Гран-при Далласа 1984 года
Гран-при Далласа 1984 года | |||
---|---|---|---|
Гонка 9 из 16 на чемпионате мира Формулы-1 1984 года. | |||
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 8 июля 1984 г. | ||
Официальное название | Строа в Далласе Гран-при | ||
Расположение | Фэр-Парк , Даллас , Техас | ||
Курс | Временная уличная сеть | ||
Продолжительность курса | 3,901 км (2,424 мили) | ||
Расстояние | 67 кругов, 261,37 км (162,41 мили) | ||
Запланированное расстояние | 68 кругов, 265,268 км (164,830 миль) | ||
Погода | Солнечно, температура достигает 100 ° F (38 ° C); скорость ветра 14 миль в час (23 км/ч) [ 1 ] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Лотус - Рено | ||
Время | 1:37.041 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Макларен – ДЕНЬ | |
Время | 1:45.353 — 22 круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Уильямс — Хонда | ||
Второй | Феррари | ||
Третий | Лотус - Рено | ||
Лидеры круга |
Гран -при Далласа 1984 года — разовая Формулы-1 автогонка , состоявшаяся 8 июля 1984 года в Фэйр-Парке в Далласе , штат Техас . Это была единственная гонка Гран-при Далласа в рамках гонки Формулы-1 и девятая гонка чемпионата мира Формулы-1 1984 года .
Гонка на 67 кругов проходила в очень жаркую погоду на разрушающейся трассе, и ее выиграл финский гонщик Кеке Росберг на Williams - Honda , француз Рене Арну был вторым на Ferrari , а итальянец Элио де Анжелис третьим на Lotus - Renault. . Англичанин Найджел Мэнселл занял поул-позицию на другом Lotus-Renault и лидировал первую половину гонки, но в самом конце у него сломалась коробка передач, и он потерял сознание от истощения, пытаясь довести свою машину до финиша.
Краткое содержание
[ редактировать ]


Кеке Росберг из Финляндии выиграл свою единственную гонку в сезоне на Гран-при Далласа. года Эта гонка была одной из двух гонок 1984 года, где оба доминирующих McLaren под управлением Ники Лауды и Алена Проста не забили ( Бельгия вторым была ), что принесло Honda первую победу в Гран-при с турбонаддувом, а также первую победу в Гран-при. после Гран-при Италии 1967 года . Рене Арну Ferrari Элио была единственной машиной, лидировавшей в конце круга после старта с пит-лейна из-за неисправности электрооборудования на разминочном круге, а де Анжелис финишировал третьим за Lotus . Это была единственная гонка в сезоне, в которой автомобили на шинах Goodyear заняли все три позиции на подиуме. Только 8 машин завершили гонку из-за аварий или отказа двигателя при температуре до 100 градусов по Фаренгейту (38 °C), а также трасса очень сильно разваливалась, как на Гран-при Аргентины 1980 года .
Мероприятие было задумано как способ продемонстрировать статус Далласа как «города мирового уровня». [ 2 ] [ 3 ] и преодолел жару в 100 ° F (38 ° C), разрушающееся покрытие трассы и слухи о его отмене, продолжавшиеся на выходных. [ 2 ] [ 4 ] Директором гонок был известный американский автогонщик и производитель гоночных автомобилей Кэрролл Шелби , выросший в Далласе. [ 3 ] Подготовка к гонке была омрачена управленческими трудностями и конфликтами между персоналом Формулы-1 и местными организаторами гонки, а мнения о месте проведения были неоднозначными. В заявлениях для газеты Dallas Times Herald руководитель команды Lotus Питер Уорр сказал, что он был «очень впечатлен» Далласом, но лидер Формулы-1 Берни Экклстоун , комментируя перепрофилирование Fair Park Coliseum , который обычно использовался для выставок домашнего скота, в гонку гараже — сказал: «Обычно мы не работаем в коровьем дерьме». [ 3 ]
Крутая и извилистая трасса была проложена на ярмарке штата Техас с помощью основателя Гран-при США Запада Криса Пука и включала два крутых поворота. Хотя планировка была сочтена интересной и в целом была хорошо принята водителями (хотя некоторые считали, что одна или две шиканы сделали ее более узкой, чем нужно), у всех были проблемы с отсутствием зон стока и осыпающейся поверхностью. что во время самой гонки сделало трассу больше похожей на трассу для ралли-кросса , чем на трассу Гран-при. Перед квалификацией он пузырился, а через несколько кругов начал разваливаться. [ 2 ]
После первой тренировки в пятницу гонщики Lotus Найджел Мэнселл и де Анджелис, которые оба стартовали с первого ряда, а Мэнселл записал свою первую поул-позицию в карьере, заявили, что временная трасса была самой сложной трассой, на которой они когда-либо ездили. Нельсон Пике задавался вопросом, кто сломается первым — трасса, гонщики или машины в невыносимую жару. Во второй половине дня в квалификации температура продолжала подниматься выше 100 °F (38 °C), а компания Goodyear зафиксировала самую высокую температуру на трассе за 20 лет гонок - 150 °F (66 °C).
