1964 «24 часа Ле-Мана»
Индекс: Гонки | Победители |
были 1964 года «24 часа Ле-Мана» 32-м Гран-при на выносливость и проходили 20 и 21 июня 1964 года. Это также был девятый этап сезона чемпионата мира по спортивным автомобилям 1964 года .
Этот год ознаменовал прибытие американских команд с двигателями Ford V8 на десяти автомобилях. Это также стало последним появлением Aston Martin и Jaguar за двадцать лет. [ 1 ] Более половины участников имели двигатель со средним или задним расположением двигателя, и почти половина участников имела двигатель объемом 3 литра или больше. Но количество списаний из-за проблем с коробкой передач и сцеплением из-за возросшей мощности автомобилей было заметно. [ 2 ]
Ferrari стала победителем рекордный пятый год подряд: 275 P Нино Ваккареллы и бывшего владельца Ferrari Жана Гише преодолели рекордную дистанцию. Вторым стал Ferrari Грэма Хилла и Джо Боннье для британской команды Maranello Concessionaires, опередивший завод 330 P Джона Сёртиса и Лоренцо Бандини . Однако доминирование Ferrari в категории GT было впервые нарушено новой Shelby Cobra Дэна Герни и Боба Бондюранта, финишировавшей четвертой, опередив двух Ferrari 250 GTO.

Правила
[ редактировать ]Помимо нескольких корректировок шкалы минимального веса и мощности двигателя, Автомобильный клуб Запада (ACO) в этом году внес очень мало изменений в свои правила. Из-за сильно различающихся скоростей минимальный объем двигателя был увеличен с 700 куб.см до 1000 куб.см. [ 1 ] В противном случае последний круг теперь нужно было пройти за пятнадцать минут вместо двадцати. [ 3 ] [ 4 ]
Записи
[ редактировать ]ACO получила 71 заявку, на тренировки прибыло 55 автомобилей и 10 резервных. Явка нынешних пилотов Формулы 1 была очень сильной, за исключением Джима Кларка и Джека Брэбэма . [ 5 ] Предлагаемый список участников включал:
Категория | Классы | Прототип Записи |
ГТ Записи |
Общий Записи |
---|---|---|---|---|
Большие двигатели | 5.0+, 5.0, 4.0, 3.0л | 12 (+1 резерв) | 14 (+2 резерва) | 26 |
Средние двигатели | 2,5, 2,0, 1,6 л | 3 | 11 (+2 резерва) | 14 |
Малые двигатели | 1,3, 1,15, 1,0 л | 13 (+5 резервов) | 2 | 15 |
Всего автомобилей | 28 (+6 резервистов) | 27 (+4 резерва) | 55 |
Действующие чемпионы Ferrari снова вступили в силу с двенадцатью участниками. Чтобы ответить на вызов Ford, заводская команда представила две новые модели. Модель 275 P стала следующим развитием модели 250 P, победившей в гонках в прошлом году, а новый 3,3-литровый двигатель V12 развивал мощность 320 л.с. Людовико Скарфиотти , победитель той гонки 1963 года, был в паре с Майком Паркесом , Умберто Мальоли с Джанкарло Багетти . В этом году стойкий капер Ferrari Жан Гише был награжден поездкой по заводу вместе с Нино Ваккареллой . Пилоты команды Формулы-1 Джон Сертис и Лоренцо Бандини управляли 330 P, новой моделью для этой гонки. 4,0-литровый двигатель V12 развивал мощность 370 л.с. и развивал скорость 305 км/ч (190 миль в час). Ferrari также поставила два 330 P своим американским и британским клиентским командам: North American Racing Team (NART) для Педро Родригеса и Скипа Хадсона и Maranello Concessionaires для Грэма Хилла и Джо Боннье . [ 6 ] Также была пара моделей 250 LM, принадлежащих Equipe Nationale Belge и NART.
После беспорядочной и неудачной попытки купить компанию Ferrari (за 16 млн долларов США) [ 7 ] [ 8 ] ), Форд пообещал построить собственный спортивный автомобиль, чтобы победить Феррари. В 1963 году Форд почти выиграл Индианаполис 500 с первой попытки на автомобиле Lotus. Эрика Бродли Лола хорошо показала себя в гонке 1963 года и была принята на борт для работы над новым дизайном GT. [ 9 ] Получившийся GT40 (названный так потому, что его высота составляла всего 40 дюймов) очень напоминал Lola Mk6 . Силовая установка в Индианаполисе — 4,2-литровый двигатель Fairlane V8 с алюминиевым блоком мощностью 350 л.с. и скоростью 340 км/ч (210 миль в час). [ 10 ] Проблема заключалась в том, чтобы найти коробку передач, достаточно прочную, чтобы справиться с необузданной мощностью двигателя, и была выбрана 5-ступенчатая коробка Colotti. Джон Уайер из Aston Martin был назначен руководителем проекта, и на гонку было заявлено три автомобиля. У американцев Ричи Гинтера и Мастена Грегори была одна машина, тогда как Фил Хилл был в паре с новозеландцем Брюсом Маклареном , а Джо Шлессер ездил с Ричардом Эттвудом (который управлял Lola в гонке 1963 года).
