Jump to content

Колин Чепмен

Колин Чепмен
Чепмен в 1965 году
Рожденный ( 1928-05-19 ) 19 мая 1928 г.
Умер 16 декабря 1982 г. (1982-12-16) (54 года)
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира
Активные годы 1956
Команды Ванвалл
Записи 1 (0 стартов)
Чемпионаты 0
Победы 0
Подиумы 0
Карьерные очки 0
Поул-позиции 0
Самые быстрые круги 0
Первая запись Гран-при Франции 1956 года.
Последняя запись Гран-при Франции 1956 года.

Энтони Колин Брюс Чепмен CBE (19 мая 1928 — 16 декабря 1982) — английский инженер-конструктор, изобретатель и строитель в автомобильной промышленности, а также основатель компании по производству автомобилей спортивных Lotus Cars . [1]

Чепмен основал Lotus в 1952 году и первоначально управлял Lotus в свободное время при помощи группы энтузиастов. Его знания новейших технологий авиационной техники окажутся жизненно важными для достижения крупных технических достижений в автомобилестроении, которыми его помнят. Философия дизайна Чепмена была сосредоточена на автомобилях с легким весом и хорошей управляемостью , а не на увеличении мощности и жесткости пружин , что он, как известно, резюмировал так: «Увеличение мощности делает вас быстрее на прямых. Уменьшение веса делает вас быстрее везде». [2]

Команда Lotus выиграла семь титулов конструкторов Формулы-1 . [3] шесть чемпионатов среди водителей и Индианаполис 500 в США в период с 1962 по 1978 год под его руководством. Производственная часть Lotus Cars выпустила десятки тысяч относительно доступных и современных спортивных автомобилей. Lotus — один из немногих английских производителей высокопроизводительных автомобилей, которые все еще работают после промышленного спада 1970-х годов.

Чепмен перенес сердечный приступ со смертельным исходом в 1982 году в возрасте 54 лет.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Энтони Колин Брюс Чепмен родился 19 мая 1928 года и вырос по адресу 44 Бич Драйв, на границе Масвелл-Хилл в Лондоне , N2. Его отец управлял отелем Railway на Тоттенхэм-лейн рядом с железнодорожным вокзалом Хорнси . Чепмен посещал школу компании канцелярских товаров на Мэйфилд-роуд. [4]

Образование

[ редактировать ]

Чепмен изучал строительную инженерию в Университетском колледже Лондона , поступил в авиационную эскадрилью Лондонского университета и научился летать. Он покинул UCL, не получив ученой степени, в 1948 году, а в 1949 году пересмотрел свою последнюю работу по математике. [5] и получил степень с опозданием на год.

Чепмен ненадолго присоединился к Королевским ВВС в 1948 году, ему предложили постоянную комиссию, но он отказался от нее в пользу быстрого возвращения к гражданской жизни. После нескольких фальстартов Чепмен присоединился к компании British Aluminium , используя свои навыки гражданского инженера, чтобы попытаться продавать алюминий как жизнеспособный конструкционный материал для зданий.

В 1948 году Чепмен разработал Mk1 , модифицированный Austin 7 , на котором он в частном порядке участвовал в местных гоночных соревнованиях. Он назвал машину «Лотос»; он так и не подтвердил причину, но одна из нескольких теорий состоит в том, что это произошло после его тогдашней подруги (позже жены) Хейзел, которую он прозвал « Цветком лотоса ». На призовые деньги он разработал Lotus Mk2 . Примерно в это же время Чепмен начал проявлять свою способность думать о том, как стать более конкурентоспособным, оставаясь при этом в рамках правил. Одна ранняя машина имела головку с 6 портами, четырьмя выпускными и двумя впускными. Чепмен понял, что лучшие характеристики потока (и, следовательно, большая мощность) могут быть достигнуты с помощью головки с 8 портами, но, не имея ресурсов для ее изготовления, он поменял функции портов и удалил сиамы из старых впускных портов. С соответствующими коллекторами и новым распределительным валом его двигатель превосходил конкурентов до тех пор, пока правила не были изменены, чтобы запретить конкретные изменения, которые он внес. Продолжая успешно продвигать Lotus 6 , он начал продавать комплекты этих автомобилей. До 1956 года было продано более 100 экземпляров. Lotus 7 в 1957 году, дела по-настоящему пошли в гору, и Caterham Cars до сих пор производит версию этого автомобиля – Caterham 7 ; Различные производители предложили публике более 90 различных клонов, реплик и производных Lotus 7.

Чепмен за рулем одного из своих Lotus Eleven спортивных автомобилей во время тренировки перед гонкой Гран-при Великобритании Формулы-2 1956 года в Сильверстоуне . Директор по развитию Lotus Майк Костин (слева) держит записи. Главный механик Джон Кростуэйт (справа) опирается на машину.

