Оливье Гендебьен
![]() Гендебьен (слева) и Джотто Биццаррини (справа) | |||||||||||
Рожденный | Брюссель , Бельгия | 12 января 1924 г. ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Умер | 2 октября 1998 г. Ле Бо-де-Прованс , Франция | (74 года) ||||||||||
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |||||||||||
Национальность | ![]() | ||||||||||
Активные годы | 1955 – 1956 , 1958 – 1961 | ||||||||||
Команды | Феррари , неработающие Купер , Эмерисон и Лотус | ||||||||||
Записи | 15 (14 стартов) | ||||||||||
Чемпионаты | 0 | ||||||||||
Победы | 0 | ||||||||||
Подиумы | 2 | ||||||||||
Карьерные очки | 18 | ||||||||||
Поул-позиции | 0 | ||||||||||
Самые быстрые круги | 0 | ||||||||||
Первая запись | Гран-при Аргентины 1956 года. | ||||||||||
Последняя запись | Гран-при США 1961 года. | ||||||||||
|
Оливье Жан Мари Фернан Жендебьен (англ. Французское произношение: [ɔlivje ʒɑ̃dəbjɛ̃] ; 12 января 1924 — 2 октября 1998) — бельгийский автогонщик. Он является четырехкратным победителем «24 часов Ле-Мана» и был описан как «один из величайших гонщиков на спортивных автомобилях всех времен». [ 1 ]
Раллийный гонщик
[ редактировать ]Гендебьен провел несколько лет в Бельгийском Конго. По возвращении в Европу он объединился с Фрайкиным, чтобы участвовать в ралли Льеж-Рим-Льеж 1952 года на Jaguar Mk VII седане . Вместе с Пьером Стассом Гендебьен выиграл шестой заезд « Ралли тюльпанов» в Зандворте в апреле 1954 года. Их автомобилем была Alfa Romeo 1900 TI . [ 2 ] [ 3 ] Партнерство Гендебьен и Фрайкен получило прозвище «вечные подружки невесты» из-за большого количества вторых мест. [ 4 ] но после двух предыдущих попыток они одержали победу в ралли Льеж-Рим-Льеж , Кубке Золотого Кубка Доломити и ралли Стелла Альпина в 1955 году за рулем Mercedes-Benz 300SL . В 1956 году Оливье Жендебьен и Пьер Стасс заняли третье место за рулем Ferrari 250 GT Europa (№ 0373).
Пилот Формулы-1
[ редактировать ]Успех Гендебьена в раллийных соревнованиях привлек к нему внимание Энцо Феррари , который предложил ему контракт на участие в соревнованиях спортивных автомобилей на Ferrari и выбрал Гран-при . Его очень уважали как настоящего джентльмена все, кто его знал, и он оставался членом команды Ferrari до тех пор, пока не ушел из гонок. Энцо Феррари охарактеризовал его как « джентльмена, который никогда не забывает о благородстве и, когда он за рулем, он воплощает этот кодекс поведения в элегантной и проницательной силе ». [ 1 ]
За свою карьеру он участвовал всего в 15 гонках Формулы-1, поскольку большую часть времени был запасным гонщиком Ferrari, заменяя его лишь изредка. Тем не менее, он набрал очки в пяти гонках и еще в двух случаях был всего в одном месте от финиша по очкам.
Он дебютировал на Гран-при Аргентины 1956 года за команду Ferrari, но именно во время выступления за гоночного партнерства Британского команду Yeoman Credit Racing в 1960 году Гендебьен показал свои лучшие результаты; он занял второе место на Гран-при Франции 1960 года и третье место перед домашней публикой на Гран-при Бельгии 1960 года .
Второй из них был несколько горько-сладким успехом, поскольку тогдашний товарищ Гендебьена по команде Крис Бристоу погиб в результате несчастного случая во время гонки. Сам Гендебьен ушел с легкими травмами в октябре 1961 года после того, как его Lotus - Climax не смог пройти поворот во время тренировки Гран-при США 1961 года в Уоткинс-Глене, Нью-Йорк . Автомобиль перевернулся, и от удара Гендебьену сорвало обувь. [ 5 ]
Соревнования спортивных автомобилей
[ редактировать ]Однако именно в гонках на спортивных автомобилях , особенно в гонках на длинные дистанции и на выносливость, Гендебьен преуспел. Управляя 2,5-литровым Ferrari, Гендебьен объединился с Морисом Трентиньяном и занял третье место в гонке « 24 часа Ле-Мана» 1956 года . Они отставали на семь кругов от победителей, капера Ecurie Ecosse Jaguar пилотов Рона Флокхарта и Ниниана Сандерсона . [ 6 ] Гран-при Буэнос-Айреса 1958 года представлял собой гонку на 1000 километров, в которой Гендебьен выступал в паре с Вольфгангом фон Трипсом . Они финишировали вторыми после своего коллеги из Ferrari в паре Фила Хилла и Питера Коллинза . В гонке аргентинский гонщик Maserati Хорхе Маньяско погиб после того, как его машину занесло и перевернулось. [ 7 ]
В том же году он стал партнером Хилла и выиграл престижные гонки « 24 часа Ле-Мана» . Их победа пришла на 3-литровом Ferrari и обеспечила титул чемпиона мира по спортивным автомобилям заводу Ferrari . Они преодолели 2511 миль со средней скоростью 107 миль в час. Хилл стал первым американцем, выигравшим соревнование, и их Ferrari была единственной машиной, спонсируемой заводом, которая участвовала в конце. [ 8 ] Пилоты Ferrari заняли первые три позиции по итогам « 24 часов Ле-Мана» 1961 года , и, как и в следующем году, Хилл и Гендебьен были первыми, набрав в среднем 115,89 миль в час и установив гоночный рекорд. [ 9 ] Этот дуэт идеально подходил друг другу, и вместе они в общей сложности трижды выиграли гонку Ле-Ман, причем Гендебьен выиграл ее в четвертый раз вместе с бельгийцем Полем Фрером в 1960 году . Рекордное количество побед Гендебьена в Ле-Мане не было превышено до 1981 года , когда его соотечественник Жаки Икс одержал победу в пятый раз.
