1973 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
1973 года «24 часа Ле-Мана» были 41-м Гран-при на выносливость и проходили 9 и 10 июня 1973 года. Это был восьмой этап чемпионата мира по гонкам на выносливость 1973 года .

Гонка обещала быть напряженной: Ferrari, Matra и Porsche одержали по две победы в чемпионате, а также неожиданную победу Mirage в Спа. Это действительно оказался один из самых напряженных гонок в Ле-Мане: гонка была выиграна в боксах, поскольку и Ferrari, и Matra по очереди лидировали, но их остановили механические неисправности. Все три Ferrari лидировали, но поскольку их настигли механические проблемы, именно Matra Анри Пескароло и Жерара Ларруса , несмотря на свои собственные проблемы, взяла клетчатый флаг. В конце концов, это был комфортный отрыв в шесть кругов от Ferrari Мерцарио и Пейса, занявшей второе место , а Matra из Жабуй / Жосо - третьей.
Была определенная симметрия между французской машиной и французской командой, выигравшей пятидесятую годовщину первых 24 часов Ле-Мана. Ferrari выиграла категорию GT после упорной борьбы с Porsche, а BMW стала единственным финишером в категории туристических автомобилей группы 2.
Правила
[ редактировать ]Во второй год действия новых правил никаких изменений не произошло. В этом году Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) расширил количество соответствующих классов до восьми, добавив по одному дополнительному классу в группах 5 и 2. [ 1 ] Резервы не сохранились, а АСО отобрала 55 стартовавших из прибывших с учетом результатов четырехчасового забега на тестовом уик-энде. [ 2 ]
В 1973 году исполнилось 50 лет со дня первой гонки, и было много пышности и празднования. В программу вошли гонки довоенных и послевоенных автомобилей, а также первый парад исторических участников Ле-Мана. Почтовое отделение Франции выпустило специальную памятную марку. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]В АКО поступило 112 заявок. Несмотря на то, что Autodelta , заводская команда Alfa Romeo, отказалась от участия всего за несколько дней до мероприятия, на гоночной неделе для тренировок присутствовала 61 машина. Со спортивными прототипами Matra, Ferrari, Mirage и Ligier, а также Ford и BMW в группе 2 было представлено 22 «работы». [ 1 ]
Категория | Спорт- Прототип Группа 5 |
Особенный ГТ Группа 4 |
Особенный Гастроли Группа 2 |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|
Большие двигатели Классы >2,5 л |
22 | 24 | 6 | 52 |
Средние двигатели Классы < 2,5 л |
9 | 0 | 0 | 9 |
Всего автомобилей | 31 | 24 | 6 | 61 |
После явного отсутствия успеха Матра ушел из Формулы-1, чтобы сосредоточиться на борьбе за звание чемпиона мира среди производителей против Ferrari. Его новый длиннохвостый MS670B сделали легче, аэродинамичнее и, что немаловажно, оснастили коробками передач Porsche «Тип 1983». Двигатель V12 был настроен на мощность 450 л.с. [ 3 ] и автомобиль теперь работал на 13-дюймовых шинах вместо прежних 15-дюймовых. [ 4 ] Добавление двух машин в их регулярную команду чемпионата стало серьезной проблемой для четырех машин в составе полностью французских пилотов. Жан-Пьер Бельтуаз и Франсуа Север всегда были самыми быстрыми, но сильно давили на свою машину, тогда как Анри Пескароло и Жерар Ларрус ехали, помня о выносливости, одержав на сегодняшний день обе победы на Матрасе. Третий 670B был подготовлен для Жан-Пьера Жабуля / Жан-Пьера Жоссо, в то время как у Патрика Депайлера / Боба Воллека был более старый MS670.
После доминирующего сезона 1972 года Ferrari в этом году пришлось гораздо труднее, несмотря на то, что на последнем этапе она одержала победу со счетом 1–2 на Нюрбургринге. Поскольку чемпионат был тщательно сбалансирован, заводская команда проявила себя с доказанной надежностью. Последняя версия 312PB была шире и длиннее, чтобы использовать шины большего размера и улучшить управляемость. Аэродинамическое длиннохвостое шасси увеличило скорость на больших прямых Ле-Мана, а улучшенный двигатель V12 теперь развивал мощность 460 л.с. в гоночном режиме. [ 5 ] К постоянным парам пилотов команды Джеки Икс / Брайан Редман (которые одержали обе победы Ferrari в этом году) и Артуро Мерцарио / Карлос Пейс добавились Карлос Ройтеманн / Тим Шенкен .
