Нельсон Пике
Рожденный | Нельсон Пике Сото Майор 17 августа 1952 г. Рио-де-Жанейро , Бразилия | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | Бразильский | ||||||||||
Активные годы | 1978 – 1991 | ||||||||||
Команды | Прапорщик , McLaren (капер), Brabham , Williams , Lotus , Benetton | ||||||||||
Двигатели | Форд , Альфа Ромео , БМВ , Хонда , Джадд | ||||||||||
Записи | 207 (204 старта) | ||||||||||
Чемпионаты | 3 ( 1981 , 1983 , 1987 ) | ||||||||||
Победы | 23 | ||||||||||
Подиумы | 60 | ||||||||||
Карьерные очки | 481.5 (485.5) [1] | ||||||||||
Поул-позиции | 24 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 23 | ||||||||||
Первая запись | Гран-при Германии 1978 года. | ||||||||||
Первая победа | Гран-при США 1980 года на Западе | ||||||||||
Последняя победа | Гран-при Канады 1991 года. | ||||||||||
Последняя запись | Гран-при Австралии 1991 года. | ||||||||||
|
Нельсон Пике Соуто Майор (англ. Бразильское португальское произношение: [ˈnɛwsõ piˈke] , родился 17 августа 1952 года) — бразильский автогонщик выигрывавший чемпионат мира среди водителей на пенсии и бизнесмен, трижды в 1981 , 1983 и 1987 годах .
Пике сделал короткую карьеру в теннисе, прежде чем потерял интерес к этому виду спорта, а затем увлекся картингом и скрывал свою личность, чтобы отец не узнал о его хобби. Он стал национальным чемпионом Бразилии по картингу в сезоне 1971–72 и выиграл чемпионат Формулы-Ви в Бразилии в 1976 году. По совету Эмерсона Фиттипальди Пике отправился в Европу, чтобы добиться дальнейшего успеха, одержав рекордное количество побед в Формуле-3 в 1978 году, победив Джеки Стюарта. рекорд всех времен.
В том же году он дебютировал в Формуле-1 в составе команды Ensign и выступал за McLaren и Brabham. В 1979 году Пике перешел в команду Brabham и занял второе место в 1980 году, а затем выиграл чемпионат в 1981 году. Пике в 1982 году помешала серьезная ненадежность двигателя, но в 1983 году он увидел возрождение и свой второй чемпионат мира. В сезоне 1984–85 Пике снова потерял шансы на победу в чемпионате, но сумел одержать за этот период три победы. Он перешел в команду Williams в 1986 году и претендовал на титул до финального раунда в Австралии. Пике завоевал свой третий и последний чемпионский титул в 1987 году во время ожесточенной битвы с товарищем по команде Найджелом Мэнселлом , из-за чего отношения пары испортились. Впоследствии Пике перешел в Lotus на сезон 1988–89, где он испытал третье падение формы. В конце концов он перешел в команду Benetton на сезон 1990–91, где ему удалось выиграть три гонки, прежде чем уйти в отставку. [2]
После ухода из Формулы-1 Пике в течение двух лет пробовал свои силы в Индианаполисе 500 . Он также участвовал в гонках на спортивных автомобилях в разные моменты своей карьеры в Формуле-1 и после нее. Пике в настоящее время на пенсии и управляет несколькими предприятиями в Бразилии. Он также управляет своими сыновьями Нельсоном Пике-младшим и Педро Пике , которые также являются профессиональными автогонщиками.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Пике родился 17 августа 1952 года в Рио-де-Жанейро , тогда столице Бразилии, в семье Эстасиу Гонсалвеса Соуто Майора (1913–1974), бразильского врача. Его отец перевез свою семью в новую столицу Бразилиа в 1960 году и стал министром здравоохранения в Жоау Гуларта (1961–64). правительстве [3] [4] У Пике было два брата, Алексис и Джеральдо, и сестра Генуза. Пике был младшим из детей. [5]
Его отец хотел, чтобы Пике стал профессиональным теннисистом, и получил стипендию в школе в США , в Атланте . Пике начал играть в теннис в возрасте 11 лет. Он выигрывал турниры в Бразилии и в конце концов отправился в Калифорнию, чтобы проверить свои навыки против более сильных американских игроков. За это время он научился говорить по-английски и сильно повзрослел. За свою короткую теннисную карьеру Пике ценился как хороший игрок, но не считался достаточно интересным для этого вида спорта, что побудило его посвятить свою карьеру автогонкам. [6]
Пике начал заниматься картингом в 14 лет. [7] но поскольку его отец не одобрял его гоночную карьеру, он использовал девичью фамилию своей матери Пике (французского происхождения и произносится как «Пи-Ке»), написанную с ошибкой как Пикет, чтобы скрыть свою личность.
Пике бросил университет на два года обучения инженерному делу в 1974 году. Впоследствии он был нанят в гараже, чтобы финансировать свою карьеру, поскольку у него не было финансовой поддержки со стороны семьи. [6]
По возвращении в Бразилию Пике и трое друзей купили тележку мощностью 20 л.с. и участвовали в бразильском картинге (чемпион страны 1971 и 1972 годов) и в местном чемпионате Formula Super Vee 1976 года, в котором он легко выиграл тот сезон. По совету Эмерсона Фиттипальди продал шасси для Формулы-Ви болида бразильского чемпиона , первого бразильского чемпиона мира Формулы-1, который вместе со своим братом , [8] он прибыл в европейский автоспорт и был провозглашен вундеркиндом. В сезоне британской Формулы-3 1978 года он побил рекорд Джеки Стюарта по количеству побед за сезон. [6]
Формула-1
[ редактировать ]Пике дебютировал в Формуле-1 за команду Ensign в Германии , стартовав 21-м, но сошел с дистанции на 31-м круге из-за сломанного двигателя. После гонки Пике управлял McLaren компании BS Fabrications в следующих трех гонках, где оставил хорошие впечатления. Сделка была заключена, когда сотрудники BS Fabrications встретились с Пике, когда он ехал в Брэндс-Хэтч . Его лучшим результатом было девятое место в Италии . [9]
Брэбэм (1978–85)
[ редактировать ]На последнюю гонку 1978 года Пике перешел в команду Brabham ; он квалифицировался 14-м и финишировал 11-м. Пике оставался в Brabham до 1985 года .
1979
[ редактировать ]В 1979 году Пике провел свой первый полный сезон в Формуле-1. Он снова выступал за команду Brabham вместе с двукратным чемпионом мира Ники Лаудой . Сезон выдался непростым для команды, привыкшей к успеху. Пике сошел с дистанции в одиннадцати из пятнадцати гонок сезона. Он начал свой сезон с того, что попал в аварию на первом круге и получил травму на Гран-при Аргентины в Буэнос-Айресе , а также врезался в Клея Регаццони машину Уильямса на Гран-при Бразилии в Интерлагосе . Первые очки в его карьере были получены на Гран-при Голландии , где он финишировал четвертым. Он попал в серьезную аварию на Гран-при Италии ; задняя часть его BT48 была полностью оторвана на повороте Курва-Гранде в Монце после очередного инцидента с Регаццони; Пике ушел невредимым. Но даже несмотря на то, что в гонках он несколько раз разбился или сошёл с дистанции на полуконкурентоспособной машине с ненадежным двигателем, в квалификации Пике показал хорошие результаты, несколько раз попадая в пятерку лучших, часто обгоняя Лауду. Через две недели после итальянского этапа Лауда внезапно отказался от вождения еще до начала этапа. Гран-при Канады , оставив Пике пилотом номер один для Brabham и оставив его и новичка Рикардо Зунино дебютировать на новом BT49 с двигателем Ford-Cosworth DFV; Brabham отказался от Alfa Romeo V12 в знак протеста против вступления Alfa Romeo в полноценную рабочую команду. [10] В финальной гонке Гран-при США в Уоткинс-Глене Пике стартовал с первого ряда и показал самый быстрый круг в гонке, ясно продемонстрировав значительный потенциал нового BT49.
