari (F1) Майка Хоторна . [1]

После победы в Формуле-1 Mercedes-Benz представил свой новый 300 SLR в том же году на чемпионате мира по спортивным автомобилям , включая рекордную победу Mille Miglia на Стирлинга Мосса . Модель 300 SLR имела корпус, изготовленный из сверхлегкого магниевого сплава под названием «Электрон» . В автомобиле отсутствовали более эффективные современные дисковые тормоза, которые были на конкурирующем Jaguar D-Type , вместо этого были установлены встроенные барабанные тормоза и большой воздушный тормоз позади водителя, который можно было поднять, чтобы увеличить лобовое сопротивление и замедлить автомобиль. [2]

Менеджер команды Mercedes Альфред Нойбауэр собрал для гонки многонациональную команду: объединил двух своих лучших гонщиков Хуана Мануэля Фанхио и Стирлинга Мосса на ведущей машине, победителя гонки 1952 года Карла Клинга с французом Андре Симоном (оба также входят в нынешнюю команду Формулы-1) и американца. Джон Фитч с одним из старейших государственных деятелей французского автоспорта Пьером Левегом . Именно беспрецедентная одиночная гонка Левега в гонке 1952 года , провалившаяся в последний час, позволила Mercedes-Benz одержать первую победу в Ле-Мане.

За исключением двух изменений компоновки, призванных сделать трассу короче, трасса Сарт практически не изменилась с момента начала гонки в 1923 году , когда максимальная скорость автомобилей обычно составляла около 100 км/ч (60 миль в час). К 1955 году максимальная скорость ведущих автомобилей превышала 270 км/ч (170 миль в час). трасса была обновлена ​​и расширена Тем не менее, после Второй мировой войны . Ямы и трибуны были реконструированы, но между пит-лейном и гоночной линией не было никаких барьеров, а между трассой и зрителями находился только земляной насыпь шириной 4 фута (1,2 м). В машинах не было ремней безопасности ; Водители рассудили, что предпочтительнее быть отброшенным при столкновении, чем быть раздавленным или застрявшим в горящей машине. [3]

Гонка 1955 года началась в субботу в 16:00, и, как и предполагалось, ведущие машины Эудженио Кастеллотти (Ferrari), Хоторн (Jaguar) и Фанхио (Mercedes-Benz) лидировали в первый час. Машины других команд держали на более жестком поводке, чтобы сохранить машины, но они все еще участвовали в гонках в первой десятке. На втором часу Кастеллотти начал отступать, но Хоторн и Фанхио продолжили дуэль, меняя лидерство и снижая рекорд круга все дальше и дальше, обогнав большую часть поля. [4] [5]

Авария произошла в 18:26, в конце 35-го круга, когда начинались первые пит-стопы для лидирующих машин.

Крушение

[ редактировать ]

Непосредственная причина

[ редактировать ]

На 35-м круге Хоторн и Фанхио боролись как никогда усердно. В своей биографии Хоторн сказал, что он «на мгновение был загипнотизирован легендой о превосходстве Mercedes… Потом я пришел в себя и подумал: «Черт возьми, почему немецкая машина должна побеждать британскую машину » . [6] [7] За круг до этого пит-бригада Хоторна подала ему сигнал приехать на следующий круг . Он только что обогнал Левега (идущего шестым) после Арнажа (один из поворотов гоночной трассы) и был полон решимости сдерживать Фанхио как можно дольше. [8] Выйдя с участка трассы Maison Blanche, он быстро догнал Лэнса Маклина на своем Austin Healey 100S , который заметил его и сместился вправо, чтобы пропустить его. Проехав еще один круг над Маклином, выходящим на главную прямую, Хоторн затем поднял руку, показывая, что он делает яму, и рванул вправо (из показаний Хоторна). [8] [9] Однако Маклина привлекло то, что Хоторн, используя усовершенствованные дисковые тормоза Jaguar, затормозил достаточно сильно, чтобы вовремя замедлить его Jaguar с такой скорости. [10] [11] [12] [13]

Столкновение

[ редактировать ]
Поэтапная реконструкция гоночной аварии

В то время существовало два ключевых фактора, касающихся схемы трассы: во-первых, не было выделенной полосы замедления для автомобилей, въезжающих в боксы, и, во-вторых, незадолго до главной прямой на дороге был очень небольшой поворот направо. сразу после этого Хоторн начал тормозить.

