Гран-при США 1980 года на Западе
Гран-при США 1980 года на Западе | |||
---|---|---|---|
Гонка 4 из 14 в сезоне Формулы-1 1980 года. | |||
Подробности гонки | |||
Дата | 30 марта 1980 г. | ||
Официальное название | Гран-при Toyota в Лонг-Бич | ||
Расположение | Лонг-Бич, Калифорния | ||
Курс | Временный уличный курс | ||
Продолжительность курса | 3,251 км (2,02 мили) | ||
Расстояние | 80 кругов, 260,08 км (161,60 миль) | ||
Погода | Солнечно и тепло, температура достигает 81 ° F (27 ° C); скорость ветра до 10,9 миль в час (17,5 км/ч) [1] | ||
Поул-позиция | |||
Водитель | Брэбэм - Форд | ||
Время | 1:17.694 | ||
Самый быстрый круг | |||
Водитель | Нельсон Пике | Брэбэм - Форд | |
Время | 1:19.83 — 38-й круг. | ||
Подиум | |||
Первый | Брэбэм - Форд | ||
Второй | Стрелки - Форд | ||
Третий | Фиттипальди - Форд | ||
Лидеры круга |
( Гран-при США Запада 1980 года официально Гран-при Toyota в Лонг-Бич). [2] ) — автогонка Формулы-1 , проходившая 30 марта 1980 года в Лонг-Бич, штат Калифорния . Это был четвертый этап сезона Формулы-1 1980 года . Гонка стала пятым Гран-при США на Западе и шестой уличной гонкой, проходившей в Лонг-Бич. Гонка прошла на протяжении 80 кругов по трассе длиной 3,251 километра на общую дистанцию 260 километров.
Гонку выиграл бразильский гонщик Нельсон Пике за рулем Brabham BT49 . Это была дебютная победа Пике на чемпионате мира, он финишировал всего лишь с четвертым очком и объявил о своем появлении в качестве претендента на чемпионство. Пике опередил итальянского гонщика Риккардо Патрезе на Arrows A3 с преимуществом в 49 секунд . Это был лучший результат как для Эрроуза, так и для Патрезе за два года после того, как Патрез финишировал вторым на Гран-при Швеции 1978 года . Третьим стал бразильский гонщик, двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди за рулем Fittipaldi F7 . Это был лучший результат Фиттипальди с тех пор, как он финишировал вторым на Гран-при Бразилии 1978 года .
Краткое содержание
[ редактировать ]Нельсон Пике взял поул, показал лучший круг и одержал свою первую в карьере победу в гонке, доминируя на уик-энд на своем сверкающем сине-белом Brabham . В квалификации бразилец опережал остальных участников на целую секунду, и он лидировал на всех 80 кругах гонки, выиграв с преимуществом в 49 секунд и завоевав долю лидерства в чемпионате пилотов. Гонка станет последней в Формуле-1 для швейцарского гонщика Клея Регаццони потерял тормоза , который получил травму позвоночника, когда на своем Ensign и врезался в припаркованную машину, а затем на бетонный барьер на скорости 150 миль в час (240 км/ч).
В пятничной квалификации француз Дидье Пирони показал лучшее время, но хороший круг в субботу был вопросом использования мягких квалификационных шин в нужное время и правильного времени, прежде чем трасса стала слишком маслянистой. Пике, несомненно, был самым быстрым гонщиком на трассе, используя шины Goodyear , но лидер чемпионата Рене Арну занял второе место на своем Renault , рано проехав на мягких Michelins . Большим сюрпризом, однако, стал Ян Ламмерс , который поставил свой ATS на четвертую позицию, заменив травмированного Марка Зурера . Джеймс Хант чуть не вернулся в McLaren , попросив за гонку 1 миллион долларов. Эта возможность появилась, когда французский гонщик-новичок Ален Прост сломал запястье во время тренировки перед Гран-при Южной Африки и был не полностью готов к вождению в Лонг-Бич. Главный спонсор команды, Marlboro, предложил половину суммы, но переговоры закончились после того, как Хант сломал ногу, катаясь на лыжах. Стивен Саут заменил, но Саут не смог пройти квалификацию. К концу сессии Пирони опустился на девятое место, а Феррари Жиля Вильнева и Джоди Шектера , столь доминировавшие здесь годом ранее, боролись за 10-е и 16-е места, а Эмерсону Фиттипальди только что удалось подняться на стартовую решетку, заняв 24-е и последнее место. Американцы Марио Андретти ( Lotus ) и Эдди Чивер ( Озелла ) в свой первый полноценный сезон в Формуле-1 были 15-м и 19-м.