После 1971 года Джон Уайер ушел из гонок. Однако он начал планировать разработку собственного автомобиля и убедил Gulf Oil поддержать проект. Бывший инженер Ford Лен Бэйли разработал Mirage M6 на базе двигателя Cosworth DFV . Однако двигатель был известен своей вибрацией и требовательностью к компонентам, поэтому в Уэслейке был заказан двигатель V12 для нового купе. Но постоянная ненадежность привела к тому, что проект Weslake был отложен, и команда сосредоточилась на улучшении Spyder V8, оснащенного коробками передач ZF. [ 6 ] чему способствовал результат 1:2 в Спа. [ 7 ] Их водителями были Дерек Белл / Хауден Гэнли и Майк Хейлвуд / Джон Ватсон (лечащий сломанную ногу). [ 7 ] [ 4 ] )/ Верн Шуппан .
Alfa Romeo больше, чем Ferrari, пострадала от забастовок и социальных проблем в Италии. Autodelta , заводская команда Alfa, почувствовала, что их новый 500-сильный оппозитный автомобиль с 12-цилиндровым двигателем все еще был неподготовлен в течение 24 часов, и не участвовал в мероприятии. Но их представляла команда клиентов Scuderia Brescia Corse с двигателем V8 T33/3. [ 8 ]
Лола вернулась в Ле-Ман после многообещающей, но трагической гонки в прошлом году. возглавила Филиппинская Скудерия команду Боннье Жо после его смерти. Несмотря на то, что владелец швейцарской команды Жорж Филиппинетти скончался в мае от сердечного приступа, в машину вошли Жан-Луи Лафосс и Хьюз де Фирландт. [ 9 ] [ 10 ] Экс-Боннье Лола также управлялся бывшим чемпионом по скалолазанию Даниэлем Рувейраном. Ален де Кадене также вернулся в Ле-Ман после сильного выступления в прошлом году на своем Duckhams -Cosworth, снова в паре с Крисом Крафтом . Кузов был перепроектирован, чтобы сделать его более аэродинамичным, хотя никаких испытаний на высоких скоростях провести не удалось. [ 11 ] У Лижье наконец-то появился улучшенный двигатель Citroen-Maserati V6 мощностью 330 л.с., и на гонку были заявлены три автомобиля, в том числе один для самого Ги Лижье и Жака Лаффита . [ 12 ] [ 2 ] В группу 5 вошли четыре старых Porsche 908, в том числе постоянные участники испанской Escuderia Montjuïch и швейцарского Андре Вики . [ 8 ]
В этом году был хорошо представлен 2-литровый класс группы 5. Шасси Chevron было спроектировано для установки различных двигателей, и их было представлено пять. Компания Cosworth рекомендовала отремонтировать свой 2-литровый двигатель FVC всего после четырех часов гонок, поэтому эксплуатация в течение 24 часов была проблематичной. Им противостояли французский ACE, Lola и старый Porsche 910. [ 13 ] Пожалуй, самой интересной заявкой была первая японская машина, участвовавшая в гонках в Ле-Мане, и первые японские пилоты. Шина Като Компания Sigma Automotive приняла участие в гонке на автомобиле MC73, оснащенном Mazda двухроторным двигателем Wankel . При заявленной мощности в 260 л.с. он был рассчитан как эквивалент 2292 куб.см. Три из них были построены для японской серии, а один прибыл в Ле-Ман. [ 4 ]
В группе GTS Group 4 снова встретились Ferrari и Chevrolet. Модель 365 GTB/4 «Daytona» теперь развивала мощность 440 л.с., и команды заказчиков представили девять машин, многие из которых имели двигатели, подготовленные на заводе. [ 4 ] [ 2 ] уговорила Вика Элфорда выйти из полуотставки, Французская команда Шарля Поцци а также четверо из команды North American Racing Team (NART), включая их молодой автомобиль Trofeo (управляемый Филом Хиллом ). [ 14 ] [ 4 ] Было заявлено четыре Корвета: две французские машины Анри Гредера и Ecurie Léopard. Джон Гринвуд прибыл с двумя автомобилями, одна из которых была оснащена 7-литровым двигателем из специального сплава, мощность которого составляла 700 л.с. [ 15 ]
