Оселла
![]() | |
Полное имя | Оселла Racing Team |
---|---|
База | Вероленго , Италия [1] |
Основатель(и) | Энцо Оселла |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Следующее имя | Фондметал |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при Аргентины 1980 года. |
Заявленные гонки | 172 (132 старта) |
Двигатели | Форд-Косворт , Альфа Ромео , Оселла |
Конструкторы Чемпионаты | 0 (лучший результат: 12-е, 1984 г. ) |
Водителей Чемпионаты | 0 (лучший результат: 19-е место, Пьеркарло Гинзани , 1984 г. ) |
Победы в гонках | 0 (лучший результат: 4-е место, Гран-при Сан-Марино 1982 года ) |
Поул-позиции | 0 (лучшая позиция на стартовой решетке: 8-е место, Гран-при США 1990 г. ) |
Самые быстрые круги | 0 |
Последняя запись | Гран-при Австралии 1990 года. |
Оселла — итальянский производитель гоночных автомобилей и бывшая Формулы-1 команда . В период с 1980 по 1990 год они участвовали в 132 Гран-при. Они набрали два очка и набрали пять очков чемпионата мира.
Первые дни
[ редактировать ]
Компания Osella была основана в Вольпиано в 1965 году бывшим раллийным гонщиком Энцо Оселлой . Команда начала свою деятельность с участия в гонках на Abarth спортивных автомобилях на местных и национальных гонках в Италии с 1965 года. В 1974 году Оселла взял на себя заводскую программу спортивных автомобилей Abarth и расширился до гонок на одноместных автомобилях. В 1975 году команда участвовала в чемпионате Европы Формулы-2 вместе с Джорджио Франсией и Дуилио Труффо, добившись определенного успеха на собственной машине Osella FA2 с двигателем BMW .

Оселла продолжил выступать в Формуле 2 в следующем сезоне, но финансовые проблемы привели к тому, что команда не была конкурентоспособной и выбыла из чемпионата до конца сезона. В последующие годы на FA2 время от времени заезжали каперы, одним из которых был швейцарский гонщик туристических автомобилей Чарли Кайзер. Этот опыт побудил Оселлу попытаться стать производителем для других команд. Osealla FA3 Автомобиль Формулы-3 , оснащенный двигателями Toyota или Lancia , участвовал в чемпионатах Германии и Италии F3 1976 года, не произведя особого впечатления. После этого команда сосредоточилась на участии в местных соревнованиях по спортивным автомобилям в 1977 и 1978 годах.
Вернуться в Формулу 2
[ редактировать ]
Оселла вернулся на чемпионат Европы по Формуле-2 в 1979 году , когда американский гонщик Эдди Чивер участвовал в гонках на хорошо используемом FA2, снова оснащенном двигателем BMW. Машина была достаточно хороша, чтобы выиграть три гонки и вывести Чивера на четвертое место в чемпионате. Заручившись спонсорской поддержкой табачной компании Ente Tabacchi Italiani через ее флагманский бренд MS , Энцо Оселла решил расширить свою деятельность до Формулы-1 .
Формула-1
[ редактировать ]Первый автомобиль Формулы-1 Оселлы, FA1, был спроектирован Джорджио Стирано . оснащенный двигателем Ford Cosworth DFV Автомобиль, , был представлен в бело-голубой окраске с крупным логотипом Denim на боковых крыльях. После тяжелого начала сезона Эдди Чивер смог регулярно квалифицироваться, но финишировал всего в одной гонке за весь сезон. Автомобиль страдал от проблем с ненадежностью и был аэродинамически неэффективным. Многие компоненты производились собственными силами — стратегия, которая, хотя и была финансово жизнеспособной, часто приводила к плохому дизайну материала.
