1981 24 часа Ле-Мана
Индекс: Гонки | Победители |

были «24 часа Ле-Мана» 1981 года 49-м Гран-при на выносливость и проходили 13 и 14 июня 1981 года. Это также был восьмой этап чемпионата мира по гонкам на выносливость среди пилотов и пятый этап чемпионата мира среди мастеров .
Действующий чемпион Рондо вошел в сильную команду из пяти автомобилей. Заводская команда Porsche бросила им вызов, представив окончательную разработку своего 936 , который теперь оснащен 2,65-литровым турбодвигателем из заброшенного проекта в Индианаполисе. Перспективы было достаточно, чтобы снова выманить Джеки Икса из отставки, объединившись с Дереком Беллом , с которым он уже выиграл гонку в 1975 году. С самого начала Икс взял на себя лидерство, которое удерживал до первых пит-стопов. Вскоре после этого гонка была прервана двумя серьезными авариями на Mulsanne Straight, в результате которых погибли французский гонщик Жан-Луи Лафосс и маршал трассы. На этих мероприятиях в Ле-Мане впервые была задействована система пейс-каров, замедляющая гонку, поскольку проводился ремонт и оказывалась медицинская помощь.
Когда гонки возобновились, реплика 936 Райнхольда Йоста теперь лидировала, но вскоре из-за сломанного турбовентилятора опередила 935-ю команду Кремера . Однако вскоре Белл перестроил его, чтобы вернуть себе лидерство, от которого они не уступят до конца гонки, поскольку машина ни разу не упустила ни одного удара. Разрыв продолжал расти всю ночь, в конечном итоге составив 14 кругов - самый большой выигрыш за более чем десятилетие. В первые несколько часов гонки у ведущих команд возникло удивительное количество проблем с автомобилями, которые растянули поле. У второго Porsche были проблемы со свечами зажигания уже на первом круге, но пара всю ночь ехала со счетом 1-2, пока в 7 утра у него не отказало сцепление. В гонку преследования выпали два Рондо класса GTP, финишировав вторым и третьим. Четвертым была команда Чарльза Айви 935, выигравшая класс Группы 5 после того, как более популярные команды выбыли из состава, а Чарльза Поцци Ferrari 512 BB , занявшая пятое место, выиграла класс IMSA -GTX и дала этой марке лучший результат за восемь лет.

Победа Porsche сделала Икса первым гонщиком, одержавшим пять прямых побед, и стала подходящим финалом последнего сезона гонок Группы 6 .
Правила
[ редактировать ]Долгожданное изменение правил для новой группы C произошло в 1982 году и означало, что инноваций было мало. Существенное изменение коснулось квалификационной системы, которая оказалась проблематичной в гонке прошлого года. Поэтому Автомобильный клуб Запада (ACO) вернулся к двухдневной квалификации, по четыре часа в среду и четверг. Замена двигателя была снова разрешена между квалификацией и гонкой. [ 1 ]
Квота по классам также была отменена, поэтому на стартовой решетке будут находиться 55 самых быстрых автомобилей, и, наконец, ее положение на стартовой решетке будет определяться одним самым быстрым кругом каждой машины. [ 2 ] [ 3 ] Каждая машина должна была пройти квалификацию в пределах 110% от среднего времени трех самых быстрых машин в своем классе. Каждая машина и каждый гонщик также должны были пройти квалификацию в пределах 130% от среднего показателя трех самых быстрых автомобилей в целом. [ 1 ]
Трасса была расширена на подходе к Эссе, добавив сток травы после поворота Данлопа. В целях дальнейшего улучшения мер безопасности в этом году компания Mercedes представила «автомобили безопасности». Следуя процессу, используемому в американских гонках, они должны были собрать поле, чтобы замедлить его в случае серьезного события на трассе. Из-за длины контура будет использовано три, чтобы обеспечить более равномерное распределение поля. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Торговая палата Ле-Мана учредила награду за топливную экономичность при поддержке компании Esso . [ 4 ]
После ухода Чарльза Дойча с поста директора гонки в Ле-Мане ACO назначила на его место Марселя Мартина. [ 2 ] В этом году гонка была перенесена на 15:00, на час раньше, чтобы в воскресенье днем было время для национальных выборов во Франции. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]В связи с сокращением количества участников FIA открыла чемпионат мира для производителей, разрешив автомобили Группы 6 с двигателями объемом более 3 литров, а также спортивные прототипы периода Группы 5 до 1976 года. Чтобы получить достаточное количество участников для Ле-Мана, ACO также расширила свои критерии, принимая заявки из 10 классов: группа 6 (и Gp 5/75) с объемом двигателя более и менее 2 литров; Группа 5 больше и меньше 2 литров; Группа 4; Le Mans GTP, а из Северной Америки — IMSA GTX (более/менее 2 литров), GTO и GTU. Они даже приняли заявки на участие в предстоящей группе C. [ 2 ]
Заявки на завод поступили от Porsche, Lancia и Mazda (все они соревновались в разных классах), а специализированный производитель Lola вернулась в 2-литровый класс. Возобновившийся интерес к прототипам с большими двигателями сделал класс Группы 6 самым поддерживаемым с шестнадцатью участниками.