Единственная ошибка Пике за уик-энд произошла во время воскресной утренней разминки, когда он и Дерек Дэйли столкнулись при входе в поворот после боксов. «Брэбэм» подлетел в воздух и тяжело приземлился на все четыре колеса, в то время как «Тиррелл» Дейли скатился по дороге к отступлению. После тщательного осмотра экипаж Brabham решил, что машина в порядке и готова к гонкам.
На входе в первый поворот Рикардо Зунино , Андретти, Йохен Масс и Жан-Пьер Жарье вступили в контакт при торможении. Brabham Зунино и Lotus Андретти не смогли продолжить гонку. После одного круга Пике опередил Патрика Депайера , которого Рене Арну зацепил за шпильку. За ними следовали Алан Джонс , Бруно Джакомелли , Риккардо Патрезе , Карлос Ройтеманн , Вильнев и Дэйли.
На четвертом круге Джакомелли потерял контроль над своей Alfa Romeo при торможении на шпильке в начале Шорлайн Драйв и выскользнул в сторону, пересекая гоночную трассу. Ройтеманн, следовавший сразу за ним, был собран первым. Джоди Шектер , Элио де Анджелис , Чивер и Жарье также приняли участие. По словам Ройтемана, в то время как «Альфа» Джакомелли стояла лицом к внутренней стене, он пропустил несколько машин, а затем дал задний ход и выехал на гоночную трассу, и Ройтеманну пришлось резко остановиться, чтобы не врезаться в «Альфу» итальянца. , а затем Джакомелли, поняв, что допустил ошибку, вернулся туда, где был. К тому времени, как Джакомелли понял, что произошло, пять других вышеупомянутых автомобилей, включая Ройтемана, создали эффект аккордеона; хотя Ройтеманн и Шектер, которые оба заглохли, ни во что не врезались, де Анжелис (который был ранен), Чивер и Жарье разбились, причем последний наиболее серьезно; колесо оторвало Тиррелла Жарьера, и он вошел в зону второго тура. Маршалы решили двигаться вперед. Джакомелли и Чивер пока смогли продолжить гонку, хотя оба сошли с дистанции позже в гонке, а Ройтеманн вскоре сошел с дистанции из-за проблем с коробкой передач. Фиттипальди едва удалось прорваться сквозь кровавую бойню, и маршалам каким-то образом удалось расчистить трассу до того, как лидеры развернулись, избежав красного флага, который остановил гонку.
В то время как Пике продолжал беспрепятственно бежать впереди, Депайе боролся с потерей тормозов на своей Alfa Romeo. На 18-м круге Джонс догнал его и обогнал за пределами шпильки и занял второе место. Тем временем Джакомелли пробирался обратно по полю перед затяжной битвой между Регаццони, Фиттипальди и Джоном Уотсоном. Жилю Вильневу удалось вывести плохо управляемую Ferrari на хорошее четвертое место, но на 46-м круге у него отказала передача, и он выбыл из гонки.
После замены шин на 47-м круге Джакомелли вернулся на 12-е место, опередив Джонса, но Уильямс вот-вот обгонит его во второй раз, и продолжил свое безрассудное поведение на трассе. Когда Джонс вошел внутрь, чтобы обогнать итальянца, входящего в шпильку в конце прямой, Джакомелли повернул, и Джонс ударился о заднее колесо Alfa Romeo, согнув рулевой рычаг Williams и выбив Джонса из гонки. В результате Пике опередил Патрезе и Арну более чем на минуту, и он начал снижать скорость, позволив некоторым машинам разойтись по кругу.