Maserati France полковника Джона Симона продолжала развеваться под флагом производителя. В свою очередь, Maserati модернизировала свой Tipo 151, снабдив его системой впрыска топлива и мощностью более 400 л.с., что теперь позволяет ему развивать скорость 310 км/ч (190 миль в час). [ 11 ] Регулярный пилот команды Андре Симон , все еще восстанавливающийся после аварии на тестах в Монце , присоединился к своему коллеге-ветерану из Франции Морису Трентиньяну .
Новый участник Iso представил свой новый Grifo A3C , разработанный инженером Ferrari Джотто Биццаррини (который ранее разработал 250 GTO ). Установленный на малоблочный двигатель Chevrolet V8 объемом 327 куб. Дюймов (5,35 л) выдавал почти 400 л.с. [ 12 ]
Porsche отошла от производных модели 356 и представила новую гоночную модель 904 , чтобы противостоять новым угрозам со стороны Abarth и Alfa Romeo . Однако предложенный двигатель Flat-6 мощностью 200 л.с. еще не был готов, поэтому автомобили GT были оснащены двигателем Flat-4 от 356 Carrera. Два прототипа были представлены с использованием двигателя Flat-8 из завершившейся программы Формулы-1 . Мощность 225 л.с. сделала их самыми быстрыми 2-литровыми автомобилями в Ле-Мане, способными развивать скорость 280 км/ч (175 миль в час). [ 13 ] К постоянным пилотам команды Эдгару Барту / Герберту Линге присоединились Герхард Миттер / Колин Дэвис , которые ранее одержали сенсационную победу на Targa Florio 1964 года . Двухлитровый Porsche теперь считался «тёмной лошадкой» для места на подиуме. [ 5 ]

Если двигателей среднего размера было мало, то поле прототипов малых двигателей изобиловало разнообразием. В классе Р-1150 соревновались пять заводских бригад. Чарльз Дойч вернулся с Panhard после года отсутствия с замечательным LM64 CD-3 . Изготовленный из стекловолокна, он имел один из самых аэродинамических профилей среди всех автомобилей, когда-либо выступавших в Ле-Мане. Deutsch пришлось модернизировать двигатель Panhard объемом 864 куб.см (мощностью 70 л.с.), чтобы он соответствовал новому минимальному объему двигателя объемом 1000 куб.см, используя формулу эквивалентности x1,4, но это могло разогнать автомобиль до 220 км/ч (137 миль в час). [ 14 ] [ 4 ]
Рене Бонне, победитель класса в прошлом году, вернулся с пятью автомобилями, включая пару победивших Aérodjet LM6 , теперь с двигателем Renault объемом 1149 куб.см. [ 15 ] Alpine вернулись после трагического дебюта в прошлом году. Они управляли пятью автомобилями – смесью обновленного M64 и более старых вариантов M63, оснащенными двигателями Renault объемом 1149 куб.см или 1001 куб.см. [ 16 ]
Ferrari 250 GTO приносил Ferrari победу в GT два года подряд. Четыре команды клиентов (NART, Maranello Concessionaires, Equipe Nationale Belge и капер Фернан Тавано) представили надежный 3-литровый чистокровный мотоцикл, теперь с новым дизайном кузова. [ 17 ]
Помимо Ford GT, двигатели Ford также с переменным успехом поставлялись компаниям AC и Sunbeam. Shelby Cobras добилась больших успехов в американских гонках, и к новому году она получила новый аэродинамический кузов и более крупный двигатель Windsor объемом 289 куб. Дюймов (4,7 л). Имея мощность почти 400 л.с., он развивал скорость 295 км/ч (180 миль в час), что на 10 км/ч быстрее, чем его конкурент Ferrari GTO. [ 10 ] Было заявлено четыре автомобиля: два для Shelby American и по одному для Бриггса Каннингема и Эда Хьюгуса . В конце концов, однако, прибыли только два автомобиля вместе с заводским Cobra Coupé от AC Cars .
Sunbeam Tiger должен был стать ответом Rootes Group на AC Cobra. Он использовал двигатель Windsor объемом 260 куб.см (4,3 л) от Shelby American . Кузов был разработан на основе Alpine совместно с Lister Cars , но, поскольку он был сделан из стали, он был слишком тяжелым. Мощность 275 л.с. позволяла машине развивать скорость только до 230 км/ч (145 миль в час). [ 18 ]
Aston Martin закрыла свой гоночный отдел, когда Джон Уайер ушел управлять программой Ford, продав три прототипа DP. Майк Сэлмон купил один из DP214 и вошел на него как капер. [ 19 ] Точно так же Jaguar E-Type Lightweights устаревали, и поступило только две заявки на участие в каперах: от Питера Сарджента и немца Питера Линднера. [ 20 ]
Новый Porsche 904 был быстро омологирован до категории GT, и было произведено необходимое количество 100 автомобилей, большинство из которых были проданы заранее по заказам клиентов. Даже со старым двигателем Flat-4 он мог развивать скорость до 260 км/ч (160 миль в час). [ 13 ] На гонку было заявлено семь автомобилей: помимо заводской машины, были заявки от новой гоночной команды Голландии Эрика Хазельхоффа Рулфзема и Scuderia Filipinetti . Жан Керген и Жак Дьюс также отказались от своего Aston Martin (серьезно поврежденного в гонке прошлого года) в пользу нового 904 Дьюса.