1980
[ редактировать ]В 1980 году Пике финишировал вторым в Аргентине после Алана Джонса; Гонка проходила в очень жарких условиях на разрушающейся трассе. Были сомнения в легальности автомобиля, поскольку считалось, что он имеет недостаточный вес. Джонс пошел осмотреть машину, что вызвало подозрение, что балласт был добавлен, чтобы привести машину в соответствие с правилами и сделать ее законной. [11] Пике одержал свою первую победу на Гран-при США на Западе в Лонг-Бич, Калифорния, опередив Риккардо Патрезе более чем на 50 секунд . [12] [13] Пять месяцев спустя Пике одержал подряд победы в Нидерландах и Италии. [14] [15] Он финишировал вторым в зачете пилотов, отстав от обладателя титула Алана Джонса на 13 очков . [16] В Канаде Пике и Джонс столкнулись на старте, машина Пике была повреждена и стала причиной серьезной аварии, в результате которой гонка была отмечена красным флажком. Джонс, его соперник в чемпионате, продолжил гонку и присоединился к рестарту на той же машине. Пике переключился на свою квалификационную машину, у которой был специальный двигатель, не предназначенный для прохождения дистанции, поэтому Пике сошел с дистанции, а Джонс выиграл гонку и чемпионат мира у Пике. [17]
1981
[ редактировать ]Сезон начался с аннулирования статуса Гран-при Южной Африки как мероприятия, санкционированного FIA, из-за продолжающейся войны между FISA и FOCA . Поскольку команды FISA бойкотировали гонку, команды FOCA организовали гонку вне чемпионата там, в Южной Африке, во влажных условиях, которую выиграл Карлос Ройтеманн , а Пике стал вторым. [18] FISA и FOCA достигли соглашения, запрещающего подвижные юбки и требующего минимального дорожного просвета, исключая шины, в 6 см.
После третьего места на Гран-при США на западе Пике квалифицировался с поул-позицией в своей домашней гонке, Гран-при Бразилии в его родном городе Рио-де-Жанейро , но быстро выбыл из борьбы после того, как начал гонку на скользких шинах на мокрой дороге. мокрая трасса. На следующей гонке, Гран-при Аргентины в Буэнос-Айресе , Брэбэм обошел правило дорожного просвета, разработав систему подвески, которая удерживала машину на необходимой высоте во время технического осмотра, но на скорости опускала ее на землю, позволяя ей участвовать в гонках. еще раз в качестве крылатой машины. Превосходство машины было таким, что Пике легко одержал победу, и даже его менее опытный товарищ по команде из Мексики Эктор Ребак , которого обычно можно было найти далеко позади, сумел сохранить второе место, пока не был вынужден сойти с дистанции. На Гран-при Сан-Марино почти все команды переняли нововведение, привнесенное в Аргентину компанией Brabham. Пике выиграл гонку, несмотря на дождь.
На Гран-при Бельгии в Зольдере, после первоначального старта, который был прерван из-за аварии с участием Зигфрида Штора , его товарища по команде Риккардо Патрезе и механика Дэйва Лакетта, которые по необъяснимым причинам остались на трассе на старте, чтобы перезапустить заглохшую машину Патрезе, Пике снова вылетел. лидировал только для того, чтобы Джонс вступил в контакт на 10-м круге, что вынудило его сойти с дистанции, [19] гонку выиграл Ройтеманн. После аварии в Монако и Испании Пике смог восстановиться на Гран-при Франции в Дижоне, где он доминировал до 58-го круга, когда внезапный шторм привел к появлению красного флага, и организаторы решили подождать, пока дождь прекратится, чтобы продолжить гонку. При рестарте 45 минут спустя Ален Прост выглядел гораздо более конкурентоспособным после того, как надел слики на высыхающей трассе и выполнил некоторую механическую работу во время перерыва, и выиграл свой первый Гран-при, а Пике опустился на третье место, уступив Просту и Джону Уотсону из McLaren. . [20] В следующей гонке, Гран-при Великобритании , Ройтеманн финишировал вторым и открыл лидерство в турнирной таблице на семнадцать очков, в то время как у Пике вышла из строя шина и он разбился на прямой между поворотами Стоу и Клуба.
Пике выиграл чемпионат с великолепного возвращения, которое началось, когда он выиграл Гран-при Германии в Хоккенхайме, в то время как Ройтеманн переживал внутренний конфликт со своим товарищем по команде Аланом Джонсом. [21] [22] Собрав ряд приличных результатов (даже после проигрыша второго места в Италии из-за отказа двигателя на последнем круге), в то время как Ройтеманн забил всего несколько раз, Пике вышел в последнюю гонку сезона всего на одно очко позади Ройтемана. На Гран-при Caesars Palace в Лас-Вегасе Пике финишировал пятым и завоевал чемпионство, поскольку Ройтеманн потерял очки. Пике был настолько обезвожен из-за жары пустыни и измотан из-за движения трассы против часовой стрелки, что во время гонки его вырвало на себя, и, когда он вернулся в боксы, его пришлось вытаскивать из машины. [23]
1982
[ редактировать ]В следующем году Пике был быстр, но его машина оказалась ненадежной, несмотря на то, что компания Brabham заключила союз с BMW, чтобы снабжать команду двигателями с турбонаддувом, которые, хотя и были мощными, но в то же время очень ненадежными и были основной причиной, по которой машина снялась со стольких автомобилей. гонки. Помимо первого Гран-при в Южной Африке, Брэбэм начал сезон на автомобиле BT49D с двигателем Ford-Cosworth. Пике выиграл Гран-при Бразилии в Рио-де-Жанейро; сильная жара и огромное сцепление машин привели к тому, что Пике и другие водители страдали от истощения; Пике потерял сознание, забирая свой трофей на подиуме. Позже Пике был дисквалифицирован из-за недостаточного веса его машины из-за протеста Renault и Ferrari. [24] Пике не ездил на BT50 с двигателем BMW до Бельгии, а худшей точкой сезона стал Детройт, где он не смог пройти квалификацию из-за отказа двигателя в квалификации. Решение о дисквалификации Пике привело к политической атаке на снижение минимального веса против Ferrari и Renault, которые использовали турбодвигатели. Изменения Ferrari в заднем крыле на Гран-при США Запад и дисквалификация Жиля Вильнёва после гонки заставили команды FOCA бойкотировать Гран-при Сан-Марино .
Его единственная победа была на Гран-при Канады , которая также стала . первой победой BMW в Формуле-1 В Германию Пике прибыл, чтобы помочь Дидье Пирони после того, как он попал в аварию на высокой скорости во время тренировки, завершившую карьеру. В гонке Пике лидировал, пока не столкнулся с Элисео Салазаром , которого он физически атаковал на обочине трассы в прямом эфире.
