1984 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
— 1984 года «24 часа Ле-Мана» 52-й Гран-при по гонкам на выносливость, проходивший 16–17 июня 1984 года. Это также был третий этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1984 года . В гоночный уик-энд произошло две большие истории: отсутствие заводской команды Porsche и ее пилотов и возвращение Jaguar . Боб Туллиус заказал новый Jaguar XJR-5 для участия в серии IMSA и участвовал в двух гонках в Ле-Мане. Ранее в этом году FISA объявило о резких изменениях в правилах использования топлива, чтобы привести их в большее соответствие с IMSA . Porsche и Lancia решительно возражали, поскольку они активно поддерживают существующие правила. Из-за отсутствия доминирующей заводской команды Porsche гонка оставалась открытой между Lancia и рядом сильных команд клиентов Porsche.
Забег в отличную погоду, это была гонка азарта и трагедии. Lancia квалифицировалась со счетом 1–2 по поулу, но с самого начала это было ожесточенное соревнование. Лидерство менялось пятнадцать раз за первые 50 кругов, когда полдюжины машин боролись за лидерство в тесной гонке, которая восхищала зрителей. В эту группу не вошел Joest Porsche бывших победителей Анри Пескароло и Клауса Людвига , которые в первый час сильно задержались из-за проблем с давлением топлива и опустились на 30-е место. Прежняя хрупкость Lancias не была очевидна, и в ночь Lancia Боба Воллека удерживала небольшое преимущество. Самая серьезная авария в гонке произошла в 21:15, когда сгущались сумерки. Два автомобиля Nimrod-Aston Martin ехали в ряд позади по прямой Hunaudières Straight, когда лидирующая машина Джона Шелдона внезапно свернула с дороги на повороте Mulsanne, ведущем к шпильке. Ударившись о ограждение Armco, он срикошетил через дорогу и врезался в ограждение на другой стороне и загорелся. Уклоняясь от разваливающейся машины, его товарищ по команде тоже врезался в барьер. Маршал трассы Жаки Луазо погиб от летящих обломков, а еще один серьезно пострадал. Шелдон был доставлен по воздуху в больницу с серьезными ожогами. Через час после того, как машины безопасности отставали на ремонт, гонка возобновилась. Вскоре Lancias заняли первое место со счетом 1–2, опередив преследующую группу Porsche.
Гонка также отличалась очень большим количеством механических происшествий, при этом почти ни одна машина не осталась неповрежденной и без задержек. Это также означало, что ни одна машина не смогла занять доминирующее положение. Все изменилось во время завтрака в воскресенье. Лидируя всю ночь, Воллек/Наннини Lancia пришлось надолго остановиться, чтобы починить коробку передач, а JFR Porsche, идущий вторым по пит-стопу, с пятью цилиндрами. В результате Пескароло/Людвиг Порше лидировали после того, как вырвались на поле после первоначальной задержки. Американский Porsche Престона Хенна был вторым, один из немногих, который прошел гонку гладко. До конца гонки лидерство оставалось довольно статичным: Пескароло одержал свою четвертую полную победу в Ле-Мане, а Людвиг - вторую. Больной JFR Porsche удержался на третьем месте, а Воллек выбил Lancia в последнюю четверть часа и финишировал восьмым, став первым финишером, не принадлежащим Porsche. Победителем класса C2 стала Lola-Mazda, спонсируемая шинной компанией BF Goodrich , в то время как ни один из Jaguar не финишировал, хотя большую часть гонки они бежали в топ-10. Истощение было таким, что дистанция победителя была на 11 кругов меньше, чем у победителя 1983 года. Это также было самое большое возвращение команды в гонке после задержки в начале гонки.
Правила
[ редактировать ]В марте 1984 года, незадолго до начала сезона и всего за несколько месяцев до гонки, руководящий орган этого вида спорта FISA ( Международная автомобильная федерация спорта ) объявил, что классы IMSA будут иметь право на участие в чемпионате мира. Следовательно, минимальный вес для их размещения увеличился с 50 кг до 850 кг. [ 1 ] [ 2 ] В нем также говорилось, что топливная формула, лежащая в основе правил группы C, будет отменена в 1985 году в пользу системы скользящей весовой шкалы IMSA для балансировки мощности двигателя. Заводские команды (в основном Porsche и Lancia) были в ярости после значительных инвестиций, которые они вложили в разработку экономичных двигателей (и систем управления двигателем), прогнозируя, что это приведет к нарастающей конкуренции за большую мощность по сравнению с весом. В ответ FISA согласилось пересмотреть это решение. [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ] Поэтому Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) был обязан допустить заявки из серии IMSA. Класс GTP был очень похож на группу C. Его самые большие двигатели имели минимальный вес 900 кг. Разрешалась только одна турбина, а в отношении аэродинамики действовали разные правила. Еще одним отличием были меры безопасности, такие как стальной каркас безопасности и наличие ножных педалей за передней подвеской. Для Ле-Мана привычные 120-литровые топливные баки пришлось заменить на 100-литровые, используемые в группе C. [ 3 ]
При этом класс группы C юниоров был переименован в группу C2, а старший класс стал группой C1. ACO сохранила ограничение на пополнение запаса масла в 25 кругов. Однако простой механизм счетчика топлива позволял командам отслеживать расход топлива, тем самым устраняя необходимость в обязательном количестве пит-стопов, когда был задан общий объем (2600 литров) на машину за гонку. [ 3 ] [ 5 ] Это действительно побудило команды попробовать альтернативные топливные стратегии, чтобы получить преимущество. [ 6 ] Класс C2 теперь был оснащен 100-литровыми топливными баками, но сохранил уменьшенный запас топлива. Им также пришлось выполнить требование IMSA по размещению педалей за линией передней оси. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]В свете заявления FISA заводская команда Rothmans Porsche решила бойкотировать Ле-Ман. Это был первый случай с момента дебюта Porsche в 1951 году, когда заводская команда не присутствовала. [ 7 ] Несмотря на открытое приглашение участников IMSA, очень немногие им воспользовались: было подано всего одиннадцать заявок. Однако из них важным моментом стало возвращение Jaguar в Ле-Ман спустя более 20 лет. Группа C процветала, заполняя более половины поля. В целом около 25 автомобилей можно отнести к категории заводских работ от производителей и мелких конструкторов или к категории машин, получивших прямую поддержку завода. [ 8 ]
Сорт | Количество | Турбо/Роторный двигатели |
---|---|---|
Группа С1 | 36 / 29 | 25 / 21 |
ИМСА-ГТП | 4 / 4 | 2 / 2 |
Группа С2 | 14 / 11 | 7 / 6 |
Группа Б | 8 / 5 | 4 / 2 |
IMSA-GTX | 3 / 1 | 0 / 0 |
ИМСА-ГТО | 5 / 3 | 2 / 2 |
Всего записей | 70 / 53 | 38 / 33 |
- Примечание : первое число — это число принятых, второе — число стартовавших.