Их единственным соревнованием в своем классе был заводской представитель MGB, которым управляли британский ас ралли Пэдди Хопкирк и Эндрю Хеджес. В классе GT-1600 новое Autodelta автоспортивное подразделение Alfa Romeo поставило своей первой разработкой проект Giulia TZ . Теперь омологированный в категории GT, модернизированный двигатель объемом 1570 куб.см развивал мощность 135 л.с. при максимальной скорости 245 км/ч (150 миль в час). Три машины были заявлены миланской командой Scuderia Sant Ambroeus, которая уже одержала победы в классе на гонках в Себринге, Тарга Флорио и Нюрбургринге. [ 18 ]
Упражняться
[ редактировать ]На тестовых выходных 18–19 апреля была сильная поддержка, на которой присутствовало 34 автомобиля, хотя дождь ограничил производительность. [ 3 ] Людовико Скарфиотти показал лучшее время - 3 минуты 43,8 минуты на новом Ferrari 275 P, а Джон Сертис не сильно отстал с результатом 3 минуты 45,9 минуты на своем товарище по конюшне 330 P. [ 21 ] Пара Ford GT впервые появилась на соревнованиях, но результаты оказались разочаровывающими. Машина вела себя неустойчиво на прямой, на скорости задирала нос. В первый день Джо Шлессер попал в серьезную аварию на развилке Мулсанн из-за удара о стоячую воду. [ 22 ] [ 4 ] [ 23 ] Дверь отлетела от Роя Сальвадори машины , и на следующий день он тоже попал в аварию на подъезде к углу Мулсанн. Несмотря на то, что Сальвадори не пострадал, этого было достаточно, чтобы убедить Сальвадори покинуть программу. [ 10 ]
Турбинный автомобиль «Ровер-БРМ» присутствовал на апрельских испытательных выходных. Но по дороге на завод машина получила повреждения. Это, а также проблемы с новым теплообменником, означало, что он не был готов к самой гонке. [ 24 ] [ 4 ] [ 1 ]
К гоночной неделе Ford получили аэродинамические улучшения, сделавшие их намного более конкурентоспособными, включая хвостовую «губу», уменьшающую подъемную силу сзади. Однако при техническом осмотре их топливные баки оказались больше лимита в 140 литров, и пришлось добавить водоизмещающие блоки. [ 25 ]
Именно Джон Сертис завоевал поул-позицию, показав новый рекорд круга 3 минуты 42,0 на своем 330 P в сумерках на последней тренировке. [ 25 ] Он также слегка повредил машину, когда сбил лису, подходившую к Maison Blanche. [ 6 ] Ричи Гинтер на своем Ford занял второе место с результатом 3 минуты 45,3 минуты, опередив NART Ferrari Педро Родригеса (3 минуты 45,5 минуты) и Ford Фила Хилла (3 минуты 45,9 секунды). Фактически эти два производителя заняли девять верхних позиций в таблице. Дэн Герни был 10-м на своей Shelby Cobra (3 м 56,1) как самый быстрый автомобиль GT. Лидирующая Шелби Кобра, а также заводские AC и Aston Martin были единственными GT, проехавшими круг менее чем за 4 минуты. [ 25 ]
Davis/Mitter Porsche был самым быстрым из 2-литровых автомобилей, заняв 18-е место в квалификации (4m02,1), а Delageneste/Morrogh Alpine был самым быстрым из автомобилей меньшего размера с результатом 4m34,3 (35-е место). [ 26 ] Но специалист по ралли Пьер Орсини перевернул свой Alpine на повороте Данлопа и сломал лодыжку. [ 16 ]
Раса
[ редактировать ]Начинать
[ редактировать ]К началу соревнований в 16:00 погода была холодная, но сухая. Незадолго до старта десять зрителей получили серьезные ранения в результате обрушения рекламного щита, на котором они находились.
Педро Родригес показал лучший старт на NART 330 P с сильным скольжением и сильным шумом шин. [ 27 ] Его товарищ по команде, Феррари Дэвида Пайпера , немедленно лопнул маслопровод и оставил масляный след через Эссес до места, где машина остановилась в Тертр-Руж. У Фила Хилла возникли проблемы с запуском своего GT40, и он отставал от финиша почти на 70 секунд. [ 27 ] Джанкарло Багетти купил свой SEFAC Ferrari с хронической проблемой сцепления, проиграв 75 минут и 20 кругов подряд. [ 28 ] [ 6 ] Морис Трентиньян также купил Maserati с недостатком мощности – в воздухозаборнике обнаружилась губка. [ 11 ]
На втором круге, когда машины опасались нефтяных флагов, Гинтер обогнал три Феррари впереди него и пронесся мимо них на Mulsanne Straight со скоростью 7200 об/мин (неофициально почти 340 км/ч). [ 23 ] Снизив обороты до предписанных командой 6500 об/мин, ему все же удалось вырваться вперед на 40 секунд за первый час, проехав рекордные 15 кругов. [ 2 ] [ 3 ] Он возглавлял Феррари Сёртиса, Родригеса, Хилла и Гише. Затем следовали Cobras of Gurney and Sears, опередив Ford Эттвуда, Porsche Барта и Ferrari GTO Тавано, замыкая Топ-10. Но из-за неудачного первого пит-стопа они оказались на втором месте после Surtees Ferrari. Фил Хилл сделал полдюжины пит-стопов на проблемном «Форде», пока причина не была обнаружена в забитом карбюраторе, который остался неочищенным после замены двигателя накануне вечером. [ 29 ]