Маклин, который также резко затормозил, вылетел за правый край трассы, поднимая пыль. Заметив, что Хоторн замедляется, Маклин свернул влево, чтобы избежать Хоторна, будь то инстинктивная реакция, потеря контроля из-за изменения дорожного покрытия или дисковые тормоза его машины, работающие неравномерно. В результате машина Маклина свернула к центру трассы и на короткое время вышла из-под контроля. Это поставило его на пути «Мерседеса» Левега, который приближался со скоростью более 200 км / ч (120 миль в час), намереваясь проехать еще один круг, и оказался перед Фанхио, который терпеливо ждал возможности обгонять. У Левега не было времени уклониться, и, возможно, своим последним действием он поднял руку, предупреждая Фанхио, тем самым, вероятно, спасая Фанхио жизнь. Закрыв глаза, Фанхио – с его собственными быстрыми рефлексами – протиснулся сквозь кровавую бойню и задел находившийся тогда в боксах «Ягуар» Хоторна, позволив ему пройти невредимым. [14] [15]

Переднее правое колесо Левега подъехало к заднему левому углу машины Маклина, которая подействовала как рампа и подбросила машину Левега в воздух, пролетев над зрителями и перекатившись на 80 метров (260 футов). [3] Левега выбросило из кувыркающейся машины, и он упал на землю, раздробив ему череп при ударе и мгновенно убив его. [9] [14]

Критический изгиб дороги вынудил машину двигаться по прямой траектории к заполненным людьми террасам и трибунам. Автомобиль приземлился на земляную насыпь между зрителями и трассой, подпрыгнул, затем врезался в бетонную конструкцию лестничного пролета и развалился. Инерция самых тяжелых компонентов автомобиля – блока двигателя , радиатора и передней подвески – пронеслась прямо в толпу почти на 100 метров (330 футов), сметая все на своем пути. [14] Крышка капота рассекала воздух, « обезглавливая плотно зажатых зрителей, как гильотина ». [16] Зрители, забравшиеся на лестницы и строительные леса, чтобы лучше видеть трассу, а также те, кто толпился, чтобы воспользоваться подземным переходом, чтобы добраться до боксов, оказались на пути смертоносных обломков. [3]

Пилот Jaguar Дункан Хэмилтон , наблюдавший за этим с пит-уолла, вспоминал: «Сцена на другой стороне дороги была неописуемой. Мертвые и умирающие были повсюду; крики боли, тоски и отчаяния кричали о катастрофе. сон, слишком ужасный, чтобы даже думать». [17] [18]

Когда остальная часть машины Левега приземлилась на насыпь, взорвался задний топливный бак. Возгорание топлива подняло температуру оставшегося кузова «Электрона» выше температуры воспламенения, которая была ниже, чем у других металлических сплавов из-за высокого содержания магния. Сплав вспыхнул добела, осыпая трассу и толпу магниевыми угольками, что усугублялось спасателями, незнакомыми с магниевыми пожарами , которые выливали воду в ад, что значительно усилило пожар. [9] [14] В результате машина горела несколько часов.

Тем временем машина Маклина, серьезно поврежденная, протаранила левый барьер, а затем свернула вправо от трассы на пит-лейн, едва не задев Mercedes-Benz Клинга, Роберто Миереса и Maserati Jaguar Бомана Дона . которые до аварии уже находились на дозаправке в боксах. Автомобиль Маклина врезался в незащищенный пит-уолл, недалеко от боксов Каннингем и Мерседес-Бенц, где размещалось оборудование Shell и Lockheed , сбив полицейского, фотографа и двух официальных лиц (все серьезно ранены), а затем снова отскочил назад через трассу. в конечном итоге во второй раз скатился по левому забору. Маклин пережил инцидент без серьезных травм, выпрыгнув из места крушения и через берег. [3] [14] [18]