Компания Porsche приехала в Ле-Ман со своей более крупной и массивной версией 911, чтобы сразиться с большими автомобилями в группе 4. Прежде чем была получена омологация, компания одержала неожиданную победу над Себрингом, победив группу 5, и последовала за ней в том, что должно было стать финальная Тарга Флорио . [ 16 ] Carrera RS была облегчена, получила большой задний спойлер и расширенные колесные арки для установки более широких 11-дюймовых шин. Двигатель был расточен до 2,7 литра и теперь выдавал 240 л.с. Вариант RSR имел более крупный 2,8-литровый двигатель мощностью 300 л.с. Команда Martini International вернулась во главе с Дэвидом Йорком (бывшим менеджером команды JW Automotive) и при поддержке завода имела две экспериментальные версии мощностью 320 л.с. в категории «Спорт». [ 17 ] [ 2 ] Они были еще более облегченными, имели 14-дюймовые шины, и ими управляли Гийс ван Леннеп / Герберт Мюллер и Райнхольд Йост / Клод Халди . Кроме того, на тренировку прибыла эскадрилья из одиннадцати стандартных 911 GT от каперских команд. [ 18 ]
В группе 2 чемпионат Европы по кузовным гонкам (ETCC) снова стал очень популярен среди ведущих гонщиков и гонщиков, а могучая битва между заводскими командами BMW и Ford перекинулась в Ле-Ман. Ford Germany прибыл с тремя 3-литровыми Capris для водителей Дитера Глемсера / Джона Фитцпатрика , Джерри Биррелла / Ханса Хейера и Хельмута Койнигга /Жана Винатье. [ 19 ] В ответ BMW представила 3.0 CSL , которым управляет недавно созданная BMW Motorsport заводская команда под руководством Йохена Неерпаша (ранее работавшего в Ford). Автомобиль имел мощность 360 л.с. по сравнению с 300 л.с. у Capri. [ 2 ] [ 4 ] Их пилотами были Крис Амон / Ханс-Йоахим Штук и Туан Хеземанс / Дитер Кестер , а третьим - команда Wicky Racing Team. [ 20 ]
Упражняться
[ редактировать ]На мартовских тестовых выходных Бельтуаз показал время Matra на четыре секунды быстрее, чем Ferrari 12 месяцев назад. Феррари, сославшись на забастовки рабочих в Италии, не присутствовал на мероприятии. Но Мерцарио и Икс сразу же задали темп в среду вечером, когда началась официальная тренировка. [ 1 ] Единственное время ниже 3:40 было на Севере / Бельтуаз Матра; Фактически, эти две заводские команды заняли семь верхних мест в таблице. Следующими были два Gulf Mirages и Gitanes Lola, занявшие десятое место. Ни одна из команд не прилагала особых усилий, чтобы побороться за лучшее время. [ 21 ] Меньшим командам приходилось гораздо труднее. И Duckhams, и Ligiers страдали от нестабильной аэродинамики. Duckhams бежали более чем на десять секунд медленнее, чем в прошлом году. В классе малых двигателей испанский Chevron был 13-м (4:11,0), опередив роторный Sigma (4:11,1). Прототипы Porsche RSR были медленнее, чем на тестовых выходных, пока ван Леннеп не обнаружил, что производительность улучшилась за счет более узких задних шин. Мюллер показал результат 4:14,9 и занял 18-е место в таблице. [ 21 ] Несколько инцидентов заставили механиков работать всю ночь на ремонт: «Мираж» Джона Ватсона развернулся на поворотах Porsche, а задняя часть подняла его и ударила его по голове; У Лолы лопнуло колесо и повредила заднюю часть кузова, а в Ferrari срочно позвонили с завода и сказали, что клапанные пружины установлены неправильно и требуется 48 замен на каждый двигатель. [ 21 ] [ 5 ]