1983
[ редактировать ]Пике выиграл первую гонку в Бразилии на стреловидном BT52, а затем сошёл с дистанции на Гран-при Запада США. [25] Он занял второе место во Франции и еще одно второе место в Монако, также показав лучший круг. Он отставал от Алена Проста на 14 очков , осталось три гонки в сезоне, но одержал подряд победы в Монце. [26] и Брэндс Хэтч [27] приблизиться с точностью до двух пунктов. На завершающем сезоне Гран-при Южной Африки Прост сошел с дистанции на 35-м круге, а Пике финишировал третьим, выиграв свой второй титул чемпиона мира. Это также был первый раз, когда автомобиль с турбонаддувом выиграл чемпионат, и это был первый и единственный чемпионат BMW в Формуле 1.
1984
[ редактировать ]С новым правилом, которое ограничивало емкость баков машин до 220 литров и запрещало дозаправку в гонках, Пике стартовал как фаворит титула. [28] потому что считалось, что 4-цилиндровый BMW меньше пострадает от новых требований к экономии топлива, чем 6-цилиндровый конкурент. Зимние тесты, казалось, подтвердили ожидания, и машина действительно подавала надежды. [29] но ожидаемые результаты так и не материализовались. Единственное хорошее, что вышло из испытаний, — это создание специальных квалификационных двигателей, которые выдавали более 900 л.с. и позволили Пике побить тогдашний рекорд поул-позиций за год: девять, уже принадлежавшие Лауде и Ронни Петерсону .
В сезоне доминировала команда McLaren , использовавшая двигатели TAG-Porsche. В Канаде команда Brabham представила любопытный дополнительный радиатор на носу, который был установлен на автомобиле, что повысило надежность. [30] Пике выиграл гонку (после того, как сошёл с предыдущих шести гонок, в основном из-за отказа двигателя или турбины), но дополнительный радиатор нагрелся до такой степени, что Пике получил ожог правой ноги при нажатии на педаль акселератора; От жары его ботинки прожгли дыру, и после оказания первой помощи он вышел на подиум босиком. [31] Ему удалось одержать подряд победу в Детройте после того, как он управлял своей резервной машиной из-за аварии, произошедшей в начале гонки. [32] Это были его единственные две победы в году. В Спилберге он мог выиграть, поскольку у машины лидирующего Ники Лауды отказала передача, но Пике не заметил этого и не стал атаковать. [33] Пике финишировал на 5-м месте в чемпионате.
1985
[ редактировать ]Перед сезоном 1985 года Пике и Брэбэм провели зимние тесты на трассе Кьялами в Южной Африке вместе с новым поставщиком шин для команды Pirelli . Именно в ходе этих испытаний Pirelli разработала состав шин, которые они будут использовать в течение сезона. К сожалению, в отличие от жарких условий ЮАР, большая часть европейской части сезона прошла в не по сезону холодную погоду. Из-за этого, а также из-за распределения веса Brabham BT54 в задней части автомобиля, шины Pirelli (особенно передние) были в значительной степени неэффективными и оставляли Пике часто быстрым, но в конечном итоге неконкурентоспособным.
В 1985 году Пике выиграл одну гонку, Гран-при Франции на трассе Поль-Рикар , в летних условиях, аналогичных тем, которые наблюдались при тестировании шин, а мощный турбодвигатель BMW привел Brabham BT54 (товарища по команде Марка Зюрера ) к тогдашнему результату. Рекорд скорости Формулы-1 - 338 км/ч (210 миль в час) на трассе Mistral Straight длиной 1,8 км (1,1 мили) во время квалификации. Это была первая победа Pirelli после возвращения в Формулу-1.
Однако Пике разочаровывался. Ему казалось, что его преданностью Брэбэму злоупотребляют - его зарплата была ниже, чем у других гонщиков, несмотря на его успехи в команде - и его не информировали о некоторых командных решениях. Переход на шины Pirelli был особенно расстроен: он чувствовал, что это было сделано исключительно по финансовым причинам, и на него возложили чрезмерные обязательства по тестированию шин. Он также был обеспокоен финансовой безопасностью, когда вышел на пенсию, сославшись на трудности, с которыми столкнулись бразильские футболисты Пеле и Гарринча после завершения их профессиональной карьеры. Однако он был хорошо интегрирован в команду и имел тесные отношения с Гордоном Мюрреем и его механиками, из-за чего он не хотел уходить. [34]
Он был в контакте с McLaren . [35] но его обескуражили связанные с этим обязанности по связям с общественностью: «(Рон Деннис) упомянул, что много дней в году работал на Marlboro... Я потерял интерес. Я не буду тратить свою жизнь на разговоры с людьми, которые не разбираются в гонках. " [34] Уильямс предложил ему контракт на сумму, в три раза превышающую его контракт с Брэбэмом, а поскольку двигатель Honda с турбонаддувом быстро стал одним из лучших на стартовой решетке, это предложение было слишком хорошим, чтобы от него отказаться. После некоторых раздумий он неохотно покинул «Брэбэм» после семи сезонов и двух чемпионатов мира.
Уильямс (1986–87)
[ редактировать ]1986
[ редактировать ]Перейдя в 1986 году в «Уильямс», Пике стал товарищем по команде одного из своих самых жестоких соперников, Найджела Мэнселла . Сообщалось, что Хонда выплатила большую часть своего контракта на сумму 3,3 миллиона долларов США. Когда Пике подписал контракт с Williams на Гран-при Австрии 1985 года, Пике не считал Мэнселла серьезной угрозой, поскольку британец еще не выиграл ни одной гонки на своем пятом году в Формуле-1 (а свою первую гонку выиграет месяц спустя). Пике недооценил Мэнселла, и англичанин вышел из 1985 года с высокой уверенностью после победы в 2 из трех последних гонок в 1985 году. Оба считались нервными личностями с тонкими темпераментами, и два лучших гонщика в одной команде были рецептом. для фейерверка – и, конечно же, Мэнселл и Пике сразились за титул. Пике хотел сыграть роль гонщика номер один. По словам Пике, устное соглашение с Фрэнком Уильямсом по этому вопросу было ясным, и комментарий Уильямса о том, что, подписав контракт с Пике, он «подписал лучшего гонщика в мире», похоже, подтверждает это. Однако незадолго до начала сезона Фрэнк Уильямс попал в серьезную автомобильную аварию, из-за которой он надолго оторвался от команды и стал причиной стойкой физической инвалидности. Тогда команду возглавил технический директор. Патрик Хед , который также был гоночным инженером Мэнселла. [36]
Хотя эти двое управляли явно лучшими машинами на стартовой решетке, их соперничество привело к тому, что каждый лишил другого очков, что позволило Алену Просту выиграть один из самых близких и самых ожесточенных чемпионатов за всю историю Формулы-1. Сезон начался хорошо: Пике доминировал на Гран-при Бразилии , а на следующей гонке, Гран-при Сан-Марино , Пике финишировал вторым после Проста. В течение сезона его коллега-бразилец и бывший двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди подсчитал, что Пике не мог совершать больше ошибок вождения в начале сезона, когда его считали лучшим гонщиком в этой области.
Пике (и, как сообщается, Хонда) покинули Аделаиду после Гран-при Австралии , возмущаясь тем, что Williams не выполнила их контракт и позволила Мэнселлу выигрывать гонки вместо того, чтобы приказать ему пропустить бразильца. Если бы Мэнселл позволил Пике пройти и одержать несколько дополнительных побед, Пике мог бы легко выиграть чемпионат вместо того, чтобы их двоих обыграл Прост на худшей машине (хотя Просту удалось 11 финишировать на подиуме, включая 4 победы). В этом сезоне Пике выиграл больше гонок (всего четыре), чем в любой из своих чемпионских кампаний.
