Тьерри Бутсен
![]() Бутсен на Гран-при Великобритании 1993 года. | |
Рожденный | Брюссель , Бельгия | 13 июля 1957 г.
---|---|
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Национальность | ![]() |
Активные годы | 1983 – 1993 |
Команды | Эрроуз , Бенеттон , Уильямс , Лижье и Джордан |
Записи | 164 (163 старта) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 3 |
Подиумы | 15 |
Карьерные очки | 132 |
Поул-позиции | 1 |
Самые быстрые круги | 1 |
Первая запись | Гран-при Бельгии 1983 года. |
Первая победа | Гран-при Канады 1989 года. |
Последняя победа | Гран-при Венгрии 1990 года. |
Последняя запись | Гран-при Бельгии 1993 года. |
Тьерри Марк Бутсен (англ. Французское произношение: [tjɛ.ʁi But.sɛn] ; родился 13 июля 1957 года) — бельгийский бывший автогонщик , выступавший за команды Arrows , Benetton , Williams , Ligier и Jordan в Формуле-1 . Он участвовал в 164 Гран-при чемпионатов мира (163 старта), выиграв три гонки, поднявшись на 15 подиумов и набрав 132 очка за карьеру. Его лучшим результатом на чемпионате мира среди водителей было четвертое место в 1988 году , когда он выступал за Benetton. Он также дважды финишировал вторым в гонке спортивных автомобилей «24 часа Ле-Мана» (в 1993 году на Peugeot 905 и в 1996 году на Porsche 911 GT1 ).
Карьера
[ редактировать ]Юниорские формулы и спортивные автомобили
[ редактировать ]После победы на «Volant V» в 1977 году в гоночной школе Андре Пилетта Зольдера Бутсен вошел в чемпионат Бельгии Formula Ford 1600 и выиграл его в 1978 году, одержав 15 побед в 18 гонках. [1] Он также участвовал в гонке «24 часа Спа» 1978 года, последней автогонке на старой 14-километровой трассе Спа-Франкоршам, за рулем Toyota Trueno. [2] В 1979 году он перешёл в Формулу 3 , выиграв три гонки в 1980 году и заняв второе место в гонке за титул чемпиона Европы , уступив Микеле Альборето . [1] В 1981 году он перешёл в Формулу 2 и снова стал вторым в чемпионате Европы , включая победу на 14-мильной Нюрбургринге — на этот раз позади Джеффа Лиза . [1]
Он также участвовал в гонках « 24 часа Ле-Мана» 1981 года . Гонка началась в 15:00 в необычно жаркую погоду – на час раньше обычного из-за парламентских выборов, которые прошли в те же выходные. В 16:06 Бутсен попал в крупную аварию сразу после излома Унаудьер, примерно в 400 метрах (0,25 мили) от холма Мульсанн («горб»), когда его WM P81-Peugeot ехал со скоростью около 350 км / ч (217 миль в час). . Вышел из строя элемент подвески, и машина врезалась в ограждение, потеряв всю заднюю часть. Бутсен остался нетронутым, но поле обломков отброшенных частей и кузовов распространилось на более чем 150 метров (490 футов). трех маршалов и жандарма Обломки попали под обломки . Один из них, Тьерри Мабила, был убит — его ударил в грудь оторвавшийся кусок ограждения. Два других маршала, Клод Эрто и Серж Давид (потерявший руку), а также жандарм были серьезно ранены.
В 1983 году Бутсен участвовал в чемпионате Европы по кузовным гонкам и в мировых гонках спортивных автомобилей. [1] где он выиграл самую первую гонку группы C, Монцу на 1000 км, вместе с Бобом Воллеком за рулем Porsche 956. Он также выиграл знаменитую 24-часовую гонку Дайтоны в 1985 году, управляя Porsche 956 из команды Preston Henn Racing вместе с Бобом Воллеком . Эй Джей Фойт и Эл Ансер-старший .
