1976 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
были 1976 года «24 часа Ле-Мана» 44-м Гран-при на выносливость и проходили 12 и 13 июня 1976 года. В этом году FIA ввела новые правила для групп 5 и 6 , и гонка теперь была открыта для участия в девяти различных классах, хотя это все еще не было частью сезонов чемпионата мира. Porsche представила свои новые модели: 936 в группе 6, 935 в группе 5 и 934 в группе 4 . В ответ BMW поместила модифицированный 3.0 CSL в группу 5. Это был год, когда турбины появились в значительном количестве: более дюжины моделей с турбонаддувом, во главе с Renault Alpine A442 . На нем присутствовали французские производители прототипов Жан Рондо и Жерар Вельтер в новом классе GTP, а также впервые были приглашены на американские заявки на участие в IMSA и NASCAR . [1]
Как только первоначальный вызов Renault Alpine был преодолен, 936 предыдущих победителей гонок Джеки Икса и Гийса ван Леннепа вывели безжалостное и неумолимое преимущество, которое так и не было достигнуто. Даже 30-минутной остановки для ремонта треснутого выхлопа в воскресенье утром было недостаточно для следующей группы, и они выиграли с комфортным отрывом в 11 кругов. Вторым стал Mirage французских гонщиков Франсуа Миго и Жана-Луи Лафосса – та самая машина, которая годом ранее финишировала третьей. Алена де Кадене Усилия в этом году показали гораздо большую надежность, и он добился своего лучшего результата в Ле-Мане, заняв третье место.
Заводской Porsche 935 Turbo Рольфа Штоммелена и Манфреда Шурти занял четвертое место, легко выиграв класс группы 5. После первых проблем Анри Пескароло и Жан-Пьер Бельтуаз купили свой новый дом в Инальтере, заняв 8-е место, и одержали первую победу в классе GTP. Капер Porsche 911 Андре Гаине неожиданно стал победителем в группе 4, когда все основные команды и их новые Porsche 934 потерпели неудачу. В гонке также погиб француз Андре Халлер, когда его Datsun 260Z разбился на скорости на Mulsanne Kink и загорелся.
Правила
[ редактировать ]После годичной задержки CSI (Международная спортивная комиссия – регулирующий орган FIA ) опубликовала новый регламент. Бывшая Группа 5 была переименована в Группу 6 . Разрешенными двигателями были либо стандартные серийные двигатели объемом до 5 литров, либо гоночные двигатели объемом до 3 литров (или 2,1 литра с турбонаддувом). FIA возобновила чемпионат мира по спортивным автомобилям для автомобилей группы 6. [2] Новая группа 5 предназначалась для автомобилей специального производства. Формула силуэта, которая позволяла существенно модифицировать автомобиль группы 2 или группы 4 без необходимости минимального производства. [3] FIA использовала отдельный чемпионат мира среди производителей (с большим количеством гонок на выносливость). [3] ) для новой группы 5 с автомобилями группы 4 и группы 2, курсирующими отдельно, но параллельно с автомобилями группы 6. Чтобы побудить производителей присоединиться к этой инициативе, FIA также снизила необходимое количество производства автомобилей Группы 4 с 500 до 400. [2]
Автомобильный клуб de l'Ouest (ACO) увидел небольшое количество участников на этих соревнованиях и решил, что необходимо открыть участие в обеих категориях в одной гонке, вопреки действующей политике FIA. [4] FIA оперативно запланировала на тот же уик-энд чемпионскую гонку на трассе Поль Рикар, которую, что неудивительно, затем пришлось отменить из-за отсутствия заявок. [2] [5] Подвергнутая остракизму со стороны FIA, ACO вместо этого установила более тесные связи с развивающейся организацией IMSA в Северной Америке. Был открыт новый турнир Le Mans-Daytona Trophy, объединяющий 24-часовые гонки спортивных автомобилей. [1] ACO открыла свой список участников для автомобилей категории IMSA, а также для гонщиков NASCAR , чтобы поощрить участие Америки. [2]
Со своей стороны, ACO продолжила свой несомологированный класс GTX – противоположность Группе 5. Примечательно, что в этом году она также представила свой новый класс GTP (Grand Touring Prototype) – аналог Группы 6. Эти автомобили были закрытыми. автомобили с верхом высотой не менее 110 см, минимальной массой 850 кг (тяжелее, чем Группа 6) и без крыльев, номинально как прототипы новых конструкций GT. [6] GTP должен был стать предшественником правил Группы C, использовавшихся в 1980-х годах. [2] [7] Всего теперь существовало девять отдельных классов поступления.
Эксперимент ACO 1975 года с ограничением топлива не был повторен (хотя автомобили GTP должны были расходовать менее 25 литров топлива на 100 км). [2] [7] ). Следовательно, свобода замены и ремонта всех деталей также была отменена. Теперь в ходе гонки запрещалось заменять блок двигателя, головки цилиндров, коробку передач или дифференциал. ACO заявила, что все записи должны были быть составлены с 1 января 1972 года. Они также потребовали, чтобы каждый гонщик должен был проехать как минимум 1 круг, причем 125% из трех самых быстрых кругов проехали гонщики в своей категории. [2]
Наконец, не было соревнований по индексу тепловой эффективности. Вместо этого в этом году ACO предложила призовые в размере 1000 фунтов стерлингов автомобилям, проехавшим наибольшее количество кругов за каждый 6-часовой период. [2] [8]
Записи
[ редактировать ]В этом году ACO получила 97 заявок, из которых 68 были приняты и 58 поступили на квалификацию на гоночной неделе. Примечательно, что это был первый Ле-Ман без участников Ferrari с момента основания этой компании в 1947 году. [9] [10] [6] Приехали рабочие бригады Porsche, BMW и Renault. Примечательно, что во времена ограниченных финансов даже у крупных производителей было всего 1-2 автозаводских бригады. [11] Действительно, увеличилось количество автомобилей с турбонаддувом. При эквивалентной мощности в 1,4 раза увеличение мощности по сравнению с дополнительным весом сделало их очень привлекательными: [10] [1] На гоночную неделю прибыло 17 турбо-автомобилей.