1987
[ редактировать ]Пике исправился в 1987 году , используя политическое маневрирование и технические навыки, чтобы одержать верх. Он также был очень хорошим пилотом в тестировании и разработке и смог усовершенствовать машину Williams, сделав ее еще более конкурентоспособной. Временами в течение сезона разрыв между ним и Мэнселлом был очевиден, поскольку Мэнселл показывал превосходную скорость в квалификации и гонках. Пике также признался, что «никогда не был совсем прав» после аварии во втором квалификационном раунде в Имоле . приказал ему FISA Главный медицинский директор Сид Уоткинс не участвовать в гонках из-за сотрясения мозга, которое он получил, когда его Williams на высокой скорости врезался в стену на повороте Тамбурелло. [37] предложил ему RAI присоединиться к Марио Полтроньери и Клэю Регаццони, чтобы комментировать гонку. [38] Пике, который поддерживал дружеские отношения в комментаторской зоне, послал Эцио Цермиани . [39] Пике согласился импровизировать в качестве комментатора, но, помимо короткого журналистского опыта, в конце года Пике пожаловался на тот факт, что инцидент оставил после себя сильные психологические последствия, вызвавшие бессонницу.
Стало очевидно, что дальнейшее развитие FW11 означало , что это явно лучшая машина того года, и чемпионство 1987 года будет разыграно между Пике и Мэнселлом. Несмотря на то, что в 1987 году Пике выиграл меньше гонок, чем Мэнселл, он стал чемпионом мира. От Детройта до Португалии он ни разу не финишировал на подиуме, набирая очки в своей успешной попытке выиграть свой третий чемпионат, что он назвал «политикой процентного вождения». Пике объявил во время тренировки на Гран-при Венгрии 1987 года , что он подписал контракт с Lotus как бесспорный гонщик номер один. Эта должность, как он утверждал, была обещана в Williams с 1986 года, но так и не была реализована после Фрэнка Уильямса автокатастрофы . Также считалось, что это сыграло важную роль в том, что Honda отказалась от Williams и перешла в McLaren в 1988 году, несмотря на то, что до конца контракта оставался еще один год. Японская компания, которая выплачивала большую часть зарплаты Пике, считала его номером один и в частном порядке возмущалась тем, что руководство Williams не обуздало Мэнселла и не позволило Пике облегчить жизнь. [ нужна ссылка ]
Лотос (1988–89)
[ редактировать ]1988
[ редактировать ]Пике и номер 1 перешли в застойную команду Lotus в 1988 году , и его карьера резко пошла вниз, несмотря на то, что Camel , спонсируемый Lotus 100T , имел ту же спецификацию Honda V6 с турбонаддувом, которая приводила в движение почти полностью доминирующие McLaren Айртона Сенны и Алена Проста - 100T. Это было очень плохое шасси, имевшее проблемы с аэродинамикой, постоянно прогибавшееся и несовместимое с двигателем. Пике, одержавший 20 побед и три чемпионата мира по итогам сезона 1987 года, начал терять свою репутацию, когда у него не было побед в 1988 году, уступив свой статус номер один своему соотечественнику Сенне, который выиграл восемь гонок и чемпионство для McLaren (Прост выиграл семь гонок, в то время как Пике смог финишировать только на третьих местах за сезон только три раза).
В начале 1988 года он прибегнул к использованию средств массовой информации для нападок на своих соперников и заработал репутацию откровенного «неудачника», например, нападая на Мэнселла и его жену, называя Мэнселла «необразованным болваном» (и оскорбляя внешний вид его жены) и называя Мэнселла «необразованным болваном» (и оскорбляя внешний вид его жены). товарищ Сенна, "таксист из Сан-Паулу" [23] и заявив, что он «не любит женщин». [40] Пике отказался от своих комментариев, когда оба пригрозили судебным иском. Он также вызвал гнев Тифози на Гран -при Сан-Марино, когда сказал в интервью Playboy , что Scuderia Ferrari могла бы добиться большего успеха как команда, если бы ее боссом ( Энцо Феррари ) был более молодой человек, а не 90-летний. тот, кто редко посещал скачки из-за своего возраста и слабого здоровья. Пике утверждает, что его сильно неправильно процитировали в интервью, что также заставило его усомниться в статусе Проста как лучшего гонщика в мире. В официальном видеообзоре FIA сезона 1988 года Пике не оставил сомнений в том, что в его комментариях о Феррари статья была неверной (говоря, что в 90 лет Энцо Феррари должен был быть сильным человеком, чтобы руководить командой Формулы-1), и что он считал Проста лучшим гонщиком в мире.
Перед началом сезона 1988 года трасса Рио-де-Жанейро была переименована в честь Пике. [ нужна ссылка ]
1989
[ редактировать ]Сезон 1989 года у Пике был разочаровывающим, когда он управлял Lotus с двигателем Judd V8, который имел на 125 л.с. меньше, чем Honda V10, используемая McLaren. Тем не менее, он занял превосходное (учитывая ограничения автомобиля Lotus) четвертое место на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, где он обогнал теоретически более быстрые машины и бежал третьим, пока Алессандро Наннини не обогнал его на последних нескольких кругах. Он (и его товарищ по команде Сатору Накадзима ) снова не одержали ни одной победы, и им обоим даже не удалось пройти квалификацию на Гран-при Бельгии 1989 года , что стало первой неквалификацией Пике после Гран-при Детройта 1982 года . Во время своей последней попытки пройти квалификацию в Спа Пике упустил свой шанс, когда его замедлил новичок-француз Оливье Груйар , который на протяжении всего сезона заработал репутацию блокирующего.
Бенеттон (1990–91)
[ редактировать ]1990
[ редактировать ]Когда в 1989 году Lotus сообщила Пике, что они будут использовать двигатель Lamborghini V12 в 1990 году в 1989 году не было достаточного развития V12 , он решил покинуть команду, заявив, что в год ее дебюта с Ларруссом и что команда будет неконкурентоспособной. с использованием итальянского двигателя.
Объявление Lotus в конце сезона означало, что в одной из ведущих команд (McLaren, Ferrari и Williams) почти не осталось мест, оставив Пике с незавидной вероятностью не участвовать в сезоне 1990 года. Однако у команды Benetton было место. стали доступны, когда они решили не оставлять на замену пилота Эмануэле Пирро . После двух неудачных сезонов в Lotus Пике был вынужден подписать соглашение о поощрительной оплате по результатам с компанией Benetton, которая приобрела услуги Джона Барнарда для их автомобиля B190 1990 года и имела эксклюзивное право использования заводского Ford-Cosworth HB4. Двигатель V8. Это привело к тому, что Пике вернулся к своей прежней форме в 1990 году .
Несмотря на несколько тусклых выступлений и иногда его проигрывание быстрому товарищу по сборной Италии Алессандро Наннини , который был вынужден уйти в отставку перед Гран-при Испании (после того, как его правое предплечье пришлось хирургически повторно прикрепить после крушения вертолета), Пике одержал две победы в последнем две гонки сезона. Первый в Японии выбил Ferrari был отчасти унаследован после того, как Сенна на первом повороте Проста, и Герхард Бергер (McLaren) и Мэнселл (Ferrari) сошли с дистанции. Это была его первая победа после Гран-при Италии 1987 года. Второй случился всего две недели спустя на последней гонке сезона в Австралии , когда после великолепной поездки Пике выдержал энергичный, но честный вызов от V12 Ferrari Мэнселла и выиграл 500-й Гран-при Формулы-1 чемпионата мира. Его 18 очков в двух последних гонках позволили ему подняться с седьмого места в турнирной таблице (26 очков) до третьего места в чемпионате с 43 очками. Пике и Герхард Бергер набрали по 43 очка (Пике набрал 44, но был вынужден опуститься на одно очко ниже правило «11 лучших» того времени), но две победы Пике, из которых Бергер не выиграл ни одной, позволили ему финишировать третьим.
