Формула Два

Формула 2 ( F2 или Формула 2 ) — это тип категории с открытыми колесами, гоночной впервые кодифицированной в 1948 году. В 1985 году она была заменена Формулой 3000 , но возрождена FIA в 2009–2012 годах в . форме чемпионата FIA Formula Two Championship . Название снова вернулось в 2017 году, когда бывшая серия GP2 стала называться чемпионатом FIA Formula 2 .
История
[ редактировать ]Хотя Формула-1 обычно считается вершиной автогонок с открытыми колесами, высокопроизводительные машины и затраты, связанные с гонками, всегда означали необходимость найти путь для достижения этой вершины. На протяжении большей части истории Формулы-1 Формула-2 представляла собой предпоследнюю ступеньку автоспортивной лестницы.
Довоенный
[ редактировать ]До Второй мировой войны обычно существовало подразделение гонок для автомобилей меньшего размера и менее мощных, чем гонщики Гран-при. Эту категорию обычно называли гонками voiturette («маленькие автомобили») и она давала возможность любителям или менее опытным водителям и небольшим маркам проявить себя. К началу войны правила гонок Voiturette разрешили двигатели объемом 1,5 л с наддувом; Автомобили Гран-при допускались с двигателем объемом 3,0 л с наддувом или без наддува объемом 4,5 л .
Официальное начало (послевоенное – 1953 г.)
[ редактировать ]
В 1946 году от правил с наддувом объемом 3,0 л были отменены и с 1 января 1947 года были введены формулы A и B (позже 1 и 2). В Формуле A были разрешены старые автомобили с двигателем объемом 4,5 л без наддува, но поскольку автомобили с наддувом объемом 3,0 л были более Чтобы соответствовать им (а довоенные немецкие и итальянские автомобили больше не были доступны), старая формула voiturette объемом 1,5 л заменила автомобили с турбонаддувом объемом 3,0 л в попытке выровнять производительность.
В результате не осталось ни одной категории ниже Формулы А/Формулы-1, поэтому Формула-2 (первоначально известная как Формула B) была впервые официально кодифицирована FIA как меньшее и дешевое дополнение к автомобилям Гран-при той эпохи, которое вступило в силу с 1 января 1948 года. Среди гонок, проведенных в этот первый год Формулы-2, был Гран-при Стокгольма 1948 года .
В 1948 году Scuderia Ferrari построила Ferrari 166 F2 , гоночный дебют которого состоялся на Гран-при Флоренции 26 сентября 1948 года.
Правила ограничивали двигатели двухлитровыми атмосферными двигателями или 500-кубовыми двигателями с наддувом (вариант, используемый очень редко). В результате автомобили были меньше, легче и дешевле, чем те, которые использовались в Формуле-1. Это побудило новые марки, такие как Cooper, перейти в Формулу-2, прежде чем конкурировать с такими крупными производителями, как Alfa Romeo и Maserati .
Фактически, Формула-1 в первые годы своего существования привлекала так мало участников, что в 1952 и 1953 годах все гонки Гран- при чемпионата мира , за исключением уникальной гонки «Индианаполис 500» , проводились в Формуле-2 (однако были и соревнования Формулы-1, не относящиеся к чемпионату).
1,5-литровая эпоха (1957–1960)
[ редактировать ]
Формула 2 пришла в упадок с появлением 2,5-литровой модели F1 в 1954 году (особенно популярными стали гонки на спортивных автомобилях малой мощности), но в 1957 году была представлена новая Формула-2 для автомобилей с двигателем объемом 1,5 л. В нем преобладали заднемоторные Coopers, опирающиеся на свои спортивные автомобили Формулы 3 и «Бобтейл», а Porsche, основанные на их спортивных автомобилях RSK, пользовались некоторым успехом. Первоначально Ferrari разработала свой «Sharknose» Dino 156 как автомобиль Формулы-2, одновременно участвуя в гонках на автомобилях Гран-при с передним расположением двигателя. Доминирующим двигателем этой формулы был двигатель Coventry Climax FPF четырехцилиндровый Borgward , а редкий шестнадцатиклапанный двигатель пользовался некоторым успехом.
