Jump to content

1973 «24 часа Ле-Мана»

1973 « 24 часа Ле-Мана»
Предыдущий: 1972 г. Далее: 1974 год

1973 года «24 часа Ле-Мана» были 41-м Гран-при на выносливость и проходили 9 и 10 июня 1973 года. Это был восьмой этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1973 года .

Ле-Ман в 1973 году.

Гонка обещала быть напряженной: Ferrari, Matra и Porsche одержали по две победы в чемпионате, а также неожиданную победу Mirage в Спа. Это действительно оказался один из самых напряженных гонок в Ле-Мане: гонка была выиграна в боксах, поскольку и Ferrari, и Matra по очереди лидировали, но их остановили механические неисправности. Все три Ferrari лидировали, но поскольку их настигли механические проблемы, именно Matra Анри Пескароло и Жерара Ларруса , несмотря на свои собственные проблемы, взяла клетчатый флаг. В конце концов, это был комфортный отрыв в шесть кругов от Ferrari Мерцарио и Пейса, занявшей второе место , а Matra из Жабуй / Жосо - третьей.

Была определенная симметрия между французской машиной и французской командой, выигравшей пятидесятую годовщину первых 24 часов Ле-Мана. Ferrari выиграла категорию GT после упорной борьбы с Porsche, а BMW стала единственным финишером в категории туристических автомобилей группы 2.

Во второй год действия новых правил никаких изменений не произошло. В этом году Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) расширил количество соответствующих классов до восьми, добавив по одному дополнительному классу в группах 5 и 2. [ 1 ] Резервы не сохранились, а АСО отобрала 55 стартовавших из прибывших с учетом результатов четырехчасового забега на тестовом уик-энде. [ 2 ]

В 1973 году исполнилось 50 лет со дня первой гонки, и было много пышности и празднования. В программу вошли гонки довоенных и послевоенных автомобилей, а также первый парад исторических участников Ле-Мана. Почтовое отделение Франции выпустило специальную памятную марку. [ 2 ]

В АКО поступило 112 заявок. Несмотря на то, что Autodelta , заводская команда Alfa Romeo, отказалась от участия всего за несколько дней до мероприятия, на гоночной неделе для тренировок присутствовала 61 машина. Со спортивными прототипами Matra, Ferrari, Mirage и Ligier, а также Ford и BMW в группе 2 было представлено 22 «работы». [ 1 ]

Категория Спорт-
Прототип
Группа 5
Особенный
ГТ
Группа 4
Особенный
Гастроли
Группа 2
Общий
Записи
Большие двигатели
Классы >2,5 л
22 24 6 52
Средние двигатели
Классы < 2,5 л
9 0 0 9
Всего автомобилей 31 24 6 61

После явного отсутствия успеха Матра ушел из Формулы-1, чтобы сосредоточиться на борьбе за звание чемпиона мира среди производителей против Ferrari. Его новый длиннохвостый MS670B сделали легче, аэродинамичнее и, что немаловажно, оснастили коробками передач Porsche «Тип 1983». Двигатель V12 был настроен на мощность 450 л.с. [ 3 ] и автомобиль теперь работал на 13-дюймовых шинах вместо прежних 15-дюймовых. [ 4 ] Добавление двух машин в их регулярную команду чемпионата стало серьезной проблемой для четырех машин в составе полностью французских пилотов. Жан-Пьер Бельтуаз и Франсуа Север всегда были самыми быстрыми, но сильно давили на свою машину, тогда как Анри Пескароло и Жерар Ларрус ехали, помня о выносливости, одержав на сегодняшний день обе победы на Матрасе. Третий 670B был подготовлен для Жан-Пьера Жабуля / Жан-Пьера Жоссо, в то время как у Патрика Депайлера / Боба Воллека был более старый MS670.

После доминирующего сезона 1972 года Ferrari в этом году пришлось гораздо труднее, несмотря на то, что на последнем этапе она одержала победу со счетом 1–2 на Нюрбургринге. Поскольку чемпионат был тщательно сбалансирован, заводская команда проявила себя с доказанной надежностью. Последняя версия 312PB была шире и длиннее, чтобы использовать шины большего размера и улучшить управляемость. Аэродинамическое длиннохвостое шасси увеличило скорость на больших прямых Ле-Мана, а улучшенный двигатель V12 теперь развивал мощность 460 л.с. в гоночном режиме. [ 5 ] К постоянным парам пилотов команды Джеки Икс / Брайан Редман (которые одержали обе победы Ferrari в этом году) и Артуро Мерцарио / Карлос Пейс добавились Карлос Ройтеманн / Тим Шенкен .

После 1971 года Джон Уайер ушел из гонок. Однако он начал планировать разработку собственного автомобиля и убедил Gulf Oil поддержать проект. Бывший инженер Ford Лен Бэйли разработал Mirage M6 на базе двигателя Cosworth DFV . Однако двигатель был известен своей вибрацией и требовательностью к компонентам, поэтому в Уэслейке был заказан двигатель V12 для нового купе. Но постоянная ненадежность привела к тому, что проект Weslake был отложен, и команда сосредоточилась на улучшении Spyder V8, оснащенного коробками передач ZF. [ 6 ] чему способствовал результат 1:2 в Спа. [ 7 ] Их водителями были Дерек Белл / Хауден Гэнли и Майк Хейлвуд / Джон Ватсон (лечащий сломанную ногу). [ 7 ] [ 4 ] )/ Верн Шуппан .

