Гран-при Японии 1989 года.
Гран-при Японии 1989 года. | |||
---|---|---|---|
Гонка 15 из 16 чемпионата мира Формулы-1 1989 года. | |||
![]() | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 22 октября 1989 г. | ||
Официальное название | XV Гран-при Японии Fuji Television | ||
Расположение | Трасса Сузука , Сузука , Япония | ||
Курс | Постоянный гоночный комплекс | ||
Продолжительность курса | 5,860 км (3,641 [ 1 ] миль) | ||
Расстояние | 53 круга, 310,580 км (192,985 миль) | ||
Погода | Сухо, тепло, пасмурно | ||
посещаемость | 283,000 [ 2 ] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Макларен - Хонда | ||
Время | 1:38.041 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель |
![]() | Макларен - Хонда | |
Время | 1:43.506 — 43-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Бенеттон - Форд | ||
Второй | Уильямс — Рено | ||
Третий | Уильямс — Рено | ||
Лидеры круга |
Гран -при Японии 1989 года (формально XV Гран-при Японии Fuji Television ) — Формулы-1, автогонка проходившая на трассе Сузука в Японии 22 октября 1989 года. Это был 15-й и предпоследний этап сезона Формулы-1 1989 года . Гонку из 53 кругов выиграл Алессандро Наннини за команду Benetton , стартовавший с шестой позиции. Риккардо Патрезе финишировал вторым в составе команды Williams , а Тьерри Бутсен на другой машине Williams финишировал третьим. Это была единственная победа Наннини.
Эта гонка является одной из самых противоречивых в истории Формулы-1 и является кульминацией Алена Проста и Айртона Сенны бурного двухлетнего соперничества в качестве товарищей по команде в McLaren . Гран-при Японии решил исход чемпионата среди пилотов 1989 года в пользу Проста после того, как столкновение на 47-м круге на финальной шикане между ним и Сенной выбило их обоих с трассы. Пока Прост покинул заглохшую машину, Сенна перезапустил свою, сделал пит-стоп, чтобы заменить переднее антикрыло, и отремонтировал Алессандро Наннини , чтобы одержать победу. После гонки Сенна был дисквалифицирован по спорным причинам за то, что маршалы заставили его вернуться на трассу, в результате чего титул достался Просту. [ 3 ]
Перед гонкой
[ редактировать ]Как и в 1988 году , команда McLaren доминировала на протяжении всего 1989 года. Вступая в эту гонку, Прост опережал Сенну в чемпионате пилотов на 16 очков, 76 против 60. Бразилец выиграл шесть гонок против четырех у француза, включая в предыдущей гонке в Испании , но финишировал с очками только один раз, в то время как Прост финишировал без очков только один раз за весь сезон. Таким образом, Сенне пришлось выиграть и эту гонку, и финальную гонку в Австралии, чтобы иметь хоть какой-то шанс сохранить свой титул чемпиона мира среди водителей. Однако, если бы Сенна действительно выиграл две последние гонки, он стал бы чемпионом независимо от того, где финишировал Прост, из-за сниженной системы очков.
Квалификационный
[ редактировать ]Предварительный квалификационный отчет
[ редактировать ]Никола Ларини был самым быстрым в пятничной утренней предквалификационной сессии второго Гран-при подряд, гонщик Оселлы только что опередил Филиппа Аллио на своем Ларрусс - Лола . Неожиданным третьим местом стал Zakspeed Бернда Шнайдера , который не проходил предварительную квалификацию с первой гонки сезона в Бразилии . автомобиля Мощный двигатель Yamaha подвергся некоторым испытаниям и разработкам со времени последней гонки, и были внесены некоторые явные улучшения. «Наш сезон начинается здесь», — сказал Шнайдер. [ 4 ] Четвертое место в предварительной квалификации досталось Микеле Альборето в другой Лоле.
