Лотос Элан
Лотос Элан | |
---|---|
![]() Вверху (слева направо): S4 DHC, S3 FHC; Внизу (слева направо): M100, +2 | |
Обзор | |
Производитель | Лотос Автомобили |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль |
Макет | Передний двигатель, задний привод (1962–1975) Передний двигатель, передний привод (1989–1995) |
Хронология | |
Преемник | Lotus Elise (для Lotus Elan M100) |
Lotus Elan — название двух отдельных серий автомобилей, выпускаемых Lotus Cars . Первая серия автомобилей выпускалась в период с 1962 по 1975 год как заднеприводная машина. Вторая серия выпускалась с 1989 по 1995 год как переднеприводная машина.
Хронология
[ редактировать ]В первую линейку автомобилей (1962–1975 гг.) вошли:
- Двухместные спортивные автомобили:
- Купе Lotus Type 26 с откидывающейся головкой (DHC) продается как Elan 1500, Elan 1600 и Elan S2 (Series 2).
- Купе Lotus Type 36 с фиксированной головкой (FHC) продавалось как Elan S3, Elan S4 и, наконец, как более производительная модель Elan Sprint.
- Купе Lotus Type 45 с откидной головкой, пришедшее на смену Type 26, поставлялось параллельно с Type 36 в версиях S3, S4 и Sprint.
- Lotus Type 26R гоночная версия Type 26.
- Четырехместный спортивный автомобиль (задние сиденья подходят для детей):
- Lotus Type 50 , купе с фиксированной головкой, продаваемое как Elan +2.
После выпуска S2 оригинальные модели Elan 1500 и Elan 1600 обычно назывались S1 (серия 1), хотя автомобиль никогда не продавался как таковой. Сегодня все модели (S1-Sprint) часто называют Elans 1960-х годов.
Во вторую гамму автомобилей (1989–1995 гг.) вошли:
- Двухместные спортивные автомобили:
- Купе Lotus Type M100 с откидывающейся головкой, первоначально продававшееся как Elan S1, а затем для рынка Великобритании - Elan S2.
Эта вторая модель также производилась в Южной Корее компанией Kia Motors в период с 1996 по 1999 год под новым брендом Kia Elan .
Лотус Элан 1500, 1600, С2, С1, С3, С4, Спринт
[ редактировать ]Лотус Элан 1500, 1600, С2, С3, С4, Спринт | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | 1962–1973 |
Сборка | |
Дизайнер | Рон Хикман |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1498 куб.см позже 1558 куб.см Lotus TwinCam I4 ( бензин ) |
Передача инфекции | 4-ступенчатая механика (все синхронизаторы) |
Размеры | |
Колесная база | 84,0 дюйма (2134 мм) |
Длина | 145,0 дюймов (3683 мм) |
Ширина | 56,0 дюймов (1422 мм) |
Высота | 45,5 дюйма (1156 мм) |
Снаряженная масса | Примерно 1500 фунтов (680 кг) |
Хронология | |
Предшественник | Тип 14 Лотус Элит |
Преемник | Тип 79 Лотус Эсприт |
Обзор
[ редактировать ]Lotus Elan был первым дорожным автомобилем Lotus, в котором использовалось стальное шасси с кузовом из стекловолокна . Этот стиль конструкции должен был повторяться в последующих моделях Lotus в течение почти трех десятилетий. При весе около 1500 фунтов (680 кг) Elan воплощал Колина Чепмена философию дизайна с минимальным весом. Elan был технологически продвинутым, с DOHC объемом 1558 куб.см двигателем всех четырех колес , дисковыми тормозами , реечным рулевым четырех колес управлением и независимой подвеской . Гордон Мюррей , дизайнер McLaren F1 суперкара , как сообщается, сказал, что его единственное разочарование в McLaren F1 заключалось в том, что он не смог обеспечить ему идеальное рулевое управление, как у Lotus Elan. [1]
В 2004 году издание Sports Car International назвало Elan шестым номером в списке лучших спортивных автомобилей 1960-х годов . Оригинальную версию автомобиля разработал Рон Хикман. [2] который также разработал первый Lotus Europa в рамках проекта Lotus GT40 и заработал состояние на разработке Black & Decker Workmate .
Благодаря удачному дизайну и строгому контролю затрат на кузов, шасси, двигатель и трансмиссию, Elan стал первым коммерческим успехом Lotus и способствовал финансированию ее достижений в гонках в течение следующих десяти лет. Это возродило компанию, истощенную более экзотическим, дорогим в сборке и довольно ненадежным Lotus Elite , который использовал монокок из стекловолокна и шасси и полностью алюминиевый двигатель Coventry Climax .
Оригинальный Elan 1500 был представлен в 1962 году как родстер . После очень короткого выпуска всего 22 автомобилей двигатель был увеличен, и автомобиль получил новое обозначение Elan 1600. [3] дополнительная жесткая крыша Также предлагалась . Elan 1600 1963 года был заменен Elan S2 в 1964 году. [4] В 1965 году был представлен Type 36, версия автомобиля-купе с фиксированной головкой, а в 1966 году купе Type 26 с откидывающейся головкой было заменено на Type 45. Оба типа, 36 и 45, первоначально предлагались в форме S3, а затем в 1968 году. в форме S4 и, наконец, в 1970 году как Elan Sprint. [5] Производство Sprint прекратилось в 1973 году. [4] Стандартные модели S2, S3 и S4 также были доступны в немного более мощном и роскошном варианте «Специальное оборудование», обычно называемом SE (например, Lotus Elan S3 SE).
В Великобритании Elan предлагался как полностью собранный автомобиль и, в целях уклонения от уплаты налогов, как более дешевый комплект для окончательной сборки заказчиком.
Производство
[ редактировать ]Общее количество произведенных Lotus Elan точно не известно; однако Джон Болстер в своей книге «Лотос Элан и Европа: Путеводитель для коллекционера» приводит цифру 12 224 (S1-3: 7895; S4: 2976; Спринт: 1353). [6] Этот номер иногда использовался самой Lotus. См. ниже +2 производства.
Между тем, Пол Робиншоу и Кристофер Росс в своей книге «Оригинальный Lotus Elan 1962–1973 годов» утверждают, что несколько беспорядочное ведение учета Lotus в то время означало, что серийные номера автомобилей не были полностью последовательными или последовательными. Их оценка предполагает, что фактическое количество находится в диапазоне 8676–9153 (S1: 900; S2: 1250; S3: 2650; S4: 2976–3000; Спринт: 900–1353). [7]
По состоянию на апрель 2018 года в добровольном и, следовательно, неизбежно неполном реестре Lotus Elan насчитывается около 1100 известных оставшихся автомобилей (включая примерно 330 моделей +2) в более чем 30 странах. [8]
Строительство
[ редактировать ]Базовая конструкция Lotus Elan включала в себя каркасное шасси из мягкой стали, похожее на двусторонний камертон, и кузов из стекловолокна. Шасси было основным нагруженным компонентом, обеспечивающим необходимую жесткость на изгиб и кручение. Кузов из стекловолокна был прочно прикреплен к шасси болтами в 16 точках и крепился к нему, как седло. Несмотря на то, что кузов не подвергался сильным нагрузкам, он, тем не менее, добавил общей жесткости конструкции. Таким образом, шасси правильнее рассматривать как подрамник - его легко заменить, и на большинстве Эланов, находящихся сегодня на дорогах, в какой-то момент было установлено новое шасси либо из-за аварии, либо из-за разрушения.
Двигатель и коробка передач расположены между рычагами передней вилки и дифференциалом между рычагами задней вилки. Передняя и задняя подвески крепятся к концам соответствующих рычагов (башенки на концах рычагов удерживают пружины и амортизаторы подвески).