Ровно в 18:00 Майк Ротшильд потерял контроль над своим «Триумфом», когда его обогнала «Кобра» на повороте Данлопа. Соскользнув с дороги, он едва не промахнулся по машине NART Ferrari Хадсона, отскочив обратно на середину дороги. [ 28 ] Несмотря на то, что Ротшильд потерял сознание, он получил лишь легкое сотрясение мозга. [ 30 ]
К сумеркам Maserati наверстала пропущенные на старте два круга и шла третьей после SEFAC Ferrari. Затем он был задержан на десять кругов из-за проблем с зажиганием и сошел с дистанции до полуночи из-за полного отказа электрооборудования. [ 11 ] Эдгар Барт стал первым гонщиком, проехавшим круг менее четырех минут на 2-литровом автомобиле на своем прототипе Porsche со средней скоростью чуть более 200 км/ч. [ 13 ] [ 28 ] На пятом часу болиду Rodriguez/Hudson NART 330 P пришлось сойти с пятого места из-за того, что у него лопнула прокладка головки блока цилиндров. [ 6 ] О ненадежности, ожидаемой от новой машины, свидетельствует то, что Гинтер/Грегори Форд заглох после 21:30, а коробка передач давала только первую или вторую передачу. Дик Эттвуд уже сошел с 6-го места, когда ему пришлось выпрыгнуть из своего Ford, когда его двигатель загорелся на Mulsanne Straight. [ 3 ] [ 22 ] [ 31 ]
Ночь
[ редактировать ]Что необычно для середины лета, это была очень холодная ночь с редкими пятнами тумана. [ 31 ] Около 22:15 у AC Cobra Питера Болтона лопнуло колесо (отказ трансмиссии). [ 32 ] ) в Maison Blanche. Автомобиль развернулся, а затем был собран Ferrari Джанкарло Багетти. К сожалению, Феррари (Кобра) [ 33 ] ) пронзил барьеры и раздавил трех юных французских зрителей. Джеймс Гилберт, Лайонел Ивонник (оба по 19 лет) и Жак Леду (17 лет) стояли в запрещенной зоне, когда их сбил Ferrari. Багетти не пострадал, а Болтон был доставлен в больницу с легкими травмами. [ 3 ] [ 34 ]
В полночь Ferrari все еще вели 1-2-3: Surtees/Bandini 330 P проехали 119 кругов, на круг опережая Vaccarella/Guichet 275 P и на 3 круга опережая британскую 330 P Hill/Bonnier. После того, как проблемы с генератором поразили Cunningham Cobra, их соотечественники Герни и Бондюран унаследовали четвертое место и возглавили класс GT, отстав на пять кругов. Пятым и следующим кругом назад был 2-литровый Porsche Барта и Линге, который извлек выгоду из проблем более крупных автомобилей и возглавил индекс производительности. Hill/McLaren Ford снова поднялся на 6-е место. [ 31 ] В упорной гонке Фил Хилл установил новый рекорд круга - 3 минуты 49,2 минуты. Вскоре после полуночи зрители на трибунах были ошеломлены, когда трансмиссия Ferrari GTO Хосе Росински просто взорвалась, когда она с ревом проносилась мимо боксов. Хотя кусочки дифференциала застряли в «Ягуаре» Линднера в боксах (при замене карданного вала [ 20 ] ) и улетел в толпу, никто серьезно не пострадал. [ 17 ] [ 31 ]
Затем у Сёртиса и Бандини, удерживавших лидерство со второго часа, начались проблемы с утечкой топлива. На двенадцатом часу их обогнали 275 P товарищей по команде Ваккарелла и Гише, поочередно лидировавшие в гонке на циклах пит-стопов. [ 31 ] В какой-то момент Бриггс Каннингем задался вопросом, почему над автомобилем работает больше разрешенного количества механиков. Ранее «Кобра» Каннингема приехала на яму, чтобы починить генератор переменного тока. Механик Ferrari увидел, как они перезаряжали аккумулятор в боксах, сообщил об этом официальным лицам, и машина была дисквалифицирована. Это новое обвинение вызвало грандиозный скандал, когда менеджер команды Драгони выгнал Каннингема из боксов. Официальные лица не предприняли никаких действий против Ferrari Бандини. [ 35 ] [ 36 ]
В 2.30 утра у лидирующего Porsche сломалось сцепление, и Герберт Линге вылетел из Тертр-Руж. Их товарищи по команде, Дэвис/Миттер, занявшие 6-е место, также страдали от проблем со сцеплением. [ 13 ]
Незадолго до 4:30 утра на передней прямой произошла серьезная авария: Жан-Луи Марна был замечен упавшим за рулем своего Триумфа. Он потерял сознание от отравления угарным газом после того, как в результате предыдущего столкновения была повреждена выхлопная система. [ 30 ] [ 31 ] Автомобиль врезался в барьер, свернул через трассу в боксы, едва не миновав команды Alpine и Bonnet, а затем катился дальше, пока не врезался в барьер на повороте Данлопа. Он только что пропустил Ford GT Фила Хилла, который сам сошел с дистанции около 5:30 утра из-за проблем с коробкой передач после того, как вернулся на четвертое место и установил новый рекорд круга. [ 3 ] [ 36 ]
Утро