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л |
Средние двигатели Классы < 2,0 л |
Турбо двигатели |
---|---|---|---|
Группа 6 С Спорт |
16 / 13 | 5 / 4 | 4 / 3 |
ГТП GT-прототип |
7 / 5 | - | 4 / 3 |
Группа С | 2 / 2 | - | 2 / 2 |
Группа 5 СП Специальное производство |
11 / 8 | 5 / 5 | 13 / 10 |
ИМСА ГТХ |
11 / 10 | - | 5 / 4 |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
6 / 4 | - | 4 / 2 |
ИМСА ГТО |
4 / 4 | - | 1 / 1 |
ИМСА ГТУ |
1 / 0 | - | 0 |
Всего записей | 61 / 46 | 10 / 9 | 33 / 25 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Группа 6, ГТП и Группа С
[ редактировать ]
В этом году заводская команда Porsche вернулась со своей последней разработкой 936. Она была оснащена 2,65-литровым турбодвигателем из заброшенного проекта в Индианаполисе. Созданный совместно с командой Interscope Теда Филда , он был запрещен в Америке, но снятие 3-литрового верхнего предела в WCM сделало его пригодным для использования в Ле-Мане. Переоборудованный для работы на бензине вместо метанола и пониженный наддув, он по-прежнему выдавал 620 л.с. на галопе и мчался по Mulsanne прямо со скоростью 355 км/ч (220 миль в час). Команда также заменила проблемную 5-ступенчатую коробку передач на старую, проверенную в гонках 4-ступенчатую версию от своего 917/30 CanAm начала 70-х годов, которая была рассчитана на мощность до 1000 л.с. [ 7 ] [ 5 ] [ 8 ] Одно шасси было изъято из музея Porsche и модернизировано. [ 5 ] [ 9 ] Подготовки и перспектив было достаточно, чтобы снова выманить Джеки Икса из отставки, соблазненного возможностью стать первым гонщиком, одержавшим пять побед в Ле-Мане. Он попросил, чтобы Дерек Белл его штурманом был , с которым он уже разделил одну из своих побед в гонках в 1975 году с Mirage . Второй машиной будут управлять заводские водители Йохен Масс и Херли Хейвуд . американец Рик Мирс Третьим гонщиком должен был стать , но ожоги, полученные им на гонке Indianapolis 500, не зажили достаточно. Его место занял австралиец Верн Шуппан , занявший третье место в той же гонке. [ 7 ] [ 10 ]
В 1980 году уроженец Ле-Мана Жан Рондо стал первым гонщиком-конструктором, победившим в гонке. Спонсорство в этом году не было проблемой, и он смог вернуться в состав с пятью машинами (три в группе 6 и две в Ле-Мане GTP). Все это были новые версии M379C с измененной аэродинамикой и обновленной тормозной системой. Два автомобиля Группы 6 оснащались новым 3,3-литровым двигателем Cosworth DFL мощностью 530 л.с., специальной выносливой версией Cosworth DFV . Этими машинами снова управлял Рондо с Жан-Пьером Жоссо (его штурман-победитель) и Анри Пескароло, на этот раз с французским пилотом Формулы-1 Патриком Тамбэем . Третьей машиной Группы 6 был Жан Раньотти , выигравший в этом году ралли Монте-Карло , вместе с Жаном-Луи Лафоссом . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Две модели GTP были на 60 кг тяжелее, с более короткими ветровыми стеклами и более тяжелыми крыльями. Их пилотами были местный житель Ле-Мана Франсуа Миго (на шасси, выигравшем гонку в прошлом году), и Гордон Спайс (несмотря на то, что он попал в серьезную дорожную аварию менее чем за месяц до этого) в одном; [ 14 ] ) и Жан-Луи Шлессер / Филипп Штрайфф /Джеки Харан в другом. И снова Кейт Грин (ранее работавший в De Cadenet и Dome) был менеджером команды, а двигатели снова настраивал швейцарский специалист по двигателям Хейни Мадер. [ 11 ] [ 12 ]
Райнхольд Йост снова выступил на своей точной копии Porsche 936 мощностью 540 л.с. , который годом ранее финишировал вторым. Со своим постоянным штурманом в чемпионате Йохеном Массом, выступавшим за заводскую команду Porsche, только на гоночной неделе Йост объявил своих штурманов: молодого немецкого пилота DRM Клауса Нидзвидза и американца Дейла Уиттингтона , самого молодого из три брата. [ 15 ] [ 12 ] Одна из самых необычных работ в этом году принадлежит братьям Кремер . Поскольку большие двигатели снова допускаются в группу 6, они вспомнили десятилетие назад, когда Porsche 917 был самой быстрой машиной на трассе. Они рассудили, что с нынешними достижениями в области техники они могли бы сделать его еще лучше. Они одолжили модель бывшего Педро Родригеса из автомобильного музея Мидлендса в Англии и изготовили копию. Наряду с 4,5-литровым оппозитным 12-цилиндровым двигателем он получил дополнительную усиление, переработанную подвеску под современные шины и скорректированную аэродинамику. Команда получила очень опытную команду для управления ею: Боб Воллек , Ксавье Лапейр и Ги Шассей . [ 16 ] [ 17 ]
В 1980 году Porsche представила три своих новых модели 924 как настоящие прототипы GT. В этом году компания повторила эксперимент со своей следующей разработкой модели, Porsche 944 , потенциально подходящей для новых правил группы B, вступающих в силу в 1982 году. Новый 2,5-литровый 16-клапанный двухкамерный двигатель был оснащен одним турбонаддувом и турбонаддувом. мог развивать мощность до 410 л.с. Но несколько отказов двигателя во время испытаний привели к тому, что для гонки его мощность снизили до 370 л.с. Несмотря на это, с новейшим аэродинамическим комплектом автомобиль мог развивать скорость до 305 км/ч (190 миль в час). Заводской гонщик Юрген Барт был партнером действующего чемпиона мира по ралли Вальтера Рёрля . Получив омологацию, заводская команда также представила 924 Carrera GTR в классе IMSA GTO, которым будут управлять Энди Роуз и Манфред Шурти . [ 18 ] [ 12 ]
В этом году у Алена де Кадене были планы привезти в Ле-Ман новый Ford C100 , но он все еще был далёк от готовности. Поэтому вместо этого он представил свою прошлогоднюю модель, созданную на базе Lola, но оснащенную новым 3,3-литровым двигателем Cosworth DFL, разработанным для нового Ford. В этом году его штурманами были бельгийские братья Мартин, и Де Кадене отказался от своего обычного британского гоночного зеленого цвета ради спонсорства красно-белой табачной компании Belga . После провала в квалификации Ник Фор продал свой De Cadenet LM76 компании Dorset Racing Associates Тони Бирченоу. Ника пригласили присоединиться к ирландцам Мартину Биррейну и Вивиан Кэнди в качестве водителя. [ 19 ] [ 20 ] [ 14 ] Ян Брейси, также недовольный прошлогодней квалификацией, вернулся со своим проектом IBEC. Дальнейшие усовершенствования шасси и кузова позволили облегчить его на 23 кг, что означает, что он мог развивать скорость до 320 км/ч (200 миль в час). И снова гонщиками будут Тони Триммер и Тифф Ниделл . [ 21 ] [ 12 ]
В этом году команда WM получила большую поддержку от Peugeot . Три автомобиля P79/80 были подготовлены для класса GTP, а новый P81 был разработан с учетом предстоящих правил группы C. Позднее команда приняла решение преобразовать один из автомобилей GTP в спецификацию P81. Все они были оснащены 2,7-литровым двигателем Peugeot V6 с двумя турбинами KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ). Peugeot модернизировал их, установив по четыре клапана на цилиндр, и теперь они выдавали мощность более 500 л.с., обеспечивая превосходную максимальную скорость, достигающую почти 360 км/ч (225 миль в час) на Mulsanne. После успеха в прошлом году камера снова была установлена в Dorchy/Fréquelin WM. [ 22 ] [ 12 ] [ 14 ]