В группах 2 и 4 он был близок: всего три секунды опередили лучшие Ferrari, Porsche, Ford и BMW. Быстрее всех был Глемсер на Ford Capri (4:16,0, 22-е место), опередивший Ferrari Элфорда. «Корветы» отставали от темпа, лучшим был Гринвуд с результатом 4:19,6. Его автомобиль со специальным двигателем был дисквалифицирован властями после того, как Дон Йенко попал в аварию во время незаконных дорожных испытаний на дорогах общего пользования после полной замены дифференциала. Его дочь, также находившуюся в машине, отвезли в больницу на наложение швов. [ 15 ] [ 21 ] «Кремер-Порше» загорелся, когда масло вытекло на горячий выхлоп, что потребовало полной замены двигателя, и Вальтер Брун посадил «Вики-БМВ» в «Армко» на шикане. [ 21 ] [ 20 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Яркое солнце на гоночной неделе сменилось темными облаками в субботу утром, однако к 16:00 снова стало солнечно. [ 22 ] Почетным стартером в этом году стал Сильвен Флуара, президент Matra. [ 23 ] С первого круга Мерцарио вырвался вперед, посланный в роли «зайца», чтобы вести Матрас в гонку – роль, которая ему нравилась. [ 5 ] [ 22 ] Однако ни одна из других команд не клюнула на удочку. Сразу же поступило несколько автомобилей с проблемами: Martini Porsche Рейнхольда Йоста с проблемами с коробкой передач. [ 17 ] и Гроссман Феррари с проколом. [ 14 ] У «Миража» Хейлвуда не было сцепления, а у «БМВ» Амона была только пятая передача. У Gitanes Lola, Duckhams и Sigma также были проблемы на раннем этапе. [ 22 ]
К пит-стопам примерно к концу первого часа Мерцарио значительно оторвался, но ему уже пришлось менять тормозные колодки. [ 22 ] После первой смены гонщика Карлос Пейс проехал на Ferrari всего шесть кругов, пока ему не пришлось остановиться, частично пропитавшись бензином из разделенного топливного бака, и проиграв шесть кругов. [ 5 ] [ 24 ] Матра теперь вела 1-2-3, Север лидировал, опережая Ларрусса и Воллека, а Ройтеманн преследовал его на Феррари. В то время как все «Матры» бежали с одинаковой скоростью, «Феррари» использовали различные стратегии. Карлос Ройтеманн и Тим Шенкен бегали среди Матрас. Джеки Икс и Брайан Редман бежали на самых медленных 3-литровых автомобилях — Lolas и Alfa Romeo.
Через четыре часа у Жоссо лопнуло переднее колесо при движении по Mulsanne Straight. Десять кругов было потеряно на ремонте подвески. Менее чем через час с Бельтуазом произошло почти то же самое, и его «Матра» проиграла восемь кругов. [ 3 ] [ 22 ] Поскольку автомобиль Pescarolo/Larrousse задержался с ремонтом тормозов, лидерство перешло к Wollek/Depailler Matra. Затем, в 21:30, их машина оказалась в боксах из-за неисправности масляного насоса, и внезапно гонка Matra стала выглядеть очень шаткой. [ 23 ] , лидера GT, В то же время NART Ferrari Сэма Поузи потеряла пять минут из-за неудачного пит-стопа, позволив машине Чарльза Поцци из Элфорда/Баллот-Лены выйти вперед в категории. [ 14 ] Все эти автомобили вели ожесточенную борьбу с Martini Porsche, испанским 908, 2-литровым Maublanc Chevron и самым быстрым Capri. [ 22 ]
Ночь
[ редактировать ]Итак, к 22:00 после шести часов из Пескароло/Ларрусса лидировала Schenken/Reutemann Ferrari. Третьим был Икс/Редман, до сих пор придерживавшийся консервативных взглядов, опередивший Хейлвуд/Уотсон/Шуппан Мираж, Феррари Мерцарио и Брешиа Альфа Ромео. Matra Воллека заняла 7-е место, а Porsche Мюллера/ван Леннепа - 8-е. Затем, когда Пескароло снова задержался, на этот раз из-за неисправного селектора передач, Ferrari бежала 1–2. И Мерцарио, и Север изо всех сил старались наверстать упущенное время, и незадолго до полуночи Север показал самый быстрый круг в гонке. [ 22 ]