Последствия

[ редактировать ]

Следующие часы

[ редактировать ]

Хоторн промахнулся и остановился. Выйдя, его команда немедленно приказала ему вернуться и проехать еще один круг, чтобы уйти от полной неразберихи и опасности. Когда на следующем круге он остановился на пит-стопе, он, пошатываясь, вышел из машины в полном смятении, твердо убежденный в том, что именно он стал причиной катастрофы. Айвору Буэбу и Норману Дьюису , дебютантам Ле-Мана, пришлось сесть в свои машины, чтобы провести свои первые пилотские выступления. Буэб, в частности, очень сопротивлялся, но, учитывая состояние Хоторн, у него не было выбора, на что Дьюис твердо указал ему. [3]

Джон Фитч, американский штурман Левега, оделся и был готов взять на себя управление машиной на предстоящем пит-стопе и стоял рядом с женой Левега, Дениз Буйлен. Они видели, как разворачивалась вся катастрофа. [14] Безжизненное тело Левега, сильно обгоревшее, лежало на виду на тротуаре, пока жандарм не спустил знамя, чтобы прикрыть его. Жена Левега была безутешна, и Фитч оставался с ней, пока она не успокоилась. [14] Через полчаса после крушения Fitch поняло, что новости, вероятно, транслировались по радио, и ему нужно было позвонить своей семье, чтобы заверить их, что он не был водителем разбившейся машины. [14] [18] Когда он добрался до медиа-центра, чтобы позвонить по телефону, он впервые почувствовал чудовищность катастрофы, услышав, как репортер сообщил, что уже подтверждено 48 смертей. [14] Когда Фитч вернулся в свою яму, он призвал команду Mercedes отказаться от участия в гонке, поскольку продолжение соревнований стало бы пиар- катастрофой для Mercedes-Benz независимо от того, выиграют они или проиграют. [19] [20] Менеджер команды Альфред Нойбауэр уже пришел к такому же выводу, но не имел полномочий принять такое решение.

Несмотря на ожидания, что гонка будет отмечена красным флажком и полностью остановлена, официальные лица гонки во главе с директором гонки Шарлем Фару продолжили гонку. Через несколько дней после катастрофы Фару предложил несколько объяснений такого образа действий. Они включали:

  • что если бы огромная толпа зрителей попыталась массово уйти , они бы перекрыли основные дороги вокруг, серьезно затруднив доступ медицинским и аварийным бригадам, пытающимся спасти раненых; [3] [4] [9] [21] [22]
  • что фирмы, участвующие в забеге, могли подать в суд на организаторов забега на огромные суммы денег; [23]
  • что «грубый закон спорта предписывает, чтобы гонка продолжалась», причем Фару особо указал на крушение на авиашоу в Фарнборо в 1952 году как на прецедент для этого; [23]
  • и что на самом деле он вообще не имел полномочий остановить гонку, и что префект Пьер Труй был единственным человеком, уполномоченным сделать это, как представитель Франции в Министерстве внутренних дел . [24]

После экстренного совещания и голосования директоров компании Mercedes-Benz по телефону в Штутгарте , Западная Германия , незадолго до полуночи Нойбауэру наконец позвонили и одобрили выход его команды. Дождавшись 1:45 ночи, когда многие зрители разошлись, он вышел на трассу и тихо вызвал свои машины в боксы, при этом идя первой и третьей. [25] [26] Об их выходе на пенсию было кратко объявлено по системе громкой связи. К утру грузовики «Мерседес» были упакованы и уехали. Главный инженер Рудольф Уленхаут отправился на боксы Jaguar, чтобы спросить, ответит ли команда Jaguar тем же, из уважения к жертвам аварии. Менеджер команды Jaguar «Лофти» Англия отказался. [3] [25] [27]