Эрика Бродли Компания Lola Cars недавно добилась успеха со своей моделью T600 в серии IMSA и строила планы для группы C. Квази-заводской командой управляла компания GRID Racing, созданная Джузеппе Ризи и Яном Доусоном, участвовавшая в гонках в Европе. Гай Эдвардс и Эмилио де Виллота . В Северной Америке команда Cooke-Woods Racing взяла свою новую машину и оснастила ее 3-литровым двигателем Porsche с турбонаддувом мощностью 700 л.с., собранным на Боба Гарретсона заводе в Калифорнии. Больший размер двигателя означал, что всю трансмиссию и заднюю подвеску пришлось перепроектировать, чтобы приспособить его. постоянные водители Гарретсона, Брайан Редман и Бобби Рахал . На машине должны были ездить [ 23 ] [ 20 ] Небольшая швейцарская команда Андре Шевалле переработала свою собственную версию Lola T286, внося серьезные изменения. Более надежная подвеска и усиленная аэродинамика добавили лишние 74 кг, но сделали машину существенно быстрее. Шевалле участвовал в гонках со своим постоянным штурманом Патриком Гайяром, и к ним присоединился Бруно Сотти. [ 21 ]
Компания Dome представила модернизированный RL80 с композитным кузовом. Теперь он также был оснащен передними колесами большего размера и передними тормозами, прошедшими обширные испытания на трассе Fuji Speedway с постоянными пилотами команды Крисом Крафтом и Бобом Эвансом . [ 24 ] [ 12 ] В этом году появился еще один радикальный автомобиль клиновидной формы. Ardex . разработал французский специалист по аэродинамике Макс Сарду, который ранее работал с Matra и проектом March-BMW M1 3,5-литровый двигатель BMW мощностью 470 л.с., установленный спереди, располагался почти рядом с водителем. Очень длинное наклонное лобовое стекло, большой диффузор под днищем и закрытые задние колеса были созданы для того, чтобы максимизировать прижимную силу. [ 25 ] [ 26 ] Мошенническая запись поступила от американской команды Z&W Enterprises. Названный прототипом Mazda для категории IMSA GTP, вместо этого оказался, скорее, грубой конверсией 12-летнего McLaren Can-Am, оснащенного 5,7-литровым двигателем Chevrolet V8. [ 25 ]
Группа 6 (2 литра)
[ редактировать ]В конце 1970-х годов 2-литровый класс пользовался сильной поддержкой благодаря большому списку хороших моделей, хотя надежность была постоянной проблемой. Однако в этом году было представлено лишь четыре бессистемных автомобиля, все они основаны на шасси Lola. Три французских капера управляли последней моделью T298, все с 2-литровым двигателем BMW, мощность которого теперь составляет 300 л.с. Жан-Филипп Гран вернулся вместе с местным жителем Ле-Мана Ивом Куражом в качестве штурмана, как и Пьер Ивер , оба при спонсорстве Primagaz. Жан-Мари Лемерль заменил свой двигатель ROC на BMW после того, как в прошлом году он не соответствовал качеству. [ 27 ]
Новинкой, использующей шасси Lola, стал французский Renard-Delmas. Основанный на модели T298, он был спроектирован и построен парижскими студентами-инженерами при содействии Citroën. Он был оснащен одним из проверенных в гонках двигателей Simca-ROC. Луи Декарт и Эрве Баярд будут водителями. [ 28 ]
Группа 5 (более 2 литров)
[ редактировать ]
Porsche 935 оставался доминирующей моделью в группе 5, как и на протяжении всего этого периода. Это доминирование возглавляли две ведущие немецкие команды Георга Лооса и братьев Кремер , но в этом году команда Gelo Racing не приехала. Модели Kremer-kit продавались очень хорошо, и четыре из них попали в Группу 5. Две из них должны были управляться компанией Kremer Racing, опять же совместно с американской Теда Филда Interscope Racing . Однако травма Дэнни Онгайса на «Индианаполисе 500» вынудила его отменить. Вместо этого Филд пригласил Дона и Билла Уиттингтона участвовать в гонках с ним на другой машине. Братья принесли Кремерам величайший триумф, когда они выиграли насыщенную гонку 1979 года . [ 29 ] Команда Weralit одержала неожиданную победу на этапе чемпионата мира в Монце, и гонщики тогда (Юрген Лессиг, Эдгар Дёрен и Герхард Холуп) были в Ле-Мане в надежде снова встряхнуть поле. [ 29 ] У француза Клода Бургуаньи была заявка, но не было спонсора, поэтому он обратился к британцу Дадли Вуду, если тот хотел привезти свой старый K3/79. Вуд согласился и уступил Бургуаньи место рядом со своим постоянным штурманом Джоном Купером . [ 27 ] [ 12 ] Также были две модификации старых 934-935 из машины Группы 4 для швейцарца Клода Халди и француза Андре Гаине. [ 29 ] Рейнхольд Йост последовал примеру Кремера и создавал модификации 935 (названного «935J») как для серий WCM, так и для серий IMSA, добившись разумного успеха. Они перепрофилировали носовую часть и расширили крышу и заднюю часть крыла большим крылом. Команда Vegla под руководством Дитера Шорнштейна участвовала в гонке WCM и одержала победу под дождем на этапе в Сильверстоуне . Те же гонщики, победители класса 1980 года, снова приехали в Ле-Ман. [ 24 ]
Их соперниками будут четыре BMW M1 , представляющие четыре страны, поддерживаемые заводской командой с сильными составами пилотов. Хьюга де Шонака ORECA И местная команда ( Филипп Аллио / Джонни Чекотто / Бернар Дарниш ), и команда EMKA британца Стива О'Рурка были бывшими участниками Procars и хорошо выступали на чемпионате мира. О'Рурк также был менеджером рок-группы Pink Floyd , и ему приходилось летать в Лондон каждый вечер (в том числе во время гонки), когда группа заканчивала концертный тур The Wall в Лондоне. [ 30 ] [ 1 ] За вождение будут отвечать ветераны 13 гонок Дэвид Хоббс и Эдди Джордан . Два других BMW были собраны Питером Заубером и подготовлены его швейцарским соотечественником Хейни Мадером и теперь настроены на мощность 500 л.с. Оснащенные шасси с пространственной рамой, они были на 90 л.с. легче, чем Procars. Sauber сам управлял одним из них под руководством пилотов Дитера Квестера и Марка Зурера . Другой он продал немцу Герхарду Шнайдеру, который безоговорочно выиграл ракурс Нюрбургринга со своими гонщиками Хансом-Иоахимом Штуком и Нельсоном Пике и принял участие в этой гонке в классе IMSA-GTX. [ 30 ] [ 12 ] [ 31 ]
Группа 5 (2 литра)
[ редактировать ]Lancia выиграла чемпионат мира среди моделей Porsche в 1980 году, доминировав в классе 2-литровых двигателей. Продолжая успешную стратегию с Montecarlo проделали обширную работу над аэродинамикой и разработкой шин , они вместе с Pirelli . В этом сезоне с небольшим преимуществом в чемпионате в Ле-Ман приехали три заводских автомобиля с талантливым составом, в который входили пять пилотов Формулы-1. Победители класса Lancia в 1980 году Карло Фасетти и Мартино Финотто, разбившие свой очень быстрый Ferrari 308 на Нюрбургринге, были привлечены, чтобы поддержать молодых «горячих игроков». Стремясь к завершению и помня о плохих характеристиках прошлого года, двигатели были настроены на мощность 400 л.с. И снова их поддержала полуфабрикат от итальянской команды клиентов Jolly Club . [ 32 ] [ 12 ]