Товарищ Ларини по команде Пьеркарло Гинцани на этот раз не смог занять пятое место, а Роберто Морено на своем Coloni занял шестое место . Команде Onyx не удалось вывести ни одну машину на основные квалификационные сессии впервые после третьего этапа в Монако , поскольку Стефан Йоханссон смог финишировать только седьмым из-за отказа топливного насоса. Улучшение Закспида могло помочь Агури Сузуки занять восьмое место, что стало его пятнадцатой неудачей подряд в предварительной квалификации. Оскар Ларраури был девятым на Евробрюне , опередив другого Оникса Джей Джей Лехто . Команда AGS провела три дня тестов во Франции, но обе команды в этой сессии отставали от темпа, и только Колони Энрико Бертаджиа уступала им в протоколах, поскольку итальянец не смог указать время. [ 4 ]
Предквалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | Время | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 17 | ![]() |
Оселла - Форд | 1:43.035 | — |
2 | 30 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:43.089 | +0.054 |
3 | 34 | ![]() |
Закспид - Ямаха | 1:44.053 | +1.018 |
4 | 29 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:44.075 | +1.040 |
5 | 18 | ![]() |
Оселла - Форд | 1:44.313 | +1.278 |
6 | 31 | ![]() |
Поселенцы - Форд | 1:44.498 | +1.463 |
7 | 36 | ![]() |
Оникс - Форд | 1:44.582 | +1.547 |
8 | 35 | ![]() |
Закспид - Ямаха | 1:44.780 | +1.745 |
9 | 33 | ![]() |
ЕвроБрун - Джадд | 1:45.446 | +2.411 |
10 | 37 | ![]() |
Оникс - Форд | 1:45.787 | +2.752 |
11 | 40 | ![]() |
АГС - Форд | 1:46.705 | +3.670 |
12 | 41 | ![]() |
АГС - Форд | 1:48.306 | +5.271 |
13 | 32 | ![]() |
Поселенцы - Форд | нет времени | — |
Квалификационный отчет
[ редактировать ]Как и ожидалось, в квалификации доминировали два McLaren. Несмотря на это, Сенна легко был в классе, показав время более чем на полторы секунды быстрее, чем его товарищ по команде Прост. Однако, как быстро стало ясно в гонке, Прост с самого начала знал, что в случае, если McLarens будут достаточно превосходить все другие машины на стартовой решетке, что даже с полностью оптимизированной для гонки настройкой его машины он сможет квалифицироваться на трассе. в первом ряду рядом с Сенной, но с настройкой машины, которая гораздо лучше соответствует требованиям гонки, чем у его товарища по команде – ему просто нужно будет обыграть бразильца на старте, и он будет иметь значительное преимущество во время гонки, как и быть увиденным. Феррари заполнили второй ряд, а Бергер едва опередил своего товарища по команде Герхарда Бергера и Найджела Мэнселла на четвертое место на две десятых секунды. Уильямс Алессандро Риккардо Патрезе отставал на полсекунды от Мэнселла, занявшего пятое место, а в третьем ряду к нему присоединился его соотечественник Наннини на своем Benetton. - Ford использует разработанный двигатель HBA4 V8 . Позиции позади Наннини были ожесточенными: только шесть десятых секунды охватывали следующие шесть квалификационных заездов, включая гонку бывшего чемпиона мира Нельсона Пике - Lotus Джадд на одиннадцатой позиции. Джонатана Палмера - Тиррелл Форд занял последнее место на стартовой решетке, заняв двадцать шестое место, в то время как четверо не смогли пройти квалификацию (в том числе бывшие гонщики Ferrari Рене Арну и Мишель Альборето , которые вместе выиграли 12 Гран-при), а девять гонщиков не смогли пройти предварительную квалификацию. квалифицироваться.
Бернд Шнайдер квалифицировал Zakspeed - Yamaha только на вторую гонку в сезоне (он также квалифицировался на открытие сезона в Бразилии ). Шнайдер квалифицировался 21-м, всего на 4,851 секунды медленнее Сенны. Товарищ Шнайдера по команде Агури Сузуки не добился такого успеха на своем домашнем Гран-при. После своего дебюта в Формуле-1 за команду Ларрусса в Сузуке в 1988 году Сузуки зафиксировал свою 15-ю неудачную попытку подряд пройти предварительную квалификацию на недостаточно мощном Zakspeed.