Слегка увеличенная версия F2 Cooper выиграла первые два Гран-при Формулы-1 в 1958 году, ознаменовав начало эры заднемоторных двигателей в Формуле-1. Формула 1,5 л просуществовала недолго: Formula Junior фактически заменила сначала Формулу-3, а затем Формулу-2 до 1963 года, но 1,5-литровая Формула-1 1961 года фактически была продолжением этой Формулы-2. В 1960 году в рамках подготовки к новой Формуле-1 были проведены два международных чемпионата: Чемпионат конструкторов Формулы-2 и Чемпионат пилотов Формулы-2 . Чемпионат пилотов выиграл Джек Брэбэм , а чемпионат производителей завершился вничью между Porsche и Cooper. [1]
Формула-юниор (1961–1963) и 1-литровая Формула-2 (1964–1966).
[ редактировать ]Формула Юниор была введена в 1959 году как попытка быть всем для всех (как тренировочная формула, заменяющая Формулу-3, так и международная категория высокого уровня ниже Формулы-1, заменяющая Формулу-2), и вскоре стало понятно, что существует необходимость разделить его на две новые формулы; Формула-2 и Формула-3 были вновь представлены в сезоне 1964 года: Формула-3 требовала серийных двигателей объемом один литр, которые были похожи на Формулу-юниор с очень ограниченной настройкой, а Формула-2 также имела двигатель объемом 1,0 л, но позволяла использовать чистый бензин. разводили гоночные двигатели. Формула-2 в основном была пристанищем звезд Формулы-1 в выходные дни. Двигатели были в основном производства Cosworth (на базе блоков Ford) и Honda , хотя появились и другие агрегаты, в том числе различные агрегаты на базе Fiat и специальные гоночные двигатели от BMC и BRM .
1,6-литровая эпоха и водительская классификация (1967–1971)
[ редактировать ]В 1967 году FIA увеличила максимальный объём двигателя до 1600 куб.см. [2] С «возвращением к власти» Формулы-1 разрыв между Формулой-1 и Формулой-2 стал казаться слишком большим, а введение новых правил для серийных двигателей объемом 1600 куб.см для Формулы-2 вернуло этой категории ее предназначенную роль в качестве фидерной серии. для Формулы-1. FIA MS5, выиграл первый чемпионат с преимуществом также представила чемпионат Европы Формулы-2 в 1967 году. Икс, управляя Matra в 11 очков у австралийца Фрэнка Гарднера .
Самым популярным двигателем объемом 1600 куб.см был Cosworth FVA, шестнадцатиклапанный двигатель на четырехцилиндровом блоке Cortina , который фактически стал «доказательством концепции» легендарного DFV. FVA 1967 года выдавал 220 л.с. (160 кВт; 220 л.с.) при 9000 об/мин. Появились и другие агрегаты, в том числе четырехцилиндровый BMW и V6 Dino Ferrari .
Тем не менее, многие гонщики Формулы-1 продолжали ездить на меньших и легких машинах в выходные, не связанные с чемпионатом, а некоторые стартовые сетки Гран-при (особенно в Германии, где длинная трасса Нюрбургринга могла справиться с большим количеством участников) представляли собой смесь Формулы-1. и автомобили Формулы-2. Джеки Икс дебютировал в Гран-при на Нюрбургринге на автомобиле Формулы-2 в 1966 году. В следующем году Икс квалифицировался, показав третье лучшее время в общем зачете, но был вынужден стартовать позади более медленных машин Формулы-1. Икс быстро вернулся на позицию по очкам, но был вынужден сойти с дистанции из-за сломанной дисквалификации. Джим Кларк , считающийся одним из величайших гонщиков всех времен, погиб в гонке Формулы-2 в начале 1968 года на Хоккенхаймринге . Год спустя Герхард Миттер погиб на Нюрбургринге во время подготовки к Гран-при Германии 1969 года на автомобиле Формулы-2.
«Вторжение» гонщиков Формулы-1 в ранги Формулы-2 (ситуация, аналогичная ситуации с автогонками в современном NASCAR ) было разрешено из-за используемой уникальной системы оценок. Ни один гонщик с оценкой А не имел права набирать чемпионские очки. Пилот получил рейтинг А различными способами, которые несколько изменились с годами, например, финишировав по очкам в двух соревнованиях Гран-при или в тройке лучших в двух соревнованиях World Sports Car . Ежегодному чемпиону Формулы-2 также присваивался рейтинг А на один год, а чемпиону мира Формулы-1 - рейтинг А на пять. Эта система позволяла менее опытным гонщикам работать над чемпионством и продвигать свою карьеру, в то же время позволяя пилотам старшего возраста держать руку на пульсе во время длительных перерывов между Гран-при того времени.
