в филиалы
![]() | |
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1972 |
Основатель | Джампаоло Даллара |
Штаб-квартира | Варано-де-Мелегари , Италия |
Ключевые люди |
|
Веб-сайт | www.dallara.it |
Dallara Group Srl — крупнейший многонациональный итальянский производитель гоночных автомобилей, основанный его нынешним президентом Джампаоло Даллара . Поработав в Ferrari , Maserati , Lamborghini и De Tomaso , в 1972 году в родной деревне Варано-де-Мелегари ( Парма ) он создал Dallara Automobili.
Dallara является единственным производителем гоночных автомобилей для серий IndyCar , Indy NXT , FIA Formula 2 , FIA Formula 3 и чемпионатов Super Formula Championships . Компания также производит автомобили для гонок на выносливость, таких как « 24 часа Ле-Мана» и « 24 часа Дайтоны» .
Даллара также участвовал в разработке и производстве обеих машин Формулы E. [1] и автомобили команды Haas F1 Team . [2]

Ранние годы
[ редактировать ]Компания была основана дизайнером Джампаоло Даллара в 1972 году в Варано-де-Мелегари , недалеко от Пармы , Италия , и начала производить шасси для гонок на спортивных автомобилях и горных гонках , а также участвовать в гонках с двигателями меньшего класса. Даллара разработал свою первую машину Формулы-3 для Walter Wolf Racing в 1978 году. Даллара также некоторое время участвовал в Формуле-3000 в середине 1980-х. [ нужна ссылка ]
Формула Три
[ редактировать ]Первый автомобиль Формулы-3 под маркой Dallara появился в 1981 году, и особенно успешными автомобили стали в Италии. С 1985 года гонщики Даллара участвуют в чемпионате Италии в Формуле-3 каждый год, кроме 1990 года. В конце 1980-х и начале 1990-х годов Даллара также вторглась на рынки Германии и Франции, выиграв титул чемпиона Германии в 1987 году и Франции в 1987 и 1992 годах.
1993 год стал первым годом, когда Далларас принял участие в чемпионате Британской Формулы-3 , и стал началом доминирования компании в Формуле-3. Новый F393 претерпел серьезные аэродинамические изменения по сравнению со своим предшественником и представил монодемпферную переднюю подвеску. F393 выиграл все гонки чемпионатов Италии, Франции и Германии в том году, в то время как в британской серии многие участники, включая чемпиона Кельвина Берта , были вынуждены перейти с шасси Reynard или Ralt на шасси Dallara, чтобы оставаться конкурентоспособными. TOMS выиграла чемпионат Японии на своих автомобилях в 1993 и 1994 годах, прежде чем переключиться на шасси Dallara. С тех пор Даллара будет доминировать на рынке Формулы-3, хотя Мартини добился определенного успеха во Франции и Германии в конце 1990-х, в том числе Себастьен Бурдэ выиграл титул чемпиона Франции в 1999 году. С тех пор Даллара выигрывал все крупные титулы Формулы-3, хотя Хо-Пин Тунг выиграл Кубок Recaro F3 2006 года на Лоле против команды, в которую входили несколько нынешних Далларасов. Далларас выиграл Гран-при Макао с 1993 года. [ нужна ссылка ]
Формула-1
[ редактировать ]
В 1988 году компания стала Формулы-1 конструктором наняла после того, как BMS Scuderia Italia ее для производства шасси. Отношения между итальянским конструктором и гоночной командой Беппе Луккини продолжались до 1992 года , их лучшим результатом стали два третьих места: одно на Гран-при Канады 1989 года с Андреа де Сезарис ; другой – на Гран-при Сан-Марино 1991 года – благодаря Джей Джей Лехто . Результаты Кубка конструкторов были следующими: без классификации в 1988 году, 8-е место в 1989 году (с 8 очками), 15-е место (без очков) в 1990 году, 8-е место в 1991 году (с 5 очками) и 10-е место в 1992 году (с 2 очками) Пьерлуиджи Мартини . .
