Гран-при США 1981 года на Западе
Гран-при США 1981 года на Западе | |||
---|---|---|---|
Гонка 1 из 15 чемпионата мира Формулы-1 1981 года. | |||
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 15 марта 1981 г. | ||
Официальное название | Гран-при Toyota в Лонг-Бич | ||
Расположение | Лонг-Бич, Калифорния | ||
Курс | Временный уличный курс | ||
Продолжительность курса | 3,251 км (2,02 мили) | ||
Расстояние | 80 кругов, 260,08 км (161,60 миль) | ||
Погода | Солнечно и тепло, температура достигает 71,1 ° F (21,7 ° C); скорость ветра приближается к 10,9 миль в час (17,5 км/ч) [1] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Стрелки - Форд | ||
Время | 1:19.399 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | ![]() | Уильямс - Форд | |
Время | 1:20.901 — 31 круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Уильямс - Форд | ||
Второй | Уильямс - Форд | ||
Третий | Брэбэм - Форд | ||
Лидеры круга |
( Гран-при США Запада 1981 года официально Гран-при Toyota в Лонг-Бич). [2] ) — автогонка Формулы-1 , проходившая 15 марта 1981 года в Лонг-Бич, Калифорния . Это была первая гонка чемпионата мира Формулы-1 1981 года .
Краткое содержание
[ редактировать ]Действующий чемпион мира Алан Джонс финишировал на девять секунд впереди своего товарища по команде Карлоса Ройтемана и выиграл свой первый Гран-при Лонг-Бич, когда сезон 1981 года наконец начался после зимы споров и юридических баталий. Это была третья подряд победа Джонса в Гран-при и вторая подряд в Соединенных Штатах после завоевания титула пилотов 1980 года с победами в конце сезона в Монреале, Канада , и Уоткинс-Глене, Нью-Йорк .
В межсезонье FISA (Международная федерация автомобильного спорта) и FOCA ( Ассоциация конструкторов Формулы-1 ) столкнулись в конфликте, якобы из-за запланированного FISA запрета на аэродинамические юбки на автомобилях, а также из-за финансового контроля над спортом. После угрозы учредить собственный чемпионат, FOCA согласилась на запрет юбки, гарантируя постоянный контроль над финансами спорта и приверженность FISA четырехлетнему периоду стабильности правил. Всего за 10 дней до гонки открытия сезона в Лонг-Бич в Париже было подписано Соглашение Согласия, разрешающее участвовать всем командам.
Между тем, гонка в Южной Африке, проводившаяся в феврале в соответствии с версией правил, предварительно согласованной с FOCA, была лишена статуса чемпионата мира из-за спора, а гонка в Аргентине, первоначально запланированная на январь, была перенесена на апрель.
В дополнение к новым правилам, Goodyear объявила в декабре, что намерена немедленно отказаться от участия в европейских гонках. Итак, когда команды прибыли в Лонг-Бич на первую в сезоне гонку чемпионата, утренние тренировки в пятницу были наполнены безумной активностью. Крылья большего размера, более мягкие пружины и переработанные боковые подножки были на виду почти у всех, пытаясь компенсировать отсутствие запрещенных юбок. Поскольку все команды также использовали шины Michelin , многим гонщикам пришлось с трудом справиться с совершенно новым набором задач.
Когда команды прибыли в город Лонг-Бич, расположенный в районе Лос-Анджелеса , сложная и узкая уличная трасса была немного изменена по сравнению с прошлым годом: второй левый поворот на Пайн-авеню был сделан поворотом с одной вершиной вместо двойного. вершина.
В субботу возникла еще одна юридическая проблема, связанная с новым двухшасси Lotus 88 , разработанным Колином Чепменом и Мартином Огилви. Протест подали большинство команд, хотя они не уточнили, какие правила он нарушает. Автомобиль был первоначально одобрен техническим персоналом FISA и прошел проверку, что позволило ему принять участие в пятничной тренировке. В конечном итоге, однако, апелляция команд была удовлетворена, машину запретили использовать до конца уик-энда, и Lotus пришлось пройти квалификацию и участвовать в гонках на более традиционном Lotus 81.