Сорт | Большие двигатели Классы >2,0 л | Средние двигатели Классы < 2,0 л |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный 3-литровый | 10 / 9 | 9 / 8 |
Группа 5 СП Специальное производство | 16 / 16 | 0 |
Группа 4 ГТС Специальный GT | 10 / 10 | 0 |
Группа 2 ТС Специальный туризм | 1 / 1 | 0 |
ГТП Ле-Ман GT Прототип | 4 / 4 | 0 |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный | 2 / 1 | 0 |
ИМСА ГТ | 4 / 4 | 0 |
NASCAR Серийный автомобиль | 2 / 2 | 0 |
Всего записей | 49 / 47 | 9 / 8 |
- Примечание : первое число — это количество прибывших, второе — число стартовавших.
Заводская команда Porsche вернулась с двумя новыми разработками для новых правил. Норберт Зингер руководил разработкой Porsche 935 группы 5 на основе 934 Turbo 1974 года. 2,85-литровый оппозитный шестицилиндровый двигатель был дополнен турбонаддувом KKK ( Kühnle, Kopp & Kausch ), производившим 590 л.с. и развивавшим скорость 335 км/с. ч (210 миль в час). Шасси весило всего 900 кг, что значительно ниже минимума в 970 кг, предусмотренного правилами для 4-литрового автомобиля, что позволяло использовать обязательный балласт для улучшения распределения веса. Правила также разрешали утопить фары в передний спойлер, что еще больше улучшило аэродинамику. В Ле-Мане заводской машиной управлял Рольф Стоммелен / Манфред Шурти . [12]
Porsche 936 был еще новее – его разработали всего за девять месяцев. Автомобили группы 6 могли иметь на 40 литров больше топлива и быть легче более чем на 200 кг. Его 2,1-литровый оппозитный шестицилиндровый двигатель также был оснащен турбонаддувом и мог развивать мощность 520 л.с., а при включенном турбонаддуве развивал скорость 320 км/ч (200 миль в час). [13] Джеки Икс и Йохен Масс выполняли двойную работу на заводских 936 и 935 в попеременных гонках чемпионата мира и вошли в число лидеров 936 в Ле-Мане. Была подготовлена вторая заводская машина, принявшая участие в гонке Joest Racing , которой управляли постоянные гонщики этой команды, сам Райнхольд Йост и Юрген Барт . [13]
Renault-Alpine станет главным соперником Porsche в гонках чемпионата мира короткого формата. Жерар Ларрус ушел из гонок в конце 1975 года и занял должность директора по автоспорту в Renault. Компания выкупила последнюю долю Жана Ределе в Alpine и переименовала ее в Renault Sport . Зимой был разработан А442 , и его длиннохвостая версия оказалась лучшей для Ле-Мана. Благодаря турбонаддуву Garrett он мог развивать мощность 500 л.с. и развивать скорость 335 км/ч (210 миль в час). Поскольку гонка совпадала с Гран-при Швеции Формулы-1 , у Ларрусса было меньше вариантов пилотов, поэтому была заявлена только одна машина. Им будут управлять Жан-Пьер Жабуй , Хосе Долем и Патрик Тамбей (в его первой гонке на одноместном автомобиле). [14]
После выхода на пенсию Джона Уайера управление компанией Gulf-Mirage перешло к американцу Харли Клакстону. Поскольку Джон Хорсман все еще оставался техническим директором, снова были заявлены те же две машины, которые финишировали первым и третьим в гонке прошлого года. Снова переименованные в «Миражи» , ими управляли соответственно Дерек Белл / Верн Шуппан и бывшие гонщики Ligier Франсуа Миго и Жан-Луи Лафосс . [15] Без жестких ограничений на топливо, введенных в прошлом году, они могли бы снова запустить машины на более высоких оборотах. [16]
Подъем частного автомобилестроения продолжался. Ален де Кадене со своим постоянным штурманом Крисом Крафтом вернулся со слегка модифицированной версией своей Lola T380, которая теперь способна развивать скорость 320 км/ч (200 миль в час). [17] Этот год стал производственным дебютом для еще одного человека, жаждущего выиграть гонку на автомобиле собственной разработки: команда жителя Ле-Мана Жана Рондо была первой, кто построил автомобиль в соответствии с новой спецификацией ACO GTP. Автомобиль, финансируемый Чарльзом Джеймсом из французской компании по производству товаров для дома Inaltéra, имел проверенный двигатель Cosworth DFV V8 и коробку передач Hewland . Для управления машинами была привлечена команда известных людей: Вик Элфорд был менеджером команды, [6] с Анри Пескароло / Жан-Пьером Бельтуазом в ведущей машине и Жан-Пьером Жоссо / Кристин Беккерс с самим Рондо во второй машине. [18] [16] Дизайнер Peugeot Жерар Вельтер и инженер Мишель Менье начали создавать свои собственные гоночные автомобили под названием WM . Они разработали P76 для новой формулы GTP, используя 2,7-литровый двигатель Peugeot V6 PRV . В патриотичном красно-бело-синем составе у них были французские гонщики Клод Балло-Лена , Ги Шассей и Ксавье Матио. [19] Последней записью GTP стало возвращение Lancia через 23 года. Lancia Stratos , омологированный в группе 4, был успешным раллийным автомобилем заводской команды и адаптировался к правилам группы 5 дизайнером Джампаоло Даллара и бывшим гонщиком и инженером Ferrari Майком Паркесом . Французские раллийные гонщики Роберт Нейрет и Бернар Дарниш добавили KKK-турбо к 2,4-литровому Ferrari V6, а также изменили кузов и подвеску. Драйвером выступила женская пара Лелла Ломбарди и Кристин Дакремон. [20]