Даллара ненадолго вернулся в Формулу-1 в 1999 году, создавая тестовое шасси для запланированного, но неудавшегося возвращения Honda в серию.

В 2004 году Даллара наняла бывшего Формулы-1 Джордана , Стюарта и Jaguar дизайнера Гэри Андерсона , что привело к предположениям, что итальянская компания работала над другим проектом Формулы-1. В конце 2004 года зарождающаяся команда Midland объявила, что Даллара будет проектировать и строить шасси Формулы-1, которое должно было быть представлено в сезоне 2006 года. После того, как Midland приобрела команду Jordan для досрочного вступления в Формулу-1 в 2005 году, Даллара продолжил техническое сотрудничество с командой. Однако отношения сорвались, поскольку Midland сосредоточила свои ресурсы на развитии существующей инфраструктуры Jordan, а новое шасси Dallara F1 так и не появилось.
Даллара построила автомобили для сезоне участия Hispania в 2010 года . [3] Финансовые проблемы команды Hispania, которые задержали выплату долга Далларе и завершение строительства автомобилей, а также предполагаемое низкое качество шасси F110 привели к тому, что обе стороны официально прекратили свое партнерство в мае 2010 года. Автомобиль использовался в течение всего 2010 года. гонки без какого-либо развития, кроме графики. Они имели только одну аэродинамическую схему, использовавшуюся для всех гонок, включая Монте-Карло и Монцу . [4] Джефф Уиллис , который присоединился к Hispania в марте 2010 года, раскритиковал F110, заявив, что он разочарован качеством и уровнем инженерных разработок автомобиля и что в конструкции автомобиля не хватает многих приемов, обычно используемых в процессе сборки. автомобиль Формулы-1. [5]
15 апреля 2014 года Джин Хаас подтвердил, что его новая команда Формулы-1, Haas F1 Team , вступила в переговоры о заключении партнерства с Далларой в 2015 году для создания их первой машины. [6] 21 февраля 2016 года Haas VF-16 . был официально представлен [7] Эта договоренность продолжалась с тех пор [8] Даллара разрабатывал все автомобили Haas вплоть до сезона 2023 года включительно .
ИндиКар
[ редактировать ]
Даллара дебютировал в качестве производителя и поставщика шасси на серии IndyCar в 1997 году и является единственным производителем и поставщиком шасси с 2007 года. Производитель выиграл семнадцать из двадцати гонок Indianapolis 500, в которых они участвовали. В 2013 году Даллара одержала свою знаменательную 200-ю победу на автомобиле Инди в Барбере . [9]
В 2012 году компания открыла инженерный центр в Спидвее, штат Индиана , в зоне реконструкции зоны скорости недалеко от автодрома Индианаполис Мотор Спидвей , где они производят и собирают IndyCar . В этом же здании находится развлекательный центр, где посетители могут узнать, как производятся гоночные автомобили. [10]
Первое поколение (ИР-7)
[ редактировать ]Даллара был одним из первых трех конструкторов шасси, когда Индийская гоночная лига представила свою собственную формулу шасси в сезоне 1997 года . Первый модельный год (1997) получил название ИР-7. Автомобили особенно отличались от конкурирующего G-Force шасси яйцевидной формой воздухозаборника , тогда как у G-Force они были треугольными и формировались вокруг поперечной балки. IR-8 (1998 г.) и IR-9 (1999 г.) по сути представляли собой шасси 1997 модельного года с различными комплектами обновлений. [11]
Джим Гатри Инди Даллара выиграл первую автомобильную гонку в Финиксе 23 марта 1997 года. [9] Эдди Чивер выиграл первую гонку Индианаполис 500 в Далларе в 1998 году на своем с двигателем Oldsmobile . шасси IR-7 [12]
Второе поколение (ИР-00)
