Купер Т51
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Cooper T51 — гоночный автомобиль Формулы-1 и Формулы-2, разработанный Оуэном Мэддоком и построенный компанией Cooper Car Company для сезона Формулы-1 1959 года . T51 занял значительное место в истории автоспорта, когда в 1959 году Джек Брэбэм управлял автомобилем и стал первым гонщиком, выигравшим чемпионат мира среди водителей с установленным сзади двигателем. До 1963 года T51 участвовал в гонках в нескольких конфигурациях различными участниками. Всего для участия в гонках Гран-при на T51 было заявлено не менее 38 гонщиков.
Шасси
[ редактировать ]
С эстетической и аэродинамической точки зрения T51 был естественным развитием T43 и T45 , которые принесли Куперу первые две победы. Компания Coopers продолжила свою практику создания шасси с пространственной рамой , игнорировав ортодоксальное дизайнерское мышление, заключающееся в наличии нескольких изогнутых звеньев, а среднемоторная компоновка означала экономию веса и аэродинамические преимущества по сравнению с автомобилями с передним расположением двигателя, которые обычно имели отдельные коробки передач и дифференциалы, и им пришлось найти место для карданов на задних колесах. Кроме того, расположение топливных баков по обе стороны кабины, а не сзади, означало, что автомобиль более стабильно справлялся с различными загрузками топлива, что является жизненно важным фактором во время гонок, которые длились до трех часов. Однако одним примечательным возвратом стала задняя подвеска автомобиля с поперечной листовой рессорой , хотя спереди использовалась более современная винтовая пружина и поперечный рычаг.
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Стандартный F1 T51 был первым автомобилем Cooper с 2,5-литровым 4-цилиндровым двигателем, который Cooper и Lotus поручили Coventry Climax построить специально для своих машин с задним расположением двигателя. Новаторский характер этой конфигурации сам по себе создавал проблемы, поскольку было очень мало серийных автомобилей с задним расположением двигателя, от которых можно было получить коробку передач. Этот дефицит в конечном итоге создал нишу на рынке, которая проложила путь к известности Hewland , но тем временем было опробовано множество различных решений с разной степенью успеха. Заводские Coopers были оснащены модифицированными коробками передач Citroen, а команда Роба Уокера использовала сделанные на заказ агрегаты от итальянского специалиста Валерио Колотти , хотя они оказались гораздо более хрупкими.
Всего в кузове Т51 в чемпионских гонках использовалось восемь различных двигателей, причём 2,2- и 1,5-литровые двигатели Climax в дополнение к стандартным 2,5: Scuderia Centro Sud и другие использовали 2,5- и 1,5-литровые двигатели от Maserati ; команда British Racing Partnership использовала силовые установки F2 от Borgward ; Scuderia Eugenio Castellotti использовала собственные 2,5-литровые двигатели от Ferrari; и одна машина использовала 2-литровый двигатель Ferrari, позаимствованный у 625LM .
Исторический сезон
[ редактировать ]
T51 уже выиграл Glover Trophy в Гудвуде и Международный трофей Сильверстоуна, прежде чем он впервые выступил на чемпионате мира на Гран-при Монако 1959 года , в котором участвовало не менее восьми экземпляров. Заводская команда Cooper представила Джека Брэбэма , Брюса Макларена и Мастена Грегори , Стирлинг Мосс и Морис Трентиньян были заявлены Робом Уокером , две 1,5-литровые машины F2 были заявлены компанией Equipe Nationale Belge для Люсьена Бьянки и Алена де Шанжи , а машины был Айвор Буэб. за рулем еще одной Машина Ф2. Только пять 2,5-литровых автомобилей квалифицировались: Стирлинг Мосс занял поул-позицию (первая у Купера), а Брэбэм стартовал с третьего места. Жан Бера лидировал на старте, но после того, как на его Ferrari после 21 круга возникли проблемы с двигателем, Куперс доминировали, а Мосс и Брэбэм бежали первым и вторым, пока трансмиссия Мосса не испустила призрак за 19 кругов до конца. Брэбэм одержал свою первую победу на чемпионате мира: Трентиньян третьим, а Макларен пятым. Начиная с Монако, сезон Купера набирал силу, а Брэбэм лидировал в чемпионате от начала до конца. Брэбэм одержал вторую победу в турнире Гран-при Великобритании , прежде чем Мосс сделал дубль в Португалии и Италии вне чемпионата и доминировал в Золотом Кубке .