Alfa Romeo больше, чем Ferrari, пострадала от забастовок и социальных проблем в Италии. Autodelta , заводская команда Alfa, почувствовала, что их новый 500-сильный оппозитный автомобиль с 12-цилиндровым двигателем все еще был неподготовлен в течение 24 часов, и не участвовал в мероприятии. Но их представляла команда клиентов Scuderia Brescia Corse с двигателем V8 T33/3. [ 8 ]

Лола вернулась в Ле-Ман после многообещающей, но трагической гонки в прошлом году. возглавила Филиппинская Скудерия команду Боннье Жо после его смерти. Несмотря на то, что владелец швейцарской команды Жорж Филиппинетти скончался в мае от сердечного приступа, в машину вошли Жан-Луи Лафосс и Хьюз де Фирландт. [ 9 ] [ 10 ] Экс-Боннье Лола также управлялся бывшим чемпионом по скалолазанию Даниэлем Рувейраном. Ален де Кадене также вернулся в Ле-Ман после сильного выступления в прошлом году на своем Duckhams -Cosworth, снова в паре с Крисом Крафтом . Кузов был перепроектирован, чтобы сделать его более аэродинамичным, хотя никаких испытаний на высоких скоростях провести не удалось. [ 11 ] У Лижье наконец-то появился улучшенный двигатель Citroen-Maserati V6 мощностью 330 л.с., и на гонку были заявлены три автомобиля, в том числе один для самого Ги Лижье и Жака Лаффита . [ 12 ] [ 2 ] В группу 5 вошли четыре старых Porsche 908, в том числе постоянные участники испанской Escuderia Montjuïch и швейцарского Андре Вики . [ 8 ]

В этом году был хорошо представлен 2-литровый класс группы 5. Шасси Chevron было спроектировано для установки различных двигателей, и их было представлено пять. Компания Cosworth рекомендовала отремонтировать свой 2-литровый двигатель FVC всего после четырех часов гонок, поэтому эксплуатация в течение 24 часов была проблематичной. Им противостояли французский ACE, Lola и старый Porsche 910. [ 13 ] Пожалуй, самой интересной заявкой была первая японская машина, участвовавшая в гонках в Ле-Мане, и первые японские пилоты. Шина Като Компания Sigma Automotive приняла участие в гонке на автомобиле MC73, оснащенном Mazda двухроторным двигателем Wankel . При заявленной мощности в 260 л.с. он был рассчитан как эквивалент 2292 куб.см. Три из них были построены для японской серии, а один прибыл в Ле-Ман. [ 4 ]

В группе GTS Group 4 снова встретились Ferrari и Chevrolet. Модель 365 GTB/4 «Daytona» теперь развивала мощность 440 л.с., и команды заказчиков представили девять машин, многие из которых имели двигатели, подготовленные на заводе. [ 4 ] [ 2 ] уговорила Вика Элфорда выйти из полуотставки, Французская команда Шарля Поцци а также четверо из команды North American Racing Team (NART), включая их молодой автомобиль Trofeo (управляемый Филом Хиллом ). [ 14 ] [ 4 ] Было заявлено четыре Корвета: две французские машины Анри Гредера и Ecurie Léopard. Джон Гринвуд прибыл с двумя автомобилями, одна из которых была оснащена 7-литровым двигателем из специального сплава, мощность которого составляла 700 л.с. [ 15 ]

Компания Porsche приехала в Ле-Ман со своей более крупной и массивной версией 911, чтобы сразиться с большими автомобилями в группе 4. Прежде чем была получена омологация, компания одержала неожиданную победу над Себрингом, победив группу 5, и последовала за ней в том, что должно было стать финальная Тарга Флорио . [ 16 ] Carrera RS была облегчена, получила большой задний спойлер и расширенные колесные арки для установки более широких 11-дюймовых шин. Двигатель был расточен до 2,7 литра и теперь выдавал 240 л.с. Вариант RSR имел более крупный 2,8-литровый двигатель мощностью 300 л.с. Команда Martini International вернулась во главе с Дэвидом Йорком (бывшим менеджером команды JW Automotive) и при поддержке завода имела две экспериментальные версии мощностью 320 л.с. в категории «Спорт». [ 17 ] [ 2 ] Они были еще более облегченными, имели 14-дюймовые шины, и ими управляли Гийс ван Леннеп / Герберт Мюллер и Райнхольд Йост / Клод Халди . Кроме того, на тренировку прибыла эскадрилья из одиннадцати стандартных 911 GT от каперских команд. [ 18 ]

В группе 2 чемпионат Европы по кузовным гонкам (ETCC) снова стал очень популярен среди ведущих гонщиков и гонщиков, а могучая битва между заводскими командами BMW и Ford перекинулась в Ле-Ман. Ford Germany прибыл с тремя 3-литровыми Capris для водителей Дитера Глемсера / Джона Фитцпатрика , Джерри Биррелла / Ханса Хейера и Хельмута Койнигга /Жана Винатье. [ 19 ] В ответ BMW представила 3.0 CSL , которым управляет недавно созданная BMW Motorsport заводская команда под руководством Йохена Неерпаша (ранее работавшего в Ford). Автомобиль имел мощность 360 л.с. по сравнению с 300 л.с. у Capri. [ 2 ] [ 4 ] Их пилотами были Крис Амон / Ханс-Йоахим Штук и Туан Хеземанс / Дитер Кестер , а третьим - команда Wicky Racing Team. [ 20 ]

Упражняться

[ редактировать ]