Группа С1 и ГТП
[ редактировать ]В отсутствие заводской команды и водителей, нанятых по контракту, бремя успеха легло на команды заказчиков. Модель, победившая в гонках прошлого года, уже доступна для продажи – с обновленной подвеской и Bosch Motronic системой управления двигателем . Теперь получивший название 956B, по одному досталось трем ведущим командам – Joest, Kremer и JFR (John Fitzpatrick Racing). Вальтер Брун, покинувший неудачный проект Сечара, поймал четвертого. Помимо более старых моделей, в списке участников было целых 16 автомобилей, что делает Porsche по-прежнему сильным фаворитом на победу. Многие из старых автомобилей были модернизированы их командами с помощью системы Motronic. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] В конкурсе Joest Racing приняли участие две машины, спонсируемые джинсовой компанией New Man. Они переманили трехкратного победителя Анри Пескароло и 1979 года победителя Клауса Людвига присоединиться к команде, и им подарили 956B. Старшим 956-м будут управлять молодой гонщик Формулы-1 Стефан Йоханссон , Жан-Луи Шлессер и богатый колумбийский торговец цветами Маурисио де Нарваес. [ 9 ] [ 4 ] Дитер Шорнштейн купил другой 956-й Джоэста (который в 1983 году финишировал 4-м). Фолькерт Мерл, который тогда управлял им, снова был в команде вместе с Луи Крейгесом во время дебюта (который выступал под псевдонимом «Джон Винтер»). [ 9 ] [ 4 ]
Porsche Kremer Racing также представила две машины. У 956B был победитель 1983 года Верн Шуппан (в этом году он не работал водителем Porsche по контракту, поэтому не подпадал под бойкот). К нему присоединились австралийцы Алан Джонс и Жан-Пьер Жарье , оба покинули Формулу-1 в этом году. Другой их 956-й был автомобилем, который годом ранее финишировал третьим для Кремера. Тифф Ниделл , Дэвид Сазерленд и Расти Френч. В этом году его гонщиками будут [ 12 ] [ 4 ]
Тем временем Porsche разрабатывала автомобиль для серии IMSA, поскольку модель 956 не подходила для участия в гонках из-за расположения педалей. У Porsche 962 была более длинная колесная база, чтобы педали помещались за осью американского класса GTP. Он был оснащен 2,9-литровым двигателем с одним турбонаддувом. Двумя первыми клиентами были Престона Хенна команда Swap Shop Джона Фитцпатрика и команда Skoal Bandit , которые оба привезли свои машины в Ле-Ман. [ 13 ] [ 1 ] [ 11 ] Вместо этого Фитцпатрик решил установить стандартный 2,65-литровый двигатель Porsche, используемый в 956, и внес его в группу C1. В этом году он остался в боксах в качестве менеджера команды, передав обязанности пилота Гаю Эдвардсу , Руперту Кигану и дебютанту Роберто Морено . Также был представлен второй автомобиль JFR — совершенно новый 956B для Дэвида Хоббса , Филиппа Штрайффа и Сарела ван дер Мерве . Он также поддержал заявку сборной Австралии, одолжив им 956, которые выступали в прошлом году. Им будут управлять чемпионы Батерста Питер Брок и Ларри Перкинс . [ 13 ] Хенн участвовал в гонках на своем 962 в классе GTP. Его пилоты первого выбора были недоступны: Эй Джей Фойт (семейные дела) и Херли Хейвуд (травма ноги), поэтому вместо этого он пригласил Мишеля Ферте и Эдгара Дорена ехать с ним. У Хенна также был второй Porsche в классе C1, которым управлял предыдущий победитель гонок Жан Рондо вместе с Джоном Полом-младшим . [ 13 ] [ 14 ]
Вальтер Брун прекратил сотрудничество с Seger & Hoffmann, и Brun Motorsport приобрела модели 956B и 956 с модернизированной системой двигателя Motronic. Сам Брун участвовал в гонках на новой машине вместе с американцем Бобом Эйкином и немцем Принцем Леопольдом фон Баварией . На второй машине выступала пара регулярного чемпионата в составе Оскара Ларраури и Массимо Сигалы , а Жоэль Гуйе присоединился к нему для разовой поездки. [ 15 ] компания GTi Engineering Ричарда Ллойда расширилась до команды из двух автомобилей При поддержке Canon . Ведущей машиной управляли профессиональные гонщики Джонатон Палмер и Ян Ламмерс , и команда провела собственную работу по улучшению ее аэродинамики. [ 16 ] [ 4 ] Другая машина была заводской, на которой Штефан Беллоф разбился на Нюрбургринге в прошлом году. Ллойд управлял им как автомобилем с камерой и пригласил ралли Дакар победителя Рене Метже и Pink Floyd барабанщика Ника Мейсона в качестве штурманов. [ 16 ] [ 4 ] Большое количество автомобилей Porsche группы C/GTP из 16 автомобилей было дополнено немецким автомобилем Юргена Лэссига /Ханса Обермайера и новым автомобилем команды Чарльза Айви, вышедшим в основной класс. [ 15 ]
Без заводской команды Porsche Lancia увидела лучшую возможность победить. Двигатель Ferrari V8 был расточен с 2,6 до 3,0 литров в сочетании с электронным управлением двигателем от Magneti Marelli . Также были установлены новые коробки передач Abarth . [ 10 ] LC2 . был очень быстрым — на прямых он мог развивать скорость более 350 км/ч (220 миль в час) Руководитель команды Чезаре Фиорио переманил Боба Воллека из команд Porsche вместе с многообещающим пилотом Формулы-2 Алессандро Наннини . Машиной другой команды управляли Мауро Бальди / Ханс Хейер / Паоло Барилла . Третий автомобиль, которым управляли Пьерлуиджи Мартини , Беппе Габбиани и Ксавье Лапейр, был не в ливрее Мартини, а в желтом цвете команды Jolly Club, спонсируемой Малардо. [ 17 ] [ 10 ] [ 11 ]
Многие заголовки перед гонкой трубили о возвращении в Ле-Ман бренда Jaguar . Это не была рабочая попытка, а исходила от американца Боба Туллиуса и его команды Group 44 Racing из серии IMSA, занявшей второе место в чемпионате 1983 года. XJR -5 был разработан Ли Дайкстрой и оснащен 5,3-литровым двигателем Jaguar V12. Автомобили были построены в мастерской Fabcar Engineering Дэйва Клима. [ 18 ] [ 4 ] Композитный кузов из кевлара и углеродного волокна был испытан в аэродинамических трубах, и автомобиль был специально построен с полом, совместимым с Группой C, чтобы позволить автомобилям достичь цели Туллиуса и доставить их в Ле-Ман. Два автомобиля прибыли в классе GTP, теперь оснащенные 6,0-литровыми инжекторными двигателями мощностью 650 л.с. Не желая нагружать двигатели, водители не включали полные обороты, но смогли достичь скорости 340 км/ч (210 миль в час). У команды был очень опытный многонациональный состав: Туллиус ехал с Доком Банди и британским ветераном Брайаном Редманом на своей машине, а гонщик Формулы-1 Джон Уотсон , чемпион Франции GT Клод Балло-Лена и Тони Адамович (который последний раз участвовал в гонках в Ле-Мане в 1972 года с НАРТ Феррари) были в другом. [ 19 ] [ 5 ] [ 20 ]
Другой участник класса GTP был из Марта, Северная Америка. Команда Эла Холберта выиграла чемпионат IMSA GT Championship 1983 года на автомобиле 83G , оснащенном двигателем Chevrolet. Прослеживая свою родословную от проекта BMW-March 1980 года, модель 83G и ее преемник, 84G , доминировали в текущем сезоне IMSA при поддержке March North America. Один из таких автомобилей, созданный в США компаниями Pegasus Racing и Davidson Racing. Этот автомобиль был оснащен турбодвигателем Buick V6, разработанным McLaren Engines. Усиленный до 700 л.с., он мог развивать впечатляющую скорость на прямой, достигая 355 км/ч (220 миль в час). Однако это было смягчено водительскими способностями любительской команды Мадрен / Шпеер / Пикеринг. [ 21 ] [ 14 ]