Такая конструкция позволила добиться легкого веса, высокой жесткости (по современным стандартам) и легкого доступа водителя и пассажира через широкие дверные проемы с низкими порогами. Защита водителя и пассажира от лобового и заднего удара была приемлемой для своего времени, но защита от бокового удара была минимальной.
Приводной поезд
[ редактировать ]Двигатель, коробка передач и дифференциал были изготовлены из компонентов Ford UK . Подробную информацию о двигателе смотрите ниже. Коробка передач представляла собой агрегат большого объема, широко использовавшийся во всем модельном ряду Ford ( Anglia , Cortina и т. д.). Lotus предлагал версии с обычным и близким передаточным числом. Дифференциал также был получен от Ford, но переоборудован для использования независимой задней подвески (в современных автомобилях Ford использовались ведущие задние мосты ). В разные периоды производства автомобиля предлагались три передаточных числа: 3,55, 3,77 и 3,9. Большинство Эланов оснащались дифференциалами 3,77. Дифференциалы 3,90, обеспечивающие лучшее ускорение, часто отдавались предпочтение покупателям ранних автомобилей, тогда как дифференциалы 3,55 стали более распространены в более поздних автомобилях (особенно в более мощных Sprints), чтобы обеспечить более спокойное движение по недавно построенным шоссе.

В главной передаче использовались четыре муфты Rotoflex. [а] для соединения выходных валов дифференциала с задними ступицами. Эти муфты типа «резиновый пончик» широко использовались в то время в дорожных транспортных средствах (например, Hillman Imp , Triumph GT6 ) и гоночных автомобилях (например, Ford GT40 , Lotus 21 ), до появления шарниров равных угловых скоростей (ШРУС) . В случае с Elan, который имел исключительно мягкую заднюю подвеску, допускавшую значительный вертикальный ход колес, деформация Rotoflex в работе приводила к некоторому «закручиванию» муфт. Водитель мог легко это заметить, особенно при взлете и переключении передач, и это слегка сбивало с толку при первом вождении Elan. На практике водители обычно корректировали технику сцепления в течение нескольких минут и больше этого не замечали. В последние годы неопределенное качество замены муфт Rotoflex в сочетании с доступностью полуосей с ШРУСами привело к тому, что многие Elans были переоборудованы с Rotoflex на ШРУС.


Примечательной особенностью конструкции трансмиссии было использование стандартных компонентов массового производства в сочетании с минимальным количеством специализированных алюминиевых отливок для создания силового агрегата и трансмиссии, подходящих для высокопроизводительного спортивного автомобиля:
- Головка двигателя и ГРМ. с толкателем был преобразован Двигатель Ford Kent в двигатель с двумя верхними распредвалами.
- Задняя крышка и держатель дифференциала. Перевели ведущий мост на независимую работу подвески.
- Ступицы задних колес. Требуется для задней подвески Chapman Strut .
Эти три элемента были уникальными для Elan (хотя впоследствии двигатель широко использовался и на других автомобилях).
Двигатель
[ редактировать ]объемом 1558 куб.см Двигатель Lotus TwinCam был основан на Ford Kent Pre-Crossflow четырехцилиндровом двигателе Гарри Манди объемом 1498 куб.см и с двухклапанной головкой из сплава с цепным приводом и двухклапанным двигателем, разработанной . Права на эту конструкцию позже были куплены компанией Ford, которая переименовала ее в «Lotus-Ford Twin Cam». В дальнейшем он будет использоваться в ряде серийных и гоночных моделей Ford и Lotus.
Lotus сообщила о различной выходной мощности двигателя Twin Cam во время производства Elan. До выпуска Спринта в Руководстве по семинару сообщалось о следующих результатах: [9]
Модель | Власть | об/мин |
---|---|---|
Стандартный | 105 л.с. (78 кВт) | 5,500 |
ЮВ | 108 л.с. (81 кВт) | 6,000 |
Модель | Крутящий момент | об/мин |
---|---|---|
Стандарт/SE | 108 lb⋅ft (146 N⋅m) | 4,000 |
В маркетинговых материалах Lotus периода S3 упоминался вариант SE мощностью 115 л.с. (86 кВт), отмечались распредвалы с высоким подъемом, перераспределение жиклеров карбюратора и четырехветвевой выхлоп. [10]
В окончательной версии Руководства по ремонту эти цифры были изменены, как показано в следующих таблицах. [11] Увеличенная мощность двигателя Sprint была в первую очередь обусловлена немного большими впускными клапанами, поэтому он был назван двигателем с большими клапанами (широко сообщалось, что комбинация «более горячих кулачков», перераспределения карбюраторов и больших клапанов улучшила характеристики 115-го двигателя). л.с. SE всего на 11 л.с. В качестве маркетингового мероприятия по увеличению продаж новой модели Sprint Чепмен позаботился о том, чтобы опубликованные показатели мощности для существующих моделей были понижены, чтобы увеличить очевидное улучшение производительности).
Модель | Мощность (чистая) | об/мин |
---|---|---|
Стандартный | 90 л.с. (67 кВт) | 5,500 |
ЮВ | 93 л.с. (69 кВт) | 6,000 |
Спринт | 126 л.с. (94 кВт) | 6,500 |
Спринтерские выбросы [б] | 113 л.с. (84 кВт) | 6,500 |
Модель | Крутящий момент | об/мин |
---|---|---|
кроме Спринта | 108 lb⋅ft (146 N⋅m) | 4,000 |
Спринт | 113 lb⋅ft (153 N⋅m) | 5,500 |
Спринтерские выбросы [б] | 104 lb⋅ft (141 N⋅m) | 5,000 |
Подвеска, рулевое управление, тормоза
[ редактировать ]В Elan использованы современные технологии в подвеске, рулевом управлении и тормозах. Общий дизайн был простым и легким в обслуживании. Как и многие автомобили Lotus, они были, пожалуй, самой ценной особенностью Elan.
- Передняя подвеска: Передняя подвеска была основана на стойках колес и компонентах рулевого управления Triumph , а остальные детали были конструкции Lotus. Компоновка представляла собой классическую конструкцию на двойных поперечных рычагах с винтовыми пружинами и амортизаторами. Каждый «рычаг» состоял из двух отдельных рычагов: верхняя пара была соединена с шаровым шарниром в верхней части стойки подвески, а нижняя пара соединена с цапфой в основании стойки. Нижняя пара также удерживала основание узла амортизатора и винтовой пружины (верхняя была соединена с башней подвески шасси). Точно так же рулевое управление имело классическую реечную конструкцию, причем рейка Triumph (первоначально приобретенная у Alford & Alder ) была модифицирована для узкой колеи Elan с использованием специальных рулевых тяг и воротников стойки, которые определяли минимальный радиус поворота. Рулевое управление, 2 2 ⁄ . оборота от упора до упора, без усилителя, что обеспечивало интуитивное ощущение рулевого управления, которым славился Elan
- Задняя подвеска: Задняя подвеска Chapman Strut была разработана и изготовлена компанией Lotus. Один припаянный поперечный рычаг типа «А» был прикреплен болтами к каждой стороне основания литой алюминиевой стойки/ступицы колеса, а также к шасси в двух широко расставленных точках. Амортизатор и стойка винтовой пружины были интегрированы в стойку и прикреплены болтами через резиновую муфту «Lotocone» к стойке подвески шасси. В результате была создана простая конструкция всего с тремя точками подключения шасси.
- Тормоза: Дисковые тормоза (9,5 дюймов (241 мм) спереди и 10,0 дюймов (254 мм) сзади) были поставлены Girling . Большинство Elans использовали один гидравлический контур, хотя автомобили Federal были оснащены двойным контуром. Ранние тормозные системы Elan не имели сервоприводов, но сервоприводы устанавливались на SE и более поздние модели. На практике Elan был достаточно легким, поэтому не требовалось усиление тормозов, поэтому предоставление сервоусилителя могло принести не только функциональную выгоду, но и маркетинговую выгоду.