В 1950-х годах Чепмен продвигался по формулам автоспорта, проектируя и производя серию гоночных автомобилей, иногда до такой степени, что производство было ограничено, поскольку они были настолько успешными и востребованными, пока он не прибыл в Формулу-1 . Помимо своей инженерной работы, он также пилотировал автомобиль Vanwall F1 в 1956 году, но врезался в своего товарища по команде Майка Хоторна во время тренировки перед Гран-при Франции в Реймсе , завершив карьеру гонщика и сосредоточив его на технической стороне. Вместе с Джоном Купером он произвел революцию в автоспорте . Их маленькие, легкие автомобили со средним расположением двигателя сильно теряли мощность, но превосходная управляемость означала, что их конкурирующие автомобили часто побеждали всепобеждающие Ferrari и Maseratis с передним расположением двигателя . В конце концов, с пилотом Джимом Кларком за рулем своих гоночных автомобилей, команда Lotus выглядела так, как будто они могут побеждать, когда захотят. Когда Кларк управлял Lotus 25 , команда Lotus выиграла свой первый чемпионат мира Формулы-1 в 1963 году . Это был Кларк, ехавший на Lotus 38. Индианаполис 500 в 1965 году, который привел первый в истории автомобиль со средним расположением двигателя к победе на «Кирпочном заводе». Кларк и Чепмен стали особенно близки, и смерть Кларка в 1968 году опустошила Чепмена, который публично заявил, что потерял своего лучшего друга. [6] Среди ряда автомобильных деятелей, которые на протяжении многих лет были сотрудниками Lotus, были Cosworth основатели Майк Костин и Кейт Дакворт , а также Грэм Хилл, который работал в Lotus механиком, чтобы зарабатывать автомобили. В 1966 году именно Чепмен убедил Ford Motor Company спонсировать разработку Cosworth того, что впоследствии стало гоночным двигателем DFV .

Инновации и наследие

[ редактировать ]

Многие идеи Чепмена все еще можно увидеть в Формуле-1 и других автоспортах высшего уровня, таких как IndyCars , в 21 веке. Он был пионером в использовании стоек в качестве устройства задней подвески . Стойки, используемые в задней части автомобиля, известны как стойки Чепмена , а практически идентичные стойки подвески спереди известны как стойки МакФерсона , которые были изобретены десятью годами ранее, в 1949 году.

Чепмен с Грэмом Хиллом на Гран-при Нидерландов 1967 года.
Чепмен с Йохеном Риндтом на Гран-при Нидерландов 1970 года.

Следующим крупным нововведением Чепмена стала популяризация конструкции монококового шасси в автогонках с появлением революционного автомобиля Lotus 25 Formula One 1962 года. Благодаря этой технологии кузов стал одновременно легче и прочнее, а также обеспечил лучшую защиту водителя в случае аварии. Хотя ранее эта концепция мало использовалась в мире автоспорта, первым автомобилем с таким шасси стала дорожная Lancia Lambda 1922 года выпуска . Lotus был одним из первых, кто применил эту технологию, выпустив Lotus Elite 1958 года . Модифицированный несущий кузов автомобиля был изготовлен из стеклопластика , что сделало его также одним из первых серийных автомобилей, изготовленных из композитных материалов .

Когда американский гонщик Формулы-1 Дэн Герни впервые увидел Lotus 25 на Гран-при Нидерландов в Зандворте , он был настолько поражен передовым дизайном, что пригласил Чепмена на гонку Indianapolis 500 1962 года, где Герни дебютировал в Инди за рулем космического автомобиля. Автомобиль с задним расположением двигателя, спроектированный Джоном Кростуэйтом (который ранее работал на Чепмена) и построенный американским хот-родером Микки Томпсоном. [7] [8] [9] [10] [11] После гонки Чепмен подготовил для Ford Motor Company предложение о монококе из алюминиевого сплава в Индианаполисе с 4,2-литровым алюминиевым двигателем V-8 для легковых автомобилей Ford. Форд принял это предложение. Lotus 29 дебютировал в Индианаполисе в 1963 году, где Джим Кларк финишировал вторым. Эта концепция дизайна довольно быстро заменила то, что на протяжении многих десятилетий было стандартной формулой дизайна гоночных автомобилей, - шасси с трубчатой ​​рамой. Хотя материал изменился с листового алюминия на углеродное волокно , сегодня этот метод остается стандартной технологией создания гоночных автомобилей высшего уровня.