1991
[ редактировать ]За этим последовала последняя победа в его карьере в Формуле-1 в Монреале в 1991 году – снова за счет давнего соперника Мэнселла, чья Williams - Renault на последнем круге застопорилась на старых боксах, лидируя. В конце 1991 года товарища Пике по команде Роберто Морено заменил Михаэль Шумахер , который оставался там до конца сезона. Он обсуждал с командами Ligier и Ferrari возможность участия в гонке, но затем в январе 1992 года Пике объявил о своем уходе из Формулы-1, чтобы сосредоточиться на своей деловой деятельности. [41]
Другие гоночные предприятия
[ редактировать ]Индианаполис 500 (1992–1993)
[ редактировать ]Пике пытался участвовать в автомобильной серии Indy и был нанят командой Menard для участия в гонке Indianapolis 500 1992 года . Он хорошо освоился на трассе и чувствовал себя комфортно за рулем на высоких скоростях, несмотря на то, что никогда раньше не участвовал в гонках на овале . Во время тренировки машина Пике наехала на металлический обломок и на полной скорости проехала третий поворот. На четвертом повороте Пике резко убрал ногу с педали, чтобы выехать на пит-лейн, в результате чего машина развернулась и врезалась в стену. Пике получил серьезные травмы стопы и лодыжки и был вынужден пропустить гонку. [42] Он вернулся после реабилитации в 1993 году и сумел пройти квалификацию. Он стартовал с 13-го места, но финишировал 32-м, вылетев из-за проблем с двигателем всего через 38 кругов.
Спортивные автомобили (1980–1981, 1996–1997 и 2006 гг.)
[ редактировать ]Помимо Формулы-1, Пике принимал участие в 1000-километровой гонке Нюрбургринга в 1980 и 1981 годах за рулем BMW M1 . Он выиграл гонку 1981 года вместе с немцем Хансом-Йоахимом Штуком . Однако гонку пришлось остановить примерно через два часа из-за фатальной аварии Герберта Мюллера после 17 кругов 14-мильной (23-километровой) дистанции. [43]
В 1996 году Пике участвовал в гонке « 24 часа Ле-Мана» за рулем McLaren F1 GTR вместе с Джонни Чекотто и Дэнни Салливаном , заняв восьмое место в общем зачете. В следующем году Пике принял участие вместе с Джей-Джеем Лехто и Стивом Сопером , но машина была снята с производства из-за аварии, произошедшей во время вождения Лехто. В том же году, в декабре, он выиграл Mil Milhas Brasileiras за рулем McLaren F1 GTR вместе с Джонни Чекотто и Стивом Сопером .
20 января 2006 года Пике выиграл 50-ю гонку Mil Milhas Brasileiras (Бразильские 1000 миль) на трассе Интерлагос . Он водил Aston Martin DBR9 вместе со своим сыном Нельсоном Пике-младшим и водителями Кристофом Бушю и Элио Кастроневесом . В конце гонки измученный Пике сказал другу, что «никогда больше не будет сидеть в кабине».
Управление драйверами
[ редактировать ]С 2000 года он поддерживает карьеру своего сына Нельсона Пике-младшего , который в течение 2 сезонов выступал в категории F1-Feder GP2 , добившись лучшего результата в чемпионате - второго места с четырьмя победами в гонках, и был тест-пилотом Renault F1. в 2007 году.
Во время скандала с Crashgate приказала его сыну Пике пообещал использовать свое богатство, чтобы выяснить, почему команда Renault умышленно разбиться во время Гран-при Сингапура 2008 года . В конечном итоге ему и его сыну заплатили шестизначную сумму в качестве компенсации за судебные издержки и ущерб от клеветы. [44]
Шлем
[ редактировать ]Шлем Пике бело-красный, с толстой линией, напоминающей шов на теннисном мяче (возможно, из-за того, что его отец хотел, чтобы он стал теннисистом), и каплевидными формами, заполняющими круглые области по бокам и сверху. Шов и капли обычно были красными или оранжевыми с черной окантовкой, но некоторые части были желтыми в годы его правления в Lotus из-за спонсорства Camel и снова стали темно-красными, когда он ушел из Lotus в Benetton. Его сыновья Нельсон-младший и Педро последовали дизайну его шлема.
Деловые предприятия
[ редактировать ]Покинув автоспорт, в 1992 году он основал Autotrac , компанию, которая обеспечивает мобильную передачу данных и отслеживание клиентов грузовых автомобилей через спутник ( GPS-слежение ). [45] Этот бизнес завершился весьма успешно, поскольку грузовые перевозки в Бразилии зависели от грузовых автомобилей.
Пике основал гоночную команду Piquet Sports в 2000 году. Целью было помочь Нельсону Пике-младшему участвовать в Формуле-3 в Южной Америке . Он был основан за восемь месяцев до того, как Нельсону-младшему исполнилось 16 лет. [46]
Пике управляет еще несколькими предприятиями, базирующимися в Бразилиа .
Чистый капитал Нельсона Пике в настоящее время составляет около 100 миллионов долларов США. [47]
Личная жизнь
[ редактировать ]Известный как шутник, Пике вел стереотипный образ жизни гонщика- плейбоя , зарабатывая, теряя и снова зарабатывая небольшие состояния в своих деловых отношениях. Он остается конкурентоспособным гонщиком в гонках на спортивных автомобилях , хотя больше для развлечения, чем с серьезными намерениями. Никогда не являвшийся поклонником уличных гонок (за исключением Аделаиды в Австралии), он критиковал Гран-при Монако, заявив, что Монако похоже на «езду на велосипеде по гостиной», но что «победа там стоит двух в любом другом месте». " [48]
Первый брак Пике продлился один год, в течение которого в 1977 году у него родился сын. Его второй брак произвел на свет троих детей, в том числе Нельсона Анджело Пике и Келли Пике . У него также есть еще один сын от предыдущих отношений. [49] [50] У него двое детей от нынешней жены, в том числе Педро Эстасио Пике . [49] [50]
31 июля 2007 года Пике после неоднократных нарушений превышения скорости и парковки был лишен гражданских водительских прав, и бразильский суд обязал его посещать неделю занятий, чтобы «научиться хорошему и безопасному вождению», а затем сдать экзамен. экзамен. Такой же приговор получила и его жена Вивиан. «Я думаю, что нам придется заплатить за наши ошибки», — заявил Пике бразильским СМИ. «Это не просто проблема с превышением скорости, я получил штрафы по разным причинам, например, за парковку там, где мне не следует». [51]
Он был занесен в Международный зал славы автоспорта в 2000 году, а две гоночные трассы в Рио-де-Жанейро (бывшая трасса Хакарепагуа) и в Бразилиа были названы «Международным автодромом Нельсона Пике», хотя с тех пор трасса в Рио была снесена, чтобы освободить место. для объектов, которые будут использоваться во время летних Олимпийских игр 2016 года , которых станет Рио-де-Жанейро городом-организатором . После выхода на пенсию Пике входит в число величайших гонщиков Формулы-1. В 2009 году он занял 13-е место по версии Autosport. [52] и 16-е место по версии BBC Sport в 2012 году. [23]
У него португальские и французские корни.