Kremer Racing была одной из сильных клиентских команд Porsche и первой получила новый 935. В их собственной модификации то, что стало известно как 935K-1, сохранило больше внешнего вида оригинального 911 RSR. Пилот команды Ханс Хейер объединился с мексиканцами Хуаном Карлосом Боланьосом , Эдуардо Негрете и американцем Билли Спроулсом. [21] Porsche также поставила клиентам 2,1-литровый турбодвигатель RSR для установки на их прототипы 908, чтобы сохранить их конкурентоспособность. Райнхольд Йост и Эгон Эвертц сели в свои модернизированные машины. [22]
Класс до 2000 года, по сути, был битвой между Лолой и Chevron . Автомобили были разработаны с учетом различных силовых установок, при этом большинство команд остановились на британских двигателях Cosworth FVC или французских двигателях ROC. Была принята солидная заявка из девяти автомобилей, в том числе два от Société ROC и автомобили мелких производителей Йорга Обермозера ( Toj ) и Чарльза Гремигера (Cheetah).
Главным конкурентом Porsche в группе 5 была компания BMW. Porsche, благодаря команде Питера Грегга , Brumos Racing выиграла сезон IMSA 1975 года, и оба производителя выиграли две гонки чемпионата в этом сезоне. BMW использовала 3.0 CSL в качестве базовой конструкции, выпуская автомобили для своих клиентских команд. Schnitzer Motorsport представила один для Дитера Квестера , Alpina -Faltz представила один для Харальда Гроса , а новая британская команда Hermetite Racing возглавила Джона Фитцпатрика в качестве ведущего пилота. Также появился первый капер из Австралии под руководством Питера Брока . Заводская команда также адаптировала CSL, оснастив его 19-дюймовыми задними шинами, 3,2-литровым двигателем и двумя турбонагнетателями KKK, которые выдавали чудовищные 750 л.с. Написанный американским художником Фрэнком Стеллой , это был второй арт-кар BMW , которым управляли Брайан Редман и Питер Грегг (вместе с создателем арт-автомобилей Эрве Пуленом в качестве резерва). [23]
В группе 4 доминировал Porsche. Помимо 911 Carrera RSR мощностью 340 л.с., ряд ведущих клиентских команд использовали его преемника, 934. 3-литровый двигатель был оснащен турбонаддувом и теперь развивал мощность 480 л.с. Первыми покупателями стали немецкие команды Кремер и Гело, а также французские команды ASA-Cachia. [24] Единственным противником гиганта Porsche был вернувшийся французский капер Андре Халлер, который модернизировал свой Datsun до нового 2,6-литрового варианта . [25]
ACO тесно сотрудничал с IMSA и Биллом Франсом-младшим из NASCAR и Daytona Speedway , чтобы поощрять межсерийные гонки. С этой целью были заявлены четыре автомобиля IMSA и два автомобиля спецификации NASCAR. Хотя гонка совпала с гонкой NASCAR в Риверсайде, прибыли две юниорские команды. Хершел МакГрифф участвовал в гонках со своим сыном на их Dodge Charger, а Дик Брукс делил свой Ford Torino с Диком Хатчерсоном (также пилотом NASCAR и ветераном гонок 1966 года с Ford) и Марселем Миньо (инструктором по вождению на трассе Ле-Мана). [26] Машины пришлось адаптировать для резких поворотов направо, оснастить стеклоочистителями и фарами. [27] Будучи самыми тяжелыми машинами на гонке, они привлекли значительное внимание средств массовой информации и пользовались большой популярностью у французской публики. [28] [29] Действующий американский чемпион Trans-Am Джон Гринвуд ранее приводил Corvette в гонки . В этом году прибыл его модифицированный Corvette по спецификации IMSA по прозвищу «Бэтмобиль». [30] [5] Шасси разработал Боб Райли (экс-инженер Ford GT и Saturn ), а аэродинамику — Зора Аркус-Дунтов . Несмотря на свою тяжесть и большие дисковые тормоза, его гигантский двигатель V8 объемом 427 кубических дюймов выдавал 700 л.с. и разгонял машину до впечатляющих 355 км/ч (220 миль в час). [31] Майкл Кейзер купил один из новых Chevrolet Monza, модифицированных DeKon Engineering, созданных для того, чтобы составить конкуренцию Porsche в серии IMSA. [32] [33] Том Во и Диего Феблс также участвовали в гонке на двух Porsche, соответствующих спецификации IMSA.