На трассе, в финальной квалификации, Риккардо Патрезе и Алан Джонс несколько раз меняли первое место в течение сессии. Патрезе, наконец, удалось завоевать поул, завоевав свой первый и первый (и единственный) для своей команды Arrows с преимуществом в 0,01 секунды. Товарищ Джонса по команде Williams Ройтеманн был третьим, за ним следовал Нельсона Пике , Brabham Ferrari Жиля Вильнева и Марио Андретти в его первой гонке за Alfa Romeo . В общеамериканской Тиррелла команде гонщиков Эдди Чивер занял восьмое место, но Кевин Коган пропустил финальное место в квалификации на 0,07 секунды. Это был первый раз, когда Тирреллу не удалось попасть на стартовую решетку.
Воскресная погода, типичная для Лонг-Бич, была идеальной, но на первом круге ее не было. Вильнев совершил безумный рывок за пределы стартовой решетки и ненадолго вышел вперед, но слишком поздно оставил торможение на Шпильке Квинса. Когда он прошел мимо, Патрез и пара Уильямс Ройтеманн и Джонс прошли мимо. Вильнев смог собрать его и вернуться на четвертое место, но Андреа де Сезарис этого не сделал, поскольку он врезался на своем McLaren в спину Алену Просту и Эктору Ребаку, приближавшимся к шпильке. После удара Renault Проста выскользнул по трассе и втолкнул Brabham of Rebaque в стену. Прост и де Сезарис выбыли из игры, но Ребак смог продолжить гонку после того, как установил четыре новые шины. После одного круга порядок был следующий: Патрез, Ройтеман, Джонс, Вильнев, Пике, Дидье Пирони , Чивер и Андретти.
В первой части гонки Патрез опережал Ройтемана примерно на одну секунду, а Джонс отставал еще на три секунды. Затем, почти на всю длину бокса, шел Пирони, который поменялся местами с Вильневом (пятым и третьим), но теперь сдерживал очередь машин, пока Пике отчаянно пытался пройти.
17-й круг оказался неудачным для Ferrari: Пике, наконец, обогнал Пирони и стал четвертым, а Вильнев сошел с дистанции из-за сломанного карданного вала. На 25-м круге Ройтеманн опередил Патрезе всего за круг до того, как Патрезе вышел на пит-стоп из-за отказа двигателя. Он вернулся в гонку с новой искровой коробкой, но после еще двух остановок из-за той же проблемы наконец сошел с дистанции из-за сломанного топливозаборника.
После ухода Патрезе Ройтеманн опередил своего товарища по команде Джонса на три секунды, который сразу же начал сокращать отставание на полсекунды за круг. На любые вопросы о приказе команды пропустить гонщика номер один вскоре были даны ответы. На 32-м круге, обгоняя Марка Зурера , Ensign Ройтеманн проскользнул мимо эссе на Пайн-авеню, и Джонс вырвался вперед. За 12 кругов действующий чемпион мира увеличил преимущество на десять секунд. В то же время Ройтеман увеличил отрыв от Пике до 36 секунд.
На 41-м круге Жак Лаффит попытался обойти Чивера, когда они выехали на правый поворот после боксов. Вместо этого он врезался в заднюю часть «Тиррелла», согнув нос своего «Лигье» и повредив коробку передач Чивера. Лаффиту пришлось хромать всю трассу, и, когда он наконец собирался выйти в боксы, к нему подошел Бруно Джакомелли , а Ян Ламмерс между ними двумя находился . Джакомелли начал обгонять обе машины изнутри, но понял, что не может, когда Лаффит повернул, чтобы выехать на пит-лейн. Джакомелли попытался обойти Ламмерса с другой стороны, но было уже поздно. Ламмерса Он наехал на ATS , прижав его к стене.