В сезоне 1982 года Оселла выставил на вооружение две машины: одну для Жан-Пьера Жарье и одну для Риккардо Палетти . Команда наняла Джорджио Валентини и Тони Саутгейта для разработки новой машины при участии самого Энцо Оселлы. Большинство этих попыток не принесли особых улучшений, поскольку высокотехнологичные решения не могли быть профинансированы. Жарье финишировал четвертым в Имоле в 1982 году (где стартовало всего 14 машин) и набрал первые очки чемпионата для молодой команды на машине, которая к тому времени получила название Osella FA1C. Ближе к концу сезона произошла трагедия: Риккардо Палетти погиб в результате аварии на старте Гран-при Канады 1982 года .

В 1983 году команда перегруппировалась и наняла Пьеркарло Гинзани и Тео Фаби младшего брата Коррадо Фаби , который только что выиграл чемпионат Европы Формулы-2 . Отсутствие финансирования и проблемы с надежностью не позволили гонщикам пройти квалификацию на многие этапы календаря: 10-е место Фаби на Гран-при Германии стало лучшим результатом сезона. На 1984 год Оселла оставил себе Гинзани и отдал вторую машину молодому австрийцу Йо Гартнеру . Гинзани смог набрать очки, когда финишировал пятым на Гран-при Далласа 1984 года . Гарднер финишировал пятым в Монце, но и он, и его соотечественник Герхард Бергер , финишировавший шестым на ATS, не получили ни одного очка, поскольку их команды в начале сезона официально заявляли только одну машину. В сезоне 1985 года Гинзани выступал в паре с Хуубом Ротенгаттером, но ни один из них не смог набрать ни одного очка. В 1986 году, чтобы остаться на плаву, команда начала просить своих гонщиков оказать спонсорскую помощь. Хотя некоторые гонщики, начавшие свою карьеру в Формуле-1 с этой командой, впоследствии сделали достойную карьеру, например Алекс Каффи и Габриэле Тарквини , другие исчезли так же быстро, как и появились, например, Аллен Берг и Франко Форини . Ни один из этих гонщиков не смог продвинуть команду вперед, и Оселла продолжал практически без улучшения конкурентоспособности.
Партнерство с Alfa Romeo
[ редактировать ]
В середине 1980-х годов Оселла был бенефициаром заводских двигателей Alfa Romeo , как безнаддувных (1983–84), так и турбо (1984–88). Программа двигателей Alfa помогла команде пережить эпоху все более профессиональных турбонаддувов, но не смогла повысить ее конкурентоспособность. Турбированный двигатель Alfa 890T не был надежным. Турбины регулярно выходили из строя, и выходную мощность приходилось снижать до уровня автомобилей без турбонаддува только для достижения необходимой надежности. Главный дизайнер Alfa Romeo Карло Чити внес в команду некоторый технический вклад. Начиная с Osella FA1F 1984 года, который был основан на Alfa Romeo 183T 1983 года , все последующие модели Osella вплоть до FA1L берут 1988 года свое начало в первоначальном дизайне Alfa.
В 1988 году — последнем году перед запретом турбин — команда переименовала 890T в «Osella V8». Это произошло после того, как материнская компания Alfa, Fiat , устала от негативной рекламы, которую команда дала 890T, и, разрешив им продолжать использовать двигатель, отказалась разрешить использование названия Alfa Romeo.
После того, как гонщик Никола Ларини показал несколько впечатляющих результатов на предсезонных тестах в Монце , команда была спокойно уверена в достойных результатах в 1988 году, поскольку многие команды перешли на безнаддувные двигатели при подготовке к 1989 году. Однако FA1L с ее устаревшая турбина, не справилась с этой задачей. Ларини часто не проходил квалификацию или даже предварительную квалификацию, а также был исключен из Гран-при Сан-Марино перед тренировкой из-за того, что не прошел техосмотр из-за незаконных изменений, внесенных в шасси. По окончании сезона Энцо Оселла расторг соглашение с Alfa Romeo.
