1975 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
— 1975 года «24 часа Ле-Мана» 43-й Гран-при на выносливость, проходивший 14 и 15 июня 1975 года. В просторечии его называют «экономным забегом Ле-Мана». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] были введены строгие правила дозаправки. Не сумев достичь требуемой экономии топлива в 7 миль на галлон, команды производителей Ferrari, Alfa Romeo ушли, а Matra ушла из спорта в конце 1974 года. Таким образом, в результате в качестве передовых рабочих команд остались только Gulf и Ligier.
Гонку выиграли Джеки Икс и Дерек Белл на своем Gulf GR-8, финишировав всего на круг впереди Лижье Жана-Луи Лафосса и Ги Шассея . Это была первая победа полностью британской машины со времен Aston Martin в 1959 году , и, ехав на «экономной» скорости, победитель проехал всего на один круг меньше, чем автомобиль-победитель прошлого года. [ 2 ]

Правила
[ редактировать ]Продолжающийся топливный кризис оказывал все большее влияние на международные автогонки, поскольку критики считали этот вид спорта расточительной тратой бензина. Автомобильный клуб Запада (ACO), всегда стремясь следовать своему первоначальному мандату по развитию автомобильных технологий, [ 4 ] принять радикальные меры для решения этой проблемы. Все автомобили должны были проехать 20 кругов перед заправкой бензином и маслом, что примерно эквивалентно 270 км (170 миль), около 7 миль на галлон, что означает улучшение на 25%. [ 2 ] Для справки: в 1974 году Matras проехали всего 16 кругов между заправками. [ 5 ] Размеры топливных баков также были ограничены. [ 2 ]
Однако это противоречило CSI (Международной спортивной комиссии – регулирующему органу FIA ), и поэтому FIA исключила «24 часа Ле-Мана» из календаря чемпионата мира. Подобное случалось и раньше, когда FIA исключила гонку Ле-Ман в 1956 году из-за более строгих требований безопасности. [ 2 ] [ 6 ] Также можно отметить, что в гонках Ле-Мана до 1960 года были ограничения на дозаправку. [ 2 ] Со своей стороны, CSI отложил введение своих новых правил «силуэта» Группы 5 до 1976 года. [ 7 ]
ACO также представила новый класс «GTX» (Le Mans Grand Touring Experimental) для автомобилей GT, в которых используется несертифицированное оборудование. Он также открыл свой список участников для GT группы 3 , наряду с автомобилями групп 5, 4 и 2. Наконец, ACO разрешила командам заменять любые части оборудования во время гонки, но неисправные детали приходилось передавать технической команде ACO. [ 5 ] [ 8 ] В этом году ACO также вручила приз автомобилю, который использовал наименьшее количество топлива. Также индекс тепловой эффективности теперь открыт для всех классов автомобилей. [ 9 ]
С момента начала гонки в 1923 году на трассе Ле-Мана использовались автомагистрали общего пользования. В начале 1970-х годов был предложен амбициозный план строительства новой Mulsanne Straight параллельно главной дороге и в обход угла Mulsanne. [ 10 ] Однако к 1975 году из-за экономического спада и снижения интереса к автогонкам работы так и не были начаты, и в конце того же года проект был отменен.
Записи
[ редактировать ]К всеобщему удивлению, ACO получила похвальную 101 заявку, из которых 71 поступила в квалификацию и 55 в финальную гонку. [ 11 ] Однако Матра последовала за Феррари и отказалась от участия в гонках спортивных автомобилей. Заводская команда Alfa Romeo Autodelta продала свои автомобили немцу Вилли Каусену . [ 6 ] который решил не участвовать, заявив, что Alfas не сможет обеспечить необходимую экономию топлива. Alpine-Renault привела ту же причину.
Категория | Спорт-прототип Группа 5 |
GT Экспериментальный ГТХ |
Специальный GT Группа 4 |
Производство ГТ Группа 3 |
Специальный туризм Группа 2 |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|---|---|
Большие двигатели Классы >2,0 л |
13 / 11 | 4 / 1 | 27 / 22 | 9 / 7 | 7 / 5 | 60 / 46 |
Средние двигатели Классы < 2,0 л |
11 / 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 11 / 9 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Хотя Джон Уайер уже наполовину вышел на пенсию, он увидел возможности для своих автомобилей Gulf-Mirage с топливной формулой и отсутствием серьезного сопротивления. В прошлом году в Персидском заливе расход топлива составил 6,1 миль на галлон. [ 12 ] Поэтому он и дизайнер JWA Джон Хорсман приступили к адаптации и оптимизации новой модели Gulf GR-8 для этой единственной гонки сезона. Он имел длинную колесную базу и кузов с низким лобовым сопротивлением. Они настроили Cosworth DFV на работу на предельных оборотах 8400 об/мин, что ниже примерно на 2000 об/мин. [ 13 ] [ 14 ] Двигатель теперь будет развивать мощность 380 л.с. и развивать скорость 310 км/ч (195 миль в час). Химики из Gulf Oil разработали топливо для автомобилей и, совместив их, смогли достичь впечатляющих показателей расхода топлива в 7,25 миль на галлон. [ 13 ] И снова Уайер смог вызвать Джеки Икса для вождения в партнерстве с Дереком Беллом , в то время как в другой машине были Верн Шуппан и Жан-Пьер Жоссо .

