Лотос 79
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2018 г. ) |
![]() Ронни Петерсон за рулем 79-й трассы Брэндс-Хэтч во время Гран-при Великобритании 1978 года. | |||||||||||
Категория | Формула-1 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктор | Команда Лотос | ||||||||||
Дизайнер(ы) | Колин Чепмен (исполнительный инженер) Тони Радд (руководитель технического отдела) Тони Саутгейт (главный инженер) Питер Райт (аэродинамика) Мартин Огилви (автомобильный инженер) Джефф Олдридж (главный дизайнер) | ||||||||||
Предшественник | Лотос 78 | ||||||||||
Преемник | Лотос 80 | ||||||||||
Технические характеристики | |||||||||||
Шасси | Алюминиевый монокок | ||||||||||
Подвеска (передняя) | Двойные поперечные рычаги , внутренняя пружина / амортизатор . | ||||||||||
Подвеска (задняя) | Параллельные верхние рычаги, нижние поперечные рычаги , сдвоенные радиусные рычаги , подвесная пружина / демпфер . | ||||||||||
Двигатель | Ford - Cosworth DFV , 2993cc V8 , без наддува , среднемоторный , продольно расположенный | ||||||||||
Передача инфекции | Hewland FG 400, 5-ступенчатая механика | ||||||||||
Власть | 475 л.с. при 11 000 об/мин [ 1 ] | ||||||||||
Топливо | 1978 : Валволин 1979 : Эссекс | ||||||||||
Шины | Гудиер | ||||||||||
История соревнований | |||||||||||
Известные участники | Джон Плейер Team Lotus Мартини Racing Team Lotus Команда Ребака | ||||||||||
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||||
Дебют | Гран-при Бельгии 1978 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при Бельгии 1978 года. | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Голландии 1978 года. | ||||||||||
Последнее событие | Гран-при США 1979 года. | ||||||||||
| |||||||||||
Чемпионат конструкторов | 1 ( 1978 ) | ||||||||||
Чемпионат водителей | 1 ( Марио Андретти , 1978 ) |
Lotus 79 — автомобиль Формулы-1, разработанный в конце 1977 года Колином Чепменом , Джеффом Олдриджем , Мартином Огилви , Тони Раддом , Тони Саутгейтом и Питером Райтом из Lotus . Lotus 79 был первым автомобилем Формулы-1, в полной мере использовавшим преимущества аэродинамики с эффектом земли .
За время своего существования Lotus 79 одержал 7 побед, 10 поул-позиций, 121 очко и выиграл для Lotus последние чемпионаты мира среди пилотов и конструкторов. Считается, что модель 79 продвинула Формулу-1 в эру современной аэродинамики. После того, как Рубенс Баррикелло управлял 79-м на Фестивале скорости в Гудвуде в 2000 году, он говорил о его «феноменальном сцеплении и тяге» и заявил, что «он похож на современный автомобиль Гран-при». [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]

Аэродинамика Lotus 79 с эффектом земли была впервые использована в его непосредственном предшественнике Lotus 78 . Проблемы с давлением в днище модели 78 были решены в модели 79 с дальнейшими проектными работами над туннелями Вентури под автомобилем, которые позволили равномерно распределить область низкого давления по всей нижней части. Это было достигнуто за счет удлинения задней части кузова до точки внутри системы подвески задних колес, что позволило нижней части выдвигаться еще дальше назад, а не резко заканчиваться перед задними колесами, как на 78. В результате задняя подвеска также была изменена. переработан, чтобы воздух мог выходить сзади более чисто, чем у его предшественника. Это позволило использовать заднее крыло меньшего размера, что снизило сопротивление. Когда автомобиль впервые появился, верхняя часть кузова имела крутой наклон и имела боковые опоры в виде бутылки из-под кока-колы . После работы в аэродинамической трубе эти функции оказались ненужными, поскольку машина и так создавала очень большую прижимную силу. Однако позже эти особенности были включены в Лотос 80 . Всего за время существования конструкции было построено пять шасси, а прототип 79/1 позже был продан Эктору Ребаку для участия в гонках в качестве частного участника. [ 3 ]
Автомобиль был оснащен двигателем Ford Cosworth DFV и изготовлен из сотового листового алюминия , специально усиленного для выдерживания давления, оказываемого на автомобиль эффектом земли. Топливный бак представлял собой одну ячейку позади водителя, в отличие от отдельных топливных баков на предыдущем Lotus 78. Преимущество этого заключалось в повышении противопожарной защиты и возвращении центра тяжести в середину автомобиля, что помогало при прохождении поворотов и торможении. Модель 79 также была первой машиной Формулы-1, спроектированной с использованием средств компьютерного проектирования. [ нужна ссылка ] Фактически, это была первая машина Формулы-1, которая использовала компьютеры для анализа ее работы в боксах во время гоночных выходных.