На мартовских тестовых выходных Бельтуаз показал время Matra на четыре секунды быстрее, чем Ferrari 12 месяцев назад. Феррари, сославшись на забастовки рабочих в Италии, не присутствовал на мероприятии. Но Мерцарио и Икс сразу же задали темп в среду вечером, когда началась официальная тренировка. [ 1 ] Единственное время ниже 3:40 было на Севере / Бельтуаз Матра; Фактически, эти две заводские команды заняли семь верхних мест в таблице. Следующими были два Gulf Mirages и Gitanes Lola, занявшие десятое место. Ни одна из команд не прилагала особых усилий, чтобы побороться за лучшее время. [ 21 ] Меньшим командам приходилось гораздо труднее. И Duckhams, и Ligiers страдали от нестабильной аэродинамики. Duckhams бежали более чем на десять секунд медленнее, чем в прошлом году. В классе малых двигателей испанский Chevron был 13-м (4:11,0), опередив роторный Sigma (4:11,1). Прототипы Porsche RSR были медленнее, чем на тестовых выходных, пока ван Леннеп не обнаружил, что производительность улучшилась за счет более узких задних шин. Мюллер показал результат 4:14,9 и занял 18-е место в таблице. [ 21 ] Несколько инцидентов заставили механиков работать всю ночь на ремонт: «Мираж» Джона Ватсона развернулся на поворотах Porsche, а задняя часть подняла его и ударила его по голове; У Лолы лопнуло колесо и повредила заднюю часть кузова, а в Ferrari срочно позвонили с завода и сказали, что клапанные пружины установлены неправильно и требуется 48 замен на каждый двигатель. [ 21 ] [ 5 ]

В группах 2 и 4 он был близок: всего три секунды опередили лучшие Ferrari, Porsche, Ford и BMW. Быстрее всех был Глемсер на Ford Capri (4:16,0, 22-е место), опередивший Ferrari Элфорда. «Корветы» отставали от темпа, лучшим был Гринвуд с результатом 4:19,6. Его автомобиль со специальным двигателем был дисквалифицирован властями после того, как Дон Йенко попал в аварию во время незаконных дорожных испытаний на дорогах общего пользования после полной замены дифференциала. Его дочь, также находившуюся в машине, отвезли в больницу на наложение швов. [ 15 ] [ 21 ] «Кремер-Порше» загорелся, когда масло вытекло на горячий выхлоп, что потребовало полной замены двигателя, и Вальтер Брун посадил «Вики-БМВ» в «Армко» на шикане. [ 21 ] [ 20 ]

Начинать

[ редактировать ]

Яркое солнце на гоночной неделе сменилось темными облаками в субботу утром, однако к 16:00 снова стало солнечно. [ 22 ] Почетным стартером в этом году стал Сильвен Флуара, президент Matra. [ 23 ] С первого круга Мерцарио вырвался вперед, посланный в роли «зайца», чтобы вести Матрас в гонку – роль, которая ему нравилась. [ 5 ] [ 22 ] Однако ни одна из других команд не клюнула на удочку. Сразу же поступило несколько автомобилей с проблемами: Martini Porsche Рейнхольда Йоста с проблемами с коробкой передач. [ 17 ] и Гроссман Феррари с проколом. [ 14 ] У «Миража» Хейлвуда не было сцепления, а у «БМВ» Амона была только пятая передача. У Gitanes Lola, Duckhams и Sigma также были проблемы на раннем этапе. [ 22 ]

К пит-стопам примерно к концу первого часа Мерцарио значительно оторвался, но ему уже пришлось менять тормозные колодки. [ 22 ] После первой смены гонщика Карлос Пейс проехал на Ferrari всего шесть кругов, пока ему не пришлось остановиться, частично пропитавшись бензином из разделенного топливного бака, и проиграв шесть кругов. [ 5 ] [ 24 ] Матра теперь вела 1-2-3, Север лидировал, опережая Ларрусса и Воллека, а Ройтеманн преследовал его на Феррари. В то время как все «Матры» бежали с одинаковой скоростью, «Феррари» использовали различные стратегии. Карлос Ройтеманн и Тим Шенкен бегали среди Матрас. Джеки Икс и Брайан Редман бежали на самых медленных 3-литровых автомобилях — Lolas и Alfa Romeo.

Через четыре часа у Жоссо лопнуло переднее колесо при движении по Mulsanne Straight. Десять кругов было потеряно на ремонте подвески. Менее чем через час с Бельтуазом произошло почти то же самое, и его «Матра» проиграла восемь кругов. [ 3 ] [ 22 ] Поскольку автомобиль Pescarolo/Larrousse задержался с ремонтом тормозов, лидерство перешло к Wollek/Depailler Matra. Затем, в 21:30, их машина оказалась в боксах из-за неисправности масляного насоса, и внезапно гонка Matra стала выглядеть очень шаткой. [ 23 ] , лидера GT, В то же время NART Ferrari Сэма Поузи потеряла пять минут из-за неудачного пит-стопа, позволив машине Чарльза Поцци из Элфорда/Баллот-Лены выйти вперед в категории. [ 14 ] Все эти автомобили вели ожесточенную борьбу с Martini Porsche, испанским 908, 2-литровым Maublanc Chevron и самым быстрым Capri. [ 22 ]

Итак, к 22:00 после шести часов из Пескароло/Ларрусса лидировала Schenken/Reutemann Ferrari. Третьим был Икс/Редман, до сих пор придерживавшийся консервативных взглядов, опередивший Хейлвуд/Уотсон/Шуппан Мираж, Феррари Мерцарио и Брешиа Альфа Ромео. Matra Воллека заняла 7-е место, а Porsche Мюллера/ван Леннепа - 8-е. Затем, когда Пескароло снова задержался, на этот раз из-за неисправного селектора передач, Ferrari бежала 1–2. И Мерцарио, и Север изо всех сил старались наверстать упущенное время, и незадолго до полуночи Север показал самый быстрый круг в гонке. [ 22 ]