Неожиданным соревнованием для Lancia стал швед Ян Лундгард на своем специальном Porsche 935. Это последовало за идеей 1977 года, когда заводская команда запустила Porsche с небольшим двигателем в DRM, чтобы бросить вызов Escorts и BMW. При поддержке завода «малыш-Порше» Лундгарда (как его назвали) имел двигатель объемом 1425 куб.см с турбонаддувом и обтекаемый обвес Kremer, который делал его на 55 кг легче, чем Lancias. Его штурманами были Майк Уайлдс и пилот команды Кремера Аксель Планкенхорн. [ 32 ]
ИМСА ГТХ
[ редактировать ]Как и в группе 5, в серии IMSA лидировал Porsche 935, но в этом году пять Ferrari сразятся с пятью Porsche. Любопытно, что Ferrari не соревновались по правилам европейской группы 5. Из Америки было три модифицированных Кремером Porsche, на которых участвовали Боб Эйкин , Престон Хенн и Ральф Кент-Кук. Последний имел более крупный 3,2-литровый двигатель с двойным турбонаддувом и выиграл четыре гонки IMSA, включая Daytona, за Боба Гарретсона . Но с такими гонщиками-победителями, Редманом и Рахалом, в машине Группы 6 Кента-Кука за руль сел владелец вместе с Гарретсоном и Анн-Шарлоттой Верни . [ 33 ] У команды Боба Эйкина был новенький Kremer Porsche после того, как их другая машина была уничтожена в смертельной аварии на Нюрбургринге, в которой погиб Герберт Мюллер всего месяцем ранее . Штурманами Эйкина будут Пол Миллер и Крейг Сиберт. Престон Хенн купил машину, выигравшую чемпионат IMSA, у Дика Барбура, но в этом году безуспешно участвовал в гонках в США, пока не занял третье место на Нюрбургринге. В этой гонке в его команде были Майк Чендлер и француз Марсель Миньо . [ 34 ] [ 12 ] Йост представил 935J с 2,8-литровым двигателем в классе GTX для тест-пилота Porsche Гюнтера Штекконига вместе с Кенпером Миллером и Маурисио де Нарваэсом . [ 24 ]
Против Porsche выступала международная эскадрилья Ferrari 512 BB . Постоянный участник Чарльз Поцци продал две свои машины американцу Тому Дэвису-младшему для участия в IMSA, который, в свою очередь, поручил Поцци участвовать в этой гонке вместе с постоянными гонщиками своей команды Клодом Балло-Леной и Жан-Клодом Андруэ в гонке. сиденье. американца Луиджи Чинетти и Североамериканская гоночная команда бельгийские товарищи по команде ETCC Пьер Дьедонне и Жан Ксенцеваль вернулись, а британец Саймон Филлипс прибыл с последней из 25 выпущенных моделей LM BB. [ 33 ] [ 12 ] Модель римской команды Bellancauto имела специальный обтекаемый кузов, разработанный Армандо Паланкой, и двигатель, настроенный Роберто Липпи . [ 35 ]
Группа 4 GT и IMSA GTO/GTU
[ редактировать ]Класс Group 4 GT станет битвой между шестью каперами Porsche и BMW. После успеха в прошлом году появилось три 924 Carrera с 2-литровыми турбомоторами из Франции, Великобритании и Австралии. Три 924-го представляли собой международную коллекцию: компания GTi Engineering Ричарда Ллойда недавно приобрела их машину. Его отозвали на завод Porsche вместе с новым автомобилем австралийского импортера Алана Хэмилтона. При заводской поддержке оба автомобиля прошли полную реконструкцию двигателя, чтобы решить постоянные проблемы с подачей топлива. На австралийской машине ездили трое лучших гонщиков Австралазии: Питер Брок , Колин Бонд и Джим Ричардс . Третью машину представила французская гоночная команда Eminence Racing братьев Альмерас. [ 36 ] [ 14 ] Тьерри Перье вернулся на 3-литровом Porsche 934 с турбонаддувом и топливом, содержащим смесь этанола. [ 37 ] Он и двое его штурманов также прошли медицинское обследование, проведенное командой молодых врачей. Оснащенный кардиомониторами, каждому водителю на каждом пит-стопе измеряли артериальное давление и другие медицинские тесты. Они также получали пищу только из калорийных таблеток. [ 1 ]
Однако в этом сезоне победителем стал BMW M1, одержавший на сегодняшний день пять побед в классе в чемпионате. Было заявлено два таких автомобиля: от Франсуа Серванена команды Zol-Auto и доктора Хельмута Марко , победителя Ле-Мана 1971 года . Его автомобиль продолжил традицию BMW Art Car . Немецкий художник (а иногда и гонщик) Вальтер Маурер нарисовал изображения Мюнхена на машине . Им будут управлять Кристиан Даннер , Петер Оберндорфер и принц Леопольд фон Бавария . [ 38 ]
Mazda все больше интересовалась автогонками и недавно сформировала гоночное подразделение под названием Mazdaspeed для участия в гонках на модели RX-7 . новый двухроторный двигатель объемом 1308 куб.см и мощностью 320 л.с. На модернизированный RX-7 253i поставили [ 3 ] [ 12 ] В Европе на них участвовала команда Tom Walkinshaw Racing. Учитывая коэффициент эквивалентности роторных двигателей FIA 2:1, автомобиль имел двигатель объемом 2,6 литра, что помещало его в класс GTO IMSA. Заводская бригада представила две машины; одним управляет Уокиншоу с Тецу Икузавой и Питером Ловеттом, а другим - заводской гонщик Ёдзиро Терада , действующий BSCC чемпион Уин Перси и Хироши Фусида . [ 39 ] Американский дилер Mazda Пьер Онеггер вернулся со своим старым RX-7. Меньший размер двухроторного двигателя 12A объемом 1142 куб.см позволил ему отнести его к нижнему классу GTU – единственному, участвовавшему в Ле-Мане в этом году – но, несмотря на это, он был почти на 30% тяжелее заводских автомобилей и был самым тяжелым автомобилем в этой области. . [ 39 ]
Самой большой машиной на поле стал 6,4-литровый Chevrolet Camaro, на котором участвовала Билли Хагана команда Stratagraph NASCAR . Полностью алюминиевый «стандартный» двигатель V8 развивал мощность 620 л.с. и, несмотря на базовую аэродинамику, мог разогнать автомобиль до 310 км/ч (195 миль в час) на Mulsanne, хотя остановить его было проблемой. Хэган совершил удачный ход, завоевав трехкратного чемпиона NASCAR Кейла Ярборо . [ 40 ] [ 12 ] Он присоединился к избранной группе гонщиков, участвовавших в гонках «Дайтона 500», «Индианаполис 500» и «24 часа Ле-Мана».
Практика и квалификация
[ редактировать ]Погода в течение гоночной недели была прекрасной, стояла теплая солнечная погода. В первой сессии Икс бросил вызов на специальных квалификационных шинах Dunlop , побив рекорд круга Боба Воллека 1979 года на полсекунды с результатом 3:29,4. Затем команда подтвердила свой авторитет в гонке, когда Масс запер первый ряд со временем 3:32,6. [ 41 ] [ 10 ] Нидзведц был третьим на Джоэсте Порше (3:34,5), отставая на пять секунд от Икса, а Тамбай (3:35,2) и Жоссо (3:36,2) были следующими в лучших гонках Рондо. Шестыми были Уиттингтоны, лидировавшие в группе 5, а WM Бутсена (3:37,9) и Дорчи (8-е и 9-е места) были самыми быстрыми в группе C и GTP соответственно. [ 41 ] Новая GRID-Lola квалифицировалась двенадцатой, не сумев разогнаться до скорости 280 км/ч (175 миль в час) медленнее. Несмотря на то, что его максимальная скорость была почти на 70 км/ч (45 миль в час) медленнее, чем у Porsche, заслугой его управляемости было то, что он отставал от времени круга всего на 13 секунд. [ 12 ] Реплика 917 разочаровала: тогда она была 18-й (3:46,5), а также страдала от недостаточной максимальной скорости и не могла развивать скорость выше 290 км/ч (180 миль в час). Исходные передаточные числа были слишком длинными, хвостовая часть приводила к слишком сильному лобовому сопротивлению и недостаточную подачу воздуха в двигатель. Кремеры поменяли двигатель на более мощную 4,9-литровую версию, что немного помогло. [ 16 ] [ 5 ] [ 12 ] Сразу за ними шел Ален де Кадене, а новый Cosworth DFL все еще нуждался в испытаниях.
