Jump to content

Формула Два

Йохен Риндт за рулем Lotus Формулы 2 в 1970 году на Нюрбургринге.

Формула 2 ( F2 или Формула 2 ) — это тип категории с открытыми колесами, гоночной впервые кодифицированной в 1948 году. В 1985 году она была заменена Формулой 3000 , но возрождена FIA в 2009–2012 годах в . форме чемпионата FIA Formula Two Championship . Название снова вернулось в 2017 году, когда бывшая серия GP2 стала называться чемпионатом FIA Formula 2 .

Хотя Формула-1 обычно считается вершиной автогонок с открытыми колесами, высокопроизводительные машины и затраты, связанные с гонками, всегда означали необходимость найти путь для достижения этой вершины. На протяжении большей части истории Формулы-1 Формула-2 представляла собой предпоследнюю ступеньку автоспортивной лестницы.

Довоенный

[ редактировать ]

До Второй мировой войны обычно существовало подразделение гонок для автомобилей меньшего размера и менее мощных, чем гонщики Гран-при. Эту категорию обычно называли гонками voiturette («маленькие автомобили») и она давала возможность любителям или менее опытным водителям и небольшим маркам проявить себя. К началу войны правила гонок Voiturette разрешили двигатели объемом 1,5 л с наддувом; Автомобили Гран-при допускались с двигателем объемом 3,0 л с наддувом или без наддува объемом 4,5 л .

Официальное начало (послевоенное – 1953 г.)

[ редактировать ]
Феррари 166 Ф2

В 1946 году от правил с наддувом объемом 3,0 л были отменены и с 1 января 1947 года были введены формулы A и B (позже 1 и 2). В Формуле A были разрешены старые автомобили с двигателем объемом 4,5 л без наддува, но поскольку автомобили с наддувом объемом 3,0 л были более Чтобы соответствовать им (а довоенные немецкие и итальянские автомобили больше не были доступны), старая формула voiturette объемом 1,5 л заменила автомобили с турбонаддувом объемом 3,0 л в попытке выровнять производительность.

В результате не осталось ни одной категории ниже Формулы А/Формулы-1, поэтому Формула-2 (первоначально известная как Формула B) была впервые официально кодифицирована FIA как меньшее и дешевое дополнение к автомобилям Гран-при той эпохи, которое вступило в силу с 1 января 1948 года. Среди гонок, проведенных в этот первый год Формулы-2, был Гран-при Стокгольма 1948 года .

В 1948 году Scuderia Ferrari построила Ferrari 166 F2 , гоночный дебют которого состоялся на Гран-при Флоренции 26 сентября 1948 года.

Правила ограничивали двигатели двухлитровыми атмосферными двигателями или 500-кубовыми двигателями с наддувом (вариант, используемый очень редко). В результате автомобили были меньше, легче и дешевле, чем те, которые использовались в Формуле-1. Это побудило новые марки, такие как Cooper, перейти в Формулу-2, прежде чем конкурировать с такими крупными производителями, как Alfa Romeo и Maserati .

Фактически, Формула-1 в первые годы своего существования привлекала так мало участников, что в 1952 и 1953 годах все гонки Гран- при чемпионата мира , за исключением уникальной гонки «Индианаполис 500» , проводились в Формуле-2 (однако были и соревнования Формулы-1, не относящиеся к чемпионату).

1,5-литровая эпоха (1957–1960)

[ редактировать ]
1,5-литровый Порше 718

Формула 2 пришла в упадок с появлением 2,5-литровой модели F1 в 1954 году (особенно популярными стали гонки на спортивных автомобилях малой мощности), но в 1957 году была представлена ​​​​новая Формула-2 для автомобилей с двигателем объемом 1,5 л. В нем преобладали заднемоторные Coopers, опирающиеся на свои спортивные автомобили Формулы 3 и «Бобтейл», а Porsche, основанные на их спортивных автомобилях RSK, пользовались некоторым успехом. Первоначально Ferrari разработала свой «Sharknose» Dino 156 как автомобиль Формулы-2, одновременно участвуя в гонках на автомобилях Гран-при с передним расположением двигателя. Доминирующим двигателем этой формулы был двигатель Coventry Climax FPF четырехцилиндровый Borgward , а редкий шестнадцатиклапанный двигатель пользовался некоторым успехом.