Вскоре после полуночи Шуппан прошёл мимо Тертре Руж, врезался в барьер и перекатил свой Мираж. [ 7 ] [ 22 ] Ferrari Merzario/Pace вернулся в боксы, на этот раз на 40 минут заменив пробуксовывающее сцепление. [ 5 ] Elford/Ballot-Léna потратила 11 минут на замену тормозных колодок, что позволило NART Ferrari снова выйти в лидеры GT. [ 14 ] В группе 2 все три «Форда» с наступлением ночи были в плохом состоянии. Машина Биррелла/Хейера выехала раньше, и ее водители переселись на машины другой команды. Автомобиль Глемсера/Фитцпатрика занял десятое место, а BMW Хеземанса/Квестера занял 12-е место. Обе машины были задержаны до полуночи и провели остаток ночи, возвращаясь через поле. [ 19 ]

Затем в 2.30 утра лидер был остановлен на трассе из-за сломанного шатуна, и вскоре после этого у Matra Бельтуаза (теперь идущего 5-м местом) снова лопнуло колесо, но на этот раз он отбросился к ограждению. [ 23 ] [ 25 ] Таким образом, к перерыву Икс опережал Пескароло на два круга, а на 8 кругов позже Фасетти на удивительной Alfa Romeo опережал Мерцарио и Мартини Порше. [ 25 ] После всех механических проблем с автомобилями Группы 5 NART Ferrari 365 был шестым среди GT, уступая Porsche Kremer и Sonauto и Ferrari Элфорда. Замкнул топ-10 капер Porsche 908 эквадорца Гильермо Ортеги. [ 26 ]

Наступил рассвет с туманом и небольшим моросящим дождем, но день прояснился и стал еще одним солнечным. [ 23 ] Но затем, после семи часов лидерства, лидирующая Ferrari начала звучать грубо, и сразу после 9 утра Редман вывел ее на поле с разделенным коллектором выхлопной системы. [ 23 ] [ 27 ] По совпадению, кругом позже на место прибыл и Пескароло с проблемами с тормозами. [ 25 ] Именно Matra снова вышла в лидеры всего на 15 секунд раньше Ferrari. [ 5 ] Утром у Alfa Romeo, занявшего третье место, сломалась коробка передач. На его ремонт ушло семьдесят минут. [ 8 ] [ 25 ]

В гонке GT NART Ferrari шла шестой и по-прежнему с небольшим отрывом опережала Kremer Porsche, чему стало легче, когда Porsche рано утром потерял время из-за заклинившего тормозного суппорта и оторванного выхлопа. Автомобиль Gregg / Chasseuil Sonauto Porsche был на 8-м месте в 6 утра, когда прокол на трассе Mulsanne Straight повредил подвеску и опустился вниз. [ 18 ] Они были не одни, так как утром у большей части поля GT возникли серьезные проблемы. [ 25 ] В группе 2 проблема разрешилась, когда у оставшегося Ford Глемсера/Фитцпатрика/Хейера в 10.40 сломался шатун, в результате чего BMW остался последним автомобилем группы 2. [ 19 ]

Затем в 11 утра Минтер купил лидирующую в GT Ferrari с 7-го места, сильно дымящую из-за треснувшего поршня. [ 14 ] В то же время Икс привел преследующую Ferrari с разделенным топливным элементом, как и у ее родственной машины ранее, ремонт которого занял 25 минут и шесть кругов. Но через час у «Матры» на очередном 20-минутном пит-стопе отказал стартер, и снова был ровный. [ 3 ] [ 25 ]

Финиш и после гонки

[ редактировать ]

Наконец, за 90 минут до финиша Ferrari Икса/Редмана выбыла из строя – сломался еще один шатун, и машину увезли под овации толпы на трибуне напротив. [ 5 ] [ 25 ] После этого Пескароло и Ларрус смогли расслабиться и дойти до финиша. В итоге они финишировали на шесть кругов впереди Merzario/Pace Ferrari. [ 23 ] На восемнадцать кругов дальше (и до сих пор не обогнал по дистанции вышедшую из строя Ferrari Икса) выздоравливала Матра Жабуй/Жоссо.

В очень близком финише французская Ferrari из Элфорда/Баллот-Лены была шестой, едва опередив энергичного Кремера Porsche на круг, а между ними был капер Porsche 908 Ортеги. Девятым стал другой Поцци Феррари из Серпаджи/Дольхема, а Porsche RSR Георга Лооса занял десятое место. [ 18 ] У Brescia Corse Alfa Romeo неудачный конец гонки из-за проблем с коробкой передач, сцеплением, а затем и топливным насосом после успешного первого тайма, но в итоге он финишировал 15-м. [ 8 ]

После победы в Ле-Мане Матра ворвался домой в Чемпионшипе, выиграв следующие два этапа. Финальный раунд в Аргентине был отменен из-за отсутствия поддержки, в результате чего Матра выиграла чемпионат с пятью победами (все Пескароло / Ларрусс) против двух у Феррари. [ 6 ] В европейском сезоне GT Клод Балло-Лена и Клеменс Шикентанц, оба за рулем Porsche RSR, разделили чемпионство поровну. [ 28 ] Туан Хеземанс выиграл чемпионат Европы по кузовным гонкам для BMW. [ 29 ] Позже этим летом «Песка» и Ларрус вернулись в Ле-Ман, чтобы вручить Орден Почётного легиона , высшую награду Франции. [ 3 ] На сегодняшний день 1973 год стал последним разом, когда заводская команда Alfa Romeo участвовала в гонках в Ле-Мане. [ 5 ] [ 8 ] Заводская команда Scuderia Ferrari не будет участвовать в гонках прототипов в Ле-Мане в течение 50 лет, пока не вернется и не победит в 2023 году .