В первые годы существования формулы 1600 куб.см Brabham и Lotus были самыми многочисленными конструкторами, хотя Ferrari время от времени входила в заводскую команду, как и BMW (с шасси, построенными Лолой и Дорнье ). Ряд более мелких конструкторов, таких как Matra и Tecno, добились успеха. Chevron также поставляла автомобили. Французская фирма Matra выиграла три первых чемпионата Европы, а Tecno стала четвертой.

2,0-литровая эпоха (1972–1984)
[ редактировать ]В 1972 году формула была изменена для увеличения мощности за счет разрешения серийных двигателей объемом 2,0 л: в первые годы доминировали двигатели Cosworth BD и четырехцилиндровые двигатели BMW, а Marches с двигателями BMW постепенно устанавливали доминирование. В 1976 году к соревнованиям были допущены двигатели, разработанные исключительно для гонок, причем Renault разработала особенно мощный V6; Благодаря спонсорской схеме нефтяной компании Elf, в формуле на короткое время доминировали французские команды и гонщики; BMW начала поддерживать заводскую команду March и подняла ставки в конце семидесятых. Даже двигатель Ferrari ненадолго вернулся с минимальным успехом. Hart 420R (в конечном итоге созданный на основе Cosworth BDA) на короткое время добился успеха в маршах, и команда Surtees выиграла чемпионат Европы F2 в 1972 году с двигателями Hart и пилотом Майком Хейлвудом, но особенно на Toleman машинах заводской команды . Доминирующими шасси той эпохи, как правило, были производства March и Ralt , при этом Chevron, французский Elf, Martinis и немецкий Maurers ненадолго добились успеха.
Хонда вернулась в Формулу 2 в начале 1980-х с мощным двигателем V6, но это был во многом заводской двигатель, и стоимость конкуренции с заводской командой Ralt-Honda стала непомерно высокой. В результате сетки уменьшились в размерах, а снижение интереса к сериалу поставило его под угрозу исчезновения.
Заменено
[ редактировать ]После сезона 1984 года FIA заменила Формулу 2 новой категорией Формулы 3000 , которая была разработана для снижения затрат на соревнования. Первоначальные правила объединяли шасси в стиле Формулы-2 с безнаддувными двигателями Cosworth DFV V8 объемом 3000 куб.см, которые к тому времени уже устарели в Формуле-1 с турбонаддувом . Главной серией стал международный чемпионат FIA Формулы 3000 , хотя ряд других чемпионатов также проводился в соответствии с правилами Формулы 3000.
Возрождение (2009–2012)
[ редактировать ]
После 25-летнего отсутствия чемпионат Формулы-2 был восстановлен FIA в 2009 году. [3] В отличие от предыдущего воплощения, чемпионат FIA Formula Two представлял собой серию, состоящую из одной марки , в которой все участники использовали одно и то же шасси и двигатель. Джонатана Палмера Компания MotorSport Vision управляла чемпионатом, а также эксплуатировала и обслуживала автомобили от имени гонщиков. [4] В чемпионате не было команд – в отличие от других профессиональных автоспортивных серий каждый гонщик работал с инженерами, предоставленными MotorSport Vision. Автомобили были разработаны Williams Grand Prix Engineering и оснащены 1,8-литровым двигателем Audi с турбонаддувом, разработанным Mountune Racing , с тормозной мощностью 425 л.с. (317 кВт; 431 л.с.). По производительности автомобили находились между Формулой-1 и Формулой-3, и стоили каждому гонщику 195 000 фунтов стерлингов за сезон. [5]
Чемпионат 2009 года включал восемь соревнований в Европе в период с мая по ноябрь. За выходные проводилось две гонки – каждая по 110 км (около 40 минут). Обеим гонкам предшествовали две 30-минутные тренировки и две 30-минутные квалификационные сессии. [6] Первый чемпионат выиграл Энди Соусек, хотя он был омрачен смертью Генри Сёртиса во время четвертого раунда в Брэндс-Хэтче. [7]
Серия была прекращена FIA и MSV после сезона 2012 года. [8] В последний год чемпионату было трудно привлечь достаточное количество гонщиков, а концепция единой команды оказалась непопулярной по сравнению с чемпионатами, проводимыми на более традиционной основе. [9] позиционировались как фидерные серии для Формулы-1, Несмотря на то, что конкурирующие серии GP2 и Formula Renault 3.5 они имели значительно более мощные машины. [9] и ни одному гонщику Формулы-2 не удавалось перейти в команду Формулы-1 до Джолиона Палмера в 2016 году с командой Renault Sport F1 .