Слегка увеличенная версия F2 Cooper выиграла первые два Гран-при Формулы-1 в 1958 году, ознаменовав начало эры заднемоторных двигателей в Формуле-1. Формула 1,5 л просуществовала недолго: Formula Junior фактически заменила сначала Формулу-3, а затем Формулу-2 до 1963 года, но 1,5-литровая Формула-1 1961 года фактически была продолжением этой Формулы-2. В 1960 году в рамках подготовки к новой Формуле-1 были проведены два международных чемпионата: Чемпионат конструкторов Формулы-2 и Чемпионат пилотов Формулы-2 . Чемпионат пилотов выиграл Джек Брэбэм , а чемпионат производителей завершился вничью между Porsche и Cooper. [1]

Формула-юниор (1961–1963) и 1-литровая Формула-2 (1964–1966).

[ редактировать ]

Формула Юниор была введена в 1959 году как попытка быть всем для всех (как тренировочная формула, заменяющая Формулу-3, так и международная категория высокого уровня ниже Формулы-1, заменяющая Формулу-2), и вскоре стало понятно, что существует необходимость разделить его на две новые формулы; Формула-2 и Формула-3 были вновь представлены в сезоне 1964 года: Формула-3 требовала серийных двигателей объемом один литр, которые были похожи на Формулу-юниор с очень ограниченной настройкой, а Формула-2 также имела двигатель объемом 1,0 л, но позволяла использовать чистый бензин. разводили гоночные двигатели. Формула-2 в основном была пристанищем звезд Формулы-1 в выходные дни. Двигатели были в основном производства Cosworth (на базе блоков Ford) и Honda , хотя появились и другие агрегаты, в том числе различные агрегаты на базе Fiat и специальные гоночные двигатели от BMC и BRM .

1,6-литровая эпоха и водительская классификация (1967–1971)

[ редактировать ]

В 1967 году FIA увеличила максимальный объём двигателя до 1600 куб.см. [2] С «возвращением к власти» Формулы-1 разрыв между Формулой-1 и Формулой-2 стал казаться слишком большим, а введение новых правил для серийных двигателей объемом 1600 куб.см для Формулы-2 вернуло этой категории ее предназначенную роль в качестве фидерной серии. для Формулы-1. FIA MS5, выиграл первый чемпионат с преимуществом также представила чемпионат Европы Формулы-2 в 1967 году. Икс, управляя Matra в 11 очков у австралийца Фрэнка Гарднера .

Самым популярным двигателем объемом 1600 куб.см был Cosworth FVA, шестнадцатиклапанный двигатель на четырехцилиндровом блоке Cortina , который фактически стал «доказательством концепции» легендарного DFV. FVA 1967 года выдавал 220 л.с. (160 кВт; 220 л.с.) при 9000 об/мин. Появились и другие агрегаты, в том числе четырехцилиндровый BMW и V6 Dino Ferrari .

Тем не менее, многие гонщики Формулы-1 продолжали ездить на меньших и легких машинах в выходные, не связанные с чемпионатом, а некоторые стартовые сетки Гран-при (особенно в Германии, где длинная трасса Нюрбургринга могла справиться с большим количеством участников) представляли собой смесь Формулы-1. и автомобили Формулы-2. Джеки Икс дебютировал в Гран-при на Нюрбургринге на автомобиле Формулы-2 в 1966 году. В следующем году Икс квалифицировался, показав третье лучшее время в общем зачете, но был вынужден стартовать позади более медленных машин Формулы-1. Икс быстро вернулся на позицию по очкам, но был вынужден сойти с дистанции из-за сломанной дисквалификации. Джим Кларк , считающийся одним из величайших гонщиков всех времен, погиб в гонке Формулы-2 в начале 1968 года на Хоккенхаймринге . Год спустя Герхард Миттер погиб на Нюрбургринге во время подготовки к Гран-при Германии 1969 года на автомобиле Формулы-2.

«Вторжение» гонщиков Формулы-1 в ранги Формулы-2 (ситуация, аналогичная ситуации с автогонками в современном NASCAR ) было разрешено из-за используемой уникальной системы оценок. Ни один гонщик с оценкой А не имел права набирать чемпионские очки. Пилот получил рейтинг А различными способами, которые несколько изменились с годами, например, финишировав по очкам в двух соревнованиях Гран-при или в тройке лучших в двух соревнованиях World Sports Car . Ежегодному чемпиону Формулы-2 также присваивался рейтинг А на один год, а чемпиону мира Формулы-1 - рейтинг А на пять. Эта система позволяла менее опытным гонщикам работать над чемпионством и продвигать свою карьеру, в то же время позволяя пилотам старшего возраста держать руку на пульсе во время длительных перерывов между Гран-при того времени.

