Эффект земли (автомобили)
В конструкции автомобилей эффект земли — это серия эффектов, которые используются в автомобильной аэродинамике для создания прижимной силы , особенно в гоночных автомобилях. Это стало преемником более раннего аэродинамического подхода к обтекаемости . Международная серия Формулы-1 и американские гоночные автомобили IndyCars используют эффекты грунта в своих разработках и конструкциях. Точно так же они в некоторой степени используются и в других гоночных сериях; однако по всей Европе во многих сериалах применяются правила (или полный запрет), ограничивающие их эффективность по соображениям безопасности.
Теория
[ редактировать ]В гоночных автомобилях целью конструкторов является увеличение прижимной силы и сцепления для достижения более высоких скоростей на поворотах. Значительная прижимная сила достигается за счет понимания того, что земля является частью рассматриваемой аэродинамической системы, отсюда и название «эффект земли». Начиная с середины 1960-х годов «крылья» регулярно использовались в конструкции гоночных автомобилей для увеличения прижимной силы (что не является разновидностью эффекта земли). Конструкторы сосредоточили свои усилия на понимании потока воздуха по периметру, юбкам кузова и нижней части автомобиля, чтобы увеличить прижимную силу с меньшим сопротивлением, чем при использовании крыла.
Этот вид эффекта земли легко проиллюстрировать, вынув брезент в ветреный день и поднеся его близко к земле: можно заметить, что, когда он достаточно близко к земле, брезент будет притягиваться к земле. Это связано с принципом Бернулли ; по мере того, как брезент приближается к земле, площадь поперечного сечения, доступная для воздуха, проходящего между ним и землей, уменьшается. Это заставляет воздух ускоряться, и в результате давление под брезентом падает, в то время как давление сверху остается неизменным, и в совокупности это приводит к возникновению чистой нисходящей силы. Те же принципы применимы и к автомобилям.
Принцип Бернулли — не единственный аспект механики в создании прижимной силы, создаваемой эффектом земли. Большая часть эффективности граунд-эффекта достигается за счет использования вязкости . В приведенном выше примере с брезентом ни брезент, ни земля не двигаются. Пограничный слой между двумя поверхностями замедляет движение воздуха между ними, что уменьшает эффект Бернулли. Когда автомобиль движется по земле, на помощь приходит пограничный слой на земле. В системе отсчета автомобиля земля движется назад с некоторой скоростью. Когда земля движется, она притягивает воздух над ней и заставляет его двигаться быстрее. [ сомнительно – обсудить ] Это усиливает эффект Бернулли и увеличивает прижимную силу. Это пример течения Куэтта .
Хотя такие аэродинамические методы, создающие прижимную силу, часто называют всеобъемлющим термином «эффект земли», строго говоря, они не являются результатом того же аэродинамического явления, что и эффект земли , который проявляется в самолетах на очень малых высотах .
История
[ редактировать ]Американец Джим Холл разработал и построил свои автомобили Chaparral на основе принципов эффекта земли, став их пионером. В его автомобиле 1961 года пытались использовать метод профилированной нижней части, но у автомобиля было слишком много других аэродинамических проблем, чтобы он работал должным образом. В его автомобилях 1966 года использовалось впечатляющее высокое крыло для увеличения прижимной силы. Его Chaparral 2J «присоска» 1970 года была революционной. У него было два вентилятора в задней части автомобиля, приводимые в движение специальным двухтактным двигателем; у него также были «юбки», которые оставляли лишь минимальный зазор между автомобилем и землей, чтобы изолировать полость от атмосферы. Хотя он и не выиграл гонку, некоторые участники соревнований лоббировали его запрет, который вступил в силу в конце того же года. Подвижные аэродинамические устройства были запрещены в большинстве видов спорта. [1]
В 1968 году аргентинский дизайнер и инженер Эриберто Пронелло разработал Pronello Huayra-Ford для категории Sport Prototipo Argentino . [2] впервые появился в Кордове в сезоне 1969 года с Карлосом Ройтеманном и Карлосом Паскуалини в качестве пилотов.