Автомобиль был тайно испытан в конце 1977 года Ронни Петерсоном и показал себя чрезвычайно быстрым, но шасси быстро утомилось из-за сильного всасывания и перегрузок , создаваемых эффектом земли. Модель 79 производила примерно на 30% больше прижимной силы, чем модель 78, чего не предвидели Огилви и Радд, которые вернулись к чертежной доске. Шасси было усилено в определенных точках, в основном вокруг монокока и опорных точек на ванне шасси, и автомобиль оказался еще быстрее, чем раньше. [ 4 ]
Потребность в плавном потоке воздуха требовала, чтобы автомобиль имел чистые линии. Прозванный прессой и фанатами Формулы-1 за изящный дизайн, обтекаемый профиль и черно-золотую окраску благодаря спонсорству сигарет John Player Special , Lotus 79 сразу же стал конкурентоспособным во время своего дебюта Гран-при Бельгии 1978 года. на Золдер . Он занял поул-позицию благодаря Марио Андретти более чем на секунду и уверенно выиграл гонку. Андретти сказал после первого вождения на 79-м, что по сравнению с ним Lotus 78 «все равно что водить лондонский автобус». После впечатляющей поул-позиции Петерсон однажды пошутил, что машина была так блестяще настроена, что все, что ему нужно было делать, это управлять. [ 5 ]
Однако у 79-го не обошлось без проблем. Райт и Огилви отметили, что в некоторых аспектах конструкции машина была очень маргинальной. У Андретти были сомнения по поводу тормозов автомобиля, которые заметно ослабли на гоночной дистанции, особенно в жарких условиях; выхлоп имел склонность к перегреву, а монокок был не таким жестким, как хотелось бы команде, а это означало, что новую отливку приходилось изготавливать несколько раз в течение двух сезонов эксплуатации автомобиля. [ 3 ]
История гонок
[ редактировать ]1978
[ редактировать ]
Модель 79 оказалась практически непобедимой в сезоне Формулы-1 1978 года и обеспечила беспрецедентный уровень доминирования; команда уже побеждала в Аргентине с Андретти и в Южной Африке с Петерсоном. Модель 79 впервые использовалась во время тренировок на Гран-при Монако под управлением Марио Андретти , но в гонке он использовал модель 78. 79-я была готова к следующему этапу в Бельгии: Андретти была доступна одна машина, а Петерсон использовал более старую 78-ю, пара финишировала первой с Андретти и второй с Петерсоном. Те же результаты в том же порядке на Гран-при Испании , поскольку оба гонщика использовали исключительно 79. Гран-при Швеции вызвало гнев нескольких команд, включая Lotus, потому что Brabham модернизировал свой Brabham BT46B , который был известен как «фанатский автомобиль». Андретти занял поул и лидировал до тех пор, пока фан-кар Ники Лауды не проехал мимо него, у Андретти взорвался двигатель, а Петерсон финишировал третьим после Лауды и Риккардо Патрезе Arrows . После гонки Brabham добровольно отказался от участия в BT46B. [ 6 ] 79-й был первым и вторым во Франции , Андретти первым, а Петерсон вторым. Модель 79 дважды сошла с дистанции на Гран-при Великобритании : Петерсон сошел со второго места после семи кругов из-за утечки топлива, Андретти лидировал до двадцать четвертого круга, когда он выехал из ямы из-за прокола левой задней части и, преследуя лидирующую группу, взорвал свой двигатель. . В Германии Андретти выиграл, но Петерсон сошел с дистанции, когда у него вышла из строя коробка передач. На Гран-при Австрии Петерсон выиграл, но Андретти сошел с дистанции после того, как попытался обогнать Карлоса Ройтемана , Ferrari и эти двое столкнулись с машиной Андретти, врезавшейся в барьеры. Голландия была последним первым и вторым местом для Lotus в ее карьере: первым был Андретти, а вторым - Петерсон. Гран -при Италии стал незабываемым уик-эндом по всем правильным и неправильным причинам для Lotus, Андретти