Завершение гонки

[ редактировать ]
Мемориальная доска Ле-Мана

Хоторн и команда Jaguar продолжали гонку. После ухода команды Mercedes и выхода всех Ferrari из строя основные соревнования Jaguar прекратились. Хоторн и Буэб выиграли гонку с преимуществом в пять кругов от Aston Martin . В воскресенье утром погода ухудшилась, и празднования победы не было. Однако на фотографии для прессы Хоторн улыбается на подиуме и пьет шампанское из бутылки победителя. Французский журнал L'Auto-Journal опубликовал его с саркастической подписью: « À votre santé, Monsieur Hawthorn! » (На английском языке: «За ваше здоровье («Ура»), мистер Хоторн!») [3] [28]

После гонки

[ редактировать ]

По оценкам, число погибших составило от 80 до 84 человек (зрители плюс Левег) либо в результате разлетающихся обломков, либо в результате пожара, а еще от 120 до 178 человек получили ранения. По оценкам других наблюдателей, число жертв намного выше. [3] [16] [25] Это остается самой катастрофической аварией в истории автоспорта. прошла специальная месса Утром в соборе Ле-Мана в честь первых похорон жертв.

Число погибших привело к немедленному временному запрету автоспорта во Франции , Испании , Швейцарии , Западной Германии и других странах до тех пор, пока гоночные трассы не будут приведены в соответствие с более высокими стандартами безопасности. В Соединенных Штатах Американская автомобильная ассоциация (ААА) распустила свою комиссию по соревнованиям , которая была основным органом, налагающим санкции на автоспорт в США (включая Индианаполис 500 ) с 1904 года. Она решила, что автогонки отвлекают от ее основных целей, и Автомобильный клуб США был создан для того, чтобы взять на себя санкционирование и судейство гонок. [29]

Большинство стран сняли запреты на участие в гонках в течение года после катастрофы. В частности, Франция, как хозяйка Ле-Мана, отменила полный запрет 14 сентября 1955 года. В этот день Министерство внутренних дел опубликовало новые правила проведения гоночных мероприятий и систематизировало процесс утверждения, которому должны будут следовать будущие гоночные мероприятия. [30] Напротив, запрет в Швейцарии сохранялся на протяжении десятилетий. Это вынудило швейцарских промоутеров автогонок организовывать кольцевые соревнования в зарубежных странах, включая Францию, Италию и Западную Германию. В 2003 году Федеральное собрание Швейцарии начало длительную дискуссию о том, следует ли снять этот запрет. Обсуждение было сосредоточено на дорожной политике и вопросах окружающей среды, а не на безопасности. 10 июня 2009 года Стендерат ( верхняя палата швейцарского парламента) во второй раз отклонил предложение об отмене запрета. [31] [32] В 2015 году запрет был смягчен только для электромобилей , например для автомобилей, участвующих в Формулы E. гонках на электромобилях [33] Запрет был снят в мае 2022 года. [34] [35]

Следующий этап чемпионата мира по спортивным автомобилям на Нюрбургринге был отменен, как и внечемпионат Carrera Panamericana . Оставшаяся часть сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1955 года была завершена, остались две гонки на британский RAC Tourist Trophy и итальянскую Targa Florio , хотя они проводились только в сентябре и октябре, через несколько месяцев после катастрофы. Mercedes-Benz выиграл оба этих соревнования и смог обеспечить себе чемпионство конструкторов в этом сезоне. Добившись этого, Mercedes ушел из автоспорта. Ужас аварии вызвал некоторых присутствовавших гонщиков, в том числе американцев Fitch (после завершения сезона за Mercedes), Фила Уолтерса (которому предложили ездить за Ferrari до конца сезона). [2] ), и Шервуд Джонстон , чтобы уйти из гонок. Маклин также решил уйти в отставку после того, как попал в еще одну фатальную аварию во время гонки RAC Tourist Trophy 1955 года на трассе Дандрод . Фанхио больше никогда не участвовал в гонках в Ле-Мане. На трассе Сарт трибуны для зрителей на боксах были снесены.