Формула-1
[ редактировать ]Стрелки
[ редактировать ]Бутсен считался многообещающим гонщиком, тестировавшим McLaren и Brabham . Некоторое время он участвовал в проекте Spirit Honda F1, прежде чем проиграл своему Формулы-2 товарищу по команде Стефану Йоханссону .

В 1983 году он заплатил 500 000 долларов за участие в Формуле-1 и дебютировал в составе «Эрроуз» на своей домашней гонке, Гран-при Бельгии 1983 года, на укороченной 7-километровой (4,3 мили) Спа . [1] Хотя в 1983 году он не набрал очков, его осторожное обращение и близкая игра по сравнению с опытным товарищем по команде Марком Зурером позволили ему завоевать положительную репутацию в команде. При поддержке сигарет Barclay он оставался в «Эрроуз» еще на три сезона. На первом этапе «Эрроуз» боролись со своей непростой первой машиной с турбонаддувом , с мощными BMW, турбодвигателями но с плохой управляемостью. Бутсен дважды набирал очки на старом Cosworth DFV с двигателем A6 и один раз на машине с турбонаддувом. Его второй сезон принес несколько заметных результатов, в том числе 2-е место в Имоле . Бутсен пересек финишную черту третьим после Алена Проста и Элио де Анжелиса , но после гонки Прост был дисквалифицирован, поскольку вес его машины был на 2 кг меньше. Еще три очка позволили ему занять 11-е место в турнирной таблице. Последний сезон с «Эрроузом» не принес Бутсену очков на неконкурентоспособной машине, но параллельно с Формулой-1 он выступал за команду Вальтера Бруна в группе C и завоевал с ней титул чемпиона мира в 1986 году, выиграв в том же году титул чемпиона мира. Спа 1000 км .
Бенеттон
[ редактировать ]
Бутсен получил свой большой шанс, когда он перешел в заводскую команду Ford Europe F1, Benetton , на сезон 1987 года в качестве товарища по команде Тео Фаби . Хотя пакет не стал победителем гонки, он позволил ему регулярно выступать в топ-6. Он набрал очки в шести гонках, его лучший результат - 3-е место в Аделаиде после дисквалификации Айртона Сенны и Lotus переместился на 8-е место. общий. На Гран-при Австралии Бутсен был в ярости из-за Фаби, когда итальянец отказался позволить своему товарищу по команде проехать несколько кругов над ним. Когда Бутсен рассказал об этом Фаби после гонки, разочарованный Фаби (который не смог найти драйв Формулы-1 в 1988 году ) сказал бельгийцу «вернуться и увидеться со мной, когда у тебя будет поул». Фаби не одержал ни одной победы за свою карьеру в Формуле-1, но на его счету было 3 поула, в то время как на тот момент Бутсен мог похвастаться лишь вторым местом в Имоле в 1985 году.
В 1988 году Бутсен встретил нового товарища по команде, итальянца Алессандро Наннини . Когда Cosworth прекратил разработку своего двигателя V6 с турбонаддувом, Benetton были вынуждены перейти на безнаддувные Ford DFR двигатели V8 в ожидании запрета турбонаддува в 1989 году. Последовательность, механическая симпатия и скорость Бутсена в Рори Бирном, , разработанном Benetton B188 позволили ему набрать очки. в 10 из 16 гонок, включая пять третьих мест (все позади всепобеждающих автомобилей McLaren - Honda ), и занял 4-е место в общем зачете как лучший гонщик без турбонаддува в этой области.
Уильямс
[ редактировать ]Фрэнк Уильямс подписал контракт с Бутсеном летом 1988 года, чтобы заменить Найджела Мэнселла на 1989 год, поскольку Мэнселл подписал контракт о переходе в Ferrari. [3] Репутация Бутсена как надежного, быстрого гонщика с хорошими навыками развития привела к тому, что Уильямс подписал с ним двухлетний контракт.