Официальные результаты

[ редактировать ]

Финишеры

[ редактировать ]

Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 30 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.

Поз. Сорт Нет. Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги
1 С
3.0
11 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Анри Пескароло
Франция Жерар Ларрусс
Матра-Симка MS670B Матра 3,0 л V12 Г 355
2 С
3.0
16 Италия СпА Феррари СЕФАК Италия Артуро Мерцарио
Бразилия Карлос Пейс
Феррари 312ПБ -73 Феррари 3.0L F12 Г 349
3 С
3.0
12 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Жан-Пьер Жабуй
Франция Жан-Пьер Жоссо
Матра-Симка MS670B Матра 3,0 л V12 Г 331
4 С
3.0
46 Германия Мартини Гоночная команда Швейцария Герберт Мюллер
Нидерланды Гийс ван Леннеп
Порше 911 Каррера РСР Порше 2.8л Ф6 Д 328
5 С
3.0
3 Испания Эскудерия Монжуич
Швейцария Хабертур Расинг [ 8 ]
Испания Хуан Фернандес
Испания Франсиско Торредемер
Швейцария Бернар Шеневьер
Порше 908/03 Порше 3.0L F8 Г 319
6 ГТС
5.0
39 Франция Автомобили Чарльз Поцци Великобритания Вик Элфорд
Франция Клод Балло-Лена
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 316
7 С
3.0
4 Эквадор Г. Ортега
(частный абитуриент)
Эквадор Гильермо Ортега
Эквадор Фаусто Морелло
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Г 316
8 ГТС
3.0
45 Германия Кремер Гоночная команда Германия Эрвин Кремер
Швейцария Пол Келлер
Германия Клеменс Шикентанц
Порше 911 Каррера РСР Порше 2.8л Ф6 Д 316
9 ГТС
5.0
40 Франция Автомобили Чарльз Поцци Франция Ален Серпаджи
Франция Хосе Долхем
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 315
10 ГТС
3.0
63 Германия Гело Racing Team Германия Георг Лоос
Германия Юрген Барт
Порше 911 Каррера РСР Порше 2.8л Ф6 Д 311
11 ТС
5.0
51 Германия БМВ Автоспорт Нидерланды Тойне Хеземанс
Австрия Дитер Квестар
БМВ 3.0 ЦСЛ БМВ 3.3л С6 Д 307
12 ГТС
+5.0
30 Франция Гредер Racing Team Франция Анри Гредер
Франция Мари-Клод Бомон
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 М 303
13 ГТС
5.0
38 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Франция Франсуа Миго
Соединенные Штаты Луиджи Чинетти-младший
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 299
14 ГТС
3.0
48 Франция Сонато БП Рейсинг Соединенные Штаты Питер Грегг
Франция Ги Шассель
Порше 911 Каррера РСР Порше 2.8л Ф6 Г 298
15 С
3.0
60
(бронировать)
Италия Скудерия Брешиа Корсе Италия Карло Фасетти
Италия «Пэм» (Марсиллио Пасотти)
Италия Теодоро Дзекколи
Альфа Ромео Типо 33TT3 Альфа Ромео 3.0L V8 Г 298
16 ГТС
3.0
41 Швейцария Шиллер Racing Team
(частный абитуриент)
Швейцария Жан Зельц
Швейцария Флориан Ветч
Порше 911 Каррера РС Порше 2.7л F6 Ф 298
17 ГТС
3.0
42 Франция Р. Мацция
(частный абитуриент)
Франция Пьер Моруа
Франция Марсель Миньо
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8л Ф6 Д 290
18 ГТС
+5.0
69
(бронировать)
Франция Леопардовая конюшня Франция Жан-Клод Обрие
Франция «Депник» (Жан-Клод Депинс)
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 М 282
19 С
3.0
18 Франция К. Лоран
(частный абитуриент)
Франция Клод Лоран
Франция Марсьяль Делаланд
Франция Жак Маркет
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 270
20 ГТС
5.0
34 Бельгия Экюри Франкоршам Франция Жан-Клод Андруэ
Великобритания Ричард Бонд
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 270
21 С
3.0
52 Швейцария Вики Гоночная команда Швейцария Андре Вики
Марокко Макс Коэн-Оливар
Швейцария Филипп Каррон
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Ф 270