На 50-м круге произошла ужасная авария, которая в конечном итоге положила конец карьере Клея Регаццони . На его машине Ensign N180 отказали тормоза на длинной стартовой финишной прямой, он не смог сбросить скорость, он врезался в неподвижный Brabham Рикардо Зунино, который остался на трассе. сбегите со шпильки с первого круга, а затем врезайтесь в бетонную стену. В результате несчастного случая он был парализован ниже пояса. Позже Регаццони подал в суд на организаторов гонки, но проиграл дело. [3]
На 63-м круге у Арну полностью спустило правое заднее колесо, и к тому времени, когда он смог вернуться в боксы для замены, он опустился на девятое место. Теперь Уотсон начал бросать вызов Фиттипальди за третье место и даже ненадолго обойти его, но проблемы с коробкой передач позволили бразильцу вернуть позицию, а затем оторваться. На самом деле Уотсон попал под обстрел из «Феррари» Шектера. Тормозя на шпильке, Шектер пытался обойти внешнюю линию, а Уотсон защищал внутреннюю линию. Однако он широко скользил по грязи и мрамору, и после этого решил довольствоваться 5-м местом и своими последними очками в Формуле-1.
Для Пике это была первая из 23 побед в карьере, благодаря которой он сравнялся с Арну в чемпионате пилотов. Для Фиттипальди, который финишировал третьим после постоянного Патрезе в Arrows , это был его первый подиум за более чем два года и последний в его карьере в Формуле-1 (как в качестве гонщика, так и в качестве конструктора ). Эстафета передавалась от одного многократного чемпиона мира из Бразилии к другому.
Классификация
[ редактировать ]Квалификационный
[ редактировать ]Поз. | Нет. | Водитель | Конструктор | Время | Зазор |
---|---|---|---|---|---|
1 | 5 | Нельсон Пике | Брэбэм - Форд | 1:17.694 | - |
2 | 16 | Рене Арну | Рено | 1:18.689 | + 0.995 |
3 | 22 | Патрик Депайлер | Альфа Ромео | 1:18.719 | + 1.025 |
4 | 10 | Ян Ламмерс | АТС - Форд | 1:18.783 | + 1.089 |
5 | 27 | Алан Джонс | Уильямс - Форд | 1:18.819 | + 1.125 |
6 | 23 | Бруно Джакомелли | Альфа Ромео | 1:18.924 | + 1.230 |
7 | 28 | Карлос Ройтеманн | Уильямс - Форд | 1:18.964 | + 1.270 |
8 | 29 | Риккардо Патрезе | Стрелки - Форд | 1:19.071 | + 1.377 |
9 | 25 | Дидье Пирони | Лижье - Форд | 1:19.276 | + 1.582 |
10 | 2 | Жиль Вильнев | Феррари | 1:19.285 | + 1.591 |
11 | 15 | Жан-Пьер Жабуй | Рено | 1:19.316 | + 1.622 |
12 | 3 | Жан-Пьер Жарье | Тиррелл - Форд | 1:19.318 | + 1.624 |
13 | 26 | Жак Лаффит | Лижье - Форд | 1:19.455 | + 1.88 |
14 | 4 | Дерек Дэйли | Тиррелл - Форд | 1:19.744 | + 2.050 |
15 | 11 | Марио Андретти | Лотос - Форд | 1:19.763 | + 2.069 |
16 | 1 | Джоди Шектер | Феррари | 1:20.151 | + 2.457 |
17 | 29 | Йохен Масс | Стрелки - Форд | 1:20.410 | + 2.716 |
18 | 6 | Рикардо Зунино | Брэбэм - Форд | 1:20.419 | + 2.725 |
19 | 31 | Эдди Чивер | Оселла - Форд | 1:20.808 | + 3.83 |
20 | 12 | Элио де Анжелис | Лотос - Форд | 1:20.830 | + 3.114 |
21 | 7 | Джон Ватсон | Макларен - Форд | 1:20.868 | + 3.174 |
22 | 21 | Кеке Росберг | Фиттипальди - Форд | 1:20.911 | + 3.217 |
23 | 14 | Клэй Регаццони | Прапорщик - Форд | 1:20.984 | + 3.290 |
24 | 20 | Эмерсон Фиттипальди | Фиттипальди - Форд | 1:21.350 | + 3.656 |
25 | 18 | Дэвид Кеннеди | Тень - Форд | 1:21.523 | + 3.829 |