[ редактировать ]была представлена новая модель шасси В сезоне 2000 года ; получил название ИР-00. При обновлении 2001 года шасси получило обозначение ИР-01, а в 2002 году - ИР-02. [13] [14]
Третье поколение (ИР-03/ИР-04/ИР-05)
[ редактировать ]В сезоне 2003 года Даллара представила новое шасси IR-03. Это шасси позже стало де-факто « специальным автомобилем » в серии. был выпущен комплект аэродинамического обновления В 2004 году , который изменил свое обозначение на IR-04, а затем в 2007 году , который изменил свое обозначение на IR-05. Кроме того, в 2008 году начали использоваться подрулевые лепестки , что привело к дальнейшему развитию и развитию этого поколения Dallaras. Шасси с обозначениями IR-03 и IR-05 использовалось до конца сезона 2011 года.В сезоне 2006 года более 80% участников начали сезон с Dallara, что является возможным признаком отсутствия интереса со стороны Panoz (производителя шасси G-Force). Примерно в то же время Panoz начала поставлять шасси DP01 для конкурирующей серии Champ Car . С 2007 по 2011 год все команды IndyCar использовали шасси IR-05, хотя несколько команд участвовали в гонке Indianapolis 500 2007 года по отдельности на шасси Panoz/G-Force. Некоторые небольшие команды продолжали использовать немного более старое шасси, обозначенное IR-03, особенно в Индианаполисе, с установленными комплектами обновлений, чтобы сделать его равным конкурентоспособным с IR-05 новой сборки из-за более низкой стоимости. Дэн Уэлдон, как известно, выиграл Indy 500 2011 года за рулем девятилетнего IR-03.С начала сезона 2009 года IndyCar приостановила разработку шасси и двигателей . Серия была сосредоточена на новом пакете шасси и двигателя, который будет выпущен в 2012 году. К этому времени Dallara IR-03/05 работал исключительно в паре с Honda Indy V8 , поскольку другие производители двигателей ушли.
- Стена IR-03 Тони Ханаана 2004 года.
- Сэм Хорниш-младший на гоночной трассе Sonoma Raceway в 2007 году.
- Dallara IR-05 тренируется на гонке Indianapolis 500.
- Даллара IR-05 на Милуоки-Майл в 2007 году.
- Даллара ИР-05 2011 года выпуска.
- Dallara IR-05 квалифицируется на Indy Japan 300 2011 года.
- КВ Racing Technology Dallara-Honda IR-05
- Индианаполис 500 2011 г. Шасси, выигравшее гонку
Четвертое поколение (ИР-12/ДВ-12)
[ редактировать ]Начиная с 2012 года , Dallara начала поставлять общие детали монокока и подвески для новых формул IndyCar, известные как IndyCar Safety Cell, с намерением, чтобы кузов и аэродинамические детали могли и будут поставляться другими производителями. Автомобили будут иметь бренд производителя, предоставившего «Aero Kit». Даллара представила шасси с собственным дополнительным аэрокомплектом. Концепция аэрокита была временно отложена из-за проблем с ценами, в результате чего комплект Dallara стал универсальной спецификацией на 2012–2014 годы. В 2015-2017 годах были представлены уникальные аэрокомплекты (производства Chevrolet и Honda соответственно), а Dallara прекратила поддержку и производство собственных. В 2018 году для DW-12 было представлено третье поколение аэрокомплектов, которое снова вернулось к универсальному комплекту для всех моделей, известному как UAK18, и будет использоваться до 2026 года. 18 октября Даллара подтвердил, что автомобиль серии 2012 года будет использоваться назван в честь покойного пилота IndyCar Дэна Уэлдона (DW-12) в честь его работы по тестированию автомобиля перед смерть за два дня до этого в Лас-Вегасе , с появлением новой секции бампера и нервюры, она была разработана для предотвращения многих подобных аварий с одноместными автомобилями, таких как та, в которой погиб Уэлдон. [15]
- Dallara DW12 с универсальным аэрокитом (UAK)
- Dallara DW12 на выставке в Музее автодрома Индианаполиса в 2017 году.