В первые годы существования формулы 1600 куб.см Brabham и Lotus были самыми многочисленными конструкторами, хотя Ferrari время от времени входила в заводскую команду, как и BMW (с шасси, построенными Лолой и Дорнье ). Ряд более мелких конструкторов, таких как Matra и Tecno, добились успеха. Chevron также поставляла автомобили. Французская фирма Matra выиграла три первых чемпионата Европы, а Tecno стала четвертой.

Питера Шарманна 1978 года Марш BMW

2,0-литровая эпоха (1972–1984)

[ редактировать ]

В 1972 году формула была изменена для увеличения мощности за счет разрешения серийных двигателей объемом 2,0 л: в первые годы доминировали двигатели Cosworth BD и четырехцилиндровые двигатели BMW, а Marches с двигателями BMW постепенно устанавливали доминирование. В 1976 году к соревнованиям были допущены двигатели, разработанные исключительно для гонок, причем Renault разработала особенно мощный V6; Благодаря спонсорской схеме нефтяной компании Elf, в формуле на короткое время доминировали французские команды и гонщики; BMW начала поддерживать заводскую команду March и подняла ставки в конце семидесятых. Даже двигатель Ferrari ненадолго вернулся с минимальным успехом. Hart 420R (в конечном итоге созданный на основе Cosworth BDA) на короткое время добился успеха в маршах, и команда Surtees выиграла чемпионат Европы F2 в 1972 году с двигателями Hart и пилотом Майком Хейлвудом, но особенно на Toleman машинах заводской команды . Доминирующими шасси той эпохи, как правило, были производства March и Ralt , при этом Chevron, французский Elf, Martinis и немецкий Maurers ненадолго добились успеха.

Хонда вернулась в Формулу 2 в начале 1980-х с мощным двигателем V6, но это был во многом заводской двигатель, и стоимость конкуренции с заводской командой Ralt-Honda стала непомерно высокой. В результате сетки уменьшились в размерах, а снижение интереса к сериалу поставило его под угрозу исчезновения.

Заменено

[ редактировать ]

После сезона 1984 года FIA заменила Формулу 2 новой категорией Формулы 3000 , которая была разработана для снижения затрат на соревнования. Первоначальные правила объединяли шасси в стиле Формулы-2 с безнаддувными двигателями Cosworth DFV V8 объемом 3000 куб.см, которые к тому времени уже устарели в Формуле-1 с турбонаддувом . Главной серией стал международный чемпионат FIA Формулы 3000 , хотя ряд других чемпионатов также проводился в соответствии с правилами Формулы 3000.

Возрождение (2009–2012)

[ редактировать ]
Дин Стоунман выиграл чемпионат в 2010 году.

После 25-летнего отсутствия чемпионат Формулы-2 был восстановлен FIA в 2009 году. [3] В отличие от предыдущего воплощения, чемпионат FIA Formula Two представлял собой серию, состоящую из одной марки , в которой все участники использовали одно и то же шасси и двигатель. Джонатана Палмера Компания MotorSport Vision управляла чемпионатом, а также эксплуатировала и обслуживала автомобили от имени гонщиков. [4] В чемпионате не было команд – в отличие от других профессиональных автоспортивных серий каждый гонщик работал с инженерами, предоставленными MotorSport Vision. Автомобили были разработаны Williams Grand Prix Engineering и оснащены 1,8-литровым двигателем Audi с турбонаддувом, разработанным Mountune Racing , с тормозной мощностью 425 л.с. (317 кВт; 431 л.с.). По производительности автомобили находились между Формулой-1 и Формулой-3, и стоили каждому гонщику 195 000 фунтов стерлингов за сезон. [5]

Чемпионат 2009 года включал восемь соревнований в Европе в период с мая по ноябрь. За выходные проводилось две гонки – каждая по 110 км (около 40 минут). Обеим гонкам предшествовали две 30-минутные тренировки и две 30-минутные квалификационные сессии. [6] Первый чемпионат выиграл Энди Соусек, хотя он был омрачен смертью Генри Сёртиса во время четвертого раунда в Брэндс-Хэтче. [7]

Серия была прекращена FIA и MSV после сезона 2012 года. [8] В последний год чемпионату было трудно привлечь достаточное количество гонщиков, а концепция единой команды оказалась непопулярной по сравнению с чемпионатами, проводимыми на более традиционной основе. [9] позиционировались как фидерные серии для Формулы-1, Несмотря на то, что конкурирующие серии GP2 и Formula Renault 3.5 они имели значительно более мощные машины. [9] и ни одному гонщику Формулы-2 не удавалось перейти в команду Формулы-1 до Джолиона Палмера в 2016 году с командой Renault Sport F1 .