Cosworth Power и Fondmetal
[ редактировать ]В сезоне 1989 года произошли некоторые улучшения. Совершенно новый Cosworth DFR с двигателем Osella FA1M показал лучшие результаты в квалификационных сессиях (особенно на Гран-при Японии , где Ларини квалифицировался 10-м). Однако хорошие результаты в квалификации не привели к хорошим результатам в гонках. Машины редко доходили до финиша из-за ряда технических неисправностей. Самой разочаровывающей гонкой стал Гран-при Канады, где Ларини поднялся на третье место во время гонки, но сошел с дистанции, когда электрика FA1M вышла из строя из-за попадания воды. В конце сезона, по случаю Гран-при Австралии , Гинзани потерпел на высокой скорости столкновение с Lotus Нельсона Пике , в результате чего он получил травму лодыжки. Сразу после этого Гинзани объявил о завершении карьеры.
В 1990 году Энцо Оселла продал акции своей команды металлургическому магнату Габриэле Руми в рамках спонсорской сделки с Руми Fondmetal компанией . В 1990 году в команду входила единственная машина французского гонщика Оливье Груйяра . В конце 1990 года Руми взял на себя оставшуюся часть команды и переименовал ее в Fondmetal. Участие Руми означало конец деятельности Оселлы в Формуле-1.
Спорткары
[ редактировать ]
Во время работы в Формуле-1 Оселла продолжал создавать спортивные автомобили. Фактически, это был один из немногих проектов, которые регулярно приносили Вольпиано работу и деньги, особенно в гонках по восхождению , с Мауро Нести, многократным победителем чемпионатов Европы и Италии, и многими другими гонщиками на моделях PA9 и PA9/90.
Некоторые из этих спортивных автомобилей даже попали в серию Can Am , хотя и без особого успеха. Самый престижный результат был достигнут в сезоне Can Am 1984 года, заняв третье место в чемпионате в классе 2-литровых двигателей; это была Osella PA10, которой управлял Армандо Трентини, и она была единственной двухместной машиной в чемпионате; остальную часть 2-литрового класса составляли одноместные автомобили F2 с закрытыми колесами.
В 1990-х годах Оселла переехал в Ателлу на юге Италии, где построил новый ультрасовременный завод по производству очень конкурентоспособных спортивных автомобилей. Многие из них были проданы каперам, а другие были введены в несколько классов заводской командой Оселла. Заводская команда особенно преуспела в гонках по восхождению на холм . В 1995 году гонщик рабочей команды Оселлы Паскуале Ирландо выиграл все 9 гонок чемпионата Европы по горным лыжам на Osella PA20. Он выигрывал титул в 1997, 1998 и 1999 годах подряд. Его преемник Фабио Данти погиб в одной из машин Оселлы, когда он участвовал в чемпионате 2000 года. Звезды Hillclimb, такие как Франц Чагер и Мартин Крисам, продолжают использовать автомобили Osella. В 2001 году завод был переведен обратно недалеко от Турина, в Вероленго , и продолжил деятельность по производству спортивных автомобилей для восхождений на холмы и чемпионатов по небольшим спортивным гонкам.
В конце 2022 года Osella Motorsports LTD объединилась с Osella Engineering. Под руководством Энцо Оселлы и Джузеппе Анджулли компания, ныне известная как Osella corse, производила такие автомобили, как PA21 JrB из класса E2B, которые могут быть оснащены мотоциклетными пропеллерами объемом от 1000 до 1600 куб.см., с настройкой как для восхождения на холм, так и для трека. По словам Энцо Оселлы, это новое сотрудничество «вдохнуло жизнь в Оселлу, а также в дух, который движет командой».