В отсутствие других производителей именно Ги Лижье стал бы крупнейшим конкурентом Gulf. Страдая от последствий экономического спада, Лижье понял, что у него не будет построено достаточно автомобилей, чтобы получить омологацию Группы 4. Купив в конце 1974 года мощности несуществующей Matra Sport, Лижье готовился к выходу в Формулу-1 . С помощью инженера Matra Жерара Дюкаружа. [ 14 ] и первоклассный пилот Анри Пескароло, он также адаптировал свои автомобили JS2 для установки на них двигателя Cosworth DFV (отрегулированного примерно до 410 л.с.). [ 3 ] ) и коробки передач Hewland . Однако, будучи примерно на 10% тяжелее, чем Gulfs, Ligiers были немного медленнее на прямой. В гонке постоянные гонщики Франсуа Миго и Жан-Луи Лафосс разделились: Миго ехал с Пескароло, а Лафосс объединился с постоянным игроком Лижье Ги Шассеем. Как поздний вход, [ 14 ] команда также имела мощность 320 л.с. [ 8 ] Версия с двигателем Maserati для двух других бывших водителей Matra, Жана-Пьера Бельтуаза и Жан-Пьера Жарье . [ 15 ]
Тем временем на чемпионате мира это был пятилетний ребенок, [ 16 ] 360 л.с. [ 3 ] Porsche 908/03 компании Joest Racing вступает в бой с Alfa Romeo Вилли Каусена. Норберт Зингер , заводской инженер Porsche, был прикомандирован к команде и предоставил автомобилю длиннохвостое шасси. Владелец команды Райнхольд Йост ехал вместе с Марио Казони и Юргеном Бартом . [ 7 ] Британский капер Ален де Кадене прибыл с новой машиной — Lola T380, оснащенной двигателем Cosworth DFV мощностью 400 л.с., созданным специалистом по двигателям Джоном Николсоном . Несмотря на это, шасси было совершенно новым и на прямых почти на 40 км/ч медленнее, чем у Gulfs и Ligiers. [ 8 ] Им управлял постоянный гоночный дуэт де Кадене и Криса Крафта . [ 17 ] Швейцарский капер Хайнц Шультесс также представил новый Lola-Cosworth T284, настроенный другим специалистом по двигателям, соотечественником Хейни Мадером. [ 18 ] Шин Като вернулся со своей последней моделью Sigma , MC-75, которая теперь была оснащена 1,6-литровым турбодвигателем Toyota, что помещало ее в 3-литровый класс из-за коэффициента эквивалентности турбодвигателей x1,4. [ 19 ] [ 18 ] (в гонках на спортивных автомобилях коэффициент в Формуле 1 составлял х2,0). [ 20 ] ).