935 Престона Хенна (3:46,2) был самым быстрым автомобилем GTX на 17-м месте, в то время как лучшим из BMW был автомобиль Ханса Штука, занявшего 21-е место (3:47,6, на 15 секунд лучше, чем в прошлом году), а лучшим Ferrari стал представитель NART в 29-е (3:52,6). Молодые гонщики Формулы-1 поставили 2-литровые Lancias в середину более крупных машин Группы 6, а Патрезе квалифицировался 24-м (3:48,1, что также на 15 секунд быстрее, чем их лучший результат в квалификации 1980 года). Несмотря на несколько поездок по объездной дороге Мулсанн, Ярборо сумел на большом этапе Camaro занять 39-е место (3:59,6), а лучшая Mazda показала всего 4:04,8. В отличие от группы 5, в группе 4 доминировали BMW, а автомобиль Marko занял 41-е место (4:00,1).
Среднее значение трех самых быстрых автомобилей (Икса, Масса и Джоста) составило 3:32,19, поэтому максимальное время для 130% составит 4:35,85. [ 1 ] Были и разочаровывающие участники, не прошедшие квалификацию: несмотря на превосходную теоретическую аэродинамику, и Ardex, и Lola-Porsche помешали проблемы с двигателем. У тяжелой GTU Mazda была жаркая квалификационная неделя. После того, как транспортер накренился в кювет по пути к трассе, маневрируя моторный отсек автомобиля, они также нарушили квалификационное правило 110% (несмотря на то, что они были на 14 секунд быстрее, чем в прошлом году). [ 39 ] [ 12 ] как и два Porsche 924 с заводской комплектацией в группе 4, которые досадно вышли из строя из-за плохой установки на заводе. [ 36 ] Наконец, «специальный» Z&W McLaren так и не приблизился к финишу – его лучший результат — унылые 5:13,0. [ 41 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]В день соревнований было еще жарче, чем в начале недели, и 170 000 зрителей присутствовали, чтобы увидеть, как Жан-Мари Балестр , президент FISA, сбросил флаг в 15:00. [ 2 ] [ 42 ] [ 6 ] Икс вышел в лидеры и к концу первого круга имел явное преимущество над Пескароло, Филдом и Джостом. Сразу же возникла сенсация, когда Масс, на втором месте, работал Porsche, выехавший из ямы после одного круга, работавший на пяти цилиндрах с хроническими пропусками зажигания. [ 7 ] [ 13 ] Вторая остановка двумя кругами позже заменила поврежденную свечу зажигания, и немец остался в хвосте поля. К нему присоединился де Виллота в GRID Lola с неисправной трансмиссией. Затем, на 9-м круге, у Рондо сломался топливный насос. 90-минутный ремонт лишил всех шансов на победу подряд. [ 11 ] У трех из четырех WM, изначально входивших в топ-10, также были проблемы на раннем этапе, из-за которых нужно было бороться. [ 6 ] Первые остановки для заправки начались примерно через 45 минут после начала гонки: Икс уступил лидерство более экономичному Joest-Porsche, и фактически Rondeaux мог проехать на полчаса дольше, чем Porsche. Camaro стал первым сошедшим с дистанции незадолго до истечения часа, когда у Ярборо в Арнаже закончились тормоза. [ 6 ] [ 40 ]
Несчастные случаи
[ редактировать ]В 16:15 машину безопасности пришлось задействовать впервые. Тьерри Бутсен попал в крупную аварию сразу после излома в Унадьере, когда подвеска его WM сломалась на скорости почти 350 км/ч (215 миль в час). Когда задняя часть рухнула, автомобиль проехал вдоль ограждения, разбрасывая обломки на 150 метров, в том числе в пост маршала, в результате чего погиб Тьерри Мабиллат и серьезно ранил двух других маршалов и жандарма . Удивительно, но Бутсен смог уйти невредимым. Поле продолжало кружить за машинами безопасности в течение получаса, пока барьер ремонтировали, не беспокоясь о гонках. [ 2 ] [ 5 ] [ 43 ] В то время как все больше машин нуждались в топливе, в порядке очереди были Джост, Филд, Белл, Тамбей и Спайс (Рондо), а Де Кадене играл в кости с Craft in the Dome. [ 6 ]
Однако всего через полчаса машина безопасности позвонила снова. И снова на прямой Мюльсанн разбился автомобиль – Рондо Жана-Луи Лафосса . На предыдущем круге, бежав третьим, он развернулся и задел ограждение, повредив переднее шасси. На следующем круге, когда он включил пятую передачу, примерно через 1,5 километра по прямой машина внезапно повернула вправо, врезавшись в пост другого маршала, раздавив ноги пассажирам, а затем рванулась на другую сторону. В результате комбинированного удара машина чуть не разломилась пополам и мгновенно убила Лафосса, а также ранила двух маршалов. Лафосс был ветераном десяти гонок в Ле-Мане и финишировал вторым в 1975 году за Лижье, а затем в 1976 году за Мираж. [ 11 ] [ 5 ] [ 44 ] На этот раз нейтрализация гонки длилась двадцать минут. На этот раз лидировал Йост-Порше под управлением Недзведза. Но вскоре после того, как он вернулся на зеленую площадку, он вышел на пит-стоп из-за сломанного турбовентилятора, отдав лидерство Interscope-Kremer 935. Тамбаю также пришлось выйти на пит-стоп, с той же проблемой на своем Cosworth DFL, что и его лидер команды, потеряв два часа. в ремонте. [ 15 ] [ 6 ]
Кремер-917 медленно продвигался по полю и занимал девятое место вскоре после 18:00, когда Лапейру пришлось выехать на траву, обгоняя бэкмаркера. В результате этой жесткой поездки была сломана нефтепровод, что в конечном итоге привело к его поломке через несколько часов. [ 16 ] На четвертом часу Дерек Белл вернулся на тот же круг, что и Билл Уиттингтон, и вскоре обогнал Kremer 935. Пытаясь сохранить темп, американец получил перегоревший поршень, что вскоре привело к его сходу с дистанции. Вернувшись в лидеры, завод Porsche уже никогда не возглавит. Впервые Икс мог ездить совершенно без проблем, машина никогда не пропускала ни секунды. Вместо этого все неудачи команды обрушились на родственную машину. Несчастные выходные для WM продолжились, когда в машине Дорчи с камерой на углу Мулсанн загорелся двигатель. Затем, примерно в 19:00, Раулет столкнулся с Lancia Габбиани, когда они тормозили из-за правши. В результате в третий раз были вызваны машины безопасности, хотя, к счастью, ни один из водителей не пострадал. [ 6 ] [ 22 ]
Итак, после 4 часов и количества проблем, с которыми столкнулись многие ведущие автомобили, порядок гонок был хорошо смешанным: Белл (56) опередил Рондо Миго на круге, а Vegla 935J опередила (54) NART Ferrari. лидер класса GTX. Interscope-Kremer 935 (53) опустился на пятое место из-за проблем с двигателем, и его вот-вот обогнал младший брат Уиттингтона на автомобиле Joest, Haran Rondeau и оставшийся WM. Девятым, снова поднявшимся на поле, был второй Porsche 936, и когда Хейвуд вступил во владение, он в течение следующего часа занял шесть позиций и отстал всего на круг от Рондо. [ 6 ] После проблем с турбонаддувом Joest Porsche также постепенно возвращался на поле. Затем, на шестом часу, Уиттингтон ехал на скорости, когда оторвалось переднее колесо. Он хромал обратно в боксы, но повреждение передней части было слишком велико, чтобы продолжать гонку. [ 15 ] [ 45 ] После неудачного старта «Лола» ехала лучше до 20:40, когда де Виллота вылил на «Эссес» лужу масла из-за серьезной утечки двигателя, и ремонт занял 3 часа. [ 23 ]
Ночь
[ редактировать ]После раннего ухода из жизни 2-литрового Porsche команда Lancia позволила себе расслабиться, чтобы гарантировать максимальное количество очков. В то время как другие отпадали, на поле вышли заводские автомобили, все они уверенно вошли в топ-20. Это было облегчением после того, как Габбиани выбыл из игры досрочно, а машина лидера команды Хейера/Патрезе/Гинзани в 5 утра взорвала прокладку головки блока цилиндров и треснула головку блока цилиндров. [ 32 ] В результате в движении остались одна рабочая машина и машина Jolly Club. Точно так же заводские Porsche GT уверенно входили в топ-20, а Schurti/Rouse 924 (который стартовал с 48-го места) всю ночь находился за пределами топ-10.