Основные поставщики комплектующих
[ редактировать ]При создании Elan Lotus в значительной степени полагалась на поставщиков деталей массового производства. В их число вошли:
- Двигатель/коробка передач/дифференциал от Ford UK .
- Передняя подвеска и рулевое управление от Triumph (Herald/Spitfire/Vitesse).
- Электрические системы от Lucas (динамо-машина, стартер, проводка, реле, зажигание, освещение и т.д.).
- Приборы и другое электрооборудование от Smiths (спидометр, тахометр, обогреватель и т. д.).
- Карбюраторы фирм Weber , Dell'Orto и Zenith-Stromberg (в зависимости от модели).
- Тормоза от Girling .
Масса
[ редактировать ]Как и во всех автомобилях Lotus, внимание к минимизации веса было основным фактором при проектировании и производстве Elan. Его миниатюрный размер (при этом предоставляя место для водителей ростом более 6 футов (1,83 м) и практичную вместимость багажа) послужил основой для его небольшого веса.
В Руководстве по ремонту указаны следующие веса: [11]
Модель | Вес (фунты) |
---|---|
Серия 1 | 1410 фунтов (640 кг) |
Серия 2 | 1485 фунтов (674 кг) |
Купе Серии 3 стандарт/SE | 1520 фунтов (689 кг) / 1530 фунтов (694 кг) |
Кабриолет серии 3 стандартный/SE | 1530 фунтов (694 кг) / 1540 фунтов (699 кг) |
Серия 4 (включая Sprint) Coupé Std/SE | 1540 фунтов (699 кг) / 1550 фунтов (703 кг) |
Серия 4 (включая Sprint) Convertible Std/SE | 1530 фунтов (694 кг) / 1540 фунтов (699 кг) |
В маркетинговых материалах Lotus периода S1 вес указан как «11 1 ⁄ центнера дюйма (1288 фунтов (584 кг)) [12] и периода S3, указанного как «от 1232 фунтов» (558 кг). [10]
Между тем, заявленный вес в ходе дорожных испытаний журнала варьировался от 1260 фунтов (572 кг) (Elan 1600, Cars Illustrated, август 1964 г.) до 1630 фунтов (739 кг) (S4 FHC SE, Road & Track, январь 1969 г.). [13]
Приведенные выше цифры показывают, что вес автомобиля менялся в течение всего периода его производства, в целом имея тенденцию к увеличению. Дополнительные функции, такие как электрические стеклоподъемники, более роскошное ковровое покрытие, а также колеса и шины большего размера, способствуют выигрышу.
Подузлы
[ редактировать ]- Шасси: 88 фунтов (40 кг) — по неофициальным данным на сайте www.lotuselan.net, вес составлял около 75 фунтов (34 кг).
- Кузов: 199 фунтов (90 кг) (по контракту с S. Bourne & Co на раннюю конструкцию кузова с последующими изменениями из-за различий в моделях DHC/FHC и S1-4).
- Дверная коробка (без оконного узла): 11 фунтов (5 кг)
- Капот/капюшон: 13,5 фунтов (6 кг)
- Крышка багажника/багажника: 12 фунтов (5 кг)
- Двигатель: 260 фунтов (118 кг).
- Коробка передач: 84 фунта (38 кг). [14]
- Дифференциал: 46 фунтов (21 кг).
Производительность
[ редактировать ]Характеристики Elan были достигнуты благодаря сочетанию мощного двигателя (по современным меркам) и легкого веса. Устойчивость автомобиля на дороге и маневренность также означали, что на поворотах можно было поддерживать высокую скорость, что позволяло развивать высокую среднюю скорость.
По современным меркам Sprint был исключительно быстрым автомобилем и вполне оправдывал свое название. Он смущал почти любой другой суперкар того времени с точки зрения резкого ускорения примерно до 90 миль в час. Эти потрясающие характеристики подчеркивались великолепной управляемостью и устойчивостью на дороге, а также небольшими размерами и весом Elan, а это означало, что Elan с хорошим управлением на сухой дороге мог превзойти любой другой дорожный автомобиль, кроме Lotus. [15]
Хотя результаты, полученные испытателями, зависят от многих переменных (например, передаточного отношения, погодных/дорожных условий, полной массы автомобиля, сравнения DHC и FHC и т. д.), в следующих таблицах представлен обзор возможностей автомобиля.
Следующий отрывок из книги «Робиншоу и Росс» суммирует выступление Элан в каждой серии: [16]
Модель | Коэффициент дифференциала | 0–60 миль в час (97 км/ч) | 0–100 миль в час (161 км/ч) | Максимальная скорость | Источник | Дата |
---|---|---|---|---|---|---|
1600 | 3.9 | 9,0 сек. | 24,1 сек. | 112,5 миль в час (181 км / ч) | Мотор | 26 сентября 1964 г. |
Серия 2 | 3.9 | 9,2 сек. | 23,8 сек. | 108 миль в час (174 км / ч) | Автоспорт | февраль 1965 г. |
Серия 3 DHC SE | 3.55 | 8,0 сек. | 27,3 сек. | 119 миль в час (192 км / ч) | Дорога и трек | ноябрь 1967 г. |
Серия 4 DHC SE | 3.77 | 7,3 сек. | 20,0 сек. | 120 миль в час (193 км / ч) | Мотор | 18 апреля 1970 г. |
Спринт ДХК | 3.77 | 6,6 сек. | 19,0 сек. | 123 миль в час (198 км / ч) | Машина | Июнь 1971 г. |
Год | Модель | 0–60 миль в час (97 км/ч) | Четверть мили |
---|---|---|---|
1967 [17] | Элан ЮВ | 7,9 сек. | 16,1 сек. |
1966 [18] | Элан S3 SE | 7,6 сек. | 15,7 сек. |
1964 [17] | Объявление 1600 | 8,6 сек. | 16,2 сек. |
Несколько дополнительных цифр по спринту: [15]
Источник | Дата | 0–60 миль в час (97 км/ч) | 0–100 миль в час (161 км/ч) | Максимальная скорость | Средний расход топлива (миль на галлон) |
---|---|---|---|---|---|
Мотор | Март 1971 г. | 6,7 сек. | 20,3 сек. | 121 миль в час (195 км / ч) | 22,2 миль на галлон — имп (13 л/100 км; 18 миль на галлон — США ) |
Автомобили и переоборудование автомобилей | Май 1972 г. | 6,4 сек. | 19,9 сек. | 122 миль в час (196 км / ч) | 22–23 миль на галлон — имп (13–12 л/100 км; 18–19 миль на галлон — США ) |
Автоспорт | февраль 1973 г. | 6,6 сек. | 19,8 сек. | 121 миль в час (195 км / ч) | 20–25 миль на галлон — имп (14–11 л/100 км; 17–21 миль на галлон — США ) |
Отзывы
[ редактировать ]Elan вызвал широкое восхищение и похвалу клиентов и обозревателей, отличаясь исключительной управляемостью, устойчивостью на дороге, рулевым управлением, ускорением, торможением и комфортом:
Автомобиль и водитель : Elan очень просто представляет собой спортивный автомобиль, разработанный в соответствии с современным уровнем техники. Он, как ничто другое на рынке, ближе всего подходит к созданию автомобиля Формулы для обычного уличного использования. И он подходит как Sprite, едет как Corvette и управляется как Formula Junior. Вождение на нем – это совсем другой вид автомобильного опыта. Большинство людей, как правило, возвращаются из первой поездки с остекленевшими глазами... [19]
Дорога и трек : Легкое и тактильное рулевое управление в сочетании с гибкой подвеской и странным, бросающим вызов физике ощущением нулевой передачи веса в поворотах, создают ощущение, похожее на полет прямо над землей. Я убежден, что в мозгу есть мощный центр удовольствия, который остается неиспользованным, пока вы не сядете за руль Elan. Это почти наркотик. [20]
Автоспорт : Чрезвычайно отзывчивое рулевое управление и управляемость требуют от водителя аналогичных качеств, а скорость, достигаемая на поворотах и на прямой, обманчиво высока. Поэтому от водителя требуется большая концентрация. Однако после освоения Elan станет самым близким к одноместному гоночному автомобилю, на котором, вероятно, можно будет с комфортом ездить по дороге. Овладеть автомобилем и изучить его огромный потенциал управляемости на восхитительно извилистом участке дороги, который так хорошо знаком, для спортивного автомобилиста близко к совершенству. [21]
Влияние
[ редактировать ]Хотя конструкция Elan следовала совершенно традиционному подходу для спортивных автомобилей того времени – передний двигатель, задний привод – его конструкция включала в себя новаторские идеи, которые нашли свое отражение в конструкциях автомобилей других производителей. [22]
Примеры включают в себя:
- Mazda MX-5 ( Mazda Miata в Северной Америке). Оригинальный Elan обычно считается источником вдохновения для дизайна этого спортивного автомобиля 1989 года. [23] Два Elans были тщательно изучены Mazda в процессе разработки MX-5.