Не закончил

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Круги Причина
ДНФ С
3.0
15 Италия СпА Феррари СЕФАК Бельгия Джеки Икс
Великобритания Брайан Редман
Феррари 312ПБ -73 Феррари 3.0L F12 Г 332 Двигатель
(24 часа)
ДНФ ГТС
5.0
6 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Sam Posey
Соединенные Штаты Милт Минтер
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 254 Двигатель
(21 час)
ДНФ ТС
3.0
55 Германия Форд Мотор Завод
Германия
Германия Дитер забывает
Великобритания Джон Фицпатрик
Германия Ганс Хейер
Форд Капри ЛВ Форд 3,0 л V6 Д 239 Двигатель
(20 часов)
ДНФ С
2.0
25 Швейцария М. Дюпон
(частный абитуриент)
Швейцария Мишель Дюпон
Швейцария Поль Бланпейн
Шеврон Б23 Cosworth FVC 1980cc S4 Ф 229 Коробка передач
(22 часа)
ДНФ ГТС
5.0
33 Великобритания Экскаваторы JC Bamford
(частный абитуриент)
Великобритания Нил Корнер
Великобритания Вилли Грин
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 М 214 Коробка передач
(18 часов)
ДНФ ГТС
5.0
37 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Аргентина Рубен Луис ди Пальма
Аргентина Нестор Гарсиа-Вейга
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 211 Передача инфекции
(18 часов)
ДНФ ГТС
5.0
36 Соединенные Штаты Североамериканская гоночная команда Соединенные Штаты Боб Гроссман
Франция Люсьен Гиттени
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Г 192 Несчастный случай
(19 часов)
ДНФ С
3.0
19 Франция Автомобили Лижье Франция Ален Кудерк
Франция Жан-Пьер Паоли
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 174 Утечка масла
(17 часов)
ДНФ ГТС
5.0
56
(бронировать)
Франция Команда гонок акул
(частный абитуриент)
Франция Жан-Клод Гери
Франция Сирил Гранде
Феррари 365 ГТБ/4 Феррари 4,4 л V12 Д 174 Коробка передач
(17 часов)
ДНФ С
3.0
7 Франция Команда Гитанес
Сигареты из Франции
Франция Жан-Луи Лафосс
Швеция Рейн Визелл
Бельгия Барон Хьюз из Фирландта
Лола Т282 Форд Косворт DFV 3.0L V8 Г 164 Передача инфекции
(20 часов)
ДНФ С
3.0
8 Великобритания в Персидском заливе Исследовательские гонки Великобритания Дерек Белл
Новая Зеландия Хауден Гэнли
Мираж М6 Косворт DFV 3.0L V8 Ф 163 Масляный насос
(18 часов)
ДНФ ТС
5.0
50 Германия БМВ Автоспорт Новая Зеландия Крис Амон
Германия Ханс-Йоахим Штук
БМВ 3.0 ЦСЛ БМВ 3.3л С6 Д 162 Несчастный случай
(16 часов)
ДНФ С
3.0
17 Италия СпА Феррари СЕФАК Австралия Тим Шенкен
Аргентина Карлос Ройтеманн
Феррари 312ПБ -73 Феррари 3.0L F12 Г 162 Двигатель
(12 часов)
ДНФ С
3.0
10 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Франсуа Север
Франция Жан-Пьер Бельтуаз
Матра-Симка MS670B Матра 3,0 л V12 Г 157 Несчастный случай
(12 часов)
ДНФ ТС
3.0
53 Германия Форд Мотор Завод
Германия
Франция Жан Винатье
Австрия Хельмут Койнигг
Великобритания Джерри Биррелл
Форд Капри ЛВ Форд 3,0 л V6 Д 152 Двигатель
(15 часов)
ДНФ С
2.0
22 Франция Р. Туруль
(частный абитуриент)
Франция Раймон Туруль
Франция Жан-Пьер Руже
Порше 910 Порше 1985cc F6 Д 142 Топливная система
(13 часов)
ДНФ ГТС
3.0
49 Франция Ж. Эгрето
(частный абитуриент)
Франция Жан Эгрето
Франция Жан-Клод Ланье
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8л Ф6 Д 140 Ось
(14 часов)
ДНФ С
3.0
9 Великобритания в Персидском заливе Исследовательские гонки Великобритания Майк Хейлвуд
Великобритания Джон Ватсон
Австралия Верн Шупан
Мираж М6 Косворт DFV 3.0L V8 Ф 122 Несчастный случай
(10 часов)
ДНФ ГТС
3.0
44 Швейцария Порше Клуб Романд Франция Жан-Франсуа Пио
Швейцария Питер Збинден
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8л Ф6 Д 110 Коробка передач
(10 часов)
ДНФ ГТС
3.0
43 Германия Гоночная команда Макса Морица Германия Герд Квист
Германия Манфред Лауб
Германия Юрген Цинк
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8л Ф6 Г 103 Несчастный случай
(10 часов)
ДНФ ГТС
3.0
78
(бронировать)
Франция Дж.Сейдж
(частный абитуриент)
Франция Эрве Баярд
Франция Рене Лигонне
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8л Ф6 Ф 95 Двигатель
(10 часов)
ДНФ С
2.0
21 Франция П. Мобланк
(частный абитуриент)
Франция Пьер Мобланк
Франция Роберт Мьессе
Шеврон B21/B23 BMW - Шнитцер М12 1991cc S4 [ 13 ] Ф 90 Двигатель
(9 часов)
ДНФ С
3.0
14 Франция Команда Матра - Simca Shell Франция Патрик Депайлер
Франция Боб Волк
Матра-Симка MS670B Матра 3,0 л V12 Г 84 Масляный насос
(8 часов)
ДНФ С
3.0
5 Великобритания Дакхэмс Ойл
Автогонки
Великобритания Ален де Кадене
Великобритания Крис Крафт
Дакхэмс LM72 Косворт DFV 3.0L V8 Д 81 Передача инфекции
(13 часов)
ДНФ С
2.5
26 Япония Сигма Автомотив ЯпонияТецу Икудзава
Япония Хироши Фусида
Франция Патрик Даль Бо
Сигма MC73 Мазда 12А 2- Ротор
(2,3 л экв.)
Б 79 Передача инфекции
(12 часов)
ДНФ С
3.0
47 Германия Мартини Гоночная команда Германия Рейнхольд Йост
Швейцария Клод Халди
Порше 911 Каррера РСР Порше 2.8л Ф6 Д 65 Закончилось топливо
(7 часов)
ДНФ С
2.0
28 Франция Дж. Генри
(частный абитуриент)
Франция Жак Анри
Франция Фред Сталдер
Франция Бернар-Этьен Гробот
Ролл Т290 Cosworth FVC 1850cc S4 Г 64 Двигатель
(8 часов)
ДНФ С
2.0
27 Испания Эскудерия Монжуич Испания Хосе Хункаделла
Испания Хорхе Багратион
Шеврон Б23 Cosworth FVC 1930cc S4 Ф 52 Коробка передач
(6 часов)
ДНФ С
3.0
61
(бронировать)
Франция Д. Рувейран
(частный абитуриент)
Франция Даниэль Рувейран
Франция Кристиан Монс
Франция Кристиан Этуин
Бабушка Т280/282 Косворт DFV 3.0L V8 Г 38 Коробка передач
(5 часов)
ДНФ ГТС
+5.0
29 Соединенные Штаты Джон Гринвуд Расинг Соединенные Штаты Джон Гринвуд
Соединенные Штаты Боб Джонсон
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.1L V8 Б Ф 37 Двигатель
(4 часа)
ДСК С
3.0
62
(бронировать)
Франция Автомобили Лижье Франция Гай Лижье
Франция Жак Лаффит
Лижье JS2 Мазерати 3.0л V6 М 24 Преждевременное масло
пополнение (4 часа)
ДНФ С
2.0
2 Швейцария Динитрол Тотал Бланпейн
(частный абитуриент)
Франция Роже Дюбуа
Бельгия Кристин Беккерс
Франция Пьер Пагани
Шеврон Б21/23 Cosworth FVC 1796cc S4 М 9 Впрыск топлива
(3 часа)
ДНФ ТС
3.0
54 Германия Форд Мотор Завод
Германия
Великобритания Джерри Биррелл
Германия Ганс Хейер
Форд Капри РС Форд 3,0 л V6 Д 4 Электрика
(3 часа)
ДНФ ТС
5.0
58
(бронировать)
Швейцария Вики Гоночная команда Швейцария Уолтер Брун
Швейцария Кокс Кохер
Швейцария Жан-Пьер Эшлиманн
БМВ 3.0 ЦСЛ БМВ 3.3л С6 Ф 1 Двигатель
(2 часа)