- Такумы Сато , выигравший гонку Индианаполис 500 2017 года Автомобиль
- Хелио Кастроневеса на выставке Шасси DW12
Другие формулы
[ редактировать ]
В 2002 году Даллара стала эксклюзивным поставщиком Мировой серии Nissan , что позволило им получить контракт на Мировую серию Renault также назначила Даллара в 2004 году. FIA единственным производителем шасси, партнером и поставщиком Чемпионат FIA Формулы 2 (ранее серия GP2 ) и новый чемпионат FIA Формулы 3 (ранее серия GP3 ), что дает им почти монополию на каждую серию автоспорта, используемую в качестве прямой точки входа в Формулу-1.
В 2007 году Даллара создал новую модель автомобиля, известную как Formulino («маленькая формула»), чтобы заполнить пробел между картами и Формулой-3. Первой серией, в которой использовалась новая концепция, была ADAC Formel Masters в 2008 году , MRF Challenge машина также была принята на вооружение .
Dallara предоставила специальное шасси для серии Indy NXT , ранее известной как Indy Lights Series с 2002 года. В сезоне Indy Lights 2015 года автомобиль был заменен новым поколением Dallara IL-15, оснащенным 2,0-литровым двигателем Mazda с турбонаддувом MZR-R . четырехцилиндровый двигатель. [16]
Даллара также разработала шасси для японской серии Super Formula , ранее известной как Formula Nippon , под названием Dallara SF19 . Это обновление предыдущего шасси ( Dallara SF14 ) соответствовало новым правилам безопасности FIA и добавило «ореол».
Гонки на выносливость
[ редактировать ]


отвечал за постройку прототипа Lancia LC1 Group 6 , а также более позднего автомобиля LC2 Group В начале 1980-х годов Даллара вместе с партнером Lancia Abarth C. Лишь в 1993 году Даллара вернулась в гонки на выносливость , хотя очень немногие шасси носили их имя. Первым проектом был Ferrari 333 SP , созданный по новым правилам WSC чемпионата IMSA GT . Модель 333 SP, изготовленная на заводе Michelotto, выиграла множество гонок как в Северной Америке, так и в Европе. Ferrari также наняла Даллару для разработки гоночной версии Ferrari F50 , F50 GT , финансируемой французским автогонщиком Фабьеном Жируа , но проект был прерван до того, как он стартовал в 1998 году.
Как следствие, компания заключила другие контракты и построила шасси для Toyota ( GT-One ), Audi (различные версии R8 ) и Chrysler ( Chrysler LMP, управляемый Oreca ). Позже Chrysler LMP станет клиентским автомобилем Dallara, доступным для частных лиц, известным как Dallara SP1 , который также послужил испытательным автомобилем для 24 прерванного возвращения Nissan на часа Ле-Мана . Все эти автомобили были конкурентоспособны в гонках прототипов спортивных автомобилей, в частности, Audi R8 стал самым доминирующим шасси в наше время в гонках «24 часа» и американской серии Ле-Ман . В 2002 году они построили GC21 для использования в серии Fuji Grand Champion Series ; Автомобиль был основан на автомобилях компании F3.
В марте 2008 года появился первый прототип Dallara Daytona , созданный в сотрудничестве с Дораном для Уэйна Тейлора команды SunTrust Racing .
В 2015 году Даллара был назван одним из четырех конструкторов новых правил классов LMP2 и DPi , которые дебютируют в 2017 году. [17] на шасси Dallara P217 .