В интервью бразильскому телевидению в 2012 году с самим собой и бывшим товарищем по команде Williams Найджелом Мэнселлом Пике рассказал, что он никогда не был прав после аварии в Имоле в 1987 году. В результате аварии он потерял около 80% своего восприятия глубины и увидел, как он тайно посещал госпиталь в Милане каждые две недели в течение сезона, опасаясь, что, если он скажет своей команде, ему не разрешат водить машину. Далее он сказал, что он должен был выиграть чемпионат в 1986 году, а Мэнселл должен был выиграть в 1987 году, и что после 1987 года он гонял ради денег, поскольку из-за своего состояния он больше не мог вести гонки впереди (каждый из его шесть побед после аварии в Имоле были унаследованы от других, выбывших позже). [ нужна ссылка ]
11 ноября 2013 года Пике перенес операцию на сердце, после которой полностью выздоровел. [53]
В настоящее время он живет в особняке на ферме в пригороде Бразилиа. Внутри здания находится драгоценный частный автомобильный музей и взлетно-посадочная полоса. [54]
Оскорбительные выражения
[ редактировать ]Гомофобный язык и правонарушения
[ редактировать ]В 1988 году Пике сделал комментарий в журнале о своем сопернике Найджеле Мэнселле , назвав его «необразованным болваном» и назвав его жену «некрасивой». Он также назвал Айртона Сенну «геем», а Энцо Феррари «старческим», заявив, что если бы Энцо Феррари был на 30 лет моложе, «Феррари» была бы лучшей командой, чем была. [55] Мэнселла особенно возмутили личные нападки на его семью, которые, по его мнению, были «не в порядке». [56] Пике продолжал публично называть Сенну геем вплоть до 2020 года. [57]
Расовое оскорбление
[ редактировать ]В 2021 году во время интервью бразильскому подкасту Пике использовал португальский термин « neguinho », обсуждая инцидент между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном на Гран-при Великобритании 2021 года . [58] [59] [60] После того, как комментарии вновь появились в социальных сетях в 2022 году, использование им якобы расовых оскорблений вызвало осуждение со стороны Формулы-1 и сообщества. [58] [59] Позже Пике извинился за свои высказывания, объяснив, что они не были расистскими. [61]
Гомофобные высказывания в адрес Гамильтона
[ редактировать ]После этих извинений новые кадры показали, что Пике также использовал гомофобные выражения в адрес Гамильтона в интервью 2016 года. [62] Когда его спросили, что он думает о Кеке Росберге , чемпионе мира Формулы-1 1982 года , Пике назвал его «какашкой, не имеющей никакой ценности». [62] [63] Он предположил, что причина, по которой Льюис Хэмилтон проиграл чемпионат мира Формулы-1 2016 года сыну Росберга, Нико Росбергу , заключалась в том, что Хэмилтону «должно быть, в то время чаще трахали его в задницу, поэтому [для него] дела пошли тяжело». [62] [63]
Запретить выход в паддок
[ редактировать ]С июля 2022 года Пике запретили посещать паддок Формулы-1. [64] [65] Крейг Слейтер из Sky Sports F1 сообщил, что, несмотря на его извинения, Пике, «по крайней мере, в обозримом будущем, не будет желанным гостем в паддоке Формулы-1». [66] [67] [ нужен неосновной источник ] Клуб британских автогонщиков также приостановил членство Пике и, как ожидается, лишит его статуса почетного члена после 7-дневного периода уведомления. [68] В марте 2023 года бразильский суд обязал его выплатить 5 000 000 реалов (приблизительно 950 000 долларов США ) в качестве компенсации морального ущерба. [69]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Сезон | Ряд | Команда | Гонки | Победы | поляки | Ф/кругов | Подиумы | Очки | Позиция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1972 | Чемпионат Бразилии, 4-й дивизион | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | ? | ? | |
Юбилейная премия Бразилиа | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | Н/Д | 4-й | ||
1974 | Формула Супер Vê Бразилия | Идеальная Индуспина | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 16 | 4-й |
1975 | Формула Супер Vê Бразилия | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 14-е | |
1976 | Формула VW 1600 Бразилия | Гледсон | 10 | 6 | 5 | 7 | 7 | 98 | 1-й |
Золотой Каскавел - 7-е издание | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | Н/Д | 1-й | ||
1977 | Чемпионат Европы Формулы 3 FIA | Скудерия Мирабелла Милле Милья | 11 | 2 | 1 | 2 | 5 | 33 | 3-й |
Вандервелл Британская Формула-3 | 3 | 0 | 1 | ? | 2 | 32 | 7-е место | ||
Итальянская Формула-3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | ||
1978 | Super Visco Британская Формула-3 | Брастемп/Армо/Хобби | 15 | 8 | 9 | ? | 11 | 101 | 1-й |
Вандервелл Британская Формула-3 | 7 | 5 | 2 | ? | 6 | 124 | 2-й | ||
Формула-1 | BS Изготовления | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина | |
команды Tissot Прапорщик | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
Пармалат Гоночная команда | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
1979 | Формула-1 | Пармалат Гоночная команда | 15 | 0 | 0 | 1 | 0 | 3 | 15-е место |
Чемпионат BMW M1 Procar | БМВ Автоспорт | 4 | 1 | 1 | 0 | 2 | 35 | 6-е место | |
1980 | Формула-1 | Пармалат Гоночная команда | 14 | 3 | 2 | 1 | 6 | 54 | 2-й |
Чемпионат BMW M1 Procar | БМВ Автоспорт | 7 | 3 | 1 | 0 | 4 | 90 | 1-й | |
1981 | Формула-1 | Пармалат Гоночная команда | 15 | 3 | 4 | 1 | 7 | 50 | 1-й |
Чемпионат мира по спортивным автомобилям | GS-тюнинг | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 10.5 | 252-й | |
1982 | Формула-1 | Пармалат Гоночная команда | 14 | 1 | 1 | 2 | 2 | 20 | 11-е |
1983 | Формула-1 | Фила Спорт | 15 | 3 | 1 | 4 | 8 | 59 | 1-й |
1984 | Формула-1 | МРД Интернешнл | 16 | 2 | 9 | 3 | 4 | 29 | 5-е место |
1985 | Формула-1 | ООО «Мотор Рейсинг Девелопментс» | 16 | 1 | 1 | 0 | 2 | 21 | 8-е место |
1986 | Формула-1 | Кэнон Уильямс Команда | 16 | 4 | 2 | 7 | 10 | 69 | 3-й |
1987 | Формула-1 | Кэнон Уильямс Команда | 15 | 3 | 4 | 4 | 11 | 76 | 1-й |
1988 | Формула-1 | Camel Team Лотус Хонда | 16 | 0 | 0 | 0 | 3 | 22 | 6-е место |
1989 | Формула-1 | Верблюжья команда Лотос | 15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 8-е место |
1990 | Формула-1 | Формула Бенеттона | 16 | 2 | 0 | 0 | 4 | 44 | 3-й |
1991 | Формула-1 | Формула Кэмел Бенеттон | 16 | 1 | 0 | 0 | 3 | 26.5 | 6-е место |
1992 | Мировая серия PPG Indy Car | Команда Менара | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