Около 22:00 топливный насос на Рондо Пескароло снова сломался, и «Песка» снова остался на трассе после того, как его попытки перезапустить машину разрядили аккумулятор. [ 11 ] [ 45 ] [ 13 ] С наступлением сумерек Масс поднялся на второе место, отстав на четыре круга от Икса, и два 936-х всю ночь сохраняли комфортную позицию 1-2, постепенно увеличивая свое преимущество. К восьмичасовой отметке Икс проехал 116 кругов, опередив на 3 круга родственную машину, а Спайс / Миго отстал еще на два круга. Четвертым теперь был Ivey 935 из команды Cooper/Wood/Bourgoignie (110), лидировавший в группе 5. На круге назад был другой Rondeau GTP, преследуемый Pozzi Ferrari (лидирующий GTX), с De Cadenet, NART Ferrari (замедлившийся из-за проблем со сцеплением). ), а Vegla Porsche отстает еще на один круг. Десятым (108) стал другой Joest 935. [ 45 ] Половина игроков топ-20 уже сошли с дистанции, а еще четверо сейчас находятся далеко позади.
Ночью машина Айви упала на поле из-за проблем с электрикой. Бригада пит-стопа трижды меняла носовую часть, пытаясь починить фары. [ 27 ] [ 46 ] Жан Рондо томился в глубине поля после первой драмы с топливным насосом. Еще до полуночи у него возникли проблемы с рулевым управлением. Несмотря на тщательный осмотр, экипаж не смог обнаружить проблему, но, помня о проблемах с подвеской, постигших Лафосс, машину сняли с производства. [ 45 ] [ 13 ] Автомобиль Joest сошел с дистанции, когда утечка масла привела к впечатляющему возгоранию двигателя. Гюнтер Штеккониг очень быстро выпрыгнул и избежал травм. [ 24 ] Примерно в то же время был задержан другой 935J из-за сломанного турбовинта. Дальнейшие задержки с выхлопной системой на следующее утро привели к тому, что автомобиль Vegla в конечном итоге финишировал десятым. [ 24 ]
К середине дистанции Икс/Белл лидировал (176), и между тремя лучшими машинами был разрыв в четыре круга, в то время как второй Рондо поднялся на четвертое место (166). [ 46 ] Вскоре после этого у De Cadenet отключился топливный насос, ремонт которого занял 30 минут. Но когда утром проблемы с двигателем повторились, спасти машину не удалось, и Мартину пришлось припарковать ее в Индианаполисе. [ 19 ] [ 46 ]
Утро
[ редактировать ]Хорошая гонка Porsche закончилась вскоре после 6 утра, когда Шуппан приехал в боксы без сцепления. На ремонт ушло больше часа, в результате чего они опустились на 12-е место, прежде чем начать новую поездку по полю. [ 7 ] Vegla Porsche задержался из-за поломки турбовентилятора. В 7 утра, после 16 часов, Икс/Белл (237 кругов) теперь значительно опережал Рондо на 13 кругов, а Харан/Шлессер/Штрайфф теперь были вторыми. Другой Рондо задержался из-за проблем с зажиганием, которые ограничивали их максимальные обороты и скорость, а позже они также потеряли четвертую передачу. [ 11 ] [ 8 ] [ 13 ] Ivey Porsche (219) уступал Хейвуду (218) на восстанавливающемся 936. После мощной ночной езды Анни-Шарлотты Верни Porsche Cooke-Woods теперь лидировал в классе GTX, опередив NART. Феррари (218). За ними в первую десятку вошли Pozzi Ferrari (216), Porsche 944 компании Röhrl/Barth (215) и 924 (Schurti/Rouse-213). [ 46 ]
Проехав за ночь пятое место, Де Кадене потерял час на замену топливного насоса. Он упал на поле и, наконец, рано утром остановился, выходя из Мюльсанна. В середине утра NART Ferrari получила прокол, из-за которого ей пришлось терять время на возвращение в боксы. Затем Гурджиан выехал на Porsche Curves, и гонка завершилась. [ 46 ] BMW не провела хорошую гонку, и три машины сошли с дистанции в утренние часы после того, как вылетели из топ-20. Для Стива О'Рурка, который после опоздания приступил к работе только в 7.40 утра, было иронично, что его EMKA-BMW продержался всего пару часов. [ 31 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]К полудню Шуппан снова поднялся на четвертое место, когда затормозил на поворотах Porsche из-за проблем с впрыском топлива. Используя двустороннюю радиосвязь с боксами, через 45 минут он смог перезапустить машину и доползти обратно до команды. Еще через 45 минут и после установки нового топливного насоса они воссоединились в 13:00 и в итоге финишировали 12-ми. [ 7 ] [ 31 ]
Белл проехал последние два часа на лидирующем Porsche и в итоге одержал очень комфортную победу – на дистанции 186 км это был самый большой отрыв за более чем десятилетие. Но это все равно было серьезное напряжение – на трибуне Белл потерял сознание от жары и истощения. [ 5 ] Два Рондо финишировали вторым и третьим в строю, снова одержав победу в классе GTP. Четвертым стал неожиданный Ivey 935, выигравший группу 5, который, если не считать четверти часа, потраченного на утреннюю проблему с генератором переменного тока, хорошо проработал все воскресенье. [ 27 ] После борьбы с проблемами зажигания на каждой заправке команда Ferrari под руководством Чарльза Поцци одержала захватывающую победу GTX в дуэли туда-сюда с Cooke-Woods 935, преодолевшей едва 1,8 мили. позади. [ 33 ] Шестое место Анны-Шарлотты Верни стало лучшим результатом для женщины-гонщика с тех пор, как Одетта Сико заняла четвертое место в 1932 году . Боб Гарретсон выиграл чемпионат мира среди водителей в этом году. [ 23 ]
Из четырех ЧМ финишировал только один – Мендес/Матио/Морен. На полпути он поднялся на 12-е место, но затем на ремонт сломанной передней подвески ушло больше часа, в результате чего они упали на полдюжины мест. Когда другие сошли с дистанции, они в конце концов вернулись и финишировали 13-ми. [ 22 ] После всех невзгод (включая еще один сломанный маслорадиатор и поездку по бездорожью) Лола финишировала 15-й. Однако после этого судьба изменилась, и команда выиграла две из трех других гонок WCM в Пергузе и Брэндс-Хэтче . [ 23 ] [ 31 ] В трех классах финишировал только один BMW, и ни один из них не провел особенно удачную гонку, и у всех возникли проблемы со сцеплением. Пройдя пит-стоп на первом круге гонки, машина ORECA Аллиота/Чекотто/Дарниша во второй половине дня заняла четыре места, в то время как другие отошли, и финишировала 16-й. [ 30 ] Тьерри Перье повторил свою победу в группе 4 на своем этанольном Porsche, став единственным финишировавшим в классе, вернувшись домой 17-м. [ 37 ] Единственный уцелевший 2-литровый автомобиль Группы 6 французов Жана-Филиппа Гранда и Ива Куража, несмотря на то, что финишировал последним, преодолел достаточное расстояние, чтобы получить приз за теплоэффективность. У прототипа Renard-Delmas с наступлением ночи сломалась подвеска, а утром из-за перегрева двигателя лопнула прокладка головки блока цилиндров. Команда припарковала машину в 11 утра и вернулась на трассу, чтобы завершить последний круг и забрать флаг, однако они слишком сильно отстали, чтобы их можно было классифицировать. [ 28 ] Неудачная история гонки произошла с Porsche 935 Боба Эйкина. Совершенно новым, без запасного двигателя, гонка практиковалась очень консервативно. Затем на гоночном темпе он проиграл 20 кругов из-за ряда проблем. Но он продолжил свое дело и за последний час стал десятым. На последнем круге Миллеру пришлось остановиться на повороте Мулсанн, и кабина заполнилась дымом. Несмотря на все его усилия, из-за короткого замыкания сгорела электрика, и он не возобновил работу. [ 34 ] [ 47 ]
Заводская Lancia из Альборето/Чивер/Фачетти хорошо провела гонку и осталась на трассе, финишировав восьмой и набрав максимальное количество очков в классе 2-литровых двигателей. Неожиданная общая победа со счетом 1–2 в Уоткинс-Глене позже в том же году была достаточно хороша, чтобы победить Porsche на чемпионате мира второй год подряд. [ 32 ]