После богатой гоночной истории компания Жана Рондо была ликвидирована. Владелец отправился в Дайтону, чтобы пригласить водителей приехать в Ле-Ман и поучаствовать в гонках на его машинах. Там он также получил зарплату в команде Престона Хенна. Тем временем остатки команды Рондо подготовили M482 для американцев Уолта Борена и Джима Маллена, а заводской водитель Ален Ферте был под рукой для ознакомления с местностью. [ 22 ] [ 23 ] Два постоянных капера Рондо, Кристиан Бюсси и Пьер Ивер, вернулись со своими старыми M382. Ивер занял 50-е место в честь 50-летия своего постоянного энергетического спонсора Primagaz. [ 22 ] Небольшая команда WM продолжила разработку своей модели P83. P83B был шире, с улучшенными тормозами и охлаждением. Они вернулись к 2,65-литровому двигателю Peugeot V6, но по-прежнему способному развивать мощность 650 л.с. в квалификационном режиме. Все это сделало маленький WM самым быстрым автомобилем на трассе, развивая скорость более 360 км/ч (225 миль в час). [ 24 ] [ 14 ] Житель Ле-Мана Ив Кураж дебютировал на своем новом Cougar C02 , построенном в индустриальном парке рядом с трассой. Разработан Марселем Юбером (который разработал победивший Renault в 1978 году). [ 14 ] ), у него была более длинная хвостовая часть, улучшенная подвеска и новая система охлаждения. 3,3-литровый двигатель DFL был настроен для гонок швейцарской командой Хейни Мадера. Не имея постоянного партнера по команде, Алена де Кадене (участвовавшего в команде Чарльза Айви), Кураж и Мишель Дюбуа пригласили американца Джона Еллинека в качестве третьего гонщика. [ 25 ]
Для Nimrod - Aston Martin вторжение в IMSA в 1983 году обошлось разорительно дорого и принесло плохие результаты. Компания закрылась, и планы по выпуску модели с турбонаддувом были отменены. Активы на короткое время были куплены Джоном Купером , а затем переданы виконту Дауну (акционеру Aston Martin и президенту клуба владельцев), который ранее управлял капером Nimrod. Модель этого года имела улучшенную аэродинамику, разработанную Ray Mallock Ltd. высокопроизводительной компанией Это увеличило максимальную скорость до 340 км/ч (215 миль в час). Сам Мэллок участвовал в гонках на одной машине вместе с Дрейком Олсоном , сыном американского дистрибьютора Aston Martin и опытного британского трио Джона Шелдона , Майка Сэлмона и Ричарда Эттвуда ( победитель 1970 года ). [ 26 ]
Заводская команда Dome вернулась со своим новым RC83 с обтекаемым аэродинамическим шасси. Заводскими водителями были два шведа Эдже Элг и Стэнли Диккенс . Второй Dome, на который выступила Dorset Racing, представлял собой более старый RC82i, установленный на более узкое шасси. [ 27 ] [ 23 ] Оригинальный автомобиль Grid участвовал в последних двух гонках в Ле-Мане. Второе шасси было готово и представлено в этом году занятой командой Чарльза Айви для его владельца Дадли Вуда . Они были одной из первых команд, которые сделали очевидное: взяли очень успешный двигатель с турбонаддувом объемом 2649 куб.см от Porsche 956 и установили его на другие шасси. Несмотря на то, что S2 был расточен до 2856 куб.см, он был одним из самых тяжелых автомобилей группы C в этой области. Вуд и его постоянные штурманы Джон Купер и Барри Робинсон уже использовали машину для участия в гонках IMSA и этапе WEC в Сильверстоуне. [ 28 ] [ 29 ]
Группа С2
[ редактировать ]Mazda продолжила свою программу в младшем классе C2. Заводская команда Mazdaspeed привезла два автомобиля последней разработки на базе шасси 717C собственного подразделения Mooncraft. Новый 727C по-прежнему имел ревущий высокооборотный двухроторный двигатель Mazda 13B мощностью 320 л.с., но улучшенная аэродинамика облегчила управление. К постоянным заводским гонщикам Йоджиро Тераде и Такаши Йорино присоединился Пьер Дьедонне , а другой европейский заводской гонщик, ирландец Дэвид Кеннеди, участвовал в гонках с бельгийскими братьями Мартин, Жаном-Мишелем и Филиппом. [ 30 ] В 1982 году Джим Басби и шинная компания BF Goodrich выиграли свой класс на Porsche 924, оснащенном их стандартными высокопроизводительными дорожными шинами. поручили В этом году Лоле разработать новую машину на базе нынешнего Т610. С тем же роторным двигателем Mazda, что и заводские автомобили, он мог развивать скорость до 275 км/ч (175 миль в час). Балласт был необходим, чтобы превысить минимальный вес в 700 кг, и он работал на высокопроизводительных шинах Goodrich. Автомобили очень хорошо показали себя в Дайтоне, а затем были отправлены в Европу, где Басби одержал победу в классе в Монце. Басби управлял одной из машин, а Mazda поручил команде клиентов Йошими Катаяме , одному из своих водителей-испытателей, возглавить другую машину. [ 31 ]
Alba Engineering выиграла четыре гонки чемпионата в сезоне 1983 года под руководством Jolly Club руководителей команды Мартино Финотто и Карло Фасетти . Они приступили к постройке второй машины. Финотто увеличил объем турбодвигателя до 1980 куб.см, и теперь он развивал скорость 330 км/ч (205 миль в час) и мощность до 500 л.с. на практике. Они находились в невыгодном положении, поскольку все еще оснащались 85-литровыми топливными элементами, тогда как новые автомобили C2 имели 100-литровые элементы. Финотто, Фасетти и Ваноли снова вместе управляли ведущей машиной, в то время как Коппелли/Павиа/Дакко гоняли на другой машине, которая одержала победу в классе на этапе перед Ле-Маном в Сильверстоуне . [ 32 ] [ 14 ]
Как и автомобили Rondeau в классе C1, 4-летний M379C был модифицирован и вошел в класс C2. Его купила новая команда Graff Racing (название - сочетание владельцев Жана-Филиппа Гранда и Франсуа Феймана). Все двигатели Rondeau были настроены Хейни Мадером. Спонсорство было получено за счет продажи 50 лотерейных билетов по 1000 фунтов стерлингов на выбор гоночной ливреи. Победителем стал дизайн Barclays , используемый командой Arrows F1 . [ 22 ] Компания Tiga Race Cars была основана в 1970-х годах антиподами Тимом Шенкеном и Хауденом Гэнли с успешной серией автомобилей в классе 2-литровых спортивных автомобилей. Австралиец Нил Крэнг заказал Tiga первый автомобиль группы C, GC83, который был укомплектован Chevrolet V8 только в конце прошлого сезона, участвуя в гонках за Spice Engineering вместе с владельцами команды Гордоном Спайсом и Рэем Беллмом . Затем Spice изменила конструкцию нового GC84, включив вместо него 3,3-литровый двигатель Cosworth VFL и придав ему носовую часть, похожую на носовую часть Porsche 956. [ 33 ] Второй автомобиль, GC284, был одним из двух, построенных на базе старого автомобиля S2000 и оснащенных раллийным двигателем Cosworth BDT. Двигатель с турбонаддувом объемом 1778 куб.см мог развивать мощность 380 л.с. В него вошли британский капер Рой Бейкер и его инженерная команда JQF. [ 33 ]
В тени возвращения Jaguar вновь появилось еще одно известное имя того же периода. Шотландская команда Écurie Écosse была возрождена бизнес-группой во главе с Хью Маккейгом. Купив в 1977 году спортивный автомобиль Group 6 Алена ДеКадене, они использовали его в качестве основы для нового аэродинамического кузова C2. Ecosse C284 по-прежнему оснащался 3-литровым двигателем Cosworth DFV , который мог развивать скорость до 315 км/ч (195 миль в час). Сразу после того, как машина была закончена, FISA увеличила запас топлива C2 до 100 литров, что потребовало от команды втиснуть дополнительную емкость в боковые отсеки. К пилотам регулярного сезона Майку Уайлдсу присоединился Дэвид Лесли . /Дэвиду Даффилду в этой гонке [ 34 ] [ 11 ]
ADA Engineering купила De Cadenet-Lola, которую они модифицировали для Франсуа Дюре. Переименовав ADA 01, команда доработала кузов и обновила двигатель Cosworth до 3,3-литрового DFL. В различных вариантах шасси теперь участвовало в девятом Ле-Мане. [ 21 ]
Группа B, GTX и GTO
[ редактировать ]Классы GT были разделены между Группой B и IMSA GTO, а список участников состоял из опытных каперов. Отказ Camaros американской команды Stratagraph означал, что это снова будет соревнование между Porsche и BMW. В группе B BMW M1 выиграл первые этапы, и две машины прибыли, чтобы сразиться с Porsche. Йенс Винтер и его команда Castrol Дания одержали победу в Монце, а немец Хельмут Галль вошел в состав французской команды BMW- Bayonne . [ 35 ]
Против них выступали очень опытный швейцарец Клод Халди (в своем 17-м Ле-Мане) и француз Мишель Латесте, оба с 3,3-литровыми двигателями 930 Turbo. Раймон Бутинард был еще одним участником Porsche, вернувшимся на своем 4,7-литровом Porsche 928 V8. [ 36 ]