- Тойота 2000GT . В этом спортивном автомобиле использовалось шасси, поразительно напоминающее Lotus Elan. [24] [25]
Автомобильный дизайнер и инженер Гордон Мюррей сказал: «Lotus Elan серии 3… по моему мнению, это по-прежнему, вероятно, самый управляемый спортивный автомобиль из когда-либо созданных… Если кто-то хочет узнать, что такое хорошее рулевое управление, просто присоединяйтесь». Элан 60-х». [26]
Владельцы, водители и в СМИ
[ редактировать ]Это поколение двухместного автомобиля Elan, как известно, управлялось Дайаной Ригг в роли Эммы Пил в британском телесериале 1960-х годов «Мстители» . [27]
Упоминание об автокатастрофе в песне Битлз « A Day in the Life » апокрифически основано на Тары Браун в его Lotus Elan. фатальной аварии [28]
Среди известных знаменитостей прошлого и настоящего, которые владели и/или водили Lotus Elan:
- Питер Селлерс — английский комик. [29]
- Джим Кларк – шотландский автогонщик. [30]
- Пол Ньюман – американский актер. [31]
- Джей Лено – американский телеведущий. [32]
- Майкл Кроуфорд – английский актер, певец, комик. [33]
- Ноэль Реддинг — английский рок-музыкант (Jimi Hendrix Experience & Fat Mattress). [34]
Гонки
[ редактировать ]Несмотря на то, что Lotus Elan был (и продолжает оставаться [35] [36] ) широко использовался в гонках. Это был первый автомобиль Lotus, созданный не для гонок. в высокоэффективных классах (Ранее Lotus Elite разрабатывался как дорожный автомобиль, а также для участия в гонках Ле-Мана . [37] ) Тем не менее, поскольку владельцы считали, что все автомобили Lotus созданы для гонок, он вскоре нашел свое применение на трассе, хотя и непригодным. Lotus сопротивлялась модификации автомобиля, чтобы сделать его более подходящим для гонок, но в конечном итоге создала гоночную версию Elan. Робиншоу/Росс цитируют Колина Чепмена :
«Когда мы анонсировали Elan, мы сказали: «Это туристический автомобиль, он не предназначен для гонок, и мы не разрабатывали его для участия в соревнованиях». Тот факт, что клиенты покупали их и пытались участвовать в гонках, изначально нас не беспокоил, но на второй год мы подумали: что ж, если эти люди настаивают на гонках на них, то нам лучше заняться какой-нибудь правильной разработкой. мягко подпрыгивали, слишком мягко демпфировались, разрывали свои пончики на части и создавали всевозможные драмы, но это было название, и люди думали, что это, должно быть, гоночные машины».
Результатом «правильной разработки» стала версия Elan Type 26R, предлагаемая с 1964 года по цене 1995 фунтов стерлингов в виде комплекта. [39]
Автоспорт: Механически 26R отличался легкими гоночными поперечными рычагами, скользящими шлицевыми карданными валами вместо резиновых шарниров, более крупными стабилизаторами поперечной устойчивости и некоторым усилением вокруг точек подвески. Педали были переставлены для облегчения движения с пятки на носок, двухконтурные тормоза с двумя главными цилиндрами и суппортами из легкого сплава входят в стандартную комплектацию. Как и 140-сильная «четверка», настроенная Cosworth, хотя со временем предлагалась мощность до 160 л.с. [39]
Другие изменения включали расширение колесных арок, что позволило установить колеса и шины большего размера, а также более легкий кузов.
Отличия серий (моделей)
[ редактировать ]В таблице ниже представлен упрощенный обзор обновлений и изменений Elan, связанных с каждой серией. Примечательно, что за одиннадцать лет производства основы автомобиля изменились очень мало.
Каждая серия предусматривала общее обновление автомобиля, включая новые современные функции (например, электрические стеклоподъемники, шины большего размера, омыватели и окна с электроприводом, аварийные фонари и фонари заднего хода) и обновленный косметический вид (например, улучшенную звукоизоляцию и ковровое покрытие, улучшенный капот (крыша) DHC). дизайн, цветовая гамма Sprint).
Однако, поскольку компания Lotus производила небольшие объемы работ, процессы были достаточно гибкими, чтобы по желанию менять компоненты, используемые во время строительства. В результате между автомобилями одной серии могут существовать значительные различия.
Постоянные изменения часто были необходимы по ряду причин: наличие компонентов у поставщиков; изменение цен; необходимость соблюдения нормативных требований (особенно для федеральных автомобилей); улучшения модельного года; а также поэтапное введение и сокращение запасов во время перехода к следующей серии.
Компания Lotus пропагандировала потенциальные различия между автомобилями, заявив в своей документации: Политика Lotus предполагает постоянное совершенствование продукции, и сохраняется право изменять спецификации в любое время без предварительного уведомления. [40]
Модель | Новые возможности [41] [42] |
---|---|
Серия 1 |
|
Серия 2 |
|
Серия 3 стандарт/SE |
|
Серия 4 стандарт/SE |
|
Спринт |
|
Цена
[ редактировать ]Цена Elan менялась за время его производства. На момент объявления в октябре 1962 года полная стоимость сборки составляла 1499 фунтов стерлингов, хотя в период с 1963 по 1966 год заводская цена обычно была на 5–10% ниже. К концу производства, в апреле 1973 года, полная стоимость строительства увеличилась до 2436 фунтов стерлингов. [43]
Однако на протяжении всего производства Elan также был доступен в Великобритании в виде «комплекта». Это было сделано из соображений уклонения от уплаты налогов и требовало от заказчика завершения окончательной сборки автомобиля. Экономия на налогах была значительной: указанные выше цены были снижены до 1095 фунтов стерлингов и 2044 фунтов стерлингов соответственно. [43]
Комплектные версии Elan были максимально полными при соблюдении налогового законодательства. Все шасси, кузов, электрические системы, главная передача/подвеска и вся отделка были доставлены заказчику в полностью собранном виде. Окончательное строительство включало установку:
- Двигатель, коробка передач и карданный вал.
- Ступицы передних колес, пружины/амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости. [д]
- Выхлоп.
- Колеса/шины.
- Батарея.
- Радиатор и шланги.