Много взаимных обвинений было направлено в адрес Хоторна, заявив, что он внезапно подрезал Маклина и нажал на тормоза возле входа в боксы, вынудив Маклина предпринять отчаянные действия по уклонению на пути Левега. Это стало полуофициальным заявлением команды Mercedes и историей Маклина. [8] [15] Команда Jaguar, в свою очередь, поставила под сомнение пригодность и компетентность Маклина и Левега как водителей. [15] Первоначальные сообщения СМИ были крайне неточными, как показал последующий анализ фотодоказательств, проведенный редактором Road & Track (занявшим второе место в 1955 году) Полем Фрером в 1975 году. [25] Дополнительные подробности появились, когда кадры, просмотренные Фрером, были преобразованы в видеоформу.

СМИ также высказывали предположения о сильном пожаре, охватившем затонувший корабль, который усилился, когда пожарные вылили на пламя огнетушители на водной основе. Они предположили, что Mercedes-Benz вмешался в официальную подачу топлива, добавив взрывчатую добавку, но интенсивность пожара была вызвана конструкцией шасси из магниевого сплава . Нойбауэр попросил французские власти проверить остаточное топливо, оставшееся в топливной системе затонувшего корабля, и результат оправдал компанию. [25]

Мнения других водителей о том, кто непосредственно виноват в аварии, сильно разошлись, и такие разногласия сохраняются даже сегодня. Маклин утверждал, что движение Хоторна к боксам было внезапным, что вызвало чрезвычайную ситуацию, из-за которой он свернул на путь Левега. Спустя годы Fitch заявило, основываясь на своих собственных воспоминаниях и на том, что он слышал от других, что причиной этого стал Хоторн. Дьюис высказал мнение, что передвижение Маклина по Хоторну было небрежным и что Левег не был компетентен, чтобы удовлетворить требования вождения на скоростях, на которые была способна 300SLR. [3]

И Jaguar, и Mercedes-Benz выступили с официальными заявлениями, главным образом в порядке самозащиты от обвинений, выдвинутых против них и их водителей. Нойбауэр ограничился предложением улучшить пит-стопы и сделать пит-стопы более безопасными. [8] [15]

Маклин, прочитав автобиографию Хоторна 1958 года « Вызови меня на гонку» , был озлоблен, когда обнаружил, что Хоторн теперь снял с себя всю ответственность за аварию, не указав, кто ее вызвал. После смерти Левега Маклин предположил, что Хоторн подразумевал, что он (Маклин) несет ответственность, и начал иск о клевете . Дело все еще оставалось неразрешенным, когда Хоторн погиб в аварии, не связанной с гонками, на объездной дороге Гилдфорда в 1959 году, по совпадению, когда он обгонял Mercedes-Benz на своем Jaguar. [36]

Официальное правительственное расследование аварии потребовало допроса и дачи показаний официальных лиц, водителей и персонала команды. Обломки были осмотрены и протестированы и, наконец, возвращены Mercedes-Benz почти через двенадцать месяцев после катастрофы. [25] В конце концов расследование пришло к выводу, что в аварии не виноват ни один конкретный водитель, а это был просто ужасный гоночный инцидент. В гибели зрителей обвинили ненадлежащие стандарты безопасности при проектировании трассы. [3] [25] Тони Ролт и другие гонщики высказывали опасения по поводу ямы с 1953 года. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

В течение следующего года Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) приступил к масштабным улучшениям трассы и изменениям в инфраструктуре трассы Сарт: пит-лейн был перепроектирован и расширен, чтобы устранить излом непосредственно перед линией старта и финиша. и освободить место для полосы замедления. Комплекс боксов был снесен и перестроен, что дало больше места командам, но тем самым ограничило количество мест до 52 стартовых мест вместо прежних 60. Трибуна была снесена и перестроена с новыми зрительскими террасами и широким рвом между ними и ипподромом. [15] [37] [38] Технологии и методы обеспечения безопасности на трассе развивались медленно, пока десять лет спустя пилот Формулы-1 Джеки Стюарт не организовал кампанию в защиту более эффективных мер безопасности. Кампания Стюарта набрала обороты после смерти Лоренцо Бандини и Джима Кларка . [39]

Fitch стало активным сторонником безопасности и начало активную разработку более безопасных дорожных автомобилей и гоночных трасс. наполненные песком и воздухом Он изобрел устройства безопасности дорожного движения, которые в настоящее время используются на автомагистралях, в том числе бочки Fitch, . [40]