В 1968 году была изготовлена модель в масштабе 1/5, которая была испытана в аэродинамической трубе Fábrica Militar de Aviones (FMA), обычно используемой ВВС Аргентины , демонстрируя функциональность эффекта земли в этом масштабе. В 2023 году шасси Pronello Huayra #002 было приглашено на Фестиваль скорости в Гудвуде . Во время пребывания в Англии автомобиль был доставлен в туннель Кейтсби провел полный аэродинамический анализ , где аргентинский инженер и профессор Серхио Ринланд .
«Мы всегда думали, что он имеет эффект земли... Когда Эриберто тестировал его в Национальном университете Кордовы, он проверил его сопротивление воздуху с помощью модели в масштабе 1/5, которая была идеальной, без дверных проемов и отверстий в капоте, без впускных турелей. - сказал Ринланд. [3]
«Испытания, которые мы провели в туннеле Кейтсби, продемонстрировали его высокую аэродинамическую эффективность: мы получили Cx 0,25 с коротким хвостом и Cx 0,23 с длинным хвостом, которые он использовал на самых быстрых трассах. Почти, почти то, что Эриберто измерил в то время». [4]
« У него скользкая верхняя часть и плоский пол с диффузором , который в свое время придавал ему большое преимущество. Диффузор имеет коэффициент расширения, который ошеломляюще близок к максимальной прижимной силе, которую можно получить от диффузора. Автомобиль находился в туннеле с прикрепленными к нему датчиками давления, чтобы посмотреть на распределение давления вокруг автомобиля, что должно полностью подтвердить, что оно работает именно так, как ожидал дизайнер», — объяснил Виллем Тоет . Эти испытания проводились с «длинным хвостом», который использовался для высокоскоростных трасс, и без него, на транспортном средстве, приводимом в движение собственными силами, при рабочей температуре, что давало последовательные и повторяемые результаты. [5] [6]
Формула-1 стала следующей площадкой для применения эффекта граунд-эффекта в гоночных автомобилях. Несколько проектов Формулы-1 были близки к решению с эффектом земного эффекта, которое в конечном итоге будет реализовано Lotus. В 1968 и 1969 годах Тони Радд и Питер Райт из British Racing Motors (BRM) экспериментировали на трассе и в аэродинамической трубе с длинными боковыми кофрами аэродинамических секций для очистки турбулентного воздушного потока между передними и задними колесами. Оба вскоре покинули команду, и идея не получила дальнейшего развития. Робин Херд из March Engineering по предложению Райта использовал аналогичную концепцию на мартовской машине Формулы-1 1970 года. В обеих машинах боковые подвески находились слишком далеко от земли, чтобы создать значительный эффект от земли, а идея уплотнения пространства под крылом с землей еще не была развита. [1]
Примерно в то же время Шон Бакли начал свою работу в 1969 году в Калифорнийском университете в Беркли над аэродинамикой ходовой части автомобиля, спонсируемую Колином Чепменом , основателем Формулы-1 Lotus . Бакли ранее спроектировал первое высокое крыло, использованное в IndyCar , «Bat Car» Джерри Эйсерта на гонке Indianapolis 500 1966 года . При правильной форме нижней части автомобиля скорость воздуха там можно было увеличить, снизив давление и вытянув машину на трассу. Его испытательные автомобили имели канал Вентури под автомобилями, закрытый гибкими боковыми юбками, которые отделяли канал от аэродинамики над автомобилем. Он исследовал, как на отрыв потока в подземном канале могут влиять параметры всасывания и расхождения пограничного слоя нижней поверхности. [7] [8] [9] Позже, будучи профессором машиностроения в Массачусетском технологическом институте , Бакли работал с Lotus над разработкой Lotus 78 .