Второе возрождение (2017)

[ редактировать ]

В 2015 году FIA объявила о планах пересмотреть систему суперлицензий , оптимизировав квалификационные критерии и взвесив различные серии фидеров, чтобы предоставить водителям более линейную систему прогресса. В число этих планов входило возрождение категории «Формула-2», которая имела приоритет над всеми другими категориями соревнований. Более подробная информация была опубликована Всемирным советом автоспорта, раскрывая планы по моделированию нового чемпионата Формулы 2 по тем же принципам, что и возрожденный чемпионат Европы Формулы 3 и недавно введенная категория Формулы 4 . [10] Эта серия станет частью программы FIA Global Pathway .

Вместо того, чтобы возродить серию, создав новую там, где раньше ее не существовало, FIA решила в начале 2017 года переименовать серию GP2 в чемпионат FIA Formula 2. С тех пор в Формулу-1 перешли Чарльз Леклер , Джордж Рассел и Оскар Пиастри . Все одиннадцать команд используют шасси Dallara F2 2018 с двигателем Mecachrome .

Другие серии Формулы 2

[ редактировать ]

Чемпионат СССР по Формуле 2.

[ редактировать ]

Центральный автомотоклуб СССР (ЦАМК) присоединился к FIA в октябре 1956 года с целью развития советского автоспорта после участия в международных гонках, таких как британский Гран-при Формулы-1. В 1959 году САМК ввел новую систему классификации гоночных автомобилей в СССР. Однако автомобили Формулы-2 не участвовали в советском чемпионате по автоспорту 1960 года, поскольку не было подходящих стандартных двигателей, а Советский Союз в то время не производил специализированные гоночные двигатели. Следовательно, только в 1962 году категория F2 дебютировала на чемпионатах СССР по автоспорту. Два года спустя были введены обновленные правила F2. Лишь с 1971 года автомобили F2 начали регулярно появляться на советских трассах, а серия F2 включалась в чемпионаты СССР по автоспорту до 1977 года. [11]

Японская Формула-2

[ редактировать ]

До Формулы Ниппон, в эпоху 1,6 л в 1967–1971 годах, в Японии существовал чемпионат серии Формула 2. Японские команды строили свои собственные автомобили и двигатели. Что касается гонок, проводившихся в Европе, то серия называлась просто «Формула 2». Среди марок самой известной была Mitsubishi Colt. Автомобили участвовали в гонках по параллельным правилам FIA с двигателями объемом 1600 куб.см с 1967 по 1970 год.

В период с 1973 по 1977 год в Японии проводилась серия, известная как «Чемпионат Японии по Формуле 2000», по правилам, аналогичным двухлитровым двигателям F2. Серийным однокамерным двигателям было разрешено работать с объемом 2,4 л, но вскоре они пришли в соответствие с правилами FIA в середина 1970-х годов. Чемпионат Японии Формулы 2 проводился с 1978 по 1986 год, прежде чем Япония тоже приняла набор правил, очень похожих на правила F3000, причем с 1987 года эта серия была известна как Японская Формула 3000. Теперь серия известна как Супер Формула после использования названия. Formula Nippon с 1996 по 2012 год. В Японии также проводилась серия полнотелых версий автомобилей F2 под названием Fuji Grand Champion Series — что-то вроде возрождения Can-Am на базе F5000 .

Австралийская Формула 2

[ редактировать ]

С 1964 года в Австралии существует собственная категория «Австралийская Формула-2». [12] С 1978 года в формуле указано, что автомобили оснащаются серийным однокамерным двигателем объемом от 1100 до 1600 куб.см. [13] Впуск должен осуществляться с помощью карбюратора/ов, двигатель должен быть безнаддувным, а ограничение оборотов должно составлять 8500 об/мин. [14]

Чемпионат Австралии по Формуле 2 санкционировался Конфедерацией австралийского автоспорта в период с 1964 по 1965 год, с 1969 по 1977 год и с 1979 по 1988 год. [15]

Мексиканская Формула-2

[ редактировать ]

В начале 1990-х годов Мексика проводила собственную серию Формулы 2 (ранее известную как Формула К) в течение 12 лет. Автомобили были похожи на автомобили Формулы Atlantic и оснащены двигателями Chrysler объемом 2,2 л .