Квалификационная классификация
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | 1 квартал | 2 квартал | Зазор |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | ![]() |
Макларен - Хонда | 1:39.493 | 1:38.041 | — |
2 | 2 | ![]() |
Макларен - Хонда | 1:40.875 | 1:39.771 | +1.730 |
3 | 28 | ![]() |
Феррари | 1:41.253 | 1:40.187 | +2.146 |
4 | 27 | ![]() |
Феррари | 1:40.608 | 1:40.406 | +2.365 |
5 | 6 | ![]() |
Уильямс — Рено | 1:42.397 | 1:40.936 | +2.895 |
6 | 19 | ![]() |
Бенеттон - Форд | 1:41.601 | 1:41.103 | +3.062 |
7 | 5 | ![]() |
Уильямс — Рено | 1:42.943 | 1:41.324 | +3.283 |
8 | 30 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:42.534 | 1:41.336 | +3.295 |
9 | 8 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | 1:42.909 | 1:41.458 | +3.417 |
10 | 17 | ![]() |
Оселла - Форд | 1:42.483 | 1:41.519 | +3.478 |
11 | 11 | ![]() |
Лотос - Джадд | 1:43.386 | 1:41.802 | +3.761 |
12 | 12 | ![]() |
Лотос - Джадд | 1:43.370 | 1:41.988 | +3.947 |
13 | 7 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | 1:44.236 | 1:42.182 | +4.141 |
14 | 24 | ![]() |
Минарди - Форд | 1:43.107 | 1:42.283 | +4.242 |
15 | 21 | ![]() |
Даллара - Форд | 1:43.171 | 1:42.488 | +4.447 |
16 | 22 | ![]() |
Даллара - Форд | 1:43.904 | 1:42.581 | +4.540 |
17 | 16 | ![]() |
Март — Джадд | 1:43.851 | 1:42.672 | +4.631 |
18 | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:43.306 | 1:42.709 | +4.668 |
19 | 23 | ![]() |
Минарди - Форд | 1:46.096 | 1:42.780 | +4.739 |
20 | 15 | ![]() |
Март — Джадд | 1:44.805 | 1:42.880 | +4.839 |
21 | 34 | ![]() |
Закспид - Ямаха | 1:44.323 | 1:42.892 | +4.851 |
22 | 20 | ![]() |
Бенеттон - Форд | 1:43.217 | 1:43.063 | +5.022 |
23 | 26 | ![]() |
Лижье - Форд | 1:45.801 | 1:43.379 | +5.338 |
24 | 10 | ![]() |
Стрелки - Форд | 1:44.501 | 1:43.511 | +5.470 |
25 | 9 | ![]() |
Стрелки - Форд | 1:44.288 | 1:43.599 | +5.558 |
26 | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | 1:43.955 | 1:43.757 | +5.716 |
27 | 25 | ![]() |
Лижье - Форд | 1:44.221 | 1:44.030 | +5.989 |
28 | 29 | ![]() |
Лола - Ламборджини | 1:44.063 | 1:44.101 | +6.022 |
29 | 38 | ![]() |
Риал - Форд | 2:11.328 | 1:47.160 | +9.119 |
30 | 39 | ![]() |
Риал - Форд | 1:50.883 | 1:47.295 | +9.254 |
Раса
[ редактировать ]Отчет о гонке
[ редактировать ]Чтобы улучшить свою скорость по прямой, Просту щиток Герни , как сообщил журналист Формулы-1 Морис Хэмилтон. перед гонкой без ведома Сенны удалили [ 5 ] На старте Прост ушел намного быстрее Сенны, как он и надеялся, мгновенно лишив бразильца преимущества поул-позиции. Фактически, старт Сенны был настолько плохим, что Герхарду Бергеру удалось обогнать его со своего третьего места на стартовой решетке. Но McLaren Сенны провел внутреннюю линию в первом повороте, и ему удалось удержать Ferrari позади себя. Теперь, когда настройки гонки явно превосходят настройки его товарища по команде, в течение первой половины гонки Прост постепенно увеличивал свое преимущество почти до шести секунд, а затем Сенна потерял еще две секунды из-за медленного пит-стопа. Однако с новым комплектом шин расстановка сил изменилась, и действующий чемпион мира начал терять лидерство француза.