Вскоре после полуночи Шуппан прошёл мимо Тертре Руж, врезался в барьер и перекатил свой Мираж. [ 7 ] [ 22 ] Ferrari Merzario/Pace вернулся в боксы, на этот раз на 40 минут заменив пробуксовывающее сцепление. [ 5 ] Elford/Ballot-Léna потратила 11 минут на замену тормозных колодок, что позволило NART Ferrari снова выйти в лидеры GT. [ 14 ] В группе 2 все три «Форда» с наступлением ночи были в плохом состоянии. Машина Биррелла/Хейера выехала раньше, и ее водители переселись на машины другой команды. Автомобиль Глемсера/Фитцпатрика занял десятое место, а BMW Хеземанса/Квестера занял 12-е место. Обе машины были задержаны до полуночи и провели остаток ночи, возвращаясь через поле. [ 19 ]
Затем в 2.30 утра лидер был остановлен на трассе из-за сломанного шатуна, и вскоре после этого у Matra Бельтуаза (теперь идущего 5-м местом) снова лопнуло колесо, но на этот раз он отбросился к ограждению. [ 23 ] [ 25 ] Таким образом, к перерыву Икс опережал Пескароло на два круга, а на 8 кругов позже Фасетти на удивительной Alfa Romeo опережал Мерцарио и Мартини Порше. [ 25 ] После всех механических проблем с автомобилями Группы 5 NART Ferrari 365 был шестым среди GT, уступая Porsche Kremer и Sonauto и Ferrari Элфорда. Замкнул топ-10 капер Porsche 908 эквадорца Гильермо Ортеги. [ 26 ]
Утро
[ редактировать ]Наступил рассвет с туманом и небольшим моросящим дождем, но день прояснился и стал еще одним солнечным. [ 23 ] Но затем, после семи часов лидерства, лидирующая Ferrari начала звучать грубо, и сразу после 9 утра Редман вывел ее на поле с разделенным коллектором выхлопной системы. [ 23 ] [ 27 ] По совпадению, кругом позже на место прибыл и Пескароло с проблемами с тормозами. [ 25 ] Именно Matra снова вышла в лидеры всего на 15 секунд раньше Ferrari. [ 5 ] Утром у Alfa Romeo, занявшего третье место, сломалась коробка передач. На его ремонт ушло семьдесят минут. [ 8 ] [ 25 ]
В гонке GT NART Ferrari шла шестой и по-прежнему с небольшим отрывом опережала Kremer Porsche, чему стало легче, когда Porsche рано утром потерял время из-за заклинившего тормозного суппорта и оторванного выхлопа. Автомобиль Gregg / Chasseuil Sonauto Porsche был на 8-м месте в 6 утра, когда прокол на трассе Mulsanne Straight повредил подвеску и опустился вниз. [ 18 ] Они были не одни, так как утром у большей части поля GT возникли серьезные проблемы. [ 25 ] В группе 2 проблема разрешилась, когда у оставшегося Ford Глемсера/Фитцпатрика/Хейера в 10.40 сломался шатун, в результате чего BMW остался последним автомобилем группы 2. [ 19 ]
Затем в 11 утра Минтер купил лидирующую в GT Ferrari с 7-го места, сильно дымящую из-за треснувшего поршня. [ 14 ] В то же время Икс привел преследующую Ferrari с разделенным топливным элементом, как и у ее родственной машины ранее, ремонт которого занял 25 минут и шесть кругов. Но через час у «Матры» на очередном 20-минутном пит-стопе отказал стартер, и снова был ровный. [ 3 ] [ 25 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Наконец, за 90 минут до финиша Ferrari Икса/Редмана выбыла из строя – сломался еще один шатун, и машину увезли под овации толпы на трибуне напротив. [ 5 ] [ 25 ] После этого Пескароло и Ларрус смогли расслабиться и дойти до финиша. В итоге они финишировали на шесть кругов впереди Merzario/Pace Ferrari. [ 23 ] На восемнадцать кругов дальше (и до сих пор не обогнал по дистанции вышедшую из строя Ferrari Икса) выздоравливала Матра Жабуй/Жоссо.