Второе возрождение (2017)
[ редактировать ]В 2015 году FIA объявила о планах пересмотреть систему суперлицензий , оптимизировав квалификационные критерии и взвесив различные серии фидеров, чтобы предоставить водителям более линейную систему прогресса. В число этих планов входило возрождение категории «Формула-2», которая имела приоритет над всеми другими категориями соревнований. Более подробная информация была опубликована Всемирным советом автоспорта, раскрывая планы по моделированию нового чемпионата Формулы 2 по тем же принципам, что и возрожденный чемпионат Европы Формулы 3 и недавно введенная категория Формулы 4 . [10] Эта серия станет частью программы FIA Global Pathway .
Вместо того, чтобы возродить серию, создав новую там, где раньше ее не существовало, FIA решила в начале 2017 года переименовать серию GP2 в чемпионат FIA Formula 2. С тех пор в Формулу-1 перешли Чарльз Леклер , Джордж Рассел и Оскар Пиастри . Все одиннадцать команд используют шасси Dallara F2 2018 с двигателем Mecachrome .
Другие серии Формулы 2
[ редактировать ]Чемпионат СССР по Формуле 2.
[ редактировать ]Центральный автомотоклуб СССР (ЦАМК) присоединился к FIA в октябре 1956 года с целью развития советского автоспорта после участия в международных гонках, таких как британский Гран-при Формулы-1. В 1959 году САМК ввел новую систему классификации гоночных автомобилей в СССР. Однако автомобили Формулы-2 не участвовали в советском чемпионате по автоспорту 1960 года, поскольку не было подходящих стандартных двигателей, а Советский Союз в то время не производил специализированные гоночные двигатели. Следовательно, только в 1962 году категория F2 дебютировала на чемпионатах СССР по автоспорту. Два года спустя были введены обновленные правила F2. Лишь с 1971 года автомобили F2 начали регулярно появляться на советских трассах, а серия F2 включалась в чемпионаты СССР по автоспорту до 1977 года. [11]
Японская Формула-2
[ редактировать ]До Формулы Ниппон, в эпоху 1,6 л в 1967–1971 годах, в Японии существовал чемпионат серии Формула 2. Японские команды строили свои собственные автомобили и двигатели. Что касается гонок, проводившихся в Европе, то серия называлась просто «Формула 2». Среди марок самой известной была Mitsubishi Colt. Автомобили участвовали в гонках по параллельным правилам FIA с двигателями объемом 1600 куб.см с 1967 по 1970 год.
В период с 1973 по 1977 год в Японии проводилась серия, известная как «Чемпионат Японии по Формуле 2000», по правилам, аналогичным двухлитровым двигателям F2. Серийным однокамерным двигателям было разрешено работать с объемом 2,4 л, но вскоре они пришли в соответствие с правилами FIA в середина 1970-х годов. Чемпионат Японии Формулы 2 проводился с 1978 по 1986 год, прежде чем Япония тоже приняла набор правил, очень похожих на правила F3000, причем с 1987 года эта серия была известна как Японская Формула 3000. Теперь серия известна как Супер Формула после использования названия. Formula Nippon с 1996 по 2012 год. В Японии также проводилась серия полнотелых версий автомобилей F2 под названием Fuji Grand Champion Series — что-то вроде возрождения Can-Am на базе F5000 .
Австралийская Формула 2
[ редактировать ]С 1964 года в Австралии существует собственная категория «Австралийская Формула-2». [12] С 1978 года в формуле указано, что автомобили оснащаются серийным однокамерным двигателем объемом от 1100 до 1600 куб.см. [13] Впуск должен осуществляться с помощью карбюратора/ов, двигатель должен быть безнаддувным, а ограничение оборотов должно составлять 8500 об/мин. [14]
Чемпионат Австралии по Формуле 2 санкционировался Конфедерацией австралийского автоспорта в период с 1964 по 1965 год, с 1969 по 1977 год и с 1979 по 1988 год. [15]
Мексиканская Формула-2
[ редактировать ]В начале 1990-х годов Мексика проводила собственную серию Формулы 2 (ранее известную как Формула К) в течение 12 лет. Автомобили были похожи на автомобили Формулы Atlantic и оснащены двигателями Chrysler объемом 2,2 л .