квалифицировался на поуле, но Петерсон квалифицировался шестым, и ему пришлось использовать более старую 78-ю после того, как у 79-й внезапно отказали тормоза во время разминки, плюс он не смог чтобы поместиться в запасную машину Андретти. Старт был хаотичным: Андретти прошел мимо Жиля Вильнева Ferrari и Brabham Лауды. Петерсон плохо стартовал, плюс скопление людей вокруг него привело к столкновению между ним, командой Патрезе «Эрроуз» и командой Джеймса Ханта « Макларен» . Машина Петерсона загорелась, и Хант вытащил шведа на свободу и лег посреди трассы в полном сознании, но с серьезными травмами ног. Петерсону сделали операцию, и он умрет в понедельник после гонки. Андретти возьмет рестарт и будет первым на выезде, но финиширует шестым после того, как он и Вильнев оба выпрыгнули из возобновленной гонки. Жан-Пьер Жарье взял на себя управление вторым Lotus в Соединенных Штатах и бежал третьим, пока у него не закончилось топливо за четыре круга до финиша. Андретти лидировал на первых кругах, но у него возникла проблема с тормозами, а позже у него взорвался двигатель. На Гран-при Канады возникли проблемы для Андретти, поскольку он попытался обогнать Brabham Джона Уотсона , и эти двое вступили в контакт, отбросив американца почти на задний план и финишировав десятым. Жарьер взял поул и лидировал до тех пор, пока не произошла утечка масла. [ 7 ]
Lotus 79 доминировал настолько, что единственной реальной угрозой была Ferrari 312T3 и преимущество, которое давали ее шины Michelin в жаркую погоду. Другой угрозой была «фанатская машина» Brabham BT46B, но Brabham сняла ее с производства после победы в Швеции. Между тем, Ferrari выиграли только тогда, когда Lotus не смог финишировать. Lotus был настолько превосходен, что большинство гонок превратились в мусор для второстепенных мест, поскольку Андретти и Петерсон регулярно финишировали первыми и вторыми, чаще всего со значительным отрывом впереди остальных участников. В тех редких случаях, когда 79-я не выигрывала и не проигрывала, на подиуме обычно оказывался тот или иной гонщик. Андретти уверенно стал чемпионом мира в 1978 году, а Петерсон посмертно занял второе место; Lotus выиграл Кубок конструкторов с 86 очками.
1979
[ редактировать ]

В 1979 году Lotus сохранила Андретти, но наняла Карлоса Ройтемана в качестве своего второго гонщика. В том же году Martini Racing машина появилась в британском гоночном зеленом цвете заменила JPS в качестве спонсора, так что через двенадцать лет . Модель 79 должна была быть заменена Lotus 80 , который должен был стать следующим шагом в развитии наземных эффектов. Однако, в отличие от двух предыдущих моделей, 80-я модель оказалась полным провалом, и Lotus была вынуждена вернуться к 79-й, которой управляли Андретти и Карлос Ройтеманн . Было завоевано несколько мест на подиуме, и 79-е боролись за победу на ранней стадии сезона, но следующее поколение машин с эффектом грунта возглавило сначала Ligier JS11 , затем Ferrari 312T4 , а затем Williams FW07 — автомобиль, имеющий большую базовую базу. на 79 превзошел Лотус. Хотя автомобиль был обновлен с измененным кузовом и новым задним антикрылом, Lotus опустился на четвертое место в чемпионате конструкторов, а в конце сезона 1979 года автомобиль был снят с производства, так и не выиграв ни одной гонки, что ознаменовало конец славной эпохи команды. . [ 8 ] Тем не менее, 79-е обеспечили Найджелу Мэнселлу его первые тесты в Формуле-1 в декабре 1979 года на Поль Рикаре . [ 9 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Игровую версию Lotus 79 можно найти в игре Formula One 05 для PlayStation 2 . Lotus 79 также доступен для онлайн-сервиса iRacing.com , основанного на подписке, для моделирования гонок для Microsoft Windows , Mac и Linux .