Другие известные автомобили
[ редактировать ]В 2007 году Dallara и KTM выпустили KTM X-Bow , спортивный двухместный автомобиль, который был представлен на Женевском автосалоне в 2008 году. [18]

Даллара также предоставляла инжиниринговые услуги для Renault ( RS 01 ), [19] Альфа Ромео ( 8С и 4С ), [20] [21] Бугатти ( Вейрон и Хирон ), [22] Мазерати ( MC20 ), [23] и Lamborghini ( автоспортивные варианты Huracán ) [24] [25]
В 2017 году Dallara показала свой первый дорожный автомобиль Stradale по случаю 81-летия Джампаоло Даллара. [26]
Ручные велосипеды
[ редактировать ]Даллара также производит ручные велосипеды под маркой Z-Bike. [27] Они также разработали ручной велосипед для Алекса Занарди для мужского пара-велоспорта на Паралимпийских играх , благодаря чему Занарди выиграл 4 золотые и 2 серебряные медали на Паралимпийских играх 2012 и 2016 годов соответственно. [28] [29]
Аэрокосмическая промышленность
[ редактировать ]Для зонда Rosetta Даллара спроектировал бур, который является частью роботизированного спускаемого аппарата Philae . Даллара также сотрудничала с Raytheon , чтобы предоставить MALD для ВВС США. [30] [31]
Полные результаты чемпионата мира Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Абитуриент | Шасси | Двигатель | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Очки | ВСЦ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1988 | БМС Скудерия Италия | 3087 Ф188 | Форд ДФР 3,5 V8 | Г | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 0 | Северная Каролина | |
![]() | ДНПК | Верно | Верно | Верно | ДНПК | 8 | 12 | 11 | 15 | Верно | 8 | Верно | 7 | 10 | Верно | Верно | |||||||
1989 | БМС Скудерия Италия | F189 | Форд ДФР 3,5 V8 | П | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | олень | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 8 | 8-е место | |
![]() | ДНПК | 7 | 4 | 13 | Верно | 6 | Верно | ДНПК | Верно | 7 | Верно | 11 | Верно | Верно | 9 | Верно | |||||||
![]() | 13 | 10 | 13 | Верно | 8 | 3 | DNQ | Верно | 7 | Верно | 11 | Верно | Верно | 7 | 10 | Верно | |||||||
1990 | БМС Скудерия Италия | Ф190 | Форд ДФР 3,5 V8 | П | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 0 | Северная Каролина | |
![]() | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 11 | Верно | 10 | Верно | Верно | 15 | Верно | Верно | Верно | |||||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 13 | ДСК | Верно | DNQ | Верно | Верно | 10 | Верно | Верно | Верно | Верно | |||||||
![]() | DNQ | 14 | |||||||||||||||||||||
1991 | БМС Скудерия Италия | Q191 | Джадд ГВ 3.5 V10 | П | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | 5 | 8-е место | |
![]() | Верно | 11 | ДНПК | 6 | 9 | ДНПК | ДНПК | 10 | 10 | Верно | 8 | 10 | Верно | 15 | Верно | 7 | |||||||
![]() | Верно | Верно | 3 | 11 | Верно | Верно | Верно | 13 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 8 | Верно | 12 | |||||||
1992 | БМС Скудерия Италия | F192 | Феррари 037 3,5 В12 | Г | ЮАР | МЕКСИКА | ХОРОШИЙ | ESP | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | Япония | ИЗ | 2 | 10-е место | |
![]() | Верно | 8 | 8 | Верно | 11 | 9 | 9 | 9 | 13 | 10 | DNQ | 7 | 11 | Верно | 9 | Верно | |||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | 6 | 6 | Верно | 8 | 10 | 15 | 11 | Верно | Верно | 8 | Верно | 10 | Верно |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Пять ключевых задач для нового автомобиля Gen3 Формулы E» . Гонка . 23 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «Эксклюзив: как Haas и Ferrari работают на одних и тех же объектах Формулы-1» . Новости гонок365 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ «Список участников чемпионата мира Формулы-1 2010 года» (пресс-релиз). ФИА . 30 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2009 года . Проверено 30 ноября 2009 г.
- ^ Бир, Мэтт (26 мая 2010 г.). «Hispania и Dallara прекращают сотрудничество» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 28 мая 2010 года . Проверено 26 мая 2010 г.