В очень близком финише французская Ferrari из Элфорда/Баллот-Лены была шестой, едва опередив энергичного Кремера Porsche на круг, а между ними был капер Porsche 908 Ортеги. Девятым стал другой Поцци Феррари из Серпаджи/Дольхема, а Porsche RSR Георга Лооса занял десятое место. [ 18 ] У Brescia Corse Alfa Romeo неудачный конец гонки из-за проблем с коробкой передач, сцеплением, а затем и топливным насосом после успешного первого тайма, но в итоге он финишировал 15-м. [ 8 ]
После победы в Ле-Мане Матра ворвался домой в Чемпионшипе, выиграв следующие два этапа. Финальный раунд в Аргентине был отменен из-за отсутствия поддержки, в результате чего Матра выиграла чемпионат с пятью победами (все Пескароло / Ларрусс) против двух у Феррари. [ 6 ] В европейском сезоне GT Клод Балло-Лена и Клеменс Шикентанц, оба за рулем Porsche RSR, разделили чемпионство поровну. [ 28 ] Туан Хеземанс выиграл чемпионат Европы по кузовным гонкам для BMW. [ 29 ] Позже этим летом «Песка» и Ларрус вернулись в Ле-Ман, чтобы вручить Орден Почётного легиона , высшую награду Франции. [ 3 ] На сегодняшний день 1973 год стал последним разом, когда заводская команда Alfa Romeo участвовала в гонках в Ле-Мане. [ 5 ] [ 8 ] Заводская команда Scuderia Ferrari не будет участвовать в гонках прототипов в Ле-Мане в течение 50 лет, пока не вернется и не победит в 2023 году .
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 30 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | С 3.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670B | Матра 3,0 л V12 | Г | 355 |
2 | С 3.0 |
16 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 312ПБ -73 | Феррари 3.0L F12 | Г | 349 |
3 | С 3.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670B | Матра 3,0 л V12 | Г | 331 |
4 | С 3.0 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 2.8л Ф6 | Д | 328 |
5 | С 3.0 |
3 | ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908/03 | Порше 3.0L F8 | Г | 319 |
6 | ГТС 5.0 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 316 |
7 | С 3.0 |
4 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Г | 316 |
8 | ГТС 3.0 |
45 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 2.8л Ф6 | Д | 316 |
9 | ГТС 5.0 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 315 |
10 | ГТС 3.0 |
63 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 2.8л Ф6 | Д | 311 |
11 | ТС 5.0 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.3л С6 | Д | 307 |
12 | ГТС +5.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | М | 303 |
13 | ГТС 5.0 |
38 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 299 |
14 | ГТС 3.0 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 2.8л Ф6 | Г | 298 |
15 | С 3.0 |
60 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Альфа Ромео Типо 33TT3 | Альфа Ромео 3.0L V8 | Г | 298 |
16 | ГТС 3.0 |
41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.7л F6 | Ф | 298 |
17 | ГТС 3.0 |
42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8л Ф6 | Д | 290 |
18 | ГТС +5.0 |
69 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | М | 282 |
19 | С 3.0 |
18 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 270 |
20 | ГТС 5.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 270 |
21 | С 3.0 |
52 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Ф | 270 |
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | С 3.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 312ПБ -73 | Феррари 3.0L F12 | Г | 332 | Двигатель (24 часа) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 254 | Двигатель (21 час) |
ДНФ | ТС 3.0 |
55 | ![]() Германия |
![]() ![]() ![]() |
Форд Капри ЛВ | Форд 3,0 л V6 | Д | 239 | Двигатель (20 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
25 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Шеврон Б23 | Cosworth FVC 1980cc S4 | Ф | 229 | Коробка передач (22 часа) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
33 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | М | 214 | Коробка передач (18 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 211 | Передача инфекции (18 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
36 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Г | 192 | Несчастный случай (19 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 174 | Утечка масла (17 часов) |
ДНФ | ГТС 5.0 |
56 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | Феррари 4,4 л V12 | Д | 174 | Коробка передач (17 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
7 | ![]() Сигареты из Франции |
![]() ![]() ![]() |
Лола Т282 | Форд Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 164 | Передача инфекции (20 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Мираж М6 | Косворт DFV 3.0L V8 | Ф | 163 | Масляный насос (18 часов) |
ДНФ | ТС 5.0 |
50 | ![]() |