[ редактировать ]На рассвете большой Iso Grifo, который к перерыву поднялся на 9-е место, остановился на длительную остановку, чтобы починить заклинившие тормоза. Они снова начали гонку на 21-м месте и в итоге финишировали 14-м. [ 12 ] Lindner Jaguar вернулся в боксы незадолго до 7 утра, перегретый, но за 10 кругов до следующей разрешенной заправки он был списан. [ 20 ] [ 37 ]
В 7 утра Сертис потерял второе место, так как им потребовалось 10 минут, чтобы решить проблемы с топливом. У Хилла и Боннье, продвигавшихся вверх, также возникли проблемы с дроссельной заслонкой и сцеплением. Дважды им повезло: проблемы возникли недалеко от боксов. [ 6 ] [ 37 ] Рано утром, остановившись для регулировки коробки передач, Дэвис/Миттер Порше упал с 8-го места обратно по полю. Сцепление наконец собралось после 11 утра. [ 13 ]
К 8 утра, после 16 часов, Ferrari были в четвёрке лучших мест. Ваккарелла/Гише проехали 235 кругов, теперь опередив Хилла/Боннье и Сёртиса/Бандини на 7 кругов. Tavano Ferrari лидировал среди GT на 4-м месте на 222 кругах, преследуя Cobra из Герни/Бондюрана и Ferrari GTO из Beurlys/Bianchi каждый на круг дальше. [ 37 ]
Финиш и после гонки
[ редактировать ]
И снова, когда давление уменьшилось, Ferrari смогли ослабить давление. Ferrari Ваккареллы и Гише ни разу не упустила ни одного удара, постепенно увеличивая свое преимущество и в итоге уверенно выиграв с преимуществом в пять кругов, установив новый рекорд дистанции. Это была хорошая награда для Жана Гише, который ранее финишировал третьим (1961) и вторым (1962) в качестве капера GT. Ferrari поднялась на подиум: британцы 330 P Грэма Хилла и Джо Боннье заняли второе место, опередив на семь кругов Сёртиса и Бандини на заводской машине.
Однако доминирование Ferrari в категории GT было сломлено. Несмотря на высокую температуру двигателя на протяжении второго дня, Дэн Герни и Боб Бондюрант уверенно бежали и привезли домой Shelby American Daytona Coupé четвертым, первым в категории GT и на круг опередив ближайшие Ferrari GTO. Это были машина Equipe National Belge компании Bianchi/Beurlys и машина Maranello Ирландии/Maggs.
У Porsche были позитивные выходные. Помимо рекорда круга Барта для 2-литрового автомобиля, финишировали пять из шести 904 GT – 7-м, 8-м, 10-м, 11-м и 12-м местами под руководством французских каперов Робера Бюше и Ги Лижье . Двое Alfa Romeo финишировали, лидером был Бусинелло/Дезерти, который следовал за Porsche и, наконец, побил рекорд классовой дистанции, установленный Porsche еще в 1958 году . [ 38 ]

В гонке рекордов было установлено пять новых рекордов дистанции в конкурирующих классах, включая все три победителя Prototype. [ 21 ] Как и в прошлом году, победившая Ferrari также выиграла Индекс производительности. Alpine одержала победу со счетом 1–2 в Индексе тепловой эффективности, причем победителями стали Делагенесте/Моррог, занявшие 17-е место в общем зачете.
1964 год стал переломным для ряда производителей. Несмотря на свои успехи в гонках, это был последний раз, когда Рене Бонне покупал собственные машины для участия в Ле-Мане. испытывая финансовые затруднения, он продал свою компанию новой автомобильной компании Matra . Через несколько месяцев, [ 15 ] Ранее тесно связанный с Бонне, это также было последнее выступление в Ле-Мане для Панара, чья гоночная история восходит к 1895 году. Несмотря на очень продвинутую аэродинамику, CD-3 больше никогда не участвовал в гонках. [ 14 ]
Aston Martin впервые участвовал в гонках в 1928 году, затем участвовал во всех гонках с 1931 года, включая победу в 1959 году . Хотя он ненадолго возвращался в 1977 и 1989 годах, до его повторения в 2005 году пройдет 40 лет. [ 19 ] Точно так же Jaguar, столь доминировавший в 1950-е годы с пятью победами, больше не появится в течение 20 лет, кульминацией которых стали еще две победы в 1988 и 1990 годах . Это также было последнее выступление команды Каннингема. Бриггс Каннингем был основным американским игроком в послевоенное время, привезя с собой свои родстеры, чтобы добиться полной победы в 1950-х годах. Теперь, когда американские команды начали набирать силу, после 11 гонок команда Каннингема передала эстафету.
Питер Линднер, который привел на гонку свой капер Jaguar, погибнет в конце года в этой машине, когда он разбился под проливным дождем в Монлери . [ 39 ] Голландец Джонхир Карел Годин де Бофор, стойкий капер Porsche на спортивных автомобилях и Формуле-1, также будет убит позже в этом году на тренировке Гран-при Германии Формулы-1 . [ 40 ]
Официальные результаты
[ редактировать ]Финишеры
[ редактировать ]Результаты взяты из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO. [ 41 ] Победители классов выделены жирным шрифтом.