С другой стороны, дизайнер Brabham Гордон Мюррей в 1974 году использовал воздушные заслонки в передней части своих Brabham BT44 , чтобы исключить попадание воздуха под автомобиль. Обнаружив, что они имеют тенденцию изнашиваться при качке автомобиля, он поместил их дальше назад и обнаружил, что под автомобилем образовалась небольшая область отрицательного давления, создающая полезную прижимную силу - около 70 кг (150 фунтов). . McLaren произвела аналогичные детали днища для своего дизайна McLaren M23. [1]
В 1977 году Радд и Райт, ныне работающие в Lotus, разработали «крылатый автомобиль» Lotus 78 , основанный на концепции владельца и дизайнера Lotus Колина Чепмена . Его боковые подвески, громоздкие конструкции между передними и задними колесами, имели форму перевернутых аэродинамических крыльев и прилегали к земле гибкими «юбками». Конструкция радиаторов, встроенных в боковые подвески, частично была основана на конструкции самолета De Havilland Mosquito . [10] Команда выиграла пять гонок в том году и две в 1978 году, разрабатывая значительно улучшенный Lotus 79 . Самым заметным претендентом в 1978 году был Brabham — Alfa Romeo BT46B Fancar, разработанный Гордоном Мюрреем. Его вентилятор, вращавшийся на горизонтальной продольной оси в задней части автомобиля, получал мощность от главного редуктора. Автомобиль избежал спортивного запрета, заявив, что основной целью вентилятора было охлаждение двигателя, поскольку менее 50% воздушного потока использовалось для создания разрежения под автомобилем. Он участвовал в гонках всего один раз: Ники Лауда выиграл Гран-при Швеции 1978 года . Преимущество машины было доказано после того, как трасса стала маслянистой. В то время как другим машинам приходилось снижать скорость, Лауда смог ускориться по маслу благодаря огромной прижимной силе, которая росла с увеличением оборотов двигателя. [11] Также было замечено, что автомобиль приседал, когда двигатель работал при остановке. [12] Владелец Brabham Берни Экклстоун , недавно ставший президентом Ассоциации конструкторов Формулы-1 , достиг соглашения с другими командами об отзыве машины после трёх гонок. Однако Международная автомобильная федерация (FIA), руководящий орган Формулы-1 и многих других автоспортивных серий, решила практически немедленно запретить «фанатские автомобили». [13] Lotus 79, с другой стороны, выиграл шесть гонок и чемпионат мира для Марио Андретти и дал товарищу по команде Ронни Петерсону посмертное второе место, продемонстрировав, какое преимущество имели эти машины. В последующие годы другие команды копировали и улучшали Lotus, пока скорость на поворотах не стала опасно высокой, что привело к нескольким серьезным авариям в 1982 году ; плоская нижняя часть стала обязательной в 1983 году. [14] Частично опасность полагаться на влияние земли при прохождении поворота на высоких скоростях заключается в возможности внезапного устранения этой силы; если нижняя часть автомобиля касается земли, поток слишком сильно сужается, что приводит к почти полной потере воздействия на землю. Если это происходит в повороте, где водитель полагается на эту силу, чтобы оставаться на трассе, ее внезапное удаление может привести к тому, что автомобиль резко потеряет большую часть своего сцепления с дорогой и вылетит с трассы.
После сорокалетнего запрета граунд-эффект вернулся в Формулу-1 в 2022 году в соответствии с последними изменениями в правилах.
Эффект был использован в наиболее эффективной форме в IndyCar дизайне . В IndyCars эффект грунта не использовался так широко, как в Формуле-1. Например, им не хватало юбок для герметизации днища автомобиля. IndyCars также ездили выше, чем автомобили Формулы-1 с эффектом заземления, и использовали крылья для создания значительной прижимной силы, создавая эффективный баланс между прижимной силой автомобиля и эффектом земли.