Британская Формула-2

[ редактировать ]

Гонки Формулы-2 были популярны в Великобритании в конце 1940-х — начале 1950-х годов. В эпоху 2,0-литровых двигателей компании HWM , Connaught и Cooper были среди конструкторов, создававших автомобили этого класса, обычно с двигателями Bristol . Когда в 1956 году F2 вернулся в 1,5-литровом исполнении, Cooper и Lotus были первыми, кто построил автомобили в соответствии с новой спецификацией, воспользовавшись доступностью двигателей Coventry Climax .

Чемпионаты проводились с 1956 по 1960 год, с 1964 по 1967 год и снова в 1972 году. [16] Стирлинг Мосс , [17] Джек Брэбэм , Джим Кларк и Ники Лауда завоевали титулы.

Британская серия Формулы 3000 была кратко известна как «Формула-2», чтобы сделать ее статус более очевидным для случайных зрителей. Однако сериал находился в окончательном упадке, и смена названия не помогла. В какой-то момент использование автомобилей с двигателем TVR объемом 4,2 л на шасси F3000 обсуждалось как возможное британское F2, но это не осуществилось.

Французские трофеи

[ редактировать ]

До создания чемпионата Европы Франция проводила свой собственный, очень популярный чемпионат в период с 1964 по 1967 год. Несмотря на то, что марка Brabham работала всего четыре сезона, она выиграла три титула, причем пилотами стали Джек Брэбэм (дважды), Джим Кларк и Йохен Риндт . Гонки проводились на самых легендарных площадках Франции: По , Клермон-Ферран и Реймс , и это только три.

Однако после успешного завершения первого сезона чемпионата Европы от французской версии отказались.

Чемпионы Формулы-2

[ редактировать ]
Сезон Водитель Команда/автомобиль Нет
позиции
Победы Подиумы Самый быстрый
круги
Очки Маржа (пункты)
Сезон Формулы-2 1960 года.
1960 Австралия Джек Брэбэм Купер Автомобильная Компания
Купер Кульминация
1 2 3 0 20 2
Чемпионат Европы Формулы-2
1967 Бельгия Джеки Икс Тиррелл Рейсинг
Матра Косворт
2 2 4 3 45 11
1968 Франция Жан-Пьер Бельтуаз Матра Спорт
Матра Косворт
2 3 5 1 48 17
1969 Франция Джонни Сервоз-Гэвин Матра Интернэшнл
Матра Косворт
1 1 2 1 37 9
1970 Швейцария Клэй Регаццони Техно Гоночная команда
Техно Косворт
2 3 5 1 44 9
1971 Швеция Ронни Петерсон Март Инжиниринг
Март Косворт
7 4 6 5 54 14
1972 Великобритания Майк Хейлвуд Команда Сёртиз
Сёртиз Косворт
1 2 5 2 55 18
1973 Франция Жан-Пьер Жарье Март Инжиниринг
Март БМВ
4 7 8 5 78 37
1974 Франция Патрик Депайлер Март Инжиниринг
Март БМВ
3 4 6 2 54 11
1975 Франция Жак Лаффит Экюри Одиннадцать
Мартини БМВ
6 6 7 4 60 24
1976 Франция Жан-Пьер Жабуй Команда Эльфов
Эльф 2J Рено
4 3 6 1 53 1
1977 Франция Рене Арну Рено Эльф конюшня
Мартини Рено
1 3 6 1 52 12
1978 Италия Бруно Джакомелли Полифачи BMW Юниорская команда
Март БМВ
8 8 10 6 82 31
1979 Швейцария Марк Зурер Полифачи BMW Юниорская команда
Март БМВ
2 2 6 1 38 2
1980 Великобритания Брайан Хентон Толеман Групп
Толеман Харт
2 3 9 7 61 19
1981 Великобритания Джефф Лис Ральт Рейсинг Лтд.
Ральт - Хонда
1 3 6 5 51 14
1982 Италия Коррадо Фаби Марч Рейсинг Лтд.
Март БМВ
2 5 7 3 57 1
1983 Великобритания Джонатан Палмер Ральт Рейсинг Лтд.
Ральт - Хонда
4 6 10 3 68 17
1984 Новая Зеландия Майк Таквелл Ральт Рейсинг Лтд.
Ральт - Хонда
6 7 8 9 72 28
Чемпионат Формулы-2 FIA
2009 Испания Энди Соучек Видение автоспорта
Уильямс Ауди
2 7 11 3 115 51
2010 Великобритания Дин Стоунман Видение автоспорта
Уильямс Ауди
6 6 13 6 284 42
2011 Италия Мирко Бортолотти Видение автоспорта
Уильямс Ауди
7 7 14 7 316 121
2012 Великобритания Лучано Бачета Видение автоспорта
Уильямс Ауди
3 5 10 5 231.5 21.5
Чемпионат FIA Формулы 2
2017 Монако Чарльз Леклерк По данным Расинга
Ветви - Мекахром
8 7 10 4 282 72
2018 Великобритания Джордж Рассел АРТ Гран При
Ветви - Мекахром
5 7 11 6 287 68
2019 Нидерланды Ник де Врис АРТ Гран При
Ветви - Мекахром
5 4 12 3 266 52
2020 Германия Мик Шумахер По данным Расинга
Ветви - Мекахром
0 2 10 2 215 14
2021 Австралия Оскар Пиастри По данным Расинга
Ветви - Мекахром
5 6 11 6 252.5 60.5
2022 Бразилия Felipe Drugovich МП Мотоспорт
Ветви - Мекахром
5 4 11 4 265 101
2023 Франция Тео Пуршер АРТ Гран При
Ветви - Мекахром
2 1 10 4 203 11