Типичный покупатель Lotus, автолюбитель, охотно взялся бы за окончательную сборку. [44] По завершении владелец отвез бы автомобиль к дилеру Lotus, который, проверив правильность сборки, инициировал гарантийный период. Эта особенность покупки Elan довольно активно рекламировалась Lotus с помощью печатной рекламы, показывающей, насколько просто и выгодно завершить строительство. [45]
Сравнительные цены
[ редактировать ]Журнал The Motor регулярно публиковал цены на все автомобили Великобритании. Частичная выдержка с его страниц дает сравнительные цены на несколько спортивных автомобилей периода Elan S1. Из таблицы также видно, что Elite стоил существенно дороже Elan:
Марка/модель | Итого (включая налоги) | Набор |
---|---|---|
Лотус Элан 1500 | £1,317 | £1,095 |
Лотус Элит Купе | £1,662 | £1,299 |
Lotus Elite Coupé (Специальное оборудование) | £1,862 | £1,451 |
Lotus Seven Series II (Форд 109E) | Н/Д | £519 |
Остин Хили 3000 Спортивный кабриолет | £1,045 | Н/Д |
Остин Мини Купер С | £695 | Н/Д |
Феррари 250 GT Pininfarina Купе | £5,606 | Н/Д |
Форд Лотус Кортина | £1,100 | Н/Д |
Марка/модель | Итого (включая налоги) | Набор |
---|---|---|
Ягуар Е-Тип ОТС | £1,828 | Н/Д |
Jaguar E-Type F/H купе | £1,913 | Н/Д |
МГ Карлик | £598 [47] | Н/Д |
МГ Б | £834 | Н/Д |
Porsche 1600 купе с фиксированной головкой | £1,900 | Н/Д |
Порше 1600-S90 Кабриолет | £2,527 | Н/Д |
Триумф Спитфайр 4 | £640 | Н/Д |
Триумф ТР4 | £906 | Н/Д |
Коллекционирование
[ редактировать ]Elans 1960-70-х годов исполнилось уже полвека, и как уважаемый Lotus и прекрасный пример философии дизайна Колина Чепмена , они сегодня ценятся как автомобили коллекционеров. В Великобритании они имеют почти культовый статус среди автолюбителей, предлагая более высокие цены, чем где-либо еще в мире. [48] Недокументированное количество Elans с правым рулем (рынок Великобритании) было экспортировано в частном порядке в Японию, где ими восхищаются коллекционеры. Как и в случае со многими английскими спортивными автомобилями того периода, по всему миру есть преданные энтузиасты, особенно в Австралии, Канаде и США. [8]
Простая конструкция автомобиля, почти все детали которого легко заменяются, делает его хорошо подходящим для коллекционного рынка. Доступны новые шасси, кузова и компоненты трансмиссии. По всему миру существует множество поставщиков запчастей и услуг по восстановлению Elan. Удобно, что корпус из стекловолокна невосприимчив к ржавчине.
Текущие значения
[ редактировать ]Текущие значения сильно различаются по всему миру, поэтому в следующей таблице приведены приблизительные данные для Великобритании в зависимости от условий. Ранние автомобили (S1 и S2) и Sprints ценятся выше, чем S3, которые ценятся выше, чем S4.
Как правило, купе с откидной головкой ценились выше, чем купе с фиксированной головкой, и в прошлом нередки случаи преобразования FHC в DHC, что делало FHC более редкими. Это привело к стабилизации стоимости автомобилей FHC.
Состояние | Британские фунты стерлингов (тысяч) [49] |
---|---|
Плохое/восстановление | Тинейджеры |
Справедливый | Средний подростковый возраст |
Хороший | Младшие двадцатые |
Отличный | Меньше тридцати |
Соревнование | Низкие сороковые |
25 февраля 2023 года компания Silverstone Auctions Ltd. выставила на аукцион семь полностью отреставрированных Lotus Elans из коллекции Пиддингтона, каждый из которых имеет уважаемое происхождение. Цены без учета надбавки покупателя в размере 12,5% и НДС были: [50]
- 1975 Sprint FHC, последний в истории Elan — 40 000 фунтов стерлингов
- 1971 Спринт DHC, бывший Рон Хикман - 58 000 фунтов стерлингов
- 1969 S4 FHC, бывший Йохен Риндт — £58 000
- 1966 S3 DHC, бывшая Дайана Ригг (Эмма Пил/Мстители) — £146 000
- 1968 S3 DHC, бывший Роб Уокер — 44 000 фунтов стерлингов
- 1968 S4 FDC, бывший Кейт Дакворт — 32 000 фунтов стерлингов
- 1966 S3 DHC, бывший Питер Селлерс — 66 000 фунтов стерлингов
Галерея
[ редактировать ]Элан 1600 и С2:
- Безрамные окна
- Крышка багажника коробчатого типа
- Редко установленная жесткая крыша
Элан S3, S4 и Спринт:
- Установлена крышка тонно; полноразмерный багажник/крышка багажника, окна в рамах
- Купе с фиксированной головкой
- Классическая гоночная раскраска Gold Leaf Team Lotus
- Кабриолетная крыша поднята; Фары подняты
Шасси — моторный отсек:
- Голое шасси
- Экспонат Лондонского музея науки (ок. 1960-е гг.) Lotus Elan
- Типовой моторный отсек (Webers, LHD)
Объявление +2
[ редактировать ]Лотос Элан +2 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | 1967–1975 |
Сборка | Англия |
Дизайнер | Рон Хикман |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2+2 2-дверное купе |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1558 куб.см Lotus TwinCam I4 ( нефтяной ) |
Передача инфекции | 4-ступенчатая и 5-ступенчатая механическая коробка передач (полностью синхронизированная). |
Размеры | |
Колесная база | 96,0 дюймов (2438 мм) |
Длина | 169,0 дюймов (4293 мм) |
Ширина | 66,0 дюймов (1676 мм) |
Высота | 47,0 дюймов (1194 мм) |
Снаряженная масса | Примерно 1960 фунтов (889 кг) |
Обзор
[ редактировать ]Elan +2 был представлен в 1967 году с более длинной колесной базой и более широкой колеей, а также двумя небольшими задними сиденьями, подходящими для детей. В то время как Elan был двухместным спортивным автомобилем, предназначенным для одиноких мужчин и женщин или молодой пары, +2 был более крупным и значительно более роскошным автомобилем, предназначенным для состоятельной семьи с детьми. Обзоры отражают этот новый рынок для Lotus. Журнал Motor Sport сообщил о цели проекта: было решено значительно увеличить внутренние размеры, чтобы соответствовать принципу автомобиля, согласно которому он «должен быть способен с комфортом перевозить двух взрослых и двух детей на 1000 миль с их багажом» . [51] В 1971 году Колин Чепмен купил Moonraker Marine / JCL, а в 1974 году Брайану Дэйви, работавшему с военно-морским архитектором Доном Шидом над проектом новой лодки, было предложено помочь в перепроектировании замены для Европы. В конечном итоге он был разработан Джуджаро из Italdesign и назван Esprit, производство которого началось в 1976 году.
Хотя производство Elan было прекращено в 1973 году, Elan +2 продолжал выпускаться до 1975 года.
Строительство
[ редактировать ]Если не считать увеличения размеров, необходимого для размещения двух дополнительных сидений, дизайн Elan +2 был чрезвычайно похож на двухместный Elan. Концепция базового шасси с кузовом из стекловолокна, оснащенного трансмиссией британского производства Ford, была сохранена. Также использовалась передняя/задняя подвеска на двойных поперечных рычагах и стойка Chapman Strut одинаковой конструкции, при этом некоторые компоненты (например, задние ступицы) использовались совместно с двухместным Elan, а другие (например, поперечные рычаги) были увеличены в размерах. Тормоза с усилителем были стандартными, двухконтурными на некоторых рынках.