В небольшом классе GTO из трех машин не было американских команд. Команда Charles Ivey Engineering в последнее время одерживала победы в классе три года подряд, в Группе 5 и Группе B, и в этом году фаворитом стала переход на GTO со своим 930 Turbo. Похожая машина была у французских братьев Альмера, а Раймон Туруль был аутсайдером на своем 3-литровом 911 SC без турбонаддува. [ 36 ]
Гонка 1983 года стала первым послевоенным Ле-Маном без участия Ferrari. Однако в этом году итальянская Scuderia Bellancauto все же вернулась в гонки. Первоначально команда планировала преобразовать свой Ferrari 512BBB в спецификацию группы C. Однако резкое изменение правил, включающее классы IMSA, изменило их план: вместо этого преобразовать его в GTX-совместимый. Оснащенный более узким шасси, разработанным Армандо Паланкой, он мог развивать скорость до 330 км/ч (205 миль в час). Это была единственная запись GTX, когда аналогичные автомобили Ferrari гоночной команды Северной Америки были сняты с производства. [ 37 ]
Практика и квалификация
[ редактировать ]Желая заявить о своих намерениях, Lancia выбыла из квалификации на ранних этапах квалификации и вскоре показала очень быстрые результаты со своими заведенными квалификационными двигателями. [ 38 ] Lancia смогла заблокировать первый ряд стартовой решетки в квалификации. Боб Воллек легко завоевал поул со временем 3:17,1, опередив своего товарища по команде более чем на три секунды. Однако ему так и не удалось проехать чистый круг, чтобы бросить вызов Джеки Иксу, показавшему в прошлом году время, к большому разочарованию Воллека (хотя он и выиграл свой вес в шампанском). [ 4 ] ). Самой большой проблемой для Lancia стала крупная авария Мартини на третьей машине. Вальтер Брун вылетел из поворота Porsche Curves, и когда он вернулся на трассу под волнистыми желтыми полосами, Мартини вылетел из слепого поворота на горячем круге, ударившись о машину Бруна в середине разлома. Ни один из водителей не пострадал, но обе машины были сильно повреждены, и механикам пришлось приложить немало усилий в одночасье, чтобы их починить. [ 38 ] [ 17 ] [ 15 ] [ 4 ]
За ними шла группа 956-х во главе с двумя желтыми автомобилями New Man Joest. Лучшим временем, которое они смогли показать, стал результат Йоханссон с далёким результатом 3:26,1 (более чем на 2 секунды медленнее, чем их результаты годом ранее). [ 39 ] Следующими шли головные машины команд RLR-Canon (Палмер), JFR Skoal Bandit (Хоббс) и Кремер (Шуппан). Восьмым стал WM (3:30.0 – на шесть секунд и десять позиций лучше, чем в прошлом году), другой Kremer Porsche – 9-й, а Nimrod – 10-е. [ 8 ] [ 14 ] [ 40 ] Ряд команд Porsche находили свои новые носовые обтекатели с высокой прижимной силой, которые создавали тревожную путаницу в длинных проливах. Для тех, у кого они еще были, некоторые команды вернулись к исходным носам с низким сцеплением. Однако для новых 962-х это было невозможно, что очень обеспокоило их водителей. [ 39 ] [ 13 ] Еще одна серьезная проблема возникла у Ivey Porsche: во время тренировки вышла из строя подвеска и у него потерялось переднее колесо. Де Кадене потеряет еще одно колесо на Porsche Curves в субботу вечером. [ 15 ] [ 14 ] Лучшим из GTP стал Jaguar Туллиуса на 14-м месте (3:35,3), а Марч проиграл на 35-м месте (3:50,5). Новые 962-е разочаровали и отставали от темпа из-за аэродинамических проблем, заняв в квалификации только 16-е место (JFR) и 26-е место (Хенн). Courage был самым быстрым из автомобилей с двигателем Cosworth в 20-м месте. [ 14 ] Лидером в C2 снова стала проворная Альба, занявшая 22-е место (3:41,48), обойдя в квалификации треть машин C1 и GTP. Их ближайшим соперником было Рондо на 30-м месте (3:47,5). Среди GT именно Alméras Porsche, вошедший в GTO, был самым быстрым со значительным отрывом, с результатом 4:02,8 (45-е место), опередив Winter BMW из группы B (46-е место с 4:09,9). GTX Ferrari опередила их на 43-м месте. [ 41 ] [ 14 ] [ 40 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]В этом году время начала забега было перенесено на 15:00, и мероприятие проходило при хорошей погоде. [ 3 ] Когда пейс-кар тронулся с места, на пит-лейне уже находились несколько машин с проблемами в двигателях – ADA, Ecosse и BMW Галла. [ 42 ] [ 43 ] Воллек с самого начала лидировал на повороте Данлопа, но был удивлен, когда маленькая желтая пуля, которая была WM Дорчи, пронеслась мимо них всех по прямой Унаудьер, с восьмого места на стартовой решетке на небольшом топливном баке, и обогнала его на повороте. Угол Мульсанна. Теперь WM впервые в истории команды возглавил Ле-Ман. Воллек вернул лидерство на втором круге, но Дорчи снова вернул его на третьем круге. Однако на этот раз, когда он затормозил перед Мулсанном, машина рванула влево и врезалась в ограждение, что привело к медленному возвращению в боксы. Но это не дало Воллеку расчищенного пути, и следующие полчаса его преследовали «Порше» Йоханссона, Палмера и Шуппана, причем лидерство часто рубилось и менялось. Это взволновало толпу неожиданной тактикой спринтерской гонки. [ 44 ] [ 24 ] [ 42 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 20 ]
Среди первых посетителей пит-стопов на первых кругах были Ллойд на своем RLR-Canon Porsche (тормоза) и Пескароло на Joest Porsche (давление топлива). [ 16 ] [ 42 ] [ 10 ] [ 47 ] Через 40 минут, к моменту первой остановки заправки (около 11–13 круга), это был Шуппан с небольшим преимуществом. С их более крупными баками в GTP «Ягуары» могли работать на четверть часа дольше. Так что это дало им краткий момент славы, когда Туллий возглавил гонку за Jaguar по их возвращению. [ 19 ] [ 42 ] [ 45 ] [ 5 ] [ 47 ] Тем не менее, это была лишь короткая передышка, поскольку плотная гонка продолжалась, а вторые гонщики команд набирали темп. После первого часа на лидирующем круге осталось всего четыре машины. После первых проблем Людвиг и Пескароло опустились на 30-е место. [ 42 ] Затем Палмер почувствовал раскачивание на Тертр-Руж и, вернувшись в боксы, обнаружил, что у машины сломан задний поперечный рычаг. Ремонт занял четверть часа и сбросил их на дно поля. Они продвигались вперед по полю, когда то же самое произошло с другим задним поперечным рычагом. [ 16 ] [ 48 ] [ 45 ] [ 47 ] Команда Porsche Австралии занимала восьмое место, пока на поворотах Porsche не оторвалось колесо. [ 44 ] [ 13 ] [ 42 ] Лидирующая группа часто отставала всего в пятнадцать секунд. Спустя четыре часа две Lancia все еще боролись с Porsche Joest, Kremer и JFR, причем все пятеро все еще лидировали на круге. За первые 50 кругов произошло пятнадцать смен лидерства. За ними шли JFR 962, Рондо на Henn Porsche, который разделил двух Jaguar, а Нимрод Рэя Маллока занял десятое место, причем все они вели близкую борьбу. Однако вскоре после этого Киган поехал прямо на повороте Индианаполиса, когда у него заклинило рулевое управление. Автомобиль вернулся в боксы, но подвеска вышла из строя, и JFR 962 пришлось списать. [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Джост Порше Йоханссона тогда сыграл большую роль в разливе нефти в Индианаполисе. Повреждение было несерьезным, но на его устранение ушло более часа, включая заимствование деталей у команды JFR. Они вернулись в гонку, заняв теперь 37-е место. [ 48 ] [ 49 ] [ 9 ] [ 50 ] Настала очередь отложить выпуск Кремер-Порше. В 20.30, удерживая лидерство большую часть последних нескольких часов, Шуппан завернул за угол и обнаружил, что Дорчи крутится прямо перед ним. Он попытался увернуться от заблудшего WM, но тот отскочил от барьера на его пути. Управляя машиной, Шуппан потерял 8 минут на ремонт обода колеса и передней носовой части. Не имея запасной части, команде пришлось установить на машину короткую носовую часть, пока оригинал не был отремонтирован и переустановлен позже. Все эти проблемы с Porsche привели к тому, что Wollek/Nannini Lancia лидировали на круге. [ 48 ] [ 10 ] [ 12 ] [ 50 ] В классе C2 лидерство в классе было между Facetti/Finotto/Vanoli Alba и Graff Racing Rondeau, а Lola-Mazdas следовала за ними и не сильно отставала. Затем, около 19:00, Альба потеряла время на замену топливного насоса и топливной форсунки.