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Обзор автокурса международного автоспорта 1960 года, часть вторая . 1961. стр. 110–122.
  2. ^ Формула 2 (1967–1984) Получено с сайта www.oldracingcars.com 1 февраля 2011 г.
  3. ^ «Всемирный совет автоспорта – Решения» . Международная автомобильная федерация. 25 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2008 г. Проверено 22 января 2015 г.
  4. ^ «MSV Палмера выигрывает контракт с Ф2» . ITV-F1.com . ИТВ Спорт. 15 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 г. Проверено 22 января 2015 г.
  5. ^ Мясник, Лоуренс (3 декабря 2008 г.). «F2: Присмотритесь» . Машиностроение гоночных автомобилей . Журналы Челси. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 года . Проверено 22 января 2015 г.
  6. ^ «Как может работать Формула 2» . grandprix.com. 18 июля 2008 г.
  7. ^ «Генри Сёртиз умирает после крушения F2» . Автоспорт . Хеймаркет Медиа. 19 июля 2009 г.
  8. ^ Элизальде, Пабло (6 декабря 2012 г.). «MotorSport Vision отменяет чемпионат Формулы 2» . Autosport.com . Хеймаркет Медиа . Проверено 24 января 2015 г.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Формула 2 отменена в 2013 году» . ЭСПН Ф1 . ЭСПН. 7 декабря 2012 года . Проверено 24 января 2015 г.
  10. ^ «FIA начинает работу над новой категорией фидеров Формулы 2 для Формулы 1» . autosport.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 21 марта 2015 г.
  11. ^ «Советская Формула 2» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2018 года . Проверено 1 июля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  12. Racing Car News, декабрь 1963 г., стр. 23.
  13. ^ Педр Дэвис , Автомобильный словарь Маккуори, 1986, стр. 172.
  14. ^ Технические характеристики автомобилей - Формула 2 Австралии. Архивировано 6 августа 2009 г. на Wayback Machine. Получено с сайта www.camsmanual.com.au 2 августа 2009 г.
  15. Австралийские названия получены с сайта www.camsmanual.com.au 2 августа 2009 г.
  16. ^ «Британские F1, F2, F3000, F5000 и F.Atlantic – 1957–1994» . www.speedfreaks.org .
  17. ^ Ромито, Алессио (07.08.2020). «История участия Стирлинга Мосса в первом в истории гоночном уик-энде Формулы-1» . www.insideF2.com . Проверено 28 декабря 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рекорд Гран-при и гонок Voiturette, том 9, 1970–1973 гг. Пол Шелдон ISBN   0-9526050-0-7
  • Рекорд Гран-при и гонок Voiturette, том 10, 1974–1978 годы Пол Шелдон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c328f3409d964387dec582810542a9ac__1717797480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/ac/c328f3409d964387dec582810542a9ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Formula Two - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)