К финальной гонке в Себринге Купер уже имел в запасе Кубок конструкторов, но чемпионство пилотов все еще оставалось открытым. Моссу нужно было обыграть Брэбэма и финишировать вторым или лучше, чтобы завоевать титул, в то время как Тони Брукс из Ferrari имел математический шанс, но ему нужна была и победа, и самый быстрый круг. Мосс вырвался вперед с поул-позиции, а Брэбэм преследовал его. После пяти кругов Мосс был на десять секунд впереди, прежде чем его коробка передач снова сломалась. Брэбэм лидировал вплоть до последнего круга, когда из-за неудачного решения Брэбэма у него закончилось топливо. Ему удалось пересечь финишную черту четвертым, но Купер все же выиграл гонку, поскольку Брюс Макларен стал самым молодым победителем в истории Формулы-1 (рекорд, который он удерживал, пока его не превзошел Фернандо Алонсо в 2003 году ), оставив Брэбэма чемпионом пилотов.
В безвестность
[ редактировать ]Купер отправился на Гран-при Аргентины 1960 года, казалось бы, на пике своих сил, а Трентиньян выиграл гонку Формулы-1 в Буэнос-Айресе, которая предшествовала основной гонке чемпионата. Однако это оказалась последняя крупная победа T51, поскольку скорость нового Lotus 18 стала доминировать. На обратном пути Джон Купер решил, что для того, чтобы оставаться впереди, ему нужно построить новую машину, и на следующей гонке чемпионата в Монако низкоуровневый T53 дебютировал . Тем временем Мосс вывел Walker T51 на второе место в Glover Trophy и занял поул-позицию на International Trophy, прежде чем сошел с дистанции из-за отказа поперечного рычага. Роб Уокер уже купил Моссу Lotus 18, но англичанину пришлось пропустить большую часть сезона из-за травм, полученных, когда его заведомо хрупкий Lotus потерял колесо на скорости в Бельгии. Купер выезжал на Т51 еще всего три раза, причем Scarab бывший водитель Чак Дэй и подмастерье Рон Флокхарт каждый раз из команды выходили .
Результаты чемпионата мира Формулы-1 T51 (только заявки Купера и Уокера)
[ редактировать ]( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, курсивом — самый быстрый круг)
1959 | Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Купер Автомобильная Компания | Климакс 2,5л S4 | Джек Брэбэм | 1 | 2 | 3 | 1 | Верно | Верно | 3 | 4 | 40 | 1-й | |||
Мастен Грегори | Верно | 3 | Верно | 7 | Верно | 2 | |||||||||
Брюс Макларен | 5 | 5 | 3 | Верно | Верно | Верно | 1 | ||||||||
Джорджио Скарлатти | 12 | ||||||||||||||
RRC Walker Racing Team | Климакс 2,5л S4 | Стирлинг Мосс | Верно | Верно | Верно | 1 | 1 | Верно | |||||||
Морис Трентиньян | 3 | 8 | 11 | 5 | 4 | 4 | 9 | 2 | |||||||
1960 | Абитуриент | Двигатель | Драйверы | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ |
Купер Автомобильная Компания | Климакс 2,5л S4 | Джек Брэбэм | Верно | 0 | Северная Каролина | ||||||||||
Чак Дэй | Верно | ||||||||||||||
Рон Флокхарт | Верно | ||||||||||||||
RRC Walker Racing Team | Климакс 2,5л S4 | Стирлинг Мосс | 3 с | ||||||||||||