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 4.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 П | Феррари 3,3 л V12 | 349 |
2 | П 4.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П | Феррари 4.0л V12 | 344 |
3 | П 4.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П | Феррари 4.0л V12 | 337 |
4 | ГТ 5.0 |
5 | ![]() |
![]() ![]() |
Шелби Дейтона Кобра Купе | Форд 4,7 л V8 | 334 |
5 | ГТ 3.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 333 |
6 | ГТ 3.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 328 |
7 | ГТ 2.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | 323 |
8 | ГТ 2.0 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | 319 |
9 | ГТ 3.0 |
27 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 315 |
10 | ГТ 2.0 |
31 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | 315 |
11 | ГТ 2.0 |
35 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | 309 |
12 | ГТ 2.0 |
32 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | 308 |
13 | ГТ 1.6 |
57 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 307 |
14 | П +5.0 |
1 | ![]() |
![]() ![]() |
Изо Грифо A3C | Шевроле 5,4 л V8 | 307 |
15 | ГТ 1.6 |
41 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 305 |
16 | П 4.0 |
23 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 298 |
17 | П 1.15 |
46 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский М64 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
292 |
18 | ГТ 5.0 |
64 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
АС Кобра | Форд 4,7 л V8 | 289 |
19 | ГТ 2.0 |
37 | ![]() |
![]() ![]() |
МГ МГБ Хардтоп | МГ 1801cc S4 | 287 |
20 | П 1.15 |
59 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Альпийский М63 Б | Рено - Гордини 1001cc S4 |
284 |
21 | П 1.15 |
50 | ![]() Международный |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 272 |
22 | ГТ 1.3 |
43 | ![]() |
![]() ![]() |
Лотус Элит Мк14 | Ковентри Кульминация 1216cc S4 |
266 |
23 | ГТ 1.15 |
52 | ![]() Рене Бонне |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1108cc S4 |
260 |
24 | П 1.15 |
53 | ![]() |
![]() ![]() |
Остин-Хили Себринг Спрайт | БМК 1101cc S4 | 257 |
Н/З* | П 1.15 |
47 | ![]() |
![]() ![]() |
Альпийский М64 | Рено - Гордини 1001cc S4 |
230 |
- ' Примечание * : Не классифицировано, поскольку пройдено недостаточное расстояние.
Не закончил
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Круги | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДНФ | П 2.0 |
30 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/8 | Порше 1981cc F8 | 244 | Схватить (20 часов) |
ДСК | ГТ 5.0 |
18 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Астон Мартин DP214 | Астон Мартин 3.8L S6 | 235 | Преждевременная замена масла (19 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
48 | ![]() Рене Бонне |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
216 | Коробка передач (18 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
10 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,2 л V8 | 192 | Коробка передач (14 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
16 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Jaguar E-Type Легкий | Ягуар 3.8L S6 | 149 | Прокладка головки (16 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
65 (бронировать) |
![]() Международный |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 140 | Несчастный случай (14 часов) |
ДНФ | П 2.0 |
29 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/8 | Порше 1981cc F8 | 139 | Схватить (11 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
54 | ![]() Автомобили Альпайн |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
133 | Коробка передач (15 часов) |
ДСК | ГТ +3.0 |
6 | ![]() |
![]() ![]() |
Шелби Дейтона Кобра Купе | Форд 4,7 л V8 | 131 | Внешняя помощь (11 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
45 | ![]() Чарльз Дойч |
![]() ![]() |
компакт-диск 3 | Панар 848cc с наддувом F2 |
124 | Коробка передач (13 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
9 | ![]() |
![]() ![]() |
Солнечный луч Тигр | Форд 4,3 л V8 | 118 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ГТ 3.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | Феррари 3.0л V12 | 110 | Карданный вал (9 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
2 | ![]() |
![]() ![]() |
Мазерати Типо 151/3 | Мазерати 4,9 л V8 | 99 | Электрический (9 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
17 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Jaguar E-Type Легкий | Ягуар 3.8L S6 | 80 | Коробка передач (8 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
44 | ![]() Чарльз Дойч |
![]() ![]() |
компакт-диск 3 | Панар 848cc с наддувом F2 |
77 | Двигатель (10 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
3 | ![]() |
![]() ![]() |
AC Cobra Купе | Форд 4,7 л V8 | 77 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | П 4.0 |
21 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 П | Феррари 3,3 л V12 | 71 | Масляный насос (12 часов) |
ДНФ | П 4.0 |
22 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 П | Феррари 3,3 л V12 | 68 | Несчастный случай (7 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
11 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,2 л V8 | 63 | Коробка передач (6 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