Позади ведущей пары, после его первоначальной атаки, у Герхарда Бергера на 34-м круге вышла из строя коробка передач Ferrari, а у сестры Ferrari Найджела Мэнселла девять кругов спустя отказал двигатель. Когда машины Scuderia исчезли, все реальные вызовы атаке McLaren испарились. Единственной оппозицией, оставшейся для Сенны и Проста, были друг друга, поскольку они отходили от нового игрока, занявшего третье место, Алессандро Наннини. Итальянская компания Benetton использовала в гонках менее мощный, но более надежный двигатель HBA1, а не разработку HBA4. Его товарищ по команде Эмануэле Пирро действительно использовал в гонке усовершенствованный двигатель V8, и, хотя он был не таким быстрым, как Наннини, он все же использовал его, чтобы подняться на 10-е место после старта с 22-го. Гонка Пирро завершилась на 33-м круге после столкновения на шпильке с Андреа де Сезарисом , где Пирро врезался в спину своего соотечественника Даллара.
Сенна наконец догнал Проста на 40-м круге, и в течение следующих пяти кругов разрыв между ними оставался примерно в одной секунде, поскольку два гонщика McLaren пытались занять тактическую позицию. У Проста была более высокая максимальная скорость на прямых, а высокая прижимная сила Сенны давала ему преимущество в поворотах. На 47-м круге Сенна использовал свою большую скорость на поворотах, чтобы оставаться рядом с машиной Проста на сложном повороте Spoon Corner с двойным апексом. Это поставило машину Сенны прямо в аэродинамический буксир от лидирующего McLaren, сведя на нет большую часть преимущества Проста на прямой. Благодаря печально известному сверхскоростному левому повороту 130R Сенна еще больше сократил преимущество Проста, отставив его MP4/5 от своего соперника всего на две длины машины.
Следующий поворот после 130R — это шикана, второй по скорости поворот на трассе. Когда Прост начал тормозить перед поворотом, Сенна нырнул рядом, но Прост увидел движение в зеркалах и перевел машину через трассу, чтобы преградить ему путь (Прост сказал боссу команды Рону Деннису перед гонкой , что в прошлом он покинул трассу). дверь открыта, если Сенна бросит вызов, чтобы не вывести из строя обе машины команды, но в этот день он не оставил бы дверь открытой). Ни один из водителей не пожелал отступать, и они столкнулись незадолго до вершины поворота. Поскольку колеса были заблокированы, а двигатели заглохли, обе машины остановились в устье частично заблокированной дороги, ведущей к шикане. Поскольку машины находились прямо на линии возможных вышедших из-под контроля машин, маршалы поспешили их очистить. Пока Прост расстегнул ремни и вышел из машины (думая, что эта гонка окончена и чемпионат мира окончательно решен в его пользу), Сенна жестом показал маршалам подтолкнуть его к отступлению. Когда McLaren двинулся вперед, Сенна использовал движение вперед, чтобы перезапустить двигатель, и после того, как он загорелся, он немедленно ускорился по дороге отхода, лавируя между временными шиканами, установленными на проезжей части.
Хотя его машина работала, MP4/5 Сенны получил повреждение переднего крыла во время столкновения, и пока Прост медленно двинулся обратно на ближайший пит-лейн, Сенне пришлось проехать почти весь круг по трассе, прежде чем отправиться в пит-лейн для ремонта. После замены носового обтекателя Сенна продолжил гонку. О доминировании McLaren свидетельствует тот факт, что, несмотря на столкновение, последующий период остановки, медленный круг и задержку пит-стопа, пока его машина ремонтировалась, - когда Сенна вернулся в гонку, он отставал всего на пять секунд. новый лидер гонки Алессандро Наннини.