В 1968 году была выпущена более роскошная версия Elan +2, названная +2S.
В 1971 году модель +2S 130 была модернизирована и включала в себя двигатель Big Valve, а затем получила название +2S 130. Более поздние модели +2S 130 были оснащены 5-ступенчатой коробкой передач на базе Austin Maxi , которая значительно улучшила его крейсерские возможности на высокой скорости, получив название +2С 130/5.
Производительность
[ редактировать ]- Испытанная максимальная мощность: чистая 108–126 л.с. (81–94 кВт) (в зависимости от модели).
- Максимальная скорость: 120 миль в час (193 км/ч).
- Ускорение: 0–60 миль в час (0–97 км/ч) за 7,9 секунды, 0–100 миль в час (0–161 км/ч) за 21,8 секунды.
Производство
[ редактировать ]Как и в случае с двухместным Elan, точное количество выпущенных +2 неизвестно. Предполагаемое общее количество составляет около 5200 человек. Однако в книге Джона Болстера «Лотос Элан и Европа: Путеводитель для коллекционера» их число составляет 3300. [52] Сегодня на дорогах осталось менее 1200 таких автомобилей.
Галерея
[ редактировать ]- После перехода рынка с фиксированной насадки на откидную
Элан (M100)
[ редактировать ]Лотус Элан (М100) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется |
|
Производство |
|
Сборка |
|
Дизайнер | Питер Стивенс [53] |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверный родстер |
Макет | Передний двигатель, передний привод |
Связанный | Концепт Киа КМС-II |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 5-ступенчатая механическая |
Размеры | |
Колесная база | 88,6 дюйма (2250 мм) |
Длина | 149,7 дюйма (3803 мм) 152,2 дюйма (3870 мм) (США) |
Ширина | 68,3 дюйма (1734 мм) |
Высота | 48,4–48,8 дюйма (1230–1240 мм) |
Снаряженная масса | 2198 фунтов (997 кг) (NA) 2370–2447 фунтов (1075–1110 кг) (турбо) |


Серия Lotus M100 Elan была выпущена в августе 1989 года, возродив фирменную табличку Elan спустя 14 лет. Двухместный спортивный кабриолет с передним приводом, разработанный Lotus, с двигателем и механической коробкой передач производства Isuzu . [54] и был построен с использованием ресурсов разработки и испытаний General Motors . В его развитие было инвестировано около £35 млн (около $55 млн). [55] больше, чем любой другой автомобиль в истории Lotus. Его конструкция, состоящая из композитного кузова из стекловолокна на жестком стальном каркасе шасси , соответствовала оригинальной философии основателя Lotus Колина Чепмена о достижении производительности за счет малого веса, а название «Elan» связывало автомобиль с его предком 1960-х годов.
Происхождение
[ редактировать ]В 1986 году покупка Lotus компанией General Motors обеспечила финансовую поддержку для разработки нового, небольшого и доступного автомобиля в том же духе, что и оригинальный Elan (последний раз построенный в декабре 1972 года). Опытный образец M90 (позже переименованный в X100) был построен несколькими годами ранее с использованием кузова из стекловолокна , разработанного Оливером Уинтерботтомом , и поставляемого Toyota 1,6-литрового двигателя и трансмиссии . M90, в свою очередь, предшествовал более ранний двухместный проект 1974 года под названием Lotus M80, также разработанный Winterbottom и основанный на Lotus Eclat . Однако у Lotus была нехватка денег, и разработка вскоре была остановлена, а название M80 позже появилось на концепте четырехдверного седана V8 Lotus Eminence M80 1984 года. [56] [57] Lotus надеялась продавать автомобиль через дилерские центры Toyota по всему миру под маркой Lotus Toyota, но проект так и не был реализован, и прототип был отложен (хотя сотрудничество Lotus с Toyota оказало некоторое влияние на дизайн Toyota MR2 ).
Однако идея небольшого родстера с двигателем, работающим на стороне, осталась, и в конце 1986 года проект Питера Стивенса для Type M100 был одобрен, и инженеры Lotus начали работу по превращению глиняного статуэтки в автомобиль, который можно было бы построить. Этот процесс был завершен менее чем за три года — удивительно короткий срок от проектирования до производства автомобиля.
Тестирование
[ редактировать ]Новый Elan задумывался как автомобиль массового рынка, который понравится, в частности, покупателям из США. Следовательно, Lotus приложила огромные усилия (для такой маленькой фирмы) к тестированию автомобиля; За двухлетний период было построено 19 аварийных автомобилей и 42 экспериментальных автомобиля, преодолевших почти миллион испытательных миль в местах от Аризоны до Арктики . Elan проехал на гоночной скорости 24 часа по трассе в Снеттертоне . каждый новый автомобиль тестировался на протяжении примерно 30 миль (48 км) на заводе Lotus в Хетеле Наконец , перед отправкой дилерам для проверки на наличие производственных дефектов.
Умение обращаться
[ редактировать ]Выбор переднего привода необычен для спортивного автомобиля, но, согласно рекламной литературе Lotus, «при заданном весе, мощности и размере шин переднеприводный автомобиль всегда был быстрее на заданном участке дороги. определенные преимущества в тяге и управляемости, а такие недостатки, как крутящий момент , ударное управление и отдача рулевого колеса, не были непреодолимыми». [55] Это был единственный переднеприводный автомобиль Lotus. Каждая модель, выпущенная после M100 Elan, такая как Lotus Elise , была заднеприводной .
Характеристики M100 Elan на поворотах были неоспоримы (на момент выпуска Elan был описан журналом Autocar как «самый быстрый из доступных автомобилей»). Реакция прессы не была однозначно положительной, поскольку некоторые обозреватели сочли управляемость слишком безопасной и предсказуемой по сравнению с автомобилем с задним приводом. Однако жесткое шасси Elan свело к минимуму крены в поворотах, что привело к тому, что многие критики назвали его «лучшим переднеприводным [автомобилем] без исключения». [58] В отличие от безнаддувной версии, турбированный SE в стандартной комплектации получил гидроусилитель руля, а также шины с более высоким индексом скорости ZR. [59]
Двигатель
[ редактировать ](DOHC) объемом 1588 куб.см В M100 Elan использовался 16-клапанный двигатель I4 с двойным верхним распредвалом , полученный от Isuzu Gemini и значительно модифицированный Lotus (третье поколение этого двигателя позже использовалось в Isuzu Impulse ), который выдавал 162 л.с. 121 кВт) с турбонаддувом. Время разгона от 0 до 60 миль в час было измерено журналом Autocar and Motor за 6,5 секунды, а максимальная скорость была зафиксирована 137 миль в час (220 км/ч).
Существенные отличия двигателя Isuzu-Lotus от оригинала включают новую выхлопную систему , измененную маршрутизацию впускного трубопровода для лучшей термодинамической эффективности, улучшенную подвеску двигателя и серьезные модификации блока управления двигателем для улучшения крутящего момента и реакции на наддув. IHI Почти все модели оснащались турбокомпрессором .
Компоненты тормозной системы и подвески
[ редактировать ]Большинство элементов подвески для M100 Elan (как S1, так и S2) были изготовлены и поставлены компанией Portland Engineering, базирующейся в Дорсете, Великобритания. Они поставили передние и задние тормозные диски, рычаги задней подвески, передние и задние держатели ступиц, а также множество других компонентов. Задние тормоза имели необычную конструкцию: задняя ступица была встроена в тормозной диск. [ нужна ссылка ]
Продажи
[ редактировать ]На момент запуска были доступны два варианта: Elan 1.6 мощностью 130 л.с. (97 кВт; 132 л.с.) (розничная цена 17 850 фунтов стерлингов) и Turbo SE мощностью 162 л.с. (121 кВт; 164 л.с.) (19 850 фунтов стерлингов). Первоначальные продажи были разочаровывающими из-за дебюта более доступной «ностальгической» Mazda MX-5, которая, возможно, была похожа по концепции на Elan 1960-х годов, в отличие от нарочито футуристического наклона M100. Производство Elan было очень дорогим (затраты на проектирование и производство одной лишь приборной панели превышали общую стоимость производственной линии Excel), а показатели продаж были слишком низкими, чтобы окупить огромные затраты на разработку.