56 | ![]() Рене Бонне |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1001cc S4 |
62 | Двигатель (7 часов) |
ДНФ | П 4.0 |
15 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П | Феррари 4.0л V12 | 58 | Прокладка головки (5 часов) |
ДНФ | П 5.0 |
12 | ![]() |
![]() ![]() |
Форд GT40 Мк.I | Форд 4,2 л V8 | 58 | Огонь (5 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
55 | ![]() Рене Бонне |
![]() ![]() |
Капот РБ5 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
54 | Топливный насос (7 часов) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
40 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ | Альфа Ромео 1570cc S4 | 47 | Несчастный случай (5 часов) |
ДНФ | П 1.15 |
60 (бронировать) |
![]() Рене Бонне |
![]() ![]() |
Капот Аэроджет LM6 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
44 | Двигатель (6 часов) |
ДНФ | ГТ 5.0 |
8 | ![]() |
![]() ![]() |
Солнечный луч Тигр | Форд 4,3 л V8 | 37 | Двигатель (4 часа) |
ДНФ | П 1.15 |
49 | ![]() Международный |
![]() ![]() |
Триумф Спитфайр | Триумф 1147cc S4 | 23 | Несчастный случай (3 часа) |
ДНФ | П 1.3 |
42 | ![]() |
![]() ![]() |
Дип Сандерсон 301 | БМК 1293cc S4 | 13 | Перегрев (3 часа) |
ДНФ | ГТ 1.6 |
38 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Лотос Элан | Ковентри Кульминация 1594cc S4 |
7 | Перегрев (3 часа) |
ДНФ | П 4.0 |
58 (бронировать) |
![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ЛМ | Феррари 3,3 л V12 | 0 | Нефтяная труба (1 час) |
Не Запустился
[ редактировать ]Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Двигатель | Причина |
---|---|---|---|---|---|---|---|
DNS | ГТ 2.0 |
36 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | несчастный случай на тренировке |
DNS | П 1.15 |
51 | ![]() Автомобили Альпайн |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63 | Рено - Гордини 1149cc S4 |
несчастный случай на тренировке |
DNS | П 1.3 |
66 (резерв) | ![]() |
![]() ![]() |
Дип Сандерсон 301 | БМК 1293cc S4 | несчастный случай на тренировке |
ДНК | П 5.0 |
4 | ![]() |
![]() ![]() |
Шелби Дейтона Кобра Купе | Форд 4,7 л V8 | не прибыл |
ДНК | П 5.0 |
7 | ![]() (частный абитуриент) |
![]() |
Шелби Дейтона Кобра Купе | Форд 4,7 л V8 | не прибыл |
ДНК | П 3.0 |
26 | ![]() |
![]() ![]() |
Ровер-БРМ | Ровер Турбина | отозван |
ДНК | П 2.5 |
28 | ![]() |
![]() |
АТС 2500 ГТ | АТС 2,5 л V8 | прибыл слишком поздно хранится на таможне [ 4 ] |
ДНК | П 1.15 |
61 (резерв) | ![]() |
![]() |
Остин-Хили Себринг Спрайт | БМК 1101cc S4 | не практиковал |
ДНП | ГТ 2.0 |
62 (резерв) | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | Порше 1967cc F4 | не практиковал |
ДНП | ГТ 5.0 |
63 (резерв) | ![]() |
![]() ![]() |
АС Кобра | Форд 4,7 л V8 | не практиковал |
ДНП | ГТ 2.0 |
67 (резерв) | ![]() (частный абитуриент) |
![]() ![]() |
Эльва Курьер Mk4 | МГ 1798cc S4 | не практиковал |
Победители класса
[ редактировать ]Сорт | Прототип Победители |
Сорт | Победители GT | ||
---|---|---|---|---|---|
Прототип >5000 |
#1 Изо Грифо A3C | Ноблет / Берни * | Гранд Туринг >5000 |
нет участников | |
Прототип 5000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 5000 |
#5 Шелби Дейтона Кобра Купе | Герни / Бондюран * | |
Прототип 4000 |
#20 Феррари 275 П | Ваккарелла / Гише * | Гранд Туринг 4000 |
нет финишеров | |
Прототип 3000 |
нет участников | Гранд Туринг 3000 |
#24 Феррари 250 ГТО | «Берлис» / Бьянки | |
Прототип 2500 |
нет участников | Гранд Туринг 2500 |
нет участников | ||
Прототип 2000 |
нет финишеров | Гранд Туринг 2000 |
#34 Порше 904/4 GTS | Букет / Лижье * | |
Прототип 1600 |
нет участников | Гранд Туринг 1600 |
#57 Альфа Ромео Джулия ТЗ | Бусинелло / Пустыни * | |
Прототип 1300 |
нет финишеров | Гранд Туринг 1300 |
#43 Лотос Элит | Хант / Вагстафф | |
Прототип 1150 |
#46 Альпийский А110 М64 | Делагенесте / Моррог * | Гранд Туринг 1150 |
#52 Капот Aerojet LM6 | Фарджон / Аукцион |
- Примечание : установка нового рекорда расстояния.
Индекс тепловой эффективности
[ редактировать ]- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций.
Индекс эффективности
[ редактировать ]Взято из книги Мойти. [ 42 ]
Поз. | Сорт | Нет | Команда | Драйверы | Шасси | Счет |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | П 4.0 |
20 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 275 П | 1.262 |
2 | П 4.0 |
14 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П | 1.227 |
3 | ГТ 2.0 |
34 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | 1.224 |
4 | ГТ 3.0 |
24 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | 1.212 |
5= | П 1.15 |
59 (бронировать) |
![]() Автомобили Альпайн |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М63Б | 1.207 |
5= | ГТ 2.0 |
33 | ![]() |
![]() ![]() |
Порше 904/4 ГТС | 1.207 |
7 | П 4.0 |
19 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 330 П | 1.203 |
8 | П 1.15 |
46 | ![]() Автомобили Альпайн |
![]() ![]() |
Альпийский А110 М64 | 1.202 |
9 | ГТ 1.6 |
57 | ![]() |
![]() ![]() |
Альфа Ромео Джулия ТЗ | 1.200 |
10 | ГТ 3.0 |
25 | ![]() |
![]() ![]() |
Феррари 250 ГТО | 1.193 |
- Примечание . В этот рейтинг включены только десять лучших позиций. Оценка 1,00 означает преодоление минимальной дистанции для автомобиля, а более высокий балл означает превышение номинальной целевой дистанции.
Статистика
[ редактировать ]Взято из книги Квентина Сперринга, официально лицензированной ACO.