У новой системы нейтрализации автомобилей безопасности в гонках возникли проблемы: радиосвязь между официальными лицами и тремя машинами была нестабильной, а перезапуски были немного хаотичными. [ 8 ] Эти две гибели омрачили празднование гонки. Это была не только рекордная победа Икса, но и шестая победа Porsche (теперь вторая после девяти побед Ferrari) и прекрасное ознаменование 50-летия со дня первого участия марки в Ле-Мане. Икс прокомментировал:
«Я бросил Формулу 1 и завершил карьеру, потому что устал от гонок. Но вернуться к этому — это все равно, что вернуться сюда пятнадцать лет назад».
Успех Porsche с новым двигателем подтвердил решение гоночного подразделения использовать его для своего нового проекта группы C – Porsche 956. [ 7 ] [ 10 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 48 ] [ 42 ] [ 49 ] [ 50 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гр.6 С +2,0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 936/81 | Порше 935/82 2,6 л F6 турбо | Д | 355 |
2 | ГТП (3.0) |
8 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Г | 341 |
3 | ГТП (3.0) |
7 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Г | 336 |
4 | Гр.5 СП +2,0 |
55 | ![]() ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 -К3/79 | Порше 930 3,1 л F6 турбо | Д | 331 |
5 | ИМСА ГТХ |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 512BB /LM | Феррари 4.9л F12 | М | 329 |
6 | ИМСА ГТХ |
42 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Porsche 930 3,2 л F6 твин-турбо | Г | 328 |
7 | ГТП (+3.0) |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 944 ЛМ | Порше 2,5 л S4 турбо | Д | 324 |
8 | Гр.5 СП 2.0 |
65 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монте-Карло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 323 |
9 | ИМСА ГТХ |
46 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | Г | 321 |
10 | Гр.5 СП +2,0 |
60 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935J | Porsche 930 3.0L F6 твин-турбо | Д | 321 |
11 | ИМСА ГТО |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | 316 |
12 | Гр.6 С +2,0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 936/81 | Порше 935/82 2,6 л F6 турбо | Д | 313 |
13 | ГТП (+3.0) |
4 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 308 |
14 | Гр.5 СП 2.0 |
68 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монтекарло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 293 |
15 | Гр.6 С +2,0 |
18 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т600 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 288 |
16 | Гр.5 СП +2,0 |
51 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 278 |
17 | Гр.4 ГТ |
70 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо ( Этанол ) |
М | 275 |
18 | Гр.6 С 2.0 |
31 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ролл Т298 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | 273 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
33 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т298 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | 204 |
Н/З* | Гр.6 С 2.0 |
32 | ![]() |
![]() ![]() |
Ренар-Дельмас D1 | Симка-ROC 2.0L S4 | Г | 188 |
- Примечание * : Не классифицирован, поскольку не преодолел достаточное расстояние (70% победителя) к концу забега. [ 51 ]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | ИМСА ГТХ |
43 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Г | 320 | Электрика (24 часа) |
ДНФ | Гр.5 СП +2,0 |
57 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 934/5 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Д | 260 | Несчастный случай повреждать (22 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
49 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | М | 247 | Несчастный случай (20 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП +2,0 |
53 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 236 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
72 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 212 | Двигатель (21 час) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
20 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
DeCadenet- Лола LM78 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Д | 210 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП +2,0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 207 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0 |
66 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Лансия Монтекарло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 186 | Двигатель (16 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
21 | ![]() ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
ДеКадене-Лола LM76 | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Д | 171 | Передача инфекции (19 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Купол Зеро RL80 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 154 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
40 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935J | Порше 930 2,8 л F6 турбо | Д | 152 | Огонь (13 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
48 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BB/LM | Феррари 4.9л F12 | М | 140 | Передача инфекции (12 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
45 | ![]() Белланкауто |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 512BBB | Феррари 4.9л F12 | М | 118 | Передача инфекции (15 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
22 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
АКР 80Б | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 114 | Схватить (11 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
37 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 253i | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 107 | Схватить (12 часов) |
ДНФ | Гр.6 С 2.0 |
30 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т298 | БМВ М12 2.0л С4 | Г | 104 | Электрика (18 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
27 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ибек П6 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 95 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 917 К/81 | Порше 4.9л F12 | Д | 82 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908/J80 | Порше 911/78 2.1л Ф6 турбо |
Д | 80 | Несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 58 | Несчастный случай повреждать (10 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
50 | ![]() Команда GS Спорт |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 57 | Несчастный случай повреждать (5 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП +2,0 |
59 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 3,2 л F6 турбо | Г | 57 | Двигатель (5 часов) |
ДНФ | Гр.С | 83 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ Р81 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 50 | Несчастный случай повреждать (5 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0 |
69 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/ Л1 | Порше 1425cc F6 турбо | Д | 49 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
71 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 49 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП +2,0 |
61 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/79 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Д | 48 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | Гр.5 СП 2.0 |
67 | ![]() |
![]() ![]() |
Лансия Монтекарло Турбо | Lancia 1425cc S4 турбо | П | 47 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | ГТП (+3.0) |
5 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 46 | Двигатель огонь (4 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935-К3/80 | Порше 930 3,0 л F6 турбо | Д | 45 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Г | 41 | Топливный насос (8 часов) |