Морис Трентиньян |
Результаты Формулы-1, не входящие в чемпионат T51 (только заявки Купера и Уокера)
[ редактировать ]( клавиша ) (Результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию, курсивом — самый быстрый круг)
1959 | Абитуриент | Двигатель | Драйверы | ГЛВ | АЙН | ИНТ. | МКГР | СКТ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Купер Автомобильная Компания | Климакс 2,5л S4 | Джек Брэбэм | 2 | Верно | 1 | 2 | 2 | |||
Мастен Грегори | 5 | Верно | ||||||||
Брюс Макларен | Верно | |||||||||
RRC Walker Racing Team | Климакс 2,5л S4 | Стирлинг Мосс | 1 | 1 | ||||||
Морис Трентиньян | Верно | |||||||||
1960 | Абитуриент | Двигатель | Драйверы | ЮАР | ЦБА | ГЛВ | ИНТ. | СКТ | ЛОМ | МКГР |
Купер Автомобильная Компания | Климакс 2,5л S4 | Джек Брэбэм | Верно | |||||||
Рон Флокхарт | Верно | |||||||||
RRC Walker Racing Team | Климакс 2,5л S4 | Стирлинг Мосс | 2 | 2 | 19 | |||||
Морис Трентиньян | 1 |
Записи капера
[ редактировать ]
Помимо того, что Купер был гоночной командой, он был во многом бизнесом, как показал Международный Трофи 1958 года, где 19 Куперов разных типов составляли более половины стартовой сетки. С самого начала T51 проектировался для массового производства и продажи частным командам: Роб Уокер получал полноценные автомобили, а остальные получали чуть более качественные модели. Не менее десяти других участников управляли T51 в Формуле 1 в 1959 году, а когда заводская команда перешла на T53, а Уокер стал использовать Lotus 18, многие из заводских автомобилей были проданы и продолжали участвовать в гонках в 1960 году. T51 продолжал появляться в списках участников второстепенных гонок Формулы-1, не относящихся к чемпионату, вплоть до Гран-при Родезии 1967 года.
Центрально-Южная конюшня
[ редактировать ]Гульельмо Деи основал Scuderia Centro Sud, чтобы рекламировать свой бизнес в качестве дистрибьютора автомобилей Maserati в центральной и южной Италии , отсюда и название, которое он выбрал для своей команды. Имея на вооружении Maserati 250F в течение нескольких лет, в середине 1960 года он перешел на T51, при этом Climax был заменен двухлетним 2,5-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем Maserati 250, который использовался в непримечательном спортивном автомобиле Maserati 250S . В этой конфигурации Centro Sud участвовал на T51 в 14 гонках чемпионата мира, больше, чем любой другой участник. После перехода на 1,5-литровую формулу после 1960 года Cooper Maseratis Centro Sud все еще время от времени появлялся в небольших итальянских гонках Формулы-1 вплоть до 1963 года. Дей никогда не держал своих гонщиков надолго, поскольку они, как правило, были либо подмастерьями, либо угасшими бывшими звездами. как Морис Трентиньян, или многообещающие гонщики, такие как Вольфганг фон Трипс, которых вскоре перехватят более крупные команды. В общей сложности более дюжины водителей управляли T51 для Centro Sud.