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты Формулы 2
[ редактировать ]( ключ )
Год | Шасси | Двигатель | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | Оселла PA2 | BMW | БАР | ХОК | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ДОЛЖЕН | ХОК | КРУЖКА | ЧТО | ПЕР | ХОК | ВАЛ | |||||
![]() | Верно | ||||||||||||||||
1975 | Оселла ФА2 Март 742 г. | BMW | ВОСТОК | ТРР | ХОК | СВЕТ | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ХОК | ДОЛЖЕН | РУ | КРУЖКА | ПЕР | SIL | ZOL | ЕЩЕ | ВАЛ | |
![]() | 4 | 10 | 5 | 6 | Верно | 5 | 5 | DNS | 4 | 9 | 5 | Верно | Верно | ||||
![]() | 5 | 6 | 8 | Верно | 6 | 6 | Верно | 5 | 5 | Верно | |||||||
![]() | 15 | Верно | DNQ | ||||||||||||||
![]() | Верно | Верно | |||||||||||||||
1976 | Оселла ФА2 | BMW | ХОК | ТРР | ВАЛ | ДОЛЖЕН | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ХОК | РУ | КРУЖКА | ПЕР | ВОСТОК | ЕЩЕ | ХОК | |||
![]() | DNQ | Верно | 11 | ||||||||||||||
![]() | Верно | Верно | DNQ | ||||||||||||||
![]() | DNQ | ||||||||||||||||
1979 | Оселла FA2/79 | BMW | SIL | ХОК | ТРР | СВЕТ | ВАЛ | КРУЖКА | БОЛЬШЕ НИКОГДА | ХОК | Я буду | ПЕР | ЧТО | ДОН | |||
![]() | 1 | 5 | Верно | 8 | Верно | Верно | 1 | Верно | 1 | 5 | 6 | 7 |
Полные результаты Формулы-1
[ редактировать ]( клавиша ) (результаты, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию)
Год | Шасси | Двигатели | Шины | Драйверы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ВСЦ | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | ФА1 | Косворт DFV 3.0 V8 | Г | АРГ | ХОРОШИЙ | ЮАР | И Т. Д | БЕЛ | МОЙ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | МОЖЕТ | олень | Северная Каролина | 0 | |||
![]() | DNQ | DNQ | Верно | Верно | DNQ | DNQ | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | ||||||||
1981 | FA1B FA1C | Косворт DFV 3.0 V8 | М | И Т. Д | ХОРОШИЙ | АРГ | СМР | БЕЛ | МОЙ | ESP | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | МОЖЕТ | CPL | Северная Каролина | 0 | ||
![]() | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | ||||||||||||||||||
![]() | 13 | DNQ | ||||||||||||||||||||
![]() | DNQ | |||||||||||||||||||||
![]() | 8 | 8 | 10 | Верно | 9 | Верно | Верно | |||||||||||||||
![]() | Верно | DNQ | DNQ | Верно | Верно | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | DNQ | |||||||
1982 | FA1C | Косворт DFV 3.0 V8 | П | ЮАР | ХОРОШИЙ | И Т. Д | СМР | БЕЛ | МОЙ | ТО | МОЖЕТ | ВНИЗ | Великобритания | ОТ | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | СУИ | ОНА | CPL | 12-е | 3 | |
![]() | Верно | 9 | Верно | 4 | Верно | DNQ | Верно | Верно | 14 | Верно | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | DNS | ||||||
![]() | DNQ | ДНПК | DNQ | Верно | ДНПК | ДНПК | DNS | Верно | ||||||||||||||
1983 | ФА1Д | Косворт DFV 3.0 V8 | М | ХОРОШИЙ | И Т. Д | ОТ | СМР | МОЙ | БЕЛ | ТО | МОЖЕТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | ЮАР | Северная Каролина | 0 | ||
![]() | Верно | DNQ | Верно | Верно | DNQ | Верно | DNQ | Верно | ||||||||||||||
![]() | DNQ | DNQ | DNQ | |||||||||||||||||||
ФА1Е | Альфа Ромео 1260 3.0 V12 | ![]() | DNQ | DNQ | 10 | 11 | Верно | DNQ | Верно | |||||||||||||
![]() | DNQ | DNQ | DNQ | Верно | DNQ | Верно | Верно | 11 | DNQ | Верно | Верно | Верно | ||||||||||
1984 | FA1F | Альфа Ромео 890Т 1,5 V8 т | П | ХОРОШИЙ | ЮАР | БЕЛ | СМР | ОТ | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | евро | К | 12-е | 2 | |
![]() | Верно | DNS | Верно | DNQ | 12 | 7 | Верно | Верно | 5 | 9 | Верно | Верно | Верно | 7 | Верно | Верно | ||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | 12 | 5 ‡ | Верно | 16 | |||||||||||||||