Правила экономии топлива теперь сделали класс С-2000 намного более конкурентоспособным. Renault Sport выиграла первый чемпионат мира по ралли 1973 года и теперь сосредоточилась на гонках на спортивных автомобилях. [ 21 ] Вместе со своими дочерними компаниями Gordini (двигатели) и Alpine (шасси) работали над новым спортивным автомобилем. с турбонаддувом В 1975 году новый A442 сразу же произвел впечатление, победив Alfa Romeo в Муджелло . Однако их машины были очень новыми и оказались быстрыми, но ненадежными. [ 20 ] Заводская команда не участвовала, однако прибыл A441 без турбонаддува в цветах Elf Switzerland для женской команды Мари-Клод Бомон и Леллы Ломбарди . [ 21 ] Это был первый Alpine, участвовавший в гонках в Ле-Мане за шесть лет. [ 2 ] Андре Муане , французский герой войны, политик и гонщик-любитель, строил свой собственный спортивный автомобиль на базе шасси Chappe et Gesselin с 2-литровым двигателем Simca-JRD и коробкой передач Porsche. Он получил спонсорскую поддержку от конкурента Elf, компании Esso -France, которая предложила также создать женскую команду водителей. Муане нанял Мишель Мутон , Кристин Дакремон и Марианну Хёпфнер для своей машины. [ 22 ]
Сильные результаты новых 2-литровых двигателей Simca-ROC в гонке 1974 года показали пять автомобилей с двигателем Фреда Стадлера, включая три Lolas из его собственной команды. [ 23 ]
Вместо заводской команды Ferrari была представлена в основном Североамериканской гоночной командой (NART), представившей четыре разных автомобиля в трех категориях. Специальный 308 365 вернулся в Группу 5, а обычный 365 GTB/4 для Ронни Бакнума и Карло Фасетти в Группу 4. Два других были представлены в новой категории GTX: новый Berlinetta Boxer и 365 Daytona Spyder. [ 24 ]
В классе Group 4 Special GT доминировали команды Porsche RSR. Самая успешная команда этого года - Gelo Racing Георга Лооса - представила три машины: Джона Фитцпатрика (действующего чемпиона Европы по GT)/ Гийса ван Леннепа , Тима Шенкена / Хаудена Гэнли и Тойне Хеземанса / Манфреда Шурти . Их основными конкурентами выступили команды их соотечественников Kremer Racing и Tebernum (при поддержке Joest Racing), швейцарский Porsche Club Romand, испанская Escuderia Montjuïch, а также местная французская команда ASA Cachia-Bondy и инженеры-владельцы Роберт Буше и Луи Мезнари . [ 25 ]
Противостояние армаде 911 (составляющей половину поля с 28 из 55 стартовавших игроков). [ 3 ] ) наряду с NART Ferrari были еще два 365-го для Ecurie Francorchamps и французского капера Марселя Миньо. [ 24 ] Наряду с Chevrolet Corvette Анри Гредера были также De Tomaso Pantera и Datsun 240Z . Как и ожидалось, Porsche доминировала в новой группе 3 с восемью из девяти машин против единственного De Tomaso Pantera из Wicky Racing.
В этом году интерес к группе 2 возобновился: на квалификацию прибыло семь автомобилей. В их число входили два Ford Capris от французской команды Shark Team и возвращение двухроторной Mazda RX-3 Клода Бюше . Против них выступили три BMW: действующий победитель класса Жан-Клод Обриет вернул свой 3.0 CSL . Специалист по двигателям из Лихтенштейна Макс Хайдеггер подготовил BMW TI 2002 года выпуска с двигателем F2 (мощностью 260 л.с.) для французского капера Даниэля Брилла. [ 26 ] Третьим был еще один французский капер. Эрве Пулен , арт-дилер и заядлый гонщик, вошел в еще один CSL 3.0 и убедил своего друга, художника Александра Колдера , нарисовать его. Хотя это и не был первый «арт-автомобиль» (Porsche участвовал в гонках на психоделическом Martini-917 в 1970 году и на «Розовой свинье» в 1971 году), он стал первым из многих арт-каров BMW . BMW застраховала его на 1 миллион немецких марок (~430 000 долларов США), [ 27 ] Пулена стали победитель 1964 года Жан Гише и американский пилот IMSA-BMW Сэм Поузи . Штурманами [ 28 ] [ 27 ] Последним был большой американский « маслкар » — Plymouth Barracuda с большим двигателем Hemi объемом 426 куб.см , на который выехал французский капер Мишель Гишер.