В Далласе впервые после Гран-при Нидерландов 1978 года в Зандворте оба гонщика Lotus квалифицировались в первом ряду стартовой решетки. Тогда 1978 года чемпион мира Марио Андретти и его товарищ по команде Ронни Петерсон квалифицировались со счетом 1–2 на революционном Lotus 79 .
После гонки знаменитостей Renault в субботу Стирлинг Мосс представился бывшему президенту США Джимми Картеру в VIP-люксе, сказав: «Я никогда не пожимал руку президенту». Картер, к удивлению многих (из-за общего убеждения, что гонщики Формулы-1 не были так хорошо известны в Америке, как гонщики Indy 500 и NASCAR ), сразу узнал Мосса. [ 4 ]
Гонку планировалось начать в 11 часов утра в воскресенье, на три часа раньше обычного из-за жары, а 30-минутная разминка была запланирована на 7:45 утра. Очевидно, это было слишком рано для французского Williams пилота Жака Лаффита , который прибыл на трассу в пижаме . [ 2 ] Однако разминка была отложена, а затем отменена, поскольку субботняя гонка Can-Am на 50 кругов настолько сильно повредила трассу, что аварийный ремонт длился всю ночь и будет продолжаться за 30 минут до старта (ремонт включал экскаватор , выкапывающий разбитый асфальт и заменяющий его быстросохнущим цементом ). Ники Лауда и Ален Прост пытались устроить бойкот среди гонщиков, но Росберг настоял на том, чтобы они участвовали в гонке. [ 4 ]
Я не знаю, из-за чего весь этот шум. Мы все будем жаловаться и связываться вплоть до старта, а затем выйдем и будем участвовать в гонках, как обычно. Мы проделали весь этот путь, и гонка готова. С покрытием трассы или без покрытия, ты знаешь не хуже меня, мы будем участвовать в гонках.
- Кеке Росберг выступает перед гонкой. [ 5 ]
Экклстоун не хотел, чтобы на трассе присутствовали 90 000 разочарованных болельщиков и зрителей по всему миру, поэтому гонка началась с того, что Ларри Хэгмен ( Дж. Р. Юинг из телесериала «Даллас» ) размахивал зеленым флагом, чтобы начать парадный круг. [ 2 ] [ 4 ]
Мэнселл лидировал почти половину гонки со своей первой поул-позиции. Дерек Уорвик обогнал де Анжелиса, у которого в двигателе случился пропуск зажигания, и несколько раз тянулся рядом с Мэнселлом, но не смог обойти. Он сошел с дистанции после того, как попытка паса на 11-м круге привела к вращению. Лауда был следующим, кто бросил вызов Мэнселлу, но де Анжелис обогнал его, когда двигатель последнего начал работать на всех шести цилиндрах.
Первые пять машин (Мэнселл, де Анджелис, Лауда, Росберг, Прост) теперь ехали как группа, и на 14-м круге Росберг обогнал Лауду и стал третьим и приблизился к двум Lotus. Он обогнал де Анжелиса на 18-м круге и вскоре стал искать способ обогнать Мэнселла. Арну, квалифицировавшийся четвертым, не смог запустить свою машину на стартовую решетку и начал гонку сзади. К концу первого круга он обогнал уже семь машин и теперь они с Пике приближались к группе лидеров.
Росберг, после непродолжительного обмена местами с Простом, которого обогнали Лауда и де Анжелис, в конце концов вынудил Мэнселла совершить достаточно большую ошибку, чтобы тот вышел вперед. За три круга Мэнселл, чьи передние шины быстро изнашивались, опустился еще на три позиции перед пит-стопом на 38-м круге. Пике стал девятой машиной, сошедшей с дистанции из-за контакта со стеной, а Арну вошел в пятерку лучших.
Прост опередил Росберга на 49-м круге и быстро увеличил преимущество на 7,5 секунды, но восемь кругов спустя врезался в стену и повредил обод колеса. Росберг унаследовал преимущество над Арну на 10 секунд и, отчасти благодаря специальной системе охлаждения пилота в тюбетейке, сумел одержать свою единственную победу в году для Williams, поскольку двухчасовой лимит был достигнут на один круг до финиша. запланировано 68.