Не Запустился

[ редактировать ]
Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Двигатель их Причина
DNS С
3.0
57
(бронировать)
Франция К. Пуаро
(частный абитуриент)
Франция Кристиан Пуаро
Франция Жан Рондо
Германия Юрген Барт
Порше 908 /02К Порше 3.0L F8 Д Не прошел квалификацию
DNQ С
2.0
65
(бронировать)
Франция М. Элькуби
(частный абитуриент)
Франция Ив Мартен
Италия Уго Локателли
Италия Массимо Мартино
АСЕ ПБ-2 Cosworth BDA 1898cc S4 Г Не прошел квалификацию
DNQ С
2.0
66 Великобритания Продвижение гоночных услуг
(частный абитуриент)
Великобритания Брайан Робинсон
Испания Хосе Уриарте
Франция Эрве Легельек
Шеврон Б19/21 Cosworth FVC 1850cc S4 Ф Не прошел квалификацию
DNS ГТС
+5.0
68
(бронировать)
Соединенные Штаты Джон Гринвуд Расинг Соединенные Штаты Don Yenko
Соединенные Штаты Рон Грейбл
Соединенные Штаты Джим Гриндайк
Шевроле Корвет С3 Шевроле 7.0л V8 Б Ф Дисквалифицирован
DNQ ГТС
3.0
75
(бронировать)
Швейцария Порше Клуб Романд Швейцария Пьер Груб
Германия Пол Келлер
Франция Филипп Фаржон
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8cc F6 Д Не прошел квалификацию
DNQ ГТС
3.0
84
(бронировать)
Франция Л. Мезнари
(частный абитуриент)
Франция Жан-Клод Буше
Франция Жак Герен
Франция Дидье Жоне
Порше 911 Каррера РС Порше 2.8cc F6 Д Бронировать

Победители класса

[ редактировать ]
Сорт Спорт
Победители
Сорт Специальный GT
Победители
Сорт Специальный туризм
Победители
Спорт
3000
#11 Матра-Симка MS670B Пескароло / Ларрус * ГТС
>5000
#30 Шевроле Корвет С3 Гредер / Бомонт * ТС
Спорт
2500
нет финишеров ГТС
5000
#39 Феррари 365 GTB/4 Элфорд / Баллот-Лена * ТС
5000
#51 БМВ 3.0 CSL Хеземанс / Квестер
Спорт
2000
нет финишеров ГТС
3000
#45 Порше 911 Каррера РСР Кремер / Келлер / Шикентанц ТС
3000
нет финишеров
  • Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.