Всего с ноября 1989 по июль 1992 года было построено всего 3855 автомобилей Elan, в том числе 129 безнаддувных автомобилей. Всего 559 из них были проданы в США. Они имели кузов «Stage 2» с другим расположением заднего спойлера в багажнике, а также удлиненную носовую часть для размещения противозащитной конструкции и подушки безопасности, соответствующих требованиям США, а также 16-дюймовые колеса (опция в комплектации). для большинства рынков, стандартно для США) вместо 15-дюймового, как на модели для Великобритании. Версия купе Elan, которая заменит Excel, также находилась в стадии разработки. Это тоже было отложено, и не было прямого преемника Excel, производство которого также было прекращено в 1992 году.
Серия 2
[ редактировать ]Через два года после окончания первоначального производственного цикла была выпущена ограниченная серия 800 Series 2 (S2) M100 Elans в эпоху Романо Артиоли (выпускалась с июня 1994 г. по сентябрь 1995 г.), когда было обнаружено, что имеется достаточно свободных двигателей для производства это возможно. Это было только для рынка Великобритании. По данным журнала Autocar, S2 решил некоторые проблемы с управляемостью, но мощность была снижена до 155 л.с. (116 кВт; 157 л.с.), а время разгона от 0 до 60 миль в час увеличилось до 7,5 секунд из-за законодательных требований по установке автомобиля. каталитический нейтрализатор на всех рынках. S2 имеют характеристики, очень похожие на автомобили США, имеют идентичную калибровку системы управления двигателем, хотя и немного меньшую общую массу автомобиля.
Киа Элан
[ редактировать ]После окончательного производства Elan в 1995 году Lotus продала права на производство компании Kia Motors , которая выпустила собственную версию. Внешне Киа Элан выглядит практически идентично оригиналу. Самым очевидным отличием являются задние фонари, разработанные Kia, которые заменили Renault Alpine GTA оригинальные задние фонари .
Kia Motech (Kia Motor-technology) производила автомобиль в Ансане, Южная Корея, с 1996 по 1999 год как Kia Elan для корейского рынка, используя 1,8-литровый двигатель T8D производства Mazda мощностью 151 л.с. (111 кВт; 149 л.с.) вместо двигателя Mazda . Исузу 1.6 турбированный агрегат. На японском рынке автомобиль продавался как Vigato . [60] Всего было произведено 1056 экземпляров. [61]
Концепт-шоу-кар Elan 2013 года
[ редактировать ]Лотос Элан (2013) | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | концепция, не произведенная |
Дизайнер | Донато Коко [62] |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Макет | Среднемоторный, задний привод |
Новый Lotus Elan был анонсирован на Парижском автосалоне 2010 года . Ожидалось, что он будет запущен в производство к 2013 году, но он, как и концепты Esprit и Elite , был отменен до того, как его удалось запустить в производство. [63] Автомобиль должен был иметь 4,0-литровый двигатель V6 мощностью около 350 лошадиных сил, время разгона до сотни 4,5 секунды, максимальную скорость 165 миль в час и весить примерно 1295 кг (2855 фунтов). [64] Автомобиль также должен был иметь новую систему рекуперации кинетической энергии (KERS), которая обеспечивала бы короткие всплески дополнительной мощности, используя энергию, восстанавливаемую во время торможения.
Библиография
[ редактировать ]- Арнольд, Г. 1981. Руководство для покупателей Lotus Elan и Plus Two, 1962–1975 гг . Клуб Лотос
- Бакленд, Брайан (2006) Восстановление Lotus Elan - Приложение к руководству по инженерному мастерству . ООО "Эланман" ISBN 978-0-9552849-0-8 .
- Кларк, Р. М. Коллекция Lotus Elan № 2, 1963–1972 гг . Книги Бруклендса. ISBN 0-907073-68-9
- Харви, К. 1982. Лотос: Элита, Элан, Европа . Оксфорд Иллюстрированная Пресса. ISBN 0-902280-85-6 .
- Холмс, Марк (2007). Совершенные кабриолеты: красота без крыши . Лондон: Кандур. стр. 94–95. ISBN 978-1-905741-62-5 .
- Хьюз, М. 1992. Lotus Elan . Издательство Оспри. ISBN 1-85532-194-7 .
- Лотус Карс Лимитед. 1974. Руководство по ремонту Lotus Elan +2 . Лотос Автомобили
- Прочтите, Робин (1989), «Лотос» Колина Чепмена (Первые годы, элита и происхождение Элана) . Хейнс/Фулис, ISBN 0-85429-703-0 .
- Дорожно-путевой персонал (2012). «50 лет Lotus Elan». Дорога и трек 64 (4): 66–74.
- Робиншоу, Пол; Росс, Кристофер (1989). Оригинальный Lotus Elan 1962–1973 годов: важные данные и рекомендации для владельцев, реставраторов и конкурентов . Великобритания: Публикации по автогонкам. ISBN 0-947981-32-2 .
- Робиншоу, Пол; Росс, Кристофер (1995). Authentic Lotus Elan и Plus 2: основные данные и рекомендации для владельцев, реставраторов и конкурентов (2-е изд.). Великобритания: Публикации по автогонкам. ISBN 0-947981-95-0 .
- Тейлор, М. 1990. Lotus Elan, Полная история . Кровуд Пресс Лтд. ISBN 1-86126-011-3
- Тейлор, В. 1998. Книга Lotus, полная история автомобилей Lotus, специальный выпуск к 50-летию . Котери Пресс Лимитед. ISBN 1-902351-00-2 .
- Уэррет, Д. 1993. Lotus Elan . Скопа. ISBN 1-85532-377-X
- Уилкинс, Майлз (2003), Двухкамерный двигатель Lotus . Мотоциклы, ISBN 978-0-7603-1692-4 .
- Уиллс, Барри (2019), «45+ лет без Джона Делориана» (глава 13 «Новый Lotus Elan — управление M100»). Публикации Вудбайна. ISBN 9-780985-657826 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сотрудники дорожного и путевого хозяйства (2012), стр. 2012. 71
- ^ Смит, Сэм (декабрь 2012 г.). «Лотус Элан 1962–1973». Дорога и трек . 64 (4): 70–71.
- ^ «Лотос Элан» . LotusElan.net. 10 февраля 2017 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Седжвик, Майкл; Гиллис, Марк (1986), от А до Я автомобилей 1945–70 , Лондон, Великобритания: Hamlyn Distribution Services, стр. 118–119, ISBN 978-0600333913
- ^ Робиншоу и Росс 1989 , с. 13.
- ^ Болстер, Джон (1980). Lotus Elan и Europa: Путеводитель для коллекционера . Великобритания: Публикации по автогонкам. ISBN 0-9005-4948-3 . Страница 52.
- ^ Робиншоу и Росс 1989 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б «Реестр Lotus Elan и Lotus Elan Plus 2» . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Руководство по ремонту Elan - Раздел: Технические данные (изд. 36 T 327). Лотус Карс Лимитед. Март 1970 г. с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Информационный листок: модели Lotus Elan с фиксированной головкой и купе с откидывающейся головкой. Около 1966 года. Lotus Cars (Sales) Ltd.