Де Анджелис финишировал третьим, уверенно опередив Лаффита на втором Williams. Товарищ Де Анджелиса по команде Мэнселл коснулся стены. Мэнселл завернул за последний поворот с поднятым козырьком и ремнями безопасности, свисающими с борта машины. Когда его машина замедлила ход на финишной прямой, он выпрыгнул из своего черного Lotus и попытался довести его до конца, но потерял сознание от истощения и невыносимой жары, прежде чем добраться до финиша. Он занял шестое место, отстав на три круга.
Изнуряющая жара стала причиной того, что Гран-при Далласа стал разовым, и это событие было заменено Гран-при Австралии в следующем году . С тех пор Формула-1 вернулась в штат Техас, принимая Гран-при США с 2012 года на недавно построенной трассе Америк , расположенной в столице штата Остине . Однако гонка в Остине всегда проводилась в октябре или ноябре, вдали от лета в Техасе.
Жара также заставила некоторых водителей принять некоторые контрмеры, чтобы справиться с жарой; например, тюбетейка Росберга с водяным охлаждением (распространенное устройство в цепи NASCAR ); Пьеркарло Гинцани , финишировавший пятым после того, как обогнал упавшего Мэнселла, на которого во время пит-стопа облили ведро холодной воды; и Хууб Ротенгаттер , который бросился прямо в зрительскую зону после того, как сошел с дистанции, где он конфисковал несколько чашек воды, «чтобы облить свои нижние части…». [ 6 ]
Айртон Сенна сошел с дистанции на 47-м круге, бежав четвертым после удара о стену. Вернувшись в боксы, он был в ярости и сказал своему гоночному инженеру Пэту Саймондсу : «Я просто не могу понять, как я это сделал. Я воспринимал это так же, как и раньше. Стена, должно быть, сдвинулась». Его команда ему не поверила, и Сенна убедил их осмотреть стену после гонки, но они обнаружили, что барьер действительно был сдвинут в результате предыдущей аварии, сместившись всего на 4–10 мм (0,2–0,4 дюйма) внутрь. трек. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Саймондс вспоминал свое изумление в 2004 году, говоря: «Именно тогда точность, с которой он ехал, по-настоящему поразила меня. Не забывайте, это был парень в своем первом сезоне в Формуле-1, прямо из Формулы-3 …» . [ 7 ]
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 12 | ![]() |
Лотус - Рено | 1:37.041 | нет времени | — |
2 | 11 | ![]() |
Лотус - Рено | 1:37.635 | нет времени | +0.594 |
3 | 16 | ![]() |
Рено | 1:38.285 | 1:37.708 | +0.667 |
4 | 28 | ![]() |
Феррари | 1:37.785 | 1:39.633 | +0.744 |
5 | 8 | ![]() |
Макларен – ДЕНЬ | 1:37.987 | 1:41.835 | +0.946 |
6 | 19 | ![]() |
Толеман - Харт | 1:38.256 | нет времени | +1.215 |
7 | 7 | ![]() |
Макларен – ДЕНЬ | 1:38.544 | 1:41.344 | +1.503 |
8 | 6 | ![]() |
Уильямс — Хонда | 1:38.767 | 1:39.438 | +1.726 |
9 | 27 | ![]() |
Феррари | 1:38.793 | 1:42.005 | +1.752 |
10 | 15 | ![]() |
Рено | 1:38.907 | 1:40.790 | +1.866 |
11 | 2 | ![]() |
Брэбэм - БМВ | 1:38.960 | 1:41.097 | +1.919 |
12 | 1 | ![]() |