В 1989 году он ездил на новом V10 Renault с двигателем Williams FW12C . 1989 год начался с того, что Бутсен оказался в затруднительном положении из-за серьезного сбоя на предсезонных тестах в Рио , а также из-за того, что его товарищ по команде-ветеран Риккардо Патрезе значительно улучшил свою форму. Однако на Гран-при Канады Бутсен хорошо ехал во влажных условиях и одержал свою первую победу после того, как у Сенны поздно отказал двигатель. Хотя это была долгожданная победа (Бутсен стал первым новым победителем в Формуле-1 с тех пор, как бывший товарищ по команде Arrows Герхард Бергер выиграл Гран-при Мексики 1986 года за Benetton), для бельгийца это считалось счастливой победой, поскольку он был последним на одном этапе и развернулся на 360°, хотя, к счастью, ему удалось удержать машину от стен. Ему удалось догнать и обогнать Патрезе, у которого было плохое днище, и он вышел вперед за 3 круга до конца, когда у Сенны McLaren MP4/5 заклинило двигатель Honda V10. Еще три раза он финишировал на подиуме, прежде чем Бутсен завершил год второй победой на залитом дождем Гран-при Австралии. . По иронии судьбы, Бутсен был одним из гонщиков, протестовавших против условий на трассе перед гонкой.
В 1990 году он стал более стабильно набирать очки, включая его третью и последнюю победу на Гран-при - абсолютную победу в Венгрии , где он занял свою первую поул-позицию и выдержал постоянное давление со стороны Алессандро Наннини (Бенеттон) и Айртона Сенны (Макларен). чтобы победить. Однако, когда в 1991 году появился Найджел Мэнселл, Уильямс почувствовал, что им нужен «звездный» гонщик, чтобы составить заявку на чемпионство. Несмотря на то, что Бутсен выиграл три гонки за два года против одной Патрезе и финишировал в каждой гонке в 1990 году по очкам (шестерка лучших), не считая выхода на пенсию, команда почувствовала, что Патрез был более последовательным (и хорошо работал с Мэнселлом в 1988 году), и решила сохранить итальянец будет ехать рядом с Мэнселлом.
Лижье
[ редактировать ]
Поскольку в топ-командах не было вакансий, Бутсену пришлось перейти в команду Лижье . Несмотря на значительный бюджет и двигатели Lamborghini V12 , JS35 был неконкурентоспособным автомобилем, и Бутсену часто не удавалось скрыть свое отвращение к предоставленной ему технике. Появление двигателей Renault в 1992 году немного улучшило ситуацию, и в своей последней гонке за команду он занял 5-е место, что стало его первыми очками с тех пор, как он покинул Williams.
Иордания
[ редактировать ]Первоначально он не смог найти команду на сезон 1993 года, но Барклай обеспечил ему место в "Джордане" , заменив Ивана Капелли . Бутсен был слишком высок для машины и значительно опережал молодого товарища по команде Рубенса Баррикелло , не сумев набрать ни одного очка в десяти гонках. Поскольку Эдди Джордан стремился привлечь на свои места более молодых и хорошо спонсируемых гонщиков, было принято решение превратить домашнюю гонку Бутсена в прощальную гонку, хотя он сошел с дистанции на первом круге.
Туристические автомобили
[ редактировать ]В 1994 году Бутсен был нанят компанией Ford Motorsport, чтобы возглавить их работу на недавно созданном Кубке Super Tourenwagen Cup в Германии. Тот первый сезон , проведенный на подготовленном на заводе Ford Mondeo, построенном компанией Eggenberger Motorsport , стал годом обучения как для Бутсена, так и для команды.
В следующем году к Бутсену присоединился его старый товарищ по команде Williams Риккардо Патрезе, но сезон оказался провальным. Пытаясь последовать примеру Audi и разработав полноприводный автомобиль, Mondeo оказался совершенно неконкурентоспособным.
Бутсен стартовал только в первых четырех гонках в 1996 году, прежде чем покинул команду и сосредоточил свое внимание на гонках на спортивных автомобилях. После трех лет ограниченного успеха Форд свернул проект в конце сезона, сосредоточившись исключительно на британском сериале .