Сенне не потребовалось много времени, чтобы догнать «Бенеттон» Наннини. Он обогнал итальянца всего через два круга после замены носового обтекателя, ровно в том же месте, где произошло столкновение с Простом (в отличие от Проста, Наннини не оказал существенного сопротивления, единственным свидетельство того, как сильно он пытался удержать Сенну). Два круга спустя Сенна взял клетчатый флаг. Наннини финишировал вторым, за ним следовали два автомобиля Williams-Renault Риккардо Патрезе и Тьерри Бутсен, которые ехали в тандеме и сбивались с темпа на протяжении всей гонки. Единственным гонщиком, находившимся на том же круге, что и победитель, был Нельсон Пике; почти на круг позади, но все же намного лучше, чем на одиннадцатой позиции, с которой он стартовал, в основном из-за высокого уровня выбывания в гонке. Только одиннадцать из двадцати шести стартовавших все еще бежали к финишу. Позади Пике шли два британских гонщика, которые также извлекли выгоду из неудач других, и хотя шестое место Мартина Брандла было достаточно примечательным, Дерек Уорвик приехал из заднего ряда стартовой решетки на своем Стрелки займут седьмое место. Уловка, которая ему принесла удовольствие, перед гонкой Уорвик предпринял экстраординарный шаг, убрав практически всю прижимную силу со своей машины в надежде, что дополнительная скорость по прямой даст ему преимущество. [ 6 ]
После гонки
[ редактировать ]Сразу после гонки Сенна был дисквалифицирован стюардами гонки за пропуск шиканы после столкновения с Простом. Сенна лично утверждал, что решение о передаче чемпионства своему земляку Просту было принято FISA президентом Жаном-Мари Балестром (стюарды гонки и Балестр отрицали это, заявив, что руководитель FISA даже не присутствовал на гонке). совещание стюардов, на котором было принято решение о дисквалификации Сенны). В результате Наннини был удостоен победы, и он поднялся на подиум вместе с Патрезе и Бутсеном. Это окажется единственной победой Алессандро Наннини в карьере в Формуле-1, которая была прервана крушением вертолета почти ровно год спустя, в результате чего ему было отрублено правое предплечье. Дисквалификация Сенны также означала, что для него было математически невозможно улучшить общее количество очков Проста, и поэтому чемпионат пилотов 1989 года достался французу.
Поскольку он не получил конкурентного преимущества, пропустив шикану, Сенна и Макларен попытались обжаловать решение о дисквалификации. Босс McLaren Рон Деннис объяснил, что это не имело никакого отношения к тому, чтобы помешать Просту (который уходил из McLaren в Ferrari) выиграть чемпионат, а заключалось в том, что команда твердо чувствовала, что у них отобрали победу из-за неправильного решения, и это привело к потеря призовых и бонусных спонсорских денег. На слушаниях FISA в Париже позже на той же неделе дисквалификация Сенны была не только оставлена в силе, но и на водителя был наложен дополнительный штраф в размере 100 000 долларов США и условный шестимесячный запрет (FISA также назвало Сенну «опасным водителем»). После инцидента было много споров о том, намеренно ли Прост столкнулся с Сенной, был ли Сенна слишком амбициозен в своем обгоне, или же столкновение было просто гоночным инцидентом между двумя озлобленными товарищами по команде.
Классификация рас
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | их | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 19 | ![]() |
Бенеттон - Форд | Г | 53 | 1:35:06.277 | 6 | 9 |
2 | 6 | ![]() |
Уильямс — Рено | Г | 53 | + 11.904 | 5 | 6 |
3 | 5 | ![]() |
Уильямс — Рено | Г | 53 | + 13.446 | 7 | 4 |
4 | 11 | ![]() |
Лотос - Джадд | Г | 53 | + 1:44.225 | 11 | 3 |
5 | 7 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | П | 52 | + 1 круг | 13 | 2 |
6 | 9 | ![]() |
Стрелки - Форд | Г | 52 | + 1 круг | 25 | 1 |
7 | 15 | ![]() |
Март — Джадд | Г | 52 | + 1 круг | 20 | |
8 | 10 | ![]() |
Стрелки - Форд | Г | 52 | + 1 круг | 24 | |
9 | 21 | ![]() |
Даллара - Форд | П | 52 | + 1 круг | 15 | |
10 | 22 | ![]() |
Даллара - Форд | П | 51 | + 2 круга | 16 | |