ДНФ | Гр.4 ГТ |
73 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | М | 30 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | Гр.6 С +2,0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Раундель M379C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | Г | 28 | Несчастный случай со смертельным исходом (3 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
38 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 253i | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 25 | Передача инфекции (4 часа) |
ДНФ | Гр.С | 82 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
ВМ Р81 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | 15 | Несчастный случай (3 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
35 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Камаро | Шевроле 6,4 л V8 | Г | 13 | Несчастный случай (2 часа) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNQ | Гр.6 С +2,0 |
16 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Ардекс S80 | БМВ М88 3,5 л S6 | М | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.6 С +2,0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Лола Т600 | Порше 930/72 3.0л Ф6 турбо |
Г | Не прошел квалификацию |
ВИЭ | ИМСА ГТУ |
39 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мазда RX-7 | Мазда 12А 1146cc двухроторный |
Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гр.5 СП +2,0 |
62 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 935 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | Не прошел квалификацию |
ВИЭ | Гр.4 ГТ |
74 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | Не прошел квалификацию |
ВИЭ | Гр.4 ГТ |
75 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 924 Каррера ГТР | Порше 2,0 л S4 турбо | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ИМСА ГТП |
90 | ![]() |
![]() ![]() |
Макларен М12 /6Б ГТ | Шевроле 5,7 л V8 | Г | Не прошел квалификацию |
ДНК | ГТП (+3.0) |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
ВМ Р79/80 | Пежо ПРВ ЗНС4 2.7л V6 твин-турбо |
М | Преобразовано в Группа С |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный прототип объемом более 2 литров |
#11 Порше 936/81 | Икс/Белл* |
Группа 6 С Спортивный прототип до 2 литров |
#31 Ролл Т298 | Гранд / Мужество |
Группа 5 СП Специальное производство более 2 литров |
#55 Порше 935-К3/79 | Купер / Дерево / Бургуаньи * |
Группа 5 СП Специальное производство до 2 литров |
#65 Лансия Монте-Карло Турбо | Альборето/Чивер/Фачетти* |
Группа 4 ГТС Специальный GT |
#70 Порше 934 | Перье / Бертапель / Приветствую |
ГТП Ле-Ман GT Прототип |
№8 Раундель M379C | Шлессер/Штрайфф/Харан * |
ИМСА ГТП ИМСА ГТП |
нет закуски | |
ИМСА ГТХ IMSA GT Экспериментальный |
#47 Феррари 512BB/LM | Бюллетень-Лена / Андруэт * |
ИМСА ГТО IMSA GT более 2,5 л. |
#36 Порше 924 Каррера ГТР | Шурти / Роуз * |
ИМСА ГТУ IMSA GT под 2,5 литра |
нет закуски | |
Группа С | нет финишеров |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Поул-позиция – Дж. Икс, Porsche 936/81 №11 – 3:29,4 секунды; 234,21 км/ч (145,53 миль в час)
- Самый быстрый круг – Дж. Масса, Porsche 936/81 №12 – 3:34,0 с; 229,23 км/ч (142,44 миль в час)
- Победная дистанция - 4825,35 км (2998,33 миль)
- Средняя скорость победителя - 201,06 км/ч (124,93 миль в час)
- Посещаемость – 170 000 [ 2 ]
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с д и «История Ле-Мана» . LeMans-history.com . Проверено 17 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.56
- ^ Перейти обратно: а б с Клаусагер 1982, стр.186.
- ^ Перейти обратно: а б Клаусагер 1982, стр.22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр. 126-7 Motor20 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк, 1997 г., стр. 132 Autosport, 18 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Спорринг 2012, стр.58-9.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 1997 г., стр. 136 Autocar, 20 июня 1981 г.
- ^ Армстронг 1981, стр.207.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 1997, стр. 128-9 Автоспорт, 18 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.60
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Кларк, 1997 г., стр. 130-1 Autosport, 18 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк, 1997 г., стр. 137 Autocar, 20 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк 1997, стр. 124-5 Мотор, 20 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.67
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.63
- ^ Купер, Адам (17 августа 2021 г.). «Восстановление монстра: смелое возвращение Porsche 917 в Ле-Ман в 1981 году» . Журнал «Автоспорт» . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.65.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.73
- ^ Перейти обратно: а б Армстронг 1981, стр.211.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.82
- ^ Перейти обратно: а б с Спорринг 2012, стр.66-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Споринг 2012, стр.68-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.77
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.85
- ^ Вимпффен 2007, стр.379.
- ^ Перейти обратно: а б с д Споринг 2012, стр.62.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.79
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.76
- ^ Перейти обратно: а б с Шпоринг 2012, стр.70-1.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 135 Autosport, 18 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2012, стр.72
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.64
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.80
- ^ Сперринг 2012, стр.81.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.84
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.74
- ^ Сперринг 2012, стр.75.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.78
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.83
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.87
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.54
- ^ «Мемориал автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ «Мемориал автоспорта» . Motorsportmemorial.org . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, 1997 г., стр. 133 Autosport, 18 июня 1981 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк, 1997 г., стр. 134 Autosport, 18 июня 1981 г.
- ^ Кларк 1997, стр. 143 Road & Track, декабрь 1981 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.2.
- ^ Сперринг 2012, стр.88.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.19.
- ^ Сперринг 2012, стр.8.
- ^ Сперринг 2012, стр.51.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Армстронг, Дуг – редактор (1981) Автомобильный год № 29, 1981–82 Эдита С.А. ISBN 2-88001-105-1
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-0-85733-128-1
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1981 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 18 ноября 2021 г.
- История Ле-Мана — список участников Ле-Мана и почасовые размещения (включая изображения, цитаты, самые высокие скорости на автомобиль, ссылки на YouTube). Проверено 18 ноября 2021 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 18 ноября 2021 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 18 ноября 2021 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 18 ноября 2021 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 18 ноября 2021 г.
- Классические автомобили – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 18 ноября 2021 г.
- Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 27 декабря 2021 г.
- YouTube – 45-минутный обзор гонки, в цвете и с комментариями. Проверено 11 января 2022 г.
- YouTube - 50-минутный документальный фильм BBC о закулисной гонке, цветной. Проверено 9 февраля 2022 г.