Спорткары
[ редактировать ]Затем Бутсен водил спортивные автомобили в США, выступая за команду Champion Racing на Porsche 911 GT1 вместе с Биллом Адамом и Хансом Штуком . Трио финишировало вторым в классе на гонке « 24 часа Дайтоны» в 1997 году. Бутсен выиграл чемпионат США GT-1, став чемпионом Racing в 1998 году. После аварии в Ле-Мане в 1999 году за рулем Toyota GT-One он ушел из команды. вообще гонки. [1]
Шлем
[ редактировать ]
Шлем Бутсена был черным с красной, оранжевой и желтой лентой вокруг козырька и задней части. Используемые цвета — цвета бельгийского флага (кроме оранжевого).
Бизнес
[ редактировать ]Сегодня Бутсен руководит собственной компанией Boutsen Aviation в Монако . [4] Ее бизнес - «Продажа и приобретение бизнес-джетов». Он основал компанию в 1997 году вместе со своей женой Даниэлой, и до мая 2011 года компания продала 205 самолетов, от Airbus Corporate Jets до Cessna Citation. Он также является совладельцем Boutsen Energy Racing вместе со своим зятем Оливье Лене и Жоржем Качкой. Команда выступает в классе Формула Ле-Ман в серии Ле-Ман . Бутсен также управляет автомобилями в Формуле Renault и Еврокубке Mégane Trophy .
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Краткое описание карьеры
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата Европы Формулы-2
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1981 | Marlboro Racing для Золдера | Март 812 г. | BMW | SIL Верно | ХОК Верно | ТРР Верно | СВЕТ 1 | ВАЛ 3 | КРУЖКА Верно | БОЛЬШЕ НИКОГДА 2 | ПЕР 1 | СПА 2 | ДОН 12 | ЧТО 8 | МУЖЧИНА 4 | 2-й | 37 | |
1982 | Командный дух Мальборо | Дух 201 | Хонда | SIL 12 | ХОК 2 | ТРР 3 | СВЕТ 1 | КРУЖКА 4 | ВАЛ 6 | БОЛЬШЕ НИКОГДА 2 | СПА 1 | ХОК Верно | ДОН 9 | МУЖЧИНА 4 | ПЕР 1 | ЧТО 6 | 3-й | 50 |
Источник: [5] |
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1981 | ![]() | ![]() ![]() | WM P81- Пежо | С | 15 | ДНФ | ДНФ |
1983 | ![]() | ![]() | Рондо M482- Форд Косворт | С | 174 | ДНФ | ДНФ |
1986 | ![]() | ![]() ![]() | Порше 956 | С1 | 89 | ДНФ | ДНФ |
1993 | ![]() | ![]() ![]() | Пежо 905 Эво 1Б | С1 | 374 | 2-й | 2-й |
1994 | ![]() ![]() | ![]() ![]() | Дауэр 962 Ле-Ман | GT1 | 343 | 3-й | 2-й |
1995 | ![]() | ![]() ![]() | Кремер К8 Спайдер | ВСК | 289 | 6-е место | 2-й |
1996 | ![]() | ![]() ![]() | Порше 911 GT1 | GT1 | 353 | 2-й | 1-й |
1997 | ![]() | ![]() ![]() | Порше 911 GT1 | GT1 | 238 | ДНФ | ДНФ |
1998 | ![]() ![]() | ![]() ![]() | Тойота ГТ-Один | GT1 | 330 | ДНФ | ДНФ |
1999 | ![]() ![]() | ![]() ![]() | Тойота ГТ-Один | ЛМГТП | 173 | ДНФ | ДНФ |
Полные результаты Super Tourenwagen Cup
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1994 | Эггенбергер Моторспорт | Форд Мондео Гия | У него было 4 | В РОЗЫСКЕ 11 | ZOL 14 | Я буду Верно | ВОСТОК 7 | ДОЛЖЕН 6 | СПА Верно | СВЕТ 8 | 10-е место | 23 | ||||||||||