26 | 17 | Джефф Лис | Тень - Форд | 1:23.486 | + 5.792 |
27 | 8 | Стивен Саут | Макларен - Форд | 1:24.121 | + 6.427 |
Раса
[ редактировать ]Поз. | Нет | Водитель | Конструктор | их | Круги | Время/Пенсионер | Сетка | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 5 | Нельсон Пике | Брэбэм - Форд | Г | 80 | 1:50:18.550 | 1 | 9 |
2 | 29 | Риккардо Патрезе | Стрелки - Форд | Г | 80 | + 49.212 | 8 | 6 |
3 | 20 | Эмерсон Фиттипальди | Фиттипальди - Форд | Г | 80 | + 1:18.563 | 24 | 4 |
4 | 7 | Джон Ватсон | Макларен - Форд | Г | 79 | + 1 круг | 21 | 3 |
5 | 1 | Джоди Шектер | Феррари | М | 79 | + 1 круг | 16 | 2 |
6 | 25 | Дидье Пирони | Лижье - Форд | Г | 79 | + 1 круг | 9 | 1 |
7 | 30 | Йохен Масс | Стрелки - Форд | Г | 79 | + 1 круг | 17 | |
8 | 4 | Дерек Дэйли | Тиррелл - Форд | Г | 79 | + 1 круг | 14 | |
9 | 16 | Рене Арну | Рено | М | 78 | + 2 круга | 2 | |
10 | 15 | Жан-Пьер Жабуй | Рено | М | 71 | + 9 кругов | 11 | |
Верно | 21 | Кеке Росберг | Фиттипальди - Форд | Г | 58 | Перегрев | 22 | |
Верно | 14 | Клэй Регаццони | Прапорщик - Форд | Г | 50 | Несчастный случай | 23 | |
Верно | 27 | Алан Джонс | Уильямс - Форд | Г | 49 | Столкновение | 5 | |
Верно | 23 | Бруно Джакомелли | Альфа Ромео | Г | 47 | Столкновение | 6 | |
Верно | 2 | Жиль Вильнев | Феррари | М | 46 | Передача инфекции | 10 | |
Верно | 22 | Патрик Депайлер | Альфа Ромео | Г | 40 | Приостановка | 3 | |
Верно | 26 | Жак Лаффит | Лижье - Форд | Г | 36 | Прокол | 13 | |
Верно | 31 | Эдди Чивер | Оселла - Форд | Г | 11 | Передача инфекции | 19 | |
Верно | 28 | Карлос Ройтеманн | Уильямс - Форд | Г | 3 | Передача инфекции | 7 | |
Верно | 3 | Жан-Пьер Жарье | Тиррелл - Форд | Г | 3 | Несчастный случай | 12 | |
Верно | 12 | Элио де Анжелис | Лотос - Форд | Г | 3 | Несчастный случай | 20 | |
Верно | 9 | Ян Ламмерс | АТС - Форд | Г | 0 | Передача инфекции | 4 | |
Верно | 11 | Марио Андретти | Лотос - Форд | Г | 0 | Несчастный случай | 15 | |
Верно | 6 | Рикардо Зунино | Брэбэм - Форд | Г | 0 | Несчастный случай | 18 | |
DNQ | 18 | Дэвид Кеннеди | Тень - Форд | Г | ||||
DNQ | 17 | Джефф Лис | Тень - Форд | Г | ||||
DNQ | 8 | Стивен Саут | Макларен - Форд | Г | ||||
Положение чемпионата после гонки
[ редактировать ]
|
|
- Примечание . В обе группы турнирной таблицы включены только пять лучших позиций.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Информация о погоде на Гран-при США Запада 1980 года в Альманахе старых фермеров.
- ^ «Программы чемпионата мира Формулы-1 1980 года» . Программа охватывает проект .
- ^ Плашке, Билл (2 апреля 1994 г.). «Столкновение с прошлым: парализованный Регаццони возвращается в роли уличного гонщика на место трагедии» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Гран-при Запада США 1980 года» . формула1.com. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ «Гран-при США 1980 года на Западе - Результаты и история гонок - Архив GP» . GPArchive.com . 30 марта 1980 года . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Запад США, 1980 г. - Чемпионат • СТАТС F1» . www.statsf1.com . Проверено 21 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роб Уокер (июль 1980 г.). «5-й Гран-при США на Западе: победитель получает все». Дорога и трек , 146–151.