Результаты чемпионата Scuderia Centro Sud ( ключевые )
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1959 | Центрально-Южная конюшня | Мазерати 2,5л S4 | Ян Берджесс | Верно | Верно | 6 | 14 | 0 | - | ||||||
Колин Дэвис | Верно | 11 | |||||||||||||
Ганс Херрманн | Верно | ||||||||||||||
Ниша Кабрал | 10 | ||||||||||||||
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |
1960 | Центрально-Южная конюшня | Мазерати 2,5л S4 | Мастен Грегори | DNQ | DNS | 9 | 14 | Верно | 3 | 5-е место | |||||
Ян Берджесс | DNQ | 10 | Верно | Верно | |||||||||||
Морис Трентиньян | Верно | Верно | Верно | 15 | |||||||||||
Карлос Мендитеги | 4 | ||||||||||||||
Роберто Бономи | 11 | ||||||||||||||
Ниша Кабрал | Верно | ||||||||||||||
Джорджио Скарлатти | Верно | ||||||||||||||
Альфонсо Тиле | Верно | ||||||||||||||
Вольфганг фон Трипс | 9 | ||||||||||||||
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |||
1961 | Центрально-Южная конюшня | Мазерати 1,5л S4 | Массимо Натили | Верно | 0 | - |
Британское гоночное партнерство / Команда Yeoman Credit Racing
[ редактировать ]
Команда British Racing Partnership была основана Кеном Грегори и Альфредом Моссом, отцом Стирлинга, в конце 1957 года. Они провели 1958 и 1959 годы, участвуя в гонках Формулы-2, время от времени принимая участие в гонках Формулы-1, особенно в Великобритании, и экспериментировали с 1,5- литровые двигатели Borgward для своих T51 1959 года по договоренности, согласно которой Стирлинг Мосс будет использовать автомобили BRP с двигателем Borgward, а Роб Уокер будет участником.
В 1960 году они договорились, что три брата Саменго-Тернер, энтузиасты автоспорта, владевшие Yeoman Credit Ltd., профинансируют сезон с помощью 2,5-литровых двигателей Climax для гонок Формулы-1, а также полного списка заявок для Формулы-2 с Borgward. Список гонщиков BRP на 1960 год был весьма впечатляющим, в него в разные моменты входили будущие чемпионы Фил Хилл и Денис Хьюм , такие уважаемые имена, как Тони Брукс и Дэн Герни , а также ас спортивных автомобилей Ferrari Оливье Гендебьен . Автомобили Yeoman Credit отличались мятно-зеленой и красной цветовой гаммой и воздухозаборником, который простирался от верхней части автомобиля над передней осью вдоль левой стороны кабины до впускных патрубков двигателя сзади.
К концу 1960 года BRP потеряла троих гонщиков — Айвора Буэба , Гарри Шелла (который также управлял своим собственным T51 под флагом Ecurie Bleue) и Криса Бристоу — в результате несчастных случаев со смертельным исходом, и Саменго-Тернеры решили передать свои деньги Регу Парнеллу. вместо этого, и поскольку Парнелл пополнил портфель заказов Купера, BRP пришлось переключиться на Lotus в 1961 году.
Результаты чемпионата Британского гоночного партнерства ( ключевые )
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1959 | Британское гоночное партнерство | Климакс 1,5л S4 / Боргвард 1,5л S4 |
Айвор Буэб | DNQ | 13 | 0 | - | ||||||||
Крис Бристоу | 10 | ||||||||||||||
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |
1960 | Команда Йомен Кредит Рэйсинг | Климакс 2,5л S4 | Тони Брукс | 4 | Верно | Верно | 5 | 5 | Верно | 0† | -† | ||||
Крис Бристоу | Верно | Верно | Верно | ||||||||||||
Генри Тейлор | 7 | 4 | 8 | DNS | 14 | ||||||||||
Оливье Гендебьен | 3 | 2 | 9 | 7 | Верно | ||||||||||
Брюс Хэлфорд | 8 | ||||||||||||||
Фил Хилл | 6 |
†В 1960 году только лучший автомобиль для каждой комбинации шасси и двигателя набирал очки конструкторов в каждой гонке, и в каждом случае это был заводской Cooper-Climax.