Затем в сумерках, в 21.20, на прямой Унаудьер произошла крупная авария. Два автомобиля «Нимрод-Астон Мартин» ехали в непосредственной близости, поскольку Шелдон только что обогнал своего товарища по команде Олсена, а Палмер, в свою очередь, обогнал его. Шелдон мчался по прямой на полной скорости, когда из-за прокола машина внезапно дернулась влево на повороте, приближающемся к шпильке Мулсанн. Автомобиль резко рикошетил по трассе. Палмер увидел пыль и немедленно затормозил, когда подбитый Нимрод врезался в барьер справа и взорвался огненным шаром. Олсен шел прямо за Палмером и, не видя его, снова обогнал замедляющегося Палмера в тот момент, когда большой кусок обломков после аварии перелетел через трассу на путь другого Нимрода. Избегая этого, он сам вошел в барьер. Огонь был настолько сильным, что загорелись некоторые деревья. Джон Шелдон был доставлен по воздуху в больницу с серьезными ожогами, но Олсен не пострадал. К сожалению, маршал флага Жаки Луазо был сбит летящими обломками и погиб в результате аварии, а еще один тяжело пострадал. Поле было сосредоточено за четырьмя пейс-карами в течение часа, пока повреждения не были устранены и был произведен ремонт. [ 26 ] [ 13 ] [ 48 ] [ 45 ] [ 51 ] [ 49 ] [ 50 ]
Ночь
[ редактировать ]К тому времени, когда гонка снова стала зеленой, уже наступила ночь. Вскоре вторая Lancia Балди/Хейера/Бариллы, лежавшая третьей, обогнала Хоббса JFR Porsche и двинулась вверх по полю. Вечером Lancias вели 1-2 и демонстрировали хорошую надежность. [ 44 ] [ 48 ] [ 5 ] [ 50 ] После рутинной и осторожной гонки к полуночи Рондо/Поль Порше были уже четвертыми, а Кремер Порше (опоздавший из-за того, что ван дер Мерве наехал на обломки), два Ягуара и Шорнштейн Порше не сильно отставали, их обогнали всего три круги. [ 48 ] [ 41 ] [ 50 ] В 2 часа ночи Палмер только что вернул RLR Porsche в топ-10, когда он выехал на пит-стоп, выразив обеспокоенность по поводу коробки передач. К сожалению, бригада пит-стопа не закрепила должным образом крышку двигателя, и когда Ламмерс вытащил машину, через два круга она оторвалась на повороте Данлопа. Это стоило команде 40 минут и шести мест. [ 16 ] [ 52 ] [ 50 ] Незадолго до перерыва Хейер вывел свою Lancia на пит-стоп, идя вторым, отключив высшую передачу. Ремонт занял 62 минуты, и они финишировали 14-ми, опередив выздоравливающий RLR Porsche. [ 17 ] [ 52 ] [ 45 ] [ 50 ] Автомобиль Skoal Bandit вернулся на второе место, вернувшись на тот же круг, что и лидер. После ранней задержки из-за переменного давления топлива Джост Порше из Людвига/Пескароло прорвался через поле и теперь занимал третье место. [ 44 ] [ 52 ] В дальнейших тесных гонках в топ-10 «Ягуары» менялись позициями с «Порше» Рондо, Шорнштейна, а теперь и с обоими автомобилями Кремера, согласно пит-циклам. [ 41 ] [ 52 ]
Команда Racing 44 рассчитывала на свою надежность, чтобы показать хороший результат, но удача от них отвернулась на 14-м часу. В 4 часа утра Клод Балло-Лена остановился в Арнаже с сломанным тросом газа. К тому времени, когда он организовал ремонт и вернулся в боксы, чтобы заменить его, он проиграл им 8 кругов. [ 19 ] [ 52 ] [ 50 ] Всю ночь продолжалась череда инцидентов, затронувших автомобили Porsche клиентов. Автомобиль сборной Австралии вышел из строя, когда Перкинс разбился в Тертр-Руж. [ 13 ] Автомобиль Йоханссона/Шлессера/де Нарваэса Йоста также сошел с дистанции. Будучи одним из первых лидеров, Шлессер выехал на бездорожье, и при ремонте также обнаружились проблемы с двигателем. [ 53 ] [ 9 ] Обермайер Порше был потушен, став еще одной жертвой скатившегося колеса. [ 15 ] У Тиффа Ниделла случился страшный момент в его Kremer Porsche, когда в пластине коробки передач срезался болт, оставив его заднюю подвеску незакрепленной. Он на скорости проезжал повороты Porsche, когда машина внезапно свернула влево и врезалась в ограждение. Ползание обратно на боксы, ремонт рулевой рейки заняло два часа. [ 12 ] [ 53 ]
С приближением рассвета Воллек остановился, чтобы починить сломанный рычаг подвески, но вскоре смог вернуть лидерство, когда у автомобиля JFR была плановая замена тормозов. [ 17 ] [ 13 ] Оба Jaguar показали хорошие результаты и остались в топ-10. Однако на рассвете Адамович разбился на Тертр-Руж, получив прокол во время бега на 8-м месте. Вернувшись на боксы, выяснилось, что поврежден масляный бак. [ 19 ] [ 53 ] [ 5 ] [ 45 ]
Утро
[ редактировать ]Надежность Lancia окончательно подвела в 7 утра. Когда толпа просыпалась к завтраку, гонка приобрела новый вид. Воллек приехал без пятой передачи, но затем потребовалась замена и одной из турбин. Это заняло час, и он вернулся в гонку пятым. Менее чем через час выздоравливающая родственная машина потеряла полчаса на ремонт сломанной трансмиссии. [ 17 ] [ 53 ] [ 49 ] Автомобиль Skoal Bandit JFR лидировал лишь на протяжении круга, прежде чем Штрайфф также выехал на пит-стоп, двигатель издавал резкий звук. Свечи были заменены, но ван дер Мерве пришлось вернуться, работая на пяти цилиндрах. [ 13 ] [ 53 ] [ 49 ] [ 50 ] В довершение всего к механическим проблемам оставшийся «Ягуар» потерял третью передачу. Редман вернулся через 45 минут на десятом месте. В автомобиле Lammers/Palmer RLR вырвался ремень генератора, что привело к поломке двигателя и вынудило их сойти с дистанции. [ 16 ] [ 53 ] [ 19 ]
Все это вывело Pescarolo/Ludwig Joest Porsche в лидеры, которые ехали очень уверенно после задержки в самом начале гонки. За шесть часов до финиша они обогнали американский Porsche Хенна/Рондо/Поля, который всю ночь работал как часы в топ-5. [ 44 ] [ 50 ] На поле наблюдалась определенная стабильность: автомобиль Schuppan Kremer занял третье место, снова поднявшись по полю, а автомобиль JFR Bandit - четвертое. [ 12 ] [ 50 ] Воллек ехал очень быстро на Lancia, заняв пятое место, показав на тот момент самый быстрый круг в гонке. [ 53 ] [ 50 ] Brun Porsche спокойно вышел на поле и занял 6-е место, оставив Rondeau и Jaguar Банди позади. Замкнули топ-10 автомобиль Schornstein, поддерживаемый Йостом, и еще один Brun Porsche. [ 43 ]
В классах GT машины состязались взад и вперед, и в обоих классах осталось по три машины. В группе B Клод Халди лидировал в ночи, но в темноте лидерство менялось с BMW Хельмута Галля. К середине утра последнему наконец удалось оторваться от Porsche. Любимая датская BMW сошла с дистанции еще до перерыва из-за продолжающихся проблем с выхлопной системой и ступичными подшипниками, которые не позволили ей быть конкурентоспособной. [ 35 ] Porsche Раймона Туруля без турбонаддува лидировал в классе GTO с первого часа после того, как ранние проблемы поставили в тупик его соперников, и они так и не догнали его. [ 54 ]
Из всех проблем, с которыми столкнулись команды Porsche в течение ночи, механические проблемы во второй части гонки в основном затронули других производителей. WM Дорчи был окончательно списан после ряда проблем, в том числе из-за потери более трех часов на устранение повреждений, вызванных тремя отдельными экскурсиями Дорчи. На рассвете пит-бригада произвела полный ремонт коробки передач, но в 7.30 утра она снова вышла из строя. [ 24 ] [ 46 ] Поездка оставшегося «Ягуара» закончилась около 11:30, когда у него заклинило коробку передач. [ 19 ] [ 46 ] В то же время Рондо показал хорошие результаты, поднявшись на 7-е место за утро. Они стали очередной жертвой сгоревшего цилиндра, проведя в боксах 90 минут. Ален Ферте осторожно сменил режим до парковки за 40 минут до финиша 13-м. [ 22 ] Вторая Lancia, наконец, вышла из строя из-за сломанного распределительного вала, а вскоре после 13:00 на место подъехала машина Воллека/Наннини с снова сломанной пятой передачей. Не имея времени на капитальный ремонт, машина стояла до последних минут, чтобы хотя бы доехать до финиша. [ 53 ] [ 45 ] [ 49 ] [ 17 ] [ 55 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]В результате в топ-10 было полно Porsche, что означало доминирование, которое было чем угодно, но Верн Шуппан только что прыгнул в машину Кремера на свой последний отрезок и обогнал Хенна на второе место, когда двигатель упал на пять цилиндров. Они тоже припарковались и в конце концов вышли в конце и финишировали шестыми. [ 12 ] [ 43 ] [ 49 ] [ 45 ] Многие машины теперь отступали, чтобы спасти свои машины, но это не вариант для машин Брюна и Шорнштейна, борющихся на одном круге за четвертое место. [ 43 ] Странная сцена: несколько машин остановились в конце поворотов Porsche на последнем круге, ожидая, когда проедет лидер, поэтому им не пришлось проезжать дополнительный круг. [ 43 ] В итоге Людвиг вывел Джоэста Порше под клетчатый флаг на два круга впереди американского Порше Престона Хенна. Воллек вышел в конце и преследовал машину-победитель на последних кругах и финишировал восьмым, отстав на целых 34 круга. John Fitzpatrick Bandit Porsche из Хоббса/Штрайффа/ван дер Мерве был третьим, отстав на девять кругов, в то время как Brun Motorsport Porsche продержался всего на полкруга и стал четвертым, опередив машину Шорнштейна. [ 43 ]