1993 | Мировая серия PPG Indy Car | Команда Менара | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 55-е место |
1996 | 24 часа Ле-Мана | Team Bigazzi SRL | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8-е место |
1997 | 24 часа Ле-Мана | Команда БМВ Моторспорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ДНФ |
Полные результаты европейской Формулы 3
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1977 | Скудерия Мирабелла Милле Милья | Тойота | ЛЭК DNQ | СВЕТ 11 | Я буду Верно | ZOL 8 | ВОСТОК 3 | ИМО 7 | ПЕР Верно | Министерство здравоохранения | CRO 3 | КНУ 2 | ЧТО 1 | ДОН 6 | БАНКА 1 | ВАЛ DNQ | 3-й | 33 |
Полные результаты чемпионата Великобритании F3 Вандервелла
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1977 | Скудерия Мирабелла Милле Милья | Тойота | SIL | БРХ | SIL | SIL 3 | ДОН 6 | SIL 3 | SIL | 7-е место | 32 | |||
1978 | Брастемп/Армо/Хобби | Тойота | SIL 5 | SIL 1 | SIL 3 | ОЛЛ 1 | ТОЛЬКО | ДОН | SIL 1 | SIL 1 | SIL 1 | БРХ | 2-й | 124 |
Полные результаты чемпионата Super Visco British F3
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1978 | Брастемп/Армо/Хобби | Тойота | ТРР 4 | ТРР 2 | БРХ 2 | ОЛЛ Верно | ДОН 1 | МОЙ DNQ | ТОЛЬКО 1 | ТРР 1 | БРХ 1 | САПР 1 | ЛЭК 1 | SIL 1 | БРХ 4 | ДОН 2 | SNE 1 | ТОЛЬКО | ТРР | 1-й | 101 |
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
† Не финишировал, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
Результаты Формулы-1 вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)(Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|---|---|---|
1979 | Пармалат Гоночная команда | Брэбэм BT48 | Альфа Ромео Флэт-12 | РПЦ 2 | ПИСТОЛЕТ | ОТ |
1980 | Пармалат Гоночная команда | Брэбэм BT49 | Косворт V8 | ESP Верно | ||
1981 | Пармалат Гоночная команда | Брэбэм BT49B | Косворт V8 | ЮАР 2 |
Полные результаты чемпионата BMW M1 Procar
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1979 | БМВ Автоспорт | ZOL DNS | МКО | ПРОТИВ 1 | SIL 2 | ХОК | ВОСТОК | Я буду Верно | Министерство здравоохранения Верно | 6-е место | 35 | |
1980 | БМВ Автоспорт | ДОН | АВС Верно | МКО 3 | НИ Верно | БРХ | ХОК 4 | ВОСТОК 1 | Я буду 1 | ИМО 1 | 1-й | 90 |
Полные результаты PPG IndyCar World Series
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Классифицировать | Очки | Ссылка |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | Команда Менара | Лола Т92/00 | Бьюик 3300 V6 т | СРФ | ПХХ | ЛБХ | ИНДИ Что | ТО | К | ТЫСЯЧА | СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ | ТЗ | МЧ | КЛЕ | ДЛИННЫЙ | К | МДО | НАЗ | ЛАГ | Северная Каролина | - | [70] |
1993 | Команда Менара | Лола Т93/00 | Менард V6 т | СРФ | ПХХ | ЛБХ | ИНДИ 32 | ТЫСЯЧА | ТО | К | КЛЕ | ТЗ | МЧ | СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ | ДЛИННЫЙ | К | МДО | НАЗ | ЛАГ | Северная Каролина | 0 | [71] |
Индианаполис 500
[ редактировать ]Год | Шасси | Двигатель | Начинать | Заканчивать | Абитуриент |
---|---|---|---|---|---|
1992 | Лола | Бьюик | DNS | Н/Д | Менар |
1993 | Лола | Бьюик | 13-е место | 32-й | Менар |
Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1996 | Команда Бигацци Команда БМВ Моторспорт | Джонни Чекотто Дэнни Салливан | Макларен Ф1 ГТР | GT1 | 324 | 8-е место | 6-е место |
1997 | Команда БМВ Моторспорт BMW Команда Шнитцер | Джей Джей Лехто Стив Сопер | Макларен Ф1 ГТР | GT1 | 236 | ДНФ | ДНФ |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вплоть до 1990 года не все очки, набранные гонщиком, учитывались в его окончательном подсчете на чемпионате мира ( см . В списке систем подсчета очков дополнительную информацию ). Числа без скобок — это очки чемпионата; цифры в скобках — общее количество набранных баллов.
- ^ «Профиль Нельсона Пике» . grandprix.com . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ "Artes Digitais Ltda" (PDF) (на португальском языке). ООО "Цифровое искусство" Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2008 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ «Estacio Gonçalves Souto Maior» (на португальском языке). Центр исследований и документации по современной истории Бразилии (FGV/CPDOC). Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ Кярркяйнен, Юха (1997). Звезды Формулы-1 . стр. 108. ISBN 952-5089-18-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Зурковски, Херб (26 сентября 1981 г.). «Нельсон Пике бросил вызов отцу, участвуя в гонках» . Монреальский вестник . п. 105.
- ^ «Нельсон Пике» . Зал славы Гран-при. Архивировано из оригинала 21 февраля 2008 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ «Зал славы: Нельсон Пике» . Официальный сайт Формулы-1 . Проверено 24 декабря 2007 г.
- ^ Оливер, Майкл (2009). Байки из набора инструментов: Сборник закулисных историй механиков Гран-при . Книги Велоса. п. 122. ИСБН 9781845845582 .
- ^ Кярккяйнен, Юха (1997). Звезды Формулы 1 . Альфамер. стр. 110. ISBN 952-5089-18-5 .
- ^ Джон Канчельери-Чезаре Де Агостини (1982). 33 года Гран-при чемпионата-Vol.II . Продолжайте редактировать. п. 302.
- ^ «Бразильский Пике — победитель Гран-при». Лоди Ньюс-Сентинел . 31 марта 1980 г. с. 17.
- ^ Круг победителей Гран-при США на Западе, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Круг победителей Гран-при Нидерландов, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Круг победителей Гран-при Италии, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревс, Цифровая библиотека Ревс.
- ^ «Алан Джонс побеждает Нельсона Пике и завоевал титул» . ЭСПН. 1980.
- ^ Алан Джонс/Эндрю Кларк (2017). AJ: Как Алан Джонс поднялся на вершину Формулы-1 . Случайный дом пингвинов. стр. 220, 233.
- ^ Чезаре Де Агостини, Джон-Канцлерс (1982). 33 года Гран-при чемпионата-Vol.II . Редактор аккаунтов. п. 323.
- ^ Чезаре Де Агостини, Джон-Канцлерс (1982). 33 года чемпионата Гран-при Vol.II- . Редактор аккаунтов. п. 328.
- ^ Пике, Джан Паоло (6 июля 1981 г.). «Издевательство и триумф Луккинелли». п. 11.
- ^ Чезаре Де Агостини, Джон-Канцлерс (1982). 33 года Гран-при чемпионата-Vol.II . Редактор аккаунтов. п. 333.
- ^ Круг победителей Гран-при Германии, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревс, Цифровая библиотека Ревс.
- ^ Перейти обратно: а б с Бенсон, Эндрю (8 мая 2012 г.). «Величайшие гонщики Формулы-1. Номер 16: Нельсон Пике» . Би-би-си Спорт (Би-би-си) . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ «Пике, Росберг дисквалифицированы» . Утренний журнал Дейтона-Бич . 20 апреля 1982 г. с. 7Б.