- ^ Перейти обратно: а б Руководство по ремонту Elan — Раздел: Технические данные (X036 T 0327Z, пересмотренное переиздание). Лотус Карс Лимитед. Октябрь 1974 г., стр. 9/10.
- ^ Информационный лист: Lotus Elan 1500. Около 1962 года. Разработан и нарисован Роджером Гибсоном, LSIA, и Ричардом Личем, LSIA. Напечатано в Англии компанией J. Howitt and Son Ltd, Ноттингем.
- ^ Робиншоу и Росс 1989 , стр. 17-18.
- ^ «Вес двигателя» . LotusElan.net. 11 ноября 2006 г. Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Lotus Elan Sprint > Данные о производительности» . www.lotuselansprint.com . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Робиншоу и Росс 1989 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б «Лотос 0-60 раз» . www.zeroto60times.com . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Лотус Элан S3 SE 1966 года» . www.carfolio.com . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Лотус Элан 1600 1964 года» . Автомобиль и водитель . США. Январь 1970 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Иган, Питер (10 июля 2015 г.). «Очарование Лотоса Элан» . Дорога и трасса . США . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ «Дорожные впечатления: Lotus Elan Sprint» . Журнал «Автомобильный спорт» . Великобритания. Июль 1971 г. с. 36 . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Шрайбер, Ронни (13 августа 2014 г.). «Самый влиятельный спортивный автомобиль из когда-либо созданных?: Lotus Elan» . Правда об автомобилях . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Сасс, Роб (июнь 2009 г.). «Стоит веса». Рынок спортивных автомобилей . 21 (6): 28.
- ^ Мик Уолш, Тони Бейкер (22 июля 2014 г.). «Toyota 2000GT: венец славы» . Классический и спортивный автомобиль . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ «Тойота 2000GT: Шасси» . www.2000gt.net . Проверено 16 мая 2018 г.
- ^ Джек Рикс (8 февраля 2023 г.). Koenigsegg против Rimac против Мюррея против Hennessey: лучший разговор с автомобильными боссами . Топ Гир . Событие происходит в 45:08 . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «Лотос и Мстители» . Архив и ресурсы Колина Чепмена . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ «Тара Браун умирает» . Библия Битлз. 18 декабря 1966 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «Lotus Elan Питера Селлерса 1966 года ушёл с молотка» . Аукционы Сильверстоуна. 5 ноября 2015 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ «Знаменитые владельцы Lotus Elan: Джим Кларк» . 13 февраля 2013 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Стоун, Мэтт; Лернер, Престон (15 октября 2009 г.). Победа — гоночная жизнь Пола Ньюмана . Моторбукс Интернешнл. п. 26 . ISBN 978-0-7603-3706-6 .
- ^ «Гараж Джея Лено» . Ютуб . 1 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Жан Негулеско (режиссер), Андре Хаким (продюсер) (1970). Привет-прощай (Фильм). Великобритания.
- ^ «Джими Хендрикс Элан» . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Сотрудники VR (11 мая 2018 г.). «Lotus 26R выигрывает Tour Auto 2018» . Винтажная дорога и гоночный автомобиль . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ «Историческая гонка на острове Филиппа 2018» . www.lotuselan.net. 3 июня 2018 года . Проверено 13 июля 2018 г.
- ^ Ортенбургер, Деннис. «История элиты - краткая история элиты Lotus» . Всемирный реестр Lotus Elite . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Робиншоу и Росс 1989 , стр. 73-74.
- ^ Перейти обратно: а б «Лотус Элан 26Р» . Журнал «Автомобильный спорт» . Великобритания. Июнь 2009. с. 116 . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Руководство по ремонту Lotus Elan (изд. 36 T 327). Лотус Карс Лимитед. Март 1970 г. с. 3.
- ^ Бакленд, Брайан (2006). Восстановление Lotus Elan — Приложение к руководству по инженерному мастерству . Великобритания: Elanman Ltd., 9 Grove Avenue, Кумб-Дингл, Бристоль, BS9 2RN, Англия. стр. 23–29. ISBN 978-0-9552849-0-8 .
- ^ «Реестр Lotus Elan и Lotus Elan Plus 2» . www.elanregistry.org . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Робиншоу и Росс 1989 , с. 24.
- ^ «Сборка Elan из комплекта – за выходные?» . Клуб Лотос. 2015 . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ « Вы и несколько друзей могли бы создать свой собственный Lotus Elan менее чем за выходные, получая простое конструктивное удовольствие. Я так и сделал». говорит доктор Хаммонд» . www.lotuselan.net. 28 июня 2011 года . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Индекс цен Великобритании». Мотор . Великобритания: Temple Press Limited, Боулинг-Грин-лейн, Лондон, EC1. 3 июля 1963 г. стр. 29–31.
- ^ Цена исправлена за страницу 20 в том же выпуске The Motor.
- ^ «Почему Lotus Elan должен стать вашим следующим маслкаром» . Великобритания: Конде Наст. 9 февраля 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ "Сколько стоит ваша классика?" . Великобритания: The Hagerty Group, LLC . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Аукционы Сильверстоуна» .
- ^ «Lotus Elan +2s — Скорость в стиле» . Журнал «Автомобильный спорт» . Великобритания. Март 1971 г. с. 28 . Проверено 3 мая 2018 г.
- ^ Болстер, Джон (1980). Lotus Elan и Europa: Путеводитель для коллекционера . Великобритания: Публикации по автогонкам. ISBN 0-9005-4948-3 . Страница 70.
- ^ «Дизайнер» . ajovalo.net . Проверено 8 февраля 2012 г.
- ^ «Редкие поездки: Lotus Elan 1991 года с мощностью от Isuzu» . Thetruthaboutcars.com . www.thetruthaboutcars.com. 14 февраля 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Руководство по продажам М100» . Проверено 30 июня 2009 г.
- ^ Уинтерботтом, Оливер (2017). Жизнь в автомобильном дизайне — Jaguar, Lotus, TVR . Издательство Велосе. стр. 58–61. ISBN 9781787110359 .
- ^ «Связь Тойоты и GM» . www.lotusespritworld.com .
- ^ Энрайт, Энди (10 октября 2008 г.). «Репозиция Лотоса» . Autoweb.co.uk. Архивировано из оригинала 28 июля 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Quattroruote: Все автомобили мира 1992 (на итальянском языке). Милан: Editoriale Domus SpA, 1992. с. 447.
- ^ Дриммер, Авраам (10 июня 2014 г.). «На день рождения Kia, вспоминая их самый странный (и единственный) спортивный автомобиль» . Дорога и трасса . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Ли, Джин Сок (21 июня 2012 г.). «[Повествовательный отчет] Пока не убежит последний… Я люблю тебя, Элан» [Пока не убежит последний… Я люблю тебя, Элан]. Донг-а Ильбо (на корейском языке) . Проверено 31 января 2019 г.
- ^ Шах, Хафриз (23 октября 2014 г.). «Рассел Карр возглавит дизайн Lotus; Донато Коко уходит» . Полтан.орг . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Тан, Джонатан Джеймс. «Lotus: пять концепт-каров консервированы, бренд не будет продаваться» . Полтан.орг. Архивировано из оригинала 28 декабря 2018 года . Проверено 20 февраля 2017 г.
- ^ «Сайт Lotus cars получен 30 сентября 2010 г.» . Архивировано из оригинала 3 октября 2010 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также известен под торговой маркой Metalastik.
- ^ Перейти обратно: а б Автомобили Federal (для рынка США) были оснащены специальным впускным патрубком карбюратора в соответствии с правилами контроля выбросов, что снижало выходную мощность.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Необходимы изменения в формах из стекловолокна, использованных при изготовлении кузова/дверей/багажника(багажника).
- ^ В некоторых случаях также требовалась установка задней подвески.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