Упражняться
[ редактировать ]ACO отменила мартовские тестовые выходные, когда CSI запланировала гонку чемпионата в Муджелло на те же выходные. [ 3 ] Таким образом, многие команды приехали на Неделю гонок, не имея реального представления об экономии топлива в своих гонках. ACO требовало, чтобы каждая машина в ходе тренировок в течение некоторого времени доказала, что она может проехать не менее 20 кругов в гоночном темпе, прежде чем дозаправиться. [ 11 ] [ 29 ] Это означало как минимум одну пробежку продолжительностью 60–90 минут. Но в качестве компенсации общее время тренировок было увеличено до десяти часов в среду и четверг. Кроме того, каждый гонщик теперь должен был проехать минимальное время круга как днем, так и ночью. [ 5 ]
Джеки Икс сразу же задал темп в среду вечером, показав круг за 3:49,9, что позволило его Gulf занять поул-позицию. [ 14 ] Это было на целых четырнадцать секунд медленнее, чем поул-время Matra в прошлом году. После первоначальных проблем в четверг Жан-Пьер Жоссо вывел сестру Галф в первый ряд с результатом 3:51,8. [ 14 ] Третьим был Лафосс на Лижье, четвертым Казони на Joest-Porsche и Пескароло на другом Лижье. [ 11 ] Затем шли две Лолы Шультесс и Де Кадене, к которым присоединилась 2-литровая Лола-ROC (4:02,8), немного опередившая женщин в Альпах. Десятым на стартовой решетке был Ligier-Maserati из Бельтуаза/Жарье. Одиннадцатым стал «арт-кар» BMW (4:06,0), который оказался значительно быстрее, чем GT группы 4, самым быстрым из которых был Buchet Porsche, занявший 13-е место (4:16,0), опередив Tebernum Porsche. Товарищ по конюшне Бюше Порше, Воллек /Гранде, первым из автомобилей группы 3 опустился на 38-е место с результатом 4:28,9. Самым медленным в квалификации был маленький BMW 2002 года с результатом 4:47,9, хотя он все равно был быстрее в своем классе, чем Ford Capri и Hemicuda. [ 30 ]
Серьезный спор разгорелся в пятницу, когда официальные лица заявили, что NART Dino 308 GT4 не прошел квалификацию, хотя и соответствовал квалификационным требованиям. Менеджер команды Луиджи Чинетти был разгневан, и когда его апелляция была отклонена, он в знак протеста снял все четыре своих Ferrari с фиктивной стартовой решетки, поскольку в субботу машины выстраивались в ряд. [ 24 ] Благодаря некоторым звонкам в последнюю минуту и подготовке на их место пришли японская Sigma и Mazda RX-3 Клода Бюше. [ 18 ] Пола Рилли, управлявшего Lamborghini Islero , который не прошел квалификацию в категории GTX, не было дома, и он пропустил призыв вернуть машину на трассу. [ 11 ] [ 31 ] [ 32 ]
Команда Эквадор-Мальборо привезла две машины, ни одна из которых не прошла квалификацию. Тем не менее, в гонке первой команде все же удалось пробраться на задний ряд фиктивной сетки на своем 911 и даже проехать три круга в гонке, пока ее не заметили и не отметили черным флагом официальные лица. [ 25 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]В жаркий субботний полдень, [ 14 ] Белл с самого начала лидировал. Затем Шуппан впервые обогнал его на трассе Mulsanne Straight и начал наращивать преимущество. [ 8 ] Джост занял третье место, Крафт, затем Пескароло, ставший первым из Лижье, а «арт-кар» BMW из группы 2 занял уверенное шестое место. Как всегда, несколько машин столкнулись с проблемами на ранней стадии: Schulthess Lola не смогла вовремя завестись и начала гонку на круг позади после того, как прошёл крутой старт. [ 18 ] [ 14 ] Лафосс вывел свой Ligier, когда загорелся сигнализатор, и потерял круг только для того, чтобы обнаружить, что виноват свет. [ 15 ] Арт-кар BMW с рваной тормозной магистралью, в результате чего он упал далеко вниз. [ 8 ] и два ROC-Lolas вышли из строя из-за множества проблем с электричеством. [ 14 ]
Командам Gulfs удалось сохранить сильный 4-минутный темп вплоть до своих первых пит-стопов после 21 круга, и вскоре после этого Икс вырвался вперед, от которого машина никогда не собиралась уступать. Единственная жертва столкнулась с правилами топлива именно на первых остановках. Мари-Клод Бомон, занявшая шестое место в Alpine 2-литровом двигателе, остановилась на повороте Мюльсанн без топлива за три круга до запланированной остановки для дозаправки. За время тренировки команда проехала на танке 26 кругов. [ 8 ] Имея возможность вручную закачать немного топлива, она смогла добраться только до Индианаполиса. Причиной стала неисправность топливной системы. [ 33 ] но руководитель команды Жерар Ларрус позже признал, что команда ошиблась в расчетах топлива. [ 21 ]
К третьему часу команды Gulfs отставали друг от друга на 2 секунды, а де Кадене, Жост и Казони теперь были последними на лидирующем круге. Миго отставал на круг, а двое других «Лижьеров» отставали еще на один круг, Поузи на BMW снова его догонял, а Пуаро Порше был восьмым. Шикентанц на Tebernum Porsche опережает GT на десять секунд от Fitzpatrick Gelo-Porsche. [ 33 ] Бельтуаз на Ligier-Maserati бежал шестым, когда он пытался обогнать Ferrari, направлявшуюся в Индианаполис. [ 8 ] но в итоге его оттолкнули в барьер Армко. [ 15 ] Крафт вывел де Кадене с третьего места. Пресловутая вибрация двигателя Cosworth привела к вылету заклепок в корпусе двигателя и поломке выхлопной системы. Ремонт занял 45 минут, и когда Крафт вернулся, он установил самый быстрый круг, мчавшись обратно по полю. [ 17 ] Третий Гело Порше (Хеземанс/Шурти) разбился из-за отказа подвески. Они продолжали ехать до наступления темноты, когда машина была списана, а гонщиков перевели на ведущую машину команды, которая теперь идет пятой. [ 25 ]