Упражняться
[ редактировать ]В среду, в первый день тренировок, Жан-Пьер Жабуй немедленно бросил вызов, проехав круг со скоростью 3:33,1, что отговорило Porsche от попыток побороться за поул-позицию. [5] Лучшее время Икса на 936 было с большим отрывом - 3:39,8 и второе место, а Стоммелен был третьим на 935 с результатом 3:41,7. Ксавье Лапейр на своем капере в группе 6 Лола впечатлил, заняв четвертое место с результатом 3:44,0, опередив Йоста на другом заводском Porsche (3:45,4). Следующими были два Миража, показавшие почти такое же время, что и их квалификационные результаты в прошлом году. Восьмым был Брайан Редман на арт-каре BMW группы 5, но при этом у них взорвались оба двигателя. [23] [16] После отказа сцепления монстр Корвет Джона Гринвуда добрался до девятого места. [31] и Крис Крафт из De Cadenet замыкают десятку лучших. [34]
Pescarolo/Beltoise Inaltéra был самым быстрым в классе GTP, заняв 12-е место (3:56,9), а Hezemans/Schenken Gelo Porsche был самым быстрым в группе 4 (4:.01.1) с преимуществом на четыре секунды над Кремером Porsche Воллека. BMW Alpina-Faltz квалифицировался 18-м. Но его ультратонкие двери, прогибающиеся на скорости и пропускающие выхлопные газы, вызывают у водителей изрядную тошноту. [35] Лучшим квалификационным гонщиком в классе 2-литровой группы 6 стал Серванин/Феррье Шеврон из Société ROC, занявший 19-е место (4:05.4). Обе заявки TOJ имели серьезные проблемы, и ни одна из них не прошла квалификацию. Большой NASCARS боролся с крутыми поворотами и извилистой трассой и смог занять только 47-е место (МакГрифф 4:29,7) и 54-е место (Брукс 4:38,0), одновременно работая над проблемами двигателя, вызванными низким октановым числом топлива. [36] [16] [37]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]Жаркая погода на протяжении всей недели продолжалась и во время гоночного уик-энда – это должен был быть один из самых жарких Ле-Манов за последние годы. [16] Почетный старт в этом году получил Билл Франс-младший , президент NASCAR . [38] [6] С самого начала Alpine сразу же вырвался в лидеры, за ним следовали заводские Porsche. Редман, зная, что время у него взаймы, включил турбину BMW и промчался мимо Стоммелена и Джоста на третье место, прежде чем неизбежная утечка масла вынудила его застрять в облаке дыма. Тем временем на первом круге NASCAR Dodge заглох из-за сгоревших поршней из-за низкооктанового топлива. [26] Среди других первых жертв - французская Lola с проблемами с двигателем. [37] и IMSA Chev Monza, который боролся за шестое место с IMSA-Corvette Джона Гринвуда. Из-за погнутого карданного вала Монца попала в боксы и выбыла из гонки. [32] [6]
Через час два 936-го и Alpine обогнали Martini 935, затем вернулись к Де Кадене, двум Миражам, Гринвуду и Киннунену на Evertz 908, а также двум Inalteras, вошедшим в топ-10. [37] Alpine заезжал на пит-стоп после 10 кругов, чтобы проверить рост температуры двигателя, а из-за меньшего топливного бака Alpine приходилось чаще ездить на пит-стоп. Из-за пропуска зажигания пришлось заменить свечи зажигания, а затем и коробку зажигания, в результате чего Тамбай опустился на 7-е место. [14] Икс взял на себя инициативу, когда французская машина задержалась. На третьем часу у трех BMW возникли проблемы: двигатель Редмана наконец отказал, как и двигатель автомобиля Hermetite, из-за чего Уолкиншоу застрял в Арнаже, а Поузи пришлось привезти свой, чтобы поменять лобовое стекло. [37] Многие водители страдали от сильной послеполуденной жары. [37] У команды Inaltéra были свои проблемы: у Pescarolo/Beltoise были проблемы с утечкой масла и генератором, а на автомобиле Rondeau дважды требовалась замена амортизатора. [39] Также до 20:00 изнуренный жаждой ремонт 935 был отложен, поскольку наступила ночь, и ему пришлось заменить генератор , а затем прокол на высокой скорости разорвал заднюю часть кузова. [12] Прокол также вывел из строя Greenwood Corvette, повредив заднюю подвеску и топливный элемент. [31]
Затем, в 9 часов вечера, когда начало темнеть, на Mulsanne Straight произошла серьезная авария . Андре Халлер, только что закончивший свой второй отрезок за рулем, потерял контроль над своим Datsun 260Z, когда он выскользнул на травянистую обочину на повороте в конце прямой. Он несколько раз развернулся, врезался в барьер и загорелся. Хотя маршалам удалось вытащить Халлера из места крушения, он скончался по дороге в больницу от серьезных травм грудной клетки. [25]
Ночь