![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.3л С6 | Д | 162 | Несчастный случай (16 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
17 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 312ПБ -73 | Феррари 3.0L F12 | Г | 162 | Двигатель (12 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670B | Матра 3,0 л V12 | Г | 157 | Несчастный случай (12 часов) |
ДНФ | ТС 3.0 |
53 | ![]() Германия |
![]() ![]() ![]() |
Форд Капри ЛВ | Форд 3,0 л V6 | Д | 152 | Двигатель (15 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
22 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 910 | Порше 1985cc F6 | Д | 142 | Топливная система (13 часов) |
ДНФ | ГТС 3.0 |
49 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8л Ф6 | Д | 140 | Ось (14 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Мираж М6 | Косворт DFV 3.0L V8 | Ф | 122 | Несчастный случай (10 часов) |
ДНФ | ГТС 3.0 |
44 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8л Ф6 | Д | 110 | Коробка передач (10 часов) |
ДНФ | ГТС 3.0 |
43 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8л Ф6 | Г | 103 | Несчастный случай (10 часов) |
ДНФ | ГТС 3.0 |
78 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8л Ф6 | Ф | 95 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
21 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Шеврон B21/B23 | BMW - Шнитцер М12 1991cc S4 [ 13 ] | Ф | 90 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Матра-Симка MS670B | Матра 3,0 л V12 | Г | 84 | Масляный насос (8 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
5 | ![]() Автогонки |
![]() ![]() |
Дакхэмс LM72 | Косворт DFV 3.0L V8 | Д | 81 | Передача инфекции (13 часов) |
ДНФ | С 2.5 |
26 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Сигма MC73 | Мазда 12А 2- Ротор (2,3 л экв.) |
Б | 79 | Передача инфекции (12 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | Порше 2.8л Ф6 | Д | 65 | Закончилось топливо (7 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
28 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Ролл Т290 | Cosworth FVC 1850cc S4 | Г | 64 | Двигатель (8 часов) |
ДНФ | С 2.0 |
27 | ![]() |
![]() ![]() |
Шеврон Б23 | Cosworth FVC 1930cc S4 | Ф | 52 | Коробка передач (6 часов) |
ДНФ | С 3.0 |
61 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Бабушка Т280/282 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 38 | Коробка передач (5 часов) |
ДНФ | ГТС +5.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.1L V8 | Б Ф | 37 | Двигатель (4 часа) |
ДСК | С 3.0 |
62 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Лижье JS2 | Мазерати 3.0л V6 | М | 24 | Преждевременное масло пополнение (4 часа) |
ДНФ | С 2.0 |
2 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б21/23 | Cosworth FVC 1796cc S4 | М | 9 | Впрыск топлива (3 часа) |
ДНФ | ТС 3.0 |
54 | ![]() Германия |
![]() ![]() |
Форд Капри РС | Форд 3,0 л V6 | Д | 4 | Электрика (3 часа) |
ДНФ | ТС 5.0 |
58 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.3л С6 | Ф | 1 | Двигатель (2 часа) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | С 3.0 |
57 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 908 /02К | Порше 3.0L F8 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 2.0 |
65 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
АСЕ ПБ-2 | Cosworth BDA 1898cc S4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | С 2.0 |
66 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Шеврон Б19/21 | Cosworth FVC 1850cc S4 | Ф | Не прошел квалификацию |
DNS | ГТС +5.0 |
68 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | Шевроле 7.0л V8 | Б Ф | Дисквалифицирован |
DNQ | ГТС 3.0 |
75 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8cc F6 | Д | Не прошел квалификацию |
DNQ | ГТС 3.0 |
84 (бронировать) |
![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | Порше 2.8cc F6 | Д | Бронировать |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Спорт Победители |
Сорт | Специальный GT Победители |
Сорт | Специальный туризм Победители | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Спорт 3000 |
#11 Матра-Симка MS670B | Пескароло / Ларрус * | ГТС >5000 |
#30 Шевроле Корвет С3 | Гредер / Бомонт * | ТС | ||
Спорт 2500 |
нет финишеров | ГТС 5000 |
#39 Феррари 365 GTB/4 | Элфорд / Баллот-Лена * | ТС 5000 |
#51 БМВ 3.0 CSL | Хеземанс / Квестер | |
Спорт 2000 |
нет финишеров | ГТС 3000 |
#45 Порше 911 Каррера РСР | Кремер / Келлер / Шикентанц | ТС 3000 |
нет финишеров |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]Для автомобилей группы 2 и группы 4. [ 31 ] [ 16 ] [ 32 ]
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ГТС 3.0 |
45 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 1.049 |
2 | ГТС 5.0 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | 1.043 |
3= | ТС 5.0 |
51 | ![]() |
![]() ![]() |
БМВ 3.0 ЦСЛ | 0.98 |
3= | ГТС 5.0 |
39 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 365 ГТБ/4 | 0.98 |