Верно | 2 | ![]() |
Макларен - Хонда | Г | 47 | Столкновение | 2 | |
Верно | 8 | ![]() |
Брэбэм — Джадд | П | 46 | Двигатель | 9 | |
Верно | 27 | ![]() |
Феррари | Г | 43 | Двигатель | 4 | |
Верно | 12 | ![]() |
Лотос - Джадд | Г | 41 | Двигатель | 12 | |
Верно | 4 | ![]() |
Тиррелл - Форд | Г | 37 | Коробка передач | 18 | |
Верно | 30 | ![]() |
Лола - Ламборджини | Г | 36 | Двигатель | 8 | |
Верно | 28 | ![]() |
Феррари | Г | 34 | Коробка передач | 3 | |
Верно | 20 | ![]() |
Бенеттон - Форд | Г | 33 | Столкновение | 22 | |
Верно | 26 | ![]() |
Лижье - Форд | Г | 31 | Двигатель | 23 | |
Верно | 16 | ![]() |
Март — Джадд | Г | 27 | Приостановка | 17 | |
Верно | 17 | ![]() |
Оселла - Форд | П | 21 | Тормоза | 10 | |
Верно | 3 | ![]() |
Тиррелл - Форд | Г | 20 | Утечка топлива | 26 | |
Верно | 34 | ![]() |
Закспид - Ямаха | П | 1 | Коробка передач | 21 | |
Верно | 24 | ![]() |
Минарди - Форд | П | 0 | Столкновение | 14 | |
Верно | 23 | ![]() |
Минарди - Форд | П | 0 | Схватить | 19 | |
ДСК | 1 | ![]() |
Макларен - Хонда | Г | 53 | Воссоединился с треком незаконно 1 | 1 | |
DNQ | 25 | ![]() |
Лижье – Форд | Г | ||||
DNQ | 29 | ![]() |
Лола – Ламборгини | Г | ||||
DNQ | 38 | ![]() |
Риал – Форд | Г | ||||
DNQ | 39 | ![]() |
Риал – Форд | Г | ||||
ДНПК | 18 | ![]() |
Оселла — Форд | П | ||||
ДНПК | 31 | ![]() |
Поселенцы - Форд | П | ||||
ДНПК | 36 | ![]() |
Оникс – Форд | Г | ||||
ДНПК | 35 | ![]() |
Закспид – Ямаха | П | ||||
ДНПК | 33 | ![]() |
ЕвроБрун — Джадд | П | ||||
ДНПК | 37 | ![]() |
Оникс – Форд | Г | ||||
ДНПК | 40 | ![]() |
АГС – Форд | Г | ||||
ДНПК | 41 | ![]() |
АГС – Форд | Г | ||||
ДНПК | 32 | ![]() |
Поселенцы - Форд | П | ||||
- Примечания
- ^ 1 - Айртон Сенна изначально финишировал первым, но был дисквалифицирован за незаконное возвращение на трассу после столкновения с Аленом Простом .
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]- Жирный текст обозначает чемпионов мира.
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Айртон Сенна установил лучший результат круга - 1:43.025 на 38-м круге, но результат был аннулирован из-за его дисквалификации.
[2] Реали Джуниор, Эльпидио (6 ноября 1996 г.). «Балестре признается, что помог Просту против Сенны». Штат Сан-Паулу. Проверено 11 июля 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гран-при Японии 1989 года | База данных автоспорта» .
- ^ «Формула 1 Гран-при Японии Honda 2022 – Медиа-кит» (PDF) . Международная автомобильная федерация . 5 октября 2022 г. Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Гран-при Японии: часто это сцена решающих титулов и споров» . 24 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Мюррей (1989). Год Гран-при Мюррея Уокера . Первое издание формулы. стр. 125–132. ISBN 1-870066-22-7 .
- ^ «Специальный выпуск журналистов Сенны» . ШпионСпортФ1 . Проверено 1 мая 2014 г.
- ^ Робак, Найджел ; Генри, Алан (1989). Нейсмит, Барри (ред.). «Раунд 15: Япония, дверь захлопывается». Гран При . 5 . Глен Уэйверли, Виктория: Garry Sparke & Associates: 142. ISBN 0-908081-99-5 .
- ^ «Гран-при Японии 1989 года» . Формула Один. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ «Гран-при Японии 1989 года – Результаты и история гонок – Архив GP» . GPArchive.com . 22 октября 1989 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Япония 1989 – Чемпионат • СТАТС F1» . statsf1.com . Проверено 18 марта 2019 г.
- Генри, Алан (2000). Автокурс «50 лет чемпионату мира по автогонкам» . Издательство Хэзлтон. ISBN 978-1-874557-78-4 .
- Рендалл, Иван (1999). Силовая игра: 50 лет Формулы-1 . Вайденфельд Николсон Иллюстрированный. ISBN 978-0-297-82500-5 .
- Рендалл, Иван (1998). Клетчатый флаг: 100 лет автогонок . Вайденфельд Николсон Иллюстрированный. ISBN 978-0-297-82402-2 .
- Чимарости, Адриано (1997). Полная история автогонок Гран-при . ООО «Аурум Пресс» ISBN 978-1-85410-500-4 .
- Генри, Алан (1994). Вспоминая Айртона Сенну . Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-83450-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]