Ночь
[ редактировать ]Около 21:30, когда наступила ночь, занявший второе место Залив Шуппан/Жоссо провел 25 минут в боксах, заменяя генератор , опустившись на 5-е место, отстав на шесть кругов от товарищей по команде. [ 8 ] «Арт-кар» BMW вернулся на 6-е место, когда из-за сломанного ШРУСа Поузи застрял на трассе. [ 28 ] В GTs Фитцпатрик на два круга опередил машину Beurlys, а машина Кремера приближалась. [ 33 ]
Незадолго до полуночи Ален де Кадене, идущий третьим, ничего не заметил. [ 8 ] когда крышка двигателя его Лолы отлетела на скорости на Mulsanne Straight . [ 2 ] Он приземлился на трассу, и Франсуа Миго, занявший четвертое место , имел несчастье врезаться в него на полной скорости в темноте на своем Ligier. Несмотря на ремонт (занявший три четверти часа), неисправный генератор переменного тока в первые часы вывел их из борьбы. [ 15 ]
Около 2 часов ночи Джост Порше, занявший второе место, столкнулся с 908-м Пуаро (идущим шестым) на повороте Мюльсанн. Ремонт занял 20 минут и опустил их на четвертое место. [ 7 ] [ 33 ] К перерыву автомобили Gulf снова бежали со счетом 1–2 (хотя и с разницей в 6 кругов), опережая Lafosse/Chasseuil Ligier и отремонтированный Joest Porsche. Gelo Porsche по-прежнему лидировал в классе GT и занял пятое место в общем зачете, теперь опередив Kremer Porsche и заняв второе место в классе. [ 33 ]
Утро
[ редактировать ]Вскоре после рассвета Пескароло получил прокол на своем Ligier, в результате чего был поврежден кузов и он вылетел на трассу. [ 15 ] [ 33 ] Примерно в то же время очень похожая авария произошла с Йоестом, но ему повезло больше: он смог вернуть Porsche в боксы. [ 7 ] Однако в результате ремонта машина отстала от лидера на 15 кругов и опередила Гело Порше всего на два круга. [ 8 ] [ 33 ]
К восходу солнца Икс и Белл уже добились значительного преимущества. Прямо в 6 утра Жоссо выехал на яму, жалуясь на чрезмерную вибрацию задней части автомобиля. Последующие проверки и работа заняли четверть часа и поставили их на один круг, отставая от Лижье на две минуты. [ 13 ] [ 33 ] В 8 утра у Йоста случился еще один прокол, но он остался на своем месте. Gelo Porsche теперь отставал на четыре круга, все еще удерживая преимущество на два круга над автомобилями Kremer и Beurlys. В течение всего утра Ligier менялся местами со вторым Gulf, который проезжал мимо только для того, чтобы затем зайти в боксы, чтобы продолжить исследование вибрации его двигателя. [ 33 ]
Вскоре после полудня пошел дождь. Залив Шуппан/Жоссо снова образовал ямы, когда вода попала в его электрооборудование. Их высушивание заняло пятнадцать минут, что в конечном итоге дало Лижье передышку на втором месте. [ 13 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]
У ведущего автомобиля Gulf также была такая же постоянная вибрация, как и у его товарища по конюшне, и, наконец, она достигла апогея, когда в 14:30 ему пришлось заехать на пит-стоп, а выхлопная система разлетелась на части от вибрации. [ 16 ] Пока шел ремонт, Ligier приблизился. Он только что вышел на лидирующий круг, когда Белл выехал из Залива обратно, заправленный до финиша. Когда Ligier впоследствии сделал пит-стоп для последней заправки, гонка была безопасна для JWA. Примерно в то же время Кремер Порше пришлось попасть на пит-стоп из-за серьезной неисправности двигателя. Удивительно, но команде удалось заменить весь двигатель за 30 минут, и они проиграли всего десять кругов и финишировали девятыми. [ 25 ]
В последний час Боб Воллек, занявший 12-е место, развернул свой Porsche, повредив выхлопную систему. Во время пит-стопа экипаж по ошибке заправил машину, не проехав положенных 20 кругов, и был дисквалифицирован. [ 25 ] У самого быстрого S-2000, Lola-ROC из Ферье/Лапейра/Этуина, были проблемы с самого начала, но он был остановлен на последнем пит-стопе, когда сломался стартер. [ 23 ]
В конце концов Икс и Белл выиграли с отрывом на круг от Лафосс/Шассей Лижье. Шуппан/Жоссо были третьими, отстав на пять кругов, а Porsche 908 Джоста отстал еще на пять кругов. Следующие восемь мест заняли Porsche GT, ведущие домой на автомобиле Gelo ван Леннепа/Фитцпатрика/Хеземанса, выигравшего группу 4 с преимуществом в четыре круга от капера ветерана Жана Блатона с бельгийским гоночным журналистом Ником Фором. [ 16 ]
Лола из Де Кадене была 14-й, закончив гонку с кузовом, склеенным большим количеством клейкой ленты. Первым в классе С-2000 стал «Мойне» с женским экипажем, занявший 21-е место после осторожного и безаварийного пробега. [ 22 ] Последним классифицированным финишером и победителем категории 2 по выбытию стал маленький BMW 2002 года, проведший первую половину гонки в борьбе с Mazda RX-3 за последнее место. [ 26 ]