- Самый быстрый круг на практике – Tonda Doge Bizzarrini 5300 GT Strada – 3 минуты 42,0 секунды; 218,29 км/ч (135,64 миль в час)
- Самый быстрый круг – Tonda Doge Bizzarrini 5300 GT Strada – 3:49,2 секунды; 211,43 км/ч (131,38 миль в час)
- Расстояние - 4695,31 км (2917,53 миль)
- Средняя скорость победителя - 195,64 км/ч (121,57 миль в час)
- Посещаемость – 350 000 [ 43 ]
Мировой турнир по скорости и выносливости
[ редактировать ]Поз. | Производитель | Очки |
---|---|---|
1 | ![]() |
54 |
2 | ![]() |
22 |
3 | ![]() |
13 |
4 | ![]() |
4 |
- Цитаты
- ^ Перейти обратно: а б с Клаусагер 1982, стр.129.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2009, стр. 130: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Споринг 2010, стр.140.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Moity 1974, p.97
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2009, стр. 129-30: Autosport, 19 июня 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спорринг 2010, с.142-3.
- ^ Весна 2001 г., стр.146.
- ^ Фокс 1973, стр.188
- ^ Фокс 1973, стр.190
- ^ Перейти обратно: а б с Спорринг 2010, с.145-7.
- ^ Перейти обратно: а б с Споринг 2010, стр.157.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2010, стр.154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Спонсорство 2010, стр.152.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2010, стр.159.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2010, стр.160.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2010, стр.148.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2010, стр.163.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2010, стр.155.
- ^ Перейти обратно: а б Стимулирование 2010, стр.166.
- ^ Перейти обратно: а б с Стимулирование 2010, стр.165.
- ^ Перейти обратно: а б с Споринг 2010, стр.171.
- ^ Перейти обратно: а б Последний 2001 год, стр.147.
- ^ Перейти обратно: а б Фокс 1973, стр.195.
- ^ Сперринг 2010, стр.113.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 2009 г., стр. 132: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.169.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2009, стр. 135: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк 2009, стр. 136: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ Кларк 2009, стр. 142: Road & Track, сентябрь 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б Споринг 2010, стр.158.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кларк 2009, стр. 138: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ «Лайонел Ивонник» . Мемориал автоспорта . Проверено 21 июля 2012 г.
- ^ «Лайонел Ивонник» . Мемориал автоспорта . Проверено 21 июля 2012 г.
- ^ «Лайонел Ивонник» . Мемориал автоспорта . Проверено 21 июля 2012 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.151.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, 2009 г., стр. 144: Road & Track, сентябрь 1964 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, 2009 г., стр. 139: Autocar, 26 июня 1964 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.164.
- ^ «Питер Линднер» . Мемориал автоспорта . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ «Карел Годин де Бофор» . Мемориал автоспорта . Проверено 12 февраля 2018 г.
- ^ Сперринг 2010, стр.2.
- ^ Moity 1974, p.172
- ^ «24 часа Мана» . Гоночные спортивные автомобили . Проверено 2 февраля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Армстронг, Дуглас – английский редактор (1965) Автомобильный год № 12, 1964–65 Лозанна: Edita SA
- Кларк, Р.М. - редактор (2009) Ле-Ман, «Годы Ferrari 1958–1965». Кобэм, Суррей: Brooklands Books. ISBN 1-85520-372-3
- Клаусагер, Андерс (1982) Ле-Ман, Лондон: Arthur Barker Ltd. ISBN 0-213-16846-4
- Фокс, Чарльз (1973) Великие гоночные автомобили и водители, Лондон: Octopus Books Ltd ISBN 978-0-7064-0213-1
- Лабан, Брайан (2001) 24 часа Ле-Мана, Лондон: Virgin Books ISBN 1-85227-971-0
- Мойти, Кристиан (1974) 24-часовая гонка Ле-Мана 1949–1973 Рэднор, Пенсильвания: Chilton Book Co ISBN 0-8019-6290-0
- Сперринг, Квентин (2010) Ле-Ман 1960–69 Йовил, Сомерсет: Haynes Publishing ISBN 978-1-84425-584-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гоночные спортивные автомобили – 24 часа Ле-Мана 1964 года, записи, результаты, технические детали. Проверено 2 февраля 2018 г.
- История Ле-Мана - История Ле-Мана, по часам (включая изображения и ссылки на YouTube). Проверено 2 февраля 2018 г.
- Sportscars.tv – комментарии гонок. Проверено 14 декабря 2017 г.
- Прототипы мировых спортивных гонок – результаты, резервные записи и номера шасси. Проверено 2 февраля 2018 г.
- Команда Дэна – результаты и резервные заявки, пояснения к спискам гонщиков. В архиве на web.archive.org.
- Уникальные автомобили и запчасти – результаты и резервные записи. Проверено 2 февраля 2018 г.
- Формула 2 – Результаты Ле-Мана 1964 года и резервные заявки. Проверено 2 февраля 2018 г.
- Мемориал автоспорта - погибшие на автоспортивных мероприятиях. Проверено 12 февраля 2018 г.
- YouTube – 10-минутный цветной фильм об американских песнях. Проверено 2 февраля 2018 г.
- YouTube – 3-минутный цветной видеоролик. Проверено 2 февраля 2018 г.
- YouTube – 4-минутный цветной фильм о новом GT40. Проверено 2 февраля 2018 г.
- YouTube – 4-минутный черно-белый фильм (итальянский репортаж). Проверено 2 февраля 2018 г.