Вдали от трассы Сарт Гендебьен также одержал победу в гонках «Тарга Флорио» (1958, '61, '62), « 12 часов Себринга» (1959, '60, '61), « 12 часов Реймса» (1957, '58). и 1000 км Нюрбургринга (1962 г.). [ 1 ] Когда его спросили о ключе к победе в качестве автогонщика, Гендебьен ответил: « Все дело в том, чтобы проходить повороты немного быстрее, чем хотелось бы». [ 10 ] В честь трех побед Гендебьена на «12 часах Себринга» 15-й поворот перед последним поворотом на прямую Ульмана назван в его честь. Он также выиграл Кубок Доломитовых Альп , гонку спортивных автомобилей на один круг, которая проходила на 188-мильной трассе в Доломитовых Альпах в Италии.
Крупные победы в гонках
[ редактировать ]- Тур по Сицилии: 1957 г.
- Автомобильный Тур де Франс : 1957, 1958, 1959 гг.
- Реймс, 12 часов: 1957, 1958 гг.
- Тарга Флорио : 1958, 1961, 1962 гг.
- 12 часов Себринга : 1959, 1960, 1961 гг.
- 24 часа Ле-Мана : 1958 , 1960 , 1961 , 1962 годы.
- 1000 км Нюрбургринга : 1962 г.
Жизнь после гонки
[ редактировать ]Жена Гендебьена, женатого и имеющего троих детей, оказывала давление на него, чтобы он бросил опасный вид спорта - автогонки, за рулем которых погибло более двух десятков его конкурентов. В 1962 году Оливье Жендебьен ушел из спорта в возрасте 38 лет после своей четвертой победы в Ле-Мане. Независимо богатый, заядлый лыжник, теннисист и наездник, он посвятил остаток своей жизни ведению различных предприятий. В 1998 году король Альберт II наградил его бельгийским Орденом Короны .
Оливье Жендебьен умер в 1998 году в своем доме в Ле-Бо-де-Прованс на юге Франции. [ 11 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( ключ )
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | МЦД | Оч. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1955 | Национальная сборная Бельгии | Феррари 625 | Феррари Стрейт-4 | АРГ | МОЙ | 500 | БЕЛ ДНК |
ВНИЗ | Великобритания | ОНА | Северная Каролина | 0 | ||||
1956 | Скудерия Феррари | Феррари 555 | Феррари Л4 | АРГ 5 |
МОЙ | 500 | БЕЛ | 23-е место | 2 | |||||||
Лянча - Феррари Д50 | Лансия V8 | ОТ Верно |
Великобритания ДНК |
ДАВАТЬ | ОНА | |||||||||||
1958 | Скудерия Феррари | Феррари Дино 246 | Феррари V6 | АРГ | МОЙ | ВНИЗ | 500 | БЕЛ 6 |
ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА Верно |
НЕЖНЫЙ Верно |
Северная Каролина | 0 |
1959 | Скудерия Феррари | Феррари Дино 246 | Феррари V6 | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ 4 |
Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА 6 |
олень | 15-е место | 3 | ||
1960 | Скудерия Феррари | Феррари Дино 246 | Феррари V6 | АРГ ДНК |
МОЙ | 500 | ВНИЗ | 6-е место | 10 | |||||||
Команда Йомен Кредит Рэйсинг | Купер Т51 | Климакс L4 | БЕЛ 3 |
ОТ 2 |
Великобритания 9 |
К 7 |
ОНА | олень 12 |
||||||||
1961 | Национальная сборная Бельгии | Эмерисон Мк2 | Мазерати Л4 | МОЙ DNQ |
ВНИЗ | 14-е | 3 | |||||||||
Скудерия Феррари | Феррари 156 | Феррари V6 | БЕЛ 4 |
ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | |||||||||
Гоночная команда UDT-Laystall | Лотос 18/21 | Климакс L4 | олень 11 |
Результаты вне чемпионата
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1956 | Скудерия Феррари | Феррари 555 | Феррари | ПОКЛОН 6 |
ГЛВ | СЭР | АЙН | ИНТ. | НПД | 100 | ВНВ | САЕ | ИХ | БРХ | ||||||||||
1957 | Скудерия Феррари | Лансия Д50 | Лансия V8 | ПОКЛОН | СЭР | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ГЛВ | НПД | среднеквадратичное значение Верно |
САЕ | ИНТ. | ПРОТИВ | НЕЖНЫЙ | |||||||||||
1961 | Национальная сборная Бельгии | Эмерисон Мк2 | Мазерати Л4 | ЛОМ | ГЛВ | БОЛЬШЕ НИКОГДА Верно |