1995 | Форд Мондео Команда Шюбель | Форд Мондео 4x4 | ZOL 1 10 | ZOL 2 Верно | СПА 1 Верно | СПА 2 Северная Каролина | ВОСТОК 1 22 | ВОСТОК 2 Верно | ХОК 1 Северная Каролина | ХОК 2 12 | СВЕТ 1 Верно | СВЕТ 2 15 | ДОЛЖЕН 1 14 | ДОЛЖЕН 2 Верно | У него было 1 14 | У него было 2 10 | СВЕТ 1 14 | СВЕТ 2 10 | 18-е | 95 | ||
1996 | Форд Мондео Команда Шюбель | Форд Мондео Гия | ZOL 1 13 | ZOL 2 Верно | ЖОПА 1 18 | ЖОПА 2 16 | ХОК 1 | ХОК 2 | САК 1 | САК 2 | В РОЗЫСКЕ 1 | В РОЗЫСКЕ 2 | СЛЫШАТЬ 1 | СЛЫШАТЬ 2 | ДОЛЖЕН 1 | ДОЛЖЕН 2 | У него было 1 | У него было 2 | СВЕТ 1 | СВЕТ 2 | 30-е | 21 |
Источник: [7] |
Полные результаты чемпионата FIA GT Championship
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | Сорт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Поз. | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1997 | Порше АГ | Порше 911 GT1 | GT1 | ХОК 4 | SIL 5 | ВЕСЬ | 15-е место | 18 | ||||||||
Порше 911 GT1 Эво | СВЕТ 10 | СПА Верно | А1Р 6 | ВОДА 5 | ДОН 11 | КРУЖКА 4 | С.Э.Б. 6 | ЛАГ 5 | ||||||||
Источник: [5] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «ВОДИТЕЛИ: ТЬЕРРИ БУТСЕН» . GrandPrix.com . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Фото любезно предоставлено: Дидье Стейертом (22 июля 1978 г.). «24 часа Спа 1978 — Фотогалерея» . Гоночные спортивные автомобили. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ Ассошиэйтед Пресс. Как видно из номера газеты Star Banner от 11 июля 1988 года в Окале (Флорида, США). По состоянию на 29 августа 2021 г. Ссылка: https://news.google.com/newspapers?nid=1356&dat=19880711&id=WrdPAAAAIBAJ&sjid=5gYEAAAAIBAJ&pg=1025,3057958 .
- ^ «БУТСЕН АВИА» . boutsen.com . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Результаты Тьерри Бутсена» . Статистика автоспорта . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ «Тьерри Бутсен» . Мотоспорт . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты гонок Тьерри Бутсена» . TouringCars.net . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Смолл, Стив (2000). «Тьерри Бутсен». Гран-при Кто есть кто (Третье изд.). Ридинг, Беркшир: Издательство о путешествиях. стр. 92–94. ISBN 978-1-902007-46-5 . Проверено 31 августа 2023 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Тьерри Бутсен» . Автомобильный клуб Запада . Проверено 31 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бельгийские автогонщики
- Бельгийские пилоты Формулы-1.
- Пилоты Формулы-1 «Эрроуз»
- Гонщики Формулы-1 Бенеттона
- Пилоты Формулы-1 Williams
- Пилоты Формулы-1 Лижье
- Иорданские пилоты Формулы-1
- Победители гонок Формулы-1
- Пилоты чемпионата Европы Формулы-2
- Пилоты чемпионата Европы Формулы 3 FIA
- Пилоты чемпионата Германии Формулы-3
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- 1957 рождений
- Живые люди
- Гонщики из Брюсселя
- Пилоты «24 часов Дайтоны»
- Пилоты Американской серии Ле-Ман
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Водители «24 часа Спа»
- Владельцы гоночных команд спортивных автомобилей
- Пилоты Porsche Motorsports
- Водители Пежо Спорт
- Пилоты Toyota Gazoo Racing
- Пилоты команды Joest