Уход Лаффита прервал длительную борьбу с Пирони, Чивером и Андретти за четвертое место. Андретти обогнал Чивера и занял пятое место на 43-м круге, затем несколько раз менял четвертое место с Пирони, прежде чем, наконец, окончательно занял позицию на 54-м круге. У Ferrari Пирони возникла проблема с подачей топлива, и Чивер также смог обойти его и занять пятое место. Однако при выполнении паса он потерял поврежденную вторую передачу, которая, безусловно, наиболее часто используется на узких уличных трассах.
Позиции остались прежними в последней четверти гонки: Джонс и Ройтеманн сбавляют темп и в третий раз подряд берут один-два в пользу Уильямс. Пике, потерявший шанс сразиться с лидерами и отставший от Пирони, финишировал третьим, отстав на 35 секунд. Марио Андретти взволновал американскую публику своим четвертым местом, опередив Тиррелла соотечественника Эдди Чивера, занявшего пятое место. Это был первый раз, когда два американца финишировали по очкам после Андретти и Марка Донохью на Гран-при Швеции 1975 года .
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 29 | ![]() | Стрелки - Форд | 1:21.983 | 1:19.399 | — |
2 | 1 | ![]() | Уильямс - Форд | 1:20.911 | 1:19.408 | +0.009 |
3 | 2 | ![]() | Уильямс - Форд | 1:21.739 | 1:20.149 | +0.750 |
4 | 5 | ![]() | Брэбэм - Форд | 1:22.675 | 1:20.289 | +0.890 |
5 | 27 | ![]() | Феррари | 1:21.723 | 1:20.462 | +1.063 |
6 | 22 | ![]() | Альфа Ромео | 1:22.020 | 1:20.476 | +1.077 |
7 | 12 | ![]() | Лотос - Форд | 1:22.461 | 1:20.573 | +1.174 |
8 | 3 | ![]() | Тиррелл - Форд | 1:22.992 | 1:20.643 | +1.244 |
9 | 23 | ![]() | Альфа Ромео | 1:22.592 | 1:20.664 | +1.265 |
10 | 25 | ![]() | Лижье - Матра | 1:21.722 | 1:20.787 | +1.388 |
11 | 28 | ![]() | Феррари | 1:21.828 | 1:20.909 | +1.510 |
12 | 26 | ![]() | Лижье - Матра | 1:23.140 | 1:20.925 | +1.526 |
13 | 11 | ![]() | Лотос - Форд | 1:22.380 | 1:20.928 | +1.529 |
14 | 15 | ![]() | Рено | 1:23.049 | 1:20.980 | +1.581 |
15 | 6 | ![]() | Брэбэм - Форд | 1:23.298 | 1:21.000 | +1.601 |
16 | 20 | ![]() | Фиттипальди - Форд | 1:23.356 | 1:21.001 | +1.602 |
17 | 33 | ![]() | Теодор - Форд | 1:23.373 | 1:21.298 | +1.899 |
18 | 21 | ![]() | Фиттипальди - Форд | 1:26.730 | 1:21.409 | +2.010 |
19 | 14 | ![]() | Прапорщик - Форд | 1:28.045 | 1:21.522 | +2.123 |
20 | 16 | ![]() | Рено | 1:23.363 | 1:21.540 | +2.141 |
21 | 9 | ![]() | АТС - Форд | 1:23.802 | 1:21.758 | +2.359 |
22 | 8 | ![]() | Макларен - Форд | 1:23.728 | 1:22.028 | +2.629 |
23 | 7 | ![]() | Макларен - Форд | 1:26.419 | 1:22.183 | +2.784 |
24 | 32 | ![]() | Оселла - Форд | 1:24.032 | 1:22.213 | +2.814 |
25 | 4 | ![]() | Тиррелл - Форд | 1:25.164 | 1:22.284 | +2.885 |
26 | 17 | ![]() | Март — Форд | 1:25.017 | 1:22.356 | +2.957 |
27 | 31 | ![]() | Оселла - Форд | 1:25.190 | 1:22.673 | +3.274 |
28 | 30 | ![]() | Стрелки - Форд | 1:23.504 | нет времени | +4.105 |