Победителем индекса тепловой эффективности стал второй Porsche X-Racing Group 3. Капер Lola-ROC (хотя и самый медленный из класса S-2000) занял второе место в классе на четыре круга после Мойнета и с комфортом использовал наименьшее количество топлива. [ 23 ] Это была первая победа в Ле-Мане девятилетнего двигателя Cosworth-DFV, наконец доказавшего свою надежность. Это была четвертая победа Джона Уайера , начиная с триумфа Aston Martin в 1959 году , и вторая победа Джеки Икса . [ 34 ] После гонки Уайер окончательно ушел в отставку, а команда JWA была расформирована. [ 13 ]
После впечатляющего старта «арт-кар» BMW сошел с дистанции из-за поврежденного карданного вала на шестом часу. [ 35 ] Перед гонкой она была выставлена в Лувре и Мюнхене , а затем попала в Музей современного искусства в Нью-Йорке. [ 27 ] На самом деле Икс и Белл проехали всего на один круг меньше, чем победившая Матра в прошлом году. [ 2 ] Поскольку автомобили работали на гораздо более низких оборотах двигателей, механический износ был намного ниже, и к концу гонки работало тридцать машин, что соответствует рекорду 1923 и 1951 годов. По иронии судьбы это означало, что в целом было израсходовано гораздо больше топлива, чем в гонке прошлого года. [ 34 ] Хотя в то время его высмеивали, [ 12 ] [ 36 ] [ 3 ] [ 37 ] По сути, правила ACO стали предшественниками эпохи Группы C 1980-х годов.
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 38 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 3.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Галф-Мираж GR8 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 337 |
2 | С 3.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Косворт DFV 3.0L V8 | М | 336 |
3 | С 3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Галф-Мираж GR8 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 331 |
4 | С 3.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908/03 | Порше 3.0L F8 | Г | 326 |
5 | ГТС | 58 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 316 |
6 | ГТС | 69 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 312 |
7 | ГТС | 53 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 310 |
8 | ГТС | 55 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 305 |
9 | ГТС | 65 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 305 |
10 | ГТ | 84 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 296 |
11 | ГТ | 67 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 295 |
12 | ГТС | 47 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 294 |
13 | ГТС | 48 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 294 |
14 | С 3.0 |
4 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ролл Т380 ЛМ | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 292 |
15 | ГТХ | 20 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР Турбо [ 39 ] |
Порше 2.2L F6 Турбо [ 39 ] | М | 291 |
16 | ГТС | 43 | ![]() (частный абитуриент) ![]() |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | М | 291 |
17 | ГТ | 77 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | 285 |
18 | ГТ | 80 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 284 |
19 | ГТ | 63 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 284 |
20 | ГТ | 87 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера С | Порше 2.7л F6 | Д | 282 |
21 | С 2.0 |
35 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Мойнет LM75 | Симка -JRD 1994cc S4 | М | 270 |
22 | С 2.0 |
30 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т292 | Симка -ROC 1994cc S4 | Г | 266 |
23 | ГТС | 61 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 266 |
24 | С 2.0 |
28 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Симка -ROC 1994cc S4 | Г | 258 |
25 | ГТС | 71 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 258 |
26 | ГТС | 72 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Датсун 240Z | Датсун 2.4L S6 | Б | 254 |
27 | ТС | 91 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 2002 Ти | БМВ 1990cc S4 | К | 252 |
Н/З* | ГТС | 50 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 243 |
Н/З* | С 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Ролл Т292/294 | Cosworth BDA 1950cc S4 | Г | 241 |
Н/З* | С 2.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
марта 75 | Cosworth BDG 1975cc S4 | Г | 218 |
- Примечание * : Не классифицировано, поскольку не преодолело достаточное расстояние (70% от лидера) с интервалом в 12, 18 и 24 часа. [ 40 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДСК | ГТ | 78 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 294 | Преждевременный дозаправка (24 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
3 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908/02 | Порше 3.0L F8 | Д | 249 | Передача инфекции (21 час) |
ДНФ | С 2.0 |
27 | ![]() Курс |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | Симка -ROC 1994cc S4 | Г | 223 | Стартер (24 часа) |
ДНФ | С 2.0 |
29 | ![]() Курс |
![]() ![]() |
Ролл Т292 | Симка -ROC 1994cc S4 | Г | 206 | Передача инфекции (23 часа) |
ДНФ | С 3.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Г | 161 | Передача инфекции (17 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Косворт DFV 3.0L V8 | М | 146 | Прокол (14 часов) |