[ редактировать ]Kremer 935 уверенно держался на 7-м месте после De Cadenet, когда с наступлением ночи отказало сцепление, и он опустился вниз. [21] Alpine пробился обратно на поле (Жабуй показал самый быстрый круг в гонке), обогнав Bell/Schuppan Mirage и заняв третье место, пока его окончательно не остановил из-за перегоревшего поршня. [14] [35] Когда ведущий Mirage проиграл 4 круга в час ночи из-за ремонта генератора, машина команды Миго/Лафосс заняла 3-е место.Остальные два заводских BMW в полночь ехали восьмым и десятым. Но рано утром машину Schnitzer заглушил сломанный распредвал, как и британскую версию Hermetite. [23]
К середине пути, в 4 часа утра, Икс и ван Леннеп проехали 180 кругов, опередив на 2 круга своих 936 товарищей по команде и на шесть – Лафосса на Mirage. De Cadenet был четвертым (169) после второго Mirage (168) и Martini 935 (167). Следующим был Gelo Porsche (162), лидировавший в группе 4, за ним следовали Alpina-BMW (161), Touroul/Cudini Porsche RSR (160) и Joest 908, занявший десятое место. [39]
Утро
[ редактировать ]На рассвете Икс/фургон Леннеп Порше все еще работал как часы, совершая метрономические 15 кругов в час. [39] Однако после них у большинства автомобилей начались проблемы: другой 936 потерял 20 минут в 7 утра на ремонт клапанного механизма, а затем сразу же у него сломалось сцепление. [13] У Миражей были проблемы с топливными насосами, [15] [35] в то время как De Cadenet потерял решающие 8 минут из-за заклинившей колесной гайки [17] [35] Завод 935 быстро закрывался, но затем в полдень возникла неисправность зажигания, а позже и отказ турбины. [12] [35]
В результате машина Икса и ван Леннепа лидировала на 16 кругов, пока они не проиграли пять кругов, потратив 34 минуты на ремонт разбитой выхлопной трубы (чтобы турбина работала) незадолго до полудня. [13] [40] За четыре часа до конца Миго/Лафосс Мираж опережал Де Кадене всего на два круга, Стоммелен/Шурти 935 отставал на три круга, а второй Мираж, занявший пятое место, отставал на 6 кругов. [39]
Gelo Porsche уверенно лидировал в группе 4 и шел шестым в общем зачете, когда дело дошло до боксов, занявших только 1-е и 2-е места, чтобы провести ремонт коробки передач. [40] Они возобновили гонку и в итоге финишировали 16-м. Автомобиль Porsche Club Romand унаследовал лидерство в классе, но вскоре после полудня у него отказал двигатель, когда он ехал девятым. [24]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]Все шло к предсказуемому концу, когда в последний час разразилась драма. Ханс Хейер ехал на задней прямой, когда в двигателе Kremer 935 оторвался маслопровод. Вспыхнул впечатляющий пожар, но Хейер смог припарковать его у поста маршала на углу Мулсанн и благополучно выбраться. [21] Не прошло и двадцати минут, как у «Миража» Лафосса отлетела задняя крышка двигателя. Хотя машина потеряла время в боксах, ее заменили, а затем попытались перезапустить, [15] ему удалось на круг опередить напористого Криса Крафта на возрождающемся De Cadenet. [40] В конце концов Икс и ван Леннеп одержали победу на одиннадцати кругах, а после двух побед в Ле-Мане (включая рекордную гонку 1971 года ) Гийс ван Леннеп немедленно объявил о завершении карьеры. Это была первая победа автомобиля с турбонаддувом или наддувом со времен Bugatti в 1939 году . [41]
Команда Стоммелен/Шурти с результатом 935 была четвертой, отставая от своих товарищей по команде на 23 круга, но явная победительница в группе 5. [12] Другой «Мираж», победивший в гонке 1975 года, был пятым. Pescarolo/Beltoise Inaltéra выиграла новый класс GTP, заняв 8-е место, а победителем группы 4 стал капер Porsche из «Сеголена»/Гадаля/Увьера после того, как все новые 934 вышли из строя. 911 RSR Тома Во был единственным, кто финишировал в IMSA 14-м. В 2-литровом спортивном классе финишировали три Lolas, а три Chevron — нет. Победителем в классе стала Лола-Косворт Даниэля Бриллата, занявшая 15-е место с чистым отрывом в 27 кругов. [42] Единственный участник группы 2, BMW Жана-Луи Равенеля, финишировал в финальной классификации с результатом более 100 кругов и отставанием от победителя на 1500 км.
Это был сильный дебют новых Porsche 936 и 935, который в течение следующих нескольких лет вновь подтвердил доминирование компании в Ле-Мане и в мировых гонках спортивных автомобилей. Это также ознаменовало бы начало турбо-эры. [1]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [43] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет. | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Гп.6 3.0 | 20 | Система Martini Racing Porsche | Джеки Икс Гийс ван Леннеп | Порше 936 | Порше 2.1л F6 турбо | Г | 349 |
2 | Гп.6 3.0 | 10 | Гранд Туринг Карс Инк. | Жан-Луи Лафосс Франсуа Миго | Мираж М8 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 338 |