- ^ Ренкен, Дитер; Элизальде, Пабло (2 апреля 2010 г.). «Уиллис не впечатлен дизайном автомобиля HRT» . autosport.com . Публикации Хеймаркет . Архивировано из оригинала 5 апреля 2010 года . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Хаас подтверждает переговоры в Далларе» . Planetf1.com . ПланетаФ1 . 15 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 года . Проверено 15 апреля 2014 г.
- ^ Перкинс, Крис (21 февраля 2016 г.). «Haas F1 представляет первый за 30 лет автомобиль Формулы-1 в США — VF16» . Дорога и трек . Архивировано из оригинала 26 марта 2016 года . Проверено 25 марта 2016 г.
- ^ «Хаас ВФ-17» . 26 февраля 2017 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Левандовски, Дэйв (1 апреля 2013 г.). «Даллара отметит свою 200-ю победу в серии в Барбере» . ИндиКар. Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ «Официальный сайт Dallara Automobili» . Архивировано из оригинала 26 июля 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ «1997 Даллара IR7» . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Гонки» . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ "Даллара IR-02 Инфинити 2002 года выпуска" . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Инди Кар» . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Даллара назовет IndyCar 2012 года в честь Дэна Уэлдона» . Автоспорт.com. 18 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 20 октября 2011 года . Проверено 18 октября 2011 г.
- ^ ДиЗинно, Тони (31 октября 2013 г.). «Неудивительно: Indy Lights подтверждает, что Dallara будет использовать новое шасси 2015 года» . NBC Спорт . НБК Универсал. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 14 декабря 2015 г.
- ^ «ПРАВИЛА LMP2 2017 ГОДА – ВЫБРАНЫ ЧЕТЫРЕ КОНСТРУКТОРА ШАССИ» . 9 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ «KTM X-Bow Dallara в Женеве: всего 100 единиц» . Motor1.com . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Спортивные автомобили - Новости - Разработка Renault Sport RS 01: за кулисами с Далларой - renaultsport.com» . Рено Спорт . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Альфа Ромео 8С Паук | Пятнистый» . www.pistonheads.com . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Эксклюзив: Alfa Romeo 4C приближается» . Топ Гир . 16 декабря 2011 года . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Автомобилестроение – Даллара» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
- ^ «Пресс-кит: MC20» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года.
- ^ Даллас, Ламборджини. "Lamborghini Hurricane LP 620-2 Super Trophy | Lamborghini Dallas" . www.lamborghinidallas.com . Получено 20 ноября.
- ^ "Lamborghini Huracán Gt3 EVO - Технические характеристики, фото, видео" . Ламборджини.com . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ «Страдейл! Первый в мире дорожный автомобиль Dallara уже здесь, двери опционально» . carmagazine.co.uk . Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ "Дом" . Z ВЕЛОСИПЕД (на итальянском языке) . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ АС. «Алекс Занарди защищает свою золотую медаль на борту «Даллара»» . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Z-Bike, ручной велосипед Даллара: мечта Алекса Занарди сбывается» . Руетир . 16 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2021 года . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ «Фила СД2» . Политехнический институт Милана. Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 11 августа 2014 г.
- ^ Маркези, М.; Кампачи, Р.; Маньяни, П.; Мугнуоло, Р.; Ниста, А.; и др. (2001). Получение образцов кометы для миссии ROSETTA . 9-й Европейский симпозиум по космическим механизмам и трибологии. 19–21 сентября 2001 г. Льеж, Бельгия. Бибкод : 2001ESASP.480...91M .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Конструкторы Формулы-1
- Серия Индикар
- Итальянские конструкторы гоночных автомобилей
- Автомобильные компании, основанные в 1972 году.
- Автопроизводители Италии
- Производители спортивных автомобилей
- Итальянские компании, основанные в 1972 году.
- Команда Хаас Ф1
- БМВ в автоспорте
- Audi в автоспорте
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1972 году.
- Итальянские бренды
- Марки автомобилей
- Производители автомобилей класса люкс
- Компании, базирующиеся в провинции Парма
- в филиалы
- Конструкторы Формулы 2
- Конструкторы Формулы-3