Вдохновленный Джимом Холлом , Чепмен был среди тех, кто помог внедрить аэродинамику в дизайн автомобилей Формулы-1. Lotus использовала концепцию положительной аэродинамической прижимной силы за счет добавления крыльев на гонках Формулы Тасман в начале 1968 года, хотя Ferrari и Brabham были первыми, кто применил ее в гонках Формулы-1 на Гран-при Бельгии 1968 года . Ранние версии, в 1968 и 1969 годах, устанавливались на высоте 3 футов (0,91 м) или около того над автомобилем, чтобы работать в «чистом воздухе» (воздухе, который в противном случае не был бы нарушен проездом автомобиля). Однако недостаточно спроектированные крылья и стойки регулярно выходили из строя, что вынуждало FIA требовать, чтобы крепежные элементы крыла крепились непосредственно к подрессоренному шасси. Чепмен также предложил переместить радиаторы от передней части автомобиля в стороны, чтобы уменьшить лобовую площадь (снижение аэродинамического сопротивления) и централизовать распределение веса. Эти концепции сегодня остаются характерными чертами практически всех высокопроизводительных гоночных автомобилей.

Чепмен, работая с Тони Раддом и Питером Райтом, впервые в Формуле-1 применил « эффект земли », когда низкое давление создавалось под автомобилем за счет эффекта Вентури , создавая всасывание (прижимную силу), которое надежно удерживало его на дороге. во время поворота. В ранних конструкциях использовались скользящие «юбки», которые контактировали с землей, чтобы изолировать область низкого давления.

Чепмен и его ведущий пилот Марио Андретти с эффектом земли. во время их двукратного завоевания чемпионата мира в сезоне 1978 года на Lotus 79

Затем Чепмен спроектировал автомобиль, который создавал бы всю свою прижимную силу за счет эффекта земли, устраняя необходимость в крыльях и возникающем в результате сопротивления, которое снижает скорость автомобиля. Кульминация его усилий, Lotus 79 , доминировал в чемпионате 1978 года . Однако в конечном итоге юбки были запрещены, поскольку они были подвержены повреждениям, например, при наезде на бордюр, после чего прижимная сила терялась, и автомобиль мог стать нестабильным. FIA предприняла шаги по устранению эффекта земли в Формуле-1, увеличив минимальный дорожный просвет автомобилей с 1981 года и потребовав автомобилей с плоским днищем с 1983 года . Конструкторам автомобилей удалось снизить большую часть этой прижимной силы другими способами, чему способствовали обширные испытания в аэродинамической трубе .

Одним из его последних крупных технических новшеств стал автомобиль Формулы-1 с двойным шасси Lotus 88 , выпущенный в 1981 году . Чтобы эффект земли той эпохи функционировал наиболее эффективно, аэродинамические поверхности должны были быть точно расположены, и это привело к тому, что шасси было очень жестко подрессорено. Однако это было очень тяжелым наказанием для водителя, что привело к его утомлению. Чтобы обойти эту проблему, Чепмен представил автомобиль с двумя шасси. Одно шасси (где должен был сидеть водитель) было мягко подрессорено. Другое шасси (где располагались юбки и тому подобное) было жестко подрессорено. Хотя машина прошла техосмотр на паре гонок, другие команды выразили протест, и ее так и не допустили к гонкам. Дальнейшего развития машина не получила.

Чепмен, чей отец был успешным мытарем , также был бизнесменом и новатором в сфере скачек. Он ввел крупную рекламную спонсорскую поддержку в автогонках; начало процесса, который превратил Формулу-1 из развлечения богатых джентльменов в в несколько миллионов фунтов стерлингов высокотехнологичное предприятие стоимостью . Он был одним из первых участников Формулы-1, которые превратили свои автомобили в рекламные щиты для неавтомобильной продукции, первоначально с сигаретными брендами Gold Leaf и, наиболее известными, John Player Special .

Делориан скандал

[ редактировать ]

участвовал С 1978 года и до своей смерти Чепмен вместе с американским магнатом Джоном Делорианом в разработке спортивного автомобиля из нержавеющей стали , который будет построен на заводе в Северной Ирландии , большая часть которого финансировалась правительством Великобритании. Первоначальный концептуальный дизайн предназначался для спортивного автомобиля со средним расположением двигателя; однако трудности с получением оригинальных прав на двигатель Ванкеля и сложности конструкции привели к созданию конструкции задней опоры двигателя. [12] [ не удалось пройти проверку ] [13] Этот проект в конечном итоге превратился в DMC DeLorean .