Скудерия Кастеллотти
[ редактировать ]Названная в честь гонщика Ferrari, погибшего на тестах на трассе в Модене в 1957 году, компания Scuderia Castellotti была основана Джузеппе Корси в Лоди в 1958 году. В ней использовались модифицированные 2,0-литровые двигатели Ferrari Tipo 553, расточенные до 2,5 литров и переименованные в «Castellotti». с надписью «Эухенио» на крышках камер. Автомобили легко отличить от других T51 F1 тем, что их выхлопные трубы располагались слева, в то время как у всех других двигателей, используемых в T51, выхлопные трубы располагались справа. В 1960 году команда участвовала в четырех соревнованиях с менее известными итальянскими гонщиками Джино Мунароном , Джорджио Скарлатти и Джулио Кабьянка .
Кабьянка набрал первые чемпионские очки команды, заняв четвертое место на Гран-при Италии 1960 года .
Кабьянка был за рулем T51-Castellotti в Модене в 1961 году, когда во время тестов он стал жертвой одной из самых странных аварий в Формуле-1. Из-за того, что дроссельная заслонка была открыта, он не смог остановиться, вылетел за пределы трассы на дороги общего пользования и столкнулся с четырьмя прохожими, а затем врезался в стену кузовного завода Орланди. Впоследствии неадекватность структуры трассы Модены подверглась резкой критике в судебном деле, что фактически помешало проведению дальнейших мероприятий на трассе. [ 1 ]
Результаты чемпионата Scuderia Castellotti ( ключевые )
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1960 | Скудерия Кастеллотти | Кастеллотти 2,5л S4 | Джорджио Скарлатти | DNQ | 3 | 5-е место | |||||||||
г-н Мунарон | Верно | 15 | Верно | ||||||||||||
Джулио Кабьянка | 4 |
Другие каперы
[ редактировать ]T51 участвовал в гонках чемпионата еще двенадцатью организациями, наиболее известными из которых были Рег Парнелл , который позже взял на себя гоночную деятельность Yeoman Credit от BRP, и Фред Армбрустер , который участвовал в гонках Пита Лавли на Гран-при США 1960 года с уникальным T51. оснащен двигателем Ferrari Tipo 555, отличным от двигателей Scuderia Eugenio Castelotti. Последнее выступление на чемпионате мира на T51 произошло, когда Тревор Блокдик на своем Scuderia Lupini T51-Maserati занял двенадцатое место на Гран-при Южной Африки 1963 года .
Результаты чемпионата каперов ( ключевые )
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | 500 | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1959 | Национальная сборная Бельгии | Климакс 1,5л S4 | Люсьен Бьянки | DNQ | 40* | 1-й | |||||||||
Ален де Шанжи | DNQ | ||||||||||||||
РХХ Парнелл | Генри Тейлор | 11 | |||||||||||||
Голубая конюшня | Климакс 2,5л S4 | Гарри Шелл | Верно | ||||||||||||
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | АРГ | МОЙ | 500 | ВНИЗ | БЕЛ | ОТ | Великобритания | К | ОНА | олень | Очки | ВСЦ | |
1960 | Фред Армбрустер | Феррари 2.5л S4 | Пит Лавли | 11 | 3* | 6-е место | |||||||||
Абитуриент | Двигатель | Драйверы | МОЙ | БЕЛ | ВНИЗ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | олень | МЕКСИКА | ЮАР | Очки | ВСЦ | |
1963 | Фрэнк Дочналл | Климакс 1,5л S4 | Фрэнк Дочналл | DNQ | 25 (26)* | 5-е место | |||||||||
Скудерия Лупини | Мазерати 1,5л S4 | Тревор Блокдик | 12 | 0 | - |
*Все баллы были набраны другими участниками
Ссылки
[ редактировать ]- Иван Рендалл (1993). Клетчатый флаг – 100 лет автогонкам . Тед Смарт. ISBN 0-297-83220-4 стр. 214-217
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- http://www.f1-images.de/009900 - Результаты гонок
- https://web.archive.org/web/20071011020230/http://www.formula2.net/ - Результаты забега