Десятым в общем зачете и первым в классе C Junior стала Lola-Mazda команды BF Goodrich. Пилоты Катаяма, Мортон и О'Стин показали очень надежную трассу; единственная задержка составила четверть часа из-за включения стартера в 7.40 утра. У родственного автомобиля ночью несколько раз останавливались, когда он натыкался на обломки, а поздно вечером в воскресенье утром он потерял час на ремонт коробки передач. Однако они тоже добрались до финиша третьими в классе. [ 31 ] Вторым стал Rondeau M379 компании Graff Racing, который хорошо дебютировал в Ле-Мане и показал хорошие результаты. Заводской команде Mazdaspeed, напротив, пришлось нелегко. Кеннеди только на рассвете стал лидером класса, когда дисквалификация вынудила его провести длинный пит-стоп. У другой машины был ряд проблем, но ей удалось сохранить связь с лидерами класса. Однако в 11.15 у него сломалась коробка передач. После ремонта экипаж переключил его на третью передачу, и Терада вместе с Кеннеди двинулся вперед, чтобы взять флаг. [ 30 ] В классе B, после неудачного старта, едва не потерявшего капот на первом же круге, Gall BMW к середине утра вырвался вперед и удержал победу в классе, заняв 14-е место в общем зачете. Они опередили Porsche Клода Халди на 7 кругов после того, как потратили почти час на ремонт тормозов. [ 35 ] [ 54 ] В классе GTO Porsche Раймона Туруля ни разу не возглавлял гонку. Они одержали легкую победу в классе, проехав на 18 кругов дальше, чем в прошлом году, когда управляли 930 класса B.
Пескароло стал лишь третьим гонщиком, выигравшим гонку четыре раза, а с момента его предыдущей победы с Матрой прошло десять лет. Для Людвига это была его вторая победа после того, как он присоединился к братьям Уиттингтон в гонке Кремер-Порше 1979 года. Это была первая победа Joest Racing в Ле-Мане после вышеупомянутых немецких соперников. Никогда прежде в истории гонок машина-победитель не занимала столь низкое место после первого часа и не возвращалась, чтобы завоевать победу. Для Porsche это была девятая победа, равная результату Ferrari. [ 55 ] [ 50 ] Все четыре новых автомобиля 956B финишировали, заняв четыре из шести первых мест.
В июле FISA подтвердило свое решение сократить расход топлива до 530 литров с нынешних 600. Далее было заявлено, что к 1986 году будет разработан новый метод снижения выходной мощности. [ 2 ] Bellancauto Ferrari сошла с дистанции в начале гонки, и это будут последние гонки Ferrari в Ле-Мане за десять лет. Кроме того, это был последний раз, когда подразделение Mooncraft готовило спортивные автомобили Mazda, поскольку они сосредоточились на собственном проекте одноместного автомобиля. Разработку взяла на себя непосредственно команда Mazdaspeed. [ 37 ] [ 30 ] То, что такая захватывающая гонка состоялась, несмотря на то, что в ней не было заводских автомобилей Porsche, красноречиво говорило о правилах гонок и их конкурентоспособности. Это предвещало хорошие перспективы на следующий год. [ 56 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ]
Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Группа C1 | 7 | НовинкаMan Joest Racing | Анри Пескароло Клаус Людвиг |
Порше 956 Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 360 |
2 | Группа C1 | 26 | Магазин обмена T-Bird Хенна | Жан Рондо Джон Пол младший |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Г | 358 |
3 | Группа C1 | 33 | Джон Фитцпатрик Расинг Команда Skoal Bandit Porsche |
Дэвид Хоббс Филипп Штрайфф Сарел ван дер Мерве |
Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
И | 351 |
4 | Группа C1 | 9 | Браун Автоспорт | Уолтер Брун Принц Леопольд Баварский Боб Акин |
Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 340 |
5 | Группа C1 | 12 | Команда по гонкам на дымоходах НовинкаMan Joest Racing |
Дитер Чимни Волкерт Мерл «Джон Винтер» (Луи Крейгес) |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 340 |
6 | Группа C1 | 11 | Порше Кремер Гонки | Верн Шупан Алан Джонс Жан-Пьер Жарье |
Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 337 |
7 | Группа C1 | 20 | Команда Brown Motorsport Gaggia | Оскар Ларраури Массимо Сигала Джоэл Гухье |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 335 |
8 | Группа C1 | 4 | Мартини Рейсинг | Боб Волк Алессандро Наннини |
Запустить LC2 | Феррари 308C 3.0L V8 твин турбо |
Д | 326 |
9 | Группа C1 | 17 | Порше Кремер Гонки | Тифф Ниделл Дэвид Сазерленд Ржавый французский |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 321 |
10 | Гр.C2 | 68 | Б.Ф. Гудрич | Джон Мортон Ёшими Катаяма Джон О'Стин |
Лола Т616 | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Б Ф | 320 |
11 | Гр.C2 | 93 | Графф Гонки Ж.-П. Гранд (частный абитуриент) |
Жан-Филипп Гранд Жан-Поль Либер Паскаль Витмер |
Раундель M379 C | Cosworth DFV 3,0 л V8 | А | 310 |
12 | Гр.C2 | 67 | Б.Ф. Гудрич | Джим Басби Бой Хайе Рик Кнуп |
Лола Т616 | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Б Ф | 295 |
13 | Группа C1 | 72 | Автомобили Жан Рондо МакКормак и Додж |
Ален Ферте Джим Маллен Уолт Дриллинг |
Раундель М482 | Косворт DFL 3.3L V8 | Г | 293 |
14 | Гр.Б | 93 | Х. Галл (частный абитуриент) |
Жан-Франсуа Ивон Пьер де Туази Филипп Дагоро |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 292 |
15 | Гр.C2 | 87 | Маздаспид | Дэвид Кеннеди Жан-Мишель Мартен Филип Мартин |
Мазда 727С | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 286 |
16 | Гр.Б | 106 | К. Халди (частный абитуриент) |
Клод Халди Альтфрид Хегер Джин Крукер |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | М | 285 |
17 | ИМСА ГТО |
122 | Р. Туруль (частный абитуриент) |
Раймон Туруль Валентин Бертаппе Тьерри Перье |
Порше 911 СК | Порше 3.0L F6 | М | 283 |
18 | ИМСА ГТО |
123 | Команда Альмерас Фререс (частный абитуриент) |
Жак Альмерас Жан-Мари Альмерас Том Уинтерс |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | М | 269 |
19 | Гр.C2 | 81 | Скудерия Джолли Клуб | Альмо Коппелли Давиде Павиа Гвидо Дакко |
Белый AR2 | Джаннини Карма ФФ S4 1980 куб.см с турбонаддувом |
Д | 262 |
20 | Гр.C2 | 86 | Маздаспид | Ёдзиро Терада Пьер Дьедонне Такаси Ёрино |
Мазда 727С | Мазда 13Б 1308cc двухроторный |
Д | 262 |
21 | Гр.C2 | 80 | Скудерия Джолли Клуб | Карло Фасетти Мартино Финотто Марко Ваноли |
Белый AR2 | Джаннини Карма ФФ S4 1980 куб.см с турбонаддувом |
Д | 258 |
22 | Гр.Б | 107 | Р. Бутино (частный абитуриент) |
Раймон Бутино Филипп Рено Джайлз Гинан |
Порше 928 С | Порше 4,7 л V8 | М | 256 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | ИМСА ГТП |
44 | Группа 44 Гонки | Боб Талли Брайан Редман Док Банди |
Ягуар XJR-5 | Ягуар 6,0 л V12 | Г | 291 | Коробка передач (21 час) |
ДНФ | Группа C1 | 5 | Мартини Рейсинг | Мауро Бальди Ганс Хейер Паоло Барилла |
Запустить LC2 | Феррари 308C 3.0L V8 твин турбо |