Модель Austin-Healey 100 Маклина была продана нескольким частным покупателям, прежде чем появиться на открытом аукционе. В 1969 году его купили за 155 фунтов стерлингов (что эквивалентно 3222 фунтам стерлингов в 2023 году). [41] В декабре 2011 года автомобиль, стоимость которого перед аукционом оценивалась в 800 000 фунтов стерлингов, [41] был продан за 843 000 фунтов стерлингов. [42] Автомобиль сохранил оригинальный двигатель СПЛ 261-БН, [41] но, как сообщается, он находился в состоянии « находка в сарае ». [43] Затем его вернули в первоначальное состояние. [44]

После аварии Mercedes-Benz отказался от участия в автоспорте до 1989 года. Однако решение о прекращении участия было принято еще до гонки и, следовательно, не было вызвано аварией. [45]

См. также

[ редактировать ]
  1. Сперринг 2011, стр.219.
  2. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, с.221
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Самая смертоносная авария: катастрофа в Ле-Мане 1955 года» . Документальный фильм BBC Four , трансляция 16 мая 2010 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.215
  5. ^ Кларк 1997, стр.122: Autosport, 24 июня 1955 г.
  6. ^ Никсон 1991, стр.115.
  7. ^ Каннелл 2011, стр.71
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 119: Autosport, 24 июня 1955 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Конец 2001 г., стр. 116.
  10. ^ Фостер 2013, стр.1968.
  11. ^ Уитакер 2014, стр.88.
  12. ^ Андерсон 2000, стр.14
  13. ^ Сперджен, Брэд (11 июня 2015 г.). «В самый смертоносный день автогонок» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 сентября 2015 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Спонсорство 2011, стр.217
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Конец 2001 г., стр.118.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Авария и кровавая бойня на скорости 150 миль в час – вот как произошла самая ужасная авария на автогонках» . Эвилкинс.com. 27 июня 1955 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года . Проверено 31 августа 2011 г.
  17. ^ Гамильтон 1964, стр.166
  18. ^ Перейти обратно: а б с Каннелл 2011, стр.73
  19. ^ Каннелл 2011, стр.75
  20. ^ «24 часа Ле-Мана 1955 года — история, профиль, информация и фотографии» . Дайджест спортивных автомобилей . 15 июня 2011 года . Проверено 13 сентября 2020 г.
  21. ^ Клаусагер 1982, стр.94
  22. ^ Вчера (телеканал) « Смертельная авария: катастрофа в Ле-Мане» , с 21:00 до 22:20. Воскресенье, 6 августа 2017 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б «Катастрофа во французской зондовой гонке - 79 человек» . Бостон Глобус . Рейтер. 13 июня 1955 г. с. 10 . Проверено 8 декабря 2019 г. - через Newspapers.com.
  24. ^ «Обвинения, выдвинутые после катастрофы в Ле-Мане» . Ежедневные новости . УП от 14 июня 1955 г. стр. ML39 . Проверено 8 декабря 2019 г. - через Newspapers.com.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стимулирование 2011, стр.218.
  26. ^ «Майк Хоторн и 24 часа Ле-Мана 1955 года: причина и следствие» . ConceptCarz.com . Проверено 7 мая 2013 г.
  27. ^ Каннелл 2011, стр.76
  28. ^ Ньюман, Брюс (12 мая 1986 г.). «Трагедия в Ле-Мане» . Иллюстрированный спорт .
  29. ^ «12-часовой Гран-при Себринга 1956 года — фотографии гонки, история, профиль» . Дайджест спортивных автомобилей . 7 декабря 2012 г.
  30. ^ «Новые французские правила автогонок» . Хранитель . Британская Юнайтед Пресс. 15 сентября 1955 г. с. 14 . Проверено 8 декабря 2019 г. - через Newspapers.com.
  31. Официальный бюллетень Протокол заседания парламента.
  32. ^ SVG Арт. 52 Правила дорожного движения Швейцарии