морская свинья
[ редактировать ]«Морская свинья» — это термин, обычно используемый для описания конкретной неисправности, возникающей в гоночных автомобилях с эффектом заземления. Гоночные автомобили использовали свой кузов для создания прижимной силы всего лишь немногим более десяти лет, когда Колина Чепмена автомобили Lotus 78 и 79 продемонстрировали, что эффект заземления — это будущее в Формуле-1, поэтому на тот момент аэродинамика днища автомобиля все еще была очень сложной. плохо понял. Эта проблема усугублялась тем, что команды, которые очень стремились к использованию наземных эффектов, как правило, представляли собой плохо финансируемые британские команды «гарагисты», у которых было мало денег на испытания в аэродинамической трубе, и они имели тенденцию просто имитировать идущие впереди Lotus (включая команды Каусен . и Мерцарио ) [ нужна ссылка ]
Это привело к появлению поколения автомобилей, которые проектировались как на основе интуиции, так и на основе глубокого знания мелких деталей, что делало их чрезвычайно чувствительными к тангажу. Поскольку центр давления на крылья боковых опор перемещался в зависимости от скорости, положения и дорожного просвета автомобиля, эти силы взаимодействовали с системами подвески автомобиля, и автомобили начинали резонировать, особенно на малых скоростях, раскачиваясь взад и вперед - иногда довольно яростно. Известно, что некоторые водители жаловались на морскую болезнь. [ нужна ссылка ] Это покачивающееся движение, похожее на то, как дельфин ныряет в море и вылетает из него во время быстрого плавания, и дало этому явлению свое название. Эти характеристики в сочетании с жесткой подвеской привели к тому, что езда автомобиля была крайне неприятной. Эффекты грунта были в основном запрещены в Формуле-1 с начала 1980-х годов до 2022 года, но спортивные автомобили группы C и другие гоночные автомобили продолжали страдать от эффекта морской свиньи, пока лучшее знание эффектов грунта не позволило дизайнерам минимизировать проблему. [15] На первых предсезонных тестах в Барселоне в преддверии чемпионата мира Формулы-1 2022 года Джордж Рассел заявил, что чрезмерная нагрузка на морскую свинью может привести к проблемам с безопасностью, а позже заявил, что он страдал от боли в груди из-за чрезмерной нагрузки на морскую свинью во время Гран-при Эмилии-Романьи 2022 года . На Гран-при Азербайджана 2022 года Льюис Хэмилтон изо всех сил пытался выйти из машины после гонки из-за жестокого нападения. [16] [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Дайте 1985 год , с. 94
- ^ Automundo, Вьехас (8 апреля 2013 г.). "Viejas Automundo: Журнал Automundo № 154 - 16 апреля 1968 г." . Старый Автомундо . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Автокосмос (17 июля 2023 г.). «Пронелло Хуайра Форд: первый в мире гоночный автомобиль на экраноплане» . Автокосмос (на испанском языке) . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Пронелло Хуайра Форд: первый в мире гоночный автомобиль на экраноплане» . АВТОМУНДО (на испанском языке). 16 июля 2023 г. Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ Брук-Джонс, Каллум (26 июля 2023 г.). «Huayra Pronello-Ford прошла испытания в туннеле Кейтсби впереди Goodwood FOS» . Международная ассоциация автомобильных испытательных технологий . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ «Huayra Pronello Ford: аргентинская сенсация | Классический и спортивный автомобиль» . www.classicandsportscar.com . Проверено 17 апреля 2024 г.
- ^ С. Бакли, «Взаимодействие с поверхностью транспортного средства», доктор философии. Диссертация, Калифорнийский университет в Беркли, сентябрь 1972 г.
- ^ Б. Шон Бакли, «Аэродинамические приборы для дорожных испытаний», документ SAE 741030, 1 февраля 1974 г.
- ^ Б. Шон Бакли, Эдмунд В. Лейтон, «Поток воздуха под автомобилем», документ SAE 741028, 1 февраля 1974 г.
- ^ Дайте 1985 , с. 96
- ^ Дайте 1985 , с. 130
- ^ 8W - Почему? - Брэбэм BT46B
- ^ Генри 1985 , стр. 186–187.
- ^ Дайте 1985 , с. 33
- ^ Эллерей, Питер. «Уголок Mulsanne: Питер Эллерей на Bentley LMGTP» . Уголок Мулсанна . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ Митчелл, Скотт (24 февраля 2022 г.). «Автомобиль Формулы-1 2022 демонстрирует «проблему безопасности» в худшем виде» . Гонка . Гоночные СМИ . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Джордж Рассел обнаружил боль в груди из-за того, что Мерседес прыгнул на Гран-при Эмилии-Романьи» . Независимый . 25 апреля 2022 г. Проверено 27 апреля 2022 г.
- Генри, Алан (1985), Брэбэм, Автомобили Гран-при , Оспри, ISBN 0-905138-36-8
- Най, Дуг (1985), История автокурса автомобиля Гран-при 1966–1985 , издательство Hazleton, ISBN 0-905138-37-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Photoessayist.com: Чапараль 2J
- VintageRPM: история Чапараля. Архивировано 26 декабря 2014 г. в Wayback Machine.
- 8W: Brabham-Alfa BT46B «фанатская машина»
- Деннис Дэвид: Lotus 79, архивировано 5 июня 2011 г. в Wayback Machine.