3 | Гп.6 3.0 | 12 | А. де Кадене (частный абитуриент) | Ален де Кадене Крис Крафт | Де Кадене- Лола T380 LM76 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 337 |
4 | Гп.5 СП | 40 | Система Martini Racing Porsche | Рольф Стоммелен Манфред Шурти | Порше 935 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 331 |
5 | Гп.6 3.0 | 11 | Гранд Туринг Карс Инк. | Дерек Белл Верн Шупан | Мираж М8 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 326 |
6 | Гп.5 СП | 52 | Г. Искаженное (частный абитуриент) | Раймон Туруль Ален Кудини | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 314 |
7 | Гп.6 3.0 | 17 | Джост Расинг | Эрнст Краус Гюнтер Штеккониг | Порше 908/3 Турбо | Порше 2.1л F6 турбо | Г | 313 |
8 | ГТП | 1 | неизмененный | Анри Пескароло Жан-Пьер Бельтуаз | Унальтера ЛМ | Косворт DFV 3.0L V8 | М | 305 |
9 | Гп.5 СП | 63 | Эгон Эвертц К.Г. | Хайнц Мартин Хартвиг Бертрамс Оставайся Эвертц | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 302 |
10 | Гп.5 СП | 42 | БМВ Моторспорт ГмбХ Альпина-Фальц | Харальд Грос Sam Posey Барон Хьюз из Фирландта | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Г | 299 |
11 | Гп.5 СП | 54 | Л. Мезнари (частный абитуриент) | Хуберт Стрибиг Анн-Шарлотта Верни Хельмут Киршоффер | Порше 934/5 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 298 |
12 | Гп.4 ГТ | 71 | "Сеголен" (частный абитуриент) | «Сеголен» (Андре Гаине) Мишель Увьер Жан-Ив Гадаль | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 292 |
13 | Гп.5 СП | 53 | АСА Качья | Тьерри Сабин Филипп Дагоро Жан-Клод Андруэ | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 288 |
14 | ИМСА ГТ | 77 | Т. Во (частный абитуриент) | Том Во Джон Рулон-Миллер Жан-Пьер Лаффич | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 283 |
15 | Гп.6 2.0 | 35 | Даниэль Бриллат Джордж Моран (частный абитуриент) | Джордж Моран Франсуа Трискони Андре Шевалле | Ролл Т292 | Cosworth BDG 1998cc S4 | Ф | 279 |
16 | Гп.4 ГТ | 57 | Гело Racing Team | Тим Шенкен Тойне Хеземанс | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 277 |
17 | Гп.4 ГТ | 67 | Ж. Лапласет (частный абитуриент) | Джоэл Лапласетт Ален Леру Жорж Бурдилья | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | М | 273 |
18 | Гп.5 СП | 50 | Т. Перье (частный абитуриент) | Тьерри Перье Ги де Сенпьер Мартин Ренье | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 273 |
19 | Гп.4 ГТ | 65 | Кремер Расинг | Боб Волк Дидье Пирони Мари-Клод Бомон | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 270 |
20 | ГТП | 3 | Асептогил | Лелла Ломбарди Кристин Дакремон | Лансия Стратос Турбо | Феррари Дино 2,4 л V6 турбо | М | 265 |
21 | ГТП | 2 | неизмененный | Жан Рондо Жан-Пьер Жоссо Кристин Беккерс | Унальтера ЛМ | Косворт DFV 3.0L V8 | М | 264 |
22 | Гп.6 2.0 | 31 | Чендлер МБЭС Дорсет Рэйсинг Ассошиэйтс | Тони Бирченхау Ян Брейси Саймон Филлипс Брайан Джоселин | Ролл Т294 | Cosworth FVC 1950cc S4 | Г | 252 |
23 | Гп.5 СП | 55 | Команда Альмерас Фререс | Кристиан Пуаро Рене Бубе Жан-Клод Ланье | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 245 |
24 | Гп.2 ТС | 95 | Дома выходного дня (частный абитуриент) | Жан-Луи Равенель Джин «Джеки» Рэвенел Жан-Мари Детрен | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Д | 237 |
Н/З* | Гп.6 2.0 | 30 | Ж.-М. Лемерль (частный абитуриент) | Жан-Мари Лемерль Ален Левье Квартира Патрика | Ролл Т294 | Симка -ROC 1996cc S4 | Г | 218 |
Н/З* | Гп.4 ГТ | 61 | АСА Качья | Жан-Клод Андруэ Анри Качия Жак Боррас | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 203 |
Н/З* | Гп.4 ГТ | 70 | "Берлис" (частный абитуриент) | «Берлис» (Жан Блатон) Ник Фор Джон Госс | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 168 |
- ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку не преодолело достаточное расстояние (70% от лидера) с интервалом в 12, 18 или 24 часа. [44]
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | Гп.5 СП | 47 | Порше Кремер Гонки | Хуан Карлос Боланьос Эдуардо Лопес Негрете Билли Спроулс Ганс Хейер | Порше 935 | Порше 2.8л F6 турбо | Г | 272 | Огонь (24 часа) |
ДНФ | Гп.4 ГТ | 58 | Порше Клуб Романд ГВЭА | Бернар Шеневьер Питер Збинден Николас Бюрер | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | М | 270 | Двигатель (22 часа) |
ДНФ | Гп.6 2.0 | 26 | Компания по организации гонок Курс | Фред Сталдер Альбер Дюфрен Ален Флотар | Шеврон Б36 | Симка -ROC 1996cc S4 | Г | 241 | Масляный насос (23 часа) |