19 октября 1982 года Джон ДеЛориан был обвинен в торговле кокаином правительством США после видеозаписи спецоперации в отеле в Лос-Анджелесе под прикрытием засняли, как он , в ходе которой агенты ФБР согласился профинансировать контрабанду 100 килограммов (220 фунтов) кокаина. операция. Впоследствии компания DeLorean Motor Cars обанкротилась, в ходе которой администраторы обнаружили, что 10 000 000 фунтов стерлингов из денег британских налогоплательщиков (приблизительно эквивалентно 36 миллионам фунтов стерлингов в 2023 году) [12] [13] пропал без вести. [14]

Отчеты Lotus Group за 1981 год были просрочены до смерти Чепмена, но, когда они были опубликованы после его смерти, выяснилось, что DeLorean заплатил за инженерные работы Lotus через швейцарскую панамскую компанию , управляемую дистрибьютором DeLorean, несмотря на предыдущие протесты Чепмена о том, что ни он, ни компания получила оплату через Панаму. Чепмен умер до того, как весь обман был раскрыт, но на последующем судебном процессе над бухгалтером Lotus Group Фредом Бушеллом, который в результате мошенничества перевел себе 5 миллионов фунтов стерлингов, [15] судья первой инстанции высказал мнение, что, если бы Чепмен сам оказался на скамье подсудимых, он получил бы приговор «по меньшей мере на 10 лет». [14] Инженерная концепция автомобиля позже была продана правительством Великобритании, назначенным [15] администраторы Toyota , которые использовали его для разработки AW11 MR2 . [14] Ликвидаторы также вернули около 20 миллионов фунтов стерлингов со счетов в швейцарских банках, контролируемых Чепменом и Джоном Делорианом.

В ночь перед смертью Чепмен смотрел выступление своего давнего друга и клиента Lotus Криса Барбера , известного джазового тромбониста , и его группы. 16 декабря 1982 года команда Lotus испытала первую машину Формулы-1 с активной подвеской , которая в конечном итоге дебютировала с Lotus 99T в 1987 году . [16] у Чепмена случился смертельный сердечный приступ В тот же день в своем доме в Норидже , и он умер в возрасте 54 лет.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Чепмен был женат на Хейзел Чепмен (1927–2021). [17] У него было две дочери и один сын.

Полные результаты чемпионата мира Формулы-1

[ редактировать ]

( ключ )

Год Абитуриент Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 МЦД Очки
1956 Вандервелл Продактс Лтд. Ванвалл Ванвалл 2,5л Прямой-4 АРГ МОЙ 500 БЕЛ ОТ
DNS
Великобритания ДАВАТЬ ОНА Северная Каролина 0
Источник: [18]
  1. ^ Жерар («Джабби») Кромбак, Колин Чепмен: Человек и его машины (Патрик Стивенс, Веллингборо, 1986) ISBN   1-85960-844-2 Страница 15
  2. ^ «Тест-драйв Lotus Evora 2010» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 11 декабря 2011 г.
  3. ^ Мартин Уильямсон (28 мая 2010 г.). «Lotus ломает свою утку F1» . ЭСПН Ф1 . Проверено 4 августа 2011 г.
  4. ^ «Хорнси: место рождения автомобилей Lotus» . Историческое общество Хорнси . 24 марта 2018 года . Проверено 23 января 2024 г.
  5. ^ Майк Лоуренс, Колин Чепмен, своенравный гений (издательство Breedon Books, 2003) ISBN   1-85983-278-4
  6. ^ Макалир, Брендан (4 марта 2016 г.). «У Джима Кларка и Колина Чепмена был свой собственный язык: вместе они навсегда изменили гонки» . TheDrive.com . Проверено 4 марта 2016 г.
  7. Журнал Car and Driver , август 1962 г.
  8. Журнал Hot Rod , август 1962 г.
  9. Моторный журнал, август 1962 г.
  10. ^ Ежегодник USAC на дистанции 500 миль в Индианаполисе, 1962 год. Флойд Клаймер
  11. ^ Road & Track , сентябрь 1962 г. Журнал
  12. ^ Jump up to: а б «Колин Чепмен — своенравный гений» . www.lotuseleven.org . Проверено 27 января 2021 г.
  13. ^ Jump up to: а б «Темные тучи омрачают основателя Lotus Колина Чепмена» . Телеграф . Проверено 27 января 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Лоуренс, Майк (2002). Своенравный гений . Книги Бридона.
  15. ^ Jump up to: а б «Умер помощник Де Лореана Бушелл» . Белфасттелеграф . ISSN   0307-1235 . Проверено 28 января 2021 г.
  16. ^ «Колин Чепмен (1928–1982)» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 11 декабря 2011 г.
  17. ^ «Соучредитель Lotus Хейзел Чепмен умерла в возрасте 94 лет» . www.autosport.com . 14 декабря 2021 г. Проверено 15 декабря 2021 г.
  18. ^ Смолл, Стив (1994). Полный Гран-при Книги Гиннесса «Кто есть кто» . Гиннесс. п. 410. ИСБН  0851127029 .
  19. ^ «№44999» . Лондонская газета (Приложение). 30 декабря 1969 г. с. 8.
  20. ^ Колин Чепмен в Зале славы автоспорта Америки

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fe2d1dd429f3b7ee59c9c52731566d8__1717176600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/d8/0fe2d1dd429f3b7ee59c9c52731566d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Colin Chapman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)