Британская Формула-2
[ редактировать ]Гонки Формулы-2 были популярны в Великобритании в конце 1940-х — начале 1950-х годов. В эпоху 2,0-литровых двигателей компании HWM , Connaught и Cooper были среди конструкторов, создававших автомобили этого класса, обычно с двигателями Bristol . Когда в 1956 году F2 вернулся в 1,5-литровом исполнении, Cooper и Lotus были первыми, кто построил автомобили в соответствии с новой спецификацией, воспользовавшись доступностью двигателей Coventry Climax .
Чемпионаты проводились с 1956 по 1960 год, с 1964 по 1967 год и снова в 1972 году. [16] Стирлинг Мосс , [17] Джек Брэбэм , Джим Кларк и Ники Лауда завоевали титулы.
Британская серия Формулы 3000 была кратко известна как «Формула-2», чтобы сделать ее статус более очевидным для случайных зрителей. Однако сериал находился в окончательном упадке, и смена названия не помогла. В какой-то момент использование автомобилей с двигателем TVR объемом 4,2 л на шасси F3000 обсуждалось как возможное британское F2, но это не осуществилось.
Французские трофеи
[ редактировать ]До создания чемпионата Европы Франция проводила свой собственный, очень популярный чемпионат в период с 1964 по 1967 год. Несмотря на то, что марка Brabham работала всего четыре сезона, она выиграла три титула, причем пилотами стали Джек Брэбэм (дважды), Джим Кларк и Йохен Риндт . Гонки проводились на самых легендарных площадках Франции: По , Клермон-Ферран и Реймс , и это только три.
Однако после успешного завершения первого сезона чемпионата Европы от французской версии отказались.
Чемпионы Формулы-2
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обзор автокурса международного автоспорта 1960 года, часть вторая . 1961. стр. 110–122.
- ^ Формула 2 (1967–1984) Получено с сайта www.oldracingcars.com 1 февраля 2011 г.
- ^ «Всемирный совет автоспорта – Решения» . Международная автомобильная федерация. 25 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2008 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ «MSV Палмера выигрывает контракт с Ф2» . ITV-F1.com . ИТВ Спорт. 15 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2009 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Мясник, Лоуренс (3 декабря 2008 г.). «F2: Присмотритесь» . Машиностроение гоночных автомобилей . Журналы Челси. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 года . Проверено 22 января 2015 г.
- ^ «Как может работать Формула 2» . grandprix.com. 18 июля 2008 г.
- ^ «Генри Сёртиз умирает после крушения F2» . Автоспорт . Хеймаркет Медиа. 19 июля 2009 г.
- ^ Элизальде, Пабло (6 декабря 2012 г.). «MotorSport Vision отменяет чемпионат Формулы 2» . Autosport.com . Хеймаркет Медиа . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Формула 2 отменена в 2013 году» . ЭСПН Ф1 . ЭСПН. 7 декабря 2012 года . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «FIA начинает работу над новой категорией фидеров Формулы 2 для Формулы 1» . autosport.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 21 марта 2015 г.
- ^ «Советская Формула 2» . Teamdan.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2018 года . Проверено 1 июля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ↑ Racing Car News, декабрь 1963 г., стр. 23.
- ^ Педр Дэвис , Автомобильный словарь Маккуори, 1986, стр. 172.
- ^ Технические характеристики автомобилей - Формула 2 Австралии. Архивировано 6 августа 2009 г. на Wayback Machine. Получено с сайта www.camsmanual.com.au 2 августа 2009 г.
- ↑ Австралийские названия получены с сайта www.camsmanual.com.au 2 августа 2009 г.
- ^ «Британские F1, F2, F3000, F5000 и F.Atlantic – 1957–1994» . www.speedfreaks.org .
- ^ Ромито, Алессио (07.08.2020). «История участия Стирлинга Мосса в первом в истории гоночном уик-энде Формулы-1» . www.insideF2.com . Проверено 28 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рекорд Гран-при и гонок Voiturette, том 9, 1970–1973 гг. Пол Шелдон ISBN 0-9526050-0-7
- Рекорд Гран-при и гонок Voiturette, том 10, 1974–1978 годы Пол Шелдон.