ФА1Е | Альфа Ромео 1260 3.0 V12 | ![]() | Верно | |||||||||||||||||||
1985 | FA1F FA1G | Альфа Ромео 890Т 1,5 V8 т | П | ХОРОШИЙ | К | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | АВТОМОБИЛЬ | ВНИЗ | ОНА | БЕЛ | евро | ЮАР | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | 12 | 9 | Северная Каролина | DNQ | Верно | Верно | 15 | Верно | ||||||||||||||
![]() | Верно | 9 | Северная Каролина | Верно | Северная Каролина | DNQ | Верно | 7 | ||||||||||||||
1986 | FA1G FA1F FA1H | Альфа Ромео 890Т 1,5 V8 т | П | ХОРОШИЙ | ESP | СМР | МОЙ | БЕЛ | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | К | МЕКСИКА | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | Верно | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | 11 | Верно | Верно | Верно | Верно | ||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | ||||||||||||||||
![]() | Верно | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | 13 | 16 | Северная Каролина | |||||||||||||
![]() | Северная Каролина | |||||||||||||||||||||
1987 | ФА1И FA1G | Альфа Ромео 890Т 1,5 V8 т | Г | ХОРОШИЙ | СМР | БЕЛ | МОЙ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | АВТОМОБИЛЬ | ОНА | К | ESP | МЕКСИКА | Япония | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | Верно | 12 | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | Верно | DNQ | Верно | Верно | DNQ | ||||||
![]() | Верно | |||||||||||||||||||||
![]() | Верно | Верно | DNQ | |||||||||||||||||||
1988 | ФА1И ФА1Л | Оселла 890T 1,5 V8 т | Г | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | МОЖЕТ | ТО | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | DNQ | БЫВШИЙ | 9 | DNQ | DNQ | Верно | Верно | 19 | Верно | ДНПК | Верно | Верно | 12 | Верно | Верно | ДНПК | ||||||
1989 | ФА1М | Косворт ДФР 3.5 V8 | П | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МЕКСИКА | олень | МОЖЕТ | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | ДСК | 12 | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | ДНПК | Верно | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | ДНПК | Верно | Верно | Верно | ||||||
![]() | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | ДНПК | ДНПК | ДНПК | Верно | ДНПК | Верно | ||||||
1990 | ФА1М-Е | Косворт ДФР 3.5 V8 | П | олень | ХОРОШИЙ | СМР | МОЙ | МОЖЕТ | МЕКСИКА | ОТ | Великобритания | ДАВАТЬ | ОНА | БЕЛ | ОНА | К | ESP | Япония | ИЗ | Северная Каролина | 0 | |
![]() | Верно | Верно | Верно | DNQ | 13 | 19 | ДНПК | DNQ | DNQ | ДНПК | 16 | Верно | DNQ | Верно | DNQ | 13 |
‡ Не имеет права на получение баллов.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Osella https://www.osella.it/wrp/en/# По состоянию на 9 апреля 2020 г. (на английском языке)
- Книга Оселлы - Энцо Оселла (итальянский) в твердом переплете ISBN 978-8882299217 , английская версия ISBN 8882299279
- Результаты Оселлы в журнале Motor Sport Magazine https://database.motorsportmagazine.com/database/teams/osella, доступ 9 апреля 2020 г.
- Официальный сайт Формулы-1: Архивы 1980–1990 гг. https://www.formula1.com/en/results.html/1980/races.html По состоянию на 9 апреля 2020 г.
- Конструкторы Формулы-1
- Участники Формулы-1
- Конструкторы Формулы 2
- Участники Формулы-2
- Итальянские автогоночные команды
- Итальянские конструкторы гоночных автомобилей
- Команды «24 часов Ле-Мана»
- Команды чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Производители спортивных автомобилей
- Участники чемпионата спортивных автомобилей FIA
- Итальянские компании, основанные в 1965 году.
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1965 году.
- Итальянские бренды
- Марки автомобилей
- Туринские автомобильные компании
- Оселла