Автомобиль также представлен в игре F1 2018 от Codemasters и является одним из классических автомобилей, доступных для вождения. [ 10 ]
Автомобиль показан как дань уважения в заключительном эпизоде Top Gear Series 27. [ 11 ]
Этот автомобиль теперь также воссоздан в гоночном симуляторе Automobilista 2 для ПК от Reiza Studios.
Результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; результаты, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт DFV V8 | Г | АРГ | ХОРОШИЙ | ЮАР | И Т. Д | МОЙ | БЕЛ | ESP | Швеция | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | олень | МОЖЕТ | 86 1 | 1-й 1 | |
Марио Андретти | PO | 1 | 1 | Верно | 1 | Верно | 1 | Верно | 1 | 6 | Верно | 10 | ||||||||||
Ронни Петерсон | 2 | 3 | 2 | Верно | Верно | 1 | 2 | PO | ||||||||||||||
Жан-Пьер Жарье | 15 | Верно | ||||||||||||||||||||
1979 | Мартини Racing Team Lotus | Форд Косворт DFV V8 | Г | АРГ | ХОРОШИЙ | ЮАР | И Т. Д | ESP | БЕЛ | МОЙ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | МОЖЕТ | олень | 39 2 | 4-й 2 | ||
Марио Андретти | 5 | Верно | 4 | 4 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 10 | Верно | ||||||||||
Карлос Ройтеманн | 2 | 3 | 5 | Верно | 2 | 4 | 3 | 13 | 8 | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | |||||||
Команда Ребака | Гектор Ребак | Верно | DNQ | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | 9 | Верно | DNQ | 7 |
^ 1 В эту сумму включены очки, набранные Lotus 78 .
^ 2 В эту сумму включены очки, набранные Lotus 80, на котором Андретти участвовал в трех гонках.
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]Год | Абитуриенты | Двигатель | Драйверы | Шины | 1 | 2 |
---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Джон Плейер Team Lotus | Форд Косворт DFV V8 | Г | ИНТ. | ||
Марио Андретти | Верно | |||||
Ронни Петерсон | PO | |||||
1979 | Мартини Racing Team Lotus | Форд Косворт DFV V8 | Г | РПЦ | ОТ | |
Марио Андретти | 3 | |||||
Карлос Ройтеманн | 2 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Двигатель Ford Cosworth • СТАТС F1» .
- ^ Журнал F1 Racing , август 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Технический вторник: Lotus 79, чудо Формулы-1» . www.formula1.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Гудвуд - Дуг Най - Эффект земли, покраска автомобилей на землю» . www.goodwood.com . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Пруэтт, Маршалл (31 декабря 2018 г.). «Последний автомобиль Формулы-1, который привел американца к победе» . Дорога и трек . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Генри, Алан (1985) Брэбэм, автомобили Гран-при, с. 187 Оспрей ISBN 0-905138-36-8
- ^ «Автомобили Гран-при — Лотус-Форд 79» . www.grandprixhistory.org . 22 августа 2009 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Пять классических болидов Формулы-1» . Журнал «Автомобильный спорт» . 1 ноября 2019 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Найджел Мэнселл» . Журнал «Автомобильный спорт» . 12 июня 2017 года . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ «Обнародован полный список классических автомобилей F1® 2018» . Кодмастерс . 13 июля 2018 года . Проверено 28 сентября 2018 г.
- ^ «Крис Харрис на Lotus 79 — Top Gear: Серия 27» . Ютуб . Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]