ДНФ | Гп.4 ГТ | 69 | Шиллер Racing Team | Клод Халди Флориан Ветч | Порше 934 | Порше 3.0л F6 турбо | Г | 219 | Двигатель (19 часов) |
ДНФ | Гп.6 3.0 | 18 | Система Martini Racing Porsche | Рейнхольд Йост Юрген Барт | Порше 936 | Порше 2.1л F6 турбо | Г | 218 | Двигатель (17 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 46 | Команда Брока (частный абитуриент) | Питер Брок Брайан Мьюир Жан-Клод Обрие | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Д | 156 | Передача инфекции (19 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТ | 78 | Диего Феблес Расинг (частный абитуриент) | Диего Феблес Алек Пул Хирам Круз | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 144 | Передача инфекции (15 часов) |
ДНФ | Гп.6 3.0 | 19 | Рено Спорт | Жан-Пьер Жабуй Патрик Тамбей Хосе Долхем | Рено Альпайн А442 | Рено 1997cc V6 турбо. | М | 135 | Двигатель (11 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 44 | ASPM-Tanday Музыка (частный абитуриент) | Жан-Клод Джастис Жан Белен | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Д | 128 | Двигатель (13 часов) |
ДНФ | ГТП | 5 | Стабильные батареи и сваи TS | Клод Балло-Лена Ги Шассель Ксавье Матио | ВМ П76 | Пежо ПРВ 2.7л V6 | М | 125 | Топливный элемент (16 часов) |
ДНФ | Гп.6 3.0 | 16 | Эгон Эвертц К.Г. | Оставайся Эвертц Лео Киннунен | Порше 908/3 Турбо | Порше 2,1 л F6 турбо | Д | 124 | Двигатель (11 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 43 | БМВ Моторспорт ГмбХ Шнитцер Моторспорт | Дитер Квестар Альбрехт Кребс Ален Пельтье | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Г | 117 | Двигатель/огонь (12 часов) |
ДНФ | НАСКАР | 90 | НАСКАР туалет Донлавей | Дик Брукс Дик Хатчерсон Марсель Миньо | Форд Торино | Форд 7,0 л V8 | Г | 104 | Передача инфекции (11 часов) |
ДНФ | Гп.6 2.0 | 27 | Компания по организации гонок Курс | Франсуа Серванин Лоран Ферье | Шеврон Б36 | Симка -ROC 1996cc S4 | Г | 88 | Передача инфекции (11 часов) |
ДСК | Гп.6 2.0 | 29 | Дж. Тибо (частный абитуриент) | Хосе Тибо Ален Юбер Мишель Латесте | Ленхэм | Cosworth FVC 1840cc S4 | Г | 88 | Недостаточный расстояние (15 часов) |
ДНФ | Гп.4 / ГТХ * | 72 | В. Воллери (частный абитуриент) | Уильям Воллери Жан-Пьер Эшлиманн Роджер Дорчи | Порше 911 Каррера РС | Порше 3.0L F6 | М | 82 | Электрика (9 часов) |
ДНФ | Гп.4 ГТ | 62 | П. Дагоро (частный абитуриент) | Христианский автобус Филипп Гурджиан Кристиан Гуттепифр | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Д | 79 | Двигатель (9 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 49 | Гело Racing Team | Клеменс Шикентанц Хауден Гэнли | Порше 911 Каррера РСР | Порше 3.0L F6 | Г | 74 | Передача инфекции (7 часов) |
ДНФ | Гп.6 2.0 | 33 | Команда Шефера (частный абитуриент) | Джордж Шеперд Жан-Пьер Адатт Риккардо Альбанези | Шеврон Б36 | Cosworth FVC 1980cc S4 | Ф | 62 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | Гп.4 ГТ | 73 | Сион Авто (частный абитуриент) | Андре Халлер Клод Буше Жан-Люк Фаврес | Датсун 260Z | Дацун 2.6L S6 | Г | 39 | Несчастный случай со смертельным исходом (7 часов) |
ДНФ | ИМСА ГТ | 76 | ИМСА Гринвудские корветы | Джон Гринвуд Бернар Дарниш | Шевроле Корвет Стингрей | Шевроле 7.0л V8 | Г | 29 | Топливный элемент (5 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 41 | БМВ Моторспорт ГмбХ | Брайан Редман Питер Грегг | БМВ 3.0 CSL Турбо | БМВ 3.2л S6 турбо | Г | 23 | Утечка масла (5 часов) |
ДНФ | Гп.5 СП | 45 | ООО "Герметит Продакшнс" | Джон Фицпатрик Том Уолкиншоу | БМВ 3.0 ЦСЛ | БМВ 3.5л S6 | Г | 17 | Двигатель/огонь (3 часа) |
ДНФ | ИМСА ГТ | 75 | ИМСА М. Кейзер | Майкл Кейзер Эдди Вакс | Шевроле Монца ГТ | Шевроле 4,4 л V8 | Г | 11 | Передача инфекции (3 часа) |
ДНФ | Гп.6 3.0 | 21 | GVEA Porsche Club Рамонд X. Лапейр (частный абитуриент) | Ксавье Лапейр Бернар Шеванн | Бабушка Т286 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | 9 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | Гп.5 СП | 48 | Замок (частный абитуриент) | Жан-Луи Шато Доминик Форнаж Жан-Клод Гери | Порше 934/5 | Порше 3.0л F6 турбо | Д | 9 | Передача инфекции (7 часов) |
ДНФ | НАСКАР | 4 | НАСКАР Х. МакГрифф | Хершел МакГрифф Дуг МакГрифф | Додж Чарджер | Додж Хеми 5,6 л V8 | Г | 2 | Утечка масла (2 часа) |
ДНФ | Гп.6 2.0 | 36 | Гепард Гоночные Автомобили | Даниэль Бриллат Мишель Дегурмуа «Депник» (Жан-Клод Депинс) | Гепард G-601 | БМВ 1998cc S4 | Г | 2 | Передача инфекции (3 часа) |
- Примечание : внесен в группу 4 в Сперринге и в список участников программы Ле-Мана 1976 года. [45] Но в списке World Sports Cars он указан как GTX. [46] История Ле-Мана [47] и командаДэн [48] веб-сайты.