Брэбэм - БМВ | 1:39.439 | 1:39.630 | +2.398 |
13 | 14 | ![]() |
АТС - БМВ | 1:39.860 | 1:40.289 | +2.189 |
14 | 23 | ![]() |
Альфа Ромео | 1:39.911 | 1:40.773 | +2.870 |
15 | 20 | ![]() |
Толеман - Харт | 1:40.027 | нет времени | +2.986 |
16 | 26 | ![]() |
Лижье - Рено | 1:40.095 | 1:41.464 | +3.054 |
17 | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:40.336 | 1:41.680 | +3.295 |
18 | 24 | ![]() |
Оселла - Альфа Ромео | 1:41.176 | 1:42.439 | +4.135 |
19 | 25 | ![]() |
Лижье - Рено | 1:41.303 | нет времени | +4.262 |
20 | 18 | ![]() |
Стрелки - БМВ | 1:41.840 | 1:41.318 | +4.277 |
21 | 22 | ![]() |
Альфа Ромео | 1:41.328 | 1:50.277 | +4.287 |
22 | 17 | ![]() |
Стрелки - БМВ | 1:44.503 | 1:42.592 | +5.551 |
23 | 21 | ![]() |
Дух - Харт | 1:43.084 | 1:43.735 | +6.043 |
24 | 9 | ![]() |
ОЗУ - Харт | 1:43.222 | нет времени | +6.181 |
25 | 5 | ![]() |
Уильямс — Хонда | 1:43.304 | 1:46.257 | +6.263 |
26 | 10 | ![]() |
ОЗУ - Харт | 1:44.676 | 1:47.566 | +7.635 |
DNQ | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 2:31.960 | нет времени | +54.919 |
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 6 | ![]() |
Уильямс — Хонда | 67 | 2:01:22.617 | 8 | 9 |
2 | 28 | ![]() |
Феррари | 67 | + 22.464 | 4 | 6 |
3 | 11 | ![]() |
Лотус - Рено | 66 | + 1 круг | 2 | 4 |
4 | 5 | ![]() |
Уильямс — Хонда | 65 | + 2 круга | 24 | 3 |
5 | 24 | ![]() |
Оселла - Альфа Ромео | 65 | + 2 круга | 18 | 2 |
6 | 12 | ![]() |
Лотус - Рено | 64 | Коробка передач | 1 | 1 |
7 | 2 | ![]() |
Брэбэм - БМВ | 64 | + 3 круга | 11 | |
8 | 14 | ![]() |
АТС - БМВ | 64 | + 3 круга | 13 | |
Верно | 8 | ![]() |
Макларен – ДЕНЬ | 60 | Выделен | 5 | |
Верно | 7 | ![]() |
Макларен – ДЕНЬ | 56 | Прокол | 7 | |
Верно | 18 | ![]() |
Стрелки - БМВ | 55 | Выделен | 20 | |
Верно | 27 | ![]() |
Феррари | 54 | Выделен | 9 | |
Верно | 17 | ![]() |
Стрелки - БМВ | 54 | Выделен | 22 | |
Верно | 19 | ![]() |
Толеман - Харт | 47 | Карданный вал | 6 | |
Верно | 10 | ![]() |
ОЗУ - Харт | 46 | Электрический | 25 | |
Верно | 1 | ![]() |
Брэбэм - БМВ | 45 | Выделен | 12 | |
Верно | 15 | ![]() |
Рено | 25 | Выделен | 10 | |
Верно | 20 | ![]() |
Толеман - Харт | 25 | Выделен | 15 | |
Верно | 26 | ![]() |
Лижье - Рено | 15 | Выделен | 16 | |
Верно | 21 | ![]() |
Дух - Харт | 15 | Утечка топлива | 23 | |
Верно | 22 | ![]() |
Альфа Ромео | 12 | Выделен | 21 | |
Верно | 16 | ![]() |
Рено | 10 | Выделен | 3 | |
ДСК | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 9 | Дисквалифицирован | 17 | |
Верно | 23 | ![]() |
Альфа Ромео | 8 | Выделен | 14 | |
Верно | 25 | ![]() |
Лижье - Рено | 0 | Несчастный случай | 19 | |
DNS | 9 | ![]() |
ОЗУ - Харт | ||||
DNQ | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | ||||
Источник: [ 9 ]
|
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций. Точные баллы при окончательном объявлении результатов. Впоследствии Тиррелл и его водители были дисквалифицированы, а их очки перераспределены.