ДНФ | ГТС | 59 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 106 | Коробка передач (21 час) |
ДНФ | ГТС | 52 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 93 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | ГТС | 68 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | 91 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ТС | 98 | ![]() |
![]() ![]() |
Мазда RX-3 Купе | Мазда 12А 2- Ротор (2,3 л экв.) |
Д | 78 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | ТС | 93 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Д | 73 | Передача инфекции (9 часов) |
ДНФ | ГТС | 96 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | 48 | Электрика (5 часов) |
ДНФ | ГТС | 16 | ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 42 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | ГТС | 60 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 41 | Несчастный случай (10 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() |
Сигма MC75 | Тойота 1636cc S4 Турбо | Д | 37 | Масляный насос (7 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
97 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 36 | Несчастный случай (4 часа) |
ДНФ | ТС | 95 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Капри ЛВ | Форд 3,0 л V6 | Д | 27 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | ГТС | 7 | ![]() Авто (частный заявитель) |
![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | М | 22 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Рено - Альпийский А441 С | Рено 1997cc V6 | М | 20 | Топливный насос (8 часов) |
ДНФ | ГТС | 57 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 16 | Утечка масла (10 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
12 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Бабушка Т284 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 16 | Шасси (3 часа) |
ДНФ | С 2.0 |
40 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Текма 755 | Форд -Харт 1790cc S4 | М | 11 | Впрыск топлива (2 часа) |
ДНФ | ГТ | 83 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.7л F6 | М | 6 | Электрика (3 часа) |
ДНФ | ТС | 90 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Д | 1 | Несчастный случай (3 часа) |
ДНФ | ГТС | 42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | М | 0 | Масляный насос (1 час) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | ГТХ | 45 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | снято |
DNS | ГТС | 46 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 GTB/4 Микелотти Паук | Феррари 4,4 л V12 | М | снято |
DNS | ГТС | 62 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | Практика несчастного случая |
DNS | ГТХ | 99 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 GTB/4 Берлинетта Боксер | Феррари 4,4 л V12 | М | снято |
DNQ | С 3.0 |
2 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 908/02 | Порше 3.0L F8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 3.0 |
9 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 3.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Дино 308 GT4 LM | Феррари 2,9 л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 2.0 |
33 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
ГЛД 910/6 | Порше 1991cc F6 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТХ | 34 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ламборджини Ислеро | Ламборгини 3,9 л V12 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 2.0 |
39 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Как бы хорошо это ни было | Cosworth BDG 1844cc S4 | Ф | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТ | 54 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0 Ф6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТС | 70 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0 Ф6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТС | 73 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 С | Порше 2.3L F6 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТ | 75 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | ТС | 89 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Крайслер Хемикуда | Крайслер Хеми 7,0 л V8 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | ТС | 94 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд Капри РС | Форд 3,0 л V6 | Д | Не прошел квалификацию |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 5 С Спортивные Более 2 литров |
#11 Галф-Мираж GR8 | Икс / Белл |
Группа 5 С Спортивные до 2 литров |
#35 Мойнет LM75 | Хёпфнер / Мутон / Дакремон |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#58 Порше 911 Каррера РСР | Фитцпатрик / ван Леннеп / Хеземанс / Шурти |
Группа 3 ГТ Производство ГТ |
#84 Порше 911 Каррера РС | Маурер / Баэз / Стрель * |
ГТХ Ле-Ман Экспериментальный |
#20 Porsche 911 Carrera RSR Turbo | Халди / Беген / Збинден * |
Группа 2 ТС Специальный туризм |
#91 БМВ 2002 Ти | Брилья / Гальярди / Дегумуа |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ГТ | 87 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 С | 19 |
2 | ГТ | 84 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 20 |
3 | ГТС | 55 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 20 |