- ^ Круг победителей Гран-при Бразилии, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревс, Цифровая библиотека Ревс.
- ^ «Победа Италии позволяет Пике участвовать в торгах» . Гражданин Оттавы . 12 сентября 1983 г. с. 34.
- ^ «Пике завоевал Приз Европы» . Нью-Йорк Таймс . 26 сентября 1983 года.
- ^ Адриано Коста (6 марта 1984 г.). «Извините, Пике, боитесь нас?». Макси Автоспринт . п. 2.
- ^ «Все дни «шести дней» Южной Африки». Автоспринт . 6 марта 1984 г. с. 16.
- ^ Гран-при Канады, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ Гран-при Канады, Коллекция фотографий Джона Блейкмора, Институт Ревса, Цифровая библиотека Ревса.
- ^ «Пике выжил в катастрофе и завоевал титул» . Вечерняя независимая . 25 июня 1984 г. с. 5С.
- ↑ Победа проложила путь к третьему титулу чемпиона мира , orf.at, 18 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Робак, Найджел (ноябрь 1997 г.). «Нельсон Пике: Легенды Найджела Робака» . Мотоспорт . п. 14 . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Чарльз и Прост (6 августа 1985 г.). «В чем разница?». la Repubblica (на итальянском языке). п. 27.
- ^ Автоспринт № 26/86, с. 9.
- ^ «Некролог - профессор Сид Уоткинс ОБЕ, 1928–2012» . Формула Один. 14 сентября 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ Андреа Де Адамич, Оскар Орефичи (1987). Ф1 '87 . Валларди и партнеры. п. 156.
- ^ «Зермиани уходит в отставку» . quattroruote.it. 3 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 г. Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Чимитс, Ксавье (15 мая 2008 г.). Гонщики Гран-при: Портреты скорости . Мотоциклы. стр. 26–29. ISBN 9780760334300 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Трехкратный чемпион мира Пике покидает Формулу-1» . Новые времена проливов . 15 января 1992 г. с. 45.
- ^ Дэвидсон, Дональд; Шаффер, Рик (2006). Официальная иллюстрированная история Автокурса Индианаполиса 500 . Автокурс. п. 270. ИСБН 9781905334209 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Победители забега на 1000 км по аллергенам ADAC» (на немецком языке). ADAC гонка на 1000 км. 23 апреля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гибсон, Оуэн (7 декабря 2010 г.). «Renault приносит извинения Нельсону Пике и его сыну за претензии к «Крэшгейту»» . Хранитель .
- ^ «Презентация» . Автотрак. Архивировано из оригинала 13 января 2008 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ «Принц склонов» . Смотрите онлайн. Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
- ^ «Самые богатые гонщики Формулы-1 и их собственный капитал» . 15 февраля 2024 г.
- ^ Уильямс, Никола (2010). Прованс и Лазурный берег . Публикации Lonely Planet. п. 227. ИСБН 9781740595445 .
- ^ Перейти обратно: а б "Семья" . GeneAll.net . Проверено 22 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Биография» . IMDb. 22 апреля 2008 г.
- ^ Бывший чемпион Формулы-1 берет уроки вождения.
- ^ «Величайшие гонщики Формулы-1 – Нельсон Пике-старший» . Автоспорт (Haymarket Publications) . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ «Трехкратный чемпион Формулы-1 Нельсон Пике перенес операцию на сердце» . Автоспорт . 13 ноября 2013 года . Проверено 15 ноября 2013 г.
- ^ «Самолет терпит крушение при посадке на аэродроме Пике в Бразилиа» . 31 января 2022 г.
- ^ Седжвик, Дэвид (1 февраля 2018 г.). «14: Гран-при Монако» . Сила и Слава . Издательство Питч. ISBN 978-1-78531-412-4 . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Найджел Мэнселл (1995). Найджел Мэнселл Моя автобиография . КоллинзУиллоу. п. 193. ИСБН 0-00-218497-4 .
- ^ Гаспарини, Микаэле (26 ноября 2021 г.). «Нельсон Пике утверждает, что Айртон Сенна был геем и состоял в фиктивном браке» (на португальском языке). История телевидения . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Формула-1 осуждает расистские комментарии Пике в адрес Хэмилтона» . Motorsport.com . 28 июня 2022 г. Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бенсон, Эндрю (28 июня 2022 г.). «Гамильтон и Формула-1 осуждают Пике за якобы расистские высказывания» . Би-би-си Спорт . Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ О'Каллаган, Рори (28 июня 2022 г.). Льюис Хэмилтон опубликовал идеальный ответ Нельсону Пике после расового насилия со стороны бывшего чемпиона Формулы-1 . Спортивная Библия. Проверено 28 июня 2022 г.
- ^ «Нельсон Пике приносит извинения Льюису Хэмилтону за комментарии, но отрицает расовые намерения» . Скай Спорт . Проверено 29 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Нельсон Пике использовал гомофобные высказывания в адрес Льюиса Хэмилтона, показывают новые кадры» . Небесные новости. 1 июля 2022 года . Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Марум, Педро Энрике (1 июля 2022 г.). « Маленькому чернокожему парню, должно быть, было не по себе», - говорит Пике о поражении Хэмилтона от Росберга – Новости Формулы 1» . Главный приз (на бразильском португальском языке) . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Ссора о расизме против Нельсона Пике обостряется по мере того, как появляются предполагаемые гомофобные оскорбления в адрес Льюиса Хэмилтона» . Скай Спорт . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Коулман, Мэдлин. «Отчеты: Пике запретили посещать паддок Формулы-1 после расистского высказывания в адрес Хэмилтона» . Иллюстрированный спорт . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Ссора о расизме против Нельсона Пике обостряется по мере того, как появляются предполагаемые гомофобные оскорбления в адрес Льюиса Хэмилтона» . Скай Спорт . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Новостной репортаж Sky Sports F1» . 29 июня 2022 г.
- ^ «Пике отстранен от должности почетного члена BRDC» . Автоспорт . 30 июня 2022 г. Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Шарма, Ритика (25 марта 2023 г.). Написано в Бангалоре. Коутс, Стивен (ред.). «Пике обязали выплатить 950 тысяч долларов за расистские и гомофобные комментарии» . Рейтер . Лондон: Томсон Рейтер . Проверено 25 марта 2023 г.
- ^ «Нельсон Пике – Результаты CART 1992 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 16 августа 2023 г.
- ^ «Нельсон Пике – Результаты CART 1993 года» . Гонки-Справочник . НАСКАР Диджитал Медиа, ООО . Проверено 16 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1952 года рождения
- Живые люди
- Бразильцы французского происхождения
- Бразильские автогонщики
- Бразильские пилоты Формулы-1
- Чемпионы мира среди пилотов Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Гонщики Формулы-1 Бенеттона
- Пилоты Формулы-1 BS Fabrications
- Пилоты Формулы-1 Brabham
- Прапорщики Формулы-1
- Пилоты команды Lotus Формулы-1
- Пилоты Формулы-1 Williams
- Пилоты бразильской серии IndyCar
- Водители Индианаполиса 500
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Пилоты чемпионата Великобритании Формулы-3
- Пилоты чемпионата Европы Формулы 3 FIA
- Бизнесмены из Рио-де-Жанейро (город)
- Спортсмены из Рио-де-Жанейро (город)
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Семья Пике
- водители БМВ М
- Пилоты Schnitzer Motorsport