  33. ^ ШВЕЙЦАРИЯ ГОТОВА К ГОНКЕ НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ. Архивировано 12 июня 2018 г. в корпоративном выпуске Wayback Machine от Юлиуса Баера, 16 марта 2015 г.
  34. ^ Саутвелл, Хейзел (2 июня 2022 г.). «Швейцария снова открыта для гонок после 67-летнего запрета» . Драйв . Повторяющиеся предприятия . Проверено 31 октября 2023 г.
  35. ^ Пунсаланг, Энрико (13 июня 2022 г.). «Швейцария официально сняла 67-летний запрет на кольцевые гонки» . RideApart . Сеть автоспорта . Проверено 31 октября 2023 г.
  36. ^ «Лэнс Маклин» . Дейли Телеграф . Великобритания. 4 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2010 г. Проверено 14 июня 2010 г.
  37. ^ Сперринг 2011, стр.250.
  38. ^ Клаусагер 1982, стр.95
  39. ^ «Сэр Джеки Стюарт и Halo: нам не привыкать к насмешкам над безопасностью Формулы-1» . espn.co.uk. 11 августа 2017 г.
  40. ^ «Гоночная безопасность - биография Джона Фитча» . Racesafety.com . Проверено 21 марта 2016 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б с «Исторический автомобиль Остин-Хили, попавший в катастрофу в Ле-Мане, будет продан на аукционе за 1 миллион» . Индостан Таймс . Нью-Дели, Индия: Информационные службы McClatchy-Tribune. 2011. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 14 августа 2012 г.
  42. ^ «Автомобиль-катастрофа в Ле-Мане 1955 года заработал 1,7 миллиона долларов» . Stuff.co.nz . Новая Зеландия. 3 декабря 2011 года . Проверено 3 декабря 2011 г.
  43. ^ «Максимальная цена за «катастрофический» автомобиль» . Бирмингемская почта . Англия: MGN Ltd., 2011. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 14 августа 2012 г.
  44. ^ «1953 Остин-Хили был восстановлен в своей былой славе» . БизнесЛайв . 10 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 г. . Проверено 9 июня 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  45. ^ Анно Хекер (14 июня 2005 г.). «Шлахтфельд Ле-Ман» . ФАЗ.нет . Проверено 9 мая 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андерсон, Гэри Г. (2000). Остин-Хили 100, 100-6, 3000 Руководство по восстановлению . Моторбукс Интернешнл. ISBN   978-1-61060-814-5 .
  • «Ле-Ман 1965» в журнале Automobile Historique , вып. 48 мая 2005 г. (на французском языке) .
  • «24 часа Мана 1973» в журнале Automobile Historique no. 49, июнь/июль 2005 г. (на французском языке) .
  • Каннелл, Майкл (2011). Предел . Лондон: Atlantic Books. ISBN   978-184887-224-0 .
  • Кларк, РМ, изд. (1997). Ле-Ман «Годы Jaguar 1949–1957» . Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN   1-85520-357X .
  • Фостер, Фрэнк (2013). F1: История гонок Формулы-1 . Учебные пособия BookCaps. ISBN   978-1-62107-573-8 .
  • Гамильтон, Дункан (1964). Прикоснитесь к дереву . Лондон: Книжный клуб Motoraces. ISBN   1-78219-773-7
  • Хилтон, Кристофер (2004). Ле-Ман-55: авария, изменившая облик автогонок . Дерби: Бридон. ISBN   1-859-83441-8 .
  • Лабан, Брайан (2001). 24 часа Ле-Мана . Лондон: Virgin Books. ISBN   1-85227-971-0 .
  • Никсон, Крис (1991). Мой друг, приятель . Публикации транспортного книжника. ISBN   978-0-85184-047-5 .
  • Сперринг, Квентин (2011). Ле-Ман 1949–59 . Шерборн, Дорсет: Издательство Евро. ISBN   978-1-84425-537-5 .
  • Уитакер, Сигур Э. (2014). Тони Халман: Человек, который спас автодром Индианаполиса . МакФарланд. ISBN   978-0-7864-7882-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92456a7502352794b6da38aab175054a__1722650280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/4a/92456a7502352794b6da38aab175054a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1955 Le Mans disaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)