4 | ГТС | 53 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 20 |
5 | ГТС | 58 | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 20 |
6 | ГТ | 77 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 22 |
7 | ГТС | 65 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 23 |
8 | ГТ | 67 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 25 |
9 | ГТС | 69 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 25 |
10 | С 3.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | 26 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. [ 9 ]
Премия за расход топлива
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 2.0 |
30 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т292 | 23 |
2 | С 2.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
75 марта | 25 |
3 | С 2.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Ролл Т292/294 | 25 |
4 | С 2.0 |
35 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Мойнет LM75 | 25 |
5 | ГТ | 87 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 С | 26 |
6 | С 2.0 |
28 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т294 | 26 |
- Примечание . В этот рейтинг, который представляет собой рейтинг автомобилей, использующих наименьший объем топлива во время гонки, включены только шесть верхних позиций. [ 5 ] [ 41 ]
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Дж.Икс, №11 Gulf-Mirage GR8 – 3:49,9 секунды; 213,59 км/ч (132,72 миль в час)
- Самый быстрый круг – К. Крафт, №4 Lola T380 – 3:53,8 секунды; 210,03 км/ч (130,51 миль в час)
- Победная дистанция - 4595,58 км (2855,56 миль)
- Средняя скорость победителя - 191,50 км/ч (118,99 миль в час).
- Посещаемость – ~80000 [ 8 ] [ 42 ] [ 43 ]
- Цитаты
- ^ Сперринг 2011, стр.171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Клаусагер 1982, стр.167-9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 10: Автоспорт, июль 1975 г.
- ^ Клаусагер 1982, стр.24
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2011, стр.174.
- ^ Jump up to: а б Вимпффен 2007, стр.158.
- ^ Jump up to: а б с д Споринг 2011, стр.180.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кларк 1997, стр.7-8: Autocar, 21 июня 1975 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.9
- ^ Клаусагер 1982, стр.23
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.173
- ^ Jump up to: а б Кларк 1997, стр.6: Autocar, 14 июня 1975 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Споринг 2011, с.176-7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кларк 1997, стр. 17-8: Autosport, 19 июня 1975 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2011, стр.178.
- ^ Jump up to: а б с Кларк 1997, стр. 13-4: Motor, 21 июня 1975 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.187
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, с.191
- ^ Сперринг 2011, стр.84.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный год 1976, стр.145
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, с.182-3.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.184.
- ^ Jump up to: а б с Спонсорство 2011, стр.190
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.186.
- ^ Jump up to: а б с д и Стимулирование 2011, с.181-2.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.189.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 11: Road&Track, октябрь 1975 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.188.
- ^ Кларк 1997, стр. 17-18: Autosport, 19 июня 1975 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.195.
- ^ Риом, Пьер-Ив; Эрхардт, Никки (12 ноября 2014 г.). «24 часа Ле-Мана и Lamborghini (Часть 1)» . леманс.орг . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Nameche, Olivier (2007). "ISLERO LE MANS 1975 – PAUL RILLY" (PDF) . jaramaregistry.com .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кларк 1997, стр. 19-20: Autosport, 19 июня 1975 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.175.
- ^ Кларк 1997, стр. 9: Road&Track, октябрь 1975 г.
- ^ Кларк 1997, стр.6a: Autosport, 12 июня 1975 г.
- ^ Автомобильный год 1976, стр.159
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Jump up to: а б Споринг 2011, стр.172.
- ^ Сперинг 2011, стр.8.
- ^ Сперринг 2011, стр.197.
- ^ Весна 2001 г., стр.179.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 20 июля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Чилверс, Тим – английский редактор (1976) Автомобильный год № 23, 1975–76 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1975 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 6 июля 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 20 июля 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 20 июля 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 20 июля 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 20 июля 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 20 июля 2018 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 20 июля 2018 г.
- YouTube – Цветная видеозапись подготовки к старту на французском языке (4 минуты). Проверено 8 августа 2018 г.
- YouTube – Арт-автомобиль BMW Колдера (1 минута). Проверено 8 августа 2018 г.