Д | 275 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 21 | Чарльз Айви Расинг | Крис Крафт Ален де Кадене Аллан Грайс |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 274 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТП |
61 | Магазин обмена T-Bird Хенна | Престон Хенн Мишель Ферте Эдгар Дорен |
Порше 962 | Порше 962/70 2,9 л F6 турбо | Г | 247 | Электрика (20 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 14 | Канон Гонки Ричард Ллойд Расинг ГТи Инжиниринг |
Джонатан Палмер Ян Ламмерс |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 239 | Двигатель (18 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТП |
40 | Группа 44 Гонки | Тони Адамович Джон Ватсон Клод Балло-Лена |
Ягуар XJR-5 | Ягуар 6,0 л V12 | Г | 212 | Несчастный случай (16 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 8 | НовинкаMan Joest Racing | Стефан Йоханссон Жан-Луи Шлессер Маурисио де Нарваес |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 170 | Двигатель (14 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 38 | Дорсет Рэйсинг Ассошиэйтс | Ник Фор Марк Гэлвин Ричард Джонс |
Главная RC82i | Косворт DFL 3.3L V8 | М | 156 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 50 | Компания Примагаз П. Вымя (частный абитуриент) |
Пьер Ивер Бернар де Дривер Пьер-Франсуа Руссело |
Раундель М382 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 155 | Электрика (14 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 13 | Конкурс смелости Компания Примагаз |
Ив Кураж Майкл Дюбуа Джону Джелли |
Пума C02 | Косворт DFL 3.3L V8 | М | 153 | Масляный насос (13 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 47 | Обермайер Гонки | Юрген Лессиг Жорж Фуше Джон Грэм |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 147 | Несчастный случай (13 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТО |
121 | Чарльз Айви Расинг | Дэвид Ови Пол Смит Марджи Смит-Хаас |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | А | 146 | Утечка масла (17 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 34 | Сборная Австралии Джон Фитцпатрик Расинг |
Питер Брок Ларри Перкинс |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 145 | Несчастный случай (11 часов) |
ДСК | Группа C1 | 16 | Ричард Ллойд Расинг ГТи Инжиниринг |
Ричард Ллойд Ник Мейсон Рене Медж |
Порше 956 | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | 139 | Снаружи помощь (12 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 23 | В.М. Секатева | Роджер Дорчи Ален Курдек Жерар Патте |
WM P83B | Пежо ПРВ ЗНС4 2.8л V6 твин-турбо |
М | 122 | Коробка передач (18 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 6 | Мартини Рейсинг | Мауро Бальди Ганс Хейер Паоло Барилла |
Запустить LC2 | Феррари 308C 3.0L V8 твин турбо |
Д | 117 | Двигатель (11 часов) |
ДНФ | Гр.Б | 101 | Йенс Винтер Команда Castrol | Йенс Винтер Дэвид Мерсер Ларс-Вигго Йенсен |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | А | 96 | Приостановка (10 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТП |
62 | Пегас Гонки (частный абитуриент) |
Кен Мэдрен младший Мэрион Спир Уэйн Пикеринг |
Март 84Г | Бьюик 3,3 л V6 турбо | Г | 95 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 31 | Виконт Даун Рэйсинг (частный абитуриент) Астон Мартин Лагонда |
Рэй Маллок Дрейк Олсон |
Нимрод НРА/C2 B | Астон Мартин DP1229 5.3L V8 | А | 94 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 32 | Виконт Даун Рэйсинг (частный абитуриент) Астон Мартин Лагонда |
Джон Шелдон Майк Сэлмон Ричард Эттвуд |
Нимрод НРА/C2B | Астон Мартин DP1229 5.3L V8 | А | 92 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 24 | В.М. Секатева | Жан-Даниэль Роле Мишель Пиньяр Паскаль Пессио |
WM P83B | Пежо ПРВ ЗНС4 3.1л V6 твин-турбо |
М | 74 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 55 | Джон Фитцпатрик Расинг Команда Skoal Bandit Porsche |
Роберто Морено Гай Эдвардс Руперт Киган |
Порше 962 | Порше 935/76 2,6 л F6 твин турбо |
И | 72 | Несчастный случай (6 часов) |
ДНФ | Гр.Б | 114 | М. Латесте (частный абитуриент) |
Мишель Латесте Мишель Бьенво Сеголен» (Андре Гаине) |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | М | 70 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 70 | Специя - Три гонки | Гордон Спайс Рэй Беллм Нил Крэнг |
Три GC84 | Косворт DFL 3.0L V8 | А | 69 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТХ |
27 | Скудерия Суперкар Белланкауто |
Роберто Марацци Маурицио Миканджели Доминик Лако |
Феррари 512 ББ/ЛМ | Феррари 4.9л F12 | М | 65 | Коробка передач (6 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 48 бронировать |
Джон Бартлетт Расинг (частный абитуриент) |
Франсуа Миго Франсуа Серванен Стив Кемптон |
Лола Т610 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Д | 52 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | Группа C1 | 45 | С. Автобус (частный абитуриент) |
Христианский автобус Джек Гриффин Бруно Ильен |
Раундель М382 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | Д | 49 | Дроссель (8 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 79 | АДА Инжиниринг | Ян Харроуэр Билл Вольф Глен Смит |
АДА 01 | Cosworth DFL 3,3 л V8 | М | 42 | Шасси (7 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 85 | Х. Стрибиг (частный абитуриент) |
Хуберт Стрибиг Ноэль дель Белло Жак Эйклен |
Стемо SM02 | БМВ М88 3,5 л S6 | Д | 41 | Коробка передач (8 часов) |
ДНФ | Гр.C2 | 77 | Стабильная Шотландия | Майк Уайлдс Дэвид Лесли Дэвид Даффилд |
Шотландия C284 | Косворт DFV 3.0L V8 | А | 36 | Топливный насос (3 часа) |
ДНФ | Группа C1 | 25 | САМ Чарльз Айви Расинг |
Дадли Вуд Джон Купер Барри Робинсон |
Сетка S2 | Порше 930/72 2,9 л F6 твин турбо |
А | 10 | Закончилось топливо (1 час) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | Группа C1 | 39 | Учида Доум Рейсинг | Элг Ось Стэнли Диккенс |
Купол RC83 | Косворт DFL 4.0L V8 | Д | Практика несчастного случая |
DNQ | Гр.C2 | 99 | JQF Инжиниринг (частный абитуриент) |
Рой Бейкер Джереми Росситер Франсуа Дюре |
Три GC284 | Cosworth BDT 1778cc S4 с турбонаддувом | А | Не прошел квалификацию |
ДНК | Группа C1 | 1 | Ротманс Порше | Джеки Икс Йохен Масс |
Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | снято |
ДНК | Группа C1 | 2 | Ротманс Порше | Дерек Белл Стефан Беллоф |
Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | снято |
ДНК | Группа C1 | 3 | Ротманс Порше | Порше 956Б | Порше 935/79 2,6 л F6 твин турбо |
Д | снято | |
ДНК | Группа C1 | 29 | Команда Заубер Швейцария | Заубер С7 | БМВ М88 3,5 л S6 | Не прибыл | ||
ДНК | Группа C1 | 36 | Ричард Клир Расинг (частный абитуриент) |
Ричард Клир | Порше C-K5 | Порше 935 2,9 л F6 турбо | Не прибыл | |
ДНК | Группа C1 | 42 | Автомобили Гепард Гатойл Швейцария |
Лорис Кессель Жан-Пьер Жоссо Лоран Ферье |
Гепард G604 | Астон Мартин DP1229 5.3L V8 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТХ |
63 | Североамериканская гоночная команда | Ален Кудини Дэни Снобек |
Феррари 512 ББ/ЛМ | Феррари 4.9л F12 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТХ |
64 | Североамериканская гоночная команда | Феррари 512 ББ/ЛМ | Феррари 4.9л F12 | Не прибыл | ||
ДНК | Гр.C2 | 74 | Гоночные услуги Скорпиона (частный абитуриент) |
«Эдди Арундел» ( Эдвард Фицалан-Говард, граф Арундел ) Джон Уивер Джону Джелли |
Арундел C200 | Косворт DFV 3.0L V8 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.C2 | 90 | Spice-Три гонки | Рэй Беллм | Три GC84 | Косворт DFV 3.0L V8 | А | Не прибыл |
ДНК | Гр.C2 | 92 | Автомобили Луи Декарт |
Луи Декарт Жан-Мари Лемерль Дэниел Хьюберт |
АЛД 01 | БМВ М88 3,5 л S6 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.Б | 102 | Е. Дверь (частный абитуриент) |
Эдгар Дорен Ханс-Кристиан Юргенсен Вальтер Мертес Улли Рихтер |
БМВ М1 | БМВ М88 3,5 л S6 | Не прибыл | |
ДНК | Гр.Б | 108 | А. Паллавичини (частный абитуриент) |
Анджело Паллавичини | Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | Не прибыл | |
ДНК | Гр.Б | 116 | Г. Меммингер (частный абитуриент) |