Индекс тепловой эффективности

[ редактировать ]

Для автомобилей группы 2 и группы 4. [ 31 ] [ 16 ] [ 32 ]

Поз. Сорт Нет Команда Драйверы Шасси Счет
1 ГТС
3.0
45 Германия Кремер Гоночная команда Германия Эрвин Кремер
Швейцария Пол Келлер
Германия Клеменс Шикентанц
Порше 911 Каррера РСР 1.049
2 ГТС
5.0
40 Франция Автомобили Чарльз Поцци Франция Ален Серпаджи
Франция Хосе Долхем
Феррари 365 ГТБ/4 1.043
3= ТС
5.0
51 Германия БМВ Автоспорт Нидерланды Тойне Хеземанс
Австрия Дитер Квестар
БМВ 3.0 ЦСЛ 0.98
3= ГТС
5.0
39 Франция Автомобили Чарльз Поцци Великобритания Вик Элфорд
Франция Клод Балло-Лена
Феррари 365 ГТБ/4 0.98
3= ГТС
3.0
63 Германия Гело Racing Team Германия Георг Лоос
Германия Юрген Барт
Порше 911 Каррера РСР 0.98
6 ГТС
3.0
41 Швейцария Шиллер Racing Team
(частный абитуриент)
Швейцария Жан Зельц
Швейцария Флориан Ветч
Порше 911 Каррера РС 0.89
7 ГТС
3.0
48 Франция Сонато БП Рейсинг Соединенные Штаты Питер Грегг
Франция Ги Шассель
Порше 911 Каррера РСР 0.88
8 ГТС
+5.0
30 Франция Гредер Racing Team Франция Анри Гредер
Франция Мари-Клод Бомон
Шевроле Корвет С3 0.80
9 ГТС
3.0
42 Франция Р. Мацция
(частный абитуриент)
Франция Пьер Моруа
Франция Марсель Миньо
Порше 911 Каррера РС 0.77
10 ГТС
+5.0
69
(бронировать)
Франция Леопардовая конюшня Франция Жан-Клод Обрие
Франция «Депник» (Жан-Клод Депинс)
Шевроле Корвет С3 0.73
  • Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.

Статистика

[ редактировать ]

Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.

  • Самый быстрый круг на практике – А.Мерцарио, Ferrari 312 PB-73 №16 – 3:37,5 секунды; 225,77 км/ч (140,29 миль в час)
  • Самый быстрый круг – Ф. Северт, №10 Matra-Simca MS670B – 3:39,6 секунды; 223,61 км/ч (138,94 миль в час)
  • Победная дистанция - 4853,94 км (3016,10 миль)
  • Средняя скорость победителя - 202,25 км/ч (125,67 миль в час)
  • Посещаемость – ?

Международный чемпионат по турнирной таблице

[ редактировать ]

По расчетам после Ле-Мана, 8-й тур из 10. [ 33 ]

Поз. Производитель Очки
1 Италия Феррари 85 (110)*
2 Франция Измерение 84
3 Западная Германия Порше 68 (82)*
4 Великобритания Лола 36
5 Великобритания Шеврон 29
6 Великобритания Мираж 28
7 Италия Лэнс 15
8 Соединенные Штаты Шевроле 12
9 Италия Альфа Ромео 9
  • Примечание . В окончательные очки чемпионата засчитываются только 7 лучших результатов из 10. Полная сумма, заработанная на сегодняшний день, указана в скобках.
Цитаты
  1. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.113
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Moity 1974, p.135
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Споринг 2011, с.116-7.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 144-5: Autosport, 14 июня 1973 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Спорринг 2011, стр.118-9.
  6. ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1973, стр.158
  7. ^ Перейти обратно: а б с Спорринг 2011, с.120-1.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2011, стр.126.
  9. ^ Сперринг 2011, стр.133.
  10. ^ Вимпффен 2007, стр.116-7.
  11. ^ Сперринг 2011, стр.131.
  12. ^ Сперринг 2011, стр.132.
  13. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.128.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2011, стр.125.
  15. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.134.
  16. ^ Перейти обратно: а б Споринг 2011, стр.139.
  17. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.122.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.123
  19. ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.130.
  20. ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.129.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1997, стр. 147: Autosport, 14 июня 1973 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк 1997, стр. 148-9: Autosport, 14 июня 1973 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2011, стр.115.
  24. ^ Кларк 1997, стр.155-6: Road & Track, октябрь 1973 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр.150-1: Autosport, 14 июня 1973 г.
  26. ^ Сперринг 2011, стр.137.
  27. ^ Автомобильный год 1973, стр.163
  28. ^ Автомобильный год 1973, стр.203
  29. ^ Автомобильный год 1973, стр.206
  30. ^ Сперринг 2011, стр.2.
  31. ^ Клаусагер 1982, стр.164-5.
  32. ^ Moity 1974, p.190
  33. ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 25 июня 2018 г.
  • Армстронг, Дуглас – английский редактор (1974) Автомобильный год № 21, 1973–74 Лозанна: Edita SA
  • Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN   1-85520-373-1
  • Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN   0-213-16846-4
  • Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN   1-85227-971-0
  • Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN   0-8019-6290-0
  • Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN   978-1-84425-539-9
  • Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN   1-893618-83-8
  • (на французском языке) 24 часа Ле-Мана 1973 года в журнале Automobile historique № 49, июнь/июль 2005 г.
[ редактировать ]
  • Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1973 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 25 июня 2018 г.
  • История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 25 июня 2018 г.
  • Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 25 июня 2018 г.
  • Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 25 июня 2018 г.
  • Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 25 июня 2018 г.
  • Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 25 июня 2018 г.
  • Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 25 июня 2018 г.
  • YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 1 – 8 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
  • YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 2 – 6 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
  • YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 3 – 7 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
  • YouTube – цветные любительские кадры (без звука) старинных парадных гонок (8 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
  • YouTube – ч/б французские новости о гонках (1 минута). Проверено 6 июля 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0532300a634e669bc16002c9fbd03a1__1721968860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/a1/d0532300a634e669bc16002c9fbd03a1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
1973 24 Hours of Le Mans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)