БРХ Верно |
ЖИЗНЬ | АЙН | СЭР | НПД | ЛОН | SIL | СОЛНЦЕ ДНК |
МОЖЕТ | И | ПРОТИВ | ФЛГ | ОЛЛ | Лью | ВАЛ | РАН | НАТ | ЮАР |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурман | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1955 | ![]() |
![]() |
Порше 550 РС Спайдер | С 1.5 |
276 | 5-е место | 2-й |
1956 | ![]() |
![]() |
Феррари 625 ЛМ | С 3.0 |
374 | 3-й | 2-й |
1957 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 т.р. | С 5.0 |
109 | ДНФ (Поршень) | |
1958 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТР/58 | С 3.0 |
305 | 1-й | 1-й |
1959 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТР/59 | С 3.0 |
263 | ДНФ (Перегрев) | |
1960 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТР/59/60 | С 3.0 |
314 | 1-й | 1-й |
1961 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТРИ/61 | С 3.0 |
333 | 1-й | 1-й |
1962 | ![]() |
![]() |
Феррари 330 ТРИ/ЛМ | И +3.0 |
331 | 1-й | 1-й |
Полные результаты «12 часов Себринга»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1957 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 т.р. | С5.0 | 109 | ДНФ (Поршень) | |
1958 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТР 58 | С3.0 | 199 | 2-й | 2-й |
1959 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Феррари 250 ТР 59 | С3.0 | 188 | 1-й | 1-й |
1960 | ![]() |
![]() |
Порше 718 RS60 | С1.6 | 196 | 1-й | 1-й |
1961 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ТРИ/61 | С3.0 | 210 | 1-й | 1-й |
1962 | ![]() |
![]() |
Феррари 250 ГТО [ 12 ] | GT3.0 | 196 | 2-й | 1-й |
Полные результаты «24 часов Дайтоны»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1962 | ![]() |
Феррари 250 GT SWB | GT3.0 | 75 | 16-е | 3-й |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Купер, А. 1998. Некролог: Оливье Гендебьен . Автоспорт, LXXIV/11 (ноябрь 1998 г.), 4
- ^ «Бельгийцы выигрывают автогонки». Нью-Йорк Таймс . 1 мая 1954 г. с. 20.
- ^ «Оливье Жендебьен» . Motorsportmemorial.org . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ «Водитель: Жендебьен Оливье» . Архив Гран-при Автокурса . Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 года . Проверено 18 ноября 2007 г.
- ^ «Авария бельгийского гоночного аса». Лос-Анджелес Таймс . 7 октября 1961 г. с. А1.
- ^ «Флокхарт и Сандерсон принимают участие в автогонке на выносливость в Ле-Мане». Нью-Йорк Таймс . 30 июля 1956 г. с. 26.
- ^ «Автогонщик умер от травм». Нью-Йорк Таймс . 27 января 1958 г. с. 31.
- ^ «Калифорнийский холм и триумф Гендебьена с Ferrari в Ле-Мане». Нью-Йорк Таймс . 23 июня 1958 г. с. 30.
- ^ «Первые три в Ле-Мане — все Ferrari». Таймс . 12 июня 1961 г. с. 4.
- ^ «Жизнь в спортивной машине». Лос-Анджелес Таймс . 2 октября 1961 г. с. С1.
- ^ «Оливье Жендебьен» . grandprix.com . 5 октября 1998 года . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ Хилл, Фил (20 апреля 2017 г.). «Фил Хилл на культовом Ferrari 250 GTO» . Дорога и трек . Проверено 28 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1924 рождения
- 1998 смертей
- Бельгийские автогонщики
- Бельгийские пилоты Формулы-1.
- Пилоты Формулы-1 Ecurie Nationale Belge
- Пилоты Формулы-1 Феррари
- Пилоты Формулы-1 Британского гоночного партнерства
- Пилоты Формулы-1 Реджа Парнелла Racing
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты-победители «24 часов Ле-Мана»
- Кавалеры Ордена Короны (Бельгия)
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Гонщики из Брюсселя
- Водители 24 часов Спа
- 12 часов водителей Себринга
- Бельгийские эмигранты в Демократической Республике Конго
- Водители «12 часов Реймса»