Последствия
[ редактировать ]В заявлении для журнала D Magazine за 2022 год Уолдроп сказал, что июльская дата была выбрана, чтобы свести к минимуму вероятность дождя во время мероприятия, и выразил сожаление по поводу того, что организаторы не предусмотрели должным образом влияние летней жары в Техасе на мероприятие в целом и на тротуар в частности. [ 3 ]
Финансовые проблемы и проблемы безопасности привели к отмене гонки 1985 года. [ 11 ] Организатор гонки Dallas Grand Prix of Texas Inc., возглавляемый местным инвестором в недвижимость Доном Уокером, заключил контракт с Ассоциацией конструкторов Формулы-1 (FOCA) на проведение пяти гонок в Далласе. [ 3 ] Уокер вступил в конфликт с соорганизаторами и чиновниками и потратил огромные деньги. Он не смог договориться с представителями FOCA или Далласа о дате гонки 1985 года, и компания не выплатила аванс за вторую гонку. И Уокер, и Гран-при Далласа Texas Inc. оказались в финансовом затруднении и вскоре оказались под следствием Федерального бюро расследований США и Комиссии по ценным бумагам и биржам по обвинениям в том, что Уокер незаконно выкачивал деньги из компании для финансирования своего экстравагантного образа жизни. [ 12 ] Соорганизатор Ларри Уолдроп вел переговоры с Экклстоуном в конце 1984 года, пытаясь обойти Уокера и возродить мероприятие, но усилия ни к чему не привели. [ 3 ] Компания объявила о банкротстве в марте 1985 года, что положило конец любой возможности проведения следующей гонки Формулы-1 в Фэйр-Парке. [ 3 ] [ 12 ]
Еще одним серьезным препятствием было сопротивление со стороны жителей близлежащего густонаселенного района Фэр-Парк. [ 3 ] большинство из них составляли чернокожие и люди с низкими доходами. Член городского совета Далласа Дайан Рэгсдейл рассказала The New York Times , что неспособность организаторов проконсультироваться с соседями и серьезно отнестись к проблемам шума является частью исторической модели «тотального неуважения к району». [ 13 ] Рэгсдейл и Черная торговая палата Далласа подали иск против Уокера и Гран-при Далласа компании Texas Inc.; В 2022 году Уолдроп заявил, что это было главным препятствием на его переговорах по FOCA в конце 1984 года, поскольку он не мог гарантировать, что власти позволят провести гонку 1985 года. [ 3 ] Соорганизатор 1984 года Бадди Борен в конечном итоге смог провести гонку Trans-Am Series 1988 года в Фэр-Парке после того, как согласился пожертвовать некоторые доходы от гонки на благотворительность; [ 14 ] однако продолжающиеся жалобы на шум побудили перенести мероприятие 1989 года в аэропорт Аддисон . [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Информация о погоде на «Гран-при Далласа 1984 года» » . Альманах старых фермеров . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ланг, Майк (1992). Гран-при!: отчет о гонках чемпионата мира по автогонкам Формулы-1. Том 4: 1981–1984 годы . Издательская группа Хейнс. стр. 259–264. ISBN 0-85429-733-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Арнольд, Джон (21 октября 2022 г.). «Вспоминая Гран-при Далласа 1984 года, катастрофическую поездку Формулы-1 в Северный Техас» . dmagazine.com . Даллас, Техас: Журнал D. Проверено 22 июля 2024 г.
Других это едва ли впечатлило. «Обычно мы не работаем с коровьим дерьмом», — цитирует Times Herald пресловутый глава FIA Берни Экклстоун, жалуясь на то, что Колизей Фэйр-Парк перепрофилируют в гараж для гонок.
- ^ Jump up to: а б с д Уокер, Роб (октябрь 1984 г.). «1-й Гран-при Далласа: Крутой Кеке». Дорога и трек : 178–182.
- ^ Шот, Марсель. «Гонка, которую стоит запомнить» . Атлас Ф1 . 6 (38). Кайзар.Ком, Инкорпорейтед . Проверено 5 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Самая дикая гонка в истории Формулы-1? 9 причин, по которым Даллас 84-го никогда не забудется» . Formula1.com . 21 октября 2015 года . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Саймондс вспоминает любимый момент Сенны» . Motorsport.com . 23 апреля 2004 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ Уивер, Пол (26 апреля 2014 г.). «Айртона Сенну будут помнить в Имоле через 20 лет после его смерти» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 февраля 2016 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «Гран-при США 1984 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «США 1984 — Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ Дэвид Хэйхо, Формула 1: Знания – 2-е издание, 2021 г., стр. 35.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Джон (1 июля 1985 г.). «Гран-при, Гран-при, Большое жюри?» . dmagazine.com . Даллас, Техас: Журнал D. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Эпплбом, Питер (8 июля 1984 г.). «Даллас ищет гламура в Гран-при» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 24 мая 2015 года . Проверено 24 июля 2024 г.
«Это демонстрирует полное неуважение к району», — сказала чернокожая женщина из городского совета Далласа Дайан Рэгсдейл. Здесь это извечная проблема.
- ^ Лампкин, Рэй (1 апреля 1988 г.). «Гран-при 88» . dmagazine.com . Даллас, Техас: Журнал D. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Бликли, Брюс (2017). Аэропорт Аддисон: 60 лет обслуживания деловой авиации, 1957–2017 гг . Даллас, Техас: Издательская группа Brown Books. стр. 66–67. ISBN 978-1-61254-839-5 .