29 | 18 | ![]() | Март — Форд | 1:26.074 | 1:24.383 | +4.984 |
Источник: [3] |
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() | Уильямс - Форд | 80 | 1:50:41.33 | 2 | 9 |
2 | 2 | ![]() | Уильямс - Форд | 80 | + 9.19 | 3 | 6 |
3 | 5 | ![]() | Брэбэм - Форд | 80 | + 34.92 | 4 | 4 |
4 | 22 | ![]() | Альфа Ромео | 80 | + 49.31 | 6 | 3 |
5 | 3 | ![]() | Тиррелл - Форд | 80 | + 1:06.70 | 8 | 2 |
6 | 33 | ![]() | Теодор - Форд | 79 | + 1 круг | 17 | 1 |
7 | 21 | ![]() | Фиттипальди - Форд | 78 | + 2 круга | 18 | |
8 | 16 | ![]() | Рено | 77 | + 3 круга | 20 | |
Верно | 14 | ![]() | Прапорщик - Форд | 70 | Топливная система | 19 | |
Верно | 28 | ![]() | Феррари | 67 | Топливная система | 11 | |
Верно | 25 | ![]() | Лижье - Матра | 64 | Топливный насос | 10 | |
Верно | 6 | ![]() | Брэбэм - Форд | 49 | Несчастный случай | 15 | |
Верно | 23 | ![]() | Альфа Ромео | 41 | Столкновение | 9 | |
Верно | 26 | ![]() | Лижье - Матра | 41 | Столкновение | 12 | |
Верно | 20 | ![]() | Фиттипальди - Форд | 41 | Двигатель | 16 | |
Верно | 9 | ![]() | АТС - Форд | 41 | Столкновение | 21 | |
Верно | 29 | ![]() | Стрелки - Форд | 33 | Топливная система | 1 | |
Верно | 32 | ![]() | Оселла - Форд | 26 | Несчастный случай | 24 | |
Верно | 12 | ![]() | Лотос - Форд | 25 | Несчастный случай | 7 | |
Верно | 27 | ![]() | Феррари | 17 | Полуось | 5 | |
Верно | 7 | ![]() | Макларен - Форд | 16 | Тормоза | 23 | |
Верно | 11 | ![]() | Лотос - Форд | 13 | Несчастный случай | 13 | |
Верно | 15 | ![]() | Рено | 0 | Столкновение | 14 | |
Верно | 8 | ![]() | Макларен - Форд | 0 | Столкновение | 22 | |
DNQ | 4 | ![]() | Тиррелл - Форд | ||||
DNQ | 17 | ![]() | Март — Форд | ||||
DNQ | 31 | ![]() | Оселла - Форд | ||||
DNQ | 30 | ![]() | Стрелки - Форд | ||||
DNQ | 18 | ![]() | Март — Форд | ||||
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Информация о погоде для «Гран-при США Запада 1981 года» » . Альманах старых фермеров. Архивировано из оригинала 30 мая 2020 года . Проверено 9 сентября 2014 г.
- ^ «Программы чемпионата мира Формулы-1 1981 года» . Программа охватывает проект .
- ^ Гамильтон, Морис, изд. (1981). АВТОКУРС 1981–82 гг . Hazleton Publishing Ltd. с. 90. ИСБН 0-905138-17-1 .
- ^ «Гран-при Запада США 1981 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2014 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Примечание: в современной телепередаче ясно видно, что хронометраж велся с точностью до одной тысячной секунды, но эта информация не была должным образом расшифрована в результатах Formula1.com.
- ^ Jump up to: а б «Запад США, 1981 г. - Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роб Уокер (июнь 1981 г.). «6-й Гран-при США на Западе: гармония восстановлена». Дорога и трек , 160–165.
- Майк С. Лэнг (1992). Гран-при!: отчет о гонках чемпионата мира по автогонкам Формулы-1. Том 4: 1981–1984 годы . Издательская группа Хейнс. ISBN 0-85429-733-2