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | их | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | ГТХ | 82 | Вики Гоночная команда | Марсьяль Делаланд Жак Маркет Макс Коэн-Оливар | Де Томазо Пантера | Форд 5,8 л V8 | Двигатель | |
DNQ | Гп.6 3.0 | 8 | Гоночная команда Шультесс (частный абитуриент) | Хайнц Шультесс Жан-Клод Ланье Макс Античан | Той SC301 | Косворт DFV 3.0L V8 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гп.6 2.0 | 25 | Гоночная команда Шультесс (частный абитуриент) | Хайнц Шультесс Жан-Клод Ланье Макс Античан | Хилл SC204 | Симка -ROC 1996cc S4 | Г | Не прошел квалификацию |
DNQ | Гп.4 ГТ | 83 | П. Рилли (частный абитуриент) | Пол Рилли Роджер Ле Вев | Порше 911 Каррера СК | Порше 3.0L F6 | М | Неуспешный проверка |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Победившая машина | Победители-драйверы |
---|---|---|
Группа 6 С Спортивный 3-литровый | #20 Порше 936 | Икс / ван Леннеп * |
Группа 6 С Спортивный 2-литровый | #35 Ролл Т292 | Трискони / Моран / Шевалле * |
Группа 5 СП Специальное производство | #40 Порше 935 | Стоммелен / Шурти * |
Группа 4 ГТС Специальный GT | #71 Порше 911 Каррера РСР | «Сеголен» / Увьер / Гадаль |
Группа 2 ТС Специальный туризм | #95 БМВ 3.0 CSL | Равенел / Равенел / Детрин |
ГТП Ле-Ман GT Прототип | №1 Унальтера ЛМ | Пескароло / Бельтуаз * |
ГТХ Ле-Ман GT Экспериментальный | нет участников | |
ИМСА ГТ | #77 Порше 911 Каррера РСР | Во / Рулон-Миллер / Лаффич * |
NASCAR Серийный автомобиль | нет финишеров |
- Примечание : установлен новый рекорд классового расстояния.
Победители шестичасового сегмента
[ редактировать ]Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Поул-позиция – Ж.-П. Жабуй, №19 Renault-Alpine A442 – 3:33,1 секунды; 230,43 км/ч (143,18 миль в час)
- Самый быстрый круг – Ж.-П. Жабуй, №19 Renault-Alpine A442 – 3:43,0 с; 220,20 км/ч (136,83 миль в час)
- Победная дистанция - 4769,92 км (2963,89 миль)
- Средняя скорость победителя - 149,13 км/ч (92,67 миль в час).
- Посещаемость – ?
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д Клаусагер 1982, стр.169-70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стимулирование 2011, стр.202
- ^ Jump up to: а б Вимпффен 2007, стр.186.
- ^ Кларк 1997, стр. 28: Автоспорт, июль 1976 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 22: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 1997 г., стр. 31: Road & Track, октябрь 1976 г.
- ^ Jump up to: а б Вимпффен 2007, стр.206.
- ^ Кларк 1997, стр.37: Autocar, 19 июня 1976 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.261.
- ^ Jump up to: а б Конец 2001 г., стр.179.
- ^ Весна 2001 г., стр.180.
- ^ Jump up to: а б с д Стимулирование 2011, стр.209
- ^ Jump up to: а б с д Спорринг 2011, с.204-5.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.206
- ^ Jump up to: а б с Споринг 2011, стр.210
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк 1997, стр. 23: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, с.212
- ^ Сперринг 2011, стр.213.
- ↑ Сперринг 2011, стр.219.
- ^ Сперринг 2011, стр.224.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, стр.218.
- ^ Сперринг 2011, стр.223.
- ^ Jump up to: а б с Спорринг 2011, с.214-5.
- ^ Jump up to: а б Шпоринг 2011, стр.216
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, стр.227
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, с.220
- ^ Кларк 1997, стр.24: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Вимпффен 2007, стр.210.
- ^ «Американцы в Париже, Nascar едет в Ле-Ман – Автоспорт – Motor Trend Classic» . Motortrend.com . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Вимпффен 2007, стр.189.
- ^ Jump up to: а б с Стимулирование 2011, с.221
- ^ Jump up to: а б Стимулирование 2011, с.222
- ^ Вимпффен 2007, стр.208.
- ^ Сперринг 2011, стр.201.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 1997 г., стр. 29. Автоспорт, июль 1976 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.231.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, 1997 г., стр. 25: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.200.
- ^ Jump up to: а б с д Кларк 1997, стр. 26: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Jump up to: а б с Кларк, 1997 г., стр. 27: Autosport, 17 июня 1976 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.203.
- ^ Сперринг 2011, стр.226.
- ^ Сперринг 2011, стр.2.
- ^ Сперинг 2011, стр.8.
- ^ «Гоночные спортивные автомобили» . RacingSportsCars.com . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Мир спортивных автомобилей» . Мировые спортивные гонки Prototypes.com . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «История Ле-Мана» . LeMans-History.com . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Команда Дэна» . TeamDan.com . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Сперринг 2011, стр.233.
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Р.М. - редактор (1997) Ле-Ман, «Годы Porsche 1975–1982». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-387-1
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Сперринг, Квентин (2011) Ле-Ман 1970–79 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-539-9
- Вимпффен, Янош (2007) Пауки и силуэты Гонконг: издательство David Bull Publishing ISBN 1-893618-83-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1976 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 7 августа 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения, цитаты, ссылки на YouTube). Проверено 7 августа 2018 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 7 августа 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. Проверено 7 августа 2018 г.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 7 августа 2018 г.
- Формула 2 – результаты Ле-Мана и резервные заявки. Проверено 7 августа 2018 г.
- YouTube – Цветной репортаж о забеге (10 минут). Проверено 19 августа 2018 г.
- YouTube - Репортаж BMW о дуэли BMW-Porsche GT (на немецком языке - 5 минут). Проверено 19 августа 2018 г.
- YouTube – Цветной отчет о гонке (на немецком языке – 13 минут). Проверено 19 августа 2018 г.
- YouTube — статья о корвете Greenwood №76 (6 минут). Проверено 19 августа 2018 г.
- YouTube – Статья об арткаре BMW №41 (2 минуты). Проверено 19 августа 2018 г.