Джордж Меммингер Хайнц Кун-Висс |
Порше 930 | Порше 930/60 3,3 л F6 турбо | Д | Не прибыл |
ДНК | ИМСА ГТО |
120 | Стратаграф Инк. | Билли Хэган Джин Фелтон |
Шевроле Камаро | Шевроле 5,7 л V8 | Не прибыл | |
ДНК | ИМСА ГТО |
121 | Стратаграф Инк. | Томми Риггинс Лес Делано |
Шевроле Камаро | Шевроле 5,7 л V8 | Не прибыл |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа С1 | #7 Порше 956B | Пескароло / Людвиг * |
ИМСА-ГТП | нет финишеров | |
Группа С2 | #68 Лола Т616 | Катаяма / Мортон / О'Стин * |
Группа Б | #122 БМВ М1 | Ивон / Туази / Дагоро |
IMSA-GTX | нет финишеров | |
ИМСА-ГТО | #122 Порше 911 СК | Туруль / Перье / Бертапель |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс энергоэффективности
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Группа C1 | 11 | Порше Кремер Гонки | Верн Шупан Алан Джонс Жан-Пьер Жарье |
Порше 956Б | 0.901 |
2 | Группа C1 | 7 | НовинкаMan Joest Racing | Анри Пескароло Клаус Людвиг |
Порше 956Б | 0.883 |
3 | Группа C1 | 26 | Магазин обмена T-Bird Хенна | Жан Рондо Джон Пол младший |
Порше 956 | 0.843 |
4 | Группа C1 | 33 | Джон Фитцпатрик Расинг Команда Skoal Bandit Porsche |
Дэвид Хоббс Филипп Штрайфф Сарел ван дер Мерве |
Порше 956Б | 0.833 |
5 | Гр.C2 | 86 | Маздаспид | Ёдзиро Терада Пьер Дьедонне Такаси Ёрино |
Мазда 727С | 0.823 |
6 | Гр.C2 | 68 | Б.Ф. Гудрич | Джон Мортон Ёшими Катаяма Джон О'Стин |
Лола Т616 | 0.821 |
7 | Гр.C2 | 87 | Маздаспид | Дэвид Кеннеди Жан-Мишель Мартен Филип Мартин |
Мазда 727С | 0.819 |
8 | Гр.C2 | 81 | Скудерия Джолли Клуб | Альмо Коппелли Давиде Павиа Гвидо Дакко |
Белый AR2 | 0.816 |
9 | Группа C1 | 72 | Автомобили Жан Рондо МакКормак и Додж |
Ален Ферте Джим Маллен Уолт Дриллинг |
Раундель М482 | 0.815 |
10 | Группа C1 | 17 | Порше Кремер Гонки | Тифф Ниделл Дэвид Сазерленд Ржавый французский |
Порше 956 | 0.808 |
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Поул-позиция – Б. Воллек, №4 Lancia LC2 – 3:17,1 секунды; 248,9 км/ч (154,7 миль в час)
- Самый быстрый круг – А. Наннини, Lancia LC2 №4 – 3:28,9 секунды; 234,8 км/ч (145,9 миль в час)
- Победная дистанция - 4900,28 км (3044,89 миль)
- Средняя скорость победителя - 204,18 км/ч (126,87 миль в час)
- Посещаемость – ?
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 1999 г., стр. 30 Autocar, 16 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1984, стр.155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.164.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Норрис 1984, стр.163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк, 1999 г., стр. 33 Autocar, 23 июня 1984 г.
- ^ Вимпффен 2008, стр.115.
- ^ Сперринг 2012, стр.167.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2012, стр.163.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр. 166-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк, 1999 г., стр. 32 Autocar, 23 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вимпффен 2008, стр.112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стимулирование 2012, стр. 172-3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Кларк, 1999 г., стр. 23 Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.181.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Споринг 2012, стр.176.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр.169.
- ^ Вимпффен 2008, стр.119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2012, стр. 170-1.
- ^ Перейти обратно: а б Норрис 1984, стр.164.
- ^ Перейти обратно: а б Спонсорство 2012, стр.190.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стимулирование 2012, стр. 179-80.
- ^ Перейти обратно: а б Вимпффен 2008, стр.122.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.183
- ^ Сперринг 2012, стр.186.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.174.
- ^ Сперринг 2012, стр.187.
- ^ Сперринг 2012, стр.191.
- ^ Вимпффен 2008, стр.128.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.182.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.175.
- ^ Сперринг 2012, стр.184.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.185.
- ^ Сперринг 2012, стр.188.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.177.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.178.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2012, стр.189.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 1999 г., стр. 21. Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 1999 г., стр. 22 Autosport, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 1997 г., стр. 35 Motor Sport, июль 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2012, стр.193
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк, 1999 г., стр. 25. Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк, 1999 г., стр. 29. Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2012, стр.165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк, 1997 г., стр. 36 Motor Sport, июль 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Конец 2001 г., стр.199.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис 1984, стр.165.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1999 г., стр. 26 Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк, 1999 г., стр. 34 Autocar, 23 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Норрис 1984, стр.166.
- ^ «1984 — Ле-Ман — масштабная авария Джона Шелдона» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1999 г., стр. 27 Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк 1999 г., стр. 28 Автоспорт, 21 июня 1984 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История Ле-Мана» . lemans-history.com . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конец 2001 г., стр.200.
- ^ Вимпффен 2008, стр.123.
- ^ Сперринг 2012, стр.2.
- ^ Сперринг 2012, стр.162.
- ^ Сперринг 2012, стр.194.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 20 марта 2023 г.
- ^ Сперринг 2012, стр.8.
- ^ Сперринг 2012, стр.195.
- Кларк, Р.М. - редактор (1999) Ле-Ман, «Годы Porsche и Jaguar 1983–1991», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-483-5
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Норрис, Ян – редактор (1984) Автомобильный год № 31, 1984/85, Эдита С.А. ISBN 2-8265-0098-8
- Сперринг, Квентин (2012) Ле-Ман 1980–89 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-0-85733-128-1
- Вимпффен, Янош (2008) Монококки и эффекты грунта, Гонконг: David Bull Publishing ISBN 1-893618-97-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1983 года с записями, результатами, техническими деталями и фотографиями каждого автомобиля. Проверено 20 марта 2023 г.
- История Ле-Мана – список участников Ле-Мана и почасовые результаты (включая фотографии каждой машины, котировки, максимальную скорость для каждой машины, ссылки на YouTube). Проверено 20 марта 2023 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 20 марта 2023 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 20 марта 2023 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 20 марта 2023 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 20 марта 2023 г.
- Speedfreaks – таблица результатов World Challenge for Endurance Drivers. Проверено 20 марта 2023 г.
- Мемориал автоспорта - количество смертей в автогонках по годам. Проверено 20 марта 2023 г.
- YouTube – 28-минутная трансляция гонки со звуками гонки и комментариями. Проверено 31 марта 2023 г.
Короткие ролики о мероприятии:
- YouTube – Интервью с командой Австралии (3 минуты). Проверено 31 марта 2023 г.
- YouTube – Тренировочный круг в машине с Dome (5 минут). Проверено 31 марта 2023 г.
- YouTube – авария Дорчи на ранней гонке в Мулсанне (1 минута). Проверено 31 марта 2023 г.
- YouTube – Первые пит-стопы и лидерство Jaguar (3 минуты). Проверено 31 марта 2023 г.
- YouTube – Круг на автомобиле на автомобиле Richard Lloyd Porsche (4 минуты). Проверено 31 марта 2023 г.
- YouTube – повреждение Skoal Porsche Кигана в середине гонки (1 минута). Проверено 31 марта 2023 г.