3= | ГТС 3.0 |
63 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 0.98 |
6 | ГТС 3.0 |
41 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 0.89 |
7 | ГТС 3.0 |
48 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РСР | 0.88 |
8 | ГТС +5.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | 0.80 |
9 | ГТС 3.0 |
42 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 911 Каррера РС | 0.77 |
10 | ГТС +5.0 |
69 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Шевроле Корвет С3 | 0.73 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – А.Мерцарио, Ferrari 312 PB-73 №16 – 3:37,5 секунды; 225,77 км/ч (140,29 миль в час)
- Самый быстрый круг – Ф. Северт, №10 Matra-Simca MS670B – 3:39,6 секунды; 223,61 км/ч (138,94 миль в час)
- Победная дистанция - 4853,94 км (3016,10 миль)
- Средняя скорость победителя - 202,25 км/ч (125,67 миль в час)
- Посещаемость – ?
Международный чемпионат по турнирной таблице
[ редактировать ]По расчетам после Ле-Мана, 8-й тур из 10. [ 33 ]
Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
85 (110)* |
2 | ![]() |
84 |
3 | ![]() |
68 (82)* |
4 | ![]() |
36 |
5 | ![]() |
29 |
6 | ![]() |
28 |
7 | ![]() |
15 |
8 | ![]() |
12 |
9 | ![]() |
9 |
- Примечание . В окончательные очки чемпионата засчитываются только 7 лучших результатов из 10. Полная сумма, заработанная на сегодняшний день, указана в скобках.
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.113
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Moity 1974, p.135
- ^ Перейти обратно: а б с д Споринг 2011, с.116-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк 1997, стр. 144-5: Autosport, 14 июня 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Спорринг 2011, стр.118-9.
- ^ Перейти обратно: а б Автомобильный год 1973, стр.158
- ^ Перейти обратно: а б с Спорринг 2011, с.120-1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2011, стр.126.
- ^ Сперринг 2011, стр.133.
- ^ Вимпффен 2007, стр.116-7.
- ^ Сперринг 2011, стр.131.
- ^ Сперринг 2011, стр.132.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.128.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стимулирование 2011, стр.125.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.134.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2011, стр.139.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.122.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.123
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2011, стр.130.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2011, стр.129.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк 1997, стр. 147: Autosport, 14 июня 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кларк 1997, стр. 148-9: Autosport, 14 июня 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стимулирование 2011, стр.115.
- ^ Кларк 1997, стр.155-6: Road & Track, октябрь 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кларк 1997, стр.150-1: Autosport, 14 июня 1973 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.137.
- ^ Автомобильный год 1973, стр.163
- ^ Автомобильный год 1973, стр.203
- ^ Автомобильный год 1973, стр.206
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Клаусагер 1982, стр.164-5.
- ^ Moity 1974, p.190
- ^ «Международный чемпионат производителей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 25 июня 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1974) Автомобильный год № 21, 1973–74 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Форда и Матры, 1966–1974», Кобэм, Суррей: Brooklands Books ISBN 1-85520-373-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
- (на французском языке) 24 часа Ле-Мана 1973 года в журнале Automobile historique № 49, июнь/июль 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1973 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 25 июня 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 25 июня 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 25 июня 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 25 июня 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 25 июня 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 25 июня 2018 г.
- Мемориал автоспорта - подробности несчастных случаев со смертельным исходом в этом году. Проверено 25 июня 2018 г.
- YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 1 – 8 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
- YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 2 – 6 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
- YouTube – Цветные любительские кадры (без звука), в трёх частях (Часть 3 – 7 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
- YouTube – цветные любительские кадры (без звука) старинных парадных гонок (8 минут). Проверено 6 июля 2018 г.
- YouTube – ч/б французские новости о гонках (1 минута). Проверено 6 июля 2018 г.